Стр. 6
земляного полотна.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: осмотры земляного полотна в
периоды паводков, после выпадения обильных атмосферных осадков,
перед началом зимы с целью определения необходимости неотложных
мер; в теплые сезоны года проверять отсутствие застоев воды в
понижениях поверхности, где были бессточные пазухи, а также
состояние откосов (мочажины, влаголюбивая и другая
растительность).
7.4. ДЕФОРМАЦИИ НАСЫПИ ВТОРОГО ПУТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ УВЛАЖНЕНИЯ
ГРУНТА ИЗ БАЛЛАСТНОГО ШЛЕЙФА, ЗАЩЕМЛЕННОГО ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ВТОРОГО ПУТИ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: длительное оседание рельсовой колеи,
иногда со смещением ее в сторону откоса, продольные трещины на
междупутье, обочинах, на откосах; высачивание воды на откосе
присыпанной насыпи; в критических случаях - оползание откоса.
ПРИЧИНЫ: ошибки в проекте или при производстве работ по
подготовке существующего откоса перед возведением земляного
полотна под второй путь; наличие продольного балластного ложа с
уклоном в пониженное место; неудовлетворительное содержание
водоотводных и дренажных сооружений, выпусков воды из защемленных
шлейфов.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: устранение неисправностей верхнего строения
пути (сбитие рихтовки, "потайных толчков", просадок, перекосов);
расчистка и затрамбовывание трещин на обочинах, откосах;
тщательное водоотведение от мест поглощения воды из канав,
дренажей; организация инженерно-геологического обследования
объекта и разработка проекта его стабилизации.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение мест активного
проявления деформаций пути; ведение паспорта формы ПУ-9; при
обнаружении растущих просадок и подвижек пути - организация
инструментальных наблюдений с помощью створов вех и нивелирования;
ведение учета выполненных работ по устранению неисправностей
верхнего строения пути.
8.1. - 8.3. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ШИРИНЫ ОБОЧИН
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: переменная вдоль пути ширина обочин
от близкой к нормативной до полного отсутствия, когда откосы
насыпи или откос кювета выемки становятся продолжением откоса
балластной призмы; рыхлое сложение балластного материала на
обочине; непрямолинейное очертание бровки земляного полотна.
ПРИЧИНЫ: оседание насыпи и подъемка пути на балласт для
компенсации осадки; наращивание толщины балластного слоя
нормативных величин; первоначальная ширина основной площадки
земляного полотна недостаточна для размещения балластной призмы с
современными размерами; повреждение обочин вследствие
недостаточного укрепления ее, деформация грунта и балластного слоя
в местах неорганизованного движения пешеходов, складирования
материалов верхнего строения пути.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: исправление очертаний обочин с досыпкой
балластного материала для предотвращения повреждений балластной
призмы; уборка с обочин материалов и посторонних конструкций;
устройство временных поддерживающих конструкций из рельсовых
рубок, старых железобетонных шпал, материалов в качестве
противоаварийных мероприятий, рассчитываемых на срок службы,
достаточный для реализации запроектированных мероприятий.
Расчистка кюветов от осыпаний балластных материалов,
препятствующих стоку поверхностных вод.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за целостностью обочин, за
появлением продольных трещин на обочинах и откосах насыпей;
выявление мест с загромождениями (запрудами) в кюветах и расчистка
их по мере обнаружения.
8.4. БАЛЛАСТНЫЙ ШЛЕЙФ С ЗАВЫШЕННОЙ КРУТИЗНОЙ ОТКОСОВ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: непрямолинейное очертание откосов
насыпей с крутизной, вырастающей к верху насыпи; рыхлое сложение
грунта (обычно песка и щебня) в верхних частях откосов; продольные
трещины на бровках и откосах; во многих случаях на таких насыпях
обочины также заужены, что вызывает пониженную стабильность
рельсовой колеи. При большой крутизне откосов и перегрузке их
материалами, используемыми для устранения дефектов земляного
полотна, возможны сплывы шлейфов, угрожающие безопасности движения
поездов.
ПРИЧИНЫ: сооружение насыпей по облегченным требованиям с
зауженной основной площадкой, без достаточного уплотнения грунтов,
без замены слабых грунтов в основании; наращивание толщины
балластного слоя при постановках пути на тяжелые виды балласта,
при смягчении продольного профиля, постановке вертикальных
сопрягающих кривых или увеличение их радиуса.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: своевременное устранение неисправностей
рельсовой колеи (просадок, толчков, отрясенных шпал); уширения
земляного полотна с обеспечением требуемой ширины обочин с обеих
сторон насыпи; недопущение излишних нагрузок на обочины и откосы
насыпей, отведение воды от контакта глинистых грунтов и
балластного шлейфа; комплексное усиление насыпи и имеющегося в ней
водопропускного сооружения выполняют по индивидуального проекту.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за состоянием верхнего
строения пути по уровню, положению в плане, за появлением толчков,
отрясенных шпал; визуальный осмотр откосов насыпей с замером
трещин, определением крутизны откосов; ведение паспорта формы ПУ-
9.
8.5. ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПРИ НЕДОСТАТОЧНОЙ ДЛИНЕ
ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: нависание дернин, неустойчивых
массивов грунта над оголовком; загромождение водоотводных канав,
выпусков из кюветов, а также части русла старым балластом,
сползшим с откоса грунтом; продольные трещины на откосах насыпи.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ: крутой откос насыпи (шлейфа), местная
неустойчивость грунта над оголовком; неисправность оголовков,
нарушения креплений откосов; отложения сползшего грунта в
отводящих или подводящих руслах.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: обеспечение беспрепятственного стока воды по
водотоку; закрепление балластного шлейфа; устранение размывов и
оплывин на откосах. Переустройство трубы по проекту.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: периодический осмотр входных и
выходных оголовков, состояния русла; осмотр трещин, разрывов
дернины; исправление мелких нарушений креплений, кладки оголовков
и других защитных и укрепительных устройств.
8.6. УМЕНЬШЕНИЕ СЕЧЕНИЯ ПОСТРОЕЧНЫХ КЮВЕТОВ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: расположение современных кюветов в
материалах, заполняющих построечные кюветы; отсутствие воды в
современных кюветах и застои ее на уровне дна построечных кюветов
и основной площадке в выемках и на нулевых местах; снижение
стабильности пути из-за просадок, пучин и других деформаций.
ПРИЧИНЫ: накопление засорителей балласта и старых балластных
материалов в кюветах, над построечными обочинами, у оснований
откосов земляного полотна; подъемка на дополнительные слои
балласта с целью повышения стабильности пути, смягчения профиля;
устранение зауженности основной площадки, уположение откоса кювета
со стороны пути.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: обеспечение стока воды из "погребенных"
кюветов с помощью лотков, дренажей мелкого заложения, в
обоснованных случаях - раскрытие выемок и нулевых мест; устранение
неисправностей верхнего строения пути.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение участков пути с
затрудненным стоком воды и кюветом в выемках и на нулевых местах,
контроль за глубиной нахождения воды в переходные сезоны года
(весной, осенью).
8.7. СМЕЩЕНИЕ УРОВНЯ И ПОЛОЖЕНИЯ В ПЛАНЕ КЮВЕТОВ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: размещение современных кюветов в
старых балластных материалах; наличие валов из этих же материалов
у основания откосов выемок, на нулевых местах; размеры этих валов
не одинаковы у одной и другой сторон пути; после выпадения дождей
в кюветах обычно нет воды (она впиталась в старые балластные
материалы).
ПРИЧИНЫ: сверхнормативная подъемка пути на балластные материалы
при смягчении продольного профиля, постановке пути на тяжелые виды
балласта, внедрение на линии тяжелого и особо тяжелого типов
верхнего строения пути; усиление пути с целью устранения просадок,
пучин и других деформаций без соответствующего переустройства
земляного полотна; проектирование земляного полотна по облегченным
нормам.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: обеспечение отвода воды из "погребенных"
кюветов и углублений на построечной основной площадке посредством
лотков, дренажей, глубоких открытых канав (по проекту); устранение
неисправностей верхнего строения пути.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение участков пути, на
которых нарушен поверхностный водоотвод; определение эффективности
ранее построенных сооружений для отведения поверхностных и
грунтовых вод; установление зависимости нарушений состояния пути
от сезонов года (весна, осень, дождливые периоды).
Приложение 12
к Инструкции по содержанию земляного
полотна железнодорожного пути
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОБСЛЕДОВАНИЯ
СОСТОЯНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
ВК - Визуальный контроль.
УО - Метод измерения упругих осадок.
СМ - Сейсмический метод.
ИГМ - Метод инженерно-геологического бурения.
ЭДЗ (ДЗ) - Метод электродинамического зондирования
(динамического зондирования).
ЛИГО - Метод оценки качества основания пути с помощью
нагрузочного комплекса ЛИГО СМ-460.
ВП - Метод оценки состояния пути по лентам вагона
путеизмерителя.
----------T------------------------T-----------------------------¬
¦Методы ¦ Дефекты и деформации ¦ Признаки и параметры, ¦
¦диагнос- ¦ земляного полотна ¦ определяющие дефекты или ¦
¦тики ¦ ¦деформации земляного полотна ¦
¦земляного¦ ¦ ¦
¦полотна ¦ ¦ ¦
+---------+------------------------+-----------------------------+
¦ВП ¦Балластные корыта ¦Повышенная влажность и низкий¦
¦ ¦Балластное ложе ¦коэффициент уплотнения ¦
¦ ¦Балластный мешок ¦грунтов (Ку < 0,91) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГРЛ ¦Балластные гнезда ¦Наличие неровных геологиче- ¦
¦ ¦ ¦ских границ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ИГМ ¦Весенние пучинные ¦Увеличенные дополнительные ¦
¦ ¦просадки ¦уклоны рельсовой колеи ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ВП ¦Пучины ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Смывы ¦Отсутствие защитного слоя, ¦
¦ ¦ ¦переувлажнение грунтов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ВК ¦Сплывы откосов выемок ¦Выход грунтовых вод на по- ¦
¦ ¦ ¦верхность откосов. ¦
¦ ¦ ¦Короткие трещины у бровок ¦
¦ ¦ ¦откосов и выпоры у основания ¦
¦ ¦ ¦откосов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ВП ¦Оползания откосов насыпи¦Появление продольных трещин ¦
¦ ¦ ¦на поверхности пути. ¦
¦ВК ¦ ¦Наличие разуплотненных зон ¦
¦СМ ¦ ¦грунта с повышенной влаж- ¦
¦ЭДЗ ¦ ¦ностью. Наличие линии сколь- ¦
¦ИГВ ¦ ¦жения в теле насыпи ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЭДЗ ¦Оползание рыхлых ¦Пониженная плотность, повы- ¦
¦ ¦отложений по контакту со¦шенная влажность грунтов ¦
¦ ¦скальными породами ¦насыпи и ее основания ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ВК ¦Осыпи ¦Нарушение стабильности - вы- ¦
¦ ¦Вывалы ¦падение отдельных глыб и ¦
¦ ¦Обвалы ¦материалов выветривания с ¦
¦ ¦ ¦откосов скальных выемок. ¦
¦ ¦ ¦Наличие карнизов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ВК ¦Обрушение крутых откосов¦Продольные трещины на заот- ¦
¦ЭДЗ ¦выемок в лессовых ¦косных площадках. ¦
¦ ¦грунтах ¦Наличие переувлажненных и ¦
¦ ¦ ¦ослабленных по прочности ¦
¦ ¦ ¦грунтов откосов выемок ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СМ ¦Оползни ¦Резкое различие в плотностях ¦
¦ИГБ ¦ ¦грунтов. Наличие границы ¦
¦ ¦ ¦скольжения ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ИГБ ¦Смещение насыпи, ¦Наличие воды в подошве курума¦
¦ ¦расположенной на куруме ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ВК ¦Расползание насыпи ¦Наличие трещин на поверхности¦
¦ ¦ ¦насыпи. ¦
¦ЭДЗ ¦ ¦Переувлажненные и разуплот- ¦
¦ ¦ ¦ненные грунты тела насыпи ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЭДЗ ¦Сдвиг (оползание) насыпи¦Наклон минерального дна ¦
¦ГРЛ ¦или ее низовой части по ¦болота (1 > 1:10). ¦
¦ ¦наклонному основанию ¦Наличие разуплотненных и ¦
¦ ¦ ¦увлажненных грунтов косогор- ¦
¦ ¦ ¦ного основания насыпи ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЛИГО ¦Оседание насыпи: ¦Пониженная плотность, низкие ¦
¦ ¦- вследствие уплотнения ¦прочностные свойства грунтов ¦
¦ ¦слагающих ее грунтов ¦насыпи. ¦
¦ЭДЗ ¦- вследствие уплотнения ¦Слабые по плотности или ¦
¦ ¦или протаивания грунтов ¦переувлажненные грунты осно- ¦
¦ ¦основания ¦вания насыпи ¦
¦ ¦- вследствие выпирания ¦ ¦
¦ ¦грунтов основания ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЭДЗ ¦Выпирание грунтов в ¦Наличие разуплотненных зон ¦
¦ ¦выемке ¦в глинистых грунтах выемок ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СМ ¦Суффозионное разрушение ¦Наличие водоносного горизонта¦
¦ ¦откосных частей земляно-¦в основании насыпи ¦
¦ ¦го полотна ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЭДЗ ¦Провалы насыпей на ¦Низкая степень уплотнения ¦
¦ ¦торфяных болотах ¦торфяных отложений (Ке < 50%)¦
¦ЛИГО ¦(илистых отложениях) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ВП ¦Провалы земляного полот-¦Наличие карстовых полостей, ¦
¦ ¦на на закарстованных ¦залегающих под основанием ¦
¦ИГБ ¦территориях ¦земляного полотна на разных ¦
¦ ¦ ¦глубинах. ¦
¦СМ ¦ ¦Оседание пути более 10 мм ¦
¦ ¦ ¦в год ¦
¦ИГМ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СМ ¦Оседание земляного ¦Наличие пустот под ¦
¦ ¦полотна под шахтными ¦основанием ¦
¦ ¦подработками ¦земляного полотна. ¦
¦ИГМ ¦ ¦Медленное оседание пути ¦
¦ВП ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ИГМ ¦Осадки основной площадки¦Просадки пути над зоной ¦
¦ ¦земляного полотна над ¦трубопроводов ¦
¦ВП ¦трубопроводными ¦ ¦
¦ ¦пересечениями ¦ ¦
¦ЛИГО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЭДЗ ¦Длительное оседание ¦Низкий коэффициент уплотнения¦
¦ ¦насыпей на подходах к ¦грунтов насыпей в подходной ¦
¦УО ¦мостам и водопропускным ¦зоне моста (Ку < 0,91). ¦
¦ ¦трубам ¦Наличие слабых по плотности ¦
¦ЛИГО ¦ ¦грунтов в основании насыпи ¦
¦ ¦ ¦на подходах к мостам ¦
L---------+------------------------+------------------------------
Приложение 13
к Инструкции по содержанию земляного
полотна железнодорожного пути
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСТАНЦИИ ПУТИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
1. Периодичность, сроки проведения и исполнители надзора за
состоянием всех сооружений земляного полотна, включая защитные,
укрепительные и другие устройства.
2. Планирование и организация работ по текущему содержанию
сооружений для отведения поверхностных и грунтовых вод.
3. Содержание особо ответственных объектов земляного полотна
(размывных, оползневых, обвальных, лавинных) с четким
распределением обязанностей между путевыми бригадами и
специализированными бригадами по земляному полотну.
4. Выполнение неотложных работ для обеспечения безопасности
движения поездов при обнаружении деформаций земляного полотна и
его сооружений.
5. Организация планового обследования, усиления и капитального
ремонта объектов земляного полотна, на которых имеется повышенная
интенсивность накопления отступлений в содержании рельсовой колеи
в профиле, плане и по уровню.
6. Проведение инструментальных наблюдений и обследований
состояния земляного полотна, укрепительных и защитных сооружений
на участках со сложными инженерно-геологическими условиями и на
объектах, подверженных деформациям.
7. Ведение учетно-отчетной информации по земляному полотну
(формы ПУ-9; ПУ-10; ПУ-14), актов обследований и осмотров.
8. Изучение причин и опознавательных признаков возникающих
деформаций земляного полотна и заблаговременное выполнение
противоаварийных мероприятий с целью предупреждения внезапных
нарушений прочности и устойчивости сооружений.
|