Стр. 4
методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин,
как правило, должны иметь ученую степень, по циклу ГСЭ не менее
50% и по остальным циклам не менее 60% и/или опыт деятельности в
соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно
содержать:
- обновляемые каждые 5 лет программы по читаемым курсам, в т.ч.
и спецкурсам;
- методические указания по изучению каждой дисциплины;
- методические указания по проведению семинарских, лабораторных
и практических занятий;
- тематику курсовых работ по дисциплине;
- тематику выпускных дипломных работ;
- ежегодно обновляемые списки источников и литературы и
указания о наличии информационных баз и доступа к различным
сетевым источникам информации по всем дисциплинам, изучаемым
студентами;
- законодательные и нормативно-методические акты, издаваемые
ведомствами;
- новейшую научную и учебную литературу и периодические издания
по изучаемым дисциплинам.
Реализация основной образовательной программы подготовки
специалиста таможенного дела должна быть обеспечена доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по
содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной
образовательной программы, наличием методических пособий и
рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий -
практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а
также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-,
видеоматериалами.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Для реализации основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста таможенного дела должны быть
соответствующие условия и необходимое материально-техническое
оснащение для проведения практических занятий по наблюдению,
обнаружению, изъятию, апробированию, фиксации и исследованию
ориентирующей и доказательственной информации, в том числе:
приборы для рентгеновского, оптического и дозиметрического
контроля таможенных объектов; поисковые средства (зеркала,
эндоскопы, щупы, осветители, металлоискатели и др.); средства для
отбора проб и оперативной диагностики и классификации товаров
(руд, металлов, химических веществ, драгоценных материалов, ОВ,
ВВ, наркотиков и др.); приборы для контроля валюты и документов
("Версия", "Регуля" и др.); средства оперативной связи и охраны и
т.д.
6.5. Требования к организации практики.
Практика проводится в структурных подразделениях ГТК России,
региональных таможенных управлениях, таможнях и на таможенных
постах, а также в организациях, подведомственных ГТК России.
Цель проведения практики - закрепление и углубление знаний,
приобретение студентами навыков и умений.
Практика студентов организуется в соответствии с учебным
планом. Планирование и организация всех видов практик должны
обеспечивать:
- последовательное расширение и усложнение формируемых у
студентов умений и практических навыков по мере перехода от одного
вида практики к другому;
- связь практики с теоретическими основами обучения.
Содержание всех видов практик определяется соответствующими
программами. Программы должны предусматривать:
- содержание и сроки выполнения индивидуальных заданий;
- порядок организации прохождения практики;
- требования к отчету по практике, порядок его подготовки и
сроки защиты.
Программы практик утверждаются учебно-методической комиссией
(или Ученым советом) вуза.
Виды практики.
1. Ознакомительная практика проводится после окончания 1 курса
в таможенных органах под руководством профессорско-
преподавательского состава и специалистов таможенных органов.
Продолжительность практики - 1 неделя.
Целью данного вида практики является ознакомление студентов со
структурой таможенного органа, функциями структурных подразделений
и существующими технологиями таможенного оформления и таможенного
контроля.
2. Учебная практика проводится по окончании 2 курса в течение
двух недель в таможенных органах. Целью проведения учебной
практики является углубление и закрепление практических навыков по
изученным дисциплинам таможенного профиля.
3. Таможенная практика проводится по окончании 3 и 4 курсов
продолжительностью по 4 недели каждая в соответствии с программой
таможенной практики и индивидуальными заданиями.
Практика по окончании 3 курса проводится в отделах таможенного
оформления и таможенного контроля и на таможенных постах.
По окончании 4 курса студенты проходят практику в профилирующих
отделах таможенных органов.
Целью таможенной практики является приобретение студентами
профессиональных умений, закрепление, расширение и систематизация
знаний, полученных при изучении теоретического материала,
приобретение практического опыта, развитие профессионального
мышления, навыков управленческой деятельности на должностях
сотрудников профилирующих отделов таможенных органов.
4. Преддипломная практика проводится в течение шести недель на
5 курсе студентов очного отделения и на 6 курсе - для студентов
заочного отделения после прохождения теоретического курса и сдачи
студентами всех экзаменов, зачетов и курсовых работ,
предусмотренных учебным планом. Студенты заочных отделений
проходят преддипломную практику в таможенных органах по месту
прохождения службы.
Целью проведения преддипломной практики является обобщение
знаний и умений студентов в форме стажировки в должности
инспектора, а также сбор материалов для выполнения дипломной
работы.
Студенты представляют отчеты руководителю практики в 3-дневный
срок по окончании практики. Отчеты по видам практик хранятся на
факультетах.
Студенты 1 - 4 курсов, не выполнившие программу практики, а
также получившие за нее неудовлетворительную оценку, не
переводятся на следующий курс как имеющие индивидуальную
задолженность. Они повторно проходят практику в таможенных органах
с последующей защитой отчетов.
Студенты 5 курса, не выполнившие преддипломной практики, к
выполнению дипломной работы не допускаются. Им выдается
академическая справка установленного образца.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 350900 - Таможенное дело
7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста
таможенного дела.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего Государственного
образовательного стандарта.
7.1.1. По циклу общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин специалист таможенного дела должен:
в области философии, отечественной истории, культурологии,
педагогики:
- иметь представление о своеобразии философии, ее месте в
культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания,
сущности, назначении и смысле жизни человека;
- понимать смысл взаимоотношения человека и природы и
современных противоречий существования человека в ней;
- знать условия формирования личности, ее свободы,
ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать
роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении,
нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь представление о многообразии форм человеческого знания,
соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях
функционирования знания в современном обществе, о духовных
ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия
науки и техники и связанные с ними современные социальные и
этические проблемы, ценность научной рациональности и ее
исторических типов, знать структуру, формы и методы научного
познания, их эволюцию;
- иметь представление об истории как науке, ее месте в системе
гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;
- знать особенности и основные этапы исторического развития
России;
- иметь представление об источниках исторического знания и
приемах работы с ними;
- иметь научное представление об основных этапах в истории
человечества и их хронологии;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
- понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место
и роль в жизни человека и общества;
- иметь представление о формах культуры, их возникновении и
развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о
механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного
опыта;
- знать исторические и региональные типы культуры, их динамику,
основные достижения в различных областях культурной практики,
развитие культуры в XX веке;
- понимать и использовать языки культуры, быть способным к
диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
- знать основные категории и понятия психологической науки,
иметь представление о предмете и методе психологии, о месте
психологии в системе наук и ее основных отраслях;
- знать основные функции психики, ориентироваться в основных
проблемах психологической науки;
- иметь представление о роли сознания и бессознательного в
регуляции поведения;
- иметь представление о мотивации поведения и деятельности,
психической регуляции поведения и деятельности;
- знать основные потребности человека, эмоции и чувства;
- знать основы социальной психологии, психологии межличностных
отношений, психологии больших и малых групп;
- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической
науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;
- владеть системой знаний о сфере образования, сущности,
содержании и структуре образовательных процессов;
- знать объективные связи обучения, воспитания и развития
личности в образовательных процессах и социуме;
- владеть современными образовательными технологиями, способами
применения педагогической теории в различных сферах жизни;
в области социологии, экономики, политологии и права:
- знать основные этапы развития социологической мысли и
современные направления социологической теории;
- уяснить определение общества как надындивидуальной реальности
и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки
функционирования и воспроизводства общественного целого;
- иметь представление об основных социальных институтах,
обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;
- иметь представление об основных этапах культурно-
исторического развития общества, механизмах и формах социальных
изменений;
- освоить социологическое понимание личности как социально-
типического в индивидах, понятия социализации и социального
контроля; иметь представление о личности как субъекте социального
действия и социальных взаимодействий;
- понимать групповую динамику и особенности межличностных
отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных
отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;
- понимать механизм возникновения и разрешения социальных
конфликтов;
- знать культурно-исторические типы социального неравенства и
стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной
социальной мобильности;
- уметь анализировать основные проблемы стратификации
российского общества, возникновения классов, причины бедности и
неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
- иметь представление о процессе и методах эмпирического
социологического исследования;
- знать типы экономических систем и основные экономические
институты; понимать суть экономических моделей;
- разделять микро- и макроэкономические проблемы;
- перечислять основные экономические институты и объяснять
принципы их функционирования;
- различать элементы экономического анализа и экономической
политики;
- выделять (определять) элементы традиционной, централизованной
(командной) и рыночной систем в смешанной экономике;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические
события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать
информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих
проблемах экономики;
- знать характерные признаки переходной экономики; понимать
суть и приводить примеры либерализации, структурных и
институциональных преобразований;
- знать понятийно-категориальный аппарат, методологию,
структуру политической науки, понимать ее место в системе
социальных наук, иметь представление об истории политических
учений;
- знать основные разновидности современных систем и режимов;
иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;
- разбираться в особенностях современного политического
процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики,
соотношении федеральных и региональных центров принятия решений,
специфике административно-территориального устройства Российской
Федерации;
- разбираться в современной системе международных отношений,
геополитической обстановке, в национально-государственных
интересах России и ее новой роли в международной политике;
- иметь научное представление о государстве и праве, системах
права и особенностях их функционирования, о теориях права, его
сущности и формах;
- знать основные особенности российской правовой системы и
российского законодательства, системы и организации
государственных органов Российской Федерации;
- знать основы правового статуса человека в обществе, основные
права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;
- знать основы законодательного регулирования будущей
профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере
профессиональной деятельности; уметь составлять документы,
относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:
- иметь представление об основных способах сочетаемости
лексических единиц и основных словообразовательных моделях;
- владеть навыками и умениями речевой деятельности
применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации,
основами публичной речи;
- владеть формами деловой переписки, иметь представление о
форме договоров, контрактов, патента;
- владеть навыками подготовки текстовых документов в
управленческой деятельности;
- освоить нормы официально-деловой письменной речи,
международные и национальные стандарты видов и разновидностей
служебных документов;
- изучить характерные способы и приемы отбора языкового
материала в соответствии с различными видами речевого общения;
- уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную
форму речевого общения;
- владеть навыками самостоятельного порождения стилистически
мотивированного текста, способами установления лингвистических
связей между языками;
- уметь работать с оригинальной литературой по специальности;
- иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию,
различать прямое и переносное значение слов, находить перевод
фразеологических единиц);
- владеть основной иноязычной терминологией специальности,
знать русские эквиваленты основных слов и выражений
профессиональной речи;
- владеть основами реферирования и аннотирования литературы по
специальности;
в области физической культуры:
- осознавать социально-гуманитарную ценностную роль физической
культуры и спорта в профессионально-личностном развитии;
- знать и владеть основами формирования физической культуры
личности и здорового образа жизни;
- овладеть системой практических умений и навыков,
обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.
7.1.2. По циклу общих математических и естественнонаучных
дисциплин после освоения математических и естественнонаучных
дисциплин специалист должен:
в области математики:
- иметь представление о математике как о научной дисциплине и
об основных этапах ее развития;
- владеть основными понятиями и приемами теории множеств;
- знать важнейшие понятия, определения и теоремы
математического анализа;
- иметь навыки практического использования методов исследования
функций и их графического изображения;
- иметь представление о методах аналитической геометрии;
- владеть аппаратом теории матриц;
- иметь представление о теории вероятностей и математической
статистике как о важнейших разделах математической науки;
- уметь вычислять вероятности случайных событий;
- знать способы задания случайных величин, важнейшие для
статистической практики законы распределения вероятностей и их
основные числовые характеристики;
- знать практическую значимость закона больших чисел и
центральной предельной теоремы;
- владеть основными понятиями выборочного метода;
- иметь представление о статистических оценках параметров
распределений и проверке статистических гипотез;
- владеть основными понятиями регрессионного анализа;
в области статистики:
- иметь представление о предмете и методе статистики и
статистическом наблюдении;
- знать основные виды сводок и группировок и уметь применять их
на практике;
- иметь представление об абсолютных, относительных и средних
величинах;
- знать индексный метод;
- владеть методами анализа рядов динамики и изучения
статистической взаимосвязи;
- знать основные методы несплошного наблюдения;
- иметь представление о системе национальных счетов (СНС) и
основных макроэкономических показателях;
- знать основные показатели статистики промышленности,
транспорта, финансов, социально-демографической статистики и
методы и расчета;
в области таможенной статистики:
- иметь представление о предмете и задачах таможенной
статистики;
- знать способы организации таможенной статистики;
- владеть методологией статистики внешней торговли;
- знать особенности стоимостного учета экспорта и импорта
товаров;
- знать структуру и состав специальной таможенной статистики:
статистики декларирования, статистики таможенных платежей,
статистики валютного контроля, статистики правонарушений,
статистики перемещения транспортных средств и физических лиц;
- уметь анализировать данные таможенной статистики на основе
известных статистических методов и давать содержательную
интерпретацию полученных результатов;
в области информатики, концепций современного естествознания и
экологии иметь представления:
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; о
правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и
государственной тайны в Российской Федерации;
- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления
и манипулировании ими (об инженерии знаний);
- о роли информатики в гуманитарных исследованиях;
- об основных этапах развития естествознания, особенностях
современного естествознания, ньютоновской и эволюционной
парадигмах;
- о концепции пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о концептуальной и континуальной традициях в описании
природы;
- о динамических и статистических закономерностях в
естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности
строения физических объектов, переходах из упорядоченных в
неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро-
и мегамира;
- о взаимосвязях между физическими, химическими и
биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и
развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной
асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении
устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психологии, социального поведения,
экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов,
экосистемах, принципах охраны природы и рационального
природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме
единой культуры.
7.1.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин (ОПД) специалист
должен:
01 - знать содержание, предмет и задачи экономического анализа
и его особенности в работе таможенных организаций;
владеть методами и приемами экономического анализа;
02 - знать финансовую и кредитную системы, методику составления
государственного бюджета;
03 - знать основные функции и способы реализации управленческой
деятельности, методы разработки и принятия управленческих решений,
их специфику в условиях функционирования таможенной системы;
иметь представление об основных концепциях психологии
менеджмента и их связи с общей и социальной психологией,
психологией труда и органомикой, педагогикой и этикой;
знать психологические факторы эффективной управленческой
деятельности, ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека
и организации, основные процессы групповой динамики, управление
конфликтами, изменениями, стрессами, особенности адаптации
сотрудника в структурах таможенных органов;
04 - знать экономический потенциал таможенной территории
России, закономерности территориального размещения производства,
особенности формирования территориально-экономической структуры
хозяйства различных регионов;
05 - знать сущность внешнеэкономической деятельности в целом и
внешней торговли как ее главной составляющей, особенности
управления в этой сфере деятельности, формы и механизм
государственного регулирования ВЭД;
знать сущность внешнеторговых сделок, способы их оформления и
порядок подписания контрактов, специфику совершения сделок на
специальных рынках (товарных биржах, аукционах, торгах);
знать систему расчетов во внешней торговле, международные
валютно-кредитные операции, методы таможенной оценки (определение
таможенной стоимости) и их применение в практике таможенного
контроля;
знать классификацию внешнеторговых документов по группам,
основные виды применяемых документов, их содержание и назначение,
проблемы унификации и стандартизации внешнеторговых документов,
современные способы передачи информации на магнитных носителях и с
использованием электронных средств связи;
06 - знать принципы размещения таможенных организаций и их
специализацию;
знать организацию материально-технического обеспечения таможен;
знать методы обеспечения экономии ресурсов таможенных
организаций и повышения эффективности их деятельности;
07 - иметь представление о налоговой системе страны и
организации налоговой службы;
знать систему таможенных платежей;
владеть методиками расчета и технологией взимания таможенных
платежей;
08 - знать сущность и значение валютного регулирования в микро-
и макроэкономике; сущность валютных операций;
знать формы и методы государственного регулирования валютных
отношений, применяемых в мировой практике;
знать принципы и методологию таможенно-банковского валютного
контроля;
владеть методикой и технологией осуществления валютного
контроля;
09.01 - иметь представление о государственно-правовых явлениях,
об основных закономерностях возникновения, функционирования и
развития государства и права;
понимать роль государства и права в политической системе
общества, в общественной жизни в целом;
09.02 - знать содержание гражданско-правовой формы
регулирования общественных отношений; порядок разрешения
гражданско-правовых и хозяйственных споров; иметь навыки участия в
рассмотрении споров в суде;
09.03 - знать порядок предъявления исков;
знать общие правила судопроизводства;
знать варианты решения судов по поступившим исковым заявлениям;
знать права и обязанности предъявителей и специалистов;
09.04 - знать административно-правовой метод регулирования
общественных отношений; понятия государственной службы и
административного правонарушения; административный процесс;
правовые основы управления в отраслях экономики;
09.05 - знать особенности организации труда, его оплаты и
социальной защиты должностных лиц таможенных органов; уметь
разрабатывать программы и планы социального развития таможенных
органов;
09.06 - знать виды нарушений таможенных правил и порядок
производства дел по ним;
знать виды преступлений, отнесенных к компетенции таможенных
органов;
09.07 - знать принципы международного права, содержание
важнейших международно-правовых документов по вопросам
внешнеэкономической деятельности;
знать основы международного и внутреннего нормативно-правового
регулирования международной торговли, международных перевозок,
международных расчетов;
09.08 - знать содержание российского уголовного права, понятия
уголовной ответственности, преступления и преступности; виды, цели
и назначение наказания; виды преступлений; политику государства в
области уголовного права;
09.09 - знать принципы российского уголовного процесса, основы
теории доказательства; порядок возбуждения уголовного дела,
осуществления предварительного следствия и дознания; понятия и
виды подсудности; порядок предания суду, судебного
разбирательства, обжалования и опротестования приговоров,
исполнения приговора;
10 - знать организационную структуру таможенных органов как
объекта управления; кадровую политику;
11 - иметь навыки осуществления таможенного контроля и
таможенного оформления грузов, проверки таможенных документов,
досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, учета
товаров и транспортных средств, устного опроса физических лиц,
применения ТСТК;
12 - знать основы построения товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности и правила ее интерпретации;
13 - знать таможенно-тарифную систему регулирования
внешнеэкономической деятельности;
14 - знать основы и содержание таможенного делопроизводства;
владеть навыками организации и ведения делопроизводства в
таможенных органах;
15 - иметь представление о влиянии и о взаимосвязях между
физическим, химическим и биологическим процессами;
16 - знать историю таможенной политики и таможенного дела в
России, основные направления развития таможенной системы в
современных условиях, особенности таможенной политики Российской
Федерации;
17 - знать товароведение и товарную классификацию;
стандартизацию и сертификацию товаров;
знать условия хранения и транспортировки товаров;
знать количественную и качественную приемку товара и отбор проб
для определения показателей качества; упаковку (тару) и маркировку
товаров;
уметь использовать основы товароведения и таможенной
экспертизы; факторы, формирующие качество товаров;
знать сертификат товара; отличительные признаки товара;
знать виды и разновидности ассортимента различных товарных
групп; показатели качества товаров;
Р.1 - знать базовые принципы построения единой
автоматизированной информационной системы ГТК России, основные
виды обеспечения (техническое, технологическое, информационное,
программное, лингвистическое) и телекоммуникационные сети;
знать основные программные продукты функционирования
автоматизированных рабочих мест, перспективные таможенные
технологии: клиент-сервер и реинжиниринг;
знать единые автоматизированные системы таможенного оформления
и контроля, мероприятия по обеспечению информационной
безопасности.
7.1.4. По циклу дисциплин специализаций (ДС) специалист должен:
01-01 - знать содержание основной нормативно-правовой базы,
регламентирующей проведение таможенно-банковского валютного
контроля в различных таможенных режимах;
знать организацию и технику валютного регулирования и валютного
контроля;
иметь навыки работы с документами, используемыми при
осуществлении валютного контроля: внешнеторговым контрактом,
паспортом сделки, инвойсом (счетом-фактурой), грузовой таможенной
декларацией, учетной карточкой и карточкой учета результатов
валютного контроля;
владеть методикой проведения валютного контроля при таможенном
оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу, при различных таможенных режимах;
01-02 - знать таможенно-правовую базу применения таможенных
платежей в различных таможенных режимах;
уметь начислять таможенные платежи в грузовой таможенной
декларации в различных таможенных режимах, контролировать
правильность их начисления по данным грузовой таможенной
декларации и товаров по сопроводительным документам, а также
обоснованность предоставления льгот по их уплате;
01-03 - знать основные международные организации,
разрабатывающие документы по проблемам международной торговли и
экономического сотрудничества;
уметь ориентироваться в положениях международных конвенций и
соглашений, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность;
01-04 - знать международную классификацию, содержание и
назначение внешнеторговых документов;
знать основы унификации и стандартизации внешнеторговых
документов;
уметь вести внешнеторговую коммерческую корреспонденцию и
оформить пакет внешнеторговых документов при экспортно-импортных
операциях;
01-05 - знать принципы формирования и методы определения цен на
внутреннем и мировом рынках; владеть вопросами взаимосвязи этих
видов цен;
иметь представление о мировых ценах как основе формирования и
динамики контрактных цен;
владеть методологией формирования контрактных цен на базе
конкурентных материалов;
знать контрактную цену как базу определения таможенной
стоимости и начисления таможенных платежей;
01-06 - знать характер договорных отношений между участниками
внешнеэкономической деятельности, применяемые виды договоров, их
основные условия, специфику взаимоотношения сторон при экспорте и
импорте товаров;
знать сущность внешнеторговых и иных внешнеэкономических
операций, виды внешнеторговых сделок, способы их оформления и
порядок подписания, специфику совершения сделок на различных
рынках;
знать содержание внешнеторговых контрактов, их постатейные
условия, обеспечивающие интересы отечественных участников
внешнеэкономической деятельности, применение типовых форм
контрактов и общих условий поставок товаров;
уметь составлять и обрабатывать необходимые документы на
различных этапах экспортной и импортной операции;
01-07 - знать методы и этапы формирования контрактных цен на
экспортируемые и импортируемые товары;
владеть методологией внесения коммерческих поправок в
контрактные цены;
уметь проверить обоснованность контрактной цены, заявленной
участниками ВЭД во внешнеторговых документах;
01-08 - знать нормативно-правовую базу по применению таможенных
платежей;
уметь контролировать правильность начисления и уплаты
таможенных платежей с использованием данных грузовой таможенной
декларации и товаросопроводительных документов;
01-09 - владеть навыками построения экономико-математических
моделей и уметь анализировать полученные на их основе результаты;
01-10 - иметь представление о сущности экономической
безопасности, ее целях, задачах и стратегическом обеспечении;
владеть вопросами обеспечения экономической безопасности в
отдельных секторах экономики;
знать место и роль таможенных органов в обеспечении
экономической безопасности внешнеэкономической сферы;
01-11 - знать организационно-технические возможности, правовые
и технологические основы применения технических средств
таможенного контроля в таможенном оформлении и таможенном
контроле;
знать назначение, основные тактико-технические характеристики,
принципы построения и способы технической реализации, общее
устройство и методики применения технических средств таможенного
контроля и средств оперативной радиосвязи в таможенном деле;
владеть навыками организации и практического применения ТСТК и
средствами оперативной радиосвязи в борьбе с таможенными
правонарушениями;
01-12 - знать национальные интересы и основные тенденции в
динамике, структуре и географическом направлении развития внешней
торговли Российской Федерации;
знать роль и значение внешней торговли в развитии национальной
экономики и решении социально-экономических проблем, механизмы
регулирования экспорта и импорта, валютных отношений и иностранных
инвестиций;
02-01 - иметь представление о сущности, принципах и формах
бухгалтерского учета и аудита;
знать особенности бухгалтерского учета и методы аудиторских
проверок;
02-02 - знать основные источники происхождения конфиската и
порядок его обращения в федеральную собственность;
иметь навыки участия в таможенных аукционах и работы на
товарных биржах;
знать механизм реализаций конфиската через торговые предприятия
и организации;
уметь исчислять расходы по транспортировке, хранению и
реализации конфиската, а также знать порядок их возмещения;
02-03 - знать состав и владеть методами оценки объектов
таможенной инфраструктуры;
уметь пользоваться различными критериями оценки экономической
эффективности объектов таможенной инфраструктуры;
02-04 - знать основы кадровой политики и кадровой работы,
профессионального отбора, профессионального обучения и аттестации
сотрудников таможенных органов;
02-05 - знать правовое и нормативное регулирование перемещения
товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской
Федерации физическими лицами;
владеть знаниями форм и видов таможенного контроля товаров и
транспортных средств;
иметь навыки по контролю представленных таможенных деклараций и
сопроводительных документов к ним;
02-06 - владеть навыками коммуникативного поведения в
организации;
02-07 - знать порядок декларирования товаров и транспортных
средств;
знать технологию таможенного оформления товаров и транспортных
средств с применением грузовой таможенной декларации;
иметь навыки по контролю правильности заполнения грузовой
таможенной декларации в различных таможенных режимах;
02-08 - знать классификацию методов и приемов анализа финансово-
хозяйственной деятельности предприятий - участников
внешнеэкономической деятельности;
знать информационную базу финансового анализа (формы
отчетности) хозяйственной деятельности предприятий - участников
внешнеэкономической деятельности;
02-09 - знать сущность и виды таможенных правонарушений;
владеть методами организации борьбы с таможенными
правонарушениями;
владеть навыками профилактики таможенных правонарушений и иных
нарушений законодательства, связанных с правоотношениями,
возникающими при осуществлении таможенного контроля;
02-12 - знать правовые основы нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации;
знать порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта
товаров, работ, услуг;
владеть навыками организации оперативного и централизованного
контроля ввоза и вывоза лицензируемых товаров;
знать разрешительный порядок перемещения через таможенную
границу Российской Федерации отдельных категорий товаров;
03-01 - знать предмет, методы, систему, источники таможенного
права, правовой статус участников внешнеэкономической
деятельности;
знать правовое регулирование перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу Российской Федерации;
знать тарифно-нетарифное регулирование, правовые основы
взимания и расчета таможенных платежей;
уметь осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль,
правильно классифицировать и исполнять таможенные режимы,
контролировать соблюдение мер тарифно-нетарифного регулирования;
03-02 - знать виды административных правонарушений в сфере
таможенного дела и порядок ведения и производства по делу о
нарушениях таможенных правил;
уметь применять законодательные и иные нормативно-правовые
акты, составлять процессуальные документы и совершать конкретные
действия при проведении расследований о нарушении таможенных
правил;
03-03 - знать базовые положения общей теории криминалистики,
структуру и принципы криминалистической техники,
криминалистическую тактику и методики расследования;
владеть технико-криминалистическими приемами организации и
проведения расследований таможенных правонарушений;
03-04 - знать правовое положение, принципы и содержание
деятельности правоохранительных органов государства;
знать роль и место таможенных органов в системе
правоохранительных органов, основы их взаимоотношений с
представительными и исполнительными органами;
03-05 - знать принципы организации и деятельности, основные
направления и структуру органов прокуратуры, методы прокурорского
реагирования на установленное нарушение закона;
знать основные задачи прокурорского надзора за исполнением
законов органами государственного управления, в том числе
таможенными органами, должностными лицами и гражданами;
03-06 - знать правовое обеспечение финансовой деятельности
государства;
знать основные понятия, категории, структуру финансового права,
специфику его норм и правовые отношения;
уметь пользоваться методикой правового анализа определения
перспектив организационно-правового обеспечения финансовой
деятельности;
уметь пользоваться методикой юридического анализа проблем
правомерности в отношениях финансового контроля;
03-07 - уметь вести и документально оформлять производство
конкретных процессуальных действий при проведении таможенных
расследований;
03-08 - знать основы теории и методологии аналитического
исследования хозяйственной деятельности организации;
обладать навыками практического использования приемов анализа
хозяйственной деятельности;
знать и уметь пользоваться информационным обеспечением анализа
хозяйственной деятельности организаций таможенной системы;
иметь представление об организации аналитического исследования
на различных уровнях его проведения;
03-09 - знать организацию производства и порядок исполнения
постановлений по делам о таможенных правонарушениях;
обладать навыками проведения аналитической и организационной
работы по выявлению и пресечению таможенных правонарушений;
03-12 - знать организационные и нормативно-правовые основы
оперативно-розыскной деятельности таможенных органов;
знать порядок планирования и организации оперативно-розыскных
мероприятий;
знать организационные основы координации и взаимодействия с
другими правоохранительными органами в интересах обеспечения
экономической безопасности Российской Федерации и борьбы с
преступлениями в сфере таможенного дела и таможенной
инфраструктуры;
владеть методикой организации и осуществления оперативно-
розыскных мероприятий;
владеть методикой профилактического воздействия на
потенциальных правонарушителей.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
специалиста.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста
таможенного дела включает защиту выпускной квалификационной работы
и итоговый междисциплинарный экзамен по "Теории и практике
таможенного дела".
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности специалиста
таможенного дела к выполнению профессиональных задач,
установленных настоящим Государственным образовательным
стандартом, и продолжению образования по специальности Таможенное
дело в аспирантуре по управленческим, экономическим и юридическим
специальностям.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к дипломной работе специалиста по таможенному
делу.
Дипломная работа специалиста должна быть представлена в
машинописном виде.
Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы
специалиста определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
Государственного образовательного стандарта по специальности
Таможенное дело и методических рекомендаций УМО по образованию в
области таможенного дела.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы,
составляет для специалиста не менее 14 недель.
7.2.3. Требования к итоговому междисциплинарному экзамену.
Порядок проведения и программа итогового междисциплинарного
экзамена по "Теории и практике таможенного дела" по специальности
350900 - Таможенное дело определяется вузом на основании
|