Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОНТЕРОВ КОНТАКТНОЙ СЕТИ (УТВ. МПС РФ 15.06.2000 N ЦЭ-761)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   необходимость  во временном прекращении работы, то  находящиеся  на
   рабочей  площадке электромонтеры должны подвязать бухту к  несущему
   тросу   или   заменяемому   проводу  (рис.   27,   "в"),   проверив
   предварительно  качество установленных на бухте  креплений.  Только
   после  этого разрешается снять шунтирующие штанги и сойти с рабочей
   площадки.
       12.5.5.  Монтаж  и замена эластичных струн и средних  анкеровок
   выполняются  без  применения натяжных зажимов и шунтов  в  порядке,
   аналогичном  приведенному  выше  при  монтаже  вставок  в   провода
   контактной сети (рис. 28).
       12.5.6. Монтаж вставок в провода и тросы длиной 1,5 м разрешено
   производить   под   напряжением  с   изолирующих   съемных   вышек.
   Производитель  работ и исполнитель должны иметь V группу,  помощник
   исполнителя - IV группу.
   
        12.6. Работы на изолированных консолях под напряжением
   
       12.6.1.  При  выполнении этих работ производитель должен  иметь
   группу V, а исполнитель IV.
       12.6.2.  К таким работам относятся: обслуживание узла крепления
   несущего  троса,  смена основного стержня фиксатора.  Выполнять  их
   следует  с изолирующей съемной вышки, изолирующей рабочей  площадки
   дрезины  или  автомотрисы, используя для подъема  на  несущий  трос
   трехметровую лестницу.
       12.6.3.  Смену  основного стержня только  прямого  сочлененного
   фиксатора  разрешается  осуществлять под  напряжением  лишь  в  том
   случае,  когда расстояние по горизонтали от места его крепления  на
   консоли до фланца консольного изолятора не менее 0,8 м (рис. 29).
       12.6.4.  При  работе на изолированных консолях под  напряжением
   запрещается:
       находиться  на  консоли и закрепляться к ней  предохранительным
   поясом;
       наносить  сильные удары по самой консоли и элементам, жестко  с
   ней связанным, во избежание поломки изоляторов.
   
           12.7. Работы на КТП, КТПОС, КТП-П и открытых ТП,
               подключенных к ВЛ 6, 10 кВ и проводам ДПР
   
       12.7.1.  Работы на КТП, требующие входа за ограждения и подъема
   на   конструкции,  должны  выполняться  со  снятием  напряжения   и
   заземлением. Производитель работ должен иметь группу не ниже  V,  а
   исполнитель не ниже III.
       12.7.2. При подготовке места работ на КТП, открытых ТП и  КТПОС
   необходимо (рис. 30):
       отключить рубильники низкого напряжения;
       отключить высоковольтный разъединитель;
       проверить отсутствие напряжения;
       заземлить  токоведущие части со всех сторон, откуда может  быть
   подано напряжение.
       Работы  на  подъемно-спускных КТПО могут  выполняться  по  двум
   категориям.  При  опускании  КТПО  и  без  подъема  на  конструкцию
   категории  работ  будут следующие: вблизи частей,  находящихся  под
   напряжением,  или вдали от частей, находящихся под  напряжением,  в
   зависимости  от  расстояния  от губок разъединителей  до  опущенной
   части.   При   необходимости  подъема  на   опору   работа   должна
   производиться  со  снятием напряжения с ВЛ 6, 10  кВ  и  установкой
   переносных заземлений.
       Перед   опусканием   трансформатора   в   ремонтное   положение
   необходимо   отключить  рубильник  низкого  напряжения,   а   также
   проверить  состояние  каната и его крепление,  целость  заземления.
   Подъем  и  опускание трансформатора следует производить плавно,  не
   допуская слабины каната.
       Запрещается находиться под перемещающимся трансформатором.
       12.7.3. Места наложения заземления следует выбирать так,  чтобы
   они  были  видимы  с  рабочего места, или так, чтобы  работающие  в
   любой момент могли убедиться в наличии заземлений.
       Дополнительно  заземление  должно  быть  наложено  также  и  на
   токоведущие части непосредственно на месте работы.
       Места  присоединения переносных заземлений к контуру заземления
   должны  быть  очищены  от  краски  и  приспособлены  для  надежного
   закрепления   переносного  заземления,  либо  на  этой  заземляющей
   проводке должны быть зажимы (барашки).
       12.7.4.  Смена предохранителей на щитках 380/220  В,  отходящие
   линии   которых   находятся   в  зоне  влияния   контактной   сети,
   выполняется  при  отключенном рубильнике  фидера  и  наложенном  на
   указанные линии заземлении.
   
           12.8. Работах на изолированных гибких поперечинах
   
       12.8.1.  Работы на изолированных гибких поперечинах могут  быть
   отнесены   к  различным  категориям  в  зависимости  от  конкретных
   условий.
       12.8.2. Работы со снятием напряжения и заземлением.
       При  выполнении  работ  со  снятием  напряжения  и  заземлением
   электромонтеры  до начала работ должны убедиться  в  том,  что  все
   провода   продольных  подвесок,  усиливающие  и  питающие  провода,
   провода  отходящих  ветвей,  ВЛ,  расположенные  на  опорах  гибких
   поперечин,  а  также  все тросы самой гибкой  поперечины  заземлены
   (рис.   31).   Верхний   фиксирующий  и   поперечно-несущий   тросы
   заземляются через нейтральные вставки в нижнем фиксирующем тросе.
       Наблюдающий  должен  быть  у каждой из  поперечин,  на  которой
   выполняется работа.
       Подъем на гибкую поперечину после установки заземлений возможен
   как с опор, так и с изолирующих средств.
       В  тех  случаях,  когда  нет  возможности  снять  напряжение  и
   заземлить  провода  продольных подвесок всех  путей,  перекрываемых
   гибкой   поперечиной,  допускается  проводить  работы  со   снятием
   напряжения  и  заземлением по отдельным секциям.  При  этом  работа
   должна  выполняться  в  пределах одной  секции  одной  группой  под
   непосредственным наблюдением производителя работ. Подъем на  гибкую
   поперечину должен осуществляться со стороны заземленных частей.
       Работы  со  снятием  напряжения на  продольной  подвеске  одной
   секции  можно  выполнять  после заземления проводов  этой  подвески
   (рис.   32).  Если  в  процессе  выполнения  работ  (восстановление
   продольной  подвески, раскатка контактного провода, несущего  троса
   и   т.д.)  возможно  приближение  к  тросам  гибкой  поперечины  на
   расстояние менее 0,8 м, то тросы поперечины необходимо заземлять.
       При производстве работ на продольной подвеске гибкой поперечины
   со  стационарно заземленными тросами, заземляется только контактная
   подвеска.
       При   этом   во  время  работ  изоляторы  должны  шунтироваться
   переносными шунтирующими штангами.
       При производстве работ на продольной подвеске гибкой поперечины
   с  изолированными тросами следует заземлить контактную  подвеску  и
   тросы гибкой поперечины.
       12.8.3. Работы под напряжением.
       Работу на гибких поперечинах под напряжением можно выполнять по
   разрешению  начальника  службы  электроснабжения  железной  дороги.
   Указанные   работы   должны  производиться  с  изолирующих   вышек.
   Продольные  подвески  всех  путей,  подвешенные  к  поперечине,  на
   которой  необходимо  выполнять работу, должны  быть  переведены  на
   питание от одного фидера.
       Разрешается одновременно вести работы под напряжением не  более
   чем   на  трех  гибких  поперечинах.  На  одной  гибкой  поперечине
   допускается работать не более чем в двух точках, при этом  в  одной
   точке может находиться не более двух исполнителей с группой IV.
       В  этом  случае  в  каждой  группе должен  быть  наблюдающий  -
   электромонтер с группой V.
       До  начала работы следует выполнить проверку исправности первых
   от  опор  изоляторов гибкой поперечины. Изолирующая  съемная  вышка
   должна  быть  установлена  под вторым от опоры  изолятором  нижнего
   фиксирующего  троса. Электромонтер, поднявшись на рабочую  площадку
   и   не   приближаясь  к  токоведущим  частям,  одним   наконечником
   указателя   напряжения   касается   нижнего   фиксирующего   троса,
   находящегося  под  напряжением, другим  -  электросоединения  между
   верхним  и  нижним  фиксирующими тросами. При отсутствии  указателя
   напряжения   опробовать  исправность  изоляторов  можно  переносной
   шунтирующей  штангой  на  "искру".  Если  не  загорается   лампочка
   указателя  или  нет  "искры",  значит  первые  от  опоры  изоляторы
   исправны (рис. 33).
       Затем  необходимо  проверить  исправность  вторых  от  опор   и
   подвесных   изоляторов,   для  чего  электромонтер   одним   крюком
   переносной  шунтирующей  штанги  касается  электросоединения  между
   верхним  и  нижним  фиксирующими тросами, а вторым  -  штанги  (или
   троса), расположенной между первым изолятором и опорой (рис. 34).
       Указанную  проверку  должен  проводить  исполнитель  работ  под
   надзором производителя работ.
       После  проверки  исправности изоляторов  гибкой  поперечины  по
   команде производителя исполнитель с группой V должен:
       зашунтировать поочередно все врезные (межсекционные)  изоляторы
   на  нижнем фиксирующем тросе шунтирующими перемычками с изолирующей
   съемной  вышки после установки переносных шунтирующих  штанг  (рис.
   35);
       завесить с изолирующей съемной вышки на несущий трос продольной
   подвески   трехметровую   лестницу  и   дать   команду   помощнику,
   находящемуся на площадке вышки, держать ее;
       подняться  по  лестнице  и,  не касаясь  верхнего  фиксирующего
   троса,  установить  один  зажим переносной  шунтирующей  штанги  на
   несущий трос продольной подвески;
       коснуться вторым концом переносной шунтирующей штанги  верхнего
   фиксирующего  троса  и  еде раз убедиться в исправности  первых  от
   опор изоляторов;
       при их исправности закрепить второй конец шунтирующей штанги на
   верхнем  фиксирующем тросе, подняться на него, закрепиться  стропом
   предохранительного пояса и ожидать команды (рис. 36).
       При   необходимости  производства  работ  наверху  в  два  лица
   находящийся   на   площадке   вышки  электромонтер   должен   снять
   шунтирующие   штанги   и,  не  касаясь  частей,   находящихся   под
   напряжением,  дать  команду  второму  электромонтеру  подняться  на
   площадку  вышки.  После  этого при завешенных  шунтирующих  штангах
   второй  электромонтер  может  подняться  для  выполнения  работ  на
   верхний фиксирующий трос гибкой поперечины.
       Оставшийся на площадке вышки электромонтер снимает трехметровую
   лестницу  с несущего троса, шунтирующие штанги. Вышку можно  убрать
   с пути.
       По окончании работ под напряжением спуск с гибкой поперечины  и
   все   действия   по   переводу  ее  в  исходное  положение   должны
   осуществляться в обратной последовательности.
       При работах на изолированных гибких поперечинах под напряжением
   запрещается:
       приступать  к  работе  до  замены  выявленных  при  опробовании
   неисправных изоляторов;
       подниматься на провода гибкой поперечины или спускаться  с  них
   по опоре;
       завешивать  переносные шунтирующие штанги на  поперечно-несущий
   трос или касаться штангами вертикальных струн гибкой поперечины;
       приближаться по проводам гибкой поперечины к изоляторам у опор,
   врезанным  в  верхние  фиксирующие и  поперечно-несущие  тросы,  на
   расстояние менее 2 м (рис. 37);
       совмещать работу на гибкой поперечине под напряжением с работой
   на  опорах  этой  гибкой  поперечины на ВЛ, подвешенных  с  полевой
   стороны,  по  категориям  работ  вблизи  частей,  находящихся   под
   напряжением, или со снятием напряжения и заземлением.
       12.8.4. Работы вблизи частей, находящихся под напряжением.
       Такие  работы  на гибкой поперечине (в том числе на  первых  от
   опор  изоляторах)  могут  выполняться  с  опор  или  с  изолирующих
   съемных вышек.
       До  подъема на опору исполнитель по команде производителя работ
   должен   проверить  исправность  подвесных  изоляторов   продольных
   несущих тросов всех подвесок и вторых от опоры изоляторов в  нижнем
   фиксирующем    тросе    путем   заземления   нейтральной    вставки
   прикосновением   штыря   заземляющей   штанги.   Отсутствие   искры
   свидетельствует  об  исправности  изоляторов.  Если  они  исправны,
   необходимо  заземлить тросы гибкой поперечины, завесить заземляющую
   штангу на нейтральную вставку.
       При   работах   вблизи  частей,  находящихся  под  напряжением,
   запрещается:
       подниматься наверх до заземления тросов гибкой поперечины;
       переходить  с  опоры на тросы гибкой поперечины  до  заземления
   нейтральной   вставки,   врезанной  в  нижний   фиксирующий   трос,
   приближаться  к  второму от опоры изолятору  в  нижнем  фиксирующем
   тросе на расстояние менее 0,8 м.
   
                12.9. Комбинированная работа на роговом
                      разряднике контактной сети
   
       12.9.1.  Работа на роговом разряднике без снятия  напряжения  с
   контактной  сети  выполняется  с  применением  изолирующих  съемной
   вышки  или  лестницы  только в том случае, когда  шлейф  разрядника
   присоединен к контактной сети через врезной изолятор (рис. 38).
       12.9.2. Работа выполняется в следующем порядке:
       на рабочую площадку съемной изолирующей вышки, установленной на
   путь   в   месте   подсоединения  разрядника  к  контактной   сети,
   поднимаются исполнитель с группой V и его помощник с группой IV;
       помощник  завешивает трехметровую лестницу на  несущий  трос  и
   придерживает ее;
       исполнитель,  поднявшись  по лестнице,  закрепляет  один  конец
   переносной шунтирующей штанги на несущем тросе, а другой на  шлейфе
   разрядника, т.е. по обе стороны от врезного изолятора (рис. 39);
       исполнитель  под  напряжением отсоединяет шунтирующую  изолятор
   перемычку   от  шлейфа  и  надежно  закрепляет  эту  перемычку   на
   электросоединителе (шлейфе);
       исполнитель  и помощник по команде производителя работ  снимают
   шунтирующую  штангу,  после  чего  спускаются  на  землю  и   вышка
   снимается с пути;
       заземляется   отсоединенный   от  контактной   подвески   шлейф
   разрядника  одной  заземляющей  штангой,  после  чего  по   команде
   производителя  работ поднимается на опору электромонтер  с  группой
   IV для работы на разряднике (рис. 40).
       12.9.3.   По   окончании  работы  на  разряднике  электромонтер
   спускается  с  опоры на землю, заземляющая штанга  снимается  и  по
   команде  производителя  работ осуществляется  подсоединение  шлейфа
   разрядника  к  контактной  сети,  которое  выполняется  в  обратной
   последовательности.
       12.9.4.  При  расположении на одной опоре  двух  разрядников  в
   период  работы  оба  разрядника следует отсоединять  от  контактной
   сети и шлейфы их заземлять.
       12.9.5. Перед выполнением работ на разрядниках, установленных у
   изолирующих  сопряжений анкерных участков, обязательно должны  быть
   включены продольные разъединители.
       12.9.6.  Работы  на разрядниках, расположенных  на  опорах,  на
   которых   подвешены  провода  ВЛ,  должны  проводиться   после   их
   отключения  и  заземления,  если  в процессе  работы  электромонтер
   может  приблизиться к указанным проводам на расстояние менее 0,8  м
   или разрядник расположен над проводами ВЛ.
       12.9.7.  Запрещается  прикасаться  к  шлейфу  разрядника  после
   отсоединения  перемычки и снятия переносной шунтирующей  штанги  до
   его заземления.
   
              12.10. Комбинированная работа на секционном
                     разъединителе контактной сети
   
       12.10.1.   Работа  на  секционном  разъединителе   без   снятия
   напряжения  с контактной сети выполняется с применением изолирующей
   съемной  вышки  только  в тех случаях, когда шлейфы  разъединителей
   подсоединены к контактной сети через врезные изоляторы (рис. 41).
       12.10.2.  Все  операции по включению и отключению разъединителя
   должен  выполнять производитель работ, и ключ от  привода  на  весь
   период работ должен находиться у него.
       12.10.3.    Работа    выполняется    в    следующем     порядке
   (последовательность операций обозначена цифрами без скобок на  рис.
   42 - 44):
       при  включенном  разъединителе по команде  производителя  работ
   исполнитель  с группой V и его помощник с группой IV с  изолирующей
   вышки  при  завешенных на провода обеих секций шунтирующих  штангах
   соединяют  переносной  шунтирующей  перемычкой  ветви  изолирующего
   сопряжения   или  секционного  изолятора.  Переносная   шунтирующая
   перемычка  должна  иметь  сечение не менее 70%  сечения  контактной
   подвески.  Если разъединитель расположен далее 600 м от секционного
   изолятора, то установку шунтирующей перемычки необходимо  выполнять
   изолирующей штангой (рис. 42);
       после  отключения  секционного  разъединителя  (за  исключением
   разъединителей  с  заземляющим ножом на общем приводе)  изолирующую
   вышку  устанавливают на путь в месте подключения одного из  шлейфов
   разъединителя к контактной сети;
       с  рабочей  площадки вышки завешивают трехметровую лестницу  на
   несущий трос, и помощник придерживает ее;
       исполнитель,   поднявшись  по  лестнице  для  отсоединения   от
   контактной  сети первого шлейфа, завешивает переносную  шунтирующую
   штангу  по  обе  стороны врезного изолятора,  а  затем  отсоединяет
   шунтирующую  перемычку  от  электросоединителя,  закрепляя  ее   на
   шлейфе  разъединителя. После этого по команде руководителя  снимает
   переносную шунтирующую штангу; аналогично отсоединяют второй  шлейф
   разъединителя (рис. 43);
       изолировав  таким  образом разъединитель  от  контактной  сети,
   съемную  вышку  убирают с пути и на каждый из шлейфов устанавливают
   по одной заземляющей штанге (рис. 44);
       при  включенном  положении разъединителя его  шлейфы  соединяют
   перемычкой на болтовых зажимах из медного троса сечением  не  менее
   50  кв. мм, после чего по команде производителя работ приступают  к
   работе на секционном разъединителе (рис. 44).
       12.10.4. По окончании работ на разъединителе следует:
       снять шунтирующую разъединитель перемычку;
       отключить разъединитель;
       снять заземляющие штанги со шлейфов разъединителя;
       завесить  переносную шунтирующую штангу по обе стороны врезного
   изолятора    и    подсоединить   шунтирующую    перемычку    шлейфа
   разъединителя; то же сделать на втором шлейфе;
       включить разъединитель;
       завесить  на  провода обеих секций изолирующего  сопряжения  по
   одной  шунтирующей  штанге съемной вышки  или  изолирующей  рабочей
   площадки автомотрисы;
       проверить включенное положение разъединителя, наличие на каждой
   ветви  сопряжения шунтирующей штанги и снять шунтирующую перемычку,
   соединяющую обе секции;
       снять шунтирующие штанги с обеих ветвей сопряжения.
       Необходимо  следить, чтобы каждая из операций  проводилась  при
   соответствующем    положении   разъединителя    (последовательность
   обозначена цифрами в скобках на рис. 42 - 44).
       12.10.5.   По  окончании  работы  разъединитель  приводится   в
   исходное положение.
       12.10.6.   При   работах  на  разъединителях  с   дистанционным
   управлением  исполнитель и его помощник перед началом работ  должны
   получить   подтверждение  производителя  работ  о  том,  что   цепи
   управления  обесточены, на ключах управления вывешены  плакаты  "Не
   включать. Работают люди", крышки привода открыты.
       12.10.7.  При  расположении  на  одной  опоре  двух   и   более
   секционных разъединителей на период работы хотя бы на одном из  них
   все  разъединители  должны быть отсоединены от  контактной  сети  и
   шлейфы их заземлены.
       12.10.8. Работа на секционных разъединителях, расположенных  на
   опорах,  на которых подвешены провода ВЛ, должна проводиться  после
   их  отключения  и  заземления,  если  в  процессе  работы  возможно
   приближение  к  указанным проводам на расстояние менее  0,8  м  или
   разъединитель расположен над ними.
       12.10.9.   Запрещается   прикасаться  к   шлейфам   секционного
   разъединителя  после отсоединения шунтирующей  перемычки  и  снятия
   переносной шунтирующей штанги до их заземления.
   
     12.11. Комбинированная работа на отсасывающем трансформаторе
   
       12.11.1.  Комбинированная работа на отсасывающем трансформаторе
   может   проводиться   тогда,  когда  шлейфы  его   присоединены   к
   контактной  сети и проводу обратного тока через врезные  изоляторы,
   расположенные у несущего троса контактной сети и провода  обратного
   тока.
       12.11.2.   До   начала  работ  производитель   работ   включает
   разъединитель,  шунтирующий первичную обмотку трансформатора.  Ключ
   от  привода  на весь период работ должен находиться у производителя
   работ,  и  должны быть приняты меры против ошибочного  переключения
   разъединителя (рис. 45).
       12.11.3.    Работа    выполняется    в    следующем     порядке
   (последовательность операций обозначена цифрами без скобок на  рис.
   45 - 49):
       снимаются  шунты с врезанных в шлейфы трансформатора изоляторов
   со  стороны провода обратного тока, для чего исполнитель (группа V)
   и помощник (группа IV) устанавливают на провод обратного тока семи-
   или девятиметровую приставную лестницу;
       исполнитель,  поднявшись  по лестнице,  закрепляет  шунтирующую
   перемычку  по обе стороны изолятора, врезанного в обратный  провод,
   предварительно установив переносную шунтирующую штангу;
       исполнитель  завешивает переносную шунтирующую  штангу  по  обе
   стороны  изолятора,  врезанного в шлейф у провода  обратного  тока,
   отсоединяет   шунтирующую  перемычку  от  шлейфа   и   надежно   ее
   закрепляет,  после  этого  снимает переносную  шунтирующую  штангу;
   аналогично  выполняет  отсоединение от  обратного  провода  второго
   шлейфа  отсасывающего трансформатора, после чего  спускается  вниз;
   при    наличии    в   шлейфах   вторичной   обмотки   отсасывающего
   трансформатора  разъединителей вторичную обмотку следует  отключать
   только разъединителями (рис. 46).
       Затем необходимо расшунтировать изоляторы со стороны контактной
   сети, для чего:
       при  включенном  разъединителе исполнитель с изолирующей  вышки
   при  завешенных на провода обеих секций контактной сети шунтирующих
   штангах   соединяет   шунтирующей  перемычкой  ветви   изолирующего
   сопряжения;  шунтирующая перемычка должна быть  сечением  не  менее
   70% сечения контактной подвески (рис. 47);
       исполнитель для отсоединения от контактной сети первого  шлейфа
   завешивает  переносную шунтирующую штангу по обе  стороны  врезного
   изолятора,    отсоединяет   шунтирующую   перемычку    от    шлейфа
   трансформатора  и  надежно закрепляет ее на  электросоединении  или
   несущем  тросе, после этого снимает переносную шунтирующую  штангу;
   аналогично  проводят  отсоединение и второго шлейфа  от  контактной
   сети (рис. 48);
       после   отсоединения   всех   четырех   шлейфов   отсасывающего
   трансформатора  заземляют все четыре его вывода  на  тяговый  рельс
   (рис. 49).
       Убедившись  в наличии всех заземлений, по команде производителя
   работ  бригада  приступает  к работе на трансформаторе.  Подъем  на
   трансформатор должен осуществляться только по деревянной лестнице.
       12.11.4.   После  окончания  работ  подключение   отсасывающего
   трансформатора    выполняется    в   обратной    последовательности
   (обозначена цифрами в скобках на рис. 45 - 49): сначала со  стороны
   контактной сети, затем со стороны провода обратного тока.
       12.11.5.   Запрещается  выполнять  отключение   или   включение
   отсасывающих трансформаторов в момент прохода поездов.
   
               12.12. Работы на проводах обратного тока
   
       12.12.1. Работы без разрыва цепи проводов обратного тока  могут
   выполняться без снятия напряжения с контактной сети.
       При  этом работа относится к категории со снятием напряжения  и
   заземлением  и  должна  проводиться только  при  условии  надежного
   заземления  проводов  обратного тока в зоне  производства  работ  с
   обеих  сторон  на  тяговый рельс. Искровые  промежутки  в  защитном
   заземлении  опор,  расположенные  в  зоне  работ,  шунтировать   не
   следует.
       12.12.2.  Заземления  на тяговый рельс должны  располагаться  в
   пределах  одного блок-участка и подсоединяться к одному и  тому  же
   тяговому  рельсу  при  условии, что перемычка, соединяющая  провода
   обратного  тока  с рельсами, подключена к нулевой  точке  дроссель-
   трансформатора.
       В случае, если перемычка не подключена к средней точке дроссель-
   трансформатора,   работа   на  проводах   обратного   тока   должна
   выполняться  с  закрытием для движения всех поездов  и  со  снятием
   напряжения и заземлением.
       12.12.3.  Подъем  на опоры следует осуществлять  по  деревянной
   лестнице.
       12.12.4.  До  прикосновения к проводу обратного  тока  с  опоры
   следует выполнить основное правило электробезопасности:
       установить переносную шунтирующую перемычку с заземленной части
   опоры на провод обратного тока.
       12.12.5.  Работы  на  проводах обратного тока  в  пролетах,  на
   расстоянии   не  менее  2  м  от  опор,  разрешается  проводить   с
   переносной  лестницы  или других изолирующих защитных  средств  под
   напряжением.
       12.12.6.   Осмотр  и  ремонт  места  присоединения   перемычки,
   соединяющей  обратный  провод с рельсом с  поочередным  отключением
   проводов,  можно  выполнять без отключения тяговой  подстанции,  но
   при условии выполнения основного правила электробезопасности:
       установить  медный шунт сечением не менее 95 кв.  мм  на  место
   разрыва.
       12.12.7.  Обслуживание  проводов обратного  тока,  связанное  с
   полным  разрывом цепи, допускается только после отключения  тяговой
   подстанции.
   
        12.13. Работы на контактной сети и устройствах станций
     стыкования электрической тяги переменного и постоянного тока
   
       12.13.1.  Работы  на контактной сети станций  стыкования  могут
   быть  отнесены  к  различным категориям  и  их  следует  выполнять,
   используя  изолирующие средства защиты (изолирующие съемные  вышки,
   автодрезины   и   автомотрисы  и  др.),  применяемые   на   участке
   переменного тока.
       12.13.2. Работа в местах стыков двух разнопотенциальных  секций
   контактной  сети  должна выполняться или со  снятием  напряжения  с
   обеих  секций и заземлением их, или под напряжением при наличии  на
   обеих секциях напряжения одного рода тока.
       12.13.3. Перед началом работ в местах стыкования постоянного  и
   переменного токов со снятием напряжения и заземлением необходимо:
       после  отключения обеих секций и проверки отсутствия напряжения
   на  них  установить заземляющие штанги на каждую секцию  контактной
   сети;
       зашунтировать  провода  различных секций шунтирующими  штангами
   изолирующей вышки, рабочей площадки дрезины, автомотрисы;
       установить переносную шунтирующую перемычку из медного  провода
   сечением  не  менее  50 кв. мм и только после  этого  приступить  к
   работе (рис. 50, "а").
       12.13.4.  Работы со снятием напряжения и заземлением в пределах
   одной  секции  разрешено выполнять только одной бригаде.  При  этом
   бригада   должна  постоянно  находиться  между  двумя  заземляющими
   штангами, находящимися на расстоянии не более 200 м друг от друга.
       12.13.5.   Перед   началом  работ  в  местах   стыкования   под
   напряжением необходимо:
       производителю  работ убедиться в наличии в  секциях  напряжения
   одного рода тока;
       изолирующей штангой установить переносную шунтирующую перемычку
   из медного провода сечением не менее 50 кв. мм;
       завесить на провода обеих секций шунтирующие штанги изолирующей
   вышки (рис. 50, "б", "в").
       12.13.6.   При   работах  в  пределах  секции  или   в   местах
   секционирования необходимо предварительно сделать запись в  журнале
   СЦБ  у  дежурного  по  станции  и  изъять  предохранители  в  цепях
   управления  переключателями соответствующих секций.  Дополнительной
   мерой  безопасности  является выкатывание переключателей  из  ячеек
   соответствующих секций.
       12.13.7.  При работах в местах стыкования контактной  сети  под
   напряжением запрещается:
       одновременная  работа на контактной сети и оборудовании  пункта
   группировки, питающего секцию контактной сети;
       выполнение    каких-либо    операций   переключателем    пункта
   группировки.
       12.13.8. Ревизия и ремонт переключателей, разъединителей,  шин,
   защитных   и   прочих  устройств  на  пунктах  группировки   должны
   проводиться после снятия напряжения и заземления их со всех  сторон
   возможной подачи напряжения.
   
          12.14. Работы по смене жесткой поперечины (ригеля)
                с использованием грузоподъемного крана
                        на железнодорожном ходу
   
       12.14.1.  Работы  должны выполняться со  снятием  напряжения  и
   заземлением  всех  проводов и оборудования,  расположенных  как  на
   самой жесткой поперечине, так и на поддерживающих ее опорах.
       Производителем  работ  должен быть электромонтер  V  группы,  а
   ответственным  руководителем установочного поезда - начальник  ЭЧК,
   старший  электромеханик или электромеханик ЭЧК V группы,  прошедшие
   испытания  на  знание  Правил устройства и безопасной  эксплуатации
   грузоподъемных кранов (машин). Один из членов бригады должен  иметь
   удостоверение стропальщика.
       12.14.2.  Работа  должна выполняться в  полном  соответствии  с
   технологической     картой,    утвержденной    руководством     ЭЧ.
   Грузоподъемность   крана  должна  соответствовать   массе   жесткой
   поперечины.
       12.14.3.  Демонтаж  жесткой  поперечины  выполняется  в   такой
   последовательности:
       после заземления всех проводов и конструкций выполняют демонтаж
   проводов,  изоляторов и других элементов, закрепленных  на  жесткой
   поперечине.  Опускать их вниз следует без рывков  с  использованием
   полиспастных блоков и "удочек";
       отводят  в  сторону  за пределы габарита грузоподъемного  крана
   контактную подвеску и закрепляют ее в таком положении;
       закрепляют  4  стропа  по  центру  тяжести  жесткой  поперечины
   согласно  схеме  строповки,  указанной  в  технологической   карте,
   поддерживая их без натяжки грузоподъемным краном;
       с девятиметровых лестниц, располагаемых с полевой стороны опор,
   за  концы  нижнего  уголка закрепляют 4  оттяжки  (по  2  с  каждой
   стороны жесткой поперечины) и пропускают их (по 2) в сторону  пути,
   на котором стоит кран, по разные стороны от жесткой поперечины;
       с  девятиметровых лестниц освобождают от закрепления на  опорах
   оголовники жесткой поперечины и спускаются вниз;
       по команде производителя работ поднимают жесткую поперечину над
   вершинами  опор  на  200 - 300 мм, проверяя тем самым  правильность
   строповки и надежность строп;
       после  проверки жесткую поперечину поднимают над  проводами  на
   высоту не менее 1 м, разворачивают посредством оттяжек вдоль  путей
   и отпускают вниз (рис. 51).
       12.14.4.  Монтаж  жесткой  поперечины выполняется  в  следующем
   порядке:
       закрепляют  стаканы на новой жесткой поперечине  на  расстояние
   между   центрами,   соответствующее  расстоянию  у  демонтированной
   жесткой поперечины;
       крепят  4  оттяжки  за углы нижнего уголка с четырех  сторон  и
   расклинивают  деревянными клиньями хомуты  оголовников  на  ширину,
   равную длине стягивающих их болтов;
       закрепляют  4  стропа  за  жесткую  поперечину  и  по   команде
   руководителя работ поднимают поперечину краном на 200 - 300  мм  от
   поверхности  грунта, выверяя центр тяжести. После этого  поперечину
   опускают и четыре оттяжки перебрасывают (по две) к опорам;
       по   команде   производителя  работ  поднимают  новую   жесткую
   поперечину  на  необходимую высоту над  опорами  и  с  помощью  4-х
   оттяжек  оголовники  направляют на вершины  опор.  Ригель  опускают
   краном  настолько, чтобы оголовники полностью наделись  на  вершины
   опор;
       находясь  на  лестнице, выбивают деревянные клинья,  затягивают
   болты  на  хомутах  стаканов,  а затем  болты  крепления  ригеля  к
   стаканам;
       после  закрепления  ригеля на обеих  опорах  снимают  стропы  и
   оттяжки и выполняют монтаж демонтированной контактной сети.
       12.14.5. Раскрепление и закрепление поперечины, а также оттяжек
   и  строп  допускается  выполнять с  рабочей  площадки  дрезины  или
   автомотрисы.
       12.14.6.  При  выполнении работ по демонтажу и монтажу  жестких
   поперечин запрещено:
       находиться  ближе  7  м  от  перемещаемой  на  высоте   жесткой
   поперечины;
       оставаться на ригеле в момент его перемещения;
       подниматься на ригель до его полного закрепления на опорах.
   
       12.15. Работы по смене железобетонных опор грузоподъемным
         краном на железнодорожном ходу или краном автомотрисы
   
       12.15.1.  Работы  должны выполняться со  снятием  напряжения  и
   заземлением  проводов и оборудования, расположенных  на  заменяемой
   опоре.
       Производителем  работы назначается начальник или электромеханик
   ЭЧК  с группой V, прошедший проверку на знание Правил устройства  и
   безопасной   эксплуатации  грузоподъемных  кранов  (машин).   Также
   должен  быть  назначен ответственный руководитель  работ.  Один  из
   членов  бригады  должен  иметь удостоверение  стропальщика.  Работу
   необходимо  выполнять  в  соответствии  с  технологической  картой,
   утвержденной начальником (заместителем) ЭЧ.
       Грузоподъемность    крана    должна    соответствовать    массе
   железобетонной опоры.
       12.15.2. Установка железобетонной опоры выполняется в следующей
   последовательности:
       закрепляют  стропы  за  лежащую опору  выше  центра  тяжести  и
   устанавливают расчалки;
       краном поднимают опору в вертикальное положение на 50 - 100  мм
   от  поверхности,  проверяя  тем  самым  правильность  строповки   и
   надежность строп (рис. 52);
       поднятую  опору подводят к котловану или фундаменту,  выполняют
   ее  регулировку  посредством расчалок и  опускают  в  котлован  или
   стакан фундамента;
       регулируют  положение  опоры по отвесу до получения  требуемого
   угла наклона с помощью расчалок и крана;
       после  регулировки  опору следует закрепить засыпкой  грунта  в
   котлован   и  его  уплотнением  или  заливкой  раствора  в   стакан
   фундамента.
       После  закрепления опоры по команде руководителя работ машинист
   крана  опускает крюк и выводит его из зацепления с петлей строп,  а
   затем  электромонтер с приставной лестницы снимает с опоры строп  и
   расчалки.
       12.15.3.  Демонтаж железобетонной опоры выполняется в следующей
   последовательности:
       нагрузку  с  заменяемой опоры переводят на вновь установленную,
   затем  с  нее  спускают  вниз  все  демонтированные  конструкции  и
   оборудование;
       закрепляют  строп за опору выше центра тяжести и  устанавливают
   расчалки;
       передают  нагрузку от опоры на кран и освобождают  фундаментную
   часть  на  глубину не более: 1 м в песчаных и гравелистых  грунтах;
   1,25  м  в  супесях; 1,5 м в суглинных, глинах и сухих  лессовидных
   грунтах;  2  м  в  особо  плотных грунтах (в процессе  освобождения
   фундамента   запрещено   перемещать   кран,   опора   должна   быть
   расчалена).
       12.15.4. При выполнении работ по смене опор запрещено:
       находиться  ближе 5 м от зоны проекции перемещаемой  на  высоте
   опоры;
       подниматься на опору до ее полного расклинивания и закрепления;
       располагать руки в процессе регулировки и закрепления в  местах
   возможного их защемления;
       перегружать кран и строп в процессе изъятия опоры из грунта.
       12.15.5. Железобетонные опоры ВЛ должны также устанавливаться в
   порядке, изложенном в настоящем разделе.
   
        12.16. Работы по раскатке проводов контактной подвески
      и других ВЛ, расположенных в зоне электромагнитного влияния
                  действующих линий переменного тока
   
       12.16.1.  Работы должны выполняться с заземлением раскатываемых
   проводов.
       Производителем  работ должен быть начальник или  электромеханик
   ЭЧК с группой V.
       12.16.2.   Работа   должна   выполняться   в   соответствии   с
   технологической  картой,  утвержденной  начальником  (заместителем)
   ЭЧ.  Провод  на  перемещающемся барабане на  весь  период  раскатки
   должен быть надежно заземлен (рис. 53).
       12.16.3.  Раскатка  проводов  должна  выполняться  в  следующей
   последовательности:
       конец нового провода анкеруется через изоляторы;
       на конце анкеруемого провода устанавливается первая заземляющая
   штанга;
       раскаточная  платформа  с  барабаном после  прохождения  200  м
   останавливается,  и на раскатываемый провод устанавливается  вторая
   заземляющая штанга;
       после  установки  второй штанги по команде  руководителя  работ
   первая штанга снимается для ее последующей установки.
       В  это время раскаточная платформа может продолжать раскатку на
   следующие  200  м,  после чего процесс установки  и  снятия  штанги
   повторяется  до  второй  анкеровки.  Вторая  анкеровка  выполняется
   также через изоляторы.
       В   случае   замены   проводов  демонтируемый   провод   должен
   заземляться аналогичным порядком.
       12.16.4. Все работы, проводимые за пределами заземляющей штанги
   и   барабана   с   заземленным  проводом,  должны   считаться   под
   напряжением и выполняться с изолирующих средств защиты (рис. 54).
       12.16.5.   Седла,  ролики,  поддерживающие   крючки   и   т.п.,
   используемые  при  раскатке несущих тросов и  других  проводов  ВЛ,
   должны крепиться к поддерживающим конструкциям через изоляторы.
       12.16.6.  В  процессе подготовки к раскатке и при ее выполнении
   запрещается:
       завешивать  или  оставлять штанги далее  200  м  от  монтажного
   поезда;
       выполнять  работы по укладке проводов в седла  и  крепления  на
   изоляторах за пределами двухсотметрового заземленного участка;
       в   пределах  одного  анкерного  участка  работать  со  снятием
   напряжения и заземлением более чем в одном месте.
   
              12.17. Работы с применением грузоподъемных
           машин и механизмов, в том числе в охранных зонах
                контактной сети, ВЛ и на территории ЭЧК
   
       12.17.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться, как
   правило, механизированным способом при помощи грузоподъемных  машин
   (кранов, погрузчиков), а при небольших объемах - с помощью  средств
   малой механизации (талей, полиспастов, блоков).
       Барабаны  с  проводами из железнодорожных вагонов  и  автомашин
   следует  выгружать  с  помощью грузоподъемных  кранов  или  средств
   малой  механизации.  В исключительных случаях с открытых  платформ,
   из открытых загонов и с автомашин разрешается выгружать барабаны  с
   проводом  вручную с помощью наклонных площадок или слег,  удерживая
   барабаны  канатами  с  противоположной стороны.  Рабочие  при  этом
   должны находиться сзади или сбоку от выгружаемого барабана.
       Барабаны, подготовленные к погрузке или выгрузке, должны  иметь
   исправные   боковые  щеки,  надежно  закрепленные  концы   провода.
   Торчащие гвозди должны быть удалены.
       12.17.2.  Работы  в пределах охранной зоны с  применением  ГПМ,
   механизмов  (кранов,  буровых машин, экскаваторов,  телескопических
   вышек и т.п.) должны проводиться по наряду.
       Производитель  работ при работе с отключением и заземлением  ВЛ
   должен  иметь  группу  V,  а в остальных  случаях  -  IV.  Водитель
   автокрана или крана на гусеничном ходу должен иметь группу II.
       Все  работы,  выполняемые в охранной зоне линий,  принадлежащих
   дистанции    электроснабжения,   собственными    машинами    должны
   выполняться  по  наряду  формы ЭУ-115. За пределами  охранной  зоны
   работы могут выполняться по распоряжению.
       12.17.3.  Применение ГПМ при работах в охранной зоне контактной
   сети,  ВЛ без их отключения и заземления допускается в том  случае,
   когда  расстояние (по воздуху) от подъемной или выдвижной части  (в
   любом  ее  положении) или груза до ближайшего провода, находящегося
   под напряжением, будет не менее:
       1,5 м при напряжении до 1 кВ;
       2 м при напряжении 1 - 25 кВ;
       4 м при напряжении 35 - 110 кВ.
       Исключение   составляют  работы  на  линии,   находящейся   под
   напряжением 25 кВ и ниже, выполняемые с изолирующих механизмов  для
   подъема   людей,  телескопических  вышек,  принадлежащих  дистанции
   электроснабжения.
       12.17.4.  При  невозможности  соблюдения  указанных  в   пункте
   12.17.3 настоящей Инструкции расстояний работу следует выполнять  с
   отключением и заземлением ВЛ, контактной сети.
       12.17.5.  Перемещение ГПМ с выдвинутым телескопом или  поднятой
   стрелой  разрешается только в пределах рабочего места без  груза  и
   без людей на подъемной части.
       12.17.6.  Перед  началом работы, требующей применения  ГПМ  или
   тяговых  машин,  следует повторить сигналы,  которыми  регулируется
   работа этих машин.
       12.17.7.  Необходимо следить за тем, чтобы  масса  поднимаемого
   груза  не  превышала  нагрузок, допускаемых  для  ГПМ,  механизмов,
   тросов,  канатов  и  других  вспомогательных  приспособлений.   При
   работе  ГПМ  стропальщик не должен оттягивать  груз  во  время  его
   подъема,  выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственным
   весом, а также поправлять стропы на весу.
       12.17.8. При работах с применением ГПМ в пределах охранной зоны
   контактной  сети указанные машины должны быть заземлены на  тяговый
   рельс,  а  при  работе  вблизи  ВЛ -  на  специальный  заземлитель,
   состоящий из двух заземлителей, забитых на глубину не менее 1 м,  с
   расстоянием между ними не менее 3 м.
       Во всех случаях заземление ГПМ выполняется стропальщиком.
       12.17.9.   При  работе  вблизи  ВЛ,  контактной  сети  водители
   автокранов  или  кранов на гусеничном ходу и электромонтеры  должны
   следить  за  тем,  чтобы  из-за неровности местности  не  произошло
   резкого наклона стрелы ГПМ в сторону проводов или опоры.
       12.17.10.  При случайном соприкосновении стрелы машины,  тросов
   или   груза  с  проводом  ВЛ,  находящимся  под  напряжением,   или
   возникновении  между  ними электрического  разряда  запрещается  до
   снятия  напряжения  с  провода  или  отвода  стрелы  на  безопасное
   расстояние,   стоя   на  земле,  прикасаться   к   грузу,   машине,
   подниматься на нее или сходить с нее.
       Если  в  результате соприкосновения или электрического  разряда
   произойдет  загорание  машины,  не позволяющее  оставаться  в  ней,
   водитель  должен, не держась руками за части машины,  спрыгнуть  на
   землю  на  обе  ноги.  Удаляться от машины до снятия  напряжения  с
   проводов можно только мелкими шагами, не превышающими длину стопы.
       12.17.11. Не допускается работа с использованием ГПМ при ветре,
   вызывающем  отклонение на опасное расстояние свободных (без  груза)
   тросов и канатов, которыми поднимают груз.
       В  темное  время  суток  работа в охранной  зоне  с  ГПМ  может
   проводиться   только   при   отключенной   и   заземленной    линии
   электропередачи и достаточном освещении рабочего места.
       12.17.12. ГПМ не должна использоваться в работе при:
       обслуживании ее неаттестованными крановщиками, стропальщиками;
       нарушении срока технического освидетельствования;
       неисправности  тормоза  механизма  подъема  груза  или  тормоза
   механизма изменения вылета стрелы;
       неисправности   ограничителя   высоты   подъема,   ограничителя
   грузоподъемности,  сигнального  прибора  и  других  неисправностях,
   угрожающих безопасной работе.
       12.17.13. При работе с ГПМ и механизмами запрещается:
       проходить  и  стоять под поднимаемым грузом,  под  натягиваемым
   проводом,  под  тросами  и  оттяжками, а также  в  непосредственной
   близости от упоров и креплений со стороны тяжения;
       работать с неисправными ГПМ и приспособлениями.
   
               12.18. Выполнение работ с использованием
                       машин с шарнирной стрелой
   
       12.18.1.  Общая вертикальная нагрузка корзин машин с  шарнирной
   стрелой вместе с людьми, включая инструмент и материалы, не  должна
   превышать значений, указанных в паспорте машины.
       При работах с машин с шарнирной стрелой бригада должна состоять
   не  менее  чем  из  двух  человек (не считая  машиниста),  один  из
   которых должен иметь группу не ниже IV.
       12.18.2.  Перед  допуском к работе машин  с  шарнирной  стрелой
   следует  убедиться в нормальной работе механизмов стрелы и приборов
   безопасности:  ограничителей  зоны  работы  стрелы  над   соседними
   путями,  для  чего перед началом работы производят пробные  подъемы
   корзин, фиксацию стрелы и опускание.
       12.18.3.  При выполнении работ с применением машин с  шарнирной
   стрелой   электромонтер  должен  соблюдать   следующие   требования
   безопасности:
       выполнять работы, стоя на дне монтажных корзин;
       не  вставать  на  верхнее или промежуточное  кольцо  ограждения
   корзин  без  закрепления  предохранительным  поясом  к  опоре   или
   надежным конструкциям;
       переходить из корзин на опоры, конструкции и обратно  только  с
   разрешения  производителя работ с соблюдением правила о непрерывном
   закреплении работающего предохранительным поясом;
       не  допускать нахождения людей в зоне действия шарнирной стрелы
   при работе машины;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное