Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ. ПБ 10-382-00 (УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РФ ОТ 31.12.1999 N 98)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   крайних  верхнем  и  нижнем   положениях.   Ограничитель   нижнего
   положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по
   условиям  эксплуатации  крана  не  требуется  опускать  груз  ниже
   уровня, указанного в паспорте;
       б) механизма изменения вылета;
       в) механизма  передвижения  рельсовых  кранов  (за исключением
   железнодорожных)  и  их  грузовых  тележек,  если  скорость  крана
   (тележки)  при  подходе  к  крайнему  положению может превысить 30
   м/мин. Механизмы передвижения башенных, козловых кранов и мостовых
   кранов  -  перегружателей  должны  быть оборудованы ограничителями
   независимо от скорости передвижения;
       г) механизмов  передвижения  мостовых,  козловых,  консольных,
   портальных кранов или их грузовых  тележек,  работающих  на  одном
   крановом пути.
       Указанные устройства   должны   устанавливаться   также    при
   необходимости   ограничения   хода   любого   механизма,  например
   механизма поворота,  выдвижения телескопической секции стрелы  или
   секций  при  монтаже  крана,  механизмов  грузозахватного  органа,
   подъема кабины.
       2.12.3. Концевые выключатели, устанавливаемые на кране, должны
   включаться  так,  чтобы  была  обеспечена   возможность   движения
   механизма  в  обратном  направлении.  Дальнейшее движение в том же
   направлении допускается:
       для механизма  передвижения  мостового  крана  - при подходе к
   посадочной площадке или тупиковому упору с  наименьшей  скоростью,
   обеспечиваемой электроприводом;
       для механизма опускания стрелы стрелового крана в транспортное
   положение (без груза).
       2.12.4. Ограничитель механизма подъема груза или стрелы должен
   обеспечить  остановку грузозахватного органа при подъеме без груза
   и зазор между грузозахватным  органом  и  упором  у  электрических
   талей  -  не менее 50 мм,  у других кранов - не менее 200 мм.  При
   скорости подъема груза  более  40  м/мин.  на  кране  должен  быть
   установлен дополнительный ограничитель, срабатывающий до основного
   ограничителя, переключающий схему на пониженную скорость подъема.
       2.12.5. У  грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и
   замыкающей лебедок  ограничитель  (ограничители)  должен  (должны)
   отключать  одновременно  оба  двигателя  при  достижении грейфером
   крайнего верхнего положения.
       2.12.6. Ограничители     механизмов     передвижения    должны
   обеспечивать  отключение  двигателей   механизмов   на   следующем
   расстоянии до упора:
       для башенных,   портальных,   козловых   кранов   и   мостовых
   перегружателей - не менее полного пути торможения;
       для остальных кранов - не менее половины пути торможения.
       При установке    взаимных    ограничителей   хода   механизмов
   передвижения мостовых и консольных  кранов,  работающих  на  одном
   крановом  пути,  указанное  расстояние может быть уменьшено до 500
   мм.  Путь торможения механизма должен быть указан  предприятием  -
   изготовителем в паспорте крана.
       2.12.7. Краны стрелового типа (кроме консольных)  должны  быть
   оборудованы  ограничителем  грузоподъемности  (грузового момента),
   автоматически отключающим  механизмы  подъема  груза  и  изменения
   вылета   в   случае   подъема   груза,  масса  которого  превышает
   грузоподъемность для данного вылета более чем на:
       15% - для башенных (с грузовым моментом до 20 тм включительно)
   и портальных кранов;
       10% - для остальных кранов.
       У кранов,  имеющих  две  или  более  грузовые  характеристики,
   ограничитель  должен  иметь  устройство  для  переключения  его на
   выбранную характеристику.
       2.12.8. Краны   мостового   типа   должны   быть   оборудованы
   ограничителями грузоподъемности  (для  каждой  грузовой  лебедки),
   если  возможна  их перегрузка по технологии производства.  Краны с
   переменной по длине  моста  грузоподъемностью  также  должны  быть
   оборудованы такими ограничителями.
       Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не  должен
   допускать перегрузку более чем на 25%.
       2.12.9. После   срабатывания   ограничителя   грузоподъемности
   должно   быть   возможно  опускание  груза  или  включение  других
   механизмов для уменьшения грузового момента.
       2.12.10. Стреловые     краны     должны    быть    оборудованы
   ограничителями рабочих  движений  для  автоматического  отключения
   механизмов  подъема,  поворота  и  выдвижения стрелы на безопасном
   расстоянии от крана до проводов линии электропередачи.
       2.12.11. Краны  мостового  типа грузоподъемностью более 10 т и
   группы классификации (режима) не менее А6 по ИСО 4301/1,  башенные
   краны грузоподъемностью более 5 т,  портальные,  железнодорожные и
   стреловые краны должны быть оборудованы регистраторами  параметров
   их  работы.  Башенные  краны грузоподъемностью до 5 т включительно
   должны быть оснащены устройствами для учета наработки в моточасах.
       2.12.12. Стреловые  краны для предотвращения их столкновения с
   препятствиями в стесненных условиях работы  должны  быть  оснащены
   координатной защитой.
       2.12.13. Краны,  кроме управляемых с подвесного пульта, должны
   быть  снабжены  звуковым  сигнальным  устройством,  звук  которого
   должен быть хорошо слышен в  зоне  работы  крана.  При  управлении
   краном  с нескольких постов включение сигнала должно быть возможно
   с любого из них.
       2.12.14. Козловые  краны  и  мостовые  краны  -  перегружатели
   должны быть рассчитаны на максимально возможное  усилие  перекоса,
   возникающее  при  их  передвижении,  или оборудованы ограничителем
   перекоса автоматического действия.
       2.12.15. У   кранов   с   электроприводом,   кроме   кранов  с
   электрическими талями,  имеющих второй грузоупорный тормоз, должна
   быть  предусмотрена  защита  от  падения груза и стрелы при обрыве
   любой из трех фаз питающей электрической сети.
       2.12.16. Краны   мостового   типа   должны   быть  оборудованы
   устройством для автоматического  снятия  напряжения  с  крана  при
   выходе  на галерею.  У кранов,  работающих в помещении,  троллеи с
   напряжением не более 42 В при этом могут не отключаться.
       У мостовых кранов,  вход на которые предусмотрен через галерею
   моста,  такой блокировкой должна быть оборудована дверь для  входа
   на галерею.
       2.12.17. Дверь для входа в кабину управления,  передвигающуюся
   вместе  с  краном,  со  стороны  посадочной  площадки  должна быть
   снабжена электрической блокировкой, запрещающей движение крана при
   открытой двери.
       Если кабина имеет  тамбур,  то  такой  блокировкой  снабжается
   дверь тамбура.
       2.12.18. У магнитных кранов электрическая  схема  должна  быть
   выполнена  так,  чтобы  при  снятии  напряжения с крана контактами
   приборов  и  устройств   безопасности   напряжение   с   грузового
   электромагнита не снималось.
       2.12.19. У башенных кранов с неповоротной башней  и  у  других
   кранов  при  расположении  кабины  на  поворотной  части крана для
   предупреждения возможности зажатия людей при переходе с поворотной
   части   на  неповоротную  должно  быть  предусмотрено  устройство,
   автоматически  отключающее  двигатель   механизма   поворота   при
   открытом люке или двери.
       2.12.20. У  кранов,  грузоподъемность   которых   меняется   с
   изменением    вылета,    должен    быть   предусмотрен   указатель
   грузоподъемности,  соответствующей вылету. Шкала (табло) указателя
   грузоподъемности  должна  быть  отчетливо  видна  с рабочего места
   крановщика  (машиниста)  <*>.  Указатель  грузоподъемности   может
   входить в состав электронного ограничителя грузоподъемности.
       При градуировании  шкалы  указателя   грузоподъемности   крана
   необходимо  замер  вылета производить на горизонтальной площадке с
   грузом на крюке, соответствующим определенному вылету, а нанесение
   отметки на шкале производить после снятия груза.
       --------------------------------
       <*> Далее по тексту - крановщик.

       2.12.21. В  кабине  стрелового  крана  должны быть установлены
   указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). В случае,
   когда   управление  выносными  опорами  крана  осуществляется  вне
   кабины,  на  неповоротной  раме  крана  должен   быть   установлен
   дополнительный указатель угла наклона крана.
       2.12.22. Башенные краны с  высотой  до  верха  оголовка  башни
   более  15  м,  козловые  краны  с пролетом более 16 м,  портальные
   краны,  мостовые  краны  -  перегружатели  должны  быть   снабжены
   прибором  (анемометром),  автоматически включающим звуковой сигнал
   при достижении скорости ветра,  указанной в паспорте для  рабочего
   состояния крана.
       Места установки прибора  следует  выбирать  в  соответствии  с
   нормативными документами.
       2.12.23. Краны,  передвигающиеся по крановому пути на открытом
   воздухе,  должны  быть  оборудованы противоугонными устройствами в
   соответствии с нормативными документами.
       Мостовые краны,     работающие     на     открытом    воздухе,
   противоугонными  устройствами  могут  не  снабжаться,   если   при
   действии   на   кран   максимально   допустимой   скорости  ветра,
   принимаемой по ГОСТ 1451 для нерабочего состояния крана,  величина
   запаса  торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2
   согласно нормативным документам.
       2.12.24. При    использовании   в   качестве   противоугонного
   устройства рельсовых  захватов  их  конструкция  должна  позволять
   закрепление крана на всем пути его перемещения.
       2.12.25. Противоугонные устройства с машинным приводом  должны
   быть  оборудованы  приспособлением  для  приведения  их в действие
   вручную.
       2.12.26. Краны,   передвигающиеся  по  крановому  пути,  и  их
   тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг  о  друга
   должны быть снабжены упругими буферными устройствами.
       2.12.27. Краны (кроме электрических талей) и грузовые тележки,
   передвигающиеся  по крановому пути,  должны быть снабжены опорными
   деталями на случай поломки колес и осей ходовых устройств.
       У монорельсовых  тележек  с  прицепной  кабиной опорные детали
   должны быть установлены на ходовой тележке  кабины.  При  подвеске
   кабины   и   механизма   подъема   к  общей  раме  опорные  детали
   устанавливаются на каждой ходовой тележке.
       Опорные детали  должны быть установлены на расстоянии не более
   20 мм от рельсов (ездовых балок),  по которым  передвигается  кран
   (тележка),  и  должны  быть  рассчитаны  на  наибольшую  возможную
   нагрузку на эти детали.
       2.12.28. У  стреловых  кранов  с изменяющимся вылетом и гибкой
   подвеской  стрелы  должны  быть  установлены  упоры   или   другие
   устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.
       У башенных кранов такие устройства  должны  быть  установлены,
   если  при  минимальном  вылете  угол  между горизонталью и стрелой
   превышает 70 град.
       2.12.29. Места     опломбирования     приборов    безопасности
   указываются в конструкторских и эксплуатационных документах.

                       2.13. Аппараты управления

       2.13.1. Аппараты   управления   должны   быть   выполнены    и
   установлены  таким  образом,  чтобы  управление  было удобным и не
   затрудняло наблюдение за грузозахватным органом и грузом.
       2.13.2. Направление  перемещения  рукояток и рычагов должно по
   возможности соответствовать направлению движений механизмов.
       2.13.3. Условные  обозначения  направлений вызываемых движений
   должны быть  указаны  на  аппаратах  управления  и  сохраняться  в
   течение срока их эксплуатации.
       2.13.4. Отдельные  положения  рукояток  должны  фиксироваться;
   усилие  фиксации  в  нулевом  положении должно быть больше,  чем в
   любом другом положении.
       При бесступенчатом   регулировании   должна   быть  обеспечена
   фиксация рукояток только в нулевом положении.
       2.13.5. Кнопочные  аппараты,  предназначенные для реверсивного
   пуска   механизма,   должны   иметь   электрическую    блокировку,
   исключающую   подачу   напряжения   на  реверсивные  аппараты  при
   одновременном нажатии на обе кнопки.
       2.13.6. Аппараты для управления с пола должны иметь устройство
   для самовозврата в нулевое положение;  при этом  работа  механизма
   возможна  только  при  непрерывном нажатии на кнопку или удержании
   рукоятки в рабочем положении.
       2.13.7. Аппараты  управления должны быть подвешены на стальном
   тросике такой длины,  которая позволяла бы рабочему,  управляющему
   механизмом,  находиться  на  безопасном расстоянии от поднимаемого
   груза. Аппарат управления должен быть расположен на высоте от 1000
   до 1500 мм от пола.
       2.13.8. Для  кранов   с   электрическим   приводом   включение
   линейного  контактора  должно  быть  возможно только в том случае,
   если все контроллеры находятся в нулевом положении.
       Контакты нулевой блокировки панели управления с индивидуальной
   нулевой  защитой  в  цепь  контактора  защитной  панели  (вводного
   устройства) могут не включаться. В этом случае в кабине управления
   должна быть установлена  световая  сигнализация,  информирующая  о
   включении или выключении панели управления.
       2.13.9. При наличии  на  кране  нескольких  постов  управления
   должна  быть  предусмотрена  блокировка,  исключающая  возможность
   управления одновременно с разных постов.
       2.13.10. Башенные  краны для безопасного выполнения их монтажа
   и испытаний должны быть снабжены выносным пультом управления.

                        2.14. Кабины управления

       2.14.1. Кабины  управления   кранов   должны   соответствовать
   настоящим    Правилам,   государственным   стандартам   и   другим
   нормативным документам.
       2.14.2. Кабина  управления  и  пульт  управления  должны  быть
   расположены в  таком  месте,  чтобы  крановщик  мог  наблюдать  за
   грузозахватным  органом  и  грузом  в течение полного цикла работы
   крана.
       2.14.3. Кабина  управления  крана  стрелового типа должна быть
   расположена так,  чтобы при нормальной работе крана с  минимальным
   вылетом  исключалась  возможность  удара груза или грузозахватного
   органа о кабину.  Располагать механизмы крана непосредственно  над
   кабиной не допускается.
       2.14.4. Кабина  мостового  крана  и  передвижного  консольного
   крана  должна помещаться под галереей моста (консоли) и сообщаться
   с ней лестницей.
       У кранов  мостового типа допускается подвешивать кабину к раме
   грузовой тележки.  В этом случае выход из кабины на галерею  моста
   должен   осуществляться  через  настил  тележки  или  по  наружной
   огражденной лестнице.
       2.14.5. Кабина  крана  мостового типа должна быть подвешена со
   стороны,  противоположной  той,  на  которой  расположены  главные
   троллеи.  Исключения  допускаются  в  тех  случаях,  когда троллеи
   недоступны  для  случайного  к  ним  прикосновения  из  кабины,  с
   посадочной площадки или лестницы.
       2.14.6. Внутренние размеры кабины должны быть не менее: высота
   -  2000 мм,  ширина - 900 мм,  длина - 1300 мм;  минимальный объем
   должен составлять 3 куб. м.
       В кабинах   с   невертикальной   передней  частью  в  сечении,
   проходящем через центр сиденья крановщика,  допускается уменьшение
   высоты до 1600 мм. Высота кабины грузовых тележек, передвигающихся
   по надземному крановому пути и предназначенных  для  работы  сидя,
   может быть уменьшена до 1600 мм.
       Размеры кабины стрелового крана  принимаются  по  ГОСТ  22827,
   башенного  крана  - по ГОСТ 13556.  В кабине должен быть обеспечен
   свободный доступ к расположенному в ней оборудованию.
       Размеры кабины  железнодорожных  кранов должны соответствовать
   нормативным документам МПС России.
       2.14.7. Кабина кранов,  предназначенных для работы на открытом
   воздухе,  должна  иметь  сплошное  ограждение  со  всех  сторон  и
   сплошное верхнее перекрытие,  защищающее крановщика от воздействия
   неблагоприятных метеорологических факторов.
       Световые проемы  кабины  должны  быть выполнены из небьющегося
   (безосколочного) стекла.
       У мостовых  двухбалочных  и  передвижных  консольных  кранов и
   подвесных тележек,  работающих в помещении, допускается применение
   открытой кабины со сплошным ограждением на высоту не менее 1000 мм
   от пола. При этом верхнее перекрытие может не устраиваться.
       У мостовых  однобалочных и подвесных кранов ограждение кабины,
   предназначенной для работы сидя,  может быть выполнено  на  высоту
   700 мм.
       При ограждении  кабины  на  высоту  до  1000   мм   небьющимся
   (безосколочным)   стеклом   необходимо   применять  дополнительное
   ограждение ее металлической решеткой.
       2.14.8. Кабины  мостовых и передвижных консольных кранов в тех
   случаях,  когда  расстояние  между   задней   стенкой   кабины   и
   предметами,  относительно  которых  она  перемещается,  составляет
   менее 400 мм,  должны иметь сплошное ограждение  задней  стенки  и
   боковых сторон на высоту не менее 1800 мм.
       Ограждение задней стороны кабины должно производиться  во  всю
   ширину, а боковые стороны должны иметь ограждение шириной не менее
   400 мм со стороны, примыкающей к задней стенке.
       2.14.9. Остекление  кабины  должно  быть выполнено так,  чтобы
   имелась возможность производить очистку стекол как изнутри,  так и
   снаружи,  или должно быть предусмотрено устройство для их очистки.
   Нижние стекла,  на которые может  встать  крановщик,  должны  быть
   защищены решетками, способными выдержать его массу.
       В кабинах кранов,  работающих на открытом воздухе, должны быть
   установлены солнцезащитные щитки.
       2.14.10. Дверь для входа в кабину  может  быть  распашной  или
   раздвижной и с внутренней стороны должна быть оборудована запором.
       Распашная дверь   должна   открываться   внутрь   кабины,   за
   исключением  стреловых кранов,  а также при наличии перед входом в
   кабину тамбура или площадки с соответствующим ограждением;  в этих
   случаях дверь кабины может открываться наружу.
       Краны, работающие на открытом воздухе,  должны  быть  оснащены
   устройством  для  запирания  двери  снаружи при уходе крановщика с
   крана. Вход в кабину через люк не разрешается.
       2.14.11. Пол  в  кабине  крана с электрическим приводом должен
   иметь   настил   из   неметаллических   материалов,    исключающих
   скольжение, и покрыт резиновым диэлектрическим ковриком. В кабинах
   с большой площадью пола резиновые коврики размером не менее 500  x
   700   мм   могут   быть   уложены  только  в  местах  обслуживания
   электрооборудования.
       2.14.12. Кабины  кранов  должны  быть оборудованы стационарным
   сиденьем для крановщика,  устроенным так,  чтобы можно  было  сидя
   управлять  аппаратами  и  вести наблюдение за грузом.  Должна быть
   предусмотрена возможность регулировки положения сиденья по  высоте
   и  в  горизонтальной  плоскости для удобства работы и обслуживания
   аппаратов управления.
       В случаях,  предусмотренных нормативными документами,  сиденье
   крановщика с пультом управления или кабина  в  целом  должны  быть
   поворотными.
       2.14.13. Кабина крана  должна  быть  выполнена  и  оборудована
   таким образом,  чтобы в ней был обеспечен надлежащий температурный
   режим и обмен воздуха в соответствии с нормативными документами.

                       2.15. Противовес и балласт

       2.15.1. Составные части противовеса  и  балласта  должны  быть
   закреплены или заключены в кожух для предохранения их от падения и
   для исключения возможности изменения установленной массы.
       В случае   применения  в  качестве  противовеса  или  балласта
   мелкого штучного груза он  должен  быть  помещен  в  металлический
   ящик. Ящик должен быть выполнен так, чтобы исключалось попадание в
   него атмосферных осадков и выпадение груза.
       Применять для противовеса или балласта песок,  гравий,  щебень
   не разрешается.  На кранах стрелового типа в качестве  противовеса
   или  балласта  должны быть предусмотрены инвентарные маркированные
   грузы,  изготовление и укладка  которых  должны  производиться  по
   чертежам предприятия - изготовителя крана.
       2.15.2. Передвижные    противовесы     должны     перемещаться
   автоматически   с  изменением  вылета  или  иметь  хорошо  видимый
   указатель положения противовеса в зависимости от вылета.

                            2.16. Ограждения

       2.16.1. Легкодоступные,  находящиеся в движении  части  крана,
   которые  могут послужить причиной несчастного случая,  должны быть
   закрыты прочно укрепленными металлическими съемными  ограждениями,
   допускающими  удобный  осмотр  и  смазку  механизмов.  Обязательно
   должны быть ограждены:
       а) зубчатые, цепные и червячные передачи;
       б) соединительные муфты с выступающими болтами и  шпонками,  а
   также другие муфты, расположенные в местах прохода;
       в) барабаны,  расположенные вблизи рабочего  места  крановщика
   или в проходах; при этом ограждение барабанов не должно затруднять
   наблюдение за навивкой каната на барабан;
       г) вал механизма передвижения крана мостового типа при частоте
   вращения 50 об./мин.  и  более  (при  частоте  вращения  менее  50
   об./мин.  этот  вал должен быть огражден в месте расположения люка
   для выхода на галерею).
       Ограждению подлежат     также     валы    других    механизмов
   грузоподъемных   машин,   если   они   расположены    в    местах,
   предназначенных для прохода обслуживающего персонала.
       2.16.2. Ходовые колеса кранов,  передвигающихся  по  крановому
   пути (за исключением железнодорожных кранов), и их опорных тележек
   должны  быть  снабжены   щитками,   предотвращающими   возможность
   попадания  под колеса посторонних предметов.  Зазор между щитком и
   рельсом не должен превышать 10 мм.
       2.16.3. Неизолированные  токоведущие части электрооборудования
   кранов (в том числе выключателей,  подающих питание на троллеи или
   на  питающий  кабель),  расположенные  в  местах,  не  исключающих
   возможность прикосновения к ним, должны быть ограждены.
       Аппараты, установленные  в  аппаратных кабинах,  запираемых на
   ключ,  или в местах,  где при входе людей автоматически  снимается
   напряжение, могут не ограждаться.
       2.16.4. Главные троллеи, расположенные вдоль кранового пути, и
   их  токоприемники  должны  быть  недоступны  для  случайного к ним
   прикосновения с  моста  крана,  лестницы,  посадочных  площадок  и
   других   площадок,   где   могут   находиться   люди,  что  должно
   обеспечиваться   соответствующим    расположением    проводов    и
   токоприемников.
       2.16.5. Троллеи,  расположенные  на  кране,   не   отключаемые
   контактом   блокировки  люка  (троллеи  грузового  электромагнита,
   троллеи с напряжением более 42 В у кранов  с  подвижной  кабиной),
   должны быть ограждены или расположены между фермами моста крана на
   расстоянии 1 м и более.  Троллеи должны  быть  ограждены  по  всей
   длине и с торцов крана.
       2.16.6. В местах возможного соприкосновения грузовых канатов с
   главными   или   вспомогательными   троллеями  крана  должны  быть
   установлены соответствующие защитные устройства.

                   2.17. Галереи, площадки и лестницы

       2.17.1. Галереи,   площадки   и   лестницы   для   обеспечения
   безопасного  доступа  в кабины управления,  к электрооборудованию,
   приборам безопасности,  механизмам и  металлоконструкциям  кранов,
   требующим   технического   обслуживания,   должны  соответствовать
   настоящим Правилам и другим нормативным документам.
       Конструктивное исполнение  и расположение галерей,  площадок и
   лестниц на кранах и в местах установки кранов должны  определяться
   проектами на изготовление и/или на установку кранов.
       2.17.2. Кран должен иметь удобный вход  с  земли  и  доступ  в
   кабину.  У  мостовых кранов должен быть устроен и безопасный выход
   на тележку крана.  У  однобалочных  мостовых  кранов  и  подвесных
   двухбалочных  кранов  галереи  или площадки на кране не требуются,
   если имеется ремонтная площадка для крана.
       2.17.3. У  кранов  мостового  типа  и  передвижных  консольных
   кранов  при  наличии  галереи,  предназначенной  для  обслуживания
   электрооборудования  и  механизмов,  ширина  свободного прохода по
   галерее должна быть:
       а) у механизмов передвижения с центральным приводом - не менее
   500 мм;
       б) у  механизмов передвижения с раздельным приводом - не менее
   400 мм.
       У тех  же кранов на галерее,  предназначенной для расположения
   троллеев,  ширина прохода между перилами и поддерживающими троллеи
   устройствами, а также токосъемниками должна быть не менее 400 мм.
       2.17.4. В  пролетах  зданий,   где   устанавливаются   опорные
   мостовые  краны с группой классификации (режима) А6 и более по ИСО
   4301/1, а также на эстакадах для кранов (кроме однобалочных кранов
   с электрическими талями), должны быть устроены галереи для прохода
   вдоль кранового пути с обеих сторон пролета.
       Галереи для  прохода вдоль кранового пути должны быть снабжены
   перилами со  стороны  пролета  и  с  противоположной  стороны  при
   отсутствии стены. Галерея на открытой эстакаде может быть снабжена
   перилами только с наружной стороны (противоположной пролету).
       Ширина прохода  (в  свету) по галерее должна быть не менее 500
   мм, высота - не менее 1800 мм.
       В местах  расположения  колонн  должен  быть  обеспечен проход
   сбоку или в теле колонны шириной не менее  400  мм  и  высотой  не
   менее 1800 мм. Оставлять у колонн неогражденный участок галереи не
   разрешается.
       При устройстве  прохода внутри колонны за 1000 мм до подхода к
   ней ширина перехода по галерее должна  быть  уменьшена  до  ширины
   прохода в колонне.  Каждая галерея должна иметь выходы на лестницы
   не реже чем через каждые 200 м.
       2.17.5. Ремонтные   площадки  должны  обеспечивать  удобный  и
   безопасный доступ к механизмам и электрооборудованию.
       При расстоянии  от  пола  ремонтной  площадки до нижних частей
   крана менее 1800 мм дверь для входа на ремонтную  площадку  должна
   быть  оборудована  запором  и  автоматической  электроблокировкой,
   снимающей напряжение с главных троллеев ремонтного участка.
       Вместо устройства  стационарных ремонтных площадок допускается
   применение передвижных площадок.
       2.17.6. Управляемые    из   кабины   мостовые   краны   (кроме
   однобалочных  кранов  с   электрическими   талями)   должны   быть
   оборудованы   кабинами   (площадками)   для  обслуживания  главных
   троллеев и токоприемников,  если они  располагаются  ниже  настила
   галереи крана.
       Люк для входа  с  настила  моста  в  кабину  для  обслуживания
   главных  троллеев  должен  быть  снабжен крышкой с устройством для
   запирания ее на замок.
       Кабина для обслуживания главных троллеев должна быть ограждена
   перилами высотой не менее 1000 мм со сплошной зашивкой  понизу  на
   высоту 100 мм.
       2.17.7. При устройстве в настилах проходных галерей  ремонтных
   и  других  площадок люков для входа их размер следует принимать не
   менее 500 x 500 мм;  люк должен быть  оборудован  легко  и  удобно
   открывающейся крышкой.
       Угол между крышкой люка в открытом положении и настилом должен
   быть не более 75 град.
       2.17.8. Для входа в кабину управления мостового,  передвижного
   консольного   крана,   а  также  грузовой  электрической  тележки,
   передвигающейся по надземному крановому пути,  должна устраиваться
   посадочная площадка со стационарной лестницей.
       Расстояние от  пола  посадочной  площадки  до  нижних   частей
   перекрытия  или  выступающих конструкций должно быть не менее 1800
   мм. Пол посадочной площадки должен быть расположен на одном уровне
   с полом кабины или тамбура,  если кабина имеет тамбур. Зазор между
   посадочной  площадкой  и  порогом  двери  кабины   (тамбура)   при
   остановке  крана возле посадочной площадки должен быть не менее 60
   мм и не более 150 мм.
       Допускается устройство  посадочной  площадки  ниже уровня пола
   кабины,  но не более чем на 250  мм,  в  тех  случаях,  когда  при
   расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины не
   может быть выдержан габарит по  высоте  (1800  мм),  а  также  при
   расположении  посадочной  площадки  в торце здания и невозможности
   соблюдения указанного зазора между  порогом  кабины  и  посадочной
   площадкой.
       При устройстве   посадочной   площадки   в   конце   кранового
   (рельсового) пути ниже уровня пола кабины допускается наезд кабины
   на посадочную площадку (но не более чем на 400 мм)  при  полностью
   сжатых буферах. При этом зазор между посадочной площадкой и нижней
   частью кабины (по вертикали) должен быть в пределах 100 - 250  мм,
   между кабиной и ограждением посадочной площадки - в пределах 400 -
   450 мм, со стороны входа в кабину - в пределах 700 - 750 мм.
       2.17.9. Вход  в  кабину  управления мостового крана через мост
   допускается лишь в тех случаях,  когда непосредственная посадка  в
   кабину невозможна по конструктивным или производственным причинам.
   В этом случае  вход  на  кран  должен  устраиваться  в  специально
   отведенном   для   этого   месте  через  дверь  в  перилах  моста,
   оборудованную электрической блокировкой и звуковой сигнализацией.
       У магнитных  кранов  вход  в  кабину  управления через мост не
   допускается,  кроме тех случаев,  когда троллеи, питающие грузовой
   электромагнит,   ограждены   или  расположены  в  недоступном  для
   соприкосновения месте и не отключаются  электрической  блокировкой
   двери входа на кран.
       2.17.10. Настил  галерей,  площадок  и  проходов  должен  быть
   выполнен  из  металла  или  других прочных материалов,  отвечающих
   требованиям пожарной безопасности.  Настил должен устраиваться  по
   всей длине и ширине галереи или площадки.
       Металлический настил должен быть выполнен так, чтобы исключить
   возможность   скольжения   ног   (стальные  просечно  -  вытяжные,
   рифленые,  дырчатые листы и т.п.).  В случае применения настилов с
   отверстиями один из размеров отверстия не должен превышать 20 мм.
       2.17.11. Галереи,  площадки,  проходы и лестницы, устроенные в
   местах   расположения   троллеев   или  неизолированных  проводов,
   находящихся под  напряжением,  независимо  от  наличия  блокировок
   входа    должны   быть   ограждены   для   исключения   случайного
   прикосновения к троллеям или неизолированным проводам.
       2.17.12. Площадки  и  галереи,  предназначенные  для доступа и
   обслуживания кранов,  концевые балки кранов мостового типа  должны
   быть  ограждены  перилами  высотой  не менее 1000 мм с устройством
   сплошного ограждения понизу  на  высоту  100  мм  и  промежуточной
   связью, расположенной посередине проема.
       Перила и ограждения  понизу  должны  также  устанавливаться  с
   торцевых  сторон  тележки кранов мостового типа,  а при отсутствии
   галереи - вдоль моста крана и с продольных сторон тележки.
       На концевой   балке   и  тележке  мостового  или  передвижного
   консольного крана высота перил может быть  уменьшена  до  800  мм,
   если  габариты  здания не позволяют установить перила высотой 1000
   мм.
       Стойки на  посадочной площадке,  к которым крепятся перила или
   конструкции крепления посадочной площадки, расположенные на высоте
   более  1000  мм от ее настила,  должны отстоять от кабины не менее
   чем на 400 мм.
       Концевые балки  и  грузовые  тележки кранов мостового типа,  у
   которых механизмом подъема является электрическая таль, перилами и
   ограждениями могут не оснащаться.
       2.17.13. У портальных кранов должен быть обеспечен  безопасный
   вход с лестницы портала на площадку, расположенную вокруг оголовка
   портала при любом положении поворотной части крана.
       Высота от   настила   этой   площадки  до  нижних  выступающих
   элементов поворотной части должна быть не менее 1800  мм.  Вход  с
   портала  на  поворотную часть крана должен быть возможен при любом
   положении поворотной части.
       2.17.14. Лестницы  для  доступа  с  пола на площадки и галереи
   кранов мостового типа,  башенных и портальных кранов  должны  быть
   шириной не менее 600 мм.  Ширина лестниц,  расположенных на кране,
   за исключением лестниц высотой не более 1500 мм,  должна  быть  не
   менее 500 мм.
       Лестницы высотой менее 1500  мм,  расположенные  на  кране,  а
   также лестницы для входа из кабины на галерею крана мостового типа
   или передвижного консольного могут выполняться  шириной  не  менее
   350 мм.
       2.17.15. Расстояние между ступенями должно составлять не более
   300 мм для крутонаклонных лестниц, 250 мм для наклонных посадочных
   лестниц и 200 мм для наклонных посадочных лестниц башенных кранов.
       Шаг ступеней  должен  быть  выдержан  по всей высоте лестницы.
   Ступени    крутонаклонных    лестниц    должны     отстоять     от
   металлоконструкций крана не менее чем на 150 мм.
       2.17.16. Лестницы для доступа с пола на посадочные,  ремонтные
   площадки  и  галереи  для прохода вдоль кранового пути должны быть
   расположены так,  чтобы исключить возможность зажатия  находящихся
   на них людей движущимся краном или его кабиной.
       2.17.17. Наклонные лестницы должны снабжаться  с  двух  сторон
   перилами  высотой  не  менее 1000 мм относительно ступеней и иметь
   плоские металлические ступени шириной не менее 150 мм, исключающие
   возможность скольжения.
       2.17.18. На крутонаклонных  лестницах  должны  быть  устроены,
   начиная с высоты 2500 мм от основания лестницы,  ограждения в виде
   дуг.  Дуги должны располагаться на расстоянии не менее 800 мм друг
   от  друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными
   полосами.
       Расстояние от  лестницы  до дуги должно быть не менее 700 мм и
   не более 800 мм при радиусе дуги 350 - 400 мм.  Ограждение в  виде
   дуг не требуется, если лестница проходит внутри решетчатой колонны
   сечением не более 900 x 900 мм или трубчатой  башни  диаметром  не
   более 1000 мм.
       Устройство крутонаклонных лестниц над люками  не  допускается.
   При  высоте  лестниц  более  10 м через каждые 6 - 8 м должны быть
   устроены площадки. При расположении лестниц внутри трубчатой башни
   такие площадки могут не устраиваться.
       2.17.19. Лестницы  для  входа  на  площадки  для  обслуживания
   стреловых кранов должны быть стационарными, складными (выдвижными)
   с высотой поручней при входе на площадку не менее 150 мм.
       Поручни должны быть покрыты малотеплопроводным материалом.
       Ступени должны быть шириной не менее 320 мм с шагом от 250  до
   400  мм.  Высота  от  поверхности  земли  или  площадки  до первой
   ступеньки должна быть не более 400 мм.
       2.17.20. Монтажные  и  эвакуационные  лестницы  кранов  должны
   выполняться в соответствии с нормативными документами.

                         2.18. Установка кранов

       2.18.1. Установка  кранов  в зданиях,  на открытых площадках и
   других  участках  производства  работ   должна   производиться   в
   соответствии   с   проектами,   настоящими   Правилами  и  другими
   нормативными документами.
       2.18.2. Устройство   кранового   пути   для  установки  кранов
   мостового типа,  башенных и портальных кранов должно производиться
   по проекту, разработанному в соответствии с настоящими Правилами и
   другими нормативными документами.
       2.18.3. Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при
   подъеме  груза  исключалась  необходимость  предварительного   его
   подтаскивания  при  наклонном положении грузовых канатов и имелась
   бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм
   выше встречающихся на пути оборудования,  штабелей грузов,  бортов
   подвижного состава и т.п.
       При установке кранов,  управляемых с пола или по радио, должен
   быть предусмотрен  свободный  проход  для  рабочего,  управляющего
   краном.   Установка   кранов,  у  которых  грузозахватным  органом
   является грузовой электромагнит, над производственными или другими
   помещениями не разрешается.
       2.18.4. Установка кранов над производственными помещениями для
   подъема   и  опускания  грузов  через  люк  (проем)  в  перекрытии
   допускается лишь при расположении одного помещения непосредственно
   над другим.
       Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не
   менее  1000  мм  со сплошным ограждением понизу на высоту 100 мм с
   обязательным   устройством   световой   сигнализации   (светящаяся
   надпись),  предупреждающей как о нахождении груза над люком, так и
   об опускании груза,  а  также  с  наличием  надписей,  запрещающих
   нахождение людей под перемещаемым грузом.
       Установка над   производственными   помещениями   стационарных
   электрических  талей  или  лебедок  для подъема грузов через люк в
   перекрытии не разрешается.
       2.18.5. Установка   кранов,   передвигающихся   по  надземному
   крановому  пути,  должна  производиться  с  соблюдением  следующих
   требований:
       а) расстояние  от  верхней  точки  крана  до  потолка  здания,
   нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним,
   а также до нижней точки другого крана,  работающего  ярусом  выше,
   должно быть не менее 100 мм;
       б) расстояние от настила площадок и галереи опорного крана, за
   исключением   настила  концевых  балок  и  тележек,  до  сплошного
   перекрытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и
   предметов,  прикрепленных  к  ним,  а также до нижней точки крана,
   работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм;
       в) расстояние  от  выступающих  частей торцов крана до колонн,
   стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60  мм.
   Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес
   крана относительно рельса;
       г) расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного
   органа) до пола цеха или площадок,  на  которых  во  время  работы
   крана    могут   находиться   люди   (за   исключением   площадок,
   предназначенных для ремонта крана),  должно быть не менее 2000 мм.
   Расстояние  между  нижней  габаритной  точкой кабины крана и полом
   цеха должно быть не менее 2000 мм либо (в обоснованных случаях) от
   500 до 1000 мм;
       д) расстояние от нижних выступающих частей  крана  (не  считая
   грузозахватного   органа)   до   расположенного  в  зоне  действия
   оборудования должно быть не менее 400 мм;
       е) расстояние от выступающих частей кабины управления и кабины
   для обслуживания троллеев до стены,  оборудования,  трубопроводов,
   выступающих  частей  здания,  колонн,  крыш  подсобных помещений и
   других  предметов,  относительно  которых  кабина   передвигается,
   должно быть не менее 400 мм.
       2.18.6. Расстояние по горизонтали между  выступающими  частями
   крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями,
   штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до
   2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее
   700 мм, а на высоте более 2000 мм - не менее 400 мм.
       Расстояние по   вертикали   от   консоли  противовеса  или  от
   противовеса,  расположенного  под  консолью  башенного  крана,  до
   площадок,  на которых могут находиться люди,  должно быть не менее
   2000 мм.
       2.18.7. Установка  электрических талей и монорельсовых тележек
   с автоматическим или полуавтоматическим управлением,  при  котором
   кран   не   сопровождается   крановщиком  или  оператором,  должна
   исключить   возможность   задевания   грузом   элементов   здания,
   оборудования, штабелей грузов и т.п.
       На пути следования  крана  должно  быть  исключено  нахождение
   людей;  над  проезжей частью и над проходами для людей должны быть
   установлены предохранительные перекрытия (сетка и т.п.), способные
   выдержать падающий груз.
       2.18.8. Установка  кранов   для   выполнения   строительно   -
   монтажных  работ  должна  производиться  в соответствии с проектом
   производства работ кранами (ППРк).
       2.18.9. Установка кранов, передвигающихся по крановому пути, в
   охранной  зоне  воздушных  линий   электропередачи   должна   быть
   согласована с владельцем линии.  Разрешение на такую установку для
   выполнения строительно - монтажных работ должно храниться вместе с
   ППРк.
       2.18.10. Установка стрелового крана  должна  производиться  на
   спланированной  и  подготовленной  площадке  с  учетом категории и
   характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном
   неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим
   указанный в паспорте, не разрешается.
       2.18.11. Установка  стрелового крана должна производиться так,
   чтобы при работе расстояние  между  поворотной  частью  крана  при
   любом  его  положении  и  строениями,  штабелями  грузов и другими
   предметами составляло не менее 1000 мм.
       2.18.12. При    необходимости    установки    стрелового   или
   железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен
   на  все имеющиеся выносные опоры.  Под опоры должны быть подложены
   прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры
   крана должны являться его инвентарной принадлежностью.
       2.18.13. Стреловые краны на  краю  откоса  котлована  (канавы)
   должны  быть  установлены  с  соблюдением расстояний,  указанных в
   табл.  5.  При глубине котлована более 5  м  и  при  невозможности
   соблюдения  расстояний,  указанных  в табл.  5,  откос должен быть
   укреплен в соответствии с ППРк.

                                                            Таблица 5

            МИНИМАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ (В М) ОТ ОСНОВАНИЯ ОТКОСА
             КОТЛОВАНА (КАНАВЫ) ДО ОСИ БЛИЖАЙШИХ ОПОР КРАНА
                        ПРИ НЕНАСЫПАННОМ ГРУНТЕ

   -----------------T-----------------------------------------------¬
   ¦    Глубина     ¦                    Грунт                      ¦
   ¦   котлована    +-----------T-------T-------T---------T---------+
   ¦  (канавы), м   ¦песчаный и ¦супес- ¦сугли- ¦лессовый ¦глинистый¦
   ¦                ¦ гравийный ¦чаный  ¦нистый ¦  сухой  ¦         ¦
   +----------------+-----------+-------+-------+---------+---------+
   ¦       1        ¦    1,5    ¦  1,25 ¦  1,00 ¦   1,0   ¦   1,00  ¦
   ¦       2        ¦    3,0    ¦  2,40 ¦  2,00 ¦   2,0   ¦   1,50  ¦
   ¦       3        ¦    4,0    ¦  3,60 ¦  3,25 ¦   2,5   ¦   1,75  ¦
   ¦       4        ¦    5,0    ¦  4,40 ¦  4,00 ¦   3,0   ¦   3,00  ¦
   ¦       5        ¦    6,0    ¦  5,30 ¦  4,75 ¦   3,5   ¦   3,50  ¦
   L----------------+-----------+-------+-------+---------+----------

                  2.19. Грузозахватные приспособления

       2.19.1. Проектирование грузозахватных приспособлений (стропов,
   захватов,  траверс и др.)  должно  выполняться  в  соответствии  с
   настоящими Правилами и другими нормативными документами.
       2.19.2. Расчет стропов из стальных канатов должен  выполняться
   с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.
       Расчетную нагрузку  отдельной  ветви   многоветвевого   стропа
   назначают  из  условия  равномерного  натяжения каждой из ветвей и
   соблюдения (в общем случае) расчетного угла между ветвями, равного
   90 град.
       Для стропа  с  числом  ветвей   более   трех,   воспринимающих
   расчетную нагрузку,  учитывают в расчете не более трех ветвей. При
   расчете  стропов,  предназначенных  для  транспортировки   заранее
   известного груза, в качестве расчетных углов между ветвями стропов
   могут быть приняты фактические углы.
       2.19.3. При    проектировании    канатных    стропов    должны
   использоваться стальные канаты крестовой свивки по ГОСТ 3071, ГОСТ
   3079, ГОСТ 2688, ГОСТ 7668 и ГОСТ 7669.
       Коэффициент запаса прочности каната по  отношению  к  нагрузке
   отдельной ветви стропа должен быть не менее 6.
       2.19.4. При    проектировании    цепных     стропов     должны
   использоваться  круглозвенные  цепи.  Коэффициент запаса прочности
   цепи по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не
   менее 4.
       2.19.5. При проектировании стропов  из  канатов  и  лент,  для
   ветвей   которых   используют   пеньковые,   хлопчатобумажные  или
   синтетические материалы, коэффициент запаса прочности по отношению
   к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 8.
       2.19.6. При  проектировании  съемных  моторных  грейферов  или
   других  грузозахватных  приспособлений  для кранов мостового типа,
   поворот которых в вертикальной плоскости в  процессе  эксплуатации
   недопустим,   должна   быть  обеспечена  фиксация  грузозахватного
   приспособления относительно корпуса крюковой подвески.

             3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ, МОНТАЖ

                           3.1. Изготовление

       3.1.1. Краны,  их  узлы,  механизмы,  приборы  безопасности  и
   грузозахватные   приспособления   должны   быть   изготовлены    в
   соответствии с настоящими Правилами, государственными стандартами,
   проектами,   техническими   условиями   и   другими   нормативными
   документами.
       3.1.2. Краны,  их узлы, механизмы, приборы безопасности должны
   изготавливаться   на   предприятиях,   располагающих  техническими
   средствами  и  квалифицированными  специалистами,  обеспечивающими
   изготовление   в  полном  соответствии  с  требованиями  настоящих
   Правил,   государственных   стандартов   и   других    нормативных
   документов,   и   имеющих  разрешение  (лицензию)  территориальных
   органов Госгортехнадзора России <*>.
       --------------------------------
       <*> Далее по тексту - органы госгортехнадзора.

       Разрешение на    изготовление    конкретного    типа     крана
   предприятиями  (организациями),  имеющими соответствующие лицензии
   органов  госгортехнадзора,  должно  оформляться  в   установленном
   порядке.
       Номер и дата  выдачи  разрешения  (лицензии)  на  изготовление
   крана,  а  также  наименование органа госгортехнадзора,  выдавшего
   разрешение (лицензию),  должны  быть  указаны  в  паспорте  крана.
   Разрешения  (лицензии)  органов  госгортехнадзора  не требуется на
   изготовление  кранов,  не   подлежащих   регистрации   в   органах
   госгортехнадзора.
       3.1.3. Если  предприятие  имеет  разрешение  (лицензию)  и  на
   проектирование, и на изготовление кранов, то разрешения (лицензии)
   на изготовление опытных образцов не требуется.
       В паспорте  опытного образца крана вместо номера и даты выдачи
   разрешения  (лицензии)  на  изготовление  должен  ставиться  штамп

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное