Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

УСТАВ СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР (УТВ. ПРИКАЗОМ МИНРЕЧФЛОТА РСФСР ОТ 30.03.1982 N 30)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                            Утвержден
                                                Приказом Министерства
                                                  речного флота РСФСР
                                             от 30 марта 1982 г. N 30
   
                                                    Введен в действие
                                                  с 1 марта 1983 года
   
                                 УСТАВ
            СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1. Настоящий  Устав  определяет основные положения организации
   службы на судах Министерства речного флота РСФСР,  а также права и
   обязанности членов судового экипажа.
       2. Требования  настоящего  Устава  основываются   на   Кодексе
   законов о труде РСФСР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза
   ССР,  Кодексе торгового мореплавания  Союза  ССР  и  других  актах
   действующего  законодательства  и  распространяются на всех членов
   экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении
   ими  служебных  обязанностей  на  берегу,  а  также на других лиц,
   находящихся на судне.
       3. Все  члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять
   требования настоящего Устава.
       4. Нарушение  требования  настоящего  Устава  влечет  за собой
   дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом.
       5. Все  члены судового экипажа назначаются на судно с согласия
   капитана.
       6. Определение     "капитан"    распространяется    на    лиц,
   осуществляющих самостоятельное командование судами и  именуемых  в
   зависимости  от  типа,  назначения судна и формы организации труда
   "командир", "багермейстер", "шкипер", "капитан - дублер" и т.п., а
   определение "механик" распространяется на лиц,  именуемых "старший
   механик", "механик - дублер" и т.п.
       7. Труд  экипажа  организуется  капитаном  в  соответствии  со
   штатным расписанием,  утвержденным судовладельцем в  установленном
   порядке,  Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего
   состава судов речного флота и настоящим Уставом.
       8. Обязанности  лиц  судового  экипажа,  должности  которых не
   указаны   в   настоящем    Уставе,    определяются    должностными
   инструкциями, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством
   речного флота РСФСР.
       9. Все  документы,  издаваемые  Министерством  речного флота и
   судовладельцем   в   части   организации    службы,    определения
   обязанностей  и  прав членов экипажа и лиц,  пребывающих на судне,
   должны быть согласованы с положениями настоящего Устава.
       10. Действие  настоящего  Устава  распространяется  на экипажи
   судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или
   в  навигационном  ремонте (т.е.  с момента подписания акта приемки
   судна в эксплуатацию до подписания акта приемки  судна  на  отстой
   или ремонт с ответственным хранением).
   
                         Глава II. ЭКИПАЖ СУДНА
   
       11. Экипаж судна состоит из капитана,  других  лиц  командного
   состава и лиц рядового состава.
       12. К командному составу относятся:  капитан,  первый помощник
   капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана),
   помощники командира,  помощник шкипера,  механик и  его  помощники
   (второй,  третий,  четвертый  механики),  электромеханик (помощник
   механика  по  электрооборудованию)  и  его  помощники,   начальник
   радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности.
       К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.
       13. Все  члены  экипажа  должны  иметь  заключение медицинской
   комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности.
       14. Лица  командного и рядового состава,  занимающие должности
   или выполняющие работы,  которые требуют специальной квалификации,
   должны  иметь соответствующие документы на право занятия должности
   (диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.).
       Примечание. Студенты,   курсанты  и  учащиеся  высших  учебных
   заведений,  речных училищ и техникумов допускаются (по направлению
   учебных заведений) к занятию штатных должностей рядового состава в
   соответствии с профилем обучения.
   
       15. Члены судового экипажа обязаны:
       (01) сохранять   честь   и   достоинство   работников  речного
   транспорта,  воспитывать в себе и  подчиненных  черты,  отвечающие
   принципам морального кодекса строителя коммунизма;
       (02) строго хранить государственную тайну;
       (03) беречь социалистическую собственность;
       (04) выполнять  требования  законов  Союза   ССР   и   союзных
   республик,  настоящего  Устава,  приказов,  правил  и  инструкций,
   действующих на судах Министерства речного флота РСФСР;
       (05) нести  ходовые  и  стояночные  вахты  и выполнять судовые
   работы в соответствии с занимаемой должностью;
       (06) быть   вежливыми,  дисциплинированными,  быстро  и  точно
   выполнять распоряжения старших по должности;
       (07) знать,   добросовестно   и   инициативно  выполнять  свои
   служебные обязанности,  экономно  расходовать  материалы,  бережно
   относиться к судовому имуществу,  активно участвовать в выполнении
   производственных планов;
       (08) знать устройство судна,  свою специальность, заведование,
   термины,  относящиеся к ним,  и  постоянно  совершенствовать  свои
   профессиональные знания;
       (09) содержать   в   исправном   состоянии   и    обеспечивать
   бесперебойную работу своего заведования;
       (10) знать  и  строго  соблюдать  требования  правил   техники
   безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;
       (11) знать и четко выполнять  свои  обязанности  по  тревогам;
   уметь  пользоваться  аварийно  -  спасательным  и  противопожарным
   имуществом   и   инвентарем,   индивидуальными   и   коллективными
   спасательными  средствами  и  знать  места  их  размещения;  знать
   сигналы бедствия;  уметь пользоваться системами внутренней связи и
   сигнализации по тревогам;
       (12) быть чисто и опрятно одетыми,  соблюдать правила  ношения
   форменной одежды;
       (13) соблюдать чистоту и порядок на судне;
       (14) охранять природную среду, не допускать ее загрязнения.
       16. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна
   и при обнаружении опасности,  грозящей судну, людям, грузу, обязан
   немедленно доложить  об  этом  вахтенному  начальнику  (на  судах,
   выходящих в море,  - вахтенному помощнику капитана) или вахтенному
   механику, одновременно приняв меры по ее устранению.
       17. Лица,  использующие  судовую и бытовую технику (независимо
   от того,  в  чьем  заведовании  она  находится),  отвечают  за  ее
   использование  по  назначению,  а при обнаружении неисправностей в
   работе  обязаны  немедленно  сообщить  лицу,  в  чьем  заведовании
   находится эта техника.
       Член экипажа, в чьем заведовании находятся судовые технические
   и  бытовые  средства,  используемые  широким  кругом  лиц,  обязан
   следить,  чтобы каждое средство имело инструкции  по  обращению  с
   ним.
       18. Членам экипажа запрещается производить  ремонтные  работы,
   связанные  с  временным  выводом  из  строя  судовой техники,  без
   разрешения вахтенного начальника (вахтенного механика).
       19. Для содержания судна в должном состоянии и исправности все
   элементы  корпуса  и  надстройки,  судовые  помещения,  механизмы,
   системы,  устройства,  запасные части, инвентарь, приспособления и
   оборудование закрепляются расписанием по  заведованию  за  членами
   судового  экипажа - при экипажном методе работы или членами бригад
   (бригады),  одновременно находящихся (находящейся) на судне, - при
   бригадном методе работы.
       Члены судового экипажа несут в установленном  законом  порядке
   материальную   ответственность   за   сохранность   вверенных   им
   ценностей.
       20. На  экипаж  самоходного  судна,  работающего с баржами без
   команд,  возлагаются дополнительные  обязанности,  предусмотренные
   Положением об эксплуатации барж без команд.
       21. Члены  экипажа  обязаны  выполнять  объявленные  капитаном
   аварийные  и  авральные работы.  К аварийным работам по усмотрению
   капитана могут привлекаться и лица, временно находящиеся на судне.
       22. Взаимное  обращение  при исполнении служебных обязанностей
   должно быть официальным.
       Распоряжения по  службе отдают в форме приказаний.  Приказание
   должно быть  конкретным  и  кратким.  Отдавший  приказание  обязан
   убедиться,  что оно правильно понято. Получивший приказание обязан
   по выполнении его,  равно как и при невозможности выполнения  его,
   доложить лицу, отдавшему приказание.
       В случае получения от другого лица командного  состава  нового
   приказания,   исполнение   которого   помешает  выполнить  первое,
   исполняющий  обязан  доложить  об  этом  лицу,  отдавшему   второе
   приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.
       23. Члены экипажа,  работающие по методу совмещения должностей
   (профессий), выполняют обязанности, определенные настоящим Уставом
   для этих должностей (профессий).
   
             Глава III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ НА СУДАХ
   
       24. Основными расписаниями  по  организации  службы  на  судах
   являются:
       штатное расписание;
       расписание по заведованиям;
       расписание вахт и судовых работ;
       распорядок дня на судне;
       расписание по приборкам;
       расписание по тревогам.
       В зависимости от типа и назначения судна  могут  дополнительно
   составляться и другие расписания.
       25. Все расписания (за исключением штатного) составляет первый
   штурман (первый помощник командира),  а при его отсутствии в штате
   - капитан совместно с механиком до  сдачи  судна  в  эксплуатацию.
   Расписания утверждает капитан судна.
       26. На   самоходных  судах,  работающих  круглосуточно,  лицам
   командного состава устанавливается время несения вахт, приведенное
   в табл. 1 и 2.
   
                                                            Таблица 1
   
             ВРЕМЯ НЕСЕНИЯ ХОДОВЫХ ВАХТ КОМАНДНЫМ СОСТАВОМ
        САМОХОДНЫХ СУДОВ (КРОМЕ СКОРОСТНЫХ) ПРИ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
                     НА ВНУТРЕННИХ СУДОХОДНЫХ ПУТЯХ
   
   ----------------------T------------------------------------------¬
   ¦     Должность       ¦  Время несения вахт при графиках работы  ¦
   ¦                     +------------T--------------T--------------+
   ¦                     ¦четырехсмен-¦ трехсменном  ¦ двухсменном  ¦
   ¦                     ¦ном         ¦              ¦              ¦
   +---------------------+------------+--------------+--------------+
   ¦Капитан              ¦  00 - 04   ¦    00 - 04   ¦   00 - 04    ¦
   ¦                     ¦  16 - 18   ¦    12 - 16   ¦   12 - 20    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦     или      ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦   00 - 06    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦   12 - 18    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Первый штурман       ¦  08 - 12   ¦    08 - 12   ¦   04 - 12    ¦
   ¦                     ¦  21 - 24   ¦    20 - 24   ¦   20 - 24    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦     или      ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦   06 - 12    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦   18 - 24    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Второй штурман       ¦  04 - 08   ¦    04 - 08   ¦      -       ¦
   ¦                     ¦  18 - 21   ¦    16 - 20   ¦              ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Третий штурман       ¦  00 - 03   ¦    00 - 04   ¦      -       ¦
   ¦                     ¦  12 - 16   ¦    12 - 16   ¦              ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Механик              ¦  12 - 14   ¦    08 - 12   ¦   04 - 12    ¦
   ¦                     ¦  20 - 24   ¦    20 - 24   ¦   20 - 24    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦     или      ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦   06 - 12    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦   18 - 24    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Первый помощник      ¦  00 - 04   ¦    00 - 04   ¦   00 - 04    ¦
   ¦механика             ¦  14 - 17   ¦    12 - 16   ¦   12 - 20    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦     или      ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦   00 - 06    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦   12 - 18    ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Второй помощник      ¦  04 - 08   ¦    04 - 08   ¦       -      ¦
   ¦механика             ¦  17 - 20   ¦    16 - 20   ¦              ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Третий помощник      ¦  08 - 12   ¦    08 - 12   ¦       -      ¦
   ¦механика             ¦  21 - 24   ¦    20 - 24   ¦              ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Электромеханик       ¦  12 - 14   ¦    08 - 12   ¦       -      ¦
   ¦                     ¦  20 - 24   ¦    20 - 24   ¦              ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Первый помощник      ¦  00 - 04   ¦    00 - 04   ¦              ¦
   ¦электромеханика      ¦  14 - 17   ¦    12 - 16   ¦              ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Второй помощник      ¦  04 - 08   ¦    04 - 08   ¦       -      ¦
   ¦электромеханика      ¦  17 - 20   ¦    16 - 20   ¦              ¦
   ¦                     ¦            ¦              ¦              ¦
   ¦Третий помощник      ¦  08 - 12   ¦       -      ¦       -      ¦
   ¦электромеханика      ¦  21 - 24   ¦              ¦              ¦
   L---------------------+------------+--------------+---------------
   
       Для остальных  членов  командного  и  рядового  состава  время
   несения вахт и выполнения судовых работ устанавливает капитан.
       При совмещении должностей (профессий) командный  состав  несет
   вахты   в   часы,   установленные   для   лиц  командного  состава
   судоводительской специальности.
   
                                                            Таблица 2
   
             ВРЕМЯ НЕСЕНИЯ ХОДОВЫХ ВАХТ КОМАНДНЫМ СОСТАВОМ
             САМОХОДНЫХ СУДОВ (КРОМЕ СКОРОСТНЫХ) В МОРСКОМ
                         И ПРИБРЕЖНОМ ПЛАВАНИИ
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦      Должность       ¦ Время несения вахт при графиках работы  ¦
   ¦                      +-------------T---------------------------+
   ¦                      ¦ трехсменном ¦        двухсменном        ¦
   +----------------------+-------------+---------------------------+
   ¦Капитан               ¦             ¦   00 - 04       12 - 20   ¦
   ¦                      ¦             ¦            или            ¦
   ¦                      ¦             ¦   00 - 06       12 - 18   ¦
   ¦                      ¦             ¦                           ¦
   ¦Старший помощник      ¦   04 - 08   ¦   04 - 12       20 - 24   ¦
   ¦капитана              ¦             ¦            или            ¦
   ¦                      ¦   18 - 20   ¦                           ¦
   ¦                      ¦             ¦   06 - 12       18 - 24   ¦
   ¦                      ¦             ¦                           ¦
   ¦Второй помощник       ¦   00 - 04   ¦             -             ¦
   ¦капитана              ¦   12 - 16   ¦                           ¦
   ¦                      ¦             ¦                           ¦
   ¦Третий помощник       ¦   08 - 12   ¦             -             ¦
   ¦капитана              ¦   20 - 24   ¦                           ¦
   ¦                      ¦             ¦                           ¦
   ¦Старший механик       ¦             ¦   04 - 12       20 - 24   ¦
   ¦                      ¦             ¦            или            ¦
   ¦                      ¦             ¦   06 - 12       18 - 24   ¦
   ¦                      ¦             ¦                           ¦
   ¦Второй механик        ¦   00 - 04   ¦   00 - 04       12 - 20   ¦
   ¦                      ¦             ¦            или            ¦
   ¦                      ¦   12 - 16   ¦                           ¦
   ¦                      ¦             ¦   00 - 06       12 - 18   ¦
   ¦                      ¦             ¦                           ¦
   ¦Третий механик        ¦   04 - 08   ¦             -             ¦
   ¦                      ¦   16 - 20   ¦                           ¦
   ¦                      ¦             ¦                           ¦
   ¦Четвертый механик     ¦   08 - 12   ¦             -             ¦
   ¦                      ¦   20 - 24   ¦                           ¦
   L----------------------+-------------+----------------------------
   
       Капитан -  дублер  (механик  -  дублер)  в отсутствие капитана
   (механика)  несет  вахту  в  часы,  установленные   для   капитана
   (механика) судна.
       При одновременном нахождении на судне  капитана  (механика)  и
   капитана  -  дублера  (механика - дублера) последний несет вахту в
   часы, установленные для лица, которое он заменяет.
       27. Несение вахт по четырехсменному  графику  (см.   табл.  1)
   может  быть  организовано  на  всех судах,  кроме пассажирских при
   экипажном методе работы.  В этом случае третий штурман несет вахту
   с 0 до 3 ч совместно с капитаном,  а третий помощник механика с 21
   до 24 ч совместно с механиком.
       28. Несение  вахт  по  трехсменному  графику  (см.   табл.  1)
   организуется:
       при экипажном методе работы на грузовых и буксирных судах, где
   в  штате  не  предусмотрены должности третьего штурмана и третьего
   помощника механика;
       на пассажирских  судах.  При  этом  третий  штурман  и  третий
   помощник механика несут вахты совместно с капитаном и механиком;
       при бригадном  методе  работы  с  нахождением  на  судне  трех
   бригад.
       29. Несение  вахт  по  двухсменному  графику  (см.   табл.  1)
   организуется  при  бригадном  методе работы с нахождением на судне
   каждой бригады не более 15 сут.
       30. Работа   экипажей   по  бригадному  методу  на  внутренних
   судоходных путях и в морских водах с нахождением  на  борту  одной
   бригады,  возглавляемой  капитаном (капитаном - дублером,  сменным
   помощником  капитана,  сменным  помощником  командира   и   т.д.),
   организуется на судах при условии продолжительности смены не более
   12 ч.
       Порядок смены бригад устанавливает судовладелец.
       Суда (включая  скоростные),  работающие  менее  суток,   после
   работы  могут сдаваться под охрану ответственному дежурному пункта
   ночного отстоя. Порядок отстоя определяет судовладелец.
       31. При  эксплуатации  судов в морском или прибрежном плавании
   несение вахт организуется:
       по трехсменному графику (см.   табл.  2) при экипажном  методе
   работы и бригадном методе с нахождением на судне трех бригад;
       по двухсменному графику (см.  табл.  2) при  бригадном  методе
   работы на линиях,  где переход в один конец не превышает 8 ч.  При
   этом нахождение каждой бригады на судне  не  должно  превышать  15
   сут.
       32. При эксплуатации судов  в  смешанном  плавании  переход  с
   четырехсменного    и    трехсменного    графиков   несения   вахт,
   предусмотренных табл.  1,  на трехсменный график,  предусмотренный
   табл.  2,  и наоборот, производится, как правило, во время стоянки
   судна для  оформления  выхода  в  море  и  прихода  с  моря.  Если
   продолжительность  перехода  в морском или прибрежном плавании или
   перехода по внутренним судоходным путям не превышает 24 ч, капитан
   может  время  несения  вахт  не  менять.  При этом в морских водах
   капитан и механик освобождаются от несения вахт по расписанию.
       33. Работа   экипажей  скоростных  судов,  эксплуатируемых  на
   внутренних  судовых  путях,  в  морском  и   прибрежном   плавании
   организуется по бригадному методу. На борту судна может находиться
   одна  бригада,  возглавляемая  капитаном,  капитаном  -   дублером
   (сменным   помощником  капитана),  если  путевое  время  в  период
   пребывания  на  борту  судна  одной  бригады  не  превышает  8  ч.
   Расписанием  движения в этом случае предусматриваются остановки не
   более чем через каждые 2 ч.  Продолжительность одной из  остановок
   для  отдыха  и  приема пищи устанавливается не менее 30 мин.,  при
   этом путевое время до и после указанной остановки не  должно,  как
   правило, превышать 4 ч.
       Если по условиям плавания судно не может  эксплуатироваться  с
   нахождением  на  борту одной бригады,  а также когда путевое время
   превышает  8  ч  и  произвести  смену  бригад  не   представляется
   возможным, на борту должны находиться две бригады, одну их которых
   возглавляет капитан, капитан - дублер (сменный помощник капитана).
       Смена вахт  членов  экипажа,  находящихся  у поста управления,
   производится через равные промежутки  времени,  но  не  более  чем
   через 4 ч.
       Путевое время определяют с  учетом  непродолжительных  (до  30
   мин.) стоянок в промежуточных пунктах.
       34. На    самоходных    и    несамоходных    земснарядах     и
   дноочистительных  снарядах  лицам командного состава время несения
   вахт и выполнения работ  устанавливает  судовладелец,  а  рядовому
   составу - командир.
       На самоходных земснарядах и дноочистительных снарядах во время
   движения  лица  командного  состава  несут вахту в соответствии со
   статьями 26 - 32.
       Капитаны шаланд,  шаландировщиков  и   мотозавозней,   шкиперы
   брандвахт и барж и других судов,  входящих в состав караванов,  по
   вопросам   производственно    -    технологической    деятельности
   подчиняются командиру (сменному помощнику командира).
       35. Прием на работу и освобождение от работы членов экипажа (с
   последующим  оформлением в отделе кадров по месту приписки судна),
   предоставление отгулов,  объявление поощрений,  взысканий в период
   эксплуатации судна оформляются приказами капитана.
       36. Капитан имеет право в зависимости  от  конкретных  условий
   или  особенностей  судна,  а также штатного расписания производить
   частичное перераспределение обязанностей между отдельными  членами
   экипажа.
   
                       Глава IV. КОМАНДНЫЙ СОСТАВ
   
                            Общие положения
   
       37. На  командный   состав   судна   возлагается   руководство
   подчиненными   и   личное   участие  в  управлении  судном  и  его
   эксплуатации.
       38. Командный состав обязан:
       правильно организовать  труд  своих   подчиненных,   создавать
   условия  для  роста  производительности  труда,  а  также условия,
   обеспечивающие участие членов экипажа в  решении  производственных
   задач на судне;
       своим трудом и поведением служить  примером  для  всех  членов
   экипажа, поддерживать на судне дисциплину;
       всесторонне знать и изучать личные и  деловые  качества  своих
   подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт;
       заботиться о  подчиненных  и  повседневно  воспитывать  в  них
   мужество,    честность,   трудолюбие,   сознательную   дисциплину,
   инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту;
       при назначении   на  судно  новых  членов  экипажа  ознакомить
   подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам,  судовыми
   расписаниями,  правилами  и  инструкциями  по  безопасности труда,
   пожарной безопасности и санитарии;
       знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;
       требовать от подчиненных точного выполнения законов Союза  ССР
   и   союзных  республик,  настоящего  Устава,  своих  обязанностей,
   действующих   правил,   наставлений,   приказов,   инструкций    и
   распоряжений   в   части,  их  касающейся,  и  контролировать  это
   выполнение;
       информировать своих   подчиненных  о  задачах  и  особенностях
   предстоящего рейса;
       проводить техническую учебу с членами экипажа;
       составлять и представлять на утверждение  календарные  графики
   проведения  плановых  технических  обслуживаний  судовой техники и
   обеспечивать их выполнение;
       изучать, обобщать  опыт  работы  передовых экипажей и внедрять
   его на своем судне.
       39. При  смене  лиц командного состава сдающий обязан передать
   принимающему по акту документацию,  делопроизводство,  отчетность,
   заведование   и  числящиеся  за  ним  материальные  ценности;  акт
   утверждается капитаном.
   
                                Капитан
   
                            Общие положения
   
       40. Капитан является единоначальником и руководителем судового
   экипажа, доверенным лицом судовладельца.
       41. Капитан  управляет  судном  и принимает необходимые меры к
   обеспечению безопасности  плавания;  при  плавании  по  внутренним
   судоходным   путям   руководит   судовождением,   а  в  морских  и
   иностранных водах - осуществляет его.
       Капитан принимает все необходимые меры для поддержания порядка
   на судне,  предотвращения нанесения вреда судну и  находящимся  на
   нем людям и грузу.
       42. Капитан  непосредственно  подчиняется  судовладельцу.  Все
   указания,  относящиеся  к  деятельности  судна,  адресуются только
   капитану, который отвечает за их выполнение.
       43. Присутствие  на борту судна вышестоящих должностных лиц не
   снимает  с  капитана  возложенной  на  него   ответственности   за
   выполнение своих обязанностей.
       44. Распоряжения капитана в пределах его  полномочий  подлежат
   беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.
       Капитан участвует в  подборе  и  расстановке  членов  экипажа,
   принимает меры к закреплению кадров на судне.
       В случае неисполнения кем-либо из лиц,  находящихся на  судне,
   распоряжений   капитана   он   принимает   в  отношении  этих  лиц
   необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.
       Капитан имеет   право  в  необходимых  случаях  отстранить  от
   исполнения служебных обязанностей любого  члена  экипажа,  списать
   его с судна и направить в отдел кадров.
       45. В своей работе по улучшению производственной деятельности,
   организации  общесудовой  службы,  труда,  быта  и отдыха,  учебы,
   воспитания,  социалистического соревнования членов экипажа капитан
   опирается  на  партийную,  профсоюзную и комсомольскую организации
   судна.
       46. Капитан обязан обеспечивать:
       соблюдение на   судне   законов   и   других   актов   органов
   государственной  власти  и  государственного управления Союза ССР,
   союзных республик,  а также международных конвенций и  соглашений,
   участником которых является СССР;
       выполнение мероприятий по охране природной среды;
       соблюдение правил,  инструкций, приказов, наставлений и других
   нормативных документов по обеспечению безопасности  судна,  людей,
   грузов,  производственной  деятельности и технической эксплуатации
   судна и судовой техники;
       принятие необходимых мер по сохранению государственной тайны;
       высокий уровень воспитательной работы и политико -  морального
   состояния экипажа;
       выполнение производственного    плана,    графика     движения
   (расписания), заданных измерителей работы судна;
       выполнение указаний   и   требований   органов   надзора    за
   безопасностью    плавания    и   других   контролирующих   органов
   (технической инспекции труда,  Речного Регистра РСФСР  и  Регистра
   СССР,   санитарной   инспекции,   пожарного   надзора   и   т.п.);
   своевременное     предъявление     судна     к     осмотрам      и
   освидетельствованиям;
       соблюдение трудовой  дисциплины  и  организацию   общесудовой,
   вахтенной и штурманской служб;
       своевременное ознакомление   членов   экипажа   с   приказами,
   распоряжениями,  инструкциями,  а  также  с  заданиями  на  рейс и
   особенностями предстоящего рейса;
       организацию и  контроль  за экономической и технической учебой
   экипажа, повышением квалификации лиц командного и рядового состава
   и самостоятельной подготовкой штурманов (помощников капитана);
       организацию подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна,  к
   действиям   по   спасению  на  воде,  а  также  контроль  за  этой
   подготовкой;
       режим труда   и  отдыха  экипажа  в  соответствии  с  трудовым
   законодательством и действующим Положением  о  рабочем  времени  и
   времени отдыха плавающего состава судов речного флота;
       внедрение на   судне   передового   опыта   работы    и    его
   совершенствование;
       организацию коллективного питания судового  экипажа  и  выдачу
   заработной платы;
       общее руководство практикой курсантов,  студентов и учащихся и
   непосредственное   руководство  стажировкой  лиц  судоводительской
   специальности.
       47. Капитан обязан:
       проверять и утверждать судовые расписания;
       осуществлять руководство деятельностью командного состава;
       контролировать своевременное и правильное  ведение  вахтенного
   (единого вахтенного, судового) <*>, машинного, электротехнического
   (на    электроходах    и     дизельэлектрических     земснарядах),
   радиотелеграфного и других установленных журналов,  а также единой
   книги  осмотров  судна,  делопроизводства,   отчетной   и   другой
   документации;
       --------------------------------
       <*> В  дальнейшем в тексте вместо терминов "вахтенный журнал",
   "единый вахтенный журнал" применяется термин "судовой журнал".
   
       контролировать своевременное  и  правильное  ведение  судового
   журнала    Регистрации   приема   питьевой   воды   из   городских
   водопроводов,  приема забортной воды для последующей обработки  на
   станциях  приготовления  питьевой  воды  (ППВ),  сдачи или выпуска
   хозяйственно - бытовых и фекальных  стоков,  сдачи  контейнеров  с
   сухим мусором, пищевыми отходами и сдачи подсланевых вод;
       контролировать своевременность получения  необходимых  карт  и
   навигационных   пособий,  корректурного  материала  и  следить  за
   качеством корректуры штурманской документации;
       хранить судовые документы и печать;
       при несчастных случаях  на  судне  принять  меры  по  оказанию
   необходимой    медицинской   помощи   пострадавшим,   сообщить   о
   происшедшем несчастном  случае  судовладельцу  и  соответствующему
   комитету   профсоюза,   провести   расследование  в  установленном
   порядке;
       при возникновении    условий   и   обстоятельств,   угрожающих
   безопасности  судна,   людей   или   груза,   сообщить   об   этом
   судовладельцу   и   действовать   в   соответствии  с  полученными
   указаниями и рекомендациями, условиями и обстоятельствами;
       об аварийном  случае с судном,  в случае порчи или повреждения
   груза,  багажа,  а  также  в  других  подобных  случаях   сообщить
   соответствующим органам о случившемся, одновременно принять меры к
   ликвидации  последствий  и  причин   происшествия   и   обеспечить
   оформление необходимых документов в установленном порядке;
       осуществлять руководство  действиями  экипажа  по  борьбе   за
   живучесть судна и спасению людей на воде;
       в случае столкновения с другим судном, удара, навала на другое
   судно,  состав,  плот  -  запросить,  не требуется ли помощь и при
   необходимости оказать ее,  если это не грозит серьезной опасностью
   своему  судну,  экипажу  и  пассажирам;  запросить  также капитана
   судна,  с которым произошло столкновение,  названия судна, пунктов
   приписки,    отправления   и   назначения,   характер   полученных
   повреждений;  сообщить  аналогичные  сведения  по   своему   судну
   капитану  судна,  с  которым  произошло  столкновение,  и оформить
   необходимые документы.
       48. Капитан   совместно  с  первым  штурманом  и  механиком  в
   соответствии  с  требованиями  Правил   технической   эксплуатации
   речного   транспорта   и   других  нормативных  документов  обязан
   проводить осмотр  судна,  судовой  техники  и  снабжения  с  целью
   контроля за их состоянием и содержанием.
       49. В случаях опасности для судна и находящихся на  нем  людей
   либо  для  оказания  помощи другому судну или людям капитан вправе
   устанавливать  режимы  работы  главных   двигателей   или   других
   механизмов  судна  с  превышением установленных норм;  об отданном
   приказании делается соответствующая запись в судовом журнале.
       50. О  каждом  случае  рождения  ребенка  или  смерти на судне
   капитан  обязан  составить  акт  при  участии  двух  свидетелей  и
   судового врача или фельдшера, если они имеются на судне.
       О случае  смерти,  кроме  того,  капитан   обязан   немедленно
   сообщить судовладельцу и действовать по его указаниям.
       51. Капитан  вправе  изолировать  в  особом  помещении   лицо,
   подозреваемое   в  совершении  преступления,  или  лицо,  действия
   которого не содержат признаков  уголовно  наказуемого  деяния,  но
   угрожают  безопасности  судна  или  находящихся  на  нем людей или
   имущества,  и  при  первой  возможности  передать  его  надлежащим
   властям.
       52. При  необходимости  выполнения  работ,  требующих  участия
   всего  экипажа  или  значительной  его части,  капитан имеет право
   объявлять  авральные  работы  в  соответствии   с   их   перечнем,
   утвержденным в установленном порядке.
       53. В  случае  болезни  капитан временно передает командование
   судном первому штурману независимо от наличия у последнего диплома
   капитана,   о   чем  немедленно  докладывает  судовладельцу,  а  в
   иностранном  порту  -  также  консулу  СССР.  В   судовой   журнал
   записывается дата и время передачи командования,  место нахождения
   судна и его состояние,  наличие груза,  балласта, запасов питьевой
   воды и продовольствия и другие сведения.
       54. Капитан имеет право пользоваться средствами  диспетчерской
   связи,  которые  ему  предоставляются в соответствии с действующим
   положением.
       55. Капитан имеет право применять меры  поощрения  и  налагать
   дисциплинарные взыскания на членов судового экипажа в соответствии
   с Уставом о дисциплине работников речного транспорта СССР.
   
             Обязанности капитана при приемке и сдаче судна
   
       56. При  приемке судна,  находящегося в эксплуатации,  капитан
   обязан:
       потребовать от   командного   состава   письменные  рапорты  о
   состоянии вверенных заведований,  наличии  судовой  и  нормативной
   документации, делопроизводства, отчетности и имущества;
       ознакомиться с экипажем;
       принять судовые документы,  печать,  денежные суммы и денежные
   документы;
       получить от  сдающего  судно  капитана  необходимые  данные  о
   конструктивных  особенностях   судна,   его   эксплуатационных   и
   мореходных качествах,  о ходе грузовых операций и готовности судна
   к предстоящему рейсу (о ходе ремонта),  об имевших место аварийных
   случаях и их последствиях;
       ознакомиться с  производственным  планом  судна  и  ходом  его
   выполнения;
       совместно с капитаном,  сдающим судно, в сопровождении первого
   штурмана   и   механика   осмотреть  судно,  получить  необходимые
   разъяснения и сведения;
       проверить отработку действий экипажа по судовым тревогам;
       при необходимости  потребовать  произвести  водолазный  осмотр
   корпуса  судна,  движителей,  рулевого  органа  и других забортных
   устройств.
       По результатам сдачи и приемки судна составляется акт,  первый
   экземпляр которого направляется судовладельцу.
       57. Сдача  -  приемка  и  время начала исполнения обязанностей
   назначенного капитана фиксируются в судовом  журнале  за  подписью
   сдающего   и   принимающего   капитанов.   О   начале   исполнения
   обязанностей  вновь  назначенный  капитан  объявляет  приказом  по
   судну.
       58. Когда сдачу и приемку судна производят в сжатые сроки, оба
   капитана  составляют  и  подписывают  акт о приемке - сдаче судна,
   денежных  сумм  и  документов.  В  акте  указываются  объекты,  не
   принятые  при  сдаче.  Дата  и  время приемки - сдачи командования
   судном фиксируются в судовом журнале за подписью сдавшего судно  и
   принявшего  его  капитанов,  после  чего вновь назначенный капитан
   знакомится с  судном  применительно  к  порядку,  предусмотренному
   ст.  56  настоящего Устава,  составляет и направляет судовладельцу
   дополнение к ранее составленному акту.
       59. Обязанности  капитана  при  приемке  судна  от  завода   -
   строителя,  а  также  в  эксплуатацию  из  отстоя,  ремонта и т.п.
   определяются соответствующими документами.
   
          Обязанности капитана во время стоянки судна в порту
   
       60. С приходом в  порт  капитан  обязан  подготовить  судно  и
   необходимую  документацию  для  предъявления администрации порта и
   контролирующим органам.
       61. При  стоянке судна в порту капитан обязан:  принять меры к
   обеспечению безопасной  стоянки  судна,  подготовке  к  выполнению
   грузовых операций и работ по снабжению и ремонту судна; обеспечить
   выполнение экипажем местных (портовых)  правил;  предоставлять  по
   требованию  портовой  администрации  (без  ущерба для безопасности
   судна) экипаж и судовые средства для тушения пожара  или  оказания
   помощи  в  случае  бедствия,  происшедшего в порту или прилегающей
   зоне.
       62. Перед  приемкой  грузов  на  судно капитан обязан наметить
   схему загрузки или рассмотреть предварительный грузовой план  (для
   судов,  выходящих  в море) и,  убедившись,  что намеченный вариант
   загрузки обеспечивает безопасность плавания, надлежащие мореходные
   качества  судна и сохранность груза,  утвердить их.  Капитан может
   отказаться  от  приема  отдельных  грузов,   если   их   перевозка
   противоречит  правилам  перевозки грузов или угрожает безопасности
   судна или людей.
       63. В   ходе  грузовых  операций  капитан  обязан,  исходя  из
   намеченной  схемы  загрузки  (грузового  плана)  и  сообразуясь  с
   правилами   перегрузочных   работ,  информацией  об  устойчивости,
   правилами перевозки и другими правилами,  обеспечить  контроль  за
   правильностью укладки и крепления грузов в трюмах и на палубах, за
   размещением балласта и топлива,  а также за тем, чтобы нагрузки на
   главную  и  другие  палубы  не превышали допустимых норм.  Капитан
   имеет  право  прекратить  грузовые   операции,   если   нарушается
   технология   их   производства   или  допускается  отступление  от
   требований вышеперечисленных документов.
       64. Капитан,  уходя на берег, обязан оставить первому штурману
   или вахтенному начальнику (вахтенному помощнику  капитана)  устное
   или  письменное  распоряжение  о  выполнении  необходимых  работ и
   принятии мер,  обеспечивающих безопасность судна,  и сообщить свое
   место пребывания.
       65. До выхода судна в рейс капитан обязан:
       при получении  рейсового задания обсудить с командным составом
   особенности предстоящего рейса, ознакомиться с районом плавания по
   навигационным    картам    и   пособиям,   рассмотреть   возможные
   затруднения,  разъяснить необходимость тех или иных  действий  при
   различных  условиях  плавания и дать указания о доведении основных
   задач и особенностей рейса до всех членов экипажа;
       руководить ходом подготовки судна к плаванию;
       предоставить отдых вахтенным,  если они перед заступлением  на
   вахту были заняты исполнением служебных обязанностей или выполняли
   работу по судну;
       на судах,    выходящих    в    морские    районы,    выполнить
   предварительную прокладку пути  судна  (проверить  предварительную
   прокладку,  если  она  по указанию капитана выполнена одним из его
   помощников).
       66. Перед   отходом   судна   капитан  обязан  ознакомиться  с
   прогнозами погоды,  штормовыми предупреждениями  и  в  назначенное
   время   принять   от   первого  штурмана,  механика  и  начальника
   радиостанции (радиооператора) рапорты о готовности судна к  рейсу,
   о  наличии на борту членов экипажа и об отсутствии посторонних лиц
   на судне.
       67. В  случае  неявки  кого-либо  из  членов  экипажа или лиц,
   следующих на судне (должностных лиц,  не входящих в штат  экипажа,
   пассажиров  и  т.д.),  к  назначенному  для отхода времени капитан
   сообщает об этом  администрации  порта  или  судовладельцу,  а  за
   границей  -  консулу  СССР с указанием фамилии,  имени и отчества,
   должности и времени ухода с судна  неявившихся  лиц.  Одновременно
   капитан  обязан  принять все возможные меры к возвращению этих лиц
   на судно.
       68. Капитан  не  имеет права выйти в рейс,  если срок действия
   судовых документов на  годность  к  плаванию  заканчивается  ранее
   установленной  даты  окончания  рейса и он не может быть продлен в
   рейсе,  или если снабжение, состояние судна, его загрузки, судовой
   техники  не удовлетворяют требованиям соответствующих документов и
   не обеспечивают  безопасности  плавания,  или  если  на  судне  не
   обеспечены требования безопасности труда.
       Об указанных  обстоятельствах  капитан   обязан   своевременно
   доложить  администрации  порта,  судовладельцу  и  соответствующим
   органам надзора.
   
              Общие обязанности капитана в период плавания
   
       69. В период плавания капитан обязан:
       следить за  всеми изменениями обстоятельств и условий плавания
   и  заблаговременно  принимать   должные   меры   предосторожности,
   осуществлять  постоянный  контроль  за  получением  навигационной,
   гидрометеорологической и других видов установленной информации;
       при движении  судна  по участкам внутренних судоходных путей с
   особо сложными или опасными для судовождения условиями  по  вызову
   вахтенного  начальника  немедленно выходить на мостик и находиться
   там до тех пор, пока этого требуют обстоятельства;
       изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от
   штурманов;
       при падении  человека  за  борт принять меры по его спасению и
   организовать поиск;  капитан может покинуть  район  поиска  только
   после того, как убедится, что поиск безрезультатен;
       в случае подъема кабеля якорем немедленно сообщить об  этом  в
   ближайший   порт  с  указанием  места  и  времени  его  подъема  и
   действовать в соответствии с полученными указаниями.
       70. При  плавании  в  районе  обязательной лоцманской проводки
   капитан  обязан  взять  лоцмана.  При  прохождении  районов,   где
   лоцманская проводка не является обязательной, капитан вправе взять
   лоцмана, если найдет это необходимым. Присутствие на судне лоцмана
   не  снимает  с капитана обязанностей по управлению судном во время
   лоцманской проводки.
       71. При лоцманской проводке судна капитан обязан:
       обеспечить встречу,  безопасный  прием  лоцмана  на   борт   и
   безопасную  высадку  его  с  судна,  отвести  лоцману  помещение и
   предоставить питание;
       приняв на   борт   лоцмана,   сообщить  ему  данные  о  судне,
   необходимые для проводки,  ознакомить с  особенностями  управления
   судном, условиться о порядке подачи команд на руль;
       уходя с  мостика,  указать  лоцману  лицо,  ответственное   за
   управление судном во время своего отсутствия;
       следить за безопасностью плавания во время проводки  судна.  В
   случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе
   отказаться  от  его  услуг.  При  этом  в  районе   необязательной
   лоцманской  проводки он может,  а в районе обязательной лоцманской
   проводки обязан вызвать другого лоцмана.
       72. При  подходе  судна  к  районам  с ледовыми,  штормовыми и
   другими  опасными  условиями  плавания  капитан   обязан   принять
   надлежащие  меры  в  соответствии с наставлениями,  инструкциями и
   другими   документами,   а   также   конкретными    условиями    и
   обстоятельствами.
       73. Капитан обязан,  если он может это  сделать,  не  создавая
   опасности для своего судна, экипажа и пассажиров:
       оказать помощь любому судну  и  обнаруженному  на  воде  лицу,
   которому угрожает гибель;
       следовать со  всей  возможной  скоростью  на  помощь  терпящим
   бедствие.
       74. Если,  по мнению капитана,  его  судну  грозит  неминуемая
   гибель, он обязан принять все меры к спасению находящихся на судне
   людей.  После принятия всех мер к спасению пассажиров капитан дает
   приказание судовому экипажу оставить судно.
       При спасении людей капитан обязан обеспечить спасение в первую
   очередь детей,  больных,  женщин и престарелых.  Капитан оставляет
   судно последним,  приняв все возможные меры к  спасению  судового,
   машинного,   радиотелеграфного   журналов,   карт  данного  рейса,
   документов и ценностей.
   
                Обязанности капитана при плавании в море
          и на участках внутренних судоходных путей, требующих
                  применения методов морской навигации
   
       75. В  целях  обеспечения  безопасности   плавания   судна   и
   сохранности   груза,  а  также  максимальной  эффективности  рейса
   капитан вправе выбирать тот путь  следования,  который  он  сочтет
   необходимым   с   учетом  условий,  обстоятельств  и  ограничений,
   обусловленных документами Речного  Регистра  РСФСР,  или  Регистра
   СССР, или других полномочных органов.
       76. Капитан обязан:
       выполнять предварительную  прокладку  на навигационных картах,
   по которым  ведется  исполнительная  прокладка,  назначая  курс  и
   поправки к нему;
       назначать режим работы главных двигателей и способы управления
   ими и рулевым устройством;
       требовать от штурманов ведения  счисления,  определения  места

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное