Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РФ ОТ 04.04.2000 N 13 (РЕД. ОТ 23.07.2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   мостки  шириной 0,5 м, огражденные перилами высотой 1,5 м и обшитые
   снизу на высоту не менее 200 мм досками.
       233. Трубопроводы укладываются на выровненном основании или  на
   подкладках.  При  прокладке  по откосу  уступа  или  борту  разреза
   трубопровод должен быть заанкерован не реже чем через 20 - 30 м  по
   высоте.   При  расположении  пульпопроводов  на  эстакадах   анкеры
   следует  ставить  через 500 м. В случаях прокладки  трубопровода  в
   траншеях   и   канавах   стенки  последних  должны   быть   надежно
   закреплены.
       234.  Помещения насосных и землесосных установок  должны  иметь
   телефонную или радиосвязь с местом установки гидромониторов и  быть
   оборудованы аварийной сигнализацией.
       235.   Во   вновь  строящихся  помещениях  между   насосами   и
   землесосными  агрегатами, а также между ними и  стенками  помещения
   следует предусматривать проходы шириной не менее 1 м.
       В помещениях насосной и землесосной станции должны вывешиваться
   схемы   трубопроводов  с  указанием  мест  установки   задвижек   и
   вентилей,   а   для  переходов  через  трубы  должны  оборудоваться
   специальные мостики.
       236.  Запрещается  хождение по трубопроводам, не  оборудованным
   трапами с перилами.
       237.  На  землесосных установках пульповоды и  водоводы  должны
   быть оборудованы обратными клапанами.
       238.  Все  водосбросные  и водосборные сооружения  гидроотвалов
   следует  рассчитывать на максимально возможный приток. По окончании
   работ   с  использованием  средств  гидромеханизации  должны   быть
   осмотрены все водосбросные сооружения и составлены документы об  их
   состоянии.
       239.  Для  подхода к сбросному и водозаборному колодцам  должен
   быть  проложен  мостик  с  перилами.  Устье  водосбросного  колодца
   гидроотвала   должно  иметь  ограждение,  исключающее   возможность
   падения в колодец человека.
       240.   Отвалы  свеженамытых  отложений  необходимо   обозначать
   знаками, запрещающими хождение по отвалам.
       241.  На гидроотвалах на случай прорыва пульпы необходимо иметь
   аварийный   запас   материалов   и   инструмента,   местоположение,
   наименование   и   количество   которых   устанавливается   главным
   инженером предприятия.
   
                          7. Ремонтные работы
   
       242.     Ремонт    горнотранспортного    оборудования    должен
   производиться   в   соответствии  с  действующим   на   предприятии
   положением  о  планово-предупредительных ремонтах  (ППР).  Месячный
   график   ремонтов   утверждается  главным  инженером   (техническим
   руководителем) предприятия (организации).
       243.   Ремонт   экскаваторов  и  буровых  станков   разрешается
   производить  на  рабочих  площадках  уступов,  при  этом  указанные
   механизмы   следует   размещать  вне  зоны  возможного   обрушения.
   Площадки должны быть спланированы и иметь подъездные пути.
       244.   На   все   виды   ремонтов  основного   технологического
   оборудования   в   соответствии  с   действующим   на   предприятии
   положением   о   ППР  следует  обязательно  составлять   инструкции
   (технологические  карты, руководства, проекты  организации  работ),
   которыми   устанавливается  порядок  и  последовательность   работ,
   необходимые   приспособления  и  инструменты,   обеспечивающие   их
   безопасность. Рабочие, занятые на ремонте, должны быть  ознакомлены
   с указанными инструкциями под роспись.
       Перед  производством работ должно быть назначено  ответственное
   лицо за их ведение.
       Работы,  связанные  с  устранением аварий оборудования,  должны
   выполняться по нарядам, выданным лицом технического надзора.
       245.  Запрещается проведение ремонтных работ в непосредственной
   близости  от  открытых движущихся частей механических установок,  а
   также   вблизи   электрических  проводов  и   токоведущих   частей,
   находящихся   под  напряжением,  при  отсутствии   их   надлежащего
   ограждения.
       246.   Ремонт   электрооборудования   разрешается   производить
   персоналу,   имеющему   соответствующую   квалификационную   группу
   согласно    Правилам   техники   безопасности   при    эксплуатации
   электроустановок  потребителей  и  ознакомленному  с  электрической
   схемой оборудования.
       247.  Ремонт и замену частей механизмов допускается производить
   только   после   полной  остановки  машины,   снятия   давления   в
   гидравлических  и  пневматических  системах,  блокировки   пусковых
   аппаратов,   приводящих   в   движение   механизмы,   на    которых
   производятся ремонтные работы.
       Допускается    при    выполнении   ремонтных    работ    подача
   электроэнергии по специальному проекту организации работ.
       248.   Огневые   работы   (газосварочные,   газорезательные   и
   электросварочные)  должны  производиться с  соблюдением  требований
   Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-93).
       249.   Ремонты,  связанные  с  восстановлением  или  изменением
   несущих  металлоконструкций оборудования, должны  производиться  по
   технологии,  согласованной с заводом-изготовителем, и в присутствии
   лиц технического надзора.
       250.  Рабочие,  выполняющие  строповку  грузов,  должны  пройти
   специальное   обучение  и  иметь  удостоверение  на  право   работы
   стропальщиком.
       251.  Работы с применением механизированного инструмента должны
   производиться   в   соответствии   с   инструкциями    предприятий-
   изготовителей.
   
                          Глава VI. ТРАНСПОРТ
   
                     1. Железнодорожный транспорт
   
       Общие положения
       252.  Работа  железнодорожного  транспорта  широкой  колеи   на
   разрезах   регламентируется  Правилами   технической   эксплуатации
   промышленного  железнодорожного  транспорта,  а  также   настоящими
   Правилами  и  местными  инструкциями,  утверждаемыми  руководителем
   предприятия (организации).
       253.  Строительство, содержание и ремонт железнодорожных  путей
   на   разрезах  должны  производиться  в  соответствии  с  Правилами
   текущего содержания и ремонта железнодорожных путей широкой колеи.
       254.   Все   сооружения,   устройства,   подвижной   состав   и
   оборудование   должны   соответствовать   утвержденной    проектной
   документации  и  техническим  условиям,  а  также  иметь  паспорта,
   содержащие технические и эксплуатационные характеристики.
       255.  Вновь  построенные  и реконструированные  железнодорожные
   сооружения  и устройства вводятся в постоянную эксплуатацию  только
   после     утверждения     технической    документации     (технико-
   распорядительные  акты,  инструкции по  работе)  и  после  проверки
   знания  указанной  документации  работниками,  обслуживающими   эти
   сооружения и устройства.
       256.  Вновь  построенные  и реконструированные  железнодорожные
   пути,  сооружения,  устройства  и  здания  должны  быть  приняты  в
   постоянную  эксплуатацию приемочными комиссиями  в  соответствии  с
   правилами приемки в эксплуатацию законченных объектов.
       Ранее  построенные сооружения с другими габаритами  приближения
   строений  должны  обслуживаться по местной технической  инструкции.
   Негабаритные   места   должны  быть  обозначены  предупредительными
   надписями и в необходимых случаях освещены.
       257.  Верхнее строение пути должно соответствовать  действующим
   СНиП  2.05.07-91 "Промышленный транспорт". Запрещается эксплуатация
   железнодорожных  путей  без  балласта.  В  качестве  балласта   для
   передвижных  путей  могут  быть  применены  местные  материалы,  за
   исключением  глин, торфа, растительного грунта и т.п. Число  болтов
   в  стыковых  соединениях передвижных путей  должно  быть  не  менее
   четырех.
       258.  Выгруженные  или подготовленные к погрузке  грузы  должны
   быть   уложены   около  пути  и  закреплены  так,   чтобы   габарит
   приближения строений не нарушался.
       Грузы  (кроме  балласта, выгружаемого для  путевых  работ)  при
   высоте  до  1200  мм  должны находиться от наружной  грани  головки
   крайнего рельса на расстоянии не менее 2 м, а при большей высоте  -
   не менее 2,5 м.
       259.  Железнодорожные  пути  в  разрезах  следует  своевременно
   очищать    от   просыпи   и   снега   и   периодически   подвергать
   инструментальной  проверке на соответствие  их  проектам.  Порядок,
   сроки   проверки   и  очистки  устанавливаются  главным   инженером
   (техническим руководителем) предприятия (организации).
       Для   контроля  за  вводом  в  эксплуатацию,  эксплуатацией   и
   ликвидацией  железнодорожных путей необходимо иметь  нанесенную  на
   план  горных работ схему транспортных коммуникаций, которая  должна
   ежемесячно пополняться.
       260. Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы, у которых
   имеется  хотя  бы  одна  из  следующих  неисправностей,  угрожающих
   безопасности движения подвижного состава:
       разъединение стрелочных остряков;
       отставание остряка от рамного рельса, измеряемое против  первой
   тяги, на 4 мм и более;
       выкрашивание остряка, создающее опасность набегания  гребня,  и
   во  всех случаях выкрашивание длиной более 200 мм - на главных, 300
   мм  -  на  приемно-отправочных и 400 мм  -  на  прочих  станционных
   путях;
       понижение остряка относительно рамного рельса на 2 мм и  более,
   измеряемое   в   сечении,  где  ширина  головки   остряка   поверху
   составляет 50 мм и более;
       вертикальный износ рамных рельсов типа Р-43 и легче  составляет
   более 6 мм на главных, 8 мм - на приемно-отправочных и 10 мм  -  на
   прочих станционных путях, а типа Р-50 и тяжелее - более 8 мм  -  на
   главных,  10  мм  -  на приемно-отправочных и 12  мм  -  на  прочих
   станционных путях;
       вертикальный износ сердечников крестовин в сечении, где  ширина
   сердечника равна 40 мм, составляет более 6 мм - на главных, 8 мм  -
   на приемно-отправочных и 10 мм - на прочих станционных путях;
       расстояние между рабочими гранями сердечника крестовины головки
   контррельса не менее 1474 мм при ширине колеи 1520 мм (1477 мм  при
   ширине колеи 1524 мм);
       расстояние между рабочими гранями головок контррельса и усовика
   более 1435 мм;
       излом остряка или рамного рельса;
       излом крестовины (сердечника, усовика) или контррельса;
       разрыв контррельсового болта;
       ослабленное болтовое крепление в корне остряков.
       261.  На  станциях  и постах, где применяется  централизованное
   управление  стрелками, очистка последних от снега,  породы  и  т.д.
   должна  производиться автоматически, механизированным способом  или
   вручную двумя лицами.
       В  темное  время суток, а также во время туманов и  метелей  на
   месте производства работ по очистке стрелок на высоте не менее  0,5
   м от головки рельса должен устанавливаться фонарь.
       262.  Сооружения и устройства СЦБ и связи должны быть  защищены
   от  мешающего  и  опасного влияния тягового тока,  воздушных  линий
   электропередачи  и  грозовых  разрядов.  Контроль  за  устройствами
   систем  СЦБ,  автоблокировки  и  связи  должен  осуществляться   по
   графику,     утвержденному    главным    инженером     (техническим
   руководителем) предприятия (организации).
       263.  Стрелочные  переводы  ручного  обслуживания  должны  быть
   оборудованы указателями, освещаемыми или неосвещаемыми.  Разделение
   стрелок  на  освещаемые  и  неосвещаемые  устанавливается  технико-
   распорядительным актом станции.
       264.  В местах постоянного движения людей через железнодорожные
   пути должны устраиваться пешеходные туннели, мосты или дорожки.
       265.   Устройство  переездов  должно  производиться  с   учетом
   действующих  СНиП.  На  постоянных  железнодорожных  путях  разреза
   устраиваются    типовые    переезды.    Переезды    на    временных
   железнодорожных  путях  должны обеспечивать  безопасность  движения
   транспорта и иметь:
       а) ширину проезжей дороги:
       для  автосамосвалов грузоподъемностью до 10 т при  однополосном
   движении - не менее 7,5 м, при двухполосном - не менее 10 м;
       для  автосамосвалов грузоподъемностью более 10 т - от 10 до  22
   м;
       б)  горизонтальную  площадку или уклон до 10 промилле;  перелом
   профиля  устраивается на расстоянии 5 м от крайнего рельса;  уклоны
   дорог на подходах к переезду не должны превышать 50 промилле;
       в) сплошной настил;
       г) угол пересечения не менее 45-;
       д) типовые предупредительные знаки;
       е) габаритные ворота для электрифицированных путей;
       ж)  на  расстоянии не менее длины тормозного пути в обе стороны
   от  переезда должны быть установлены сигнальные знаки "С" о  подаче
   свистка машинистом локомотива.
       Электрическое  освещение  должны иметь  все  переезды  I  и  II
   категорий,  а  также переезды III и IV категорий, расположенные  на
   участках,   оборудованных  продольными  линиями   электроснабжения,
   автоблокировкой  или  имеющих  вблизи другие  постоянные  источники
   электроснабжения.   В  необходимых  случаях  переезды   оборудуются
   прожекторными установками.
       Классификация  переездов  и порядок их  охраны  устанавливаются
   администрацией предприятия (организации).
       Неохраняемые  переезды  на  участках с  автоблокировкой  должны
   оборудоваться автоматической переездной сигнализацией.
       266. Нормальное положение автоматических шлагбаумов переезда  -
   открытое,   а  неавтоматизированных  -  закрытое.  Все   охраняемые
   переезды  должны  освещаться  и иметь  прямую  телефонную  связь  с
   ближайшим дежурным по станции или диспетчером.
       267. Провоз и перегон по переездам особо тяжелых и негабаритных
   грузов   и   машин  допускается  с  разрешения  главного   инженера
   (технического    руководителя)   предприятия   (организации)    под
   наблюдением  дорожного  мастера  и представителя  службы  (участка)
   электрификации,  если  переезд  расположен  на  электрифицированном
   участке пути.
       268. Все работы, связанные с пересечением железнодорожных путей
   линиями  электропередачи,  связи, нефтепроводами,  водопроводами  и
   другими  надземными  и  подземными  устройствами,  допускаются   по
   специальному  проекту,  разработанному  организацией,  производящей
   работы,  и утвержденному в установленном порядке. Указанный  проект
   должен   быть   согласован   с   главным   инженером   (техническим
   руководителем)  предприятия (организации), на котором  производятся
   работы, и владельцем путей.
       269. Устройства путевого заграждения (сбрасывающие башмаки  или
   стрелки,  поворотные  брусья)  при  заграждающем  их  положении  не
   должны допускать выхода подвижного состава с путей, на которых  они
   установлены.
       270.  Ремонт  сооружений и устройств должен  производиться  при
   обеспечении безопасности движения.
       Запрещается:
       а)   приступать   к  работам  до  ограждения   сигналами   мест
   производства работ, опасных для следования подвижного состава;
       б)  снимать  сигналы, ограждающие места работ,  до  полного  их
   окончания,  а также до проверки состояния пути, контактной  сети  и
   соблюдения габарита.
       Места  производства  работ, опасные для  следования  подвижного
   состава,  должны  ограждаться  сигналами  с  обеих  сторон  как  на
   однопутных, так и на двух- и многопутных участках дорог  независимо
   от того, ожидается поезд или нет.
       Перед  началом  путевых  ремонтных  работ  руководитель  обязан
   проинструктировать  рабочих  об условиях  безопасного  производства
   этих  работ и указать места, куда рабочие должны уходить  во  время
   прохода  поездов,  а  также предупредить  дежурного  по  станции  и
   согласовать с ним условия работы.
       271.  На  станционных  путях  запрещается  производить  работы,
   требующие  ограждения сигналами остановки или уменьшения  скорости,
   без  согласия  дежурного  по станции и без  предварительной  записи
   руководителя  работ в журнале осмотра путей, стрелочных  переводов,
   устройств СЦБ, связи и контактной сети.
       При  производстве  на контактной сети станции работ,  требующих
   снятия  напряжения и ограждения сигналами остановки или  уменьшения
   скорости,   но  без  нарушения  целостности  пути  и  искусственных
   сооружений,  запись  о  начале и окончании работ  может  заменяться
   регистрируемой  в  том  же  журнале  телефонограммой,  передаваемой
   руководителем работ дежурному по станции.
       Ввод   устройств  в  действие  по  окончании  работ  производит
   дежурный  по  станции  на  основании записи  руководителя  работ  в
   журнале  осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ,  связи
   и   контактной   сети  или  регистрируемой   в   том   же   журнале
   телефонограммы,  переданной дежурному  по  станции,  с  последующей
   подписью руководителя работ в течение суток.
       Подвижной состав
       272. Подвижной состав должен содержаться в исправном состоянии,
   обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность движения.
       273.  Все локомотивы должны быть оборудованы автоматическими  и
   ручными тормозами.
       Все   вновь   строящиеся  электровозы  и  тяговые  агрегаты   в
   дополнение  к автоматическим должны быть оборудованы электрическими
   тормозами.
       274.   Автоматические   тормоза   подвижного   состава   должны
   обеспечивать тормозное нажатие, гарантирующее остановку поезда  при
   экстренном   торможении  на  расстоянии  не  более   установленного
   тормозного  пути,  плавность торможения, а также  остановку  поезда
   при разъединении или разрыве тормозной магистрали.
       Автоматические   тормоза   должны   обеспечивать    возможность
   применения  различных режимов торможения в зависимости от  загрузки
   вагонов и профиля пути.
       275. Все локомотивы должны иметь исправно действующие:
       а)  системы тормозов - не менее двух для тепловозов  (ручная  и
   пневматическая)   и   не  менее  трех  для  электровозов   (ручная,
   пневматическая и электрическая);
       б) устройства для подачи звуковых сигналов;
       в) песочницы;
       г) скоростемер;
       д) средства пожаротушения;
       е) устройства освещения;
       ж) автостоп, автоматическую локомотивную сигнализацию;
       з) средства радиосвязи.
       Мотор-вагонный   подвижной  состав  и  думпкары   должны   быть
   оборудованы автоматическими тормозами.
       276.  Запрещается  вводить в эксплуатацию локомотивы  и  другие
   самоходные единицы на железнодорожном ходу при неисправности:
       приборов для подачи звуковых сигналов;
       противопожарного оборудования;
       пневматических, электрических, ручных тормозов и компрессора;
       устройств    радиосвязи,    установленных    на    локомотивах,
   обслуживаемых бригадой сокращенной численности;
       устройств  блокировки бдительности при обслуживании  локомотива
   одним машинистом;
       автосцепных устройств;
       системы подачи песка;
       прожектора,    буферного    фонаря,   освещения,    контрольных
   измерительных приборов;
       защитной блокировки высоковольтной камеры;
       устройств  защиты  от токов короткого замыкания,  перегрузки  и
   перенапряжения, аварийной остановки дизеля;
       а  также  при  отсутствии  или  неисправности  предусмотренного
   конструкцией  предохранительного устройства от падения  деталей  на
   путь;
       отсутствии защитных кожухов электрооборудования;
       появлении стука, постороннего шума в дизеле.
       Примечание.   При  наличии  на  локомотиве  двух   компрессоров
   допускается его эксплуатация с одним исправным компрессором.
   
       277. Запрещается оставлять подвижной состав без закрепления  от
   самопроизвольного   ухода   (движения).   Порядок   закрепления   и
   количество    тормозных    средств   устанавливаются    начальником
   транспортного цеха и оформляется ТРА станции.
       278. Запрещается эксплуатировать вагоны, у которых имеется хотя
   бы одна из следующих неисправностей:
       неисправность колесной пары, требующая ее замены;
       трещина в поясе тележки или на боковине литой тележки;
       излом   надрессорной   балки  или   поперечной   связи,   обрыв
   колоночного или буксового болта;
       неисправность  автосцепки, поглощающего аппарата  или  тягового
   хомута автосцепного устройства;
       излом  или  трещина (выходящая с горизонтальной на вертикальную
   полку) хребтовой, боковой, шкворневой балок или буферного бруса;
       неисправность  кузова,  а  также  запорного  механизма  люка  у
   полувагона и хоппера, угрожающая сохранности перевозимых  грузов  и
   безопасности движения;
       неисправность  буксы,  требующая ее замены,  расплавленный  или
   изломанный буксовой подшипник, отсутствие буксовой крышки;
       суммарный зазор между скользунами с обеих сторон тележки  более
   20 мм или менее 2 мм у грузовых вагонов.
       Кроме   того,  запрещается  эксплуатировать  думпкары,  имеющие
   неисправности:
       цилиндров опрокидывания (трещина, ослабление крепления,  утечки
   воздуха);
       рычажного механизма опрокидывания и открытия продольного борта;
       кранов управления;
       а  также утечку воздуха в разгрузочной магистрали более 50  кПа
   (0,5 атм.) в минуту;
       прогиб рамы кузова у думпкаров с поднимающимися бортами,  когда
   между днищем и бортом образуется зазор более 70 мм.
       279.  Состав  локомотивных  бригад и порядок  обслуживания  ими
   локомотивов      устанавливаются     руководителем      предприятия
   (организации)  в зависимости от типа локомотивов и местных  условий
   работы.
       При  электрической и тепловозной тяге одна локомотивная бригада
   может  обслуживать  несколько  локомотивов,  управляемых  из  одной
   кабины.
       Обслуживание локомотива одним машинистом допускается только при
   наличии  устройств  автоматической остановки  на  случай  внезапной
   потери машинистом способности к ведению поезда.
       280. Скорость движения поездов на железнодорожных путях разреза
   устанавливается   администрацией  предприятия  в   зависимости   от
   применяемого подвижного состава, верхнего строения и профиля  пути,
   а также местных условий.
       281. На перегонах (межстанционных, межпостовых) и блок-участках
   допускается наличие только одного поезда.
       282.  На  электрифицированных  путях  запрещается  передвижение
   кранов  с  поднятой  стрелой, кроме случаев  производства  крановых
   работ по наряду и при отключенных устройствах контактной сети.
       283.  Запрещается  разборка  и  укладка  железнодорожных  путей
   машинами и механизмами, не оборудованными устройствами для  подъема
   груза.
       284. Запрещается перевозка рельсовых звеньев на железнодорожных
   платформах  с  установленным съемным унифицированным оборудованием,
   при   расположении  пакета  звеньев  на  роликах  транспортера  без
   соответствующего закрепления упорами и ограничительными цепями.
       285.   Забойные   и  отвальные  железнодорожные   пути   должны
   заканчиваться  предохранительными упорами, ограждаемыми  сигналами,
   освещаемыми  в  темное время суток или окрашенными  светоотражающей
   краской.
       286. Порядок размещения на нерабочей части забойных и отвальных
   тупиков  (путей) кранов, путепередвигателей, путевых  механизмов  и
   их   ограждения   устанавливается  инструкцией,   согласованной   с
   органами Госгортехнадзора России.
       Запрещается  занимать  улавливающие и предохранительные  тупики
   подвижным составом.
       287. Следование поездов вагонами вперед разрешается при наличии
   переднего  вагона  с  тормозной  площадкой,  обращенной  в  сторону
   движения поезда, на которой должен находиться кондуктор.
       Допускается   следование   специализированных   технологических
   поездов вагонами вперед без кондуктора при обязательном наличии  на
   переднем  вагоне (думпкаре) соответствующих звуковых,  а  в  темное
   время   и  световых  сигналов.  В  этом  случае  на  стоянках   при
   маневровой  работе обязанности составителя (руководителя  маневров)
   разрешается   возлагать   на   помощника   машиниста,    специально
   обученного для этих целей.
       Хозяйственный поезд, отправляемый на перегон в тупик  погрузки,
   выгрузки  вагонами  вперед без кондуктора  и  звуковых  и  световых
   сигналов,  может состоять из вагонов (думпкаров) с числом  осей  не
   более 12.
       288.   Погрузка   вагонов  (думпкаров)  производится   согласно
   паспорту  загрузки.  Односторонняя,  сверхгабаритная  загрузка,   а
   также  загрузка, превышающая грузоподъемность вагонов  (думпкаров),
   не допускается.
       289.  При  остановке состава вагонов на уклоне  тормоза  должны
   быть зажаты, а под колеса подложены тормозные башмаки.
       Отцепленные   вагоны  должны  быть  надежно   заторможены   для
   предохранения самопроизвольного ухода их под уклон.
       290.  Включать  вагоны для перевозки людей в  составы  грузовых
   поездов запрещается.
       Допускается  перевозка рабочих, занятых на путевых  работах,  в
   специально  предназначенном  для этой  цели  вагоне,  включенном  в
   ремонтный  поезд,  а  также  в путевых  машинах  в  соответствии  с
   разработанной на предприятии (организации) инструкцией.
       291.  Подача и передвижение железнодорожных составов в процессе
   погрузки  (разгрузки)  должны производиться только  по  разрешающим
   сигналам   машиниста   экскаватора   или   оператора   погрузочного
   устройства.
       292.  При  работе на руководящих уклонах 60 промилле  подвижной
   состав   должен   быть   оборудован  быстродействующими   тормозами
   (электропневматическими или другими). Работа подвижного состава  на
   участках  путей  с уклоном от 40 до 60 промилле допускается  только
   при  достаточном  тяговом и тормозном их обеспечении,  определяемом
   тяговыми и тормозными расчетами.
       293.    Работа    хозяйственных   поездов,   не   оборудованных
   быстродействующими  тормозами, на уклонах  от  40  до  60  промилле
   разрешается  с применением дополнительного локомотива с соблюдением
   требований специально разработанных мероприятий.
       294. При эксплуатации тяговых агрегатов допускается производить
   погрузку  на  уклонах  до  60 промилле включительно,  разгрузку  на
   уклонах до 40 промилле включительно.
       295.  Маневры  на  станционных путях  должны  производиться  по
   указанию  только  одного  работника  -  дежурного  по  станции  или
   маневрового  диспетчера, а на участках, оборудованных диспетчерской
   централизацией, - поездного диспетчера.
       Маневры  на  путях локомотивных и вагонных депо и других  путях
   ремонта   подвижного   состава  следует  производить   только   под
   наблюдением  и  по личным указаниям дежурного по депо  или  другого
   лица, которому поручено руководство маневрами на этих путях.
       Разграничение районов руководства маневровой работой,  а  также
   распределение   обязанностей  между   работниками   по   выполнению
   маневров устанавливаются технико-распорядительным актом станции.
   
                      2. Автомобильный транспорт
   
       296.  Эксплуатация автомобильного транспорта  осуществляется  в
   соответствии  с действующим законодательством, Правилами  дорожного
   движения   и   другими  нормативными  документами   в   части,   не
   противоречащей настоящим Правилам.
       297.     Проектирование,    строительство    и    реконструкция
   автомобильных дорог должны осуществляться с соблюдением  требований
   строительных   норм  и  правил  в  части  обеспечения  безопасности
   дорожного движения.
       Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям
   по  безопасности  дорожного движения в части  плана  и  профиля  на
   этапе  проектирования  возлагается на проектировщика,  а  на  этапе
   эксплуатации,  реконструкции  и  строительства  -  на  руководителя
   предприятия (организации), в ведении которого находятся дороги.
       298.  Ширина проезжей части дороги устанавливается  проектом  с
   учетом  требований действующих СНиП исходя из размеров  автомобилей
   и автопоездов.
       Временные выезды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль
   их  при  движении транспорта оставался свободный проход шириной  не
   менее 1,5 м.
       299.  При  затяжных  уклонах дорог (более 60  промилле)  должны
   устраиваться  горизонтальные площадки с уклоном 20 промилле  длиной
   не  менее  50  м и не более чем через каждые 600 м длины  затяжного
   уклона.
       300. В особо стесненных условиях на внутриразрезных и отвальных
   дорогах  величину радиусов кривых в плане допускается  принимать  в
   размере   не   менее   двух  конструктивных   радиусов   разворотов
   транспортных  средств по переднему наружному колесу -  при  расчете
   на  одиночный  автомобиль  и не менее трех конструктивных  радиусов
   разворота - при расчете на тягачи с полуприцепами.
       301.  Проезжая  часть  дороги  внутри  контура  разреза  (кроме
   забойных  дорог)  должна соответствовать СНиП и быть  ограждена  от
   призмы возможного обрушения породным (предохранительным) валом  или
   защитной  стенкой.  Высота  породного  вала  принимается  не  менее
   половины   диаметра  колеса  самого  большого  по  грузоподъемности
   эксплуатируемого на разрезе автомобиля. При этом внутренняя  бровка
   вала должна проходить по границе призмы возможного обрушения.
       302.  В зимнее время автодороги должны систематически очищаться
   от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или мелким щебнем.
       303.  Все транспортные средства, используемые в технологическом
   процессе, в том числе и ввозимые из-за рубежа сроком более  чем  на
   6   месяцев,   а   также  составные  части  конструкций,   предметы
   дополнительного  оборудования,  запасные  части  и   принадлежности
   транспортных   средств   в   части,   относящейся   к   обеспечению
   безопасности  движения,  в соответствии с Законом  "О  безопасности
   дорожного движения" подлежат обязательной сертификации.
       После   внесения  изменения  в  конструкцию  зарегистрированных
   органами  государственного  надзора  транспортных  средств,  в  том
   числе  в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного
   оборудования,   запасных   частей  и  принадлежностей,   необходимо
   проведение повторной сертификации.
       Эксплуатация   новых   горнотранспортных   машин,    а    также
   оборудования различного технологического назначения, в том числе  и
   импортного  производства,  на открытых горных  работах  допускается
   только  после  получения в установленном порядке в Госгортехнадзоре
   России разрешения на их применение.
       304.   Каждый  автомобиль  должен  иметь  технический  паспорт,
   содержащий    его    основные   технические   и    эксплуатационные
   характеристики.
       Находящиеся  в  эксплуатации карьерные автомобили  должны  быть
   укомплектованы:
       средствами пожаротушения;
       знаками аварийной остановки;
       медицинскими аптечками;
       упорами   (башмаками)  для  подкладывания  под  колеса,   кроме
   автомобилей с дизель-электрической трансмиссией;
       звуковым прерывистым сигналом при движении задним ходом;
       двумя зеркалами заднего вида.
       На  линию автомобили могут выпускаться только при условии, если
   все  их  агрегаты и узлы, обеспечивающие безопасность  движения,  а
   также   безопасность  других  работ,  предусмотренных   технологией
   применения   автотранспорта,  находятся  в   технически   исправном
   состоянии.  Они  должны также иметь необходимый  запас  горючего  и
   инструмент.
       Водители  должны  иметь при себе водительские права,  временное
   разрешение,  удостоверение  на право работы  в  разрезе  и  путевой
   лист.
       305.   При   проведении  капитальных  ремонтов  и  в   процессе
   последующей   эксплуатации   в  сроки,   предусмотренные   заводом-
   изготовителем  (по  перечню),  должна  производиться  дефектоскопия
   узлов,  деталей и агрегатов большегрузных автосамосвалов,  влияющих
   на безопасность движения.
       306.  Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных  и
   тракторных  поездов  на  дорогах  разреза  устанавливаются  главным
   инженером  (техническим руководителем) разреза и  автотранспортного
   предприятия с учетом местных условий.
       Буксировка  неисправных автосамосвалов грузоподъемностью  более
   15  т  должна  осуществляться  специальными  тягачами.  Запрещается
   оставлять на проезжей части дороги неисправные автосамосвалы.
       Допускается   кратковременное   оставление   автосамосвала   на
   проезжей  части дороги в случае его аварийного выхода из строя  при
   ограждении  автомобиля с двух сторон предупредительными  знаками  в
   соответствии с Правилами дорожного движения.
       307.   Движение   на  дорогах  разреза  должно   регулироваться
   стандартными   знаками,   предусмотренными   Правилами    дорожного
   движения.
       Инструктирование по технике безопасности водителей транспортных
   средств, работающих в разрезе, производится администрацией  разреза
   и  автохозяйства.  При  приеме  на  работу  и  после  практического
   ознакомления  с  маршрутами  движения водителям  должны  выдаваться
   удостоверения на право работы в разрезе.
       Разовый   заезд  в  разрез  автомобилей,  тракторов,   тягачей,
   погрузочных  и  грузоподъемных машин  и  другого  вида  транспорта,
   принадлежащего  другим  предприятиям  и  организациям,  допускается
   только  с  разрешения  администрации  разреза  после  обязательного
   инструктажа водителя (машиниста) с записью в специальном журнале.
       308.   Контроль   за  техническим  состоянием   автосамосвалов,
   соблюдением   Правил   дорожного  движения  должен   обеспечиваться
   должностными  лицами автохозяйства предприятия, а при  эксплуатации
   автотранспорта  подрядной  организации  в  разрезе,  работающей  на
   основании  договора,  -  инженерно-техническими  работниками   этой
   организации.
       При  выпуске  на линию и возврате в гараж должен обеспечиваться
   предрейсовый  и  послерейсовый контроль водителями  и  должностными
   лицами технического состояния автотранспортных средств в порядке  и
   в объемах, утвержденных техническим руководителем предприятия.
       309.  На  карьерных автомобильных дорогах движение  автомобилей
   должно производиться без обгона.
       В   отдельных  случаях  при  применении  автомобилей  с  разной
   технической  скоростью движения допускается обгон  при  обеспечении
   безопасных условий движения.
       310.  При  погрузке  горной  массы в  автомобили  экскаваторами
   должны выполняться следующие условия:
       ожидающий  погрузки автомобиль должен находиться  за  пределами
   радиуса  действия  экскаватора и становиться  под  погрузку  только
   после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;
       находящийся  под  погрузкой автомобиль должен быть  в  пределах
   видимости машиниста экскаватора;
       находящийся под погрузкой автомобиль должен быть заторможен;
       погрузка  в кузов автомобиля должна производиться только  сзади
   или  сбоку,  перенос  экскаваторного ковша над  кабиной  автомобиля
   запрещается;
       высота падения груза должна быть минимально возможной и во всех
   случаях не превышать 3 м;
       нагруженный  автомобиль  может  следовать  к  пункту  разгрузки
   только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.
       Не  допускается односторонняя или сверхгабаритная  загрузка,  а
   также превышающая установленную грузоподъемность автомобиля.
       311.  Кабина  карьерного автосамосвала  должна  быть  перекрыта
   специальным   защитным   козырьком,   обеспечивающим   безопасность
   водителя  при погрузке. При отсутствии защитного козырька  водитель
   автомобиля  обязан  выйти при погрузке из кабины  и  находиться  за
   пределами   максимального   радиуса  действия   ковша   экскаватора
   (погрузчика).
       312. При работе на линии запрещается:
       движение автомобиля с поднятым кузовом;
       в  пунктах  погрузки  движение задним  ходом  более  30  м  (за
   исключением случаев проведения траншей);
       переезд   кабелей,   уложенных  по  почве  и   не   огражденных
   специальными предохранительными устройствами;
       перевозка   посторонних   людей   в   кабине   без   разрешения
   администрации;
       выход  из  кабины автомобиля до полного подъема  или  опускания
   кузова;
       остановка автомобиля на уклоне и подъеме.
       В  случае остановки автомобиля на подъеме или уклоне вследствие
   технической    неисправности   водитель   обязан   принять    меры,
   исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
       Во  всех  случаях при движении автомобиля задним  ходом  должен
   подаваться звуковой сигнал.
       313.  Перевозка людей в разрезе допускается в автобусах  или  в
   специально  оборудованных автомобилях со скоростью и по  маршрутам,
   утвержденным руководством предприятия (организации).
       Площадки для посадки людей должны быть горизонтальными.
       Запрещается  устройство посадочных площадок на  проезжей  части
   дороги.
       314. Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна
   производиться   в   специально  отведенном  месте   с   применением
   механических или иных средств.
       315.  Шиномонтажные  работы должны осуществляться  в  отдельных
   помещениях  или  на  специальных участках, оснащенных  необходимыми
   механизмами   и   ограждениями.  Лица,  выполняющие   шиномонтажные
   работы, должны быть обучены и проинструктированы.
       316.  Погрузочно-разгрузочные пункты должны  иметь  необходимый
   фронт  для маневровых операций автомобилей, бульдозеров, тракторов,
   автопоездов.
       Разгрузочные  площадки  должны иметь  предохранительную  стенку
   (вал) высотой не менее половины диаметра колеса самого большого  по
   грузоподъемности    эксплуатируемого   на    разрезе    автомобиля.
   Предохранительный  вал  (стенка)  должен  служить  ориентиром   для
   водителя.
       Запрещается наезд на предохранительный вал (стенку).
   
                       3. Конвейерный транспорт
   
       317. Конвейерные линии и установки должны иметь:
       а) устройство для аварийной остановки конвейера из любого места
   по его длине;
       б) сигнализацию о начале запуска;
       в)     блокирующие    устройства,    исключающие    возможность
   дистанционного пуска после срабатывания защиты конвейера;
       г)  устройство,  отключающее конвейер в случае остановки  ленты
   при включенном приводе;
       д)  устройства, препятствующие боковому сходу ленты, и  датчики
   от  бокового  схода ленты, отключающие привод конвейера  при  сходе
   ленты в сторону более 10% ее ширины, кроме забойных;
       е) местную блокировку, предотвращающую пуск данного конвейера с
   пульта управления;
       ж)  при установке конвейеров под углом более 6- - автоматически
   действующее  тормозное  устройство,  срабатывающее  при  отключении
   двигателя;
       з) устройства для натяжения ленты;
       и)  в  выработках  с  углом  наклона более  10-  -  устройства,
   улавливающие  ветвь при ее разрыве, или устройства,  контролирующие
   целостность тросов;
       к) устройства для очистки ленты.
       318.   Приводные,  натяжные,  отклоняющие  и  концевые  станции
   ленточных   конвейеров   должны   иметь   ограждения,   исключающие
   возможность  производить ручную уборку просыпающегося  материала  у
   барабанов  во  время  работы  конвейеров.  Ограждения  должны  быть
   сблокированы с приводным двигателем конвейера таким образом,  чтобы
   исключить возможность его работы или пуска его в работу при  снятых
   ограждениях.
       319.  Ремонтные работы и очистка конвейера должны производиться
   только  при  остановленном  конвейере  и  заблокированном  пусковом
   устройстве.
       320. Запрещается:
       а)   перевозить  людей  на  не  оборудованных  для  этой   цели
   конвейерах;
       б) транспортировать на ленте оборудование;
       в) подсыпать на приводной барабан канифоль или другие материалы
   в целях устранения пробуксовки ленты;
       г) направлять движущуюся ленту рукой или посторонним предметом;
       д)  производить  ручную уборку просыпавшегося материала  из-под
   конвейеров во время их работы;
       е) работа на заштыбованных конвейерах.
       321.   В   конвейерных  галереях  между  конвейером  и   стеной
   необходимо  оставлять проход для людей шириной не менее  0,7  м,  а
   между  двумя  конвейерами - не менее 1 м. Зазор между конвейером  и
   стеной  на участках, где не происходит движение людей, должен  быть
   не  менее  0,4  м,  а  между наиболее высокой  частью  конвейера  и
   потолком - не менее 0,6 м.
       322. Конвейеры, расположенные на высоте более 1,5 м над уровнем
   земли,   должны  оборудоваться  по  всей  длине  с   обеих   сторон
   непрерывными боковыми площадками шириной не менее 0,3 м.
       323.  Установка и эксплуатация ленточных конвейеров в наклонных
   стволах  должны выполняться в соответствии с действующими Правилами
   безопасности в угольных шахтах.
       324.  Конвейерные установки должны быть немедленно  остановлены
   при обнаружении следующих неисправностей:
       необычный шум или стук в редукторах привода;
       повреждение  стыкового  соединения  или  самой  ленты,  могущее
   привести к ее поперечному порыву;
       пробуксовка ленты на приводном барабане;
       ослабление  натяжения  ленты  до  значений  менее  рабочего  по
   условию отсутствия пробуксовки;
       поперечный сход ленты на роликоопорах или барабанах до  касания
   неподвижных частей конвейера или ссыпания груза с ленты;
       срыв   футеровки   с  приводных,  прижимных   или   отклоняющих
   барабанов;
       заштыбовка перегрузочного пункта;
       заклинивание   куска  материала  между  лентой  и  разгрузочным
   лотком;
       повреждение ограждения.
       325. При длительной остановке конвейеров (особенно зимой) ленты
   должны быть полностью освобождены от транспортируемого материала  и
   натяжение их должно быть ослаблено. При запуске конвейера  лента  в
   течение 2 - 3 мин. не должна загружаться материалом.
       326.  Тормоза  приводов конвейеров следует  проверять  не  реже
   одного раза в месяц и результаты проверки заносить в журнал.
       327.  Спуск  людей  в  бункера разрешается по  лестницам  после
   остановки  загрузочных конвейеров и питателей. Спуск  в  бункера  и
   работа   в   них  производятся  по  наряду  под  наблюдением   лица
   технического надзора.
       На   рукоятках  отключенной  пусковой  аппаратуры   загрузочных
   конвейеров  должны  вывешиваться плакаты "Не  включать  -  работают
   люди".
       Спускающиеся  в  бункер люди должны быть  проинструктированы  и
   снабжены  предохранительными поясами  и  канатами,  укрепленными  в
   верхней части бункера.
       Для  ликвидации зависей и "пробок" в бункерах последние  должны
   быть  оборудованы специальными устройствами. Для освещения  бункера
   следует применять светильники во взрывобезопасном исполнении.
       328.  Перед  спуском людей в бункер, содержащий  горную  массу,
   выделяющую  газообразные  вещества,  необходимо  произвести  анализ
   проб воздуха из бункера.
       329.     Бункера    "силосного    типа"    должны    оснащаться
   автоматизированной системой контроля уровня заполнения. В  бункерах
   должен  вестись  контроль  за  температурой  и  влажностью  угля  и
   содержанием газообразных веществ.
       330.   Скорость   движения   конвейерной   ленты   при   ручной
   породоотборке  не  должна превышать 0,5 м/с. В месте  породоотборки
   лента должна быть ограждена.
   
           4. Комбинированный транспорт и циклично-поточная
                           технология (ЦПТ)
   
       331.   Проектирование  и  эксплуатация  объектов   ЦПТ   должны
   осуществляться в соответствии с Основными требованиями  по  технике
   безопасности  при проектировании и эксплуатации объектов  циклично-
   поточной технологии открытых горных работ.
       332.  При проектировании, строительстве и эксплуатации объектов
   с    использованием    комбинированного    транспорта    необходимо
   руководствоваться  настоящими Правилами, а также Едиными  правилами
   безопасности   при   дроблении,  сортировке,  обогащении   полезных
   ископаемых   и   окусковании  руд  и  концентратов  на   дробильных
   комплексах циклично-поточной технологии.
       333.  При проектировании, строительстве и эксплуатации объектов
   циклично-поточной  технологии  с  использованием  подземных  горных
   выработок  необходимо  руководствоваться Правилами  безопасности  в
   угольных  шахтах,  Правилами технической  эксплуатации  угольных  и
   сланцевых шахт.
       334.     Эксплуатация     железнодорожного,     автомобильного,
   конвейерного и гидравлического транспорта в комбинированных  схемах
   должна   производиться  по  требованиям  соответствующих   разделов
   настоящих  Правил.  Эксплуатация  других  видов  транспорта  должна
   производиться  по  специальным  инструкциям,  составляемым  главным
   инженером (техническим руководителем) предприятия (организации).
       335.  Месторасположение перегрузочного пункта, а также  порядок
   его образования и эксплуатации определяются специальным проектом.
       336.  Перегрузочные  пункты  горной массы  при  комбинированном
   транспорте  должны размещаться на горизонтальных  площадках,  иметь
   необходимые размеры для маневров, освещаться в темное время суток.
       337.  Перегрузочные пункты должны быть оборудованы специальными
   световыми   табло,  указывающими  место  разгрузки,   и   световыми
   сигналами,  обеспечивающими безопасное движение  автосамосвалов  на
   площадке.
       338. Экскаваторный перегрузочный пункт должен иметь две рабочие
   зоны,   в  одной  их  которых  работает  экскаватор,  а  в   другой
   производится разгрузка самосвалов и формирование штабеля.
       Рабочие  зоны  перегрузочного  пункта  должны  иметь  отдельные

Новости
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное