Стр. 1
Утратил силу-
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 26.04.1999 N 31
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 29 декабря 1993 г. N 12-349
О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ
(ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ
РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 N ВБ-26/12-201,
от 25.04.96 N ВБ-29/12-148)
Гострой России доводит до сведения, что с 1 апреля 1994 г.
вводится в действие "Порядок определения стоимости строительства и
свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях
развития рыночных отношений" взамен "Методических указаний по
определению стоимости строительства предприятий, зданий и
сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет",
утвержденных Госстроем СССР 12.04.84 N 17-Д. В новом документе
содержатся основные сведения о системе ценообразования и сметного
нормирования в строительстве, складывающейся в условиях
развивающихся рыночных отношений, общие методические положения по
определению стоимости строительства на всех стадиях разработки
технической (проектно-сметной) документации, составлению сметных
расчетов (смет), формированию свободных (договорных) цен на
строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за
выполненные подрядные работы, а также по использованию
автоматизированных систем в указанной сфере, функционирующих на
компьютерной основе. В Порядке приведены формы сметных документов,
терминологический словарь понятий, используемых в системе
ценообразования и сметного нормирования для условий рынка,
перечень действующего российского законодательства, в соответствии
с которым ведется определение стоимости строительства.
Одновременно сообщается, что издание и распространение
указанного Порядка по заявкам пользователей будут осуществляться
государственным предприятием "Центр проектной продукции массового
применения" (ГП ЦПП). Заявки следует направлять по адресу: 101967,
Москва, Фуркасовский пер., 12/5. Телефоны для справок: 925-55-64 и
923-39-98.
Заместитель Председателя
Госстроя России
В.А.БАЛАКИН
ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ
(ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 N ВБ-26/12-201,
от 25.04.96 N ВБ-29/12-148)
Настоящий Порядок разработан в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации для строительства,
осуществляемого на ее территории силами российских организаций
<*>, и содержит основные сведения о системе ценообразования и
сметного нормирования в строительстве, которая складывается в
Российской Федерации в рамках проводимой экономической реформы и в
условиях развивающихся рыночных отношений, общие методические
положения по определению стоимости строительства на всех стадиях
разработки предпроектной и проектно-сметной документации,
составлению сметных расчетов (смет), формированию свободных
(договорных) цен на строительную продукцию, рекомендации по
проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по
использованию автоматизированных систем в указанной сфере,
функционирующих на компьютерной основе.
-------------------------------
<*> Особенности определения стоимости строительства,
ведущегося в России с участием инофирм, отражены в "Порядке
определения сметной стоимости строительства, осуществляемого на
территории Российской Федерации с участием иностранных фирм",
введенном в действие письмом Госстроя России и МВЭС России от
23.02.94 N 12-28.
В Порядке приведены формы сметных документов и протокола
(ведомости) свободной (договорной) цены на строительную продукцию,
терминологический словарь понятий, используемых в системе
ценообразования и сметного нормирования в строительстве для
условий рынка, перечень действующих законодательных актов
Российской Федерации, в соответствии с которыми ведется
определение стоимости строительства.
Порядок имеет рекомендательный характер. Положения,
приведенные в нем, распространяются на предприятия и организации,
осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт
зданий и сооружений, независимо от их принадлежности и форм
собственности.
Министерства и другие центральные органы федеральной
исполнительной власти, местная администрация республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, акционерные общества,
строительные концерны, корпорации и ассоциации в соответствии с
предоставленными им правами могут с учетом положений настоящего
Порядка разрабатывать соответствующие методические документы по
определению стоимости строительства, отражающие специфику
отдельных отраслей народного хозяйства и видов строительства, а
также региональные особенности, и применять их по согласованию с
другими участниками инвестиционного процесса.
В Порядке учтены положения, приведенные в методических
документах, выпущенных Минстроем России в 1992 г. и Госстроем
России в 1993 г., в том числе и в Основных положениях (концепции)
ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях
развития рыночных отношений (письма Госстроя России от 22.10.93
N БЕ-19-21/12 и от 03.11.93 N 12-270), а также опыт, накопленный в
1991 - 1993 гг.
Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию
Порядка просьба направлять по адресу:
103828, Москва, Георгиевский пер., 2, Главценообразования
Госстроя России.
В связи с введением в действие с 01.04.94 настоящего Порядка
утрачивают силу "Методические указания по определению стоимости
строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению
сводных сметных расчетов и смет", утвержденные Госстроем СССР
12.04.84 N 17-Д, а также методические рекомендации, сообщенные
письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя
Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Общие положения
1.1.1. Действующая система ценообразования и сметного
нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и
правила - часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила" и другие сметные
нормативные документы (сметные нормативы), необходимые для
определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных
норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с
правилами и положениями, содержащими в себе необходимые
требования, они служат для определения сметной стоимости
строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и
технического перевооружения предприятий всех отраслей народного
хозяйства.
1.1.2. Часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила" входит в
"Перечень нормативных документов по строительству, действующих на
территории Российской Федерации", утвержденный приказом Минстроя
России от 04.06.92 N 135. Входящие в часть 4 СНиП сметные
нормативы используются на территории Российской Федерации в
качестве справочных материалов.
1.1.3. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат
труда работников строительства, времени работы строительных машин,
потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.),
установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или
других работ.
Главная функция сметных норм - определить нормативное
количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего
вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным
показателям.
Сметные нормы могут быть использованы для определения
потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах,
изделиях и конструкциях при разработке проектов организации
строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных
условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве
работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи
действующего оборудования, в районах со специфическими факторами
(безводность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются
коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам
нормативов.
Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся
в технической части соответствующих сборников сметных норм.
1.2. Виды сметных нормативов
и основы новой системы нормативов
1.2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
федеральные (общереспубликанские);
ведомственные (отраслевые);
региональные (местные);
собственная нормативная база пользователя.
В совокупности с частью 4 СНиП "Сметные нормы и правила",
содержащей в своем составе основные правила разработки и
применения сметных нормативов, а также определения сметной
стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему
ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Все вместе федеральные, ведомственные и региональные сметные
нормативы, а также собственная нормативная база пользователей
образуют сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу
системы ценообразования и сметного нормирования в
строительстве <*>, приведенную в таблице.
-------------------------------
<*> В Прил. 1 к настоящему Порядку приведен "Терминологический
словарь понятий, действующих в системе ценообразования и сметного
нормирования в строительстве в условиях развития рыночных
отношений", где даны пояснения к этим понятиям.
1.2.2. К федеральным (общереспубликанским) сметным нормативам
относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и
правил (СНиП) и вводимые в действие Госстроем России. Они
применяются при определении стоимости строительства,
осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства
Российской Федерации.
К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам
относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и
другими органами федерального управления для производственного
строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли
и, как правило, в отдельных районах (угольных бассейнах,
объединениях, отдельных стройках и т.п.), для которых они
разработаны. Эти нормативы не должны противоречить федеральным
сметным нормативам или дублировать их.
К региональным (местным) сметным нормативам относятся сметные
нормативы, вводимые в действие органами государственного
управления и местной администрации республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы
и Санкт-Петербурга для строительства, как правило, объектов
жилищно-гражданского назначения, осуществляемого на территории
соответствующего региона. Эти нормативы не должны противоречить
федеральным сметным нормативам или дублировать их.
К собственной нормативной базе пользователя относятся
индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия
деятельности конкретной организации - исполнителя работ. Как
правило, эта нормативная база основывается на нормативах
федерального, ведомственного или регионального уровня.
1.2.3. Все сметные нормативы, как это видно из системы,
приведенной в таблице, подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся:
элементные сметные нормы и цены БАЗИСНОГО УРОВНЯ <*> на виды
ресурсов, в том числе Сборник сметных норма и расценок на
эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), Сборник сметных
цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91), Сборник
сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-91) и
другие;
элементные сметные нормы и расценки на виды работ, в том числе
сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР-91
или СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91) вместе с Общими положениями по их
применению, сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж
оборудования и специальные строительные работы вместе с Общими
положениями по их применению, сборники сметных норм и расценок на
ремонтно-строительные работы (СНиР-91) <**> и другие <***>.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе
нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных
работ, а также укрупненные нормативы накладных расходов по
основным видам строительства, приведенные в Методических
рекомендациях (письмо Минстроя России от 30.10.92
N БФ-907/12)(2) <****>, рекомендуемый общеотраслевой норматив
сметной прибыли, приведенный в Методических рекомендациях (письмо
Минстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12)(1), Сборник сметных норм
дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ
в зимнее время (СНиП 4.07-91), Сборник сметных норм затрат на
строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91) и
другие;
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе
укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),
укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС
ВР), сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР),
укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели
ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства, сметные нормы
затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных
зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь
производственных зданий (НИПЗ) и другие.
--------------------------------------------
<*> Базисный уровень стоимости (см. Прил. 1).
<**> Сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные
работы (СНиР-91) с N 51 по N 69 утверждены приказом Минстроя
России от 23.07.92 N 176.
<***> Допускается по согласованию сторон, заключающих договор
(контракт) на капитальное строительство, применение
сметно-нормативной базы, введенной в действие с 1 января 1984 г.
(в т.ч. ЭСН-84, ЕРЕР-84 и РМО-84).
<****> В Прил. 3 к настоящему Порядку приведен Перечень
действующих нормативных документов Госстроя России, на основании
которых определяется стоимость строительства, где дано полное
название документов.
В круглых скобках - номер документа, на который дается ссылка
в данном Приложении.
Таблица
СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ) БАЗА СИСТЕМЫ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Федеральный (общереспубликанский) уровень ¦
L-----------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------¬----------¬
¦Федеральные сметные нормативы, вводимые в действие ¦¦Нормативы¦
¦Госстроем России и входящие в часть 4 СНиП "Сметные ¦¦смежных ¦
¦нормы и правила" ¦¦систем ¦
L------------T---------------------------T-------------¦ценообра-¦
-------------+------------¬--------------+------------¬¦зования ¦
¦Элементные сметные ¦¦ Укрупненные сметные ¦L----------
¦ нормативы ¦¦ нормативы ¦
L----------T--T------------L-----------T---T-----------
-----------+¬-+-----------¬------------+¬--+----------¬
¦Элементные ¦¦Элементные ¦¦ Сметные ¦¦Укрупненные ¦
¦сметные ¦¦сметные ¦¦ нормативы, ¦¦сметные нор-¦
¦нормы и ¦¦нормы и ¦¦ выражен- ¦¦мативы и по-¦
¦цены базис-¦¦расценки на ¦¦ ные в про- ¦¦казатели ¦
¦ного уровня¦¦виды работ ¦¦ центах ¦¦ ¦
L------------L-------------L-------------L-------------
------------¬-------------¬-------------¬г============¬----------¬
¦Сборник ¦¦Сборники ¦¦Нормативы ¦¦ Укрупненны妦Свободные¦
¦сметных ¦¦сметных нор즦накладных ¦¦ показатели ¦¦(рыноч- ¦
¦норм и рас-¦¦и расценок ¦¦расходов по ¦¦ базисной ¦¦ные) и ¦
¦ценок на ¦¦на строи- ¦¦видам строи-¦¦ стоимости ¦¦регулиру-¦
¦эксплуата- ¦¦тельные ра- ¦¦тельных и ¦¦ строитель- ¦¦емые це-¦
¦цию строи- ¦¦боты ¦¦монтажных ¦¦ ства (УБПС)¦¦ны и та- ¦
¦тельных ¦¦(СНиР-91) ¦¦работ ¦¦ ¦¦рифы на ¦
¦машин ¦¦СНиП 4.02-91¦L-------------L============-¦продукцию¦
¦СНИП ¦¦СНиП 4.05-91¦-------------¬г============¬¦производ-¦
¦4.03-91 ¦¦ ¦¦Укрупненные ¦¦Укрупненные ¦¦ственно- ¦
L------------L-------------¦нормативы ¦¦показатели ¦¦техниче- ¦
------------¬-------------¬¦накладных ¦¦базисной ¦¦ского на-¦
¦Сборник ¦¦Общие поло- ¦¦расходов по ¦¦стоимости пзначения ¦
¦сметных цен¦¦жения по ¦¦основным ви-¦¦видам работ ¦¦и услуги ¦
¦на материа-¦¦применению ¦¦дам строи- ¦¦(УПБС ВР) ¦L----------
¦лы, изделия¦¦сметных нор즦тельства ¦¦ ¦
¦и конструк-¦¦и расценок ¦L-------------L============-
¦ции (в 2-х ¦¦на строи- ¦-------------¬-------------¬
¦томах и 5 ¦¦тельные ра- ¦¦Общеотрасле-¦¦Сборники по-¦
¦частях, в ¦¦боты ¦¦вой нормати⦦казателей ¦
¦т.ч. для ¦¦СНиП 4.02-91¦¦сметной при-¦¦стоимости на¦
¦строитель- ¦L-------------¦были ¦¦виды работ ¦
¦ства в рай-¦-------------¬L-------------¦(сборники ¦
¦онах Край- ¦¦Сборники ре-¦-------------¬¦ПВР) ¦
¦него Соверদсурсных ¦¦Сборник ¦L-------------
¦и отдельных¦¦сметных нор즦сметных норм¦г============¬
¦местностях,¦¦(РСН) на ¦¦дополнитель-¦¦Укрупненные ¦
¦приравнен- ¦¦монтаж обо- ¦¦ных затрат ¦¦ресурсные ¦
¦ных к ним) ¦¦рудования и ¦¦при произ- ¦¦нормативы ¦
¦СНиП ¦¦на специаль-¦¦водстве ¦¦(УРН) и ук- ¦
¦4.04-91 ¦¦ные строи- ¦¦строительно-¦¦рупненные ¦
L------------¦тельные ра- ¦¦монтажных ¦¦показатели ¦
------------¬¦боты ¦¦работ в зим-¦¦ресурсов ¦
¦Сборник ¦L-------------¦нее время ¦¦(УПР) по от-¦
¦сметных цен¦г============¬¦СНиП 4.07-91¦¦дельным ви- ¦
¦на перевоз-¦¦Общие поло- ¦L-------------¦дам строи- ¦
¦ки грузов ¦¦жения по ¦-------------¬¦тельства ¦
¦для строи- ¦¦применению ¦¦Сборник ¦L============-
¦тельства ¦¦сборников ¦¦сметных норм¦-- - - - - - ¬
¦СНиП ¦¦РСН на вы- ¦¦затрат на ¦ Укрупненные
¦4.04-91 ¦¦полнение ¦¦строительст-¦¦показатели ¦
L------------¦строительно-¦¦во временных¦ стоимости
¦монтажных ¦¦зданий и со-¦¦строительст-¦
¦работ ¦¦оружений ¦ ва (УПСС);
L============-¦СНиП 4.09-91¦¦укрупненные ¦
- - - - - - -¬L------------- сметные нор-
Сборники - - - - - - -¬¦нормы (УСН) ¦
¦расценок на ¦ Нормы заго- на здания,
монтаж обо- ¦товительно- ¦¦сооружения, ¦
¦рудования ¦ складских конструкции
СНиП 4.06-91 ¦расходов ¦¦и виды ра- ¦
L - - - - - --L - - - - - -- бот; прейс-
- - - - - - -¬ ¦куранты на ¦
Общие поло- строительст-
¦жения по ¦ ¦во зданий и ¦
применению сооружений
¦расценок на ¦ ¦(ПРЗС); ук- ¦
монтаж обо- рупненные
¦рудования ¦ ¦расценки ¦
СНиП 4.06-91 (УР)
L - - - - - -- L - - - - - --
-------------¬-------------¬-------------¬
¦Сборники ¦¦Другие нор- ¦¦Сметные нор-¦
¦сметных нор즦мативы ¦¦мы затрат на¦
¦и расценок ¦L-------------¦оборудование¦
¦на ремонтно-¦ ¦и инвентарь ¦
¦строительные¦ ¦общественных¦
¦работы ¦ ¦и админист- ¦
¦(СНиР-91) ¦ ¦ративных ¦
L------------- ¦зданий ¦
L-------------
--------------------------------
Пунктиром показаны нормативы, действующие на протяжении
переходного периода.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Отраслевой (ведомственный) уровень ¦
L-----------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------¬----------¬
¦Ведомственные (отраслевые) сметные нормативы, вводи- ¦¦Нормативы¦
¦мые в действие министерствами и другими органами фе- ¦¦смежных ¦
¦дерального управления ¦¦систем ¦
L------------------------------------------------------¦ценообра-¦
------------¬-------------¬ г============¬¦зования ¦
¦Районные ¦¦Элементные ¦ ¦Укрупненные ¦L----------
¦(по бассей-¦¦сметные ¦ ¦ресурсные ¦----------¬
¦нам, объе- ¦¦нормы на ¦ ¦нормативы ¦¦Свободные¦
¦динениям, ¦¦специальные ¦ ¦(УРН) и ук- ¦¦(рыноч- ¦
¦отдельным ¦¦работы (ре- ¦ ¦рупненные ¦¦ные) и ¦
¦стройкам и ¦¦ставрацион- ¦ ¦показатели ¦¦регулиру-¦
¦т.п.) смет-¦¦ные и т.п.) ¦ ¦ресурсов ¦¦емые це-¦
¦ные цены на¦L------------- ¦(УПР) по от-¦¦ны и та- ¦
¦материалы, ¦г============¬ ¦дельным ви- ¦¦рифы на ¦
¦изделия и ¦¦Районные (по¦ ¦дам произ- ¦¦продукцию¦
¦конструкци覦бассейнам, ¦ ¦водственногпроизвод-¦
L------------¦объединени- ¦ ¦строительст-¦¦ственно- ¦
¦ям, отдель- ¦ ¦ва ¦¦техниче- ¦
¦ным строй- ¦ L============-¦ского на-¦
¦кам и т.п.) ¦ - - - - - - -¬¦значения ¦
¦ресурсные ¦ Укрупненные ¦и услуги ¦
¦нормы на ¦ ¦показатели ¦L----------
¦специальные ¦ стоимости
¦работы ¦ ¦строительст-¦
L============- ва (УПСС);
¦укрупненные ¦
сметные нор-
¦мы (УСН) на ¦
здания, со-
¦оружения, ¦
конструкции
¦и виды ра- ¦
бот; прейс-
¦куранты на ¦
строительст-
¦во зданий и ¦
сооружений
¦(ПРЗС); ук- ¦
рупненные
¦расценки ¦
(УР) на
¦строительст-¦
во объектов
производст-
¦венного на- ¦
значения
L - - - - - --
-------------¬
¦Сметные нор-¦
¦мы затрат на¦
¦оборудование¦
¦и инвентарь ¦
¦производст- ¦
¦венных зда- ¦
¦ний ¦
L-------------
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Региональный (местный) уровень ¦
L-----------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------¬----------¬
¦Региональные (местные) сметные нормативы, вводимые в ¦¦Свободные¦
¦действие органами государственного управления и мест-¦¦(рыноч- ¦
¦ной администрации республик в составе Российской Фе- ¦¦ные) и ¦
¦дерации, краев, областей, автономных образований, го-¦¦регулиру-¦
¦родов Москвы и Санкт-Петербурга ¦¦емые це-¦
L------------------------------------------------------¦ны и та- ¦
------------¬-------------¬ г============¬¦рифы на ¦
¦Зональные ¦¦Элементные ¦ ¦Укрупненные ¦¦продукцию¦
¦сметные ¦¦сметные ¦ ¦ресурсные ¦¦производ-¦
¦цены на ¦¦нормы на ¦ ¦нормативы ¦¦ственно- ¦
¦местные ¦¦специальные ¦ ¦и показател覦техниче- ¦
¦строитель- ¦¦работы (ре- ¦ ¦ресурсов по ¦¦ского на-¦
¦ные матери-¦¦ставрацион- ¦ ¦объектам жи-¦¦значения ¦
¦алы, изде- ¦¦ные и т.п.) ¦ ¦лищно-граж- ¦¦и услуги ¦
¦лия и кон- ¦¦с применени-¦ ¦данского на-¦L----------
¦струкции ¦¦ем местных ¦ ¦значения ¦
¦(региональ-¦¦строительных¦ L============-
¦ные катало-¦¦материалов ¦ г============¬
¦ги базовых ¦L------------- ¦Укрупненные ¦
¦цен ¦ ¦сметные нор-¦
L------------ ¦мативы на ¦
¦строительст-¦
¦во объектов ¦
¦жилищно- ¦
¦гражданского¦
¦назначения ¦
L============-
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Собственная нормативная база пользователей ¦
L-----------------------------------------------------------------
г===========¬-------------¬-------------¬г============¬----------¬
¦Индивиду- ¦¦Индивидуаль-¦¦Индивидуаль-¦¦Укрупненные ¦¦Свободные¦
¦альные ¦¦ные ресурс- ¦¦ные нормы ¦¦ресурсные ¦¦(рыноч- ¦
¦сметные це-¦¦ные нормати-¦¦накладных ¦¦нормативы ¦¦ные) и ¦
¦ны на мест-¦¦вы на от- ¦¦расходов и ¦¦и показател覦регулиру-¦
¦ные и при- ¦¦дельные виды¦¦сметной при-¦¦ресурсов, ¦¦емые це-¦
¦возные ¦¦работ, учи- ¦¦были для ¦¦учитывающие ¦¦ны и та- ¦
¦строитель- ¦¦тывающие ¦¦конкретной ¦¦реальные ус-¦¦рифы на ¦
¦ные матери-¦¦реальные ус-¦¦организации ¦¦ловия дея- ¦¦продукцию¦
¦алы, изде- ¦¦ловия дея- ¦L-------------¦тельности ¦¦производ-¦
¦лия и кон- ¦¦тельности ¦ ¦конкретного ¦¦ственно- ¦
¦струкции ¦¦конкретного ¦ ¦исполнителя ¦¦техниче- ¦
L===========-¦исполнителя ¦ ¦работ ¦¦ского на-¦
¦работ, фир- ¦ L============-¦значения ¦
¦менные смет-¦ ¦и услуги ¦
¦ные нормы ¦ L----------
¦(ФСН) ¦
L-------------
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
2.1. Основания для определения стоимости, классификация
строительной продукции и виды сметной документации
2.1.1. Стоимость строительства новых, реконструкции,
расширения и технического перевооружения действующих предприятий,
зданий и сооружений <*> - это сумма денежных средств, требующихся
для его осуществления. Она определяется в составе предпроектных
проработок (ТЭО строительства).
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и
сооружений - это сумма денежных средств, необходимых для его
осуществления в соответствии с проектными материалами.
Сметная стоимость является основой для определения размера
капитальных вложений, финансирования строительства, формирования
свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за
выполненные подрядные (строительно-монтажные) работы, оплаты
расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а
также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных
сводным сметным расчетом. На основе сметной документации
осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и
оценка деятельности строительно-монтажных организаций и
заказчиков. Исходя из сметной стоимости определяется в
установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие
основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и
сооружениям.
-------------------------------
<*> "Строительство новых, реконструкция, расширение и
техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и
сооружений" в дальнейшем именуются "строительство предприятий,
зданий и сооружений".
2.1.2. Основанием для определения сметной стоимости
строительства служат:
проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомости
объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости
на оборудование, основные решения по организации и очередности
строительства, принятые в проекте организации строительства, а
также пояснительные записки к проектным материалам,
действующие сметные (в том числе ресурсные) нормативы, а также
отпускные цены на оборудование, мебель и инвентарь,
отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения
центральных и других органов государственного управления.
В случае, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в
действующей сметно-нормативной (нормативно-информационной) базе, а
также для специализированных строек (в том числе линейных), в
составе проекта могут составляться по произвольной форме
индивидуальные сметные нормы.
2.1.3. Формы сметной документации позволяют составлять ее в
определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к
более крупным элементам строительства, представляющим собой вид
работ (затрат) - объект - пусковой комплекс - очередь
строительства - строительство (стройка) в целом.
Применительно к составлению сметной документации объектом
строительства является отдельно стоящее здание (производственный
корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и
т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со
всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и
т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и
вспомогательными устройствами, а также, при необходимости, с
прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами
(вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).
Если на строительной площадке по проекту возводится только
один объект основного назначения, без строительства подсобных и
вспомогательных объектов (например: в промышленности - здание цеха
основного назначения; на транспорте - здание железнодорожного
вокзала; в жилищно-гражданском строительстве - жилой дом, театр,
здание школы и т.п.), то понятие "объект" может совпадать с
понятием "стройка".
Пусковой комплекс - группа объектов (или их частей) основного
производственного и вспомогательного назначения, энергетического,
транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных
инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов,
являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в
эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг,
предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для
обслуживающего персонала согласно действующим нормам.
Очередь строительства - часть строительства, состоящая из
группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию
обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных
проектом. Может состоять из одного или нескольких пусковых
комплексов.
Стройка - совокупность зданий и сооружений различного
назначения, строительство, расширение или реконструкция которых
осуществляются, как правило, по единой проектно-сметной
документации в объеме, определенном сводным сметным расчетом или
сводкой затрат.
2.1.4. Сметная стоимость строительства в соответствии с
технологической структурой капитальных вложений и порядком
осуществления деятельности строительно-монтажных организаций
подразделяется по следующим элементам:
строительные работы;
работы по монтажу оборудования (монтажные работы);
затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и
инвентаря;
прочие затраты.
2.1.5. Для определения сметной стоимости строительства
проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей
составляется сметная документация, состоящая из локальных смет,
локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных
расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных
сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др.
Локальные сметы являются первичными сметными документами и
составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и
сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов,
определившихся при разработке рабочей документации (РД) или
рабочих чертежей.
Локальные сметные расчеты составляются также на отдельные виды
работ и затрат по зданиям и сооружениям или на общеплощадочные
работы в тех случаях, когда объемы работ и размеры затрат
окончательно не определились и подлежат уточнению, как правило, на
основании РД.
Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом
данные из локальных смет и являются сметными документами, на
основе которых формируются свободные (договорные) цены на
строительную продукцию.
Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект
в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и
подлежат уточнению, как правило, на основе РД.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех
случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по
стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех
затрат, которые не учтены сметными нормативами (например:
компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы,
связанные с применением льгот и доплат, установленных
правительственными решениями, и т.п.).
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий,
зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе
объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на
отдельные виды затрат.
Сводка затрат - это сметный документ, определяющий стоимость
строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в
случаях, когда наряду с объектами производственного назначения
составляется проектно-сметная документация на объекты
жилищно-гражданского и другого назначения. Она составляется по
форме N 2 <*>.
-------------------------------
<*> В Приложении 2 к настоящему Порядку приведены формы
сметных документов.
2.1.6. Одновременно со сметной документацией по желанию
пользователя в составе проекта и РД могут разрабатываться
ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в
пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ
по охране окружающей среды.
Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой
комплекс, составляется по форме N 6 в том случае, когда
строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и
сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми
комплексами. Эта ведомость включает в себя сметную стоимость
входящих в состав пускового комплекса объектов, а также
общеплощадочных работ и затрат.
Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране
окружающей природной среды составляется в том случае, когда при
строительстве предприятия, здания и сооружения предусматривается
осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды.
Ведомость может составляться по форме N 8. При этом в ней, как
правило, сохраняется нумерация объектов и работ, принятая в
сводном сметном расчете. В ведомость включается только сметная
стоимость объектов и работ, непосредственно относящихся к
природоохранным мероприятиям.
2.2. Основные положения системы ценообразования
и сметного нормирования в строительстве в условиях
рыночных отношений и методы определения
сметной стоимости
2.2.1. В условиях рыночных отношений оценка строительной
продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на
равноправной основе в процессе заключения договора подряда
(контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий,
зданий и сооружений <*>.
Для оценки этой стоимости в ходе подготовки предложений по
свободным (договорным) ценам на строительную продукцию
рекомендуется составлять:
при разработке предпроектной или проектно-сметной документации
по заказу инвесторов - ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ
ИЗДЕРЖЕК);
при подготовке заключаемого договора, в том числе при
подрядных торгах <**> на основании передаваемой инвестором
ТЕНДЕРНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, - РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК
ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА.
Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться
различными методами, выбор которых осуществляется в каждом
конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей
экономической ситуации.
-------------------------------
<*> В дальнейшем - "договор подряда". Равные права субъектам
инвестиционной деятельности предоставлены Законом Российской
Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации".
В Прил. 4 к настоящему Порядку в "Перечне действующих
законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с
которыми ведется определение стоимости строительства, на этот
закон и другие законодательные акты имеются соответствующие
ссылки.
<**> Подрядные торги осуществляются в соответствии с
"Положением о подрядных торгах в Российской Федерации",
утвержденным распоряжением Госкомимущества России и Госстроя
России от 13.04.93 N 660-р/18-7.
2.2.2. Для определения сметной стоимости строительства
предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется
следующая документация:
в составе проекта -
сводный сметный расчет стоимости строительства и (при
необходимости) сводка затрат;
объектные и локальные сметные расчеты;
сметные расчеты на отдельные виды затрат (в т.ч. на проектные
и изыскательские работы);
в составе рабочей документации (РД) -
объектные и локальные сметы.
2.2.3. При составлении сметной документации рекомендуется
использовать сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу,
введенную в действие с 1 января 1991 г. и уточняемую в последующем
под методическим руководством Госстроя России.
Стоимость строительства в сметной документации инвестора
рекомендуется приводить в двух уровнях цен:
в базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе
действующих сметных норм и цен;
в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен,
сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к
периоду осуществления строительства.
Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации
заказчика может носить предварительный характер и использоваться
при принятии решения о целесообразности строительства.
2.2.4. Для определения стоимости строительства на различных
стадиях инвестиционного процесса в текущем (прогнозном) уровне цен
рекомендуется использовать систему текущих и прогнозных ИНДЕКСОВ
(см. Прил. 1), дифференцированную по элементам технологической
структуры капитальных вложений и по уровню укрупнения строительной
продукции. Подробные положения по указанным индексам приведены в
Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от 31.05.93 N
12-133)(5).
2.2.5. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства)
подрядчика в тех случаях, когда возникает необходимость
обоснования для заказчика свободной (договорной) цены на
строительную продукцию, рекомендуется составлять в текущем
(прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об
объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах
инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены,
сложившиеся для данной подрядной организации.
2.2.6. Сметная документация составляется с учетом информации о
текущем изменении цен на различные применяемые в строительстве
ресурсы. Эта информация может быть получена на договорной основе в
региональных центрах по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и
органах государственной статистики. Публикуемая в различных
информационных материалах <*> и основанная на оперативном
отслеживании и регистрации цен, она базируется на материалах
первичного бухгалтерского учета подрядных строительно-монтажных
организаций и фирм, оказывающих услуги, биржевых сведений,
статистической отчетности, а также результатах специальных
статистических наблюдений, организуемых РЦЦС самостоятельно или
совместно с местными органами статистики.
-------------------------------
<*> См. Методические рекомендации (письмо Госстроя России от
31.05.93 N 12-133 (5), п. 1.7).
2.2.7. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика
на альтернативной основе могут применяться следующие методы
определения стоимости:
ресурсный;
ресурсно-индексный;
базисно-индексный;
базисно-компенсационный;
на основе банка данных о стоимости ранее построенных или
запроектированных объектов-аналогов.
2.2.8. Ресурсный метод определения - это калькулирование в
текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат),
необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование
ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности
в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных,
применяемых в процессе производства работ), данных о расстояниях и
способах их доставки на место строительства, расхода
энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации
строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные
ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных
нормативных и других источников.
Ресурсный метод, который в условиях рынка приобретает
приоритетное значение, применяется в соответствии с положениями,
изложенными в разделе 3 настоящего Порядка и в Методических
рекомендациях (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12)(4).
2.2.9. Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного
метода с системой индексов на ресурсы, используемые в
строительстве.
Из множества возможных разновидностей данного метода
рекомендуется к применению метод определения сметной стоимости
|