Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 2796/04 ОТ 16.11.2004 ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ВЫВЕЗЕННЫХ В ТАМОЖЕННОМ РЕЖИМЕ ЭКСПОРТА, Н НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОИЗВОДИТСЯ ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ 0 ПРОЦЕНТОВ ПРИ УСЛОВИИ Н ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 165 Н НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ ЮДЖЕТА.

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 16 ноября 2004 г. N 2796/04
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего   -  заместителя   Председателя   Высшего
   Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю.,
   Иванниковой  Н.П.,  Киреева  Ю.А.,  Козловой  О.А.,  Наумова  О.А.,
   Ренова  Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М.,  Суховой
   Г.И., Юхнея М.Ф.
       рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "СТЭЛС"  о
   пересмотре  в  порядке  надзора  постановления  суда  апелляционной
   инстанции Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2003 по  делу  N
   А40-4747/03-114-25 и постановления Федерального  арбитражного  суда
   Московского округа от 05.01.2004 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от   Федеральной   налоговой  службы   (до   преобразования   -
   Министерство Российской Федерации по налогам и сборам)  -  Нагорная
   А.Н., Шеянова Ю.В.;
       от  Инспекции  Министерства Российской Федерации по  налогам  и
   сборам по городу Новороссийску - Богосьян Т.А., Туркина Ю.В.
       Заслушав  и  обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю.  и  объяснения
   представителей   участвующих  в  деле  лиц,   Президиум   установил
   следующее.
       Арбитражный суд города Москвы рассмотрел уточненные  требования
   закрытого  акционерного  общества  "СТЭЛС"  (далее  -  общество)  к
   Министерству  Российской Федерации по налогам  и  сборам  (далее  -
   министерство)  и  Инспекции Министерства  Российской  Федерации  по
   налогам  и  сборам  по  городу  Новороссийску  (далее  -  налоговая
   инспекция)  о признании незаконным отказа министерства, выраженного
   в  письме  от  29.08.2002 N 14-4-05/1902-9-АВ436, в  удовлетворении
   жалобы общества на решение налоговой инспекции от 20.02.2002  N  97
   об  отказе  в  возмещении  2465396  рублей  налога  на  добавленную
   стоимость  по декларации по налоговой ставке 0 процентов по  итогам
   октября   2001  года,  а  также  об  обязании  налоговой  инспекции
   произвести возврат указанной суммы налога.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  23.06.2003   требования
   общества  удовлетворены, поскольку топливо,  загруженное  обществом
   на   иностранные   суда  в  морском  порту  Российской   Федерации,
   оформлялось   на   вывоз   в   таможенном   режиме    экспорта    и
   предназначалось для обеспечения эксплуатации этих судов.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   09.10.2003
   решение   от   23.06.2003  отменено,  в  удовлетворении  требований
   отказано  в  связи с тем, что согласно Постановлению  Правительства
   Российской   Федерации  от  09.07.2001  N  524   "Об   установлении
   таможенного  режима перемещения припасов" (далее - Постановление  N
   524)   с  даты  вступления  названного  Постановления  в  силу   (с
   13.07.2001) топливо такого назначения при его вывозе из  Российской
   Федерации  подлежало  таможенному оформлению в  режиме  перемещения
   припасов,  которые  включены в перечень объектов обложения  налогом
   на  добавленную  стоимость  по  налоговой  ставке  0  процентов   с
   01.01.2002, то есть уже по окончании отчетного налогового периода.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа  постановлением
   от  05.01.2004  постановление суда апелляционной инстанции  оставил
   без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке надзора  постановлений  судов
   апелляционной и кассационной инстанций общество просит их  отменить
   со  ссылкой  на неправильное применение этими судебными инстанциями
   норм   материального   права,  нарушающее   единообразие   практики
   арбитражных судов.
       Проверив   обоснованность  доводов,  изложенных  в   заявлении,
   отзывах   на   него  и  выступлениях  присутствующих  в   заседании
   представителей  участвующих  в деле  лиц,  Президиум  считает,  что
   оспариваемые  судебные акты подлежат отмене,  решение  суда  первой
   инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
       Как  установлено  судами, в декларации по  налоговой  ставке  0
   процентов  по  итогам октября 2001 года общество отразило  операции
   по  бункеровке  (снабжению) дизельным топливом и  топочным  мазутом
   (далее  -  бункерное  топливо) иностранных морских  судов  в  порту
   Новороссийск  в  октябре  2001  года  на  основании   договора   от
   25.09.2001   N  643/45983566/00019/ТС,  заключенного  с   компанией
   "Intermeloria   investments  limited"  (Кипр)   на   шипчандлерское
   обслуживание.
       В силу статьи 126 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993
   года,  действовавшего в период осуществления обществом операций  по
   бункеровке  топлива на иностранные суда в октябре 2001  года  и  на
   момент подачи им налоговой декларации по итогам октября 2001  года,
   таможенное  оформление производилось в порядке,  определяемом  этим
   Кодексом  и  иными актами законодательства Российской Федерации,  в
   том  числе  актами Государственного таможенного комитета Российской
   Федерации.
       В данном случае топливо оформлялось таможенным органом на вывоз
   с   территории   Российской  Федерации   по   грузовым   таможенным
   декларациям   в   режиме  экспорта  в  соответствии   с   порядком,
   установленным   Инструкцией   "О   порядке   заполнения    грузовой
   таможенной   декларации",  утвержденной  приказом  Государственного
   таможенного комитета Российской Федерации от 16.12.1998  N  848,  и
   Классификатором  процедуры  перемещения  товаров  через  таможенную
   границу     Российской     Федерации,     утвержденным     приказом
   Государственного  таможенного  комитета  Российской  Федерации   от
   25.12.1996 N 774.
       Согласно статье 175 Таможенного кодекса Российской Федерации  с
   момента  оформления принятия таможенной декларации  она  становится
   документом,   свидетельствующим  о  фактах,   имеющих   юридическое
   значение.
       Поданные  обществом  в  октябре 2001 года  грузовые  таможенные
   декларации   на  бункерное  топливо  таможенным  органом   приняты,
   оформлены   и  подтверждают  его  вывоз  с  территории   Российской
   Федерации в таможенном режиме экспорта.
       В  соответствии  с  пунктом  1 статьи  164  Налогового  кодекса
   Российской   Федерации   при  реализации  товаров,   вывезенных   в
   таможенном   режиме  экспорта,  налогообложение   производится   по
   налоговой  ставке 0 процентов при условии представления в налоговые
   органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
       В   материалах  дела  имеется  отзыв  налоговой  инспекции   от
   11.06.2003 N 2.3-1055, в котором она указала, что сумма  налога  на
   добавленную   стоимость,  заявленная  обществом  к  возмещению   по
   декларации   за   октябрь   2001  года,  рассчитана   правильно   и
   подтверждена документально.
       При  таких  обстоятельствах  суд  первой  инстанции  правомерно
   удовлетворил требования общества.
       Доводы   судов   апелляционной  и  кассационной   инстанций   о
   неприменении  налоговой ставки 0 процентов к спорным  операциям  по
   реализации   бункерного  топлива  в  октябре  2001  года   являются
   ошибочными.
       Таможенный режим припасов был установлен Постановлением N  524,
   вступившим   в   силу  со  дня  его  опубликования   13.07.2001   в
   "Российской   газете",  в  целях  упорядочения  перемещения   через
   таможенную  границу Российской Федерации товаров,  необходимых  для
   обеспечения  нормальной  эксплуатации и  технического  обслуживания
   транспортных  средств,  в соответствии с международными  нормами  и
   общепринятой практикой, на основании статьи 24 Таможенного  кодекса
   Российской  Федерации  и статьи 35 Закона Российской  Федерации  "О
   таможенном тарифе".
       В  силу  пункта  12  статьи 18 Таможенного  кодекса  Российской
   Федерации   таможенный   режим  представляет   собой   совокупность
   положений,    определяющих    статус    соответствующих    товаров,
   перемещаемых  через  таможенную границу Российской  Федерации,  для
   таможенных целей.
       Таким  образом,  названный таможенный режим  был  установлен  в
   целях   и   по  правовым  основаниям,  не  связанным  с   вопросами
   налогообложения, и не должен был привести к изменению  его  порядка
   и   налоговых  ставок,  поскольку  вывоз  припасов  из   Российской
   Федерации  не предполагает их обратного ввоза и, по сути,  является
   разновидностью экспорта.
       Помимо  того,  установление  таможенного  режима  припасов   не
   означало, что он введен в действие, поскольку ни Таможенный  кодекс
   Российской  Федерации  1993  года,  ни  Постановление  N   524   не
   содержали   механизма  применения  и  правил  регулирования   этого
   режима,  в  связи с чем на основании статьи 24 упомянутого  Кодекса
   соответствующий  порядок  производства таможенного  оформления  для
   указанного   режима  в  пределах  своей  компетенции   должен   был
   разработать    Государственный   таможенный   комитет    Российской
   Федерации.
       Такой порядок окончательно определен приказом названного органа
   от  19.10.2001  N  1000, зарегистрированным в Министерстве  юстиции
   Российской   Федерации   12.11.2001  N   3020,   опубликованным   в
   "Российской  газете" 20.11.2001 и вступившим в  силу  по  истечении
   семи дней с момента опубликования.
       Следовательно, таможенный режим перемещения припасов установлен
   13.07.2001, однако введен в действие не ранее 27.11.2001. До  этого
   момента  таможенные органы производили оформление вывоза бункерного
   топлива  с  территории Российской Федерации через порт Новороссийск
   в  режиме  экспорта  и  общество было лишено  возможности  оформить
   такое топливо в ином таможенном режиме.
       Кроме  того,  в  силу  пункта 9 статьи 167  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации по операциям реализации  бункерного  топлива,
   оформленного  на вывоз в таможенном режиме экспорта в октябре  2001
   года,  предельный срок представления налогоплательщиком  декларации
   по  налоговой ставке 0 процентов заканчивался по истечении 180 дней
   с  даты  помещения  товаров  под  таможенный  режим  экспорта  -  в
   соответствующие  числа апреля 2002 года, по  состоянию  на  которые
   могла быть определена налоговая база.
       Применительно к этому периоду синхронизация правил  таможенного
   и  налогового законодательства восстановлена Федеральным законом от
   29.05.2002  N  57-ФЗ, который внес в пункт 1 статьи 164  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации положения об обложении  операций  по
   реализации  припасов,  вывезенных  в  таможенном  режиме  припасов,
   налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов  с
   указанием  о  применении этой нормы с обратной силой  -  начиная  с
   01.01.2002.
       Таким  образом,  при  подаче налогоплательщиком  декларации  по
   налоговой ставке 0 процентов в апреле 2002 года с отражением в  ней
   тех  же  операций  по  бункеровке топлива в октябре  2001  года  на
   иностранные  суда у налоговой инспекции не имелось  бы  возможности
   отказать ему в применении налоговой ставки 0 процентов.
       В  силу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги
   не    могут   быть   произвольными,   поэтому   режим   и    ставки
   налогообложения  одних и тех же хозяйственных  операций  не  должны
   зависеть   исключительно  от  того,  в  какой  момент   в   течение
   разрешенного периода налогоплательщик подал налоговую декларацию.
       При указанных обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 статьи
   304   Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации
   принятые  судами  апелляционной и кассационной  инстанций  судебные
   акты   подлежат   отмене  как  противоречащие  законодательству   и
   нарушающие  единообразие  в  толковании и  применении  арбитражными
   судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление  суда апелляционной инстанции  Арбитражного  суда
   города  Москвы  от  09.10.2003  по  делу  N  А40-4747/03-114-25   и
   постановление Федерального арбитражного суда Московского округа  от
   05.01.2004 по тому же делу отменить.
       Решение  суда первой инстанции Арбитражного суда города  Москвы
   от 23.06.2003 по указанному делу оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                           В.Н.ИСАЙЧЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
Разное
Rambler's Top100