Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02 (УТВ. МПС РФ 20.11.2002)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   не  допускается.  Стягивание  тормозной  рычажной  передачи при ее
   регулировке   должно   производиться   при   помощи   специального
   приспособления.
       6.6.5. При   продувке   магистрали    во    избежание    удара
   соединительным   тормозным   рукавом  использовать  кронштейн  для
   подвески соединительного  рукава  или  придерживать  его  рукой  у
   соединительной головки. Кран следует открывать плавно.
       6.6.6. Для разборки поршня после извлечения его из  тормозного
   цилиндра  необходимо  крышкой  цилиндра  сжать  пружину настолько,
   чтобы можно было  выбить  штифт  головки  штока  и  снять  крышку,
   постепенно отпуская ее до полного разжатия пружины.
       6.6.7. На путях текущего ремонта перед  разъединением  головки
   штока   поршня   тормозного   цилиндра  и  горизонтального  рычага
   воздухораспределитель должен быть выключен,  а воздух из запасного
   резервуара выпущен.
       Выемка и   установка   поршня   тормозного   цилиндра   должна
   производиться при помощи специального приспособления.
       6.6.8. При  техническом  обслуживании  и  ремонте   тормозного
   оборудования  под  вагоном  запрещается находиться у головки штока
   поршня тормозного цилиндра со стороны выхода штока и прикасаться к
   головке штока.
       6.6.9. Запрещается отворачивать заглушки тормозных приборов  и
   резервуаров, находящихся под давлением.
       6.6.10. До   начала   ремонта    или    замены    оборудования
   электропневматического    тормоза    (междувагонных    соединений,
   подвесок,         клеммных         коробок,         трубопроводов,
   электровоздухораспределителя) необходимо убедиться в том, что цепи
   электрического питания обесточены.
       6.6.11. Перед  включением  переносного  прибора  для  проверки
   действия электропневматических тормозов в  пункте  формирования  и
   оборота  составов  в  электрическую  цепь  вагонной аккумуляторной
   батареи следует временно отключить ее от  других  потребителей,  а
   при  централизованном электроснабжении - разъединить междувагонные
   соединения проверяемого вагона.
       6.6.12. Ремонт  тормозного оборудования необходимо производить
   в защитной каске.
       6.7. Требования безопасности при ремонте автосцепных устройств
   вагонов
       6.7.1. Для  замены  автосцепного устройства в составе на путях
   отцепочного ремонта вагоны следует развести на расстояние не менее
   10 м. Колеса вагонов необходимо закрепить тормозными башмаками.
       6.7.2. Снятие  автосцепки,  поглощающего  аппарата  с  тяговым
   хомутом  и  упорной  плитой  с  вагона  и  их  постановку  следует
   производить с помощью специальных подъемников или  грузоподъемного
   крана.
       6.7.3. Разборку и сборку поглощающего аппарата,  снятие  гайки
   стяжного  болта  следует  производить  на  специальном разборочном
   стенде.
       6.7.4. Обстукивание    корпуса    поглощающего    аппарата   с
   заклинившимися деталями следует производить,  только если  аппарат
   находится в тяговом хомуте с упорной плитой.
       6.7.5. Перед  снятием   двух   последних   (расположенных   по
   диагонали)   гаек   с  болтов  нижней  поддерживающей  планки  для
   опускания поглощающего аппарата под планку  необходимо  подставить
   специальный подъемник или другие грузоподъемные механизмы.
       6.7.6. При сборке деталей механизма автосцепки установку замка
   на   место   следует   производить   нажатием   на   нижнее  плечо
   предохранителя бородком или специальным  ломиком  для  поднятия  и
   направления верхнего плеча предохранителя.
       6.7.7. Становиться на автосцепку, как на опору, запрещается.
       6.7.8. Ремонт  автосцепных  устройств необходимо производить в
   защитной каске.
       6.8. Требования  безопасности  при  техническом обслуживании и
   ремонте  внутреннего  оборудования  вагона,  систем  отопления   и
   водоснабжения
       6.8.1. При  снятии  сливных  труб   систем   водоснабжения   и
   отопления  под  вагоном  необходимо  убедиться  в  том,  что трубы
   находятся без жидкости.  При этом необходимо находиться  сбоку  от
   снимаемых труб.
       6.8.2. При обнаружении признаков замораживания  трубопроводов,
   унитазов,  сливных  труб,  умывальных  чаш,  кранов  и вентилей их
   отогревание следует производить только горячей водой.  Запрещается
   производить    отогревание   оборудования   систем   отопления   и
   водоснабжения факелом или горячим углем.  При пользовании  грелкой
   следует   надевать  рукавицы.  Сливные  трубы  вагона  разрешается
   отогревать только внутри вагона.
       6.8.3. Промывать  кипятильник  следует раствором установленной
   рецептуры.  При  работе  с  агрессивными   растворами   необходимо
   пользоваться резиновым фартуком,  резиновыми перчатками, защитными
   очками.
       6.8.4. Испытывать   на  функционирование  кипятильники,  котлы
   отопления,  титаны,  водяные  баки  и  трубы  следует   только   в
   наполненном водой состоянии и с ненарушенной герметичностью.
       6.8.5. Перед проверкой работы кипятильника и котла  отопления,
   работающих на твердом топливе, работникам необходимо убедиться:
       в исправности и правильной установке колосников;
       в исправности водяного насоса;
       в открытии вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды
   в системе отопления;
       в отсутствии в топках посторонних предметов.
       В качестве   топлива  следует  использовать  только  древесный
   уголь, дрова или торф.
       6.8.6. Во время испытания котла отопления необходимо постоянно
   следить за наличием воды в расширителе путем открытия водопробного
   крана, не допуская кипения воды в расширителе.
       6.8.7. При ремонте котла наружный  кожух  следует  поднять  не
   менее  чем  на  300  мм  и  зафиксировать его исправным тросиком к
   потолочному  кронштейну.  При  этом  ржавые  болты  и  гайки   при
   необходимости следует срезать газовым резаком или срубить зубилом,
   длина которого должна быть не менее 300 мм.
       6.8.8. Ремонт  туалета  следует  производить  только после его
   обмывки и дезинфекции.
       6.8.9. При  осмотре,  ремонте  и  замене  отдельных  элементов
   вентиляционных устройств,  дымовых труб флюгарок,  чистке  дымовых
   труб  необходимо  пользоваться  исправными лестницами-стремянками.
   Запрещается вставать на откидные столики,  дверные ручки, на ребра
   багажных рундуков, упираться ногами в стенки и перегородки вагона.
       6.8.10. Для   местного   освещения   необходимо   пользоваться
   переносными  электрическими  светильниками напряжением не более 42
   В.
       6.9. Требования  безопасности  при  техническом  обслуживании,
   ремонте и испытании электрооборудования вагонов
       6.9.1. Все виды работ по техническому обслуживанию,  ремонту и
   испытаниям  электрооборудования  вагонов  должны  производиться  в
   соответствии  с требованиями Правил  эксплуатации электроустановок
   потребителей,  Правил устройств электроустановок  и  Межотраслевых
   правил по охране труда  (правила  безопасности)  при  эксплуатации
   электроустановок.
       Требования безопасности   при   соединении   и    разъединении
   высоковольтных  электрических  цепей отопления вагонов приведены в
   подпунктах 3.6.5 - 3.6.8, 4.10 - 4.16 настоящих Правил.
       6.9.2. Прежде  чем  приступить  к ремонту электрооборудования,
   необходимо  соответствующим  прибором  (вольтметром,  индикатором,
   нагрузочной вилкой) убедиться в отсутствии напряжения.
       Все плавкие   предохранители    ремонтируемого    оборудования
   необходимо изъять, а автоматические - отключить. На ремонтные узлы
   должна быть повешена табличка "Не включать. Работают люди".
       6.9.3. Прежде чем приступить к проверке технического состояния
   электрических приборов  и  аппаратов,  расположенных  под  кузовом
   вагона,  необходимо  убедиться в том,  что цепи высокого и низкого
   напряжения обесточены.
       6.9.4. При  осмотре  вагонов на ПТО следует проверять надежное
   заземление ящиков  подвагонной  высоковольтной  аппаратуры,  котла
   отопления.
       6.9.5. Измерение   сопротивления   изоляции   электроустановки
   независимо  от  величины  рабочего напряжения должно производиться
   только  тогда,  когда   эта   часть   электроустановки   полностью
   обесточена.  Работник,  производящий измерение мегомметром, должен
   сам убедиться в выполнении этого требования и подготовке  рабочего
   места.
       Провода, служащие  для  подключения  прибора   к   токоведущим
   частям, должны иметь исправную изоляцию и изолирующие рукоятки.
       6.9.6. При осмотре  подвагонного  генератора  в  зимнее  время
   генератор  и  узел  подвески  следует  очистить от снега.  Осмотру
   подлежат элементы крепления,  корпуса,  защитные кожухи на наличие
   трещин  и  следов от ударов посторонними предметами.  Обнаруженные
   дефекты   устраняются   работниками   ПТО   и    электромехаником.
   Подсоединение   выводов   генератора   необходимо   производить  в
   соответствии со схемой и принятой маркировкой обмоток.
       6.9.7. Подзарядка  аккумуляторных батарей должна производиться
   только при открытых крышках аккумуляторных ящиков.
       6.9.8. Заряд  аккумуляторных  батарей должен выполняться после
   их  отключения  от  схемы  вагона  путем  снятия  предохранителей.
   Подсоединение   проводов   от  зарядной  линии  к  батарее  должно
   производиться сначала с минуса,  а затем с  плюса  при  отсутствии
   напряжения  и  в  диэлектрических  перчатках.  Провода от зарядной
   линии должны быть  надежно  соединены  с  выводами  аккумуляторной
   батареи.
       Отсоединение провода  от  заряжаемой  аккумуляторной   батареи
   следует производить только после снятия напряжения.
       6.9.9. Притирку  щеток  электрических  машин   и   чистку   их
   коллекторов  необходимо  производить  с использованием специальных
   деревянных  колодок  с   профилем,   соответствующим   коллектору,
   обеспечивающих безопасность проведения работ.
       6.9.10. При контрольной  проверке  электрооборудования  вагона
   производство   работ,   связанных   с   обслуживанием  и  ремонтом
   электрооборудования, не допускается.
       6.9.11. Вскрывать    компрессоры,    аппараты,    трубопроводы
   холодильной установки разрешается только в  защитных  очках  после
   того,  как  давление  хладона  будет  понижено  до  атмосферного и
   останется постоянным в течение не менее 20 мин.
       6.9.12. При    сборке   компрессора   протирать   его   детали
   разрешается только салфетками из  безворсовой  ткани  с  подшитыми
   краями.  Не  разрешается  применять  обтирочные  концы  или рваную
   ветошь.
       Запрещается обтирать компрессор и другие аппараты маслянистыми
   тряпками.
       6.9.13. Замену    сальниковой    набивки   запорной   арматуры
   разрешается производить только после понижения давления хладона до
   атмосферного и отключения этого участка от системы.
       6.9.14. Перед сваркой и  пайкой  теплообменных  аппаратов  или
   трубопроводов  следует  удалить  из  них  хладон  и отсоединить от
   магистрали.
       6.9.15. Сварка  и  пайка  должны  производиться  с соблюдением
   противопожарных правил.
       6.9.16. В    процессе   заполнения   хладагентом   холодильной
   установки участвует не менее двух работников,  одетых  в  защитные
   очки, резиновые или хлопчатобумажные перчатки.
       6.9.17. Перед  заполнением  системы   хладагентом   необходимо
   удостовериться по паспорту баллона в том, что в нем содержится тот
   же хладагент, что и в холодильной установке.
       6.9.18. Открывать   колпачковую   гайку   на  вентиле  баллона
   разрешается только в защитных очках.  При этом выходное  отверстие
   вентиля  баллона  следует  направлять в противоположную сторону от
   работающих.
       6.9.19. Перед   соединением  баллона  с  заправочным  вентилем
   холодильной установки необходимо проверить  исправность  запорного
   вентиля   баллона.  Баллоны  с  неисправными  запорными  вентилями
   использовать запрещается.
       Соединение баллона    с   заправочным   вентилем   холодильной
   установки  следует  производить  посредством  медной  трубки   или
   маслобензостойкого  шланга,  испытанного  на прочность и плотность
   давлением 1,6 - 2,0  МПа.  Баллон  должен  иметь  неистекший  срок
   годности.
       6.9.20. Перед   пуском   холодильной   установки    необходимо
   удостовериться  в  отсутствии  утечки хладагента во всех элементах
   установки с помощью течеискателя типа ГТИ или галоидной лампы.
       6.9.21. При  обслуживании холодильного оборудования работникам
   запрещается:
       нагревать баллоны с хладагентом;
       производить заполнение  системы   хладагентом   при   закрытом
   выходном вентиле на ресивере.
       Баллоны с  хладагентом  присоединять  к  системе   холодильной
   установки следует только на время,  необходимое для заполнения или
   удаления хладагента из системы.
       6.10. Требования   безопасности  при  испытаниях  оборудования
   вагона
       6.10.1. Испытания  оборудования  вагона  должны  производиться
   руководителем работ, назначенным начальником депо.
       6.10.2. Руководитель  работ  должен  знать электрическую схему
   испытываемого вагона,  устройство и принцип действия испытательной
   установки,   а   также  порядок  и  последовательность  проведения
   испытаний,  которые он должен сообщить  участникам  испытаний  при
   инструктаже перед началом работ.
       6.10.3. Руководителем   работ   по   испытанию   электрической
   прочности  изоляции  цепей должен быть назначен работник,  имеющий
   группу по электробезопасности не ниже IV.
       6.10.4. На  испытательном  участке у руководителя работ должен
   быть утвержденный технологический  процесс,  а  также  паспорт  на
   испытательную установку.
       6.10.5. Перед  началом  испытаний  на  испытательных   стендах
   необходимо проверить:
       крепление всех узлов и деталей стенда;
       наличие, исправность   и   крепление   защитных  ограждений  и
   заземляющих проводов;
       исправность подъемных механизмов и захватных приспособлений;
       работу сигнализации при испытании.
       6.10.6. Испытание  высоковольтного  оборудования вагона должно
   производиться только на специально оборудованной позиции.
       Позиция для   проведения  испытаний  должна  быть  оборудована
   автоматической звуковой,  световой сигнализацией, а при проведении
   испытаний   в   отдельном  помещении  входные  двери  должны  быть
   оборудованы блокировкой.
       6.10.7. Установка  по  испытанию  высоковольтного оборудования
   вагона должна быть ограждена со  всех  сторон  сеткой  высотой  не
   менее  1,7  м.  Входная дверь в помещение должна иметь блокирующее
   устройство, обеспечивающее снятие напряжения при ее открывании.
       6.10.8. Испытание  оборудования электропневматического тормоза
   вагонов должно  производиться  в  соответствии  с  Инструкцией  по
   ремонту тормозного оборудования вагонов.
       6.10.9. Испытание котлов отопления, плит, кипятильников в депо
   должно производиться на специально выделенном месте.
       6.10.10. На всех испытательных  участках  во  время  испытаний
   запрещается присутствие посторонних лиц.
       6.11. Требования безопасности при выполнении окрасочных работ
       6.11.1. Все производственные процессы,  связанные  с  окраской
   вагонов   и   их   деталей,   должны   выполняться  с  соблюдением
   Межотраслевых  правил   по  охране  труда  при окрасочных работах,
   Правил  техники  безопасности  и  производственной  санитарии  для
   окрасочных   цехов   и   участков   предприятий   железнодорожного
   транспорта,  Правил  пожарной  безопасности   на   железнодорожном
   транспорте,  Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и
   ГОСТ 12.3.005.
       6.11.2. Окраска     вагонов     должна     производиться    на
   специализированных участках,  а в случае их отсутствия  окрасочные
   работы  могут  выполняться  на  позициях вагоноремонтного участка,
   оборудованного приточно-вытяжной  вентиляцией  и  противопожарными
   устройствами, или на открытом воздухе при температуре не ниже плюс
   5 градусов Цельсия.
       6.11.3. Окраску  вагонов  на  вагоноремонтном  участке следует
   выполнять  в  период,  когда   другие   работы   на   участке   не
   производятся.   По   окончании   окраски   необходимо   проветрить
   помещение.
       6.11.4. Окраска  распылителем  должна производиться в малярном
   участке  или  отделении,  изолированных  от   соседних   помещений
   сплошными  несгораемыми перегородками и оборудованных вентиляцией,
   обеспечивающей на рабочих  местах  допустимые  концентрации  паров
   растворителей  и  красочной  пыли  в  воздухе,  а  при  отсутствии
   малярного участка - на открытом воздухе.
       6.11.5. Очистку   кузова   вагонов   ручным   механизированным
   инструментом следует производить в местах,  оборудованных  местной
   вытяжной вентиляцией.
       6.11.6. Для  очистки  и  окраски  вагонов  должны  применяться
   специальные  подмости  (площадки)  передвижного  или стационарного
   типа. Подмости (площадки) должны быть жесткими, устойчивыми, иметь
   с   внешней   стороны   поручни,  лестницу  и  приспособления  для
   подвешивания сосудов с краской.  Применение в  качестве  подмостей
   (площадок) стремянок с укрепленными на них досками,  служащими как
   настил, запрещается.
       Нанесение трафаретов на кузов вагона допускается производить с
   приставных лестниц.
       6.11.7. При   отсутствии   специальных   подмостей  (площадок)
   очистку и окраску крыши и верхней части кузова  вагона  работникам
   допускается  производить с использованием предохранительных поясов
   и  страховочных  канатов,  которые  должны  крепиться   к   тросу,
   специально  протянутому  над  рабочим  местом,  или  к  ограждению
   передвижной площадки.
       6.11.8. При    окраске   распылителем   применять   материалы,
   содержащие в качестве пигмента свинцовые  соединения,  разрешается
   только   в  том  случае,  если  вентиляционные  установки  удаляют
   содержание свинца в воздухе  в  зоне  рабочих  мест  до  предельно
   допустимой концентрации 0,01 мг/куб. м.
       Окрасочные работы следует производить с использованием средств
   индивидуальной защиты органов дыхания.
       6.11.9. Окраска   внутренней   поверхности    вагона    должна
   производиться   с   использованием   установки  приточной-вытяжной
   вентиляции окрашиваемого вагона.
       6.11.10. Естественная сушка вагонов,  окрашенных нитроэмалями,
   перхлорвиниловыми эмалями и другими  быстросохнущими  материалами,
   должна  проводиться  в камерах либо отдельных помещениях,  где нет
   рабочих  мест.  Помещения   должны   быть   оборудованы   вытяжной
   вентиляцией  и оснащены средствами пожарной автоматики.  Сушильные
   камеры (участки) площадью до 500 кв.  м должны оснащаться пожарной
   сигнализацией,  при  площади  500 кв.  м и более - автоматическими
   средствами пожаротушения.
       6.11.11. Все   операции,   связанные   с   подготовкой   смеси
   растворителей,  приготовлением составов лаков и  красок,  а  также
   разбавлением  их растворителями,  должны выполняться в специальном
   помещении.
       6.11.12. Подготовка   сухих   красок  должна  производиться  в
   специальном месте,  оборудованном вытяжным зонтом  таким  образом,
   чтобы  можно  было  удалять  образующиеся при этой операции пыль и
   вредные пары непосредственно от места их образования.
       6.11.13. Разведение  сухих  красок  олифой,  хранение  красок,
   переработанных  на   краскотерочной   машине,   а   также   других
   разведенных   красок,  масел,  скипидара  должно  производиться  в
   металлических банках с плотно  закрываемыми  крышками  в  закрытых
   шкафах с вытяжкой.
       6.11.14. Запас красок, масел, лаков, скипидара в помещении для
   приготовления красок должен быть не более суточной потребности.
       6.11.15. При окраске вагонов не допускается:
       приготавливать нитрокраску,   нитролаки   на   участках,   где
   производится ремонт вагонов (для этой цели  должно  быть  выделено
   отдельное     помещение,     отвечающее    требованиям    пожарной
   безопасности);
       работать при   выключенной   или   неисправной   вентиляции  и
   неисправном электроосвещении;
       обжигать старую   краску,  сушить  и  подогревать  загустевшие
   краски открытым огнем.
       6.11.16. На   участках,   где  производится  окраска  вагонов,
   запрещается применение открытого огня.
       6.11.17. Распылители, шланги, рукоятки кистей, шпателей, ножей
   и другого малярного инструмента следует в конце  смены  очищать  и
   промывать   от  остатков  лакокрасочных  материалов  и  сдавать  в
   кладовую или иное специально оборудованное место.
       6.12. Требования безопасности при выполнении сварочных работ
       6.12.1. Сварочные  работы  следует  выполнять в соответствии с
   требованиями  ГОСТ  12.1.019,  ГОСТ   12.1.030,   ГОСТ   12.3.003,
   Межотраслевых правил по охране труда при электро- и  газосварочных
   работах,  Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов,
   Правил  пожарной  безопасности  в  Российской  Федерации,   Правил
   пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
       Эксплуатация, транспортирование и хранение баллонов со сжатыми
   газами должны соответствовать требованиям   Правил   устройства  и
   безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
       6.12.2. Площади специально выделенных помещений для выполнения
       сварочных работ     должны     соответствовать     требованиям
   СНиП 2.09.04.
       6.12.3. Сварочные   работы   должны   выполняться  сварщиками,
   прошедшими  аттестацию  в  соответствии  с  Правилами   аттестации
   сварщиков   и   специалистов   сварочного  производства,  имеющими
   удостоверение установленного образца.
       6.12.4. При  выполнении  сварочных работ сварщики и работники,
   производящие с ними работы,  должны быть в спецодежде, спецобуви и
   применять     другие     средства    индивидуальной    защиты    и
   предохранительные  приспособления   (защитные   очки,   щитки)   в
   зависимости от вида сварки и условий ее применения.
       6.12.5. Перед производством сварочных работ на высоте, с лесов
   или  подмостей необходимо принять меры против загорания деревянных
   элементов и попадания брызг расплавленного металла на  работников,
   а  также  установить  вблизи производства работ первичные средства
   пожаротушения (огнетушитель, емкость с водой, ящик с песком).
       6.12.6. Не  допускается  производить  сварочные  работы вблизи
   легковоспламеняющихся  и  огнеопасных  материалов,  а   также   на
   расстоянии  менее  5  м  от  свежеокрашенных мест на вагонах.  При
   нахождении  вагонов   на   железнодорожных   путях,   загрязненных
   нефтепродуктами, запрещается проводить сварочные работы.
       6.12.7. Не допускается хранить на сварочном  участке  керосин,
   бензин и другие легковоспламеняющиеся материалы.
       6.12.8. Сварочные провода от источника тока до рабочего  места
   сварщика   должны   быть  защищены  от  механических  повреждений.
   Сварочные провода при троллейной проводке должны подвешиваться  на
   высоте,  обеспечивающей безопасность работников,  или пропускаться
   под рельсами в промежутках между шпалами.
       Запрещается использовать в качестве обратного провода рельс.
       6.12.9. Во время дождя сварочные работы  должны  производиться
   под навесами или прикрытиями, обеспечивающими безопасность работ.
       6.12.10. Производство сварочных работ на емкостях, находящихся
   под давлением, не допускается.
       6.12.11. Корпус стационарной или передвижной сварочной  машины
   или трансформатора, а также свариваемая деталь должны быть надежно
   заземлены во все время выполнения сварочных работ.
       6.12.12. Наличие  жирных  или  масляных пятен на газосварочном
   оборудовании   и    инструменте    не    допускается.    Замерзшие
   газогенераторы  и редукторы должны отогреваться в теплом помещении
   или горячей водой.  Применять для отогревания  открытое  пламя  не
   допускается.
       6.12.13. Для  предупреждения  воздействия  сварочной  дуги  на
   другие рабочие места места выполнения сварки должны быть ограждены
   переносными ширмами,  щитками или специальными шторами высотой  не
   менее 1,8 м.
       6.12.14. Временные рабочие места электросварщиков, находящиеся
   в  помещении  или  на  открытом  воздухе,  должны  быть  ограждены
   переносными щитами или ширмами.
       6.12.15. Навесы,  прикрытия,  переносные щиты,  ширмы,  шторы,
   применяемые  при   выполнении   сварочных   работ,   должны   быть
   изготовлены из несгораемых материалов.
   
              VII. Требования к территориям, помещениям и
             зданиям предприятий, организации рабочих мест
   
       7.1. Требования к территории предприятия
       7.1.1. Территория  предприятия  должна постоянно содержаться в
   чистоте, иметь твердое, ровное покрытие, обеспечивающее безопасную
   работу  машин  и механизмов.  В зимнее время железнодорожные пути,
   проезды и проходы на территории предприятия необходимо очищать  от
   снега  и  наледи.  Проходы  и  проезды  при  необходимости  должны
   посыпаться песком (мелким  шлаком).  Для  хранения  песка  (шлака)
   устанавливаются ящики с закрывающимися крышками и изолированные от
   попадания влаги.
       7.1.2. На  территории  предприятия  все  люки,  обеспечивающие
   доступ к подземным коммуникациям,  должны быть закрыты, а траншеи,
   ямы,  канавы  -  надежно  ограждены  и  иметь  переходные мостки с
   перилами.
       7.1.3. Территория    предприятия    должна   иметь   подъезды,
   обеспечивающие безопасную транспортировку грузов,  удобный ввод  и
   вывод  подвижного  состава.  Железнодорожные  переезды должны быть
   оборудованы шлагбаумами, звуковой и световой сигнализацией.
       Деповские пути  и  пути текущего отцепочного ремонта не должны
   иметь уклонов.
       7.1.4. Для  проезда  автомашин,  электро- и автокаров и других
   транспортных средств,  а также для  прохода  людей  на  территории
   предприятия  должны  быть  оборудованы проезды и проходы с твердым
   покрытием.
       Утвержденные схемы маршрутов проездов и проходов по территории
   предприятия  должны  быть  вывешены  на  видных  местах.  Маршруты
   прохода следует обозначать указательными знаками.
       Транспортные дорожки  должны   быть   обозначены   габаритными
   линиями.
       Ширина прохода для людей должна быть не менее  1,5  м,  а  для
   проезда транспортных средств - 3,5 м.
       В местах  пересечения  проездов  и  пешеходных   переходов   с
   железнодорожными  путями  должны  устраиваться  твердые настилы на
   уровне головок рельсов шириной не  менее  3,0  м  для  перемещения
   транспортных  средств,  не  менее  2,0  м  - для прохода рабочих с
   грузом и не менее 1,5 м - для прохода рабочих без груза.
       Расстояние от  границ  проезжей части до элементов конструкций
   зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м.
       На пассажирских   платформах,   грузовых  рампах  должны  быть
   нанесены ограничительные линии на расстоянии не  менее  0,5  м  от
   края платформы.
       7.1.5. В конце тупиковых автодорог должна  быть  предусмотрена
   площадка размером не менее 15 x 15 м для разворота автомашин.
       7.1.6. Территория   предприятия   должна   быть   освещена   и
   ограждена.
       Установка и   конструкция   осветительных   приборов    должны
   обеспечивать защиту глаз работников, особенно локомотивных бригад,
   от слепящего действия источников света.
       Зеленые насаждения  на  территории предприятия размещают таким
   образом,  чтобы не нарушилась видимость сигналов при  движении  по
   железнодорожным путям подвижного состава.
       7.1.7. Вокруг   территории   депо   должна   быть  стометровая
   санитарно-защитная   зона   до   границы   жилой   застройки.    В
   санитарно-защитной зоне могут располагаться только вспомогательные
   здания, по согласованию с ЦГСЭН.
       7.1.8. Все   сооружения   и   устройства,   расположенные   на
   территории предприятия,  должны удовлетворять требованиям габарита
   приближения строений С, установленного ГОСТ 9238.
       С обеих сторон негабаритных мест,  в  том  числе  на  воротах,
   устанавливаются  предупреждающие  знаки  "Осторожно!  Негабаритное
   место" и наносится предупреждающая  окраска  в  виде  чередующихся
   желтых и черных полос в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
       7.2. Требования к помещениям и зданиям предприятий
       7.2.1. Помещения  и  здания  предприятия  должны содержаться в
   исправном  состоянии  и   чистоте.   Для   каждого   подразделения
   предприятия  должен  быть  установлен  порядок  уборки помещений и
   график осмотра несущих конструкций перекрытий,  а также очистки от
   пыли и загрязнений оконных проемов и фонарей.
       В зимнее время крыши и карнизы зданий необходимо  своевременно
   очищать от снега и наледи.
       7.2.2. Проходы внутри производственных помещений должны  иметь
   ширину  не  менее  1  м.  Ширина проездов для авто- и электрокаров
   вдоль боковых стен должна быть не менее 1,8 м,  а  вдоль  торцовых
   стен  -  3  м.  Границы  проходов  и проездов необходимо разметить
   белыми линиями.  Проходы и  проезды  не  допускается  загромождать
   оборудованием и различными материалами.
       Полы помещений должны  содержаться  в  исправном  состоянии  и
   иметь ровную, удобную для очистки поверхность.
       Все углубления   (канавы,   приямки)   в   помещении    должны
   закрываться  на  уровне пола специальными плитами,  металлическими
   рифлеными листами или же иметь ограждения.
       7.2.3. Ворота  вагоноремонтного  участка  депо  должны  плотно
   закрываться.  Открытие (поднятие)  и  закрытие  (опускание)  ворот
   должно  быть  механизировано.  Механизм открытия ворот должен быть
   сблокирован с устройством включения тепловых завес.  Калитки ворот
   и зданий должны быть утеплены и плотно закрываться.
       При реконструкции депо вагоноремонтные участки проходного типа
   должны  оборудоваться  блокировкой  противостоящих торцовых ворот,
   исключающей   возможность    их    одновременного    открытия    с
   противоположных сторон.
       Ворота подъемного типа должны быть  оборудованы  устройствами,
   фиксирующими  подъемные  части ворот в верхнем положении,  а также
   удерживающими их от падения при аварийных ситуациях (обрыв  троса,
   поломка электропривода лебедки, обрыв направляющих роликов).
       7.2.4. При централизованном отоплении должна  быть  обеспечена
   возможность  регулирования  степени  нагрева  помещения,  а  также
   возможность независимого включения отопительных секций.
       Система отопления    должна    обеспечивать    поддержание   и
   восстановление  температуры  в  помещении   до   нормальной   (при
   открывании ворот для пропуска состава) за время не более 10 мин.
       Для северной   строительно-климатической   зоны   ворота   для
   постановки  вагонов  должны  быть оборудованы тамбурами с двойными
   тепловыми завесами, расстояние между которыми должно быть не менее
   3,5 м.
       7.2.5. Рамы, окна, форточки, фрамуги, световые фонари, двери и
   тамбуры  к  ним  и  устройства  тепловых завес должны находиться в
   исправном состоянии. Открывающиеся окна, форточки и фрамуги должны
   быть оборудованы ветровыми крючками.
       В местах образования пыли,  газа и пара должны  быть  устроены
   местные отсосы.
       7.2.6. Очистка  светильников  в  производственных   помещениях
   должна  производиться в зависимости от состояния воздушной среды и
   эксплуатационной группы светильников.
       В помещениях  с  воздушной  средой,  содержащей в рабочей зоне
   пыль, дым, копоть в концентрации:
       от 1  до  5  мг/куб.  м  (кузнечные,  сварочные  отделения)  -
   количество чисток составляет 2, 4 или 6 раз в год;
       менее 1 мг/куб.  м (участки:  ремонта,  колесные,  тележечные,
   механические,  инструментальные) - количество чисток составляет 1,
   2 или 4 раза в год.
       Остекление световых проемов  (окна,  крышевые  фонари)  должно
   очищаться не реже 2-х раз в год.
       В помещениях депо и ПТО должно  быть  предусмотрено  аварийное
   освещение.
       Вышедшие из  строя  газоразрядные  лампы  должны   собираться,
   упаковываться и храниться до их вывоза на утилизацию в специальном
   помещении.
       7.2.7. В   производственных   и   вспомогательных   помещениях
   независимо от наличия вредных выделений и вентиляционных устройств
   должны    предусматриваться   открывающиеся   фрамуги   и   другие
   открывающиеся устройства в  окнах  площадью  не  менее  20%  общей
   площади световых проемов.
       7.2.8. Для  защиты  рабочих  мест  от  прямых   и   отраженных
   солнечных  лучей должны применяться солнцезащитные устройства типа
   жалюзи,   изменяющие   распределение   световых    потоков,    или
   затемняющего  типа (козырьки,  экраны,  ставни,  карнизы,  шторы и
   другие устройства).
       7.2.9. Оконные   проемы   зданий,   расположенных  в  северной
   строительно-климатической  зоне,  должны   иметь   двойные   рамы.
   Устройство  внутренних  рам  должно позволять производить протирку
   внутренних поверхностей стекол.
       7.2.10. Малярное и краскозаготовительное отделения депо должны
   быть  оборудованы  механической  приточно-вытяжной  вентиляцией  в
   соответствии с ГОСТ 12.3.005 и Правилами  техники  безопасности  и
   производственной   санитарии   для  окрасочных  цехов  и  участков
   предприятий железнодорожного транспорта.
       7.2.11. В  малярных  и  краскозаготовительных  отделениях депо
   температура  на  поверхности  отопительных  приборов   не   должна
   превышать  плюс  55 градусов Цельсия.  Отопительные приборы должны
   быть  легкодоступны  для  очистки  и  иметь   гладкую   окрашенную
   поверхность.   Применение   ребристых   труб   для   отопления  не
   допускается.
       7.2.12. Краскозаготовительное     отделение    депо    следует
   располагать в отдельном помещении с перегородками из  несгораемого
   материала.
       Малярное отделение   депо   должно   иметь   устройство    для
   естественного  проветривания  независимо  от наличия искусственной
   вентиляции.
       7.2.13. В   помещениях   малярного   и  краскозаготовительного
   отделений  внутренние  поверхности  стен  должны  быть  облицованы
   плиткой не менее чем на 2/3 высоты стен.  Верхние части могут быть
   покрашены   или   побелены.    Полы    должны    быть    гладкими,
   водонепроницаемыми,  легко очищаемыми, нескользкими и иметь уклоны
   для стока воды.  Стены и окна этих помещений должны не реже одного
   раза  в  месяц  очищаться  и  промываться.  Полы  должны очищаться
   ежедневно.
       7.2.14. Аккумуляторное  отделение  должно  предусматривать три
   сообщающихся между собой  отдельных  помещения,  изолированных  от
   других  цехов  и  отделений:  одно  -  для  ремонта,  другое - для
   зарядки,  третье - для хранения кислот (щелочей)  и  приготовления
   электролита.
       7.2.15. При одновременном заряде не  более  10  аккумуляторных
   батарей  допускается  иметь  только  два помещения аккумуляторного
   отделения:  для  ремонта  и  приготовления  электролита.   Зарядку
   аккумуляторных  батарей  следует производить в вытяжных шкафах при
   включенной  вентиляции  в  помещении  для  ремонта  аккумуляторных
   батарей.
       7.2.16. Аккумуляторное   отделение    должно    иметь    вход,
   оборудованный  тамбуром  с  дверями,  открывающимися  наружу.  Все
   помещения отделения должны быть оборудованы вытяжной  вентиляцией.
   Наряду  с  общеобменной  вентиляцией  в помещении зарядной станции
   должны быть  встроенные  местные  отсосы  от  отсеков  для  заряда
   аккумуляторных батарей.
       Вытяжные вентиляционные устройства в  помещениях  для  зарядки
   аккумуляторных  батарей  должны  иметь блокировку,  обеспечивающую
   отключение тока зарядки  аккумуляторных  батарей  при  прекращении
   работы вентиляции. Вентиляторы и другое электрооборудование должны
   иметь взрывозащитное исполнение.
       Высота помещений аккумуляторного отделения должна обеспечивать
   необходимый объем воздуха для работающих,  исключающий возможность
   образования повышенной концентрации паров серной кислоты,  свинца,
   содержащихся в воздухе при ремонте и зарядке батарей.
       Полы и  стены  на  высоте  до  2  м  от  пола в аккумуляторном
   отделении  должны  иметь  в  зависимости  от  типа   аккумуляторов
   кислото- или щелочестойкое покрытие.
       В зарядном и щелочном помещениях аккумуляторного отделения для
   освещения должна применяться арматура повышенной надежности против
   взрыва.  В ремонтных помещениях должно  предусматриваться  местное
   освещение  с  напряжением  в  сети  не выше 42 В с соответствующей
   арматурой.
       7.2.17. Аккумуляторное   отделение   должно  быть  оборудовано
   водопроводом и изолированной канализацией для  отвода  промывочной
   воды  и  негодного  электролита  с  выходом  в наружный отстойник,
   позволяющий нейтрализовать сточные воды.
       7.2.18. Площади  помещений  для  заряда аккумуляторных батарей
   транспортных  средств  должны  обеспечивать  свободную   установку
   батарей   под   зарядку  и  снятие  их  с  зарядки.  На  небольших
   предприятиях   при   односменной   работе   транспортных   средств
   допускается  заряжать  и  подзаряжать  аккумуляторные  батареи без
   снятия  с  транспортных  средств.  При   этом   расстояние   между
   транспортными средствами должно быть таким,  чтобы была обеспечена
   необходимая  маневренность  транспортных  средств  при  въезде   в
   помещение, постановке их под зарядку и выезде.
       7.2.19. В  помещениях  для  зарядки  кислотных  аккумуляторных
   батарей  должны  быть:  умывальник,  постоянно  наполненный водой,
   мыло, вата, полотенце, флаконы с 5 - 10% водным раствором питьевой
   соды  для  нейтрализации  пораженных  участков  кожного  покрова и
   флаконы с 2 - 3% водным раствором питьевой соды для промывки глаз.
       7.2.20. В   помещениях  для  зарядки  щелочных  аккумуляторных
   батарей должны  быть:  умывальник,  постоянно  наполненный  водой,
   мыло,  полотенце  и  в  качестве  нейтрализующего  раствора должны
   применяться 5 - 10%  водный раствор борной кислоты  для  обработки
   пораженных участков кожного покрова и 2 - 3% водный раствор борной
   кислоты для промывки глаз.
       7.2.21. В  моечно-разборочном  и  сборочном  отделениях должны
   быть устроены трапы-сборники, позволяющие производить уборку полов
   водой из шланга.
       7.2.22. В гальваническом отделении должны  быть  изолированные
   помещения для травления и обезжиривания,  полировки гальванических
   покрытий и приготовления электролита.  Эти помещения должны  иметь
   уклон  к  трапу  для  сточных вод.  Стены на высоте до 2 м от пола
   должны  иметь  покрытие  из  влагостойких  материалов.   Помещения
   гальванического    отделения    должны   иметь   приточно-вытяжную
   вентиляцию.
       7.2.23. Сварочное отделение должно размещаться у наружных стен
   зданий вагонных депо.  Сварочные отделения  с  большими  площадями
   должны  располагаться  в зданиях,  имеющих над основными пролетами
   световые фонари, оборудованные открывающимися фрамугами.
       7.2.24. Помещение сварочного отделения должно быть оборудовано
   приточно-вытяжной вентиляцией.  Постоянные  рабочие  места  должны
   быть  ограждены  стенами  или щитами.  Каждое рабочее место должно
   иметь местную вытяжную вентиляцию.
       В сварочной   кабине  должно  свободно  размещаться  сварочное
   оборудование,  а также стеллажи для ремонтируемых деталей. Площадь
   для  работы  сварщика  в сварочной кабине должна быть не менее 4,5
   кв. м.
       Стены и потолки помещения сварочного отделения,  а также ширмы
   и щиты, ограждающие рабочее место сварщика, должны быть окрашены в
   серый, желтый или голубой тона с диффузным (рассеянным) отражением
   света.
       7.2.25. Помещения  для  хранения   баллонов   со   сжатыми   и
   сжиженными газами должны  соответствовать   Правилам устройства  и
   безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
       7.2.26. Помещения  для  изготовления  и   ремонта   полимерных
   деталей должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
       7.2.27. Вентиляционные    установки   должны   соответствовать
   требованиям ГОСТ 12.4.021.
       Включение встроенных  в  оборудование  местных  отсосов должно
   быть сблокировано с органами управления этого оборудования.
       В холодный   и  переходный  периоды  года  во  все  помещения,
   оборудованные  местной  вытяжной  вентиляцией,  должен  подаваться
   подогретый приточный воздух.
       Для рециркуляции допускается использовать воздух помещений,  в
   которых   отсутствует   выделение   вредных   веществ,   или  если
   выделяющиеся  вещества  относятся  к   IV   классу   опасности   и
   концентрация  этих  веществ  в  подаваемом  в помещение воздухе не
   превышает 30% предельно допустимых концентраций.
       7.2.28. Помещения  для  стоянки  транспортных  средств  должны
   иметь  непосредственный выезд через ворота,  открывающиеся наружу.
   Въездные  ворота  и  калитки  должны  оборудоваться   устройствами
   тепловой завесы.  Проезд должен быть постоянно свободным.  Въезд в
   помещение не должен иметь порогов и выступов.
       Высота помещений  для  стоянки транспортных средств от пола до
   выступающих элементов перекрытий,  покрытий и т.п.  должна быть не
   менее  чем  на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного
   средства, но не менее 2,2 м.
       Полы должны   иметь  разметку,  определяющую  места  установки
   транспортных  средств.  Расстояние  между  двумя  рядом   стоящими
   транспортными  средствами  должно  быть достаточным для свободного
   открытия дверей кабины.
       Помещения для      стоянки      транспортных     средств     и
   топливозаправочные площадки  должны  быть  оборудованы  первичными
   средствами  пожаротушения  и  системами  пожарной  безопасности  в
   соответствии  с  требованиями  Правил  пожарной   безопасности   в
   Российской Федерации.
       Топливозаправочные площадки должны быть ограждены.
       7.2.29. Помещения для стирки и химической  чистки  специальной
   одежды,  постельных  белья  и принадлежностей,  мягкого инвентаря,
   складские  помещения  для  их  хранения   должны   соответствовать
   требованиям Межотраслевых правил по охране  труда  при  химической
   чистке, стирке.
       Помещения прачечной и химической чистки должны  размещаться  в
   отдельно стоящих зданиях.
       Складские помещения   должны   быть   оборудованы  стеллажами,
   полками, ларями   и   баками   в   соответствии   с   требованиями
   СНиП 2.11.01.  Все деревянные конструкции должны  быть  обработаны
   огнезащитным составом.
       Ширина рабочего места у стиральных машин, центрифуг, сушильных
   и  сушильно-гладильных  машин  и  гладильных столов должна быть не
   менее 0,8 м.
       7.2.30. Специально выделенные помещения для хранения продукции
   чайной торговли должны содержаться в соответствии  с  требованиями
   санитарных норм и правил.
       7.2.31. Помещения,  расположенные в междупутье,  должны  иметь
   двери для входа или выхода,  направленные вдоль пути.  Около двери
   параллельно пути должен быть установлен барьер длиной 3 -  5  м  и
   высотой 1 - 1,2 м. Аналогичный барьер должен быть установлен около
   помещения,  расположенного  на  расстоянии  от  3  до   5   м   от
   железнодорожного   пути.   Около   выходов   из   таких  помещений
   устанавливается   сигнализация   о    приближении    поезда    или
   предупреждающие знаки "Берегись поезда".
       Помещения, расположенные в междупутьях,  снаружи должны  иметь
   предупреждающую окраску.
       7.2.32. Багажные  отделения  вокзала  должны  располагаться  в
   отдельном   здании.   В   его  состав  должны  входить:  кладовая,
   оснащенная  механизмами  для  погрузки,  выгрузки  и   взвешивания
   багажа, комната для приемосдатчика багажа с рабочим столом.
       Склады багажного отделения  и  прилегающая  к  ним  территория
   должны иметь достаточное искусственное освещение,  твердое, ровное
   покрытие, обеспечивающее безопасную работу машин и механизмов. Это
   покрытие   должно   своевременно   очищаться  от  снега,  а  также
   посыпаться при гололеде песком или мелким шлаком.
       7.2.33. Помещения  для  работников   диспетчерско-операторских
   профессий,   в  том  числе  эксплуатирующих  ПЭВМ  и  ВДТ,  должны
   соответствовать СанПиН 2.2.2.542.
       Площадь помещения   (кабины)   на  одного  работающего  должна
   составлять не менее 6 кв. м и объем - не менее 18 - 20 куб. м.
       7.2.34. Билетные  кассы  дальнего  следования  и  пригородного
   сообщения,  расположенные на вокзалах,  должны устраиваться в виде
   индивидуальных кабин, изолированных от пассажирского зала.
       Внутренние перегородки кассовых кабин должны  быть  остеклены.
   Кассовые  кабины,  оборудованные ВДТ,  следует изолировать друг от
   друга непрозрачными перегородками на всю высоту кабин.
       7.2.35. Рабочее место диспетчерско-операторского персонала,  в
   том  числе  работающего  с  ВДТ,  должно   быть   организовано   в
   соответствии    с    современными   эргономическими   требованиями
   СанПиН 2.2.2.542, ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 21889.
       7.2.36. Организацию  рабочих  мест  билетных  кассиров,  в том
   числе использующих автоматизированную дистанционную  систему  типа
   "Экспресс",  следует  осуществлять  в  соответствии  с Санитарными
   правилами для билетных кассиров железнодорожного транспорта.
       7.2.37. Помещения   для   уборщиц   на  вокзалах  должны  быть
   оборудованы вытяжной вентиляцией, кранами горячей и холодной воды,
   ванной  для  мытья  ветоши  и  инвентаря,  трапом  для слива воды,
   сушильным шкафом  для  уборочного  материала.  Трап  должен  иметь
   решетку, песколовку и гидравлический затвор.
   
           VIII. Требования к производственному оборудованию,
                     приспособлениям и инструменту
   
       8.1. Производственное     оборудование,    приспособления    и
   инструмент,   предназначенные   для   ремонта    и    технического
   обслуживания    вагонов,    а   также   их   эксплуатация   должны
   соответствовать  ГОСТ 12.2.003,   Межотраслевым правилам по охране
   труда при холодной обработке  металлов  и  другим  государственным
   стандартам    и    техническим    условиям   на   отдельные   виды
   производственного  оборудования  и  инструменты.  Каждая   машина,
   станок,   агрегат,   стенд  должны  иметь  технический  паспорт  и
   инвентарный    номер.    Нестандартизированное    производственное
   оборудование    должно   иметь   технический   паспорт,   снабжено
   принципиальными схемами или другой технической документацией.
       Новое или    установленное    после    капитального    ремонта
   производственное оборудование  может  быть  сдано  в  эксплуатацию
   только   после  приемки  его  комиссией  с  обязательным  участием
   работника службы охраны труда и составлением акта на  соответствие
   требованиям межотраслевых правил по охране труда и государственных
   стандартов ССБТ.
       8.2. Производственное   оборудование  необходимо  содержать  в
   исправном состоянии.  Перед началом эксплуатации,  а в  дальнейшем
   периодически  в  установленные сроки производственное оборудование
   должно  осматриваться  и  проходить  соответствующие  испытания  и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное