Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ. ОДН 218.010-98 (УТВ. ПРИКАЗОМ ФДС РФ ОТ 26.08.1998 N 228)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                            Утверждены
                                                   Приказом ФДС России
                                           от 26 августа 1998 г. N 228
   
                                                           Согласовано
                                             Государственным комитетом
                                      по экологии Российской Федерации
                                    5 сентября 1997 г. N 02-12/24-2714
   
                                                         Министерством
                                                    природных ресурсов
                                                  Российской Федерации
                                           30 мая 1997 г. N МК-29/2060
   
                                               Центральным управлением
                                                  по рыбохозяйственной
                                               экспертизе и нормативам
                                           по охране и воспроизводству
                                                        рыбных запасов
                                          18 марта 1997 г. N 02-03/110
   
                                                         Департаментом
                                             автомобильного транспорта
                                               Министерства транспорта
                                                  Российской Федерации
                                        17 декабря 1996 г. N ОБД-14/77
   
                                                       Дата введения -
                                                   1 октября 1998 года
   
                       ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
                                   
                АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
                                   
                              ИНСТРУКЦИЯ
            ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
                           ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ
                                   
                            ОДН 218.010-98
   
                              Предисловие
   
       1. Отраслевые дорожные нормы разработаны ГП РОСДОРНИИ на основе
   текста,  представленного институтом Гипротюменьнефтегаз,  с  учетом
   материалов  и  опыта  ГП Росдорнии в области ремонта  и  содержания
   дорог,   мостов,  паромных  и  ледовых  переправ.  Кроме  того,   в
   Инструкции   учтены  требования  ВСН  24-88  "Технические   правила
   ремонта  и  содержания автомобильных дорог", ВСН 137-89 "Инструкция
   по  проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных
   дорог  на  снежном  и ледяном покрове в условиях Сибири  и  Северо-
   Востока СССР" и других нормативных документов отрасли.
       Внесены Федеральной дорожной службой России.
       2. Приняты и введены в действие Приказом ФДС России от 26.08.98
   N 228.
       3. Согласованы:
       Государственным комитетом по экологии Российской  Федерации,  N
   02-12/24-2714 от 05.09.97;
       Министерством  природных ресурсов Российской Федерации,  N  МК-
   29/2060 от 30.05.97;
       Центральным  управлением  по  рыбохозяйственной  экспертизе   и
   нормативам  по охране и воспроизводству рыбных запасов  (ЦУРЭН),  N
   02-03/110 от 18.03.97;
       Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта
   Российской Федерации, N ОБД-14/77 от 17.12.96.
       4. Вводятся взамен ВСН 40-68.
   
                          1. Общие положения
   
       1.1.   Настоящая   Инструкция  предназначена   для   инженерно-
   технического  и  обслуживающего  персонала,  занятого   изысканием,
   проектированием,  строительством и эксплуатацией  ледовых  переправ
   на   сети   автомобильных   дорог  общего  пользования   Российской
   Федерации, на временных зимних автодорогах и т.д.
       1.2.   Действие   Инструкции  распространяется  на   изыскание,
   проектирование, строительство и эксплуатацию ледовых переправ.
       1.3. Ледовые переправы - это переправы, проложенные по ледяному
   покрову  рек  и  озер.  Эти переправы могут быть  частью  временных
   зимних  автодорог  (автозимников), временно заменять  недействующий
   мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.
       1.4.   Основными  задачами  устройства  и  содержания   ледовых
   переправ  являются:  организация переправы и  безопасного  пропуска
   транспортных средств по ним; регулирование движения; наблюдение  за
   состоянием  ледяного  покрова, деревянных  конструкций  усиления  и
   съездов на лед; восстановление переправ.
       1.5.  Статус  ледовых  переправ, режим  их  работы,  порядок  и
   вопросы  оплаты  перевозок автотранспорта  и  пассажиров,  а  также
   горючих,    опасных    грузов    и   спецтранспорта    определяются
   эксплуатирующими  организациями  и  согласовываются  с   областными
   (районными) администрациями и территориальными органами  ГИБДД  МВД
   России в части безопасных условий движения транспорта и пешеходов.
       1.6.  Ледовые  переправы  должны иметь пропускную  способность,
   обеспечивающую   установленную  для  них  расчетную   интенсивность
   движения,   обеспечивать  пропуск  расчетных  нагрузок,  безопасные
   условия   пересечения   переправы   транспортными   средствами    и
   пассажирами  (пешеходами),  безопасность  движения  автомобилей  на
   переправах и подходах к ним.
       1.7.   На  каждую  переправу  должны  быть  разработаны  проект
   переправы  и,  с  учетом ее конструктивных особенностей  и  местных
   условий      перевозок,     правила     пользования     переправой,
   регламентирующие   порядок   пропуска   автомобилей   и   перевозки
   пассажиров, поведение водителей и пассажиров на переправе и т.д.
       Разделы   проекта  по  строительству  и  эксплуатации   ледовой
   переправы   разрабатываются   (или   корректируются)   ежегодно   с
   уточнением   интенсивности   движения,   пропускной    и    несущей
   способности переправы.
       Транспаранты  и  плакаты  с правилами должны  быть  установлены
   перед въездом на переправу.
       1.8.  В задачи эксплуатации ледовых переправ входят организация
   работы  переправы  с установлением режима работы в  течение  суток;
   укомплектование  переправы штатами, подготовка кадров  и  повышение
   их  квалификации,  решение вопросов оплаты  труда  и  материального
   стимулирования;  поддержание  установленного  режима   эксплуатации
   дорожных  знаков и инженерного оборудования переправы;  организация
   и  регулирование движения автотранспорта на переправах и подходах к
   ним;  контроль  за весовыми параметрами пропускаемых  по  переправе
   нагрузок.
       1.9.  Основные  задачи  текущего ремонта и  содержания  ледовых
   переправ:  следить  за  толщиной льда и  его  состоянием,  чистотой
   проезжей  части  на переправе и подходах, площадок для  пассажиров,
   исправным  состоянием  съездов  и конструкций  усиления,  проводить
   ремонт и замену отдельных поврежденных и изношенных элементов  этих
   конструкций,  которые  не  требуют  прекращения  работы  переправы,
   осуществлять заделку трещин в ледовом покрове.
       1.10. Обслуживающий персонал ледовых переправ обязан обеспечить
   безаварийную  и  бесперебойную работу переправы  в  соответствии  с
   утвержденными   графиками   работы,   ее   исправное    техническое
   состояние,  охрану и сохранность имущества, инвентаря, инструментов
   и  материалов  на переправе, правильную эксплуатацию, своевременное
   техническое  обслуживание,  ремонт и содержание  всех  конструкций,
   машин,   механизмов   и   устройств  переправы,   оказание   первой
   медицинской помощи.
   
                    2. Организация ледовых переправ
   
       2.1.  Ледовые  переправы на автомобильных дорогах организуют  в
   случаях  отсутствия  мостовых переходов,  невозможности  устройства
   паромной  переправы  в  зимний период и при образовании  на  водных
   преградах требуемого ледяного покрова.
       Выбор   трассы   переправы,  назначение   состава,   изыскание,
   проектирование   и  строительство  переправы,   ее   содержание   и
   эксплуатация   осуществляются  исходя  из   классификации   ледовых
   переправ.
       2.2. Ледовые переправы классифицируются:
       -    по    продолжительности    эксплуатации    -    регулярные
   (возобновляемые  на  одной и той же трассе каждую  зиму  в  течение
   ряда   лет),   временные  (возводимые  на   одну   зиму),   разовые
   (возводимые  для  одного пропуска колонны автомобилей  или  другого
   агрегата);
       - по расчетной интенсивности движения - переправы I категории с
   интенсивностью   движения  свыше  150  авт./сут.   (приведенных   к
   автомобилю  грузоподъемностью 5 тонн) и переправы  II  категории  с
   интенсивностью движения 150 авт./сут. и менее;
       -  по  типу водоема - переправы речные (с быстрым или медленным
   течением), озерные и морские;
       -  по солености водоема - переправы через пресные, соленые  или
   водоемы промежуточной солености;
       -  по  характеру ледяного покрова, используемого  для  движения
   транспортных средств:
       естественный  ледяной покров (с очисткой и без очистки  его  от
   снега);
       покров, утолщаемый намораживанием сверху;
       покров, утолщаемый намораживанием снизу;
       покров, утолщаемый одновременно с двух сторон;
       - по крутизне берегов водоема (90 промилле и более или менее);
       -  по длительности зимнего периода с устойчивыми отрицательными
   температурами;
       -  по  наличию усиления или армирования ледяного покрова и  его
   характеру и конструкции.
       2.3. На стадии организации ледовой переправы необходимо решение
   следующих вопросов:
       - определение состава переправы (см. п. п. 2.4 - 2.6);
       - предварительный выбор трассы переправы (см. п. п. 2.7 - 2.8);
       -  определение грузоподъемности ледяного покрова (см. п. п. 2.9
   - 2.11);
       - определение режима работы переправы (см. п. п. 2.12 - 2.13);
       -   решение   вопросов  финансирования  работ   по   изысканию,
   строительству и эксплуатации переправы (см. п. 2.14).
       2.4.  Ледовые  переправы  устраиваются  в  виде  двух  полос  с
   односторонним  движением  или в виде  одной  полосы  с  поочередным
   пропуском транспортных средств.
       Расстояние между осями полос должно быть не менее 100 м. Ширина
   полосы  устанавливается  на 5 м более ширины  наиболее  габаритного
   груза,   но   не  менее  20  м  для  переправ  нефтегазопромысловых
   зимников.
       2.5.  С  обеих сторон переправы необходимо предусматривать,  по
   возможности,  место  для устройства резервных полос  на  расстоянии
   100 м от основных.
       2.6. Назначение состава переправы (определение количества ниток
   переправы   и  порядка  пропуска  транспортных  средств   по   ним)
   производится  на основе расчета ее пропускной способности,  которая
   должна  отвечать  расчетной  интенсивности  движения  по  дороге  и
   составу транспортного потока.
       Перспективная  расчетная  суточная  интенсивность  движения   и
   состав  транспортного потока для ледовых переправ  определяется  на
   год ввода переправы в эксплуатацию.
       Расчет  пропускной  способности одной нитки паромной  переправы
   выполняется по методике, приведенной в Прил. 1.
       Если  одна нитка переправы не обеспечивает требуемую пропускную
   способность, то устраивают две и более нитки переправы.
       2.7.  При  определении  места переправы выбирают  берега  реки,
   промеряют   глубины  русла  и  толщины  льда,  а  также  определяют
   качество льда и состояние снежного покрова.
       В  месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны  от  оси
   трассы)  не  должно  быть  полыней, площадок  для  заготовки  льда,
   выходов  грунтовых  вод,  мест сброса  теплых  вод  электростанций,
   нагромождений торосов.
       Берега  следует выбирать по возможности пологие и  удобные  для
   подхода к реке и спуску на лед.
       2.8.  Ось  ледовой  переправы рекомендуется назначать  в  конце
   плеса,  выше  переката,  где лед более  однороден  по  структуре  и
   толщине.
       Трасса   ледовой   переправы   должна   быть   по   возможности
   прямолинейна и пересекать реку под углом не менее 45-.  Минимальный
   радиус  закругления  должен  быть не менее  60  м.  Съезды  на  лед
   необходимо устраивать с продольным уклоном не более 60 промилле.
       2.9.    При    организации   ледовой   переправы   на    стадии
   предварительных     проработок    следует     оценить     возможную
   грузоподъемность  переправы и требуемые меры по  усилению  ледяного
   покрова.  Толщину  льда на этой стадии можно  принимать  по  данным
   наблюдений  за  режимом  водоема  в  створе  переправы.   Расчетная
   нагрузка  принимается исходя из состава транспортного  потока  (см.
   п.    2.5).    Определение   грузоподъемности   ледовой   переправы
   производится по методике, изложенной в Прил. 2.
       2.10. При определении грузоподъемности  ледовой  переправы  по
   методике Прил. 2 следует различать: h   - требуемую толщину  льда,
                                        тр
   определяемую в зависимости от расчетной  нагрузки  для  кристально
   прозрачного  льда;  h - расчетную  толщину  льда,  определяемую  в
   зависимости от структуры ледяного покрова в створе переправы.
       2.11. При   соблюдении   условия   h > h     переправу   можно
                                               тр
   организовать по естественному льду. Для защиты поверхности льда от
   износа снежный покров сохраняют на толщину до 10 см при плотном  и
   до 15 см при рыхлом снеге или устраивают деревянный настил.
       При h < h   требуется усиление льда намораживанием (сверху или
                тр
   снизу) при стабильных отрицательных температурах  или  устройством
   настила.
       Толщина  намороженного  льда  и принятая  конструкция  усиления
   ледовой переправы должны соответствовать пропускаемой нагрузке.
       2.12. Режим (график) работы ледовых переправ в течение суток  и
   в  течение года определяется эксплуатирующими дорожными хозяйствами
   исходя  из  интенсивности движения, характера грузов,  их  значения
   для    хозяйства   региона,   межхозяйственных   связей    региона,
   возможности обеспечения этих связей по объездным дорогам  в  случае
   закрытия  движения  по переправе, обслуживаемых пассажиропотоков  и
   других   факторов   и   согласовывается   (утверждается)   местными
   (районными, областными) администрациями.
       2.13.  В  течение  суток  должна  быть  обеспечена  возможность
   круглосуточного   функционирования   переправы.   При    этом,    в
   соответствии с установленным для данной переправы графиком  работы,
   в  целях повышения безопасности перевозок пропуск транспорта общего
   пользования,   ведомственного   и   индивидуального   рекомендуется
   осуществлять: с 5 до 23 ч (18-часовой режим работы) или с 6  до  22
   ч  (16-часовой режим работы). В ночное время при этом режиме работы
   должен   предусматриваться  пропуск  автомобилей  милиции,   скорой
   медицинской  помощи, пожарной охраны, ГИБДД, служб  безопасности  и
   других при выполнении ими неотложных служебных заданий.
       При  интенсивном  движении по дороге  может  быть  предусмотрен
   круглосуточный график работы переправы.
       В  суточном  графике работы переправы должны быть предусмотрены
   перерывы для отдыха и приема пищи обслуживающим персоналом,  а  при
   невозможности перерывов - скользящий график отдыха и приема пищи  с
   осуществлением    соответствующих   подмен    лиц    обслуживающего
   персонала.
       2.14.  Финансирование изысканий, проектирования и строительства
   ледовых   переправ  осуществляется  на  основании   разрабатываемой
   подрядчиком    сметной   документации   на   выполняемые    работы.
   Финансирование  работ  по эксплуатации и ремонту  ледовых  переправ
   осуществляется  на  основании "Норм денежных  затрат  на  ремонт  и
   содержание  ледовых  переправ" (см.  Прил.  10)  в  зависимости  от
   состава переправы.
   
                    3. Изыскание ледовой переправы
   
       3.1.  После  предварительного выбора створа  ледовой  переправы
   через  водоем (см. п. п. 2.7 - 2.8) на стадии организации переправы
   или  в  процессе изысканий, проводимых при выборе трассы зимника  в
   целом,   приступают  к  детальному  изысканию  ледовой   переправы.
   Желательно  начать их летом и осуществить при этом сбор сведений  о
   режиме  водоема  и  характерных особенностях района  предварительно
   выбранного  створа переправы (по данным местной гидрометеослужбы  и
   других  соответствующих организаций, по результатам опроса жителей-
   старожилов и т.д.).
       3.2.  В начале зимы месторасположение створа уточняется сначала
   визуальным  осмотром с берега или с вертолета, а затем  обследуется
   изыскательской  группой в составе не менее  трех  человек  (см.  п.
   10.3).  При этом проверяется, чтобы вблизи места переправы не  было
   выхода  грунтовых  вод,  теплых сточных  вод,  наледей,  перекатов,
   близлежащих  мысов  основного берега водоема или  островов  на  его
   акватории,  больших перепадов уровней воды, значительных  скоростей
   течения.
       3.3.  Кроме  того, при уточнении и обследовании створа  ледовой
   переправы устанавливаются:
       -   возможность   использования   кратчайшего   расстояния   по
   поверхности  ледяного  покрова  и  торосистых  участков  реки  (где
   снежный покров меньше, а толщина льда вследствие этого больше);
       -  отсутствие  резкого изменения глубины  водоема  и  воздушной
   прослойки подо льдом при плохом сопряжении льда с берегом;
       -   возможности   сокращения  затрат  труда  и  материалов   на
   устройство  подъездных путей к переправе (к основным и  дублирующим
   полосам переправы);
       -  данные о сроках ледохода и ледостава, толщине льда, глубинах
   водоема   в  створе  переправы,  изменениях  температуры   воздуха,
   скоростях течения и т.д.
       3.4. При строительстве регулярных переправ в процессе изысканий
   необходимо:
       - проверить возможность использования ранее эксплуатировавшихся
   участков (без зависания льда у берега, трещин и пр.);
       -  проанализировать целесообразность строительства моста вместо
   переправы,  например,  при  больших неожиданных  колебаниях  уровня
   воды  в реке, при образовании покрова из нескольких тонких слоев  и
   т.д.
       3.5.  Створ  ледовой переправы через рыбохозяйственные  водоемы
   выбирается с учетом требований территориальных органов рыбоохраны.
       На  судоходных реках створ переправы согласовывается с одним из
   технических участков бассейнового управления пути.
       3.6.  Глубину  водоема со льда замеряют через  лунки  (п.  3.7)
   лотом  или  эхолотом,  толщину льда - градуированной  рейкой  (рис.
   3.1)   <*>,   радиолокационным  толщиномером  типа   "Зимник"   или
   "Плужник" или другим апробированным способом.
   ------------------------------------
       <*> Здесь и далее рисунки не приводятся.
   
       3.7.  Лунки  для  определения толщины ледяного покрова  следует
   бурить  на расстоянии 20 м от оси каждой полосы переправы,  включая
   резервные   полосы,  используя  по  возможности  мотобуры,   и   на
   расстоянии  от  10  до 50 м друг от друга в зависимости  от  ширины
   водной  преграды,  однородности ледяного покрова и  при  отсутствии
   резких  изменений  глубин водоема. При этом  крайние  лунки  должны
   отстоять  от  берегов не более 2 - 3 м. Диаметр лунок рекомендуется
   брать  размером  (6  + 0,1 x h) см, где h - предполагаемая  толщина
   покрова.
       3.8.  При  наличии в ледяном покрове полыней  (сквозных  или  с
   толщиной  льда в 2 раза меньше средней) трассу надо по  возможности
   поднять  выше по течению на расстояние не меньше 30 средних  толщин
   ледяного покрова.
       Если  в  лунках  для промера толщины льда вода заполняет  лунку
   менее  чем  на 0,9 толщины льда, устройство в этом месте  переправы
   не разрешается, так как возможно зависание льда.
       3.9.  Результаты  изысканий следует заносить в  соответствующую
   карточку инженерной разведки ледовой переправы (Прил. 3).
   
                      4. Проектирование переправы
   
       4.1.  На  каждую ледовую переправу должна быть разработана  вся
   необходимая   для  ее  строительства  и  последующей   эксплуатации
   проектная  документация. Проект ледовой переправы  должен  включать
   следующие разделы:
       4.1.1.   Определение  состава  ледовой  переправы,   включающий
   определение    расчетной   интенсивности    движения,    пропускной
   способности ледовой переправы (по методике, изложенной в Прил.  1),
   назначение  состава переправы, обеспечивающего требуемую пропускную
   способность.
       4.1.2.  Расчет  несущей  способности и  конструкций  переправы,
   включающий  определение  расчетных  нагрузок  на  ледовый   покров,
   прогноз  состояния  льда на трассе переправы,  определение  несущей
   способности  льда  и  назначение типа переправы:  по  естественному
   льду,  по  усиленному  намораживанием  льду,  по  льду,  усиленному
   деревянным  настилом,  разработку  конструкций  сопряжений  ледовой
   переправы с берегом.
       4.1.3.  Организация строительства ледовой переправы, включающий
   вопросы    подготовки   материалов   и   конструкций   до    начала
   строительства  переправы,  сроков, технологии  выполнения  работ  и
   требуемых машин и механизмов, организации работ.
       4.1.4.  Организация  движения на ледовой переправе,  включающий
   вопросы  организации пропуска транспорта и перевозки пассажиров  по
   переправе,   организации   движения  на   переправе,   оборудования
   переправы  дорожными знаками и средствами регулирования  движением,
   инженерного оборудования переправы в соответствии с требованиями  и
   рекомендациями разд. 8.
       4.1.5. Защита окружающей среды, регламентирующий вопросы охраны
   окружающей  среды при выполнении работ по строительству  переправы,
   при  эксплуатации и ремонте переправы в соответствии с требованиями
   и рекомендациями разд. 9.
       4.1.6. Охрана труда и техника безопасности при выполнении работ
   по  строительству,  ремонту  и  эксплуатации  ледовой  переправы  в
   соответствии с требованиями и рекомендациями разд. 10.
       4.1.7.  Объемы  и  стоимости  работ  по  строительству  ледовой
   переправы.
       4.2.  Створ  переправы  и  подходы  к  ней  согласовываются   с
   областной  (районной) администрацией для оформления акта  выбора  и
   отвода земли.
       Проектную   документацию  на  строительство  ледовых   переправ
   необходимо согласовывать:
       - с территориальными органами Госкомэкологии и рыбоохраны;
       - с территориальными органами по водному хозяйству Министерства
   природных ресурсов Российской Федерации;
       -  на  судоходных  реках с техническими участками  бассейнового
   управления пути.
       Организация перевозки пассажиров на переправе согласовывается с
   областной (районной) администрацией.
       4.3.  Основные результаты проектирования переправы должны  быть
   отражены в паспорте ледовой переправы по форме Прил. 6.
       4.4.  На переправу должны быть составлены профили русла по двум
   сторонам  каждой полосы движения переправы (по лункам) с  указанием
   толщины льда, снежного покрова и снегового льда.
       4.5.  Съезды  к переправам должны быть плавными, с  уклоном  не
   более 60 промилле. Конструкция переходного участка переправы на  ее
   съезде  (выезде) должна иметь достаточную прочность, обеспечивающую
   требуемую грузоподъемность, при спаде и подъеме уровня воды в  реке
   (озере).
       4.5.1. При h > h   (см. п. п. 2.10 - 2.11 и Прил. 2)  в  месте
                       тр
   сопряжения  его  с  берегом  рекомендуется  наморозить  слой  льда
   толщиной до 1,5 м (рис. 4.1). Зачастую это позволяет снизить объем
   земляных работ на съезде.
       4.5.2. При h < h   (см. п. п. 2.10 - 2.11 и Прил. 2) у  берега
                       тр
   и  в  случаях  зависания  льда  необходимо  передать  давление  от
   переправы на грунт путем устройства  свайного  съезда  (рис. 4.2).
   При этом в качестве  опор  и  продольного  настила  следует  брать
   деревянные балки диаметром 20 см  и  более - согласно  расчету  на
   прочность при условии согласования с бассейновым управлением пути.
       В  процессе  проектирования переправы следует  проанализировать
   необходимость и возможность углубления и спрямления  русла  реки  у
   створа  переправы.  Возможность  и условия  производства  работ  по
   углублению  и  спрямлению русла у створа переправы  определяются  с
   участием  органов  рыбоохраны  по согласованию  с  территориальными
   органами Госкомэкологии России.
       4.6.  При необходимости усиления ледяного покрова выбирают один
   из  возможных вариантов: намораживание сверху, намораживание снизу,
   усиление   деревянным   колейным  настилом  или   комбинацию   этих
   вариантов в зависимости от условий переправы.
       4.7.  Намораживание льда сверху производят на величину  до  0,3
   толщины  основного  льда,  чтобы не  нарушить  тепловое  равновесие
   между  температурами  воды и воздуха. Намороженный  сверху  лед  по
   прочности приравнивается к прочности мутного льда.
       4.7.1.  При  намораживании сверху поверхность льда  очищают  от
   снега   на   ширину  30  -  40  м.  Намораживание  сверху   следует
   предусматривать слоями толщиной 3 - 5 см, чтобы они успели  надежно
   промерзнуть  и набрать запас холода. По краям намораживаемого  слоя
   надо  уложить  рейки или жерди и обложить их снаружи  утрамбованным
   смоченным  снегом.  При  намораживании следующего  слоя  эти  рейки
   (жерди)  надо  переставить, создав при этом  откос  порядка  12-  с
   заложением  сторон  1:5  (рис. 4.3).  Взамен  реек  (жердей)  можно
   применять валики из мокрого снега высотой 20 - 30 см.
       Толщина  намораживаемого за сутки льда зависит  от  температуры
   воздуха:
   
   -----------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
   ¦t, -C           ¦-10    ¦-15    ¦-20    ¦-25    ¦-30    ¦-35    ¦
   +----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦h, см/сут.      ¦7,5    ¦9,0    ¦11,5   ¦14,5   ¦16,5   ¦19,0   ¦
   L----------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
   
       Для   предохранения   льда   от  износа   при   соответствующем
   обосновании   возможно   устройство  деревянного   настила,   доски
   которого вморожены в лед.
       Процесс намораживания ускоряется укладкой на очищенный от снега
   ледяной покров кусков льда, мелкого ледяного щебня.
       4.7.2.  Значительного ускорения процесса намораживания ледяного
   покрова  сверху  можно  добиться методом льдодождевания  с  помощью
   передвижных установок типа "Град" (Прил. 4). Этот метод основан  на
   интенсивном  промораживании капель водяной струи при температуре  -
   15  -C и ниже. При правильно отрегулированных установках 55% капель
   успевает  замерзнуть в воздухе и падает в виде градинок (фирна),  а
   остальная  часть в виде воды заполняет пустоты между  градинками  и
   обеспечивает  создание ледяного монолита плотностью до  0,9  г/куб.
   см (у чистого фирна плотность около 0,65 г/куб. см).
       4.7.3.  Время, необходимое для намораживания расчетной  толщины
   льда послойным наливом, можно определить по табл. 4.1.
   
                                                           Таблица 4.1
   
   ----------------T------------------------------------------------¬
   ¦Скорость ветра,¦   Толщина льда, образующегося в течение 1 ч,   ¦
   ¦      м/с      ¦        см, при температуре воздуха, -C         ¦
   ¦               +------T------T------T------T------T------T------+
   ¦               ¦  -4  ¦  -5  ¦ -10  ¦ -15  ¦ -20  ¦ -25  ¦ -30  ¦
   +---------------+------+------+------+------+------+------+------+
   ¦0              ¦ 0    ¦ 0    ¦ 0,5  ¦ 1,0  ¦ 1,5  ¦ 2,0  ¦ 2,0  ¦
   +---------------+------+------+------+------+------+------+------+
   ¦1              ¦ 0    ¦ 0    ¦ 0,7  ¦ 1,2  ¦ 1,8  ¦ 2,5  ¦ 3,0  ¦
   +---------------+------+------+------+------+------+------+------+
   ¦3              ¦ 0    ¦ 0,1  ¦ 0,9  ¦ 1,5  ¦ 2,5  ¦ 3,5  ¦ 4,5  ¦
   +---------------+------+------+------+------+------+------+------+
   ¦5              ¦ 0,1  ¦ 0,3  ¦ 1,1  ¦ 2,0  ¦ 3,0  ¦ 4,0  ¦ 5,5  ¦
   +---------------+------+------+------+------+------+------+------+
   ¦7              ¦ 0,3  ¦ 0,5  ¦ 1,5  ¦ 2,5  ¦ 3,5  ¦ 5,0  ¦ 6,5  ¦
   +---------------+------+------+------+------+------+------+------+
   ¦10             ¦ 0,5  ¦ 1,0  ¦ 2,0  ¦ 3,0  ¦ 4,0  ¦ 6,0  ¦ 6,0  ¦
   L---------------+------+------+------+------+------+------+-------
   
       4.8.   Наморожение  льда  снизу  рекомендуется  при  устойчивых
   среднесуточных  температурах воздуха  ниже  -15  -C.  По  прочности
   намороженный  снизу  лед  приравнивается  к  прочности  прозрачного
   льда.
       4.8.1.  При  намораживании снизу поверхность  льда  очищают  от
   снега  на  ширину  30  -  40  м. Время для  намораживания  льда  до
   требуемой толщины может быть определено по формуле:
   
                                     1,62    1,62
                             0,7 x (h     - h    )
                                     тр
                      t    = ---------------------,             (4.1)
                       нам            t
                                       ср.сут.
   
       где:
       h   - требуемая толщина льда, см;
        тр
       h - фактическая толщина льда, см;
       t        - среднесуточная температура воздуха по прогнозу, -C.
        ср.сут.
       4.8.2. Намораживание ледяного покрова снизу отработано также  с
   помощью  наклонных  термосифонов (рис. 4.4), состоящих  из  гладкой
   трубы  и ребристого конденсатора, внутри которых циркулирует фреон,
   не  входящий  в  список А прил. 1 к Положению  о  порядке  ввоза  в
   Российскую    Федерацию   и   вывоза   из   Российской    Федерации
   озоноразрушающих  веществ и содержащей их продукции,  утвержденному
   Постановлением  Правительства Российской Федерации  от  08.05.96  N
   563.  Возможно также применение керосиновых свай либо термосифонов,
   внутри  которых циркулирует керосин. В процессе внедрения находятся
   и другие устройства для этой цели.
       Применение  всех этих устройств допускается только при  условии
   обеспечения    их    герметичности   и   после    согласования    с
   территориальными органами рыбоохраны.
       4.8.3.  Ориентировочное время естественного нарастания  толщины
   льда  можно  также определять по графику на рис. 4.5 или  по  табл.
   4.2.
   
                                                           Таблица 4.2
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦    Среднесуточная    ¦       Начальная толщина льда, см        ¦
   ¦ температура воздуха, +-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
   ¦          -C          ¦  5  ¦ 10  ¦ 20  ¦ 30  ¦ 40  ¦ 50  ¦ 60  ¦
   ¦                      +-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦                      ¦  Увеличение толщины льда за сутки, см   ¦
   +----------------------+-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
   ¦-10                   ¦ 6,3 ¦ 3,6 ¦ 2,8 ¦ 2,1 ¦ 1,5 ¦ 1,1 ¦ 0,7 ¦
   +----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦-15                   ¦ 8,3 ¦ 5,2 ¦ 3,9 ¦ 2,8 ¦ 2,0 ¦ 1,4 ¦ 1,0 ¦
   +----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦-20                   ¦ 9,5 ¦ 6,5 ¦ 5,0 ¦ 3,6 ¦ 2,6 ¦ 1,6 ¦ 1,2 ¦
   +----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦-25                   ¦11,1 ¦ 8,1 ¦ 5,9 ¦ 4,2 ¦ 2,9 ¦ 1,8 ¦ 1,4 ¦
   +----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦-30                   ¦12,3 ¦ 9,2 ¦ 6,8 ¦ 4,8 ¦ 3,3 ¦ 2,1 ¦ 1,6 ¦
   +----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦-35                   ¦13,1 ¦10,1 ¦ 7,3 ¦ 5,2 ¦ 3,7 ¦ 2,3 ¦ 1,7 ¦
   L----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------
   
       4.9.  При соответствующем обосновании и согласовании с органами
   Госкомэкологии и рыбоохраны для усиления льда может  быть  применен
   колейный  деревянный  настил. Рекомендуется  конструкция  колейного
   настила,   приведенная  на  рис.  4.6.  Поперечины  укладывают   по
   выровненной   поверхности   льда  и  по  возможности   вмораживают.
   Деревянный настил повышает грузоподъемность льда толщиной 20  -  40
   см до массы 20 - 25 т.
       4.10.  На  ледовых переправах необходимо устанавливать дорожные
   знаки,  показывающие установленную на данный день  грузоподъемность
   ледяного  покрова,  скорость движения автомобилей,  интервал  между
   ними,  часы  разрешенного  проезда по  переправе,  заблаговременную
   предупредительную   надпись   о   переправе.   Все   знаки   должны
   устанавливаться  в  соответствии  с  рекомендациями   разд.   8   и
   требованиями   действующих  нормативных  документов  по   установке
   дорожных  знаков,  схема расстановки знаков и организации  движения
   на  переправе должна быть согласована с областным (территориальным)
   ГИБДД.
       4.11.  Для обогрева обслуживающего переправу персонала, шоферов
   и  пассажиров  должны  быть организованы  у  въездов  на  переправу
   стационарные, а при необходимости и передвижные пункты  обогрева  с
   запасом  воды  для  людей  и для заправки  двигателей  транспортных
   средств, обслуживающих переправу.
       4.12. По обеим сторонам переправы на расстоянии 0,5 м от обочин
   должны  стоять хорошо заметные ограничительные вешки  с  интервалом
   между  ними  15  -  20  м.  При возможности  их  следует  покрывать
   светоотражающей пленкой.
       4.13.   Переправы  должны  быть  оборудованы  средствами  связи
   (радио,  телефон и т.д.) между контрольно-пропускными  пунктами  на
   берегах, службой наблюдения за переправой.
   
                       5. Строительство переправ
   
       5.1.  После окончания разработки и утверждения проекта  ледовой
   переправы  издается приказ о ее строительстве, в котором необходимо
   указать  руководителя строительства, перечислить состав бригад  или
   звеньев,  приданной им техники, основные сроки выполнения  работ  в
   соответствии   с   разделом   организации   строительства   проекта
   переправы,  порядок  финансирования работ и премирования  персонала
   за   отличное  выполнение,  порядок  проверки  знаний  по   технике
   безопасности,  состав комиссии по приемке переправы в  эксплуатацию
   и порядок приемки.
       Основные проектные характеристики переправы заносятся в паспорт
   ледовой переправы (Прил. 6).
       5.2. Строительство ледовой переправы целесообразно осуществлять
   в два этапа:
       -  на  первом этапе - летом - необходимо выполнить  весь  объем
   подготовительных  работ  по  подготовке  инженерного   оборудования
   переправы,  дорожных знаков, необходимой техники  и  материалов,  а
   также  по возможности выполнить все строительные работы на подходах
   к переправе;
       -  на  втором этапе - после ледостава и наступления  устойчивых
   морозов  -  следует в возможно более короткие сроки  выполнить  все
   основные работы по строительству и обустройству переправы.
       5.3. На первом этапе строительства ледовой переправы необходимо
   провести следующие работы:
       - устройство подходов к переправе, включая основные и резервные
   полосы движения;
       - устройство съездов к переправе;
       - углубление, а в отдельных случаях и спрямление русла реки (на
   судоходных   реках   при   условии   согласования   с   бассейновым
   управлением пути);
       - подготовку механизмов для работы на ледяном покрове зимой;
       - заготовку указательных знаков и ориентирующих вех;
       - закрепление створа переправы;
       - заготовку элементов конструкций сопряжения ледяного покрова с
   берегом.
       5.4.  Русло  реки  углубляют прежде  всего  на  перекатах  (для
   снижения скорости воды в реке и предотвращения образования  крупных
   наледей).  Для  этого  при  малых глубинах используют  бульдозерные
   отвалы  или специальные навесные приспособления на мощных тракторах
   с  уширенными  гусеницами. Наиболее крупные  валуны  удаляются,  по
   возможности, на выброс.
       5.5.  Работы  второго этапа начинают с установки  по  береговым
   створам   ориентирующих  вех  и  контрольного   промера   по   всей
   намеченной  трассе  толщин  льда  и  глубин  воды  под   ним.   При
   необходимости направление трассы корректируют и промеры повторяют.
       Для ускорения ледостава ниже по течению реки (на 150 - 200 м от
   створа   переправы)  с  одного  берега  на  другой   на   поплавках
   натягивают трос или боны для остановки шуги.
       5.6. После этого:
       - очищают поверхность льда от снега;
       -  срезают  ледорезной машиной (Прил. 5), бульдозерным  отвалом
   или отбойным молотком наплывы льда и торосов;
       -  односторонне или двусторонне наращивают ледяной  покров  или
   усиливают его колейным настилом;
       - заменяют ориентирующие вехи маркированными;
       - устанавливают утепленные "колпаки" над лунками;
       -  устанавливают  дорожные знаки, шлагбаумы и  другие  средства
   инженерного оборудования переправы.
       5.7. Очистка рабочей полосы переправы от снега допускается  при
   толщине  льда  не менее 15 см вручную, механизированная  очистка  -
   при  толщине  льда,  допускающей продвижение снегоочистителей  (см.
   табл.  П.2.1  и П.2.2 Прил. 2). Для тепловой и механической  защиты
   ледяного   покрова  на  его  поверхности  следует  оставлять   слой
   уплотненного снега толщиной 3 - 5 см.
       5.8.  Снежным  отвалам,  образовавшимся  при  снегоочистке   на
   ледяном  покрове,  следует  придавать  уклон  не  менее  6-,  чтобы
   предотвратить концентрацию напряжений по их кромкам.
       5.9.  От  небольших  и  средних торосов и неровностей  наиболее
   эффективно  ледяной покров очищается специальными ледово-фрезерными
   машинами   конструкции  Горьковского  политехнического   института,
   например    типа    ЛФМ-ГПИ-41   на    базе    автомобиля    ГАЗ-47
   производительностью 90 куб. м/ч льда при неровностях  до  1,5  м  с
   массой 1,7 т (Прил. 5).
       5.10.  После  промеров толщины льда по обеим  сторонам  рабочей
   полосы  трассы  и  занесения  их  в паспорт  переправы  (в  разделы
   "Контрольные   замеры"   и   "Замечания   комиссии")   определяется
   необходимая расчетная толщина ледяного покрова и на основе этого  -
   толщина слоя, подлежащего намораживанию.
       5.11.   Перед  послойным  намораживанием  переправы  необходимо
   сделать ограждение полосы. При использовании установок типа  "Град"
   потребность в таком ограждении отпадает.
       5.12.  При  послойном  намораживании следует  руководствоваться
   требованиями  и  рекомендациями, содержащимися в проекте  переправы
   (см. разд. 4).
       5.13.   Для   контроля   толщины   намороженного   слоя   можно
   ориентироваться   на   сделанные  яркой   краской   полосы   вокруг
   маркированных  вех.  В  промежутках  между  вехами   толщина   слоя
   определяется визуально.
       5.14.  При  послойном  намораживании  каждый  последующий  слой
   намораживают  только  после полного промерзания  предыдущего  слоя.
   Качество  промерзания проверяется выборочно сверлением  контрольных
   несквозных лунок.
       5.15.  При наморожении с помощью установок типа "Град"  следует
   ориентироваться   на  табл.  П.4.2  Прил.  4  и  на   нижеследующие
   дополнительные указания.
       5.16.  При  интенсивных  снегопадах  на  нанесенный  установкой
   "Град"    непромерзший    слой   льда    рекомендуется    проводить
   кратковременное   льдодождевание,  чтобы  промочить   и   уплотнить
   падающий снег.
       5.17.  В  начале процесса намораживания установками "Град"  при
   еще  тонком  ледяном покрове агрегаты следует ставить на деревянные
   щиты  безопасности,  располагаемые вдоль оси  агрегата,  по  одному
   щиту 4,0 x 0,6 x 0,05 м под каждое колесо.
       5.18.  Агрегат  "Град"  по  оси переправы  (рис.  5.1)  вначале
   движется  по  естественному льду, нанося слои льда позади  себя,  а
   затем   по   намороженному   льду.   Расстояния   между   позициями
   льдонаморожения  следует  выбирать так,  чтобы  перекрываемые  зоны
   были не менее 5 м и не оставалось непромороженных участков.
       5.19. При движении агрегата по ледяному покрову на расстоянии 3
   -  4 м вдоль обочины (рис. 5.2, "а", "б", "в") агрегат намораживает
   слои  соответственно  "от  себя", "на себя"  и  сбоку.  При  выборе
   каждого  из  этих вариантов следует исходить из условия  совпадения
   направления струи с направлением ветра.
       5.20.  На  малых  реках  шириной до 200 м льдодождевание  можно
   вести  с  берега при еще недостаточной толщине покрова:  сначала  с
   одного   берега,   затем   с  другого,  а   потом   уже   продолжая
   намораживание со льда.
       5.21.  Для  подачи  воды к агрегату "Град"  на  каждой  позиции
   стоянки  агрегата делают временную лунку размером на  10  -  15  см
   более  диаметра  всасывающего патрубка. По окончании  работы  около
   нее  ставится временная веха, а сама она заполняется колотым  льдом
   и замораживается за одно целое с окружающим ее покровом.
       Всасывающие   патрубки  намораживающих  машин  и   водозаборных
   агрегатов   оборудуются   рыбозащитными   устройствами,    тип    и
   конструкция  которых  в  каждом  конкретном  случае  выбираются   в
   зависимости от рыбохозяйственной характеристики водоема.
       5.22.  При  намораживании на ледяной  покров  снизу  с  помощью
   наклонных  термосифонов (см. п. 4.8.2 и рис. 4.4) после очистки  от
   снега    и    установки    вех   работы   ведутся    в    следующей
   последовательности:
       - раскладывают и скрепляют друг с другом продольные лежни;
       -  раскладывают на льду на расстоянии 2 м друг от друга  и  под
   углом 45- к оси переправы наклонные термосифоны;
       -   каждый  термосифон  устанавливают  на  лед  глухим   концом
   испарителя,   средней  частью  -  на  лежень,   конденсатор   -   в
   вертикальное положение;
       -  наклонно  установленный  на льду  испаритель  прикрепляют  к
   ледяному покрову стальными скобами;
       -  полосу  переправы  с  установленными термосифонами  послойно
   заливают водой.
       5.23.  Если при выборе трассы не удалось обойти полынью,  то  в
   процессе  возведения переправы ее перекрывают пластмассовой  сеткой
   (которой   придан   прогиб,  равный  толщине   ледяного   покрова),
   заполняют  ледяным  щебнем, послойно замораживают.  При  отсутствии
   пластмассовой  сетки устраивают перехват в виде  протянутых  крест-
   накрест  через полынью жердей, соединенных между собой  проволокой,
   или в виде тросов, закрепленных за вмороженные в лед колья.
       5.24.  Строительство ледовой переправы заканчивается установкой
   дорожных   знаков,   шлагбаумов  и   других   средств   инженерного
   оборудования  переправы  в  соответствии  с  разделом  проекта   по
   организации движения.
   
         6. Испытание и сдача ледовых переправ в эксплуатацию
   
       6.1.    По    окончании    строительства   ледовой    переправы
   осуществляется  ее  сдача  в  эксплуатацию  (см.   п.   6.8),   что
   отражается в паспорте ледовой переправы.
       По  окончании  строительства  и во время  эксплуатации  ледовой
   переправы    допускаемая    грузоподъемность    ледяного    покрова
   определяется по данным Прил. 2.
       6.2.  Перед  сдачей  ледовой  переправы  в  эксплуатацию,   при
   определении   ее   грузоподъемности  в  диапазонах   нагрузок   для
   гусеничных  машин  массой свыше 60 т и для  колесных  машин  массой
   свыше   40  т,  при  решении  вопроса  о  провозе  сверхнормативной
   нагрузки  в  соответствии  с указаниями,  изложенными  в  Прил.  2,
   производится   провоз  по  переправе  контрольного  блока   массой,
   увеличенной на 10% от номинального значения нагрузки.
       6.3.    Провоз   контрольного   блока   должен   сопровождаться
   определением  прогибов ледяного покрова. При этом следует  иметь  в
   виду,   что   если  деформации  получаются  упругими  и   полностью
   восстанавливаются   после  эксперимента,  то  переправа   считается
   принятой  на  заданную  грузоподъемность.  При  наличии  остаточных
   пластических  деформаций  более  5%  от  толщины  льда  эксперимент
   прекращается, ледяной покров следует усилить.
       6.4.   Наличие  при  этом  трещин  само  по  себе  не  является
   противопоказанием  проверки  и эксплуатации  переправы  (см.  табл.
   6.1),  но  оно свидетельствует об изменении режима работы  ледяного
   покрова   под   влиянием   внешней   нагрузки   или   температурных
   расширений.
   
                                                           Таблица 6.1
   
   -------------------------------T---------------------------------¬
   ¦    Характер деформаций и     ¦   Наиболее вероятные причины    ¦
   ¦ повреждений ледяного полотна ¦    возникновения повреждений    ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦Радиальные трещины на значите-¦Значительно превышены допустимые ¦
   ¦льной площади ледяного покрова¦для данного покрова нагрузки. Лед¦
   ¦                              ¦работал не в упруговязкой стадии ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦Продольные трещины значитель- ¦Резкие колебания температур      ¦
   ¦ного протяжения, образующиеся,¦на обрезе полотна ("холодный"    ¦
   ¦как правило, на границе рас-  ¦расчищенный от снега лед и менее ¦
   ¦чищаемого от снега ледяного   ¦"холодный" лед под снежным       ¦
   ¦полотна и льда со снежным     ¦покровом)                        ¦
   ¦покровом                      ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦Проломы - местные разрушения  ¦Участки с висячим льдом (лед     ¦
   ¦ледяного покрова              ¦покоится не на воде; между льдом ¦
   ¦                              ¦и водой имеется воздушная        ¦
   ¦                              ¦прослойка)                       ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦Наплывы, бугры наледного      ¦Вспучивание льда водой, зажатой  ¦
   ¦происхождения                 ¦в замкнутом пространстве. Разрывы¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное