Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02 (УТВ. МПС РФ 20.11.2002)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   должно  осматриваться  и  проходить  соответствующие  испытания  и
   планово-профилактический    ремонт.    На   все   производственное
   оборудование должны быть инструкции  по  эксплуатации,  содержащие
   требования по безопасности обслуживания. Инструкции или выписки из
   них необходимо вывешивать на рабочих местах.
       8.3. Устройство, содержание и эксплуатация электрооборудования
   должны   соответствовать   ГОСТ   12.1.019,   Правилам  устройства
   электроустановок,     Правилам     эксплуатации   электроустановок
   потребителей  и   Межотраслевым правилам  по охране труда (правила
   безопасности) при эксплуатации электроустановок.
       8.4. Электрооборудование,     а     также     производственное
   оборудование,  которое может оказаться  под  напряжением  (корпуса
   электродвигателей,   защитные  кожухи  рубильников  и  реостатов),
   должны иметь  заземление  ("зануление").  Заземление  должно  быть
   хорошо видно.
       8.5. Содержание, ремонт и эксплуатацию грузоподъемных кранов и
   механизмов  следует  производить  в  соответствии  с  требованиями
   Правил  устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
   (машин).
       Грузоподъемные краны   и   механизмы,  съемные  грузозахватные
   приспособления  должны   соответствовать   характеру   выполняемой
   работы, иметь паспорта и инвентарные номера.
       Съемные грузозахватные приспособления должны иметь клейма  или
   металлические  бирки  с указанием номера,  грузоподъемности и даты
   испытания.
       8.6. В    процессе    эксплуатации    съемных   грузозахватных
   приспособлений и тары необходимо периодически проводить их  осмотр
   в следующие сроки:
       траверсы, клещи и другие захваты и тары - каждый месяц;
       стропы (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
       редко используемые  съемные  грузозахватные  приспособления  -
   перед выдачей их в работу.
       Браковку стропов проводят в соответствии  с  нормами  браковки
   стальных  канатов.  Выявленные  в  процессе  осмотра  поврежденные
   съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.
       8.7. Погрузочно-разгрузочные,  подъемно-транспортные  и другие
   машины,  а также механизмы, на которые не распространяются Правила
   устройства   и   безопасной   эксплуатации  грузоподъемных  кранов
   (машин),  должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии  с
   техническим паспортом и инструкцией завода-изготовителя.
       8.8. Руководитель предприятия приказом по организации  надзора
   должен   назначить   из   числа  инженерно-технических  работников
   ответственных лиц:
       за технический     надзор     по    безопасной    эксплуатации
   грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;
       за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии;
       за безопасное производство работ кранами.
       8.9. Периодическое  техническое  освидетельствование домкратов
   всех типов должно производиться не реже чем  через  12  месяцев  с
   полной  их  разборкой  для  контроля  технического  состояния всех
   частей и записью в журнале,  с последующим нанесением  на  домкрат
   его   грузоподъемности,   инвентарного  номера  и  даты  очередных
   испытаний.
       Статические испытания   при   техническом  освидетельствовании
   гидравлических,  пневмогидравлических и  пневматических  домкратов
   должны   производиться   под   нагрузкой,  превышающей  предельную
   грузоподъемность домкратов на 10%  при верхнем положении  штока  в
   течение 10 мин.
       Испытание стационарных   и   передвижных    электрических    и
   механических   домкратов  нагрузкой  не  обязательно.  Техническое
   освидетельствование их производится путем  тщательного  осмотра  и
   обмера   грузовых   винтов,   гаек,   зубчатых  реек,  храповиков,
   фиксаторов.  При износе деталей более 20%  домкраты  к  дальнейшей
   эксплуатации  не  допускаются.  Все  стационарные  электродомкраты
   должны иметь стальные предохранительные гайки.
       Текущее техническое   обслуживание   всех   домкратов   должно
   производиться через каждые 10 дней.  При этом детально проверяется
   состояние ограничителей выхода винта (штока), плотность соединений
   и  манжет,  исправное  действие  предохранительных  и  заземляющих
   устройств и других деталей. Если неисправности нельзя устранить на
   месте, то домкраты следует отправлять в ремонт. Работа неисправным
   домкратом не допускается.
       Результаты текущего    технического    обслуживания     должны
   регистрироваться в журнале.
       Запрещается нагружать    домкраты    свыше    их    паспортной
   грузоподъемности.   На   каждом   домкрате  должны  быть  указаны:
   инвентарный  номер,   грузоподъемность   и   принадлежность   цеху
   (участку).
       8.10. Паровые  и  водогрейные котлы должны эксплуатироваться и
   испытываться  в  соответствии  с Правилами устройства и безопасной
   эксплуатации паровых и водогрейных котлов,  Правилами устройства и
   безопасной  эксплуатации  паровых котлов с давлением пара не более
   0,7  кгс/кв.  см  и  водогрейных  котлов  и   водонагревателей   с
   температурой  нагрева  воды  не  выше  115  °C  и  Инструкцией для
   персонала,  обслуживающего водогрейные котлы и водоподогреватели с
   температурой  воды не выше 115 °C и паровые котлы с давлением пара
   не выше 0,7 кгс/кв. см.
       8.11. Теплопотребляющие установки, трубопроводы пара и горячей
   воды  необходимо  эксплуатировать  и  испытывать  в соответствии с
   Правилами  эксплуатации  теплопотребляющих  установок  и  тепловых
   сетей   потребителей   и   Правилами   техники   безопасности  при
   эксплуатации  теплопотребляющих   установок   и   тепловых   сетей
   потребителей.
       8.12. Компрессорные   установки   и   воздухопроводы   следует
   эксплуатировать и испытывать в  соответствии  с  ГОСТ  12.2.016  и
   Правилами   устройства   и  безопасной  эксплуатации  стационарных
   компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов.
       8.13. Сосуды,     работающие     под     давлением,     должны
   эксплуатироваться  и  испытываться  в  соответствии с действующими
   Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих
   под давлением,  и Правилами  надзора  за  воздушными  резервуарами
   подвижного состава железных дорог Российской Федерации.
       8.14. Котлы,  печи,  газовое  оборудование  и другие агрегаты,
   работающие  на  газовом  топливе,  необходимо  эксплуатировать   в
   соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве.
       8.15. Ультразвуковые установки  необходимо  эксплуатировать  в
   соответствии с ГОСТ 12.1.001,  гигиеническими   требованиями   при
   работе   с   источниками   воздушного  и  контактного  ультразвука
   промышленного, медицинского и бытового назначения.
       8.16. Машины   для    химической    чистки,    стиральные    и
   стирально-отжимные,   сушильные   машины,   центрифуги,  сушильные
   камеры,  гладильные   прессы,   катки,   столы   и   электроутюги,
   паровоздушные манекены необходимо эксплуатировать в соответствии с
   Межотраслевыми  правилами   по охране труда при химической чистке,
   стирке.
       8.17. Средства   непрерывного    транспорта    -    конвейеры,
   транспортеры и др. должны соответствовать требованиям безопасности
   по ГОСТ 12.2.022.
       Движущиеся части  конвейеров,  находящиеся  на высоте не более
   2,5 м от пола и к которым возможен доступ обслуживающего персонала
   и лиц, работающих вблизи конвейеров, должны быть ограждены.
       В зоне возможного  нахождения  людей  должны  быть  ограждены:
   канаты  и  блоки  натяжных  устройств  на  высоту  их перемещения,
   участок  пола  под  ними;  загрузочные  и   приемные   устройства;
   пересечения с проходами, проездами и др.
       8.18. Моечные установки, применяемые для наружной и внутренней
   обмывки  вагонов  при  подготовке  вагонов к ремонту,  а также для
   обмывки тележек,  колесных  пар,  подшипников  и  других  вагонных
   деталей,  должны  иметь  вытяжную  вентиляцию,  защитные  шторы  и
   оборудованы устройствами для очистки,  повторного использования  и
   отвода  сточных  вод,  механизированного  удаления  ила и остатков
   мусора.  Пуск моечной машины должен быть сблокирован с  включением
   вытяжной вентиляции.
       С нерабочей стороны моечной установки (за щетками) должны быть
   установлены   металлические   защитные   кожухи,   предотвращающие
   разбрызгивание воды.  Для осмотра и ремонта  установки  на  уровне
   верхнего  обреза щеток необходимо устанавливать площадки,  имеющие
   лестницы и ограждающие перила.
       Участок контактного провода над моечной установкой должен быть
   секционирован.   Моечная   установка    должна    быть    снабжена
   сигнализацией,   запрещающей  или  разрешающей  въезд  (выезд)  на
   установку.
       8.19. Станки, механизмы, прессы, стенды для испытания и другое
   оборудование   должны  быть  установлены  на  фундаментах  или  на
   основаниях с использованием виброизоляции,  тщательно выровнены  и
   закреплены.
       Оборудование, имеющее   устройства    и    приспособления    с
   механическим,  пневматическим или гидравлическим приводом,  должны
   иметь  соответствующие   технические   паспорта,   инструкции   по
   обслуживанию,  а  также  иметь  оградительные  щиты  и  устройства
   звуковой и световой сигнализации.
       Для осмотра, смазывания и текущего ремонта оборудования должны
   быть предусмотрены удобные подходы.
       Зубчатые и  ременные  передачи,  а  также  другие  вращающиеся
   части, расположенные в доступной зоне, должны быть ограждены.
       На каждом  рабочем  месте  около  станка  на  полу должны быть
   деревянные трапы на всю длину рабочей зоны, а по ширине - не менее
   0,6 м от наиболее выступающих частей станка.
       8.20. Верстаки,  столы  и  стеллажи  должны   быть   прочными,
   устойчивыми и иметь высоту, удобную для работы.
       Поверхность верстаков необходимо  покрыть  гладким  материалом
   (листовой сталью, алюминием, линолеумом).
       8.21. Порядок использования абразивных и эльборовых кругов  на
   станках    для   абразивной   обработки   должен   соответствовать
   требованиям ГОСТ 12.3.028.
       Зона обработки  и абразивные круги шлифовальных станков должны
   ограждаться защитным экраном.
       Абразивные круги   на   заточных,  обдирочных  и  шлифовальных
   станках (кроме внутришлифовальных)  должны  ограждаться  защитными
   кожухами.
       Крепление защитных кожухов должно  надежно  удерживать  их  на
   месте в случае разрыва круга.
       Рабочее направление вращения шпинделя станков  для  абразивной
   обработки следует указывать хорошо видимой стрелкой, помещенной на
   защитном кожухе абразивного круга  или  шпиндельной  бабки  вблизи
   абразивного круга.
       Абразивные и эльборовые круги диаметром более 150 мм,  а также
   круги,  предназначенные  для  работы  со  скоростью  более 40 м/с,
   должны быть испытаны  на  механическую  прочность  на  специальном
   испытательном стенде и отбалансированы.
       Не допускается  устанавливать   на   станки   для   абразивной
   обработки  абразивные  и  эльборовые круги,  не имеющие отметок об
   испытании  на  механическую  прочность,  с   просроченным   сроком
   хранения,  издающие  при  простукивании дребезжащий звук,  а также
   круги  с  обнаруженными  на  них  трещинами,   выбоинами   или   с
   отслаиванием эльборсодержащего слоя.
       Ручное полирование   и   шлифование    мелких    деталей    на
   полировальных   и  шлифовальных  станках  должно  производиться  с
   применением  специальных  приспособлений  и  оправок.  Удерживание
   деталей в руках не допускается.
       Предназначенные для   обработки   вручную   и   без    подвода
   смазочно-охлаждающей жидкости точильно-шлифовальные (стационарного
   исполнения, на тумбе и настольные) и обдирочно-шлифовальные станки
   должны  иметь жесткие подручники (столики,  поддержки) и экраны со
   смотровыми окнами из безосколочного стекла для защиты глаз.
       Подручники должны   иметь   жесткую  конструкцию  и  площадку,
   обеспечивающую устойчивое положение обрабатываемой детали, а также
   возможность регулирования их положения.  При установке подручников
   следует учитывать,  чтобы верхняя точка соприкосновения изделия со
   шлифовальным  кругом  находилась  выше  горизонтальной  плоскости,
   проходящей через центр шлифовального круга, не более чем на 10 мм.
       Зазор между   подручником   и   шлифовальным   кругом   должен
   устанавливаться не более половины толщины обрабатываемого изделия,
   но не более 3 мм.  Края подручников со стороны шлифовального круга
   не должны иметь выбоин, сколов и других дефектов.
       Защитный экран   по   отношению  к  абразивному  кругу  должен
   располагаться  симметрично.   Конструкция   защитного   экрана   и
   блокировки  должна  предусматривать  регулирование его положения в
   зависимости от величины обрабатываемой детали и износа абразивного
   круга,  исключая  его полное откидывание.  Ширина защитного экрана
   должна быть больше высоты круга не менее чем на 150 мм.
       При невозможности использования стационарного защитного экрана
   необходимо применять защитные очки или маску.
       8.22. Ручной    слесарный    инструмент    и    приспособления
   повседневного применения должны быть закреплены за работающими для
   индивидуального или бригадного пользования.
       Ручной слесарный  инструмент,  находящийся в инструментальной,
   должен осматриваться не реже одного раза в десять  дней,  а  также
   непосредственно перед применением. Неисправный инструмент подлежит
   изъятию.
       8.23. Бойки   молотков   и   кувалд   должны   иметь   гладкую
   поверхность, без сколов и выбоин, трещин и заусенцев.
       Рукоятки молотков,  кувалд  и  другого инструмента должны быть
   гладкими и прочно закреплены.
       Не допускается  использование напильников,  шаберов,  отверток
   без рукояток и бандажных колец на них или  с  плохо  закрепленными
   рукоятками.
       Используемые при работе ломы и монтажки должны быть  гладкими,
   без заусенцев, трещин и наклепов.
       8.24. Зубила,  крейцмейсели и бородки не должны иметь  трещин,
   плен,  волосовин,  сбитых  и  скошенных  торцов.  Затылочная часть
   инструментов  должна  быть  гладкой,  без  трещин,   заусенцев   и
   наклепов. На рабочем конце не должно быть повреждений.
       Работа зубилом,  крейцмейселем и другим подобным  инструментом
   должна выполняться в очках.
       Рабочая зона при этом должна быть ограждена.
       8.25. Ручные  рычажные  ножницы должны быть надежно закреплены
   на специальных  стойках,  верстаках  и  оборудованы  прижимами  на
   верхнем   подвижном   ноже,   амортизатором  для  смягчения  удара
   ножедержателя и противовесом, удерживающим верхний подвижный нож в
   безопасном положении.
       8.26. Губки  ключей  должны  быть  строго  параллельны  и   не
   закатаны.  Размеры  зева  гаечных  ключей  должны  соответствовать
   размерам гаек и головок болтов.  Размеры  зева  ключей  не  должны
   превышать размеров гаек и болтов более чем на 5%.
       Не допускается отвертывание  гаек  и  болтов  ключами  больших
   размеров с применением металлических прокладок,  а также удлинение
   ключей с помощью труб и  других  предметов  (пользуйтесь  гаечными
   ключами с удлиненными ручками).
       8.27. Ручки клещей и ручных ножниц должны быть  гладкими,  без
   вмятин,  зазубрин  и  заусенцев.  С внутренней стороны должен быть
   упор, предотвращающий сдавливание пальцев рук.
       8.28. Тиски  должны прочно крепиться к верстаку таким образом,
   чтобы  их  губки  находились  на  уровне  локтя  работающего.  При
   необходимости должны устанавливаться деревянные трапы на всю длину
   рабочей зоны. Расстояние между осями тисков должно быть не менее 1
   м.
       Губки тисков  должны  быть  параллельны,   иметь   насечку   и
   обеспечивать надежный зажим обрабатываемых изделий.
       8.29. Ручной    электроинструмент    должен    соответствовать
   требованиям ГОСТ 12.2.013.0.
       Ручной электроинструмент  и  переносные   светильники   должны
   подключаться  на напряжение не более 42 В.  В случае невозможности
   обеспечить  подключение  инструмента  на  напряжение   до   42   В
   допускается  использование электроинструмента с напряжением до 220
   В включительно при  наличии  устройств  защитного  отключения  или
   наружного  заземления  корпуса  электроинструмента  с обязательным
   использованием   защитных   средств   (коврики,    диэлектрические
   перчатки).
       Ручной электроинструмент,  включаемый на напряжение выше 42 В,
   должен выдаваться в комплекте со средствами индивидуальной защиты.
       Присоединение к электрической сети  должно  производиться  при
   помощи штепсельных соединений, имеющих заземляющий контакт.
       8.30. Кабели  и  электропровода  для  защиты  от  излома   или
   истирания   оболочек   должны  заводиться  в  электроинструмент  и
   переносные светильники через  эластичную  трубку,  закрепленную  в
   корпусной  детали  и  выступающую  наружу  на  длину не менее пяти
   диаметров.
       8.31. Снятие    деталей,   предназначенных   для   защиты   от
   прикосновения к движущимся  деталям  и  деталям,  находящимся  под
   напряжением,  должно  быть  невозможно без применения инструмента,
   если  в  стандартах  или  технических  условиях  на   данный   вид
   оборудования нет других указаний.
       8.32. Переносные  светильники  должны  иметь  закрепленную  на
   рукоятке  защитную сетку и крючок для подвески.  Токоведущие части
   патрона и цоколя лампы должны быть недоступны для прикосновения.
       8.33. Рабочие   органы  ручных  электроинструментов  (дисковых
   электропил,  электрических шлифовальных машин и т.п.) должны иметь
   защитные кожухи.
       8.34. При  прекращении  подачи  электрического  тока  или  при
   перерыве  в работе ручной электроинструмент должен быть отсоединен
   от электросети.
       8.35. При обнаружении неисправностей электроинструмента работа
   с ним должна быть прекращена.
       8.36. Разборка    и    ремонт    ручного   электроинструмента,
   штепсельных    соединений,     проводов     разрешаются     только
   электротехническому    персоналу.    Не    допускается    передача
   электроинструмента другому лицу.
       8.37. Ручной     пневмоинструмент     (сверлильные    машинки,
   виброзубила, гайковерты    и    др.)    должен     соответствовать
   ГОСТ 12.2.010 и снабжаться  виброгасящими  устройствами.  Пусковые
   устройства  должны  легко  и  быстро  приводиться  в  действие и в
   закрытом положении не пропускать воздух.
       8.38. Ручной    пневмоинструмент    должен   быть   оборудован
   глушителями выхлопов воздуха,  кроме того, выхлопы сжатого воздуха
   не должны попадать на работника и загрязнять зону его дыхания.
       Пневматические молотки должны быть  оборудованы  устройствами,
   не допускающими вылета бойка.
       8.39. Ремонт   и   эксплуатация   ручного   электрического   и
   пневматического инструмента должны соответствовать  инструкции  по
   эксплуатации, разработанной заводом-изготовителем.
       Ремонт ручного электрического  и  пневматического  инструмента
   должен  производиться  централизованно.  После ремонта должна быть
   проведена проверка уровней вибрации с  последующей  записью  их  в
   паспорте.
       8.40. Электрический   и   пневматический   инструмент   должен
   выдаваться  только  лицам,  прошедшим инструктаж и знающим правила
   обращения с ним.
       8.41. Не   допускается   работа  с  неисправным  и  изношенным
   инструментом.
       8.42. Не  допускается  устанавливать  на  ручных  шлифовальных
   машинках круги, предназначенные для отрезки материала.
       8.43. При  работе  с  ручным  электрическим  и  пневматическим
   инструментом весом более 10 кг  необходимо  применять  балансирные
   подвески или другие приспособления.
       8.44. Паяльные  лампы  должны  выдаваться  после  проверки  их
   исправности и комплектности.
       Все паяльные  лампы  должны  находиться  на  учете   и   иметь
   инвентарный номер.
       8.45. Для  переноски  инструмента,  если  это   требуется   по
   условиям  работы,  каждому  рабочему  должны  выдаваться исправные
   ручные ящики или сумки.
       8.46. Передвижные   средства   подмащивания   (телескопические
   вышки,  передвижные  подмости  и  другие средства) должны отвечать
   требованиям ГОСТ 24258.
       Средства подмащивания  должны  иметь  ровные рабочие настилы с
   зазором между досками не более 5 мм, а при расположении настила на
   высоте 1,3 м и более - ограждения и бортовые элементы.
       Высота ограждения  должна  быть  не  менее  1,1  м,  бортового
   элемента  -  не  менее  0,15  м,  расстояние между горизонтальными
   элементами ограждения - не более 0,5 м.
       Телескопические вышки   должны   иметь  исправные  ловители  и
   концевые выключатели.  На станине  вышки,  подмостей  должны  быть
   нанесены регистрационный номер,  грузоподъемность,  срок испытаний
   (осмотра).  Периодические осмотры и испытания средств подмащивания
   должны производиться один раз в два года.
       Передвижные тележки,  применяемые  для  малярных,  кузовных  и
   других  работ,  должны  содержаться  в  исправности и обеспечивать
   безопасность производства работ.
       8.47. На   тетивах   деревянных   и  металлических  приставных
   лестниц,  стремянок должен быть  указан  инвентарный  номер,  дата
   следующего испытания, принадлежность цеху (участку и т.п.).
       Длина приставных лестниц должна быть не более 5 м.
       Приставные лестницы   и   стремянки   должны   быть   снабжены
   устройством, предотвращающим возможность сдвига и опрокидывания их
   при работе.
       На нижних концах приставных лестниц и  стремянок  должны  быть
   оковки  с  острыми  наконечниками  для  установки  на  земле.  При
   использовании лестниц и стремянок на гладких опорных  поверхностях
   (паркет,  металл,  плитка,  бетон и др.) на них должны быть надеты
   башмаки из резины или другого нескользкого материала.
       Верхние концы  лестниц,  приставляемых  к  трубам,  снабжаются
   специальными крюками-захватами,  предотвращающими падение лестницы
   от случайных толчков.
       Размеры приставной  лестницы  должны  обеспечивать   работнику
   возможность  работы  в  положении стоя на ступени,  находящейся на
   расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы.
       Стремянки должны   быть  снабжены  приспособлениями  (крюками,
   цепями),  не позволяющими им самопроизвольно раздвигаться во время
   работы с ними. Уклон стремянок должен быть не более 1:3.
       Приставные лестницы  и  стремянки  должны  храниться  в  сухих
   помещениях  в  условиях,  исключающих  их  случайные  механические
   повреждения,  и  перед  применением  осматриваться  производителем
   работ (без записи в журнале).
       8.48. Исправность приставных лестниц,  стремянок и передвижных
   подмостей  должна  проверяться  не  реже  одного раза в три месяца
   комиссией, назначенной приказом по предприятию.
       8.49. Испытание  лестниц,  передвижных  подмостей  и подъемных
   площадок должно производиться после  изготовления  и  капитального
   ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации:
       лестницы и стремянки металлические - 1 раз в 12 мес.;
       лестницы и стремянки деревянные - 1 раз в 6 мес.;
       передвижные подмости и подъемные площадки - 1 раз в 12 мес.
       Испытание лестниц  должно  производиться статической нагрузкой
   200 кг, приложенной к середине ступени лестницы, установленной под
   углом  75  градусов к горизонтальной плоскости.  Продолжительность
   испытания - 2 минуты.
       Испытание передвижных    подмостей    и   подъемных   площадок
   производить статической нагрузкой,  превышающей расчетную нагрузку
   на 50%.
       Ограждения и  перила   при   испытаниях   должны   выдерживать
   сосредоточенную статическую нагрузку 70 кг.
       Результаты испытаний и осмотров должны быть зарегистрированы в
   журнале.
       8.50. Деревянные  клинья  для закрепления колесных пар тележек
   должны быть изготовлены по чертежу Т-636 ПКБ ЦВ МПС.
       8.51. Стеллажи должны соответствовать ГОСТ 14757 и ГОСТ 16140.
       Стеллажи должны  быть прочными,  устойчивыми и крепиться между
   собой и к конструкциям зданий.
       Конструкция стеллажей    и   деталей   их   крепления   должна
   обеспечивать жесткость,  прочность,  устойчивость,  безопасность и
   удобство   выполнения   монтажных   и  ремонтных  работ.  Элементы
   стеллажей не должны иметь острых углов,  кромок и  поверхностей  с
   неровностями.
       8.52. Трапы и мостики должны быть жесткими и иметь  крепления,
   исключающие   возможность   их   смещения.   Прогиб   настила  при
   максимальной расчетной нагрузке не должен быть более 20 мм.
       При длине  трапов  и  мостиков  более  3  м  под  ними  должны
   устанавливаться промежуточные  опоры.  Ширина  трапов  и  мостиков
   должна быть не менее 0,6 м.
       Трапы и мостики должны иметь поручни, закраины и промежуточный
   горизонтальный элемент.  Высота поручней должна быть не менее 1 м,
   бортовых закраин - не менее  0,15  м,  расстояние  между  стойками
   поручней - не более 2 м.
       8.53. Оборудование    помещений    (кабин)    для   работников
   диспетчерско-операторских  профессий  должно  быть  согласовано  с
   ЦГСЭН   на   железнодорожном   транспорте.   ПЭВМ   и  ВДТ  должны
   соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542.
   
             IX. Требования к транспортированию и хранению
                       узлов, деталей, материалов
   
       9.1. Для транспортирования узлов, деталей, материалов (далее -
   грузы) в депо,  ПТО,  станциях и других подразделениях предприятия
   должны использоваться подъемно-транспортные средства.
       9.2. Транспортирование грузов кранами следует производить, как
   правило, в зоне, в которой нет рабочих мест. При транспортировании
   грузов  над  проходами  груз  должен  сопровождаться   работником,
   аттестованным   в   установленном   порядке  на  право  проведения
   указанных работ. Нахождение работников под грузом не допускается.
       9.3. Авто-   и   электрокары   должны   иметь  приспособления,
   предохраняющие транспортируемые грузы от падения.
       9.4. Груз  должен  складироваться  и  храниться  на специально
   подготовленных  для  этого  площадках,  стеллажах  и   в   шкафах.
   Укладывать различные предметы в места, предназначенные для прохода
   людей и проезда транспортных средств, запрещается.
       При укладке груза в штабель необходимо применять стойки, упоры
   и прокладки.  Способ и высота укладки штабелей должны определяться
   из   условий   устойчивости   укладываемых  предметов  и  удобства
   зачаливания при использовании грузоподъемных механизмов.
       Для транспортирования   и   складирования   мелких  деталей  и
   заготовок   должна   быть    предусмотрена    специальная    тара,
   обеспечивающая  безопасное  транспортирование  и удобную строповку
   при перемещении кранами.
       9.5. Груз  на  площадке  складирования  при высоте укладки (от
   головки рельса) до 1,2 м должен размещаться  от  наружной  головки
   ближайшего рельса железнодорожного или кранового пути не менее 2,0
   м, при большей высоте укладки - не менее 2,5 м.
       9.6. На стеллажах и столах,  предназначенных для складирования
   грузов, должны быть четко нанесены предельно допустимые нагрузки.
       Стеллажи, столы,   шкафы   и  подставки  по  прочности  должны
   соответствовать массе укладываемых на них материалов.
       Ширина проходов между стеллажами, шкафами должна быть не менее
   0,8 м.
       9.7. Для хранения инструмента, приспособлений на рабочем месте
   должны быть устроены  специальные  шкафы.  Для  тяжелых  предметов
   должно быть отведено место на нижней полке.
       Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так,  чтобы
   исключалась   возможность   его  скатывания  или  падения.  Класть
   инструмент на перила ограждений или  неогражденный  край  площадки
   лесов,   подмостей,   а  также  вблизи  открытых  люков,  колодцев
   запрещается.
       9.8. Транспортирование    грузов    по    междупутьям   должно
   производиться только при отсутствии движения подвижного состава по
   соседним путям.
       Расстояние между  движущимися  друг  за  другом  транспортными
   средствами должно быть не менее 20 м.
       9.9. Перевозимые по междупутьям грузы не должны  выступать  по
   ширине   за   габариты   транспортных  средств.  Грузы  необходимо
   укладывать  на  середину  платформы   транспортного   средства   и
   закреплять от возможного скатывания при движении. Вес перевозимого
   груза не должен превышать грузоподъемности транспортного средства.
       9.10. На  предприятиях  должен  быть  установлен перечень лиц,
   ответственных за хранение и выдачу легковоспламеняющихся жидкостей
   и  материалов,  химических  реактивов  и ядовитых веществ.  Допуск
   посторонних лиц к обращению с этими веществами запрещается.
       Для их  хранения  и  выдачи  должны быть отведены специальные,
   изолированные от других помещения, оборудованные вентиляцией.
       9.11. Емкости для хранения жидкого топлива,  керосина и других
   легковоспламеняющихся жидкостей в депо,  ПТО, станции должны иметь
   плотно закрывающиеся крышки (люки).
       9.12. Количество  и  способы  хранения   легковоспламеняющихся
   жидкостей  и  материалов  в производственном помещении должны быть
   согласованы с пожарной  охраной.  Запас  этих  веществ  не  должен
   превышать потребности одной смены.
       9.13. Выдача  легковоспламеняющихся  жидкостей  и   материалов
   (бензин,  керосин,  спирт,  лаки,  эмали,  краски,  масла)  должна
   производиться в емкости с плотно закрывающейся крышкой.  Наполнять
   посуду   такими  веществами  необходимо  в  специально  отведенном
   помещении, безопасном в пожарном отношении.
       9.14. Химические    реактивы    и    ядовитые    вещества   на
   производственных участках  разрешается  хранить  в  количестве  не
   более суточного запаса в специальных шкафах, оборудованных местной
   вытяжной вентиляцией.
       9.15. Транспортирование   серной  кислоты  или  электролита  в
   стеклянных   бутылях   следует   производить   с    использованием
   специальной тары или тележек.
       9.16. Для хранения  использованного  обтирочного  материала  в
   депо,   ПТО,   станции   должны   быть   установлены   специальные
   металлические ящики  с  плотно  закрывающимися  крышками,  которые
   должны  очищаться по мере их наполнения,  но не реже одного раза в
   смену.
       9.17. Сбор мусора и отходов должен производиться в специальную
   тару,  размещенную в отведенных для нее местах. По мере накопления
   мусор и отходы должны своевременно вывозиться.
       9.18. При  перекатывании  колесных  пар  по  рельсам   вручную
   работникам  не  допускается  находиться  перед движущейся колесной
   парой.
       Хранение колесных   пар   должно  производиться  в  специально
   отведенном месте в закрепленном состоянии.
       9.19. Складирование  рам  тележек следует производить не более
   чем в два яруса.
   
               X. Требования к техническому обслуживанию,
              ремонту и эксплуатации транспортных средств
   
       10.1. Техническое   обслуживание,   ремонт   и    эксплуатацию
   транспортных   средств   следует  осуществлять  в  соответствии  с
   Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Правилами
   по охране  труда  на  автомобильном  транспорте  и  Межотраслевыми
   правилами   по  охране  труда   при   эксплуатации   промышленного
   транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт).
       10.2. Движение напольного безрельсового  колесного  транспорта
   (автомобилей,  тракторов,  автопогрузчиков,  электропогрузчиков  и
   других  безрельсовых  колесных   транспортных   средств,   включая
   грузовые  тележки)  (далее  - транспортные средства) на территории
   предприятия должно осуществляться в  соответствии  с  утвержденной
   руководителем  предприятия  схемой  движения транспортных средств,
   устанавливаемой на щитах на видных местах:  у  въездных  ворот,  в
   транспортном   цехе   и  в  других  местах  интенсивного  движения
   транспортных средств.  В  этих  же  местах  следует  устанавливать
   знаки, организующие в нужном режиме движение транспорта.
       10.3. Скорость движения  транспортных  средств  на  территории
   предприятия не должна превышать:
       на платформах,  рампах,  поворотах,  при въезде  и  выезде  из
   ворот,   при   выезде   из-за  угла  здания,  при  переезде  через
   железнодорожные  пути,  на  перекрестках,  в  местах  интенсивного
   движения работников, при движении задним ходом - не выше 3 км/час;
       в цехах,  на территории станции,  на переездах и уклонах -  не
   выше 5 км/час;
       на прилегающей к железнодорожной станции, вокзалу территории -
   не выше 10 км/час.
       10.4. Техническое состояние транспортных средств,  находящихся
   в эксплуатации,  должно соответствовать  требованиям  ГОСТ  25478.
   Транспортные  средства  должны  использоваться в соответствии с их
   назначением и областью применения.
       Транспортное средство  должно  быть  оборудовано  устройством,
   исключающим   возможность   несанкционированного   управления   им
   посторонним лицом.
       10.5. Каждое транспортное средство на предприятии должно  быть
   закреплено за конкретным водителем.
       Водитель транспортного средства перед выходом  в  рейс  должен
   пройти  предрейсовый  медицинский  осмотр  в  медпункте  (при  его
   наличии).
       10.6. Водитель  транспортного  средства во время работы должен
   иметь при себе  удостоверение  на  право  управления  транспортным
   средством   данной   категории,   регистрационные   документы   на
   транспортное средство,  документы на перевозимый  груз  и  путевой
   лист.
       10.7. Перед  выездом  водитель  должен  быть   проинформирован
   непосредственным  руководителем  об  условиях  работы  на  линии и
   особенностях перевозимого груза.
       10.8. При сменной передаче техническое состояние транспортного
   средства  проверяется  механиком  (мастером)  или  другим   лицом,
   ответственным за выпуск транспортного средства на линию, совместно
   с  водителями  (закончившим  смену  и  приступающим   к   работе).
   Исправность  транспортного средства подтверждается соответствующей
   записью в журнале и путевом листе  с  указанием  времени  передачи
   транспортного средства.
       10.9. Перевозка    людей    транспортными    средствами,    не
   оборудованными    для   перевозки   людей,   запрещается.   Проезд
   разрешается только сопровождающему груз работнику при условии, что
   для него оборудовано место для сиденья,  расположенное ниже уровня
   борта не менее чем на 300 мм.
       10.10. Перевозка  людей  на  безбортовых платформах,  на грузе
   (размещенном выше или на уровне бортов,  на длинномерном грузе или
   рядом с ним),  прицепах,  полуприцепах,  а также перевозка людей в
   кабине,  салоне сверх количества,  указанного в паспорте на данное
   транспортное средство, не допускается.
       Запрещается перевозка  людей   в   кузовах   буксируемых   или
   буксирующих автомобилей.
       10.11. Не  допускается  движение  транспортного  средства  при
   нахождении   людей   на   подножках,   крыльях,  бамперах,  бортах
   транспортного средства.
       10.12. При    погрузке   груза   водитель   должен   проверить
   соответствие укладки и надежности крепления груза на  транспортном
   средстве требованиям безопасности и обеспечения сохранности груза.
   При  обнаружении  нарушений  этих   требований   водитель   должен
   потребовать их устранения от лица, ответственного за погрузку.
       К загрузке и выгрузке автомобиля необходимо приступать  только
   после  полной  его  остановки.  При  маневрировании автомобиля под
   загрузку или разгрузку запрещается находиться сзади автомобиля.
       Закрывать и  открывать борта кузова автомобиля должны не менее
   2-х человек, при этом они должны находиться сбоку от него.
       10.13. Пылящие   грузы   должны   перевозиться   на   бортовых
   транспортных средствах с уплотненными  кузовами  и  с  соблюдением
   мер, исключающих их распыление при движении.
       10.14. Перевозка  легковоспламеняющихся   жидкостей,   кислот,
   щелочей   транспортными   средствами   с  электрическим  приводом,
   аккумуляторные  батареи   которых   располагаются   под   грузовой
   платформой, запрещается.
       10.15. При  работе  на  автопоезде  сцепка  автопоезда  должна
   производиться     сцепщиком     под     руководством    работника,
   координирующего подачу водителем автомобиля для сцепки с  прицепом
   (прицепами)   и   работу   сцепщика.   Сцепка  и  расцепка  должны
   производиться  на  ровной  горизонтальной   площадке   с   твердым
   покрытием. Продольная ось тягача и продольная ось прицепа при этом
   должны располагаться на одной прямой.
       10.16. В   местах   заправки   транспортных  средств  топливом
   запрещается:
       курить и пользоваться открытым огнем;
       производить ремонтные и регулировочные работы на  транспортном
   средстве;
       производить заправку  транспортного  средства  при  работающем
   двигателе;
       допускать перелив или пролив топлива.
       10.17. В   зимнее   время   запрещается   выпускать  на  линию
   транспортные  средства  с  неисправным  устройством  для  обогрева
   кабины,  а  также  перевозить  людей  (грузчиков,  экипировщиков и
   работников, сопровождающих груз) в открытом кузове.
       10.18. Эксплуатация   вилочных   авто-   и  электропогрузчиков
   осуществляется в   соответствии   с   требованиями   ГОСТ   16215,
   ГОСТ 18962, ГОСТ 24366.
       Не допускается   выход  груза  за  пределы  пола  тележки  или
   погрузчика более чем на 1/3 длины и не более чем на 0,5 м.
       10.19. Электро- и автопогрузчики с высотой подъема груза более
   2 м должны быть оборудованы ограждением над головой водителя.
       10.20. Электропогрузчики  должны иметь специальное устройство,
   предохраняющее механизм подъема от перегрузки.
       10.21. Электротележки  и  тягачи  могут  эксплуатироваться  на
   пассажирских и грузовых платформах,  а также в других местах,  где
   уклон не превышает 15 градусов.
       10.22. К электротележке или тягачу разрешается  прицеплять  не
   более  10 багажных или контейнерных тележек.  На последней тележке
   должен  находиться   работник,   который   обязан   наблюдать   за
   передвижением тележек.
       10.23. Электрокары    должны    соответствовать    требованиям
   ГОСТ 18962 и техническим условиям на конкретные их виды.
       Площадка водителя    должна   быть   покрыта   диэлектрическим
   резиновым ковриком.
       Грузовые площадки  должны  быть  приспособлены  для  перевозки
   определенных грузов и иметь устройства для их закрепления.
       10.24. При   производстве   погрузочно-разгрузочных   работ  с
   применением  авто-  и  электропогрузчиков  (далее  -   погрузчик),
   необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
       площадка между  штабелем   и   вагоном   должна   обеспечивать
   свободный разворот погрузчика на 180 градусов;
       для въезда погрузчика в вагон между рампой склада  и  открытым
   дверным  проемом  вагона следует устанавливать специальные настилы
   (мостики);
       ширина проезда для погрузчика должна быть не менее 3 м;
       высота груза  от  пола  при  движении  погрузчика  не   должна
   превышать 0,3 м;
       при перемещении   груза   раму   погрузчика,   во    избежание
   соскальзывания  груза  с  вил,  следует  устанавливать параллельно
   опорной поверхности или отклонять назад;
       при движении  под  уклон  погрузчик  должен  двигаться  вилами
   назад, на подъем - вилами вперед.
       10.25. Перемещение    погрузчиком   крупногабаритных   грузов,
   ограничивающих  видимость  водителю,  необходимо   производить   в
   сопровождении сигнальщика.
       10.26. При  штабелировании  грузов  погрузчиком,  не   имеющим
   кабины,  над  рабочим  местом  водителя  должно  быть  установлено
   съемное ограждение.
       10.27. Перевозка   людей   на   погрузчике   или   электрокаре
   запрещается,  кроме случая, когда в их конструкции и в технической
   документации   завода-изготовителя   предусмотрено  и  оборудовано
   дополнительное посадочное место.
       10.28. Техническое    обслуживание    или    текущий    ремонт
   транспортных средств должны производиться на специально отведенных
   местах технического обслуживания и ремонта,  оснащенных приборами,
   приспособлениями,  инвентарем,  инструментом, смотровыми канавами,
   эстакадами, подъемниками и другими необходимыми устройствами.
       10.29. На   местах   технического   обслуживания   и   ремонта
   транспортных средств запрещается:
       применение бензина,       растворителей        и        других
   легковоспламеняющихся жидкостей для промывки агрегатов и деталей;
       заправка транспортных средств топливом;
       хранение легковоспламеняющихся жидкостей,  горючих материалов,
   кислот,  красок, карбида кальция и т.п. в количествах, превышающих
   их сменную потребность;
       хранение отработанного масла,  порожней тары из-под топлива  и
   смазочных материалов;
       загромождение проходов и  выходов  из  помещений  материалами,
   оборудованием, демонтированными агрегатами.
       10.30. Использованные   обтирочные   материалы    на    постах
   технического  обслуживания и ремонта должны немедленно убираться в
   металлические ящики с плотно закрывающимися крышками  и  удаляться
   из  помещения  по  окончании смены в установленные места сбора для
   утилизации или уничтожения.
       10.31. Разлитое  топливо,  масло должны немедленно удаляться с
   применением опилок,  песка,  которые  после  использования  должны
   собираться    в    металлические    ящики,    установленные    вне
   производственного помещения.
       10.32. На    месте   технического   обслуживания   и   ремонта
   транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом,
   зажигание   выключено   (подача  топлива  у  дизельного  двигателя
   перекрыта),  рычаг переключения передач (контроллер)  поставлен  в
   нейтральное положение,  под колеса подложены (не менее двух) упоры
   (башмаки),  на рулевое  колесо  вывешена  табличка  "Двигатель  не
   пускать - работают люди!".
       10.33. При техническом  обслуживании  и  ремонте  транспортных
   средств запрещается:
       работать лежа на полу (земле) без использования лежака;
       выполнять какие-либо    работы   на   транспортном   средстве,
   вывешенном  только  на  домкрате,  тали  и  другом  грузоподъемном
   механизме без установки стационарных упоров;
       использовать вместо  козелков  для  подставки  под  вывешенное
   транспортное  средство  диски  колес,  кирпичи  и другие подручные
   предметы;
       снимать и  устанавливать рессоры,  пружины без предварительной
   их разгрузки;
       производить техническое  обслуживание или ремонт транспортного
   средства при работающем двигателе (за исключением отдельных  видов
   работ);
       оставлять инструмент и детали на краю смотровой канавы;
       работать с   поврежденными   или   неправильно  установленными
   упорами;
       пускать двигатель  и  осуществлять  перемещение  самосвального
   транспортного средства при поднятом кузове;
       использовать лом,  монтажную  лопатку  и  другие  предметы для
   облегчения проворачивания карданного вала;
       при уборке рабочего места использовать струю сжатого воздуха;
       работать на     неисправном     оборудовании,     неисправными
   инструментом и приспособлениями.
       10.34. Мойка  транспортных  средств  должна  производиться  на
   специально   отведенной  площадке,  оборудованной  подводом  воды,
   сжатого воздуха,  емкостью для моющей жидкости, скребками, щетками
   и другими различными приспособлениями.
       Пост открытой  ручной  мойки   транспортных   средств   должен
   располагаться на площадке, изолированной от открытых проводников и
   оборудования, находящихся под напряжением.
       При механизированной  мойке транспортных средств рабочее место
   мойщика  должно  располагаться  в  защищенной  от  попадания  воды
   кабине.   Электропроводка,   лампы   освещения,  электродвигатели,
   пусковая  и  другая  электрическая  аппаратура   должны   быть   в
   герметичном исполнении; пульты управления должны быть выполнены на
   напряжение в сети не выше 42 В.
       10.35. Проверка   тормозов   на  ходу  должна  проводиться  на
   площадке, достаточной по размерам и другим условиям для исключения
   возможного наезда на что-либо в случае неисправных тормозов.
       10.36. При  проверке  технического   состояния   транспортного
   средства  должны  проверяться  также  комплектность  и исправность
   инструмента,  приспособлений,  наличие и комплектация  медицинской
   аптечки,  наличие  огнетушителя,  знака  аварийной  остановки  или
   мигающего красного фонаря,  наличие упоров под  колеса,  запасного
   колеса, буксировочного троса.
       10.37. Перед выпуском  авто-  и  электропогрузчиков  на  линию
   необходимо   дополнительно   к   проверке  технического  состояния
   транспортного  средства  проверить:  исправность  грузоподъемника,
   убедиться   в   отсутствии  повреждений  цепей  и  исправности  их
   крепления к  раме  и  каретке  грузоподъемника,  провести  внешний
   осмотр  сварных  швов  верхних  кронштейнов,  проверить надежность
   крепления   пальцев,   шарниров   рычагов,   действие   механизмов
   погрузчика.
   
                  XI. Требования к применению средств
                         индивидуальной защиты
   
       11.1. Работники вокзалов,  пунктов  экипировки,  ПТО  и  депо,
   связанные  с  обслуживанием  пассажиров  на  вокзалах и в поездах,
   экипировкой пассажирских  составов,  техническим  обслуживанием  и
   ремонтом   вагонов,   должны   быть   обеспечены   соответствующей
   спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты
   (далее - СИЗ)  в  соответствии  с  Типовыми  отраслевыми   нормами
   бесплатной   выдачи   спецодежды,   спецобуви   и  других  средств
   индивидуальной  защиты  работникам   железных   дорог   Российской
   Федерации и распоряжением МПС России "О типовых отраслевых  нормах
   бесплатной  выдачи специальной одежды,  специальной обуви и других
   средств индивидуальной защиты работникам организаций  федерального
   железнодорожного транспорта".
       Работникам, выполняющим  свои  обязанности  непосредственно  в
   зоне  железнодорожных  путей,  при необходимости должны выдаваться
   жилеты  сигнальные  и  жилеты  сигнальные  со   световозвращающими
   накладками.
       11.2. Порядок  выдачи,  хранения  и  использования  СИЗ должен
   соответствовать  Правилам  обеспечения   работников   спецодеждой,
   спецобувью  и другими средствами индивидуальной защиты и Положению
   о порядке обеспечения работников специальной одеждой,  специальной
   обувью и другими средствами индивидуальной защиты,  их содержания,
   эксплуатации и ухода за  ними  на  предприятиях  и  в  учреждениях

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное