Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНКУЛЬТУРЫ РФ ОТ 25.05.2006 N 229 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 12
 
   получению  актуальной информации и прикладных  знаний  в  различных
   областях  общественной  жизни, культуры,  литературы  и  искусства,
   науки  и техники, к овладению полезными навыками в области культуры
   быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
       Региональная  практика демонстрирует порядок,  направленный  на
   сохранение  единого  культурного пространства  территории,  который
   предусматривает   утверждение   типового   положения   о    клубном
   формировании  и  типового  положения  о  народных  (самодеятельных)
   коллективах  нормативным  правовым актом  субъекта  федерации  либо
   приказом органа культуры субъекта федерации.
       На  основании  типового положения директор культурно-досугового
   учреждения  издает  приказ  о  создании  клубного  формирования   и
   утверждает  положение о клубном формировании, в котором  отражается
   порядок работы, система управления и отчетности.
       В  соответствии с установленным порядком, клубное  формирование
   может осуществлять свою деятельность:
       -  за  счет  предусмотренных по смете на  эти  цели  финансовых
   средств культурно-досугового учреждения;
       -  за  счет частичной самоокупаемости с использованием  средств
   базового  культурно-досугового учреждения или  других  учредителей,
   членских  взносов  участников,  а  также  средств,  полученных   от
   собственной деятельности, и иных средств.
       В  том  случае,  если  в населенном пункте нет  уполномоченного
   органом местного самоуправления учреждения, осуществляющего  услугу
   по  созданию клубных формирований, то в соответствии со статьей  54
   Федерального закона N 131-ФЗ орган местного самоуправления  в  лице
   органа  культуры может осуществить размещение муниципального заказа
   на  создание  коллектива  народного  художественного  творчества  в
   установленном  порядке. Либо заключить гражданско-правовой  договор
   с    художественным   руководителем   и   лицом   (физическим   или
   юридическим),    предоставившим    помещение    для    деятельности
   творческого  коллектива.  Либо  создать  муниципальный   творческий
   коллектив <*>.
   --------------------------------
       <*>   Муниципальный   творческий   коллектив   -   это   группа
   исполнителей  любого  жанра  творчества  (хор,  оркестр,  цирковой,
   хореографический, драматический коллектив и др.), которая  получает
   финансирование  из  бюджета на штат и на  деятельность.  Использует
   для   репетиций  и  концертов  различные  площадки.  Как   правило,
   муниципальные   творческие  коллективы  не  имеют   организационно-
   правового  статуса.  Отличие муниципального творческого  коллектива
   от  коллектива художественной самодеятельности заключается  в  том,
   что  артисты  коллектива содержаться в штате и имеют, как  правило,
   специальное    образование.    Муниципальный    коллектив     можно
   рассматривать  как  сетевую  единицу без  образования  юридического
   лица,  поскольку  его  финансирование осуществляется  по  отдельной
   смете.
   
       Творческая    работа   клубных   формирований    художественной
   направленности должна предусматривать:
       -  привлечение участников на добровольной основе в свободное от
   работы (учебы) время;
       -  мероприятия по созданию в коллективах творческой  атмосферы,
   обучение навыкам художественного творчества;
       -  проведение  репетиций, организацию выставок,  выступление  с
   концертами  и спектаклями, участие в конкурсах и других  творческих
   мероприятиях.
       Клубные формирования художественной направленности создаются  с
   целью:
       -   приобщения   населения  к  культурным   традициям   народов
   Российской  Федерации, лучшим отечественным  и  мировым  культурным
   образцам;
       -  популяризации  творчества профессиональных и  самодеятельных
   авторов,    создавших    произведения,   получившие    общественное
   признание;
       -   содействия  в  приобретении  знаний,  умений  и  навыков  в
   различных  видах  художественного творчества,  развития  творческих
   способностей населения.
   
                        ПРИМЕРНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ
             УЧАСТНИКАМИ КОЛЛЕКТИВОВ КЛУБНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
   
   ---------------------------------T-------------------------------¬
   ¦   Типы клубных формирований    ¦     Группы по оплате труда    ¦
   ¦                                +-------T-------T-------T-------+
   ¦                                ¦   I   ¦  II   ¦  III  ¦  IV   ¦
   +--------------------------------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Художественно-творческие        ¦18 - 20¦15 - 18¦12 - 15¦10 - 12¦
   +--------------------------------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Творческо-прикладные            ¦12 - 15¦9 - 12 ¦8 - 10 ¦6 - 8  ¦
   L--------------------------------+-------+-------+-------+--------
   
       Примечание. Количественные показатели наполняемости участниками
   клубных   формирований   рассчитаны  на  основании   статистических
   данных.
   
