Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 02.10.1993 N ЦД-206)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
   
       11.1.  Маневровая  работа должна производиться в соответствии с
   технологическим    процессом    работы    станции   и   по   плану,
   предусматривающему:
       своевременное формирование и отправление поездов;
       своевременную  подачу вагонов под грузовые операции и уборку их
   после окончания грузовых операций;
       наименьшую затрату времени на переработку вагонов;
       рациональное    использование   всех   маневровых   средств   и
   технических устройств;
       бесперебойный прием поездов на станцию;
       безопасность  движения,  безопасность  работников,  связанных с
   маневрами, и сохранность подвижного состава.
       11.2.   На   станциях,  в  зависимости  от  путевого  развития,
   характера   и   объема   маневровой  работы,  пути  разделяются  на
   маневровые  районы.  Границы маневровых районов и характер работы в
   каждом  из  них  устанавливаются в техническо-распорядительном акте
   станции.
       В   каждом   маневровом  районе  работает,  как  правило,  один
   маневровый  локомотив. При необходимости работы в отдельных районах
   двух   и   более   маневровых   локомотивов   порядок   их  работы,
   обеспечивающий     безопасность     движения,     указывается     в
   техническо-распорядительном акте станции.
       Локомотивы,   выдаваемые  на  маневровую  работу,  должны  быть
   исправны,  иметь  исправно  действующие радиостанции, установленные
   сигналы и инвентарь.
       11.3.   Перевод   нецентрализованных   стрелок  при  маневровых
   передвижениях   производится   дежурными   стрелочного   поста   по
   распоряжению   лица,   руководящего   маневрами.   При   маневровых
   передвижениях  на  станциях  с электрической централизацией перевод
   стрелок  осуществляется  дежурным  по  станции или оператором поста
   централизации.  В случае передачи стрелок с центрального на местное
   управление,     а    также    при    производстве    маневров    на
   нецентрализованных  стрелках, не обслуживаемых дежурным стрелочного
   поста,  допускается перевод стрелок работниками составительских или
   локомотивных  бригад,  кондукторами, дежурными по паркам, дежурными
   по  станциям, начальником станции, приемосдатчиками груза и багажа,
   работниками локомотивного, вагонного депо и другими.
       Перечень  станций,  на  которых  перевод  стрелок  при маневрах
   разрешается  указанным  работникам,  номера  стрелок  и  порядок их
   перевода  устанавливаются  начальником отделения железной дороги, а
   при  отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги
   -   заместителем   начальника  железной  дороги,  и  указываются  в
   техническо-распорядительном акте станции.
   (в ред. указания МПС РФ от 20.08.1997 N В-999у)
       Перед   переводом  централизованной  стрелки  обслуживающий  ее
   работник  должен убедиться (лично или по докладу другого работника)
   в  том,  что  она  не  занята  подвижным  составом, а также есть ли
   проходы   по   смежным   путям.   При  электрической  централизации
   свободность    стрелочного    перевода    от   подвижного   состава
   устанавливается  по  показаниям  контрольных  приборов  на аппарате
   управления.   При   неисправности  или  временном  выключении  этих
   приборов   или   переводе  стрелок  с  маневровых  колонок  порядок
   проверки  свободности  стрелочного  перевода  от подвижного состава
   устанавливается в техническо-распорядительном акте станции.
       Нецентрализованные     стрелки    (кроме    расположенных    на
   сортировочных   путях,   путях,  где  маневровая  работа  постоянно
   осуществляется   серийными   толчками,   и  стрелок,  оборудованных
   шарнирно-коленчатыми  замыкателями)  должны при маневрах запираться
   на закладки.
       11.4.  "Основным  средством  передачи  указаний  при маневровой
   работе   должна   быть   радиосвязь,  а  в  необходимых  случаях  -
   устройства двусторонней парковой связи.
       Подача  сигналов  при  маневровой  работе  разрешается  ручными
   сигнальными приборами" (п. 15.14 Правил технической эксплуатации).
       Составитель    поездов    должен    иметь   исправную   носимую
   радиостанцию.   Имеющиеся   на  станциях  устройства  радиосвязи  и
   двусторонней  парковой  связи должны использоваться для организации
   маневровой работы и обеспечения безопасности движения.
       Указания    и   сообщения,   передаваемые   по   радиосвязи   и
   двусторонней  парковой связи, должны быть краткими и ясными; давший
   указание  обязан убедиться, что оно правильно воспринято машинистом
   маневрового  локомотива  и  другими  работниками  (выслушав краткое
   повторение  указания,  получив  соответствующий  ответный  звуковой
   сигнал и др.).
       Для   наиболее  типичных  указаний  и  сообщений  о  маневровой
   работе,  передаваемых  по радиосвязи и двусторонней парковой связи,
   при   необходимости  устанавливается  примерный  регламент  ведения
   переговоров.
       Конкретное   назначение  устройств  радиосвязи  и  двусторонней
   парковой  связи  и  порядок  пользования  ими  в  каждом маневровом
   районе   с   указанием   работников,  которым  предоставлено  право
   пользоваться         этими        устройствами,        определяется
   техническо-распорядительным актом станции.
       Порядок  эксплуатации  радиосвязи и двусторонней парковой связи
   на станциях устанавливается специальной инструкцией МПС.
       11.5.  Дежурный  по станции должен готовить маневровые маршруты
   в соответствии с планом маневровой работы.
       Маневровый   маршрут   без   изменения   направления   движения
   готовится,   как  правило,  на  весь  путь  следования  маневрового
   состава.  При  невозможности приготовления такого маршрута дежурный
   по  станции обязан предупредить машиниста (руководителя маневров) о
   том,  на  какой  путь  или  до  какого светофора приготовлена часть
   маршрута.
       Проезд  маневрового  светофора  с  запрещающим  показанием  или
   погасшим   огнем  при  готовом  маршруте  разрешается  по  указанию
   дежурного   по   станции   (посту),   передаваемому   им  машинисту
   маневрового  локомотива лично, по радиосвязи, двусторонней парковой
   связи или через руководителя маневров.
       11.6.   Порядок   и   условия   обеспечения   безопасности  при
   перестановке  составов  из парка в парк по соединительным путям или
   через  вытяжные  пути устанавливаются в техническо-распорядительном
   акте  станции,  при  этом  особое  внимание должно быть обращено на
   обеспечение  безопасности при движении маневровых составов вагонами
   вперед.
       В  отдельных  случаях  в  зависимости  от  местных условий (при
   последовательном   расположении   парков,  оборудовании  маневровых
   локомотивов  устройствами  для  отцепки  их  от  вагона  из  кабины
   машиниста  и  др.)  перестановка  составов  из  парка  в парк может
   производиться   без   сопровождения   работниками   составительской
   бригады.
       11.7.  Вагоны  с  грузами  отдельных категорий в соответствии с
   Правилами  перевозок  грузов,  а  также Правилами перевозок опасных
   грузов  по  железным дорогам при производстве маневров должны иметь
   прикрытие  от  паровоза, работающего на твердом топливе, из вагонов
   с неопасными грузами или порожних вагонов.
   (в ред. указания МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       Нормы   прикрытия  в  поездах  и  при  маневрах  указываются  в
   перевозных   документах   нанесением   специального  штемпеля,  где
   цифрами  обозначается минимальное число вагонов прикрытия, например
   3/0-0-3-1, где:
   (в ред. указания МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       первая  цифра  - число вагонов прикрытия от ведущего локомотива
   в  поездах (числитель - от паровоза на твердом топливе, знаменатель
   - от паровоза на нефтяном отоплении, электровоза или тепловоза);
       вторая цифра - от подталкивающего локомотива в поездах;
       третья цифра - от вагонов с людьми в поездах;
       четвертая цифра - от паровоза на твердом топливе при маневрах;
       знак "0" (нуль) означает, что прикрытия не требуется.
       Вагоны  с людьми, в том числе вагоны с проводниками, специально
   выделенными   работниками   для  сопровождения  грузов,  караулами,
   нарядами  охраны,  а  также  вагоны  с  живностью могут ставиться в
   поезд  как впереди, так и сзади вагонов с опасными грузами класса 1
   (взрывчатыми  материалами),  но всегда впереди вагонов, загруженных
   опасными  грузами,  в  перевозочных  документах  на которые имеются
   штемпели: "Ядовито" и "Прикрытие".
   (абзац введен указанием МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       Вагоны   с   легковоспламеняющимися   жидкостями   на   станции
   формирования  должны  ставиться в поезд за вагонами с ВМ (считая от
   головы поезда).
   (абзац введен указанием МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       11.8.  Маневровые  передвижения  на  ремонтных путях вагонных и
   локомотивных  депо должны производиться под наблюдением и по личным
   указаниям ответственного работника соответствующей службы.
       11.9.  На  путях,  где  имеются вагоны, с которыми производятся
   технические    или   грузовые   операции,   маневры   толчками   не
   допускаются.
       При  неблагоприятных  условиях  погоды  (сильный  ветер, туман,
   метель),  а  также  на  неосвещаемых путях маневровая работа должна
   производиться  с  особой бдительностью, а в необходимых случаях - с
   пониженной скоростью.
       11.10.  Работа  хозяйственных  поездов и путевых машин на путях
   станции  производится  под  руководством  ответственного  работника
   соответствующей службы (пути, сигнализации и связи и др.).
       Передвижения  указанных поездов и машин с одного пути на другой
   или  в  другой район станции производятся только с разрешения лица,
   распоряжающегося маневрами, или дежурного по станции.
       В  необходимых  случаях  для  руководства  передвижениями таких
   поездов  и  путевых  машин  по  указанию  начальника  станции могут
   назначаться соответствующие работники станции.
       11.11.  Разъединение  тормозных  рукавов в составах, подлежащих
   расформированию,   производится  работниками  пунктов  технического
   обслуживания  на всех сортировочных, грузовых и участковых станциях
   в   соответствии  с  технологическим  процессом  работы  станций  и
   пунктов технического обслуживания.
       Соединение  тормозных  рукавов на станциях формирования поездов
   производится  работниками пунктов технического обслуживания вагонов
   или  другими  работниками  установленными  в зависимости от местных
   условий,  технологическим процессом или техническо-распорядительным
   актом станции.
       При  производстве  маневров разъединение и соединение тормозных
   рукавов производится составительскими бригадами или кондукторами.
       Разъединение  и  соединение  тормозных  рукавов  при отцепке от
   состава  и  прицепке  к  составу  поездного  локомотива  производит
   локомотивная   бригада,   а   при   обслуживании  локомотива  одним
   машинистом   выполнение   этих  операций  производится  осмотрщиком
   вагонов.
   (в ред. указания МПС РФ от 20.08.1997 N В-999у)
       11.12.  Передвигать  отдельные  вагоны  вручную  допускается  в
   исключительных случаях и только на горизонтальных путях.
       На  главных,  приемо-отправочных  и сортировочных путях станции
   передвижение вагонов вручную запрещается.
       Передвигать  вагоны  вручную  можно только под непосредственным
   руководством    ответственного    лица,   выделенного   начальником
   соответствующего  линейного  подразделения, и в количестве не более
   одного груженого или двух порожних вагонов.
       При передвижениях вагонов вручную не допускается:
       передвигать  их со скоростью более 3 км/ч, причем вагоны должны
   быть обязательно сцеплены;
       выкатывать  их  за  предельный  столбик в направлении главных и
   приемо-отправочных путей;
       начинать передвижение, не имея тормозных башмаков;
       подкладывать  для  торможения  под  колеса шпалы, камни, ломы и
   другие предметы.
       Перекатка  вручную  вагонов, занятых людьми и опасными грузами,
   запрещается.
   (в ред. указания МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       Порядок  передвижения  вагонов  кабестанами,  электрошпилями  и
   другими  механическими  средствами в зависимости от местных условий
   устанавливается     специальными     инструкциями,    утверждаемыми
   начальником  отделения  железной дороги, а при отсутствии в составе
   железной   дороги   отделений   железной   дороги   -  заместителем
   начальника железной дороги.
   (в ред. указания МПС РФ от 20.08.1997 N В-999у)
   
                     РУКОВОДСТВО МАНЕВРОВОЙ РАБОТОЙ
   
       11.13.  "Маневры  на  станционных путях должны производиться по
   указанию   только   одного   работника   -  дежурного  по  станции,
   маневрового   диспетчера,  дежурного  по  сортировочной  горке  или
   парку,  а  на участках, оборудованных диспетчерской централизацией,
   -  поездного диспетчера. Распределение обязанностей по распоряжению
   маневрами  указывается  в техническо-распорядительном акте станции"
   (п. 15.13 Правил технической эксплуатации).
       Движением  локомотива, производящего маневры, должен руководить
   один  работник  -  руководитель  маневров  (составитель поездов или
   главный кондуктор), ответственный за правильное их выполнение.
       На  сортировочных горках движением маневровых локомотивов может
   руководить дежурный по горке.
       На    промежуточных    станциях    маневровая    работа   может
   производиться  под  руководством  главного  кондуктора. Маневровыми
   передвижениями   локомотива,   не   обслуживаемого  составительской
   бригадой  или  главным  кондуктором,  руководит  работник,  имеющий
   право  распоряжаться производством маневров в данном районе, или по
   его   указанию   сигналист   (дежурный   стрелочного   поста).  Для
   руководства   маневровыми  передвижениями  в  этих  условиях  могут
   привлекаться  также  начальники  станций,  их  заместители и другие
   работники  порядком, устанавливаемым начальником отделения железной
   дороги,  а  при  отсутствии  в  составе  железной  дороги отделений
   железной дороги - заместителем начальника железной дороги.
   (в ред. указания МПС РФ от 20.08.1997 N В-999у)
       11.14.   Маневровая   работа   производится   составителем  или
   составительской   бригадой   (составителем  и  его  помощником).  В
   зависимости   от   местных   условий  назначение  для  производства
   маневров    составительской    бригады   или   одного   составителя
   устанавливается   начальником  отделения  железной  дороги,  а  при
   отсутствии  в  составе  железной дороги отделений железной дороги -
   заместителем начальника железной дороги.
   (в ред. указания МПС РФ от 20.08.1997 N В-999у)
       Расстановка  работников  составительской бригады для выполнения
   отдельных маневровых передвижений производится составителем.
       Обслуживание  одним  машинистом  маневрового  локомотива  может
   производиться   по   разрешению   начальника   железной   дороги  в
   зависимости от типа локомотива и местных условий.
       11.15.   Составитель   поездов  или  главный  кондуктор  должен
   получать  задание  на  маневровую  работу  только  от  одного лица,
   распоряжающегося маневрами.
       Задание  на  маневровую  работу должно быть дано четко и ясно и
   доведено руководителем маневров до каждого причастного работника.
       Если  в  процессе производства маневров возникает необходимость
   изменить  намеченный  план  работы,  то с характером этих изменений
   должны  быть заблаговременно ознакомлены все работники, участвующие
   в маневрах.
       11.16.  Передвижение маневрового локомотива (с вагонами или без
   вагонов)  из  одного маневрового района в другой допускается только
   по  разрешению  дежурного  по  станции  (дежурного  по  горке)  или
   маневрового   диспетчера   после  предварительного  согласования  с
   соответствующим   дежурным  по  посту  (парку),  в  район  которого
   предстоит  передвижение,  или  с составителем поездов, работающим в
   этом районе.
   
            ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МАНЕВРОВ
   
       11.17. "Руководитель маневров обязан:
       точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
       обеспечивать  правильную расстановку и согласованность действий
   всех  работников,  участвующих  в  производстве маневров, на основе
   ознакомления   их  с  планом  и  способами  выполнения  предстоящей
   маневровой работы;
       формировать  поезда в точном соответствии с требованиями Правил
   технической  эксплуатации,  и соответствующих инструкций и указаний
   МПС;
       организовать  маневровую  работу  так,  чтобы  были  обеспечены
   безопасность  движения,  личная безопасность работников, занятых на
   маневрах,   сохранность  подвижного  состава  и  груза.  Маневры  с
   вагонами,  занятыми  людьми,  негабаритными  и  разрядными грузами,
   производить   с   особой   осторожностью"   (из   п.  15.23  Правил
   технической эксплуатации).
       При  вступлении  на  дежурство  составитель (главный кондуктор)
   должен  ознакомиться  с наличием и расположением подвижного состава
   на  путях  своего  района,  проверить  надежность  его закрепления,
   убедиться  в  наличии установленных для района средств закрепления.
   О результатах проверки доложить дежурному по станции.
       11.18.  Перед  началом  маневровой работы руководитель маневров
   обязан:
       а)  убедиться, что все работники, участвующие в маневрах, в том
   числе  и  локомотивная бригада, в полном составе находятся на своих
   местах;
       б)  ознакомить  машиниста  и  работников станции, участвующих в
   маневрах, с планом предстоящих маневров и порядком его выполнения;
       в)  проверить,  нет  ли  препятствий  для  передвижения вагонов
   (тормозных башмаков под колесами и др.).
       11.19.  Задание дежурному стрелочного поста или оператору поста
   централизации  о приготовлении маневрового маршрута на тот или иной
   путь  руководитель  маневров может передавать лично, по радиосвязи,
   двусторонней  парковой связи, свистками локомотива, ручным свистком
   или  другими  средствами  в  зависимости  от технического оснащения
   станции  порядком, установленным в техническо-распорядительном акте
   станции.
       11.20. В процессе работы руководитель маневров обязан:
       а)   четко   и   своевременно  подавать  сигналы  и  передавать
   указания, касающиеся маневровых передвижений;
       б)  следить за своевременной подготовкой стрелок для маневровых
   передвижений,   своевременной   и   правильной   подачей   сигналов
   операторами  постов  централизации,  дежурными  стрелочных постов и
   машинистом локомотива;
       в)  находиться  в  таком  месте,  откуда  обеспечивается лучшая
   видимость   сигналов,   маневрирующего   состава   и  маршрута  его
   передвижения;   в   случае   отсутствия   радиосвязи  с  машинистом
   локомотива   (из-за   неисправности  или  локомотив  не  оборудован
   маневровой   радиосвязью)   находиться   в   таком   месте,  откуда
   обеспечивается  видимость  машинистом или его помощником подаваемых
   им ручных сигналов;
       г)   при   движении   по   станционным  путям  вагонами  вперед
   находиться,   как   правило,  на  первой  по  движению  специальной
   подножке  (переходной  площадке,  тамбуре),  а  при невозможности -
   идти  по  междупутью  или обочине пути впереди осаживаемых вагонов,
   следить   за   показаниями   маневровых   светофоров,   подаваемыми
   сигналами,  положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий
   и  людей  на  пути,  при необходимости - принимать меры к остановке
   маневрового   состава.   В   необходимых  случаях,  при  отсутствии
   радиосвязи  привлекать  для  передачи  сигналов  операторов  постов
   централизации,  дежурных  стрелочных  постов  и  других  работников
   станции;
       д)  при  производстве  маневров  с большими составами на кривых
   участках  пути  или  в  условиях  плохой  видимости (туман, метель,
   снегопад  и  т.д.)  принимать  дополнительные  меры для обеспечения
   безопасности  -  чаще  передавать  сигналы и указания по радиосвязи
   или двусторонней парковой связи;
       е)  не  допускать  пропуска  подвижного  состава  по взрезанной
   стрелке впредь до ее осмотра и ремонта;
       ж)  прежде  чем  подъехать  к  составу,  убедиться в отсутствии
   сигналов ограждения;
       з)  не  допускать  оставления  вагонов  без  закрепления  или с
   закреплением   менее  установленной  в  техническо-распорядительном
   акте  станции  нормы  вне  зависимости  от  предполагаемого времени
   стоянки этих вагонов;
       и)   не   допускать   передвижений   маневровых   составов   (с
   локомотивами  впереди  или  вагонами  вперед), не убедившись в том,
   что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом;
       к)   при   маневрах   толчками   своевременно  принимать  меры,
   исключающие  возможность  движения  отцепов  в обратном направлении
   или  выхода  вагонов  за предельный столбик в противоположном конце
   пути;
       л)  если  при  маневрах  толчками  или  при надвиге составов на
   горку   расчетные  рычаги  по  условиям  работы  устанавливаются  в
   положение   "на  буфер",  то  после  отделения  отцепа  от  состава
   немедленно приводить рычаги в нормальное положение;
       м)   при   заезде  маневрового  локомотива  (одиночного  или  с
   вагонами)  на  тот  или  иной занятый вагонами путь для отцепки или
   прицепки  других  вагонов,  а  также при сжатии стоящих вагонов для
   расцепки  не  допускать  выполнения  этих операций, не убедившись в
   надежном  закреплении  вагонов  с  противоположной  от  маневрового
   локомотива стороны;
       н)  если  к  стоящей на том или ином пути группе вагонов, в том
   числе   и   закрепленных   по  установленной  норме,  дополнительно
   прицепляются  вагоны,  проверять,  не  нарушилась  ли  в результате
   этого  правильность  установки  ранее  уложенных  башмаков, а также
   достаточно ли этих башмаков на увеличившееся количество вагонов;
       о)  перед передвижением маневрового состава в местах погрузки и
   выгрузки грузов убедиться в отсутствии препятствий для движения;
       п)   маневры   с  вагонами,  погрузка  и  выгрузка  которых  не
   закончены,  производить  только  после  согласования  с работником,
   распоряжающимся погрузочно-разгрузочными операциями.
       11.21.  Руководитель  маневров  должен так организовать работу,
   чтобы   не   допустить  выхода  подвижного  состава  за  предельные
   столбики  (изолирующие  стыки или светофоры) противоположного конца
   путей.
       Порядок   согласования   действий   руководителя   маневров   с
   работниками  противоположного  конца  парка (путей), обеспечивающий
   выполнение     указанного     требования,     устанавливается     в
   техническо-распорядительном акте станции.
       11.22.  Дежурный  по станции, маневровый диспетчер или дежурный
   по  горке  при  необходимости  производства  маневров  с  вагонами,
   занятыми   людьми   или  загруженными  опасными  грузами  класса  1
   (взрывчатыми   материалами),   а   также  опасными  грузами  других
   классов,  имеющих в перевозочных документах штемпель "Не спускать с
   горки"  и  "Спускать с горки осторожно", обязан поставить об этом в
   известность  составителя  поездов, а последний - своего помощника и
   машиниста маневрового локомотива.
   (в ред. указания МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       11.23.  При  производстве  маневров  в  местах работы ремонтных
   бригад    (путевых,   СЦБ),   с   пересечением   переездов,   около
   пассажирских   платформ,   на   путях  грузовых  складов,  грузовых
   районов,   складов   топлива,  вагонных  и  локомотивных  депо,  на
   территории   заводов,   мастерских   и   т.п.   составительские   и
   локомотивные   бригады   должны   проявлять   особую  бдительность,
   своевременно  подавать  звуковые  сигналы при приближении состава к
   находящимся   около   пути   или   на  платформах  людям,  а  также
   предупреждать  о  движении  состава  людей, работающих на погрузке,
   выгрузке, ремонте пути, вагонов и др.
       При  движении  у  высоких  платформ  нахождение  работников  на
   специальной подножке вагона со стороны платформы запрещается.
       11.24. "Локомотивная бригада при производстве маневров обязана:
       точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
       внимательно   следить   за   подаваемыми   сигналами,  точно  и
   своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях;
       внимательно   следить   за   людьми,   находящимися  на  путях,
   положением стрелок и расположением подвижного состава;
       обеспечивать  безопасность  производства маневров и сохранность
   подвижного состава" (п. 15.24 Правил технической эксплуатации).
       "Запрещается  машинисту  локомотива,  специального  самоходного
   подвижного  состава,  производящему  маневры,  приводить в движение
   локомотив  без  получения  указания руководителя маневров лично, по
   радиосвязи,  устройствам  двусторонней  парковой связи или сигнала,
   подаваемого  ручными  сигнальными  приборами.  Кроме  указания  или
   сигнала   руководителя   маневров,   перед   выездом   на   стрелки
   централизованных  маневровых  маршрутов машинист должен убедиться в
   наличии   разрешающего   показания   маневрового  светофора,  а  на
   нецентрализованные  стрелки  -  получить  от  дежурного стрелочного
   поста  сигнал  или  сообщение  (лично,  по  радиосвязи, устройствам
   двусторонней  парковой  связи)  о готовности стрелок для маневровых
   передвижений.  При  отсутствии  маневровых светофоров перед выездом
   на   централизованные   стрелки  машинистом  должно  быть  получено
   сообщение  о  готовности  стрелок  для  маневровых  передвижений от
   дежурного   по   станции   (лично,   по   радиосвязи,   устройствам
   двусторонней  парковой  связи  или  переданное  через  руководителя
   маневров).
   (в ред. указания МПС РФ от 14.05.1999 N Л-798у)
       На  станциях  с электрической централизацией стрелок и сигналов
   в  случаях  передачи  стрелок  с центрального на местное управление
   выезд  на стрелки разрешается по указанию или сигналу работника, на
   которого  возложен  перевод  этих  стрелок"  (из  п.  15.15  Правил
   технической эксплуатации).
       "Локомотивные  бригады,  работающие  со  сборными  поездами,  а
   также  выделенные  для производства маневровой работы, кондукторы и
   составительские  бригады  должны знать порядок маневровой работы на
   станции,  указанный  в  техническо-распорядительном  акте.  Порядок
   ознакомления  локомотивных и составительских бригад и кондукторов с
   условиями        маневровой        работы,       указанными       в
   техническо-распорядительных    актах    станций,    устанавливается
   начальником   отделения   железной   дороги"   (п.   15.25   Правил
   технической эксплуатации).
       Запрещается   машинисту   локомотива,   производящего  маневры,
   приводить  в  движение  локомотив  для  выезда  с  пути, на котором
   остаются  вагоны,  без получения сообщения от руководителя маневров
   об   их   закреплении,  переданного  по  радиосвязи,  двухсторонней
   парковой  связи,  через другого работника, участвующего в маневрах,
   или   лично   с   выполнением  положений,  установленных  п.  11.41
   настоящей Инструкции.
   (абзац введен указанием МПС РФ от 11.07.1996 N М-615у)
       Управление  локомотивом при маневрах осуществляется машинистом.
   Машинист  может доверять управление локомотивом помощнику машиниста
   или дублеру лишь под своим наблюдением.
       11.25.  При  движении  вагонами  вперед  руководитель  маневров
   должен  подавать  сигнал о начале движения с предстоящим выездом на
   стрелки  лишь  после  получения  сигнала  (сообщения)  от дежурного
   стрелочного    поста   о   готовности   стрелок   для   маневрового
   передвижения  или  убедившись,  что маневровый светофор находится в
   открытом положении.
       11.26.   Машинист   одиночного  локомотива  при  следовании  по
   станционным   путям   руководствуется   сигналами  или  сообщениями
   дежурных  по  станциям,  операторов  постов централизации, дежурных
   стрелочных    постов,   передаваемыми   непосредственно   машинисту
   локомотива, или показаниями маневровых светофоров.
       11.27.  Подаваемые  сигналы,  а  также  указания, получаемые по
   радиосвязи  или  устройствам  двусторонней парковой связи, машинист
   обязан  подтверждать  свистком  локомотива  или кратким повторением
   переданного указания.
       Если  машинист  не уверен в правильности восприятия сигнала или
   указания   или   не   знает  плана  маневровой  работы,  он  должен
   остановиться и выяснить обстановку.
       11.28.  Запрещается  давать  сигналы  и  указания  о следовании
   локомотивов  и маневровых составов по пути, с которого отправляется
   пассажирский   поезд   (вслед   за   поездом),  впредь  до  полного
   освобождения  им  этого  пути.  Машинистам  локомотивов, стоящих на
   пути,  занятом пассажирским поездом, запрещается двигаться вслед за
   отправившимся  пассажирским поездом впредь до получения сообщения о
   полном освобождении пути.
       11.29.    Дежурные    стрелочных   постов,   операторы   постов
   централизации при производстве маневров обязаны:
       а)  правильно  и  своевременно  переводить стрелки по маршруту,
   указанному руководителем маневров;
       б)  после  перевода  стрелки  дежурный стрелочного поста должен
   запереть  ее  на закладку (кроме случаев, предусмотренных в п. 11.3
   настоящей  Инструкции)  и  убедиться, что остряк плотно прилегает к
   рамному рельсу;
       в)   перед   подачей   сигнала   или   передачей   сообщения  о
   передвижении  маневрового  состава проверять правильность положения
   стрелок в маневровом маршруте;
       г)  четко  и  своевременно  передавать  машинисту и составителю
   сигналы и сообщения;
       д)  внимательно  следить за передвижениями маневрового состава,
   передаваемыми   указаниями   и  сигналами,  своевременно  выполнять
   требования этих указаний и сигналов.
   
                           ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВАГОНОВ
   
       11.30.   "Подвижной   состав   на   станционных   путях  должен
   устанавливаться в границах, обозначенных предельными столбиками.
       Стоящие  на  станционных  путях без локомотива составы поездов,
   вагоны   и   специальный   подвижной  состав  должны  быть  надежно
   закреплены  от  ухода  тормозными  башмаками, ручными тормозами или
   другими установленными МПС средствами закрепления.
       У  вагонов,  стоящих  на  станции  и  не  занятых под грузовыми
   операциями   и  не  находящихся  под  очисткой,  дезинфекцией  и  в
   ремонте,   двери   должны   быть   закрыты"  (из  п.  15.21  Правил
   технической эксплуатации).
       Закрепление  вагонов  на станционных путях должно производиться
   в  соответствии  с нормами и правилами, приведенными в Приложении 2
   к настоящей Инструкции.
       Порядок   закрепления  вагонов  и  составов  в  зависимости  от
   местных  условий  указывается  в  техническо-распорядительном  акте
   станции,  где  должно  быть установлено, как должны закрепляться на
   каждом  пути  вагоны  и  составы  поездов, кто должен выполнять эти
   операции,  а  также изымать средства закрепления из-под вагонов или
   отпускать  ручные тормоза и кому докладывать о выполнении указанных
   операций.
       11.31.   Составы   поездов,   группы   или   отдельные  вагоны,
   оставляемые   на   станционных   путях,   во  всех  случаях  должны
   закрепляться  тормозными башмаками до отцепки локомотива по нормам,
   предусмотренным  в  техническо-распорядительном  акте  станции.  На
   путях  с  уклонами,  не  превышающими 0,0025, разрешается при смене
   локомотивов   пассажирских  поездов  использовать  для  закрепления
   состава  автотормоза  поезда  в  течение  не более 15 мин. В случае
   невозможности   смены  локомотивов  в  течение  указанного  времени
   состав  должен быть закреплен тормозными башмаками по установленной
   норме.
       11.32.  Машинистам  локомотивов  прибывающих на станцию поездов
   запрещается  отцеплять локомотив от состава, не получив сообщения о
   его  закреплении.  Такое  сообщение  передается машинисту порядком,
   устанавливаемым  в  техническо-распорядительном акте станции. Перед
   отцепкой  локомотива  от  поезда  машинист  во  всех случаях обязан
   затормозить состав автоматическими тормозами.
       11.33.  Вагоны,  прибывшие на станцию для длительной стоянки (в
   резерве,  в  ожидании подачи на ВРЗ и т.п.), должны быть поставлены
   на   пути  с  уклоном,  не  превышающим  0,0025,  изолированные  от
   маршрутов  следования  поездов.  Закрепление  таких  вагонов должно
   производиться  с  накатом  вагонных  колес  на  тормозные  башмаки.
   Правильность   и   надежность  закрепления  должны  быть  проверены
   начальником станции, его заместителем или дежурным по станции.
       11.34.   При   временном   оставлении   грузовых   поездов   на
   промежуточных    станциях    без    локомотива    их    закрепление
   осуществляется       по       нормам,       предусмотренным       в
   техническо-распорядительном   акте   станции  для  соответствующего
   пути,  с  накатом вагонных колес на тормозные башмаки. Правильность
   и  надежность закрепления составов таких поездов должны проверяться
   начальником  станции  или  его  заместителем,  которые  по указанию
   поездного   диспетчера  заблаговременно  вызываются  на  станцию  и
   докладывают  ему о произведенной проверке правильности закрепления.
   При  невозможности  вызова  указанных  руководителей правильность и
   надежность  закрепления  проверяются  лично  дежурным  по  станции,
   который и докладывает об этом поездному диспетчеру.
       11.35.   Не  допускается  оставление  без  локомотива  составов
   поездов  на  станциях  или  отдельных  станционных путях с уклоном,
   превышающим      0,0025,     не     оборудованных     устройствами,
   предотвращающими  уход  вагонов  на  маршруты  приема и отправления
   поездов и прилегающий перегон.
   (в ред. указания МПС РФ от 20.08.1997 N В-999у)
       Перечень  таких  станций  и  станционных  путей устанавливается
   приказом  начальника  отделения железной дороги, а при отсутствии в
   составе  железной  дороги  отделений  железной  дороги - начальника
   железной дороги.
   (в ред. указания МПС РФ от 20.08.1997 N В-999у)
       11.36.   "Маневры   на   станционных  путях,  расположенных  на
   уклонах,  где  создается  опасность  ухода  подвижного  состава  на
   перегон,  производятся с постановкой локомотива со стороны спуска с
   включением  и  опробованием автотормозов вагонов. При невозможности
   постановки  локомотива  со  стороны  спуска  маневры на таких путях
   должны   производиться  путем  осаживания,  а  автотормоза  вагонов
   должны  быть  включены и опробованы. Порядок производства маневров,
   обеспечивающий  безопасность  движения  на  станциях, имеющих такие
   пути,   устанавливается   в   Инструкции   по  движению  поездов  и
   маневровой  работе и указывается в техническо-распорядительном акте
   станции" (п. 15.18 Правил технической эксплуатации).
       При  производстве  маневров на путях, расположенных на уклонах,
   во   всех   случаях   должны   соблюдаться   меры  предосторожности
   (постановка  стрелок  в изолирующее положение, укладка башмаков под
   отдельные  отцепы  и  др.),  исключающие  возможность  столкновений
   отцепленных  вагонов  с  маневровым составом, а также ухода вагонов
   на маршруты следования поездов или в другие маневровые районы.
       Перечень  районов  и  путей,  расположенных на уклонах, где при
   маневрах  создается  опасность  ухода  подвижного  состава, а также
   дополнительные  меры  по обеспечению безопасности движения, которые
   должны  соблюдаться  в  этих  районах  при  маневрах, указываются в
   техническо-распорядительных актах станций.
       11.37.  В  тех  случаях,  когда  состав  поезда, оставляемый на
   промежуточной  станции без локомотива, расцепляется и разъединяется
   для  обеспечения  прохода  пассажиров,  каждая  часть этого состава
   должна  закрепляться  тормозными  башмаками  в  соответствии  с той
   нормой,  которая  соответствует  фактическому  профилю того отрезка
   пути, где будет стоять расцепленная часть состава.
       11.38.  В  районах примыкания подъездных и соединительных путей
   для  предупреждения  самопроизвольного  ухода подвижного состава на
   станцию  или  перегон дежурные по станции, составительские бригады,
   дежурные  стрелочных  постов  после  заезда  (выезда) на примыкание
   обязаны    немедленно    устанавливать   стрелки   (в   том   числе
   централизованные)    предохранительных    тупиков    и    охранные,
   сбрасывающие башмаки или стрелки в нормальное положение.
       11.39.  Получив  сообщение  об  ожидаемом сильном ветре или при
   возникновении  такого  ветра, если сообщение об этом и не передано,
   работники   станций   каждый   на  своем  посту  обязаны  проверить
   надежность  закрепления  подвижного  состава  от  ухода  и  уложить
   дополнительно  тормозные башмаки в соответствии с п. 9 Приложения 2
   настоящей Инструкции.
       11.40.  При возникновении опасности ухода подвижного состава на
   перегон  работники  станции  обязаны  немедленно  использовать  все
   имеющиеся  в  их распоряжении средства для его остановки. При уходе
   подвижного   состава   на   перегон  дежурный  по  станции  обязан,
   используя  все  имеющиеся  в его распоряжении средства, сообщить об
   этом   машинистам   поездов,  находящихся  на  перегоне,  поездному
   диспетчеру,  дежурным путевых постов, соседней станции, переездов и
   другим  работникам, чтобы задержать встречные поезда и принять меры
   к остановке ушедшего подвижного состава.
       11.41.   При  выполнении  операций  по  закреплению  подвижного
   состава  на станционных путях должны соблюдаться следующие основные
   положения, обеспечивающие взаимный контроль работников:
       А. При закреплении составов поездов:
       на  главных  и  приемо-отправочных путях руководство и контроль
   за  закреплением  осуществляет  дежурный  по станции, а в отдельных
   маневровых районах - маневровый диспетчер;
       дежурный  по  станции может разрешить отцепку локомотива только
   после  убеждения  в  правильности  закрепления  состава  по докладу
   исполнителя этой операции или лично;
       машинисту  поездного локомотива запрещается отцеплять локомотив
   от  состава  без  разрешения  дежурного  по станции, переданного по
   радиосвязи,  парковой связи, через работника станции, производящего
   закрепление, или лично;
       изъятие  тормозных  башмаков  из-под состава разрешается только
   по  указанию  дежурного  по  станции,  переданному исполнителю этой
   операции  по  радиосвязи,  парковой  связи, через другого работника
   станции или лично;
       дежурный  по  станции  может дать указание об изъятии тормозных
   башмаков  только  после убеждения в фактической прицепке локомотива
   к  составу  по  докладу машиниста по радиосвязи или через работника
   станции.
       Б. При маневровой работе:
       при   производстве   маневров  ответственность  за  закрепление
   подвижного состава несет руководитель маневров;
       руководитель   маневров   во   всех   случаях   перед  отцепкой
   локомотива  (одиночного или с вагонами) обязан сообщить машинисту о
   закреплении  оставляемых на пути вагонов с указанием их количества,
   а  также  количества  тормозных  башмаков  и  с  какой  стороны они
   уложены.  Такое  же сообщение при производстве маневров на приемо -
   отправочных  путях  руководитель маневров обязан передать дежурному
   по  станции  (маневровому  диспетчеру)  при  запросе  разрешения на
   выезд  с  пути, на котором остаются вагоны, а машинист локомотива -
   продублировать это сообщение дежурному по станции по радиосвязи;
       дежурный   по  станции  убеждается  в  соответствии  переданных
   машинистом  и  руководителем  маневров сообщений нормам закрепления
   вагонов,  установленных  ТРА  станции  для конкретного пути, и дает
   разрешение  на  выезд  локомотива  (маневрового состава) с пути (из
   данного маневрового района).
   (пп. "Б" в ред. указания МПС РФ от 11.07.1996 N М-615у)
   
                          СКОРОСТИ ПРИ МАНЕВРАХ
   
       11.42. Маневры производятся со скоростью не более:
       60   км/ч   -  при  следовании  по  свободным  путям  одиночных
   локомотивов  и  локомотивов  с  вагонами,  прицепленными  сзади,  с
   включенными и опробованными автотормозами;
       40  км/ч  -  при  движении локомотива с вагонами, прицепленными
   сзади, по свободным путям;
       25  км/ч  -  при движении вагонами вперед по свободным путям, а
   также восстановительных и пожарных поездов;
       15  км/ч  - при движении с вагонами, занятыми людьми, а также с
   негабаритными  грузами  боковой  и нижней негабаритности 4-й, 5-й и
   6-й степеней;
       5 км/ч - при маневрах толчками;
       3  км/ч  -  при  подходе  локомотива (с вагонами или без них) к
   вагонам.
       Скорость  передвижения  подвижного  состава по вагонным весам в
   зависимости     от     конструкции    весов    устанавливается    в
   техническо-распорядительном акте станции.
       Движение   маневровых   составов  и  одиночных  локомотивов  со
   скоростями  60,  40  и  25  км/ч  может  производиться только в тех
   случаях,  когда  машинист  предупрежден  о  свободности  пути. Если
   машинист  не  извещен  о свободности пути, то он должен следовать с
   особой   бдительностью   и   скоростью,   которая   обеспечила   бы
   своевременную  остановку  при появлении препятствия для дальнейшего
   движения.
   
            МАНЕВРЫ НА СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРКАХ И ВЫТЯЖНЫХ ПУТЯХ
   
       11.43.  На станциях, имеющих горочные устройства для сортировки
   вагонов,    маневры   должны   производиться   в   соответствии   с
   инструкциями,  утвержденными начальником отделения железной дороги,
   а  при  отсутствии  в  составе  железной  дороги отделений железной
   дороги   -  заместителем  начальника  железной  дороги,  в  которых
   отражается  также  порядок  пользования  устройствами автоматизации
   процесса расформирования составов (ГАЦ, АРС, АЗСР и др.).
   (в ред. указания МПС РФ от 20.08.1997 N В-999у)
       В    инструкциях   по   работе   сортировочных   горок   должны
   предусматриваться   также   меры,   исключающие  возможность  ухода
   вагонов  с  сортировочных  путей в противоположную от сортировочной
   горки    горловину   (укладка   ограждающих   тормозных   башмаков,
   торможение   отцепов   в   глубине   парка,  согласованность  между
   работниками сортировочной горки и сортировочного парка и т.п.).
       11.44.  Перед  роспуском вагонов с сортировочной горки дежурный
   по горке обязан:
       а)  проверить  степень  свободности  путей  со  стороны горки и
   наличие проходов на них;
       б)     ознакомиться    с    планом    предстоящего    роспуска,
   последовательностью  расположения  отцепов, числом вагонов в каждом
   отцепе,  ходовыми  качествами  отцепов, наличием вагонов, требующих
   особой  осторожности при роспуске, длиннобазных (имеющих расстояние
   между  центрами  осей  внутренних  колесных  пар  более  11,3  м) и
   другими необходимыми данными;
       в)   установленным   на   данной  станции  порядком  обеспечить
   ознакомление  с характером предстоящего роспуска других работников,
   участвующих  в  сортировке  вагонов (операторов распорядительного и
   исполнительного   постов,   составителя   поездов,   регулировщиков
   скорости движения вагонов и др.);
       г)   включить  устройства  автоматизации  сортировочной  работы
   (ГАЦ, АРС, АЗСР и др.).
       11.45.   Дежурный   по  горке,  операторы  распорядительного  и
   исполнительных  постов, составители поездов, регулировщики скорости
   движения  вагонов  в процессе роспуска должны регулировать скорость
   надвига  и  степень  торможения вагонов в зависимости от заполнения
   сортировочных  путей,  условий  прохода отцепов в стрелочной зоне и
   на  подгорочных  путях,  величины  отцепов,  чередования назначения
   отцепов по путям сортировочного парка и др.
       В    процессе    роспуска    дежурный   по   горке,   операторы
   распорядительного   и   исполнительных  постов  должны  следить  за
   движением  отцепов,  проверять  правильность их следования по путям
   сортировочного     парка,     контролировать    работу    устройств
   автоматизации    сортировочной    работы   и   в   зависимости   от
   складывающейся   обстановки  при  необходимости  корректировать  их
   работу.
       11.46.   При   нахождении  на  сортировочных  путях  вагонов  с
   опасными  грузами  класса  1 (взрывчатыми материалами) и цистерн со
   сжиженными    газами    маневровые   диспетчеры   и   дежурные   по
   сортировочным  горкам  обязаны  вести точный учет путей, на которых
   такие вагоны находятся.
   (в ред. указания МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       Вагоны   с   взрывчатыми   материалами   (ВМ),  в  перевозочных
   документах  на  которые  имеется  штемпель  "Не  спускать с горки",
   цистерны  со сжиженными газами и порожние цистерны из-под сжиженных
   газов  после  постановки  на  сортировочные  пути должны немедленно
   ограждаться  со  стороны  горки, полугорки или вытяжного пути двумя
   охранными  тормозными  башмаками, укладываемыми на оба рельса через
   25  метров  друг  от друга таким образом, чтобы общее расстояние от
   ограждаемых  вагонов  до  тормозного башмака, расположенного первым
   от сортировочного устройства, было не менее 50 метров.
   (абзац введен указанием МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       Последующие  отцепы,  направляемые  на  эти  пути,  должны быть
   остановлены  перед  местом расположения охранных тормозных башмаков
   до  накопления  группы,  состоящей  не  менее  чем  из  10 вагонов.
   Нормальный  режим  роспуска вагонов или их направления при маневрах
   толчками  на  такие  пути  может  восстанавливаться  только  в  том
   случае,  если  ограждаемые  вагоны  прикрыты  этой группой вагонов,
   предварительно  соединенной  с ними. Если расстояние от ограждаемых
   вагонов,  в перевозочных документах на которые имеется штемпель "Не
   спускать  с  горки", до конца парковой тормозной позиции со стороны
   горки  или  вытяжки  менее  50 метров, то последующие отцепы на эти
   пути должны направляться только посредством осаживания.
   (абзац введен указанием МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       В    процессе    роспуска    дежурный    по   горке,   оператор
   распорядительного   поста   или   горочный  составитель  с  помощью
   двусторонней  парковой  или  других  видов  связи  должен постоянно
   информировать   операторов  исполнительных  постов,  регулировщиков
   скорости  движения  вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах,
   требующих   особой   осторожности  (вагоны  с  разрядными  грузами,
   проводниками, живностью и др.).
       Все  работники, участвующие в роспуске при спуске с горок таких
   отцепов,  а  также  при роспуске любых отцепов на пути, где имеются
   вагоны  с  грузами,  требующими  особой  осторожности,  должны быть
   особо   внимательными,   обеспечивать   безопасность   роспуска   и
   сохранность  подвижного  состава.  Скорость  надвига,  а также силу
   торможения   на   замедлителях   регулировать   с  учетом  создания
   необходимых  интервалов  между  отцепами  и безусловного соблюдения
   установленных  скоростей  при  соударении  этих  вагонов  с другими
   вагонами.
       Порядок  информации работников о наличии в распускаемом составе
   и  на  путях  сортировочного  парка  вагонов  с  грузами  отдельных
   категорий,  названных  в  Правилах  перевозок  грузов  по  железным
   дорогам  и  Правилах  перевозок опасных грузов по железным дорогам,
   требующими   особой   осторожности,   устанавливается   в   местных
   инструкциях.
   (в ред. указания МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       11.47.  "Запрещается  производить маневры толчками и распускать
   с горки:
       вагоны,   занятые   людьми,   кроме   вагонов   с  проводниками
   (командами), сопровождающими грузы;
       вагоны  с  с  грузами отдельных категорий, названных в Правилах
   перевозок  грузов  по железным дорогам и Правилах перевозок опасных
   грузов по железным дорогам;
   (в ред. указания МПС РФ от 21.12.1998 N Б-1482у)
       платформы  и  полувагоны,  загруженные грузами боковой и нижней
   негабаритности   4-й,   5-й,  6-й  степеней  и  грузами  с  верхней
   негабаритностью 3-й степени, груженые транспортеры;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное