Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

УСТАВ СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР (УТВ. ПРИКАЗОМ МИНРЕЧФЛОТА РСФСР ОТ 30.03.1982 N 30)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
       постоянно находиться на ходовом мостике (в  рулевой  рубке)  и
   вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой (пребывание
   его в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок
   для   выполнения   необходимой  работы,  связанной  с  исполнением
   штурманских обязанностей);  перед уходом с мостика убедиться,  что
   на период своего отсутствия будут обеспечены надлежащее наблюдение
   за окружающей обстановкой и безопасностью плавания;
       осуществлять управление  судном  (составом)  при  плавании  по
   внутренним судоходным путям;
       опознавать все встречающиеся навигационные знаки;
       контролировать работу  технических  средств   судовождения   и
   определять их поправки так часто, как это необходимо и возможно;
       систематически следить за показаниями  находящихся  в  рулевой
   рубке и на ходовом мостике контрольно - измерительных приборов;
       по меньшей  мере  один  раз  за  вахту  проверять  возможность
   нормального перехода с автоматического управления рулем на ручное;
   переход с автоматического управления на ручное и  наоборот  должен
   выполняться   либо  вахтенным  начальником  лично,  либо  под  его
   непосредственным наблюдением;
       после продолжительной    работы    главных    двигателей    на
   установившемся режиме,  перед подходом  судна  к  гидротехническим
   сооружениям,   причалам,  рейдам,  затруднительным  участкам  пути
   проверять действие дистанционного управления главными двигателями,
   рулевого устройства, а также давление сжатого воздуха в пусковых и
   тифонных баллонах;
       следить за   надежностью   крепления   спасательных   средств,
   грузовых стрел и кранов,  палубных грузов и подвижных предметов на
   палубе, состоянием люковых закрытий;
       в особо  сложных  условиях  плавания   (швартовные   операции,
   прохождение  шхер,  каналов  и узкостей,  вход в порт или выход из
   порта,   плавание   во   льдах,   на   мелководье,   в    условиях
   неудовлетворительной  видимости,  во  время  шторма  и т.д.) и при
   маневровых режимах заблаговременно  дать  распоряжение  вахтенному
   механику   -   подготовить  к  действию  все  судовые  технические
   средства,    выполняющие    функции    дублирования,    а    затем
   проконтролировать исполнение этого распоряжения;
       при ухудшении видимости или подходе к  району  с  ограниченной
   видимостью  заблаговременно  доложить  об этом капитану,  включить
   радиолокационную станцию (РЛС) и ходовые огни, уменьшить скорость,
   начать  подачу  звуковых  туманных сигналов,  проинструктировать и
   выставить впередсмотрящего,  перейти с автоматического  на  ручное
   управление  рулем,  предупредить  вахтенного  механика о возможных
   реверсах,  сверить показания часов,  сделать  отметку  времени  на
   ленте курсографа и в дальнейшем действовать по указанию капитана;
       если особые обстоятельства (условия  судоходства,  перемещение
   отдельных   судов,   обнаруженные   неисправности   навигационного
   оборудования или  другой  техники,  неуверенность  в  правильности
   своих  действий и т.д.) ставят под сомнение безопасность плавания,
   уменьшить скорость (или прекратить движение),  доложить капитану и
   действовать по его указанию;
       при плавании  по  внутренним  судоходным  путям  информировать
   диспетчерский  аппарат и встречные суда об обнаруженных изменениях
   условий судоходства, представляющих опасность для плавания судов;
       при наличии  лоцмана  на борту продолжать контролировать место
   судна и его движение,  а при сомнениях в действиях или  намерениях
   лоцмана    немедленно    доложить    капитану   и   принять   меры
   предосторожности.
       250. При плавании в море и на внутренних  судоходных  путях  с
   применением методов морской навигации вахтенный помощник капитана,
   кроме того, что предусмотрено статьями 246 и 249, обязан:
       следить за  точным  удержанием судна на заданном курсе,  вести
   счисление пути и исполнительную прокладку,  определять место судна
   наиболее  точными  и  подходящими  к  данным  условиям способами с
   частотой, обеспечивающей обнаружение опасного сноса с продолженной
   линии пути, но не реже заданной капитаном;
       каждый час и  после  каждого  изменения  курса  судна  сличать
   показания   магнитного   компаса   и   гирокомпаса;   следить   за
   согласованием репитеров с основным компасом;
       с момента обнаружения другого судна, идущего на сближение, для
   расхождения с которым требуется  принятие  каких-либо  мер,  вести
   наблюдение  за  изменением пеленга и дистанции с целью определения
   элементов  движения  встречного  судна,   результаты   докладывать
   капитану;
       в случаях,  когда возникает затруднение  в  сохранении  курса,
   если  в рассчитанное время не обнаружен берег,  навигационный знак
   или   ожидаемые   глубины,   если   неожиданно   открылся   берег,
   навигационный  знак  или  произошло неожиданное изменение глубины,
   доложить капитану и действовать по его указанию;
       при подходе  к  опасным  для  плавания районам заблаговременно
   предупредить капитана и вахтенного механика;  при плавании в  этих
   районах пользоваться картой самого крупного масштаба, охватывающей
   район плавания и  откорректированной  на  основе  самой  последней
   информации;
       не изменять без разрешения капитана назначенный им курс, режим
   работы главных двигателей,  способ управления ими, а также рулевым
   устройством,  за   исключением   случаев   внезапно   обнаруженной
   опасности  судну,  людям или грузу;  о характере опасности и своих
   действиях немедленно доложить капитану.
       251. При  отсутствии  постоянной  вахты в машинном отделении и
   обнаружении неисправности двигателей или других механизмов для  их
   устранения  вахтенный  начальник  должен  вызвать  соответствующих
   специалистов (кроме вахтенных на мостике) или остановить  движение
   судна.
       252. Вахтенный начальник не  должен  допускать  нахождения  на
   посту  управления  посторонних  лиц  и членов экипажа,  не имеющих
   отношения к управлению судном.
       253. Вахтенному    начальнику    не   разрешается   заниматься
   каким-либо делом или принимать на себя какие-либо обязанности,  не
   относящиеся к несению вахты.
       254. Вахтенный начальник,  несмотря на присутствие на  ходовом
   мостике   (в   рулевой   рубке)  капитана,  продолжает  оставаться
   ответственным   за   выполнение   обязанностей   по    обеспечению
   безопасности плавания,  возложенных на него настоящим Уставом,  до
   тех пор,  пока  капитан  специально  не  сообщит  ему  о  принятии
   управления судном на себя.
   
                Обязанности при стоянке судна у причала
   
       255. Если судно стоит у причала, вахтенный начальник обязан:
       (01) при заступлении на вахту получить от сдающего необходимые
   сведения об условиях стоянки, ходе грузовых и балластных операций,
   местонахождении капитана,  наличии на борту командного и  рядового
   состава  и других лиц,  не входящих в состав экипажа,  о глубине у
   причала,  осадке судна,  уровне и времени высокой и низкой воды, о
   состоянии   швартовов,   положении  якоря  (якорей)  и  количестве
   вытравленной якорь  -  цепи,  а  также  сведения  об  особенностях
   стоянки,   важных   для  безопасности  судна,  готовности  главных
   двигателей и возможности их использования в аварийной  обстановке,
   наличии плавсредств у борта;
       (02) следить за состоянием глубин у борта судна, за надлежащим
   креплением и следить, чтобы трап (сходни) были надежно закреплены,
   поручни установлены,  леера  натянуты  и  под  трапом  установлена
   предохранительная  сетка  (если  она  требуется),  чтобы  у  трапа
   (сходни) был наготове спасательный круг с  бросательным  концом  и
   обеспечено надлежащее освещение трапа;
       (03) при ухудшении погоды,  а также при  получении  штормового
   предупреждения   принять   дополнительные   меры   к   обеспечению
   безопасной стоянки судна и доложить капитану;
       (04) контролировать  правильное использование судовых грузовых
   средств,  обеспечивать своевременное открытие и  закрытие  трюмов,
   грузовых   люков,   горловин   и   вентиляторов;   следить,  чтобы
   находящиеся у ватерлинии иллюминаторы были задраены;
       (05) контролировать (в помощь второму штурману) ход выполнения
   грузовых работ в соответствии с правилами  перегрузочных  операций
   или   грузовым   планом,  обеспечивая  правильность  погрузки  или
   выгрузки и размещения и крепления грузов на  судне;  не  допускать
   загрузки сверх установленных норм;
       (06) следить за соблюдением правил пожарной  безопасности  при
   выполнении работ по корпусной части;
       (07) знать   порядок   вызова   береговых    спасательных    и
   противопожарных   средств  и  при  необходимости  обеспечивать  их
   немедленный вызов;
       (08) руководить  посадкой  и высадкой пассажиров,  не допуская
   нарушения норм пассажировместимости;
       (09) перед  проворачиванием  машин  убедиться  в том,  что под
   кормой чисто, а во время проворачивания организовать наблюдение за
   швартовными тросами;
       (10) обеспечить своевременную подготовку  судна  к  швартовным
   операциям (уборка трапов,  заваливание шлюпбалок,  кранов, стрел и
   т.д.),   быструю   приемку    (подачу)    швартовов,    правильное
   использование кранцевой защиты;
       (11) производить периодический обход  и  осмотр  судна.  Место
   нахождения  вахтенного  начальника должно быть известно вахтенному
   рулевому (матросу);
       (12) вести  учет  увольнения  и  возвращения  с  берега членов
   экипажа, а также учет посторонних лиц, находящихся на судне;
       (13) при  возникновении опасности на берегу,  вблизи судна или
   на рядом стоящем судне доложить  капитану  и  действовать  по  его
   указанию.
       256. При уходе на берег (приходе с берега) капитана  вахтенный
   начальник  производит  соответствующую  запись в судовом журнале с
   указанием времени его убытия (прибытия).
   
                 Обязанности при стоянке судна на якоре
   
       257. Если  судно  стоит  на  якоре,  вахтенный  начальник  при
   заступлении  на  вахту,  несении  и  сдаче  вахты обязан выполнять
   требования   подразделов    "Обязанности   на  ходовой  вахте"   и
   "Обязанности  при  стоянке  судна  у  причала"  настоящего  Устава
   (исключая требования, относящиеся только к движению судна).
       258. Вахтенный начальник также обязан:
       (01) при  постановке  на  якорь  определить  место  судна  и в
   дальнейшем систематически его  контролировать  для  своевременного
   обнаружения   дрейфа   с   достаточной   частотой   (но  не  менее
   установленной капитаном, в случае если место определяется приемами
   морской навигации);
       (02) следить за соответствием длины вытравленной якорной  цепи
   условиям  стоянки,  за  ее  натяжением  и  положением,  а также за
   измерением уровня воды в месте якорной стоянки, не допуская осушки
   судна в случае сгона воды;
       (03) предупреждать опасное  сближение  с  другими  судами  или
   навигационными  опасностями  при  рыскании  судна  на  якоре из-за
   действия ветра и течения;
       (04) следить за положением судов,  находящихся поблизости; при
   обнаружении дрейфа судов,  равно как и  дрейфа  своего  судна  или
   других   опасностей,   немедленно   принимать  надлежащие  меры  и
   докладывать о них капитану;
       (05) находиться  на  ходовом  мостике  (в рулевой рубке);  при
   сходе с мостика для выполнения других обязанностей убедиться,  что
   судну  не грозит опасность и что за период своего отсутствия будет
   обеспечено надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой.
   
                  Вахтенный рулевой, вахтенный матрос
   
                           Общие обязанности
   
       259. Вахтенный  рулевой,  вахтенный   матрос   непосредственно
   подчиняются вахтенному начальнику.
       260. Прием и сдача вахты вахтенным рулевым, вахтенным матросом
   производятся с разрешения вахтенного начальника.
       261. Заступая на вахту, вахтенный рулевой (при плавании в море
   - вахтенный матрос) обязан проверить действие сигнальных огней,  а
   в дневное время - наличие поднятых флагов и знаков,  необходимых в
   данной   обстановке,   он   должен  также  ознакомиться  со  всеми
   касающимися его распоряжениями по вахте.
       262. Вахтенный рулевой,  вахтенный матрос при стоянке судна на
   якоре  или  швартовах  обязаны  находиться  на  месте,   указанном
   вахтенным начальником, вести наблюдение за окружающей обстановкой,
   следить за  положением  и  натяжением  якорной  цепи,  швартовами,
   кранцами,  сходнями,  трапами, якорными огнями и знаками, наличием
   противокрысиных щитков на швартовах, а также за тем, чтобы за борт
   не свешивались тросы,  шланги и т.п.  О всех изменениях обстановки
   они должны немедленно докладывать вахтенному начальнику.
       263. Вахтенный матрос на пассажирских судах обязан:
       (01) перед  заступлением  на  вахту  принять  от  сменяющегося
   матроса  находящееся  в  открытых  местах  и на палубах имущество,
   инвентарь и оборудование,  а также получить сведения о выполняемых
   рабочих заданиях;
       (02) при  несении  вахты  следить  за  сохранностью  принятого
   имущества,  инвентаря  и оборудования,  за соблюдением пассажирами
   судовых   правил;   выполнять   порученные   рабочие   задания   и
   поддерживать чистоту закрепленных на ним участков.
       264. В случае возникновения во время стоянки пожара  на  судне
   или  вблизи  него,  а  также при возникновении других чрезвычайных
   происшествий  вахтенный  рулевой,  вахтенный   матрос   немедленно
   докладывают вахтенному начальнику и действуют по его указанию.
   
            Обязанности вахтенного рулевого на ходовой вахте
   
       265. Принимая   вахту  на  руле,  рулевой  обязан  принять  от
   сменяющегося курс,  выяснить, как судно слушается руля, и доложить
   вахтенному   начальнику   о  принятом  курсе  (по  ориентирам  или
   курсоуказателю).
       266. Вахтенный рулевой,  находясь на посту управления,  обязан
   строго удерживать судно на  заданном  курсе,  следить  за  работой
   курсоуказателей   и  рулевого  устройства,  немедленно  докладывая
   вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
       267. Вахтенный   рулевой   обязан   выполнять  команды  только
   капитана,  вахтенного начальника или лоцмана (команды последнего -
   по разрешению капитана или вахтенного начальника),  предварительно
   продублировав их.
       268. При   плавании   с   использованием  глазомерного  метода
   ориентировки вахтенный рулевой обязан вести постоянное  наблюдение
   за  плавучими  и  береговыми  знаками навигационного оборудования,
   показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и
   стоящих  судах и обо всем,  представляющем опасность,  докладывать
   вахтенному начальнику.
       269. Перед  отходом  судна  с  места стоянки вахтенный рулевой
   обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства  путем
   перекладки  руля  с  борта  на  борт и доложить об этом вахтенному
   начальнику.
       270. Вахтенный  рулевой  не  является наблюдателем в то время,
   когда он управляет рулем, используя курсоуказатель.
   
               Обязанности наблюдателя (впередсмотрящего)
   
       271. Наблюдатель  обязан  неотлучно   находиться   на   месте,
   указанном  вахтенным  начальником,  вести визуальное наблюдение за
   окружающей обстановкой,  водной поверхностью,  горизонтом, а также
   слуховое  наблюдение.  Обо  всем  замеченном (суда,  лодки,  знаки
   обстановки  и  т.д.)  наблюдатель  обязан  немедленно  докладывать
   вахтенному  начальнику,  пользуясь внутрисудовыми средствами связи
   или установленными условными сигналами.
       272. Наблюдатель обязан уделять все свое внимание наблюдению и
   не принимать на себя какие-либо обязанности, мешающие наблюдению и
   снижающие его эффективность.
   
                Обязанности вахтенного у трапа (сходни)
   
       273. При  заступлении  на  пост  вахтенный  обязан убедиться в
   исправном состоянии трапа,  наличии предохранительной сетки  (если
   она требуется), поручней и спасательного круга с линем.
       274. Вахтенный у трапа  осуществляет  контроль  за  посещением
   судна,   неотлучно  находясь  у  трапа  и  не  допуская  на  судно
   посторонних   лиц   без    разрешения    вахтенного    начальника,
   местонахождение  которого  (как  и  способы  его вызова) он должен
   знать.
   
                     Вахтенный начальник земснаряда
                      (дноочистительного снаряда)
   
       275. Вахтенный   начальник  земснаряда  пользуется  правами  и
   выполняет  обязанности,  которые  изложены  в  разделе  "Вахтенный
   начальник" настоящего Устава.
       276. Вахтенный начальник также обязан:
       (01) при заступлении на вахту  проверить  надежность  расчалки
   земснаряда,  исправность  грузоподъемных  устройств  и оперативных
   лебедок;  провести инструктаж заступающих вахтенных об их задачах,
   режиме работы механизмов,  предстоящих производственных операциях,
   связанных с  перекладкой  якорей  и  сменой  шаланд,  о  мерах  по
   соблюдению правил безопасности труда при выполнении работ;
       (02) при  несении  вахты  обеспечивать  наиболее   эффективную
   технологию  работы  земснаряда,  следить  за  исправным  действием
   навигационных  знаков  на  разрабатываемом  перекате,  габаритными
   размерами  судового  хода;  принимать  меры к безопасному пропуску
   транспортного флота,  своевременно обмениваться с судами звуковыми
   и световыми сигналами, предусмотренными Правилами плавания;
       (03) принимать участие в учалке земкаравана перед  буксировкой
   на очередное место работы.
   
             Вахтенный старший лебедчик, лебедчик (оператор
         спецустройств) земснаряда (дноочистительного снаряда)
   
       277. Вахтенный старший лебедчик выполняет указания  вахтенного
   начальника   по   управлению   технологическим   процессом  работы
   земснаряда.
       278. Вахтенный старший лебедчик обязан:
       (01) при заступлении на вахту проверить состояние  оперативных
   лебедок и рабочих тросов;
       (02) принимать   участие   в   производственных   работах   на
   мотозавозне  по  перекладке  якорей и других работах,  связанных с
   обслуживанием земснаряда;
       (03) принимать участие в швартовке шаланд;
       (04) выполнять  слесарно  -  ремонтные  работы   по   указанию
   вахтенного начальника.
   
                      Вахтенный матрос земснаряда
                      (дноочистительного снаряда)
   
       279. При  заступлении  на  вахту   вахтенный   матрос   обязан
   проверить  состояние  леерного ограждения,  наличие спасательных и
   противопожарных  средств,  инструмента  для  очистки  всасывающего
   наконечника и стропов.
       280. Во время вахты вахтенный матрос обязан:
       (01) выполнять все производственные операции на мотозавозне по
   перекладке якорей и другие заданные работы;
       (02) поддерживать  чистоту  и  порядок в рубке,  на тентовой и
   главной палубах;
       (03) по     указанию     вахтенного    начальника    управлять
   вспомогательными  палубными   механизмами,   производить   очистку
   грунтовых путей,  участвовать в спуске и подъеме шлюпки,  измерять
   глубину до и после работы земснаряда;
       (04) выполнять швартовные и такелажные работы,  мелкий текущий
   ремонт и окраску;
       (05) производить  приборку  и  мытье  палуб,  наружных  стенок
   надстройки;
       (06) участвовать  в  работах  по разработке,  сборке и ремонту
   рефулера и черпаковой цепи;
       (07) ставить рабочие створы и зажигать на них огни.
   
                           Вахтенный механик
   
       281. Вахтенный  механик  является  начальником  всего  состава
   машинной   вахты   и   подчиняется   непосредственно    вахтенному
   начальнику,   а   в   части   специальных   вопросов  эксплуатации
   технических средств - механику.
       282. Вахтенный механик при заступлении на вахту обязан:
       (01) лично проверить состояние работающих технических  средств
   механической установки (в том числе состояние рулевой машины);
       (02) просмотреть  машинный  журнал  и  проверить  соответствие
   записей в нем собственным наблюдениям;
       (03) получить у сдающего вахту вахтенного механика сведения  о
   способе  управления  главными  двигателями,  состоянии  и  режимах
   работы всех технических средств,  замеченных неисправностях  в  их
   работе,  о  проводимых  работах  по  техническому  обслуживанию  и
   ремонту,  а также ознакомиться со всеми поступившими замечаниями и
   распоряжениями;
       (04) принять доклады о заступлении на вахту  от  лиц  машинной
   команды,  произвести  запись  в  машинном журнале о приеме вахты и
   доложить о заступлении на вахту вахтенному начальнику.
       283. Вахтенный механик обязан:
       (01) обеспечивать   установленный   режим    работы    судовых
   технических    средств,    соблюдение    правил   их   технической
   эксплуатации,  инструкций и указаний механика по их  обслуживанию,
   контролировать  выполнение  правил  безопасности  труда и пожарной
   безопасности при работе членов экипажа в машинных помещениях;
       (02) о  всех  обнаруженных  неисправностях технических средств
   немедленно докладывать механику и принимать меры к их устранению;
       (03) обеспечивать  постоянную  готовность  к  действию средств
   борьбы за живучесть судна;
       (04) обеспечивать   подачу   электроэнергии,   воды   и   пара
   потребителям;
       (05) следить   за  правильным  расходованием  во  время  вахты
   топлива, смазочных, обтирочных и других материалов;
       (06) не   допускать   скопления  подсланевых  вод  в  машинных
   помещениях и своевременно производить откачку их в цистерну  сбора
   подсланевых вод;  следить за тем,  чтобы загрязненная вода и мусор
   машинных помещений не удалялись за борт;
       (07) по  распоряжению вахтенного начальника производить прием,
   откачку и перекачку балласта и топлива,  а также откачку  воды  из
   отсеков;
       (08) обеспечивать поддержание должного  порядка  и  чистоты  в
   машинных помещениях.
       284. При возникновении каких-либо сомнений, касающихся несения
   вахты,    или    необходимости    оказания    технической   помощи
   (консультации)  вахтенный  механик  обязан  вызвать   в   машинное
   отделение механика.
       285. Присутствие механика в машинном отделении  не  снимает  с
   вахтенного  механика  ответственности за несение вахты до тех пор,
   пока механик не возьмет управление  энергетической  установкой  на
   себя.
       286. Пробные пуски и проворачивание главных  двигателей  после
   выполнения технического обслуживания вахтенный механик имеет право
   производить  с  разрешения  вахтенного  начальника  в  присутствии
   первого помощника механика.
       287. В  случае  необходимости  остановить  главный  двигатель,
   изменить  режим  работы  механизмов,  заданный  с мостика,  или же
   отключить технические средства ответственного назначения вахтенный
   механик обязан доложить об этом вахтенному начальнику и механику.
       288. При непосредственной  угрозе  аварии  или  опасности  для
   жизни  людей  вахтенный  механик  имеет  право  остановить главный
   двигатель или любой другой механизм и немедленно доложить об  этом
   вахтенному начальнику и механику.
       289. При обнаружении пожара  или  поступлении  внутрь  корпуса
   судна  забортной воды вахтенный механик обязан немедленно доложить
   об этом вахтенному начальнику и организовать  тушение  пожара  или
   борьбу  с  водой,  используя для этого все возможные и эффективные
   меры.
       290. На    судах,    где   не   предусмотрено   несение   вахт
   электромеханиками,   вахтенный   механик    обязан    обеспечивать
   управление   электрооборудованием.  При  возникновении  каких-либо
   неисправностей  судового  электрооборудования  вахтенный   механик
   обязан вызвать в машинное отделение электромеханика.
       291. На ходовой вахте вахтенный механик обязан:
       (01) находиться  на  посту  управления  главными двигателями и
   обеспечивать  их  работу;  при  необходимости   произвести   обход
   работающих технических средств в машинных помещениях, оставлять за
   себя на посту управления вахтенного моториста (машиниста);
       (02) строго  соблюдать  назначенный  с  мостика  режим  работы
   главных двигателей, не допуская его изменения;
       (03) репетовать    и   исполнять   команды   и   распоряжения,
   поступающие с  мостика.  Если  выполнение  команды  (распоряжения)
   связано   с   угрозой  аварии  или  опасностью  для  жизни  людей,
   немедленно доложить об этом вахтенному начальнику  и  механику,  а
   при  повторном  приказании  с  мостика выполнять последнюю команду
   (распоряжение),  произведя  соответствующую  запись   в   машинном
   журнале;
       (04) при  управлении  главными   двигателями   с   мостика   и
   необходимости  срочно  покинуть  машинное отделение быть готовым в
   любой момент немедленно  прибыть  на  пост  управления  и  принять
   управление главными двигателями;
       (05) не менее одного раза за вахту проверять  работу  рулевого
   устройства.
       292. На стояночной вахте вахтенный механик обязан:
       (01) неотлучно    находиться    на    судне   и   обеспечивать
   установленный режим работы технических средств;  покидая  машинное
   отделение,  сообщить  вахтенному  мотористу  (машинисту)  о  месте
   своего пребывания;
       (02) обеспечивать  подачу  электроэнергии,  воды  и  пара  для
   производственных и хозяйственно  -  бытовых  нужд.  При  получении
   электроэнергии  и  пара  с  берега  (с другого судна) обеспечивать
   необходимые подключения;
       (03) обеспечивать  надежное несение вахт в машинных помещениях
   и присутствовать при смене вахт.
   
                     Вахтенный моторист (машинист)
   
       293. Вахтенный моторист (машинист) при  заступлении  на  вахту
   обязан:
       (01) получить от сдающего вахту моториста (машиниста) сведения
   о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств,  о
   замеченных  неисправностях  в   их   работе   и   ознакомиться   с
   распоряжениями, передаваемыми по вахте;
       (02) проверить исправность обслуживаемых технических  средств,
   чистоту и порядок в машинном отделении;
       (03) доложить вахтенному механику о замеченных недостатках.
       294. Во время вахты вахтенный моторист (машинист) обязан:
       (01) находиться на своем посту и  вести  контроль  за  работой
   вверенных ему технических средств и осуществлять управление ими;
       (02) соблюдать инструкции по обслуживанию технических  средств
   энергетической установки;
       (03) выполнять указания  вахтенного  механика  по  обеспечению
   бесперебойной  работы  механизмов  на  заданных  режимах,  а также
   другие его распоряжения;
       (04) при  возникновении неполадок технических средств,  пожара
   или поступлении забортной воды внутрь корпуса немедленно  доложить
   об этом вахтенному механику и действовать по его указанию;
       (05) поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.
   
            Вахтенный машинист котельной установки (кочегар)
   
       295. Вахтенный машинист котельной установки при заступлении на
   вахту обязан:
       (01) получить от сдающего вахту машиниста котельной  установки
   сведения  о  состоянии  и  режиме  работы  котельной установки,  о
   замеченных   неисправностях   в   ее   работе,   ознакомиться    с
   распоряжениями, передаваемыми по вахте;
       (02) проверить основные параметры работы котельной  установки,
   ее  автоматических  средств и контрольно - измерительных приборов;
   проверить чистоту и порядок в котельном отделении;
       (03) доложить вахтенному механику о замеченных недостатках.
       296. Во время вахты  вахтенный  машинист  котельной  установки
   обязан:
       (01) находиться на своем  посту,  вести  контроль  за  работой
   доверенных  ему  технических  средств  энергетической  установки и
   осуществлять управление ими;
       (02) соблюдать  инструкции по обслуживанию технических средств
   энергетической установки;
       (03) поддерживать    заданные   параметры   работы   котельной
   установки,  правильный режим горения и правильное  питание  котлов
   водой в соответствии с указаниями вахтенного механика;
       (04) выполнять указания  вахтенного  механика  по  обеспечению
   бесперебойной работы механизмов и другие его распоряжения;
       (05) при возникновении неполадок технических  средств,  пожара
   или  поступления  забортной  воды  внутрь корпуса судна немедленно
   доложить  об  этом  вахтенному  механику  и  действовать  по   его
   указанию;
       (06) поддерживать чистоту и порядок в котельном отделении.
   
                        Вахтенный электромеханик
   
       297. Вахтенный  электромеханик   непосредственно   подчиняется
   вахтенному  механику,  а в части специальных вопросов эксплуатации
   электрооборудования - электромеханику и является начальником вахты
   электриков.
       Вахтенный электромеханик (на электроходах) в части  выполнения
   режима   работы   гребной   электрической   установки  подчиняется
   вахтенному начальнику.
       298. Вахтенный электромеханик при заступлении на вахту обязан:
       (01) получить  от  сдающего  вахту  электромеханика  сведения,
   характеризующие  работу  судового электрооборудования,  сведения о
   замеченных неисправностях в его работе,  о проводимых  работах  по
   техническому  обслуживанию  и  ремонту  и  ознакомиться  со  всеми
   замечаниями и распоряжениями, передаваемыми по вахте;
       (02) проверить    состояние    и    режим    работы   судового
   электрооборудования и ознакомиться с записями в электротехническом
   журнале.
       299. Вахтенный электромеханик обязан:
       (01) обеспечивать  установленный  режим  работы  и  соблюдение
   правил технической эксплуатации электрооборудования,  инструкций и
   указаний   электромеханика  по  его  обслуживанию,  контролировать
   выполнение правил безопасности труда и пожарной  безопасности  при
   работе с ним;
       (02) обеспечивать включение и выключение генераторов и  подачу
   электроэнергии   потребителям   в  соответствии  с  распоряжениями
   вахтенного механика;
       (03) о  всех  обнаруженных  неисправностях электрооборудования
   докладывать вахтенному механику и электромеханику,  принимать меры
   к их устранению;
       (04) принимать  меры  к  обеспечению   пожарной   безопасности
   электрооборудования судна;
       (05) при уходе  из  машинного  отделения  сообщать  вахтенному
   механику о месте своего пребывания.
       300. При возникновении каких-либо сомнений, касающихся несения
   вахты,  или  необходимости  помощи вахтенный электромеханик обязан
   вызвать в машинное отделение электромеханика.
       301. Присутствие   электромеханика  в  машинном  отделении  не
   снимает с вахтенного электромеханика  ответственности  за  несение
   вахты  до  тех  пор,  пока  электромеханик  не  возьмет управление
   электрооборудованием на себя.
       302. Вахтенный       электромеханик       может      отключать
   электрооборудование ответственного назначения только  с  ведома  и
   разрешения вахтенного механика.
       303. На ходовой вахте на электроходе вахтенный  электромеханик
   обязан:
       (01) строго соблюдать  переданный  с  ходового  мостика  режим
   работы гребной электрической установки;
       (02) репетовать и исполнять команды,  поступающие  с  ходового
   мостика.  Если выполнение команды (распоряжения) связано с угрозой
   аварии или опасностью для жизни людей, немедленно доложить об этом
   вахтенному   начальнику   и  вахтенному  механику;  при  повторном
   приказании выполнять последнюю команду  (распоряжение),  произведя
   соответствующую  запись  в  электротехническом журнале и доложив о
   поступившей команде (распоряжении) электромеханику.
       При управлении  гребной  электрической  установкой  с ходового
   мостика  вахтенный  электромеханик  имеет   право   отлучаться   с
   разрешения  вахтенного  механика,  но  должен быть готовым в любой
   момент немедленно прибыть на пост управления и принять  управление
   гребной электрической установкой.
   
                           Вахтенный электрик
   
       304. Вахтенный электрик при заступлении на вахту обязан:
       (01) получить у сдающего вахту электрика сведения о  состоянии
   и  режимах  работы обслуживаемого электрооборудования,  замеченных
   неисправностях в  его  работе  и  распоряжениях,  передаваемых  по
   вахте;
       (02) проверить исправность обслуживаемого электрооборудования;
       (03) доложить    вахтенному   электромеханику   о   замеченных
   недостатках.
       305. Во время вахты вахтенный электрик обязан:
       (01) находиться на своем посту и  вести  контроль  за  работой
   порученного ему электрооборудования;
       (02) соблюдать инструкции и правила  технической  эксплуатации
   судового электрооборудования;
       (03) выполнять   указания   вахтенного   электромеханика    по
   обеспечению  бесперебойной работы электрооборудования и другие его
   распоряжения;
       (04) докладывать   вахтенному   электромеханику  о  замеченных
   неполадках в работе электрооборудования  и  принимать  меры  к  их
   устранению;
       (05) при угрозе аварий или опасности для жизни людей  доложить
   вахтенному электромеханику и действовать по его указанию;
       (06) поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.
   
            Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА
   
       306. Основными  документами по организации и ведению борьбы за
   живучесть судна являются судовые расписания по тревогам  и  личные
   карточки членов экипажа,  где указаны должности или судовые номера
   и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе
   за живучесть судов речного флота РСФСР.
       307. Организация   обеспечения    живучести    судна    должна
   предусматривать:
       (01) постоянное  наличие  на  борту  необходимого   количества
   экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть;
       (02) подготовку экипажа к борьбе за живучесть;
       (03) постоянное поддержание судна,  его устройств, технических
   средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими
   безопасность судна и его мореходность;
       (04) постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;
       (05) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.
       308. Аварийно - спасательное  и  противопожарное  снабжение  и
   инвентарь  должны  быть  расписаны  в  заведование  лицам судового
   экипажа,  храниться на штатных местах и иметь опись. Использование
   указанного   снабжения   и  инвентаря  не  по  прямому  назначению
   категорически запрещается.
       309. На   всех   судах   должны   неукоснительно   соблюдаться
   требования по обеспечению остойчивости  и  непотопляемости  судна,
   вестись   постоянное   наблюдение   за   креном,   дифферентом   и
   водонепроницаемостью корпуса.
       Заполнение, сушение    и   запрессовка   балластных   цистерн,
   перекачка  балласта  и  топлива  из  одних   емкостей   в   другие
   допускаются   только   по  указанию  или  с  разрешения  капитана.
   Выполнение этого требования контролирует вахтенный начальник.
       310. Общее   руководство  борьбой  за  живучесть  осуществляет
   капитан.  Капитан имеет право привлечь к борьбе за живучесть судна
   лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.
       Механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении  и
   обеспечивает  готовность  и  действие  находящихся  в  его ведении
   технических средств.
       При отсутствии   на   судне   капитана   борьбу  за  живучесть
   возглавляет  старшее  лицо  командного  состава   судоводительской
   специальности.
       311. Установлены следующие виды судовых  тревог:  общесудовая,
   "Человек за бортом", шлюпочная (по оставлению судна).
       312. На  всех  судах  должно  быть  расписание  по   тревогам,
   определяющее  обязанности и действия всего экипажа по:  управлению
   судном;  радиосвязи и зрительной связи;  наблюдению за горизонтом,
   воздухом    и    водой,    герметизации    судна   и   обеспечению
   водонепроницаемости корпуса;  борьбе за живучесть судна (борьба  с
   огнем,   водой   и   т.д.);   использованию  специальных  средств,
   установленных на судне;  оказанию  медицинской  помощи  экипажу  и
   пассажирам; охране порядка и безопасности (на пассажирских судах);
   охране окружающей среды;  спасению человека за бортом;  оставлению
   судна (с проверкой полноты эвакуации людей).
       313. Обязанности по тревогам должны  распределяться  с  учетом
   должностей,  специальности  и  заведований  членов  экипажа  и  их
   взаимозаменяемости.
       314. Расписание  по  тревогам  составляется  на  полный состав
   экипажа  при  экипажном  методе  работы  или  на   членов   бригад
   (бригады), одновременно работающих на судне.
       Кроме основного  расписания,  должно  составляться  стояночное
   расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящихся на
   борту при стоянке судна.
       315. Лица,  не  входящие  в  штат,  но  работающие  на  судне,
   включаются в  расписание  по  тревогам  и  имеют  личные  карточки
   наравне с членами экипажа.
       316. Руководители  практики   и   практиканты   включаются   в
   расписание  по  шлюпочной тревоге наравне с членами экипажа,  а по
   остальным  тревогам  они  дублируют  обязанности  штатных   членов
   экипажа (перед номером их личной карточки проставляется ноль).
       317. Расписание по  тревогам  должно  вывешиваться  на  видном
   месте в общедоступных для экипажа помещениях судна.
       Над койкой каждого члена  экипажа,  а  также  других  лиц,  не
   входящих в штат экипажа, но работающих на судне, должна находиться
   карточка, где указаны его обязанности и действия по тревогам.
       Карточки рядового  состава,  а  также лиц,  не входящих в штат
   экипажа,  должны иметь судовой цифровой номер, карточки командного
   состава - название должности.
       318. На  пассажирских  судах  на  видных  местах  вывешиваются
   иллюстрированные   инструкции  по  способам  и  приемам  надевания
   индивидуальных и использования коллективных спасательных  средств,
   планы с указанием мест их нахождения и путей эвакуации людей.
       319. Судовые тревоги,  за исключением  шлюпочной,  объявляются
   вахтенным начальником в следующих случаях:
       (01) общесудовая - при подготовке к борьбе или  для  борьбы  с
   огнем,  водой  и  другими  опасностями,  создающими  угрозу судну,
   людям, грузу;
       (02) "Человек  за  бортом"  - при падении человека за борт или
   при обнаружении человека (людей) за бортом.
       320. Шлюпочная   тревога  (по  оставлению  судна)  объявляется
   только капитаном или другим лицом по указанию капитана при  угрозе
   гибели  судна,  когда  возникает  необходимость  оставления  судна
   экипажем и пассажирами.
       321. При   оставлении  судна  в  первую  очередь  должна  быть
   обеспечена  посадка  на  спасательные  средства  детей,  женщин  и
   престарелых.   К  лицам,  нарушающим  порядок  посадки  людей  или
   создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.
       322. Устанавливаются следующие сигналы тревог:
       (01) общесудовой - непрерывный звонок громкого боя  в  течение
   25  -  30  с,  повторяемый три - четыре раза;  при пожаре (взрыве)
   сигнал тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол;
       (02) "Человек   за  бортом"  -  три  длинных  сигнала  звонком
   громкого боя,  повторяемые три -  четыре  раза;  продолжительность
   одного сигнала должна быть не менее 5 - 6 с;
       (03) шлюпочной (по оставлению судна) - семь или более коротких
   сигналов,  вслед  за  ними  один  продолжительный  сигнал  звонком
   громкого боя, повторяемые три - четыре раза.
       323. Сигналы   всех  тревог  дублируются  голосом  по  судовой
   трансляционной сети с указанием вида тревоги;  в случае пожара или
   пробоин  указывается их место.  При отсутствии трансляционной сети
   вид тревоги,  место пожара и  пробоины  объявляются  любыми  иными
   средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается
   командой  по  трансляции;  при  проведении  тренировочных   учений
   (учебных   тревог)   после   сигнала  голосом  или  по  трансляции
   передается слово "Учебная".
       324. Все члены экипажа, лица, не входящие в штат, руководители
   практики и  практиканты  при  объявлении  судовых  тревог  обязаны
   быстро   занять   свои   места   по  расписанию,  иметь  при  себе
   спасательные жилеты (нагрудники)  и  надевать  их  при  объявлении
   шлюпочной тревоги или тревоги "Человек за бортом".
       325. Для  практической  обработки  действий   по   борьбе   за
   живучесть  на  судне  должны  регулярно  проводиться тренировочные
   учения по всем видам тревог.
       Учения по  тревогам  должны  проводиться не реже одного раза в
   месяц; если более 25% экипажа было заменено в каком-либо порту, то
   такие  учения  проводятся  не  позднее чем через 24 ч после выхода
   судна из этого порта.
       На пассажирских  судах  учения  по тревогам проводятся не реже
   двух раз в месяц,  обычно перед выходом в рейс.  Пассажиры в таких
   случаях   должны   заблаговременно  предупреждаться  о  проводимых
   учебных тревогах и правилах поведения во время них.
       После каждого  тренировочного учения капитан детально проводит
   его обзор.
       Если в течение указанных сроков не проводилось учебной тревоги
   или проводилась только неполная учебная тревога, в судовом журнале
   должна  быть сделана запись о причинах непроведения или проведения
   неполной учебной тревоги.
       326. Лица,  в  ведении  которых  находятся судовой,  машинный,
   электротехнический и радиотелеграфный  журналы,  судовая  касса  и
   документы  строгой  отчетности,  а  при  плавании  в  море - также
   путевые карты с прокладкой  пути,  при  оставлении  судна  обязаны
   принять все меры к спасению указанных документов и ценностей.
   
          Глава VIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФЛАГИ СОЮЗА ССР И РСФСР,
           ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ, ПРИВЕТСТВИЯ, ВСТРЕЧИ И ТОРЖЕСТВА
   
                            Общие положения
   
       327. Государственный флаг Союза ССР или  Государственный  флаг
   РСФСР,  поднятые  на  судне в установленном порядке,  указывают на
   принадлежность судна Советскому Союзу.
       328. Охрана   Государственного  флага  и  уважение  к  нему  -
   почетная   обязанность    каждого    члена    судового    экипажа.
   Государственный  флаг  должен  бережно  храниться  и всегда быть в
   хорошем состоянии.
       329. Государственный флаг Союза ССР в качестве кормового флага
   поднимается на судах,  внесенных в Государственный судовой  реестр
   или зарегистрированных в судовой книге,  в соответствии с Кодексом
   торгового мореплавания Союза ССР.
       330. На судах, внесенных в судовые реестры (книги) бассейновых
   судоходных  инспекций   Министерства   речного   флота   РСФСР   в
   соответствии  с  Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР,
   при плавании по внутренним водным путям РСФСР в качестве кормового
   флага  поднимается  Государственный  флаг РСФСР,  а при плавании в
   морских  водах  и  по  внутренним  водным  путям  других   союзных
   республик - Государственный флаг Союза ССР.
       331. Судно,  приобретенное  за  границей,  пользуется   правом
   плавания  под  Государственным  флагом  Союза ССР с момента выдачи
   консулом СССР временного свидетельства,  удостоверяющего это право
   и действительного до регистрации судна в установленном порядке.
       332. День первого подъема флага считается судовым праздником и
   отмечается ежегодно.
       333. Государственный   флаг   в   качестве   кормового   флага
   поднимается на кормовом флагштоке или гафеле.
       334. Государственный флаг Союза ССР или  Государственный  флаг
   РСФСР  на  самоходных судах,  плавающих на внутренних водных путях
   СССР,  поднимается  (во  время  хода  судна  и  стоянки   его)   в
   навигационный период,  а также 23 февраля, 8 марта, 22 апреля, 1 и
   2 мая,  9 мая,  7 октября,  7 и 8 ноября и 30 декабря  с  восходом
   Солнца и спускается с его заходом.
       На несамоходных  судах  Государственный  флаг  Союза  ССР  или
   Государственный  флаг  РСФСР поднимается 23 февраля,  8 марта,  22
   апреля, 1 и 2 мая, 9 мая, 7 октября, 7 и 8 ноября и 30 декабря.
       В полярных   и   приполярных   районах   Государственный  флаг
   поднимается   ежедневно   на   время   его   видимости,   а    при
   продолжительном дне - с 8 до 20 ч.
       335. На  самоходных  судах,  кроме   Государственного   флага,
   поднимается   вымпел   судовладельца   (пароходства,  бассейнового
   управления пути и т.д.,  а также судоходной инспекции)  и  вымпел,
   присужденный за первенство в социалистическом соревновании.
       336. На внутренних  водных  путях  СССР  при  заходе  в  порт,
   нахождении  в  нем и выходе из него вымпел судовладельца и вымпел,
   присужденный   экипажу   за    первенство    в    социалистическом
   соревновании,  поднимаются  на  топе  носовой мачты на одном фале.
   Вымпел судовладельца располагается выше вымпела  за  первенство  в
   социалистическом соревновании.
       При отсутствии  носовой  мачты  эти  вымпелы  поднимаются   на
   носовом флагштоке.
       На рейдово   -   маневровых,   служебно   -   вспомогательных,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное