Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ. ПБ 10-382-00 (УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РФ ОТ 31.12.1999 N 98)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   разрешения  (лицензии)  на  изготовление  должен  ставиться  штамп
   "Опытный образец".
       3.1.4. Для получения  разрешения  (лицензии)  на  изготовление
   расчетных  металлоконструкций  кранов,  их  механизмов  и приборов
   безопасности в виде отдельных  узлов  предприятие  -  изготовитель
   должно представить в органы госгортехнадзора следующие документы:
       а) паспорт крана и руководство по эксплуатации;
       б) сборочные  чертежи  изготавливаемых узлов,  кинематические,
   электрические, гидравлические схемы;
       в) технические условия на изготовление;
       г) справку о наличии аттестованных сварщиков.
       3.1.5. Разрешение   (лицензия)   на  изготовление  кранов,  их
   отдельных металлоконструкций,  механизмов и приборов  безопасности
   выдается   органами   госгортехнадзора  на  основании  результатов
   проверки предприятия - изготовителя,  рассмотрения  представленной
   им  документации  и после проведения приемочных испытаний опытного
   образца.  Отступления  от  проекта  или   нормативного   документа
   допускаются по согласованию с организацией, утвердившей проект или
   нормативный документ.
       Если указанные   документы   согласованы  с  Госгортехнадзором
   России,  то отступления  должны  быть  согласованы  с  ним.  Копию
   согласования   предприятие   -  изготовитель  должно  прилагать  к
   паспорту каждого крана.
       3.1.6. При   комплектовании   кранов   из   узлов  и  деталей,
   механизмов  и  приборов  безопасности,  изготовленных  несколькими
   предприятиями,   за   качество  изготовления  крана  в  целом,  за
   соответствие его настоящим Правилам,  государственным стандартам и
   другим  нормативным документам,  а также за оформление технической
   документации на кран отвечает в установленном порядке предприятие,
   выпускающее кран в собранном виде.
       Паспорт крана   составляется   по   документам    предприятий,
   изготовивших   отдельные   узлы.  Документы  должны  храниться  на
   предприятии, выпускающем краны.
       3.1.7. В   технических  условиях  на  изготовление  крана  или
   отдельных металлоконструкций наряду с  другими  указаниями  должны
   быть  предусмотрены  требования  по  контролю  качества  сварки  и
   браковочные  показатели  с  учетом  настоящих  Правил   и   других
   нормативных документов,  порядок приемки узлов и готового изделия,
   а  также  сведения  о  применяемых  для  изготовления  металлах  и
   сварочных материалах.
       3.1.8. Для проверки качества изготовления  кранов,  их  узлов,
   механизмов,   приборов  безопасности,  соответствия  их  настоящим
   Правилам и  техническим  условиям,  государственным  стандартам  и
   другим  нормативным  документам  предприятие - изготовитель должно
   проводить      предварительные      (заводские),       приемочные,
   квалификационные,  периодические,  приемо  - сдаточные,  типовые и
   сертификационные   испытания.   Предварительным,   приемочным    и
   квалификационным  испытаниям  должен  подвергаться  каждый опытный
   образец крана.
       3.1.9. Предварительные   (заводские)  испытания  организует  и
   проводит предприятие -  изготовитель  опытного  образца  крана  по
   программе   и   методике,  составленным  разработчиком  проекта  и
   согласованным с головной организацией и органами госгортехнадзора.
   Участие  в  испытаниях  представителя  организации,  разработавшей
   рабочую документацию,  и  представителя  органов  госгортехнадзора
   обязательно.
       3.1.10. Приемочные   (квалификационные)   испытания   опытного
   образца   крана  должны  проводиться  по  программе,  составленной
   разработчиком проекта,  утвержденной  в  установленном  порядке  и
   согласованной     с     Госгортехнадзором    России.    Приемочные
   (квалификационные) испытания крана должны проводиться  с  участием
   представителя головной организации и Госгортехнадзора России.
       3.1.11. Периодические испытания серийно изготавливаемых кранов
   проводит предприятие - изготовитель по разработанной им программе,
   согласованной с органами госгортехнадзора.  Участие  представителя
   органов госгортехнадзора в испытаниях крана обязательно.
       3.1.12. Периодическим      (сертификационным)       испытаниям
   подвергается  один  из  изготовленных  кранов  один  раз в 3 года.
   Результаты  периодических  испытаний  крана  оформляются  актом  с
   указанием предложений и выводов комиссии.
       3.1.13. Каждый изготовленный  кран  или  его  отдельные  узлы,
   механизмы  и  приборы  безопасности  должны  подвергаться приемо -
   сдаточным испытаниям службой контроля продукции (ОТК)  предприятия
   - изготовителя по разработанной им программе. Результаты испытаний
   должны быть занесены в паспорт изделия.
       3.1.14. Все  программы испытаний кранов должны соответствовать
   типовым  программам,  разработанным  головными   организациями   и
   согласованным с Госгортехнадзором России.
       3.1.15. Каждый изготовленный кран должен быть снабжен:
       паспортом;
       руководством по эксплуатации;
       инструкцией по монтажу (если потребуется монтаж);
       другой документацией,     предусмотренной      соответствующим
   государственным   стандартом   или   техническими   условиями   на
   изготовление.
       При изготовлении   отдельных   узлов,  механизмов  и  приборов
   безопасности кранов  они  должны  быть  снабжены  соответствующими
   паспортами.
       3.1.16. Сведения  об   изготовленном   кране   предприятие   -
   изготовитель  должно  занести  в  Книгу учета выпускаемых кранов и
   снабдить  укрепленной  на  видном  месте  табличкой  с   указанием
   наименования  предприятия  - изготовителя или его товарного знака,
   максимальной грузоподъемности, даты выпуска, порядкового номера, а
   также  других  сведений в соответствии с нормативными документами.
   Табличка должна сохраняться в течение всего срока службы крана.
       При изготовлении   отдельных   узлов,  механизмов  и  приборов
   безопасности кранов сведения о них также должны заноситься в Книгу
   учета выпускаемых кранов.
       3.1.17. Паспорта кранов,  узлов, грузозахватных приспособлений
   должны быть составлены по форме согласно Приложениям 5 - 9.
       3.1.18. Руководство   по   эксплуатации   крана   должно  быть
   разработано  специализированной  организацией  в  соответствии   с
   требованиями  настоящих  Правил  и  ГОСТ  2.601.  В руководстве по
   эксплуатации наряду с другими требованиями должны быть указаны:
       а) периодичность и перечень работ по техническому обслуживанию
   и ремонту узлов, механизмов и приборов безопасности;
       б) возможные   повреждения  металлоконструкций  и  способы  их
   устранения;
       в) способы проверки приборов безопасности;
       г) способы регулировки тормозов;
       д) перечень  быстроизнашивающихся  деталей  и  допуски  на  их
   износ;
       е) порядок проведения технического освидетельствования;
       ж) указания по  приведению  крана  в  безопасное  положение  в
   нерабочем состоянии;
       з) требования безопасности в аварийных ситуациях (в том  числе
   в случае прекращения энергоснабжения крана или выхода из строя его
   систем при наличии груза на крюке);
       и) нормы браковки канатов;
       к) критерии предельного состояния крана  для  отправки  его  в
   капитальный ремонт;
       л) срок службы крана;
       м) регулировочные   характеристики   приводов   и   допустимые
   значения просадки грузов при пуске;
       н) другие  указания  по  обслуживанию  и  эксплуатации крана с
   учетом специфики его конструкции.
       3.1.19. Предприятие  -  изготовитель  учитывает  выявляемые  в
   процессе эксплуатации недостатки конструкции и изготовления кранов
   и грузозахватных приспособлений и принимает меры по их устранению.
   В тех случаях,  когда выявленные недостатки  могут  отразиться  на
   безопасности   пользования  кранами,  предприятие  -  изготовитель
   уведомляет все организации,  эксплуатирующие их, о необходимости и
   методах устранения таких недостатков, а также высылает техническую
   документацию и необходимые материалы,  детали и  узлы,  подлежащие
   замене.
       Рекомендации по устранению недостатков должны быть согласованы
   с  органом  госгортехнадзора,  выдавшим  разрешение  (лицензию) на
   изготовление крана.
       3.1.20. Владелец  крана,  обнаружив  в  процессе  монтажа  или
   эксплуатации недостатки в  его  конструкции  или  изготовлении,  а
   также   несоответствие   крана   требованиям   настоящих   Правил,
   направляет предприятию - изготовителю  сообщение,  копия  которого
   отсылается   в   орган   госгортехнадзора,   выдавший   разрешение
   (лицензию) на изготовление  крана.  По  кранам,  приобретаемым  за
   рубежом,  сообщение  направляется  предприятию  - изготовителю и в
   орган по сертификации.
       3.1.21. Предприятие   -  изготовитель,  получив  сообщение  от
   владельца крана,  устраняет недостатки,  а  также  допущенные  при
   изготовлении   отступления   от  настоящих  Правил,  если  на  эти
   отступления отсутствует разрешение органов госгортехнадзора.
       Предприятие -  изготовитель  ведет  в специальном журнале учет
   поступивших сообщений, в который заносятся сведения о предъявителе
   сообщения, заводской номер крана, краткое содержание сообщения.
       3.1.22. Расчетная грузоподъемность изготовленного грейфера для
   навалочных   грузов   данного  вида  (марки,  сорта)  должна  быть
   подтверждена пробным зачерпыванием во  время  приемо  -  сдаточных
   испытаний   после   установки  грейфера  на  кране.  Подтверждение
   грузоподъемности   грейфера   оформляется   протоколом,    который
   прилагается к паспорту крана.
       3.1.23. Изготовление  грузозахватных  приспособлений  и   тары
   должно  производиться  в соответствии с нормативными документами и
   технологическими картами.  В случае применения сварки в  проектной
   документации  должны  содержаться  указания  по  ее  выполнению  и
   контролю качества.
       3.1.24. Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы,
   захваты  и  т.п.)  после  изготовления   подлежат   испытанию   на
   предприятии  - изготовителе,  а после ремонта (кроме стропов) - на
   предприятии,  на котором они ремонтировались.  Стропы  ремонту  не
   подлежат.
       Грузозахватные приспособления должны  подвергаться  осмотру  и
   испытанию    нагрузкой,   на   25%   превышающей   их   паспортную
   грузоподъемность.
       3.1.25. Сведения      об      изготовленных     грузозахватных
   приспособлениях должны заноситься в  Журнал  учета  грузозахватных
   приспособлений,   в   котором  должны  быть  указаны  наименование
   приспособления,  паспортная грузоподъемность,  номер  нормативного
   документа    (технологической   карты),   номер   сертификата   на
   примененный  материал,  результаты   контроля   качества   сварки,
   результаты испытаний грузозахватного приспособления.
       3.1.26. Грузозахватные   приспособления   должны    снабжаться
   клеймом  или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием
   номера,   паспортной   грузоподъемности    и    даты    испытания.
   Грузозахватные приспособления,  кроме клейма (бирки),  должны быть
   снабжены паспортом.

                  3.2. Реконструкция, ремонт и монтаж

       3.2.1. Реконструкция,  ремонт и  монтаж  крана  с  применением
   сварки, а также наладка приборов безопасности должны производиться
   организациями,    имеющими    разрешение    (лицензию)     органов
   госгортехнадзора.
       3.2.2. Реконструкция и ремонт кранов должны  производиться  по
   проекту  и  техническим  условиям,  разработанным  предприятиями -
   изготовителями или специализированными организациями.
       3.2.3. Организация,   производящая   ремонт,  реконструкцию  и
   монтаж с применением сварки,  должна  иметь  технические  условия,
   содержащие указания о применяемых металлах и сварочных материалах,
   способах  контроля  качества  сварки,  нормах   браковки   сварных
   соединений и порядке приемки отдельных узлов и готовых изделий,  а
   также о порядке оформления эксплуатационной документации.
       3.2.4. Организация,  производившая  ремонт  или  реконструкцию
   крана,  должна отразить в акте  характер  произведенной  работы  и
   внести  в  него  сведения  о  примененном  материале  с  указанием
   сертификата.  Документы,  подтверждающие   качество   примененного
   материала и сварки,  должны храниться в организации, производившей
   сварочные работы.  Акт должен быть приложен к  паспорту  крана.  О
   произведенном  ремонте  или  реконструкции  владелец  крана должен
   сделать запись в паспорте.

                             3.3. Материалы

       3.3.1. Материалы для  изготовления,  реконструкции  и  ремонта
   кранов   и  их  элементов  должны  применяться  в  соответствии  с
   государственными стандартами и другими нормативными документами.
       3.3.2. Качество   материала,  примененного  при  изготовлении,
   реконструкции,  ремонте,  монтаже кранов, должно быть подтверждено
   сертификатом   поставщика   материала  и  входным  контролем.  При
   отсутствии сертификата материал допускается  применять  после  его
   испытания    аккредитованной   лабораторией   в   соответствии   с
   государственными стандартами и другими нормативными документами.
       Выбор материала   должен   производиться   с   учетом   нижних
   предельных значений температуры окружающей среды  для  рабочего  и
   нерабочего  состояний  крана,  степени  нагруженности  элементов и
   агрессивности окружающей среды.  Данные о примененном материале  и
   нижние  предельные  значения температуры для рабочего и нерабочего
   состояний крана должны быть указаны в его паспорте.
       3.3.3. Применение  чугунного  литья  для изготовления канатных
   блоков стреловых и башенных кранов не допускается.
       3.3.4. Материалы,  не  указанные  в  нормативных  документах и
   ранее не применявшиеся для изготовления,  реконструкции и  ремонта
   кранов,  могут быть применены по рекомендации головной организации
   и по согласованию с Госгортехнадзором России.

                              3.4. Сварка

       3.4.1. Сварка расчетных металлоконструкций, элементов кранов и
   контроль   качества   сварных   соединений  должны  выполняться  в
   соответствии  с  требованиями  настоящих  Правил,  государственных
   стандартов и других нормативных документов.
       3.4.2. К    сварке    и    прихватке    элементов    расчетных
   металлоконструкций,  приварке  площадок,  перил и лестниц на кране
   должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в установленном
   порядке.
       3.4.3. Сварочные работы должны выполняться по  технологическим
   документам,   разработанным   предприятием   -  изготовителем  или
   специализированной организацией в соответствии с  государственными
   стандартами  и  нормативными документами,  разработанными головной
   организацией, с учетом конструкции свариваемых изделий.
       3.4.4. Сварочные    материалы,    применяемые    для    сварки
   металлоконструкций,  должны  обеспечивать  механические   свойства
   металла шва и сварного соединения (предел прочности, относительное
   удлинение,  угол  загиба,  ударная  вязкость)  не   ниже   нижнего
   предельного  показателя  перечисленных  свойств  металла  основных
   элементов  металлоконструкции,  установленного  для  данной  марки
   стали государственным стандартом или техническими условиями.
       В случае применения в одном  соединении  сталей  разных  марок
   механические свойства наплавленного металла должны соответствовать
   свойствам стали с большим пределом  прочности.  Марки  присадочных
   материалов,   флюсов  и  защитных  газов  должны  быть  указаны  в
   технических  условиях  на   изготовление,   ремонт,   монтаж   или
   реконструкцию кранов.
       3.4.5. Для  изготовления   элементов   металлоконструкции   из
   листов,  профильного проката,  труб и т.п.  допускается применение
   всех способов резки,  обеспечивающих качественное получение форм и
   размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами. Резка
   материалов и  полуфабрикатов  из  стали  должна  производиться  по
   технологии,   исключающей   возможность   образования  трещин  или
   ухудшения качества  металла  на  кромках  и  в  зоне  термического
   влияния.
       3.4.6. При  сборке  элементов  металлоконструкции  под  сварку
   должна  быть  обеспечена точность соединений в пределах размеров и
   допусков, установленных чертежами и технологическими процессами.
       3.4.7. Сварка  должна производиться в помещениях,  исключающих
   влияние неблагоприятных атмосферных условий  на  качество  сварных
   соединений.   Выполнение   сварочных  работ  на  открытом  воздухе
   допускается по специальной  технологии  при  условии  защиты  мест
   сварки от атмосферных осадков и ветра.
       3.4.8. Возможность и порядок производства сварочных работ  при
   температуре   ниже   0   град.   C   устанавливаются  нормативными
   документами.
       3.4.9. Допускается    изготовление    сварных    элементов   с
   применением в одном и том же узле различных  методов  сварки,  что
   должно быть оговорено в технических условиях.
       3.4.10. Прихватки,    выполненные    в     процессе     сборки
   металлоконструкции,  могут не удаляться, если при сварке они будут
   полностью переплавлены.
       Перед сваркой прихватки должны быть очищены от шлака.
       3.4.11. Расчетные сварные соединения должны иметь  клеймо  или
   другое   обозначение,  позволяющее  установить  фамилию  сварщика,
   производившего сварку.  Метод маркировки,  применяемый для сварных
   соединений, не должен ухудшать качество изделий. Маркировка должна
   выполняться методами,  обеспечивающими ее сохранность  в  процессе
   эксплуатации  крана.  Место и метод маркировки должны быть указаны
   на чертежах.
       3.4.12. Необходимость термической обработки сварных соединений
   должна устанавливаться  техническими  условиями  на  изготовление,
   реконструкцию, ремонт и монтаж крана.

               3.5. Контроль качества сварных соединений

       3.5.1. Контроль  качества  сварных соединений,  проводимый при
   изготовлении,  реконструкции,  ремонте,  монтаже  кранов   службой
   контроля продукции (ОТК), должен осуществляться внешним осмотром и
   измерениями,  механическими испытаниями,  методами  неразрушающего
   контроля, предусмотренными нормативными документами.
       3.5.2. Контроль качества сварных соединений должен проводиться
   после   проведения   термической   обработки  (если  она  является
   обязательной для данного сварного соединения). Результаты контроля
   сварных  соединений  должны  быть  зафиксированы в соответствующих
   документах (журналах, картах и т.п.).
       3.5.3. Все  сварные  соединения  подлежат  внешнему  осмотру и
   измерениям с целью выявления в них  следующих  возможных  наружных
   дефектов:
       а) непараллельности или неперпендикулярности осей  соединяемых
   элементов;
       б) смещения кромок соединяемых элементов;
       в) отступления  размеров  и формы швов от чертежей (по высоте,
   катету и ширине шва, по равномерности усиления и т.п.);
       г) трещин всех видов и направлений;
       д) наплывов,  подрезов,   прожогов,   незаваренных   кратеров,
   непроваров, пористости и других технологических дефектов.
       Перед внешним осмотром поверхность сварного шва и  прилегающих
   к  нему участков основного металла шириной не менее чем по 20 мм в
   обе стороны от шва должна быть очищена от  шлака,  брызг,  натеков
   металла и других загрязнений.
       Осмотр и  измерение  стыковых  сварных  соединений   расчетных
   элементов  должны  производиться по всей протяженности соединения.
   Если внутренняя поверхность  сварного  соединения  недоступна  для
   осмотра,   осмотр  и  измерение  производятся  только  с  наружной
   стороны.
       3.5.4. Контроль   сварных   соединений  просвечиванием  должен
   проводиться в соответствии с ГОСТ 7512,  ультразвуковой контроль -
   с ГОСТ 14782 и другими нормативными документами.  Контроль сварных
   соединений элементов расчетных металлоконструкций проводят  только
   после устранения дефектов,  выявленных внешним осмотром.  При этом
   обязательному контролю подвергают начало и окончание сварных  швов
   стыковых  соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций
   балок, колонн, стрел.
       При любом   методе  контроля  суммарная  длина  контролируемых
   участков   сварных   соединений    устанавливается    нормативными
   документами и должна составлять не менее:
       50% от  длины  стыка  -  на  каждом  стыке  растянутого  пояса
   коробчатой или решетчатой металлоконструкции;
       25% от длины стыка - для всех остальных стыковых соединений;
       25% от  длины  шва  -  для  других  видов  сварных соединений,
   указанных в рабочих документах.
       Перед проведением    просвечивания   соответствующие   участки
   сварного соединения должны быть промаркированы с  таким  расчетом,
   чтобы их можно было легко обнаружить на снимках.
       3.5.5. Оценка  качества  сварных  соединений  по   результатам
   внешнего  осмотра и неразрушающего контроля должна производиться в
   соответствии   с   техническими   условиями    на    изготовление,
   реконструкцию,  ремонт,  монтаж  кранов,  которые должны содержать
   нормы  оценки  качества  сварных  соединений,  исключающие  выпуск
   изделий  с  дефектами,  снижающими их прочность и эксплуатационную
   надежность.
       3.5.6. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты,
   браковочные  признаки  которых  превышают  величины,  указанные  в
   нормативных документах:
       а) трещины всех видов и направлений,  расположенные в  металле
   шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в
   том   числе   микротрещины,   выявляемые   при    микроскопическом
   исследовании;
       б) непровары (несплавления),  расположенные на поверхности  по
   сечению сварного соединения;
       в) непровары в вершине (корне) угловых и тавровых  соединений,
   выполненных без разделки кромок;
       г) поры, расположенные в виде сплошной сетки;
       д) подрезы и наплывы (натеки);
       е) незаваренные кратеры;
       ж) свищи;
       з) незаваренные прожоги в металле шва;
       и) прожоги  и  подплавления  основного  металла  (при стыковой
   контактной сварке труб);
       к) смещения кромок выше нормы, предусмотренной чертежами.
       3.5.7. Качество       сварных       соединений       считается
   неудовлетворительным,  если  в  них  при любом виде контроля будут
   обнаружены внутренние или наружные дефекты,  выходящие за  пределы
   норм,  установленных  настоящими  Правилами и другими нормативными
   документами  на  изготовление,  реконструкцию,  ремонт  и   монтаж
   кранов.
       3.5.8. При  выявлении   во   время   неразрушающего   контроля
   недопустимых  дефектов  в сварных соединениях контролю должно быть
   подвергнуто  все  соединение.  Дефектные  участки  сварных   швов,
   выявленные при контроле, должны быть удалены механическим способом
   и переварены.
       3.5.9. На предприятиях, занимающихся изготовлением, ремонтом и
   реконструкцией кранов,  механические  испытания  образцов  сварных
   соединений  должны  проводиться  периодически,  в  соответствии  с
   технологическими документами.

           4. КРАНЫ, УЗЛЫ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ,
                        ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ЗА РУБЕЖОМ

       4.1. Краны,    узлы,   механизмы   и   приборы   безопасности,
   приобретаемые  за  рубежом,  должны  соответствовать   требованиям
   настоящих Правил и других нормативных документов.
       4.2. Организациям - заказчикам или поставщикам  до  заключения
   договора  (контракта)  на  поставку  кранов,  узлов,  механизмов и
   приборов безопасности  из-за  рубежа  рекомендуется  обращаться  в
   органы по сертификации кранов.
       4.3. Эксплуатационные  документы  (паспорт,   руководство   по
   эксплуатации,  инструкция по монтажу),  поставляемые с кранами, их
   узлами,  механизмами  и  приборами   безопасности,   должны   быть
   составлены   на   русском   языке  и  соответствовать  требованиям
   настоящих  Правил.  Возможные  отступления  от  настоящих   Правил
   организации (заказчику или поставщику) рекомендуется согласовать с
   Госгортехнадзором России до  заключения  договора  (контракта)  на
   применение (эксплуатацию) в России кранов,  их узлов, механизмов и
   приборов безопасности.
       4.4. Паспорт   должен   быть   составлен   по  форме  согласно
   Приложениям 5 - 9.
       4.5. Решение о возможности применения приобретенных за рубежом
   кранов  с  учетом  заключения экспертизы промышленной безопасности
   принимает  Госгортехнадзор  России  в  соответствии  с   Правилами
   применения   технических  устройств  на  опасных  производственных
   объектах,  утвержденными Постановлением  Правительства  Российской
   Федерации от 25.12.98 N 1540 <*>.
       --------------------------------
       <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1,
   ст. 191.

                        5. КРАНЫ КАБЕЛЬНОГО ТИПА

       5.1. К  кранам  кабельного  типа  (с несущими канатами) должны
   применяться требования,  изложенные в  разделах 1  -  4  и 8 -  11
   настоящих Правил, с изменениями и дополнениями, предусмотренными в
   настоящем разделе.
       5.2. Коэффициент  устойчивости  передвижных  некачающихся опор
   кранов в любом направлении с учетом всех основных и дополнительных
   нагрузок (сил инерции,  ветровой нагрузки,  массы снега, усилий от
   забегания  одной  из  опор)  при   наиболее   неблагоприятной   их
   комбинации должен быть не менее 1,3.
       Коэффициент устойчивости   качающихся   опор   в    плоскости,
   перпендикулярной  несущим канатам,  должен быть не менее 1,3,  а в
   других плоскостях - не менее величин,  установленных в нормативных
   документах.
       5.3. Кран должен быть  оборудован  устройством,  автоматически
   останавливающим  механизмы  передвижения  опор  в случае забегания
   одной из них  по  отношению  к  другой  на  величину,  превышающую
   установленный проектом показатель.
       5.4. Кран должен быть оснащен ограничителем  грузоподъемности,
   срабатывающим  при превышении паспортной грузоподъемности не более
   чем  на  25%.  После  срабатывания  ограничителя  грузоподъемности
   должно быть возможно только опускание груза.
       5.5. Краны  с  подвижными  опорами  должны  быть   оборудованы
   анемометром,   подающим   звуковой   сигнал  при  скорости  ветра,
   превышающей указанную в паспорте.
       5.6. Передвижной  кран  при  работе на одном месте должен быть
   укреплен ручными захватами.  Краны,  при работе которых  требуется
   частое  их  передвижение,  могут  во  время  работы  на захваты не
   устанавливаться,  но они должны быть укреплены захватами в  случае
   прекращения работы.
       5.7. В кабине крановщика  должны  быть  установлены  указатели
   положения  грузозахватного  органа  по  высоте и вдоль пролета,  а
   также указатель открытого и закрытого положения грейфера.
       Эти указатели  должны  допускать возможность регулировки шкалы
   для снятия накапливающихся погрешностей.
       5.8. Механизмы подъема,  а также замыкания грейфера грейферных
   кранов   должны   иметь   устройства    (концевые    выключатели),
   автоматически останавливающие их:
       а) при    подъеме,    когда    расстояние    между    буферами
   грузозахватного органа и грузовой тележкой достигает 1 м;
       б) при опускании, когда на барабане остаются навитыми не менее
   трех витков каната.
       5.9. Механизм  передвижения  грузовой  тележки   должен   быть
   оборудован   устройством  (концевым  выключателем),  автоматически
   останавливающим ее на расстоянии не менее 5 м  от  площадки  опоры
   или  полиспастной  тележки.  Допускается  последующее передвижение
   грузовой тележки к площадкам опор или к  полиспастной  тележке  на
   ревизионной (пониженной) скорости.
       5.10. Грузовая  тележка  должна  быть  устроена   так,   чтобы
   исключалось  ее  падение  при  поломке  или  сходе ходовых колес с
   несущего каната (канатов).
       5.11. Грузовая  тележка снизу и грузозахватный орган (крюковая
   подвеска,  грейфер) сверху  должны  иметь  деревянные  или  другие
   упругие буфера,  не позволяющие грузозахватному органу упереться в
   оборудование тележки.
       5.12. Механизм    передвижения    грузовой    тележки   должен
   обеспечивать ревизионную (пониженную) скорость не  более  0,5  м/с
   для осмотра и смазки канатов.
       5.13. Тормоз механизма передвижения  грузовой  тележки  должен
   обеспечивать   тормозной   момент  с  учетом  коэффициента  запаса
   торможения не менее 1,25.
       5.14. Для грузовой тележки с канатоведущим шкивом механизма ее
   передвижения диаметр шкива должен составлять не менее 60 диаметров
   канатов.  Коэффициент  сцепления каната с канатоведущим шкивом при
   расчете на статическую нагрузку должен быть  не  менее  1,5,  а  с
   учетом динамических нагрузок - не менее 1,25.
       5.15. Проезд на  грузовой  тележке  крана  разрешается  только
   ремонтному персоналу.  Такая работа должна выполняться по наряду -
   допуску.
       5.16. Машинное  помещение  кранов  должно  отвечать  следующим
   требованиям:
       а) высота помещения должна устанавливаться с учетом размещения
   над основным оборудованием крана необходимых  подъемных  устройств
   (кранов, электрических талей);
       б) расстояние от стен помещения до лебедок и  между  лебедками
   должно  быть  не  менее  800  мм;  для  мостовых  кабельных кранов
   допускается  уменьшение  расстояния  между  стеной   помещения   и
   лебедкой  до  200 мм при условии обеспечения безопасного подхода к
   частям лебедки для их обслуживания;
       в) размеры   дверей  помещения  должны  позволять  перемещение
   наиболее крупных неразъемных элементов оборудования; высота дверей
   должна быть не менее 1800 мм.
       5.17. Машинное помещение,  кабина  управления,  головки  башен
   крана   должны   быть   снабжены  телефонной  связью,  позволяющей
   осуществлять одновременную связь между всеми пунктами.
       5.18. В  машинном  помещении  крана,  в кабине управления и на
   опорах должны быть вывешены таблички с указанием  грузоподъемности
   крана, регистрационного номера и даты следующего испытания.
       5.19. Для осмотра несущих канатов и поддержек в пролете  крана
   грузовые тележки должны быть снабжены площадками.
       Площадки должны быть  шириной  не  менее  750  мм  с  перилами
   высотой   1200   мм,   двумя  промежуточными  продольными  связями
   (прутьями) и со сплошной зашивкой понизу на высоту 100  мм.  Места
   входа  на  площадку должны иметь жесткие ограждения с запором,  не
   допускающим произвольного его открывания.
       5.20. На  опорах  крана  должны  быть  устроены  площадки  для
   подтяжки несущих канатов,  обслуживания оборудования  и  входа  на
   грузовую тележку.  Ширина площадки должна быть не менее 1000 мм, а
   ограждение должно соответствовать требованиям настоящих Правил.
       5.21. Краны  с  качающимися  опорами  должны  быть оборудованы
   специальными  площадками  и   монтажными   блоками   для   посадки
   противовеса качающейся башни.
       Площадки должны быть рассчитаны на нагрузку от массы опоры при
   снятых несущих канатах.
       5.22. Несущие  канаты  должны  быть  закрытой  конструкции   и
   выполнены из одного куска. На крюковых кранах, предназначенных для
   монтажных работ,  в качестве несущих канатов допускается применять
   многопрядные канаты с металлическим сердечником.
       5.23. Для подъемных и тяговых канатов следует применять канаты
   двойной свивки с сердечником из волокнистого материала.
       Для подъемных  канатов  следует  применять  канаты   крестовой
   свивки.  Допускается применение канатов односторонней свивки, если
   раскручивание каната или завивка ветвей полиспаста исключены.
       Для тяговых канатов передвижения грузовой тележки, поддержек и
   опор предпочтительно применение канатов односторонней свивки.
       5.24. Устройство  для  крепления  несущего  каната  на  опорах
   должно быть шарнирным,  позволяющим регулировать натяжение каната.
   При  применении  нескольких несущих канатов должно быть обеспечено
   равномерное натяжение канатов.
       5.25. Несущий  канат  должен  крепиться  в  муфте клиньями или
   заливкой металлическим сплавом.
       На кранах с переменным пролетом допускается крепление несущего
   каната зажимами;  при этом оно должно быть рассчитано  на  усилие,
   равное разрывному усилию каната в целом.
       5.26. Диаметр барабанов и направляющих  блоков  для  грузовых,
   тяговых  и грейферных (поддерживающих и замыкающих) канатов должен
   определяться по формуле

                              D >= h x d,

       где:
       D -  диаметр  барабана или блока,  измеряемый по средней линии
   каната, мм;
       d - диаметр каната, мм;
       h - коэффициент выбора диаметра барабана,  блока, определяемый
   по табл. 6.

                                                            Таблица 6

                    МИНИМАЛЬНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ Zp И h

   ------------------------------------------------T-------T--------¬
   ¦              Назначение каната                ¦   h   ¦   Zp   ¦
   +-----------------------------------------------+-------+--------+
   ¦Несущий                                        ¦   -   ¦   3,0  ¦
   ¦Подъемный:                                     ¦       ¦        ¦
   ¦   крюковой монтажный                          ¦  30   ¦   5,0  ¦
   ¦                                               ¦  40   ¦   4,5  ¦
   ¦                                               ¦  50   ¦   4,0  ¦
   ¦   крюковой перегрузочный                      ¦  30   ¦   5,5  ¦
   ¦                                               ¦  40   ¦   5,0  ¦
   ¦                                               ¦  50   ¦   4,5  ¦
   ¦   грейферный перегрузочный <*>                ¦  30   ¦   6,0  ¦
   ¦                                               ¦  40   ¦   5,5  ¦
   ¦                                               ¦  50   ¦   5,0  ¦
   ¦Тяговый:                                       ¦       ¦        ¦
   ¦   передвижения грузовой тележки               ¦  30   ¦   4,0  ¦
   ¦   передвижения приводных поддержек            ¦  30   ¦   4,0  ¦
   ¦   передвижения крана (опоры)                  ¦  30   ¦   4,0  ¦
   ¦   удержания крана (опоры) от угона под        ¦  30   ¦   2,5  ¦
   ¦   действием ветра в нерабочем состоянии       ¦       ¦        ¦
   ¦Для полиспастов заякоривания несущих канатов   ¦  30   ¦   6,0  ¦
   ¦Для подвески кулачковых поддержек              ¦   -   ¦   3,0  ¦
   ¦Для оттяжки мачт и опор                        ¦   -   ¦   3,0  ¦
   ¦Для подвески электрических кабелей             ¦   -   ¦   3,0  ¦
   ¦Монтажный:                                     ¦       ¦        ¦
   ¦   при ручном приводе                          ¦  12   ¦   4,0  ¦
   ¦   при машинном приводе                        ¦  20   ¦   4,0  ¦
   L-----------------------------------------------+-------+---------

       --------------------------------
       <*> Принимается,  что  масса  грейфера с материалом равномерно
   распределена на все канаты.

       5.27. Подъемные,   тяговые   канаты,   канаты   для   подвески
   кулачковых  поддержек  и канаты для подвески электрических кабелей
   должны быть целыми (без сращенных участков).  В отдельных случаях,
   по   проекту   и   технологии,   разработанным  специализированной
   организацией,  допускается сращивание канатов.  Длина  сращиваемых
   участков должна составлять не менее 1000 диаметров каната.
       5.28. Несущие канаты  закрытой  конструкции,  а  также  канаты
   двойной   свивки   бракуют   в   соответствии  с  руководством  по
   эксплуатации крана.  Несущие канаты подлежат замене в тех случаях,
   когда оборваны рядом две смежные проволоки наружного слоя.
       При прекращении работы крана с качающейся опорой из-за  износа
   несущих  канатов  последняя  должна  быть установлена на монтажный
   фундамент.
       5.29. Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25%
   превышающей его паспортную  грузоподъемность.  При  этом  грузовая
   тележка  устанавливается  в середине пролета,  груз поднимается на
   высоту 100 - 200 мм и выдерживается в таком положении в течение 30
   мин.  После  этого производится проверка состояния заделки несущих
   канатов в муфтах и общего состояния крана.
       5.30. Динамические  испытания  крана проводятся нагрузкой,  на
   10%  превышающей его паспортную грузоподъемность. При динамических
   испытаниях крана 5 - 8 раз выполняют:
       а) повторные подъем и опускание груза с остановкой  на  разных
   высотах;
       б) повторное  передвижение  грузовой  тележки   с   грузом   с
   остановкой в разных точках пролета;
       в) повторные  передвижения  крана  в  разных  направлениях  на
   разное расстояние (кроме неподвижных кранов);
       г) повторные  подъем  и  опускание   груза   с   одновременным
   перемещением грузовой тележки.
       5.31. При регистрации крана в органах госгортехнадзора  к  его
   паспорту,  кроме документов,  указанных в   ст.  9.1.5   настоящих
   Правил, прилагаются:
       а) акты   приемки   металлоконструкций   (на   предприятии   -
   изготовителе и монтажной площадке);
       б) акт  испытания  металлоконструкций,  если  такое  испытание
   предусмотрено проектом;
       в) проект кранового пути;
       г) акт  приемки фундаментов и крановых путей с инструментально
   проверенными отметками и привязками;
       д) акт  на анкеровку канатов в муфтах (при креплении канатов в
   муфтах);
       е) акт замера провеса несущих канатов;
       ж) акт замера натяжения в оттяжках опор;
       з) акт проверки канатов при помощи дефектоскопа;
       и) акт проверки положения качающейся опоры.
       Провес несущего  каната  измеряют от воздействия груза,  масса
   которого равна паспортной грузоподъемности крана, и массы грузовой
   тележки при ее расположении в центре пролета. Фактическая величина
   провеса  не  должна  отличаться  от   проектной   более   чем   на
   установленный  допуск.  Проверка соответствия положения качающейся
   опоры проектному производится при расположении порожней тележки  у
   некачающейся опоры.
       При проверке  крановых  путей  измеряют  угол   наклона   (для
   наклонных  крановых  путей),  горизонтальность  и  прямолинейность
   путей,  расстояния  между  путями  одной  опоры  и  между   путями
   противоположных опор (только для передвижных параллельных кранов).
       Проверка состояния  крановых  путей  (только  для  передвижных
   кранов),  анкеровки  канатов в муфтах и замер натяжения в оттяжках
   опор,  а также проверка соответствия проекту положения  качающейся
   опоры  (только  для  кранов с качающейся опорой) и провеса несущих
   канатов в процессе  эксплуатации  должны  выполняться  при  каждом
   техническом освидетельствовании крана.

                     6. КРАНЫ - ШТАБЕЛЕРЫ МОСТОВЫЕ

       6.1. К  кранам  -  штабелерам  мостовым   должны   применяться
   требования,  изложенные в разделах 1 - 4, 8 - 11 настоящих Правил,
   ГОСТ 28434  и  других  нормативных  документах,  с  изменениями  и
   дополнениями, предусмотренными в настоящем разделе.
       6.2. Грузовые  тележки  кранов  -   штабелеров   должны   быть
   оборудованы  обратными  подхватами,  препятствующими  отрыву колес
   тележки  при  наезде  нижней  частью  колонны  или   захватом   на
   препятствие. Для кранов - штабелеров грузоподъемностью более 2 т и
   кранов  -  штабелеров,  управляемых  из  кабины,  подхваты  должны
   включать   устройства,   обеспечивающие   постепенное   нарастание
   нагрузки.
       6.3. Механизм   подъема   кранов   -  штабелеров  должен  быть
   оборудован  ограничителями  грузоподъемности,  слабины  каната,  а
   также  двумя  срабатывающими последовательно ограничителями высоты
   подъема.
       6.4. Кабина  управления  должна  быть закрытой и оборудованной
   распашной наружу дверью,  а также  ловителями,  срабатывающими  от
   ограничителя   скорости   опускания   кабины.  Канат  ограничителя
   скорости опускания кабины  должен  быть  снабжен  блокировкой,  не
   допускающей уменьшения его натяжения.
       6.5. Внутренние размеры кабины должны быть не менее:  высота -
   1800  мм,  глубина  -  800  мм,  ширина  - 800 мм.  В рабочей зоне
   оператора в кабине не должно быть подъемных стекол и фрамуг.
       6.6. Кабина  должна  перемещаться  по специальным направляющим
   при помощи подхвата на подвижной части  колонны  (грузоподъемнике)
   или  собственного  механизма подъема.  Посадка в кабину и выход из
   нее должны осуществляться только в нижнем  положении  кабины.  При
   этом  расстояние  по вертикали от пола кабины до пола помещения не
   должно превышать 250 мм.
       6.7. Должны  быть  предусмотрены  блокировки,  не  допускающие
   включение механизмов крана:
       при незапертой изнутри двери кабины;
       при ослаблении каната ограничителя скорости опускания кабины;
       при срабатывании   любого   из   двух  ограничителей  верхнего
   положения захвата;
       при срабатывании ловителей кабины;
       при срабатывании ограничителя слабины грузового каната;
       при срабатывании ограничителя грузоподъемности;
       при отрыве колес тележки от рельсов,  вызванном наездом нижней
   части колонны, захвата или груза на препятствие.
       6.8. При управлении краном - штабелером с пола подвесной пульт
   не должен крепиться к поворотной части грузовой тележки.
       6.9. При разработке проектов  установки  кранов  -  штабелеров
   должны быть выполнены следующие условия:
       а) расстояние по вертикали от  пола  или  от  верха  платформы
   транспортных  средств  до  нижней  точки невыдвижной части колонны
   должно быть не менее 100 мм;
       б) расстояние  по  вертикали  от  нижней  точки моста крана до
   верха стеллажей, расположенных в зоне работы крана, должно быть не
   менее 100 мм;
       в) при работе  кранов  в  проходах  между  стеллажами  боковые
   зазоры  между  частями крана,  находящимися в проходе (с грузом на
   захвате), должны быть не менее:
       150 мм на каждую сторону - при работе с грузами на стандартных
   поддонах,  а также при длине груза до 4 м (для кранов - штабелеров
   грузоподъемностью до 1 т, кранов - штабелеров, управляемых с пола,
   при работе с грузами на стандартных поддонах допускается 75 мм  на
   каждую сторону);
       200 мм на каждую сторону при длине груза от 4 до 6 м;
       300 мм на каждую сторону при длине груза более 6 м.
       6.10. В зоне работы крана -  штабелера  присутствие  людей  не
   допускается (кроме оператора при управлении с пола).  Транспортные
   средства,  въезжающие в зону  работы  крана  -  штабелера,  должны
   располагаться на специально обозначенной площадке.
       6.11. Краны - штабелеры,  предназначенные для работы на  одном
   крановом  пути  в  стеллажных  складах,  должны  быть  оборудованы
   устройствами, исключающими удары их друг о друга.

                         7. ПОДЪЕМНИКИ КРАНОВЫЕ

       7.1. К  крановым  подъемникам  должны  применяться требования,
   изложенные в  разделах 1  -  4,   8   -  11  настоящих  Правил,  с
   изменениями и дополнениями, предусмотренными в настоящем разделе.
       7.2. Конструкция подъемников  и  методы  их  испытания  должны
   соответствовать требованиям ГОСТ 13556.
       7.3. Управление  подъемником  при  монтаже  крана  (если   это
   предусмотрено  эксплуатационными  документами)  и  при  испытаниях
   подъемника должно осуществляться с выносного пульта.
       7.4. На  внутренней  стенке  кабины подъемника и у двери шахты
   должны быть установлены  таблички  с  изложением  основных  правил
   эксплуатации подъемника.
       7.5. На   посадочных   площадках   подъемника   должно    быть
   предусмотрено  ограждение,  исключающее  попадание человека в зону
   работы подъемника.
       7.6. Лебедка   подъемника   должна   быть   снабжена  тормозом
   нормально закрытого типа.  Коэффициент  запаса  торможения  должен
   быть не менее 2.
       7.7. Расчет канатов и  блоков  должен  проводиться  исходя  из
   группы классификации (режима) М8 по ИСО 4301/1.
       7.8. При техническом освидетельствовании подъемника необходимо
   проводить:
       осмотр;
       испытания на холостом ходу;
       испытания при  перемещении  подъемника   вручную   (если   это
   предусмотрено конструкцией подъемника);
       статические испытания;
       динамические испытания;
       испытания на срабатывание ловителей.
       7.9. При  статических  испытаниях  подъемника  нагрузка должна
   превышать номинальную грузоподъемность на 100%, а при динамических
   - на 10%.

                            8. КРАНОВЫЙ ПУТЬ

       8.1. К   крановому   пути   должны   применяться   требования,
   изложенные в  разделах 1  -  2,   9   -  12  настоящих  Правил,  с
   дополнениями, предусмотренными в настоящем разделе.
       8.2. Устройство кранового пути (исключая пути  железнодорожных
   кранов)    должно   производиться   по   проекту,   разработанному
   специализированной организацией или предприятием  -  изготовителем
   крана, имеющими соответствующие лицензии.
       При установке  крана  на   эксплуатирующийся   крановый   путь
   последний  должен  быть  проверен  расчетом  на допустимость такой
   нагрузки.
       Путь железнодорожного  крана должен устраиваться и содержаться
   в соответствии с нормами МПС России.
       8.3. В  проекте  кранового  пути  должны содержаться следующие
   основные сведения:

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное