Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
 

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 14498/03 ОТ 23.03.2004] ЕСЛИ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЗДАЮТ МЕНЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО СРАВНЕНИЮ С РАНЕЕ ДЕЙСТВУЮЩИМИ УСЛОВИЯМИ, ТО В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКАЗАННЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ В ТОМ ЖЕ ПОРЯДКЕ, КОТОРЫЙ ДЕЙСТВОВАЛ НА МОМЕНТ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 23 марта 2004 г. N 14498/03
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
       членов Президиума: Арифулина А.А., Бабкина А.И., Бойкова  О.В.,
   Витрянского  В.В.,  Вышняк Н.Г., Иванниковой  Н.П.,  Киреева  Ю.А.,
   Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Першутова А.Г.,  Ренова
   Э.Н.,  Савкина  С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой  Г.И.,
   Юхнея М.Ф.
       рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Клепиковой
   Маргариты  Евгеньевны о пересмотре в порядке надзора  решения  суда
   первой  инстанции  от 03.06.2003, постановления суда  апелляционной
   инстанции  от 01.08.2003 Арбитражного суда Челябинской  области  по
   делу    N    А76-6475/03-40-353   и   постановления    Федерального
   арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2003 по тому же делу.
       В    заседании   приняли   участие   представители    Инспекции
   Министерства   Российской  Федерации  по  налогам   и   сборам   по
   Центральному  району города Челябинска Журавлева  Е.В.,  Чернявских
   И.В.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Першутова  А.Г.,  а  также
   объяснения  представителей  участвующего  в  деле  лица,  Президиум
   установил следующее.
       Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
   по   Центральному  району  города  Челябинска  (далее  -  налоговая
   инспекция)  обратилась  в  Арбитражный суд  Челябинской  области  с
   заявлением  о  взыскании  с  предпринимателя  Клепиковой  Маргариты
   Евгеньевны  (далее - предприниматель) стоимости патента  в  размере
   205812  рублей 05 копеек, 30122 рублей 04 копеек пеней за просрочку
   уплаты  стоимости патента, 41162 рублей 41 копейки штрафных санкций
   на  основании  пункта  1 статьи 122 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации.
       В  судебном  заседании налоговая инспекция изменила  заявленные
   требования,  уменьшив сумму пеней, подлежащую взысканию,  до  29105
   рублей 96 копеек.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  03.06.2003   заявленные
   требования  удовлетворены  частично:  с  предпринимателя  в  пользу
   бюджета  взысканы  стоимость патента в  размере  205812  рублей  05
   копеек  и  29105  рублей 96 копеек пеней; в  части  взыскания  1016
   рублей  пеней производство по делу прекращено; в остальной части  в
   удовлетворении заявления отказано.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   01.08.2003
   решение оставлено без изменения.
       Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от
   21.10.2003 указанные судебные акты оставил без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в порядке надзора  решения  суда  первой
   инстанции   и  постановлений  судов  апелляционной  и  кассационной
   инстанций   предприниматель  просит  отменить   их,   ссылаясь   на
   неправильное  применение  судами  законодательства  о   налогах   и
   сборах.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   выступлениях   представителей   налоговой   инспекции,    Президиум
   считает,  что оспариваемые судебные акты подлежат частичной  отмене
   с   принятием  в  отмененной  части  нового  решения  по  следующим
   основаниям.
       Клепикова  М.Е.  зарегистрирована  в  качестве  индивидуального
   предпринимателя    30.07.1999.   В   2001   году    налогообложение
   предпринимателя   производилось  на  основании  приобретенного   ею
   патента на право применения упрощенной системы налогообложения.  На
   дату  регистрации  предпринимателя и выдачи ей данного  патента  на
   территории    Челябинской    области   действовало    постановление
   Челябинской  областной  Думы  от  21.11.1996  N  596  "О   введении
   упрощенной   системы  налогообложения,  учета  и   отчетности   для
   субъектов  малого  предпринимательства  на  территории  Челябинской
   области".  В  соответствии  с  указанным  постановлением  стоимость
   годового  патента для индивидуальных предпринимателей, занимающихся
   торговлей  металлом и продукцией машиностроительных отраслей,  была
   установлена  в  сумме  800  минимальных  размеров  оплаты  труда  и
   составляла на тот период 80000 рублей.
       Полная   стоимость  патента  на  2002  год  для  индивидуальных
   предпринимателей,  занимающихся  торговлей  металлом  и  продукцией
   машиностроительных отраслей, определена в размере 291084 рублей  на
   основании  Закона  Челябинской области от 29.11.2001  N  53-30  "Об
   упрощенной   системе  налогообложения,  учета  и   отчетности   для
   субъектов  малого  предпринимательства  на  территории  Челябинской
   области".
       Предприниматель  26.11.2001 обратилась с  заявлением  о  выдаче
   патента  на  2002  год;  10.02.2002 патент  выдан;  его  стоимость,
   определенная   в   указанном   выше   размере,   должна   вноситься
   поквартально   -   в   срок  не  позднее  20.12.2001,   20.03.2002,
   20.06.2002  и  20.09.2002 равными долями  по  72771  рублю.  Первый
   взнос  был  уплачен,  причем поступившая в бюджет  сумма  превысила
   80000 рублей; остальная сумма в бюджет на момент рассмотрения  дела
   в суде не поступила.
       Решением  инспекции от 09.12.2002 N 4 предприниматель Клепикова
   М.Е.  привлечена к налоговой ответственности на основании пункта  1
   статьи  122  Налогового  кодекса Российской  Федерации  в  связи  с
   неисполнением  обязанности  по уплате  стоимости  патента  в  срок,
   установленный  в  требовании от 14.10.2002 N  4.  Налогоплательщику
   предложено  уплатить стоимость патента в размере 205812  рублей  05
   копеек,  30122  рублей 04 копеек пеней и 41162  рублей  41  копейки
   штрафных санкций.
       Частично   удовлетворяя   требования  налоговой   инспекции   о
   взыскании  с  предпринимателя стоимости патента  в  размере  205812
   рублей  05 копеек и пеней в сумме 29105 рублей 96 копеек,  судебные
   инстанции   исходили  из  того,  что  налоговым  органом   доказаны
   основания  для  взыскания  стоимости патента,  так  как  фактически
   оплата  стоимости патента была произведена только за первый квартал
   2002  года  и  налогоплательщик обязан внести платежи за  второй  -
   четвертый кварталы 2002 года.
       При  этом  суды всех инстанций в нарушение требований пункта  3
   части  4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской
   Федерации  не указали мотивы, по которым не применили абзац  второй
   части  1  статьи  9 Федерального закона от 14.06.1995  N  88-ФЗ  "О
   государственной поддержке малого предпринимательства  в  Российской
   Федерации",   предусматривающий,  что  в  случае   если   изменения
   налогового  законодательства  создают менее  благоприятные  условия
   для  субъектов  малого  предпринимательства по  сравнению  с  ранее
   действующими  условиями,  то в течение  первых  четырех  лет  своей
   деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в  том  же
   порядке,   который   действовал  на   момент   их   государственной
   регистрации, хотя заявитель ссылалась на эту правовую норму  как  в
   отзыве  на  заявление налоговой инспекции, так и в апелляционной  и
   кассационной жалобах.
       Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации
   от  01.07.1999  N  111-О  ухудшение условий  для  субъектов  малого
   предпринимательства,   в   соответствии   с    правовой    позицией
   Конституционного Суда Российской Федерации, может  заключаться  как
   в   возложении  дополнительного  налогового  бремени,   так   и   в
   необходимости    исполнять   иные,   ранее    не    предусмотренные
   законодательством  обязанности по исчислению и  уплате  налога,  за
   неисполнение  которых  применяются меры налоговой  ответственности.
   Поэтому  новая  норма налогового законодательства не применяется  к
   длящимся  правоотношениям, возникшим до дня  официального  введения
   нового регулирования, на основании абзаца второго части 1 статьи  9
   Федерального    закона   "О   государственной   поддержке    малого
   предпринимательства в Российской Федерации".
       В  Постановлении  от  19.06.2003  N  11-П  Конституционный  Суд
   Российской  Федерации также указал, что норма абзаца второго  части
   1  статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого
   предпринимательства   в   Российской   Федерации"   направлена   на
   регулирование  налоговых отношений и гарантирует  субъектам  малого
   предпринимательства  в  течение  указанного  периода   стабильность
   режима   налогообложения  в  целом,  включая  неизменность  перечня
   взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства  по
   каждому из них.
       Между  тем  изменение налогового законодательства, связанное  с
   увеличением  стоимости  патента  на  право  применения   упрощенной
   системы   налогообложения,  привело   к   ухудшению   условий   для
   предпринимателя,  возложению на нее обязанностей  по  исчислению  и
   уплате налога в большем размере, чем это было предусмотрено ранее.
       При  этом сохранение права предпринимателя применять упрощенную
   систему  налогообложения  или  возможность  перейти  на  применение
   обычной   системы  налогообложения  не  являются  обстоятельствами,
   исключающими   гарантии,   установленные   для   субъектов   малого
   предпринимательства.
       Таким  образом,  при  названных обстоятельствах  у  судов  трех
   инстанций   не   было   оснований  для  удовлетворения   заявленных
   требований налоговой инспекции.
       Неправильное  применение норм материального права, выразившееся
   в  неприменении  закона, подлежащего применению, в  соответствии  с
   пунктом  4  части  1  статьи 270, пунктом  2  части  1  статьи  287
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  является
   основанием для изменения или отмены судебного акта.
       С   учетом  вышеуказанного,  а  также  того,  что  оспариваемые
   судебные   акты   в   части  удовлетворения  требований   налоговой
   инспекции  основаны  на неправильном применении норм  материального
   права   и  их  отмена  в  этой  части  будет  иметь  значение   для
   формирования  единообразия в толковании и  применении  арбитражными
   судами  правовых  норм,  в соответствии  с  пунктом  1  статьи  304
   Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации  имеются
   основания для отмены судебных актов в данной части.
       Поскольку  Арбитражным  судом Челябинской  области  фактические
   обстоятельства  установлены полно, но дано неправильное  толкование
   норм  материального  права,  Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда
   Российской  Федерации считает возможным принять в отмененной  части
   новый судебный акт, не передавая дела на новое рассмотрение.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской  Федерации, Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 03.06.2003, постановление суда
   апелляционной    инстанции   от   01.08.2003   Арбитражного    суда
   Челябинской  области по делу N А76-6475/03-40-353  и  постановление
   Федерального  арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2003  по
   тому  же делу в части удовлетворения требований налоговой инспекции
   отменить и принять в отмененной части новое решение.
       В  удовлетворении  заявления Инспекции Министерства  Российской
   Федерации  по  налогам  и  сборам  по  Центральному  району  города
   Челябинска  в  части  взыскания  с индивидуального  предпринимателя
   Клепиковой М.Е. стоимости патента в сумме 205812 рублей  05  копеек
   и пеней в сумме 29105 рублей 96 копеек отказать.
       В остальной части данные судебные акты оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                           B.Ф.ЯКОВЛЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
Разное
Rambler's Top100