Стр. 1
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель
Председателя ГТК России
И.А.МЕЖАКОВ
30 декабря 1999 года
Номер государственной
регистрации
54 мжд/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350900 - ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1. Общая характеристика специальности
350900 - Таможенное дело
1.1. Специальность утверждена Приказом Минобразования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - специалист таможенного дела.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки специалиста таможенного дела по специальности 350900 -
Таможенное дело при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника и
квалификационные требования к специалисту.
1.3.1. Специалист таможенного дела подготовлен к
профессиональной организационно-управленческой, экономической,
внешнеэкономической, правоохранительной и научно-исследовательской
деятельности в таможенных органах и организациях, федеральных и
региональных органах управления, связанных с внешнеэкономической
деятельностью. Он способен выполнять сложные работы по
осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области
таможенного дела, внешнеэкономической деятельности,
налогообложения, валютного регулирования; по совершенствованию
таможенной правоприменительной практики; по обеспечению
своевременного полного внесения в федеральный бюджет таможенных и
иных платежей; по разработке и принятию мер по предупреждению и
пресечению правонарушений в сфере таможенного дела.
Он способен решать задачи по осуществлению таможенного
оформления и таможенного контроля; по применению технологий
таможенного оформления и таможенного контроля; по ведению товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности, таможенной
статистики; по осуществлению валютного контроля; по организации и
осуществлению борьбы с таможенными правонарушениями, проведению
таможенных расследований, осуществлению оперативно-розыскной
деятельности в пределах своей компетенции; по выполнению
международно-правовых соглашений в области таможенного дела.
1.3.2. Специалист таможенного дела подготовлен к
профессиональной организационно-управленческой, экономической,
внешнеэкономической, правоохранительной и научно-исследовательской
деятельности в таможенных органах, организациях, федеральных и
региональных органах управления, связанных с внешнеэкономической
деятельностью.
Он выполняет сложные работы, связанные с реализацией единой
таможенной политики Российской Федерации; осуществлением контроля
за соблюдением законодательства в области таможенного дела,
внешнеэкономической деятельности, налогообложения, валютного
регулирования; совершенствованием таможенной правоприменительной
практики; обеспечением своевременного полного внесения в
федеральный бюджет таможенных и иных платежей; с разработкой и
принятием мер по предупреждению и пресечению правонарушений в
сфере таможенного дела.
Он решает задачи по осуществлению таможенного оформления и
таможенного контроля; по применению технологий таможенного
оформления и таможенного контроля; по ведению товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности, таможенной
статистики; по осуществлению валютного контроля; по организации и
осуществлению борьбы с таможенными правонарушениями, проведению
таможенных расследований, осуществлению оперативно-розыскной
деятельности в пределах своей компетенции; по выполнению
международно-правовых соглашений в области таможенного дела.
Должен знать: законодательные акты, постановления,
распоряжения, методические и нормативные материалы по таможенному
делу; традиционные и инновационные технологии таможенного контроля
и таможенного оформления; порядок учета наличия и движения товаров
и транспортных средств по российским коммуникациям; мировую
практику дистанционного заключения контрактов и контроля
грузопотоков; экономику таможенной деятельности; современные
методы управления; тактические и технические приемы расследования
преступлений и рассмотрения нарушений таможенных правил;
гражданское и уголовное материальное и процессуальное
законодательство; правила и приемы охраны государственной и
служебной тайны.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника-специалиста
таможенного дела, освоившего основную образовательную программу
высшего профессионального образования по специальности 350900 -
Таможенное дело.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре
(адъюнктуре) по управленческим, экономическим и юридическим
специальностям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
350900 - Таможенное дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста
таможенного дела разрабатывается на основании настоящего
Государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки специалиста таможенного дела,
к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются
настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста
таможенного дела состоит из дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста
таможенного дела должна предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки специалиста таможенного дела
должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим
Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки специалиста таможенного
дела по специальности 350900 - Таможенное дело
------------T---------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стиле ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов, ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта ¦ ¦
¦ ¦или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы контроля за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические ¦ ¦
¦ ¦изменения в русских землях в XIII - XV вв. ¦ ¦
¦ ¦Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в ¦ ¦
¦ ¦России: общее и особенное. Общественная ¦ ¦
¦ ¦мысль и особенности общественного движения ¦ ¦
¦ ¦России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX в. и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Революция и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ¦ ¦
¦ ¦ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60-80-х: <...> ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология <*> ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология <*> ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические ¦ ¦
¦ ¦школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической ¦ ¦
¦ ¦реальности. Парадигмы политического знания. ¦ ¦
¦ ¦Экспертное политическое знание; политическая ¦ ¦
¦ ¦аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система ¦ ¦
¦ ¦права. Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства ¦ ¦
¦ ¦России. Система органов государственной ¦ ¦
¦ ¦власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны. Законодательные и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты в области защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Познавательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. ¦ ¦
¦ ¦Основные психические процессы. Структура ¦ ¦
¦ ¦сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. ¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемонические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, ¦ ¦
¦ ¦функции, методы педагогики. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории педагогики: образование, ¦ ¦
¦ ¦воспитание, обучение. Педагогическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция. Семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия; диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен. Факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия. Консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковые нормы, их роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в ¦ ¦
¦ ¦научной речи. Речевые нормы учебной и научной¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных ¦ ¦
¦ ¦документов. Интернациональные свойства ¦ ¦
¦ ¦русской официально-деловой письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация, отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности устной публичной речи. Оратор и ¦ ¦
¦ ¦его аудитория. Основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, ¦ ¦
¦ ¦поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятность. Информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология <*> ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. ¦ ¦
¦ ¦Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды ¦ ¦
¦ ¦общностей. Общность и личность. Малые группы ¦ ¦
¦ ¦и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального ¦ ¦
¦ ¦и идеального. Пространство, время. Движение ¦ ¦
¦ ¦и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество и государство. Человек ¦ ¦
¦ ¦в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс: личность и массы, ¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость, формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема ¦ ¦
¦ ¦истины. Действительность, мышление, логика и ¦ ¦
¦ ¦язык. Научное и ненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата ¦ ¦
¦ ¦и занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. ¦ ¦
¦ ¦Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Распределение и доходы. ¦ ¦
¦ ¦Преобразования в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦До 15%¦
¦ ¦компонент ¦общего¦
¦ ¦ ¦объема¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦До 15%¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего¦
¦ ¦ ¦объема¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1300 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦900 ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01.01 ¦Математика ¦200 ¦
¦ ¦ Основные понятия теории множеств. ¦ ¦
¦ ¦ Элементы математического анализа. ¦ ¦
¦ ¦Математика как научная дисциплина. Предмет и ¦ ¦
¦ ¦задачи математики. Основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления математики. Функция одной ¦ ¦
¦ ¦переменной. Предел и непрерывность функции. ¦ ¦
¦ ¦Производная и дифференциал функции. ¦ ¦
¦ ¦Приложение производной для исследований ¦ ¦
¦ ¦функций. Неопределенный и определенный ¦ ¦
¦ ¦интегралы. Дифференциальные уравнения. ¦ ¦
¦ ¦Функции нескольких переменных. ¦ ¦
¦ ¦ Элементы аналитической геометрии на ¦ ¦
¦ ¦плоскости. ¦ ¦
¦ ¦ Уравнение линии первого порядка. Уравнение ¦ ¦
¦ ¦линии второго порядка. ¦ ¦
¦ ¦ Элементы линейной алгебры. Матрицы и ¦ ¦
¦ ¦определители. Система линейных уравнений. ¦ ¦
¦ ¦ Теория вероятностей и математическая ¦ ¦
¦ ¦статистика. ¦ ¦
¦ ¦ Случайные события. Случайная величина. ¦ ¦
¦ ¦Закон больших чисел и центральная предельная ¦ ¦
¦ ¦теорема. Вариационный ряд и его ¦ ¦
¦ ¦характеристики. Выборочный метод. ¦ ¦
¦ ¦Статистические оценки параметров ¦ ¦
¦ ¦распределений: точечные и интервальные ¦ ¦
¦ ¦оценки. Проверка статистических гипотез. ¦ ¦
¦ ¦Элементы регрессионного анализа ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01.02 ¦Социально-экономическая статистика ¦200 ¦
¦ ¦ Предмет и метод статистики. Методы ¦ ¦
¦ ¦статистического изучения социально- ¦ ¦
¦ ¦экономических явлений и процессов. ¦ ¦
¦ ¦Статистическое наблюдение. Сводка и ¦ ¦
¦ ¦группировка. Абсолютные и относительные ¦ ¦
¦ ¦величины. Средние величины. Ряды ¦ ¦
¦ ¦распределения. Ряды динамики. Индексы. ¦ ¦
¦ ¦Изучение взаимосвязи. Несплошные наблюдения. ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и задачи социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦статистики. Основные макроэкономические ¦ ¦
¦ ¦показатели и методика их расчета. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории СНС, их состав и оценка. Основные ¦ ¦
¦ ¦счета СНС. Статистика внешнеэкономических ¦ ¦
¦ ¦связей и платежный баланс. Статистика ¦ ¦
¦ ¦промышленности. Статистика транспорта. ¦ ¦
¦ ¦Статистика финансов. Демографическая ¦ ¦
¦ ¦статистика. Статистика рынка труда и ¦ ¦
¦ ¦занятости населения. Статистика уровня жизни ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.01.03 ¦Таможенная статистика ¦200 ¦
¦ ¦ Роль и место таможенной статистики в ¦ ¦
¦ ¦системе статистических дисциплин. ¦ ¦
¦ ¦Организация таможенной статистики. ¦ ¦
¦ ¦Статистическое наблюдение в таможенной ¦ ¦
¦ ¦статистике. Принципы формирования системы ¦ ¦
¦ ¦показателей и признаков в таможенной ¦ ¦
¦ ¦статистике. Статистические величины. ¦ ¦
¦ ¦Атрибутивные ряды распределения и задачи их ¦ ¦
¦ ¦анализа в таможенной статистике. ¦ ¦
¦ ¦Вариационные ряды распределения и ¦ ¦
¦ ¦использование методов вариационного анализа ¦ ¦
¦ ¦для анализа данных таможенной статистики. ¦ ¦
¦ ¦Статистическое изучение динамики ¦ ¦
¦ ¦внешнеэкономической деятельности на основе ¦ ¦
¦ ¦данных таможенной статистики. Методы ¦ ¦
¦ ¦изучения взаимосвязей показателей таможенной ¦ ¦
¦ ¦статистики. Индексный метод в таможенной ¦ ¦
¦ ¦статистике внешней торговли. Особенности ¦ ¦
¦ ¦стоимостного учета товаров в таможенной ¦ ¦
¦ ¦статистике внешней торговли. Статистика ¦ ¦
¦ ¦декларирования. Статистика таможенных ¦ ¦
¦ ¦платежей. Статистика валютного контроля. ¦ ¦
¦ ¦Статистика таможенных правонарушений. ¦ ¦
¦ ¦Статистика перемещения транспортных средств ¦ ¦
¦ ¦и физических лиц. Другие направления ¦ ¦
¦ ¦специальной таможенной статистики ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации ¦ ¦
¦ ¦информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные ¦ ¦
¦ ¦сети ЭВМ; основы защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦сведений, составляющих государственную ¦ ¦
¦ ¦тайну; методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+---------------------------------------------+------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Концепции современного естествознания ¦100 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры, ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания, ¦ ¦
¦ ¦панорама современного естествознания; ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития; корпускулярная и ¦ ¦
¦ ¦континуальная концепции описания природы; ¦ ¦
¦ ¦порядок и беспорядок в природе. Хаос. ¦ ¦
¦ ¦Структурные уровни организации материи; ¦ ¦
¦ ¦микро-, макро- и мегамиры. Пространство, ¦ ¦
¦ ¦время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие; близкодействие; ¦ ¦
¦ ¦дальнодейственное состояние; принципы ¦ ¦
¦ ¦суперпозиции; неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности в природе; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические процессы, реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ; внутреннее строение и история ¦ ¦
¦ ¦геологического развития Земли; современные ¦ ¦
¦ ¦концепции развития геосферных оболочек; ¦ ¦
¦ ¦литосфера как абиотическая основа жизни; ¦ ¦
¦ ¦экологические функции литосферы: ресурсная, ¦ ¦
¦ ¦геодинамическая, геофизическая, ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка ¦ ¦
¦ ¦Земли; особенности биологического уровня ¦ ¦
¦ ¦организации материи; принципы эволюции ¦ ¦
|