Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПРИКАЗ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 10.11.2000 N 296 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ "ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ НА СУДАХ НА СУДАХ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
       8.1. Использование по назначению.
       8.1.1. Общие требования.
       8.1.1.1.   В   зависимости   от   назначения   и   комплектации
   электроприводов  в  их состав входят электродвигатели,  статические
   или  вращающиеся преобразователи, аппаратура управления  и  защиты,
   тормоза,  другое  оборудование.  При использовании  электроприводов
   необходимо  выполнять  требования  настоящего  раздела,   а   также
   разделов 2, 3, 4 и 7.
       8.1.1.2.  При  подготовке автоматизированных электроприводов  к
   действию   должна   быть   проверена  работоспособность   устройств
   автоматизации, включая устройства АПС и защиты.
       8.1.1.3.    Перед   постановкой   электроприводов    в    режим
   автоматического резерва должны быть выполнены необходимые  проверки
   согласно  назначению приводных механизмов, обеспечивающие  надежное
   включение  их электроприводов в действие по сигналу автоматического
   пуска.
       8.1.1.4.  При  подготовке  электроприводов  к  действию   после
   продолжительного  нерабочего периода необходимо выполнить  проверки
   в  объеме  8.2.1.2, измерить сопротивление изоляции и  проверить  в
   действии.
       8.1.1.5.    При   использовании   электроприводов    необходимо
   контролировать:
       1) нагрузку электродвигателей (при наличии амперметров);
       2) работу щеточного аппарата;
       3) температуру нагрева корпусов, подшипников и электромагнитных
   тормозов;
       4) отсутствие постороннего шума и недопустимой вибрации;
       5) состояние электрической аппаратуры и электрических устройств
   автоматизации электроприводов.
       8.1.1.6.   Для   отдельных   электроприводов   с   асинхронными
   короткозамкнутыми электродвигателями с прямым пуском, в  том  числе
   с   полюсопереключаемыми,   могут   существовать   ограничения   по
   продолжительности  работы,  количеству пусков  или  переключений  с
   одной  скорости  на  другую по условиям нагрева. При  использовании
   таких   электроприводов   в   каждом   отдельном   случае   следует
   руководствоваться заводскими инструкциями.
       8.1.1.7.  Электроприводы должны быть  остановлены  и  все  цепи
   питания   обесточены  при  возникновении  аварийных   или   опасных
   ситуаций:
       1) несчастных случаях с людьми;
       2)  появлении  дыма или огня из электрических  машин,  пусковой
   аппаратуры, тормозов и др.;
       3)  сильной  вибрации  электрических машин из-за  неисправности
   подшипников;
       4) поломке тормозов, редукторов и других узлов привода;
       5)  недопустимом  нагреве корпусов и подшипников  электрических
   машин, катушек тормозов и др.;
       6) сильном искрении под щетками электрических машин;
       7)  резком снижении частоты вращения, сопровождающимся  быстрым
   нагревом приводного электродвигателя.
       Возобновление   работы  разрешается  только  после   устранения
   неисправности.
       8.1.1.8.  Отключение  электроприводов ответственных  механизмов
   допускается  только  с  разрешения вахтенного механика  (вахтенного
   помощника   капитана),  кроме  случаев,  когда  промедление   может
   вызвать  аварию  судна или несчастный случай.  В  таких  случаях  о
   выполненном  отключении необходимо немедленно известить  вахтенного
   механика.
       8.1.1.9.     При    самопроизвольной    остановке    приводного
   электродвигателя   работающего   механизма   необходимо   отключить
   питание,   выяснить  и  устранить  причину  остановки.  Производить
   повторный  пуск  до  устранения причины остановки  запрещается,  за
   исключением  случаев,  когда  длительная  остановка  электропривода
   может вызвать аварию судна или угрожать человеческой жизни.
       8.1.1.10. Требования к использованию электроприводов в действии
   в  соответствии  с  назначением приводных  механизмов  приведены  в
   8.1.2 - 8.1.11.
       8.1.2. Электроприводы рулевых устройств.
       8.1.2.1.   Перед   каждым  выходом   судна   в   море   старший
   электромеханик должен:
       1)  убедиться  в  исправном состоянии  рулевых  электроприводов
   главных   и   вспомогательных  (при   наличии),   в   т.ч.   систем
   дистанционного  (следящего  и неследящего)  и  местного  управления
   электроприводами,   постов  управления,  ограничителей   перекладки
   руля,  указателей  положения  пера  руля,  средств  сигнализации  и
   защиты;
       2) проверить исправность защитных заземлений;
       3) измерить сопротивление изоляции электрооборудования;
       4) с ведома вахтенного помощника капитана и вахтенного механика
   включить  электропривод  рулевого устройства  и  опробовать  его  в
   действии  путем  перекладки руля с борта на  борт  при  основном  и
   резервном   питании.  При  этом  необходимо  проверить  исправность
   работы  электрических  машин, аппаратуры управления,  ограничителей
   перекладки  руля,  указателей  положения  пера  руля,  звуковой   и
   световой сигнализации;
       5)    убедиться    в   исправности   действия   вентиляции    и
   электроотопительных приборов для обогрева румпельного помещения.
       8.1.2.2.     Во     всех     условиях    плавания     резервное
   электрооборудование  рулевого  устройства  должно  быть   постоянно
   готово к немедленному вводу в действие со всех постов управления.
       Необходимо  не реже одного раза в неделю переключать работающий
   и резервный электроприводы рулевого устройства.
       8.1.2.3.  В  случае отказа или подачи сигнала  о  неисправности
   работающего   электропривода   или   средств   управления   рулевым
   устройством  должны  быть  немедленно  приняты  меры  по  вводу   в
   действие  резервного электропривода или других  средств  управления
   рулевым  устройством с последующим выводом из действия  неисправных
   технических средств.
       8.1.2.4.   Все   неисправности,   обнаруженные   при   проверке
   электрооборудования, подлежат немедленному устранению.
       8.1.3. Электроприводы подруливающих устройств.
       8.1.3.1.   Перед   каждым  выходом   судна   в   море   старший
   электромеханик должен:
       1) проверить исправность защитных заземлений;
       2) измерить сопротивление изоляции электрооборудования;
       3)   подготовить   к   действию  электроприводы   подруливающих
   устройств,  их  системы управления, указатели  шага  ВРШ,  средства
   сигнализации,  защиты,  а  также  проверить  блокировку   включения
   вентиляции помещения подруливающего устройства (при наличии);
       4) выполнить необходимые переключения на ГРЩ и РЩ подруливающих
   устройств;
       5)   проверить  электроприводы  в  действии  со   всех   постов
   управления,   с   разрешения  вахтенного   помощника   капитана   и
   вахтенного механика.
       8.1.3.2.   Все   неисправности,   обнаруженные   при   проверке
   электрооборудования, подлежат немедленному устранению.
       8.1.4.   Электроприводы  вспомогательных   механизмов   главной
   энергетической установки и судовых систем.
       8.1.4.1.  Перед  каждым  выходом в море старший  электромеханик
   должен обеспечить выполнение следующих работ:
       1)  проверить состояние электродвигателей, пусковой аппаратуры,
   дистанционных  и  местных постов управления, указателей  шага  ВРШ,
   блокировок, средств защиты и сигнализации;
       2) проверить исправность защитных заземлений;
       3) измерить сопротивление изоляции;
       4)  с  ведома  вахтенного механика проверить  электроприводы  в
   действии на холостом ходу и под нагрузкой (при возможности), в  том
   числе работу систем управления, защиты, блокировки, сигнализации  и
   выключателей безопасности, а также электроприводов насосов  ВРШ  со
   всех постов управления и систем автозапуска резервных механизмов;
       5)   проверить   действие  системы  дистанционного   отключения
   механизмов,  выводимых  из работы по аварийному  сигналу  "Пожар  в
   МКО" (топливные и масляные насосы, вентиляторы МКО и др.).
       8.1.4.2.   Все   неисправности,   обнаруженные   при   проверке
   электроприводов, подлежат немедленному устранению.
       8.1.4.3.  Электроприводы резервных механизмов должны находиться
   в состоянии постоянной готовности.
       8.1.5. Электроприводы холодильных установок.
       8.1.5.1. При подготовке к действию электроприводов необходимо:
       1)  проверить состояние электродвигателей, пусковой аппаратуры,
   устройств управления, контроля, защиты, блокировки, сигнализации;
       2) проверить исправность защитных заземлений;
       3) измерить сопротивление изоляции;
       4)  проверить подачу питания к силовым цепям и цепям управления
   электроприводов.
       8.1.5.2.  Перед  постановкой  холодильной  установки  на  режим
   проверить  электроприводы  компрессоров,  обслуживающих  насосов  и
   вентиляторов в действии, а также работу блокировок, сигнализации  и
   др.
       8.1.5.3.   При  использовании  электроприводов  с  регулируемой
   частотой   вращения   (например,  в  составе   компрессоров)   пуск
   необходимо начинать с минимальной частоты вращения.
       8.1.5.4.   При   остановке  холодильной  установки   отключение
   электродвигателей     необходимо     проводить      в      обратной
   последовательности операций, выполняемых при пуске установки.
       8.1.5.5.   Электроприводы   и  системы   управления   резервных
   холодильных агрегатов должны поддерживаться в состоянии  постоянной
   готовности.
       8.1.6.   Электроприводы  грузоподъемных   и   якорно-швартовных
   устройств, шлюпочных лебедок.
       8.1.6.1. При подготовке к действию электроприводов необходимо:
       1)  проверить  состояние электродвигателей, тормозов,  пусковой
   аппаратуры, устройств управления; удалить конденсат;
       2) проверить исправность защитных заземлений;
       3) измерить сопротивление изоляции;
       4) установить рукоятки командоаппаратов в нулевые положения;
       5)     открыть    вентиляционные    каналы    для    охлаждения
   электродвигателей  и  ящиков сопротивлений; включить  вентиляцию  в
   помещениях аппаратуры управления;
       6) включить на ГРЩ, РЩ питание электроприводов, а также средств
   дистанционного  управления брашпилем и контроля длины  вытравленной
   якорной цепи;
       7) с ведома вахтенного помощника капитана и вахтенного механика
   опробовать  электроприводы  в  действии,  в  том  числе  тормоза  с
   электромагнитным     или     электрогидравлическим     управлением,
   предусмотренные   защиты,   конечные  выключатели   и   блокировки,
   измеритель  натяжения  троса автоматических швартовных  лебедок,  а
   также органы аварийного отключения.
       8.1.6.2.  В  процессе  работы, при возникновении  неисправности
   электродвигателей,  тормозов и аппаратуры управления,  срабатывании
   устройств  защиты и блокировок работа электроприводов  должна  быть
   немедленно  прекращена.  Возобновление  работы  разрешается  только
   после устранения неисправности.
       8.1.6.3. При использовании электроприводов запрещается:
       1) шунтировать аварийные выключатели;
       2) шунтировать конечные выключатели, ограничивающие максимально
   допустимый вылет или угол поворота стрелы;
       3) заклинивать рукоятки командоаппаратов в рабочем положении;
       4) выключать вентиляторы (при их наличии) при непродолжительных
   перерывах в работе;
       5)   выводить   из   действия  конечные,  путевые   и   дверные
   выключатели, а также устройства защиты и блокировки.
       8.1.6.4. После использования электроприводов необходимо:
       1) установить рукоятки командоаппаратов в нулевые положения;
       2)  отключить  на  ГРЩ,  РЩ  питание электроприводов,  а  также
   средств управления и контроля;
       3)  закрыть все вентиляционные отверстия и выключить вентиляцию
   помещений аппаратуры управления.
       8.1.7. Электроприводы промысловых и буксирных лебедок.
       8.1.7.1.  При  подготовке  к действию  электроприводов  лебедок
   необходимо:
       1)  проверить состояние электрических машин, тормозов, пусковой
   аппаратуры,    устройств   управления,   защиты,    блокировки    и
   сигнализации;
       2) проверить исправность защитных заземлений;
       3) измерить сопротивление изоляции;
       4) установить рукоятки командоаппаратов в нулевые положения;
       5)  открыть  вентиляционные каналы для охлаждения электрических
   машин  и  ящиков  сопротивлений, включить вентиляцию  в  помещениях
   аппаратуры управления;
       6) установить аварийные выключатели в положение ВКЛЮЧЕНО;
       7) подать питание на силовые преобразователи и цепи управления;
       8)   с   ведома   вахтенного  помощника   капитана   опробовать
   электроприводы   в   действии,  в  том  числе  электромагнитные   и
   электрогидравлические тормоза, конечные выключатели  и  блокировки,
   устройство  контроля длины вытравленного ваера (троса),  измеритель
   натяжения   (если   применяется),   а   также   органы   аварийного
   отключения.
       8.1.7.2.  При  наличии в составе электропривода  статических  и
   вращающихся  преобразователей следует руководствоваться  указаниями
   разделов 2 и 4.
       8.1.7.3.  При возникновении неисправности электрических  машин,
   тормозов  и  аппаратуры  управления,  срабатывании  блокировок  или
   устройств  защиты,  контроля  и измерения,  работа  электроприводов
   должна быть немедленно прекращена.
       Аварийный   выключатель  установить  в   положение   ВЫКЛЮЧЕНО.
   Возобновление   работы   разрешается   только   после    устранения
   неисправности.
       8.1.7.4. При использовании электроприводов лебедок запрещается:
       1) шунтировать аварийные и конечные выключатели;
       2)  прерывать  автоматическое травление аварийным выключателем,
   за исключением случаев угрозы человеческой жизни;
       3)  резко  переводить  контроллеры  из  нулевого  положения  до
   максимального и наоборот;
       4)   отключать   аппараты   защиты,   контроля,   измерения   и
   сигнализации.
       8.1.7.5.    После    использования   электроприводов    лебедок
   необходимо:
       1) установить рукоятки командоконтроллеров в нулевые положения;
       2)   отключить   питание  электроприводов,  а   также   средств
   управления и контроля;
       3)   выключить  вентиляцию  помещений  аппаратуры   управления,
   закрыть все вентиляционные отверстия.
       8.1.8. Электроприводы технологического оборудования.
       8.1.8.1. При подготовке к действию электроприводов необходимо:
       1)  проверить состояние электродвигателей, пусковой аппаратуры,
   устройств    управления,   защиты,   блокировок   и   сигнализации,
   убедиться, что на движущихся частях нет посторонних предметов;
       2) проверить исправность защитных заземлений;
       3) измерить сопротивление изоляции;
       4) произвести осмотр защитных кожухов электродвигателей;
       5)   проверить   надежность  крепления  конечных  выключателей,
   состояние резиновых уплотнений;
       6)  проверить электроприводы в действии, в том числе  аварийное
   реверсирование    электроприводов   механизмов,    которые    могут
   заклиниваться  в  ходе  технологического  процесса  (электроприводы
   шнеков, дробилок, прессов и т.п.).
       8.1.9. Электроприводы переносного и передвижного оборудования.
       8.1.9.1.  Использование переносного и передвижного оборудования
   (электроинструмент, транспортеры, насосы, электропогрузчики и  др.)
   должно  производиться в строгом соответствии с требованиями  Правил
   техники безопасности и указаниями настоящих Правил.
       8.1.9.2.    При   подготовке   к   использованию    переносного
   оборудования (электроинструмента) необходимо:
       1)   проверить  состояние  щеток  и  коллектора  (при  наличии)
   приводного электродвигателя, зажимов подключения и кабеля  питания,
   в том числе целостность изоляции, отсутствие изломов жил;
       2)    проверить   исправность   защитных   заземлений    (кроме
   электроинструмента с двойной изоляцией);
       3)  измерить сопротивление изоляции электроинструмента  и  сети
   питания (после разделительного/понижающего трансформатора);
       4)   проверить   наличие   и  исправность   защитных   средств,
   применяемых  в  сетях питания напряжением выше  42  В  (до  220  В)
   переменного тока;
       5)  включить  электроинструмент в сеть питания  и  проверить  в
   действии.
       Примечание.    Использование   переносного    оборудования    с
   напряжением  от  42  до  220  В переменного  тока  допускается  при
   питании   через  разделительный  или  понижающий  трансформатор   с
   применением   одного  из  дополнительных  видов   защиты:   двойной
   изоляции  электроинструмента (обозначение квадрат в  квадрате)  или
   устройства защитного отключения (УЗО), предназначенного для  работы
   в судовых сетях с изолированной нейтралью.
   
       8.1.9.3.  При  подготовке к работе передвижного оборудования  с
   напряжением  питания  более  50  В,  в  том  числе  220  и  380   В
   переменного  тока, закрепляемого в процессе работы (транспортеры  и
   пр.), необходимо:
       1)  установить  оборудование по месту использования  и  надежно
   закрепить с применением специальных приспособлений;
       2)    проверить    состояние    приводного    электродвигателя,
   пускозащитной аппаратуры, кабеля питания и др.;
       3) проверить исправность цепи заземления;
       4) измерить сопротивление изоляции оборудования;
       5)  включить питание и проверить оборудование в действии, в том
   числе функционирование кнопки отключения.
       8.1.9.4. При подготовке к работе электропогрузчиков с кабельным
   питанием  напряжением  более  50  В  переменного  тока  выполняются
   проверки,  указанные в 8.1.9.3 2) - 5). Подключение к сети  питания
   допускается    только   через   разделительный    или    понижающий
   трансформатор и УЗО.
       8.1.9.5.  При подготовке электропогрузчиков к работе необходимо
   выполнять   все  подготовительные  операции,  предусмотренные   для
   каждого   конкретного   типа  электропогрузчиков   инструкцией   по
   эксплуатации.
       8.1.9.6.   При   подготовке  к  действию  электрической   части
   электропогрузчиков необходимо:
       1)   измерить   сопротивление  изоляции   электродвигателей   и
   аппаратуры;
       2) проверить состояние аккумуляторных батарей в соответствии  с
   указаниями раздела 5;
       3)   проверить   состояние  пускорегулировочной  аппаратуры   и
   контрольных приборов;
       4)   проверить   исправность  действия  звуковой   и   световой
   сигнализации;
       5)  опробовать в действии электроприводы механизма  движения  и
   грузоподъемного устройства.
       8.1.9.7.   До  использования  электропогрузчиков  с   кабельным
   питанием     необходимо     дополнительно     проверить      работу
   кабелесматывающего   устройства,   узла   токоперехода,   а   также
   устройств    обеспечения    электробезопасности    (разделительного
   трансформатора,    цепей    заземления,    защитного    отключения,
   выключателей безопасности и др.).
       8.1.9.8.   При  использовании  электропогрузчиков   запрещается
   работать при глубоко разряженных аккумуляторных батареях.
       8.1.9.9.  После окончания работы электропогрузчиков  необходимо
   произвести  чистку  электрического оборудования, установленного  на
   погрузчике.   Аккумуляторные  батареи  электропогрузчиков   следует
   зарядить   в  строгом  соответствии  с  указаниями  инструкции   по
   эксплуатации    батарей,    при    отсутствии    которой    следует
   руководствоваться разделом 5.3.
       8.1.9.10.   При   обнаружении  в  процессе  работы   какой-либо
   неисправности  переносного и передвижного оборудования  оно  должно
   быть  немедленно отключено от сети питания. Повторное  включение  в
   работу  допускается  только после выявления  причины  возникновения
   неисправности и ее устранения.
       8.1.9.11.   При  перерывах  в  работе  (кроме  кратковременных)
   переносного  и  передвижного оборудования  питающие  кабели  должны
   быть обесточены.
       8.1.10. Привод электромагнитных дисковых тормозов.
       8.1.10.1.  Дисковые  тормоза,  как  правило,  пристраиваются  к
   электродвигателям и предназначены для механического  торможения  их
   при отключении от сети.
       8.1.10.2.   При   подготовке   тормозов   к   действию    после
   продолжительного нерабочего периода необходимо:
       1)   произвести  внешний  осмотр,  проверить  действие  ручного
   растормаживания,   установить   рукоятки   (болты)   в    положение
   "расторможено";
       2)   открыть  коробку  выводов  электродвигателя  и   проверить
   состояние зажимов проводов питания катушек тормоза;
       3)   слить   образовавшийся  конденсат  через   предусмотренные
   отверстия;
       4) снять кожух и произвести осмотр внутренних частей тормоза;
       5) произвести контрольный замер зазоров;
       6)  измерить  сопротивление  изоляции  тормозных  катушек;  при
   необходимости подсушить их внешним нагревом при снятых кожухах;
       7) проверить исправность защитных заземлений;
       8) проверить состояние имеющихся уплотнений;
       9) установить кожух тормоза и закрыть коробку выводов;
       10)  рукоятки (болты) ручного растормаживания вернуть в рабочее
   положение.
       Указанные  работы  следует выполнять  при  отключенном  питании
   электродвигателя и катушек тормозов.
       8.1.10.3.   Проверить  функционирование  тормозов  при   подаче
   питания в тормозные катушки.
       8.1.10.4.  При использовании тормозов необходимо контролировать
   четкость срабатывания и отсутствие заеданий.
       8.1.11. Электропривод колодочных тормозов.
       8.1.11.1.    Колодочные   тормоза   являются   самостоятельными
   устройствами,  устанавливаемыми  на  тормозных  шкивах  механизмов,
   независимо  от  приводных  электродвигателей.  Колодочные   тормоза
   имеют  управление от электромагнитов (обычно постоянного тока)  или
   электродвигателей     переменного     тока     с     использованием
   электрогидравлических толкателей.
       8.1.11.2.  При подготовке колодочных тормозов к действию  после
   продолжительного нерабочего периода необходимо:
       1)  произвести  внешний осмотр, обращая внимание  на  состояние
   кабелей   подвода   питания   к   электромагнитам   или   двигателю
   электрогидравлического толкателя;
       2)  проверить  уровень  масла в цилиндре электрогидравлического
   толкателя  в  соответствии с указаниями инструкции по  эксплуатации
   (выполняется механиком по заведованию);
       3) проверить исправность защитных заземлений;
       4) измерить сопротивление изоляции электрических узлов;
       5)  проверить  исправность  средств  защиты  от  перегрузок   и
   коротких    замыканий    в   цепях   питания    катушек    тормозов
   (электрогидравлических  толкателей)  -  предохранителей,   тепловых
   реле, автоматических выключателей.
       8.1.11.3.   Проверить  функционирование  тормозов  при   подаче
   питания  в цепи управления. При включенном состоянии электропривода
   тормозные  пружины сжимаются, механизм освобождается  от  тормозных
   колодок.
       8.1.11.4.   При  использовании  тормозов  необходимо   обращать
   внимание  на четкость срабатывания и отсутствие ползучих  скоростей
   механизма.
       8.2. Техническое обслуживание.
       8.2.1. Общие требования.
       8.2.1.1.  Объем и периодичность ТО, включая ежедневные  осмотры
   каждого    вида    электрооборудования,    входящего    в    состав
   электроприводов,  зависят от назначения, места установки  и  режима
   использования    электроприводов    и    определяются    указаниями
   соответствующих  разделов Правил, инструкциями  по  эксплуатации  и
   уточняются планом-графиком ТО.
       8.2.1.2.  При ежедневном осмотре электроприводов, перечисленных
   в 1.4.7, необходимо:
       1)  произвести наружный осмотр электрических машин и аппаратов,
   обращая внимание на их исправность;
       2)  убедиться  в  отсутствии пыли, влаги, масла  и  топлива  на
   наружных  поверхностях электрических машин  и  аппаратов,  а  также
   посторонних  предметов вблизи соединительных муфт и  вентиляционных
   отверстий;
       3)  убедиться в том, что вентиляционные каналы (при их наличии)
   открыты при работающем электроприводе;
       4)  измерить  нагрузку  работающих электроприводов  по  щитовым
   приборам;
       5)  убедиться в отсутствии недопустимой вибрации и  посторонних
   шумов, а также повышенной температуры работающих электроприводов;
       6)   убедиться   в   том,   что   электрообогрев   оборудования
   неработающего электропривода (при наличии) находится во  включенном
   состоянии;
       7) проверить исправность защитных заземлений;
       8) проверить готовность к действию электроприводов, находящихся
   в резерве.
       8.2.1.3.  Как  правило,  работы по  ТО  электроприводов  должны
   выполняться при отключенном питании.
       8.2.1.4.  Во  избежание наклепа шарикоподшипников  неработающих
   электрических   машин,   установленных  в   местах   с   повышенной
   вибрацией, необходимо не реже одного раза в неделю поворачивать  их
   роторы (якоря).
       8.2.1.5.  ТО  электроприводов  рулевого  устройства  необходимо
   выполнять только во время стоянки судна в порту.
       8.2.1.6.  ТО  электроприводов промысловых и  буксирных  лебедок
   необходимо выполнять только при стоянке судна или на переходе.
       8.2.1.7.  При  ТО электроприводов механизмов, установленных  на
   открытой   палубе,  а  также  технологических  механизмов,   особое
   внимание необходимо обращать на обеспечение водозащищенности.
       Для этого необходимо не реже одного раза в 3 месяца:
       1)  проверить состояние уплотнений, при необходимости подтянуть
   крепления;
       2) удалить конденсат и масло из корпусов электрических машин  и
   аппаратов.
       8.2.1.8.  Необходимо перед выходом в рейс, но  не  реже  одного
   раза  в  6  месяцев,  проверять исправность средств  дистанционного
   отключения   общесудовой  вентиляции,  вентиляции  МКО,  топливных,
   масляных насосов и сепараторов.
       8.2.1.9.  Не  реже одного раза в 3 месяца необходимо  проверять
   функционирование аварийных выключателей безопасности.
       8.2.1.10.  В  электроприводах  с автоматизированными  системами
   управления особое внимание надо уделять проверке работы датчиков  и
   реле,   в   электроприводах  палубных  устройств  и  механизмов   -
   обеспечению  надежности  работы тормозов и  конечных  выключателей,
   ограничивающих  максимально  допустимый  вылет  или  угол  поворота
   стрелы,   в   электрогидравлических  приводах  -  проверке   работы
   электромагнитных клапанов.
       8.2.1.11.    Электроприводы    переносного    и    передвижного
   оборудования  должны подвергаться периодическим ТО не  реже  одного
   раза в 6 месяцев.
       8.2.2. Техническое обслуживание электродвигателей.
       8.2.2.1. При проведении периодического ТО необходимо:
       1) проверить сопротивление изоляции;
       2)  проверить  исправность устройств обогрева электродвигателей
   (при наличии);
       3) проверить исправность защитных заземлений;
       4)   проверить   состояние  щеток  и  коллекторов,   контактных
   соединений;
       5) продуть электродвигатели сжатым воздухом, протереть ветошью,
   смоченной моющим средством;
       6)  просушить электродвигатели в случае понижения сопротивления
   изоляции ниже нормы в результате увлажнения, руководствуясь 2.2.6;
       7) заменить смазку подшипниковых узлов (при необходимости);
       8) заменить уплотнения по валу в электродвигателях для рыбцехов
   (при необходимости);
       9) окрасить наружные поверхности (при необходимости);
       10) проверить электродвигатели в работе без нагрузки.
       8.2.2.2. Проверку электродвигателей в действии после проведения
   ТО следует производить на холостом ходу.
       При опробовании необходимо контролировать:
       1) токи электродвигателей;
       2) работу щеток и биение коллекторов;
       3) температуру нагрева корпусов и подшипников;
       4) отсутствие постороннего шума и повышенной вибрации.
       8.2.2.3.   Разборку  электродвигателей  производить  в   случае
   крайней  необходимости (например, для замены  подшипников,  ремонта
   обмотки) или в установленные планом-графиком сроки.
       8.2.2.4. Периодическое ТО электродвигателей следует производить
   один  раз  в  6  месяцев,  если в инструкциях  по  эксплуатации  не
   оговорено   иное;  электродвигателей  рулевых  и  якорно-швартовных
   устройств - один раз в 3 месяца.
       8.2.3.   Техническое  обслуживание  электромагнитных   дисковых
   тормозов.
       8.2.3.1. При ТО дисковых тормозов необходимо выполнить  работы,
   предусмотренные в 8.1.10.2, и дополнительно:
       1)   при   вскрытом  тормозе  очистить  внутренние  детали   от
   загрязнений, продуть, при необходимости, сухим сжатым воздухом;
       2)  осмотреть  детали тормоза, обращая внимание на  исправность
   основных узлов и состояние фрикционных колец тормозных дисков;
       3)   заменить  неисправные  детали  электропривода  -  катушки,
   пружины и пр., а также изношенные тормозные диски;
       4)   проверить  возможность  регулирования  тормозного  момента
   изменением натяжения пружин;
       5)  собрать  тормоз  и  проверить  его  функционирование  рядом
   последовательных включений и отключений.
       8.2.3.2.   После   завершения  работ  по  ТО   органы   ручного
   растормаживания должны быть возвращены в рабочее положение.
       8.2.3.3.  ТО  дисковых  тормозов должно производиться  не  реже
   одного раза в 6 месяцев.
       8.2.4.   Техническое  обслуживание  электропривода   колодочных
   тормозов.
       8.2.4.1.   При  ТО  колодочных  тормозов  необходимо  выполнить
   работы, предусмотренные в 8.1.11.2, и дополнительно:
       1)  вскрыть  кожух  и очистить внутренние детали  электрических
   узлов тормоза от загрязнений;
       2)     осмотреть     катушки    электромагнитов,     двигателей
   электрогидравлических   толкателей  и   элементы   цепей   питания;
   заменить, при необходимости, неисправные детали;
       3)  проверить состояние сальниковых уплотнений (при наличии)  в
   местах ввода кабелей питания, восстановить их при необходимости;
       4)  закрыть  кожух и проверить функционирование  тормоза  рядом
   последовательных  включений и отключений системы  электромагнитного
   (электрогидравлического) управления.
       8.2.4.2.  Регулирование  нажатия  тормозных  пружин,  а   также
   величины  хода толкателя (при необходимости), должно выполняться  в
   соответствии с указаниями инструкций изготовителя тормозов.
       8.2.4.3.  ТО  электрических систем колодочных  тормозов  должно
   производиться не реже одного раза в 6 месяцев.
   
                  9. Гребные электрические установки
   
       9.1. Использование по назначению.
       9.1.1.    Гребные   электрические   установки   (ГЭУ)    должны
   эксплуатироваться  в соответствии с инструкциями  по  эксплуатации,
   настоящими Правилами и директивными документами.
       9.1.2. Эксплуатация ГЭУ должна производиться квалифицированным,
   специально обученным персоналом.
       9.1.3.  Вблизи  каждого поста управления ГЭУ должна  находиться
   инструкция по использованию установки по назначению.
       9.1.4.   Ввод  в  действие  (вывод  из  действия)  ГЭУ   должен
   осуществляться по указанию вахтенного помощника капитана  вахтенным
   персоналом  судомеханической  службы  под  руководством  вахтенного
   механика.
       9.1.5.  При  подготовке  электрической  части  ГЭУ  к  действию
   необходимо:
       1)  произвести  тщательный осмотр главных электрических  машин,
   преобразователей  (напряжения,  частоты),  устройств   возбуждения,
   распределительных устройств (щит электродвижения, ГРЩ),  пультов  и
   постов управления, отключить обогрев электрических машин;
       2)  убедиться  в  отсутствии воды в льялах  помещения  гребного
   электродвигателя;
       3)  измерить  сопротивление изоляции всех электрических  машин,
   цепей главного тока, возбуждения и управления ГЭУ;
       4)  произвести  осмотр  и  проверку в действии  систем  смазки,
   охлаждения и вентиляции;
       5)  провернуть  при  помощи валоповоротного устройства  гребные
   электродвигатели.  После  проворачивания валоповоротное  устройство
   должно быть отсоединено;
       6)  подготовить ГЭУ к действию в соответствии с инструкцией  по
   эксплуатации:  ввести  в действие устройства  возбуждения,  системы
   смазки, охлаждения и вентиляции;
       7)   набрать   заданную  схему  ГЭУ  по  готовности   первичных
   двигателей,   электрических  машин,  распределительных   устройств,
   пультов и постов управления;
       8)  предупредить  персонал,  находящийся  в  помещении  гребных
   электродвигателей, о предстоящем опробовании ГЭУ;
       9)   по   указанию  вахтенного  механика  осуществить  пуск   и
   опробование   ГЭУ.   Опробование  ГЭУ  необходимо   проводить   при
   минимальной частоте вращения гребных винтов вперед и назад.
       На  судах с ВРШ при пуске и опробовании ГЭУ в действии  лопасти
   ВРШ  должны находиться в положении нулевого упора (нулевого  шага),
   опробование  следует  проводить при  номинальной  частоте  вращения
   гребных электродвигателей.
       О  готовности  электрической  части  ГЭУ  к  действию  доложить
   вахтенному механику.
       9.1.6. При использовании ГЭУ необходимо:
       1) контролировать работу ГЭУ по приборам, установленным на щите
   электродвижения  или  ГРЩ,  пульте управления  и  щите  контроля  и
   сигнализации,  обеспечивая заданный режим работы ГЭУ,  не  допуская
   перегрузок главных генераторов и гребных электродвигателей;
       2)  следить  за  средствами сигнализации и, в случае  появления
   аварийных   сигналов,  принимать  меры  к  немедленному  устранению
   неисправностей;
       3)  контролировать  температуры нагрева  обмоток  электрических
   машин,   а  также  входящего  и  выходящего  воздуха,  охлаждающего
   главные  электрические  машины  и  аппараты,  величины  которых  не
   должны   превышать   значений,  рекомендованных   инструкциями   по
   эксплуатации;
       4)  контролировать  температуру и давление охлаждающей  воды  и
   отсутствие  протечек  в  водяных  воздухоохладителях  электрических
   машин,  а также влажность охлаждающего воздуха, давление в масляном
   трубопроводе  смазки  подшипников, температуру нагрева  подшипников
   электрических машин;
       5)  в  установившемся  режиме  работы  ГЭУ  производить  осмотр
   работающего электрооборудования.
       При    осмотре   необходимо   контролировать   работу   главных
   генераторов,     гребных    электродвигателей,     преобразователей
   (напряжения,  частоты),  устройств  возбуждения,  распределительных
   устройств,  пультов и постов управления, систем смазки,  охлаждения
   и   вентиляции,   наличие   воды   в   льялах   помещения   гребных
   электродвигателей,       чистоту       наружных        поверхностей
   электрооборудования.
       Примечание:  Объем осмотра электрооборудования  устанавливается
   инструкцией по эксплуатации конкретной ГЭУ.
   
       9.1.7.   Вывод   ГЭУ   из   действия   должен   проводиться   в
   последовательности, установленной инструкцией по эксплуатации.
       9.1.8. После остановки ГЭУ необходимо:
       1)  измерить  сопротивление изоляции всех электрических  машин,
   цепей главного тока, возбуждения и управления ГЭУ;
       2)    произвести    осмотр    главных   электрических    машин,
   преобразователей  (напряжения,  частоты),  устройств   возбуждения,
   распределительных устройств, пультов и постов управления;
       3) включить электрообогрев электрических машин.
       9.2. Техническое обслуживание.
       9.2.1.  ТО электрооборудования ГЭУ должно выполняться  согласно
   эксплуатационной  документации  и  разделам  2,  3,  4,  6,  7,   8
   настоящих Правил.
       Объем    и    периодичность    работ    по    ТО    конкретного
   электрооборудования     также    определяется     планами-графиками
   судовладельца.
       9.2.2. При эксплуатации ГЭУ напряжением свыше 1000 В необходимо
   также строго выполнять требования Правил техники безопасности.
   
                      10. Электрическое освещение
   
       10.1. Использование по назначению.
       10.1.1.  Сети  электрического освещения всех назначений  должны
   быть  укомплектованы  лампами, средствами  защиты  и  выключателями
   цепей в соответствии со штатными схемами.
       10.1.2.  В  процессе использования освещения следует  принимать
   меры  по  поддержанию освещенности помещений и палуб на необходимом
   уровне  путем  своевременной  замены  неисправных  ламп,  чистки  и
   промывки  колпаков светильников, уборки и покраски  помещений  (см.
   также 1.6).
       10.1.3. Судовые светильники всех типов и назначений должны быть
   полностью  укомплектованы,  иметь  исправные  арматуру,  колпаки  и
   лампы,   тип   и  мощность  которых  должны  соответствовать   типу
   светильника,   неповрежденные  питающие   кабели.   При   нарушении
   целостности колпаков, появлении трещин они должны быть заменены.
       10.1.4.  Запрещается  использование  светильников  при   снятых
   колпаках  и  сетках, а также установка ламп большей  (или  меньшей)
   мощности,  чем  это  предусмотрено  технической  документацией   на
   светильник.  Снятие ламп в светильниках аварийного  освещения  даже
   на короткое время не допускается.
       10.1.5.  Водозащищенные  штепсельные розетки  и  соединительные
   коробки должны быть всегда плотно закрыты.
       10.1.6.  Выключатели  цепей  освещения  должны  иметь  надежную
   фиксацию   в   отключенном   и  включенном   положениях.   Пакетные
   выключатели   должны  иметь  надежно  закрепленные  рукоятки.   При
   включениях  и  отключениях  рукоятки  следует  вращать  по  часовой
   стрелке.
       10.1.7.  Жалюзи  сигнальных прожекторов  должны  открываться  и
   закрываться  без  заеданий. Бездействующие прожекторы  должны  быть
   укрыты чехлами.
       10.1.8.  РЩ,  соединительные  коробки,  светильники  и   другое
   оборудование   аварийного   освещения  должны   иметь   специальные
   отличительные  метки  или  окраску  при  одинаковом  конструктивном
   исполнении с основным.
       10.1.9.  Запрещается  включение  стационарных  взрывозащищенных
   светильников, имеющих повреждения труб для подводки кабелей.
       10.1.10.  При проведении работ по периодическому ТО, ремонту  и
   др.  в  помещениях,  кроме указанных в 10.1.11, должны  применяться
   переносные  низковольтные  светильники, питаемые  от  судовой  сети
   напряжением не выше 12 В.
       10.1.11.  При проведении работ в топливных танках, в помещениях
   кладовых  легковоспламеняющихся и горючих материалов и  др.  должны
   применяться   переносные  штатные  аккумуляторные  взрывозащищенные
   фонари,   имеющие   одобрение   Регистра.   Применение   переносных
   низковольтных    светильников,   включаемых   в    судовую    сеть,
   запрещается.
       10.1.12.    Запрещается   использовать   нештатные   переносные
   светильники.
       10.1.13.  Питающие кабели переносных светильников должны  иметь
   шланговую оболочку и соответствующие устройства, защищающие  кабели
   в местах ввода в светильники и в штепсельные соединения.
       10.1.14.   Переносные  светильники  при  использовании   должны
   закрепляться с помощью специальной подвески.
       Запрещается  подвешивать переносные светильники непосредственно
   за питающий кабель.
       10.1.15.     Переносные    светильники    и    взрывозащищенные
   аккумуляторные фонари должны храниться в установленных местах.
       10.2. Техническое обслуживание.
       10.2.1.  Замена  ламп должна производиться  только  при  снятом
   напряжении.
       При  замене  галогенных  ламп особое внимание  следует  уделять
   чистоте стекол устанавливаемых ламп.
       Люминесцентные  лампы с потемневшими концами трубок  необходимо
   заменять до выхода их из строя.
       При  замене  люминесцентной  лампы  необходимо  заменять  и  ее
   стартер с целью увеличения срока службы лампы.
       Вышедшие из строя лампы, содержащие ртуть (люминесцентные, ДРЛ,
   специальные  и др.), должны упаковываться и храниться в специальном
   помещении для сдачи на берег с целью дальнейшей их утилизации.
       10.2.2.  В  прожекторах при замене ламп необходимо  производить
   фокусировку, если это предусмотрено конструкцией прожектора.
       10.2.3.  Перед  проведением  ТО светильников  с  газоразрядными
   источниками   света,   имеющиеся  конденсаторы,   установленные   в
   светильниках  или  в отдельных пускорегулирующих аппаратах,  должны
   быть предварительно разряжены.
       10.2.4.   При   замене  ламп  и  проведении  периодических   ТО
   светотехнического оборудования, расположенного на  мачтах,  трубах,
   колоннах,  надстройках  необходимо  руководствоваться  требованиями
   Правил техники безопасности.
       10.2.5.   Работы   при   периодическом   ТО   светотехнического
   оборудования,  связанные с его разборкой,  должны  проводиться  при
   полностью снятом напряжении.
       10.2.6.  При  периодическом  ТО светотехнического  оборудования
   необходимо:
       1)  измерить сопротивление изоляции до начала и после окончания
   работ по ТО;
       2) очистить корпус и промыть колпаки светильников;
       3) заменить неисправные лампы, стартеры, колпаки светильников;
       4)  поджать сальники, обеспечить надежное крепление и плотность
   закрытия;
       5)  смазать резьбу штепселей и колпаков светильников,  а  также
   штепсельных розеток;
       6)   расходить   винтовые  соединения  светильников   наружного
   освещения и смазать их резьбу;
       7) очистить детали светильников, штепсельных розеток и вилок от
   грязи и продуктов коррозии;
       8)  заменить (при необходимости) уплотнения, патроны, перемычки
   внутреннего монтажа светильников, шнуры у настольных светильников;
       9)   при  наличии  в  светильниках  проводов  с  пересохшей   и
   осыпавшейся  изоляцией  необходимо  произвести  ее  восстановление.
   Запрещается выполнять соединения при помощи скруток и пайки;
       10)  проверить групповые РЩ освещения и установочную  арматуру,
   заменить,  при необходимости, уплотнения, выключатели, восстановить
   заделку жил кабелей;
       11) выполнить обжатие всех контактных и крепежных соединений;
       12)   проверить   исправность  защитных   заземлений   корпусов
   светильников, РЩ освещения и установочной арматуры.
       10.2.7.  При  периодическом  ТО  взрывозащищенных  светильников
   дополнительно к перечню работ, указанных в 10.2.6, необходимо:
       1) соблюдать установленный порядок их разборки и сборки, в т.ч.
   при замене ламп.
       При  сборке  необходимо  соблюдать требуемую  величину  щелевых
   зазоров, обеспечивающих взрывозащищенность;
       2)   замену  ламп  производить  после  остывания  светильников.
   Включение  светильников  после замены ламп разрешается  производить
   только в полностью собранном состоянии;
       3) проверить действие блокировок (при наличии);
       4)  проверить отсутствие люфта в местах присоединений кабельных
   труб к светильникам и герметизацию вводов кабелей и проводов;
       5)  проверить  наличие и плотность заглушек на неиспользованных
   сальниковых вводах;
       6)   проверить   наличие  всех  крепежных  деталей,   а   также
   предупредительных    знаков    и    надписей,    указывающих     на
   взрывозащищенное исполнение.
       10.2.8. Проверку исправности переносных светильников необходимо
   выполнять  не  реже  одного  раза  в  месяц  и  каждый  раз   перед
   использованием.   Особое  внимание  необходимо   уделять   контролю
   исправности заземления и величины сопротивления изоляции.
       10.2.9.  Проверку  исправности аккумуляторных  взрывозащищенных
   переносных фонарей необходимо выполнять не реже одного  раза  в  10
   дней  и каждый раз перед использованием, обеспечивая при этом заряд
   аккумуляторов.
       10.2.10.   Проверка   всех   осветительных   точек   аварийного
   аккумуляторного   освещения  и  исправности  работы   системы   его
   автоматического включения и выключения должна проводиться  не  реже
   одного  раза  в неделю и перед выходом судна в рейс.  При  проверке
   все лампы должны гореть с полным накалом.
       10.2.11. Проверка включения аварийного освещения от АДГ  должна
   проводиться одновременно с проверкой системы управления АДГ.
       10.2.12.  При  периодическом  ТО  прожекторов  дополнительно  к
   перечню работ, указанных в 10.2.6, необходимо:
       1)   устранить  заедания  в  подвижных  соединениях  механизмов
   открытия жалюзи, поворота и произвести их смазку;
       2) отрегулировать плотность прилегания жалюзи к кольцу;
       3) очистить отражатель и защитное стекло.
       10.2.13. Периодичность проведения работ по ТО, указанных в:
       10.2.7 3) - 6) - один раз в месяц;
       10.2.6 1) - 6) - один раз в 3 месяца;
       10.2.6 7) - 12) и 10.2.12 - один раз в год.
       10.2.14. ТО аккумуляторных взрывозащищенных переносных  фонарей
   необходимо  выполнять  в  строгом  соответствии  с  инструкцией  по
   эксплуатации.
   
        11. Электрические нагревательные и отопительные приборы
   
       11.1. Использование по назначению.
       11.1.1.  При  вводе в действие электрических  нагревательных  и
   отопительных приборов необходимо:
       1) проверить исправность защитных заземлений;

Новости
Счетчики
 
Реклама
Разное