Стр. 5
- препараты крови и кровезаменители;
- механизм лечебного действия трансфузионных сред, методы и
техника трансфузионной терапии, показания к ее применению,
осложнения;
- плазмоферез, цитоферез;
- трансфузионная терапия при нарушениях микроциркуляции, шоке
и терминальных состояниях;
- особенности трансфузионной терапии в педиатрической
практике;
- оказание срочной помощи (искусственное дыхание, наружный
массаж сердца, трахеотомия, промывание желудка, первая помощь при
травме, остановка внутреннего и наружного кровотечения и др.);
- владение следующими манипуляциями:
- стернальная пункция;
- трепанобиопсия;
- пункция лимфатического узла;
- пункция селезенки;
- владение микроскопической диагностикой патологии белой и
красной крови, в гистологических препаратах; патоморфологии,
костного мозга;
- определение группы крови и резуспринадлежности;
- прямая проба Кумбса; проба агрегатгемагглютинации;
- определение холодовых антител;
- качественная проба на дефицит активности глюкозо-6-фосфат
дегидрогеназы;
- индивидуальный подбор крови по желатиновому методу;
- качественная проба с мочой для диагностики острой
перемещающейся порфирии;
- оценка прогноза заболевания;
- определение срока и характера нетрудоспособности больных,
оформление документов для ВКК и ВТЭК;
- вопросы реабилитации гематологических больных.
В смежных областях:
- дифференциальная диагностика острых терапевтических
заболеваний, клинически сходных с гематологическими заболеваниями;
- клиника, диагностика и лечение терапевтических заболеваний,
осложняющих течение гематологических заболеваний;
- клиника и дифференциальная диагностика острых инфекционных
заболеваний;
- клиника и диагностика острых отравлений и интоксикаций;
дезинтоксикационная терапия.
Консультирование:
- оказание экстренной выездной консультационной помощи при
тяжелых и диагностически неясных случаях, а также при массовых
поражениях.
Повышение квалификации и подготовка кадров:
- знание основных монографий по специальности, вышедших за
последние 5 лет, умение дать оценку основных положений, излагаемых
в них;
- систематическое изучение публикаций по специальности в
периодической печати;
- активное участие в работе научного общества;
- систематическое самообразование;
- систематическое (не реже 1 раза в 5 лет) повышение
квалификации на циклах и курсах на специальных базах повышения
квалификации;
- проведение занятий с врачами, проходящими интернатуру и
стажировку, подготовка их к сдаче аттестационного экзамена;
проведение занятий с медицинскими сестрами и другим медицинским
персоналом; чтение лекций по санитарно-просветительной тематике.
По своим опыту и знаниям он может заведовать гематологическим
отделением, отделом, лабораторией учреждения (городского,
районного) и быть использован в качестве главного специалиста в
области гематологии отдела здравоохранения (городского,
районного).
7. ВРАЧ - ИНФЕКЦИОНИСТ
Высшая квалификационная категория
Врач-инфекционист, претендующий на присвоение ему высшей
квалификационной категории, должен владеть знаниями и умениями по
следующим разделам:
Социальная гигиена и организация здравоохранения:
- законодательство о здравоохранении; директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
правовые вопросы;
- организация медицинской помощи инфекционным больным в стране
и структура инфекционной службы на районном, областном (краевом) и
республиканском уровнях;
- организация скорой и неотложной помощи инфекционным больным;
организация помощи инфекционным больным в военно-полевых условиях;
в условиях массового поражения; эпидемической вспышки;
- организация работы инфекционного стационара в районе,
городе, области, крае;
- основные типы и мощность инфекционных больниц и стационаров;
структура инфекционной больницы; особенности планировки
специализированных инфекционных стационаров (гепатитных, кишечных,
капельных, боксированных, для особоопасных инфекций);
- организация работы кабинета инфекционных заболеваний (КИЗ),
система выявления, учета, обслуживания инфекционных больных в
поликлинике;
- организация кабинета, лаборатории для обследования населения
на СПИД;
- взаимодействие в работе отдельных служб (отделений,
кабинетов, лабораторий), взаимодействие инфекционной службы и
санэпидемической, карантинной и дезинфекционной служб; НОТ в
учреждениях инфекционной службы;
- организация диспансеризации населения;
- отчетно-учетная документация в деятельности инфекционного
стационара и КИЗ, статистический анализ деятельности учреждений
инфекционной службы, экономические аспекты деятельности
инфекционного стационара и кабинета;
- структура инфекционной заболеваемости в инфекционном
стационаре и на врачебном терапевтическом участке, КИЗ, показатели
эффективности лечения инфекционных больных;
- показатели эффективности диспансеризации переболевших;
организация лечения инфекционных больных на дому,
санитарно-гигиенические рекомендации при лечении больных на дому;
- система госпитализации инфекционных больных, показания к
госпитализации; контингенты, подлежащие госпитализации,
продолжительность госпитализации; правила и сроки выписки
реконвалесцентов;
- социальные и эпидемиологические предпосылки снижения
инфекционной заболеваемости;
- социальные факторы и их значение в распространении
инфекционных заболеваний, основные направления в организации
борьбы с инфекционными болезнями;
- права и функциональные обязанности заведующего инфекционным
отделением, КИЗ; роль главного специалиста, главного врача в
вопросах управления;
- организация, формы и методы пропаганды медицинских и
гигиенических знаний по профилактике инфекционных болезней;
- оценка показателей работы инфекционного стационара,
инфекционной службы района, города, области по основным
нозологическим формам, статистическая обработка полученных данных;
составление отчета о работе инфекционного стационара, инфекционной
службы района, города, области;
- составление плана работы инфекционных стационаров; штаты,
график и режим работы персонала инфекционных стационаров (общих,
специализированных) для взрослых и детей; правовое регулирование
труда медицинского персонала; нормативы коек, кадров стационарной
помощи.
По специальности:
- современная классификация инфекционных болезней, понятие об
инфекционном процессе;
- этиология, эпидемиология инфекционных болезней (возбудитель,
источник инфекции, пути передачи, эндемическая зона);
саморегуляция эпидемиологического процесса; эпидемиология
заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой; принципы
эпидемического анализа и противоэпидемические мероприятия в очаге
инфекции;
- клинические аспекты иммунологии; понятие об иммунитете;
противоинфекционный иммунитет; гуморальные факторы иммунитета;
клеточные факторы иммунитета;
- патологоанатомические изменения в органах и тканях при
инфекционных заболеваниях; морфологические и функциональные
изменения в организме, компенсаторные возможности организма;
- патогенез, клиника, диагностика и лечение инфекционных
заболеваний, их осложнения, исходы и профилактика;
- редко встречающиеся инфекционные заболевания, краевая
патология;
- клиника, диагностика, лечение неотложных состояний в
инфекционной патологии (инфекционно-токсический шок,
тромбогеморрагический синдром, лекарственный анафилактический шок,
острая дыхательная недостаточность, острая недостаточность
кровообращения, острая печеночная недостаточность, острая почечная
недостаточность, комы (мозговая, диабетическая,
гипогликемическая), острые отравления;
- общие и функциональные методы исследования, инструментальные
и специальные методы диагностики, показания и противопоказания к
их применению (выделение возбудителя, специфические
иммунологические реакции, сроки появления специфических антител;
эндоскопия, рентгенологическое, радиологическое исследование,
эхография, компьютерная томография);
- показания и противопоказания к применению лекарственной
терапии, специфическая и патогенетическая терапия,
симптоматические средства, выбор оптимального сочетания
лекарственных средств;
- показания и противопоказания к применению гипербарической
оксигенации, физиотерапии, лечебной физкультуры, диетотерапии,
курортных факторов при инфекционных заболеваниях;
- течение, диагностика и лечение инфекционных заболеваний в
детском возрасте и у пожилых, факторы риска;
- определение прогноза заболевания, длительности и характера
нетрудоспособности, оформление документов для ВКК и ВТЭК;
- реабилитация больных, перенесших инфекционные заболевания;
- диспансеризация инфекционных больных;
- чтение лекций по санитарно-гигиенической тематике.
В смежных областях:
- оказание скорой и неотложной помощи при острых и неотложных
состояниях, включая травму;
- клиника, дифференциальная диагностика и диагностика острых
хирургических заболеваний органов брюшной полости, заболеваний
органов пищеварения, экзантемы неинфекционной природы,
лекарственной болезни, абдоминальной формы инфаркта миокарда,
гипертонического криза, нарушения мозгового кровообращения,
пневмонии, основных заболеваний крови;
- клиника терапевтических заболеваний, осложняющих течение
инфекционного процесса; клиника и первая помощь при отравлениях и
интоксикациях.
Консультирование:
- оказание экстренной выездной консультативной помощи тяжелым
и диагностически неясным больным, а также в условиях эпидемической
вспышки.
Повышение квалификации и подготовка кадров:
- знание основных монографий по специальности, вышедших за
последние 5 лет, умение дать оценку их основных положений;
- систематическое изучение публикаций по специальности в
периодической печати;
- активное участие в работе научного общества, в проведении
научно-исследовательской работы;
- систематическое самообразование;
- систематическое (не реже 1 раза в 5 лет) повышение
квалификации на циклах и курсах на специальных базах повышения
квалификации;
- проведение занятий с врачами, проходящими интернатуру,
ординатуру и стажировку, подготовка их к сдаче аттестационного
экзамена.
Он может быть использован в качестве главного врача
инфекционной больницы, заместителя главного врача по лечебной
работе, заведующего инфекционным отделением
лечебно-профилактического учреждения (городского, областного,
краевого, республиканского), а также главного специалиста отдела
здравоохранения (областного, краевого), министерства
здравоохранения союзной (автономной) республики.
Первая квалификационная категория
Врач-инфекционист, претендующий на присвоение ему первой
квалификационной категории, должен владеть знаниями и умениями по
следующим разделам:
Социальная гигиена и организация здравоохранения:
- законодательство о здравоохранении; директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
правовые вопросы;
- организация медицинской помощи инфекционным больным в стране
на районном, областном (краевом) и республиканском уровнях;
- организация скорой и неотложной помощи инфекционным больным;
организация помощи инфекционным больным в условиях массового
поражения; в военно-полевых условиях и в условиях эпидемической
вспышки;
- организация работы лечебно-профилактического учреждения, в
котором работает; взаимодействие в работе отдельных служб,
отделений, кабинетов и лабораторий; взаимодействие инфекционной
службы, санитарно-эпидемиологической (и карантинной) и
дезинфекционной службы; НОТ в учреждениях инфекционной службы;
- организация диспансеризации населения, диспансерная работа
КИЗ; группы диспансерного учета;
- учетно-отчетная документация деятельности инфекционного
стационара и КИЗ, статистические методы оценки показателей этой
деятельности, статистический анализ деятельности учреждений
инфекционной службы; экономические аспекты деятельности
инфекционного стационара и КИЗ;
- устройство и оснащение инфекционных отделений, их
профилирование, планировка и оборудование (гепатитные, кишечные,
капельные, боксированные, для особоопасных инфекций); организация
палат и отделений интенсивной терапии и реанимации;
- структура инфекционной заболеваемости в инфекционном
стационаре и на врачебном терапевтическом участке, КИЗ, показатели
эффективности лечения инфекционных больных, показатели
эффективности диспансеризации переболевших; организация лечения
инфекционных больных на дому, санитарно-гигиенические рекомендации
при лечении больных на дому;
- социальные факторы и их значение в распространении
инфекционных заболеваний; социальные и эпидемиологические
предпосылки снижения инфекционной заболеваемости;
- права и функциональные обязанности врача-инфекциониста в
стационаре и КИЗ; организация, формы и методы пропаганды
медицинских и гигиенических знаний по профилактике инфекционных
заболеваний;
- оценка показателей работы отделения, КИЗ по основным
нозологическим формам; анализ осложнений, их причин;
статистическая обработка полученных данных; составление отчета о
работе отделения, КИЗ;
- составление плана работы отделения; структура и график
личной работы, чтение лекций по санитарно-гигиенической тематике;
- правовое регулирование труда медицинского персонала.
По специальности:
- современная классификация инфекционных болезней; понятие об
инфекционном процессе;
- этиология, эпидемиология инфекционных болезней (возбудитель,
источник инфекции, пути передачи, эндемическая зона),
саморегуляция эпидемиологического процесса, эпидемиология
заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой; принципы
эпидемиологического анализа и противоэпидемические мероприятия в
очаге инфекции;
- механизмы иммунитета и состояние системы иммунитета при
инфекционных заболеваниях;
- патологоанатомические изменения в органах и тканях при
инфекционных заболеваниях; морфологические и функциональные
изменения в организме, степень тяжести этих изменений,
компенсаторные возможности организма;
- патогенез, клиника, диагностика инфекционных заболеваний,
лечение в стационаре и на догоспитальном этапе, включая редкие
формы и краевую патологию; осложнения, профилактика, исходы;
- клиника, диагностика, лечение неотложных состояний в
инфекционной патологии (инфекционно-токсический шок,
гиповолемический шок, тромбо-геморрагический синдром,
лекарственный анафилактический шок, острая дыхательная
недостаточность, острая недостаточность кровообращения, острая
печеночная недостаточность, острая почечная недостаточность, комы
(мозговая, диабетическая, гипогликемическая), острые отравления);
- общие и функциональные методы исследования, инструментальные
и специальные методы диагностики, показания и противопоказания к
их применению (выделение возбудителя, специфические
иммунологические реакции, сроки появления специфических антител,
классы иммуноглобулинов, эндоскопия, рентгенологическое,
радиологическое исследование, ЭЭГ, ЭКГ, эхография, компьютерная
томография), интерпретация полученных результатов;
- показания и противопоказания к применению лекарственной
терапии, специфическая и патогенетическая терапия,
симптоматические средства, выбор оптимального сочетания
лекарственных средств;
- показания и противопоказания к применению гипербарической
оксигенации, физиотерапии, лечебной физкультуры, диетотерапии,
курортных факторов при инфекционных заболеваниях;
- особенности течения, диагностики и лечения инфекционных
заболеваний в детском возрасте и у пожилых, факторы риска;
- определение прогноза заболевания, длительности и характера
нетрудоспособности, оформление документов для ВКК и ВТЭК;
- проведение диспансеризации инфекционных больных;
- чтение лекций и проведение бесед по санитарно-гигиенической
тематике.
В смежных областях:
- оказание скорой и неотложной помощи при острых и неотложных
состояниях, включая травму;
- клиника, дифференциальная диагностика и диагностика острых
хирургических заболеваний органов брюшной полости, заболеваний
органов пищеварения, экзантем неинфекционной природы,
лекарственной болезни, абдоминальной формы инфаркта миокарда,
гипертонического криза, пневмонии, нарушений мозгового
кровообращения, основных заболеваний крови;
- клиника терапевтических заболеваний, осложняющих течение
инфекционного процесса.
Консультирование:
- оказание экстренной выездной консультативной помощи тяжелым
и диагностически неясным больным, а также в условиях эпидемической
вспышки.
Он может обеспечить руководство инфекционным отделением
лечебно-профилактического учреждения (городского и районного), а
также может быть использован в качестве ординатора этого
отделения.
7.1. ВРАЧ-ИНФЕКЦИОНИСТ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
Высшая квалификационная категория
Врач-инфекционист детской больницы, претендующий на присвоение
ему высшей квалификационной категории, должен владеть знаниями и
умениями по следующим разделам:
Социальная гигиена и организация здравоохранения:
- законодательство о здравоохранении, директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, в
том числе инфекционной службы; правовые вопросы;
- организация и структура инфекционной службы в СССР на
республиканском, областном, районном уровне и основные направления
борьбы с инфекционными болезнями; взаимодействие инфекционной
службы с различными звеньями системы здравоохранения;
- организация медицинской помощи детям с инфекционной
патологией; организация скорой и неотложной помощи детям;
- сбор и обработка информации об инфекционной заболеваемости;
- структура инфекционной заболеваемости и смертности у детей,
факторы, влияющие на инфекционную заболеваемость и смертность;
- социальные и эпидемиологические предпосылки снижения
инфекционной заболеваемости и смертности детей;
- система профилактических противоэпидемических мероприятий;
- организация работы прививочного кабинета детской
поликлиники;
- организация лечебно-профилактического учреждения, в котором
работает; взаимодействие в работе отдельных служб (отделений,
кабинетов, лабораторий); принципы НОТ в работе;
- учетно-отчетная документация деятельности детского
инфекционного отделения; статистические методы оценки показателей
деятельности детского инфекционного отделения;
- устройство и оснащение детского инфекционного отделения,
планировка, оборудование; оборудование блока интенсивной терапии и
реанимации для инфекционных больных;
- права и функциональные обязанности педиатра-инфекциониста;
организация пропаганды медицинских и гигиенических знаний;
- оценка показателей работы отделения по основным
нозологическим формам; анализ осложнений и их причин;
статистическая обработка полученных данных; организация, формы и
методы санитарно-просветительной работы;
- организация амбулаторно-поликлинической помощи детям с
инфекционными заболеваниями; система выявления, учета,
обслуживания детей с инфекционными заболеваниями в поликлинике;
диспансерное наблюдение за переболевшими; формы взаимодействия
поликлиники с санэпидслужбой, со стационаром;
- санитарно-гигиенические рекомендации при лечении
инфекционных больных на дому;
- организация диспансеризации детского населения и
инфекционных больных.
По специальности:
- понятие об инфекции и инфекционном процессе;
- основные возбудители инфекционных болезней - патогенная
микрофлора, характеристика; условно-патогенная микрофлора, факторы
патогенности; вирусы, их строение, свойства;
- основы иммунитета;
- влияние окружающей среды на инфекционный процесс; проблемы
внутрибольничных инфекций;
- аллергия и инфекционный процесс;
- иммунопрофилактика;
- основные синдромы при инфекционных болезнях
(гипертермический, кардиальный, гипервентиляционный и др.);
- сепсис в структуре детской заболеваемости и смертности;
- классификация инфекционных заболеваний у детей;
- современные методы лабораторно-инструментальных методов
исследования;
- методы интенсивной терапии ведущих синдромов и неотложных
состояний при инфекционных болезнях у детей, основы реанимационных
мероприятий;
- принципы этиотропной, патогенетической, диетотерапии,
реабилитации инфекционных больных;
- капельные инфекции (современная характеристика);
эпидемиология, этиология, патогенез дифтерии, скарлатины, коклюша,
паракоклюша, кори, краснухи, ветряной оспы, эпидемического
паротита, инфекционного мононуклеоза;
- дифференциальная диагностика экзантем различной этиологии;
- менингококковая инфекция, клиническая характеристика,
эпидемиология, классификация, дифференциальный диагноз;
- острые респираторные заболевания, энтеровирусная,
герпетическая и цитомегаловирусная инфекции, острый бронхит,
сегментарная пневмония, этиология, клиника, эпидемиология,
дифференциальный диагноз;
- острые кишечные инфекции: этиология, клиника, эпидемиология,
дифференциальный диагноз (дизентерия, сальмонеллез, колиинфекция,
острые кишечные инфекции, вызванные условно-патогенной флорой,
тифо-паратифозные заболевания);
- классификация и клиника вирусных гепатитов, дифференциальный
диагноз;
- острые нейроинфекции; ведущие клинические синдромы,
дифференциальный диагноз серозных и гнойных менингитов;
- карантинные и зоонозные инфекции - холера, чума, бруцеллез,
туляремия, лептоспироз, токсоплазмоз, хламидиозы, лямблиоз,
гельминтозы, пневмоцистоз;
- СПИД;
- оказание неотложной помощи при инфекционно-токсическом шоке,
ДВС - синдроме, судорожном синдроме, синдроме крупа,
гипертермическом синдроме, анафилактическом шоке, отеке мозга,
острой дыхательной недостаточности, острой сердечной
недостаточности, острой почечной недостаточности, печеночной коме,
парезе кишечника, отравлениях, клинической смерти.
Смежная патология:
- рахит, дистрофии, анемии, кардиопатии при острых
инфекционных заболеваниях, неспецифический язвенный колит;
дисбактериоз кишечника; синдром нарушенного кишечного всасывания;
ангины; острый аппендицит, перитонит, непроходимость кишечника;
- болезни кожи; токсикодермия; герпетиформная экзема Капоши;
пиодермия; дерматомикозы; венерические болезни;
- клиника и диагностика острых состояний в педиатрии;
дифференциальная диагностика этих состояний с инфекционными
заболеваниями;
- острые отравления и интоксикации, дифференциальная
диагностика; дезинфекционная терапия.
Консультирование:
- оказание неотложной выездной консультативной помощи при
тяжелых, диагностически трудных случаях, а также на вспышках
инфекционных заболеваний.
Повышение квалификации и подготовка кадров:
- знание основных монографий по специальности, вышедших за
последние 5 лет, их основных положений;
- систематическое изучение публикаций периодической печати по
специальности;
- активное участие в работе научного общества, выступление на
его заседаниях; проведение научной работы клинического или
экспериментального направления;
- систематическое самообразование, систематическое (не реже 1
раза в 5 лет) повышение квалификации с отрывом от работы той или
иной продолжительности на циклах и курсах, проводимых специальными
базами повышения квалификации;
- проведение занятий с врачами, проходящими интернатуру и
стажировку, подготовка их к сдаче аттестационного экзамена;
проведение занятий с медицинскими сестрами и другим медицинским
персоналом;
- проведение воспитательной работы с подчиненным коллективом.
По своим знаниям и опыту может быть использован в качестве
заведующего крупным инфекционным отделением межобластной,
республиканской больницы, консультативно-диагностического центра
по инфекционным болезням; может работать в качестве главного
специалиста отдела здравоохранения (областного, краевого),
министерства здравоохранения союзной (автономной) республики.
Первая квалификационная категория
Врач-инфекционист детского лечебно-профилактического
учреждения, претендующий на присвоение ему первой квалификационной
категории, должен владеть знаниями и умениями по следующим
разделам:
Социальная гигиена и организация здравоохранения:
- законодательство о здравоохранении, директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
правовые вопросы;
- организация и структура инфекционной службы в СССР на
республиканском, областном, районном уровне и основные направления
борьбы с инфекционными болезнями; взаимодействие инфекционной
службы с различными звеньями системы здравоохранения;
- сбор и обработка информации об инфекционной заболеваемости;
- структура инфекционной заболеваемости и смертности у детей,
факторы, влияющие на инфекционную заболеваемость и смертность;
- социальные и эпидемиологические предпосылки снижения
инфекционной заболеваемости и смертности детей;
- система профилактических противоэпидемических мероприятий;
- организация работы прививочного кабинета детской
поликлиники;
- организация лечебно-профилактического учреждения, в котором
работает; взаимодействие в работе отдельных служб (отделений,
кабинетов, лабораторий); принципы НОТ в работе;
- учетно-отчетная документация деятельности детского
инфекционного отделения; статистические методы оценки показателей
деятельности детского инфекционного отделения;
- устройство и оснащение детского инфекционного отделения,
планировка, оборудование, оборудование блока интенсивной терапии и
реанимации для инфекционных больных;
- права и функциональные обязанности педиатра-инфекциониста;
организация пропаганды медицинских и гигиенических знаний;
- оценка показателей работы отделения по основным
нозологическим формам; анализ осложнений и их причин;
статистическая обработка полученных данных; организация, формы и
методы санитарно-просветительной работы;
- организация амбулаторно-поликлинической помощи детям с
инфекционными заболеваниями; система выявления, учета,
обслуживания детей с инфекционными заболеваниями в поликлинике;
диспансерное наблюдение за переболевшими; формы взаимодействия
поликлиники с санэпидслужбой, со стационаром;
- санитарно-гигиенические рекомендации при лечении
инфекционных больных на дому;
- организация диспансеризации детского населения, инфекционных
больных.
По специальности:
- понятие об инфекции и инфекционном процессе;
- основные возбудители инфекционных болезней - патогенная
микрофлора, характеристика; условно-патогенная микрофлора, факторы
патогенности; вирусы, их строение, свойства;
- основы иммунитета;
- влияние окружающей среды на инфекционный процесс; проблемы
внутрибольничных инфекций;
- аллергия и инфекционный процесс;
- иммунопрофилактика;
- основные синдромы при инфекционных болезнях
(гипертермический, кардиальный, гипервентиляционный и др.);
- сепсис в структуре детской заболеваемости и смертности;
- классификация инфекционных заболеваний у детей;
- современные методы лабораторно-инструментальных методов
исследования;
- методы интенсивной терапии ведущих синдромов и неотложных
состояний при инфекционных болезнях у детей, основы реанимационных
мероприятий;
- принципы этиотропной, патогенетической терапии,
диетотерапии, реабилитации инфекционных больных;
- капельные инфекции (современная характеристика):
эпидемиология, этиология, патогенез дифтерии, скарлатины, коклюша,
паракоклюша, кори, краснухи, ветряной оспы, эпидемического
паротита, инфекционного мононуклеоза;
- дифференциальная диагностика экзантем различной этиологии;
- менингококковая инфекция, клиническая характеристика,
эпидемиология, классификация, дифференциальный диагноз;
- острые респираторные заболевания, энтеровирусная,
герпетическая и цитомегаловирусная инфекция, острый бронхит,
сегментарная пневмония, этиология, клиника, эпидемиология,
дифференциальный диагноз;
- острые кишечные инфекции: этиология, клиника, эпидемиология,
дифференциальный диагноз (дизентерия, сальмонеллез, колиинфекция,
ОКИ, вызванные условно-патогенной флорой, тифо-паратифозные
заболевания);
- классификация и клиника вирусных гепатитов, дифференциальный
диагноз;
- острые нейроинфекции; ведущие клинические синдромы,
дифференциальный диагноз серозных и гнойных менингитов;
- карантинные и зоонозные инфекции: холера, чума, бруыцеллез,
туляремия, лептоспироз, токсоплазмоз, хламидиозы, лямблиоз,
гельминтозы, пневмоцистоз;
- СПИД;
- оказание неотложной помощи при: инфекционно-токсическом
шоке, ДВС-синдроме, судорожном синдроме, синдроме крупа,
гипертермическом синдроме, анафилактическом шоке, отеке мозга,
острой дыхательной недостаточности, острой сердечной
недостаточности, острой почечной недостаточности, печеночной коме,
парезе кишечника, отравлении, клинической смерти.
Смежная патология
- рахит, дистрофии, анемии, кардиопатии при острых
инфекционных заболеваниях; неспецифический язвенный колит;
дисбактериоз кишечника; синдром нарушенного кишечного всасывания;
ангины; острый аппендицит, перитонит, непроходимость кишечника;
- болезни кожи; токсикодермия; герпетиформная экзема Капоши;
пиодермия; дерматомикозы; венерические болезни;
- клиника и диагностика острых состояний в педиатрии,
дифференциальная диагностика этих состояний с инфекционными
заболеваниями.
Консультирование:
- оказание неотложной выездной консультативной помощи при
тяжелых, диагностически трудных случаях, а также на вспышках
инфекционных заболеваний.
По своим знаниям и опыту он может быть использован в качестве
ординатора или заведующего детским инфекционным отделением
районной, городской, областной, республиканской больницы.
8. ВРАЧ - ДИЕТОЛОГ
Высшая квалификационная категория
Врач-диетолог, претендующий на присвоение ему высшей
квалификационной категории, должен владеть знаниями и умениями по
следующим разделам:
Социальная гигиена и организация здравоохранения:
- законодательство о здравоохранении; директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
правовые вопросы;
- организация лечебного питания в стране;
- организация лечебного питания в больницах, санаториях,
санаториях-профилакториях, медико-санитарных частях;
- организация питания на промышленных предприятиях, в учебных
заведениях;
- организация питания в учреждениях общественного питания,
диетцентрах, центрах оздоровления;
- организация лечебного питания в здравницах; при семейном
отдыхе с детьми; в спортивно-оздоровительных комплексах;
- организация лечебного питания в домашних условиях;
- организация работы врача-диетолога в стационаре,
поликлинике, МСЧ;
- финансирование питания;
- права и функциональные обязанности главного специалиста -
диетолога союзных республик, края, области, городских больниц,
врача-диетолога;
- оборудование пищеблоков; санитарно-гигиенические требования
к планировке пищеблока, хранению, приготовлению и реализации
продуктов и блюд;
- учетно-отчетная документация в работе врача-диетолога; НОТ в
работе; использование компьютерной техники при подсчете
химического состава диет;
- составление текущего и перспективного плана работы
врача-диетолога; график его личной работы и подчиненного
персонала;
- анализ и оценка работы службы питания, отделения питания,
пищеблока; составление отчета о работе;
- организация диспансеризации населения; больных с явлениями
недостаточного или избыточного питания;
- организация, формы и методы пропаганды значения
рационального питания в формировании здорового образа жизни;
чтение лекций.
По специальности:
- биологическая и пищевая ценность пищевых веществ и пищевых
продуктов;
- концепция сбалансированного питания, теоретические основы
учения о рациональном питании;
- концепция сбалансированного питания и медицинские аспекты
продовольственной программы страны;
- концепция сбалансированного питания и физиологические нормы
потребления продуктов;
- биологическая и пищевая ценность пищи; пищевая плотность
рациона; зависимость между усвоением пищи и степенью
сбалансированности ее химического состава;
- продовольственная ситуация и показатель заболеваемости;
- гигиенические требования к качеству пищевых продуктов и их
экспертная оценка;
- нормы потребления продуктов питания;
- нормы потребления продуктов питания для детей и подростков;
- питание пожилых и престарелых лиц;
- питание лиц, занимающихся физическим и умственным трудом;
- питание спортсменов;
- питание беременных женщин, рожениц, кормящих матерей;
- принципы индивидуального питания;
- основы рационального лечебного и лечебно-профилактического
питания;
- принципы питания при заболеваниях внутренних органов, при
хирургических заболеваниях; характеристика диет;
- питание при экстремальных ситуациях, в период стихийных бедствий;
- характеристика базисных диет;
- норма питания больных в день; продуктовый набор;
- гигиенические требования к продуктам и блюдам, их экспертная
оценка;
- расчет химической и энергетической ценности блюд;
- особенности технологии приготовления блюд и кулинарных
изделий с повышенной биологической активностью и пониженной
энергетической ценностью в пищеблоке и в домашних условиях;
- основные требования к меню;
- профилактика пищевых отравлений;
- классификация и анализ пищевых отравлений;
- клиника пищевых отравлений, первые меры помощи.
В смежных областях:
- принципы оказания скорой и неотложной помощи при угрожающих
жизни состояниях;
- клиника, диагностика, лечение основных терапевтических
заболеваний;
- клиника и диагностика основных хирургических, онкологических
заболеваний;
- клиника и первая помощь при пищевой аллергии, пищевых
отравлениях.
Консультирование:
- консультация терапевтических, хирургических, онкологических
и других больных с целью назначения индивидуального питания,
определения энергетической ценности питания и применения лечебных
диет.
Повышение квалификации и подготовка кадров:
- знание основных монографий по специальности, вышедших за
последние 5 лет, умение дать оценку их основных положений;
- систематическое изучение публикаций в периодической печати
по специальности;
- участие в работе научного общества;
- систематическое самообразование;
- систематическое (не реже 1 раза в 5 лет) повышение
квалификации на циклах и курсах, проводимых специальными базами
повышения квалификации;
- проведение занятий с врачами, проходящими стажировку и
обучение в интернатуре, подготовка их к сдаче аттестационного
экзамена;
- проведение занятий с медицинскими сестрами и другим
медицинским персоналом.
По своим знаниям и опыту он может работать диетологом
многопрофильной республиканской, областной, краевой больницы;
диетологом территориального управления центрального совета по
управлению курортами; заведовать центрами "оздоровление",
"здорового питания"; главным врачом профилактория, зав.отделением
лечебного питания. Может быть использован в качестве главного
специалиста диетолога обл., крайздрава, министерства
здравоохранения союзной республики.
Первая квалификационная категория
Врач-диетолог, претендующий на присвоение ему первой
квалификационной категории, должен владеть знаниями и умениями по
следующим разделам:
Социальная гигиена и организация здравоохранения:
- законодательство о здравоохранении; директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
правовые вопросы;
- организация лечебного питания в стране;
- организация лечебного питания в больницах, санаториях,
санаториях-профилакториях, медико-санитарных частях;
- организация питания на промышленных предприятиях, в учебных
заведениях;
- организация питания в учреждениях общественного питания,
диетцентрах, центрах оздоровления;
- организация лечебного питания в здравницах, при семейном
отдыхе с детьми; в спортивно-оздоровительных комплексах;
- организация лечебного питания в домашних условиях;
- организация работы врача-диетолога в стационаре,
поликлинике, МСЧ;
- финансирование питания;
- права и функциональные обязанности врача-диетолога (главного
специалиста-диетолога);
- оборудование пищеблоков, санитарно-гигиенические требования
к планировке пищеблоков, хранению, приготовлению, реализации
продуктов и блюд;
- учетно-отчетная документация в работе врача-диетолога; НОТ в
работе врача; использование компьютерной техники при подсчете
химического состава рациона;
- составление текущего и перспективного плана работы
врача-диетолога; график личной работы и подчиненного персонала;
- анализ и оценка работ службы питания, отделения питания,
пищеблока; составление отчета о работе;
- организация диспансеризации населения, больных с явлениями
недостаточного или избыточного питания;
- организация, формы и методы пропаганды значения
рационального питания в формировании здорового образа жизни;
чтение лекций.
По специальности:
|