       Содержание занятий должно предусматривать:
       1)  в  коллективах музыкального искусства (хорах,  музыкальных,
   вокальных,  фольклорных ансамблях, оркестрах) занятия  по  изучению
   истории   и   теории  музыки,  традиционных  в  данной   местности,
   особенностей  музыки и исполнительства, народного  костюма,  работу
   по  постановке  голоса,  разучивание  произведений  с  солистами  и
   ансамблями,   разучивание  произведений   для   хора   и   оркестра
   (ансамбля), проведение репетиционных занятий;
       2)   в   коллективах  хореографического  искусства  (народного,
   классического, эстрадного, фольклорного и бального танцев)  занятия
   по  изучению  истории  хореографии,  классическому  и  характерному
   тренажу,   разучиванию  и  тренажу  сольных  и  групповых   танцев,
   хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит,  сюжетных
   постановок;
       3)  в  коллективах декоративно-прикладного искусства (гончарное
   мастерство,  вышивка,  лозоплетение,  кружевоплетение,  работа   по
   металлу,  дереву,  бересте,  другое) занятия  по  изучению  истории
   прикладного  творчества, изучению местных традиционных особенностей
   декоративно-прикладного  искусства и ремесел,  изучение  техники  и
   технологии    изготовления   предметов    прикладного    искусства,
   организацию выставок.
       Продолжительность   рабочего  времени   штатных   руководителей
   устанавливается  согласно требованиям Трудового кодека.  В  рабочее
   время руководителей творческих коллективов засчитывается работа  по
   подбору  участников  творческого коллектива  и  просветительская  и
   воспитательная работа с участниками; подбор репертуара;  работа  по
   изучению   и   сбору  фольклора;  разучивание  партий,  разучивание
   музыкальных  и  хореографических произведений,  театральных  ролей,
   репетиционная    работа;   мероприятия   по   выпуску    спектаклей
   (концертов),  а  именно составление монтажных листов  со  звуко-  и
   светооператорами,  работа над сценографией,  работа  с  режиссером;
   ведение    документации    творческого   коллектива,    привлечение
   спонсорских  средств  для развития коллектива;  выпуск  спектаклей,
   концертных программ, организация выставок.
       Широко  применяется практика приглашения для разовых постановок
   в   коллективах   народного  художественного   творчества   штатных
   работников  театров,  концертных организаций  и  учебных  заведений
   отрасли,  либо  заказ  на  создание  произведений  профессиональным
   авторам.   В   таких   случаях  размер  авторского   вознаграждения
   регулируется  законодательством  об  авторском  праве   и   смежных
   правах.
       Занятия  в творческих коллективах проводятся систематически  не
   менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час - 45 минут).
       Примерные    минимальные   нормативы   деятельности    клубного
   формирования  в форме творческого коллектива должны предусматривать
   результат творческого сезона <*>
   --------------------------------
       <*> Творческий сезон длится с сентября по май каждого года.
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦  Наименование жанра  ¦       Показатели результативности       ¦
   ¦творческого коллектива¦                                         ¦
   +----------------------+-----------------------------------------+
   ¦Хоровой, вокальный    ¦Концертная программа из 1 отделения;     ¦
   ¦                      ¦6 номеров для участия в концертах и пред-¦
   ¦                      ¦ставлениях базового коллектива;          ¦
   ¦                      ¦ежегодное обновление не менее 3 частей   ¦
   ¦                      ¦текущего репертуара;                     ¦
   ¦                      ¦выступление на других площадках не менее ¦
   ¦                      ¦1 раза в квартал                         ¦
   +----------------------+-----------------------------------------+
   ¦Инструментальный      ¦Концертная программа из 2-х отделений;   ¦
   ¦                      ¦8 номеров для участия в концертах и пред-¦
   ¦                      ¦ставлениях базового учреждения культуры; ¦
   ¦                      ¦ежегодное обновление половины текущего   ¦
   ¦                      ¦репертуара;                              ¦
   ¦                      ¦выступление на других площадках не менее ¦
   ¦                      ¦1 раза в квартал                         ¦
   +----------------------+-----------------------------------------+
   ¦Хореографический      ¦Концертная программа из 2-х отделений;   ¦
   ¦                      ¦6 номеров для участия в концертах и пред-¦
   ¦                      ¦ставлениях базового учреждения культуры; ¦
   ¦                      ¦ежегодное обновление четверти текущего   ¦
   ¦                      ¦репертуара;                              ¦
   ¦                      ¦выступление на других площадках не менее ¦
   ¦                      ¦1 раза в квартал                         ¦
   +----------------------+-----------------------------------------+
   ¦Театральный           ¦1 многоактный или 2 одноактных спектакля;¦
   ¦                      ¦4 номера (миниатюры) для участия в кон-  ¦
   ¦                      ¦цертах и представлениях базового учрежде-¦
   ¦                      ¦ния культуры;                            ¦
   ¦                      ¦ежегодное обновление репертуара;         ¦
   ¦                      ¦выступление на других площадкахне менее  ¦
   ¦                      ¦1 раза в квартал                         ¦
   +----------------------+-----------------------------------------+
   ¦Декоративно-          ¦2 выставки в год                         ¦
   ¦прикладного искусства ¦                                         ¦
   L----------------------+------------------------------------------
   
       Показателями  качества работы творческого  коллектива  являются
   стабильность  его  личного состава, участие в смотрах  и  конкурсах
   творческого    мастерства,   положительная   оценка    деятельности
   общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма,  заявки
   на   концерты  (спектакли)  от  организаций,  доходы  от  проданных
   билетов на концерты и спектакли коллектива).
       По   согласованию  с  учредителем  клубные  формирования  могут
   оказывать    платные   услуги,   как   то:   спектакли,   концерты,
   представления,  выставки,  при условии,  что  сборы  от  реализации
   платных   услуг   будут   использованы   на   развитие   творческой
   деятельности коллектива, например, на приобретение костюмов,  заказ
   постановок,  приобретение  музыкальных  инструментов,  методических
   пособий,   а   также  на  поощрение  руководителей   и   участников
   творческого коллектива.
       За   творческие   успехи   и   общественную   деятельность   по
   популяризации   традиционной   народной   культуры   участники    и
   руководители   коллективов  художественного  народного   творчества
   могут  быть  представлены к различным видам  поощрения,  а  именно:
   грамота  <*>, почетный знак, звание заслуженного работника культуры
   <**>.
   --------------------------------
       <*>  Положение  о  Почетной  грамоте  Министерства  культуры  и
   массовых  коммуникаций Российской Федерации и Российского профсоюза
   работников  культуры  утверждено  Приказом  Минкультуры  России  от
   02.11.2004 N 80.
       <**>  Положение о государственных наградах Российской Федерации
   утверждено  Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994  N
   442.
   
       За  достигнутые  успехи в различных жанрах  творчества  клубные
   формирования  художественной направленности могут быть представлены
   к званию "народный" коллектив <*>.
   --------------------------------
       <*>  Постановление  Секретариата ВЦСПС и коллегии  Министерства
   культуры  СССР  от  15.09.1978  N 24-10  "О  Положении  о  народных
   самодеятельных коллективах".
   
            Порядок присвоения звания "народный" коллектив
   
       По  сложившейся  за  многие  десятилетия  практике  за  высокое
   исполнительское   мастерство,   отмеченное   наградами   конкурсов,
   смотров,  фестивалей,  высоко художественный уровень  репертуара  и
   вклад  в  просветительскую и общественную деятельность  коллективам
   художественной  самодеятельности, действующим  на  базе  культурно-
   досуговых  учреждений, присваивается звание "народный",  а  в  ряде
   регионов России и звание "заслуженный самодеятельный коллектив".
       Народный  самодеятельный коллектив, народная  студия  (далее  -
   народный   коллектив)  -  это  постоянно  действующее,   без   прав
   юридического   лица,   добровольное   объединение    любителей    и
   исполнителей       музыкального,       хорового,        вокального,
   хореографического,  театрального,  изобразительного,   декоративно-
   прикладного,   циркового   творчества,   основанное   на   общности
   художественных  интересов  и  совместной  творческой   деятельности
   участников,   способствующее  развитию  дарований  его  участников,
   освоению  и  созданию  ими  культурных  ценностей  в  свободное  от
   основной работы или учебы время.
       Звание  "народный"  присваивается  коллективам  исполнительских
   жанров     творчества.     Коллективам     декоративно-прикладного,
   изобразительного,   кино-,   фото-,  видеоискусства   присваивается
   звание "народная студия".
       Звание "народный коллектив" присваивается постоянно действующим
   коллективам  художественной  самодеятельности,  достигшим  высокого
   художественного   уровня  в  своей  творческой  и   исполнительской
   деятельности,  активно осуществляющим учебно-воспитательную  работу
   среди  участников  и  регулярный показ своих творческих  достижений
   населению,  имеющим  положительные отзывы  населения.  Обязательным
   условием,   отличающим   творческий  коллектив,   претендующий   на
   присвоение   звания,  является  наличие  коллектива-спутника.   Для
   взрослых  коллективов  -  это детская группа,  в  которой  получают
   навыки  творческого  мастерства,  для  детских  коллективов  -  это
   группа, в которой проходят обучение вновь принятые участники.  Цель
   коллектива-спутника   заключается  в  обеспечении   преемственности
   творческих  традиций. Необходимость обусловлена тем, что коллективы
   художественной самодеятельности работают на добровольной  основе  и
   состоят  из  любителей, которые в силу своей  профессиональной  или
   учебной  деятельности могут выйти из состава участников.  Для  того
   чтобы   деятельность  коллектива,  носящего  звание  "народный"   и
   являющегося     ведущей    творческой    единицей    муниципального
   образования,   не   прерывалась   необходимы   коллективы-спутники,
   обеспечивающие  постоянный  приток  подготовленных  в   достаточной
   степени участников.
       Выдвижение   на   соискание   звания  "народный"   производится
   учредителем  коллектива.  Как  правило,  это  учреждение,  на  базе
   которого  клубное формирование достигло художественного мастерства,
   достойного для номинирования на звание "народный коллектив".  Также
   выдвижение   может  осуществлять  орган  культуры  соответствующего
   муниципального образования.
       Для  выдвижения  коллектива  на присвоения  статуса  "народный"
   необходимо    представить    следующие    документы:    ходатайство
   руководителя  учреждения,  творческая  характеристика   коллектива,
   творческая  характеристика на руководителя коллектива, репертуарный
   план,  программа  выступлений,  решение  экспертного  совета   (или
   протокол  отборочной комиссии, документы, подтверждающие творческое
   мастерство, буклеты, отзывы в прессе).
       Обязательным  требованием является наличие  ходатайства  органа
   местной   администрации,  подтверждающее  общественную   значимость
   результатов   работы  творческого  коллектива,   претендующего   на
   присвоение  либо  подтверждение звания  "народный".  В  ходатайстве
   органа    местной    администрации   должно    быть    подтверждено
   обязательство по финансовому обеспечению деятельности коллектива.
       Порядок  подтверждения звания "народный" определяется в типовом
   положении, которое утверждается по аналогии с типовым положением  о
   клубном   формировании.  А  именно,  с  целью  сохранения   единого
   культурного пространства территории типовое положение о  присвоении
   звания    "народный"    творческим    коллективом    осуществляется
   нормативным  правовым актом субъекта федерации или приказом  органа
   культуры субъекта федерации.
       В  типовом  положении должны быть отражены  условия  и  порядок
   присвоения   звания   "народный",  цели  и   задачи   деятельности,
   нормативы  деятельности, порядок подтверждения звания,  руководство
   коллективом и условия его финансирования.
       В  типовом  положении должен быть предусмотрен  орган,  который
   принимает  заявки  на  присвоение  звания  и  принимает  решение  о
   присвоении.
       Целесообразно  наделить  правом сбора заявок  региональный  Дом
   (Центр)  народного  творчества, который в  соответствии  со  своими
   функциональными  обязанностями  ведет  систематическую   работу   с
   коллективами художественного народного творчества.
       Для  принятия решения по отбору номинантов на присвоение звания
   "народный"  формируется экспертный совет (в  некоторых  территориях
   творческая  комиссия) и устанавливаются критерии отбора номинантов,
   которые  утверждается приказом органа культуры  субъекта  федерации
   либо   отражаются   в   нормативном  правовом  документе   субъекта
   федерации.
       На   основании   заключения  экспертного   совета   (творческой
   комиссии)  издается  приказ органом культуры субъекта  федерации  о
   присвоении или подтверждении звания "народный коллектив".
       В случае прекращения систематической творческой исполнительской
   деятельности,  а  также,  если  творческий  уровень   программ   не
   отвечает  критериям  художественного качества,  коллектив  лишается
   статуса  "народный" на основании приказа органа  культуры  субъекта
   Российской Федерации.
       Финансовое   обеспечение  деятельности  "народного"  коллектива
   осуществляется за счет сметы учредителя.
       Финансирование на штат и творческую деятельность (постановочные
   расходы,  приобретение костюмов, инструментов, участие в  конкурсах
   и   фестивалях)  предусматриваются  в  смете  учреждения  культуры.
   Средства,  заработанные от продажи билетов на платных  мероприятиях
   коллектива, спонсорские средства и пожертвования, другие доходы  от
   предпринимательской  деятельности  учитываются  в  соответствии  со
   статьей  161  Бюджетного кодекса Российской Федерации  (далее  БК).
   Учреждение вправе производить доплату штатным сотрудникам, а  также
   лицам,  привлеченным для постановочных мероприятий  по  гражданско-
   правовым   договорам  при  соблюдении  условий  составления   сметы
   согласно  требованиям  указанной статьи БК. При  составлении  сметы
   доходов  и расходов можно руководствоваться Методикой, предложенной
   в письме Минкультуры России от 20.12.01 N 856-06-19.
   
                      Штаты народного коллектива
   
       Продолжительность рабочего дня штатных руководителей "народных"
   коллективов  составляет 40 часов в неделю. В рабочее время  штатных
   творческих  работников  народных коллективов  засчитывается  время,
   затраченное  на  подготовку  и проведение  спектаклей,  специальных
   занятий,  групповых  и  индивидуальных  репетиций,  мероприятия  по
   выпуску   концертных   программ,   организации   выставок   (письмо
   заместителя  министра культуры РСФСР от 22.05.1979  N  01-175/16-16
   "Об   отдельных   вопросах   финансово-хозяйственной   деятельности
   народных самодеятельных коллективов").
       Рабочее  время  штатного  руководителя  "народного"  коллектива
   предусматривает   работу  по  подбору  коллектива,   экспедиционную
   деятельность  по профилю коллектива, подбор репертуара,  подготовку
   и  проведение индивидуальных и групповых занятий, участие в учебных
   мероприятиях    (семинарах,    курсах   повышения    квалификации),
   гастрольные  поездки,  участие  в конкурсах,  смотрах,  фестивалях,
   выставках,   художественное   оформление   спектаклей,   концертов,
   подготовку  реквизита  и  монтаж фонограмм,  оформление  документов
   коллектива.
       В  "народном"  коллективе, работающем  на  базе  муниципального
   учреждения,  ставки  должностей специалистов могут  содержаться  за
   счет  бюджетных  ассигнований, остальные - за  счет  платных  услуг
   базового учреждения.
       Учреждения  (организации)  других  форм  собственности   вправе
   самостоятельно   устанавливать  количество  штатных   специалистов,
   работающих в "народном" коллективе.
       Должностные   оклады   специалистов   "народных"   коллективов,
   работающих    в    государственных,    муниципальных    учреждениях
   (организациях), устанавливаются в соответствии с "Разрядами  оплаты
   труда  Единой  тарифной  сетки  по должностям  работников  культуры
   Российской  Федерации",  утвержденными Постановлением  Министерства
   труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 8:
       -  13  разряд  (режиссер, дирижер, балетмейстер,  хормейстер  1
   категории) - высшее профессиональное образование и стаж  работы  по
   профилю  не  менее  10  лет в художественных  коллективах,  имеющих
   звание   "народный",  "образцовый",  а  также  в   профессиональных
   театрах и творческих коллективах;
       -  11 - 12 разряды (режиссер, дирижер, балетмейстер, хормейстер
   1  категории) - высшее профессиональное образование и  стаж  работы
   по  профилю  не  менее 5 лет в художественных коллективах,  имеющих
   звание   "народный",  "образцовый",  а  также  в   профессиональных
   театрах и творческих коллективах.
   
                               Перечень
             рекомендуемых должностей работников "Народных
         коллективов любительского художественного творчества"
   
       1.   Драматические,  музыкально-драматические  театры,   театры
   кукол,  театры  эстрады, миниатюр, театры  чтеца  и  агиттеатры  (2
   единицы):     режиссер;    художник-постановщик    -     заведующий
   художественной частью.
       2.  Театры  оперы (3 единицы): режиссер; хормейстер;  художник-
   постановщик - заведующий художественной частью.
       3. Агитбригады (1 единица): режиссер.
       4.   Театры   музыкальной   комедии  (4   единицы):   режиссер;
   хормейстер;   балетмейстер;   художник-постановщик   -   заведующий
   художественной частью.
       5.   Театры   балета   (2  единицы):  балетмейстер;   художник-
   постановщик - заведующий художественной частью.
       6. Оркестры (1 единица): дирижер.
       7.  Ансамбли  танца  (народного,  классического,  бального)  (1
   единица): балетмейстер.
       8. Хоры (вокальные коллективы) (1 единица): хормейстер.
       9.   Ансамбли   песни   и   танца  (2   единицы):   хормейстер;
   балетмейстер.
       10. Студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства
   (1 единица): художник - руководитель студии.
       11. Цирковые коллективы (2 единицы): режиссер; балетмейстер.
       12. Киностудии (2 единицы): режиссер; техник.
       13.  Фотостудия  (2 единицы): фотограф-художник -  руководитель
   студии; техник.
       В  театрах оперы, балета, музыкальной комедии, ансамблях танца,
   цирковых   коллективах  при  наличии  постоянного   сопровождающего
   оркестра предусматривается должность дирижера.
       Во всех "народных" коллективах (кроме студий изобразительного и
   декоративно-прикладного  искусства, кино-  и  фотоискусства)  могут
   устанавливаться   должности  концертмейстеров-аккомпаниаторов   или
   аккомпаниаторов.
   
          Ресурсное обеспечение создания условий для развития
      местного традиционного народного художественного творчества
   
       Базовым   ресурсом,   на  основе  которого   создаются   услуги
   муниципального образования в сфере культуры и условия для  развития
   местного  традиционного народного творчества,  являются  учреждения
   клубного  типа, которые действуют на основании примерного Положения
   "О  государственном  и муниципальном учреждении  культуры  клубного
   типа", рекомендованного решением Коллегии Минкультуры РФ от 29  мая
   2002 г. N 10.
       Под   клубным  учреждением  понимается  организация,   основной
   деятельностью   которой  является  представление  населению   услуг
   социально-культурного,   просветительского    и    развлекательного
   характера,    создание    условий    для    занятий    любительским
   художественным творчеством.
       Клубное    учреждение   создается   в   целях    удовлетворения
   общественных   потребностей,   сохранения   и   развития   народной
   традиционной   культуры,  поддержки  любительского  художественного
   творчества,   другой   самодеятельной   творческой   инициативы   и
   социально-культурной активности населения, организации  его  досуга
   и отдыха.
       Основными видами деятельности клубного учреждения являются:
       - создание и организация работы клубных формирований, таких как
   коллективы,   студии   и   кружки   любительского   художественного
   творчества, народные театры, любительские объединения по культурно-
   познавательным,     историко-краеведческим,     научно-техническим,
   экологическим, культурно-бытовым;
       -  организация  и  проведение фестивалей,  смотров,  конкурсов,
   выставок  и  других форм показа результатов творческой деятельности
   клубных формирований;
       - проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных
   и  выставочных мероприятий, массовых театрализованных праздников  и
   представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в  соответствии
   с местными обычаями и традициями;
       -  организация досуга различных групп населения,  в  том  числе
   предоставление  платных  услуг населению с  учетом  функционального
   предназначения учреждения;
       -  осуществление  других  видов  творческой,  познавательной  и
   досуговой    деятельности    по    социально-творческим    заказам,
   соответствующим целям учреждения культуры клубного типа.
       Современные  условия  экономической  деятельности   привели   к
   объективным  преобразованиям учреждений культуры  клубного  типа  в
   новые виды по функциональным признакам:
       - изменение профиля заказов учредителей;
       - изменение структуры потребительского спроса.
       Учреждения  клубного  типа  можно  сгруппировать  по  следующим
   признакам:
       - по месту расположения (сельские, городские);
       -   по   статусу   (районные,  окружные,  краевые,   областные,
   республиканские);
       -  по  объему  выполняемой работы (согласно группам  по  оплате
   труда  руководителей  и  специалистов в зависимости  от  количества
   населения и мощностных характеристик помещения);
       -  по  потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи,  Дворцы
   (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры;
       -  по  видам  услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр  досуга,
   Центр культуры и досуга.
       Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями клубных
   учреждений,  самостоятельны в решении вопросов об объемах  услуг  и
   выборе  их  поставщиков,  что отражено  в  статье  54  Федерального
   закона  N  131-ФЗ  и  статьях 71, 72 Бюджетного кодекса  Российской
   Федерации.
       Деятельность  учреждения  культуры  клубного  типа,  круг   его
   обязанностей  вытекает  из целей, ради которых  учредитель  создает
   учреждение. В Положении о государственном муниципальном  учреждении
   культуры  клубного типа, утвержденном решением Коллегии Минкультуры
   России   от  29.05.2002  N  10  сказано,  что  учреждение  культуры
   клубного типа создается с целью:
       -  удовлетворения  общественных  потребностей  в  сохранении  и
   развитии  традиционной народной культуры во  всем  многообразии  ее
   этнических особенностей;
       -  поддержки любительского художественного творчества и  другой
   социальной активности населения;
       - патриотического воспитания детей и молодежи;
       - обеспечения досуга и отдыха населения.
       Исходя   из   целевого  предназначения,  сформулируем   функции
   учреждений культурно-досугового типа по видовым признакам.
   
   ----------------------T------------------------------------------¬
   ¦1. Дом (Дворец)      ¦Обеспечение досуга населения; обеспечение ¦
   ¦культуры             ¦условий для развития народного творчества ¦
   ¦                     ¦и самодеятельного искусства; обеспечение  ¦
   ¦                     ¦условий для социально-культурных инициатив¦
   ¦                     ¦населения; патриотическое воспитание      ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦3. Дворец молодежи   ¦Обеспечение досуга населения, обеспечение ¦
   ¦                     ¦условий для массового отдыха, обеспечение ¦
   ¦                     ¦условий для развития народного творчества ¦
   ¦                     ¦и самодеятельного искусства, обеспечение  ¦
   ¦                     ¦условий для социально-культурных инициатив¦
   ¦                     ¦населения                                 ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦4. Социально-        ¦Обеспечение досуга населения, обеспечение ¦
   ¦культурный центр     ¦условий для развития народного творчества ¦
   ¦                     ¦и любительского искусства, обеспечение    ¦
   ¦                     ¦информационных и методических услуг; со-  ¦
   ¦                     ¦хранение нематериального культурного на-  ¦
   ¦                     ¦следия; выставочная деятельность; обеспе- ¦
   ¦                     ¦чение условий для социально-культурных    ¦
   ¦                     ¦инициатив населения                       ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦5. Национально-      ¦Обеспечение сохранения и развития нацио-  ¦
   ¦(Этно) культурный    ¦нальных культурных традиций; обеспечение  ¦
   ¦центр                ¦условий для социально-культурных инициатив¦
   ¦                     ¦населения; обеспечение развития художест- ¦
   ¦                     ¦венного и декоративно-прикладного народ-  ¦
   ¦                     ¦ного творчества                           ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦6. Дом (Центр)       ¦Сохранение нематериального культурного    ¦
   ¦ремесел              ¦наследия; развитие ремесленнических тради-¦
   ¦                     ¦ций; создание и распространение ремеслен- ¦
   ¦                     ¦нических изделий; выставочная деятель-    ¦
   ¦                     ¦ность; создание и распространение методик ¦
   ¦                     ¦ремесленнического мастерства              ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦7. Дом фольклора     ¦Сохранение нематериального культурного    ¦
   ¦                     ¦наследия; исследование местных фольклорных¦
   ¦                     ¦традиций                                  ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦8. Дом народного     ¦Сохранение нематериального культурного    ¦
   ¦творчества           ¦наследия во всем многообразии жанров и эт-¦
   ¦                     ¦нических особенностей; создание методик   ¦
   ¦                     ¦интеграции традиционных творческих навыков¦
   ¦                     ¦в современный творческий процесс; информа-¦
   ¦                     ¦тизация и методическое обеспечение твор-  ¦
   ¦                     ¦ческих процессов; организация и проведение¦
   ¦                     ¦народных праздников, фестивалей народного ¦
   ¦                     ¦творчества и любительского искусства      ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦9. Передвижные       ¦Внестационарное обеспечение досуга населе-¦
   ¦культурные центры    ¦ния; организация выездных информационных, ¦
   ¦                     ¦выставочных, праздничных мероприятий      ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦10. Информационно-   ¦Обеспечение информационных и методических ¦
   ¦методические центры  ¦услуг                                     ¦
   L---------------------+-------------------------------------------
   
       Из  приведенного свода функциональных обязанностей следует, что
   учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений  культуры,
   построены  по  интегрированному  принципу  создания  и  обеспечения
   услуг.
       Основополагающими видами деятельности являются:
       - создание коллективов художественного творчества;
       -  создание любительских (самодеятельных) объединений различной
   направленности;
       - проведение массовых мероприятий (творческих и общественных);
       - организация досуга населения.
   
                        Показатели деятельности
   
       Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений
   культурно-досугового  типа  характерен  перечень   основополагающих
   видов    деятельности,    вокруг   которых    будут    складываться
   специфические, характерные для конкретного вида и группы по  оплате
   труда.
       Статус   таких   показателей  был   отражен   в   Постановлении
   Госкомтруда   5/12   от  05.01.1990,  письме  Минкультуры   РФ   от
   01.04.1996 N 01-74/16-19.
       Сегодня,  исходя  из  требований реформы бюджетных  учреждений,
   показатели    должны    характеризовать    результаты    культурной
   деятельности,  исходя  из  функций и объемов  потребления  услуг  в
   сфере культуры.
       Показатели деятельности должны иметь числовое выражение и  быть
   обоснованы   как   стратегическими  целями,  так   и   тактическими
   задачами,   вытекающими  из  долгосрочных  комплексных  и   целевых
   программ  субъекта  федерации  и  муниципального  образования.  При
   разработке  показателей результатов деятельности можно и необходимо
   использовать  методические рекомендации по  подготовке  докладов  о
   результатах   и   основных   направлениях  деятельности   субъектов
   бюджетного  планирования, которые являются приложением к  Концепции
   реформирования   бюджетного  процесса  (одобренной   Постановлением
   Правительства  РФ  от  22.05.2004 N 249 и  рекомендованной  органам
   исполнительной    власти   субъектов   РФ   и    местных    органов
   самоуправления).
       Показатели  отнесения  к группам по оплате  труда  деятельности
   учреждения    культуры   клубного   типа   должны   характеризовать
   обобщающие показатели деятельности клубного учреждения.  А  именно:
   его  материальную базу (количество досуговых объектов); возможности
   удовлетворения  культурных  потребностей  населения  (фонд   оплаты
   труда,  общий объем финансирования, доходы от платных услуг, расход
   денежных   средств   на   душу  населения);  численность   занятого
   обслуживанием  населения  (демографические  показатели,  количество
   мест в зрительном зале).
       Фактическое потребление услуг клуба выражается:
       а) числом посещений в год на одного жителя;
       б)   числом   участников   клубных   формирований   (творческих
   коллективов).
       Эти  два  показателя количественные, но также отражают качество
   предлагаемых населению услуг, поскольку динамика посещаемости,  как
   фактор   потребительского  спроса,  указывает  на  качество   услуг
   клубного учреждения.
       В практике применяются следующие показатели:
       - показатель посещаемости отражает потребление услуг;
       -  показатель  числа участников отражает наполняемость  клубных
   формирований;
       -   показатель   количества  мероприятий  отражает   обобщающую
   характеристику    количественных    и    качественных    услуг    и
   рассматривается как итог услуг клубного учреждения.
       Показатели   предусматривают:  1)   количество   обслуживаемого
   населения;  2)  количество  творческих коллективов;  3)  количество
   любительских  объединений;  4) количество  досуговых  объектов;  5)
   количество мероприятий; 6) количество заработанных средств.
       Объем  работы  устанавливался в натуральных единицах  (человек,
   мероприятий, объектов, рублей).
       Объемные  показатели предусматривали 4 группы по оплате  труда,
   которые    зависят   от   количества   обслуживаемого    населения,
   материальной   базы   учреждения,   объемов   его   финансирования,
   количества   посетителей   и  количества  проводимых   мероприятий,
   количества клубных формирований.
       В   соответствии   с   полномочиями   местные   органы   власти
   устанавливают показатели по отнесению к группам по оплате труда  на
   основании  нормативного правового акта муниципального  образования.
   С   учетом   сложившейся  практики  субъекты  федерации   в   целях
   сохранения единого культурного пространства устанавливают  объемные
   показатели   нормативным  правовым  актом  субъекта   федерации   и
   рекомендуют органам местного самоуправления.
       Группа  по оплате труда устанавливается в зависимости от объема
   и  сложности проводимой работы с учетом функциональных особенностей
   и имеющейся материальной базы.
       Учреждения  культуры  клубного типа разделяются  на  виды,  для
   которых  устанавливались отдельные показатели.  Например,  краевые,
   областные, районные Дома, Дворцы, Центры культуры, сельские  клубы,
   передвижные  центры  культуры, дома ремесел, национально-культурные
   центры.   Разделение  на  виды  внутри  клубного   типа   позволяет
   устанавливать   группы  показателей  с  учетом  их   функциональных
   особенностей. В практике широко применяются такие показатели,  как:
   1)  количество клубных формирований, 2) количество мероприятий,  3)
   количество  заработанных средств, 4) количество участников  клубных
   формирований, 5) количество мест в зрительных залах.
       Показатели, указывающие на качество работы:
       1) количество коллективов со званием "народный";
       2)   количество   коллективов,  ставших   лауреатами   смотров,
   конкурсов, фестивалей.
       Объем  работы устанавливался либо в условных единицах,  либо  в
   натуральных   единицах,  имеющих  допуски  ("свыше"   определенного
   количества единиц, "до" определенного количества единиц).
       Некоторые  территории ввели такой показатель как  "фонд  оплаты
   труда", используя его для обоснования нормативов финансирования  на
   заработную плату.
   
              Порядок действий муниципального образования
                       по реализации полномочий
   
       Нормативное обеспечение создания условий для развития  местного
   традиционного  народного  художественного  творчества  предполагает
   принятие  органами  местного самоуправления и  уполномоченными  ими
   структурными  подразделениями,  учреждениями  ряда  нормативных   и
   локальных актов, утверждающих:
       1.  Муниципальную (межпоселенческую, межмуниципальную)  целевую
   программу   "Развитие   традиционного   народного   художественного
   творчества"  на  среднесрочную  перспективу  (включающую  механизмы
   совершенствования  ресурсного обеспечения  традиционного  народного
   творчества  -  структурного, кадрового,  финансового,  материально-
   технического).
       2.  Внесение  дополнений  в Положение  об  отделе  (управлении,
   комитете)  культуры муниципального района (при наличии в  структуре
   муниципального образования).
       3.  Положение о муниципальном учреждении культуры клубного типа
   (Дом  (Дворец)  культуры,  сельский  клуб,  Дом  (Центр)  народного
   творчества, досуговый центр, Дом творчества и досуга и др.).
       4.  Положение  о  филиале  муниципального  учреждения  культуры
   клубного    типа    (при   наличии   в   структуре   муниципального
   образования).
       5.  Положение  о  централизованной  (межпоселенческой)  клубной
   системе (при наличии в структуре муниципального образования).
       6.   Положение  о  клубном  формировании  учреждения   культуры
   клубного  типа  (с  приложением  "О  нормах  наполняемости  клубных
   формирований").
       7.   Положение   об   установлении  групп   по   оплате   труда
   руководителей  учреждений  культуры клубного  типа  (с  приложением
   Перечня труднодоступных и отдаленных населенных пунктов).
       8.  Положение о народном самодеятельном коллективе,  образцовом
   художественном  коллективе,  народной  самодеятельной   студии   (с
   приложением "Положение об экспертном совете").
       9. Решения о муниципальном заказе на объемы услуг муниципальных
   учреждений культуры.
       10.   Положения  об  установлении  типовых  штатов   учреждений
   культуры   клубного  типа  для  определения  принципа  формирования
   штатного   расписания   с  целью  создания   методики   обоснования
   критериев по фонду оплаты труда.
       11.  Методику  определения трудозатрат,  как  основополагающего
   принципа при формировании штатного расписания.
       Задача  методического  обеспечения и  координации  деятельности
   учреждений  культуры  клубного  типа  и  коллективов  традиционного
   художественно  творчества возложена на региональные  Дома  (Центры)
   народного творчества.
       В   целях   создания   вертикали   управления   государственной
   культурной  политики  в  области  народного  творчества  и   досуга
   предметом    деятельности   учреждений   культуры   должно    стать
   организационное,   информационное,   методическое   и    творческое
   обеспечение   учреждений   культурно-досуговой   сферы   и   других
   организаций  различных организационно-правовых форм,  расположенных
   на  территориях субъектов Российской Федерации и ведущих работу  по
   сохранению    и    развитию   традиционной    народной    культуры,
   любительского искусства и социокультурной деятельности.
   
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
             О ЗАДАЧАХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ В ПЕРИОД РЕФОРМ
   
       Современная  роль  и значимость методических  служб  во  многих
   субъектах   Российской   Федерации  подтверждается   тенденцией   к
   укреплению   материальной  базы  путем  перевода  Домов   (Центров)
   народного  творчества  в  крупные дворцы, к примеру,  Свердловская,
   Тюменская,  Ростовская,  Томская, Кировская,  Пермская  области.  В
   целях  оптимизации процесса методического обеспечения  деятельности
   многие  территории объединяют Дома (Центры) народного творчества  с
   курсами  повышения  квалификации  (Хабаровский  край,  Вологодская,
   Ленинградская  области) и развивают сеть филиалов  в  муниципальных
   образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан).
       В  ряде  субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного
   творчества  являются  главными исполнителями региональных  программ
   развития  культуры  (Республики Чувашия, Саха (Якутия),  Иркутская,
   Вологодская, Белгородская области).
       В  соответствии  с уставными задачами региональная  сеть  Домов
   (Центров)     народного    творчества    представлена    следующими
   наименованиями: Дома (Центры) народного творчества,  Дома  (Центры)
   народного   творчества   и   досуга,   Научно-методические   центры
   народного  творчества  и  досуга,  Центры  народного  творчества  и
   повышения квалификации.
       Кроме  региональных  Домов  народного  творчества  изучение   и
   практическое  восстановление  народных  традиций  ведут  специально
   созданные  учреждения,  такие как районные и сельские  методические
   центры,   центры  народной  традиционной  культуры,  дома  ремесел,
   национально-культурные  центры. В своей деятельности  вышеназванные
   учреждения  культуры  исходят из местных  условий  и  возможностей,
   опираясь   на  собственные  культурные  и  исторические   традиции,
   вырабатывая    принципиально   новые,   востребованные    обществом
   социально  значимые  формы  и  методы работы  учреждений  культуры.
   Наблюдается   тенденция   к   созданию   интегрированных    моделей
   учреждений культуры.
       За  последние  пять  лет  заметно  активизировалась  творческая
   инициатива   населения.   Культурная  жизнь   насыщена   локальными
   фестивалями, конкурсами и другими художественными акциями.
       В   предыдущие  годы  мы  стремились  осмыслить  место  и  роль
   методической  службы  народного творчества  в  процессе  сохранения
   культурного  разнообразия, подтвердить ее значимость в общем  русле
   культурной  политики  государства, обеспечить  методические  службы
   современными    информационными    ресурсами,    поднять    престиж
   уникального     явления    художественной    самодеятельности     и
   любительского  искусства,  как  средства  творческого  развития   и
   самовыражения  личности. В связи с чем была  развернута  работа  по
   информатизации  деятельности, результатом которой стали  уникальные
   информационные   проекты,  отмеченные  по   итогам   Всероссийского
   конкурса  информационных программ дипломами  Министерства  культуры
   Российской Федерации.
       Обеспечивая  методическую базу преобразовательных  процессов  в
   связи   с   реформами,  ГРДНТ  и  региональные  Д(Ц)НТ  (Республики
   Карелия,    Чувашия,    Удмуртия,   Саха    (Якутия),    Алтайский,
   Ставропольский  края,  Астраханская,  Белгородская,   Новгородская,
   Новосибирская,   Псковская,  Ростовская  и  Свердловская   области)
   провели    мониторинг   досуговых   предпочтений   населения.    По
   результатам  мониторинга,  а  также  исходя  из  требований  реформ
   местного   самоуправления  и  бюджетного  сектора,   предполагающих
   широкомасштабную  реструктуризацию сети и оптимизацию  деятельности
   клубных  учреждений,  специалистами ГРДНТ были проведены  проектные
   семинары  в 15 территориях РФ, а также подготовлены предложения  по
   внесению   дополнений  в  Федеральный  закон  N  131-ФЗ   в   части
   расширения    полномочий   муниципальных   районов   по    вопросам
   обеспечения   населения  услугами  культуры  и   представлены   для
   рассмотрения  в  соответствующие комиссии  Государственной  Думы  и
   Федерального Собрания.
       Концептуальной   основой  нашей  стратегии   сегодня   является
   методическое     сопровождение    преобразовательных     процессов,
   происходящих  в  связи с реформой местного самоуправления,  которая
   влечет   за   собой  масштабную  реструктуризацию  сети  учреждений
   культурно-досуговой   сферы,   традиционно   ведущих   работу    по
   сохранению нематериального культурного наследия. В указанных  целях
   ГРДНТ   подготовил   издания   по   правоприменительной   практике,
   аналитические   издания   по  проблемам  культуры   села,   сборник
   "Досуговые    предпочтения:   практика    регионов"    по    итогам
   Всероссийского  мониторинга новых форм учреждений  культуры.  Ведет
   активную  работу  по  повышению квалификации. Принимает  участие  в
   экспертной  оценке  программы  реструктуризации  сети  в  субъектах
   федерации    и    концептуальном   обеспечении   преобразовательных
   процессов.   Готовит   методические   рекомендации   о    критериях
   преобразования  и  показателях деятельности сети  КДУ  в  контексте
   реформ.
       Учитывая  специфику  деятельности в каждом  отдельном  субъекте

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное