Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПРИКАЗ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 10.11.2000 N 296 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ "ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ НА СУДАХ НА СУДАХ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
       1) проверить исправность защитных заземлений;
       2)  убедиться в отсутствии вблизи приборов посторонних  горючих
   материалов  и  предметов,  препятствующих  циркуляции  охлаждающего
   воздуха;
       3)  проверить,  чтобы  уровень воды  в  бытовых  нагревательных
   приборах   (котлах,  баках,  кипятильниках  и  др.)  соответствовал
   рабочему;
       4)  проверить  действие блокировок, работу  системы  вентиляции
   (при   их  наличии)  сушильных  шкафов,  состояние  их  внешних   и
   внутренних покрытий.
       11.1.2.  При вводе в действие после продолжительного нерабочего
   периода  необходимо  выполнить проверки по 11.1.1  и  дополнительно
   измерить сопротивление изоляции.
       11.1.3.  Состояние  электрических  нагревательных  элементов  в
   составе  масло-, топливо-, воздухонагревателей и других  устройств,
   в  том  числе  служащих  для приготовления пищи  (камбузные  плиты,
   хлебопекарные печи, пищеварочные котлы) контролируется  при  работе
   этих устройств по прямому назначению.
       11.1.4.  Электрические  нагревательные и  отопительные  приборы
   необходимо включать, начиная с низшей ступени нагрева.
       11.1.5.     При    использовании    переносных    электрических
   нагревательных  приборов  (утюгов,  чайников,  кофейников  и   др.)
   следует  также руководствоваться Правилами пожарной безопасности  и
   Правилами техники безопасности.
       11.2. Техническое обслуживание.
       11.2.1.  Работы  по  периодическому ТО должны  проводиться  при
   полностью снятом напряжении.
       11.2.2.  При  проведении  ТО  электрических  нагревательных   и
   отопительных приборов необходимо:
       1) провести наружный осмотр;
       2) вскрыть кожухи, произвести проверку состояния нагревательных
   элементов,  внутреннего  и  наружного  монтажа;  при  необходимости
   произвести   замену  вышедших  из  строя  деталей   (нагревательных
   элементов, изоляторов и др.);
       3)  очистить  от  пыли, грязи, нагара и окислов  нагревательные
   элементы, изоляторы, контактные и штепсельные соединения;
       4) обжать контактные и крепежные соединения;
       5)  зачистить  поврежденные поверхности и,  при  необходимости,
   произвести их окраску;
       6)   проверить   исправность  сигнальных  ламп,   выключателей,
   приборов   контроля  и  управления  (регулирование  температуры   и
   уровня) и, при необходимости, произвести их замену;
       7)  измерить сопротивление изоляции до начала и после окончания
   работ по ТО;
       8) проверить исправность защитных заземлений;
       9) проверить в действии по прямому назначению (после проведения
   ТО).
       11.2.3.   Периодичность  проведения  работ  по  ТО  в   объеме,
   указанном в 11.2.2 1), 7) и 8) - один раз в месяц; 2) - 6)  -  один
   раз в 3 месяца.
   
                      12. Сварочное оборудование
   
       12.1. Использование по назначению.
       12.1.1.  Источниками сварочного тока могут быть трансформаторы,
   статические  преобразователи  и генераторы,  специально  для  этого
   предназначенные.  Питание сварочной цепи (дуги) непосредственно  от
   силовой или осветительной сети запрещается.
       12.1.2.   При   проведении   электросварочных   работ    должно
   применяться  только штатное электрооборудование  (токоподводящий  и
   обратный кабель, электрододержатель и т.п.).
       12.1.3.  При  вводе  в  действие сварочного электрооборудования
   необходимо проверить:
       1) правильность подключения аппаратов электросварки;
       2) наличие и уставку устройств защиты со стороны питающей сети;
       3)  готовность к работе и комплектность оборудования сварочного
   поста (постов) при их наличии на судне;
       4)  отсутствие  вблизи  сварочного электрооборудования  горючих
   предметов   и  предметов,  препятствующих  циркуляции  охлаждающего
   воздуха;
       5)  состояние  изоляции электрододержателей, токоподводящего  и
   обратного кабеля;
       6) наличие защитных заземлений.
       12.1.4.  При  использовании  сварочных  трансформаторов  особое
   внимание   следует   обращать  на  надежность  заземления   корпуса
   трансформатора  и  зажима  вторичной  обмотки,  присоединяемого   к
   обратному проводу.
       12.1.5.  Корпус  судна, различные металлические  конструкции  и
   трубопроводы  допускается использовать в качестве обратного  кабеля
   только в случае, когда они являются объектом сварки.
       12.1.6. При проведении сварочных работ, кроме настоящих Правил,
   следует   руководствоваться  Правилами  пожарной   безопасности   и
   Правилами техники безопасности.
       12.2. Техническое обслуживание.
       12.2.1.    Все   работы   при   периодическом   ТО   сварочного
   электрооборудования  должны  производиться  при  полностью   снятом
   напряжении.
       12.2.2.  Сроки  и  объемы  проведения периодических  ТО  должны
   осуществляться  согласно соответствующим указаниям разделов  2,  3,
   4, 8.
       12.2.3.    При   ТО   сварочных   трансформаторов    необходимо
   дополнительно выполнить следующие работы:
       1)   проверить   действие   механизма  плавного   регулирования
   сварочного тока;
       2)   проверить   состояние  и  произвести   очистку   контактов
   переключателя диапазонов сварочного тока;
       3)  проверить  работу  на холостом ходу,  обращая  внимание  на
   величину  наибольшего  напряжения холостого хода  (должно  быть  не
   более   80   В   во   всех  положениях  рукоятки  регулирования   и
   переключателя диапазонов);
       4)  проверить  в действии в спецификационных режимах  сварки  с
   использованием   штатных   сварочных   кабелей   (с    привлечением
   специалиста - сварщика).
   
           13. Аппаратура внутрисудовой связи и сигнализации
   
       13.1. Использование по назначению.
       13.1.1. Общие требования.
       Аппаратуру  в  процессе эксплуатации необходимо поддерживать  в
   состоянии  полной  исправности и готовности к действию,  немедленно
   устраняя  все  замеченные неисправности. Ее следует держать  всегда
   закрытой, открывая только в случае крайней необходимости.
       Проверку  работы аппаратуры необходимо производить  в  процессе
   использования как при основном питании, так и при резервном.
       13.1.2.    Аппаратура   внутрисудовой   связи    и    звонковой
   сигнализации.
       13.1.2.1.  В перерывах между телефонными соединениями  аппараты
   безбатарейной  телефонной  связи  должны  находиться  в   положении
   готовности к приему вызова от всех предусмотренных абонентов.
       13.1.2.2.  Все  переключатели  должны  находиться  в   исходном
   положении,  а  микротелефонные трубки должны  быть  установлены  на
   телефонные  аппараты.  Натяжение  и  перекручивание  соединительных
   шнуров не допускается.
       13.1.2.3.  Действие  телефонов  парной  связи  "мостик-машина",
   "мостик-румпельное",  "машина (ЦПУ)  -  помещение  АДГ"  необходимо
   проверять ежедневно, остальных телефонов безбатарейной связи  -  не
   реже одного раза в месяц и перед выходом судна в рейс.
       13.1.2.4.  Для  обеспечения бесперебойной работы автоматической
   телефонной   станции  (АТС)  необходимо  следить  за   исправностью
   телефонных  аппаратов и сигнально-вызывных устройств,  своевременно
   устраняя выявленные неисправности.
       Необходимо  соблюдать  температурный  режим  в  помещении,  где
   установлена АТС, не допуская перегрева аппаратуры.
       Во  время  стоянок судна в порту старший электромеханик  должен
   обеспечить  подключение  АТС  к  береговой  телефонной  сети   (при
   наличии соответствующих береговых устройств для подключения).
       13.1.2.5. Действие звонковой сигнализации необходимо проверять:
       1)  авральной  - не реже одного раза в 10 дней и перед  выходом
   судна в рейс с предварительным уведомлением вахтенного помощника;
       2) вахтенной и медицинской - не реже одного раза в месяц;
       3)  производственной - не реже одного раза в 10  дней  и  перед
   выходом судна в рейс.
       Использование  авральной сигнализации не по прямому  назначению
   запрещается.
       13.1.3.    Сигнально-отличительные    фонари    и    устройства
   автоматической подачи сигналов в тумане.
       13.1.3.1.   Перед   выходом   в   рейс   необходимо    измерить
   сопротивление изоляции сигнально-отличительных фонарей  и  тифонов.
   Проверить  в  действии  основные и запасные сигнально-отличительные
   фонари, а также устройства включения и контроля исправности ламп.
       13.1.3.2.   Запрещается   установка  в  сигнально-отличительные
   фонари  ламп,  тип  и мощность которых отличаются  от  указанных  в
   формулярах и сертификатах на фонари.
       13.1.3.3.  Действие устройств автоматической подачи сигналов  в
   тумане  необходимо проверять не реже одного раза в неделю  и  перед
   выходом   в   рейс   с   предварительным  уведомлением   вахтенного
   помощника.
       13.1.3.4.   Необходимо  своевременно  включать  электроподогрев
   тифона  при  нахождении  судна в условиях  низкой  температуры  или
   высокой влажности воздуха.
       13.1.4.  Электрическая  аппаратура  управления  и  сигнализации
   закрытия водонепроницаемых дверей.
       13.1.4.1.   Действие  электрической  аппаратуры  управления   и
   сигнализации  закрытия водонепроницаемых дверей должно  проверяться
   одновременно  с  проверкой  дверей,  выполняемой  под  руководством
   старшего  помощника и главного (старшего) механика, не реже  одного
   раза в неделю и перед выходом в рейс.
       Перед    проверкой    должно   быть   сделано   соответствующее
   предупреждение  по  судну. Проверку необходимо  выполнять  со  всех
   постов   при   питании   от  основного  и  резервного   источников.
   Обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены.
       13.2. Техническое обслуживание.
       13.2.1. Общие требования.
       При периодическом ТО аппаратуры необходимо:
       1)  очистить  аппаратуру бельевой ветошью, а в  труднодоступных
   местах продуть ручным мехом;
       2)  очистить  от нагара контактные поверхности с помощью  замши
   или мягкой щетки, смоченной в спирте-ректификате;
       3)  измерить  сопротивление  изоляции  перед  началом  и  после
   окончания работ по ТО;
       4)  проверить  состояние  уплотнений и изоляционных  прокладок,
   поджать сальники;
       5)  обжать контактные соединения и крепеж, проверить надежность
   паек внутреннего монтажа;
       6) проверить нажатие контактных пружин ключей и переключателей;
       7)  очистить  и смазать металлические части при наличии  следов
   коррозии;
       8) устранить обнаруженные неисправности;
       9) при необходимости, заменить неисправные детали запасными;
       10)  проверить  в действии и отрегулировать, при необходимости,
   работу аппаратуры.
       13.2.2.    Аппаратура   внутрисудовой   связи    и    звонковой
   сигнализации.
       При  периодическом  ТО  необходимо выполнить  работы  в  объеме
   13.2.1.
       Дополнительно  необходимо проверить действие сигнально-вызывных
   устройств и исправность телефонных аппаратов внутренней связи.
       Регулировка      аппаратуры     АТС     должна      выполняться
   специализированным предприятием.
       Периодичность ТО - не реже одного раза в 12 месяцев.
       13.2.3.    Сигнально-отличительные    фонари    и    устройства
   автоматической подачи сигналов в тумане.
       13.2.3.1.  При периодическом ТО устройств включения и  контроля
   исправности    сигнально-отличительных    фонарей    и    устройств
   автоматической  подачи  сигналов  в  тумане  необходимо   выполнить
   работы в объеме 13.2.1.
       13.2.3.2. При периодическом ТО сигнально-отличительных  фонарей
   следует   выполнить   необходимые   работы   10.2.6   раздела    10
   "Электрическое освещение".
       13.2.3.3.  При  периодическом ТО тифонов  необходимо  выполнить
   работы в объеме 13.2.1 3) - 5), 7) - 10).
       13.2.3.4.  Необходимая периодичность ТО сигнально-отличительных
   фонарей - не реже одного раза в 3 месяца.
       13.2.3.5.  Необходимая периодичность ТО устройств  включения  и
   контроля  исправности  сигнально-отличительных  фонарей  в   объеме
   13.2.1  и  тифонов  в объеме 13.2.3.3 - не реже  одного  раза  в  6
   месяцев.
       13.2.3.6.  Периодичность  ТО  устройств  автоматической  подачи
   сигналов в тумане в объеме 13.2.1 и тифонов в объеме 13.2.3.3 -  не
   реже одного раза в 6 месяцев.
       13.2.4.  Электрическая  аппаратура  управления  и  сигнализации
   закрытия водонепроницаемых дверей.
       Периодичность ТО аппаратуры управления и сигнализации  закрытия
   водонепроницаемых дверей в объеме 13.2.1 - не реже одного раза в  6
   месяцев.
   
                14. Устройства электрохимической защиты
                       корпуса судна от коррозии
   
       Эксплуатация  устройств  электрохимической  (катодной)   защиты
   корпуса  судна  от  коррозии (ЭХЗ) должна  производиться  строго  в
   соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного устройства.
       В  настоящем разделе приводятся общие положения использования и
   ТО устройств ЭХЗ.
       14.1. Использование по назначению.
       14.1.1.   При  подготовке  устройств  ЭХЗ  к  действию  следует
   установить   необходимое  значение  опорного   напряжения,   равное
   защитному  потенциалу корпуса, установить переключатель  электродов
   сравнения   в   нужное  положение  и  включить  источники   питания
   (преобразователи ЭХЗ).
       14.1.2.  Устройства ЭХЗ после ввода в действие должны  работать
   непрерывно в режиме автоматического или ручного управления.
       Разность  между  заданными  значением  опорного  напряжения   и
   потенциалом  корпуса должна контролироваться и не должна  превышать
   величин, указанных в инструкции по эксплуатации.
       14.1.3.  Напряжение  и  силу тока источников  питания,  опорное
   напряжение,  фактический  потенциал корпуса  и  силу  тока  в  цепи
   анодов  в  режиме  автоматического управления  необходимо  измерять
   штатными  приборами не реже одного раза в неделю, в режиме  ручного
   управления - ежедневно.
       14.1.4.  При срабатывании защиты от перегрузки по току,  резком
   уменьшении  или  исчезновении  тока  необходимо  перейти  на  режим
   ручного  управления  и  устранить  причину  неисправности,  а,  при
   необходимости,   увеличить  значение  опорного   напряжения,   либо
   отключить   неисправный  анод  с  последующим  ремонтом   его   при
   доковании   судна.   При   неисправности  и  временном   отключении
   источника питания остальные источники должны продолжить работу.
       14.1.5. В случае автоматического отключения устройства ЭХЗ,  до
   его последующего ввода в действие, необходимо проверить:
       1)   работоспособность  электродов  сравнения  путем  измерения
   потенциала  корпуса относительно основного и резервного  электродов
   сравнения;
       2) величину потенциала корпуса судна в воде различной солености
   при  исправных  электродах сравнения, которая должна  находиться  в
   пределах, указанных в инструкции по эксплуатации;
       3)  исправность  анодных  цепей,  для  чего  в  режиме  ручного
   управления  задать  максимально возможные токи  в  цепях  анодов  и
   измерить  их  значения; разброс токов не должен превышать  величин,
   указанных в инструкции по эксплуатации.
       14.1.6.   При  подготовке  устройства  ЭХЗ  к  действию   после
   продолжительного  нерабочего периода необходимо выполнить  проверки
   согласно 14.1.5.
       14.1.7. Устройства ЭХЗ необходимо выводить из действия при:
       1) проведении водолазных работ на подводной части корпуса;
       2) доковании;
       3) нахождении у борта судна других отшвартованных судов;
       4)  нахождении  судна  в  пресной воде (устройства  отключаются
   вручную  или  автоматически, следующее  их  включение  производится
   вручную);
       5) электроснабжении судна от береговой сети;
       6) приемке и передаче топлива.
       14.2. Техническое обслуживание.
       14.2.1. При периодическом ТО необходимо проверить:
       1)   уплотнение   сальников  и  клеммных  коробок,   отсутствие
   коррозионных и механических повреждений комплектующих изделий;
       2)  величину  напряжения  основного и  резервного  (аварийного)
   источников питания и наличие резервных предохранителей;
       3)   состояние   контактно-щеточного   устройства   подключения
   гребного  винта и вала (при наличии) к системе ЭХЗ путем  измерения
   штатным  или  переносным  милливольтметром  потенциалов  корпуса  и
   винта относительно кормового электрода сравнения.
       Периодичность  указанных проверок - не реже  одного  раза  в  3
   месяца.
       Дополнительно, во время очередного докования судна, но не  реже
   одного раза в 2 года необходимо проверить:
       1) величину сопротивления изоляции анодов;
       2)  отсутствие  влаги в клеммных коробках и  состояние  анодов,
   электродов сравнения и изоляции кабелей;
       3)  исправность  анодов  путем  поочередного  их  отключения  и
   измерения разности потенциалов анода и корпуса судна.
       14.2.2.  Измерение сопротивления изоляции анодов  рекомендуется
   выполнять  при  временно отключенных кабелях и сухом корпусе  судна
   мегаомметром  с напряжением 100 В. Величина сопротивления  изоляции
   должна быть не менее 0,3 МОм.
       14.2.3. Для защиты анодов и околоанодных экранов от повреждений
   при  проведении  очистки  и  окраски подводной  части  корпуса  они
   должны быть закрыты плотной бумагой или тканью.
       Защиту необходимо снять перед спуском судна на воду.
   
                          15. Кабельные сети
   
       15.1. Использование по назначению.
       15.1.1.  Использование временных кабельных сетей  на  судах  не
   разрешается.   Допускается   использовать   временные   сети    для
   электроснабжения судна от береговых источников питания при  стоянке
   в  порту  или на судоремонтных предприятиях и в аварийных  случаях.
   При   этом   должны  быть  приняты  меры,  исключающие  возможность
   механического повреждения кабелей.
       15.1.2.  Кабели для приема судном электроэнергии  от  береговых
   источников  питания должны подключаться в соответствии с указаниями
   раздела  17.  Перед  подключением кабелей  к  береговому  источнику
   электроэнергии  должно  измеряться  их  сопротивление  изоляции   и
   проверяться состояние наконечников.
       15.1.3.  Необходимо периодически осматривать кабельные  сети  в
   местах  возможного  попадания  на них агрессивных  веществ  (масла,
   топлива, соли и других продуктов рыбообработки).
       При   необходимости,  должны  быть  приняты  меры,  исключающие
   воздействие этих веществ на кабели.
       Следует  контролировать  все случаи  механического  повреждения
   защитных оболочек кабелей с целью их последующего устранения.
       15.1.4.  Не  допускается перегрев кабельных  сетей  от  внешних
   источников  тепла.  Следует  контролировать  работу  вентиляции   в
   кабельных коридорах и в помещениях с высокой температурой.
       15.2. Техническое обслуживание.
       15.2.1. Все кабельные сети необходимо тщательно осматривать  не
   реже одного раза в 6 месяцев.
       При осмотре следует проверять:
       1)  качество  крепления кабелей и проводов, состояние  свободно
   уложенных кабелей в желобах, трубах и каналах;
       2)  исправность  защитных оболочек кабелей и  проводов,  в  том
   числе   для   сварки   и   питания   передвижного   и   переносного
   электрооборудования,  отсутствие  в  оболочках  прожогов,   трещин,
   разрывов  и  вмятин;  наличие  защитных  втулок  в  местах  прохода
   кабелей   через   металлические  конструкции.  Особенно   тщательно
   следует  проверять исправность защитных оболочек  кабелей,  которые
   проложены  в  местах,  подверженных вибрации,  в  местах  возможных
   повреждений грызунами;
       3) наличие и состояние защитных кожухов;
       4)   исправность  защитных  заземлений  металлических   оплеток
   кабелей, труб, желобов и каналов, в которых проложены кабели;
       5)  наличие  маркировки  на  кабелях,  состояние  маркировочных
   бирок, надписей и обозначений;
       6) качество консервации резервных жил кабелей;
       7)  качество  опрессовки или припайки кабельных наконечников  и
   оклетневки концов кабелей;
       8)  чистоту  мест  прокладки  кабелей,  отсутствие  посторонних
   предметов, пыли, влаги, топлива, масла и др. на кабельных трассах;
       9)  состояние  окраски кабелей и конструкций,  на  которых  они
   крепятся;
       10)   состояние   противокоррозионных   покрытий   кабелей    с
   металлическими оплетками и специальных защитных покрытий кабелей  в
   помещениях,   где   они  могут  подвергаться  воздействию   кислот,
   щелочей,  аммиака или их паров, а также тузлука и других  продуктов
   рыбообработки;
       11)   состояние  соединительных  коробок,  отсутствие   в   них
   загрязнений   и   окислов,  надежность  контакта  соединяемых   жил
   кабелей.
       Все выявленные при осмотре неисправности должны быть устранены.
       15.2.2.  Не  реже  одного  раза в  месяц  необходимо  открывать
   спускные пробки в желобах и трубах кабельных трасс, проложенных  на
   открытых палубах, а также прочищать отверстия для стока воды.
       15.2.3.  Поврежденные  кабели  необходимо  заменять  новыми.  В
   отдельных  обоснованных  случаях  допускается  производить   ремонт
   кабелей   в   соответствии  с  документацией   завода-изготовителя,
   одобренной Регистром.
       15.2.4.  Окраска кабельных трасс должна выполняться по  системе
   окрашивания,  принятой для помещений, в которых они проложены,  под
   цвет  этих  помещений.  Специальная окраска  выполняется  только  в
   случаях, оговоренных в технической документации.
       15.2.5.  Сроки  возобновления лакокрасочных покрытий  кабельных
   сетей   должны   совпадать   со  сроками   возобновления   покрытий
   помещений,   в   которых  они  проложены.  Частичное  подкрашивание
   участков  с поврежденными покрытиями должно производиться  по  мере
   необходимости.
       15.2.6.   При   обнаружении  видимых  нарушений   герметичности
   кабельных  проходных  коробок, патрубков и сальников  необходимо  в
   период  стоянки  судна  в  порту или в  период  заводского  ремонта
   испытать  их  на  герметичность с привлечением  специализированного
   предприятия и обеспечить необходимое уплотнение.
       Не  реже  одного  раза в 4 года проходные кабельные  уплотнения
   должны  испытываться  на  герметичность в  условиях  судоремонтного
   предприятия согласно действующим технологическим инструкциям.
   
           16. Сопротивление изоляции и защитные заземления
   
       16.1. Сопротивление изоляции.
       16.1.1. Общие требования.
       16.1.1.1.  Измерение  общего  сопротивления  изоляции   судовых
   сетей,  находящихся под напряжением, должно производиться с помощью
   щитовых мегаомметров.
       Показания  щитовых мегаомметров следует снимать  после  полного
   успокоения стрелки прибора.
       Величина  сопротивления изоляции судовой сети  с  подключенными
   потребителями  не регламентируется. Она зависит от  разветвленности
   сети и числа установленных потребителей.
       По  условиям  безопасности  предельная  величина  сопротивления
   изоляции  сетей переменного тока напряжением до 500  В  принимается
   равной 0,01 МОм.
       16.1.1.2.  Устройства  непрерывного  автоматического   контроля
   сопротивления  изоляции  в  сетях  переменного  тока  должны   быть
   постоянно  включены.  При  их  срабатывании  допускается  отключать
   только звуковой сигнал, который должен быть снова включен сразу  же
   после   отключения   участка   сети  с  пониженным   сопротивлением
   изоляции.
       Не   следует   допускать  параллельного  включения   устройств,
   контролирующих  сопротивление изоляции сетей различных  секций  шин
   при их соединении в единую систему.
       При   электроснабжении  судна  от  береговой  сети   устройства
   автоматического контроля сопротивления изоляции следует  отключать.
   Рекомендуется   в   таких  случаях  раз  в   сутки   кратковременно
   переводить  электроснабжение с береговой сети на судовой  генератор
   для   возможности  осуществления  контроля  сопротивления  изоляции
   щитовыми приборами.
       16.1.1.3.  Сопротивление  изоляции судовых  сетей,  при  снятом
   напряжении,  должно измеряться как по отношению к  корпусу,  так  и
   между   фазами   (полюсами).   Для  измерений   следует   применять
   переносные  мегаомметры  класса точности  не  хуже  1,5  с  рабочим
   напряжением, указанным в таблице 1.
   
                                                             Таблица 1
   
   ---------------------------------T-------------------------------¬
   ¦   Напряжение измеряемой сети   ¦      Рабочее напряжение       ¦
   ¦   или электрооборудования, В   ¦        мегаомметра, В         ¦
   +--------------------------------+-------------------------------+
   ¦           до 50                ¦             100               ¦
   ¦           51 - 100             ¦             250               ¦
   ¦           101 - 400            ¦             500               ¦
   ¦           401 - 1000           ¦             1000              ¦
   ¦           свыше 1000           ¦             2500              ¦
   L--------------------------------+--------------------------------
   
       16.1.1.4.  Величины  сопротивлений изоляции электрооборудования
   должны  соответствовать  рекомендациям  заводских  формуляров   или
   инструкций по эксплуатации.
       При  отсутствии  рекомендаций величины  сопротивлений  изоляции
   электрооборудования, находящегося в эксплуатации,  должны  быть  не
   менее значений, указанных в таблице 2.
   
                                                             Таблица 2
   
   ----------------------------------------T------------------------¬
   ¦      Электрическое оборудование       ¦Сопротивление изоляции в¦
   ¦                                       ¦ нагретом состоянии, МОм¦
   ¦                                       +------------T-----------+
   ¦                                       ¦ нормальное ¦ предельно ¦
   ¦                                       ¦            ¦ допустимое¦
   +---------------------------------------+------------+-----------+
   ¦1. Электрические машины при номинальном¦0,7 и выше  ¦до 0,2     ¦
   ¦напряжении до 500 В                    ¦            ¦           ¦
   ¦2. Трансформаторы при номинальном      ¦1,0 и выше  ¦до 0,2     ¦
   ¦напряжении до 500 В                    ¦            ¦           ¦
   ¦3. Статические преобразователи         ¦1,0 и выше  ¦до 0,5     ¦
   ¦4. Распределительные щиты, пульты      ¦            ¦           ¦
   ¦управления при отключенных внешних     ¦            ¦           ¦
   ¦цепях, сигнальных лампах и т.п. при    ¦            ¦           ¦
   ¦напряжении:                            ¦            ¦           ¦
   ¦ до 100 В                              ¦0,3 и выше  ¦до 0,06    ¦
   ¦ от 101 до 500 В                       ¦1,0 и выше  ¦до 0,2     ¦
   ¦5. Коммутационная, пусковая и защитная ¦0,5 и выше  ¦до 0,2     ¦
   ¦аппаратура                             ¦            ¦           ¦
   ¦6. Аккумуляторные батареи при отключен-¦            ¦           ¦
   ¦ных потребителях при номинальном       ¦            ¦           ¦
   ¦напряжении:                            ¦            ¦           ¦
   ¦ до 24 В                               ¦0,1 и выше  ¦до 0,02    ¦
   ¦ от 25 до 220 В                        ¦0,5 и выше  ¦до 0,1     ¦
   ¦7. Фидер кабельной сети с отключенными ¦            ¦           ¦
   ¦потребителями при номинальном напряже- ¦            ¦           ¦
   ¦нии:                                   ¦            ¦           ¦
   ¦ силовой от 100 до 500 В               ¦1,0 и выше  ¦до 0,2     ¦
   ¦ освещения от 101 до 220 В             ¦0,5 и выше  ¦до 0,2     ¦
   ¦ освещения до 100 В                    ¦0,3 и выше  ¦до 0,06    ¦
   ¦8. Сети питания аппаратуры внутренней  ¦            ¦           ¦
   ¦связи, сигнализации, контроля и        ¦            ¦           ¦
   ¦управления судном при номинальном      ¦            ¦           ¦
   ¦напряжении:                            ¦            ¦           ¦
   ¦ до 100 В                              ¦0,3 и выше  ¦до 0,06    ¦
   ¦ от 101 до 500 В                       ¦1,0 и выше  ¦до 0,2     ¦
   L---------------------------------------+------------+------------
   
       16.1.1.5.  Измерение сопротивления изоляции электрооборудования
   в  нагретом (рабочем) состоянии должно выполняться немедленно после
   вывода из действия и отключения питающего напряжения.
       16.1.1.6.   Отсчет  величины  сопротивления   изоляции   должен
   производиться  не  ранее,  чем  через  1  минуту  после  приложения
   испытательного напряжения.
       16.1.1.7. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования,
   в   состав   которого   входят  элементы  электроники,   необходимо
   выполнять  приборами, рекомендованными инструкцией по  эксплуатации
   этого   электрооборудования.  При  отсутствии  таких   рекомендаций
   следует применять омметры с низким напряжением.
       Необходимо учитывать также требования 6.3.2.3.
       16.1.1.8.  При  выполнении измерений сопротивления  изоляции  с
   помощью   переносных   мегаомметров   необходимо   соблюдать   меры
   безопасности в соответствии с Правилами техники безопасности.
       16.1.1.9. Электрооборудование, сопротивление изоляции  которого
   ниже  нормы,  определяемой согласно 16.1.1.4, должно быть  выведено
   из  действия,  после  чего  необходимо  принять  меры  к  повышению
   сопротивления  его  изоляции. Ввод в действие  электрооборудования,
   имеющего сопротивление изоляции ниже нормы, запрещается.
       16.1.1.10.  Для предотвращения снижения сопротивления  изоляции
   неработающего     электрооборудования,     имеющего      встроенные
   электрообогреватели,   последние   следует   включать    по    мере
   необходимости.
       16.1.1.11.  Работы  по  ТО  устройств автоматического  контроля
   сопротивления  изоляции  должны  производиться  в  соответствии   с
   инструкцией  по  эксплуатации  или  выполняться  специализированным
   предприятием  в  период проведения ТО распределительных  устройств,
   где они установлены.
       16.1.2.    Периодичность   измерения   сопротивления   изоляции
   электрооборудования.
       16.1.2.1.  Общее сопротивление изоляции судовых сетей  щитовыми
   мегаомметрами согласно 16.1.1.1 необходимо измерять не реже  одного
   раза в сутки, при наличии вахты - не реже одного раза за вахту.
       Результаты   измерений   должны  быть   занесены   в   машинный
   электротехнический журнал.
       16.1.2.2.     Измерения    сопротивлений     изоляции     всего
   электрооборудования должны производиться переносными  мегаомметрами
   при  снятом  напряжении не реже одного раза в  месяц  с  занесением
   результатов измерений в журнал технического состояния.
       16.1.2.3.    Измерение   сопротивления   изоляции    необходимо
   производить также в следующих случаях:
       1) при подготовке электрооборудования к действию и после вывода
   его   из   действия,   если   это  предусмотрено   инструкцией   по
   эксплуатации или указаниями соответствующих разделов Правил;
       2)  при вводе электрооборудования в действие после ремонта  или
   продолжительного нерабочего периода;
       3)    перед   началом   и   после   окончания   работ   по   ТО
   электрооборудования;
       4)  перед выдачей передвижного, переносного электрооборудования
   и ручного электроинструмента для использования.
       16.2. Электроизоляционные материалы.
       Применяемые   в   конструкциях   судового   электрооборудования
   изоляционные  материалы  в зависимости от  класса  нагревостойкости
   должны допускать длительную работу при температурах:
       класс  изоляции А - 105 -С, соответственно Е - 120 -С, В -  130
   -С, F - 155 -C, H - 180 -C.
       16.3. Защитные заземления.
       16.3.1.  Защитные  заземления  стационарного,  передвижного   и
   переносного  электрооборудования должны соответствовать технической
   документации, Правилам Регистра и Правилам техники безопасности.
       Сопротивление защитного заземления должно быть не более:
       0,1 Ом - при заземлении отдельной перемычкой (проводником);
       0,4 Ом - при заземлении жилой питающего кабеля.
       16.3.2. Исправность защитных заземлений должна контролироваться
   при  осмотрах  и  ТО  соответствующего  электрооборудования,  а   у
   переносного  электрооборудования -  также  перед  выдачей  его  для
   использования.
       При этом необходимо проверять:
       1)  исправность  заземляющих  проводников,  отсутствие  обрывов
   заземляющих жил питающих кабелей;
       2)  надежность крепления заземляющих проводников и  заземляющих
   жил   питающих   кабелей  к  корпусным  конструкциям   и   корпусам
   электрооборудования;
       3)  надежность контактов между корпусами электрооборудования  и
   корпусными  конструкциями (при заземлении  путем  непосредственного
   контакта);
       4)   надежность  контактов  в  узлах  заземления  металлических
   оплеток   и   экранов  жил  кабелей,  состояние  пайки   в   местах
   присоединения к оплеткам и экранам заземляющих проводников;
       5)   надежность  заземлений  молниеотводного  устройства   (при
   наличии);
       6)   состояние   защитных  лакокрасочных  покрытий   контактных
   поверхностей узлов заземления.
       16.3.3.  Все выявленные при проверке неисправности должны  быть
   немедленно  устранены,  отсутствующие штатные  защитные  заземления
   должны быть восстановлены.
   
             17. Электроснабжение судов от береговых сетей
   
       17.1. Общие требования.
       17.1.1.  Настоящий раздел Правил регламентирует  требования  по
   организации  электроснабжения судов от  береговых  сетей  во  время
   стоянок в портах и определяет обязанности судового экипажа  по  его
   обеспечению.
       17.1.2. При электроснабжении судов в портах от береговых  сетей
   следует, помимо настоящих Правил, руководствоваться действующими  в
   данных   портах   инструкциями,  Правилами  техники   безопасности,
   Правилами  пожарной  безопасности,  а  также  Правилами  устройства
   электроустановок (ПУЭ).
       17.1.3.  Не  допускается электроснабжение  от  береговых  сетей
   судов всех типов во время проведения на них операций по приему  или
   сливу  нефтепродуктов.  Снабжение  судов  электроэнергией  в   этом
   случае производится от судовых генераторов.
       17.1.4.   Прием  электроэнергии  от  береговых  сетей  надлежит
   производить  только через судовой распределительный щит  питания  с
   берега  (ЩПБ).  На судах с электроэнергетическими  системами  малой
   мощности   при  отсутствии  на  судне  ЩПБ  допускается   принимать
   электроэнергию от береговых сетей непосредственно на ГРЩ.
       17.1.5.  Питание судов напряжением до 400 В от береговых  сетей
   переменного  тока  должно  производиться  через  установленные   на
   причалах специальные электроколонки.
       17.1.6.   Электроснабжение  судна  от  береговой  сети   должно
   выполняться посредством штатного шлангового кабеля.
       17.1.7.  В  случае использования трехжильного кабеля заземление
   допускается  осуществлять при помощи одножильного  гибкого  кабеля.
   Оба  кабеля  должны  прокладываться в одном  жгуте  с  механическим
   скреплением между собой.
       17.1.8.  Подготовка кабеля берегового питания к  работе  и  его
   подключение   на   судне  производится  судовым  электротехническим
   персоналом с участием других членов экипажа.
       Подключение   кабеля  к  электроколонке  должно  осуществляться
   службой главного энергетика порта.
       Кабель  берегового  питания, находящийся под  напряжением,  при
   электроснабжении  от береговой сети запрещается держать  намотанным
   на вьюшку.
       17.1.9   Судовые  силовые  сети  постоянного  тока  допускается
   подключать   к  береговым  сетям  переменного  тока  только   через
   соответствующие преобразователи электроэнергии.
       17.1.10.  Судовые однофазные сети переменного тока  допускается
   подключать   к  береговым  сетям  переменного  тока  только   через
   трансформаторы  с  питанием первичной обмотки линейным  или  фазным
   напряжением береговой сети.
       17.1.11.  При  электроснабжении судна от сети трехфазного  тока
   запрещается   подключать  отдельные  приемники   между   фазами   и
   заземляющей жилой кабеля.
       17.1.12. Запрещается электроснабжение от береговой сети  судов,
   стоящих у причала далее второго корпуса (для малых и средних  судов
   допускается не далее третьего корпуса).
       17.2. Использование по назначению.
       17.2.1.   Перед  включением  электроэнергии  в   судовую   сеть
   необходимо проверить на ЩПБ или ГРЩ:
       1)   наличие  напряжения  на  клеммах  подключения  кабеля   от
   береговой сети с помощью штатного вольтметра или сигнальных ламп;
       2)  совпадение следования фаз береговой и судовой сети  штатным
   фазоуказателем;
       3) исправность устройства защиты от обрыва фаз и сигнализации о
   понижении напряжения (ЗОФН);
       4)   сопротивление   изоляции  сети  и   отключить   устройство
   непрерывного контроля сопротивления изоляции на ГРЩ.
       17.2.2. В период электроснабжения судна от береговой сети возле
   ЩПБ   должны   находиться   необходимые  диэлектрические   защитные
   средства   (перчатки,   коврики,   инструменты   с   изолированными
   ручками).  В  необходимых случаях надлежит пользоваться указателями
   напряжения, защитными очками и т.д.
       17.2.3.  Для  обеспечения пожаробезопасности  судна  необходимо
   проверить   возможность  запуска  судового  пожарного   насоса   от
   береговой  сети с отключением, при необходимости, других приемников
   в целях уменьшения потребляемой мощности.
       17.2.4.  При  электроснабжении судна от береговой сети  следует
   строго  следить  за  положением и состоянием питающего  кабеля,  не
   допуская его натяжения и перегрева.
       17.3. Техническое обслуживание.
       Периодическое  ТО  распределительного  щита  питания  с  берега
   должно  выполняться в соответствии с требованиями раздела 6, кабеля
   берегового питания - раздела 15.
   
                    18. Приемка электрооборудования
   
       18.1.    Приемка   электрооборудования   в   эксплуатацию    от
   судостроительного (судоремонтного) предприятия.
       18.1.1.   Приемка  электрооборудования  в  эксплуатацию   после
   постройки или ремонта судна производится в процессе приемки  судна,
   согласно  РД  5Р.0347-93  "Суда  гражданского  назначения.  Порядок
   проведения  испытаний  и  приемки",  который  устанавливает   общие
   правила   приемки  и  испытаний  судна,  порядок  предъявления   на
   испытания  и  приемку, порядок подготовки и проведения испытаний  и
   приемки  судов, взаимоотношения сторон при проведении  испытаний  и
   приемке,  а  также рекомендуемые формы документов, оформляемых  при
   испытаниях и приемке.
       18.1.2.    Приемка   электрооборудования   в   составе    судна
   производится приемной комиссией, специально назначенной  Заказчиком
   или   представителем   Заказчика  в   соответствии   с   программой
   испытаний,  разработанной  проектантом  судна  и  согласованной   с
   Поставщиком судна, Регистром и Заказчиком.
       18.1.3.    Старший   электромеханик   участвует   в    приемках
   электрооборудования  под руководством представителя  Заказчика  или
   членов  приемной  комиссии  (если он не  является  членом  приемной
   комиссии),  фиксирует обнаруженные недостатки  и  ставит  о  них  в
   известность  представителя Заказчика (членов приемной комиссии),  а
   также осуществляет приемку инвентарного имущества и ЗИП.
       18.1.4.   При  приемке  судового  электрооборудования  приемной
   комиссии должны предъявляться следующие документы:
       1)   предъявительские   документы   по   проведению   испытаний
   (удостоверения и др.);
       2) программа испытаний, методики испытаний;
       3) договорная спецификация и исполнительная документация;
       4)   эксплуатационная   документация   по   электрооборудованию
   (Руководства и инструкции по эксплуатации, паспорта, формуляры);
       5)   паспорта   и   акты   проверки  (госповерки)   контрольно-
   измерительных приборов, а также диэлектрических средств защиты;
       6) сертификаты Регистра на электрооборудование;
       7)  другие  документы,  необходимые для  приемки  и  оформления
   результатов испытаний электрооборудования.
       На  судах, прошедших переоборудование, модернизацию или  ремонт
   предоставляется     документация     на     вновь     установленное
   электрооборудование.
       18.1.5.    Заполнение    формуляров   электрооборудования    по
   результатам испытаний должно производиться Поставщиком.
       18.1.6.  Перед  подписанием приемного акта  приемной  комиссией
   старший электромеханик должен получить следующую документацию:
       1)  при  приемке  вновь построенного судна  -  эксплуатационную
   документацию  по  электрооборудованию согласно перечням  (см.  19.2
   1));
       2)  при  приемке судна после ремонта - техническую документацию
   по  электрооборудованию,  прошедшему ремонт,  переоборудование  или
   модернизацию;  эксплуатационную документацию на вновь установленное
   электрооборудование   (руководства  по   эксплуатации,   формуляры,
   паспорта и т.п.).
       Отчетная  эксплуатационная документация по  электрооборудованию
   поставляется на судно в оговоренные сроки.
       18.2.   Порядок   предъявления   рекламаций   судостроительному
   (судоремонтному) предприятию.
       18.2.1.  На  все  дефекты, обнаруженные в течение  гарантийного
   периода  эксплуатации  электрооборудования  и  возникшие  по   вине
   Поставщика        (применение       неправильных       конструкций,
   неудовлетворительный монтаж, использование недоброкачественных  или
   несоответствующих условиям эксплуатации материалов и  оборудования,
   а   также   дефекты   запасных  частей),  должны  быть   составлены
   рекламационные акты.
       Форма рекламационного акта приведена в Приложении Б.
       18.2.2.  Рекламационные  акты должны подтверждаться  инспекцией
   Регистра.
       18.2.3.    Оформленные   рекламационные    акты    направляются
   предприятию-поставщику судна в установленный срок,  в  соответствии
   с его гарантийным обязательством.
       18.3.  Приемка электрооборудования при приеме-сдаче дел судовым
   электротехническим персоналом.
       18.3.1.  При  приеме (сдаче) дел старший электромеханик  обязан
   принять   (сдать)  находящиеся  в  заведовании  электротехнического
   персонала     помещения,    электрооборудование    и    техническую
   документацию  по  электрооборудованию, запасные части,  инструмент,
   расходные материалы.
       18.3.2. При приеме дел старший электромеханик обязан:
       1)  получить от сдающего дела старшего электромеханика сведения
   о  составе  и  техническом  состоянии электрооборудования,  наличии
   запасных  частей,  инструмента и расходных материалов,  об  имевших
   место   неисправностях   и   авариях   электрооборудования   и   их
   последствиях,    ходе   технического   обслуживания    и    ремонта
   электрооборудования;
       2)   получить   от  электромехаников  сведения  о   техническом
   состоянии электрооборудования, находящегося в их заведовании;
       3)   совместно   со   сдающим  дела  старшим   электромехаником
   произвести  осмотр помещений и электрооборудования по  заведованию,
   проверить   наличие  запасных  частей,  инструмента   и   расходных
   материалов,  при  необходимости потребовать проверку  сопротивления
   изоляции,    вскрытие    и   опробование    в    действии    любого
   электрооборудования;
       4)   проверить   наличие  технической  документации,   согласно
   указаниям  раздела  19,  и  ее  состояние;  проверить  соответствие
   записей   в   эксплуатационных  документах  учета   действительному
   состоянию электрооборудования.
       18.3.3.   После  проверок  по  18.3.2  старший  электромеханик,
   принимающий  дела, и старший электромеханик, сдающий  дела,  должны
   составить   акт  о  приеме-сдаче  электрооборудования   по   форме,
   приведенной в Приложении В.
       В  акте должно быть отражено выявленное в процессе приема-сдачи
   техническое  состояние судового электрооборудования, имеющие  место
   неисправности.  Также должно отмечаться наличие и состояние  ЗИП  и
   снабжения, эксплуатационной документации; должна быть указана  дата
   освидетельствования электрооборудования Регистром, сроки  очередной
   проверки  электроизмерительных приборов и  диэлектрических  средств
   защиты.
       Акт приемо-сдачи электрооборудования должен быть подписан также
   главным  (старшим) механиком и утвержден капитаном. Один  экземпляр
   акта  остается  на  судне,  другой сдается в  инженерно-техническую
   службу судовладельца.
       18.3.4.  Окончание приема (сдачи) дел должно быть зафиксировано
   в  машинном  электротехническом журнале соответствующей записью  за
   подписями сдающего и принимающего дела.
       18.3.5.  При  приеме (сдаче) дел вторым, третьим или  четвертым
   электромеханиками они обязаны принять (сдать) все находящееся в  их
   заведовании электрооборудование, запасные части и инструменты.
       В  процессе  приема  (сдачи) должен быть произведен  совместный
   осмотр,   а   в   случае  необходимости  -  проверка   принимаемого
   (сдаваемого)  электрооборудования в действии. По  окончании  приема
   (сдачи)   принимающим  дела  совместно  со  сдающим   должен   быть
   составлен акт приема-сдачи электрооборудования по заведованию.
       Акт  о  приеме-сдаче  дел  должен быть подписан  также  старшим
   электромехаником и утвержден главным (старшим) механиком.
   

Счетчики
 
Реклама
Разное