Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОНТЕРОВ КОНТАКТНОЙ СЕТИ (УТВ. МПС РФ 15.06.2000 N ЦЭ-761)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   переносного   заземления  к  тяговому  рельсу  и   после   проверки
   отсутствия напряжения наложить его на токоведущие части.
       При   установке  заземления  с  опоры  подъем  его   необходимо
   производить с помощью "удочки".
       При  проверке  отсутствия  напряжения и  установке  заземляющей
   штанги  электромонтер  не  должен  касаться  заземляющего  троса  и
   должен находиться возможно дальше от него.
       Последующие  переносные  заземления по  указанию  производителя
   работ  могут  завесить  два  электромонтера,  квалификация  которых
   приведена в Приложении 9 к настоящей Инструкции.
       В   качестве   второго   заземления  допускается   использовать
   заземляющую  штангу  автодрезины или  автомотрисы,  за  исключением
   случаев, когда работа производится на изолирующем сопряжении.
       Заземляющие штанги не допускается устанавливать непосредственно
   у   места   работ  во  избежание  нарушения  контакта.  Их  следует
   устанавливать  на контактной сети не ближе 1 мачтового  пролета  на
   фиксаторе  соседней опоры, на ВЛ (рис. 12) и ДПР  -  на  провода  у
   ближайших от места работы опор за точкой подвеса проводов.
       Штанги  с  головкой,  исключающей  потерю  контакта  "провод  -
   штанга", следует устанавливать на провода контактной подвески.
       На  трансформаторных подстанциях, отсасывающих трансформаторах,
   КЛ должны быть определены места установки заземлений.
       Отключенные  для производства работ участки контактной  сети  и
   ВЛ,  расположенные как на опорах контактной сети, так и на отдельно
   стоящих  опорах, должны быть заземлены в соответствии  со  схемами,
   приведенными в таблице 2 настоящей Инструкции.
       При работе на изолирующем сопряжении на участках постоянного  и
   переменного  тока  со  снятием напряжения и заземлением  переносные
   заземляющие  штанги необходимо устанавливать по обоим  концам  зоны
   работ  у  анкерных  опор  (таблица 2,  пункт  6).  При  этом,  если
   секционный  разъединитель  на изолирующем  сопряжении  включен,  то
   устанавливается   по   1  заземляющей  штанге;   при   невключенном
   секционном  разъединителе или при его отсутствии  по  обоим  концам
   зоны  работ  устанавливаются по 2 заземляющих  штанги.  При  работе
   между   переходными   опорами   одна  шунтирующая   штанга   должна
   устанавливаться  на  одну  из сопрягаемых  контактных  подвесок,  а
   вторая - на другую.
       При  открытом  для движения поездов пути заземляющие  штанги  и
   приспособления  не  должны  входить в габарит  подвижного  состава.
   Отводить  трос  заземляющих  штанг за  габарит  разрешается  только
   изолирующими оттяжками (рис. 13).
       Если   штанга   с   головкой,  исключающей   потерю   контакта,
   устанавливается  на  провод, путь должен быть закрыт  для  движения
   всех   поездов.  Не  допускается  соприкосновение  и  металлическое
   соединение  заземляющего троса штанги с опорой  контактной  сети  и
   другими заземленными металлическими конструкциями.
       Заземляющие штанги следует устанавливать в пределах одного блок-
   участка  и  присоединять к одному и тому же тяговому  рельсу  (рис.
   14).
       Если  зона  работы  одной  или  нескольких  бригад  перекрывает
   изолирующий  стык  автоблокировки, то работа должна  выполняться  с
   закрытием пути для движения всех поездов.
       8.5.8.  При  снятии  заземления необходимо  соблюдать  обратный
   порядок:  сначала  снимать заземление с  проводов  и  устройств,  а
   затем  отсоединять  зажим от заземлителя (в том числе  от  рельса).
   Заземления снимаются только по указанию производителя работ.
       Запрещается  снимать  заземляющие штанги до  полного  окончания
   работ  и  вывода  людей  с  места (зоны) работ.  Зажим  заземляющей
   штанги   можно  присоединять  или  отсоединять  от  рельса  (опоры,
   спуска) только, если штанга лежит на земле.
       8.5.9.  Перед  началом работ каждый электромонтер должен  лично
   убедиться   в  том,  что  на  месте  работ  провода  и   устройства
   заземлены,  осмотреть зону (место) работы, обратив особое  внимание
   на  расположение электроопасных элементов, к которым  не  исключена
   возможность ошибочного приближения.
       8.5.10. Запрещено выполнять работу на контактной сети, ВЛ  всех
   напряжений   и   одновременно  на  выключателях  и  разъединителях,
   которыми ограничивается зона работы.
   
               8.6. Специальные требования безопасности
                 при выполнении работ под напряжением
   
       8.6.1. При выполнении работ этой категории необходимо выполнить
   основное правило электробезопасности:
       включить секционные разъединители, завесить шунтирующие  штанги
   с  изолирующей съемной вышки или с рабочей площадки автомотрисы или
   автодрезины,  установить  на  месте работы  переносные  шунтирующие
   перемычки,  прежде  чем коснуться с изолирующего  средства  какого-
   либо  элемента  контактной  сети  необходимо  завесить  на  элемент
   контактной   сети   шунтирующую  штангу   вышки   или   автомотрисы
   (автодрезины).
       Приближение   к   электроопасным  элементам  (нейтральным   или
   заземленным) на расстояние менее 0,8 м запрещено.
       8.6.2.  К  работе  можно приступить после выполнения  требуемых
   организационно-технических  мероприятий (необходимых  переключений,
   ограждения  места  работ, инструктажа, наложения  стационарных  или
   переносных   шунтирующих   штанг   и   перемычек)   по   разрешению
   производителя работ.
       8.6.3. Группы по электробезопасности персонала в зависимости от
   используемого  для  работы  под напряжением  изолирующего  средства
   защиты приведены в Приложении 10 к настоящей Инструкции.
       8.6.4.  Перед  тем  как  приступить к  работе  под  напряжением
   производитель  работ  должен  проверить  состояние  и   исправность
   ограждений,   лестниц,  шунтирующих  штанг,   протереть   изоляторы
   площадок  автодрезины и автомотрисы. После этого следует опробовать
   изоляцию  изолирующей съемной вышки, изолирующей  рабочей  площадки
   дрезины   или  автомотрисы  в  порядке,  указанном  в  пункте   9.5
   настоящей Инструкции.
       Во время работ под напряжением необходимо следить за тем, чтобы
   не  шунтировалась изолирующая часть средства защиты  металлическими
   тросами, проволокой и т.п.
       8.6.5. При работах в местах секционирования контактной сети под
   напряжением  (изолирующие сопряжения анкерных участков,  секционные
   изоляторы  и  врезные  изоляторы),  а  также  при  отсоединении  от
   контактной  сети шлейфов разъединителей и разрядников, отсасывающих
   трансформаторов   следует   для   выполнения   основного    правила
   электробезопасности применять шунтирующие штанги, установленные  на
   изолирующих   съемных   вышках,   изолирующих   рабочих   площадках
   автодрезин  и автомотрис, а также переносные шунтирующие  штанги  и
   шунтирующие перемычки (рис. 15).
       8.6.6.   При   работах  на  изолирующих  сопряжениях   анкерных
   участков,   на   секционных   изоляторах   и   врезных   изоляторах
   шунтирующие их секционные разъединители должны быть включены.
       На  месте работы должна быть установлена шунтирующая перемычка,
   соединяющая   контактные  подвески  смежных   секций   (рис.   16).
   Расстояние от работающего до этой перемычки должно быть не более  1
   мачтового пролета.
       Если расстояние до шунтирующего секционного разъединителя свыше
   600  м,  устанавливать шунтирующую перемычку необходимо  с  помощью
   изолирующей штанги.
       8.6.7.  Запрещается  выполнять работы на  контактной  сети  под
   напряжением:
       при скорости ветра свыше 12 м/с;
       под  пешеходными мостами, путепроводами, в тоннелях и на мостах
   с ездой понизу;
       во время грозы, дождя, тумана и мокрого снегопада;
       при  невозможности использования полной длины изолирующей части
   средства защиты (съемной вышки, изолирующей штанги и т.п.);
       на  несущем  тросе  ближе  1  м  от  неизолированных  консолей,
   ригелей,  сигнальных мостиков, на несущем тросе гибких поперечин  с
   заземленными  поперечными тросами или с изолированными  поперечными
   тросами, но без нейтральных вставок в нижнем фиксирующем тросе;
       при  опущенном  ограждении изолирующих  площадок  автомотрис  и
   автодрезин;
       в   опасных   местах  за  исключением  врезных   и   секционных
   изоляторов.
       8.6.8. При работе под напряжением запрещается:
       прикасаться  с изолирующего средства к частям контактной  сети,
   находящимся   под  напряжением,  при  неустановленных   шунтирующих
   штангах;
       спускаться с изолирующего средства или подниматься на  него,  а
   также  передавать  инструмент на изолирующую рабочую  площадку  при
   завешенных  шунтирующих  штангах или в  случаях,  когда  ограждение
   рабочей площадки касается частей контактной сети;
       находиться  на  рабочей  площадке  изолирующего  средства   при
   перемещении его в месте секционирования, если нет наряда и  приказа
   ЭЧЦ   на   выполнение  работы  в  таком  месте   и   не   выполнены
   соответствующие  технические мероприятия (включение  разъединителя,
   установка шунтирующей перемычки);
       разбирать  и  ослаблять части контактной сети, находящиеся  под
   токовой нагрузкой без шунтирования.
       8.6.9.  При  шунтировании проводов, конструкций и оборудования,
   обеспечивающих   передачу  тягового  тока,  шунтирующие   перемычки
   должны  иметь  сечение  не  менее 70%  общего  сечения  подвески  и
   изготавливаться из медного гибкого провода.
       8.6.10.  Шунтирующие штанги и перемычки должны  иметь  надежный
   контакт   с   проводами  и  при  падении  не  перекрывать   тросами
   изолирующие части автодрезин, автомотрис, съемных вышек и лестниц.
   
        8.7. Специальные требования безопасности при выполнении
           работ вблизи частей, находящихся под напряжением
   
       8.7.1.   Запрещено   приближение  к  электроопасным   элементам
   (нейтральным  или находящимся под напряжением) на расстояние  менее
   0,8 м.
       К  работе  следует  приступать после  получения  инструктажа  и
   допуска  производителя работ, при этом на месте работы должна  быть
   подготовлена   для   завески   на   провода   заземляющая   штанга,
   подсоединенная к заземлителю.
       8.7.2.   Группа   по   электробезопасности   исполнителей   при
   выполнении   работ  вблизи  частей,  находящихся  под  напряжением,
   должна  быть  IV.  Производитель работ должен  иметь  группу  V,  а
   наблюдающий - IV.
       8.7.3.  Работы  по  очистке и окраске  опор  могут  выполняться
   электромонтерами,   имеющими   III   группу,    под    руководством
   электромонтера с группой IV.
       Категория   работ   на  линии  освещения  должна   определяться
   характером выполняемой работы. Если по условиям производства  работ
   нет  необходимости  приближаться к проводам контактной  сети  ближе
   чем  на 0,8 м, то контактная сеть остается под напряжением,  о  чем
   должна   быть   сделана   запись  в  графе   "Дополнительные   меры
   безопасности...".
       Если   при   выполнении  работ  на  линии  освещения   возможно
   приближение  к  контактной сети на расстояние менее  0,8  м,  то  в
   графе  "Категория (со снятием напряжения..." и т.д.) наряда  ЭУ-115
   (Приложение  11 к настоящей Инструкции) должно быть указано  снятие
   напряжения с ВЛ освещения и контактной сети.
       При   выполнении  работ  по  окраске  опор  краскораспылителями
   запрещается направлять струю краски на провода и изоляторы.
       8.7.4.  При  работе вблизи частей, находящихся под напряжением,
   запрещено:
       работать  в  согнутом положении, если расстояние от работающего
   при  его выпрямлении до электроопасных элементов окажется менее 0,8
   м;
       работать при наличии с двух сторон на расстоянии менее 2  м  от
   работающего электроопасных элементов;
       работать    над   электроопасными   элементами,   не   имеющими
   ограждений;
       пользоваться металлическими лестницами.
   
        8.8. Специальные требования безопасности при выполнении
          работ вдали от частей, находящихся под напряжением
   
       8.8.1.  Работа  должна  выполняться по наряду  после  получения
   инструктажа и допуска от производителя работ.
       8.8.2. Группа исполнителя при выполнении работ вдали от частей,
   находящихся   под  напряжением,  должна  быть   не   ниже   II,   а
   производителя  -  III.  При рассредоточении  бригады  дополнительно
   выделенный наблюдающий должен иметь группу не ниже III.
   
                 9. РАБОТЫ С ИЗОЛИРУЮЩИХ СЪЕМНЫХ ВЫШЕК
   
       9.1.  До  установки на путь, при выполнении работ без  закрытия
   путей  для движения поездов, изолирующая съемная вышка должна  быть
   ограждена.  При  вышке  постоянно  должны  находиться  не  менее  4
   человек,   включая   производителя  работ  и   работающих   наверху
   электромонтеров.
       9.2.  На  рабочей площадке вышки должны находиться не  более  2
   человек.  Выполнять работу с вышки можно только в том случае,  если
   она  устойчива,  рама  ее не имеет перекосов и  все  четыре  колеса
   касаются рельсов или земли.
       9.3.  Заземляющее красное колесо съемной вышки при работах  под
   напряжением  должно  находиться  на  тяговом  рельсе.  Когда  вышка
   установлена не на рельсы, заземляющий пояс ее должен быть  соединен
   с  тяговым рельсом медной шунтирующей перемычкой сечением не  менее
   50 кв. мм (рис. 17).
       9.4.   Перед  подъемом  на  вышку  производитель  работ  должен
   убедиться в том, что ее рабочая площадка не касается проводов.
       9.5. До начала работ под напряжением электромонтер с группой IV
   под  непосредственным наблюдением производителя работ должен  после
   осмотра   вышки   подняться  наверх  и  опробовать   ее   изоляцию.
   Запрещается  опробование  изоляции  в  местах  секционирования.  По
   команде  производителя работ исполнитель, находясь в каретке  вышки
   на   возможно   большем  расстоянии  от  частей  контактной   сети,
   прикасается крюком шунтирующей штанги к фиксатору (не ближе 1 м  от
   шапки изолятора) или к струне (рис. 18).
       Запрещается  прикасаться  крюком непосредственно  к  тросу  или
   контактному проводу.
       После  успешного  опробования изоляции при  снятой  шунтирующей
   штанге  исполнитель,  находясь на возможно  большем  расстоянии  от
   токоведущих  частей,  разрешает  помощнику  подняться  на   рабочую
   площадку.
       Прежде   чем  подняться  или  спуститься  с  рабочей  площадки,
   электромонтер  должен  убедиться  в  том,  что  шунтирующие  штанги
   сняты,   ограждения  не  имеют  металлической  связи  с  элементами
   подвески. Находящиеся на рабочей площадке электромонтеры не  должны
   касаться  контактного провода. При этом электромонтер предупреждает
   их: "Не касайся, поднимаюсь!" или "Не касайся, спускаюсь!".
       9.6. В процессе работы под напряжением подниматься на вышку или
   спускаться  с  нее могут сразу два электромонтера при условии,  что
   подъем или спуск происходят по разным сторонам вышки одновременно.
       Подъем   и  спуск  следует  выполнять  по  команде  при  снятых
   шунтирующих  штангах  и  отсутствии  касания  проводов  ограждением
   вышки  и  при  полной ее остановке. Если работающие спускаются  или
   поднимаются  на  вышку  по  одному, то помощник  исполнителя  работ
   должен спускаться первым, а подниматься вторым.
       9.7. В местах со стесненными габаритами разрешено опускаться на
   ступени  лестниц вышки с обеих сторон, но не ниже границы  верхнего
   шунтирующего пояса.
       9.8.  Перед  началом  работы  по  каждой  категории  необходимо
   выполнить на месте работ основное правило электробезопасности:
       завесить  2  шунтирующие  штанги с рабочей  площадки  вышки  на
   контактный провод, фиксатор, трос и т.п. (рис. 19 "а", "б", "в").
       Для   участков   постоянного  тока  разрешается  завешивать   1
   шунтирующую   штангу   за  исключением   мест,   где   могут   быть
   разнопотенциальные  элементы  (изолирующие  сопряжения,  секционные
   изоляторы и т.п.) (рис. 19 "б").
       9.9.  Для  подъема с вышки на несущий трос следует пользоваться
   деревянной  навесной  лестницей длиной не  более  3  м.  На  линиях
   переменного  тока  четыре  верхние ступеньки  лестницы  и  навесные
   крюки должны быть зашунтированы металлической шиной (проводом).
       9.10.  Разрешается  во время работы становиться  на  ограждение
   вышки.  При  этом  необходимо предварительно закрепиться  карабином
   предохранительного  пояса  за провода  или  конструкции  контактной
   сети.
       9.11. При выполнении работ под напряжением до подачи команды  о
   передвижении вышки по рельсам исполнитель обязан:
       предупредить помощника о предстоящем снятии шунтирующих штанг;
       убедиться,  что помощник прекратил работу и не касается  частей
   контактной сети;
       снять изолирующие штанги.
       9.12.    Передвижение    вышки   с   электромонтерами    должно
   осуществляться только по рельсам и по команде находящегося  наверху
   электромонтера,  плавно,  без  толчков  и  резких   остановок,   со
   скоростью не более 5 км/ч.
       Во  время подъема на вышку, работы и спуска с нее, особенно  на
   кривых    участках   пути,   необходимо   удерживать    вышку    от
   опрокидывания.
       9.13.  Подавать  на  рабочую площадку инструмент  или  материал
   разрешается  третьему  лицу  только по  команде  исполнителя  после
   того,  как работа наверху прекращена и шунтирующие штанги  сняты  с
   контактной сети.
       9.14.  При скорости ветра более 12 м/с выполнять работу с вышки
   можно  только  при  снятом с контактной сети напряжении,  при  этом
   должны быть приняты меры против ее опрокидывания.
       9.15. При выполнении с вышки работ всех категорий запрещается:
       устанавливать вышку на путь так, чтобы нарушалась  связь  между
   сигналистом и бригадой;
       находиться на рабочей площадке при передвижении вышки по земле,
   шпалам или балластной призме;
       передвигать вышку при установленных шунтирующих штангах;
       проводить работы, при которых на верхнюю часть вышки передаются
   усилия, вызывающие опасность ее опрокидывания;
       устанавливать  ее  при  съеме с пути  для  пропуска  поездов  в
   пределах габарита подвижного состава;
       переставлять  вышку  на  соседний  путь  в  том  случае,   если
   отсутствует предупреждение на поезда о работе вышки по этому пути;
       переставлять   вышку   на  соседний  путь   при   одностороннем
   ограждении;
       устанавливать вышку на изолирующем рельсовом стыке;
       работать  с  вышки в местах, где превышение одного  рельса  над
   другим  более 50 мм, без принятия дополнительных мер по  исключению
   ее опрокидывания.
       9.16.  При  работах с изолирующих съемных вышек под напряжением
   запрещается:
       проводить  работы  при свисании с рабочей  площадки  каких-либо
   предметов ниже верхнего шунтирующего пояса (рис. 20);
       прикасаться  при завешенных шунтирующих штангах непосредственно
   или  через  какие-либо предметы к съемной вышке  выше  заземляющего
   пояса (рис. 21).
   
            10. РАБОТЫ С ИЗОЛИРУЮЩИХ И ЗАЗЕМЛЕННЫХ РАБОЧИХ
                   ПЛОЩАДОК АВТОДРЕЗИН И АВТОМОТРИС
   
       10.1.  С  изолирующих рабочих площадок автодрезин и  автомотрис
   можно  выполнять  работы  различных  категорий  в  зависимости   от
   конкретных условий.
       Выполнять  работу с изолирующих рабочих площадок  автомотрис  и
   автодрезин  под  напряжением  разрешается  только  по  распоряжению
   службы электроснабжения железной дороги.
       С  заземленной  рабочей  площадки автомотрисы  АРВ-1  разрешено
   выполнять работы всех категорий, кроме работ под напряжением.
       На  рабочей  площадке  разрешено находиться  не  более,  чем  3
   электромонтерам.
       Подъем  и поворот рабочей площадки разрешается выполнять только
   по команде производителя работ, согласованной с исполнителем.
       10.2.  Выполнение  работ  с изолирующей  рабочей  площадки  под
   напряжением.
       Вход  на  изолирующую  рабочую площадку и  сход  с  нее  должны
   осуществляться только через изолирующую нейтральную площадку и  при
   снятых с проводов шунтирующих штангах в следующем порядке:
       первым   на  рабочую  площадку  должен  подняться  исполнитель,
   который   обязан  закрепить  перила  ограждения  рабочей  площадки,
   проверить ее изоляцию (пункт 9.5 настоящей Инструкции), после  чего
   при  незавешенной  шунтирующей штанге и,  находясь  по  возможности
   дальше   от  частей,  находящихся  под  напряжением,  дать  команду
   подняться  одному  из  помощников, а затем,  при  необходимости,  и
   второму.
       После  того,  как  помощники поднимутся  на  рабочую  площадку,
   исполнитель должен выполнить основное правило электробезопасности:
       завесить 2 шунтирующие штанги на контактный провод.
       Для   участков   постоянного  тока  разрешается  завешивать   1
   шунтирующую   штангу   за  исключением   мест,   где   могут   быть
   разнопотенциальные  элементы  (изолирующие  сопряжения,  секционные
   изоляторы и т.д.).
       При необходимости спуска или подъема во время работы одного  из
   помощников  исполнитель  должен  дать  команду  прекратить  работы,
   присесть  и  предупредить о снятии шунтирующих  штанг.  Убедившись,
   что  никто  не  касается  находящихся под  напряжением  частей,  он
   должен  снять шунтирующие штанги, после чего разрешить  подъем  или
   спуск.
       Подъем  на  изолирующую  рабочую  площадку  или  спуск  с   нее
   электромонтеры   должны  осуществлять  строго  поочередно.   Каждый
   следующий  поднимающийся  на площадку или  спускающийся  с  нее  не
   должен   входить  на  нейтральную  площадку,  пока  ее  не  покинет
   предыдущий электромонтер (рис. 22).
       Убедившись,  что  шунтирующие штанги сняты,  части  изолирующей
   рабочей  площадки  не  имеют металлической связи  с  проводами  или
   конструкциями,   находящиеся  на  рабочей  площадке   не   касаются
   контактной  сети,  электромонтер  предупреждает  их:  "Не  касайся,
   поднимаюсь!" или "Не касайся, спускаюсь!".
       При  повороте рабочей площадки ее следует устанавливать в такое
   положение,  чтобы  от вытянутых рук работника, находящегося  на  ее
   краю, до заземленных частей было не менее 0,8 м.
       Производитель  работ  должен следить за  тем,  чтобы  никто  не
   приблизился  к заземленным частям на противоположном конце  рабочей
   площадки.
       В   процессе  работы  только  по  команде  исполнителя  следует
   осуществлять    передвижение   автодрезины   или   автомотрисы    с
   находящимися  на рабочей площадке электромонтерами со скоростью  не
   более 10 км/ч.
       Запрещается  при  работе  под напряжением  с  рабочих  площадок
   автодрезин и автомотрис:
       переходить  с рабочей площадки на нейтральную или наоборот  при
   завешенных  шунтирующих штангах, или когда  перила  ограждения  или
   какие-либо  предметы с рабочей площадки касаются частей  контактной
   сети (рис. 22);
       находиться во время работы на нейтральной площадке или касаться
   ее.
       В   случае   снятия  характеристик  контактной   подвески   под
   напряжением  с  помощью  токоприемника автомотрисы  АРВ-1  запрещен
   подъем  и  пребывание  электромонтеров на  стационарно  заземленной
   рабочей площадке автомотрисы АРВ-1.
       10.3.  Выполнение работ со снятием напряжения и заземлением,  в
   том числе и с автомотрисы АРВ-1.
       10.3.1.   Работа  с  автомотрис  и  автодрезин  с  изолирующими
   рабочими площадками.
       Если   работы   выполняются  в  одном  месте  без   перемещения
   автомотрисы,   автодрезины,  то  для  заземления  контактной   сети
   вначале   устанавливается   переносная   заземляющая   штанга    на
   расстояние не менее 1 мачтового пролета от места работы.
       В  качестве второй может быть использована заземляющая  штанга,
   подсоединенная  к раме машины. При этом она должна  устанавливаться
   так,  чтобы  с  рабочей  площадки нельзя  было  снять  эту  штангу.
   Завешивает   заземляющую   штангу   автомотрисы   или   автодрезины
   исполнитель  работ, после чего он поднимается на рабочую  площадку,
   дает команду подняться помощникам и завешивает шунтирующие штанги.
       Снятие  штанг  следует выполнять в обратной последовательности:
   исполнитель   работ  снимает  шунтирующую  штангу,   дает   команду
   помощникам  покинуть рабочую площадку, спускается сам.  Исполнитель
   под  наблюдением  помощника снимает заземляющую штангу  автодрезины
   или   автомотрисы.  Снятие  переносной  штанги  осуществляется   по
   команде и под наблюдением производителя работ.
       Если работы выполняются с перемещением автодрезины, автомотрисы
   с  одного  рабочего  места  на другое в пределах  зоны  работы,  то
   контактная  сеть  заземляется в соответствии с порядком,  указанным
   выше,   или  установкой  двух  переносных  заземляющих   штанг   на
   расстояние  не  менее одного мачтового пролета по  обе  стороны  от
   места работ.
       После  окончания работы в одном месте бригада может  оставаться
   на   рабочей   площадке,  не  касаясь  проводов  контактной   сети.
   Согласовав  с исполнителем, производитель работ дает команду  снять
   шунтирующие  штанги,  одну  заземляющую  штангу  (закрепленную   на
   машине  или расположенную впереди по ходу движения машины) и  после
   этого переместить машину к следующему месту работы.
       После  установки снятой штанги на новом месте, переноса  второй
   заземляющей  штанги,  если это необходимо, завешивания  шунтирующих
   штанг  производитель  работ дает разрешение  приступить  бригаде  к
   работе.
       Запрещено  при  перемещении дрезины или автомотрисы  от  одного
   места  работы  к  другому снятую заземляющую штангу  завешивать  на
   ограждение рабочей или нейтральной площадок.
       При    необходимости   разворота   рабочей   площадки   следует
   предварительно  убедиться, что она не коснется частей,  находящихся
   под  напряжением, и находящиеся на рабочей площадке  электромонтеры
   не приблизятся к ним на опасное расстояние.
       10.3.2.  Работа  с  автомотрисы  АРВ-1  с  заземленной  рабочей
   площадкой.
       Поднятый  токоприемник автомотрисы АРВ-1 с нормально включенным
   короткозамыкателем,  шунтирующим изоляцию  токоприемника,  является
   дополнением  к двум переносным заземляющим штангам, устанавливаемым
   в соответствии с требованиями пункта 8.5.7 настоящей Инструкции.
       После   установки  переносных  заземляющих  штанг   (рис.   23)
   производитель   работ  визуально  проверяет  включенное   положение
   короткозамыкателя  и  открывает дверцу  для  подъема  персонала  на
   рабочую    площадку.   При   этом   поднимается   токоприемник    и
   дополнительно  заземляет контактную подвеску  на  месте  работ.  По
   команде  производителя  работ  исполнитель  работ  поднимается   на
   заземленную  рабочую  площадку  автомотрисы  АРВ-1,  дает   команду
   подняться помощникам и завешивает 2 шунтирующих штанги, после  чего
   электромонтеры приступают к работе.
       Работы  с автомотрисы АРВ-1 могут выполняться с ее перемещением
   с  одного  рабочего  места  на другое с поднятым  токоприемником  в
   пределах  зоны  работы  с  таким расчетом, чтобы  расстояние  между
   автомотрисой и заземляющей штангой было в указанных на  рисунке  23
   пределах.
       По   окончании  работ  снятие  шунтирующих  штанг  и  опускание
   токоприемника    производится   в   обратной    последовательности:
   исполнитель  работ,  не  снимая  шунтирующих  штанг,  дает  команду
   помощникам  покинуть  рабочую площадку и, сняв шунтирующие  штанги,
   спускается сам.
       Производитель  работ  закрывает  дверцу  на  лестнице   рабочей
   площадки.  При  этом  токоприемник опускается.  По  команде  и  под
   наблюдением руководителя работ электромонтер с группой не ниже  III
   снимает  переносные  заземляющие штанги. После  окончания  работ  в
   одном   месте   бригада  может  оставаться  на   рабочей   площадке
   автомотрисы,  не  касаясь  проводов  контактной  сети.   Согласовав
   начало перемещения автомотрисы с исполнителем, производитель  работ
   дает  команду  снять шунтирующие штанги и после  этого  переместить
   автомотрису  к  следующему  месту  работы.  Токоприемник  при  этом
   должен оставаться поднятым.
       После  перемещения автомотрисы на новое место работ  необходимо
   установить  переносную  заземляющую штангу (рис.  23),  после  чего
   исполнитель на рабочей площадке завешивает 2 шунтирующих штанги,  и
   работа может быть начата.
       10.3.3. Перед поворотом рабочей площадки, любой автодрезины или
   автомотрисы  производитель  работ должен предварительно  убедиться,
   что  она  не  коснется  частей,  находящихся  под  напряжением,   и
   персонал не приблизится к ним на опасное (менее 0,8 м) расстояние.
       При  повороте  край  рабочей площадки следует  устанавливать  в
   такое  положение,  чтобы  от вытянутых  рук  работника  до  частей,
   находящихся  под  напряжением, было не менее 0,8  м.  Производитель
   работ  должен  следить  за  тем,  чтобы  никто  не  приблизился   к
   токоведущим частям по противоположному концу рабочей площадки.
       10.3.4.  Меры  безопасности при работе  на  контактной  сети  с
   заземленной    рабочей    площадки   автомотрисы    АРВ-1    ручным
   электроинструментом.
       На автомотрисе АРВ-1 следует применять ручной электроинструмент
   класса  II  (с  двойной  изоляцией и без устройств  для  заземления
   корпуса), питающийся от генератора автомотрисы напряжением 220 В.
       Работать   таким  электроинструментом  персонал  должен   после
   прохождения  обучения  и инструктажа. Работу  следует  выполнять  в
   диэлектрических   перчатках.  При  работе   на   рабочей   площадке
   рекомендуется использовать также диэлектрические ковры.
       Перед  началом работ с электроинструментом необходимо проверить
   внешним  осмотром исправность кабеля, изоляционных деталей корпуса;
   проверить  четкость работы выключателя; работу  на  холостом  ходу.
   Питающий  кабель не должен иметь сращиваний, должен  прокладываться
   по  сухой  поверхности. Не допускается прокладка его по  замасляной
   поверхности.
       При  прекращении  подачи напряжения или при перерыве  в  работе
   следует отсоединить электроинструмент от сети.
       Запрещается держаться голой рукой за питающий кабель.
       Запрещается работать с электроинструментом:
       у  которого  истек срок периодической проверки (1 раз  в  <...>
   месяцев);
       с приставных лестниц;
       во время снегопада и дождя;
       при нечеткой работе выключателя;
       при вытекании смазки из редуктора или вентиляционных каналов;
       при   появлении  дыма  или  запаха,  характерного  для  горящей
   изоляции;
       при появлении повышенного шума, стука, вибрации;
       при появлении трещины в корпусе, рукоятке;
       при повреждении рабочей части инструмента.
   
                    11. РАБОТЫ С ПРИСТАВНЫХ ЛЕСТНИЦ
   
       11.1.  С  приставных  (переносных) лестниц разрешено  выполнять
   работы  со  снятием  напряжения и заземлением, вблизи  и  вдали  от
   частей, находящихся под напряжением.
       11.2.  Работа выполняется не менее чем в два лица, при этом  на
   лестнице  может  находиться только один исполнитель.  Нижние  концы
   переносных  лестниц  и  стремянок должны  иметь  оковки  с  острыми
   наконечниками,  а  при пользовании ими на асфальтовых,  бетонных  и
   подобных  твердых полах должны иметь башмаки из резины или  другого
   скользящего материала.
       Верхние  концы  лестниц, приставляемых к трубам  или  проводам,
   должны     быть     снабжены    специальными     крюками-захватами,
   предотвращающими падение лестницы от действия ветра  или  случайных
   толчков.  Переносные  деревянные лестницы  и  раздвижные  лестницы-
   стремянки  длиной более 3 м должны иметь не менее 2-х металлических
   стяжных  болтов,  установленных под  нижней  и  верхней  ступенями.
   Окрашивать   деревянные  лестницы  красками   запрещается.   Осмотр
   лестниц и стремянок перед их применением производит сам работник.
       11.3.  До начала работы с лестницы исполнитель должен убедиться
   в  устойчивом и правильном ее положении. Во избежание  излома  угол
   наклона  лестницы к горизонтальной плоскости у основания не  должен
   быть менее 75-.
       11.4.  Подниматься  на приставную лестницу  следует  только  по
   команде и под наблюдением производителя работ.
       11.5. При работе с приставной лестницы запрещено:
       ставить  ее на расстояние ближе 2 м от электроопасных элементов
   при работе вблизи частей, находящихся под напряжением;
       подниматься по лестнице второму лицу;
       ставить   лестницу   так,   чтобы  провода,   находящиеся   под
   напряжением, были расположены ниже верхней ступеньки лестницы;
       работать  в пределах габарита подвижного состава без ограждения
   ее в установленном порядке.
   
      12. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ
   
                  12.1. Работы на отсасывающих линиях
   
       12.1.1.  Работы  на отсасывающих линиях относятся  к  категории
   работ со снятием напряжения и заземлением.
       12.1.2.   Работы  на  воздушных  отсасывающих   линиях   должны
   выполняться  только при их заземлении на заземляющий  спуск  опоры,
   групповое    заземление,   рельс   или   специальный    заземлитель
   непосредственно   в   месте  производства  работы.   Предварительно
   необходимо  внешним осмотром проверить крепление  заземления  самой
   опоры.
       На отсасывающих линиях тяговых подстанций станций стыкования  и
   тяговых   подстанций,  совмещенных  с  подстанциями   энергосистем,
   работу необходимо выполнять с отключением тяговых подстанций.
       12.1.3.  Отсос  тяговой  подстанции и заземление  АТП  являются
   рабочими  заземлениями.  Полный  разрыв  цепи  отсасывающих   линий
   допускается только после отключения тяговой подстанции, АТП.
       12.1.4.  Подниматься на опору следует по деревянной  приставной
   лестнице. Работу необходимо выполнять в диэлектрических перчатках.
       12.1.5.   Осмотр   и  техническое  обслуживание   присоединений
   отсасывающих  линий  к  рельсовой цепи с поочередным  отсоединением
   жил  можно осуществлять без отключения тяговой подстанции,  но  при
   условии выполнения основного правила электробезопасности:
       установить  медную шунтирующую перемычку сечением не  менее  95
   кв. мм на место разрыва.
   
            12.2. Работы на защитных и рабочих заземлениях
   
       12.2.1.  Обслуживание защитных заземлений  может  относиться  к
   различным   категориям  работ  в  зависимости  от   приближения   к
   токоведущим частям, находящимся под напряжением.
       12.2.2.  Для  выполнения работы по замене искрового  промежутка
   или  диодов  в  цепи защитного заземления необходимо предварительно
   выполнить основное правило электробезопасности:
       установить   и  надежно  закрепить  на  месте  разрыва   медную
   шунтирующую перемычку сечением не менее 50 кв. мм.
       Работу должна выполнять бригада не менее чем из 2 человек.  При
   этом  производитель  работ с IV группой  должен  наблюдать  как  за
   работающим (II группа), так и за движением поездов.
       При  установке шунтирующей перемычки ее следует сначала надежно
   присоединять  со стороны тягового рельса, а затем  к  заземлению  с
   другой  стороны  разрыва. Снимать шунтирующую перемычку  следует  в
   обратном порядке. Установку и снятие шунтирующей перемычки  следует
   выполнять в диэлектрических перчатках (рис. 4).
       12.2.3.  Работы  на рабочих заземлениях относятся  к  категории
   работ  со  снятием напряжения и заземлением. Они должны выполняться
   бригадой,   состоящей  не  менее  чем  из  двух   человек,   причем
   исполнитель должен иметь группу III, а производитель работ - V.  До
   отсоединения или присоединения рабочего заземления связанное с  ним
   высоковольтное оборудование следует отключить и заземлить  со  всех
   сторон, откуда возможна подача напряжения (рис. 24).
   
           12.3. Работы на воздушных линиях всех напряжений,
       подвешенных на опорах контактной сети и отдельно стоящих
          опорах обходов, а также на осветительных установках
   
       12.3.1.  Работы по обслуживанию указанных ВЛ должны выполняться
   после  их  отключения и заземления с двух сторон от места  работ  в
   установленном порядке.
       Токоведущие  части других ВЛ, к которым по условиям  работы  не
   исключено  приближение  на расстояние менее  0,8  м,  а  также  ВЛ,
   расположенных ниже, должны быть также отключены и заземлены.
       12.3.2.   Отключение  и  включение  ВЛ  до  1000  В   выполняет
   производитель  работ. При удалении места работы  от  разъединителя,
   отключать и включать ВЛ напряжением до 1000 В могут лица с  группой
   II,  имеющие  на  то право, по распоряжению производителя  работ  с
   последующим его уведомлением.
       12.3.3.  ВЛ  всех  напряжений при работах с нарушением  целости
   проводов   (разрыв  без  установки  шунта)  должны  заземляться   в
   установленном порядке с обеих сторон от места разрыва (таблица 2).
       12.3.4.  Перед  работой  на опоре с выводом  кабеля  необходимо
   кроме  проводов ВЛ заземлить на тяговый рельс и все жилы кабеля,  в
   том  числе  и  нулевую. Во избежание шунтирования  рельсовых  цепей
   заземление  оборудования  прожекторных мачт,  питающихся  от  линии
   наружного освещения, может быть произведено одновременно только  на
   1 мачте.
       12.3.5.  Заземление  проводов  ВЛ,  расположенных  на  отдельно
   стоящих   опорах,  следует  выполнять  на  собственные  заземляющие
   контуры опор или на специальный заземлитель.
       12.3.6.  Проверка отсутствия напряжения и наложение  заземления
   на   провода  при  производстве  работ  на  ВЛ  должны  выполняться
   электромонтером  с  группой  III под  непосредственным  наблюдением
   производителя работ.
       12.3.7. Разрешается смена ламп в светильниках, установленных на
   специально   оборудованных   жестких   поперечинах,   без    снятия
   напряжения  с контактной сети, с обязательным снятием напряжения  с
   проводов  осветительных линий и их заземлением на  месте  работ.  В
   графе   наряда  "Дополнительные  меры  безопасности"  должно   быть
   указано, что контактная сеть находится под напряжением.
       12.3.8.  Запрещается  подниматься  на  прожекторную  мачту   до
   полного  снятия  напряжения со светильника и  заземления  всех  жил
   кабеля (пункт 12.3.7 настоящей Инструкции).
       Опробование    работы   прожекторов   допускается   производить
   включением  коммутационного  аппарата,  установленного  на  верхней
   площадке  мачты.  При опробовании светильника ОУЖКС-20  запрещается
   находиться  на верхней площадке во избежание ожога при  приближении
   к лампе, а также к близко расположенным от нее конструкциям.
       Перед  работой в электрической цепи зажигающего устройства  или
   перед   регулировкой   разрядника  светильника   ОУЖКС-20   следует
   произвести   разряд   светильника   и   конденсаторов   зажигающего
   устройства.  Разряд  выполняется  путем  присоединения  к   зажимам
   светильника,   конденсаторов   и  электродам   разрядника   медного
   проводника  сечением не менее 6 кв. мм, предварительно соединенного
   с корпусом (заземлением) прожекторной мачты.
       Работы  с  подъемом  работника выше  уровня  пола  прожекторной
   площадки следует выполнять с закреплением предохранительным  поясом
   за конструкцию мачты.
   
        12.4. Работы под напряжением по дефектировке изоляторов
            контактной сети и очистке проводов от гололеда
   
       12.4.1.   Работа   по  дефектировке  изоляторов   измерительной
   изолирующей  штангой выполняется без приказа ЭЧЦ, но с уведомлением
   его о месте работы.
       12.4.2.  Дефектировку  начинают с первого  от  контактной  сети
   (нижнего)  изолятора  гирлянды, после  чего  проверяют  верхний,  а
   затем средний (средние) изоляторы.
       12.4.3. В темное время суток допускается выполнять дефектировку
   изоляторов  только  с изолирующей съемной вышки или  с  изолирующей
   рабочей  площадки  дрезины или автомотрисы. При  этом  должно  быть
   обеспечено  освещение  в  зоне работ и обязательно  установлены  на
   токоведущие части шунтирующие штанги.
       12.4.4.   В  местах,  где  исключается  возможность  применения
   изолирующих   средств,  указанных  в  пункте   12.4.3   Инструкции,
   разрешается   выполнять   дефектировку  изоляторов   с   земли,   с
   приставной  лестницы  или с опоры. Работу в  этих  случаях  следует
   вести в диэлектрических перчатках.
       12.4.5.  Удаление гололеда с контактных проводов осуществляется
   изолирующими   штангами,  изолирующими  штангами  со   специальными
   приспособлениями  и  установками  типа  МОГ  на   автодрезине   или
   автомотрисе.  Работа выполняется без приказа ЭЧЦ, но с уведомлением
   его о месте работы.
       12.4.6. При работе с изолирующей штангой в темное время  суток,
   а  также  при  плохой видимости в светлое время один из  работников
   (выделенный дополнительно) ведет наблюдение за движением поездов.
       При    использовании   изолирующей   штанги   со    специальным
   приспособлением  на  ее  рукоятке должен быть  укреплен  сигнальный
   флажок.  Место  работы  ограждают сигналами  аналогично  ограждению
   съемной вышки.
       12.4.7.  Работа  по  счистке  гололеда  установкой  типа   МОГ,
   смонтированной   на   автодрезинах  и   автомотрисах,   выполняется
   бригадой,  состоящей не менее чем из двух человек, один из  которых
   должен  иметь группу V, а второй IV. Работа выполняется без приказа
   ЭЧЦ, но с уведомлением его о месте работ.
       12.4.8.  Перед выездом на работу следует выполнить  регулировку
   вибратора при его выключенном состоянии и проверить:
       заземление    корпуса    изолировочного    трансформатора     и
   бензоэлектрического агрегата;
       надежность  крепления электрического кабеля к электродвигателю,
   изолирующему трансформатору и панели агрегата;
       направление вращения вибратора;
       состояние  изоляторов  трансформатора  и  изолировочной   тяги,
   изоляционные пластины и валы (при необходимости протереть).
       12.4.9.  Подъем  вибратора в рабочее положение  и  опускание  в
   транспортное выполнять из кабины автодрезины или автомотрисы.
       12.4.10. При работе установки запрещено находиться на платформе
   автодрезины  или  автомотрисы под вибратором, а  также  на  рабочей
   изолирующей площадке.
       12.4.11.  Подъем  на  рабочую изолирующую площадку  разрешается
   только  при  опущенном и неработающем вибраторе с  соблюдением  мер
   безопасности,  предусмотренных при работах  с  изолирующих  рабочих
   площадок автодрезин и автомотрис под напряжением.
       12.4.12.  При  проведении измерений и других работ изолирующими
   штангами  запрещается  прикосновение к  ним  выше  ограничительного
   кольца,  перекрытие  изолирующей части, а  также  касание  соседних
   токоведущих элементов или заземленных частей конструкций.
       12.4.13.  При  обнаружении  поврежденной  изоляции  штанг   или
   изоляторов  на установке типа МОГ необходимо немедленно  прекратить
   работу,  выполнить  ремонт  и  провести внеочередное  электрическое
   испытание.
       12.4.14.  Дефектировка  изоляторов  с  использованием  приборов
   дистанционного  контроля изоляции (типа "Филин"), а также  контроль
   нагрева  соединительных  клемм  с  применением  прибора  индикатора
   контроля  температуры должны выполняться бригадой  в  составе  двух
   человек: производитель работ IV группы, член бригады <...>  группы.
   Член  бригады обязан осуществлять надзор за работающим, следить  за
   движением поездов.
   
      12.5. Работы по монтажу вставок в провода контактной сети,
             тросов средней анкеровки и эластичной струны
   
       12.5.1.  Работы  по монтажу вставок в провода контактной  сети,
   замене  или  монтажу  троса средней анкеровки и  эластичной  струны
   должны  выполняться  со  снятием напряжения и  заземлением.  Работы
   выполняются с изолирующих съемных вышек двумя электромонтерами  или
   с рабочих площадок автомотрис.
       12.5.2.  До  начала  работ необходимо  отрезать  провод  нужной
   длины,  установить  по его концам натяжные зажимы,  а  также  шунты
   сечением  не  менее  сечения разрезаемого  провода.  Подготовленный
   провод  следует  свернуть в бухту диаметром не  более  1,5  м.  Для
   предупреждения  разматывания  бухты каждый  последующий  виток  при
   свертывании  надежно  крепится в двух  -  трех  местах  проволочной
   вязкой  к  соседнему. Концы провода должны привязываться к соседним
   виткам.   Кроме  того,  во  время  транспортировки  и  подъема   на
   изолирующую  вышку или автомотрису на бухте должно  быть  не  менее
   трех общих вязок всех колец (рис. 25).
       12.5.3.  Монтаж  вставок  в  провода  контактной  сети   должен
   проводиться в следующем порядке:
       исполнитель  и помощник поднимают бухту с проводом  на  рабочую
   площадку  автомотрисы или изолирующей съемной  вышки,  двигаясь  по
   разным ее сторонам (рис. 26);
       завешивают обе шунтирующие штанги на контактный провод;
       устанавливают  на  основном проводе или тросе  натяжной  зажим,
   соединяют   его  струбциной  и  муфтой  (допускается   использовать
   лебедку  Ступакова)  с натяжным зажимом на конце  последнего  витка
   бухты,  закрепляют  второй конец шунта на основном  проводе  (места
   крепления  струбцины  с натяжными крюковыми  зажимами  должны  быть
   привязаны проволокой) (рис. 27, "а");
       разматывают  бухту, освобождая по одному витку,  и  привязывают
   раскатываемый провод к основному проводу через 1 метр;
       соединяют второй конец бухты с контактным проводом;
       передают   натяжение  при  помощи  натяжных  муфт  на  вставку,
   переставляют    на    нее    с    заменяемого    провода    струны,
   электросоединения  шлейфы  (перед  натяжением  проверяют  крепление
   шунтов, а при натяжении следят за креплением зажимов);
       выполняют вырезку заменяемой части основного провода, сматывают
   его  в  бухту,  закрепляя каждый последующий  виток  к  предыдущему
   проволочной вязкой; кроме того, на бухте должно быть не менее  двух
   общих креплений (рис. 27, "б");
       стыкуют  вставки  с основным проводом и передают  натяжение  на
   стыки,  после  чего  снимают натяжные муфты, струбцины  и  натяжные
   зажимы с шунтами.
       12.5.4. В течение всей работы по развертыванию проводов вставки
   одна  из шунтирующих штанг должна находиться на контактном проводе.
   Для  этого  при передвижении вышки необходимо устанавливать  штанги
   поочередно,   после  завешивания  штанги  впереди  по   направлению
   движения  вышки  можно  снять  вторую  штангу,  завесив  ее   после
   перемещения вышки впереди по направлению движения.
       Если  во  время  развертывания или свертывания бухты  возникает
   необходимость  во временном прекращении работы, то  находящиеся  на

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное