Стр. 1
4 ноября 2007 года N 250-ФЗ
___________________________________________________________________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Принят
Государственной Думой
18 октября 2007 года
Одобрен
Советом Федерации
26 октября 2007 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1,
ст. 37) следующие изменения:
1) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Определение основных понятий
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации,
включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в
процессе производства (в том числе производства в режиме
комбинированной выработки электрической и тепловой энергии),
передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского
управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической
энергии с использованием производственных и иных имущественных
объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему
России), принадлежащих на праве собственности или на ином
предусмотренном федеральными законами основании субъектам
электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является
основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;
Единая энергетическая система России - совокупность
производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики,
связанных единым процессом производства (в том числе производства
в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии) и передачи электрической энергии в условиях
централизованного оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике;
субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность
в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической,
тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической
энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг
по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии
(мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и
мощности;
потребители электрической и тепловой энергии - лица,
приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных
бытовых и (или) производственных нужд;
потребители мощности - лица, приобретающие мощность, в том
числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и
(или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую
энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую
энергию на территориях, на которых располагаются
электроэнергетические системы иностранных государств;
оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее -
оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической
энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в
границах единого экономического пространства Российской Федерации
с участием крупных производителей и крупных покупателей
электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших
статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил
оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим
Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии
отнесения производителей и покупателей электрической энергии к
категории крупных производителей и крупных покупателей
устанавливаются Правительством Российской Федерации;
субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в
установленном настоящим Федеральным законом порядке право
участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической
энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с
утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами
оптового рынка;
розничные рынки электрической энергии (далее - розничные
рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка
с участием потребителей электрической энергии;
объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи,
трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и
иное предназначенное для обеспечения электрических связей и
осуществления передачи электрической энергии оборудование;
услуги по передаче электрической энергии - комплекс
организационно и технологически связанных действий, в том числе по
оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу
электрической энергии через технические устройства электрических
сетей в соответствии с требованиями технических регламентов;
оперативно-технологическое управление - комплекс мер по
управлению технологическими режимами работы объектов
электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, если эти объекты и устройства не включены
субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
в перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача
оперативных диспетчерских команд и распоряжений;
оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике -
комплекс мер по централизованному управлению технологическими
режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих
устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и
устройства влияют на электроэнергетический режим работы
энергетической системы и включены соответствующим субъектом
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в
перечень объектов, подлежащих такому управлению;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике - оперативно-диспетчерское управление,
осуществляемое в целях обеспечения надежного энергоснабжения и
качества электрической энергии, соответствующих требованиям
технических регламентов и иным обязательным требованиям;
энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в
качестве основного вида деятельности продажу другим лицам
произведенной или приобретенной электрической энергии;
двусторонний договор купли-продажи электрической энергии -
соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить
покупателю электрическую энергию в определенном количестве и
определенного требованиями соответствующих технических регламентов
и иными обязательными требованиями качества, а покупатель
обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях
заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными
положениями функционирования розничных рынков договора;
потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой -
категория потребителей электрической энергии, которые в силу
режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на
качество электрической энергии, надежность работы Единой
энергетической системы России и оказывают в связи с этим на
возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой
энергетической системы России из аварийных ситуаций. Указанные
потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на
условиях договора;
комбинированная выработка электрической и тепловой энергии -
режим работы теплоэлектростанций, при котором производство
электрической энергии непосредственно связано с одновременным
производством тепловой энергии;
коммерческий учет электрической энергии (мощности) - процесс
измерения количества электрической энергии и определения объема
мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих
измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о
количестве произведенной и потребленной электрической энергии
(мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую
энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками
услуги;
расчетный период - период, единый для целей определения
коммерческим оператором цен покупки и продажи электрической
энергии, мощности, услуг и иных допускаемых к обращению на оптовом
рынке объектов и установленный в соответствии с правилами оптового
рынка, утвержденными Правительством Российской Федерации;
зона оптового рынка - территория, которая определяется
Правительством Российской Федерации и в границах которой
происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом и правилами оптового
рынка (далее - ценовая зона оптового рынка);
зона свободного перетока электрической энергии (мощности)
(далее - зона свободного перетока) - часть Единой энергетической
системы России, в пределах которой электрическая энергия и
мощность, производимые или планируемые для поставок на
генерирующем оборудовании с определенными техническими
характеристиками, при определении сбалансированности спроса и
предложения на электрическую энергию и мощность, в том числе для
целей перспективного планирования, могут быть замещены
электрической энергией и мощностью, производимыми или планируемыми
для поставок с использованием другого генерирующего оборудования с
аналогичными техническими характеристиками в той же зоне
свободного перетока, а замена электрической энергией и мощностью,
производимыми на генерирующем оборудовании, расположенном в иной
зоне свободного перетока, может быть осуществлена только в
пределах ограничений перетока электрической энергии и мощности
между такими зонами. При этом совокупные технические
характеристики генерирующего оборудования в пределах зоны
свободного перетока должны соответствовать требованиям,
установленным системным оператором и необходимым для обеспечения
нормального режима работы соответствующей части энергетической
системы;
гарантирующий поставщик электрической энергии (далее -
гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в
соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно
принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи
электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем
электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в
интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести
электрическую энергию;
веерное отключение - обусловленное технологическими причинами
ограничение (полное или частичное) режима потребления
электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не
связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих
договорных обязательств или техническим состоянием его
энергопринимающих устройств и (или) энергетических установок
(далее - энергопринимающие устройства);
территориальная сетевая организация - коммерческая
организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии
с использованием объектов электросетевого хозяйства, не
относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической
сети;
установленная генерирующая мощность - электрическая мощность
объектов по производству электрической и тепловой энергии на
момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего
объекта;
максимально доступная генерирующая мощность - часть
установленной мощности объектов по производству электрической и
тепловой энергии, за исключением мощности, не используемой для
производства электрической и тепловой энергии по причине
технической неисправности таких объектов;
рабочая генерирующая мощность - часть максимально доступной
мощности объектов по производству электрической и тепловой
энергии, за исключением мощности объектов электроэнергетики,
выведенных в установленном порядке в ремонт и из эксплуатации;
объекты электроэнергетики - имущественные объекты,
непосредственно используемые в процессе производства, передачи
электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе
объекты электросетевого хозяйства;
организации коммерческой инфраструктуры - организации, на
которые в установленном порядке возложены функции обеспечения
коммерческой инфраструктуры;
энергетическая эффективность электроэнергетики - отношение
поставленной потребителям электрической энергии к затраченной в
этих целях энергии из невозобновляемых источников;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, энергия
ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за
исключением случаев использования такой энергии на
гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия
приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек,
морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных
подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия
земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей,
биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения
энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства
и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе
использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ,
выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких
отходов, газ, образующийся на угольных разработках.";
2) пункт 2 статьи 5 после слов "электрической энергии"
дополнить словами "и мощности";
3) пункт 1 статьи 6 дополнить абзацами следующего содержания:
"обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих
объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки
электрической и тепловой энергии.";
4) абзац пятый пункта 2 статьи 7 дополнить словами ", если
иное не установлено настоящим Федеральным законом";
5) в статье 8:
а) в пункте 2 слова "Федеральным законом "Об особенностях
функционирования электроэнергетики в переходный период и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
"Об электроэнергетике" заменить словами "Федеральным законом от 26
марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования
электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об
электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об особенностях
функционирования электроэнергетики в переходный период и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
"Об электроэнергетике")";
б) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4. Организации по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью и ее аффилированным лицам,
группам лиц запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже
электрической энергии и мощности (за исключением покупки
электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных
(хозяйственных) нужд; покупки электрической энергии (мощности),
осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и
технологического обеспечения совместной работы российской
электроэнергетической системы и электроэнергетических систем
иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые
определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении
функций гарантирующего поставщика).";
в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. До 1 января 2011 года организация по управлению единой
национальной (общероссийской) электрической сетью вправе
передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты
электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти.";
6) статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой
национальной (общероссийской) электрической сети
1. Организация по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной
договорной основе услуги по передаче электрической энергии по
единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам
оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности
или на ином предусмотренном федеральными законами основании
объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в
установленном порядке к единой национальной (общероссийской)
электрической сети, услуги по передаче электрической энергии,
купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на
территориях, на которых располагаются электроэнергетические
системы иностранных государств.
Организация по управлению единой национальной (общероссийской)
электрической сетью в целях технологического обеспечения
совместной работы российской электроэнергетической системы и
электроэнергетических систем иностранных государств, оказания
услуг по передаче электрической энергии, купля-продажа которой
осуществляется субъектами оптового рынка на территории Российской
Федерации и (или) на территориях, на которых располагаются
электроэнергетические системы иностранных государств, в порядке и
в случаях, которые установлены Правительством Российской
Федерации, осуществляет урегулирование отношений по использованию
электрических сетей электроэнергетических систем иностранных
государств и передаче электрической энергии по указанным сетям, а
также оказывает связанные с этими отношениями услуги.
Заключение договоров оказания услуг по передаче электрической
энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети
является обязательным для организации по управлению единой
национальной (общероссийской) электрической сетью. Организация по
управлению единой национальной (общероссийской) электрической
сетью вправе отказать в заключении такого договора при отсутствии
у соответствующего лица заключенного с системным оператором Единой
энергетической системы России (далее - системный оператор)
договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике.
2. В состав платы за услуги по передаче электрической энергии
по единой национальной (общероссийской) электрической сети
включаются:
средства, компенсирующие собственные расходы организации по
управлению единой национальной (общероссийской) электрической
сетью на оказание таких услуг (экономически обоснованные затраты
на их оказание, а также прибыль, обеспечивающая экономически
обоснованную доходность капитала, используемого при оказании таких
услуг);
сумма, которая обеспечивает возврат собственникам или иным
законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в
единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, доходов,
получаемых в результате осуществления их прав, и которая уменьшена
на сумму текущих расходов организации по управлению единой
национальной (общероссийской) электрической сетью на эксплуатацию
указанных объектов.
В состав платы за услуги по передаче электрической энергии по
единой национальной (общероссийской) электрической сети в
соответствии с договором между системным оператором и организацией
по управлению единой национальной (общероссийской) электрической
сетью могут включаться также средства на оплату оказываемых
системным оператором услуг по оперативно-диспетчерскому управлению
в электроэнергетике, в том числе средства на уплату страховой
премии в связи с осуществлением страхования риска ответственности
системного оператора за причинение ущерба субъектам
электроэнергетики.
3. Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической
энергии, осуществляемая организацией по управлению единой
национальной (общероссийской) электрической сетью, а также
указанная деятельность собственников или иных законных владельцев
объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой
национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в
условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с
законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным
законом и иными федеральными законами.";
7) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Развитие единой национальной (общероссийской)
электрической сети
1. Организация по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью осуществляет деятельность по
развитию этой сети и строительству объектов электросетевого
хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую)
электрическую сеть, в порядке, установленном статьей 42 настоящего
Федерального закона. Указанная деятельность включает в себя меры,
направленные на устранение технологических ограничений перетока
электрической энергии между регионами Российской Федерации и
развитие пропускной способности электрических сетей для
обеспечения выдачи мощности электростанциями. Финансирование таких
мер осуществляется за счет собственных и привлеченных средств
организации по управлению единой национальной (общероссийской)
электрической сетью, а также иных не запрещенных законом
источников.
В целях осуществления развития единой национальной
(общероссийской) электрической сети организация по управлению
единой национальной (общероссийской) электрической сетью
разрабатывает схемы и программы развития единой национальной
(общероссийской) электрической сети на долгосрочный период,
утверждаемые в установленном Правительством Российской Федерацией
порядке. При этом в целях организации осуществления системным
оператором технических и технологических мероприятий по развитию
Единой энергетической системы России предусматривается его участие
в разработке и согласовании указанных схем и программ.
Регулирование инвестиционной деятельности организации по
управлению единой национальной (общероссийской) электрической
сетью, в том числе в форме согласования схем и программ развития
единой национальной (общероссийской) электрической сети на
долгосрочный период, планов капитальных вложений и контроля за их
исполнением, осуществляется федеральными органами исполнительной
власти в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
2. Кроме организации по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью, любые лица вправе
осуществлять строительство линий электропередачи в порядке,
установленном статьей 42 настоящего Федерального закона. Лица,
осуществляющие такое строительство, имеют право на технологическое
присоединение построенных линий электропередачи к действующим
электрическим сетям в соответствии со статьей 26 настоящего
Федерального закона.";
8) в статье 12:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Субъектами оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике являются:
системный оператор - специализированная организация,
единолично осуществляющая централизованное
оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой
энергетической системы России и уполномоченная на выдачу
оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для
субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии,
влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической
системы, в том числе потребителей электрической энергии с
управляемой нагрузкой;
иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике - организации, осуществляющие
оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах
технологически изолированных территориальных электроэнергетических
систем и уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд
и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и
потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой в
пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих
субъектов оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике.";
б) в пункте 2:
в абзаце первом слова "основными положениями функционирования
оптового рынка и правилами оптового рынка" заменить словами
"правилами оперативно-диспетчерского управления";
абзац второй признать утратившим силу;
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Системный оператор является открытым акционерным
обществом. Доля участия Российской Федерации в уставном капитале
системного оператора в период реформирования Российского открытого
акционерного общества энергетики и электрификации "Единая
энергетическая система России" не может составлять менее чем 52
процента. До завершения реформирования доля Российской Федерации
должна быть увеличена до уровня 100 процентов в уставном капитале
системного оператора способами, предусмотренными законодательством
Российской Федерации. Особенности создания системного оператора
определяются Федеральным законом "Об особенностях функционирования
электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об
электроэнергетике".";
г) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Системному оператору и его аффилированным лицам, группам
лиц запрещается заниматься деятельностью по производству и
купле-продаже электрической энергии, за исключением купли-продажи
электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях
технологического обеспечения совместной работы российской
электроэнергетической системы и электроэнергетических систем
иностранных государств.";
9) в пункте 1 статьи 13:
а) абзац третий признать утратившим силу;
б) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Порядок реализации указанных принципов определяется настоящим
Федеральным законом, а также правилами оптового рынка и иными
нормативными правовыми актами, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации.";
10) в статье 14:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Системный оператор осуществляет:
обеспечение соблюдения установленных параметров надежности
функционирования Единой энергетической системы России и качества
электрической энергии;
управление технологическими режимами работы объектов
электроэнергетики в порядке, устанавливаемом правилами оптового
рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
участие в организации деятельности по прогнозированию объема
производства и потребления в сфере электроэнергетики,
прогнозирование объема производства и потребления в сфере
электроэнергетики и участие в процессе формирования резерва
производственных энергетических мощностей;
разработку и представление в уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти совместно с организацией по управлению
единой национальной (общероссийской) электрической сетью
мероприятий, технологических схем и программ развития Единой
энергетической системы России и участие в их реализации;
согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов
электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической
и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в
эксплуатацию;
выдачу субъектам электроэнергетики и потребителям
электрической энергии с управляемой нагрузкой обязательных для
исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений,
связанных с осуществлением функций системного оператора;
разработку оптимальных суточных графиков работы электростанций
и электрических сетей Единой энергетической системы России;
регулирование частоты электрического тока, обеспечение
функционирования системы автоматического регулирования частоты
электрического тока и мощности, системной и противоаварийной
автоматики;
организацию и управление режимами параллельной работы
российской электроэнергетической системы и электроэнергетических
систем иностранных государств, в том числе куплю-продажу
электрической энергии (мощности) в целях технологического
обеспечения совместной работы российской электроэнергетической
системы и электроэнергетических систем иностранных государств в
порядке, установленном правилами оптового рынка;
участие в формировании и выдаче при присоединении субъектов
электроэнергетики к единой национальной (общероссийской)
электрической сети и территориальным распределительным сетям
технологических требований, обеспечивающих их работу в составе
Единой энергетической системы России;
участие в осуществлении уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов
электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность
функционирования Единой энергетической системы России;
организацию отбора исполнителей услуг по обеспечению системной
надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической
системы России из аварийных ситуаций, оплату таких услуг, а также
заключение договоров и оплату услуг по формированию
технологического резерва мощностей в целях обеспечения надежности
функционирования Единой энергетической системы России в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Субъекты оперативно-диспетчерского управления в
технологически изолированных территориальных электроэнергетических
системах осуществляют оперативно-диспетчерское управление в
электроэнергетике в пределах зон своей диспетчерской
ответственности. В пределах указанных зон они вправе принимать
решения в форме оперативных диспетчерских команд и распоряжений,
связанных с осуществлением функций по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике и обязательных для исполнения
субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии
с управляемой нагрузкой.";
11) в статье 15 слова "оптового рынка" заменить словами
"оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике";
12) в статье 16:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Системный оператор (в технологически изолированных
территориальных электроэнергетических системах - субъект
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике,
определяемый Правительством Российской Федерации) оказывает на
возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и
потребителям электрической энергии.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии и
порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей
электрической энергии к кругу лиц, подлежащих такому обязательному
обслуживанию, а также основы ценообразования и порядок оплаты
указанных услуг, в число которых наряду с другими услугами входят
следующие услуги:
управление технологическими режимами работы объектов
электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, а также обеспечение функционирования
технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;
обеспечение надежности функционирования электроэнергетики
путем организации отбора исполнителей услуг по обеспечению
системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой
энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по
формированию технологического резерва мощностей.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической
энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние
объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых
влияют на электроэнергетический режим работы энергетической
системы, заключают с системным оператором (в технологически
изолированных территориальных электроэнергетических системах - с
иным субъектом оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике) безвозмездные соглашения, которыми
устанавливается порядок осуществления технологического
взаимодействия системного оператора или иного субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с
указанными субъектами электроэнергетики и потребителями
электрической энергии в целях обеспечения надежности
функционирования Единой энергетической системы России
(технологически изолированных территориальных
электроэнергетических систем).";
б) в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Заключение договоров оказания услуг по
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
субъектами электроэнергетики и потребителями электрической
энергии, отнесенными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи к
кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным
оператором является обязательным для обеих сторон, при этом
системный оператор не вправе отказать в заключении такого
договора. Договор оказания данных услуг заключается субъектами
электроэнергетики, потребителями электрической энергии до
заключения ими договора оказания услуг по передаче электрической
энергии с организацией по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью.";
абзац второй после слов "Субъекты электроэнергетики" дополнить
словами ", потребители электрической энергии";
в) пункт 3 признать утратившим силу;
13) в статье 17:
а) в абзаце третьем пункта 1 слова "администратор торговой
системы оптового" заменить словом "совет";
б) в пункте 2 слова "администратором торговой системы
оптового" заменить словом "советом";
14) в статье 18:
а) в абзаце первом пункта 2 слова "основными положениями
функционирования оптового рынка," исключить;
б) абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3. В целях защиты имущественных интересов субъектов
электроэнергетики и потребителей электрической энергии от
указанных в пункте 2 настоящей статьи действий (бездействия)
системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского
управления в технологически изолированных территориальных
электроэнергетических системах обязаны осуществлять страхование
риска ответственности за причинение ущерба субъектам
электроэнергетики, потребителям электрической энергии в результате
действий (бездействия) соответственно системного оператора и иных
субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически
изолированных территориальных электроэнергетических системах, а
также вправе осуществлять страхование риска ответственности за
нарушение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом
взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования
Единой энергетической системы России и технологически
изолированной территориальной электроэнергетической системы в
соответствии с законодательством Российской Федерации о страховой
деятельности. Предельный объем средств, предназначенных для
указанного страхования, определяется в соответствии с федеральными
законами и включается в состав платы за услуги по
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Данные
средства имеют строго целевое назначение и могут расходоваться
только на уплату страховой премии в связи с осуществлением
страхования риска ответственности за причинение ущерба субъектам
электроэнергетики и потребителям электрической энергии и риска
ответственности за нарушение договоров оказания услуг по
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и
соглашений о технологическом взаимодействии в целях обеспечения
надежности функционирования Единой энергетической системы
России.";
15) в статье 20:
а) в пункте 1:
в абзаце девятом слова "администратора торговой системы"
заменить словами "организаций коммерческой инфраструктуры";
в абзаце десятом слово "элементов" исключить;
дополнить абзацами следующего содержания:
"обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих
объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической и
тепловой энергии.";
б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами
электроэнергетики законодательства в области охраны окружающей
среды и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы
экологической безопасности.";
в) пункте 3:
в абзаце первом слова "в течение переходного периода
реформирования электроэнергетики" заменить словами "до дня
вступления в силу в полном объеме настоящего Федерального закона";
в абзаце втором слова "В переходный период реформирования
электроэнергетики" заменить словами "До дня вступления в силу в
полном объеме настоящего Федерального закона";
в абзаце третьем слова "В течение переходного периода
реформирования электроэнергетики" заменить словами "До дня
вступления в силу в полном объеме настоящего Федерального закона";
16) статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области государственного
регулирования и контроля в электроэнергетике
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации об электроэнергетике:
устанавливает критерии и порядок отнесения объектов
электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской)
электрической сети;
утверждает правила оптового рынка и основные положения
функционирования розничных рынков;
определяет порядок и условия строительства и финансирования
объектов электроэнергетики, порядок вывода объектов
электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации;
утверждает порядок разработки, согласования и утверждения схем
и программ развития единой национальной (общероссийской)
электрической сети на долгосрочный период;
устанавливает порядок технологического присоединения
энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к
электрическим сетям;
утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии, услугам по
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам
организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих
услуг;
определяет порядок взаимодействия субъектов
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с
сетевыми организациями, осуществляющими оперативно-технологическое
управление;
устанавливает правила оказания услуг по обеспечению системной
надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической
системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию
технологического резерва мощности;
устанавливает критерии и порядок отнесения субъектов
электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу
лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
устанавливает критерии отнесения субъектов электроэнергетики,
в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых
организаций к числу субъектов, инвестиционные программы которых
(включая определение источников их финансирования) утверждаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или)
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и
порядок утверждения (в том числе порядок согласования с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации) их
инвестиционных программ и контроля за реализацией таких программ;
утверждает правила осуществления антимонопольного
регулирования и контроля в электроэнергетике;
определяет особенности осуществления принудительного
разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих
монополистическую деятельность в сфере электроэнергетики;
утверждает примерные договоры купли-продажи электрической
энергии (энергоснабжения) с потребителями;
определяет существенные условия договоров о порядке
использования организацией по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого
хозяйства, принадлежащих собственникам или иным законным
владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую)
электрическую сеть;
утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения
режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня,
в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической
энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей,
для которых может предусматриваться особый порядок предоставления
обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также
в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению
или ликвидации аварий;
утверждает правила оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике, включающие в себя перечень технологически
изолированных территориальных электроэнергетических систем,
перечень субъектов оперативно-диспетчерского управления в
указанных системах и порядок осуществления
оперативно-диспетчерского управления в них;
утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров
на оптовом и розничных рынках;
принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан,
в том числе в форме утверждения порядка предоставления таким
гражданам обеспечения обязательств по оплате электрической энергии
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
утверждает основы ценообразования в сфере регулируемых цен
(тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы
расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии
оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные
цены (тарифы), и определения уровня доходности инвестированного
капитала, используемого в сферах деятельности субъектов
электроэнергетики, в которых применяется государственное
регулирование цен (тарифов), порядок учета результатов
деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за
период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
утверждает правила государственного регулирования (пересмотра,
применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки
рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень
представляемой документации, порядок проведения обязательной
экспертизы предложений и коллегиального принятия решений;
определяет порядок урегулирования споров, связанных с
установлением и применением платы за технологическое присоединение
и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного
регулирования цен (тарифов) для целей определения величины такой
платы (стандартизированных тарифных ставок);
устанавливает порядок подачи ценовых заявок субъектами
оптового рынка, порядок их отбора и определения равновесной цены
оптового рынка с учетом особенностей его ценовых зон;
утверждает правила и порядок деятельности гарантирующих
поставщиков;
утверждает порядок предоставления межсистемных электрических
связей, в том числе методику осуществления взаиморасчетов,
связанных с урегулированием отношений по передаче электрической
энергии;
утверждает порядок расследования причин аварий в
электроэнергетике;
утверждает порядок создания и функционирования штабов по
обеспечению безопасности электроснабжения в целях предотвращения
нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий
субъектов электроэнергетики и вызванным наряду с другими причинами
опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями;
определяет и изменяет границы ценовых зон оптового рынка с
учетом технологических и системных ограничений Единой
|