Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
08.06.2017
USD
56.59
EUR
63.72
CNY
8.33
JPY
0.52
GBP
72.96
TRY
16.08
PLN
15.2
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (УТВ. МПС РФ 30.03.1998 N ЦП-544)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   (дополнительных) путей, укладка глинистых грунтов  поверх  песчаных
   (в   том   числе   шлейфа);   оставление  непереустроенных   канав,
   заполненных балластными материалами при развитии станций,  уширении
   междупутий,     укладке     стрелочных    съездов;     неправильное
   восстановление  земляного полотна после разрушений с использованием
   непригодных  грунтов; неудовлетворительное текущее содержание  пути
   в  течение  длительного времени на участках с  пучинами,  весенними
   пучинными просадками, сезонными разжижениями грунтов.
       НЕОТЛОЖНЫЕ   МЕРЫ:  устранение  разжижения  балластного   слоя,
   выправка  пути,  устранение застоев воды  на  поверхности  основной
   площадки,  в  балластных  мешках,  гнездах;  выпуск  воды  из  мест
   наружного  и  внутреннего  застоя  (засыпанных  шлейфов   и   др.);
   подъемка  пути  на  балласт  или  замена  слабых  грунтов  основной
   площадки;    приведение   верхнего   строения    пути    к    типу,
   соответствующему условиям эксплуатации линии.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: определение границ  неустойчивого
   участка;    тщательный   осмотр   состояния   земляного    полотна,
   противодеформационных и водоотводных сооружений.
   
       1.5.  ТЕРМОКАРСТОВЫЕ ПОНИЖЕНИЯ И ПРОВАЛЫ  НА  МАРИ  И  ЗЕМЛЯНОМ
   ПОЛОТНЕ
       -  искажения  очертания поверхности за счет вытаивания  ледяных
   включений при оттаивании вечномерзлых грунтов.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  понижения  и  провалы  на  мари   и
   различных   элементах  земляного  полотна  -   обочинах,   откосах,
   кюветах,  нагорных  и  водоотводных  канавах  в  пределах  насыпей,
   нулевых  мест  и  выемок,  застои воды  в  водоотводах,  у  подошвы
   откосов насыпей, в подмостовом пространстве, перед трубами.
       ПРИЧИНЫ:  оттаивание вечной мерзлоты и осадка грунта вследствие
   вытаивания  ледяных  включений как следствие  возведения  земляного
   полотна,  нарушений  естественного  растительного  покрова  и   его
   засыпки  минеральным грунтом, а также изменения сложившегося  стока
   воды на местности.
       НЕОТЛОЖНЫЕ    МЕРЫ:   рекультивация   мари   путем   заполнения
   термокарстовых   понижений   и   провалов   торфом,   заторфованным
   суглинком   или   древесными  отходами  (опилки,   корье,   сучья),
   использование минерального грунта (песок, песчано-гравийная  смесь,
   горная  масса,  суглинок)  для заполнения запрещается;  отвод  воды
   путем  укладки  дрен  на  глубине  0,2  м  из  свернутого  в  рулон
   нетканого  материала  шириной  полосы  1  м  вдоль  подошвы  откоса
   насыпи,  поперек  пути  в  подмостовом  пространстве  и  с  низовой
   стороны  моста на протяжении 200 м, устройство из камня фильтрующих
   поперечных  прорезей,  обернутых  нетканым  материалом;  заполнение
   понижений  и  провалов  в  теле  земляного  полотна  торфогрунтовой
   смесью.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ     НАБЛЮДЕНИЯ:     визуальное     определение
   местоположения  (N км, ПК +) размеров в плане и глубины  понижений,
   провалов,   застоев   воды  с  отражением  в   формах   ПУ-9,   при
   необходимости  инструментальная съемка для  назначения  мероприятий
   для организации стока воды.
   
       1.6. ВЕСЕННИЕ ПУЧИННЫЕ ПРОСАДКИ
       -  интенсивное нарастание местных искажений рельсовой  колеи  в
   продольном  и  поперечном профилях в результате осадок  оттаивающих
   грунтов  земляного полотна под поездными нагрузками на  участках  с
   пучинными  горбами или большим равномерным пучением  (как  правило,
   более 40 - 50 мм).
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: просадки рельсовых  нитей  в  период
   оттаивания грунтов, частые нарушения состояния пути по уровню  и  в
   профиле  (толчки,  перекосы); выжимание воды, а затем  разжиженного
   грунта  у  граней  шпал,  в некоторых случаях  -  появление  бугров
   выпирания   разжиженного  грунта  на  обочинах  и  в   междупутьях;
   смещение откосов и другие повреждения кюветов.
       ПРИЧИНЫ   ОБРАЗОВАНИЯ:  резкое  снижение  несущей   способности
   оттаивающих  грунтов  на  участках с  интенсивным  неравномерным  и
   равномерным   пучением;  неудовлетворительный  отвод  грунтовых   и
   поверхностных  вод, неравномерное оттаивание грунта  вдоль  пути  и
   под  разными  рельсовыми  нитями, а также  интенсивные  атмосферные
   осадки усиливают деформации пути.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: тщательный отвод воды от балластного слоя и  с
   обочин; регулярная очистка кюветов и канав от загрязнителей,  льда,
   снега  с недопущением застоев воды; устранение отступлений пути  по
   уровню   и  в  профиле;  при  интенсивных  расстройствах   пути   -
   ограничение   скоростей   движения.  Для  предупреждения   просадок
   необходимо  полное устранение зимнего пучения грунтов  и  повышение
   их несущей способности по специальным проектам.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение местоположения участка
   с  весенними  пучинными просадками; учет количества и видов  работ,
   выполняемых  при  содержании пути; надзор за  состоянием  земляного
   полотна  и  его  обустройств,  особенно  в  период  таяния   снега,
   оттаивания  грунта,  прохождения  паводков,  выпадения  атмосферных
   осадков.
   
       1.7. ПУЧИНЫ
       - искажения положения рельсовых нитей в продольном и поперечном
   профилях   в  виде  пучинных  горбов,  пучинных  впадин,   пучинных
   перепадов,  требующих  исправления пути, и  возникающие  вследствие
   неравномерного вспучивания грунтов при промерзании. При  оттаивании
   грунтов возможны весенние пучинные просадки.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  деформации  возникают   в   периоды
   промерзания и оттаивания грунтов; отступления в пути по уровню и  в
   продольном профиле, вызывающие неспокойный ход поезда при  движении
   по   пучинному  участку;  зависание  рельсов  над  шпалами   вблизи
   пучинных  неровностей;  продольные трещины в  снежном  покрове,  на
   поверхности  откосной части балластной призмы, у концов  шпал;  при
   оттаивании   грунта   возникают   просадки,   перекосы,   выплески,
   выпирание  грунта  при  проходе  поездов  с  выпучиванием   обочин,
   откосов кюветов и канав, сдавливание лотков.
       ПРИЧИНЫ:   наличие  неоднородных  или  неодинаково  увлажненных
   грунтов  основной площадки; увлажнение глинистых грунтов, слагающих
   основную   площадку,  вследствие  наличия  бессточных  неровностей;
   неравномерное  увлажнение  грунтов  в  зоне  сезонного  промерзания
   грунтовыми   водами   и   при  запущенном  состоянии   водоотводов;
   неодинаковая  глубина промерзания земляного полотна;  неравномерное
   загрязнение и увлажнение балластного слоя.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: усиленный надзор за состоянием пути в  периоды
   роста  пучин  зимой  и, особенно, при их спаде  весной  (вплоть  до
   ежедневных осмотров); своевременное устранение отступлений от  норм
   содержания  рельсовой  колеи с применением пучинных  подкладок  или
   подрельсовых прокладок (выправка пути на балласт применяется  после
   оттаивания  грунта);  тщательное содержание водоотводных  устройств
   (кюветов,  канав, лотков, дренажей) с заблаговременной  подготовкой
   к   отводу   воды  в  периоды  длительных  оттепелей  и   весеннего
   снеготаяния;   в   периоды  быстрой  осадки   пучин   при   высокой
   температуре  наружного  воздуха и интенсивных  атмосферных  осадках
   возможно  ограничение  скорости движения  поездов.  После  оседания
   пучин и прекращения просадок необходима выправка пути на балласт  с
   изъятием пучинных подкладок.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ (визуальные  и  инструментальные):
   при  визуальных зимних наблюдениях дорожный мастер и бригадир  пути
   с  помощью  шаблона  замеряют высоту поднятия  головок  рельсов  за
   период   между   датами  проведения  наблюдений.  Весной   измеряют
   величины    оседания   рельсовой   колеи.   Результаты   наблюдений
   записывают  в  книжках  проверки пути.  По  визуальным  наблюдениям
   определяют местоположение пучины (или пучинного участка),  величины
   пучинных  горбов  (или  впадин),  скорости  нарастания  и  оседания
   пучинных  неровностей,  измеряют  толщины  пучинных  подкладок   на
   каждой  шпале. Итоги наблюдений за зимне-весенний период заносят  в
   паспорта  неустойчивых участков земляного полотна  (форма  ПУ-9)  в
   ведомость учета пучин (форма ПУ-10).
   
       1.8. ПУЧИННЫЕ ГОРБЫ НАД "ХОЛОДНЫМИ" ТРУБОПРОВОДАМИ
       -   искажения   рельсовой  колеи  в  продольном   профиле   над
   газопроводами  с  отрицательной  температурой  газа   вблизи   мест
   понижения давления.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  возникновение  пучинного  горба   с
   недопустимыми  по нормам содержания пути продольными  уклонами  над
   газопроводом.
       ПРИЧИНЫ:  замерзание грунта вокруг газопровода с  отрицательной
   температурой   газа  и  дополнительные  пучения  по   сравнению   с
   равномерным  на  прилежащих  участках  за  счет  увеличения  объема
   мерзлого грунта.
       НЕОТЛОЖНЫЕ   МЕРЫ:  исправление  пути  на  пучинные  прокладки.
   Выполнение  противодеформационных  мероприятий  по  индивидуальному
   проекту.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ:  осмотры  и  измерения  при  этих
   осмотрах,  а  также инструментальные измерения как  на  участках  с
   пучинами,   определение   температуры   газопровода   и    размеров
   (диаметра) массива мерзлого грунта вокруг него.
   
       2.1. СМЫВЫ
       -  поверхностные  нарушения откосов  атмосферными  водами.  При
   смывах,  связанных с оттаиванием грунта, разжиженная масса  стекает
   по  подстилающему мерзлому слою к основанию откоса,  на  закюветную
   полку, в кюветы.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: потеки и  мелкорусловые  размывы  на
   откосах,  отложения  высохшего  затвердевшего  грунта  у  основания
   откосов.
       ПРИЧИНЫ: грубая планировка, недостаточное укрепление откосов  и
   их   бровок,   местное  переувлажнение  грунтов   из-за   нарушения
   нормальной работы водоотводных устройств или повреждений  защитного
   слоя,   а  также  разжижение  грунта  при  оттаивании  до  текучего
   состояния.  Атмосферные  осадки  усиливают  смыв  откоса  земляного
   полотна.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: уменьшение поступления поверхностной  воды  на
   откос;  устранение застоев воды в водоотводных устройствах; заделка
   начинающихся  размывов,  трещин в грунте, восстановление  крепления
   откосов; при необходимости - уборка снега с откосов.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ   НАБЛЮДЕНИЯ:   надзор   за    состоянием    и
   работоспособностью  водоотводных устройств в  периоды  снеготаяния,
   выпадения  ливней,  затяжных дождей; осмотр  состояния  поверхности
   откосов,   укрепительных  устройств,  выпусков  воды  из   кюветов,
   водоотводных канав, смотровых колодцев выходов из дренажей.
   
       2.2. ОБРУШЕНИЕ КРУТЫХ ОТКОСОВ ВЫЕМОК В ЛЕССОВЫХ ГРУНТАХ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: появление и  постепенное  увеличение
   раскрытия  продольных трещин на заоткосной площадке с  образованием
   уступов;   возникновение  столбчатых  отдельностей  на  поверхности
   откоса,    ограниченных    вертикальными    трещинами;    появление
   поверхностного соляного налета на поверхностях откосов у  трещин  в
   грунте   и   других  неоднородностей;  потемнение  и   выкрашивание
   лессовой  породы  вблизи основания откоса;  падение  на  закюветные
   полки  и  в  кюветы целых и раздробленных комьев грунта.  Обрушение
   крупных (до 3 - 5 куб. м) массивов грунта.
       ПРИЧИНЫ:  дробление  лессовой породы в  откосах  и  прилегающих
   массивах    вследствие   попеременного   увлажнения,   высушивания,
   промерзания,  оттаивания,  сопровождающихся  набуханием  и  усадкой
   грунта;   отколы  грунтовых  отдельностей  различной  крупности   с
   накоплением   их  у  основания  откоса,  приводящим   к   ухудшению
   поверхностного  стока  и  к  увлажнению  накопившегося  грунта,   и
   естественного массива в нижней части откоса; застои воды в  кюветах
   и   увлажнение   подошвы  откоса  с  выкрашиванием  и   ослаблением
   просадочного  лессового грунта, образование ниши у подошвы  откоса.
   Крупные  блоки  грунта, отделившиеся трещинами от  массивов  пород,
   потерявшие  опору  вследствие образования  ниши  и  продолжающегося
   увлажнения   и   ослабления  грунта,  оседают,  запрокидываются   и
   постепенно  дробятся,  загромождая  закюветные  полки,  кюветы,   а
   иногда и верхнее строение пути.
       НЕОТЛОЖНЫЕ   МЕРЫ:  устранение  застоев  воды  в  кюветах,   на
   закюветных  полках, на надоткосных площадках, уборка  обрушившегося
   грунта   с   вывозом  его  за  пределы  выемки;  зачистка   откоса,
   поврежденного  обрушением  грунта;  заделка  трещин  на  заоткосной
   площадке,   у   канав,  на  откосах  перемятым  лессовым   грунтом;
   искусственное обрушение массивов, угрожающих падением.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ   НАБЛЮДЕНИЯ:  регулярные  осмотры   состояния
   поверхности  откосов  с  выявлением  развития  трещин,   визуальным
   определением   сомнительных   массивов,   угрожающих    обрушением,
   контроль  за состоянием кюветов, нагорных канав, забанкетных  канав
   и  имеющихся банкетов; определение мест возможного поступления воды
   к   бровкам   откосов;   при  обрушениях  откосов   -   определение
   возможности  эксплуатации пути с установленными  или  ограниченными
   скоростями движения поездов.
   
       2.3. РАЗМЫВЫ ОТКОСОВ КОНТРБАНКЕТОВ И БЕРМ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  неровности  на  берме   и   откосе;
   оврагообразные размывы бермы, бровки откоса; заколы с  образованием
   трещин  на  берме и откосе; отложение размытого грунта у  основания
   откоса контрбанкета.
       ПРИЧИНЫ:   недостаточное  уплотнение  грунта   при   возведении
   контрбанкета;  некачественная  планировка  поверхностей   бермы   и
   откоса;  отсутствие  укрепления откоса; низкое качество  содержания
   контрбанкета.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  восстановление  проектных  очертаний  бермы,
   бровки, откоса контрбанкета; ликвидация промоин засыпкой грунтом  с
   нормируемым  уплотнением;  укрепление поверхности  бермы  и  откоса
   травосеянием,  покрытие  полки и откосов защитным  слоем  из  щебня
   (гравия).
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: визуальный осмотр  контрбанкета  с
   устранением  промоин  и  трещин в грунте, а  также  восстановлением
   крепления.
   
       2.4. СПЛЫВЫ ОТКОСОВ ВЫЕМОК
       -  смещение  верхнего  слоя грунта  толщиной  до  1  -  2  м  с
   сохранением  общей устойчивости откоса. Сплывы следует отличать  от
   оползаний откосов, связанных с нарушением их общей устойчивости.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: от смывов сплывы отличаются  сплошным
   смещением  поверхностных слоев грунта, а от оползней откосов  малой
   глубиной   захвата.   На  ранних  стадиях   развития   сплывов   на
   поверхности  и  у бровок откосов возникают короткие  трещины,  а  у
   основания     откосов    -    выпоры,    появляется    влаголюбивая
   растительность,  наблюдается  вздутие  поверхности   откосов.   Для
   сплывов,  связанных  с промерзанием и оттаиванием  грунта,  вначале
   характерно  появление потеков разжиженной массы, а  затем  смещение
   верхних  слоев  грунта толщиной 0,3 - 0,6 м до 1 - 2  м.  Кюветы  и
   канавы  деформируются со смещением их откосов  внутрь  сечения.  На
   пути  часто  наблюдаются пучинные просадки (в  том  числе  весенние
   пучинные просадки).
       ПРИЧИНЫ:  снижение прочности грунтов вследствие происходящих  в
   них   физико-химических  процессов,  связанных  с  промерзанием   и
   оттаиванием,  усадкой  и  набуханием, попеременным  высушиванием  и
   увлажнением,   нарушением  сплошности  при  выветривании.   Сплывам
   способствуют   выходы   грунтовых  вод  на   поверхность   откосов,
   неупорядоченный    поверхностный   сток,   нарушение    целостности
   укреплений.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  расчистка  поврежденных  или  загроможденных
   канав,   кюветов,  лотков;  пропуск  застойных  вод  от   земляного
   полотна;   уборка  сплывших  масс  грунта  с  устранением   трещин,
   бессточных  впадин,  планировкой  откосов.  Усиленный  контроль  за
   состоянием пути и устранение неисправностей.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ   НАБЛЮДЕНИЯ:   определение   границ   участка
   развития   сплывов   с   определением  глубины   захвата   (толщины
   смещающегося  слоя), установка створов вешек для измерения  величин
   подвижек   грунта  и  проведение  этих  измерений;  наблюдение   за
   исправностью   постоянных  водоотводных   устройств   и   временных
   (противоаварийных)   сооружений,   проверка   состояния   пути    и
   устранение  неисправностей земляного полотна  и  верхнего  строения
   пути.
   
       2.5. СПЛЫВЫ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
       -  смешение поверхностного слоя грунта (в том числе балластного
   шлейфа)  с захватом обочины и части балластной призмы без нарушения
   общей устойчивости насыпи.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  продольные  трещины  на   обочинах,
   прибровочных  частях  откоса, местное  понижение  обочины;  местное
   выпучивание  поверхности  откоса,  влаголюбивая  растительность  на
   откосе;  выходы  воды;  неустойчивость  откоса  балластной  призмы;
   односторонние просадки пути, иногда с поперечными сдвижками.
       ПРИЧИНЫ:   рыхлое   сложение  верхнего  слоя  грунта;   местное
   смачивание  контакта глинистого грунта откоса и  балластного  слоя;
   перегрузка верхней части откоса навалами грунта, старого  балласта,
   др.   материалов;   неправильная  прокладка  в  насыпях   различных
   кабелей, выгрузка снега на откос; плохой водоотвод.
       НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ: исправление рельсовой колеи в плане и профиле;
   при  интенсивных  осадках  ограничение скоростей  движения,  а  при
   необходимости  организация  дежурных  бригад,  ликвидация   застоев
   воды;  уборка излишних материалов с обочин и верхних частей откоса,
   создание  упора  у  основания откоса из камня,  габионов,  местного
   грунта с отводом воды от земляного полотна.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: проверки состояния пути в плане  и
   профиле;  осмотр  поверхности обочин, откосов  насыпи,  поверхности
   балластной  призмы;  при необходимости выставить  створ  вешек  для
   наблюдений  за  горизонтальными  сдвигами.  Не  допускать  выгрузки
   снега  на  откос, а при необходимости устройство прорезей  в  снегу
   для ускорения стока воды.
   
       2.6. ОПОЛЗАНИЯ ОТКОСОВ НАСЫПИ
       -  отслоение откосной части насыпи с захватом основной площадки
   чаще  всего до концов шпал или до оси пути и смещение ее к  подошве
   откоса, иногда с захватом основания насыпи.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  появление  продольных   трещин   на
   обочинах,  откосах  балластной  призмы,  вдоль  торцов  шпал,   под
   рельсошпальной решеткой, бугров на откосе и увлажненных  складок  в
   нижней   части  откоса;  относительно  большие  просадки  рельсовых
   нитей,  требующие  выправки  пути; искажение  очертаний  откосов  и
   поверхности земли рядом с основанием откоса. При оползании  вначале
   происходит  вертикальное  смещение  грунта  с  образованием  стенки
   отрыва,  затем  смещение  грунта в полевую  сторону.  Как  правило,
   другая  часть насыпи остается устойчивой. Этим отличается оползание
   откосов от общего смещения всей насыпи.
       ПРИЧИНЫ:  недостаточная  плотность грунтов  насыпи  и  откосных
   частей;  наличие балластных шлейфов на откосах насыпей;  завышенная
   крутизна   откосов;  сооружение  насыпи  из  слабых   грунтов,   не
   пригодных  для  строительства;  разница  в  плотности  и  влажности
   грунтов  ядра и откосной части; наличие продольных балластных  лож,
   мешков  и  особенно балластных гнезд; наличие балластного шлейфа  с
   завышенной крутизной его откоса и смачиванием контакта глинистых  и
   дренирующих  грунтов; наличие слабых грунтов в  основании  откосной
   части   насыпи;   плохое  текущее  содержание  земляного   полотна;
   переувлажнение  грунта  обильными  атмосферными  осадками,   талыми
   водами.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  планировка обочин,  заделка  трещин,  уборка
   снега  в  конце  зимы;  осушение балластных лож,  мешков  и  гнезд;
   предотвращение  поступления воды в тело насыпи  (гидроизоляция  или
   перехват  воды  и  отвод ее за пределы насыпи);  срезка  оползающих
   грунтов  откосов; нарезка уступов на глиняном ядре и восстановление
   качественным грунтом с нормируемым уплотнением; присыпка  берм  или
   контрбанкетов  для  усиления  откоса.  При  восстановлении   насыпи
   дренирующими  грунтами,  подаваемыми поездной  возкой,  недопустимо
   перегружать  верхнюю  часть  откоса,  а  от  контакта  глинистых  и
   дренирующих  грунтов  необходимо обеспечивать  отвод  впитывающейся
   воды.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ   НАБЛЮДЕНИЯ:   систематический   надзор    за
   состоянием  насыпи  по опознавательным признакам  с  установлением,
   при   необходимости,  створов  вешек;  выявление  на   поверхностях
   откосов  мест  выхода  грунтовой  воды  или,  наоборот,  поглощения
   стекающей  воды  при  снеготаянии  и  обильных  дождях;  тщательный
   осмотр мест, где проводились неотложные мероприятия.
   
       2.7.   СПЛЫВЫ  ОТКОСНЫХ  ЧАСТЕЙ  НАСЫПИ  НАД  ПЕРЕСЕКАЮЩЕЙ   ЕЕ
   ТЕПЛОТРАССОЙ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   ПРИЗНАКИ:  смещение   массивов   грунта   или
   оплывание   его  с  неровностями  и  западинами  на   откосах   над
   теплотрассой,   располагающейся  на   переходе   в   теле   насыпи,
   повышенное увлажнение грунта в этом месте.
       ПРИЧИНЫ: нарушения температурного режима грунта насыпи за  счет
   дополнительного   потока  тепла  от  трубопровода,   приводящие   к
   увеличению  влажности и снижению прочности грунта,  находящегося  в
   талом   состоянии,   в  том  числе  в  зимний  период,   вследствие
   поступления  влаги из подогретых слоев, препятствующей инфильтрации
   талых атмосферных осадков в глубину.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  устранение  западин  планировкой,   засыпкой
   однородным    грунтом,   одерновка   поверхности,    переустройство
   подземного  перехода  в  надземный или  с  укладкой  теплотрассы  в
   защитной  трубе  ниже  подошвы насыпи с расчетными  параметрами  по
   глубине  заложения  и  температуре трубопровода  в  соответствии  с
   требованиями норм пересечений железных дорог трубопроводами.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: осмотры деформирующегося  участка
   насыпи  с  повышенной  частотой, определение положения  и  размеров
   деформаций откосных частей с записью результатов в журнал формы ПУ-
   28 и ПУ-9.
   
       2.8.  ОПОЛЗАНИЕ  РЫХЛЫХ  ОТЛОЖЕНИЙ  ПО  КОНТАКТУ  СО  СКАЛЬНЫМИ
   ПОРОДАМИ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: взбугривание естественной поверхности
   склона   с  образованием  продольных  трещин  в  грунтовой   толще,
   расположенной  выше  бровки откоса, и наклоном стволов  деревьев  в
   низовую  сторону;  выходы грунтовых вод  в  смеси  с  мелкоземом  в
   понижениях  рельефа  и отложениями песчано-глинистого  материала  у
   основания   скального  откоса;  накопление  на   закюветной   полке
   продуктов выветривания пород, слагающих косогор.
       ПРИЧИНЫ  ПОЯВЛЕНИЯ:  подрезка косогоров при  сооружении  выемок
   (полувыемок)   без   принятия  мер  по   закреплению   неустойчивых
   массивов; неудовлетворительная организация поверхностного  стока  и
   отвода  грунтовых вод с контакта рыхлых отложений  с  подстилающими
   скальными   породами;  недостаточное  укрепление   или   завышенная
   крутизна откосов в рыхлых толщах.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ: освобождение закюветных полок и  водоотводных
   устройств,  загроможденных сплывшими породами;  устранение  застоев
   воды  в неровностях неустойчивых массивов и обеспечение безопасного
   их  стока; закрепление на косогоре массивов, угрожающих обрушением,
   и  заблаговременное  обрушение  неустойчивых  массивов.  Работы  на
   неустойчивых  крутых косогорах могут производить только  специально
   подготовленные рабочие (скалолазы).
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ:  все  участки  на   косогорах   с
   подрезкой  неустойчивых слоев горных пород  должны  находиться  под
   надзором  дорожного  мастера, бригадира пути, а  при  необходимости
   мастера   по   земляному  полотну  и  обходчиков  обвальных   мест,
   руководствующихся  местной  инструкцией,  утвержденной  начальником
   дистанции пути.
   
       2.9. ОСЫПИ
       -  перемещение  под  действием силы тяжести дресвяно-щебенистых
   продуктов  выветривания  горных пород  с  поверхности  откосов  или
   склонов  к их подошве. Материал осыпи - смесь щебеночного материала
   и мелкозема.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: наличие у основания склона или откоса
   конуса  скопления  мелких обломков, появление  на  откосах  трещин,
   незначительная  растительность на поверхности  осыпи.  При  наклоне
   поверхности  осыпного конуса, близком к углу естественного  откоса,
   возможны  значительные  смещения  (осовы)  от  переувлажнения   или
   динамических   воздействий.  Массивы  горных   пород,   с   которых
   скатываются   скальные   обломки,   имеют   слоистое   строение   с
   перемещающимися   слабыми  и  крепкими  породами,   а   нередко   с
   нависающими карнизами.
       ПРИЧИНЫ: выветривание поверхностных слоев слабых пород, большая
   крутизна  склона  или  его  части, превышающая  угол  естественного
   откоса    материала    осыпи,    неудовлетворительное    содержание
   водоотводных устройств.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ: своевременная уборка осыпавшегося  материала;
   недопущение   частичной  уборки  осыпи,  приводящей  к  образованию
   поверхности   с   наклонами  больше  угла   естественного   откоса;
   содержание  в  исправности водоотводных, защитных  и  укрепительных
   сооружений;  уборка осыпанных масс из пазух подпорных  и  одевающих
   стен,  с  днищ  улавливающих  полок  -  траншей;  наращивание   или
   устройство  вновь  улавливающих валов или  стен  из  сухой  кладки,
   предотвращающих  загромождение верхнего строения  пути.  Работы  по
   защите  пути  от  повреждений  осыпями  должны  производиться   под
   руководством   опытных  бригадиров  пути,  дорожных   мастеров   по
   земляному полотну.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: надзор  за  состоянием  имеющихся
   осыпей  и  защитных  сооружений;  систематический  осмотр  скальных
   откосов  или  естественных  склонов с выявлением  зон,  из  которых
   могут   поступать  на  путь  скальные  обломки;  регулярный  осмотр
   водоотводных сооружений.
   
       2.10. ВЫВАЛЫ
       -  выпадение  отдельных  скальных обломков  (глыб)  из  откосов
   выемок  (полувыемок)  или с поверхностей склонов  при  сравнительно
   устойчивых скальных массивах.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  наличие  накопления  щебенистых   и
   каменных  обломков у основания откоса выемки, обычно предшествующих
   падению  крупных  глыб  до 0,5 - 1,0 куб.  м;  наличие  на  откосах
   нависающих   карнизов   из  крепких  пород,  подстилаемых   слабыми
   легковыветривающимися  породами;  появление  новых   раскрывающихся
   трещин, отделяющих глыбы от скального массива.
       ПРИЧИНЫ:  недостаточно  тщательная  зачистка  (оборка)  откосов
   выемок    при    строительстве   земляного   полотна,   интенсивное
   выветривание  слабых слоев скальных пород, вызывающее шелушение  их
   и   образование   нависающих   карнизов;   нарушение   стабильности
   отдельных   глыб   в   результате   проведения   взрывных    работ,
   возникновения землетрясений.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  устранение загромождений  верхнего  строения
   пути,  пазух улавливающих сооружений; обследование состояния откоса
   (склона)   и,   при   необходимости,   профилактическое   обрушение
   неустойчивых    глыб;    впредь   до   преднамеренного    обрушения
   неустойчивых  массивов принятие мер по закреплению их  на  месте  с
   помощью  сухой  каменной кладки, забивных анкеров  и  др.  Во  всех
   случаях   для  проведения  работ  на  откосах  или  крутых  склонах
   необходимо привлекать подготовленных специалистов и принимать  меры
   по обеспечению безопасности движения поездов.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: регулярный осмотр скальных откосов
   (склонов)   с   фиксированием  признаков  неустойчивости   массивов
   (карнизов,  останцев и др.); в сомнительных случаях привлекать  для
   обследования   откосов  специалистов-скалолазов;   обследование   с
   привлечением скалолазов обычно совмещают с работами по  закреплению
   неустойчивых   массивов  или  их  профилактическому  обрушению.   В
   дистанции  пути  должны  быть  заведены  паспорта  формы  ПУ-9  или
   специальные дела на сомнительные участки.
   
       2.11. ОБВАЛЫ
       -   обрушения   раздробленных  скальных  пород  с  естественных
   склонов, откосов выемок или полувыемок.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: накопление  масс  скальных  пород  у
   основания  откоса  или у защитных валов, стен,  траншей,  иногда  с
   загромождением   верхнего  строения  пути.   На   скально-обвальных
   участках  часто наблюдаются нависшие карнизы, малоустойчивые  глыбы
   скальных  пород, угрожающие падением; неблагоприятное по  отношению
   к пути направление напластований (трещин, слоистости).
       ПРИЧИНЫ: интенсивное выветривание скальных пород, приводящее  к
   дроблению   их   трещинами,   к  возникновению   ослабленных   зон;
   необоснованное   проведение  массовых  взрывов  при   строительстве
   земляного  полотна;  нарушение  местной  устойчивости  массивов   в
   результате  развития осыпей, вывалов отдельных  скальных  останцев,
   неправильной  организации  профилактической  зачистки  откосов.   В
   массивах  сильно раздробленных пород, когда ослабевают связи  между
   массивами,   возможно  нарушение  общей  устойчивости  откоса   или
   склона,    приводящее   к   катастрофическому   обрушению    пород,
   загромождающему верхнее строение пути и всю выемку.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  устранение завалов  из  обрушившихся  пород,
   восстановление   поврежденных   конструкций   земляного    полотна,
   защитных  и  укрепительных  сооружений,  верхнего  строения   пути.
   Ограничение  скоростей движения поездов, вплоть до  пропуска  их  с
   проводником,   впредь  до  получения  заключения   специалистов   о
   надежности   и   безопасности  откоса  (склона).   Профилактическое
   обрушение  неустойчивых  скальных пород  массивов.  Все  работы  на
   откосах  или  склонах по обеспечению устойчивости скально-обвальных
   участков  должны производиться под надзором опытных специалистов  с
   привлечением в необходимых случаях скалолазов.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ   НАБЛЮДЕНИЯ:  регулярные  осмотры   состояния
   поверхности  откосов  (склонов), при необходимости,  с  применением
   биноклей с целью выявления новых трещин, подвижек отдельных глыб  и
   нависающих  карнизов;  контроль  за состоянием  противообвальных  и
   защитных  сооружений  (подпорных  и  одевающих  стен,  анкерных   и
   защитных  устройств, заполненностью улавливающих  траншей  и  др.);
   при   выявлении   начала  подвижек  и  падения  скальных   обломков
   необходимо  оценить  степень  опасности  этих  явлений  и   принять
   необходимые  меры  предупреждения  аварийных  ситуаций  (вплоть  до
   закрытия движения).
   
       3.1. РАСПОЛЗАНИЕ НАСЫПИ
       -   медленное   оседание  насыпи  с  изменением  первоначальных
   очертаний как основной площадки, так и откосов.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  неравномерные  просадки   рельсовых
   нитей  с  возникновением перекосов и толчков;  искажение  очертаний
   откосов  с  их  выпучиванием и образованием трещин на  поверхности;
   оседание  обочин;  постепенное  оседание  верхнего  строения  пути,
   более интенсивное в высокой части, у водопропускных труб.
       ПРИЧИНЫ   ПОЯВЛЕНИЯ:   сооружение  насыпи  из   переувлажненных
   глинистых  или пылеватых грунтов; отсыпка насыпи в зимнее  время  с
   повышенным  содержанием  мерзлых комьев, попадание  в  тело  насыпи
   льда,  снега;  недостаточное уплотнение грунта  при  строительстве;
   разжижение  плывунных грунтов тела насыпи при  воздействии  на  нее
   поездной   нагрузки;  переувлажнение  поверхностными  водами   тела
   насыпи,   сооруженной  из  пересушенных  недоуплотненных   грунтов;
   накопление влаги в балластных ложах, мешках, гнездах.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  ликвидация застоев воды;  выправка  пути  на
   балласте,  при  необходимости очистка откосов от  снега  до  начала
   таяния.  По  проекту  проводится  комплексное  усиление  насыпи   с
   обеспечением  осушения грунта, отсыпкой контрбанкетов,  уположением
   откосов, уширением основной площадки.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ   НАБЛЮДЕНИЯ:  определение  величин   оседания
   насыпи  по просадкам верхнего строения пути; контроль за состоянием
   и  работоспособностью имеющихся сооружений, отводящих  грунтовые  и
   поверхностные  воды; визуальный контроль за очертанием  откосов,  а
   при необходимости проведение инструментальных наблюдений.
   
       3.2. ОСЕДАНИЕ НАСЫПИ ВСЛЕДСТВИЕ УПЛОТНЕНИЯ СЛАГАЮЩИХ ЕЕ ГРУНТОВ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   ПРИЗНАКИ:   заметное   на   глаз    понижение
   продольного  профиля  пути, особенно вблизи  водопропускной  трубы;
   балластные  шлейфы и продольные трещины на откосах  насыпи;  частые
   просадки  пути,  нарушения  положения рельсовой  колеи  по  уровню;
   повышенная  вибрация  пути  при проходе поездов;  интенсивный  рост
   балластных лож, мешков, гнезд.
       ПРИЧИНЫ:  использование гумуссированных,  засоленных  и  других
   подобных  грунтов  для  возведения  насыпей;  нарушение  технологии
   строительства земляного полотна; недостаточное уплотнение  грунтов,
   укладываемых   в  насыпи;  низкое  качество  содержания   земляного
   полотна,   ухудшающее  прочностные  свойства  грунтов   насыпей   и
   состояние пути в целом.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  исправление пути по уровню  и  в  продольном
   профиле;  обеспечение  стока поверхностных  вод  из  углублений  на
   основной  площадке;  расчистка трещин в  грунте  откосов  насыпи  и
   заполнение  их местным грунтом; обнаружение возможного  высачивания
   воды на откосах и предупреждение переувлажнения грунта откоса.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: усиленный  надзор  за  возможными
   просадками  пути; визуальный осмотр поверхностей откосов  насыпи  и
   откосных  частей  балластной призмы; осмотр мест,  где  наблюдались
   трещины  в  грунте. При наличии в насыпи дренажей, контрбанкетов  и
   других   конструкций  -  осмотр  их  состояния  и  обеспечение   их
   работоспособности.
   
       3.3.  ОСАДКИ  И РАСПОЛЗАНИЕ НАСЫПЕЙ НА ОТТАИВАЮЩИХ ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ
   ГРУНТАХ
       -  неравномерные  осадки насыпи, сопровождающиеся  расползанием
   откосных   частей,   на   мари  за  счет  пластических   деформаций
   (выдавливания) слоя талых глинистых грунтов основания  толщиной  10
   -  30 см, находящихся в текучем - текучепластическом состоянии  под
   подошвой насыпи при оттаивании сезоннопромерзающего слоя.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: местные понижения продольного профиля
   с  недопустимыми уклонами, особенно на участках примыкания к мостам
   (трубам),   неравномерное   оседание  обочин,   увеличение   высоты
   балластной  призмы  и недостаточная ширина насыпи  поверху  для  ее
   размещения,  трещины на обочинах и откосах, выпирание  разжиженного
   грунта   у   подошвы   откосов,  погружение   берм   в   основание,
   термокарстовые   понижения,  заполненные  водой,  и  термокарстовые
   озера у подошвы откосов, застои воды в канавах.
       ПРИЧИНЫ  ПОЯВЛЕНИЯ: оттаивание грунта на  4  -  6  м  от  верха
   насыпи,  первоначальная  (3  - 4 года) осадка  за  счет  вытаивания
   ледяных  включений в результате оттаивания и последующая длительная
   (в  течение десятилетий) осадка за счет выдавливания из-под подошвы
   насыпи   слоя   глинистого  грунта,  находящегося   в   текучем   -
   текучепластичном  состоянии;  пластические  деформации  песчаных  и
   крупнообломочных  с  глинистым  заполнителем  грунтов  насыпи   под
   вибродинамическим воздействием поездов.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  подъемки пути на  балласт  или  выправка  на
   деревянные  подкладки (в зимний период) в местах осадок, заполнение
   термокарстовых   понижений,  в  том  числе   в   канавах,   торфом,
   заторфованным   суглинком,  древесными  отходами  (опилки,   корье,
   сучья),  тепловая изоляция, охлаждающие устройства  и  удерживающие
   от   расползания   конструкции   в  соответствии   с   требованиями
   Технических   указаний  по  стабилизации  деформирующихся   насыпей
   железных   дорог,  расположенных  на  протаивающих  основаниях   на
   вечномерзлых грунтах, 1993 (далее - ТУ, 1993).
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: надзор и осмотр в  местах  осадок,
   определение  повреждений земляного полотна  и  понижений  на  мари,
   инструментальные измерения с ТУ, 1993, с занесением  результатов  в
   формы  ПУ-9  с  указанием местоположения  (км,  ПК  +)  и  размеров
   неисправностей.
   
       3.4.   СДВИГ  (СПОЛЗАНИЕ)  НАСЫПИ  ИЛИ  ЕЕ  НИЗОВОЙ  ЧАСТИ   ПО
   НАКЛОННОМУ ОСНОВАНИЮ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   ПРИЗНАКИ:   смещение   рельсовой   колеи    в
   направлении передвижения насыпи (вниз по косогору), просадки  пути,
   возникновение продольных трещин в насыпи (по бровкам, на  откосах),
   появление  бугров выпирания грунтов у основания откосов  с  низовой
   стороны.
       ПРИЧИНЫ:  неправильная подготовка косогорного основания  насыпи
   во время строительства; неудовлетворительный отвод поверхностных  и
   грунтовых  вод  от основания насыпи; наличие наклонно расположенных
   и  разжиженных  верхних  слоев грунта в  основании  насыпи;  наклон
   минерального дна болота, на которое опирается насыпь.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  исправление пути  по  уровню  и  в  профиле;
   устранение   зауженности  основной  площадки   земляного   полотна;
   устранение  застоев  воды  на обочинах, на поверхности  балластного
   слоя;  заделка трещин на откосах, обочинах, бермах, в  водоотводных
   сооружениях.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: определение границ  неустойчивого
   участка;  проверка состояния пути по сбитию рихтовки, по уровню,  в
   продольном  профиле  (наличие  просадок);  контроль  за  раскрытием
   имеющихся  трещин и за возникновением новых; надзор  за  имеющимися
   поддерживающими  сооружениями  (контрбанкетами,  свайными  кустами,
   подпорными  стенами); обеспечение стока воды по  канавам,  выпускам
   дренажей, устранение застоев.
   
       3.5. ОПОЛЗНИ
       -  деформации  земляного  полотна, расположенного  на  оползне.
   Различают  случаи расположения насыпей на теле оползня и устройство
   выемок (полувыемок) на оползневых косогорах.
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: частые нарушения состояния  рельсовой
   колеи   в  плане  (нарушение  рихтовки)  по  уровню  и  в  профиле;
   нарушение   целостности  канав,  кюветов  и   других   водоотводных
   сооружений со сдавливанием сечений, нарушением продольных  уклонов,
   разрушение  креплений  и  т.п.;  нарушение  целостности  грунтового
   массива  и  расположенного  на  нем  земляного  полотна  трещинами,
   ориентированными поперек и вдоль направления смещения;  образование
   почти  вертикальной  стенки отрыва в голове оползня  и  уступов  на
   смещающемся  массиве; наклоны и расщепления деревьев,  растущих  на
   оползне.
       ПРИЧИНЫ:    оползни    выявляют   при   инженерно-геологическом
   обследовании.  Как правило, имеет место комплекс причин,  связанных
   с  изменением  физико-механических  свойств  грунтов,  воздействием
   поверхностных  и  грунтовых вод, подрезкой неустойчивых  косогоров,
   речной  или  морской  абразией.  К  активизации  оползней  приводит
   неправильное  использование земель в полосе отчуждения  и  охранных
   зонах:  вырубка  леса  и  кустарников  на  косогорах,  неправильное
   ведение  санитарных рубок леса, неорганизованное  ведение  земляных
   работ,  запущенность водоотводных сооружений у земляного полотна  и
   на поверхности оползневого массива.
       НЕОТЛОЖНЫЕ    МЕРЫ:   для   защиты   земляного    полотна    от
   разрушительного  воздействия оползней проводят  меры  -  неотложные
   при   активных  деформациях,  усиленный  текущий  ремонт   защитных
   сооружений,    капитальное   укрепление    оползневого    косогора.
   Проведение   неотложных   мероприятий   нацелено   на   обеспечение
   безопасности движения поездов посредством выправки пути  рихтовкой,
   устранение  просадок, перекосов и др.; восстановление  существующих
   устройств  для  отвода  поверхностных и грунтовых  вод,  устранение
   заболоченности  и иных застоев воды, заделка трещин на  поверхности
   оползня.  Капитальное укрепление оползневого  косогора  проводят  с
   помощью  специализированных  ремонтно-строительных  предприятий  по
   проектам,    разработанным   на   основе   результатов   инженерно-
   геологических обследований.
       Усиленное   текущее   содержание  с   устранением   возникающих
   повреждений  земляного полотна и его обустройств  требуется  как  в
   период  активных подвижек оползня, так и при проведении капитальных
   работ, особенно во время технологических перерывов.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ    НАБЛЮДЕНИЯ:   результаты   эксплуатационных
   наблюдений  служат  основой для последующих инженерно-геологических
   обследований  и  установления  причин возникновения  и  активизации
   оползня.    В    состав    эксплуатационных   наблюдений    входит:
   периодическое   нивелирование   по   рельсовым   нитям;   измерение
   горизонтальных смещений оползневого массива и земляного полотна.
   
       3.6. СМЕЩЕНИЕ НАСЫПИ, РАСПОЛОЖЕННОЙ НА КУРУМЕ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарушение рельсовой колеи в плане из-
   за  смещений  насыпи в направлении движения глыбового  развала  или
   курума  вниз по склону, просадки пути. Развал состоит  из  глыб  (с
   острыми  углами и ребрами) прочных пород, лежащих рыхло.  В  голове
   развала  выше по склону могут присутствовать разрушающиеся скальные
   утесы.  Курумы нередко окаймляют глыбовые развалы, но существуют  и
   отдельно,  сложены глыбами с примесью щебня, лежащими  относительно
   плотно;  ребра  и углы глыб затуплены, грани, как правило,  покрыты
   лишайниками; под глыбами залегает слой щебня с дресвой, песком  или
   супесью, иногда с линзами суглинка.
       ПРИЧИНЫ:  большая крутизна склона, неплотное залегание скальных
   обломков,   смачивание   контакта  тела  курума   с   подстилающими
   породами,  способствующее  движению  курума,  служащего  основанием
   насыпи.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ: повышение устойчивости склона поддерживающими
   сооружениями,  отводом воды, переносом трассы на  новое  устойчивое
   полотно;   уширение  расположенной  на  куруме  насыпи  с  верховой
   стороны  (по  расчету  обычно на 1 - 2 м),  позволяющее  выправлять
   путь в плане и вертикальной плоскости по мере смещения насыпи.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: наблюдения за состоянием земляного
   полотна,   своевременная  выправка  пути  в  плане  и  в   профиле,
   тщательное  наблюдение за содержанием водоотводных сооружений;  при
   необходимости,   ограничение   скорости   движения   поездов    для
   обеспечения безопасности движения.
   
       4.1. СУФФОЗИОННОЕ РАЗРУШЕНИЕ ОТКОСНЫХ ЧАСТЕЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: отложение мелкопесчаных  и  пылеватых
   частиц  вблизи  выходов  грунтовых вод на поверхность;  мочажины  у
   основания  откоса  со своеобразной влаголюбивой  растительностью  -
   кустарниками,   крупностебельными  травами;  топкие   поверхностные
   заболоченности   с  железистыми  и  солеобразующими   налетами   на
   относительно  сухих  возвышениях (в т.ч.  кочках);  концентрические
   трещины  в откосных частях земляного полотна, у водоотводных  канав
   с  откосными и циркообразными оплывинами. При запущенном  состоянии
   земляного полотна возникает заболоченность территории.
       ПРИЧИНЫ: наличие водоносного слоя вблизи поверхности земли, где
   были  разработаны  откосы  выемок  или  сооружены  насыпи  с  плохо
   организованным  сбором  и  отведением изливающихся  на  поверхность
   грунтовых  вод  (ключей, родников, трещинных вод); усиление  выноса
   потоком  изливающихся грунтовых вод мелких частиц грунта вследствие
   изменения  режима  подземных потоков; при  проведении  строительных
   или других земляных работ вблизи земляного полотна.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  перехват и отвод  грунтовых  вод  с  помощью
   дренажей,  каптажных  устройств,  поверхностных  канав;  в  случаях
   рассеянных  выходов  воды  на поверхность -  устройство  присыпного
   дренажа,  выполненного по принципу обратного фильтра,  или  отсыпка
   пригрузочной бермы из песчано-гравийного материала, мелкого  щебня,
   каменных  материалов;  недопущение устройства  прудов,  отстойников
   воды в зонах их влияния на земляное полотно.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ:  обнаружение  и  учет  всех  мест
   выхода  грунтовых  вод  в зоне возможного их влияния  на  состояние
   земляного    полотна;    своевременное   исправление    повреждений
   водоотводящих  устройств для обеспечения беспрепятственного  стока;
   выявление   сезонов  года  с  наиболее  интенсивными   проявлениями
   отрицательных  последствий  для  земляного  полотна  (застои  воды,
   размывы, наледи).
   
       4.2. ОСЕДАНИЕ НАСЫПИ ВСЛЕДСТВИЕ ВЫПИРАНИЯ ГРУНТОВ ОСНОВАНИЯ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ: просадки и сдвижки  пути;  зауженный
   верх  земляного  полотна,  неровные обочины  с  продольными  косыми
   трещинами,  разрывы крепления откосов с их выпучиванием; балластные
   шлейфы  на откосах; продольные валы выпирания у основания  откосов;
   искривления  продольных канав; выпучивание дна канав и застои  воды
   в  них;  наклоны  опор линий связи; проседание и  отрывы  оголовков
   водопропускных труб и выпусков дренажей.
       ПРИЧИНЫ:   залегание   в  основании  насыпей   слабых   грунтов
   (переувлажненных  глин  и суглинков, илов, заторфованных  покровных
   грунтов);  сооружение  насыпи на торфах неустойчивой  консистенции,
   выдавливающихся  под  нагрузкой;  сооружение  насыпи   под   вторые
   (дополнительные)   пути   без  достаточной  подготовки   основания;
   устройство котлованов, траншей вблизи основания откосов.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ:  устранение неисправностей верхнего  строения
   пути; обеспечение отвода воды с устранением застоев ее в канавах  и
   понижениях  рельефа; восстановление повреждений крепления  откосов,
   заделка   трещин,  планировка  поверхностей  откосов;   недопущение
   выполнения  несанкционированных  земляных  работ  вблизи  земляного
   полотна.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  НАБЛЮДЕНИЯ: определение границ  неустойчивого
   участка;  осмотр  состояния поверхности откосов,  обочин  земляного
   полотна  после весеннего оттаивания грунта, при выпадении  обильных
   атмосферных    осадков;    определение    стабильности    имеющихся
   укрепительных и защитных сооружений и обустройств.
   
       4.3. ОСЕДАНИЕ НАСЫПИ ВСЛЕДСТВИЕ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ ОСНОВАНИЯ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   ПРИЗНАКИ:  частые  просадки   пути,   толчки,
   перекосы,  сбитое  направление пути;  зауженное  земляное  полотно,
   толстые  "шапки"  балласта, шлейфы на откосах; трещины  на  откосах
   насыпей;  понижения поверхности земли у основания  откосов,  иногда
   заполненные водой; оседания звеньев и трещины водопропускных труб.
       ПРИЧИНЫ:  медленное уплотнение слабых переувлажненных глинистых
   грунтов,   илов,  торфа;  оседание  слабого  основания,   вызванное
   осушением  территории; оседание льдонасыщенных  мерзлых  грунтов  в
   процессе   длительного   протаивания;  прогрессирующее   уплотнение
   рыхлых  грунтов  в  зонах  влияния оросительных  систем  вследствие
   утечек воды из сетей водоснабжения, канализации и др.
       НЕОТЛОЖНЫЕ  МЕРЫ: устранение отступлений по состоянию  верхнего
   строения  пути, по ширине обочин; расчистка и затрамбование  трещин
   на  обочинах, в откосах; устранение застоев воды вблизи насыпей,  в
   продольных  канавах у подводящих и отводящих русел у водопропускных
   сооружений;  устранение  повреждений  откосов  земляного   полотна,
   креплений водоотводов, расчистка выпусков дренажей, лотков, канав.
       ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ: определение протяженности  участка
   деформаций,    контроль   за   состоянием   пути    и    имеющимися
   укрепительными  сооружениями; обеспечение водоотвода  от  основания
   земляного полотна.
   
       4.4. ВЫПИРАНИЕ ГРУНТОВ В ВЫЕМКЕ
       ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЗНАКИ:  искривление  кюветов   или   других
   водоотводных  сооружений в плане и профиле; застои воды;  искажение
   очертаний  откосов  с  отколами  крупных  массивов,  возникновением
   циркообразных   трещин;  частые  нарушения  в  состоянии   верхнего
   строения  пути  по уровню, в плане и профиле с поднятием  рельсовых
   нитей.
       ПРИЧИНЫ:  наличие на уровне основной площадки и ниже ее  слабых
   глинистых   грунтов,  выдавливающихся  под  тяжестью  масс   грунта
   высоких  откосов выемок с образованием зоны неравномерного поднятия
   грунтов  в подбалластном основании. Свойства интенсивной  усадки  и
   набухания  грунтов  в условиях периодического обводнения  усиливают

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное