Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.03.2006 ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2005 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
       Нотариальные  действия  в  Российской  Федерации  совершают   в
   соответствии   с  настоящими  Основами  нотариусы,   работающие   в
   государственной  нотариальной  конторе  или  занимающиеся   частной
   практикой.
       Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не
   преследует цели извлечения прибыли (пункт 6 вышеуказанной статьи).
       В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  11  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  институты, понятия и  термины  гражданского,
   семейного  и других отраслей законодательства Российской Федерации,
   используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации,  применяются
   в   том   значении,  в  каком  они  используются  в  этих  отраслях
   законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
       Как  следует  из  подпункта 1 пункта 1  статьи  146  НК  РФ,  к
   объектам  налогообложения  при  исчислении  налога  на  добавленную
   стоимость   отнесена,  в  частности,  реализация  товаров   (работ,
   услуг).
       Понятия работы и услуги для целей налогообложения содержатся  в
   пунктах 4, 5 статьи 38 НК РФ.
       Так,  работой признается деятельность, результаты которой имеют
   материальное  выражение и могут быть реализованы для удовлетворения
   потребностей организации и (или) физических лиц (пункт 4 статьи  38
   НК РФ).
       Услугой  признается деятельность, результаты которой  не  имеют
   материального  выражения,  реализуются и  потребляются  в  процессе
   осуществления этой деятельности (пункт 5 статьи 38 НК РФ).
       Под  реализацией работ, услуг, как следует из содержания пункта
   1  статьи 39 НК РФ, понимается передача на возмездной основе  права
   собственности  на  результаты выполненных  работ  одним  лицом  для
   другого  лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому  лицу,
   а в случаях, предусмотренных НК РФ, и на безвозмездной основе.
       Результатом    нотариальных   действий   являются   юридические
   последствия,  возникающие  в силу оформленного  нотариального  акта
   после совершения нотариального действия.
       Поэтому возникают сомнения в возможности отнесения нотариальных
   действий  к  работе  или услуге в том значении, в  каком  указанные
   понятия  для  целей налогообложения содержатся в Налоговом  кодексе
   Российской Федерации.
       В  силу  пункта  7  статьи  3 НК РФ все неустранимые  сомнения,
   противоречия  и  неясности  в законодательных  актах  о  налогах  и
   сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
       Из   вышеизложенного   следует,  что   нотариальные   действия,
   осуществлявшиеся нотариусами, занимавшимися частной практикой до  1
   января  2006  года,  не подлежат обложению налогом  на  добавленную
   стоимость.
       В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2005
   года  "О  внесении  изменений в главу 21  части  второй  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации  и  о  признании  утратившими   силу
   отдельных  положений актов законодательства Российской Федерации  о
   налогах  и  сборах" с 1 января 2006 года вступил  в  силу  подпункт
   15.1  пункта  3  статьи  149  НК РФ, согласно  которому  совершение
   нотариусами,    занимающимися   частной   практикой,   нотариальных
   действий  и  оказание услуг правового и технического  характера  не
   подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
       Вопрос 54: Правомерны ли действия руководителя государственного
   органа  при проведении мероприятий по сокращению штата  в  связи  с
   реорганизацией,   не   предложившего  сотрудникам   для   замещения
   вакантные  должности в связи с тем, что они подлежат  замещению  по
   конкурсу?
       Ответ:  Отношения, связанные с поступлением на  государственную
   гражданскую   службу  Российской  Федерации,  ее   прохождением   и
   прекращением, а также с определением правового положения  (статуса)
   федерального    государственного    гражданского    служащего     и
   государственного   гражданского   служащего   субъекта   Российской
   Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года  N
   79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
       При увольнении государственного служащего в связи с сокращением
   штата    должна    быть    соблюдена    определенная    действующим
   законодательством процедура: сообщение о предстоящем увольнении  за
   два  месяца  (пункт  5  статьи  31 Федерального  закона  N  79-ФЗ),
   предоставление   гражданскому  служащему  с   учетом   уровня   его
   квалификации,  профессионального образования  и  стажа  гражданской
   службы  или работы (службы) по специальности возможности  замещения
   иной  должности гражданской службы в том же государственном органе,
   либо  в  другом государственном органе (подпункт 1 пункта 1  статьи
   31   Закона),   информирование  о  предстоящем   сокращении   штата
   выборного профсоюзного органа (статья 38 Закона) и др.
       Вместе  с тем согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 14 того  же
   Закона  гражданский  служащий имеет право на  должностной  рост  на
   конкурсной основе.
       В   соответствии  с  вышеназванным  Законом  Указом  Президента
   Российской  Федерации, определяющее порядок  и  условия  проведения
   конкурса   на   замещение   вакантной   должности   государственной
   гражданской    службы    Российской   Федерации    в    федеральном
   государственном органе, государственном органе субъекта  Российской
   Федерации или их аппаратах.
       Согласно  пункту  1  Положения конкурс на  замещение  вакантной
   должности  гражданской  службы обеспечивает  конституционное  право
   граждан  Российской  Федерации на равный доступ  к  государственной
   службе,  а  также  право  государственных гражданских  служащих  на
   должностной рост на конкурсной основе.
       Право   на   участие  в  конкурсе  имеют  граждане   Российской
   Федерации,  достигшие  возраста 18 лет,  владеющие  государственным
   языком   Российской   Федерации  и  соответствующие   установленным
   законодательством    Российской   Федерации    о    государственной
   гражданской   службе  квалификационным  требованиям   к   вакантной
   должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе на  общих
   основаниях  участвовать  в  конкурсе  независимо  от  того,   какую
   должность  он  замещает  на  период проведения  конкурса  (пункт  5
   Положения).
       Проведению конкурса также соответствует определенная процедура:
   публикация  государственным органом объявления о приеме  документов
   для   участия   в   конкурсе,  содержащего   перечень   требований,
   предъявляемых  к  претенденту, место и время приема  документов,  и
   так далее (пункт 6 Положения).
       Гражданский   служащий,   изъявивший  желание   участвовать   в
   конкурсе,  направляет  заявление на имя  представителя  нанимателя.
   Кадровая  служба  государственного органа,  в  котором  гражданский
   служащий  замещает должность гражданской службы,  обеспечивает  ему
   получение документов, необходимых для участия в конкурсе  (пункт  8
   Положения).
       Гражданский  служащий  не допускается к участию  в  конкурсе  в
   связи   с   его  несоответствием  квалификационным  требованиям   к
   вакантной  должности  гражданской  службы,  а  также  в   связи   с
   ограничениями,    установленными    законодательством    Российской
   Федерации о государственной гражданской службе, для поступления  на
   гражданскую службу и ее прохождения (пункт 10 Положения).
       Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы,
   не  допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это  решение
   в  соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт  13
   Положения).
       Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства,
   можно    сделать    следующий   вывод.   При    сокращении    штата
   государственного   органа  представитель  работодателя   не   может
   предложить   сотруднику  для  замещения  без   конкурса   вакантную
   должность, которая должна замещаться только по конкурсу.  Вместе  с
   тем  государственный служащий имеет право на участие в конкурсе  на
   вакантную  должность на общих основаниях независимо от того,  будет
   ли ему предложено такое участие.
   
                        Информация для сведения
   
       В  связи  с  допущенной  опечаткой в ответе  на  вопрос  N  26,
   включенном в Обзор судебной практики за 2 квартал 2005 года:
       вопрос следует читать "Производится ли выплата страховой  суммы
   по  договору  обязательного страхования гражданской ответственности
   владельцев транспортных средств, если вред потерпевшему (одному  из
   участников    дорожно-транспортного   происшествия)   причинен    в
   результате  повреждения  его  автомобиля  по  вине  лица   (другого
   участника    дорожно-транспортного   происшествия),    управлявшего
   автомобилем на основании доверенности, но не включенного в  договор
   обязательного  страхования  в  качестве  водителя,  допущенного   к
   управлению этим транспортным средством?";
       в  последнем абзаце ответа на вопрос первое предложение следует
   читать:  "Таким  образом,  независимо от того,  на  каких  условиях
   заключен   договор  обязательного  страхования,   страховая   сумма
   подлежит   выплате  потерпевшему  (одному  из  участников  дорожно-
   транспортного  происшествия), которому вред причинен  в  результате
   повреждения его автомобиля по вине лица (другого участника дорожно-
   транспортного    происшествия),   не    включенного    в    договор
   обязательного  страхования  в  качестве  водителя,  допущенного   к
   управлению  транспортным  средством,  в  случае,  если  такое  лицо
   управляло   автомобилем  на  законных  основаниях   (например,   на
   основании письменной доверенности)".
   
                      Вопросы судебной статистики
   
       1. Как надлежит учитывать в статистической отчетности жалобы на
   действия судебных приставов-исполнителей?
       Жалобы   на   действия   судебных   приставов-исполнителей    в
   статистических   отчетах  учитываются  как  материалы   в   порядке
   исполнения судебных решений.
       При   определении   количества  таких  дел,   рассмотренных   с
   нарушением  срока,  представляется целесообразным  учитывать  дела,
   рассматриваемые свыше одного месяца.
       2.   Следует   ли   исключать  из  общего  срока   рассмотрения
   гражданского   дела  срок,  установленный  судом   при   оставлении
   искового заявления без движения?
       В  случае  оставления  искового заявления  без  движения,  если
   заявитель    своевременно   устранил   указанные    недостатки    в
   соответствии  со  ст.  136 ГПК РФ, срок рассмотрения  дела  следует
   исчислять  со  дня первоначального представления заявления  в  суд,
   исключая срок, предоставленный судом для исправления недостатков.
       3.  Как  следует исчислять срок назначения дела  к  слушанию  в
   случае назначения предварительного слушания?
       При  определении срока назначения к слушанию уголовного дела  в
   случае    назначения   предварительного   слушания   срок    должен
   исчисляться по аналогии по сроком при назначении дела, то  есть  14
   дней   с   даты  вынесения  судебного  постановления  о  назначении
   предварительного слушания до даты его проведения.
       4.  Как  следует  исчислять срок рассмотрения мировыми  судьями
   уголовных  дел,  поступивших  с  обвинительным  заключением  или  с
   обвинительным актом?
       На  исчисление  сроков рассмотрения таких дел мировыми  судьями
   должны    распространяться   положения    процессуального    права,
   предусматривающие сроки рассмотрения таких дел районными судами.
   
   


Счетчики
 
Реклама
Разное