Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.09.2017
USD
57.67
EUR
69.1
CNY
8.83
JPY
0.52
GBP
76.69
TRY
16.81
PLN
16.21
 

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ. ПТБ-88 (УТВ. КОЛЛЕГИЕЙ ГУГК СССР 09.02.1989 N 2/21)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   должны  разматывать  за собой капроновый шнур  или  делать  цветным
   мелом  частые отметки на стенах, нумеровать перекрестки,  указывать
   стрелками путь к выходу.
       4.6.23.  Запрещаются  какие-либо работы с  применением  ударных
   металлических   инструментов  внутри  подземных   сооружений,   где
   имеются   электрические   и  телефонные   кабели,   газопроводы   и
   высоконапорные   трубопроводы,  без   представителей   организаций,
   эксплуатирующих указанные кабели и трубопроводы.
       4.6.24. Запрещается прикасаться к водопроводным трубам, кранам,
   колонкам  и  другим открытым частям водопроводных  и  электрических
   линий, а также к вытекающим из труб, кранов и колонок струй воды.
       4.6.25.  При  проведении  каких-либо работ  над  люком  колодца
   (установка  штатива,  прибора  и  т.д.)  крышка  люка  должна  быть
   закрытой.
       4.6.26.  Всякие работы внутри колодцев (тоннелей)  прекращаются
   при   внезапном  появлении  или  обнаружении  газа,  а  также   при
   приближении грозы.
       4.6.27. Запрещается выполнять какие-либо работы внутри колодцев
   (тоннелей) в ночное время, во время дождей, гроз и сразу  же  после
   их прекращения.
       4.6.28.  По  окончании  работ или во время  перерыва  все  люки
   колодцев (тоннелей) должны быть плотно закрыты.
       4.6.29.  Земляные  работы  по  разработке  шурфов  на  объектах
   расположения подземных коммуникаций должны производиться  только  в
   присутствии   представителя  организации,  эксплуатирующей   данный
   объект, и в строгом соответствии с разделом 3.3 настоящих Правил.
       Поиск  скрытых  подземных  коммуникаций  должен  проводиться  с
   обязательным  участием представителя эксплуатирующей организации  с
   целью   полного   выявления   имеющихся   подземных   коммуникаций,
   установления   мест   подключения  приборов  поиска,   согласования
   возможности обесточивания линий на время прослушивания и т.д.
       При  поиске силовых кабельных сетей трассопоисковыми  приборами
   контактным  способом должно проводиться полное снятие напряжения  с
   токоведущих частей на участках, где будет выполняться работа.
       После  выключения  токоведущих  частей  должны  устанавливаться
   предупредительные  плакаты:  "Не  включать  -  работают   люди"   и
   "Заземлено".
       4.6.30.  Снятие  напряжения и разрядку кабеля на  землю  должны
   выполнять  работники эксплуатирующей организации в  соответствии  с
   правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок.
       Перед  началом работ необходимо произвести проверку  отсутствия
   наведенного  напряжения  на  коммуникациях  с  помощью   индикатора
   напряжения,  исправность  которого  перед  применением  проверяется
   специальными    приборами.   Проверяющий   должен   находиться    в
   диэлектрических   перчатках,  которые   периодически   испытываются
   согласно   правилам  пользования  и  испытания  защитных   средств,
   применяемых в электроустановках. Напряженность электрического  поля
   должна измеряться по всей зоне, где может находиться работающий.
       При  обнаружении  наличия  напряжения на  коммуникациях  работы
   должны   прекращаться   и   о  случившемся  сообщается   диспетчеру
   организации, эксплуатирующей данные коммуникации.
       4.6.31.  Перед  каждым подключением генератора к  коммуникациям
   следует  провести  внешний  осмотр и настройку  прибора,  проверить
   исправность   соединительных  кабелей   и   кабеля   заземления   в
   соответствии  с  требованиями правил по  технике  безопасности  при
   работе с генератором.
       4.6.32.  Запрещается  использовать броню кабелей,  уложенных  в
   одной траншее, в качестве земли.
       4.6.33.  При  производстве  поиска и съемки  скрытых  подземных
   коммуникаций  работники должны соблюдать требования  инструкций  на
   трассопоисковые приборы.
       4.6.34.   Запрещается  прикасаться  при  включенном  генераторе
   (прибора) к его выходным клеммам, соединительным проводам,  зажимам
   заземления и исследуемому подземному сооружению.
       4.6.35.  Присоединение  генератора  (прибора)  к  коммуникациям
   должно проводиться только при включенном состоянии.
       4.6.36.   Перед  забивкой  заземлителя,  с  помощью   приемного
   устройства,  работники должны убедиться, что вблизи заземлителя  не
   проходит электрокабель.
       4.6.37.   Присоединение   генератора   (прибора)   к   колодцам
   газопровода  не допускается. Присоединение генератора  (прибора)  к
   газопроводу возможно через выходы контрольных проводников и  трубок
   гидрозатворов и конденсационных горшков.
       4.6.38.   При   работе  с  генератором  (прибором)  запрещается
   допускать посторонних людей и, особенно, детей.
       4.6.39.  Запрещается во время грозы и дождя производить  работы
   по поиску подземных коммуникаций трассопоисковыми приборами.
       4.6.40.   На  топографо-геодезических  работах  по   съемке   и
   обследованию  подземных коммуникаций в местах  движения  транспорта
   все работники должны находиться в сигнальных (оранжевых) жилетах.
       При   производстве  работ  на  проезжей  части   дорог   должны
   выделяться  рабочие-регулировщики с красным  флажком  (жезлом)  для
   предупреждения наезда транспорта на работающих.
       4.6.41. При обмерных работах и привязке колодцев, камер  вблизи
   действующих  железнодорожных,  трамвайных  и  троллейбусных   линий
   запрещается подносить какие-либо предметы на расстояние ближе  2  м
   по  воздуху  к  находящимся  под напряжением  проводам  или  частям
   контактной сети.
   
                        4.7. Работа в кессонах
   
       4.7.1.   К   производству  геодезических   работ   в   кессонах
   допускаются  работники полевых подразделений,  имеющие  специальное
   образование   и   признанные  специальной   медицинской   комиссией
   пригодными к кессонным работам.
       4.7.2.   Для  обеспечения  безопасности  ведения  геодезических
   измерений    при   производстве   кессонных   работ    руководители
   строительных организаций обязаны ознакомить геодезистов с  детально
   разработанными проектами производства работ в кессонных и  спускных
   колодцах,  а  также  с  правилами  личного  режима  работ   каждого
   работника.  Эти  правила должны выдаваться  каждому  работнику  под
   расписку.
       В  проектах должны предусматриваться конкретные организационно-
   технологические операции и дополнительные меры, исключающие  случаи
   травматизма и профессиональных заболеваний.
       4.7.3.  Переход  работников  в зону сжатого  воздуха  (кессоны)
   должен  осуществляться  постепенно  через  специальные  прикамерные
   шлюзы,   в   которых  последовательно  увеличивается   давление   и
   приближается к давлению в кессонной камере.
       Ускоренное шлюзование работников в кессоны запрещается.
       4.7.4.  При  входе  в  кессон  работники  обязаны  сдавать  для
   хранения  дежурному  по шлюзу свои санитарные  книжки,  подписанные
   кессонным врачом.
       Возвращаться санитарные книжки работникам должны при выходе  из
   кессона.
       4.7.5.  Во  время производства геодезических работ  в  кессонах
   работники  должны  постоянно следить за  чистотой  воздушной  среды
   (сжатого воздуха), особенно после производственных взрывов.
       4.7.6.   Каждый   работник  должен  знать  места   расположения
   действующих   средств   связи  между   работающими   в   камере   и
   обслуживающим персоналом вне ее.
       4.7.7.  В  целях  исключения возможного  заболевания  кессонной
   болезнью работники не должны допускать охлаждения ног и тела.
       Для этой цели они должны обеспечиваться непромокаемой обувью  и
   спецодеждой,   а   в   случае  промокания  должны   быстро   менять
   промокаемую спецодежду на сухую и теплую.
       4.7.8.  Температура  воздуха в шлюзах должна  поддерживаться  в
   пределах плюс 18 - 19 град. C.
       4.7.9.  Рабочий день при работе в кессоне должен ограничиваться
   в  зависимости от установленного давления в камере, а в необходимых
   случаях он должен делиться на две смены.
       4.7.10.  При  завершении работы работники должны  переходить  в
   прикамерный   шлюз,   служащий   для   декомпрессии   (освобождение
   организма  людей  от  сжатого воздуха  и  постепенного  перехода  к
   нормальному атмосферному давлению).
       4.7.11.  Выполнять ускоренный декомпрессионный период  (быстрое
   снижение атмосферного давления в прикамерном шлюзе) запрещается.
       4.7.12.   Все   работники  должны  строго   выдерживать   время
   компрессии и декомпрессии согласно существующим правилам.
       После  выхода  из  декомпрессионного  шлюза  работники  обязаны
   принимать  теплый  душ  и горячую пищу, что в значительной  степени
   предупреждает заболевание кессонной болезнью.
       4.7.13.  При признаках декомпрессионного заболевания (тянущиеся
   боли  во  всех  частях  организма,  кровоизлияние,  головокружение,
   одышка и т.п.) работник должен сообщить об этом руководителю  работ
   или по связи, обслуживающему персоналу вне камеры.
       Больной  должен  быть доставлен к врачу и  помещен  в  лечебный
   шлюз.
   
             5. ПРОИЗВОДСТВО ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ
                   НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ
   
                5.1. Съемка железнодорожных магистралей
   
       5.1.1.  Топографо-геодезические  работы  на  действующей   сети
   железных дорог относятся к категории повышенной опасности и  должны
   выполняться  строго с соблюдением "Правил технической  эксплуатации
   железных   дорог   СССР",  М.,  Транспорт,  1982,  "Инструкции   по
   сигнализации  на  железных  дорогах  СССР",  М.,  Транспорт,  1982,
   "Инструкции  по  движению поездов и маневровой работе  на  железных
   дорогах  Союза  ССР",  М.,  Транспорт,  1982,  "Правил  по  технике
   безопасности и производственной санитарии при производстве работ  в
   путевом   хозяйстве",  М.,  Транспорт,  1976,  а  также  правил   и
   инструкций   по   технике   безопасности   соответствующих    служб
   железнодорожного транспорта.
       5.1.2.  К  постоянно действующим производственным факторам  при
   работе на железнодорожных магистралях относятся:
       опасные:
       движение поездов;
       специальный подвижной состав (снегоочистители, снегоуборочные и
   щебнеочистительные  машины,  балластеры,  путеукладчики,  подъемные
   краны, автодрезины и др.);
       незащищенные токоведущие части электрооборудования;
       неблагоприятные  атмосферные явления (молния,  ливень,  сильный
   ветер);
       зона воздушных линий электропередач;
       участки с наличием искусственных сооружений (мосты, тоннели);
       пересечения, примыкания железных дорог, переезды;
       участки железнодорожных путей на кривых, в выемках, на скальных
   грунтах, на высоких насыпях;
       вредные:
       шум, вибрация от подвижного состава, спецсостава;
       резкое  повышение  или  понижение  температуры,  влажности  при
   работе в тоннелях, на мостах;
       темнота в тоннелях в дневное время суток.
       5.1.3.    Производство   топографо-геодезических    работ    на
   железнодорожных  путях  и  в полосе отвода  железнодорожной  дороги
   разрешается   только   при   наличии   акта-допуска,   подписанного
   начальником  станции  или  начальником дистанции  пути.  Работы  на
   особо   опасных   участках   выполняются   по   наряду-допуску    в
   соответствии с требованиями раздела 1.10 настоящих Правил.
       Все  работающие  на  съемке железнодорожных магистралей  должны
   быть в демаскирующей оранжевого цвета одежде.
       5.1.4. Руководитель бригады до начала полевых работ должен быть
   ознакомлен  с дополнительными требованиями и условиями безопасности
   труда,  учитывающими местные особенности, указанные  в  техническо-
   распределительном  акте (ТРА) станции, регламентирующем  безопасный
   и  беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов  на
   станции,  а также безопасность внутристанционной работы,  и  должен
   сделать выписку из него, заверенную начальником станции.
       5.1.5.  При выполнении топографо-геодезических работ на станции
   руководитель  бригады ежедневно, до начала работ,  согласовывает  с
   начальником  станции или дежурным по станции место и время  работы.
   В  "Журнале  осмотра  путей, стрелочных переводов,  устройств  СЦБ,
   связи   с  контактной  сетью"  делается  запись  о  принятых  мерах
   предупреждения  для  работников полевого  подразделения  (например,
   установка переносных сигналов).
       5.1.6.   Руководитель  бригады  обязан  знать  график  движения
   поездов  на участке, где проводятся топографо-геодезические работы,
   уметь   подавать  и  принимать  сигналы  согласно  "Инструкции   по
   сигнализации на железных дорогах СССР".
       5.1.7.   Руководитель  топографо-геодезических   работ   должен
   постоянно  поддерживать  связь  с  дежурным  поездным  диспетчером,
   чтобы   использовать   "окна",   которые   предусматриваются    для
   производства   ремонтных   работ   железнодорожных   сооружений   и
   устройств на участках с особо интенсивным движением поездов.
       Работы  в  пределах  габарита приближения строений  разрешается
   проводить только в "окна", предоставленные в установленном  порядке
   отделением  железной  дороги. Приступать  к  работам  до  получения
   письменного приказа поездного диспетчера о предоставлении "окна"  и
   до ограждения места работ сигналами запрещается.
       5.1.8.   Участок  производства  топографо-геодезических   работ
   должен ограждаться переносными сигнальными дисками "С" (свисток)  с
   обеих  сторон  на однопутных, двухпутных отрезках дорог  независимо
   от  того,  ожидается поезд или нет. Машинист локомотива дает  перед
   знаком  свисток,  предупреждая  этим  работающих  о  приближающемся
   поезде.
       5.1.9.  Места  производства  топографо-геодезических  работ   в
   стесненных  скальных  условиях, требующие  дополнительного  времени
   при  применении  альпинистского снаряжения,  должны  ограждаться  с
   обеих  сторон  на  расстоянии  50 м от  границ  работы  переносными
   сигнальными  дисками  "Начало  опасного  места",  "Конец   опасного
   места".
       От   этих  сигнальных  знаков  на  расстоянии  800  -  1500   м
   устанавливаются желтые переносные сигналы уменьшения скорости.
       5.1.10.  Запрещается на железнодорожных путях проводить работы,
   требующие   ограждения  переносными  сигналами  "С"   и   сигналами
   уменьшения  скорости, без предварительной записи о  них  в  "Журнал
   осмотра  путей,  стрелочных  переводов,  устройств  СЦБ,  связи   и
   контактной сети" и без согласия дежурного по станции.
       5.1.11.  В  местах проведения работ на участках железнодорожных
   путей  с  условиями,  ухудшающими  слышимость,  руководитель  работ
   обязан принять следующие меры безопасности:
       установленным  порядком  дать заявку на  выдачу  предупреждений
   машинистам   локомотивов   об   особой   бдительности   и    подаче
   оповестительных сигналов при приближении к месту работ;
       выставить сигнальщиков так, чтобы подход поездов с обеих сторон
   был виден не менее чем за 500 м.
       5.1.12. Для установки и охраны переносных сигналов, ограждающих
   места  производства  работ  на  путях,  руководитель  работ  обязан
   выделять   сигнальщиков  из  числа  работников  бригады,  прошедших
   дополнительно  соответствующий инструктаж по  технике  безопасности
   работы сигнальщика.
       При  проведении  работ  на кривых участках  малого  радиуса,  в
   выемках   и   на   участках   с  интенсивным   движением   поездов,
   руководитель  работ  обязан установить  связь  (телефонную  или  по
   радио)  с работниками, поставленными у сигналов, ограждающих  место
   работ.   Порядок   обеспечения  связью  мест   производства   работ
   устанавливается отделением дороги.
       5.1.13.  На  перегонах при скорости движения поезда  более  120
   км/ч переносные знаки "С" должны устанавливаться на расстоянии  800
   - 1500 м от границ проведения работ.
       Оповестительный  сигнал  при  установке  знака  "С"  и  сигнала
   уменьшения    скорости   -   один   длинный   свисток    локомотива
   (моторвагонного поезда) и автодрезины.
       5.1.14.  На  прямых участках путей при плохой видимости  (менее
   500  м)  руководитель  работ обязан поставить дополнительно,  кроме
   знаков   "С"   и  уменьшения  скорости,  сигнальщика  со   звуковым
   сигналом.
       Место    сигнальщика   выбирается   так,   чтобы   был    виден
   приближающийся поезд не менее чем за 500 м от места работ.
       5.1.15.  Сигнальщик,  руководитель работ  и  каждый  из  членов
   бригады   обязан  подавать  сигнал  остановки  поезда  в   случаях,
   угрожающих  жизни людей или безопасности движения поездов.  Сигналы
   остановки подаются красным развернутым флагом днем и красным  огнем
   ручного  фонаря  ночью,  а при отсутствии  днем  красного  флага  -
   движением по кругу руки или какого-либо предмета.
       5.1.16.  Получив  сигнал о подходе поезда по любому  пути,  все
   работающие  незамедлительно  должны  сойти  с  пути  на   ближайшую
   обочину  на  расстояние не менее 2 м от крайнего  рельса,  убрав  с
   пути  весь  инструмент.  Нельзя оставлять  на  пути  без  присмотра
   инструменты, принадлежности, материалы.
       5.1.17.  После  прохода  поезда  руководитель  бригады   должен
   убедиться, что за поездом нет подталкивающего локомотива,  отдельно
   следующего  локомотива  или дрезины. Только  убедившись,  что  путь
   свободен,   руководитель  дает  разрешение  продолжать   топографо-
   геодезическую съемку.
       5.1.18. Подземные силовые электрокабели связи, нити водопровода
   и  канализации не имеют иногда никаких наружных опознаков.  В  этих
   случаях,  перед  закреплением  планово-высотного  обоснования,  его
   расположение  на  станциях  и перегонах  уточняют  по  имеющимся  в
   энергетических  службах  схемам подземных сооружений  с  получением
   разрешения на производство земляных работ. Из долговременных  типов
   знаков   наиболее  надежен  и  безопасен  в  плане  закрепления   и
   пользования  им  -  тип  8  г.р., из временных  знаков  закрепления
   съемочных  сетей  - кованый гвоздь длиной 15 см или железнодорожный
   костыль.
       5.1.19. При съемке стрелочных переводов (обмер крестовин, места
   нахождения  и закрепления центров стрелочных переводов) запрещается
   наступать  на  рельсы,  становиться ногой между  рамным  рельсом  и
   остряком  или  в  желобах  крестовины стрелочного  перевода.  Обмер
   крестовин нужно проводить тесмяной рулеткой.
       5.1.20. При проведении обмерных работ запрещается:
       находиться под крановым крюком с подвешенным к нему грузом;
       становиться  на барьеры площадок, трубопроводы,  конструкции  и
   перекрытия,   не   предназначенные  для  прохода   и   не   имеющие
   специальных поручней и ограждений;
       находиться    вблизи   фланцевых   соединений   и    арматурных
   паропроводов  и  трубопроводов питательной воды,  предохранительных
   клапанов,  газоходов, котлоагрегатов и прочих  мест,  где  возможны
   ожоги  и другие травмы в случае нарушения плотности соединений  или
   срабатывания клапанов;
       освещать  камеры и тоннели керосиновыми фонарями; для освещения
   камер   и   тоннелей  разрешается  применять  только  электрические
   переносные лампы (напряжением 12 - 36 В) и пользоваться  лампами  с
   взрывобезопасной арматурой.
       5.1.21. Высоту подвески проводов (телефон, электросеть и т.д.),
   опор,  столбов и других высоких сооружений определяют аналитическим
   способом из тригонометрического нивелирования.
       5.1.22.  Теодолитно-нивелирные ходы прокладываются по  наиболее
   безопасным  местам (бровкам земляного полотна, широкому  междупутью
   -  5000  мм  при  трехпутных  или четырехпутных  линиях  на  прямых
   участках,   между   осями   второго   и   третьего   пути,    вдоль
   малодействующих   путей,  междупутью  на   двухпутных   линиях   до
   предельных столбиков).
       5.1.23. При съемке переездов руководитель бригады предупреждает
   работающих  о возникающих дополнительных опасностях от автогужевого
   транспорта.  Работы  в  зоне  переезда необходимо  производить  при
   закрытых   шлагбаумах.   Необходимо   помнить   звуковые   сигналы,
   оповещающие   о   приближении  поезда,   подаваемые   дежурным   по
   переездам:  один  -  приближение нечетного поезда,  два  -  четного
   поезда.
       5.1.24.  Разбивку  пикетажа при съемке  продольного  профиля  и
   плана  железных дорог во избежание замыкания системы автоблокировки
   и   сигнализации  производят  изолированными  или  неметаллическими
   лентами  и  рулетками, а также специальными приборами для  разбивки
   пикетажа ПЗ-18 и ПЗ-20.
       5.1.25.  При обнаружении в балластном слое или земляном полотне
   кабеля   дотрагиваться   до  него  запрещается.   В   этом   случае
   руководитель  бригады  вызывает работника  участка  энергоснабжения
   или  дистанции  сигнализации  и  связи,  под  наблюдением  которого
   производят необходимые работы.
   
         5.2. Съемка электрофицированных железнодорожных путей
   
       5.2.1.  Топографо-геодезические работы  на  электрофицированных
   участках и при обследовании устройств энергоснабжения, СЦБ и  связи
   должны   выполняться   после  получения   разрешения   руководителя
   эксплуатационного  подразделения (участки энергоснабжения,  тяговой
   или  понизительной подстанции, электростанции, дистанции контактной
   сети,  сигнализации и связи) в сопровождении и под  надзором  лица,
   выделенного  руководителем  данного  подразделения.  Все  работы  в
   указанных  подразделениях должны производиться согласно требованиям
   сопровождающего  лица, призванного наблюдать за соблюдением  правил
   техники безопасности.
       5.2.2.     Выполняя    топографо-геодезические    работы     на
   электрифицированных участках пути, каждый работник должен  помнить,
   что  минимальное высокое напряжение в контактной  сети  21  кВ  при
   переменном  токе  и  2,7  кВ при постоянном токе  обязывает  строго
   выполнять все требования Правил по технике безопасности.
       5.2.3.  При  работах вблизи контактной сети  переменного  тока,
   линий   электропередач  и  других  устройств  высокого   напряжения
   необходимо силами энергетической службы отделения дороги  проверить
   отсутствие     наведенного    напряжения,    а    вблизи     линий,
   электрифицированных  на постоянном токе, -  блуждающих  токов.  При
   наведенном напряжении свыше 36 кВ съемочные и измерительные  работы
   прекращаются.
       5.2.4.   На   электрифицированных   участках   железных   дорог
   запрещается:
       приближаться или подносить какие-либо предметы (штанги,  рейки,
   отрезки  проволоки и пр.) на расстояние менее 2 м к проводам  линий
   электропередачи,  частям  контактной сети  и  электроустановок  или
   предметам, находящимся на них;
       прикасаться  к  электрическому  оборудованию  электроподвижного
   состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;
       подниматься  на  крышу,  находиться  или  проводить  какие-либо
   работы на крышах вагонов и контейнеров;
       подниматься на опоры или прикасаться к опорам контактной  сети,
   ЛЭП,  а  также  прочим  конструкциям (пролетным  строениям  мостов,
   семафорам,  светофорам  и  др.),  если  на  них  закреплены  или  в
   непосредственной близости (ближе 2 м) проходят провода;
       открывать  люки  (крышки)  цистерн,  изотермических  и   крытых
   вагонов или вести какие-либо работы на них;
       работать вблизи линий электропередач во время и при приближении
   грозы;
       измерять  высоту  подвески проводов с  помощью  рулеток,  реек,
   шестов   и   т.п.   Высота  подвески  должна  определяться   только
   аналитически;
       при   проведении   обмерных  работ  проходить   за   ограждения
   распределительных устройств электроустановок;
       входить  в  аккумуляторное помещение с  горящей  папиросой,  со
   свечой и другими видами открытого огня.
       5.2.5.   Все   обмерные   работы  должны   выполняться   только
   деревянными метрами и тесмяными рулетками с использованием  прочных
   подмостей   с   ограждениями.  Применение  металлических   складных
   метров, металлических и тесмяных рулеток с металлической основой  с
   использованием   случайных  предметов   (ящиков,   бочек   и   пр.)
   запрещается.
       5.2.6.  При  обнаружении обрыва проводов  контактной  сети  или
   линии  электропередач, пересекающих железнодорожные пути,  а  также
   свисание  с  проводов посторонних предметов, работники, находящиеся
   на  пути,  обязаны немедленно сообщить на ближайший дежурный  пункт
   дистанции  контактной сети, дежурному по станции,  энергодиспетчеру
   и  поездному  диспетчеру и до прибытия аварийной бригады  дистанции
   контактной  сети опасное место оградить и принять меры, исключающие
   приближение людей на расстояние ближе 10 м к месту обрыва  провода.
   Если  оборванный провод или другие элементы контактной сети выходят
   за  габарит приближающегося поезда или подвижного состава,  то  это
   место,  как  место препятствия, ограждается сигналами  остановки  в
   соответствии с требованием "Инструкции по сигнализации на  железных
   дорогах СССР".
   
                 5.3. Съемка искусственных сооружений
                     на железнодорожном транспорте
   
       5.3.1. Работающие на мосту длиной до 50 м должны уходить за его
   пределы  при  подходе  поезда,  а  на  мостах  длиной  более  50  м
   разрешается  укрываться  на специальных площадках  или  уходить  за
   пределы моста. Руководитель до начала работ обязан разъяснить  всем
   работающим,  куда они должны уходить с путей при подаче  сигнала  о
   приближении  поезда.  Стоять на тротуаре у  перил  моста  во  время
   прохода поезда запрещается.
       5.3.2.   Производя  обмеры  конструкций  на  мостах  и  трубах,
   исполнители  обязаны  проявлять особую  осторожность,  не  допуская
   того,  чтобы  конец  мерной  ленты или рулетки  мог  зацепиться  за
   конструкции моста или пути.
       5.3.3. При обмерах мостов и других сооружений на высоте более 2
   м    работающие   должны   пользоваться   лестницами,   подмостями,
   предохранительными  поясами  и  другими  приспособлениями,  а   при
   работах  на  крутых склонах и обрывах - дополнительно  страховочной
   веревкой.
       5.3.4.  Работая  на мостах через реки шириной более  50  м  (по
   урезу),  руководитель  обязан  до начала  работ  проверить  наличие
   спасательных средств (шары, спасательные круги, веревки).  На  воде
   должна   находиться   дежурная  лодка.  При  эксплуатации   водного
   транспорта  необходимо  руководствоваться  требованиями  подраздела
   6.1 настоящих Правил.
       5.3.5.  При работах в тоннеле руководитель работ обязан указать
   каждому  рабочему  ниши,  куда они должны укрываться  при  пропуске
   поездов;   в  неосвещенных  тоннелях  обеспечить  освещение   ниши.
   Запрещается  при  приближении  поезда  оставаться  в  тоннеле,   за
   пределами  ниш.  В тоннеле, не имеющем ниш, при приближении  поезда
   работающие должны заранее уходить за пределы тоннеля.
       5.3.6.  Работающие  в тоннеле оповещаются о приближении  поезда
   специально   устроенными  автоматическими  световыми  и   звуковыми
   сигналами.  Такие сигналы подаются за 4 - 5 мин. до подхода  поезда
   к   тоннелю.  Сигналы  внутри  тоннеля  устанавливаются  на   таком
   расстоянии  друг от друга, чтобы они были видны и слышны  в  каждой
   точке   работ.  При  отсутствии  или  неисправности  автоматической
   сигнализации  руководитель работ выставляет за 1 км с обеих  сторон
   за   порталами   тоннеля   сигнальщиков.  Между   сигнальщиками   и
   руководителем   работ  должна  быть  телефонная   или   радиосвязь.
   Телефонную  связь  руководителя работ с  сигнальщиками  разрешается
   заменить  таким  числом  промежуточных  сигнальщиков,  при  котором
   надежно  обеспечивается оповещение о приближении  поезда.  Дежурные
   ближайших станций по письменным заявкам руководителя работ  обязаны
   выдавать    машинистам   локомотивов   предупреждение   о    подаче
   оповестительных сигналов перед тоннелем одним длинным свистком.
       Если   тоннель  длиной  более  100  м,  то  руководитель  работ
   связывается  по  телефону или радиостанции с  ближайшими  станциями
   для извещения о выходе поезда.
       5.3.7.  Возобновлять  работы разрешается  только  после  выхода
   поезда из тоннеля и установления хорошей видимости.
   
         5.4. Передвижение работников по железнодорожным путям
   
       5.4.1.   При   работе   на   станции  руководитель   топографо-
   геодезической  бригады  обязан изучить  схемы  служебных  маршрутов
   прохода  работников  станции к рабочим местам, которые  отражены  в
   ТРА и вывешены в служебно-технических помещениях станции.
       5.4.2.    Руководитель   бригады   обязан    проинструктировать
   работников  о  правилах  передвижения в маршрутах  применительно  к
   местным условиям.
       5.4.3.  Переходы вдоль железной дороги к месту работы и обратно
   разрешаются  только по обочине земляного полотна или в  стороне  от
   пути  на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса под наблюдением
   руководителя бригады или специального выделенного лица.
       5.4.4.  Если  пройти в стороне от пути невозможно,  допускается
   проход  по одному - два человека в ряд по полотну железной  дороги,
   но при этом руководитель бригады, идущий вместе с группой, обязан:
       следить,  чтобы  рабочие шли по одному  или  по  два,  друг  за
   другом, и не допускать отставания или беспорядочного движения;
       находиться  сзади группы, а впереди - специально  выделенный  и
   проинструктированный  рабочий  (они  ограждают   группу   сигналами
   остановки  -  развернутым  красным флагом  или  фонарем  с  красным
   огнем);
       в  условиях  плохой  видимости (на крутых  кривых,  в  глубоких
   выемках,  в лесной и заостренной местности, а также в темное  время
   суток,  в  туман  и метель) выделять сигнальщиков, которые  следуют
   впереди  и  сзади группы на расстоянии зрительной  связи,  но  так,
   чтобы  приближающийся поезд был виден на расстоянии не ближе 500  м
   от идущей группы;
       на  двухпутных участках дороги обеспечить следование бригады по
   пути навстречу движению поездов.
       5.4.5.  Не  менее  чем за 400 м до приближающегося  поезда  или
   путевой  машины группа работающих отводится в сторону от  путей  на
   расстояние от крайнего рельса не менее чем:
       2 м для пропуска поезда;
       5  м  при  работе  путеукладчика, электробалластера,  уборочной
   машины;
       10 м при работе путевого струга;
       5   м  в  сторону,  противоположную  выбросу  снега,  льда  или
   засорителей,    при   работе   электробалластера,    оборудованного
   щебнеочистительными   устройствами,   двухпутного   или   роторного
   снегоочистителя;
       25 м при работе однопутного снегоочистителя.
       5.4.6. На участках, где поезда идут со скоростью выше 120 км/ч,
   работы  на железнодорожном полотне должны прекращаться за  10  мин.
   до  прохода  скорого поезда и за 5 мин. работники должны  отойти  в
   сторону от пути на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса.
       О  следовании поездов с негабаритным грузом дежурный по станции
   должен  предупредить  руководителя  топографо-геодезических  работ.
   Работники  отходят на расстояние не менее 2,5 м от крайнего  рельса
   пути.
       5.4.7.  Запрещается переходить или перебегать путь,  находиться
   на междупутье или соседнем пути при приближении поезда.
       Случайно  оказавшимся  по каким-то причинам  на  междупутье  во
   время    движения    поездов   по   соседним    путям    необходимо
   незамедлительно  лечь на живот, пока не пройдут составы,  чтобы  не
   быть  увлеченным вихревыми воздушными потоками под колеса подвижных
   составов.
       5.4.8.   При   выполнении  топографо-геодезических   работ   на
   железнодорожном   полотне   работники   должны   иметь   сигнальные
   принадлежности    (рожки,    флажки,    сигнальные    знаки)    для
   предупреждения  машинистов  проходящих  поездов  и  для  ограждения
   места работы.
       5.4.9.  При работах на железнодорожных путях станций работники,
   занятые на топографо-геодезических работах, обязаны:
       проходить  вдоль  путей только по обочине  пути  или  посредине
   междупутья,    при   этом   следить   за   движущимися    поездами,
   маневрирующими  составами,  локомотивами  и  отцепками  вагонов   и
   смотреть,  нет  ли  предметов,  выступающих  за  пределы  очертаний
   габаритов погрузки и подвижного состава;
       обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути
   следования  (предельные столбики, желоба гибких  тяг;  водоотводные
   лотки  и  колодцы,  устройства  СЦБ  и  связи  и  др.),  чтобы   не
   споткнуться;
       при выходе на пути из-за подвижного состава, из зданий и других
   пристанционных   построек   нужно   предварительно   убедиться    в
   отсутствии движущегося подвижного состава по этому пути;
       переходить  пути  под прямым углом, предварительно  убедившись,
   что  в  этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного
   состава,  локомотива, при этом нельзя становиться на рельсы,  между
   остряком и рамным рельсом или желобом на стрелочном переводе;
       при переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, на
   другую  сторону пользоваться только тормозными площадками  вагонов,
   ни в коем случае не подлезая под вагоны;
       при  обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих  на  путях,
   разрешается переходить путь на расстоянии от них не менее  5  м,  а
   проходить   в   пространстве  между  расцепленными   вагонами   при
   расстоянии между ними не менее 10 м;
       по  территории  станции к месту работы  и  с  работы  проходить
   только по специально установленным маршрутам служебного прохода;
       прежде  чем  сойти с тормозной площадки вагона  на  междупутье,
   необходимо   убедиться   в  исправности   подножек,   поручней,   в
   отсутствии  движущихся  по  смежному  пути  на  опасном  расстоянии
   локомотивов,   вагонов,  дрезин  и  др.,  а  также   в   отсутствии
   посторонних предметов на междупутье, о которые можно споткнуться;
       при  спуске  тормозной площадки нужно держаться  за  поручни  и
   располагаться лицом к вагону;
       садиться на тормозную площадку и специальную подножку и сходить
   с них только при стоянке подвижного состава.
       5.4.10.  В  стесненных местах, где по обеим  сторонам  пути  на
   протяжении более 100 м имеются высокие платформы, здания, заборы  и
   крутые откосы выемок, не позволяющие рабочим разместиться сбоку  от
   пути  при проходе подвижного состава, работы должны быть специально
   согласованы  с  дежурным  по  станции,  и  место  работы  ограждено
   сигналами   остановки  установленным  порядком,  о   чем   делается
   соответствующая   запись  в  журнале  "Осмотра  путей,   стрелочных
   переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети".
   
        6. ПРОИЗВОДСТВО ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ НА ВОДАХ
   
                  6.1. Эксплуатация маломерных судов
   
       6.1.1.   При  эксплуатации  плавсредств  необходимо   выполнять
   "Правила  техники  безопасности  на  судах  морского  флота",   М.,
   Мортехинформреклама, 1985, "Правила плавания по  внутренним  водным
   путям  РСФСР",  М.,  Транспорт,  1985,  инструкции  государственных
   инспекций   по   регистрации,  учету,  технадзору  и   эксплуатации
   маломерных   судов  РСФСР  (союзных  республик),  местные   правила
   плавания   по  судоходным  путям  (на  конкретный  водоем,   водный
   бассейн).
       6.1.2.  Перед  началом  навигации на  судоходных  водных  путях
   должны   быть   проведены   технический   осмотр,   регистрация   и
   перерегистрация     всех     плавсредств    топографо-геодезических
   организаций  в  местных  органах Регистра  СССР  или  навигационно-
   технической инспекции и получены разрешения на их эксплуатацию.
       6.1.3.  Маломерные  суда,  не подконтрольные  Регистру  СССР  и
   Речному Регистру, должны проходить освидетельствование в порядке  и
   сроки,      предусмотренные      соответствующими      инструкциями
   государственных инспекций по маломерным судам.
       6.1.4. Весельные лодки должны быть устойчивы, не иметь течи.
       6.1.5.  Запрещается  использование подвесных  лодочных  моторов
   повышенной   мощности,   не  соответствующей   грузоподъемности   и
   устойчивости  лодок.  Мощность лодочных моторов  в  зависимости  от
   грузоподъемности  судна не должна превышать пределов,  указанных  в
   табл.  4. Подвесные моторы должны дополнительно крепиться к  лодкам
   страховочными канатами.
   
                                                             Таблица 4
   
                     СООТВЕТСТВИЕ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ
                  ПО МОЩНОСТИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ЛОДКИ
   
   -----------------T------T---------T----------T-----------T-------¬
   ¦Грузоподъемность¦До 300¦300 - 500¦500 - 1000¦1000 - 1500¦ Свыше ¦
   ¦    судна, кг   ¦      ¦         ¦          ¦           ¦ 1500  ¦
   +----------------+------+---------+----------+-----------+-------+
   ¦Мощность мотора,¦  6   ¦   12    ¦    18    ¦    22     ¦  25   ¦
   ¦л.с., не более  ¦      ¦         ¦          ¦           ¦       ¦
   L----------------+------+---------+----------+-----------+--------
   
       6.1.6.  На  моторных лодках должны иметься в  запасе  исправные
   гребные весла.
       6.1.7.  Для заделки возможных пробоин и трещин на лодках должны
   быть необходимые материалы.
       6.1.8.  Плоты  должны быть прочно увязаны и  иметь  необходимое
   оборудование (руль, греби, причальный канат и др.).
       6.1.9.  Все плавсредства должны быть обеспечены индивидуальными
   спасательными   жилетами,  поясами  или   нагрудниками   по   числу
   посадочных мест.
       Во  всех  случаях транспортировки бригад по воде, особенно  при
   преодолении   опасных  участков,  спасательные  средства   (жилеты,
   нагрудники,  пояса)  должны быть надеты на  людей,  а  спасательные
   круги и другие средства при их наличии на плавсредстве должны  быть
   расположены на видном и легко доступном месте.
       6.1.10.  К  управлению катерами и моторными лодками допускаются
   лица,  имеющие  удостоверение  на право  вождения  соответствующего
   плавсредства.
       6.1.11.  При  загрузке плавсредства должны  строго  соблюдаться
   установленные   для  них  нормы  грузоподъемности.   Во   избежание
   опрокидывания  или  затопления плавсредства  люди  и  груз  на  них
   должны  быть равномерно размещены, причем тяжелые грузы уложены  на
   дно плавсредства в средней его части.
       Запрещается загружать нос лодки. Высота груза над бортом  лодки
   не должна превышать 20 - 25 см.
       6.1.12.  Высота  бортов загруженной лодки  над  водой  в  тихую
   погоду должна быть не менее 20 см, в ветреную - не менее 30 см.
       6.1.13.  Поднимать человека из воды допускается только с  кормы
   или носа лодки.
       6.1.14. При посадке и высадке людей лодки и другие плавсредства
   должны  ставиться вдоль берега или причала (если позволяет  глубина
   реки, озера и т.п.).
       6.1.15.  Во время передвижения по рекам в особо опасных  местах
   (перекаты,  быстротоки и т.п.) лодки и плоты должны  спускаться  на
   веревках без пассажиров и груза.
       Небольшие  лодки  в  районе лесных заломов и  порогов  надлежит
   перетаскивать по берегу.
       6.1.16. Передвижение на резиновых (секционных) надувных  лодках
   допускается   по  незасоренным  водоемам  и  рекам   со   спокойным
   течением.
       Резиновые  лодки  должны  быть  снабжены  веслами,  уключинами,
   банками-сиденьями,   леером  или  бортовым   канатом,   причальными
   штропами,   спасательным   линем  и  другими   принадлежностями   в
   зависимости от типа лодки, а также материалами для ремонта лодки  и
   принадлежностями к ней.
       6.1.17. При передвижении на моторных лодках запрещается  делать
   резкие  повороты. При появлении волн лодку рекомендуется направлять
   носом к волне, сбавить скорость.
       На  реках с опасными препятствиями (пороги, водопады и т.п.)  к
   управлению  лодками  и  плотами должны допускаться  только  опытные
   рулевые, хорошо знающие особенности местных рек.
       6.1.18. При работе на маломерных судах запрещается:
       передвижение  по  водным  путям  во  время  тумана,  снегопада,
   ледохода,  при  ветре свыше 6 баллов, молевом  сплаве  леса,  а  на
   моторных лодках - и в темное время суток;
       курение   на  плавсредствах  при  наличии  на  них  горючих   и
   взрывчатых веществ - материалов;
       купание с бортов лодок и катеров во время их движения;
       нахождение в аварийной лодке, причаленной к катеру во время его
   движения;
       во  время движения лодки, плота стоять (за исключением  случаев
   передвижения  с  помощью шестов), перемещаться  без  необходимости,
   делать   резкие   движения,   сидеть,   свесив   ноги   за    борт,
   пересаживаться из одной лодки в другую;
       ночевка на всех видах маломерных судов и плотах;
       плавание  в  непосредственной близости от берегов с нависающими
   козырьками;
       при    передвижении   по   судоходным   рекам    проходить    в
   непосредственной близости от судов;
       подплывать на лодках, плотах и других плавсредствах к  бакенам,
   баржам, перетянутым через реку тросам по течению;
       передвижение  на  лодках,  катерах  и  других  плавсредствах  с
   неисправными или неустойчиво работающими моторами (двигателями).
       6.1.19.  При  швартовке катера следует остерегаться затягивания
   швартовыми рук и ног.
       6.1.20.  Причаливание лодки к борту катера  должно  проводиться
   при  неработающем  винте катера и против течения.  В  темное  время
   суток  лодка  должна  иметь световой сигнал, а  катер  должен  быть
   освещен.
       Отталкивать лодку от катера следует шестом с рогатиной,  упирая
   ее в нос от лодки.
   
            6.2. Гидрометрические и топографические работы
              на реках, озерах, водохранилищах и шельфах,
                 выполняемые с применением плавсредств
   
       6.2.1.  Гидрометрические работы и топографическая съемка водных
   акваторий  выполняются с плавсредств (морские  и  речные  пароходы,
   катера,   шлюпки,   моторные  лодки,  весельные   лодки,   плавучие
   сооружения и плоты) и относятся к работам с повышенной опасностью.
       6.2.2.  Плавание  судов  и сплав плотов  по  судоходным  рекам,
   озерам,  водохранилищам  и каналам на территории  РСФСР  и  союзных
   республик  регламентируются соответствующими правилами плавания  по
   внутренним водным путям союзной республики.
       На  сплавные  несудоходные,  так  называемые  малые,  реки,  не
   подведомственные  Минречфлоту РСФСР или другой союзной  республике,
   указанные  правила  не  распространяются.  На  эти  реки  действуют
   правила, устанавливаемые эксплуатирующими их организациями.
       6.2.3.   Судна,   предназначенные   для   гидрометрических    и
   топографических  работ  на  озерах и водохранилищах,  должны  иметь
   мореходные  качества:  плавучесть,  остойчивость,  непотопляемость,
   ходкость,  поворотливость,  плавучесть  качки.  Согласно  "Правилам
   технической   эксплуатации   судов  морского   флота"   судно   при
   недостаточной  остойчивости и крене более 8  град.  в  плавание  не
   выпускается.
       6.2.4.  Маломерные  суда, применяемые  при  гидрометрических  и
   топографических  работах,  должны  быть  оснащены  согласно  табелю
   снабжения маломерных судов.
       Число  допущенных  к посадке людей четко и крупно  должно  быть
   указано  на  бортах  лодки (шлюпки, бота)  или  катера  несмываемой
   краской или выжиганием у носа с каждой стороны плавсредства.
       6.2.5. Выполнять работы со шлюпки при силе ветра более 3 баллов
   по  шкале  Бофорта не разрешается. Во время ледохода не  выше  трех
   баллов  производство  гидрологических работ  допускается  только  с
   судов со стальным корпусом.
       6.2.6.  В  качестве становой якорной снасти должны  применяться
   растительные  канаты (пеньковые, манильские, кокосовые  или  же  из
   синтетических материалов).
       Якорные тросы должны иметь не менее 6-кратного запаса прочности
   и испытываются до начала работ.
       Применяемые при гидрогеологических работах металлические  тросы
   должны  удовлетворять  требованиям ГОСТ 3241-80  "Канаты  стальные.
   Технические условия".
       Безопасность  производства  работ с применением  блоков  должна
   обеспечиваться правильным их подбором и эксплуатацией.
       Диаметр  металлических  блоков при  работе  с  ручным  приводом
   должен  быть  не менее 16, а при работе с машинным  приводом  -  не
   менее 20 диаметров троса.
       6.2.7.   При   гидрогеологических  работах  должны  применяться
   лебедки с электрическим и ручным приводом.
       Во время работы с лебедками запрещается:
       выполнять  ремонтные работы, регулировать тормоза, смазывать  и
   чистить механизмы;
       надевать соскочивший канат на барабан или ролик блока;
       поправлять на барабане неправильно наматываемый канат;
       резко тормозить при подъеме или спускании груза;
       оставлять канат после работы в натянутом положении;
       стоять вблизи натянутого каната;
       нагружать лебедку грузом, превышающим ее грузоподъемность;
       вставлять  металлические прокладки в отверстие рукоятки  ручной
   лебедки для уплотнения ее на квадрате вала;
       работать на электролебедке с неисправным заземлением.
       6.2.8.   При  постановке  визуальных  геодезических  ориентиров
   должны соблюдаться следующие условия:
       буи, вехи и буйрепы должны быть изготовлены на берегу;
       в  местах  палубы, откуда будет проводиться постановка  буев  и
   вех, не должны находиться посторонние предметы;
       буйреп  укладывается на палубе так, чтобы во время выброски  не
   образовывать петель;
       при  ручной  постановке  вех или буев  необходимо  выбросить  в
   первую   очередь   буйреп,  затем  буй  или  веху   и   якорь-груз,
   размещенные вначале на фальшборту.
       6.2.9.  Постановка,  снятие  вех и  буев  должны  производиться
   только в штилевую погоду при остановке судна.
       6.2.10.  При  постановке вех со шлюпок или малых  катеров  вехи
   должны   буксироваться   по  воде.  Буйреп   должен   крепиться   к
   шпиртбакену  перед  буксировкой, а к якорю -  в  месте  постановки,
   после измерения глубины.
       6.2.11.  На  акватории  работа  должна  проводиться  только   в
   спасательных  жилетах,  а  исполнитель промеров  должен  страховать
   себя концом фала к банке шлюпки или корпусу катера.
       6.2.12.  При  производстве  топографо-геодезических  работ   на
   акваториях  с  катеров (шлюпок) и моторных лодок на береговой  базе
   или  в  районе  работ,  но  не  далее 3  км  от  работающей  шлюпки
   (катера),   должна  находиться  вторая  моторная  шлюпка   (катер),
   проводящая  непрерывное  наблюдение за  работающими  судами.  Между
   работающими  шлюпками,  страхующими  катерами  и  береговой   базой
   должна   быть   установлена  постоянная  радиосвязь  или   световая
   условная сигнализация с помощью ракет.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное