Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 15.08.2003 N 1163-Р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2003 2005 ГОДЫ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
       повышение эффективности  на основе роста конкурентоспособности
   производства     и     формирования     развитых     рынков      в
   агропродовольственном секторе;
       поддержка развития  сельской  местности  на  основе  повышения
   финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей,
   а  также  диверсификации источников занятости и увеличения доходов
   сельского населения;
       создание механизма  ускоренного  развития  производства мяса и
   молока, другой животноводческой продукции;
       повышение доступности  и   безопасности   продовольствия   для
   российских граждан;
       сохранение и воспроизводство природных ресурсов,  используемых
   в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.
       Для реализации данных целей необходимо принятие следующих мер:
       разработка пакета   документов   для   реализации   земельного
   законодательства;
       правовое и  организационное  обеспечение  создания  и развития
   ипотечного кредитования в сельском хозяйстве;
       завершение приватизации в агропромышленном секторе, сокращение
   количества государственных предприятий, учреждений и организаций в
   агропромышленном комплексе;
       правовое обеспечение   вертикальной   интеграции   в  аграрном
   секторе;
       содействие экспорту    российской    продукции,     устранение
   административных  и  рыночных  барьеров  в торговле,  гармонизация
   стандартов  и   создание   системы   сертифицирования   продукции,
   соответствующей  международным требованиям,  продолжение работы по
   аккредитации сертификационных организаций за рубежом,  оптимизация
   транспортного   тарифа   для   экспортеров   агропродовольственной
   продукции,   отстаивание   политических    интересов    российских
   экспортеров,   совершенствование   нормативно-правовых  механизмов
   контроля безопасности и регулирования качества продукции;
       защита внутреннего       продовольственного      рынка      от
   недобросовестной конкуренции;
       обеспечение интересов   отечественного  агропродовольственного
   сектора  в  процессе  вступления  России  во  Всемирную   торговую
   организацию   и   создание   эффективной   системы   регулирования
   продовольственных рынков;
       развитие системы   информации   об  агропромышленном  секторе,
   проведение  сельскохозяйственной   переписи,   внедрение   системы
   мониторинга;
       правовое и организационное  содействие  формированию  рыночных
   институтов   и   инфраструктуры,  в  частности  системы  складских
   расписок,  бирж,   страхования   рисков   в   сельскохозяйственном
   производстве,  содействие  созданию саморегулируемых организаций в
   аграрном секторе;
       совершенствование системы          программ          поддержки
   агропродовольственного   сектора   за   счет   бюджетных  средств,
   нацеленное на повышение результативности  использования  бюджетных
   средств, на  приведение  системы мер в соответствие с требованиями
   Соглашения по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ;
       повышение прозрачности   расходов,   переход   к   эффективным
   механизмам распределения бюджетных средств, обеспечение отраслевой
   адресности субсидий;
       оптимизация расходов   федерального   бюджета   на   программы
   поддержки   агропродовольственного  сектора  с  целью  обеспечения
   эффективного разделения   полномочий    между    федеральными    и
   региональными органами власти при проведении агропродовольственной
   политики для обеспечения равных условий торговли  на  национальном
   рынке  и  сохранения  единого  экономического пространства на всей
   территории Российской Федерации;
       создание механизма  оперативного регулирования основных рынков
   продукции агропромышленного     комплекса,     регламентация     и
   совершенствование механизмов рыночных интервенций;
       продолжение реализации   программы   финансового  оздоровления
   сельского   хозяйства   и   разработка   механизмов    банкротства
   сельскохозяйственных производителей;
       совершенствование единого     сельскохозяйственного     налога
   (использование чистого дохода в качестве  базы  налогообложения  и
   введение    добровольности   использования   налога   большинством
   товаропроизводителей);
       реализация Федеральной  целевой программы "Социальное развитие
   села до 2010 года";
       формирование механизмов   создания  альтернативных  источников
   занятости  населения  и  повышения  уровня  его   профессиональной
   подготовки,    поддержки    экономической   активности   сельского
   населения;
       завершение передачи   объектов   социальной  инфраструктуры  с
   балансов сельскохозяйственных  предприятий,  создание  эффективных
   механизмов финансирования инженерной и социальной инфраструктуры в
   сельской местности,  включая участие сельских жителей  в  развитии
   социальной и инженерной инфраструктуры;
       повышение эффективности   научного    обеспечения    аграрного
   сектора.
   
             6. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
   
       Обеспечение конкурентоспособности  страны  и  высоких   темпов
   экономического роста требуют значительного повышения эффективности
   социальной  политики,  формирования  развитого  рынка   социальных
   услуг, улучшения  качества  жизни.  Наряду   с   решением   задач,
   связанных  с  поддержкой  малоимущих  слоев населения,  смягчением
   возможных    негативных     последствий     реформ,     улучшением
   демографической  ситуации,  социальная  политика должна обеспечить
   формирование факторов,  влияющих на рост российской экономики. Эта
   задача  реализуется  путем наиболее полного вовлечения в экономику
   трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан.
       Особое внимание будет уделено:
       развитию и  рациональному  использованию  трудового потенциала
   общества;
       выравниванию экономических  возможностей и усилению социальной
   мобильности за счет доступности современного образования;
       поддержке социально   уязвимых   слоев   населения,  улучшению
   пенсионного обеспечения,  дальнейшему  совершенствованию  адресной
   социальной  помощи,  упорядочению  системы  социальных  пособий  и
   льгот, организации отдыха и оздоровления детей;
       обеспечению роста  денежных  доходов населения и уменьшению их
   дифференциации   на   основе    увеличения    заработной    платы,
   сопровождаемого   ростом   производительности   труда,   повышению
   заработной платы в бюджетной сфере;
       созданию условий    для   эффективной   занятости   населения,
   обеспечению баланса спроса и предложения на рынках  труда,  в  том
   числе   на  основе  повышения  качества,  конкурентоспособности  и
   мобильности рабочей силы;
       сокращению масштабов    бедности    на    основе   обеспечения
   эффективной занятости населения, повышению финансовой устойчивости
   пенсионной системы, персонификации социальной помощи;
       формированию системы    дополнительного     негосударственного
   социального страхования как фактора социальной стабильности;
       внедрению новых  методов  финансирования бюджетных учреждений,
   расширению их хозяйственной самостоятельности и  созданию  условий
   для  повышения  качества  и разнообразия предоставляемых гражданам
   социальных услуг;
       взаимодействию со структурами гражданского общества в вопросах
   финансирования  и  предоставления  социальных  услуг,  контроля их
   качества,  обеспечению  адресной  поддержки   социально   уязвимых
   граждан;
       стимулированию социально       ответственного        поведения
   представителей российского бизнеса.
       Решение этих  задач  может   быть   обеспечено   при   условии
   кардинального  повышения  эффективности работы отраслей социальной
   сферы и   оптимизации  использования  государственных  ресурсов  в
   интересах граждан - потребителей социальных услуг.
       В частности,   необходимо   расширить    применение    методов
   финансирования   по  принципу  "деньги  следуют  за  потребителем"
   (подушевое финансирование,  страховые  механизмы,  государственный
   социальный заказ).
       Одновременно с изменением  системы  финансирования  учреждений
   социальной    сферы    необходимо   расширить   их   хозяйственную
   самостоятельность,  повысить ответственность перед потребителем за
   предоставляемые  услуги,  осуществить  переход  к  оплате по факту
   предоставления ими конкретных социальных услуг.
       В среднесрочной перспективе необходимо законодательно оформить
   новые  организационные  формы  организаций социальной сферы внутри
   государственного  и  муниципального  секторов  экономики,  которые
   позволят  улучшить  качество  предоставляемых населению социальных
   услуг,  повысить  эффективность   и   прозрачность   использования
   бюджетных средств.
       Сложившаяся неблагоприятная  демографическая  ситуация требует
   также принятия   мер,   направленных   на   реализацию   Концепции
   демографического  развития  Российской Федерации на период до 2015
   года, основанной на следующих принципах:
       стабилизация рождаемости и укрепление семьи;
       улучшение состояния     здоровья     населения,     увеличение
   продолжительности  жизни,  снижение предотвратимой,  в особенности
   преждевременной, смертности населения.
   
                  6.1. Реформирование здравоохранения
   
       Целью государственной политики на период до 2005 года является
   улучшение  состояния  здоровья  населения  на  основе  обеспечения
   доступности качественной медицинской помощи.
       В этих целях необходимы:
       обеспечение сбалансированности     объемов     государственных
   гарантий в области предоставления населению бесплатной медицинской
   помощи,   лекарственного  обеспечения  и  финансовых  возможностей
   государства;
       формирование института защиты  прав  пациентов  и  медицинских
   работников;
       проведение структурных      преобразований      в      системе
   здравоохранения с целью оптимизации сети  лечебно-профилактических
   учреждений,  выведение  из системы государственного финансирования
   не   обеспеченных   финансами    мощностей    государственных    и
   муниципальных   организаций   здравоохранения,   совершенствование
   бюджетного законодательства Российской Федерации в целях правового
   обеспечения     хозяйственной     самостоятельности    организаций
   здравоохранения;
       реформирование системы обязательного медицинского страхования,
   включая разработку механизмов мобилизации  финансовых  средств  на
   обязательное  медицинское  страхование работающего и неработающего
   населения,  совершенствование  организационной  основы  управления
   средствами   системы   обязательного  медицинского  страхования  и
   контроля  за  их  целевым   использованием,   а   также   процедур
   лицензирования и   регулирования  деятельности  страховщиков,  что
   позволит    повысить    эффективность    использования     средств
   обязательного медицинского страхования;
       внедрение новых механизмов финансового обеспечения  реализации
   программ  обязательного  медицинского  страхования,  основанных на
   привлечении  в  систему  обязательного  медицинского   страхования
   дополнительных  финансовых  средств  бюджетов субъектов Российской
   Федерации и средств  федерального  бюджета  на  основе  заключения
   соглашений   при   усилении   контроля  за  расходованием  средств
   обязательного медицинского страхования,  что  позволит  обеспечить
   реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь;
       завершение перехода   к   преимущественно   страховой    форме
   мобилизации  финансовых  средств,  а  также  к подушевому принципу
   финансирования здравоохранения,  что позволит направить финансовые
   средства   в   систему   обязательного   медицинского  страхования
   и экономически стимулировать  эффективные  варианты  использования
   имеющихся  ресурсов  при  обеспечении  контроля  за  расходованием
   средств;
       повышение требований  к  страховым  медицинским  организациям,
   включая  обязательное  осуществление  эффективного   контроля   за
   объемом  и  качеством  предоставляемой  медицинской помощи в целях
   обеспечения интересов   пациентов   и   финансовой    устойчивости
   субъектов  обязательного  медицинского  страхования,  контроля  за
   расходованием средств и гарантии целевого использования средств  в
   системе обязательного медицинского страхования;
       разработка механизмов,  позволяющих  гражданину  делать  выбор
   между  государственной  и негосударственной системами медицинского
   страхования;
       содействие развитию  рынка  санаторно-оздоровительных  услуг и
   формирование   конкурентной   среды   среди    санаторно-курортных
   организаций;
       развитие инфраструктуры для занятий спортом.
   
                     6.2. Модернизация образования
   
       Одним из  главных приоритетов социально-экономической политики
   является общедоступное и  бесплатное  общее  образование,  система
   профессионального   образования,   первоочередной   целью  которой
   является обеспечение  всех  секторов  экономики  профессиональными
   кадрами в соответствии с текущими и  перспективными  потребностями
   рынка  труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и
   равенства прав граждан в области образования.
       Основными задачами    государственной    политики    в   сфере
   образования (как профессионального, так и общего) служат повышение
   качества    и    конкурентоспособности    образовательных   услуг,
   обеспечение   равного   доступа   к   качественному   образованию.
   Существенное     развитие     должна     получить     деятельность
   общеобразовательной  и  профессиональной   школы   по   реализации
   требований социализации и развития личности.
       Основные усилия  по реализации эффективной социальной политики
   в области общего образования должны быть направлены на:
       введение новых  государственных   образовательных   стандартов
   общего  среднего  образования,  а  также  разработку  требований к
   уровню  подготовки   выпускников   различных   ступеней   среднего
   образования, обеспечивающих принцип непрерывности образования;
       продолжение широкомасштабного         эксперимента          по
   совершенствованию содержания и структуры общего образования;
       осуществление эксперимента  по  введению  профильного обучения
   в старшей школе;
       расширение вариативности образовательных  программ  (с  учетом
   формирования кадровых и информационных возможностей);
       совершенствование системы   выявления  и  поддержки  учащихся,
   проявивших  выдающиеся   способности   по   отдельным   предметам,
   формирование   системы   проведения   региональных  и  федеральных
   предметных олимпиад,  нормативное,  в том  числе  законодательное,
   закрепление   преимущественных   прав   их   победителей,  включая
   зачисление  по  их  результатам  в   высшие   учебные   заведения,
   финансирование   создания   школ-интернатов  для  особо  одаренных
   учащихся при ведущих вузах страны;
       завершение к  2005  году  экспериментальной  отработки системы
   единых государственных экзаменов за курс полной  (средней)  школы,
   поэтапное его  введение  по  итогам  обучения  в основной школе (9
   класс);
       обеспечение доступности образования путем реализации комплекса
   государственных мер    по    оптимизации    сети   образовательных
   учреждений,  особенно сельских, и образовательных программ разного
   уровня    и   направленности,   внедрению   новых   информационных
   образовательных  технологий,  включая   расширение   дистанционных
   методов   обучения,   преодоление   существующего   разрыва  между
   общеобразовательной  и  профессиональной  школой,  в   том   числе
   благодаря  введению  единого  государственного экзамена,  развитие
   целевого приема,  системы образовательных  субсидий,  установление
   льгот    отдельным    категориям   граждан   при   поступлении   в
   профессиональные учебные заведения и др.;
       обеспечение к   2006  году  условий  для  подключения  к  сети
   Интернет всех средних школ и учреждений  специального  образования
   для детей   с   недостатками   физического   развития,  достижение
   показателя обеспеченности - 1 компьютер на 80 учащихся,  повышение
   квалификации     как    преподавателей    информатики,    так    и
   учителей-предметников,    формирование     системы     электронных
   образовательных ресурсов  в виде порталов,  электронных библиотек,
   электронных учебников и пособий, а также интерактивных курсов;
       оптимизацию сети  общеобразовательных  сельских  школ с учетом
   интересов обучающихся;
       организацию по  согласованию с субъектами Российской Федерации
   экспериментов    по     введению     подушевого     финансирования
   общеобразовательных  учреждений,  в  том  числе  специальных  форм
   финансирования для школ,  расположенных в  сельской  местности,  и
   школ для детей с ограниченными возможностями;
       расширение общедоступности  дошкольного  образования  для всех
   слоев  населения,   разделение   оплаты   собственно   дошкольного
   образования   и  содержания  детей  в  дошкольных  образовательных
   учреждениях,  широкое  использование  гибких  программ  подготовки
   детей к школе,  в том числе с индивидуальным графиком их посещения
   (неполная неделя, неполный день);
       разработку программы  подготовки  педагогических кадров нового
   поколения, включая   модернизацию   кадровой,   информационной   и
   материальной базы педагогического образования;
       формирование эффективного рынка образовательных услуг в первую
   очередь   за   счет   оптимизации   структуры    профессионального
   образования, обеспечения   необходимого  качества  образовательных
   программ и педагогических технологий;
       обеспечение поддержки   приоритетных   направлений  подготовки
   профессиональных  кадров  на  основе  единого  реестра  профессий,
   разработанного  с  учетом перспективы развития отраслей экономики,
   научно-технического    прогресса,    перепрофилирования    учебных
   заведений  начального  и  среднего профессионального образования с
   учетом  потребности   экономики   в   кадрах   различной   степени
   квалификации,  интеграции  средних специальных учебных заведений с
   учебными   заведениями,    реализующими    программы    начального
   профессионального образования;
       обеспечение государственных  приоритетов  в   профессиональном
   образовании   путем   использования   механизмов  размещаемого  на
   конкурсной   основе   государственного   задания   на   подготовку
   специалистов определенного     профиля,    устранение    имеющихся
   деформаций  в  структуре  высшего  и  среднего   профессионального
   образования,     улучшение     ситуации     с     профессиональным
   самоопределением молодежи,  в том числе с учетом перевода армии на
   контрактные принципы комплектования;
       координацию реализации     профессиональных    образовательных
   программ с  программами  профильного  обучения  в  старшей  школе,
   интеграцию    учреждений    начального,    среднего    и   высшего
   профессионального  образования,  в  том   числе   путем   создания
   университетских комплексов;
       создание эффективной,     независимой    от    образовательных
   учреждений  системы  контроля   качества   образования,   введение
   стандартизированных   процедур   экспертизы   учебных  программ  и
   учебно-методических материалов,  а также тестирования студентов  и
   преподавателей;
       обеспечение прозрачности    академической     и     финансовой
   деятельности   учебных  заведений,  поддержку  открытых  рейтингов
   образовательных программ  и  учебных   заведений,   разработку   и
   использование  показателей  образовательной  статистики и качества
   образования,  дающих объективное представление о состоянии отрасли
   и сопоставимых с показателями, применяемыми в развитых странах;
       создание федеральных научно-образовательных центров, поддержку
   научных школ, создание эффективной системы поддержки ведущих вузов
   России,  обеспечивающей  их  активную роль в инновационной системе
   страны и повышении качества образования;
       активизацию осуществляемых учебными заведениями научных (в том
   числе  фундаментальных)  исследований   путем   развития   системы
   грантов, среднесрочных   (3  -  5  лет)  государственных  заказов,
   долгосрочных (до 10 лет) программ;
       создание нормативной  правовой  базы,  позволяющей формировать
   вокруг ведущих университетов сеть автономных  научных  институтов,
   инновационных  парков,  опытных  производств,  в  том  числе  и  с
   сохранением  юридического  лица,  и  разрешающей  участие  органов
   государственной    власти   различных   уровней   и   коммерческих
   предприятий в  финансировании  и  управлении  такими  комплексами,
   включение части  отраслевых  научно-исследовательских институтов в
   состав таких комплексов;
       поэтапную передачу   большинства   учреждений   начального   и
   среднего   профессионального   образования   в  ведение  субъектов
   Российской Федерации при сохранении за федеральным центром функции
   программно-методического  обеспечения  и развития информационной и
   учебно-лабораторной   базы   учреждений,   которые    осуществляют
   подготовку  обучающихся  по  перспективным специальностям в рамках
   Федеральной   программы   развития   образования    на    условиях
   софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации;
       разработку нормативно-правовой базы, направленной на повышение
   роли и расширение участия органов исполнительной власти  субъектов
   Российской Федерации,  работодателей и их объединений в управлении
   и     финансировании     учреждений    начального    и    среднего
   профессионального образования с учетом  необходимости  обеспечения
   потребности   региональных   рынков   труда  в  кадрах,  выработку
   оптимального  механизма  софинансирования   этих   учреждений   из
   бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
       создание условий для непрерывного образования  специалистов  в
   течение  всей трудовой деятельности путем сочетания различных форм
   и  методов   обучения,   применения   современных   информационных
   образовательных   технологий,   структурную   и  институциональную
   перестройку системы дополнительного профессионального  образования
   в соответствии с требованиями рынка труда;
       постепенное замещение  финансирования текущего содержания сети
   учреждений    профессионального    образования     финансированием
   конкретных   образовательных  услуг,  оказываемых  гражданину,  из
   бюджетов различного уровня с учетом  результатов  эксперимента  по
   финансированию высших и средних специальных  учебных  заведений  с
   использованием  государственных  именных  финансовых обязательств,
   введение   системы   образовательных    субсидий    и    кредитов,
   стимулирование   процесса   реорганизации   части  государственных
   образовательных  учреждений   в   государственные   некоммерческие
   организации;
       расширение практики программно-целевого планирования бюджетных
   и  внебюджетных  средств,  направляемых  на  развитие  образования
   (бюджет  развития  образования),  включая  информатизацию отрасли,
   развитие учебно-лабораторной базы, укрепление кадрового потенциала
   и инфраструктуры образовательных учреждений,  дальнейшее  развитие
   конкурсных  механизмов  и  практики  софинансирования  со  стороны
   региональных и местных бюджетов учебных заведений;
       повышение доступности  высшего  и  среднего  профессионального
   образования   для   военнослужащих    рядового    состава    армии
   (контрактников)  после  завершения  службы в рядах Вооруженных Сил
   Российской Федерации.
   
                   6.3. Трудовые отношения, занятость
                          и миграция населения
   
       Нормально функционирующий, цивилизованный рынок труда является
   необходимым условием для экономического развития.
       Для его создания в среднесрочной перспективе необходимы:
       продолжение работы по приведению трудового законодательства  в
   соответствие с требованиями рыночной экономики;
       реализация Концепции  действий  на  рынке труда на 2003 - 2005
   годы,  предусматривающей подготовку и реализацию комплекса  мер  в
   социально-трудовой   сфере,   которые   позволят   в  долгосрочной
   перспективе   перейти   к   эффективной    занятости    населения,
   обеспечивать  развивающиеся  потребности  экономики  в  работниках
   соответствующей профессиональной квалификации,  а также оперативно
   реагировать  на  изменения  конъюнктуры рынка труда и,  в конечном
   счете, содействовать созданию достойных материальных условий труда
   работников, снижению масштабов бедности;
       законодательная реализация  запрета  увязки приема на работу с
   обязательной регистрацией в городе или  регионе  нахождения  места
   работы;
       разработка среднесрочного    и     долгосрочного     прогнозов
   профессионально-квалификационной       структуры       работников,
   совершенствование анализа,  прогноза и мониторинга рынка  труда  в
   целях  обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей
   силы, разработка системы профессиональных стандартов;
       поэтапное приближение  минимального  размера  оплаты  труда  к
   величине   прожиточного    минимума,    создание    экономических,
   организационных  и  других  условий,  обеспечивающих своевременную
   выплату заработной платы в полном объеме;
       совершенствование досудебных  институтов  и  механизмов защиты
   трудовых прав,  поддержка общественных  организаций,  занимающихся
   вопросами защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая
   поддержка  гражданской  самозащиты  в  сфере  труда  и  занятости,
   оказание    государственной    поддержки    в   развитии   системы
   негосударственной защиты трудовых прав;
       повышение эффективности коллективно-договорного  регулирования
   трудовых отношений,  процедур переговорного процесса,  обеспечение
   независимости профсоюзных организаций от работодателя;
       совершенствование системы       обязательного      социального
   страхования   от   несчастных   случаев    на    производстве    и
   профессиональных  заболеваний,  повышение  действенности механизма
   экономической    заинтересованности    субъектов     обязательного
   социального  страхования  от  несчастных случаев на производстве и
   профессиональных заболеваний в снижении степени  профессионального
   риска,   исключение  дублирования  с  другими  видами  социального
   страхования,  создание  условий  для   участия   негосударственных
   страховщиков в данном виде социального страхования;
       реализация Концепции  регулирования  миграционных  процессов в
   Российской Федерации посредством:
       содействия привлечению   иммигрантов  в  Российскую  Федерацию
   исходя  из  интересов  обеспечения  экономики  государства  и  его
   регионов необходимыми   трудовыми  ресурсами.  Предполагается  как
   содействие   возвращению    в    Россию    высококвалифицированных
   специалистов,  так  и  разработка  системы  мер по натурализации и
   адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство,
   вовлечению   их   в  российский  социум,  усиление  взаимодействия
   центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и
   использованием  иностранной  рабочей  силы,  защите отечественного
   рынка труда;
       разработки комплекса    мер    по   содействию   добровольному
   переселению в Российскую Федерацию соотечественников из государств
   -  участников  СНГ  и  стран  Балтии,  в  том числе предоставление
   необходимой информации об условиях переезда,  возможностях приема,
   обустройства и проживания в Российской Федерации, развитие системы
   оказания образовательных услуг на территории Российской  Федерации
   для молодежи из государств - участников СНГ и стран Балтии;
       оптимизации внутренних  миграционных  процессов  и обеспечения
   свободного перемещения рабочей силы,  разработки мер, направленных
   на  сокращение  оттока трудоспособного населения из районов Урала,
   Сибири и Дальнего  Востока,  создания  условий  для  сохранения  и
   дальнейшего формирования населения в указанных регионах Российской
   Федерации;
       совершенствования законодательства  Российской   Федерации   в
   области свободы передвижения,  выбора места жительства, соблюдения
   прав и свобод человека, упрощения получения гражданства Российской
   Федерации,  правил  пребывания  иностранных  граждан  в Российской
   Федерации, а также усиления борьбы с незаконной миграцией.
   
                  6.4. Социальная поддержка населения
   
       Целями государственной политики в области социальной поддержки
   населения на рассматриваемый период являются:
       снижение бедности,  смягчение   ее   негативных   последствий,
   уменьшение  социального  неравенства  и предотвращение социального
   иждивенчества;
       повышение эффективности  социальных  пособий  и предоставление
   других  форм  помощи  малоимущим  семьям   исходя   из   принципа,
   обеспечивающего  персонификацию  социальной помощи на основе учета
   социально-экономических   условий   жизни   и   потребностей    ее
   получателей;
       улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых
   групп риска;
       расширение рынка    и   повышение   качества   предоставляемых
   социальных услуг  в  целях  обеспечения  свободы  выбора  граждан,
   пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
       Для реализации этих целей необходимы:
       внесение изменений   и   дополнений  в  Федеральный  закон  "О
   государственной  социальной  помощи",  а   также   принятие   иных
   нормативных   правовых  актов  в  сфере  оказания  государственной
   социальной помощи   в   целях  разграничения  полномочий,  прав  и
   ответственности  в  этой   сфере   между   федеральными   органами
   государственной власти и органами государственной власти субъектов
   Российской   Федерации,   совершенствования   процедуры   проверки
   нуждаемости  в  государственной  социальной помощи получателей,  а
   также использования возможностей для самостоятельного  преодоления
   тяжелой жизненной ситуации;
       развитие программно-целевых     и     конкурсных    механизмов
   финансирования деятельности по предоставлению населению социальных
   услуг с целью наиболее полного обеспечения ими граждан;
       создание условий для привлечения к оказанию  социальных  услуг
   как государственных, так и негосударственных организаций;
       разработка общих требований  к  деятельности  государственных,
   муниципальных,   частных   и   иных   учреждений,  предоставляющих
   различные виды    социальных   услуг,   использование   наряду   с
   государственным финансированием частных благотворительных средств;
       осуществление государственной  поддержки  инвалидов  в  рамках
   реализации  Федеральных  целевых  программ  "Социальная  поддержка
   инвалидов  на  2000  -  2005  годы",  в  том  числе  и аналогичных
   региональных целевых     программ,     а     также    подпрограммы
   "Дети-инвалиды" Федеральной целевой  программы  "Дети  России"  на
   2003 - 2006 годы;
       усиление социальной  защиты  граждан,  уволенных   с   военной
   службы,  и  членов  их  семей,  а  также граждан,  пострадавших от
   радиационного воздействия и других чрезвычайных обстоятельств;
       комплексная информатизация   социальной   сферы,   позволяющая
   создать  единую   систему   сбора,   хранения   и   предоставления
   информации,  характеризующей состояние социальной сферы Российской
   Федерации.
       Сложившаяся неблагоприятная  демографическая  ситуация требует
   принятия  мер,  направленных   на   формирование   государственной
   стратегии демографической политики России на период до 2005 года.
       Приоритетами в данной области должны стать:
       стабилизация рождаемости и укрепление семьи;
       улучшение состояния     здоровья     населения,     увеличение
   продолжительности  жизни,   снижение   предотвратимой   смертности
   населения.
       Для реализации этих приоритетов  в  среднесрочной  перспективе
   необходимы:
       разработка механизмов  материального  стимулирования  семей  к
   рождению  детей  на  основе  дальнейшего совершенствования системы
   выплаты пособий гражданам, имеющим детей;
       разработка системы  государственной  поддержки молодых семей в
   решении  жилищной  проблемы  в  рамках  подпрограммы  "Обеспечение
   жильем  молодых  семей"  Федеральной целевой программы "Жилище" на
   2002 - 2010 годы;
       укрепление и   развитие   системы    учреждений    социального
   обслуживания   семьи   и   детей,  центров  планирования  семьи  и
   репродукции, а также социальных служб для молодежи;
       создание условий    для    снижения    смертности   от   таких
   неестественных причин,  как производственный и бытовой травматизм,
   убийство  на  бытовой  почве,  автотранспортный несчастный случай,
   алкогольное и    прочие    отравления,    а    также    сокращения
   преждевременной  смертности  от  болезней системы кровообращения и
   новообразований в трудоспособном возрасте, снижения младенческой и
   детской  смертности  и  усиления  борьбы  с  болезнями социального
   характера - туберкулезом, гепатитом, ВИЧ-инфекцией, алкоголизмом и
   наркоманией.
   
              6.5. Государственное пенсионное обеспечение
                 и обязательное пенсионное страхование
   
       Главными задачами     на     предстоящий    период    являются
   последовательный рост уровня пенсионного обеспечения  населения  и
   финансовая устойчивость пенсионной системы.
       В этих целях необходимы следующие меры:
       проведение в   соответствии   с  законодательством  Российской
   Федерации периодической индексации  текущих  пенсионных  выплат  и
   расчетного пенсионного капитала;
       законодательное определение       порядка       финансирования
   накопительной   части   трудовых  пенсий,  определение  ожидаемого
   периода выплаты  накопительной  части  трудовой  пенсии,  а  также
   особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан
   предпенсионного и пенсионного возраста;
       развитие законодательства,   реализующего   права  граждан  на
   накопительную часть трудовой пенсии;
       развитие актуарных      методов      оценки       долгосрочной
   сбалансированности ресурсов и обязательств пенсионной системы;
       создание системы  государственного  контроля  и   надзора   за
   соблюдением законодательства Российской Федерации при назначении и
   выплате  пенсий,  в  сфере  формирования  и инвестирования средств
   пенсионных накоплений,  а также соответствующей инфраструктуры для
   обеспечения   процесса   формирования   и  инвестирования  средств
   пенсионных накоплений;
       обеспечение участия   негосударственных  пенсионных  фондов  в
   системе обязательного пенсионного страхования,  а также подготовка
   соответствующих   нормативных   правовых  актов,  регулирующих  их
   деятельность как страховщиков;
       введение профессиональных    пенсионных   систем   на   основе
   накопительных  принципов  финансирования  за  счет  дополнительных
   страховых  взносов,  уплачиваемых  работодателем  и обеспечивающих
   необходимый размер досрочной пенсии на  период  до  достижения  ее
   получателем установленного пенсионного возраста;
       подготовка нормативных правовых актов, устанавливающих правила
   создания,    функционирования    и    регулирования   деятельности
   профессиональных пенсионных систем.
   
                     6.6. Политика в сфере культуры
   
       На период до 2005 года  главными  задачами  в  сфере  культуры
   будут  являться  сохранение  и  развитие  культурного потенциала и
   культурного наследия  страны,  единого  культурного  пространства,
   обеспечение доступа  к  культурным  ценностям  и  услугам  в сфере
   культуры для всех слоев населения. В этих целях необходимы:
       создание общероссийских   систем   контроля  за  состоянием  и
   использованием  памятников  истории   и   культуры,   сохранностью
   предметов музейного,  архивного, библиотечного фондов и кинофонда,
   эффективностью работы учреждений культуры;
       определение порядка  формирования перечня объектов культурного
   наследия  народов   Российской   Федерации,   рекомендуемого   для
   включения в Список всемирного наследия;
       обновление библиотечных  фондов  и  формирование  на их основе
   электронных информационных ресурсов;
       внедрение компьютерных  технологий  для  дальнейшего  развития
   системы   государственного   централизованного   учета  документов
   Архивного фонда  Российской  Федерации,  создаваемой  по  принципу
   единой информационной сети;
       оптимизация сети   учреждений   культуры   и  искусства  путем
   сокращения (ликвидации, объединения, передачи) и реструктуризации,
   акционирование    киностудий   (с   выделением   из   их   состава
   фильмофондов)   и   их   объединение,   укрупнение    организаций,
   занимающихся реставрацией памятников истории и культуры;
       поэтапный переход  от  финансирования  содержания  организаций
   культуры по смете к финансированию  их  основной  деятельности  по
   договору (предоставление услуг населению в сфере культуры);
       создание условий  для привлечения в сферу культуры и искусства
   ресурсов  из  негосударственного   сектора,   а   также   развития
   меценатства и спонсорства.
   
               6.7. Развитие физической культуры и спорта
                           высших достижений
   
       Основной задачей  является  создание   условий   для   занятий
   физической   культурой  и  спортом  различных  категорий  и  групп
   населения,  позволяющих  улучшить  здоровье  населения,   изменить
   неблагоприятные  демографические  тенденции,  снизить  нагрузку на
   медицинские учреждения.  Развитие физической культуры и  спорта  в
   данном  контексте  выступает наряду со здравоохранением как важный
   фактор  формирования  "человеческого  капитала".  Другой   задачей
   является подготовка спортивного резерва и  обеспечение  достойного
   выступления сборных команд Российской Федерации,  в первую очередь
   по   олимпийским   видам   спорта,   на   главных    международных
   соревнованиях.
       В этих целях необходимо:
       предоставить населению Российской  Федерации  возможность  для
   занятий  по  месту  жительства  физической культурой и спортом,  в
   первую   очередь   за    счет    строительства    быстровозводимых
   многофункциональных   физкультурно-оздоровительных   комплексов  с
   использованием на эти цели средств бюджетов всех уровней,  а также
   внебюджетных средств;
       продолжать практику  оснащения  дошкольных  и  образовательных
   учреждений    учебно-спортивным    оборудованием    и   инвентарем
   отечественного производства;
       совершенствовать деятельность  спортивных  клубов,  молодежных
   центров   досуга  и  укреплять  материально-техническую  базу  для
   занятий  физической  культурой  и   спортом,   в   том   числе   в
   общеобразовательных школах и других учебных заведениях;
       проводить мониторинг   физической   подготовки  и  физического
   развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;
       обеспечить           методическую                    поддержку
   информационно-пропагандистской работы по формированию у населения,
   особенно  у  детей  и молодежи,  устойчивого интереса к регулярным
   занятиям физической культурой и  спортом,  потребности  в  ведении
   здорового образа жизни;
       создавать условия  для   достойного   выступления   российских
   спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и
   подготовки  спортивного  резерва  путем развития детско-юношеского
   спорта,  поддержки  баз  олимпийской  подготовки  сборных   команд
   России;
       разработать меры    по    совершенствованию   законодательного
   регулирования развития физической культуры и спорта  в  Российской
   Федерации    в   условиях   рыночных   отношений   с   разделением
   государственных функций на федеральные и региональные;
       законодательно определить условия для привлечения  средств  на
   финансирование развития    физической   культуры   и   спорта   из
   негосударственного сектора,  в том числе за счет части доходов  от
   рекламной деятельности и проведения спортивных лотерей.
   
                     7. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
                           ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ
   
       Макроэкономические условия  проведения   реформ   определяются
   прежде всего кредитно-денежной,  налогово-бюджетной  политикой,  а
   также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий.
       Важнейшим элементом,  создающим  предпосылки  для  продолжения
   институциональных    реформ,    является   проведение   стабильной
   кредитно-денежной   политики,    направленной    на    обеспечение
   устойчивости   национальной   валюты,   сокращение   инфляции  при
   одновременном создании  благоприятных  условий  для  осуществления
   инвестиций в   российскую  экономику,  успешного  функционирования
   отечественных предприятий.
       Налоговая реформа  и  бюджетная  сбалансированность  - одни из
   ключевых  элементов  экономической   политики,   направленной   на
   обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста.
       Сложившаяся налоговая система в целом выполняет  свою  главную
   функцию    обеспечения    государства   необходимыми   финансовыми
   ресурсами,  но в то же время не способствует  в  достаточной  мере
   диверсификации экономики.
       Благоприятный налоговый режим не может полностью  нивелировать
   факторы,   определяющие  низкую  конкурентоспособность  российской
   экономики    (технологическую    отсталость,    низкое    качество
   государственных    институтов    и    корпоративного   управления,
   непривлекательный деловой климат).  В то же время указанный  режим
   должен  внести  вклад  в  повышение  отдачи  на вложенный капитал,
   увеличив   тем   самым    инвестиционную    привлекательность    и
   конкурентоспособность российской экономики.
       Ускорение темпов   экономического   роста   в  России  требует
   дальнейшего    снижения    доли    ресурсов,    перераспределяемых
   непосредственно   государством  или  при  участии  государства.  В
   условиях   подъема   экономики   и   увеличения   поступлений    в
   консолидированный  бюджет  темпы увеличения непроцентных бюджетных
   расходов не должны превышать темпы экономического роста.
       Необходимо проведение   бюджетной   реформы,    обеспечивающей
   оптимизацию      государственных      обязательств,      повышение
   результативности и  эффективности  бюджетных  расходов  на  основе
   совершенствования  форм  и  процедур их финансирования.  Требуется
   обеспечить  устойчивость  бюджетной  системы  в  условиях  высокой
   зависимости от внешнеэкономических факторов,  а также прозрачность
   процедур  планирования,   осуществления   и   оценки   результатов
   бюджетных расходов.
       Одним из  важнейших   условий   развития   предпринимательства
   является предсказуемость политики государства по регулированию цен
   и тарифов на продукцию и услуги  естественных  монополий,  которая
   должна  быть  ориентирована  на  снижение энергоемкости экономики,
   привлечение инвестиций в  инфраструктурные  отрасли  на  принципах
   конкуренции, недопущение необоснованного роста издержек.
   
                    7.1. Денежно-кредитная политика
   
       Главной целью  денежно-кредитной политики в ближайшие три года
   является   снижение   инфляции   без   ущерба   для   устойчивости
   экономического роста.
       Предполагается последовательное  снижение темпов инфляции с 15
   процентов в 2002 году до 5,5 - 7,5 процента в 2006 году.
       Снижение инфляции должно  быть  обеспечено  не  только  мерами
   денежно-кредитной политики,  но и мерами государственного контроля
   за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе тарифной
   политикой в сфере естественных монополий).
       Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними
   условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы
   в   благоприятные  для  платежного  баланса  периоды  темпы  роста
   реального курса рубля не превышали роста производительности труда,
   а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило
   значительной девальвации рубля.
       Кроме того, необходимо принятие следующих мер:
       создание условий для полной конвертируемости рубля;
       сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной
   программы  с  более  активным  управлением ликвидностью банковской
   системы на   основе   развития   инструментов   денежно-кредитного
   регулирования;
       постепенный переход к более активному использованию процентной
   политики для обеспечения макроэкономической стабильности;
       реализация денежно-кредитной   политики   в   условиях  режима
   плавающего валютного курса,  позволяющего обеспечить  соответствие
   курса  рубля фундаментальным экономическим факторам,  поддерживать
   объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне;
       сглаживание неоправданно резких колебаний обменного  курса  на
   внутреннем валютном рынке.
   
                        7.2. Налоговая политика
   
       Приоритетом налоговой  политики  в  среднесрочной  перспективе
   должна  стать  разработка  законодательных  норм,  направленных на
   повышение инвестиционной и инновационной  активности,  опережающее
   снижение  налоговой  нагрузки  на  обрабатывающие  отрасли и сферу
   услуг,  стимулирование экспорта  несырьевых  товаров,  оптимизацию
   фискальной   нагрузки  на  сырьевой  сектор.  Необходимо  повысить
   стимулирующую функцию налогов,  снизить базовую ставку  налога  на
   добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога,
   а  также  сделать  эффективным   налоговое   администрирование   и
   одновременно      снизить     административную     нагрузку     на
   налогоплательщиков.
       Основные направления   реформирования   налоговой   системы  в
   среднесрочный период будут включать:
       совершенствование администрирования  отдельных налогов (прежде
   всего  налога  на  добавленную  стоимость  и  единого  социального
   налога),  снижение  бремени  налогового  администрирования  (в том
   числе в части налогового учета);
       снижение с 2004 года  базовой  ставки  налога  на  добавленную
   стоимость до 18 процентов;
       введение налоговых  платежей,  взимаемых  в рамках специальных
   налоговых  режимов,   включающих   систему   налогообложения   для
   участников соглашений о разделе продукции;
       упрощение порядка подтверждения нулевой ставки  по  экспортным
   поставкам  и  при осуществлении международных перевозок грузов,  а
   также последующего возмещения налога на добавленную стоимость;
       реформирование отдельных видов налогов и отмену  неэффективных
   налогов и сборов, в частности:
       совершенствование системы поимущественных налогов (с введением
   с 2004  -  2005  годов  соответствующих  глав  Налогового  кодекса
   Российской Федерации) за счет сокращения перечня налогооблагаемого
   имущества, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для
   целей   налогообложения,   переход  на  налогообложение  земельных
   участков  исходя  из   их   кадастровой   стоимости,   обеспечение

Новости
Счетчики
 
Реклама
Разное