Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. САНПИН 2.5.2-703-98 (УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 30.04.1998 N 16)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
       а) мясо и мясопродукты           - 0,25
       б) рыба и рыбопродукты           - 0,20
       в) масло и жиры                  - 0,085
       г) молоко, сыр, творог, яйца     - 0,25
       д) овощи, картофель              - 0,95
       е) фрукты, ягоды                 - 0,25
       ж) напитки                       - 1,4
   
       Сухие (неохлажденные) продукты
   
       з) хлебобулочные изделия         - 0,6
       и) сухие продукты (сахар, крупы, - 0,25.
          макароны, соль и т.п.)
   
       2.1.4.5.  На  судах III группы для подогрева пищи  и  кипячения
   воды  в дежурном помещении предусматриваются электрическая плита  и
   электрокипятильник.  Для  хранения  дневного  запаса  продуктов   в
   дежурном  помещении устанавливаются бытовой холодильник  и  шкаф  с
   полками.
   
       2.1.5. Помещения пищеблока для пассажиров
   
       2.1.5.1.  На пассажирских судах I и II групп, имеющих рестораны
   и  (или) столовые, в состав пищеблока входят: камбуз, заготовочные,
   раздаточные,  посудомоечные помещения и  провизионные  кладовые.  В
   случае  приготовления кондитерских изделий с  кремом  и  мороженого
   должно быть предусмотрено отдельное помещение.
       2.1.5.2.  Взаимное  расположение  помещений  пищеблока   должно
   обеспечивать удобную доставку:
       - продуктов из провизионных кладовых в заготовочные;
       - полуфабрикатов из заготовочных в камбуз;
       - готовой пищи из камбуза в раздаточную и обеденный зал;
       - грязной посуды из обеденного зала в посудомоечную;
       - чистой посуды из посудомоечной в раздаточную.
       2.1.5.3.  При проектировании камбуза ресторана и (или) столовой
   должны быть выполнены следующие требования.
       .1.  Камбуз должен быть оборудован электроплитой с регулируемой
   температурой  нагрева, электрокипятильником непрерывного  действия,
   варочными  котлами  закрытой конструкции, электропечами,  жаровней,
   раковиной для мытья рук.
       .2. Подход к плите должен быть не менее чем с трех сторон.
       .3.  К  кипятильнику,  раковине и другому оборудованию  камбуза
   должна быть подведена вода от системы питьевого водоснабжения.
       В  полу помещения должны быть предусмотрены трапы (шпигаты) для
   слива воды при уборке.
       .4.  Покрытия  пола,  стен, подволоки камбуза  должны  отвечать
   требованиям, изложенным в п. 2.1.4.3.8.
       2.1.5.4.  При  проектировании заготовочных помещений  пищеблока
   должны быть выполнены следующие требования.
       .1.  Количество  заготовочных помещений  предусматривается  при
   численности   экипажа  и  пассажиров:  до  200   человек   -   одна
   заготовочная с тремя разделочными столами; от 200 до 350 человек  -
   две  заготовочные (для мяса, рыбы и для овощей); более 350  человек
   -  три  заготовочные (для холодных закусок, для мяса,  рыбы  и  для
   овощей).  Для  приготовления  кондитерских  изделий  на   судах   с
   численностью    экипажа   и   пассажиров    более    350    человек
   предусматривается отдельное помещение.
       .2.  Заготовочные помещения должны быть оборудованы  столами  с
   размерами  не  менее указанных в п. 2.1.4.3.2. Столы  должны  иметь
   сплошные покрытия из нержавеющей стали.
       В  заготовочных  для  мяса и рыбы предусматриваются  ванны  для
   размораживания. Присоединение ванны к трубопроводу сточной  системы
   производится  с устройством воздушных кольцевых разрывов  не  менее
   10 мм.
       .3. В заготовочных должны быть установлены универсальные машины
   для   механизации   процессов  заготовки  и   обработки   продуктов
   (картофелечистки, мясорубки, протирочная машина и т.п.).
       .4.   В   одной  из  заготовочных  устанавливается   секционный
   холодильный  шкаф  для  хранения расходного запаса  скоропортящихся
   продуктов.  Каждая  секция  предназначается  для  отдельных   видов
   продуктов.
       2.1.5.5.  При  проектировании раздаточных в  составе  пищеблока
   пассажирских судов должны быть выполнены следующие требования.
       .1. Раздаточные должны иметь рабочий стол со сплошным покрытием
   из  нержавеющей стали, шкафы и полки для чистой столовой  посуды  и
   столовых приборов.
       .2.  Ширина  раздаточной принимается не менее  2000  мм.  Фронт
   выдачи  блюд  принимается  из  расчета  не  менее  15  мм  на  одно
   посадочное место в ресторане (столовой).
       .3.  В  рабочей зоне раздаточной линии устанавливаются  мармиты
   для горячих блюд и холодильные шкафы для холодных блюд.
       Мармиты  должны  обеспечивать  поддержание  температуры  первых
   горячих  блюд и горячих напитков не ниже 75 -C, вторых  блюд  -  не
   ниже 65 -C.
       Холодильники   должны   обеспечивать  поддержание   температуры
   холодных блюд и напитков 7- - 14 -C.
       2.1.5.6.  Посудомоечные в составе пищеблока пассажирских  судов
   должны проектироваться с выполнением следующих требований.
       .1.  Посудомоечные  должны иметь два окна: для  приема  грязной
   посуды из обеденного зала и выдачи чистой посуды в раздаточную.
       .2. В посудомоечной должны предусматриваться столы для чистой и
   грязной  посуды, посудомоечная машина, сушильные шкафы  для  чистой
   посуды,  также  шкафы для хранения моющих средств. В  посудомоечной
   предусматривается  трехгнездовая мойка, к которой  подводится  вода
   питьевого  качества: горячая (не ниже 65 -C) и холодная. В  третьем
   гнезде  мойки  должны быть специальные решетки  и  гибкий  шланг  с
   душевой насадкой для ополаскивания вымытой посуды.
       .3.  Площадь  посудомоечной определяется из условий  размещения
   оборудования,  указанного  в  п. 2.1.5.6.2,  и  наличия  свободного
   пространства   перед  рабочими  местами  у  столов,   у   мойки   и
   посудомоечной машины шириной не менее 800 мм.
       2.1.5.7.    На    пассажирских   судах   всех    групп    могут
   предусматриваться буфеты. При их проектировании должны  выполняться
   следующие требования.
       .1.  На  пассажирских  судах I и II  групп,  имеющих  пищеблоки
   ресторанов   (столовых),  и  на  пассажирских  судах   III   группы
   пассажировместимостью    до   200   чел.,    предназначенных    для
   определенных  рейсов,  при  которых  буфеты  могут  снабжаться   от
   пищеблоков береговых ресторанов (столовых), помещения буфета  могут
   состоять  только  из  торгового помещения,  оборудованного  бытовым
   холодильником, шкафом (витриной) и раковиной с подводом  горячей  и
   холодной воды.
       Площадь помещения буфета в этом случае рассчитывается с  учетом
   размещения  указанного оборудования, подсобного помещения  площадью
   не  менее  2  кв. м и рабочей зоны буфетчика шириной не менее  1000
   мм.
       .2.   На   пассажирских  судах  II  группы,  где  столовая   не
   предусматривается,  и  на судах III группы с  пассажировместимостью
   более  200 чел., предназначенных для прогулочных рейсов, в  составе
   буфета  должно  быть  торговое  помещение,  кладовые  для  хранения
   продуктов,  напитков  и  тары,  помещение  для  подогрева  пищи   и
   приготовления закусок.
       Торговое  помещение  оборудуется  витриной  (шкафом),   бытовым
   холодильником и раковиной с подводом горячей и холодной воды.
       В  кладовой  для  хранения продуктов и напитков устанавливаются
   холодильник и стеллаж.
       В   помещении  для  подогрева  пищи  и  приготовления   закусок
   устанавливаются  электроплита, кипятильник  непрерывного  действия,
   трехгнездовая мойка с подводом горячей и холодной воды,  емкость  с
   крышкой и педальным устройством для сбора пищевых отходов.
       2.1.5.8.  Провизионные кладовые пищеблока  пассажирских  судов,
   имеющих  рестораны  и  (или)  столовые,  должны  проектироваться  с
   учетом следующих требований.
       .1.  При  суммарной численности пассажиров и экипажа более  250
   человек предусматриваются следующие провизионные кладовые:
       а) охлаждаемые с пятью секциями для:
       - мяса и мясопродуктов;
       - рыбы и рыбопродуктов;
       - масла, жиров, яиц, молочных продуктов;
       - овощей, фруктов, напитков;
       - копченостей, окороков, колбасных изделий;
       б) неохлаждаемые с двумя секциями для:
       -  крупы, муки, макаронных изделий, соли, сахара, хлебобулочных
   изделий;
       - тары.
       .2.  При  суммарной численности пассажиров и экипажа менее  250
   человек  допускается оборудовать охлаждаемые провизионные  кладовые
   со стеллажами для раздельного хранения различных видов продуктов  с
   двумя секциями для:
       -  мяса,  мясной гастрономии, рыбы, молочных продуктов,  жиров,
   яиц;
       - овощей, фруктов, напитков.
       .3.  В  охлаждаемой  кладовой  для  хранения  мяса  и  рыбы   в
   замороженном  виде  должна быть морозильная камера,  обеспечивающая
   температуру хранения не выше -12 -C.
       Примечания. 1. Охлаждаемые кладовые и морозильные камеры  могут
   быть    заменены    холодильными   шкафами    (холодильниками)    и
   морозильниками    соответствующей   вместимости    с    необходимым
   температурным режимом.
       2. Указатели температуры в охлаждаемых кладовых, в том числе  в
   морозильных камерах, должны находиться вне кладовых и камер.
   
       .4.  Расчетное  количество  продуктов,  подлежащих  хранению  в
   провизионных кладовых, кг, определяется по формуле:
   
                            П = N х n х A,
   
       где:
       N  -  суточная  норма  продуктов на 1  человека,  кг/чел./сут.,
   определяется по п. 2.1.4.4.2;
       n - суммарная численность пассажиров и экипажа, чел.;
       A - проектная автономность плавания по запасу продуктов, сут.
       .5.  Необходимая вместимость провизионных кладовых определяется
   исходя из расчетного количества продуктов, подлежащих хранению  (п.
   2.1.5.8.4), и рекомендуемых значений загрузки площади (кг/кв. м)  и
   объема (%) кладовых, приведенных в таблице 2.3.
   
                                                           Таблица 2.3
   
          РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМЫ ЗАГРУЗКИ ПРОВИЗИОННЫХ КЛАДОВЫХ
   
   ------------------------------T-----------------T----------------¬
   ¦           Продукты          ¦ Нормы загрузки  ¦ Нормы загрузки ¦
   ¦                             ¦площади, кг/кв. м¦    объема, %   ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦               Хранящиеся в охлаждаемых кладовых:               ¦
   +-----------------------------T-----------------T----------------+
   ¦мясо и мясопродукты          ¦       200       ¦    30 - 35     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦рыба и рыбопродукты          ¦       250       ¦    30 - 35     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦масло и жиры                 ¦       250       ¦    30 - 35     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦молочные продукты            ¦       250       ¦    30 - 35     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦мороженое                    ¦       150       ¦    30 - 40     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦разные скоропортящиеся       ¦       200       ¦    30 - 35     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦овощи, картофель             ¦       300       ¦    50 - 55     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦фрукты, ягоды                ¦       300       ¦    50 - 55     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦напитки прохладительные и др.¦       300       ¦    45 - 50     ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦              Хранящиеся в неохлаждаемых кладовых:              ¦
   +-----------------------------T-----------------T----------------+
   ¦сухие (крупа, сахар, соль,   ¦       200       ¦    35 - 40     ¦
   ¦мука, макароны и пр.)        ¦                 ¦                ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦хлебобулочные изделия        ¦       200       ¦       50       ¦
   +-----------------------------+-----------------+----------------+
   ¦расходные                    ¦       150       ¦    30 - 35     ¦
   L-----------------------------+-----------------+-----------------
   
       Примечания.  1.  Нормы  загрузки площади установлены  с  учетом
   высоты кладовых 1800 - 1900 мм.
       2. Проходы в кладовых для передвижения персонала должны быть не
   менее 600 мм.
       3.  Для хранения хлеба в неохлаждаемой кладовой устанавливается
   шкаф  или  оцинкованные стеллажи, нижняя полка которых должна  быть
   на расстоянии от пола не менее 350 мм.
   
       .6.  В морозильной камере крючки для подвески мясных туш должны
   быть   расположены  так,  чтобы  при  нормальном  положении   судна
   исключалась   возможность   их   соприкосновения   с   палубой    и
   переборками.
       Крючки   для  подвешивания  мяса  и  рыбы,  штанги   и   другая
   металлическая фурнитура в охлаждаемых провизионных кладовых  должны
   быть  изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное
   покрытие, предохраняющее металл от окисления.
       В  тамбуре охлаждаемых кладовых должно быть место для  разрубки
   мяса.
       .7.  На  пассажирских судах I группы с численностью  экипажа  и
   пассажиров  более 250 чел. в тамбур охлаждаемой кладовой подводится
   горячая  и  холодная  вода, устанавливается  умывальник  и  кран  с
   гибким шлангом для мытья морозильных и охлаждаемых камер.
       2.1.5.9.   Вход   в   помещения  пищевого   блока   не   должен
   располагаться  рядом  с  санитарно-гигиеническими  общественными  и
   медицинскими помещениями.
       2.1.5.10.  В  помещениях пищеблока, столовой, ресторана  должны
   быть  устроены  шкафы для санодежды персонала, а  также  оборудован
   специальный шкаф для уборочного инвентаря и спецодежды.
       2.1.5.11.  Для  сбора пищевых отходов должны быть предусмотрены
   емкости  с  крышкой  и педальным устройством в помещениях  камбуза,
   заготовочной, посудомоечной и сервировочной, а также в  отсеке  для
   хранения овощей провизионных кладовых.
   
       2.1.6. Санитарно-бытовые помещения
   
       2.1.6.1.     Санитарно-бытовые    помещения    для     экипажа,
   предусматриваемые  на  судах  I и II  групп,  включают:  прачечные,
   сушильные  помещения, кладовые чистого и грязного белья,  помещения
   для хранения и сушки спецодежды.
       На  судах III группы, а также на судах с динамическим принципом
   поддержания  и  скоростных водоизмещающих  судах  II  группы  могут
   предусматриваться  только  помещения для спецодежды,  оборудованные
   подогревом    и    вентиляцией.   Допускается   вместо    помещений
   предусматривать металлические шкафы, разделенные на две  секции  по
   высоте.
       2.1.6.2.  Прачечные, предназначенные для стирки  личного  белья
   членов   экипажа,  оборудуются  стиральными  машинами,  к   которым
   подводится   горячая   и   холодная   вода.   В   прачечной   также
   предусматриваются  краны  горячей и холодной  воды  для  наполнения
   тазов,  корыт,  предназначенных  для  стирки  спецодежды,  а  также
   отверстия  в  полу  помещения, через  которые  вода  от  стиральной
   машины, из корыт и тазов сливается в систему сточных вод.
       В составе инвентаря, кроме корыт, тазов, должны быть стиральные
   доски, скамейки, полки, шкафчики для хранения моющих средств.
       Площадь прачечной должна обеспечить расположение перечисленного
   оборудования и проходы шириной не менее 600 мм.
       2.1.6.3.   Палуба   прачечной   покрывается   водонепроницаемым
   настилом  и  должна  иметь  уклон к шпигатам,  через  которые  вода
   поступает в систему сточных вод.
       Стены  и  подволока  прачечной  покрываются  теплоизоляцией  из
   водонепроницаемого материала и окрашиваются в светлые тона.
       2.1.6.4.     Сушильное     помещение    предусматривается     в
   непосредственной близости к прачечной. Его площадь должна  быть  не
   менее: 1 кв. м - при численности экипажа до 10 человек; 2 кв.  м  -
   при  численности экипажа от 11 до 25 человек; 3 кв. м - при экипаже
   более 25 человек.
       Сушильное  помещение  оборудуется  обогревательными  приборами,
   обеспечивающими   температуру   воздуха   в   помещении   +45   -C,
   приспособлениями для развешивания белья.
       2.1.6.5. Кладовые (шкафы) для грязного белья размещаются вблизи
   прачечной,  а  кладовые  (шкафы) чистого  постельного  и  столового
   белья - в районе жилых помещений или столовой - кают-компании.
       2.1.6.6. Помещение для хранения спецодежды экипажа (штормовая и
   резиновая  одежда,  комбинезоны и другая  рабочая  одежда  машинной
   команды, сапоги, ботинки) оборудуется шкафами, имеющими размеры  не
   менее:  глубина  - 350 мм, ширина - 300 мм, высота  -  1750  мм.  В
   шкафах  должны  быть крючки для одежды и полка  для  обуви.  Дверцы
   шкафов должны иметь вентиляционные отверстия.
       2.1.6.7.  Сушильное  помещение  для  спецодежды  должно   иметь
   приспособление  для развешивания, решетку для обуви и  отопительные
   приборы, обеспечивающие температуру воздуха 45 -C.
       Площадь  сушильного помещения для спецодежды  предусматривается
   из  расчета  0,1  кв. м на одного члена экипажа; общая  площадь  не
   менее 0,5 кв. м.
       Сушильное помещение спецодежды, а также помещение для  хранения
   спецодежды  должны  быть  расположены  на  удалении  от   помещений
   пищевого блока и помещений медицинского назначения.
       2.1.6.8.  На  специализированных  судах,  перевозящих   пылящие
   грузы,   вблизи   помещения  для  хранения  спецодежды   необходимо
   предусматривать специальный шкаф для обеспыливания одежды. К  шкафу
   подводится сжатый воздух, и предусматривается его отсос.
       2.1.6.9.   На   пассажирских   судах   I   и   II    групп    с
   пассажировместимостью  более 250 человек  должно  предусматриваться
   помещение  для  хранения  ручного багажа пассажиров,  оборудованное
   стеллажами в два-три ряда. Площадь стеллажей выбирается из  расчета
   0,15  кв.  м  на одно пассажирское место. Стены и полы  в  багажных
   помещениях  должны  обеспечивать защиту от проникновения  грызунов,
   окрашиваться  в светлые тона с применением покрытий,  устойчивых  к
   моющим и дезинфицирующим средствам.
   
       2.1.7. Санитарно-гигиенические помещения
   
       2.1.7.1.  На  судах  I  и  II  групп  должны  предусматриваться
   следующие санитарно-гигиенические помещения: туалеты, умывальные  и
   душевые.
       На  судах III группы, а также на судах с динамическим принципом
   поддержания  и  скоростных водоизмещающих судах II  группы  душевые
   помещения    могут   не   предусматриваться,    но    в    санблоке
   устанавливается душевая сетка.
       2.1.7.2.   Санитарно-гигиенические   помещения   и   санитарно-
   технические  приборы,  установленные в них  (унитазы,  умывальники,
   душевые сетки), могут быть индивидуального и общего пользования.
       Санитарно-гигиенические помещения индивидуального  пользования:
   санузлы  (унитаз  и  умывальник) и санблоки (унитаз,  умывальник  и
   душевая  сетка),  устанавливаемые в каютах  экипажа  и  пассажиров,
   предназначаются  только для проживающих в этих  каютах.  Санитарно-
   технические   приборы  индивидуального  пользования  -  умывальники
   могут  устанавливаться непосредственно в каютах экипажа, пассажиров
   и предназначены только для проживающих в этих каютах.
       Санитарно-гигиенические помещения общего пользования:  туалеты,
   умывальные,    душевые    -    представляют    собой     помещения,
   предназначенные для экипажа и пассажиров, независимо  от  места  их
   проживания.
       2.1.7.3.  На  пассажирских судах I и II  групп  с  численностью
   экипажа  более  5  человек для экипажа предусматриваются  отдельные
   санитарно-гигиенические помещения.
       Отдельные  санитарно-гигиенические помещения общего пользования
   для мужчин и женщин предусматриваются:
       а) для экипажа - при его численности более 25 человек;
       б)  для пассажиров - на судах с пассажировместимостью более 250
   человек.
       2.1.7.4. При проектировании санитарно-гигиенических помещений и
   установке  санитарно-технических приборов  для  экипажа  необходимо
   руководствоваться следующими минимальными требованиями.
       .1.  На  судах I и II групп со штатной численностью экипажа  10
   человек  и более предусматриваются умывальники в каютах, туалеты  и
   душевые общего пользования.
       .2.  На  судах  I  и  II  групп  с экипажем  менее  10  человек
   предусматриваются   умывальники,   туалеты   и    душевые    общего
   пользования.
       .3.  На  пассажирских судах III группы со штатной  численностью
   экипажа  не  более  6  человек  предусматривается  санблок   общего
   пользования с унитазом, умывальником и душем.
       .4.  На  пассажирских судах III группы,  а  также  на  судах  с
   динамическим  принципом  поддержания  и  скоростных  водоизмещающих
   судах  II  группы  предусматриваются санузлы общего  пользования  с
   унитазом и умывальником для экипажа и пассажиров.
       .5.  Количество  санитарно-технических  приборов  в  санитарно-
   гигиенических помещениях общего пользования принимается из  расчета
   не менее:
       - 1 унитаз на 15 человек;
       - 1 умывальник на 6 человек;
       - 1 душевая сетка на 10 человек.
       При    наличии   санитарно-технических   приборов   в    каютах
   пользующиеся ими исключаются из расчета.
       2.1.7.5. При проектировании санитарно-гигиенических помещений и
   установке  санитарно-технических приборов для пассажиров необходимо
   руководствоваться следующими минимальными требованиями.
       .1. На судах I и II групп предусматриваются:
       - умывальники в каютах;
       -   туалеты   и  душевые  общего  пользования  для  пассажиров,
   проживающих в каютах;
       - туалеты, умывальники для пассажиров сидячих мест.
       .2.  На  пассажирских судах III группы,  а  также  на  судах  с
   динамическим  принципом  поддержания  и  скоростных  водоизмещающих
   судах  II  группы предусматриваются санузлы общего пользования  для
   пассажиров и экипажа.
       .3.  Количество  санитарно-технических  приборов  в  санитарно-
   гигиенических помещениях общего пользования определяется исходя  из
   количества   пассажиров   на  один  санитарно-технический   прибор,
   указанного в таблице 2.4.
   
                                                           Таблица 2.4
   
      КОЛИЧЕСТВО ПАССАЖИРОВ НА ОДИН САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИБОР
        В САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
   
   -----------T--------------------T---------------------T----------¬
   ¦Санитарно-¦ Пассажирские суда  ¦Пассажирские суда III¦Паромы,   ¦
   ¦техниче-  +----------T---------+гр., а также суда с  ¦переправы ¦
   ¦ское обо- ¦пассажиры,¦пассажиры¦динамическим принци- ¦с длитель-¦
   ¦рудование ¦проживаю- ¦на сидя- ¦пом поддержания и    ¦ностью    ¦
   ¦          ¦щие в каю-¦чих мес- ¦скоростные водоизме- ¦рейса до  ¦
   ¦          ¦тах, чел. ¦тах, чел.¦щающие суда II гр.   ¦1 часа    ¦
   +----------+----------+---------+---------------------+----------+
   ¦Умывальник¦     -    ¦   25    ¦          -          ¦    -     ¦
   +----------+----------+---------+---------------------+----------+
   ¦Унитаз    ¦    30    ¦   40    ¦          -          ¦    -     ¦
   +----------+----------+---------+---------------------+----------+
   ¦Душевая   ¦    40    ¦    -    ¦          -          ¦    -     ¦
   ¦сетка     ¦          ¦         ¦                     ¦          ¦
   +----------+----------+---------+---------------------+----------+
   ¦Санузел   ¦     -    ¦    -    ¦         50          ¦   100    ¦
   ¦(умываль- ¦          ¦         ¦                     ¦          ¦
   ¦ник и уни-¦          ¦         ¦                     ¦          ¦
   ¦таз)      ¦          ¦         ¦                     ¦          ¦
   L----------+----------+---------+---------------------+-----------
   
       2.1.7.6.  В  расчет количества умывальников общего  пользования
   для  экипажа  не  входят  умывальные  раковины,  устанавливаемые  в
   помещениях   пищеблока  и  других  производственных   и   служебных
   помещениях.
       2.1.7.7.  Входы  в  санитарно-гигиенические  помещения   общего
   пользования  должны предусматриваться, как правило,  из  коридоров,
   но не напротив входов в общественные помещения судна.
       Входы    в    санузлы   и   санблоки   кают   предусматриваются
   непосредственно  из  кают. Входы в санблоки помещений  медицинского
   назначения предусматриваются непосредственно из этих помещений.
       2.1.7.8.  Расположение  санитарно-гигиенических  помещений  над
   жилыми,   общественными,   медицинскими  помещениями   запрещается.
   Туалеты  общего  пользования  не должны  размещаться  рядом,  через
   переборку с помещениями пищеблока и медицинского назначения.
       2.1.7.9.      Санитарно-гигиенические     помещения      должны
   проектироваться    во    влагонепроницаемых    выгородках,    иметь
   влагостойкую  облицовку  и  окраску всех ограждений.  Размещение  в
   полу  трапов (шпигатов) должно обеспечить полный сток воды с  пола.
   В  туалетах и умывальных помещениях общего пользования должна  быть
   предусмотрена возможность подключения шланга для уборки помещений.
       Санитарно-гигиенические помещения должны быть  водонепроницаемы
   на высоту комингса.
       2.1.7.10.   При   проектировании  трубопроводов  фаново-сточной
   системы    от    санитарно-гигиенических    помещений    необходимо
   предусматривать  меры,  исключающие  отпотевание;  устройства   для
   прочистки   должны  размещаться  вне  жилых  помещений,   помещений
   пищеблока и медицинского назначения.
       2.1.7.11. При проектировании туалетов общего пользования должны
   выполняться следующие требования.
       .1.  В  туалетах, оборудованных двумя и более унитазами, должны
   предусматриваться   отдельные  кабины  или  выгородки   с   дверями
   (полудверями)  по числу унитазов и общий тамбур. В  тамбуре  должны
   быть   установлены   умывальник,   зеркало,   полочка   для   мыла,
   электрополотенце или держатель для разовых полотенец и емкость  для
   дезраствора.  При  отсутствии тамбура в туалете  с  одним  унитазом
   умывальник устанавливается непосредственно в туалете.
       В  тамбуре  мужского туалета могут быть установлены писсуары  в
   количестве 60% от количества унитазов.
       .2.   В  каждой  кабине  туалета,  кроме  унитаза  с  сиденьем,
   предусматривается держатель для туалетной бумаги,  ерш  для  чистки
   унитаза  и  емкость для его хранения, бачок для  мусора  и  бумаги,
   крючок для одежды, штормовой поручень.
       .3. Кабины туалетов должны иметь размеры не менее: длина - 1100
   мм,  ширина  -  800  мм.  При установке в тамбуре  писсуаров  и  их
   расположении в один ряд расстояние между центрами писсуаров  должно
   быть не менее 600 мм, а ширина прохода перед ними не менее 800 мм.
       .4.  Размеры  туалета общего пользования  с  одним  унитазом  и
   умывальником  должны  иметь размеры не  менее:  длина  -  1500  мм,
   ширина - 1000 мм.
       2.1.7.12.   При  проектировании  умывальных  помещений   общего
   пользования должны выполняться следующие требования.
       .1.  Умывальные  помещения  общего пользования  для  экипажа  и
   отдельно   для   пассажиров  предусматриваются   в   случае,   если
   количество умывальников в каютах, санузлах и санблоках  у  кают,  а
   также    в   туалетах   общего   пользования   меньше   количества,
   определенного  расчетом по нормам, приведенным в п.  п.  2.1.7.4  и
   2.1.7.5.
       .2.  В  умывальниках общего пользования, а  также  в  каютах  к
   умывальным раковинам должна быть подведена через смеситель  горячая
   и  холодная вода питьевого качества. Перед каждой раковиной  должны
   быть установлены зеркало, крючок для полотенца, полочка для мыла.
       .3.  Высота верхней кромки умывальной раковины над полом должна
   быть  800 - 850 мм. Площадь умывального помещения должна обеспечить
   свободное перемещение моющихся и удобное пользование умывальником.
       .4.  Умывальные  раковины, независимо от расчетного  количества
   умывальников общего пользования, следует предусматривать  в  районе
   входов в помещение общественного питания экипажа и пассажиров.
       2.1.7.13.   При   проектировании   душевых   помещений   общего
   пользования должны выполняться следующие требования.
       .1.  В душевых помещениях, оборудованных двумя и более душевыми
   сетками,  должны  предусматриваться  душевые  секции  или   душевые
   кабины, рассчитанные на одного человека, и раздевальная.
       Душевые  секции  между  собой должны  разделяться  перегородкой
   высотой  не менее 1600 мм и отделяться от раздевальной влагостойкой
   занавеской и комингсом.
       Душевые   кабины  представляют  собой  выгородки  с  дверью   и
   комингсом;  двери  могут  быть открывающимися  в  раздевальную  или
   раздвижными.
       .2.  Душевая секция или душевые кабины, кроме душевой сетки,  к
   которой   через   смеситель  подается  горячая  и  холодная   вода,
   оборудуется  полочкой для мыла и мочалки. Ширина и глубина  душевой
   секции и кабины должна быть не менее 900 мм.
       .3.  Помещение  раздевальной должно быть оборудовано:  скамьей,
   имеющей  длину не менее 700 мм на одну душевую сетку и  шириной  не
   менее  500  мм;  крючками  для одежды и  полотенец;  полочками  для
   белья,  мыла и мочалок по числу душевых сеток. Площадь раздевальной
   принимается не менее 0,8 кв. м на одну душевую сетку.
       2.1.7.14.  При проектировании санузлов и санблоков  у  кают,  а
   также  у пищеблока, у помещений общественного питания, служебных  и
   производственных    помещений    должны    выполняться    следующие
   требования.
       .1.  Санузлы  и  санблоки у кают могут быть  предназначены  для
   одной и двух смежных кают.
       .2.  В  помещении  санузла или санблока  допускается  установка
   одного унитаза, одного умывальника и одной душевой сетки.
       .3.  Площадь санузла с унитазом и умывальником должна  быть  не
   менее  1,5  кв. м. Площадь санблока, включающего унитаз, умывальную
   раковину и душевую сетку, должна быть не менее 2,0 кв. м.
       2.1.7.15.  На  судах  I  группы, кроме  санитарно-гигиенических
   помещений    индивидуального   и   общего    пользования,    должны
   предусматриваться следующие санитарно-гигиенические  помещения  для
   рабочей смены (вахты).
       .1.  На  пассажирских судах I группы, на которых  проектируются
   рестораны    и    (или)   столовые,   для   работников    пищеблока
   предусматривается санблок с помещениями для переодевания.
       .2.  На  непассажирских судах с численностью экипажа  более  25
   человек предусматривается санузел вблизи ходовой рубки.
       .3.  На земснарядах и землесосах предусматривается санузел  для
   операторов, управляющих лебедками.
   
       2.1.8. Помещения медицинского назначения
   
       2.1.8.1.  На судах I группы должны предусматриваться  следующие
   помещения медицинского назначения.
       .1.  На судах смешанного плавания при численности экипажа более
   25  человек и на пассажирских судах с пассажировместимостью от  150
   до 250 человек - медицинская каюта.
       .2.  На  пассажирских судах с пассажировместимостью  более  250
   человек - амбулатория и изолятор.
       На  всех  остальных  судах в каюте одного из членов  комсостава
   предусматривается шкаф для аптечки.
       2.1.8.2.  На  судах,  предназначенных для  спасательных  целей,
   состав   медицинских   помещений   и   количество   мест   в    них
   устанавливаются в каждом отдельном случае судовладельцем  совместно
   с  органами  госсанэпиднадзора с учетом  возможности  размещения  и
   оказания  медицинской помощи пострадавшим, эвакуируемым с аварийных
   объектов.
       2.1.8.3.  Площадь медицинских помещений определяется габаритами
   мебели  и оборудования, наличием проходов шириной не менее 700  мм,
   возможностью  подхода  к койкам (кушеткам)  не  менее  чем  с  двух
   сторон,  но должна быть не меньше значений, приведенных  в  таблице
   2.5.
   
                                                           Таблица 2.5
   
               МИНИМАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ МЕДИЦИНСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ
   
   ---------------------T--------------T--------------T-------------¬
   ¦    Наименование    ¦Общая площадь,¦На одну койку,¦На две койки,¦
   ¦     помещения      ¦    кв. м     ¦    кв. м     ¦    кв. м    ¦
   +--------------------+--------------+--------------+-------------+
   ¦Медицинская каюта   ¦     5,0      ¦      -       ¦      -      ¦
   +--------------------+--------------+--------------+-------------+
   ¦Амбулатория         ¦     6,0      ¦      -       ¦      -      ¦
   +--------------------+--------------+--------------+-------------+
   ¦Изолятор            ¦      -       ¦     6,0      ¦     8,5     ¦
   L--------------------+--------------+--------------+--------------
   
       2.1.8.4. Помещения медицинского назначения должны располагаться
   вне  района  жилых  помещений  и  помещений  пищеблока,  в  местах,
   наименее  подверженных качке, на максимально возможном удалении  от
   источников шума, вибрации, высоких температур и загазованности.
       Проход в медицинское помещение предусматривается без выхода  на
   открытую  палубу.  Должна быть обеспечена  возможность  доставки  в
   медицинское помещение больных (пострадавших) на носилках из  любого
   места  судна.  Изолятор должен иметь два выхода:  в  коридор  и  на
   открытую палубу.
       2.1.8.5.  В  медицинской  каюте и  в  амбулатории  должны  быть
   умывальные   раковины   с  подводом  горячей   и   холодной   воды,
   оборудованные  смесителем с локтевым затвором. У  изолятора  должен
   быть собственный санблок, включающий унитаз, умывальную раковину  и
   душевую сетку. В санблоке должна быть емкость для дезраствора.
       2.1.8.6.   Переборки   и   подволока   помещений   медицинского
   назначения  должны  быть  гладкими  и  окрашенными  в  белый  цвет.
   Покрытия   переборок   и   пола  должны  быть  влагонепроницаемыми,
   удобными   для   очистки  и  дезинфекции.  Покрытия  полов   должны
   переходить на стены на высоту 200 мм.
       2.1.8.7.  В  помещениях  медицинского  назначения  должны  быть
   предусмотрены следующие медицинская мебель и оборудование.
       .1.   В   амбулатории:   кушетка,   обитая   влагонепроницаемым
   материалом,   письменный  стол,  процедурный  стол  со   стеклянной
   крышкой  и  полкой, шкаф для хирургических инструментов и предметов
   ухода  за  больными, аптечный шкаф, разделенный  на  две  части  по
   высоте,  отдельный висячий шкаф для сильнодействующих медикаментов,
   носилки для переноски больных, табуретки, стулья.
       .2.  В изоляторе: медицинская койка, прикроватный столик,  шкаф
   для одежды больных, табуретки.
       .3.  В  медицинской каюте: медицинская койка, процедурный стол,
   шкаф для медикаментов и перевязочного материала, табуретки.
       2.1.8.8.  При  наличии на судне телефонной  связи  должны  быть
   установлены телефоны в амбулатории и каюте медицинского  работника.
   Из  помещений  медицинского  назначения должна  быть  предусмотрена
   звуковая  связь  (звонки вызова) в пост управления судном  и  каюту
   медицинского работника.
   
       2.1.9. Служебные и машинные помещения
   
       2.1.9.1.  К служебным помещениям относятся ходовые, штурманские
   и  радиорубки, т.е. помещения, предназначенные для выполнения работ
   по управлению судном, связи и контроля за работой механизмов.
       К   машинным   помещениям  относятся  помещения  энергетических
   установок,   включающие  помещения  главных   двигателей,   дизель-
   генераторов;  котельное  отделение;  насосные  отделения  танкеров,
   землесосов;    помещения    холодильных   машин    (рефрижераторные
   отделения), а также судовые мастерские.
       2.1.9.2.  При проектировании ходовых, штурманских и  радиорубок
   должны  выполняться  эргономические  требования  к  рабочему  месту
   оператора,  работающего в режиме повышенного напряжения  зрительных
   и  слуховых анализаторов, в соответствии с ГОСТ 12.2.049-80 и  ГОСТ
   22269-76 (п. п. 1.4.21 и 1.4.22).
       2.1.9.3.   В   ходовых   и  радиорубках,  где   устанавливается
   оборудование для радиосвязи, радионавигации и радиолокации,  должны
   быть   предусмотрены  меры  защиты  от  воздействия   на   персонал
   электромагнитных   излучений  диапазона   радиочастот   (ЭМИ   РЧ),
   указанные в разделе 2.3.2.
       2.1.9.4.   При  проектировании  машинных  помещений   источники
   повышенного  уровня шума (дизель-генераторы), источники повышенного
   выделения  теплоты (котлы), источники возможного выделения  вредных
   газов  (холодильные  машины) следует, по  возможности,  выделять  в
   отдельные помещения или выгородки.
       Трубопроводы,  по которым транспортируются горячие  жидкости  и
   газы,   должны   быть  тщательно  теплоизолированы  с  обеспечением
   температуры  на  поверхности  изоляции  в  соответствии  с   СанПиН
   2.2.4.548-96 (п. 1.4.20) не выше 45 -C.
       2.1.9.5. На судах I группы с мощностью главных двигателей более
   1500  кВт,  где  в помещении энергетической установки предусмотрена
   постоянная  вахта, должен быть звукоизолированный центральный  пост
   управления  (ЦПУ),  в котором устанавливаются органы  управления  и
   контроля   энергетической  установкой.   При   проектировании   ЦПУ
   необходимо  руководствоваться  требованиями  ГОСТ  12.2.098-84  (п.
   1.4.24).
       При  размещении  в  ЦПУ органов управления, контроля,  а  также
   рабочих    мест   вахтенных   механиков   должны   быть   выполнены
   эргономические  требования  в  соответствии  с  ГОСТ  22269-76  (п.
   1.4.22).
       2.1.9.6. В ходовой рубке, в помещениях энергетической установки
   и  в  судовой  мастерской  должны быть предусмотрены  шкафчики  для
   аптечки неотложной медицинской помощи.
   
       2.1.10. Помещения для перевозки грузов
   
       2.1.10.1.  Грузовые  помещения, предназначенные  для  перевозки
   пищевых грузов, должны удовлетворять следующим требованиям.
       .1.   Материалы  покрытия  грузовых  помещений   должны   иметь
   гигиенический  сертификат;  должны быть стойкими  при  дезинфекции,
   дезинсекции и термической обработке.
       .2.   Системы  отопления  и  вентиляции  помещений  не   должны
   оказывать   отрицательного  воздействия  на   перевозимые   пищевые
   продукты.
       .3.  Танки,  цистерны и другие емкости для перевозки продуктов,
   готовых  к употреблению (молоко, вино, растительное масло, питьевая
   вода), должны быть изготовлены из материалов или иметь покрытие  из
   материалов,     имеющих     гигиенический     сертификат,      быть
   водонепроницаемыми,  исключающими попадание в перевозимые  продукты
   воды с палуб, через днище и борта.
       Днища  танков, цистерн и других емкостей должны иметь  уклон  в
   сторону  спускной пробки. Горловины их должны иметь комингс высотой
   не  менее 400 мм и приспособление для пломбирования. Вентиляционные
   трубы  танков,  цистерн и других емкостей должны иметь  высоту  над
   палубой  не  менее 1000 мм и оборудоваться насадками,  исключающими
   попадание через них влаги, пыли и мусора.
       .4.  Цистерны  на судах-молоковозах должны иметь термоизоляцию,
   обеспечивающую  при  первоначальной  температуре   молока   +4   -C
   (температура,  которая должна быть у молока при его  погрузке)  его
   нагрев за время транспортировки не более чем на 2 -C.
       При  невозможности  обеспечения  этих  условий  суда-молоковозы
   должны быть оборудованы холодильными установками.
       .5. При проектировании грузовых помещений для пищевых продуктов
   должно  быть предусмотрено отделение (шкафы, запираемые ящики)  для
   хранения  шлангов,  используемых  для  погрузки,  выгрузки   жидких
   пищевых  продуктов, а также шлангов, предназначенных  для  мойки  и
   дезинфекции танков и цистерн.
       В отделениях для хранения шлангов должны быть устройства для их
   промывки и дезинфекции.
       .6.  К  грузовым помещениям для пищевых продуктов  должна  быть
   подведена горячая и холодная вода питьевого качества для их  мойки.
   К  танкам, предназначенным для перевозки растительного масла, вина,
   пищевого  спирта и т.п., подводится горячая (до 80 -C)  и  холодная
   вода питьевого качества.
       2.1.10.2. При проектировании плавучих магазинов, которые  будут
   осуществлять  торговлю  пищевыми  продуктами,  должны   выполняться
   следующие требования.
       .1.  Состав  функциональных помещений на  плавмагазинах  должен
   включать:   помещения  (кладовые)  для  хранения  пищевых   товаров
   (продуктов),  тары;  помещение для приемки, подготовки,  расфасовки
   пищевых  товаров; помещение для мойки оборудования и тары; торговый
   зал.
       .2.  Расположение на плавмагазинах функциональных  помещений  и
   оборудования, устанавливаемого в них, должно обеспечить  поточность
   процесса  торговли.  Фронт  рабочего места  на  одного  продавца  в
   торговом  зале должен быть не менее 2000 мм; ширина проходов  между
   оборудованием и прилавком - не менее 900 мм; высота прилавка -  900
   мм,  его  ширина - 800 мм. Прилавок должен быть оборудован витриной
   - холодильным шкафом.
       .3. При проектировании охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых для
   хранения  пищевых продуктов следует руководствоваться требованиями,
   приведенными   в  разд.  2.1.5.  Площадь  кладовых   выбирается   в
   зависимости  от района плавания, ожидаемого объема продаж,  которые
   указываются    судовладельцем    в    техническом    задании     на
   проектирование.
       .4.  Помещения  для  приемки,  подготовки,  расфасовки  пищевых
   продуктов  (товаров) должны быть оборудованы рабочими  столами  для
   приготовления   и  расфасовки  товаров;  холодильным   шкафом   для
   хранения  расходного запаса скоропортящихся товаров, подготовленных
   к продаже.
       Площадь   этих  помещений  выбирается  из  условий   размещения
   оборудования и обеспечения ширины проходов перед ним не  менее  800
   мм.
       2.1.10.3.  Грузовые  помещения, предназначенные  для  перевозки
   токсичных  грузов,  должны проектироваться с соблюдением  следующих
   требований.
       .1.    Расположение    и   конструкция   грузовых    помещений,
   предназначенных  для  перевозки жидких, газообразных  и  пылевидных
   токсичных грузов должны:
       а)  исключать  загрязнение перевозимым грузом (его  парами  или
   пылью) судовых помещений и атмосферного воздуха;
       б)  обеспечивать эффективную зачистку помещений (трюмов, танков
   и т.п.) от остатков груза, удаление промывных вод и осушение;
       в) исключить соприкосновение с токсичным грузом членов экипажа,
   докеров,    осуществляющих    погрузку-выгрузку,    и    персонала,
   производящего зачистку.
       .2.  При  перевозке  жидких  токсичных  грузов  наливом  высота
   вентиляционных  труб, отводящих воздух из грузовых  танков,  должна
   исключить попадание его в помещения судна.
       .3.  На судах, имеющих грузовые помещения для токсичных грузов,
   должны  предусматриваться изолированные от  жилых,  общественных  и
   бытовых помещений судна:
       а)  санпропускник  с  входом с открытой  палубы  или  помещение
   умывальной;
       б)    помещение    для   хранения   спецодежды,    инструмента,
   дегазирующих,  специальных моющих средств, индивидуальных  защитных
   средств  органов  дыхания (СИЗ ОД) и место для обработки  последних
   после их применения;
       в)  помещение для приборов экспресс-анализа воздушной  среды  в
   судовых  помещениях, в том числе в грузовых помещениях,  в  которых
   перевозятся   токсичные   грузы  (приборы   для   экспресс-анализов
   предусматриваются   в  ведомости  снабжения  судна,   где   имеются
   грузовые   помещения,   предусмотренные  для  перевозки   токсичных
   грузов).
       2.1.10.4.  Грузовые  помещения, предназначенные  для  перевозки
   скота:   трюмы,   помещения  в  надстройке  или  открытые   палубы,
   снабженные тентами, должны проектироваться с соблюдением  следующих
   требований.
       .1.  Площадь  помещения должна выбираться из расчета  плотности
   размещения  животных, позволяющей им менять позу  (стоя,  лежа),  а
   сопровождающему персоналу осуществлять осмотр животных  и  уход  за
   ними.
       .2.  Палубы  помещений, где размещаются животные,  должны  быть
   водонепроницаемыми и обеспечивать организованный  сток  нечистот  и
   промывных вод.
       .3. К помещению должна быть подведена вода от системы забортной
   воды для уборки помещения.
       Сточные воды, образовавшиеся после уборки помещения для  скота,
   должны  поступать  в  сточную систему судна и из  нее  в  фекальную
   цистерну.
       .4.  Помещения  для  скота, размещенные в трюме,  должны  иметь
   эффективную вентиляцию.
   
       2.2. Судовые системы, обеспечивающие необходимые условия
         обитаемости и предотвращение загрязнения водной среды
   
       2.2.1. Системы водоснабжения
   
       2.2.1.1. Система водоснабжения состоит из системы питьевой воды
   и  системы  забортной воды. От системы питьевой  воды  вода  должна
   подаваться   к   водопотребителям   в   помещения   пищеблока,    к
   умывальникам,  душам,  прачечной. От системы  забортной  воды  вода
   подается в туалеты для смыва унитазов и писсуаров, для мытья  палуб
   и других санитарных нужд.
       2.2.1.2. Вода питьевого качества на судно должна подаваться  из
   берегового централизованного водопровода непосредственно или  через
   судно-водолей, а также может приготавливаться из забортной воды  на
   судовых станциях ППВ, допущенных органами госсанэпиднадзора.
       Качество   питьевой  воды,  поступающей  в  точки  потребления,
   независимо  от  источника ее поступления в систему  питьевой  воды,
   должно соответствовать требованиям ГОСТ 29183-91 (п. 1.4.18).
       Примечание. В прачечные и души допускается подача питьевой воды
   со  сниженной прозрачностью, но при этом она должна быть  не  менее

Счетчики
 
Реклама
Разное