Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
05.07.2017
USD
59.23
EUR
67.3
CNY
8.71
JPY
0.52
GBP
76.57
TRY
16.69
PLN
15.86
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (УТВ. МПС РФ 30.03.1998 N ЦП-544)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   набухания  грунтов  в условиях периодического обводнения  усиливают
   пластические деформации.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  поддержание  работоспособности  водоотводов,
   дренажей  каптажных устройств и других водосбросов; заделка  трещин
   местным   грунтом;   эффективное  уплотнение   или   террасирование
   откосов.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ   НАБЛЮДЕНИЯ:  надзор  за  состоянием   обочин
   земляного  полотна, за очертаниями откосов выемки, наличие  уклонов
   в водоотводах.
   
       4.5. ПРОВАЛЫ НАСЫПЕЙ НА ТОРФЯНЫХ БОЛОТАХ (ИЛИСТЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ)
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  провалы  насыпей  обычно  протекают
   скоротечно   (в  течение  нескольких  часов)  в  начале   в   форме
   медленного  неравномерного  оседания, а затем  внезапно  образуются
   прорывы по основанию насыпи с выпорами на расстояниях 5 - 15  м  от
   земляного  полотна  и  быстрым  опусканием  частей  тела  насыпи  в
   прорывы   покровной   толщи  болота.  На  стадиях,   предшествующих
   скоротечному  провалу,  образуются  изолированные  вытянутые  вдоль
   насыпи   понижения  поверхности  болота,  заполненные   водой;   на
   поверхности  болота  вдоль основания откоса  и  за  понижениями  (в
   сторону  поля)  заметны поднятия с продольными разрывами  сплавины.
   Состояние  пути  на  участках возможных провалов резко  ухудшается,
   продольные  канавы  и  торфоприемники деформируются  с  искажениями
   продольного профиля дна канав и смещением их откосов.
       ПРИЧИНЫ: залегание в основании насыпей неразложившихся торфяных
   толщ,   деформирующихся,  в  основном,  с  выдавливанием   болотных
   отложений    из-под   насыпей;   для   низменных   территорий,    с
   преобладанием   озерных  лагунных  отложений,   побережий   пресных
   водоемов, характерно залегание неуплотненных илов с мощностью  толщ
   5  -  10 м, на которых находится относительно прочная корка  1,5  -
   2,5  м;  прорывы  таких корок и разжижение илов может  приводить  к
   внезапным  деформациям  насыпей.  Увеличение  поездных  нагрузок  и
   вибраций от подвижного состава увеличивает вероятность провалов.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  при  проявлении неспокойного  хода  поездов,
   возникновении  валов выпирания и местных понижений  на  поверхности
   болота  своевременное  устранение неисправности  верхнего  строения
   пути,  усиленный  надзор  за  его  состоянием,  а  при  интенсивном
   нарастании  отступлений  по  уровню  и  в  продольном   профиле   -
   ограничение скоростей движения поездов.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: надзор  за  состоянием  земляного
   полотна   и   его   обустройствами   на   прилегающей   территории;
   определение   сомнительных  мест,  на   которых   часто   возникают
   неисправности   пути,   наблюдается   неспокойный   ход    поездов;
   организация инженерно-геологического обследования.
   
       4.6. ПРОВАЛЫ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА ЗАКАРСТОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  на  земной  поверхности  появляются
   провалы,  местные оседания с образованием трещин на поверхности,  а
   иногда  обширные  оседания на площади в несколько сотен  квадратных
   метров  или даже гектаров; неисправности верхнего строения  пути  в
   форме  зависания  рельсошпальной решетки,  возникновения  просадок,
   отступлений  в  плане  и  профиле, нарушения  очертаний  балластной
   призмы; нарушение уклонов канав, кюветов, очертания откосов,  берм;
   в  периоды  выпадения  атмосферных осадков -  застои  воды  или  ее
   утечка  сквозь трещины. На закарстованной территории  вдоль  дороги
   имеются   воронки   от   свежих   или   прошлых   провалов.   Карст
   распространен на Горьковской, Куйбышевской, Свердловской, Восточно-
   Сибирской, Московской, Юго-Восточной железных дорогах.
       ПРИЧИНЫ:  образование специфических подземных  и  поверхностных
   форм  рельефа  (пещеры,  полости,  естественные  колодцы,  воронки)
   вследствие  растворения  природными  водами  горных  пород   (гипс,
   известняки,  доломиты, каменная соль). Скорость растворения  горных
   пород  различна  в  зависимости  от  их  состава  и  колеблется  от
   тысячных  долей  миллиметра  в  год  до  больших  скоростей,  когда
   карстовые  полости  опасных  размеров  могут  развиться  в  течение
   нескольких десятков лет.
       Карст   проявляется   в   виде  следующих   деформаций   земной
   поверхности:  провалы  вследствие  обрушения  толщи   грунтов   над
   единичными  полостями,  вызывающие образование  карстовых  воронок;
   локальные  оседания  пород,  расположенных  над  группой  полостей,
   приводящие  к  образованию  пониженных  форм  рельефа  (блюдец)   с
   размерами  в  поперечном  сечении до 1 - 2  км;  оседание  обширных
   территорий  (более 1 - 2 км), вызываемое прогибами  грунтовых  толщ
   над  системами карстовых пещер, полостей, коридоров и т.п.  пустот,
   являющихся  следствием  как интенсивного  растворения  карстующихся
   пород,  так  и  суффозионным  выносом  частиц  песчаных  грунтов  в
   карстовые полости.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ: неотложные меры принимаются в соответствии  с
   Инструкцией   по  текущему  содержанию  железнодорожного   пути   в
   карстоопасных районах.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: карстоопасные участки должны  быть
   ограждены  постоянными  сигнальными знаками "Начало  карстоопасного
   участка" и "Конец карстоопасного участка", устанавливаемыми  в  500
   м  от  границ  опасных мест с обнаруженными карстовыми деформациями
   (края  воронки, мульды оседания, интенсивных осадок. В соответствии
   с  Инструкцией  по  текущему  содержанию  железнодорожного  пути  в
   карстоопасных  районах  закарстованные  территории  делятся  на   6
   категорий  по интенсивности провалообразования и на 4 категории  по
   диаметрам провалов. К карстоопасным следует относить также  участки
   с  оседаниями  пути более 10 мм/год, определяемыми  по  результатам
   нивелирования.    На    карстоопасных   участках    устанавливается
   тщательный   надзор   за  верхним  строением  пути,   междупутьями,
   откосами  земляного  полотна, водоотводными  сооружениями,  опорами
   мостов  и путепроводов, водопропускными трубами, за полосой  отвода
   и имеющимися на участке противокарстовыми защитами.
       На  карстоопасных участках должны осуществляться путевые обходы
   в   соответствии  с  местной  Инструкцией.  Результаты  осмотров  и
   проверок  пути, объемы необходимых работ по ликвидации обнаруженных
   неровностей или своевременному их предупреждению заносятся в  Книгу
   записи  результатов проверок пути, сооружений и  путевых  устройств
   формы  (ПУ-28).  В  Паспорте карстоопасного  участка  дополнительно
   ведется учет выполненных подъемок и рихтовок пути.
   
       5.1.   ОСАДКИ   ОСНОВНОЙ   ПЛОЩАДКИ   ЗЕМЛЯНОГО   ПОЛОТНА   НАД
   ТРУБОПРОВОДНЫМИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯМИ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: просадки пути на коротких (до 5  -  8
   шпал)   участках  вследствие  оседания  грунта  земляного  полотна;
   повреждение  креплений  и  очертаний откосов  или  дна  водоотводов
   (кюветов, канав и др.) в зоне влияния траншеи, пройденной  открытым
   способом;  неравномерное пучение грунтов  над  трубопроводом  и  на
   соседних участках пути.
       ПРИЧИНЫ: прокладка трубопроводов с открытой разработкой траншей
   и   обратным  заполнением  их  грунтом,  неоднородным   с   грунтом
   земляного   полотна,   без   достаточного   уплотнения;   нарушение
   естественного  теплового режима пучинистых грунтов в  зоне  влияния
   источника тепла.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  устранение неисправностей верхнего  строения
   пути   (просадок,   неравномерного  пучения  и  других   дефектов);
   отведение  воды от неустойчивого участка, устранение неисправностей
   в системе отвода тепла от трубопроводного пересечения.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ:  определение  границ  участка   с
   длительным  протеканием  осадок верхнего строения  пути;  измерение
   величин  просадок  за сезон года (летний период,  весна,  осень)  и
   запись  результатов  в  Книге  проверок  пути  и  сооружений;   при
   длительных  оседаниях  с величиной более 10  мм  в  год  необходимо
   проводить  нивелирование просадочного места и прилегающих  участков
   по 50 м.
   
       5.2.   НАРУШЕНИЕ   ОТВОДА  ПОВЕРХНОСТНЫХ  ВОД  У   ПАССАЖИРСКИХ
   ПЛАТФОРМ, ПОГРУЗОЧНО-ВЫГРУЗОЧНЫХ ПЛОЩАДОК И ДР.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: наличие засорителей  на  поверхности
   балластной  призмы; загромождение кюветов (канав) бытовым  мусором;
   выплески  сквозь  балластный  слой;  нарушение  состояния  пути  по
   уровню и в профиле.
       ПРИЧИНЫ:  несанкционированный  сброс  засорителей  на  путь   с
   платформ,   переходов,  пешеходных  мостов,  грузовых   сооружений;
   неудовлетворительное   содержание   верхнего   строения   пути    и
   водоотводных  сооружений;  ошибки  в  проектировании  и  выполнении
   работ по строительству опор, платформ, площадок и т.п.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: отведение воды от балластной призмы, земляного
   полотна,   из   поврежденных  водоотводов;   восстановление   ранее
   имевшейся  системы  сбора и отвода воды; устранение  отступлений  в
   состоянии пути.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за имеющимися постоянными и
   временными  водоотводами; устранение застоев  воды  на  поверхности
   балластной призмы, обочинах в водоотводах.
   
       5.3.  ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИОТКОСНЫХ ЧАСТЕЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В МЕСТАХ
   ПРОКЛАДКИ  ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ  КАБЕЛЕЙ (СВЯЗЬ,  СЦБ,  ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ  И
   ДР.)
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: проседание  поверхности  обочин  над
   кабелями,  идущими вдоль пути; застои воды в продольных углублениях
   на  обочинах;  навалы грунта, изъятого из кабельной  траншеи  и  не
   использованного   для  обратной  засыпки  вдоль  бровки   земляного
   полотна   в   местах  обхода  препятствий,  поперечных  пересечений
   земляного  полотна,  при стыковках кабелей;  продольные  трещины  в
   балластной  призме,  прибровочных частях  на  откосах  и  обочинах;
   местное  оголение  кабелей или слабая их  присыпка  с  поверхности;
   повреждение наземных устройств кабельной линии.
       ПРИЧИНЫ: ошибки при разработке проектов укладки кабелей; низкое
   качество  производства  работ,  в частности  обратная  засыпка  без
   нормируемого  уплотнения;  нарушение  креплений  откосов,  а  также
   поверхности   обочин   и  оставление  траншей  без   восстановления
   имевшегося  крепления;  неудовлетворительное  содержание  кабельных
   линий   и   несвоевременное  устранение  мелких  промоин,  осыпаний
   грунта.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: безотлагательное извещение линейного механика,
   дистанции   связи  об  обнаруженных  повреждениях;   совместное   с
   линейными  работниками  связи,  далее  -  ЩЧ,  устранение   местных
   повреждений   земляного  полотна  и  уложенных  кабелей   (промоин,
   трещин,  оголения  кабелей); при необходимости разработка  плановых
   мероприятий для сохранности земляного полотна и кабельных линий.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ:  проверка  сохранности   наземных
   знаков  и  устройств  кабельных линий с  информацией  ответственных
   работников  ЩЧ  о  замеченных  повреждениях;  контроль  сохранности
   откосов  и  обочин  (крепления  поверхности,  наличие  размывов)  в
   местах  прокладки кабелей, при работах с балластным слоем, грунтами
   земляного полотна, защитными и укрепительными устройствами.
   
       5.4. ОСЕДАНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НАД ШАХТНЫМИ ПОДРАБОТКАМИ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: непрерывное прогрессирующее искажение
   очертаний  насыпей  и  выемок  вследствие  неравномерного  оседания
   территории  в местах ведения шахтной добычи полезных ископаемых;  в
   зависимости от глубины расположения полезного ископаемого, видов  и
   состояния  пород  над  вырабатываемым пространством,  от  взаимного
   расположения  железнодорожной линии и  фронта  подземных  выработок
   оседания  земляного полотна могут быть неравномерными  вдоль  пути,
   приводящими  к  искажению продольного профиля;  просадки  различных
   величин    с    неодинаковыми   скоростями   протекания    вызывают
   односторонние  или  двухсторонние  оседания  рельсовой   колеи   по
   уровню;   в  периоды  активных  сдвижений  горных  пород  возникают
   нарушения  балластной  призмы  с образованием  толчков,  отрясенных
   шпал,  перекосов;  трещины на поверхности земли, откосах  земляного
   полотна,  на  балластной  призме,  нарушающие  работу  водоотводных
   сооружений и разрушающие укрепительные и защитные сооружения.
       Закладка  выработанного  пространства, параллельная  с  добычей
   полезного  ископаемого, уменьшает степень неблагоприятного  влияния
   шахтных подработок на земляное полотно.
       ПРИЧИНЫ:  пустоты, образуемые при выемке полезного  ископаемого
   (угля,  руды),  вызывают смещение горных пород и  расположенных  на
   них   сооружений.   В  толще  горных  пород  нарушается   имевшееся
   равновесие,  что  приводит к сдвижению горных пород,  начинающемуся
   со  слоев,  прилегающих  к разрабатываемому пласту,  с  последующим
   развитием  сдвижения до земной поверхности; на  земной  поверхности
   образуется  мульда оседания. Деформации могут приводить к  провалам
   или  аварийным оседаниям земляного полотна, требующим  непрерывного
   надзора   и  исправления  пути;  в  особо  опасных  случаях   может
   потребоваться  закрытие  движения  или  перекладка  пути  на  новую
   трассу.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  надзор  за  состоянием  пути  и  исправление
   возникающих   отступлений   вплоть  до  установления   непрерывного
   наблюдения  и  дежурства  ремонтной  бригады;  принятие   мер   для
   уменьшения   интенсивности   подработки   территории   и   закладки
   выработанного   пространства;  при  активизации   деформаций   пути
   ограничение   скоростей  движения  поездов,  а  при   необходимости
   пропуск их с проводником или полное прекращение движения.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ:  за  участком  развития  оседания
   железнодорожного пути устанавливают усиленный надзор с  проведением
   инструментальных  наблюдений (нивелировки,  наблюдения  по  створам
   вешек,  согласно  местной  Инструкции.  При  необходимости  следует
   ввести путевой обход.
   
       5.5.  ДЛИТЕЛЬНОЕ  ОСЕДАНИЕ  НАСЫПЕЙ  НА  ПОДХОДАХ  К  МОСТАМ  И
   ВОДОПРОПУСКНЫМ ТРУБАМ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: частые нарушения состояния  верхнего
   строения   пути  в  виде  отрясенных  шпал,  предмостовых  просадок
   рельсовых   нитей;   ослабление  затяжки  болтов   в   скреплениях;
   зауженность   основной   площадки   земляного   полотна,    наличие
   балластных  шлейфов с крутыми откосами в верхней  части;  нарушение
   ровности поверхности откосов, креплений конусов с ухудшением  стока
   поверхностных  вод,  загромождение сечений  малых  мостов  и  труб,
   подводящих и отводящих русел.
       ПРИЧИНЫ:    недостаточное   уплотнение   грунта   насыпи    при
   строительстве  или  восстановлении;  ошибочно  заниженная  величина
   запаса   на   осадку  компенсирующего  оседания  слабого  основания
   подходной  насыпи; неправильные способы уширения насыпи в  процессе
   длительной  эксплуатации  дороги, обусловленные  доведением  ширины
   земляного   полотна   до  новых  нормативов,  изменением   размеров
   междупутий, применением более мощных конструкций верхнего  строения
   пути.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: безотлагательное исправление верхнего строения
   пути;   устройство  временных  подпорных  стенок  из  старых  шпал,
   конструкций  и  т.п.  для сохранения материалов балластной  призмы,
   рассчитанных на срок службы, достаточный для капитального  усиления
   насыпи.   Обеспечение   отведения   воды   от   основания   насыпи,
   своевременный   ремонт   имеющихся   сооружений   для    сбора    и
   организованного  отвода  поверхностных или грунтовых  вод.  Забивка
   местным   грунтом  трещин  на  обочинах,  откосах,   разделительных
   бермах.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: определение  границ  участка,  на
   котором  происходят  более частые нарушения  состояния  пути;  учет
   объемов  работ  по выправкам пути; нивелирование пути  по  головкам
   рельсов и обочинам земляного полотна два раза в год.
   
       5.6.  ПОВРЕЖДЕНИЯ  НАСЫПЕЙ И ПОДВОДЯЩИХ РУСЕЛ И  ВОДОПРОПУСКНЫХ
   ТРУБ И МАЛЫХ МОСТОВ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: зауженность обочин  насыпей  или  их
   полное  отсутствие;  отложения  балластных  материалов  на  откосах
   насыпей   в   виде   клинообразных   наслоений,   нависающих    над
   водопропускными  трубами;  загромождение  подводящих  и   отводящих
   русел   старыми   балластными  материалами,  деталями   конструкций
   искусственных  сооружений, далее - ИССО,  посторонними  предметами;
   застои  воды  у оснований откосов (в том числе конусов)  и  размывы
   укрепленных  и  неукрепленных  откосов;  прохождение  паводков   на
   отметках  выше  расчетных  вследствие  уменьшения  сечений  труб  и
   живого сечения подмостовых отверстий.
       ПРИЧИНЫ: длительное оседание насыпей на подходах к малым мостам
   и  над  водопропускными трубами; несвоевременное  принятие  мер  по
   уширению    насыпей;   неудовлетворительное   содержание   насыпей,
   защитных   и   укрепительных  сооружений;  запущенность   состояния
   подводящих и отводящих русел.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  устранение зауженности  обочин  и  нарушений
   целостности  балластной  призмы, ремонт  укрепительных  и  защитных
   устройств  и  сооружений,  устранение захламленности  подводящих  и
   отводящих русел водотоков.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: надзор  за  состоянием  подходных
   насыпей,   искусственных  сооружений,  защитных   и   укрепительных
   устройств;  обследование всего комплекса сооружений после  пропуска
   паводков;   при   необходимости  -  организация   инструментального
   обследования объекта.
   
       6.1. ПЕСЧАНЫЕ ЗАНОСЫ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: постепенное накопление сыпучего песка
   на  поверхности  балластного  слоя, обочинах,  откосах;  просыпание
   песка  в  поры щебеночного балласта, вызывающее "сухие выплески"  и
   снижение  несущей  способности  пути;  отложение  песчаных  гребней
   вдоль  рельсов;  в  местах высоких гребней  -  накопление  молотого
   песка,  цементирующегося после увлажнения; отложение слоев песка  в
   виде  кос  на  верхнем строении пути и откосах  земляного  полотна,
   иногда выше головок рельсов.
       ПРИЧИНЫ:    наличие    незакрепленных   (переносимых    ветром)
   мелкозернистых  песков  на  территориях,  прилегающих  к  земляному
   полотну;  повреждения  заросшей поверхности проходами  автомобилей,
   сельскохозяйственных  или иных машин, выпас скота  на  закрепленных
   песках;  некомплексное  ведение  строительных  земляных  работ   на
   трубопроводах, автодорогах; повреждение существующих  пескозащитных
   насаждений  или  малая эффективность новых посадок; несвоевременный
   ремонт пескозащитных устройств.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  расчистка пути от  песчаных  отложений;  при
   необходимости,    выправка   пути   по    уровню;    восстановление
   пескозащитных  устройств; устранение нарушений  пескозакрепительных
   устройств;  ремонт  посадок;  покрытие развеваемых  очагов  щебнем,
   глиной и т.п.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за состоянием пескозащитных
   и  пескозакрепительных  устройств  на  откосах  земляного  полотна,
   обочинах,  в полосе отвода; тщательный осмотр мест с незакрепленной
   поверхностью   в   полосе   отвода,   на   прилегающих    барханах,
   притрассовых  дорогах после периодов песчаных  бурь,  буранов,  при
   наступлении весны, а также после схода снежного покрова;  выявление
   участков,  где  необходимо  провести ремонт  защитных  устройств  и
   закрепления естественных закрепителей.
   
       6.2.   РАЗВЕВАНИЕ  ПЕСЧАНЫХ  ОТКОСОВ  (БРОВОК)  В  ПУСТЫНЯХ   И
   ПОЛУПУСТЫНЯХ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   ПРИЗНАКИ:  земляное  полотно   построено   из
   мелкозернистых   пылеватых   песков;  растительность   на   откосах
   отсутствует  или  развита слабо; аридный климат района  прохождения
   дороги;  выполаживание (скругление) выпуклых переломов поверхностей
   земляного  полотна  и  заполнение песком вогнутых  переломов;  унос
   песка  с  обочин  земляного  полотна с искажением  линий  бровок  и
   местными  сужениями  обочин; неровные очертания  откосов  земляного
   полотна с чередованием впадин и выпуклостей.
       ПРИЧИНЫ:  нарушение  работоспособности укрепительных  устройств
   ремонтными   и   транспортными  машинами;  несвоевременный   ремонт
   защитных   устройств;  повреждения  их  выгружаемыми   материалами;
   некомплексное  ведение строительных работ вблизи земляного  полотна
   с разрывами по времени выполнения основных и отделочных работ.
       НЕОТЛОЖНЫЕ   МЕРЫ:  восстановление  поврежденных   защитных   и
   укрепительных   устройств  (явных  или  неявных   защит,   защитных
   покрытий из щебня или глинистого грунта, сплошных или ленточных  (в
   том   числе  "в  клетку")  устилочных  защит);  укрепление  откосов
   земляного    полотна   вслед   за   окончанием   земляных    работ;
   восстановление  и  усиление  нарушенных  кустарниковых  и  травяных
   защитных полос.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: обследование состояния  земляного
   полотна  в  периоды  шквальных  ветров  и  после  их  окончания   с
   выявлением всех мест, где произошли повреждения земляного  полотна;
   определение  объемов  унесенного  ветром  песка  с  целью   подвоза
   необходимого   количества  восстановительных   материалов,   машин,
   механизмов;  выявление  потенциально  опасных  мест,  где  возможны
   повреждения при последующих буранах.
   
       6.3. РАЗМЫВЫ ПОДТОПЛЯЕМЫХ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: быстрое  течение  воды  на  участках
   временного  или  постоянного подтопления; наличие в  водном  потоке
   поваленных   деревьев,   пней,   бревен,   посторонних   предметов;
   протекание  ледохода  на высоких горизонтах подтопления  с  ударами
   льдинами,  ледяными  полями в откосы насыпей  или  по  конструкциям
   регуляционных  и  защитных сооружений; появление трещин  в  швах  и
   конструкциях  креплений в откосах земляного  полотна;  взбугривание
   укрепленной поверхности откосов, в аварийных случаях - изломы  плит
   крепления и местные размывы грунта под плитами.
       ПРИЧИНЫ:  недостаточные  меры защиты от  повреждений  земляного
   полотна  текущей  водой, влекомыми предметами (например,  бревнами)
   на  горизонтах  подтопления;  плохое текущее  содержание  земляного
   полотна   и   его   обустройств   при  несвоевременном   устранении
   повреждений;  резкое  непредсказуемое  изменение  режима   водотока
   (например,    быстрое    снеготаяние,    катастрофические    ливни,
   возникновение  заторов  и  т.п.),  приводящее  к  росту   скоростей
   течения,  уровней  подтопления  и  увеличению  площади  поверхности
   отдельных плесов больше расчетных значений.
       НЕОТЛОЖНЫЕ   МЕРЫ:   безотлагательное  устранение   возникающих
   повреждений  земляного  полотна и его  обустройств;  предотвращение
   увеличения  размеров  повреждений  закладкой  промоин  и  переливов
   подручными  материалами  (досками,  мешками  с  песком,   бетонными
   блоками,   камнем);   укрепление  защитных  конструкций   с   целью
   предотвращения  их  обрушения и размыва грунта  земляного  полотна;
   устранение ледяных заторов, угрожающих целостности укрепительных  и
   защитных устройств или поднятием уровня подтопления.
       Для   участков,  где  подмывы  появляются  относительно  часто,
   разрабатывают   местные   инструкции  по  предотвращению   подмывов
   берегов   и   повреждений   железнодорожного   пути,   утверждаемые
   начальником  дистанции пути, а также планы водоборьбы, утверждаемые
   в установленном порядке.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ:  учет  всех  участков  пути,   на
   которых  возможны подмывы берегов и повреждения земляного  полотна;
   для  объектов,  где  подмывы  уже наблюдались,  заводятся  паспорта
   формы  ПУ-9; комиссионное обследование состояния земляного  полотна
   и  его  обустройств после пропуска каждого весеннего или  ливневого
   паводка с выявлением мест, характера повреждений и необходимых  мер
   по   устранению   повреждений;  в  период  пропуска   высоких   вод
   устанавливают  надзор за опасными участками вплоть  до  организации
   постов   наблюдений;  определение  наличия  и  сохранности  запасов
   материалов, необходимых для защиты от подмыва.
   
       6.4. РАЗМЫВЫ ОТКРЫТЫХ ВОДООТВОДОВ (КАНАВ, КЮВЕТОВ И ДР.)
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: местные  разрушения  откосов  и  дна
   продольных  канав,  кюветов, отводных русел от дренажей,  в  местах
   соединения  (слияния) канав, выпусков воды из канав на  поверхность
   земли,  с образованием промоин, русел, накоплений размытого грунта,
   деталей   креплений  дна,  откосов,  перепадов,  гасителей  энергии
   водного потока.
       ПРИЧИНЫ:    чрезмерно   большая   скорость    потока,    низкая
   сопротивляемость  грунтов  размыву;  слабые  конструкции  креплений
   дна,  откосов,  перепадов, быстротоков, выходов  из  канав;  низкое
   качество  подготовки  поверхности земли  для  монтирования  сборных
   креплений;    неудовлетворительная   заделка   швов;   неправильное
   расположение перепадов, быстротоков, выходов канав и их  поворотов,
   недостаточное    их   укрепление;   неудовлетворительное    текущее
   содержание и несвоевременное устранение повреждений.
       НЕОТЛОЖНЫЕ    МЕРЫ:   безотлагательная   заделка    повреждений
   креплений; устранение начинающихся размывов местными материалами  и
   средствами   водоборьбы   (камнем,  мешками   с   песком);   осмотр
   сооружений  после прохода весенних и летних (ливневых)  паводков  и
   устранение всех повреждений.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ    НАБЛЮДЕНИЯ:   учет    всех    водоотводящих
   сооружений, осмотр их состояния после пропуска весеннего паводка  и
   схода   снежного   покрова,  описание  возникающих   неисправностей
   (наличие трещин, ширина их раскрытия), установка маяков на  крупных
   бетонных  сооружениях,  определение наиболее  высоких  отметок,  до
   которых поднимался уровень воды при паводках.
   
       6.5.  ПОНИЖЕНИЯ И ЗАПЛЫВАНИЯ ВОДООТВОДОВ ЗЕМЛЯНОГО  ПОЛОТНА  НА
   ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: прекращение стока воды и ее застои  в
   водоотводах.
       ПРИЧИНЫ:  понижения вследствие оттаивания вечной  мерзлоты  под
   слоем  воды  или  минерального грунта,  отсыпанного  при  повторной
   нарезке  водоотводных канав на мари, заплывание  за  счет  суффозии
   (выноса  мелких  частиц грунта водой) и эрозии  (размыва)  откосных
   частей.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  заполнение  понижений  водоотводов   торфом,
   заторфованным суглинком или древесными отходами и уборка  грунта  с
   заплывших  мест  до  необходимого уровня, укладка  полос  нетканого
   материала  для  предотвращения суффозии и эрозии по откосам  и  дну
   водоотводов с пришпиливанием их к грунту.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ    НАБЛЮДЕНИЯ:   определение    местоположения
   понижений  и  заплывания водоотводов (км,  ПК  +)  при  осмотрах  и
   выполнение инструментальной съемки с целью их восстановления.
   
       6.6. ЗАИЛИВАНИЕ КЮВЕТОВ И КАНАВ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  отложение  глинистых  и  супесчаных
   грунтов  на  дне  кюветов  и  канав, в  первую  очередь,  в  местах
   уменьшения их продольных уклонов; уменьшение глубины водоотводов  с
   уширением  их  дна; зарастание канав кустарником, крупностебельными
   травами, кочкарником.
       В  случаях  значительного уменьшения сечения канав возможно  их
   переполнение   и   изливание  воды  на  защищаемую   территорию   и
   конструкции пути.
       ПРИЧИНЫ:   малые  скорости  течения  воды  из-за  недостаточных
   продольных   уклонов;  интенсивный  размыв   грунтов   на   откосах
   земляного    полотна   и   прилегающих   территориях;   неправильно
   запроектирован    продольный   профиль   канавы   (с    постепенным
   уменьшением к ее концу).
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  повышение  скорости  течения  воды  за  счет
   увеличения   продольного  уклона;  защита  от  размыва  прилегающих
   откосов  земляного полотна, закюветных полок или  берм;  уменьшение
   размывов  на прилегающих территориях, с которых сток идет в  канавы
   (изменение направления потоков, защита травосеянием).
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: учет всех кюветов  и  водоотводных
   канав  с  указанием мест, где возможны заиливания,  переполнение  и
   переливы   воды   из  водоотводных  сооружений;  проверка   наличия
   материалов, необходимых для защиты от размыва земляного  полотна  и
   его   обустройств;  составление  календарных  графиков   устранения
   неисправностей канав и контроль за его исполнением.
   
       6.7.  ПОДМЫВ  БЕРЕГА  МОРЯ  (ОЗЕРА, ВОДОХРАНИЛИЩА),  УГРОЖАЮЩИЙ
   ЦЕЛОСТНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: образование ниш на уровне  горизонта
   воды  с  нависанием грунтовых массивов; большая крутизна берегового
   склона;   наличие  обрушенных  крупных  массивов  грунта,  валунов,
   поваленных  стволов  деревьев в зоне прибоя; продольные  трещины  в
   береговом  массиве,  по  которым происходит отслоение  и  обрушения
   подмытых   массивов;  искажение  первоначальных  форм  и  состояния
   конструкций крепления берегов (подпорных стен, волноломов,  ряжевых
   и габионных стенок, скальных отсыпок (горной массы)).
       ПРИЧИНЫ:  ширина естественного пляжа недостаточна  для  гашения
   энергии  волн и предотвращения размыва (абразии); различают  случаи
   размывов  при  постоянном уровне воды в водоеме  и  при  переменных
   уровнях;  имеющиеся  крепления берега или  волногасящие  сооружения
   недостаточны для защиты от расчетного режима волнения;  повреждения
   или разрушения защитных сооружений.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ: защита берегов от размыва с помощью  скальных
   пород;  восстановление разрушенных креплений, усиленный  надзор  за
   состоянием  пути,  земляного полотна и его обустройств;  устранение
   неисправностей  пути;  при  угрозе безопасности  и  бесперебойности
   движения поездов - ограничение скоростей или закрытие движения.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: учет участков пути, находящихся  в
   угрожаемой зоне; обследование опасных мест после периодов  штормов,
   освобождения   водоема   от  зимнего  ледостава   с   фиксированием
   замеченных  изменений;  выявление участков, на  которых  появляются
   признаки  подмыва или сомнительных по устойчивости  мест  земляного
   полотна.
   
       6.8. ПОДМЫВ ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ВОДНЫМИ ПОТОКАМИ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  размыв берега  у  основания  откоса
   земляного  полотна  с отложениями наносов в излучинах  и  подмывами
   нижних  частей  откосов;  загромождение  русла  карчами,  валунами,
   мелким  камнем  и  песком с образованием местных  подпоров  воды  и
   поднятием  ее до верха земляного полотна; при обильных  атмосферных
   осадках,  таянии  ледников  вероятно  полное  затопление   пути   с
   размывами    балластного   слоя,   повреждениями   и   разрушениями
   регуляционных  сооружений, опор мостов,  водопропускных  труб;  при
   катастрофических  паводках возникает угроза  безопасности  движения
   поездов.
       ПРИЧИНЫ:  несвоевременное устранение повреждений и  дефектов  в
   конструкциях  защитных  и  укрепительных  устройств  и  сооружений;
   неудовлетворительное  содержание  регуляционных,  струенаправляющих
   сооружений  и их креплений; недостаточная сопротивляемость  грунтов
   и  защитных  конструкций волновым, ледовым воздействиям  и  течению
   воды;   изменение   режима   водотока   (водоема),   связанное   со
   спрямлением русел, устройством плотин.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  выполнение защитных работ в  соответствии  с
   планами  водоборьбы, местными инструкциями, указаниями оперативного
   штаба,  создаваемого на опасный период начальником дистанции  пути,
   а  при  необходимости начальником отделения или начальником дороги;
   наращивание  имеющихся регуляционных сооружений или  возведение  их
   вновь   на   участках   угрозы  размыва  (отсыпка   горной   массы,
   обвалование  и  другие  мероприятия);  устранение  местных  завалов
   русла,  создающих подпор воды; надзор за состоянием участка пути  и
   устранение возникающих неисправностей.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: учет мест возможности  подмыва  и
   повреждения  земляного  полотна;  надзор  за  исправным  состоянием
   земляного  полотна  и  его  обустройств с устранением  обнаруженных
   повреждений   собственными  силами  бригады  или   с   привлечением
   дополнительных средств; обследование опасного участка при  проверке
   пути,  комиссионных  осмотрах, после пропуска весенних  паводков  и
   после   ливневых  осадков;  в  опасные  периоды  могут  назначаться
   путевые обходы или посты наблюдений.
   
       6.9. ОВРАГООБРАЗОВАНИЕ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: одиночные или разветвленные вытянутые
   вдоль   промоины  с  крупными  бортами  (откосами)   и   интенсивно
   размываемым  дном;  крупные борта обнажены и  на  них  не  успевает
   приживаться  травяная или кустарниковая растительность; поверхности
   бортов    покрыты   трещинами,   создающими   системы    столбчатых
   отдельностей  (характерно для вершин оврагов); профиль  дна  оврага
   крутой,  у  вершины оврага постепенно выполаживается к  его  устью,
   где  овраг имеет широкое, распластанное дно и более пологие  борта,
   иногда  покрытые  травой и кустарниками. В  периоды  снеготаяния  и
   выпадения  ливней размывается дно оврага и обрушаются  откосы,  что
   сопровождается возникновением подпруженных застоев воды.
       ПРИЧИНЫ:  неблагоприятное сочетание легко размываемых  грунтов,
   всхолмленного  рельефа  местности,  бурных  паводков   и   сезонных
   ливней,  вызывающее появление поверхностных размывов, перерастающих
   в  крупные  овраги. Недостаточное укрепление дна и  откосов  канав,
   кюветов,  выпусков  дренажей  вызывает  местные  повреждения,   при
   несвоевременном    ремонте   может   вызвать    рост    оврага    в
   непосредственной   близости  к  земляному   полотну.   Неправильная
   распашка  земель,  вырубка леса, способствующие образованию  мелких
   русел,  объединяющихся в крупные русла при плохом содержании  канав
   или  обвалований,  ограждающих овраг,  ведут  к  возникновению  или
   дальнейшему  росту  отвершков  (притоков),  превращающих   одинокие
   овраги в разветвленные овражные системы.
       НЕОТЛОЖНЫЕ   МЕРЫ:   незамедлительное  устранение   повреждений
   водоотводящих систем; при активизации размыва грунта отвод  воды  в
   безопасные   места;  уменьшение  размыва  дна   и   бортов   оврага
   средствами  водоборьбы. На участках с угрожающим развитием  оврагов
   необходимо  создавать  запасы  материалов  для  защиты  от  размыва
   (камень, бетонные плиты, кули с песком).
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: осмотр участка пути вблизи  оврага
   после  пропуска  паводка  и  выпадения  ливней;  определение   мест
   повреждений  имеющихся креплений, водоотводов  и  оценка  состояния
   дна   и   бортов   оврага;  подготовка  к  работам  по   устранению
   повреждений  защитных устройств; пополнение запаса противоаварийных
   материалов; ведение паспорта формы ПУ-9.
   
       6.10. ЗАВАЛ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА СНЕЖНЫМИ ЛАВИНАМИ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: лавиноопасные участки,  как  правило,
   известны,   и   за   ними  ведутся  наблюдения   согласно   местным
   инструкциям.   Лавинные   лога  (желоба)  по   поверхности   склона
   опознаются по отсутствию деревьев, крутизна склона превышает 15-  и
   достигает  35  - 45-; накопление снежных массивов при снегопадах  и
   метелях, приток талых или ливневых вод.
       ПРИЧИНЫ:   потеря  устойчивости  снежного  массива   вследствие
   возникновения  в  его основании слоя разрыхления,  образующегося  в
   процессе  перекристаллизации снега; подвижка  снежного  покрова  на
   косогоре вследствие ползучести снега; выпадение обильных осадков  в
   виде  перемежающихся  снегопадов, дождей, сопровождающихся  ветром;
   землетрясения, взрывы и другие импульсные воздействия.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ: оповещение местных предприятий и населения  о
   начале  схода лавин; обеспечение быстрой эвакуации людей,  машин  и
   другого  имущества,  могущего оказаться в  опасной  зоне;  сошедшие
   лавины,   загромоздившие  земляное  полотно,  должны  убираться   с
   соблюдением  мер  безопасности движения  поездов  и  обслуживающего
   персонала.   При   резком  потеплении  и  интенсивном   снеготаянии
   необходимо  предупреждать  застои  воды  и  размывы  сооружений.  В
   необходимых  случаях,  устанавливаемых специалистами,  производится
   искусственное обрушение лавин с помощью взрывов и артобстрела.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ     НАБЛЮДЕНИЯ:     определение      состояния
   противолавинных устройств и сооружений; организация службы  надзора
   и  предупреждения о наступлении периода лавинной опасности; ведение
   паспорта   формы  ПУ-9  и  надзор  за  лавиноопасным   участком   в
   соответствии   с  местной  инструкцией,  утвержденной   начальником
   дистанции пути.
   
       6.11. ЗАВАЛЫ ПУТИ СЕЛЕВЫМИ ОТЛОЖЕНИЯМИ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: наличие селеопасных  логов,  имеющих
   неустойчивые борты; отложения селевых масс в руслах, на подходах  к
   мостам  (валунов,  стволов деревьев), при  резких  поворотах  русла
   селеопасного  лога; наступление периодов массового таяния  ледников
   и   ливневых   осадков,  активизирующих  размывы,  осыпи,   сплывы,
   оползни;  образование  подпертых водоемов, угрожающих  прорывами  и
   прохождениями   шквальных   потоков.  Интенсивное   снеготаяние   в
   сочетании  с выпадением теплых ливней является признаком возможного
   селевого потока.
       ПРИЧИНЫ:   воздействие  интенсивного  стока   (ливневого,   при
   сезонном  снеготаянии, вследствие таяния ледников) на раздробленные
   горные   породы,  находящиеся  на  склонах  или  в  руслах   горных
   бассейнов;    возникновению    селей   способствуют:    уничтожение
   растительности на горных склонах и в руслах; выпас скота на  горных
   склонах,  ведущий к вытаптыванию и разрушению почвенного покрова  и
   к  образованию  дополнительных путей эрозионного стока;  продольная
   распашка  склонов (по вертикали), приводящая к возникновению  новых
   руслообразований.   Неисправные  селезащитные  и   селенаправляющие
   сооружения могут быть причиной повреждений и завалов пути.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ: установление поста наблюдений  за  состоянием
   земляного  полотна,  верхнего строения пути и защитных  сооружений;
   обеспечение  безопасности движения поездов на селеопасном  участке;
   уборка  с  пути  селевых отложений и принятие  мер  по  недопущению
   попадания  их  на путь; обеспечение безопасности пропуска  селевого
   потока  сквозь искусственные сооружения (мост, селеспуск  и  другие
   сооружения);  устранение повреждений берражных  устройств,  запруд,
   быстротоков, перепадов.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: надзор  за  состоянием  земляного
   полотна,  подводящих и отводящих русел у искусственных  сооружений,
   регуляционных   и   защитных   устройств;   периодический    осмотр
   прилегающей территории, откуда могут поступать селевые  выносы  при
   вырубке  леса,  неправильной  распашке  земель,  нарушении  системы
   перехвата и отвода паводковых вод; определение необходимого  объема
   работ  по  ремонту  или  усилению защитных  устройств,  выполняемых
   собственными  силами  или с помощью подрядных организаций;  ведение
   паспорта формы ПУ-9.
   
       6.12. ЗАГРОМОЖДЕНИЕ ПУТИ И ПОДМОСТОВЫХ ОТВЕРСТИЙ НАЛЕДЯМИ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарастание слоев льда в местах выхода
   на  поверхность грунтовых вод, перемерзания постоянного водотока на
   перекатах,  накопление  льда  у  искусственных  сооружений   (малых
   мостов, труб), заполнение льдом мелких ложбин, русел временных  или
   постоянных  ручьев  с постоянным приближением к пути  распластанных
   ледяных полей; периодическое весеннее дневное таяние снега  и  льда
   с  ночным  замерзанием  талой  воды  в  кюветах,  канавах,  лотках,
   временных отводных канавах.
       Наледи, выходящие на путь, загромождают рельсовую колею,  могут
   вызывать  наледные  пучины, переувлажняют грунт земляного  полотна,
   могут создавать аварийные ситуации.
       ПРИЧИНЫ:  замерзание поверхностной воды ручьев, малых  рек  или
   грунтовой  воды, излившейся на поверхность при низких  температурах
   выхода.  Наледи  грунтовых вод возникают на  косогорах,  в  откосах
   выемок,  в местах закладки канав и резервов, вскрывающих водоносные
   слои  или способствующих их частичному либо полному промерзанию;  в
   поверхностных    водопроницаемых   породах   могут   образовываться
   внутригрунтовые   пучины  и  поверхностные  наледи;   на   участках
   открытых  канав  и  лотков,  используемых  для  пропуска  ручьев  и
   родников  подземных вод, наледи заполняют отводы  и  изливаются  на
   поверхность   у  верхнего  строения  пути,  образуются   в   местах
   стеснения  водоносных  слоев  фундаментами  сооружений,   а   также
   высокими  насыпями, возводимыми из глинистых грунтов и уменьшающими
   проницаемость   подстилающих  пород,  на   участках   водотоков   с
   перекатами,   порогами,   конусами   выноса,   островами.    Наледи
   распространены в районах с суровым климатом и вечной мерзлотой.
       НЕОТЛОЖНЫЕ    МЕРЫ:    приведение   в    исправное    состояние
   противоналедных  устройств  (дренажей,  открытых   канав,   лотков,
   заборов);  недопущение  на  путь  излившейся  воды,  а   если   она
   продолжает поступать - скорейший отвод ее с помощью канав,  лотков;
   уборка  льда,  своевременная очистка  от  льда  и  снега  отверстий
   водопропускных  сооружений; открытие отверстий  мостов  и  труб,  а
   также  подводящих и отводящих русел водотоков; расчистка  от  снега
   мерзлотных поясов; утепление лотков, выпусков дренажей.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: надзор за наледными  участками  с
   периодическим  осмотром  мест  выхода воды,  определением  скорости
   нарастания  наледи,  угрозы  выхода  ее  на  путь  и  загромождения
   отверстий мостов, труб, водоотводных сооружений.
   
       6.13. ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПРИ НАВОДНЕНИЯХ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  прогноз  опасных  метеорологических
   явлений (ливней, бурного снеготаяния, разливов рек); интенсивное  и
   продолжительное   поднятие   уровня  воды   в   близкорасположенных
   водотоках,   водоемах,   суходолах,   на   низменных   территориях;
   переполнение  водоотводных  сооружений  (канав,  лотков,  кюветов);
   затопление  регуляционных  и  защитных  сооружений  у  мостов,   на
   прижимных   участках;   размывы  откосов  подтопленного   земляного
   полотна;  размывы  и  другие  разрушения  укрепительных  сооружений
   (дамб,   креплений  откосов  и  берм,  поперечных  бун   и   других
   конструкций); выход воды на путь.
       ПРИЧИНЫ:  внезапное  выпадение  обильных  атмосферных  осадков,
   вызывающее  разлив водотоков и переполнение водоемов; недостаточная
   защита    железной    дороги    от   периодического    подтопления;
   возникновение  местных заторов и подпоров воды на  попутных  реках,
   ручьях,   ущельях;   плохое  содержание   систем   отведения   воды
   (запущенность   канав   и   лотков,   повреждения   их   креплений,
   поврежденность регуляционных сооружений); несвоевременное  принятие
   мер по защите сооружений от размывов.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: устранение местных размывов земляного  полотна
   и  его  обустройств;  защита верхнего строения  пути  от  подмывов,
   затопления,  повреждений;  принятие возможных  мер  по  обеспечению
   безопасности   движения  поездов  вплоть  до   закрытия   движения;
   оповещение   должностных  лиц  о  стихийных   явлениях   (дорожного
   мастера,   начальника   дистанции  пути,   поездного   диспетчера);
   выполнение работ в соответствии с местным планом водоборьбы.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ  (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ  И  АВАРИЙНЫЕ):
   надзор   за  состоянием  укрепительных  и  защитных  сооружений   и
   принятие  неотложных  мер  по  устранению  повреждений  при  угрозе
   ливня,  паводка,  при  резком изменении погоды (потепление,  начало
   ледосплава   на  реках);  внеочередной  осмотр  опасного   участка,
   ведение  паспорта формы ПУ-9. Включение опасных участков  в  состав
   комиссионного осмотра в весенние и предзимние периоды.
   
       6.14. ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: глухие, громоподобные удары в  недрах
   земли,   приводящие  к  специфическим  ощущениям  людей   в   зонах
   землетрясений различной интенсивности в баллах:
       -  7  баллов: возникают трещины на дорогах, в скальных породах,
   иногда происходят оползни у берегов рек; люди в испуге выбегают  из
   помещений;
       -  8  баллов:  возникают оползания откосов  выемок  и  насыпей,
   трещины  на  поверхности земли достигают нескольких см;  в  зданиях
   образуются  трещины;  обрушаются перекрытия,  рушатся  трубы.  Люди
   пребывают в панике;
       -  9  -  10  баллов: массовые повреждения и разрушения  зданий,
   разрушения  мостов,  насыпей  и др.; разрывы  поверхности  земли  с
   вертикальными  сбросами  до 1,0 - 1,5 м.  Оползни,  снежные  лавины
   приходят  в движение. Железнодорожные пути повреждаются  вплоть  до
   невозможности их эксплуатации.
       ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ: особые физические процессы, протекающие  в
   недрах  земли, приводящие к повреждениям и разрушениям  сооружений.
   Массовые  взрывы  в  карьерах  и  в других  случаях  их  применения
   вызывают аналогичные явления.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: визуальные обследования  участков
   пути  ответственными  руководителями  дистанции  и  служб  пути   с
   привлечением геобаз, путеобследовательских станций.
   
       7.1. ПУЧЕНИЕ НА ОДНОМ ИЗ ПУТЕЙ НА ДВУХПУТНОМ УЧАСТКЕ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   ПРИЗНАКИ:   поднятие   рельсовых   нитей   на
   двухпутном   участке   на   различные   величины;   участок    пути
   первоначально однопутный перестроен в двухпутный.
       ПРИЧИНЫ:   различная   интенсивность  пучения   грунтов   может
   реализоваться вследствие разных причин, а также при наличии в  зоне
   промерзания  под  вторым путем разнородных грунтов,  как  следствие
   ошибок проектирования и строительства.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: исправление пути с помощью пучинных  подкладок
   и   карточек;  отвод  воды,  особенно  тщательный  в  предзимний  и
   весенний периоды.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: при проверках пути  по  шаблону  и
   уровню  в  периоды  роста  и спада пучин  контроль  за  изменениями
   положения   головок  рельсов  в  продольном  профиле;   определение
   наличия   явлений,   сопутствующих   пучинам   (весенних   пучинных
   просадок, выплесков и выпоров разжиженного грунта).
   
       7.2. ОСЕДАНИЕ НАСЫПИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (НОВОГО) ПУТИ, ПОСТРОЕННОЙ
   НА СЛАБОМ ОСНОВАНИИ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: постепенно увеличивающиеся  оседания
   рельсовой  колеи,  со временем затухающие; образование  продольного
   понижения  у основания откоса вновь возведенной насыпи;  неровность
   обочины  земляного  полотна  и  нарушение  прямолинейности  бровки;
   заметное  вибродинамическое ощущение при проходе  поезда,  особенно
   под  локомотивом  и  гружеными вагонами;  возникновение  продольных
   трещин у границы старой и вновь отсыпанной насыпей.
       ПРИЧИНЫ:  осадка слабого основания ниже границы замены  слабого
   грунта;  уплотнение  и  оседание грунта  в  откосной  части  старой
   насыпи,  оказавшейся  под  нагрузкой  новой  части  насыпи   и   от
   проходящих  поездов; оседание основной площадки новой части  насыпи
   вследствие  уплотнения  грунта  насыпи  и  в  слое  замены  слабого
   основания, уложенных без достаточного уплотнения.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  устранение неисправностей верхнего  строения
   пути;  пополнение  балластных материалов,  расходуемых  на  отсыпку
   заниженных  обочин и использованных при выправке пути; расчистка  и
   затрамбовка  трещин в земляном полотне; устранение застоев  воды  у
   основания откоса вновь построенной части насыпи.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: усиленный  надзор  за  состоянием
   верхнего  строения пути (по уровню, за затяжкой стыковых, клеммных,
   закладных  болтов;  по состоянию рихтовки); контроль  достаточности
   ширины  обочин  за  отсутствием потерь балласта (осыпанием  его  на
   откос   насыпи);  визуальное  наблюдение  за  характером  колебаний
   вагонов в проходящих поездах.
   
       7.3. ПЕРЕУВЛАЖНЕНИЕ ГРУНТА В ОТКОСАХ СТАРОЙ И ВНОВЬ ПОСТРОЕННОЙ
   НАСЫПЕЙ   ВСЛЕДСТВИЕ  НЕОРГАНИЗОВАННОГО  ВОДООТВОДА  ИЗ  УШИРЕННОГО
   МЕЖДУПУТЬЯ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   ПРИЗНАКИ:   застои   воды    в    междупутных
   заглубленных  пазухах; невыдержанные продольные  уклоны  и  глубины
   водоотводов,   удаляющих   воду  из  широких   междупутий,   пазух,
   случайных   понижений  местности;  в  особо   опасных   случаях   -
   высачивание воды на откосе вновь построенной насыпи.
       ПРИЧИНЫ:  ошибки  при  проектировании  и  выполнении  работ  по
   строительству  насыпи дополнительного пути; запущенность  имеющихся
   водоотводов из широких междупутий, пазух.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  обеспечение стока воды  из  мест  застоев  и
   осушение  переувлажненного грунта; при заполнении  местным  грунтом
   бессточных  пазух  -  обеспечение быстрого стока  воды  за  пределы
   земляного полотна.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное