Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

УСТАВ СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР (УТВ. ПРИКАЗОМ МИНРЕЧФЛОТА РСФСР ОТ 30.03.1982 N 30)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   ремонтные ведомости,  контролировать  полноту  объема  и  качество
   технического  обслуживания  и  ремонта,  выполняемых  береговыми и
   судовыми специалистами;
       составлять заявки  на  материально  -  техническое  снабжение;
   обеспечивать его получение и хранение, вести его учет;
       вести установленную техническую документацию;
       обеспечивать контроль за  работой  электрооборудования  судов,
   входящих в состав земкаравана;
       при возникновении   угрозы   выхода    из    строя    судового
   электрооборудования  немедленно  докладывать  вахтенному механику,
   принимая соответствующие меры;
       немедленно являться  по  вызову вахтенного механика в машинное
   отделение или по вызову вахтенного начальника в указанное место;
       при входе  в  порт  и выходе из порта,  а также при плавании в
   сложных условиях по указанию вахтенного  начальника  находиться  в
   центральном    пульте    управления    (ЦПУ)    или   у   главного
   распределительного щита (где нет ЦПУ);
       обеспечивать подготовку  к  рейсу,  о готовности заведования в
   назначенное время докладывать механику.
       162. Электромеханик  имеет  право  самостоятельно  выводить из
   действия отдельные элементы судовой  техники  своего  заведования,
   если  это  не  угрожает  безопасности  судна  и  не  нарушает  его
   нормальную эксплуатацию.
       163. При   отсутствии   в   штате   должности   радиооператора
   электромеханик  обеспечивает   надежную   работу   и   техническое
   обслуживание электрорадионавигационных приборов, ведет техническую
   документацию, относящуюся к этим приборам, обеспечивает получение,
   хранение и учет необходимых материалов и запасных частей для них.
   
                       Помощники электромеханика
   
       164. Помощники   электромеханика  непосредственно  подчиняются
   электромеханику.
       В случае   невозможности   выполнения  электромехаником  своих
   обязанностей при нахождении судна в рейсе  его  функции  выполняет
   первый  помощник  электромеханика  на  период  (не  более 10 сут.)
   перехода  до  пункта,  определяемого  судовладельцем   (при   этом
   продолжительность вахт не должна превышать времени, установленного
   Положением о рабочем времени и времени отдыха  плавающего  состава
   судов  речного  флота),  а  при  плавании  в  море  -  до  первого
   советского порта захода.
       165. В  ведении  первого  помощника  электромеханика находятся
   главные    генераторы,    гребные    электродвигатели,    основные
   электроприводы,       обслуживающие       гребную       установку,
   электрооборудование   центрального   поста   управления    гребной
   установки,   электроприводы  рулевого  и  авторулевого  устройств,
   балластных,  осушительных и пожарных насосов и специальных  систем
   танкеров  и  других  специальных судов,  главный распределительный
   щит,  щит электродвижения,  машинные телеграфы,  посты управления,
   электрическая часть средств автоматизации и контроля.
       166. В ведении  второго  помощника  электромеханика  находятся
   вспомогательные  и  аварийные  генераторы,  аварийный  и групповые
   распределительные   щиты,   трансформаторы,    электрооборудование
   палубных   механизмов,  подруливающее  устройство,  электроприводы
   вспомогательных механизмов машинных помещений, электрическая часть
   котельной    автоматики,    климатических    станций   и   станций
   приготовления  питьевой  воды  и  природоохранного   оборудования,
   электромашинные     преобразователи    питания    гирокомпаса    и
   радиолокатора.
       167. В  ведении  третьего  помощника электромеханика находятся
   кабельные  сети,  электроприводы  вспомогательных  механизмов  (не
   вошедшие    в    заведование    первого   и   второго   помощников
   электромеханика),          вентиляторы,           преобразователи,
   электрооборудование  камбуза  и холодильных установок,  освещение,
   внутрисудовая  проводная   связь,   сигнальные   огни,   пожарная,
   авральная   и   общесудовая   системы   сигнализации,  прожекторы,
   аккумуляторные   батареи   (кроме   тех,   которые   относятся   к
   радиостанции),  электрическая  часть  бытовой техники и переносное
   электрооборудование.
       168. Помощники электромеханика по своему заведованию обязаны:
       обеспечивать техническую  эксплуатацию  и  содержание  судовой
   техники  в  соответствии  с  правилами  технической  эксплуатации,
   инструкциями  заводов  -  изготовителей  и  другими  нормативно  -
   техническими документами,  издаваемыми Министерством речного флота
   РСФСР или судовладельцем;
       устранять лично или с привлечением судовых специалистов отказы
   судовой техники;
       руководить работами   выделенных   им   судовых  специалистов,
   обеспечивать выполнение ими правил и  инструкций  по  безопасности
   труда и пожарной безопасности;
       составлять календарные  графики  технического  обслуживания  и
   ремонтные ведомости,  обеспечивать и контролировать полноту объема
   и  качество  технического  обслуживания  и  ремонта,   выполняемых
   береговыми и судовыми специалистами;
       составлять заявки  на  материально  -  техническое  снабжение,
   обеспечивать его получение и хранение, вести его учет;
       вести установленную техническую документацию;
       обеспечивать подготовку  к  рейсу,  о готовности заведования в
   назначенное время докладывать электромеханику.
   
                  Командный состав плавкранов, доков,
           нефтеперекачивающих и нефтебункеровочных станций,
          пневматических перегружателей и гидроперегружателей
   
       169. Лица   командного   состава   выполняют   обязанности   и
   пользуются   правами   в   соответствии  с  занимаемой  должностью
   применительно  к  аналогичной  должности  на  транспортных  судах,
   предусмотренной  настоящим  Уставом,  а  также  в  соответствии  с
   должностными инструкциями,  утвержденными в установленном порядке,
   учитывающими особенности конструкции и назначение судов.
   
                         Начальник радиостанции
   
       170. Начальник  радиостанции судна непосредственно подчиняется
   капитану,  является  начальником   судовых   радиоспециалистов   и
   обеспечивает радиосвязь.
       171. В    ведении    начальника     радиостанции     находятся
   радиооборудование   и   электрорадионавигационные   приборы  с  их
   преобразователями питания (кроме электромашинных  преобразователей
   питания  гирокомпаса  и  радиолокатора),  аккумуляторные  батареи,
   радиостанции, другие радиотехнические средства, а также помещения,
   где размещается данная судовая техника.
       172. Начальник радиостанции по своему заведованию обязан:
       обеспечивать техническую  эксплуатацию  и  содержание  судовой
   техники  в  соответствии  с  правилами  технической  эксплуатации,
   инструкциями  заводов  -  изготовителей  и  другими  нормативно  -
   техническими документами,  издаваемыми Министерством речного флота
   РСФСР или судовладельцем;
       устранять лично или с привлечением судовых специалистов отказы
   судовой техники;
       составлять календарные  графики  технического  обслуживания  и
   ремонтные ведомости,  обеспечивать и контролировать полноту объема
   и  качество  технического  обслуживания  и  ремонта,   выполняемых
   береговыми и судовыми специалистами;
       составлять заявки  на  материально  -  техническое  снабжение,
   обеспечивать  его  получение  и  хранение,  вести его учет;  вести
   инвентарные  книги  по  радиочасти   и   электрорадионавигационным
   приборам;
       вести установленную техническую документацию;
       своевременно предъявлять  с  ведома капитана судовую технику к
   освидетельствованию органам Речного Регистра  РСФСР  или  Регистра
   СССР и другим органам технического надзора;
       обеспечивать подготовку к рейсу и о готовности  заведования  в
   назначенное время докладывать капитану.
       173. На судах, где предусмотрена штатным расписанием должность
   начальника  радиостанции,  на  него  также возлагаются обязанности
   вахтенного радиооператора.
       174. Вахтенный   радиооператор   осуществляет   радиосвязь   с
   береговыми  и  судовыми  радиостанциями,  а  также  наблюдение  за
   сигналами   тревоги,   бедствия,   срочности   и   безопасности  в
   соответствии  с  правилами  радиосвязи  применительно   к   району
   плавания.
       175. Вахтенный радиооператор обязан:
       заступив на вахту,  проверить готовность к действию аппаратуры
   радиостанции,  а также ознакомиться  со  всеми  распоряжениями  по
   вахте;
       осуществлять регулярный  и  своевременный  радиообмен;   вести
   радиотелеграфный   журнал,   заверять   его   личной   подписью  и
   представлять на подпись капитану;
       в случае   приема  сигналов  тревоги,  бедствия,  срочности  и
   безопасности во время радиообмена  прекратить  обмен,  сообщить  о
   полученных  сигналах  капитану,  вахтенному начальнику и поступать
   согласно указаниям капитана;
       передавать сигналы тревоги, бедствия, срочности и безопасности
   только по распоряжению капитана судна;
       в установленные    правилами    радиосвязи   минуты   молчания
   прекратить работу по  обмену  и  вести  наблюдения  за  эфиром  на
   частоте вызова и бедствия 500 кГц или 2182 кГц;
       соблюдать дисциплину  в  эфире,  правила  вызова,  ответов  на
   вызовы и обмена,  не допускать частных и некодируемых переговоров,
   немедленно и беспрекословно  выполнять  требования  контрольных  и
   береговых радиостанций, касающиеся соблюдения дисциплины и порядка
   в эфире;
       не реже  двух  раз  в  сутки  проверять  часы  в радиорубке по
   радиосигналам точного времени;
       регулярно и   своевременно   принимать  метеосводки,  прогнозы
   погоды,  факсимильные карты погоды и состояния моря,  штормовые  и
   ледовые предупреждения, навигационные извещения от радиостанций на
   районы и в сроки,  указанные капитаном, а также путевую информацию
   управлений  пути  и каналов;  своевременно представлять полученные
   сведения вахтенному начальнику под расписку;
       в сложных  условиях  плавания  нести  постоянную радиовахту по
   указанию капитана;
       передавать с  судна  радиограммы и телеграммы,  только имеющие
   подпись капитана (исключение составляют радиограммы пассажиров  на
   пассажирском судне);
       сохранять тайну     радиотелеграфной     корреспонденции     и
   радиотелеграфных переговоров. Право контроля такой корреспонденции
   на судне имеет только капитан;
       при работе на более мощной радиостанции или, находясь в лучших
   условиях  в  отношении  прохождения  связи,  оказывать  содействие
   связью  другим  судам.  В таком случае,  а также при невозможности
   установить прямую радиосвязь с обслуживающей  радиостанцией  судно
   обязано   сообщить   об   этом   судовладельцу   и   обслуживающей
   радиостанции в соответствии с правилами радиосвязи;
       требовать от    лиц,   ведущих   радиотелефонные   переговоры,
   выполнения правил  радиосвязи  и  в  случае  их  нарушения  делать
   соответствующие   предупреждения   или   прерывать   переговоры  и
   докладывать о случившемся капитану.
       176. Начальник  радиостанции немедленно докладывает капитану о
   выходе из строя радиопередатчика или приемника и принимает меры  к
   исправлению.
       177. Начальнику радиостанции  запрещается  допускать  в  рубку
   посторонних лиц и членов экипажа без служебных надобностей.
       В радиорубке разрешается  находиться  только  капитану,  а  на
   судах загранплавания и первому помощнику капитана.
       178. При уходе с судна начальник радиостанции  обязан  сдавать
   ключи   от  радиорубки,  агрегатной  и  аккумуляторной  вахтенному
   начальнику.
       179. Начальник   радиостанции  ведет  трансляцию  по  судовому
   радиоузлу в часы,  установленные капитаном.  Радиопередачи  должны
   начинаться не ранее 7 ч и заканчиваться не позднее 23 ч.
       180. Начальник  радиостанции,  вновь  назначенный  на   судно,
   принимает   от   своего  предшественника  технические  средства  и
   материально - техническое снабжение,  а также техническую  и  иную
   документацию.
       О приеме  -  сдаче  составляется  акт  в   двух   экземплярах,
   утверждаемый капитаном.  Один экземпляр хранится на судне,  другой
   высылается в узел связи и радионавигации  пароходства.  Приемка  -
   сдача фиксируется в радиотелеграфном журнале.
   
                        Глава V. РЯДОВОЙ СОСТАВ
   
                                 Боцман
   
       181. Боцман  непосредственно  подчиняется первому штурману или
   же лицу, его заменяющему.
       182. Боцман   является   начальником   лиц  рядового  состава,
   выполняющих работы по палубной части.
       183. Боцман  руководит  работами  по  содержанию  в надлежащем
   порядке корпуса,  палуб,  надстроек, рангоута, такелажа, бытовых и
   палубных   служебных   помещений,   водяных   танков  и  горловин,
   мерительных  и  воздушных  труб,  трапов,  тормтрапов  и  кранцев,
   грузового   (не  относится  к  танкерам),  якорного,  швартовного,
   буксирного и спасательного устройств,  противопожарных, аварийных,
   спасательных средств,  инвентаря и материалов по палубной части, а
   также другими палубными работами.
       184. Боцман обязан:
       ежедневно составлять и согласовывать с первым  штурманом  план
   судовых  палубных  работ  и распределять их между членами рядового
   состава, находящимися в его подчинении;
       производить ежедневный   обход   подведомственных   бытовых  и
   служебных  помещений,  следить  за  чистотой  своих   заведований,
   соблюдением  правил пожарной безопасности и безопасности труда при
   производстве судовых палубных работ;
       по указанию вахтенного начальника отдавать, выбирать и крепить
   якоря по-походному;  по окончании швартовки надевать на швартовные
   концы противокрысиные щитки;
       следить за укладкой якорных цепей в цепных ящиках;
       по распоряжению   первого   штурмана  участвовать  в  работах,
   связанных с грузовыми операциями;
       обеспечивать подготовку трюмов и грузовых устройств к грузовым
   операциям;
       участвовать в  погрузке и выгрузке тяжеловесных и длинномерных
   грузов,  а на танкерах по указанию второго штурмана или вахтенного
   начальника манипулировать клинкетами грузовой системы;
       следить за хранением и своевременным проветриванием брезентов,
   пожарных  шлангов  и  другого  противопожарного  снабжения  и  его
   исправностью,  а также за исправностью палубной водяной и пожарной
   магистралей и соединительных гаек;
       следить за состоянием  дверей,  люков,  лазов,  вентиляционных
   закрытий     по     своему    заведованию,    иллюминаторов,    их
   водонепроницаемостью; по надобности заменять резиновые прокладки;
       обеспечивать подготовку подвесок для работы за бортом;
       следить за тем,  чтобы судовые шлюпки  и  другие  спасательные
   средства  и  их  принадлежности  содержались  в  полном  порядке в
   соответствии с нормами Речного Регистра РСФСР или Регистра СССР;
       уметь выполнять обязанности рулевых и матросов;
       проверять состояние и при необходимости своевременно  заменять
   индивидуальные  спасательные средства,  швартовные тросы,  стропы,
   блоки, скобы и другое такелажное имущество палубной части;
       принимать участие   в  составлении  заявок  на  материально  -
   техническое  снабжение;  обеспечивать  прием,  учет   и   хранение
   запасных  частей,  приспособлений  и  материально  -  технического
   снабжения по своему заведованию;
       производить ежедневно,  а  также  в  случае  особого  указания
   первого штурмана или вахтенного начальника замер  воды  в  водяных
   танках;
       по указанию первого штурмана знакомить  вновь  поступающих  на
   судно  членов  палубной  команды  с  расписанием  по заведованиям,
   расписаниям по тревогам, размещением аварийного и противопожарного
   оборудования  и  имущества,  спасательных  средств коллективного и
   индивидуального пользования, а также обучать обращению с ними;
       обучать членов палубной команды малярным,  такелажным и другим
   палубным работам;
       следить за  креплением  палубных устройств и палубного груза и
   состоянием крепления в рейсе;
       обеспечивать подготовку  своих  заведований  к  рейсу (обращая
   особое внимание на исправность  действия  оборудования  и  наличие
   необходимого  снабжения  по палубной части,  на плотность закрытия
   люков,  горловин и т.п.) и о готовности  их  в  назначенное  время
   докладывать  первому  штурману;  по  указанию первого штурмана или
   вахтенного начальника проверять готовность палубной части судна  к
   шторму и докладывать об этом лицу, отдавшему указание;
       заведовать судовой камерой хранения вещей.
       185. При подходе к порту,  пристани, месту якорной стоянки или
   при плавании в районе,  где возможна немедленная отдача  якоря,  а
   также   при   осуществлении   швартовных  операций  боцман  должен
   находиться на баке  или  на  ином  месте  по  указанию  вахтенного
   начальника.
       186. Боцман в отдельных случаях может привлекаться  к  несению
   ходовых и стояночных вахт.
   
                        Старший рулевой, рулевой
   
       187. Старший   рулевой,  рулевой  непосредственно  подчиняются
   боцману,  а во время вахты  находятся  в  распоряжении  вахтенного
   начальника.
       188. Старший рулевой, рулевой обязаны:
       изучать специальную лоцию и условия плавания района внутренних
   судоходных путей, в которых судно совершает рейсы;
       знать правила,  регламентирующие плавание судов и дополнения к
   ним,  касающиеся района,  в котором плавает  данное  судно;  знать
   рулевое устройство, а также действие рулевого комплекса при работе
   движителей на передний и задний ход при  плавании  на  мелководье,
   волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.;
       знать принцип работы  различных  систем  рулевого  устройства,
   авторулевых;  уметь управлять ручными,  паровыми,  электрическими,
   гидравлическими  рулевыми  приводами,  использовать   авторулевой;
   уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой;
       уметь удерживать судно на постоянном курсе или  изменять  курс
   по  указанию  вахтенного  начальника в различных условиях плавания
   как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем
   курсоуказателей;
       уметь выполнять  все  работы,  входящие  в  круг  обязанностей
   матросов.
       189. Старший рулевой следит за чистотой и порядком на  ходовом
   мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе.
       190. Старший рулевой,  рулевой на судах загранплавания обязаны
   знать команды, подаваемые на руль на английском языке.
       191. На  судах,  где  не  предусмотрена  штатным   расписанием
   должность  боцмана,  старший  рулевой  выполняет  его обязанности,
   предусмотренные настоящим Уставом.
   
                            Матрос I класса
   
       192. Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману, а во
   время   несения   вахты   находится   в   распоряжении  вахтенного
   начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.
       193. Матрос  I  класса  обязан  знать  и выполнять обязанности
   матроса II класса,  а также уметь управлять палубными механизмами,
   отдавать и выбирать якоря,  спускать и поднимать шлюпки, управлять
   спасательными шлюпками на веслах,  с мотором и  под  парусами  (на
   море),   знать  расположение  водяных  танков,  их  мерительных  и
   воздушных  труб,  уметь  производить  замеры  воды  в   танках   и
   температуры  в грузовых помещениях,  уметь замерять глубину ручным
   лотом.
       194. Матрос I класса на судах,  выходящих в море, должен знать
   и выполнять обязанности рулевого.
   
                            Матрос II класса
   
       195. Матрос II класса непосредственно подчиняется  боцману,  а
   во время вахты находится в распоряжении вахтенного начальника;  на
   несамоходном судне он подчиняется шкиперу.
       196. Матрос II класса обязан:
       принимать участие в судовых работах по палубной части;
       принимать участие  в  подготовке грузовых помещений,  грузовых
   средств  и  инвентаря  к  погрузке  и   выгрузке   и   уборке   их
   по-походному;
       убирать палубы,  судовые  служебные  и  санитарно  -   бытовые
   помещения;
       при выполнении  работ,  связанных  с   грузовыми   операциями,
   принимать   участие   в   открытии   и   закрытии   люков  трюмов;
   контролировать    исправность    тары,    маркировку,     укладку,
   сепарирование  груза  и  при  необходимости вести счет мест груза;
   следить за сохранностью и целостью груза,  инвентаря  и  такелажа;
   наблюдать  за  исправностью  трюмных  трапов  и  другого  трюмного
   оборудования;  не допускать в трюм лиц в нетрезвом  состоянии;  не
   допускать курение в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме;
   докладывать вахтенному начальнику о всех нарушениях,  недостатках,
   повреждениях и т.п.;
       выполнять все такелажные, малярные, швартовные работы и работы
   по забуксировке судов;
       уметь грести веслами в шлюпке и замерять уровень воды в льялах
   и  сточных колодцах на судне,  а при плавании в море,  кроме того,
   уметь  осуществлять  прием   и   передачу   сообщений   средствами
   зрительной  связи,  выпускать  и  выбирать забортный лаг и снимать
   отсчеты лага, выполнять обязанности рулевого.
       197. Матрос   II   класса  может  привлекаться  к  малярным  и
   такелажным  работам  в   машинных   помещениях   после   получения
   инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
   
          Старший лебедчик (лебедчик, оператор спецустройств)
                 земснаряда (дноочистительного снаряда)
   
       198. Старший лебедчик (лебедчик)  непосредственно  подчиняется
   первому   помощнику  командира,  а  во  время  вахты  находится  в
   распоряжении вахтенного начальника.
       199. Старший лебедчик обязан уметь:
       управлять технологическим процессом работы земснаряда;
       выполнять работы по раскладке и перекладке рабочих якорей;
       управлять работой  палубных   вспомогательных   механизмов   и
   грузоподъемных устройств;
       выполнять все такелажные,  швартовные,  слесарно  -  ремонтные
   работы,  а  также  работы,  входящие  в  круг обязанностей матроса
   земснаряда, уметь грести веслами в шлюпке и управлять спасательной
   шлюпкой на веслах и с мотором, а в море - и под парусами;
       вести учет  наличия  такелажного  имущества,   инструмента   и
   инвентаря.
       200. На земснарядах,  на которых в штате отсутствует должность
   боцмана,   старший   лебедчик   пользуется   правами  и  выполняет
   обязанности (с учетом особенностей и назначения судна), изложенные
   в разделе "Боцман".
   
             Матрос земснаряда (дноочистительного снаряда)
   
       201. Матрос  земснаряда  непосредственно  подчиняется  первому
   помощнику  командира,  а  во  время вахты находится в распоряжении
   вахтенного начальника.
       202. Матрос обязан уметь:
       управлять работой    оперативных    лебедок     и     палубных
   вспомогательных механизмов;
       выполнять работы  по  подъему,  перекладке  и  отдаче  рабочих
   якорей;
       выполнять все  судовые   такелажные,   малярные,   швартовные,
   слесарно - ремонтные работы, грести веслами в шлюпке;
       убирать палубу, служебные палубные и бытовые помещения.
   
                            Старший моторист
                 (старший машинист, моторист, машинист)
   
       203. Старший  моторист подчиняется первому помощнику механика,
   а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика.
       204. Старший моторист обязан:
       знать устройство   главных    энергетических    установок    и
   вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать;
       знать нормативные  эксплуатационно  -  технические  показатели
   работы энергетической установки;
       участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники;
       знать и  выполнять  правила  технической  эксплуатации судовой
   техники;
       своевременно проводить  техническое  обслуживание  механизмов,
   закрепленных за ним расписанием по заведованию;
       знать расположение  и  назначение  трубопроводов,  вентилей  и
   клапанов судовых систем и уметь управлять ими;
       уметь читать  и  понимать  значение  показаний приборов своего
   заведования.
       205. Старший  моторист может привлекаться по указанию механика
   к судовым работам,  не входящим в круг  его  прямых  обязанностей,
   после  получения  инструктажа  по  правилам  безопасности труда на
   рабочем месте.
       206. Старший  моторист  (старший  машинист)  руководит работой
   мотористов (машинистов) при выполнении технического обслуживания и
   слесарно - ремонтных работ.
   
                 Машинист котельной установки (кочегар)
   
       207. Машинист    котельной   установки   подчиняется   первому
   помощнику механика,  а во время  вахты  находится  в  распоряжении
   вахтенного механика.
       208. Машинист котельной установки обязан:
       знать устройство   котельной  установки,  уметь  ввести  ее  в
   действие и управлять ею и техническими средствами,  обслуживающими
   ее, поддерживать правильные уровни воды и давление пара;
       уметь читать и понимать показания приборов своего заведования;
       участвовать в  техническом  обслуживании  и  ремонте котельной
   установки и средств, обслуживающих ее;
       своевременно проводить  технические  обслуживания  механизмов,
   закрепленных за ним расписанием по заведованию;
       знать расположение  и  назначение вентилей и клапанов систем в
   котельном отделении и уметь управлять ими;  знать  расположение  и
   назначение трубопроводов.
       209. Машинист  котельной  установки  может   привлекаться   по
   указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых
   обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности
   труда на рабочем месте.
   
                      Старший электрик (электрик)
   
       210. Старший электрик подчиняется электромеханику,  а во время
   вахты находится  в  распоряжении  вахтенного  электромеханика.  На
   судах,  где не предусмотрен командный электротехнический персонал,
   старший электрик подчиняется второму помощнику механика.
       211. Старший электрик обязан:
       знать принцип действия судового  электрооборудования  и  схему
   распределения электроэнергии по судну;
       уметь использовать     электрооборудование      энергетической
   установки;
       участвовать в  техническом  обслуживании  и  ремонте  судового
   электрооборудования;
       знать и выполнять правила  технической  эксплуатации  судового
   электрооборудования;
       своевременно проводить  технические  обслуживания  механизмов,
   закрепленных за ним расписанием по заведованию;
       уметь читать и понимать показания приборов своего заведования.
       212. Старший   электрик   руководит   работой  электриков  при
   выполнении технического обслуживания и работ по  ремонту  судового
   электрооборудования.
   
                             Радиооператор
   
       213. Радиооператор     судна    непосредственно    подчиняется
   начальнику радиостанции,  помогает ему в техническом  обслуживании
   его заведований,  выполняет обязанности вахтенного радиооператора.
   На  судах,  где  в   штате   должность   начальника   радиостанции
   отсутствует,   радиооператор   пользуется   правами   и  выполняет
   обязанности,   которые   предусмотрены   настоящим   Уставом   для
   начальника радиостанции.
   
                           Старший проводник
   
       214. Старший  проводник  непосредственно  подчиняется  первому
   штурману.
       215. Старший   проводник   руководит   работой  проводников  и
   обеспечивает  содержание  пассажирских  помещений   в   надлежащем
   состоянии.  При  посадке  и высадке пассажиров находится на месте,
   указанном в расписании дежурства  проводников,  организует  четкий
   порядок размещения пассажиров.  При нахождении пассажиров на борту
   судна старший  проводник  проводит  периодические  обходы  кают  и
   других  пассажирских  помещений,  выявляя  недостатки и претензии,
   принимая меры к их устранению.
       216. Старший проводник обязан:
       вести учет свободных пассажирских мест и докладывать  об  этом
   первому штурману;
       регулярно в установленном порядке на бельевых базах получать и
   обменивать   постельные   принадлежности  для  пассажирских  кают,
   спецодежды для проводников;
       следить за  состоянием  и сохранностью подотчетного имущества,
   вести соответствующий  учет  и  отчетность,  оформлять  заявки  на
   пополнение, замену или ремонт этого имущества;
       следить за   выполнением    проводниками    правил    пожарной
   безопасности,  безопасности труда, санитарных правил и соблюдением
   пассажирами судовых правил;
       знать места  расположения  спасательных шлюпок и плотов,  пути
   эвакуации пассажиров, предусмотренные расписанием по тревогам;
       при объявлении    судовых   тревог   контролировать   действия
   проводников по обеспечению порядка среди пассажиров  и  выполнение
   соответствующих команд по судну.
   
                               Проводник
   
       217. Проводник     непосредственно     подчиняется    старшему
   проводнику.
       218. Проводник     отвечает    за    сохранность    постельных
   принадлежностей,  инвентаря и оборудования,  надлежащее санитарное
   состояние пассажирских кают,  коридоров и мест общего пользования,
   закрепленных за ним судовым расписанием.
       219. Проводник обязан:
       в конечных пунктах при посадке и высадке пассажиров находиться
   на  рабочем  месте  независимо  от  времени  дежурства,  размещать
   прибывших  на  судно  пассажиров  по  каютам  в   соответствии   с
   проездными билетами и посадочными талонами;
       убирать и поддерживать порядок в пассажирских  и  санитарно  -
   бытовых помещениях;
       заблаговременно извещать пассажиров  о  прибытии  их  в  пункт
   назначения;
       докладывать вахтенному   начальнику    о    всех    нарушениях
   пассажирами судовых правил;
       следить    за    поведением   детей   на   судне,    проводить
   соответствующий инструктаж родителей;
       предоставлять услуги пассажирам в соответствии с перечнем;
       принимать участие   в  обмене  постельных  принадлежностей  на
   бельевых базах;
       знать места  расположения  спасательных шлюпок и плотов,  пути
   эвакуации пассажиров, предусмотренные расписанием по тревогам;
       во время штормовой погоды следить за тем, чтобы окна кают были
   закрыты, а иллюминаторы задраены.
   
                                 Повар
   
       220. Повар  обеспечивает  приготовление  пищи  членам  экипажа
   судна,   подчиняется  непосредственно  первому  штурману  (первому
   помощнику командира).
       221. Повар обязан:
       составлять меню и участвовать в составлении заявок на продукты
   питания;
       качественно приготовлять блюда  и  производить  их  раздачу  в
   установленное для приема пищи время;
       при невозможности получить хлеб в плавмагазинах или на  берегу
   выпекать его;
       обеспечивать сохранность  и   постоянную   чистоту   камбузной
   посуды;
       соблюдать правила  пользования   камбузным   оборудованием   и
   содержать его в чистоте;
       содержать камбузные помещения и  холодильники,  а  также  свою
   спецодежду в чистоте;
       соблюдать правила санитарии.
   
             Судовой врач (фельдшер), персонал ресторанов,
           туристских баз, руководители практики, практиканты
          и другие работники, не входящие в штат экипажа судна
   
       222. Обязанности,   права   и   взаимоотношения   с   экипажем
   работников,   не  входящих  в  штат  экипажа  судна,  определяются
   специальными положениями и инструкциями.
       Указанные работники   должны   соблюдать  распорядок  жизни  и
   дисциплину,  правила пожарной безопасности,  безопасности труда  и
   санитарии,  установленную  для  них  форму  одежды,  а также общие
   обязанности, изложенные в гл. III настоящего Устава, применительно
   к своему положению на судне.
       Они также обязаны выполнять распоряжения, указания и замечания
   членов экипажа в пределах компетенции последних.
       223. Работники,  не  входящие  в  штат экипажа судна,  обязаны
   участвовать в аварийных работах,  в борьбе на  живучесть  судна  и
   учебных судовых тревогах.
   
                       Глава VI. ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА
   
                            Общие положения
   
       224. Вахтенная служба (вахта) на судах является  особым  видом
   выполнения служебных обязанностей,  требующим повышенного внимания
   и непрерывного присутствия  на  посту  или  рабочем  месте.  Члены
   судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.
       225. Вахтенная служба должна обеспечивать  управление  судном,
   его безопасность,  производственную деятельность, а также контроль
   за посещением судна посторонними лицами.
       Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на
   капитана,  а непосредственное руководство  организацией  вахтенной
   службы  -  на  первого  штурмана  (первого  помощника командира) и
   механика.
       Ответственность за  надлежащее  несение  вахты  возлагается на
   лиц, несущих вахту.
       226. К   несению  вахты  допускаются  лица,  получившие  отдых
   длительностью не менее 4 ч.
       227. Судовые  вахты  разделяют  на  ходовые и стояночные.  При
   стоянке на якоре экипаж несет вахты по  ходовому  расписанию.  При
   стоянке  на швартовах периодичность и продолжительность стояночных
   вахт устанавливает капитан, исходя из конкретных обстоятельств.
       При стоянке    судна   на   швартовах   капитан,   механик   и
   электромеханик вахты не несут при наличии в штате  судна  третьего
   штурмана,  третьих помощников механика и электромеханика,  а также
   при  соблюдении  в  период  стоянки  нормальной  продолжительности
   рабочего времени для остальных лиц командного состава.
       228. В  ходовой  рубке  и  машинном  отделении   должны   быть
   инструкции  по  несению ходовых и стояночных вахт судоводителями и
   механиками, а в радиорубке, кроме того, и радиоспециалистами.
       229. Очередная  вахтенная  смена предупреждается о заступлении
   на вахту не позднее чем за 30 мин.
       Вахтенная смена   должна   прибыть   к   месту  несения  вахты
   заблаговременно и до заступления на вахту ознакомиться с условиями
   плавания и режимом работы технических средств.
       Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10
   мин., а лица рядового состава - не позднее чем за 5 мин. до начала
   вахты.
       230. Старший по вахте (вахтенный начальник, вахтенный механик,
   вахтенный электромеханик) не должен  сдавать  вахту  заступающему,
   если  он полагает,  что последний,  по-видимому,  не может должным
   образом выполнять свои  обязанности.  В  таком  случае  он  обязан
   уведомить об этом капитана (механика).
       Старшие лица по  вахте  обязаны  убедиться  в  том,  что  весь
   состав,  заступающий  с  ними  на  вахту,  способен выполнять свои
   обязанности.
       231. Сменившаяся вахта используется в случае необходимости для
   временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.
       232. О результатах приема и сдачи вахты члены палубной команды
   докладывают  вахтенному  начальнику,  а  машинной   -   вахтенному
   механику;   последний   затем   докладывает   об  этом  вахтенному
   начальнику.
       Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте начальника
   вахтенный не имеет права оставлять вахту или передавать  кому-либо
   исполнение своих обязанностей.
       233. При  работе  экипажа  бригадным  методом  капитан  обязан
   доложить   диспетчеру  (администрации  порта,  пристани)  о  смене
   бригад,  готовности судна к рейсу и получить  у  него  необходимую
   информацию.
       234. Допуск посторонних лиц на судно производится с разрешения
   вахтенного начальника.
       235. При возникновении каких-либо  сомнений  по  ходу  несения
   вахты  или при необходимости помощи лицо,  несущее вахту,  обязано
   немедленно доложить об этом старшему по вахте.
       236. Вахтенные   во   время   тревоги   занимают  свои  места,
   предусмотренные расписанием по  тревогам,  только  после  передачи
   своего  поста  лицам,  заступающим на вахту согласно расписанию по
   тревогам.
       237. Вахтенные  должны  быть  в установленной для данного рода
   службы одежде (форме),  кроме того, при стоянке на швартовах, а на
   пассажирских судах и на ходу вахтенный начальник, вахтенный матрос
   и вахтенный проводник обязаны иметь  на  левом  рукаве  нарукавную
   повязку с тремя полосами;  общая ширина полос 9 см,  ширина каждой
   полосы 3 см.  Цвет полос:  для  повязки  вахтенного  начальника  -
   синий, белый, синий; для повязки вахтенного матроса и проводника -
   красный, белый, красный.
       238. Лица  командного  состава  -  старшие  по вахте - обязаны
   вести  установленные  вахтенные  журналы  согласно   правилам   их
   ведения.
   
           Вахтенный начальник (вахтенный помощник капитана)
   
                           Общие обязанности
   
       239. Вахтенный начальник является старшим  по  всей  вахтенной
   службе  судна  и  непосредственно  подчиняется  капитану,  а в его
   отсутствие - первому штурману.
       240. Вахтенный  начальник  несет  ответственность (в пределах,
   возложенных на  него  настоящим  Уставом)  за  надлежащее  несение
   вахтенной   службы,   безопасность   судна,   людей,   сохранность
   находящихся на судне груза и имущества,  а также за предотвращение
   загрязнения природной среды.
       241. Распоряжения  вахтенного  начальника   в   пределах   его
   полномочий обязательны для каждого члена судового экипажа и других
   лиц, находящихся на судне.
       242. На   судах,   оборудованных   радиотелефоном,   вахтенный
   начальник  обязан  соблюдать  правила  пользования  им  и  правила
   радиосвязи.
       243. При обнаружении очага пожара,  пробоины,  при  взрыве,  а
   также  при  падении  человека  за  борт вахтенный начальник обязан
   объявить тревогу.
       244. При заступлении  на  вахту  вахтенный  начальник  обязан:
   произвести обход палубной части судна,  убедиться в правильности и
   исправности действия выставленных навигационных огней и  сигналов;
   проверить  в  действии  средства  внешней  и внутрисудовой связи и
   сигнализации  (звуковой,  визуальной,  а   в   дневное   время   и
   аварийной),  УКВ  радиостанцию;  ознакомиться  с  составом  вахты,
   принять доклады заступающих  на  вахту  и  проинструктировать  их;
   ознакомиться  с  местом нахождения и состоянием судна,  окружающей
   обстановкой, прогнозами и штормовыми предупреждениями.
       245. Вахтенный начальник также  обязан  получить  от  сдающего
   вахту сведения,  связанные с обеспечением безопасности судна и его
   эксплуатационной деятельностью, в том числе сведения:
       о распоряжениях капитана по вахте;
       о балластировке и наличии воды в отсеках корпуса судна;
       о судовых  и  ремонтных  работах  (обратив  особое внимание на
   работы,  ведущиеся на открытых палубах,  с забортной арматурой и с
   применением открытого огня).
       246. При несении вахты вахтенный начальник обязан:
       вести наблюдение за  состоянием  судна  и  принимать  меры  по
   обеспечению безопасности судна, людей, груза;
       обеспечивать постоянное  наблюдение  за  состоянием  погоды  и
   окружающей обстановкой;
       обеспечивать производство замеров  воды  в  льялах  и  сточных
   колодцах (на ходу - каждую вахту, при стоянке на якоре и швартовах
   - не реже двух раз в сутки,  после удара корпусом о лед,  причал и
   т.д.,  а  также  при  ледовом  сжатии  -  сразу  же  и  до  полной
   уверенности в отсутствии  водотечности).  В  случае  прибыли  воды
   немедленно  докладывать  капитану  и давать задание откачивать ее.
   Когда   из-за   штормовых   условий,   обледенения   и   т.д.   не
   представляется   возможным   произвести  замеры,  по  распоряжению
   вахтенного начальника производят контрольные откачки;
       при приеме людей на борт и при высадке людей с судна принимать
   меры, обеспечивающие их безопасность;
       следить за  сохранностью пломб и печатей на опечатанных трюмах
   и помещениях;
       следить за  находящимися  у  борта судна и подходящими к судну
   плавучими средствами,  указывая им  место  стоянки  у  борта;  при
   спуске  на  воду  судовых  плавсредств  вести наблюдение за ними и
   принимать меры к своевременному подъему их на борт;
       при необходимости  обеспечивать  готовность  шлюпок  к спуску,
   давать разрешение на  их  спуск  и  отход;  принимать  доклады  от
   командиров шлюпок по возвращении их на судно;
       обеспечивать на стоянке  контроль  за  соблюдением  требований
   безопасности   труда  и  пожарной  безопасности  членами  экипажа,
   выполняющими работы по палубной части;  при спуске на воду судовых
   плавсредств  и работе за бортом судна следить за тем,  чтобы лица,
   выполняющие эти работы, были в страховочных рабочих (спасательных)
   жилетах;
       обеспечивать своевременное  и  точное  выполнение   требований
   общих   и  местных  правил  плавания,  а  также  других  правил  и
   положений, касающихся безопасности;
       распоряжаться подъемом  и  спуском  Государственного  и других
   флагов и вымпелов;
       обеспечивать своевременное    включение    сигнальных   огней,
   выставление знаков  и  сигналов,  соответствующих  местоположению,
   состоянию   и   назначению   судна,  контролировать  их  исправное
   действие,  осуществлять связь судна с  берегом  и  другими  судами
   визуальными и звуковыми средствами и по УКВ радиосвязи;
       в случае если у него возникнут  какие-либо  сомнения  по  ходу
   несения  вахты  или  появится  необходимость  в  помощи,  доложить
   капитану и действовать по указанию последнего.
   
                      Обязанности на ходовой вахте
   
       247. При  заступлении  на  ходовую  вахту,  кроме  того,   что
   предусмотрено статьями 244 и 245, вахтенный начальник обязан:
       ознакомиться по карте и пособиям с навигационной обстановкой и
   условиями предстоящего района плавания;
       убедиться в исправной работе технических средств судовождения;
       проверить действие   дистанционного   управления   главными  и
   вспомогательными  двигателями,  рулевого   устройства,   проверить
   показания приборов пульта управления;
       при выполнении  маневра  передачу  вахты  не  производить   до
   момента, когда выполняемое действие будет полностью закончено;
       убедиться, что его зрение адаптировалось к условиям видимости.
       248. Заступая  на  ходовую  вахту  при  плавании  в  море и на
   внутренних  судоходных  путях  с   применением   методов   морской
   навигации,   вахтенный  помощник  капитана,  кроме  изложенного  в
   статьях 244, 245 и 247, также обязан:
       выяснить действие преобладающих и предвычисленных  приливов  и
   течений на курс и скорость;
       принять и проверить компасный курс,  общую поправку компаса  и
   другие элементы счисления;  проверить предварительную прокладку на
   путевой карте и сличить показания компасов;
       проверить согласование курсографа по курсу и времени и сделать
   отметку времени на ленте курсографа;
       определить место  судна  сразу  после  приема  вахты  наиболее
   точным в данных условиях способом,  а при  плавании  по  счислению
   проверить счисление и прокладку за предыдущую вахту.
       249. При несении ходовой вахты,  кроме того, что предусмотрено
   ст. 246, вахтенный начальник обязан:
       постоянно находиться на ходовом мостике (в  рулевой  рубке)  и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное