Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.03.2006 ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2005 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
       Вопрос  9: Как определяется подсудность дел об оспаривании  той
   части  нормативного  правового акта, которая не  содержит  правовой
   нормы?
       Ответ:  В  соответствии  с  пунктом  12  Постановления  Пленума
   Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2  "О
   некоторых  вопросах, возникающих в связи с принятием и введением  в
   действие    Гражданского   процессуального    кодекса    Российской
   Федерации"  под  нормативным правовым актом понимается  изданный  в
   установленном   порядке   акт   управомоченного   на   то    органа
   государственной   власти,   органа  местного   самоуправления   или
   должностного   лица,   устанавливающий  правовые   нормы   (правила
   поведения),   обязательные   для   неопределенного    круга    лиц,
   рассчитанные  на неоднократное применение и действующие  независимо
   от  того,  возникли  или  прекратились  конкретные  правоотношения,
   предусмотренные актом.
       Следовательно,  акт  может  быть признан  нормативным  правовым
   только  при наличии всех перечисленных выше признаков, то  есть  он
   должен  быть  утвержден актом управомоченного на  того  органа  или
   лица,  имеющего  право  на  издание  нормативного  правового  акта,
   должен   содержать   нормы,  которые  являются  обязательными   для
   исполнения,  касаются неопределенного круга  лиц  и  рассчитаны  на
   неоднократное применение.
       При  этом  необходимо учитывать, что нормативный  правовой  акт
   может   содержать  и  отдельные  положения,  которые  не   содержат
   правовых норм, что не меняет нормативно-правового характера акта.
       Следовательно,  оспаривание  положения  нормативного  правового
   акта,  которое не носит нормативно-правового характера,  не  должно
   служить   основанием  к  изменению  подсудности  при   рассмотрении
   данного   дела,   поскольку   оспариваемое   положение   не   может
   рассматриваться  и  оцениваться  в отрыве  от  самого  нормативного
   правового акта в целом.
       Поэтому  подсудность дел об оспаривании нормативного  правового
   акта  в  части,  независимо  от правового  характера  оспариваемого
   положения,  в любом случае должна определяться на основании  пункта
   2 части 1 статьи 26 ГПК РФ и пункта 2 части 1 статьи 27 ГПК РФ.
       Вопрос:  За счет каких средств взыскиваются расходы  по  оплате
   государственной   пошлины   в   случае  удовлетворения   заявленных
   требований о признании нормативного правового акта недействующим?
       Ответ:  В  соответствии со статьей 88 ГПК РФ  судебные  расходы
   состоят   из  государственной  пошлины  и  издержек,  связанных   с
   рассмотрением дела.
       Согласно  части  1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в  пользу  которой
   состоялось  решение  суда,  суд  присуждает  возместить  с   другой
   стороны  все  понесенные по делу расходы, за  исключением  случаев,
   предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
       На    производство   по   делам,   возникающим   из   публичных
   правоотношений,   распространяются  общие  положения   Гражданского
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации   с    изъятиями
   (особенностями),  установленными  главами  24   -   26   указанного
   Кодекса.
       Поскольку  законодательством для  указанной  категории  дел  не
   установлено  никаких  изъятий  из общего  правила  о  распределении
   судебных  расходов  между сторонами, положения  статьи  98  ГПК  РФ
   применяются  и  при  рассмотрении дел  об  оспаривании  нормативных
   правовых актов.
       Следовательно,   государственные   органы,   органы    местного
   самоуправления  в  тех  случаях, когда  они  выступают  в  качестве
   органов,  чьи  нормативные  правовые акты  оспариваются  в  порядке
   главы  24  ГПК  РФ,  оплачивают государственную  пошлину  на  общих
   основаниях, то есть по правилам статьи 98 ГПК РФ.
       Таким   образом,  расходы  по  оплате  государственной  пошлины
   подлежат  возмещению  органом, нормативный  правовой  акт  которого
   оспаривался   и  признан  недействительным,  за  счет   собственных
   средств.
   
            Вопросы применения Кодекса Российской Федерации
                  об административных правонарушениях
   
       Вопрос  11:  Является ли основанием для возврата  протокола  об
   административном правонарушении отсутствие в нем  подписи  лица,  в
   отношении которого составлен протокол?
       Ответ:  В  соответствии  с подпунктом  4  статьи  29.4  Кодекса
   Российской    Федерации    об   административных    правонарушениях
   определение    о    возвращении   протокола   об   административном
   правонарушении  и  других  материалов дела  в  орган,  должностному
   лицу,  которые  составили протокол, выносится в случае  составления
   протокола  и  оформления  других материалов неправомочными  лицами,
   неправильного составления протокола и оформления других  материалов
   дела  либо  неполноты представленных материалов, которые  не  могут
   быть восполнены при рассмотрении дела.
       Согласно   пункту   5   статьи   28.2   Кодекса   протокол   об
   административном  правонарушении подписывается  должностным  лицом,
   его  составившим,  физическим  лицом  или  законным  представителем
   юридического   лица,  в  отношении  которых  возбуждено   дело   об
   административном правонарушении. В случае отказа указанных  лиц  от
   подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
       Поскольку Кодексом допускается составление протокола с отметкой
   об  отказе  лица поставить свою подпись, составление протокола  без
   подписи,  но  с  отметкой  об  отказе  поставить  свою  подпись  не
   является  основанием  для  возврата протокола.  В  случае,  если  в
   протоколе  отсутствует подпись лица, в отношении которого составлен
   протокол,  и отсутствует отметка об отказе от подписания протокола,
   предусмотренная  пунктом  5 статьи 28.2 Кодекса,  протокол  следует
   возвратить в соответствии с пунктом 4 статьи 29.4 КоАП РФ.
       Вопрос   12:   Подлежит  ли  привлечению   к   административной
   ответственности  в  соответствии с частью 1  статьи  6.10  КоАП  РФ
   несовершеннолетнее лицо в возрасте 17 лет?
       Ответ:   Согласно  части  1  статьи  6.10  Кодекса   Российской
   Федерации    об    административных   правонарушениях    вовлечение
   несовершеннолетнего   в   употребление   спиртных   напитков    или
   одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа  в
   размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
       По   смыслу   этой   нормы   привлечению   к   административной
   ответственности  за вовлечение несовершеннолетнего  в  употребление
   спиртных    напитков    или   одурманивающих    веществ    подлежит
   совершеннолетнее лицо.
       Несовершеннолетнее   лицо   не   может   быть   привлечено    к
   ответственности  за  совершение  правонарушения,  содержащегося   в
   статье   6.10  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных
   правонарушениях.
       Вопрос  13:  Образует  ли состав какого-либо  административного
   правонарушения   непредставление   организациями,   осуществляющими
   операции с денежными средствами или иным имуществом, информации  об
   операциях   с   денежными   средствами  или   иным   имуществом   в
   уполномоченную организацию?
       Ответ:  Согласно  подпункту 4 пункта 1  статьи  7  Федерального
   закона   от  7  августа  2001  года  N  115-ФЗ  "О  противодействии
   легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным  путем,  и
   финансированию  терроризма"  (в редакции  от  28  июля  2004  года)
   организации,  осуществляющие операции с  денежными  средствами  или
   иным  имуществом, обязаны документально фиксировать и  представлять
   в  уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем
   совершения операции, сведения по подлежащим обязательному  контролю
   операциям с денежными средствами или иным имуществом: вид  операции
   и  основания  ее совершения, дату совершения операции  с  денежными
   средствами  или  иным  имуществом, а также сумму,  на  которую  она
   совершена, и так далее (согласно перечню).
       Административная   ответственность  за   такое   правонарушение
   предусмотрена   статьей  19.7  Кодекса  Российской   Федерации   об
   административных правонарушениях, согласно которой  непредставление
   или   несвоевременное   представление   в   государственный   орган
   (должностному  лицу)  сведений (информации), представление  которых
   предусмотрено законом и необходимо для осуществления  этим  органом
   (должностным  лицом)  его законной деятельности,  влечет  наложение
   штрафа.
       Вопрос  14:  Можно ли признать правонарушением, предусмотренным
   частью  1  статьи  19.15  КоАП РФ, проживание  или  пребывание  без
   паспорта,  если  у гражданина имеется иной документ, удостоверяющий
   личность:   свидетельство   о   рождении,   заграничный    паспорт,
   удостоверение    личности    -   для   военнослужащих    (офицеров,
   прапорщиков,  мичманов),  военный билет  -  для  солдат,  матросов,
   сержантов  и  старшин,  проходящих военную службу  по  призыву  или
   контракту;  справка об освобождении из мест лишения свободы,  иные,
   выдаваемые   органами  внутренних  дел  документы,   удостоверяющие
   личность  гражданина,  учитывая положение  статьи  10  Федерального
   закона "О гражданстве"?
       Ответ:   Согласно  части  1  статьи  19.15  Кодекса  Российской
   Федерации об административных правонарушениях проживание  по  месту
   жительства   или   по   месту  пребывания   гражданина   Российской
   Федерации,   обязанного  иметь  удостоверение  личности  гражданина
   (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или  по
   недействительному  удостоверению  личности  гражданина   (паспорту)
   либо  без  регистрации по месту пребывания или по месту  жительства
   влечет  наложение административного штрафа в размере от  пятнадцати
   до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
       Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-
   ФЗ  "О  гражданстве" (в редакции от 2 ноября 2002 года) документом,
   удостоверяющим  гражданство Российской Федерации, является  паспорт
   гражданина   Российской  Федерации  или  иной  основной   документ,
   содержащие  указание на гражданство лица. Виды основных документов,
   удостоверяющих    личность   гражданина    Российской    Федерации,
   определяются федеральным законом.
       В  настоящее время федеральными законами не предусмотрены  виды
   основных  документов, удостоверяющих личность гражданина Российской
   Федерации.
       В  соответствии  с  пунктом 1 Положения о  паспорте  гражданина
   Российской  Федерации,  утвержденного Постановлением  Правительства
   Российской  Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина
   Российской  Федерации является основным документом,  удостоверяющим
   личность  гражданина Российской Федерации на территории  Российской
   Федерации.
       Паспорт   обязаны  иметь  все  граждане  Российской  Федерации,
   достигшие   14-летнего   возраста  и  проживающие   на   территории
   Российской Федерации (часть 2 пункта 1 Положения).
       Вместе   с   тем   согласно  части   3   пункта   7   Положения
   военнослужащим,  проходящим  военную службу  по  призыву,  паспорта
   выдаются  или  заменяются  по  месту  их  жительства  по  окончании
   установленного срока военной службы по призыву.
       В  силу пункта 17 этого же Положения в случае утери паспорта до
   оформления   нового  паспорта  органом  внутренних   дел   выдается
   гражданину по его просьбе временное удостоверение личности.
       Согласно   пункту   1   статьи  2.3  Кодекса   административной
   ответственности  подлежит  лицо,  достигшее  к  моменту  совершения
   административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
       Следовательно, проживание или пребывание гражданина, достигшего
   шестнадцати  лет,  без  паспорта, кроме военнослужащих,  проходящих
   военную   службу   по   призыву,  и  граждан,   имеющих   временное
   удостоверение  личности, выданное органом внутренних дел,  является
   правонарушением,  предусмотренным частью  1  статьи  19.15  Кодекса
   Российской    Федерации   об   административных    правонарушениях,
   независимо от наличия у гражданина другого документа.
       Вопрос   15:   Подлежит  ли  привлечению   к   административной
   ответственности  в  соответствии с частью 1 статьи  19.15  КоАП  РФ
   гражданин  Российской  Федерации,  паспорт  которого  не   был   им
   своевременно   заменен   по  достижении  возраста,   установленного
   пунктом  7  Положения  о паспорте гражданина Российской  Федерации,
   если   у   гражданина   имеется   иной   действительный   документ,
   удостоверяющий личность?
       Можно ли считать такой паспорт недействительным, учитывая,  что
   согласно  пункту  6  Положения  о  паспорте  гражданина  Российской
   Федерации  недействительным  является паспорт,  в  который  внесены
   сведения,   отметки   или   записи,   не   предусмотренные   данным
   Положением?
       Ответ:  Согласно  пункту 7 Положения о паспорте  срок  действия
   паспорта гражданина:
       - от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;
       - от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;
       - от 45 лет - бессрочно.
       По   достижении  гражданином  (за  исключением  военнослужащих,
   проходящих  службу  по  призыву) 20-летнего и  45-летнего  возраста
   паспорт подлежит замене.
       Согласно  пункту  1 Положения о паспорте гражданина  Российской
   Федерации,  утвержденного  Постановлением Правительства  Российской
   Федерации  от  8  июля 1997 года N 828, паспорт  является  основным
   документом,    удостоверяющим   личность   гражданина    Российской
   Федерации на территории Российской Федерации.
       Исключение  составляют удостоверение личности  военнослужащего,
   проходящего  военную  службу по призыву, и временное  удостоверение
   личности,  выданное  органом внутренних  дел  в  случае  нахождения
   паспорта в органах внутренних дел.
       В  соответствии  с  пунктом 6 Положения о  паспорте  гражданина
   Российской  Федерации паспорт, в который внесены сведения,  отметки
   или   записи,   не   предусмотренные  этим   Положением,   является
   недействительным.
       Вместе  с  тем  содержание  пункта 6 Положения  о  паспорте  не
   позволяет    сделать   вывод   о   том,   что   паспорт    является
   недействительным только в случае, предусмотренном этим пунктом.
       Недействительный документ - это документ, не имеющий  силы  или
   значения  вследствие  неправильности, истечения  срока  действия  и
   т.п.
       Таким  образом, паспорт, срок действия которого истек,  следует
   считать недействительным.
       Следовательно,  проживание по месту  жительства  или  по  месту
   пребывания  гражданина Российской Федерации,  паспорт  которого  не
   был  им  заменен  в  срок,  определенный в  пункте  7  Положения  о
   паспорте,   в   связи   с  достижением  гражданином   определенного
   возраста,   влечет  привлечение  гражданина  к  ответственности   в
   соответствии  с  частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ вне  зависимости  от
   наличия у него другого действительного удостоверения личности.
       Вопрос 16: Можно ли привлечь гражданина Российской Федерации  к
   административной   ответственности   в   случае    совершения    им
   административного   правонарушения,  ответственность   за   которое
   предусмотрена  частью  1  статьи 19.15  КоАП  РФ,  если  к  моменту
   обнаружения   правонарушения  истек  двухмесячный   срок   давности
   привлечения к административной ответственности?
       Ответ: Постановление по делу об административном правонарушении
   не  может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения
   административного  правонарушения  (часть  1  статьи  4.5   Кодекса
   Российской Федерации об административных правонарушениях).
       В  соответствии с частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ  проживание  по
   месту  жительства  или  по месту пребывания  гражданина  Российской
   Федерации,   обязанного  иметь  удостоверение  личности  гражданина
   (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или  по
   недействительному  удостоверению  личности  гражданина   (паспорту)
   либо  без  регистрации по месту пребывания или по месту  жительства
   влечет  наложение административного штрафа в размере от  пятнадцати
   до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
       Исходя  из  смысла данной нормы указанное в ней  правонарушение
   длится  до  прекращения обстоятельств, с которыми  закон  связывает
   наступление ответственности: на законном основании получен  паспорт
   или  оформлена  регистрация либо лицо задержано органом  внутренних
   дел.
       Согласно  пункту  14  Постановления  Пленума  Верховного   Суда
   Российской  Федерации  от  24 марта 2005  года  N  5  "О  некоторых
   вопросах,  возникающих  у судов при применении  Кодекса  Российской
   Федерации  об  административных  правонарушениях"  административное
   правонарушение  (действие или бездействие),  которое  выражается  в
   длительном    непрекращающемся   невыполнении   или    ненадлежащем
   выполнении   обязанностей,  возложенных  на   нарушителя   законом,
   является длящимся.
       Поэтому  правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи  19.15
   Кодекса, следует считать длящимся.
       При    длящемся    административном    правонарушении    сроки,
   предусмотренные  частью 1 статьи 4.5 Кодекса, начинают  исчисляться
   со  дня  обнаружения  административного  правонарушения  (часть   2
   статьи 4.5 Кодекса).
       Следовательно, при привлечении гражданина Российской  Федерации
   к  административной  ответственности  в  соответствии  с  частью  1
   статьи  19.15  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных
   правонарушениях следует учитывать, что двухмесячный  срок  начинает
   исчисляться со дня обнаружения правонарушения.
       Вопрос  17: Может ли являться основанием возврата протокола  об
   административном  правонарушении  для  устранения  недостатков   по
   делу, возбужденному в отношении должностного лица, отсутствие  даты
   рождения  и  места  жительства  при указании  инициалов  и  фамилии
   должностного   лица,  названия  должности  и  адреса   организации-
   работодателя?
       Ответ:  Согласно  статье  2.4 Кодекса Российской  Федерации  об
   административных  правонарушениях административной  ответственности
   подлежит  должностное лицо в случае совершения им административного
   правонарушения   в   связи   с  неисполнением   либо   ненадлежащим
   исполнением своих служебных обязанностей.
       В  соответствии  с  частью  2 статьи  28.2  Кодекса  Российской
   Федерации  об  административных  правонарушениях  в  протоколе   об
   административном  правонарушении  указываются  дата  и  место   его
   составления,  должность,  фамилия  и  инициалы  лица,  составившего
   протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело  об
   административном правонарушении, и так далее.
       Согласно   части   1   статьи   2.1  Кодекса   административным
   правонарушением   признается  противоправное,   виновное   действие
   (бездействие) физического или юридического лица, за которое  данным
   Кодексом   или   законами   субъектов   Российской   Федерации   об
   административных   правонарушениях   установлена   административная
   ответственность.
       Таким  образом,  субъектом административного правонарушения,  в
   этом  случае  является  физическое  лицо,  занимающее  определенную
   должность.  Его  данные  имеют важное значение:  согласно  части  1
   статьи  19  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  гражданин
   приобретает  и  осуществляет права и обязанности под своим  именем;
   определение  даты  рождения  необходимо для  установления  возраста
   гражданина  с  целью  выяснения  возможности  привлечения   его   к
   административной  ответственности;  место  жительства  также  имеет
   значение,  так  как  согласно статье 29.5  Кодекса  по  ходатайству
   лица,  в  отношении  которого  ведется  производство  по  делу   об
   административном  правонарушении, дело может  быть  рассмотрено  по
   месту   жительства   данного   лица,   дела   об   административных
   правонарушениях  несовершеннолетних, а  также  об  административных
   правонарушениях, предусмотренных статьями 5.33, 5.34,  6.10,  20.22
   Кодекса,  рассматриваются  по месту жительства  лица,  в  отношении
   которого ведется производство по делу.
       Следовательно,   отсутствие  в  протоколе  об  административном
   правонарушении  указанных  данных  может  являться  основанием  для
   возврата  протокола и материалов дела для устранения недостатков  в
   соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса.
       Вопрос  18:  Можно  ли  составить протокол об  административном
   правонарушении при отсутствии представителя юридического лица?
       Ответ:  Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав  и
   законных интересов юридического лица, в отношении которого  ведется
   производство  по  делу  об  административном  правонарушении,   или
   юридического   лица,  являющегося  потерпевшим,  осуществляют   его
   законные   представители.  Законными  представителями  юридического
   лица  являются  его руководитель, а также иное лицо,  признанное  в
   соответствии  с  законом  или  учредительными  документами  органом
   юридического  лица. Полномочия законного представителя юридического
   лица подтверждаются документами.
       Исходя  из  положений статьи 28.2 КоАП РФ составление протокола
   об  административном правонарушении в отношении  юридического  лица
   должно  осуществляться  в присутствии его законного  представителя,
   поскольку   должностное   лицо,  составляющее   протокол,   обязано
   предоставить   привлекаемому  к  административной   ответственности
   юридическому     лицу     возможность     реализовать     гарантии,
   предусмотренные    данной    нормой   (в    частности,    законному
   представителю должна быть предоставлена возможность ознакомления  с
   протоколом;   указанное  лицо  вправе  представить   объяснения   и
   замечания   по   содержанию   протокола;  законному   представителю
   разъясняется возможность обжалования действий должностного  лица  в
   силу статьи 46 Конституции Российской Федерации).
       Кроме  того,  часть 3 статьи 25.4 КоАП РФ предусматривает,  что
   дело  об административном правонарушении рассматривается с участием
   законного  представителя или защитника. В отсутствие указанных  лиц
   дело  может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные  о
   надлежащем  извещении  лиц о месте и времени  рассмотрения  дела  и
   если  от  них  не  поступило ходатайство об отложении  рассмотрения
   дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
       Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о
   том,   что   должностное   лицо  при   составлении   протокола   об
   административном   правонарушении  обязано  известить   (уведомить)
   законного представителя юридического лица о факте, времени и  месте
   составления   названного   протокола  в   целях   обеспечения   ему
   возможности  реализовать  гарантии,  предусмотренные  статьей  28.2
   КоАП  РФ.  В  случае ненадлежащего извещения данного лица  протокол
   может  быть  составлен  и  в  отсутствие  законного  представителя,
   поскольку   его   неявка  или  уклонение  не  могут  препятствовать
   реализации должностным лицом возложенных на него законом задач.
       Вопрос   19:   Какой   адрес  должен  содержать   протокол   об
   административном  правонарушении: место  совершения  правонарушения
   или место нахождения юридического лица?
       Ответ:  Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе  об
   административном  правонарушении, в  частности,  указываются  адрес
   места  совершения  административного правонарушения  и  сведения  о
   лице,  в  отношении  которого возбуждено дело  об  административном
   правонарушении, то есть адрес и другие данные юридического лица.
       Вопрос  20:  Можно  ли  признать надлежащим  извещение  лица  о
   времени    и    месте   рассмотрения   дела   об   административном
   правонарушении,   если   оно   было   осуществлено    не    судьей,
   рассматривающим дело (и не по его поручению), а должностным  лицом,
   составившим  протокол об административном правонарушении,  до  того
   как дело об административном правонарушении было направлено в суд?
       Ответ:  Извещение лица о времени и месте рассмотрения  дела  об
   административном  правонарушении  должностным  лицом,   составившим
   протокол   об  административном  правонарушении,  нельзя   признать
   надлежащим,  поскольку в соответствии с п. п. 1, 2 части  1  статьи
   29.4  КоАП  РФ  решение  вопросов  о  назначении  времени  и  места
   рассмотрения  дела об административном правонарушении  и  вызове  в
   судебное  заседание лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 КоАП  РФ,
   отнесено   к   компетенции  судьи  (органа,   должностного   лица),
   уполномоченного     рассматривать    дело    об    административном
   правонарушении.
       Кроме  того,  необходимо  учитывать, что  исходя  из  положений
   статьи  29.1  и  29.4  КоАП  РФ непременным  условием  законного  и
   обоснованного  рассмотрения дела об административном правонарушении
   является  предварительная подготовка к его разбирательству.  Судья,
   орган,  должностное  лицо при подготовке  к  рассмотрению  дела  об
   административном   правонарушении   выясняют   следующие   вопросы:
   относится  ли  к их компетенции рассмотрение данного дела;  имеются
   ли  обстоятельства,  исключающие возможность  рассмотрения  данного
   дела  судьей,  членом  коллегиального  органа,  должностным  лицом;
   правильно    ли    составлены    протокол    об    административном
   правонарушении  и  другие  протоколы, предусмотренные  Кодексом,  а
   также  правильно  ли  оформлены иные  материалы  дела;  имеются  ли
   обстоятельства,  исключающие производство по  делу;  достаточно  ли
   имеющихся  по  делу  материалов для его рассмотрения  по  существу;
   имеются ли ходатайства и отводы.
       Только  после  того  как  подготовка  к  рассмотрению  дела  об
   административном  правонарушении будет  проведена,  обсуждается,  в
   частности,  вопрос  о назначении времени и места рассмотрения  дела
   (п. 1 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
       Таким  образом,  при  назначении  дела  к  рассмотрению  лицом,
   составившим   протокол  об  административном   правонарушении,   до
   направления  дела в суд пропускается целая стадия,  имеющая  важное
   значение, а это может повлечь нарушение прав, в частности, лица,  в
   отношении     которого    ведется    дело    об    административном
   правонарушении, и потерпевшего.
       Вопрос  21:  Можно  ли  отменить  вступившее  в  законную  силу
   постановление  о привлечении к административной ответственности  за
   совершение  административного  правонарушения  по  части  2  статьи
   12.15 КоАП РФ в связи с тем, что в действиях лица, привлеченного  к
   административной      ответственности,      содержится       состав
   правонарушения, предусмотренный частью 3 указанной статьи?
       Ответ:  Частью  2  статьи  12.15  КоАП  РФ  предусмотрено,  что
   нарушение  правил расположения транспортного средства  на  проезжей
   части  дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону
   проезжей  части дороги, предназначенную для встречного движения,  а
   равно  пересечение  организованной транспортной или  пешей  колонны
   либо  занятие места в ней влечет наложение административного штрафа
   в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
       Частью    3    данной   статьи   установлена   административная
   ответственность  за  выезд  на  сторону  проезжей   части   дороги,
   предназначенную  для  встречного  движения,  в  случаях,  если  это
   запрещено  Правилами  дорожного движения, в виде  административного
   штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты  труда
   или  лишения права управления транспортными средствами на  срок  от
   двух до четырех месяцев.
       Поскольку лицо привлечено к административной ответственности за
   действия,   которые   им  не  совершались,   то   постановление   о
   привлечении  к административной ответственности по части  2  статьи
   12.15   КоАП  РФ  подлежит  отмене,  а  производство  по   делу   -
   прекращению  на основании пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ  в  связи  с
   отсутствием      состава     административного      правонарушения,
   предусмотренного частью 2 статьи 12.15 КоАП РФ.
   
                     Исчисление срока привлечения
                  к административной ответственности
   
       Вопрос   22:   Какой  день  следует  считать   днем   окончания
   двухмесячного срока давности, предусмотренного частью 1 статьи  4.5
   Кодекса  Российской Федерации об административных  правонарушениях,
   если  правонарушение совершено, к примеру, 3 сентября (2, 3  или  4
   ноября)?
       Ответ:  Согласно  части 1 статьи 4.5 Кодекса  постановление  по
   делу  об административном правонарушении не может быть вынесено  по
   истечении   двух   месяцев  со  дня  совершения   административного
   правонарушения.
       Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
   не   содержит   нормы,  определяющей  порядок   исчисления   сроков
   давности.  По  общим правилам исчисления сроков  срок,  исчисляемый
   месяцами,  истекает  в  соответствующее  число  последнего   месяца
   срока.
       Таким  образом, если правонарушение совершено 3 сентября,  днем
   окончания  двухмесячного срока давности следует  считать  3  ноября
   (по истечении 2 месяцев).
   
         Рассмотрение дел об административных правонарушениях,
             по которым предусмотрено применение наказания
                  в виде приостановления деятельности
   
       Вопрос 23: Как должностным лицом, уполномоченным в соответствии
   со  статьей  28.3  КоАП РФ составлять протокол об  административном
   правонарушении,   должно   быть   определено   время   фактического
   прекращения   деятельности,  указанное  в  части  2  статьи   27.17
   Кодекса?
       Ответ:  Согласно  части 2 статьи 27.17 Кодекса срок  временного
   запрета    деятельности   исчисляется   с   момента    фактического
   прекращения  деятельности  филиалов, представительств,  структурных
   подразделений  юридического  лица,  производственных  участков,   а
   также  эксплуатации  агрегатов, объектов,  зданий  или  сооружений,
   осуществления   отдельных  видов  деятельности  (работ),   оказания
   услуг.
       В  соответствии  с  частью 3 статьи 27.16 Кодекса  о  временном
   запрете  деятельности составляется протокол, в котором  указываются
   основание применения этой меры обеспечения производства по делу  об
   административном  правонарушении, дата  и  место  его  составления,
   должность,  фамилия  и  инициалы  должностного  лица,  составившего
   протокол,   сведения   о   лице,  в  отношении   которого   ведется
   производство  по  делу  об административном правонарушении,  объект
   деятельности,  подвергшийся временному запрету деятельности,  время
   фактического прекращения деятельности и др.
       Согласно   части   1   статьи  3.12  Кодекса   административное
   приостановление  деятельности заключается во временном  прекращении
   деятельности  лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность
   без  образования юридического лица, юридических лиц,  их  филиалов,
   представительств,   структурных   подразделений,   производственных
   участков,  а  также  эксплуатации агрегатов, объектов,  зданий  или
   сооружений,  осуществления  отдельных видов  деятельности  (работ),
   оказания услуг.
       Поскольку  временный запрет деятельности по своим  последствиям
   аналогичен  административному приостановлению деятельности  (первый
   ограничен более коротким сроком - 5 дней), а также исходя из  того,
   что  в  соответствии с частью 5 статьи 29.6 Кодекса срок временного
   запрета   деятельности   засчитывается  в  срок   административного
   приостановления    деятельности,    совершение    мероприятий    по
   осуществлению  временного  запрета  деятельности  производится   по
   правилам административного приостановления деятельности.
       Согласно  части  2  статьи 32.12 Кодекса  при  административном
   приостановлении   деятельности   производится   наложение    пломб,
   опечатывание  помещений, мест хранения товаров и иных  материальных
   ценностей,  касс,  а  также применяются другие меры  по  исполнению
   указанных   в  постановлении  об  административном  приостановлении
   деятельности     мероприятий,    необходимых     для     исполнения
   административного     наказания    в     виде     административного
   приостановления деятельности.
       Таким    образом,    моментом   фактического    приостановления
   деятельности  в  обоих случаях следует считать момент  произведения
   всех этих действий.
       Вопрос  24:  Как исчислять временный запрет деятельности,  если
   протокол составлен в конце рабочего дня?
       Ответ:  Согласно  части 2 статьи 27.17 Кодекса срок  временного
   запрета    деятельности   исчисляется   с   момента    фактического
   прекращения  деятельности  филиалов, представительств,  структурных
   подразделений  юридического  лица,  производственных  участков,   а
   также  эксплуатации  агрегатов, объектов,  зданий  или  сооружений,
   осуществления   отдельных  видов  деятельности  (работ),   оказания
   услуг.
       О  временном  запрете  деятельности  составляется  протокол,  в
   котором  указываются  основание применения  этой  меры  обеспечения
   производства  по  делу об административном правонарушении,  дата  и
   место  его  составления, должность, фамилия и инициалы должностного
   лица,  составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого
   ведется  производство  по делу об административном  правонарушении,
   объект  деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности,
   время фактического прекращения деятельности и др.
       Таким   образом,  в  протоколе  должны  содержаться  дата   его
   составления  и  время фактического прекращения  деятельности  лица,
   привлекаемого к ответственности, которые могут отличаться  друг  от
   друга.
       Временный  запрет  деятельности следует  исчислять  со  времени
   фактического прекращения деятельности, указанного в протоколе.
       Вопрос   25:   Кто   из  должностных  лиц,   уполномоченных   в
   соответствии  со  статьей  28.3  КоАП  РФ  составлять  протокол  об
   административном   правонарушении,  вправе  принимать   решения   о
   передаче   протоколов  об  административном  правонарушении   и   о
   временном запрете деятельности в суд?
       Ответ:  Статьей  28.3  Кодекса  определены  должностные   лица,
   уполномоченные    составлять    протоколы    об    административных
   правонарушениях.
       В  соответствии  со  статьей  27.16  Кодекса  временный  запрет
   деятельности   осуществляется  должностным  лицом,   уполномоченным
   составлять   протокол   об  административном   правонарушении,   за
   совершение   которого   может   быть   назначено   административное
   наказание в виде административного приостановления деятельности,  о
   чем составляется протокол.
       Направлять  протокол  в  суд  должно  лицо,  составившее   этот
   протокол,  или,  в  случае  его  отсутствия,  лицо,  уполномоченное
   составлять   протокол   об   административном   правонарушении    в
   соответствии со статьей 28.3 Кодекса.
       Вопрос  26: Какие документы кроме протокола об административном
   правонарушении,  за  совершение которого в соответствии  с  нормами
   КоАП  РФ  может  быть назначено административное наказание  в  виде
   административного   приостановления   деятельности,   могут    быть
   представлены в суд?
       Ответ:  В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами
   по   делу   об   административном  правонарушении  являются   любые
   фактические  данные, на основании которых судья, орган, должностное
   лицо,  в производстве которых находится дело, устанавливают наличие
   или    отсутствие    события   административного    правонарушения,
   виновность  лица, привлекаемого к административной ответственности,
   а  также  иные  обстоятельства, имеющие  значение  для  правильного
   разрешения дела.
       Следовательно,   должностное  лицо   кроме   составленного   им
   протокола вправе представить в суд любые документы (материалы),  на
   основании    которых   могут   быть   установлены   обстоятельства,
   предусмотренные  статьей 26.2 КоАП РФ. К таким  документам,  исходя
   из  положений Федерального закона от 8 августа 2001 года  N  134-ФЗ
   "О  защите  прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
   при   проведении   государственного   контроля   (надзора)"   могут
   относиться акт о результатах проведения мероприятий по контролю  за
   соблюдением  юридическим лицом при осуществлении  его  деятельности
   обязательных  требований к товарам (работам, услугам), составленный
   на   основании   распоряжения   (приказа)   о   проведении   такого
   мероприятия;   акты   об  отборе  образцов  продукции;   заключения
   проведенных  исследований и экспертиз; иные документы, связанные  с
   результатами мероприятий по контролю.
       Учитывая изложенное и согласно статье 28.8 КоАП РФ, должностное
   лицо  направляет  протокол  об административном  правонарушении  со
   всеми материалами дела в адрес суда.
       Вопрос  27:  Обязательно  ли  направление  в  суд  протокола  о
   временном   запрете  деятельности  в  качестве   меры   обеспечения
   производства по делам об административном правонарушении?
       Ответ:   Согласно   статье  27.16  КоАП  РФ  временный   запрет
   деятельности  применяется в качестве меры обеспечения  производства
   по  делам  об  административном правонарушении  должностным  лицом,
   уполномоченным    составлять    протоколы    об    административном
   правонарушении,  за  совершение  которого  может   быть   назначено
   административное     наказание     в     виде     административного
   приостановления деятельности, в исключительных случаях при  наличии
   обстоятельств, предусмотренных данной нормой.
       Следовательно,  временный  запрет деятельности  применяется  по
   усмотрению должностного лица, уполномоченного составлять  протоколы
   об  административном правонарушении. При этом протокол о  временном
   запрете  деятельности должен быть направлен в суд в  любом  случае,
   когда такое действие имело место.
       Вопрос 28: Каким образом и в какие сроки постановление судьи  о
   прекращении   исполнения   административного   наказания   в   виде
   административного   приостановления   деятельности   доводится   до
   сведения  должностного  лица,  уполномоченного  в  соответствии  со
   статьей   28.3  Кодекса  составлять  протокол  об  административном
   правонарушении?
       Ответ:  Согласно  абзацу второму части 2 статьи  29.11  Кодекса
   копия  вынесенного судьей постановления по делу об административном
   правонарушении   направляется   должностному   лицу,   составившему
   протокол  об административном правонарушении, в течение  трех  дней
   со дня вынесения указанного постановления.
       Аналогичным  образом решается и вопрос о доведении до  сведения
   должностного  лица, уполномоченного в соответствии со статьей  28.3
   Кодекса  составлять  протокол  об административном  правонарушении,
   постановления    о    прекращении   исполнения    административного
   наказания.
       Вопрос  29: Приостанавливается ли действие постановления  судьи
   об   административном   приостановлении   деятельности   в   случае
   обжалования его лицом, в отношении которого применена эта мера?
       Ответ:   Согласно  части  1  статьи  31.6  Кодекса   Российской
   Федерации   об   административных  правонарушениях  судья,   орган,
   должностное    лицо,    вынесшие   постановление    о    назначении
   административного     наказания,    приостанавливают     исполнение
   постановления  в  случае  принесения  протеста  на   вступившее   в
   законную   силу   постановление   по   делу   об   административном
   правонарушении   до   рассмотрения  протеста.   О   приостановлении
   исполнения   постановления  выносится  определение,   которое   при
   необходимости  немедленно направляется в орган,  должностному  лицу
   для приведения этого определения в исполнение.
       Приостановление  действия  постановления  судьи  о   назначении
   административного  наказания  в  случае  обжалования   его   лицом,
   привлеченным к ответственности, Кодексом не предусмотрено.
       Вопрос  30:  В какой форме должно быть подготовлено  заключение
   должностного  лица, уполномоченного в соответствии со статьей  28.3
   КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении,  об
   устранении   административного  правонарушения,  прикладываемое   к
   ходатайству  о досрочном возобновлении деятельности? Необходимо  ли
   прилагать   к   нему   доказательства,  подтверждающие   устранение
   нарушений,     послуживших    основанием    для     приостановления
   деятельности, например копии протоколов исследований, если  таковые
   проводились,  либо достаточно лишь ссылки на эти  доказательства  в
   заключении, которое имеет вид письма-ответа на запрос судьи?
       Ответ:  Согласно  части 3 статьи 32.12 Кодекса административное
   приостановление  деятельности  досрочно  прекращается   судьей   по
   ходатайству  лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность
   без  образования  юридического лица, или  юридического  лица,  если
   будет  установлено, что обстоятельства, послужившие основанием  для
   назначения  административного наказания  в  виде  административного
   приостановления  деятельности,  устранены.  При   этом   судьей   в
   обязательном  порядке запрашивается заключение  должностного  лица,
   уполномоченного  в соответствии со статьей 28.3 Кодекса  составлять
   протокол  об административном правонарушении. Заключение  дается  в
   письменной   форме   с   указанием  фактов,  свидетельствующих   об
   устранении     или    о    неустранении    лицом,    осуществляющим
   предпринимательскую   деятельность  без  образования   юридического
   лица,  или  юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием
   для  назначения  административного наказания в виде приостановления
   деятельности.  Заключение  не является  обязательным  для  судьи  и
   оценивается по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса.
       В   соответствии   со  статьей  26.11  Кодекса   судья,   члены
   коллегиального    органа,    должностное    лицо,    осуществляющие
   производство по делу об административном правонарушении,  оценивают
   доказательства  по  своему  внутреннему убеждению,  основанному  на
   всестороннем,  полном и объективном исследовании всех обстоятельств
   дела  в  их  совокупности. Никакие доказательства  не  могут  иметь
   заранее установленную силу.
       Исходя  из  смысла  вышеприведенных норм, заключение  дается  в
   письменной   форме   с  приложением  к  нему  всех   доказательств,
   свидетельствующих об устранении правонарушения.
       Вопрос  31:  Должны  ли  должностные  лица,  уполномоченные   в
   соответствии  со  статьей  28.3  КоАП  РФ  составлять  протокол  об
   административном  правонарушении,  составлять  новые  протоколы  об
   административном  правонарушении  и  направлять  их   в   суд   для
   назначения наказания в виде приостановления деятельности в  случае,
   если  срок приостановления деятельности, назначенный судьей, истек,
   но   нарушения,  послужившие  основанием  для  назначения   данного
   наказания,  юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем)  не
   устранены?
       Ответ:   Поскольку   срок   административного   приостановления
   деятельности  истек,  в  случае если правонарушение  не  устранено,
   имеет  место  новое административное правонарушение,  о  совершении
   которого  должностными лицами, уполномоченными  в  соответствии  со
   статьей  28.3  КоАП  РФ  составлять  протокол  об  административном
   правонарушении, должен составляться новый протокол.
   
             Вопросы применения жилищного законодательства
   
       Вопрос  32:  Имеют  ли право на внеочередное  получение  жилого
   помещения  граждане, указанные в пунктах 1 и 2 части  1  статьи  13
   Закона  Российской  Федерации от 15 мая  1991  года  "О  социальной
   защите   граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации   вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС"?
       Ответ:  Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи  13  и  пункту  2
   части 1  статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991  года
   "О  социальной  защите  граждан, подвергшихся воздействию  радиации
   вследствие   катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС"   (в   редакции
   Федерального  закона от 24 ноября 1995 года) гражданам,  получившим
   или  перенесшим  лучевую  болезнь и другие  заболевания,  инвалидам
   вследствие  чернобыльской  катастрофы  гарантировалось  одноразовое
   бесплатное   обеспечение,   независимо   от   времени   постоянного
   проживания  в  данном  населенном  пункте,  благоустроенной   жилой
   площадью  в  течение  трех  месяцев со  дня  подачи  заявления  при
   условии  признания  их  нуждающимися в улучшении  жилищных  условий
   либо  проживания  в  коммунальных квартирах,  а  также  одноразовое
   бесплатное  обеспечение  дополнительной  жилой  площадью   в   виде
   отдельной комнаты.
       Федеральным  законом  от  22  августа  2004  года  "О  внесении
   изменений  в законодательные акты Российской Федерации и  признании
   утратившими   силу   некоторых  законодательных  актов   Российской
   Федерации  в  связи  с  принятием Федеральных законов  "О  внесении
   изменений  и  дополнений в Федеральный закон  "Об  общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной власти субъектов Российской  Федерации"  и
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской  Федерации"  статья 14 Закона  Российской  Федерации  "О
   социальной   защите  граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации
   вследствие  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС"  изложена  в  новой
   редакции.
       Согласно  пункту  2  части  1 вышеназванной  статьи  гражданам,
   получившим  или  перенесшим лучевую болезнь и  другие  заболевания,
   инвалидам   вследствие   чернобыльской  катастрофы   гарантируется:
   "обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших  на
   учет  до  1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и  порядке,
   установленных  Правительством Российской Федерации.  Нуждающиеся  в
   улучшении  жилищных условий, вставшие на учет после 1  января  2005
   года,  обеспечиваются  жилой площадью  в  соответствии  с  жилищным
   законодательством Российской Федерации".
       Данная  норма  не  содержит указания на  предоставление  жилого
   помещения  гражданам, получившим или перенесшим лучевую  болезнь  и
   другие  заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской  катастрофы
   во  внеочередном порядке. Отсутствовало такое указание и в Жилищном
   кодексе РСФСР, который действовал до 1 марта 2005 года.
       Правительством Российской Федерации 29 декабря 2004  года  было
   принято  Постановление N 866 "О порядке обеспечения жильем за  счет
   средств  федерального  бюджета  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
   условий  граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
   катастрофы   на   Чернобыльской  АЭС,  аварии  на  производственном
   объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц", пунктом  2  которого
   утверждены  Правила обеспечения жильем за счет средств федерального
   бюджета   нуждающихся   в  улучшении  жилищных   условий   граждан,
   подвергшихся  радиационному воздействию  вследствие  катастрофы  на
   Чернобыльской  АЭС, аварии на производственном объединении  "Маяк",
   и приравненных к ним лиц.
       Как следует из содержания вышеназванных Постановления и Правил,
   обеспечение  жильем  граждан, признанных нуждающимися  в  улучшении
   жилищных  условий  и  вставших  на  учет  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных  условий  до  1  января 2005  года,  осуществляется  путем
   предоставления им субсидий.
       Таким  образом,  у  граждан, получивших или перенесших  лучевую
   болезнь  и  другие заболевания, инвалидов вследствие  чернобыльской
   катастрофы,  вставших  на  учет нуждающихся  в  улучшении  жилищных
   условий   до   1   января   2005  года,   право   на   внеочередное
   предоставление жилого помещения отсутствует.
       Вопрос  33:  Учитывается  ли  состав  семьи  нанимателя  жилого
   помещения  в  доме, подлежащем сносу, а также размер занимаемой  им
   жилой  площади и другие заслуживающие внимания обстоятельства,  при
   предоставлении  гражданам жилого помещения по договору  социального
   найма в связи со сносом дома?
       Ответ:  Согласно  части  1  статьи  89  ЖК  РФ  предоставляемое
   гражданам   в   связи   с   выселением   по   основаниям,   которые
   предусмотрены  статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое  жилое  помещение  по
   договору    социального    найма   должно   быть    благоустроенным
   применительно  к  условиям  соответствующего  населенного   пункта,
   равнозначным  по общей площади ранее занимаемому жилому  помещению,
   отвечать  установленным требованиям и находиться  в  черте  данного
   населенного пункта.
       Следовательно,  законом установлены определенные  требования  к
   жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома.
       Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам
   предоставляется  не  в  связи с улучшением жилищных  условий,  а  в
   связи  со  сносом  дома,  то  предоставляемое  жилье  должно   быть
   равнозначным  по общей площади ранее занимаемому жилому  помещению,
   без  учета  обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных  условий.
   При  этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое
   помещение,   сохраняют  право  состоять   на   учете   в   качестве
   нуждающихся  в  жилых  помещениях, если у них не  отпали  основания
   состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
       Вопрос  34:  Подлежит ли выселению бывший член семьи нанимателя
   по  требованию  заинтересованного лица, если его  поведение  делает
   невозможным совместное с ним проживание?

Новости партнеров
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное