Стр. 5
набухания грунтов в условиях периодического обводнения усиливают
пластические деформации.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: поддержание работоспособности водоотводов,
дренажей каптажных устройств и других водосбросов; заделка трещин
местным грунтом; эффективное уплотнение или террасирование
откосов.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за состоянием обочин
земляного полотна, за очертаниями откосов выемки, наличие уклонов
в водоотводах.
4.5. ПРОВАЛЫ НАСЫПЕЙ НА ТОРФЯНЫХ БОЛОТАХ (ИЛИСТЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ)
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: провалы насыпей обычно протекают
скоротечно (в течение нескольких часов) в начале в форме
медленного неравномерного оседания, а затем внезапно образуются
прорывы по основанию насыпи с выпорами на расстояниях 5 - 15 м от
земляного полотна и быстрым опусканием частей тела насыпи в
прорывы покровной толщи болота. На стадиях, предшествующих
скоротечному провалу, образуются изолированные вытянутые вдоль
насыпи понижения поверхности болота, заполненные водой; на
поверхности болота вдоль основания откоса и за понижениями (в
сторону поля) заметны поднятия с продольными разрывами сплавины.
Состояние пути на участках возможных провалов резко ухудшается,
продольные канавы и торфоприемники деформируются с искажениями
продольного профиля дна канав и смещением их откосов.
ПРИЧИНЫ: залегание в основании насыпей неразложившихся торфяных
толщ, деформирующихся, в основном, с выдавливанием болотных
отложений из-под насыпей; для низменных территорий, с
преобладанием озерных лагунных отложений, побережий пресных
водоемов, характерно залегание неуплотненных илов с мощностью толщ
5 - 10 м, на которых находится относительно прочная корка 1,5 -
2,5 м; прорывы таких корок и разжижение илов может приводить к
внезапным деформациям насыпей. Увеличение поездных нагрузок и
вибраций от подвижного состава увеличивает вероятность провалов.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: при проявлении неспокойного хода поездов,
возникновении валов выпирания и местных понижений на поверхности
болота своевременное устранение неисправности верхнего строения
пути, усиленный надзор за его состоянием, а при интенсивном
нарастании отступлений по уровню и в продольном профиле -
ограничение скоростей движения поездов.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за состоянием земляного
полотна и его обустройствами на прилегающей территории;
определение сомнительных мест, на которых часто возникают
неисправности пути, наблюдается неспокойный ход поездов;
организация инженерно-геологического обследования.
4.6. ПРОВАЛЫ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА ЗАКАРСТОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: на земной поверхности появляются
провалы, местные оседания с образованием трещин на поверхности, а
иногда обширные оседания на площади в несколько сотен квадратных
метров или даже гектаров; неисправности верхнего строения пути в
форме зависания рельсошпальной решетки, возникновения просадок,
отступлений в плане и профиле, нарушения очертаний балластной
призмы; нарушение уклонов канав, кюветов, очертания откосов, берм;
в периоды выпадения атмосферных осадков - застои воды или ее
утечка сквозь трещины. На закарстованной территории вдоль дороги
имеются воронки от свежих или прошлых провалов. Карст
распространен на Горьковской, Куйбышевской, Свердловской, Восточно-
Сибирской, Московской, Юго-Восточной железных дорогах.
ПРИЧИНЫ: образование специфических подземных и поверхностных
форм рельефа (пещеры, полости, естественные колодцы, воронки)
вследствие растворения природными водами горных пород (гипс,
известняки, доломиты, каменная соль). Скорость растворения горных
пород различна в зависимости от их состава и колеблется от
тысячных долей миллиметра в год до больших скоростей, когда
карстовые полости опасных размеров могут развиться в течение
нескольких десятков лет.
Карст проявляется в виде следующих деформаций земной
поверхности: провалы вследствие обрушения толщи грунтов над
единичными полостями, вызывающие образование карстовых воронок;
локальные оседания пород, расположенных над группой полостей,
приводящие к образованию пониженных форм рельефа (блюдец) с
размерами в поперечном сечении до 1 - 2 км; оседание обширных
территорий (более 1 - 2 км), вызываемое прогибами грунтовых толщ
над системами карстовых пещер, полостей, коридоров и т.п. пустот,
являющихся следствием как интенсивного растворения карстующихся
пород, так и суффозионным выносом частиц песчаных грунтов в
карстовые полости.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: неотложные меры принимаются в соответствии с
Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути в
карстоопасных районах.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: карстоопасные участки должны быть
ограждены постоянными сигнальными знаками "Начало карстоопасного
участка" и "Конец карстоопасного участка", устанавливаемыми в 500
м от границ опасных мест с обнаруженными карстовыми деформациями
(края воронки, мульды оседания, интенсивных осадок. В соответствии
с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути в
карстоопасных районах закарстованные территории делятся на 6
категорий по интенсивности провалообразования и на 4 категории по
диаметрам провалов. К карстоопасным следует относить также участки
с оседаниями пути более 10 мм/год, определяемыми по результатам
нивелирования. На карстоопасных участках устанавливается
тщательный надзор за верхним строением пути, междупутьями,
откосами земляного полотна, водоотводными сооружениями, опорами
мостов и путепроводов, водопропускными трубами, за полосой отвода
и имеющимися на участке противокарстовыми защитами.
На карстоопасных участках должны осуществляться путевые обходы
в соответствии с местной Инструкцией. Результаты осмотров и
проверок пути, объемы необходимых работ по ликвидации обнаруженных
неровностей или своевременному их предупреждению заносятся в Книгу
записи результатов проверок пути, сооружений и путевых устройств
формы (ПУ-28). В Паспорте карстоопасного участка дополнительно
ведется учет выполненных подъемок и рихтовок пути.
5.1. ОСАДКИ ОСНОВНОЙ ПЛОЩАДКИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НАД
ТРУБОПРОВОДНЫМИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯМИ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: просадки пути на коротких (до 5 - 8
шпал) участках вследствие оседания грунта земляного полотна;
повреждение креплений и очертаний откосов или дна водоотводов
(кюветов, канав и др.) в зоне влияния траншеи, пройденной открытым
способом; неравномерное пучение грунтов над трубопроводом и на
соседних участках пути.
ПРИЧИНЫ: прокладка трубопроводов с открытой разработкой траншей
и обратным заполнением их грунтом, неоднородным с грунтом
земляного полотна, без достаточного уплотнения; нарушение
естественного теплового режима пучинистых грунтов в зоне влияния
источника тепла.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: устранение неисправностей верхнего строения
пути (просадок, неравномерного пучения и других дефектов);
отведение воды от неустойчивого участка, устранение неисправностей
в системе отвода тепла от трубопроводного пересечения.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение границ участка с
длительным протеканием осадок верхнего строения пути; измерение
величин просадок за сезон года (летний период, весна, осень) и
запись результатов в Книге проверок пути и сооружений; при
длительных оседаниях с величиной более 10 мм в год необходимо
проводить нивелирование просадочного места и прилегающих участков
по 50 м.
5.2. НАРУШЕНИЕ ОТВОДА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД У ПАССАЖИРСКИХ
ПЛАТФОРМ, ПОГРУЗОЧНО-ВЫГРУЗОЧНЫХ ПЛОЩАДОК И ДР.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: наличие засорителей на поверхности
балластной призмы; загромождение кюветов (канав) бытовым мусором;
выплески сквозь балластный слой; нарушение состояния пути по
уровню и в профиле.
ПРИЧИНЫ: несанкционированный сброс засорителей на путь с
платформ, переходов, пешеходных мостов, грузовых сооружений;
неудовлетворительное содержание верхнего строения пути и
водоотводных сооружений; ошибки в проектировании и выполнении
работ по строительству опор, платформ, площадок и т.п.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: отведение воды от балластной призмы, земляного
полотна, из поврежденных водоотводов; восстановление ранее
имевшейся системы сбора и отвода воды; устранение отступлений в
состоянии пути.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за имеющимися постоянными и
временными водоотводами; устранение застоев воды на поверхности
балластной призмы, обочинах в водоотводах.
5.3. ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИОТКОСНЫХ ЧАСТЕЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В МЕСТАХ
ПРОКЛАДКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КАБЕЛЕЙ (СВЯЗЬ, СЦБ, ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ И
ДР.)
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: проседание поверхности обочин над
кабелями, идущими вдоль пути; застои воды в продольных углублениях
на обочинах; навалы грунта, изъятого из кабельной траншеи и не
использованного для обратной засыпки вдоль бровки земляного
полотна в местах обхода препятствий, поперечных пересечений
земляного полотна, при стыковках кабелей; продольные трещины в
балластной призме, прибровочных частях на откосах и обочинах;
местное оголение кабелей или слабая их присыпка с поверхности;
повреждение наземных устройств кабельной линии.
ПРИЧИНЫ: ошибки при разработке проектов укладки кабелей; низкое
качество производства работ, в частности обратная засыпка без
нормируемого уплотнения; нарушение креплений откосов, а также
поверхности обочин и оставление траншей без восстановления
имевшегося крепления; неудовлетворительное содержание кабельных
линий и несвоевременное устранение мелких промоин, осыпаний
грунта.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: безотлагательное извещение линейного механика,
дистанции связи об обнаруженных повреждениях; совместное с
линейными работниками связи, далее - ЩЧ, устранение местных
повреждений земляного полотна и уложенных кабелей (промоин,
трещин, оголения кабелей); при необходимости разработка плановых
мероприятий для сохранности земляного полотна и кабельных линий.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: проверка сохранности наземных
знаков и устройств кабельных линий с информацией ответственных
работников ЩЧ о замеченных повреждениях; контроль сохранности
откосов и обочин (крепления поверхности, наличие размывов) в
местах прокладки кабелей, при работах с балластным слоем, грунтами
земляного полотна, защитными и укрепительными устройствами.
5.4. ОСЕДАНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НАД ШАХТНЫМИ ПОДРАБОТКАМИ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: непрерывное прогрессирующее искажение
очертаний насыпей и выемок вследствие неравномерного оседания
территории в местах ведения шахтной добычи полезных ископаемых; в
зависимости от глубины расположения полезного ископаемого, видов и
состояния пород над вырабатываемым пространством, от взаимного
расположения железнодорожной линии и фронта подземных выработок
оседания земляного полотна могут быть неравномерными вдоль пути,
приводящими к искажению продольного профиля; просадки различных
величин с неодинаковыми скоростями протекания вызывают
односторонние или двухсторонние оседания рельсовой колеи по
уровню; в периоды активных сдвижений горных пород возникают
нарушения балластной призмы с образованием толчков, отрясенных
шпал, перекосов; трещины на поверхности земли, откосах земляного
полотна, на балластной призме, нарушающие работу водоотводных
сооружений и разрушающие укрепительные и защитные сооружения.
Закладка выработанного пространства, параллельная с добычей
полезного ископаемого, уменьшает степень неблагоприятного влияния
шахтных подработок на земляное полотно.
ПРИЧИНЫ: пустоты, образуемые при выемке полезного ископаемого
(угля, руды), вызывают смещение горных пород и расположенных на
них сооружений. В толще горных пород нарушается имевшееся
равновесие, что приводит к сдвижению горных пород, начинающемуся
со слоев, прилегающих к разрабатываемому пласту, с последующим
развитием сдвижения до земной поверхности; на земной поверхности
образуется мульда оседания. Деформации могут приводить к провалам
или аварийным оседаниям земляного полотна, требующим непрерывного
надзора и исправления пути; в особо опасных случаях может
потребоваться закрытие движения или перекладка пути на новую
трассу.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: надзор за состоянием пути и исправление
возникающих отступлений вплоть до установления непрерывного
наблюдения и дежурства ремонтной бригады; принятие мер для
уменьшения интенсивности подработки территории и закладки
выработанного пространства; при активизации деформаций пути
ограничение скоростей движения поездов, а при необходимости
пропуск их с проводником или полное прекращение движения.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: за участком развития оседания
железнодорожного пути устанавливают усиленный надзор с проведением
инструментальных наблюдений (нивелировки, наблюдения по створам
вешек, согласно местной Инструкции. При необходимости следует
ввести путевой обход.
5.5. ДЛИТЕЛЬНОЕ ОСЕДАНИЕ НАСЫПЕЙ НА ПОДХОДАХ К МОСТАМ И
ВОДОПРОПУСКНЫМ ТРУБАМ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: частые нарушения состояния верхнего
строения пути в виде отрясенных шпал, предмостовых просадок
рельсовых нитей; ослабление затяжки болтов в скреплениях;
зауженность основной площадки земляного полотна, наличие
балластных шлейфов с крутыми откосами в верхней части; нарушение
ровности поверхности откосов, креплений конусов с ухудшением стока
поверхностных вод, загромождение сечений малых мостов и труб,
подводящих и отводящих русел.
ПРИЧИНЫ: недостаточное уплотнение грунта насыпи при
строительстве или восстановлении; ошибочно заниженная величина
запаса на осадку компенсирующего оседания слабого основания
подходной насыпи; неправильные способы уширения насыпи в процессе
длительной эксплуатации дороги, обусловленные доведением ширины
земляного полотна до новых нормативов, изменением размеров
междупутий, применением более мощных конструкций верхнего строения
пути.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: безотлагательное исправление верхнего строения
пути; устройство временных подпорных стенок из старых шпал,
конструкций и т.п. для сохранения материалов балластной призмы,
рассчитанных на срок службы, достаточный для капитального усиления
насыпи. Обеспечение отведения воды от основания насыпи,
своевременный ремонт имеющихся сооружений для сбора и
организованного отвода поверхностных или грунтовых вод. Забивка
местным грунтом трещин на обочинах, откосах, разделительных
бермах.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение границ участка, на
котором происходят более частые нарушения состояния пути; учет
объемов работ по выправкам пути; нивелирование пути по головкам
рельсов и обочинам земляного полотна два раза в год.
5.6. ПОВРЕЖДЕНИЯ НАСЫПЕЙ И ПОДВОДЯЩИХ РУСЕЛ И ВОДОПРОПУСКНЫХ
ТРУБ И МАЛЫХ МОСТОВ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: зауженность обочин насыпей или их
полное отсутствие; отложения балластных материалов на откосах
насыпей в виде клинообразных наслоений, нависающих над
водопропускными трубами; загромождение подводящих и отводящих
русел старыми балластными материалами, деталями конструкций
искусственных сооружений, далее - ИССО, посторонними предметами;
застои воды у оснований откосов (в том числе конусов) и размывы
укрепленных и неукрепленных откосов; прохождение паводков на
отметках выше расчетных вследствие уменьшения сечений труб и
живого сечения подмостовых отверстий.
ПРИЧИНЫ: длительное оседание насыпей на подходах к малым мостам
и над водопропускными трубами; несвоевременное принятие мер по
уширению насыпей; неудовлетворительное содержание насыпей,
защитных и укрепительных сооружений; запущенность состояния
подводящих и отводящих русел.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: устранение зауженности обочин и нарушений
целостности балластной призмы, ремонт укрепительных и защитных
устройств и сооружений, устранение захламленности подводящих и
отводящих русел водотоков.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за состоянием подходных
насыпей, искусственных сооружений, защитных и укрепительных
устройств; обследование всего комплекса сооружений после пропуска
паводков; при необходимости - организация инструментального
обследования объекта.
6.1. ПЕСЧАНЫЕ ЗАНОСЫ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: постепенное накопление сыпучего песка
на поверхности балластного слоя, обочинах, откосах; просыпание
песка в поры щебеночного балласта, вызывающее "сухие выплески" и
снижение несущей способности пути; отложение песчаных гребней
вдоль рельсов; в местах высоких гребней - накопление молотого
песка, цементирующегося после увлажнения; отложение слоев песка в
виде кос на верхнем строении пути и откосах земляного полотна,
иногда выше головок рельсов.
ПРИЧИНЫ: наличие незакрепленных (переносимых ветром)
мелкозернистых песков на территориях, прилегающих к земляному
полотну; повреждения заросшей поверхности проходами автомобилей,
сельскохозяйственных или иных машин, выпас скота на закрепленных
песках; некомплексное ведение строительных земляных работ на
трубопроводах, автодорогах; повреждение существующих пескозащитных
насаждений или малая эффективность новых посадок; несвоевременный
ремонт пескозащитных устройств.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: расчистка пути от песчаных отложений; при
необходимости, выправка пути по уровню; восстановление
пескозащитных устройств; устранение нарушений пескозакрепительных
устройств; ремонт посадок; покрытие развеваемых очагов щебнем,
глиной и т.п.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за состоянием пескозащитных
и пескозакрепительных устройств на откосах земляного полотна,
обочинах, в полосе отвода; тщательный осмотр мест с незакрепленной
поверхностью в полосе отвода, на прилегающих барханах,
притрассовых дорогах после периодов песчаных бурь, буранов, при
наступлении весны, а также после схода снежного покрова; выявление
участков, где необходимо провести ремонт защитных устройств и
закрепления естественных закрепителей.
6.2. РАЗВЕВАНИЕ ПЕСЧАНЫХ ОТКОСОВ (БРОВОК) В ПУСТЫНЯХ И
ПОЛУПУСТЫНЯХ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: земляное полотно построено из
мелкозернистых пылеватых песков; растительность на откосах
отсутствует или развита слабо; аридный климат района прохождения
дороги; выполаживание (скругление) выпуклых переломов поверхностей
земляного полотна и заполнение песком вогнутых переломов; унос
песка с обочин земляного полотна с искажением линий бровок и
местными сужениями обочин; неровные очертания откосов земляного
полотна с чередованием впадин и выпуклостей.
ПРИЧИНЫ: нарушение работоспособности укрепительных устройств
ремонтными и транспортными машинами; несвоевременный ремонт
защитных устройств; повреждения их выгружаемыми материалами;
некомплексное ведение строительных работ вблизи земляного полотна
с разрывами по времени выполнения основных и отделочных работ.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: восстановление поврежденных защитных и
укрепительных устройств (явных или неявных защит, защитных
покрытий из щебня или глинистого грунта, сплошных или ленточных (в
том числе "в клетку") устилочных защит); укрепление откосов
земляного полотна вслед за окончанием земляных работ;
восстановление и усиление нарушенных кустарниковых и травяных
защитных полос.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: обследование состояния земляного
полотна в периоды шквальных ветров и после их окончания с
выявлением всех мест, где произошли повреждения земляного полотна;
определение объемов унесенного ветром песка с целью подвоза
необходимого количества восстановительных материалов, машин,
механизмов; выявление потенциально опасных мест, где возможны
повреждения при последующих буранах.
6.3. РАЗМЫВЫ ПОДТОПЛЯЕМЫХ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: быстрое течение воды на участках
временного или постоянного подтопления; наличие в водном потоке
поваленных деревьев, пней, бревен, посторонних предметов;
протекание ледохода на высоких горизонтах подтопления с ударами
льдинами, ледяными полями в откосы насыпей или по конструкциям
регуляционных и защитных сооружений; появление трещин в швах и
конструкциях креплений в откосах земляного полотна; взбугривание
укрепленной поверхности откосов, в аварийных случаях - изломы плит
крепления и местные размывы грунта под плитами.
ПРИЧИНЫ: недостаточные меры защиты от повреждений земляного
полотна текущей водой, влекомыми предметами (например, бревнами)
на горизонтах подтопления; плохое текущее содержание земляного
полотна и его обустройств при несвоевременном устранении
повреждений; резкое непредсказуемое изменение режима водотока
(например, быстрое снеготаяние, катастрофические ливни,
возникновение заторов и т.п.), приводящее к росту скоростей
течения, уровней подтопления и увеличению площади поверхности
отдельных плесов больше расчетных значений.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: безотлагательное устранение возникающих
повреждений земляного полотна и его обустройств; предотвращение
увеличения размеров повреждений закладкой промоин и переливов
подручными материалами (досками, мешками с песком, бетонными
блоками, камнем); укрепление защитных конструкций с целью
предотвращения их обрушения и размыва грунта земляного полотна;
устранение ледяных заторов, угрожающих целостности укрепительных и
защитных устройств или поднятием уровня подтопления.
Для участков, где подмывы появляются относительно часто,
разрабатывают местные инструкции по предотвращению подмывов
берегов и повреждений железнодорожного пути, утверждаемые
начальником дистанции пути, а также планы водоборьбы, утверждаемые
в установленном порядке.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: учет всех участков пути, на
которых возможны подмывы берегов и повреждения земляного полотна;
для объектов, где подмывы уже наблюдались, заводятся паспорта
формы ПУ-9; комиссионное обследование состояния земляного полотна
и его обустройств после пропуска каждого весеннего или ливневого
паводка с выявлением мест, характера повреждений и необходимых мер
по устранению повреждений; в период пропуска высоких вод
устанавливают надзор за опасными участками вплоть до организации
постов наблюдений; определение наличия и сохранности запасов
материалов, необходимых для защиты от подмыва.
6.4. РАЗМЫВЫ ОТКРЫТЫХ ВОДООТВОДОВ (КАНАВ, КЮВЕТОВ И ДР.)
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: местные разрушения откосов и дна
продольных канав, кюветов, отводных русел от дренажей, в местах
соединения (слияния) канав, выпусков воды из канав на поверхность
земли, с образованием промоин, русел, накоплений размытого грунта,
деталей креплений дна, откосов, перепадов, гасителей энергии
водного потока.
ПРИЧИНЫ: чрезмерно большая скорость потока, низкая
сопротивляемость грунтов размыву; слабые конструкции креплений
дна, откосов, перепадов, быстротоков, выходов из канав; низкое
качество подготовки поверхности земли для монтирования сборных
креплений; неудовлетворительная заделка швов; неправильное
расположение перепадов, быстротоков, выходов канав и их поворотов,
недостаточное их укрепление; неудовлетворительное текущее
содержание и несвоевременное устранение повреждений.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: безотлагательная заделка повреждений
креплений; устранение начинающихся размывов местными материалами и
средствами водоборьбы (камнем, мешками с песком); осмотр
сооружений после прохода весенних и летних (ливневых) паводков и
устранение всех повреждений.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: учет всех водоотводящих
сооружений, осмотр их состояния после пропуска весеннего паводка и
схода снежного покрова, описание возникающих неисправностей
(наличие трещин, ширина их раскрытия), установка маяков на крупных
бетонных сооружениях, определение наиболее высоких отметок, до
которых поднимался уровень воды при паводках.
6.5. ПОНИЖЕНИЯ И ЗАПЛЫВАНИЯ ВОДООТВОДОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА
ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: прекращение стока воды и ее застои в
водоотводах.
ПРИЧИНЫ: понижения вследствие оттаивания вечной мерзлоты под
слоем воды или минерального грунта, отсыпанного при повторной
нарезке водоотводных канав на мари, заплывание за счет суффозии
(выноса мелких частиц грунта водой) и эрозии (размыва) откосных
частей.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: заполнение понижений водоотводов торфом,
заторфованным суглинком или древесными отходами и уборка грунта с
заплывших мест до необходимого уровня, укладка полос нетканого
материала для предотвращения суффозии и эрозии по откосам и дну
водоотводов с пришпиливанием их к грунту.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение местоположения
понижений и заплывания водоотводов (км, ПК +) при осмотрах и
выполнение инструментальной съемки с целью их восстановления.
6.6. ЗАИЛИВАНИЕ КЮВЕТОВ И КАНАВ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: отложение глинистых и супесчаных
грунтов на дне кюветов и канав, в первую очередь, в местах
уменьшения их продольных уклонов; уменьшение глубины водоотводов с
уширением их дна; зарастание канав кустарником, крупностебельными
травами, кочкарником.
В случаях значительного уменьшения сечения канав возможно их
переполнение и изливание воды на защищаемую территорию и
конструкции пути.
ПРИЧИНЫ: малые скорости течения воды из-за недостаточных
продольных уклонов; интенсивный размыв грунтов на откосах
земляного полотна и прилегающих территориях; неправильно
запроектирован продольный профиль канавы (с постепенным
уменьшением к ее концу).
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: повышение скорости течения воды за счет
увеличения продольного уклона; защита от размыва прилегающих
откосов земляного полотна, закюветных полок или берм; уменьшение
размывов на прилегающих территориях, с которых сток идет в канавы
(изменение направления потоков, защита травосеянием).
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: учет всех кюветов и водоотводных
канав с указанием мест, где возможны заиливания, переполнение и
переливы воды из водоотводных сооружений; проверка наличия
материалов, необходимых для защиты от размыва земляного полотна и
его обустройств; составление календарных графиков устранения
неисправностей канав и контроль за его исполнением.
6.7. ПОДМЫВ БЕРЕГА МОРЯ (ОЗЕРА, ВОДОХРАНИЛИЩА), УГРОЖАЮЩИЙ
ЦЕЛОСТНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: образование ниш на уровне горизонта
воды с нависанием грунтовых массивов; большая крутизна берегового
склона; наличие обрушенных крупных массивов грунта, валунов,
поваленных стволов деревьев в зоне прибоя; продольные трещины в
береговом массиве, по которым происходит отслоение и обрушения
подмытых массивов; искажение первоначальных форм и состояния
конструкций крепления берегов (подпорных стен, волноломов, ряжевых
и габионных стенок, скальных отсыпок (горной массы)).
ПРИЧИНЫ: ширина естественного пляжа недостаточна для гашения
энергии волн и предотвращения размыва (абразии); различают случаи
размывов при постоянном уровне воды в водоеме и при переменных
уровнях; имеющиеся крепления берега или волногасящие сооружения
недостаточны для защиты от расчетного режима волнения; повреждения
или разрушения защитных сооружений.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: защита берегов от размыва с помощью скальных
пород; восстановление разрушенных креплений, усиленный надзор за
состоянием пути, земляного полотна и его обустройств; устранение
неисправностей пути; при угрозе безопасности и бесперебойности
движения поездов - ограничение скоростей или закрытие движения.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: учет участков пути, находящихся в
угрожаемой зоне; обследование опасных мест после периодов штормов,
освобождения водоема от зимнего ледостава с фиксированием
замеченных изменений; выявление участков, на которых появляются
признаки подмыва или сомнительных по устойчивости мест земляного
полотна.
6.8. ПОДМЫВ ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ВОДНЫМИ ПОТОКАМИ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: размыв берега у основания откоса
земляного полотна с отложениями наносов в излучинах и подмывами
нижних частей откосов; загромождение русла карчами, валунами,
мелким камнем и песком с образованием местных подпоров воды и
поднятием ее до верха земляного полотна; при обильных атмосферных
осадках, таянии ледников вероятно полное затопление пути с
размывами балластного слоя, повреждениями и разрушениями
регуляционных сооружений, опор мостов, водопропускных труб; при
катастрофических паводках возникает угроза безопасности движения
поездов.
ПРИЧИНЫ: несвоевременное устранение повреждений и дефектов в
конструкциях защитных и укрепительных устройств и сооружений;
неудовлетворительное содержание регуляционных, струенаправляющих
сооружений и их креплений; недостаточная сопротивляемость грунтов
и защитных конструкций волновым, ледовым воздействиям и течению
воды; изменение режима водотока (водоема), связанное со
спрямлением русел, устройством плотин.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: выполнение защитных работ в соответствии с
планами водоборьбы, местными инструкциями, указаниями оперативного
штаба, создаваемого на опасный период начальником дистанции пути,
а при необходимости начальником отделения или начальником дороги;
наращивание имеющихся регуляционных сооружений или возведение их
вновь на участках угрозы размыва (отсыпка горной массы,
обвалование и другие мероприятия); устранение местных завалов
русла, создающих подпор воды; надзор за состоянием участка пути и
устранение возникающих неисправностей.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: учет мест возможности подмыва и
повреждения земляного полотна; надзор за исправным состоянием
земляного полотна и его обустройств с устранением обнаруженных
повреждений собственными силами бригады или с привлечением
дополнительных средств; обследование опасного участка при проверке
пути, комиссионных осмотрах, после пропуска весенних паводков и
после ливневых осадков; в опасные периоды могут назначаться
путевые обходы или посты наблюдений.
6.9. ОВРАГООБРАЗОВАНИЕ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: одиночные или разветвленные вытянутые
вдоль промоины с крупными бортами (откосами) и интенсивно
размываемым дном; крупные борта обнажены и на них не успевает
приживаться травяная или кустарниковая растительность; поверхности
бортов покрыты трещинами, создающими системы столбчатых
отдельностей (характерно для вершин оврагов); профиль дна оврага
крутой, у вершины оврага постепенно выполаживается к его устью,
где овраг имеет широкое, распластанное дно и более пологие борта,
иногда покрытые травой и кустарниками. В периоды снеготаяния и
выпадения ливней размывается дно оврага и обрушаются откосы, что
сопровождается возникновением подпруженных застоев воды.
ПРИЧИНЫ: неблагоприятное сочетание легко размываемых грунтов,
всхолмленного рельефа местности, бурных паводков и сезонных
ливней, вызывающее появление поверхностных размывов, перерастающих
в крупные овраги. Недостаточное укрепление дна и откосов канав,
кюветов, выпусков дренажей вызывает местные повреждения, при
несвоевременном ремонте может вызвать рост оврага в
непосредственной близости к земляному полотну. Неправильная
распашка земель, вырубка леса, способствующие образованию мелких
русел, объединяющихся в крупные русла при плохом содержании канав
или обвалований, ограждающих овраг, ведут к возникновению или
дальнейшему росту отвершков (притоков), превращающих одинокие
овраги в разветвленные овражные системы.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: незамедлительное устранение повреждений
водоотводящих систем; при активизации размыва грунта отвод воды в
безопасные места; уменьшение размыва дна и бортов оврага
средствами водоборьбы. На участках с угрожающим развитием оврагов
необходимо создавать запасы материалов для защиты от размыва
(камень, бетонные плиты, кули с песком).
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: осмотр участка пути вблизи оврага
после пропуска паводка и выпадения ливней; определение мест
повреждений имеющихся креплений, водоотводов и оценка состояния
дна и бортов оврага; подготовка к работам по устранению
повреждений защитных устройств; пополнение запаса противоаварийных
материалов; ведение паспорта формы ПУ-9.
6.10. ЗАВАЛ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА СНЕЖНЫМИ ЛАВИНАМИ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: лавиноопасные участки, как правило,
известны, и за ними ведутся наблюдения согласно местным
инструкциям. Лавинные лога (желоба) по поверхности склона
опознаются по отсутствию деревьев, крутизна склона превышает 15- и
достигает 35 - 45-; накопление снежных массивов при снегопадах и
метелях, приток талых или ливневых вод.
ПРИЧИНЫ: потеря устойчивости снежного массива вследствие
возникновения в его основании слоя разрыхления, образующегося в
процессе перекристаллизации снега; подвижка снежного покрова на
косогоре вследствие ползучести снега; выпадение обильных осадков в
виде перемежающихся снегопадов, дождей, сопровождающихся ветром;
землетрясения, взрывы и другие импульсные воздействия.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: оповещение местных предприятий и населения о
начале схода лавин; обеспечение быстрой эвакуации людей, машин и
другого имущества, могущего оказаться в опасной зоне; сошедшие
лавины, загромоздившие земляное полотно, должны убираться с
соблюдением мер безопасности движения поездов и обслуживающего
персонала. При резком потеплении и интенсивном снеготаянии
необходимо предупреждать застои воды и размывы сооружений. В
необходимых случаях, устанавливаемых специалистами, производится
искусственное обрушение лавин с помощью взрывов и артобстрела.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение состояния
противолавинных устройств и сооружений; организация службы надзора
и предупреждения о наступлении периода лавинной опасности; ведение
паспорта формы ПУ-9 и надзор за лавиноопасным участком в
соответствии с местной инструкцией, утвержденной начальником
дистанции пути.
6.11. ЗАВАЛЫ ПУТИ СЕЛЕВЫМИ ОТЛОЖЕНИЯМИ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: наличие селеопасных логов, имеющих
неустойчивые борты; отложения селевых масс в руслах, на подходах к
мостам (валунов, стволов деревьев), при резких поворотах русла
селеопасного лога; наступление периодов массового таяния ледников
и ливневых осадков, активизирующих размывы, осыпи, сплывы,
оползни; образование подпертых водоемов, угрожающих прорывами и
прохождениями шквальных потоков. Интенсивное снеготаяние в
сочетании с выпадением теплых ливней является признаком возможного
селевого потока.
ПРИЧИНЫ: воздействие интенсивного стока (ливневого, при
сезонном снеготаянии, вследствие таяния ледников) на раздробленные
горные породы, находящиеся на склонах или в руслах горных
бассейнов; возникновению селей способствуют: уничтожение
растительности на горных склонах и в руслах; выпас скота на горных
склонах, ведущий к вытаптыванию и разрушению почвенного покрова и
к образованию дополнительных путей эрозионного стока; продольная
распашка склонов (по вертикали), приводящая к возникновению новых
руслообразований. Неисправные селезащитные и селенаправляющие
сооружения могут быть причиной повреждений и завалов пути.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: установление поста наблюдений за состоянием
земляного полотна, верхнего строения пути и защитных сооружений;
обеспечение безопасности движения поездов на селеопасном участке;
уборка с пути селевых отложений и принятие мер по недопущению
попадания их на путь; обеспечение безопасности пропуска селевого
потока сквозь искусственные сооружения (мост, селеспуск и другие
сооружения); устранение повреждений берражных устройств, запруд,
быстротоков, перепадов.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за состоянием земляного
полотна, подводящих и отводящих русел у искусственных сооружений,
регуляционных и защитных устройств; периодический осмотр
прилегающей территории, откуда могут поступать селевые выносы при
вырубке леса, неправильной распашке земель, нарушении системы
перехвата и отвода паводковых вод; определение необходимого объема
работ по ремонту или усилению защитных устройств, выполняемых
собственными силами или с помощью подрядных организаций; ведение
паспорта формы ПУ-9.
6.12. ЗАГРОМОЖДЕНИЕ ПУТИ И ПОДМОСТОВЫХ ОТВЕРСТИЙ НАЛЕДЯМИ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарастание слоев льда в местах выхода
на поверхность грунтовых вод, перемерзания постоянного водотока на
перекатах, накопление льда у искусственных сооружений (малых
мостов, труб), заполнение льдом мелких ложбин, русел временных или
постоянных ручьев с постоянным приближением к пути распластанных
ледяных полей; периодическое весеннее дневное таяние снега и льда
с ночным замерзанием талой воды в кюветах, канавах, лотках,
временных отводных канавах.
Наледи, выходящие на путь, загромождают рельсовую колею, могут
вызывать наледные пучины, переувлажняют грунт земляного полотна,
могут создавать аварийные ситуации.
ПРИЧИНЫ: замерзание поверхностной воды ручьев, малых рек или
грунтовой воды, излившейся на поверхность при низких температурах
выхода. Наледи грунтовых вод возникают на косогорах, в откосах
выемок, в местах закладки канав и резервов, вскрывающих водоносные
слои или способствующих их частичному либо полному промерзанию; в
поверхностных водопроницаемых породах могут образовываться
внутригрунтовые пучины и поверхностные наледи; на участках
открытых канав и лотков, используемых для пропуска ручьев и
родников подземных вод, наледи заполняют отводы и изливаются на
поверхность у верхнего строения пути, образуются в местах
стеснения водоносных слоев фундаментами сооружений, а также
высокими насыпями, возводимыми из глинистых грунтов и уменьшающими
проницаемость подстилающих пород, на участках водотоков с
перекатами, порогами, конусами выноса, островами. Наледи
распространены в районах с суровым климатом и вечной мерзлотой.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: приведение в исправное состояние
противоналедных устройств (дренажей, открытых канав, лотков,
заборов); недопущение на путь излившейся воды, а если она
продолжает поступать - скорейший отвод ее с помощью канав, лотков;
уборка льда, своевременная очистка от льда и снега отверстий
водопропускных сооружений; открытие отверстий мостов и труб, а
также подводящих и отводящих русел водотоков; расчистка от снега
мерзлотных поясов; утепление лотков, выпусков дренажей.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за наледными участками с
периодическим осмотром мест выхода воды, определением скорости
нарастания наледи, угрозы выхода ее на путь и загромождения
отверстий мостов, труб, водоотводных сооружений.
6.13. ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПРИ НАВОДНЕНИЯХ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: прогноз опасных метеорологических
явлений (ливней, бурного снеготаяния, разливов рек); интенсивное и
продолжительное поднятие уровня воды в близкорасположенных
водотоках, водоемах, суходолах, на низменных территориях;
переполнение водоотводных сооружений (канав, лотков, кюветов);
затопление регуляционных и защитных сооружений у мостов, на
прижимных участках; размывы откосов подтопленного земляного
полотна; размывы и другие разрушения укрепительных сооружений
(дамб, креплений откосов и берм, поперечных бун и других
конструкций); выход воды на путь.
ПРИЧИНЫ: внезапное выпадение обильных атмосферных осадков,
вызывающее разлив водотоков и переполнение водоемов; недостаточная
защита железной дороги от периодического подтопления;
возникновение местных заторов и подпоров воды на попутных реках,
ручьях, ущельях; плохое содержание систем отведения воды
(запущенность канав и лотков, повреждения их креплений,
поврежденность регуляционных сооружений); несвоевременное принятие
мер по защите сооружений от размывов.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: устранение местных размывов земляного полотна
и его обустройств; защита верхнего строения пути от подмывов,
затопления, повреждений; принятие возможных мер по обеспечению
безопасности движения поездов вплоть до закрытия движения;
оповещение должностных лиц о стихийных явлениях (дорожного
мастера, начальника дистанции пути, поездного диспетчера);
выполнение работ в соответствии с местным планом водоборьбы.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И АВАРИЙНЫЕ):
надзор за состоянием укрепительных и защитных сооружений и
принятие неотложных мер по устранению повреждений при угрозе
ливня, паводка, при резком изменении погоды (потепление, начало
ледосплава на реках); внеочередной осмотр опасного участка,
ведение паспорта формы ПУ-9. Включение опасных участков в состав
комиссионного осмотра в весенние и предзимние периоды.
6.14. ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: глухие, громоподобные удары в недрах
земли, приводящие к специфическим ощущениям людей в зонах
землетрясений различной интенсивности в баллах:
- 7 баллов: возникают трещины на дорогах, в скальных породах,
иногда происходят оползни у берегов рек; люди в испуге выбегают из
помещений;
- 8 баллов: возникают оползания откосов выемок и насыпей,
трещины на поверхности земли достигают нескольких см; в зданиях
образуются трещины; обрушаются перекрытия, рушатся трубы. Люди
пребывают в панике;
- 9 - 10 баллов: массовые повреждения и разрушения зданий,
разрушения мостов, насыпей и др.; разрывы поверхности земли с
вертикальными сбросами до 1,0 - 1,5 м. Оползни, снежные лавины
приходят в движение. Железнодорожные пути повреждаются вплоть до
невозможности их эксплуатации.
ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ: особые физические процессы, протекающие в
недрах земли, приводящие к повреждениям и разрушениям сооружений.
Массовые взрывы в карьерах и в других случаях их применения
вызывают аналогичные явления.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: визуальные обследования участков
пути ответственными руководителями дистанции и служб пути с
привлечением геобаз, путеобследовательских станций.
7.1. ПУЧЕНИЕ НА ОДНОМ ИЗ ПУТЕЙ НА ДВУХПУТНОМ УЧАСТКЕ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: поднятие рельсовых нитей на
двухпутном участке на различные величины; участок пути
первоначально однопутный перестроен в двухпутный.
ПРИЧИНЫ: различная интенсивность пучения грунтов может
реализоваться вследствие разных причин, а также при наличии в зоне
промерзания под вторым путем разнородных грунтов, как следствие
ошибок проектирования и строительства.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: исправление пути с помощью пучинных подкладок
и карточек; отвод воды, особенно тщательный в предзимний и
весенний периоды.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: при проверках пути по шаблону и
уровню в периоды роста и спада пучин контроль за изменениями
положения головок рельсов в продольном профиле; определение
наличия явлений, сопутствующих пучинам (весенних пучинных
просадок, выплесков и выпоров разжиженного грунта).
7.2. ОСЕДАНИЕ НАСЫПИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (НОВОГО) ПУТИ, ПОСТРОЕННОЙ
НА СЛАБОМ ОСНОВАНИИ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: постепенно увеличивающиеся оседания
рельсовой колеи, со временем затухающие; образование продольного
понижения у основания откоса вновь возведенной насыпи; неровность
обочины земляного полотна и нарушение прямолинейности бровки;
заметное вибродинамическое ощущение при проходе поезда, особенно
под локомотивом и гружеными вагонами; возникновение продольных
трещин у границы старой и вновь отсыпанной насыпей.
ПРИЧИНЫ: осадка слабого основания ниже границы замены слабого
грунта; уплотнение и оседание грунта в откосной части старой
насыпи, оказавшейся под нагрузкой новой части насыпи и от
проходящих поездов; оседание основной площадки новой части насыпи
вследствие уплотнения грунта насыпи и в слое замены слабого
основания, уложенных без достаточного уплотнения.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: устранение неисправностей верхнего строения
пути; пополнение балластных материалов, расходуемых на отсыпку
заниженных обочин и использованных при выправке пути; расчистка и
затрамбовка трещин в земляном полотне; устранение застоев воды у
основания откоса вновь построенной части насыпи.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: усиленный надзор за состоянием
верхнего строения пути (по уровню, за затяжкой стыковых, клеммных,
закладных болтов; по состоянию рихтовки); контроль достаточности
ширины обочин за отсутствием потерь балласта (осыпанием его на
откос насыпи); визуальное наблюдение за характером колебаний
вагонов в проходящих поездах.
7.3. ПЕРЕУВЛАЖНЕНИЕ ГРУНТА В ОТКОСАХ СТАРОЙ И ВНОВЬ ПОСТРОЕННОЙ
НАСЫПЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ НЕОРГАНИЗОВАННОГО ВОДООТВОДА ИЗ УШИРЕННОГО
МЕЖДУПУТЬЯ
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: застои воды в междупутных
заглубленных пазухах; невыдержанные продольные уклоны и глубины
водоотводов, удаляющих воду из широких междупутий, пазух,
случайных понижений местности; в особо опасных случаях -
высачивание воды на откосе вновь построенной насыпи.
ПРИЧИНЫ: ошибки при проектировании и выполнении работ по
строительству насыпи дополнительного пути; запущенность имеющихся
водоотводов из широких междупутий, пазух.
НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: обеспечение стока воды из мест застоев и
осушение переувлажненного грунта; при заполнении местным грунтом
бессточных пазух - обеспечение быстрого стока воды за пределы
земляного полотна.
|