Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 15.08.2003 N 1163-Р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2003 2005 ГОДЫ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   войск, воинских формирований и органов;
       анализ возможности и осуществление  на  основе  этого  анализа
   перевода неденежных форм  обеспечения  и  льгот  военнослужащих  в
   денежную  форму  и  их  объединение  в  единую  форму оплаты труда
   военнослужащих, а также приравненных к ним лиц;
       совершенствование процедуры  найма  на   работу   гражданского
   персонала на основе индивидуальных контрактов.
   
             3.4. Управление государственной собственностью
   
       Несмотря на     существенное     сокращение    государственной
   собственности,  государственный сектор экономики остается  слишком
   большим, что затрудняет эффективное управление им.
       Основными задачами Правительства Российской Федерации  в  этой
   сфере на 2003 - 2005 годы являются:
       поэтапное сокращение   избыточной    части    государственного
   сектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства;
       переход к    новой    модели    управления     государственной
   собственностью,  основанной  на  принципах  строгого  соответствия
   состава государственного имущества функциям государства;
       существенное увеличение  доходов  от  использования имущества,
   утратившего значение для  обеспечения  выполнения  государственных
   функций и предусмотренного к приватизации.
       Для выполнения первой задачи необходимы:
       разработка порядка   отнесения   федеральных   государственных
   унитарных предприятий и учреждений и  находящегося  в  их  ведении
   федерального  имущества к необходимому для выполнения государством
   своих функций;
       принятие 3-летней   программы   приватизации   с  определением
   перечня приватизируемых объектов на  первый  год  и  среднесрочным
   прогнозом   приватизации   на  два  последующих  года,  содержащим
   критерии выбора  объектов  федеральной  собственности,  подлежащих
   приватизации в первую очередь;
       приватизация в 2003 - 2005  годах  пакетов  акций  акционерных
   обществ,   приватизация   или  ликвидация  унитарных  предприятий,
   учреждений,  а также  находящегося  в  их  ведении  имущества,  не
   требующегося для выполнения государственных функций;
       продажа в 2004 году федеральных пакетов акций,  размер которых
   не   превышает   25   процентов  уставного  капитала  акционерного
   общества,  за исключением акционерных обществ энергетики, газового
   хозяйства,  акционерных  обществ,  для  которых  предусматривается
   финансирование  в  рамках  федеральной   адресной   инвестиционной
   программы,   акционерных   обществ,   участвующих  в  формировании
   интегрированных структур,  а также пакетов акций,  продажа которых
   будет  осуществляться  исходя из потребности формирования доходной
   части федерального бюджета на 2004 год и последующие годы;
       отказ государственных  унитарных  предприятий от использования
   права хозяйственного   ведения,   преобразование   сохраняемых   в
   государственной собственности  унитарных  предприятий  в  казенные
   предприятия (при правовой систематизации порядка их деятельности);
       оптимизация деятельности казенных предприятий и  учреждений  в
   части  обеспечения необходимого количества и качества производимых
   продукции,  работ, услуг и обеспечения соответствия расходов на их
   производство  установленному объему финансирования за счет средств
   федерального бюджета;
       реорганизация государственных учреждений,  не требующихся  для
   обеспечения выполнения функций государства,  в иные некоммерческие
   и коммерческие организации;
       законодательное закрепление     принципов    перераспределения
   имущества  между  Российской  Федерацией,   субъектом   Российской
   Федерации   и   муниципальным  образованием  в  целях  обеспечения
   имущественной основы выполнения всеми органами власти  полномочий,
   возложенных на   них   Конституцией   Российской    Федерации    и
   федеральными законами.
       Для выполнения  второй  задачи  необходимо  принятие следующих
   мер:
       разработка основных   принципов   и   механизмов  формирования
   программы  управления  федеральным   имуществом,   ее   увязки   с
   программой  социально-экономического развития Российской Федерации
   на среднесрочную   перспективу,  прогнозным  финансовым  планом  и
   федеральным  бюджетом  на  очередной  год.  Программа   управления
   федеральным   имуществом   должна  содержать  планы  приобретения,
   использования и выбытия имущества;
       определение критериев    оценки    эффективности    управления
   федеральным имуществом (активами);
       переход к управлению федеральным имуществом на основе 3-летних
   программ  с  детализацией  показателей на очередной финансовый год
   и прогнозом на два последующих;
       совершенствование и  разработка  новых  механизмов  управления
   федеральной  собственностью,  включая привлечение профессиональных
   управляющих  компаний,  передачу  государственного   имущества   в
   концессию;
       формирование механизма     опубликования     информации      о
   приватизируемом   имуществе,  об  имуществе,  которое  может  быть
   передано в аренду, доверительное управление или концессию, включая
   как   объекты  казны,  так  и  имущество,  находящееся  в  ведении
   государственных предприятий и учреждений (в том числе объекты,  не
   завершенные   строительством).   Установление  свободного  доступа
   граждан и юридических лиц к  информации  не  только  об  объектах,
   которые  могут  быть  отчуждены  или  переданы  в аренду,  но и об
   условиях   возможных    приватизации,    аренды,    доверительного
   управления,    а    также   установление   порядка   представления
   соответствующей    информации    руководителями    государственных
   предприятий  и  учреждений,  ответственности  за  нарушение  этого
   порядка.    Это    позволит    более    эффективно    использовать
   государственную   собственность,  увеличит  спрос  на  нее,  будет
   способствовать ее расширенному  вовлечению  в  оборот,  увеличению
   доходов федерального бюджета;
       переход к     рыночным     механизмам    определения    ставок
   предоставляемого в аренду федерального недвижимого имущества.
       Для реализации третьей задачи необходимы:
       выработка эффективной   дивидендной   политики   в   отношении
   акционерных   обществ,   акции  которых  находятся  в  федеральной
   собственности;
       повышение эффективности        деятельности        федеральных
   государственных унитарных предприятий и обеспечение перечисления в
   бюджет части их прибыли.
   
             3.5. Реформирование системы природопользования
                       и охраны окружающей среды
   
       Предметом особого внимания государства является  регулирование
   отношений в области использования и охраны  природных  ресурсов  и
   окружающей среды,  которые представляют собой не только основу для
   развития экономики и социальной сферы,  но и  гарантию  нормальной
   жизни и деятельности для нынешних и будущих поколений.
       На сегодняшний    день    природные    ресурсы    используются
   недостаточно  эффективно.  Отсутствуют  четкие   условия   доступа
   природопользователей   к   ресурсам.   Интересы   государства  как
   собственника зачастую не защищены в полной  мере,  а  пользователи
   природных   ресурсов,   в  свою  очередь,  не  имеют  стимула  для
   эффективного  использования.  При   этом   структура   исчерпаемых
   природных   ресурсов   постоянно  ухудшается,  что  требует  более
   рационального природопользования.
       Для решения указанных задач необходимо:
       усиление роли государства в  регулировании  охраны  окружающей
   среды,  рационального  использования и устойчивого воспроизводства
   природных ресурсов,  в  том  числе  создание  эффективной  системы
   контроля;
       совершенствование нормативной   базы   в   области    введения
   экономически   обоснованной   системы   платежей  при  пользовании
   природными ресурсами;
       разработка новой   системы  классификации  и  государственного
   учета природных ресурсов, соответствующей международным правилам;
       расширение сферы     применения     страхования    гражданской
   ответственности природопользователей.
       Указанные меры   должны  найти  отражение  в  новых  редакциях
   Лесного кодекса Российской Федерации,  Водного кодекса  Российской
   Федерации и Закона Российской Федерации "О недрах".
       В области управления водным и лесным хозяйством следует:
       выполнить мероприятия  по  приведению  в  безопасное состояние
   гидротехнических сооружений;
       повысить роль и ответственность пользователей лесного фонда  в
   вопросах  улучшения  состояния,  воспроизводства,  охраны и защиты
   лесов и выполнения лесохозяйственных  работ  на  участках  лесного
   фонда.
       Внедрение экологически     обоснованных      технологий      в
   промышленности    способствует   повышению   конкурентоспособности
   национальной экономики,  создавая дополнительное преимущество  при
   выходе   на   мировой   рынок.   Высокие  стандарты  экологической
   комфортности среды обитания  должны  стать  необходимым  элементом
   социального стандарта.
       В целях повышения эффективности управления охраной  окружающей
   среды необходимо реализовать следующие основные меры:
       создание нормативно-правовой  базы  для  введения   платы   за
   негативное воздействие на окружающую среду;
       упрощение процедуры предоставления экологических разрешений на
   осуществление  хозяйственной  деятельности на базе технологических
   нормативов, установленных на федеральном уровне;
       введение добровольных  деклараций  (в  том числе добровольного
   подтверждения соответствия международным экологическим стандартам)
   как формы экологического контроля;
       создание нормативной правовой  и  институциональной  базы  для
   применения  международных  экологических финансовых механизмов,  в
   том числе предусмотренных положениями  международных  конвенций  в
   области охраны окружающей среды.
   
           3.6. Региональная социально-экономическая политика
   
       Основными целями  региональной  политики на предстоящий период
   являются:
       обеспечение стабильной  и  предсказуемой федеральной налоговой
   политики  и  политики  бюджетных  расходов  (четкое  распределение
   расходных   полномочий   и  соответствующей  доходной  базы  между
   уровнями  власти,  предсказуемость  тарифной  политики  в  области
   оказания  услуг естественными монополиями,  отмена нефинансируемых
   мандатов,  установление жестких бюджетных ограничений для  органов
   региональной и муниципальной власти);
       обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала  на
   всей территории Российской Федерации;
       сокращение различий   в    социально-экономическом    развитии
   регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов;
       создание равных условий для экономического развития  субъектов
   Российской  Федерации,  а  также  равных  конкурентных условий для
   предпринимательской деятельности во всех регионах страны.
       Региональная политика предполагает решение следующих задач:
       оптимальное распределение   расходных  и  доходных  полномочий
   между    органами    власти    различных    уровней,     повышение
   заинтересованности   региональных   органов  власти  в  расширении
   налоговой базы путем  создания  стимулов  в  системе  межбюджетных
   отношений;
       развитие и  оптимизация  в  регионах  социальной,  инженерной,
   транспортной,  рыночной,  производственной,   телекоммуникационной
   инфраструктуры;
       развитие объектов межрегиональной инфраструктуры;
       снижение административных   и   экономических   барьеров   для
   межрегионального взаимодействия при  перемещении  товаров,  услуг,
   рабочей силы, капитала;
       проведение согласованной  на федеральном и региональном уровне
   социально-экономической политики  с учетом ресурсного потенциала и
   конкурентных преимуществ регионов.
       Для достижения этих целей необходимо:
       использование отраслевых,  социальных  и  федеральных  целевых
   программ для развития инфраструктуры и решения социальных вопросов
   в экономически слабых регионах;
       создание общероссийской   информационной  системы  мониторинга
   социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
       приведение в соответствие с федеральным законодательством всех
   нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
       Важнейшим направлением     государственной     территориальной
   политики  остается  развитие  Крайнего Севера,  для чего необходим
   пересмотр форм и  методов  государственной  политики  в  отношении
   северных   территорий   с   целью  усиления  адресности  поддержки
   населения.
       Для освоения Арктики необходима также разработка комплекса мер
   государственной поддержки.
   
                  3.7. Реформа межбюджетных отношений
   
       Основными целями  реформирования  межбюджетных  отношений   на
   среднесрочную перспективу являются:
       в области  социальной  справедливости  - обеспечение гражданам
   независимо от места  их  проживания  равного  доступа  к  основным
   бюджетным услугам и социальным гарантиям;
       в области экономической эффективности - создание  долгосрочных
   стимулов   для   региональных   и  муниципальных  органов  власти,
   способствующих  расширению  налогооблагаемой   базы,   поддержанию
   конкурентной  среды,  созданию  благоприятного  инвестиционного  и
   предпринимательского климата;
       в области бюджетной ответственности - управление общественными
   финансами при максимально эффективном  использовании  налоговых  и
   иных   ресурсов   соответствующих   территорий,   прозрачность   и
   подотчетность налогово-бюджетной политики,  обеспечение на  каждом
   уровне  бюджетной системы соответствия между доходными источниками
   и расходными полномочиями;
       в области политической консолидации - достижение общественного
   согласия по вопросам закрепления за уровнями бюджетной  системы  и
   регионами  финансовых ресурсов,  создание условий для эффективного
   выполнения  региональными  и  местными   органами   власти   своих
   полномочий.
       В 2003 - 2005 годах будут реализованы следующие меры:
       принятие законов  об  органах государственной власти субъектов
   Российской Федерации и о местном самоуправлении в новой  редакции,
   внесение  в  Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации  и Налоговый
   кодекс Российской Федерации вытекающих из этих  законов  поправок,
   устанавливающих  новую систему межбюджетных отношений,  основанных
   на  соответствии  на  каждом  уровне  бюджетной  системы  доходных
   источников   и   расходных   полномочий,   укрепляющих   бюджетную
   дисциплину и  ответственность  (в  том  числе  -  путем введения в
   неплатежеспособных субъектах Российской Федерации и  муниципальных
   образованиях внешнего финансового управления);
       введение и применение механизмов  обеспечения  ответственности
   региональных  и  местных  органов  власти  за проводимую бюджетную
   политику,  выполнение  финансовых  обязательств  перед  населением
   бюджетными учреждениями, кредиторами;
       законодательное установление     критериев     и      процедур
   осуществления  более  жесткого контроля за бюджетным процессом,  а
   также  определение  условий  и   механизма   введения   временного
   ограничения  налогово-бюджетных  полномочий региональных и местных
   органов власти;
       создание системы  заинтересованности  регионов  в   расширении
   налогооблагаемой базы.
   
                 3.8. Развитие местного самоуправления
   
       Целью совершенствования   и   развития   экономических   основ
   местного  самоуправления  является повышение эффективности решения
   вопросов  местного  значения,  отнесенных  к  компетенции  органов
   местного самоуправления.
       Ключевыми задачами в этой сфере являются:
       совершенствование системы местного самоуправления;
       приведение компетенции     муниципальных     образований     в
   соответствие с их ролью в системе власти и общественном хозяйстве;
       совершенствование структуры органов местного самоуправления;
       создание территориальной  структуры  местного  самоуправления,
   обеспечивающей  его  реальное  осуществление  на  всей  территории
   Российской Федерации;
       обеспечение соответствия  финансовых  и  материальных средств,
   находящихся в муниципальной  собственности,  полномочиями  органов
   местного самоуправления;
       повышение эффективности управления муниципальным хозяйством.
       Для решения указанных задач необходимо:
       усовершенствовать нормативную     правовую    базу    местного
   самоуправления,  в частности принять в новой редакции  Федеральный
   закон  "Об  общих  принципах организации местного самоуправления в
   Российской Федерации",  внести связанные с его принятием изменения
   и дополнения в другие законодательные акты Российской Федерации;
       подготовить правовые  акты по вопросам местного самоуправления
   для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
       разработать и   внедрить    методические    рекомендации    по
   установлению  территорий  муниципальных образований и формированию
   структур органов местного самоуправления;
       внести в  налоговое  и  бюджетное  законодательство  изменения
   и дополнения,  обеспечивающие  закрепление  за  местными бюджетами
   необходимых доходных источников,  установить доходные и  расходные
   полномочия органов местного самоуправления, перевести межбюджетные
   отношения на единую методологическую основу;
       разработать порядки уточнения состава имущества,  находящегося
   в муниципальной     собственности,     разграничения      объектов
   муниципальной собственности  между  муниципальными  образованиями,
   приобретения и  отчуждения  собственности,  участия  муниципальных
   образований  в осуществлении гражданско-правовых отношений,  в том
   числе в   создании,   реорганизации,   ликвидации    муниципальных
   коммерческих   и   некоммерческих   организаций,  в  осуществлении
   отношений  с  ними,  установления  полномочий   органов   местного
   самоуправления в области природопользования;
       содействовать внедрению  в  практику муниципального управления
   современных методов управления местными  финансами,  муниципальным
   имуществом,    социально-экономическим   развитием   муниципальных
   образований;
       создать условия для внедрения в практику управления хозяйством
   информационно-коммуникационных технологий;
       оказать содействие   созданию   и   совершенствованию  системы
   подготовки,  повышения квалификации и  переподготовки  кадров  для
   органов   муниципального   управления,   системы   распространения
   информации  о  практике  проведения  экономической   политики   на
   муниципальном уровне.
   
                   4. ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ
   
       Открытость российской  экономики  является  одним  из факторов
   ускорения  структурных  преобразований  и  экономического   роста.
   Необходимы устранение  избыточного   валютного   регулирования   и
   контроля,  снятие  ограничений на осуществление валютных операций,
   связанных   с   движением    капитала,    упрощение    таможенного
   администрирования,  гармонизация  российских стандартов и процедур
   технического регулирования  с  международными,  транспарентное   и
   недискриминационное         применение        внешнеэкономического
   законодательства,  снижение,  а  где  это  возможно  -  устранение
   нетарифных  барьеров  для  внешнеэкономической деятельности.  Меры
   защиты внутреннего рынка должны применяться в тех  случаях,  когда
   импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отечественному
   производству,  временно и в  том  объеме,  который  необходим  для
   устранения или недопущения ущерба.
       Формируя открытую экономику,  Россия  вправе  рассчитывать  на
   аналогичные  шаги со стороны своих торговых партнеров.  Необходимо
   активно использовать   все   инструменты   национальной   торговой
   политики   для  обеспечения  благоприятных  и  недискриминационных
   условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.
   
                   4.1. Присоединение к международным
                   торгово-экономическим организациям
   
       Одной из  важнейших  задач  является  завершение переговоров о
   присоединении к Всемирной торговой организации. Россия может стать
   полноправным членом Всемирной торговой организации, приняв на себя
   комплекс  обязательств  в  области   импортных   тарифов,   уровня
   субсидирования  сельского  хозяйства,  доступа  на рынок услуг,  а
   также  в  сфере  законодательства  и  практики   его   применения.
   Одновременно  она  получит  право  на  участие  в  переговорах  по
   улучшению условий доступа российских товаров и  услуг  на  внешние
   рынки, а также на участие в процедурах разрешения торговых споров.
       Необходимо завершить  в  2003  году   работу   по   приведению
   российского  законодательства в соответствие с нормами и правилами
   Всемирной торговой  организации.  Это  касается   государственного
   регулирования внешнеторговой деятельности,  системы стандартизации
   и подтверждения соответствия, таможенного дела, законодательства в
   сфере  интеллектуальной  собственности,  защиты внутреннего рынка,
   ряда других сфер.
       Другим важнейшим направлением международной интеграции  России
   является вступление  в  качестве полноправного члена в Организацию
   экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
       Важной задачей   Российской   Федерации   является  не  только
   отстаивание  национальных   интересов   в   рамках   международных
   торгово-экономических   организаций,   но  и  активное  участие  в
   выработке политики этих организаций на перспективу.
   
              4.2. Защита внутреннего рынка и модернизация
                            тарифной системы
   
       Главной целью  в  сфере  защиты  внутреннего  рынка   является
   сохранение  конкурентной  среды  и  обеспечение  развития наиболее
   чувствительных   (с   точки    зрения    подверженности    влиянию
   внешнеэкономических факторов) секторов российской экономики.
       В связи с этим необходимо:
       сформировать эффективные механизмы  проведения  расследований,
   предшествующих  введению  мер  по  защите  внутреннего рынка после
   принятия Федерального    закона    "О    специальных     защитных,
   антидемпинговых и компенсационных мерах во внешней торговле";
       пересмотреть перечень   товаров,   ввозимых   из    стран    -
   бенефициаров  национальной  системы  преференций  России,  с целью
   выделения товаров,  импорт которых  на  преференциальных  условиях
   наносит ущерб экономике России.
       Главной целью модернизации тарифной системы служит обеспечение
   ее  соответствия  задачам  перспективного  развития   отраслей   и
   секторов  экономики страны,  переход от преимущественно фискальной
   функции  к  выполнению  роли  регулятора  конкурентной  среды   на
   внутреннем рынке и защиты отдельных сфер.
       В этих целях необходимы:
       повышение эффективности  импортного таможенного тарифа за счет
   его дифференциации;
       развитие таможенной  инфраструктуры,  позволяющей осуществлять
   эффективное  таможенное  администрирование  на  основе   положений
   Таможенного кодекса Российской Федерации;
       разработка и установление оптимального уровня импортных пошлин
   на переходный период  (ориентировочно  на  5  -  7  лет)  в  целях
   повышения   инвестиционной  привлекательности  отдельных  отраслей
   российской промышленности и сельского хозяйства;
       сохранение необходимого  уровня  тарифной   защиты   отдельных
   отраслей, имеющих низкую конкурентоспособность;
       либерализация импортного тарифа на товары, которые в России не
   производятся  либо  производятся  в недостаточном количестве и/или
   неудовлетворительного качества и которые необходимы  для  снижения
   общеэкономических издержек;
       отмена экспортных тарифов  на  продукцию  с  высокой  степенью
   переработки;
       совершенствование автоматизированных    систем     таможенного
   оформления   грузов   и   таможенного  контроля,  включая  систему
   электронной обработки таможенных деклараций.
   
                        4.3. Поддержка экспорта
   
       Важнейшим направлением  деятельности  государства  в   области
   стимулирования  экспорта  является  создание  более  благоприятных
   условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.
       В 2003  -  2005  годах  в целях содействия экспорту необходимо
   реализовать следующие мероприятия:
       создание системы государственного страхования и гарантирования
   российских экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих
   рисков;
       ежегодная поддержка   из   федерального    бюджета    экспорта
   российской промышленной продукции и услуг;
       поддержка участия   российских   организаций   в    реализации
   инвестиционных   проектов   за   рубежом   и  расширение  поставок
   комплектного    оборудования,    в    том    числе    на    основе
   межправительственных соглашений;
       поддержка участия отечественных  предприятий  в  международных
   проектах;
       введение в   действие   системы   внешнеторговой   информации,
   объединяющей   информационные   базы   уполномоченных  федеральных
   органов исполнительной власти, их региональных представительств, а
   также зарубежных торговых представительств России;
       проведение с   участием    представителей    бизнес-сообщества
   комплексного   анализа   мировых  рынков  продукции  с  выделением
   секторов, в которых Россия может конкурировать с ведущими мировыми
   экспортерами,  обеспечение  широкой  доступности результатов этого
   анализа;
       формирование системы  мониторинга   факторов,   препятствующих
   экспорту  товаров  и  услуг,  с  целью  обеспечения  благоприятных
   условий доступа товаров и  услуг  на  международные  рынки  сбыта,
   предотвращения или эффективного разрешения торговых споров;
       совершенствование мер    таможенно-тарифного    и   налогового
   регулирования экспорта промышленной продукции;
       оптимизация таможенных    пошлин     с     целью     повышения
   конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках;
       обеспечение эффективного        взаимодействия         органов
   государственной   власти   с   бизнес-ассоциациями   по   вопросам
   содействия экспорту.
   
               4.4. Международные региональные приоритеты
                      внешнеэкономической политики
   
       Важным элементом внешнеэкономической  политики  в  предстоящий
   период будет формирование международных региональных приоритетов:
       формирование единого   экономического   пространства   России,
   Белоруссии, Казахстана, Украины, других заинтересованных и готовых
   к этому стран,  предусматривающего поэтапное введение в отношениях
   между ними принципов свободного движения товаров, капиталов, услуг
   и рабочей силы;
       укрепление Евразийского экономического сообщества как ключевой
   региональной    международной    экономической    организации   на
   пространстве СНГ;
       дальнейшее совершенствование   интеграционного  экономического
   взаимодействия государств - участников СНГ;
       взаимодействие с Европейским  союзом  в  рамках  Соглашения  о
   партнерстве   и  сотрудничестве  1994  года  с  целью  дальнейшего
   углубления торгово-экономических  связей.  Особое  внимание  будет
   уделено вопросам последствий расширения Европейского союза за счет
   стран Центральной и Восточной Европы  и  Балтии,  включая  вопросы
   Калининградской  области.  Будет продолжено движение в направлении
   формирования общего европейского экономического пространства;
       поиски в  рамках  торговых  отношений  с США,  Японией,  КНР и
   другими  торговыми  партнерами  России  новых   возможностей   для
   развития торговли и капиталовложений;
       проведение переговоров   с   заинтересованными   странами    о
   заключении на  основе  российского  типового  проекта соглашений о
   защите и поощрении капиталовложений.
   
                 5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
                          РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
   
       России важно   развивать    производства,    реализующие    ее
   конкурентный потенциал и конкурентные преимущества.
       К секторам,    которые    должны    обеспечить    конкурентные
   преимущества,    относятся    наука,    сфера    формирования    и
   распространения инноваций,  сектор  информационно-коммуникационных
   технологий,   высокотехнологичные   сектора   экономики  и  сектор
   агропромышленного  комплекса.  Важное   место   будет   отводиться
   инновационному   наполнению  экономического  роста  всех  секторов
   экономики, при этом особое внимание будет уделяться развитию науки
   (фундаментальной и прикладной), а также инфраструктуры инноваций.
       Оборонно-промышленный комплекс -  наиболее  наукоемкий  сектор
   экономики,   в   рамках   которого   традиционно   идет  апробация
   перспективных   технологий   и   научных   разработок.   Повышение
   эффективности его функционирования способно в значительной степени
   стимулировать инновационную активность в гражданских секторах  как
   за  счет  использования  технологий двойного назначения,  так и за
   счет  увеличения  заказов  на   продукцию   гражданских   секторов
   экономики  со  стороны оборонно-промышленного комплекса.  Развитие
   оборонно-промышленного    комплекса,    таким    образом,    прямо
   способствует  диверсификации  структуры  экономики,  повышению  ее
   конкурентоспособности.
       Агропромышленный комплекс   способен   существенно    повысить
   эффективность   использования  значительной  части  возобновляемых
   природных  ресурсов,  задействовать  в  полной  мере  естественные
   преимущества России в этой сфере (в том числе значительные площади
   сельскохозяйственных угодий),  что положительно  скажется  как  на
   качестве продовольственного обеспечения внутри государства,  так и
   на диверсификации структуры сельскохозяйственного экспорта.
       В 2003 -  2005  годах  предстоит  реализовать  мероприятия  по
   развитию   ряда  отраслей  промышленности.  Реализация  отраслевой
   политики будет направлена  прежде  всего  на  оптимизацию  системы
   государственного регулирования этих секторов.
   
                 5.1. Политика в области развития науки
                       и стимулирования инноваций
   
       Главной задачей  государственной  политики  в  области науки и
   инноваций является эффективное  использование  научно-технического
   потенциала для развития инновационной экономики.
       В этой сфере будут реализовываться следующие меры:
       поддержка фундаментальных  исследований  -   основы   развития
   науки, технологий и техники, оптимальное сочетание государственной
   поддержки естественных и гуманитарных научных исследований;
       содействие интеграции науки и высшей школы;
       создание системы  экономических  и  организационных  стимулов,
   обеспечивающих     диверсификацию     экономики,     стимулирующих
   инновационную  активность,   коммерциализацию   научно-технических
   результатов и развитие науки в корпорациях;
       обеспечение эффективного взаимодействия организаций частного и
   государственного   секторов    науки,    самостоятельно    и    во
   взаимодействии   друг   с   другом   осуществляющих   все   стадии
   инновационной деятельности;
       создание целостной   национальной    инновационной    системы,
   включающей   как   инфраструктуру  производства  знаний  (научные,
   учебные организации),  сеть организаций,  в том числе региональных
   (инновационные   центры,   центры   передачи   технологий,   фонды
   венчурного финансирования и др.),  так и систему  экономических  и
   организационных       мер,       стимулирующих       инновационную
   высокотехнологичную экономику;
       переход к системе  государственного  заказа  в  сфере  научных
   исследований  и  разработок,  создание соответствующей нормативной
   правовой  базы,  сокращение  годовых  государственных  контрактов,
   заключение их, как правило, на весь срок реализации проектов;
       оптимизация структуры и состава государственного сектора науки
   с  учетом  изменений  в  отраслевых  приоритетах  науки и развития
   наиболее   перспективных    направлений    научных    исследований
   (нанотехнология, биотехнология и др.);
       обеспечение эффективного   функционирования   государственного
   сектора  науки,  его  акционирование  и  приватизация.  Ликвидация
   государственных научных организаций,  утративших  научный  профиль
   или  не  имеющих  достаточных  кадровых  и материально-технических
   ресурсов;
       поддержка ведущих  научных  школ,   обеспечение   эффективного
   воспроизводства кадрового потенциала науки;
       подготовка кадров  для  инновационной  сферы,  в   том   числе
   обеспечение    подготовки    студентов   научных   и   технических
   специальностей по основам инновационного предпринимательства;
       модернизация приборной  базы  науки  с  использованием средств
   федерального бюджета (институциональных грантов);
       содействие международному научно-техническому  сотрудничеству,
   привлечение   иностранных  партнеров  и  инвесторов  к  выполнению
   национальных программ и проектов;
       совершенствование нормативной    правовой   базы   научной   и
   инновационной  деятельности,  в  том  числе  ее   гармонизация   с
   международными  нормами  и  правилами  в данной области,  правовое
   регулирование государственных,  негосударственных и смешанных форм
   финансирования  научных  исследований  и  разработок,  введение  в
   коммерческий оборот результатов  научно-технической  деятельности,
   включая  объекты интеллектуальной собственности,  создание которых
   полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств.
       Главными целями    государственной    политики     в     сфере
   промышленности  в  среднесрочной  перспективе являются обеспечение
   устойчивых  высоких  темпов  роста   промышленного   производства,
   совершенствование   его   структуры   и  повышение  эффективности.
   Основные  меры  в  этой  сфере  будут  направлены   на   повышение
   конкурентоспособности  отечественной  продукции,  решение проблем,
   связанных с  высокой  степенью  морального  и  физического  износа
   производственного оборудования,   невысокой    инвестиционной    и
   инновационной активностью в промышленности, в том числе путем:
       отбора и поддержки технологических направлений, обеспечивающих
   создание принципиально новых производств и рынков;
       содействия ускоренному развитию малого инновационного бизнеса,
   в том числе за счет разработки и  реализации  специальных  мер  по
   стимулированию создания малых инновационных предприятий;
       поддержки инновационных   проектов,   отобранных  совместно  с
   бизнесом и обеспечивающих конкурентные преимущества на  конкретных
   сегментах рынка;
       расширения практики  международной  сертификации  продукции  и
   производства;
       стимулирования участия  российских  промышленных  компаний   в
   международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий,
   обеспечения государственного патронажа российского участия;
       содействия созданию   системы   защиты   интересов  российских
   промышленных компаний за рубежом;
       содействия в  подготовке российских промышленных предприятий к
   работе  в  рамках  требований  Всемирной   торговой   организации,
   развития  системы распространения информации,  консультирования по
   проблемам применения правил Всемирной торговой организации.
   
        5.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий
   
       Важнейшим фактором   развития   является   широкое   внедрение
   информационно-коммуникационных технологий (далее именуется - ИКТ).
   ИКТ существенно повышают эффективность экономической  деятельности
   как на уровне корпоративного управления,  так и на уровне рыночных
   взаимодействий,  снижая трансакционные издержки и  открывая  новые
   информационные    возможности.    Развитие    рынка    ИКТ   будет
   осуществляться  в   основном   через   формирование   эффективного
   правового  режима в сфере регулирования сектора ИКТ,  модернизацию
   системы профессиональной подготовки кадров,  поддержку экспорта, а
   также    путем   реализации   политики   государственных   закупок
   программных и системных продуктов и ИКТ-услуг.
       В целях развития рынка ИКТ необходимо принятие следующих мер:
       обеспечение комплексного  характера  государственных  программ
   информатизации  за  счет  формирования  эффективной   системы   их
   планирования,  реализации  и контроля в бюджетных учреждениях,  на
   отраслевом и надведомственном уровнях,  включение в них положений,
   касающихся  разработки  и  поддержки   специального   программного
   обеспечения и обучения пользователей;
       инвентаризация государственных   информационных   ресурсов   и
   разработка технологических решений, позволяющих формировать их как
   единую систему,  доступную в режиме реального времени  для  разных
   уровней управленческой иерархии, а также для граждан и бизнеса;
       информатизация государственных  органов,  в частности создание
   электронной  сети  органов  государственной  власти,  переход   на
   электронный   документооборот,   электронную  обработку  и  анализ
   информации,  разработка и внедрение  электронных  административных
   регламентов   и   завершение  создания  системы  правительственных
   порталов  с  доступом  к   открытой   части   таких   регламентов,
   согласование   программ  информатизации  органов  государственного
   управления с задачами и приоритетами административной реформы;
       завершение перехода    к    формированию    и   предоставлению
   официальной статистической информации  на  основе  общероссийского
   классификатора  видов экономической деятельности,  соответствующей
   международным классификациям;
       внедрение технологий    электронной    коммерции   в   систему
   государственных закупок;
       обеспечение учреждений  общего и профессионального образования
   материально-технической  базой,  интеллектуальной   и   финансовой
   поддержкой для  достижения  всеобщей  компьютерной  грамотности  и
   кардинального   улучшения   качества  информационного  обеспечения
   учебного   процесса   (в   том   числе   на   основе   организации
   взаимодействия государства и делового сообщества);
       дальнейшая модернизация учебных программ для школ,  средних  и
   высших  профессиональных  учебных  заведений  с  учетом перехода к
   информационному   обществу   (в   том   числе    введение    новых
   специальностей   в   сфере  бизнес-информатики  и  информационного
   права);
       поддержка библиотек,  создание на их базе общественных центров
   информации и повышения компьютерной грамотности;
       создание на    базе    организаций    высшего    и    среднего
   профессионального образования системы подготовки и  переподготовки
   кадров  для  работы  в  информационных и коммуникационных системах
   нового поколения;
       развитие системы общественного доступа к сети Интернет за счет
   использования  инфраструктуры   бюджетных   организаций:   учебных
   заведений,  библиотек,  а  также  организаций федеральной почтовой
   связи;
       внедрение технологий   дистанционного   образования,  развитие
   общедоступных справочных и образовательных  порталов,  электронных
   библиотек;
       совершенствование законодательства об электронной подписи;
       формирование системы показателей  и  получение  статистической
   информации,   характеризующей   развитие  в  Российской  Федерации
   отраслей      экономики,      основанных      на       современных
   информационно-коммуникационных технологиях;
       внедрение системы   национальных  счетов  на  основе  создания
   объединенных государственных информационных  ресурсов  федеральных
   органов  исполнительной  власти,  адаптированных  к  международным
   стандартам финансовой отчетности.
   
                     5.3. Реформирование и развитие
                    оборонно-промышленного комплекса
   
       В среднесрочный период  в  соответствии  с  Основами  политики
   Российской  Федерации  в  области  развития оборонно-промышленного
   комплекса на период до 2010 года и дальнейшую  перспективу  должны
   быть   решены   задачи  по  реформированию  оборонно-промышленного
   комплекса  с  целью  обеспечения   потребности   Вооруженных   Сил
   Российской Федерации,  других  войск  и  воинских  формирований  в
   современных системах,  комплексах и образцах вооружения, военной и
   специальной техники с учетом социально-экономических условий.
       Основными задачами в 2003 - 2005 годах являются:
       выполнение работ    по    созданию    многофункциональных    и
   высокоэффективных типов вооружения, военной и специальной техники,
   оружия нового поколения, позволяющих обеспечить обороноспособность
   государства в долгосрочной перспективе;
       приоритетное развитие  критических  технологий,  обновление  и
   совершенствование экспериментальной и испытательной базы;
       создание условий  для  участия  частного  капитала  в развитии
   оборонной  промышленности   с   целью   привлечения   внебюджетных
   инвестиций         для         технического         перевооружения
   производственно-технологической базы, обновления основных фондов;
       трансформация сложившейся         отраслевой         структуры
   оборонно-промышленного комплекса в современную диверсифицированную
   структуру, ориентированную на производство конечной продукции;
       объединение ресурсов   государственного   оборонного   заказа,
   возможностей  военно-технического  сотрудничества,   использования
   технологий  двойного  и  гражданского  назначения для формирования
   научно-технического задела по созданию перспективных технологий  и
   образцов продукции военного и гражданского назначения;
       расширение практики   использования   передовых    технологий,
   создаваемых   в   гражданском   секторе  экономики,  при  создании
   вооружения   и   военной    техники,    привлечение    эффективных
   научно-исследовательских организаций и инновационных компаний всех
   форм  собственности  к  участию   в   научно-исследовательских   и
   опытно-конструкторских работах военного назначения;
       поддержка (стимулирование)  предприятий оборонно-промышленного
   комплекса,  участвующих в  международной  кооперации  по  созданию
   перспективных образцов вооружения и военной техники;
       совершенствование механизмов    финансирования   перспективных
   проектов создания вооружения и военной  техники,  в  том  числе  в
   рамках международной кооперации, негосударственными инвесторами;
       повышение конкурентоспособности                    выпускаемой
   оборонно-промышленным  комплексом продукции,  развитие экспортного
   потенциала комплекса,  создание  импортозамещающих  производств  с
   использованием технологий двойного назначения.
       Создание новой    организационно-технологической     структуры
   оборонно-промышленного  комплекса  в  процессе его реформирования,
   повышение   эффективности   использования    бюджетных    средств,
   направляемых на    реформу    оборонно-промышленного    комплекса,
   потребуют разработки и реализации следующих мер:
       формирование на   основе   инвентаризации   сводного   реестра
   организаций оборонно-промышленного комплекса  реестра  объектов  с
   уникальной  стендовой  и  испытательной базой,  а также проведение
   инвентаризации     и     формирование     реестра      результатов
   научно-технической  деятельности,  право  на  которые  принадлежит
   Российской Федерации;
       оптимизация структуры оборонно-промышленного  комплекса  путем
   формирования     системообразующих     интегрированных    структур
   (научно-производственных   комплексов),   ключевых    организаций,
   казенных предприятий;
       повышение эффективности        управления        деятельностью
   интегрированных  структур,  создание условий для привлечения в них
   квалифицированных менеджеров, системы эффективной переподготовки и
   повышения  квалификации руководящего состава и работников основных
   специальностей предприятий  и  организаций  оборонно-промышленного
   комплекса;
       обеспечение государственной  социальной поддержки работников в
   связи с  мероприятиями  по  реформированию  оборонно-промышленного
   комплекса;
       определение механизма   реструктуризации,    приватизации    и
   ликвидации предприятий,         выводимых        из        состава
   оборонно-промышленного   комплекса,   с    учетом    необходимости
   обеспечения   социальной   защиты  их  работников  и  эффективного
   использования научно-технического и производственного потенциала;
       освобождение организаций в процессе уточнения в  установленном
   порядке  мобилизационного  плана экономики Российской Федерации от
   мобилизационных заданий на  производство  продукции,  в  отношении
   которой  производственные  мощности  утрачены  и их восстановление
   нецелесообразно;
       совершенствование системы   обеспечения  качества  выпускаемой
   продукции;
       совершенствование конкурсного  порядка размещения и реализации
   заданий   государственного   оборонного   заказа,   закупок    для
   государственных   нужд,   в   том  числе  широкое  распространение
   проведения государственными заказчиками  совместных  конкурсов  на
   размещение  заказов  на разработку,  закупку,  ремонт и утилизацию
   вооружения и военной техники,  расширение практики  привлечения  к
   участию в конкурсах предприятий всех форм собственности;
       обеспечение системы    формирования    цен    на    продукцию,
   поставляемую по  государственному  оборонному  заказу,  разработки
   механизма оптимизации цен на вооружение и военную технику;
       предоставление возможности заключения контрактов на период  до
   3  лет  на разработку и производство продукции с длительным циклом
   изготовления    по     отдельным     тематическим     направлениям
   государственной программы вооружения;
       создание единой  системы  ремонта  и  сервисного  обслуживания
   вооружения и военной техники.
   
                  5.4. Агропродовольственная политика
   
       Аграрный сектор     остается     одним     из      приоритетов
   социально-экономической    политики    Правительства    Российской
   Федерации.
       Основными целями агропродовольственной политики являются:
       расширение экономических и торговых возможностей отечественных
   сельскохозяйственных  товаропроизводителей  и  других  организаций
   агропромышленного комплекса;
       повышение эффективности  на основе роста конкурентоспособности

Счетчики
 
Реклама
Разное