Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПРАВИЛА ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 05.05.1999 N 107 ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ (УТВ. ПРИКАЗОМ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 05.05.1999 N 107)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
                                           t
   пиметра,   или   максимальное   давление  сгорания  p , замеряемое
                                                        z
   максиметром или индикатором, при наличии индикаторных кранов;
       4) среднее индикаторное давление p   при наличии индикаторного
                                         i
   привода.
       5.6. Контроль   за   параметрами    работы    дизеля    должен
   производиться  на  установившемся номинальном режиме или близком к
   нему, но не менее 85% номинального.
       5.7. Температура  выпускных  газов  по цилиндрам и в выпускном
   коллекторе    в    процессе    регулировки    должна    измеряться
   термоэлектрическими   комплектами   или   ртутными   термометрами,
   предварительно протарированными по заведомо исправным.
       5.8. Давление  в  конце  сжатия p  в цилиндре следует измерять
                                        c
   согласно инструкции по эксплуатации  завода  -  изготовителя.  При
   отсутствии  указаний  в инструкции измерение нужно производить при
   выключенном топливном насосе и мощности дизеля, не превышающей 75%
   номинальной.
       На дизелях,  где передача крутящего момента производится через
   упругие муфты,  для предупреждения разрушения резиновых  элементов
   муфт от неравномерной работы дизеля необходимо определять давление
   в конце сжатия p  по развернутой индикаторной диаграмме.
                   c
       5.9. Максимальное давление сгорания p  определяется с  помощью
                                            z
   индикатора (снятие гребенок) или максиметра.
       5.10. Индикаторы  давления  следует  применять  для   дизелей,
   номинальная  частота  вращения  которых  не  превышает допустимую,
   оговоренную в инструкции  по  эксплуатации  индикатора.  В  случае
   отсутствия  таких  указаний для дизелей с частотой вращения до 500
   об./мин.  допускается применять индикаторы со спиральной пружиной,
   свыше   500   об./мин.   -  максиметры.  С  целью  автоматического
   диагностирования   и   контроля   работы   дизелей   (исходя    из
   целесообразности)   следует   устанавливать  и  применять  судовые
   комплексы типов:  "NK-5",  "Ритм - Дизель", "Дизель - Интеллект" и
   др.
       5.11. Расход циркуляционного масла на дизель контролируется по
   уровню масла в картере (для  дизелей  с  мокрым  картером)  или  в
   сточной масляной цистерне (для дизелей с сухим картером).
       Расход цилиндрового масла на дизель контролируется  по  уровню
   масла в бачке лубрикатора (для дизелей с лубрикаторной смазкой).
       Определение расхода    производится   путем   долива   заранее
   измеренного количества масла до первоначального уровня в  картере,
   или   в   сточной   цистерне,   или   в  бачке  лубрикатора  после
   продолжительной работы (24  -  48  ч)  на  установившемся  режиме.
   Доливку  масла в картер или в сточную цистерну следует производить
   не ранее чем через час после остановки дизеля.
       Удельный расход масла (в г/кВт.ч) подсчитывается по формуле:
   
                                  3   t
                           g  = 10 Vро  / N t,
                            m         4    e
   
       где:
       V - объемный расход масла (по замеру) на двигатель, л;
         t
       ро  - плотность масла при температуре замера, г/куб. см;
         4
       t - продолжительность замера, ч;
       N  - эффективная мощность,  развиваемая  двигателем  в  момент
        e
   определения расхода масла, кВт.
       5.12. Расход   топлива   на   дизель  определяется  с  помощью
   специальных тарированных мерных баков,  расходомеров или расходных
   цистерн, оборудованных шкалой тарировки.
       При нормальном техническом  состоянии  дизеля  расход  топлива
   должен   соответствовать   значениям,   гарантируемым   заводом  -
   изготовителем.  Методика определения расхода топлива приводится  в
   Приложении 6.
       5.13. При     определении     мощности     дизелей     следует
   руководствоваться методикой, приведенной в Приложении 7.
       5.14. На номинальном режиме работы значения параметров каждого
   цилиндра не должны превышать (в %):
       среднее индикаторное давление p     +/- 2,5
                                      i
       максимальное давление сгорания p    +/- 3,5
                                       z
       температура выпускных газов t       +/- 5
                                    r
       давление в конце сжатия p           +/- 2,5
                                c
       среднее давление по времени p       +/- 3.
                                    t
       Отклонение значений указывает на неравномерность распределения
   нагрузки.
       5.15. Регулировка дизеля должна производиться  периодически  в
   зависимости от состояния установки, типа дизеля и в соответствии с
   указаниями инструкции по эксплуатации и МСС (ИТС) судовладельца.
       Запрещается производить   регулировку   главных   дизелей   на
   неустановившихся режимах работы (например, при волнении моря свыше
   3 баллов, при изменении курса судна).
       Результаты регулировки заносятся в  журналы  теплотехнического
   контроля   или   индицирования,  а  в  машинном  журнале  делается
   соответствующая запись о проделанной работе.
       5.16. Перед регулировкой дизеля необходимо:
       1) убедиться  в  исправности  контрольно  -  измерительных   и
   регистрирующих  приборов,  проверить  и  отрегулировать  зазоры  в
   приводах топливных насосов и в механизме газораспределения;
       2) проверить   положение   нулевой  подачи  топлива  насосами,
   спрессовать форсунки, проверив давление и качество распыла.
       5.17. Регулировка дизеля производится при обнаружении:
       1) неравномерности  распределения  нагрузки  по  цилиндрам   -
   изменением количества топлива, подаваемого насосами;
       2) отклонений максимального давления сгорания от рекомендуемых
   инструкцией  по  эксплуатации значений - изменением момента начала
   подачи топлива по цилиндрам.
       5.18. Последовательность  регулировки  и устранение отклонений
   параметров должны выполняться согласно инструкции по эксплуатации.
   При отсутствии указаний в инструкции регулировка производится:
       при низком p  и  высоких  t   -  увеличением  угла  опережения
                   z              r
   подачи топлива;
       при высоком  p   и  низких  t   -  уменьшением угла опережения
                     z              r
   подачи топлива;
       при высоком p  и высоких t  - уменьшением  угла  опережения  и
                    z            r
   цикловой подачи топлива;
       при низком  p   и  низких  t   - увеличением угла опережения и
                    z              r
   цикловой подачи топлива.
       5.19. Предварительная  регулировка  дизеля  производится   при
   нагрузке,  равной  25%  номинальной.  На  данном  режиме проверяют
   только наличие вспышек во всех цилиндрах.  Затем на установившемся
   тепловом  режиме и нагрузке,  равной 50%  номинальной,  определяют
   максимальное давление сгорания p .  Если значения p   в  отдельных
                                   z                  z
   цилиндрах  будут  в  пределах,  указанных  в  инструкции  завода -
   изготовителя  для  этого  режима,  то  переходят  на   режим   75%
   номинальной  нагрузки.  На  этом  режиме  определяют пять основных
   параметров каждого цилиндра дизеля p ,  p ,  t ,  p , p . Если все
                                       z    c    r    i   t
   параметры будут в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации
   для этого режима,  то производят окончательную регулировку  дизеля
   на режиме номинальной нагрузки и частоты вращения.
   
           6. Требование к приборам контроля и регулирования
   
       6.1. Общие указания
       6.1.1. Все контрольно - измерительные приборы, необходимые для
   эксплуатации  дизельной  установки,  должны  подвергаться  поверке
   органами  государственного   и   ведомственного   метрологического
   надзора в соответствии с требованиями ГОСТ 8.002-86 "Организация и
   порядок  проведения  поверки,   ревизии   и   экспертизы   средств
   измерений".
       6.1.2. Запрещается  использование   приборов,   не   прошедших
   государственную поверку,  не имеющих удостоверения или паспорта на
   годность к эксплуатации, либо с просроченными документами, а также
   неопломбированных, с поврежденными пломбами и неисправных.
       6.1.3. Места установки  контрольно  -  измерительных  приборов
   должны иметь хорошее освещение, а их шкалы - ясную видимость.
       На шкалах  должны   быть   нанесены   отличительные   отметки,
   указывающие   рабочие   и   предельные   значения   контролируемых
   параметров.
       6.1.4. Для  осуществления  периодического  контроля  показаний
   местных приборов в условиях  эксплуатации  на  судне  должен  быть
   комплект  контрольных  термометров  и  манометров  с  необходимыми
   пределами   измерений,   классом   точности   и    удовлетворяющих
   требованиям п. 6.1.2.
       6.1.5. Проверка  показаний  местных  приборов  по  контрольным
   должна производиться в следующих случаях:
       1) при  отличии  показаний  двух местных приборов,  измеряющих
   один и тот же параметр;
       2) перед проведением регулировки дизеля;
       3) при   значительном  отличии  показаний  приборов  на  одном
   цилиндре дизеля по сравнению с другими и условиях  нормальной  его
   работы;
       4) перед постановкой приборов на  дизель  после  его  ремонта,
   если приборы демонтировались.
       6.2. Приборы контроля температуры, частоты вращения, давления
       6.2.1. Показания  штатных  термометров необходимо проверять не
   реже одного раза  в  шесть  месяцев  по  контрольному  термометру.
   Температуру   выпускных   газов   следует   проверять  контрольным
   термометром.
       6.2.2. В манометрических термометрах ход  стрелки  (указателя)
   должен  быть  плавный,  без  скачков.  При  плавном  повышении или
   понижении температуры стрелка  (указатель)  в  результате  легкого
   постукивания по прибору не должна изменять своего положения больше
   чем   наполовину   величины   основной   допустимой    погрешности
   (капиллярные  трубки  должны  быть  закреплены  в  соответствии  с
   инструкцией на прибор).
       В стеклянных термометрах при движении в  капиллярах  ртуть  не
   должна   оставлять   на  стенках  следов.  Столбик  ее  не  должен
   разрываться   на   несоединимые   части.   Хранят   термометры   в
   вертикальном или наклонном положении резервуаром вниз.
       Компенсационные провода   в   термопарах   должны   быть   без
   повреждений.  Свободные  концы  термопар  во  избежание  искажений
   результатов измерения температуры должны находиться  в  одинаковых
   температурных    условиях.    Подвижные   контакты   переключателя
   гальванометра необходимо один раз в шесть месяцев смазывать тонким
   слоем   вазелина.  Один  раз  в  год  термопары  следует  зачищать
   наждачной бумагой, удаляя с них нагар.
       6.2.3. На  шкале  тахометра,  контролирующего частоту вращения
   дизеля, должны быть отмечены:
       1) красной чертой - максимальная частота вращения, при которой
   инструкцией по эксплуатации предусмотрена надежная работа дизеля в
   течение 1 ч;
       2) красными секторами -  зоны  критической  частоты  вращения,
   если она находится в рабочем диапазоне.
       6.2.4. Контроль за правильностью  показаний  тахометра  должен
   производиться  систематически,  но не реже одного раза в 10 дней с
   помощью контрольного ручного тахометра,  тахоскопа  и  секундомера
   или   секундомера   и   суммирующего   счетчика  частоты  вращения
   коленчатого  вала.  При  пользовании   ручными   тахометрами   или
   тахоскопами  замер  должен  длиться  не  более  30  с.  Наконечник
   тахоскопа или тахометра во избежание  его  проскальзывания  должен
   быть  плотно  прижат  к  центру (керну) вала,  а резиновую вставку
   наконечника следует  покрыть  мелом.  При  измерении  ось  прибора
   должна совпадать с осью вала.
       6.2.5. Проверка  частоты  вращения  должна   производиться   в
   штилевую погоду на прямом курсе хода судна.  Полученная поправка к
   показаниям установленного тахометра должна заноситься в  вахтенный
   журнал и сообщаться личному составу машинной команды.
       6.2.6. При эксплуатации приборов давления необходимо  обращать
   внимание  на  установку  стрелок (указателей) в нулевое положение.
   Приборы,  стрелки (указатели) которых при  отсутствии  в  системах
   давления  не  устанавливаются  в  нулевое  положение,  должны быть
   заменены.
       6.3. Терморегуляторы
       6.3.1. Нормальную    работу    терморегуляторов     необходимо
   контролировать  по  значениям  температур  в системах охлаждения и
   смазки.
       При выходе  из  строя  терморегуляторов обслуживающий персонал
   должен уметь переходить с автоматического регулирования на ручное,
   чтобы обеспечивать нормальное функционирование систем охлаждения и
   бесперебойную работу дизеля.
       6.3.2. При   обслуживании  терморегуляторов  прямого  действия
   необходимо:
       1) обеспечивать   герметичность   термосистемы  и  сохранность
   пружины;
       2) периодически   подводить   смазку   из  пресс  -  насоса  к
   сальниковому  уплотнению  штока  клапана,  не  допускать   сильной
   затяжки сальника;
       3) не допускать скручивания капилляра, его перегибы, прокладку
   у горячих магистралей;
       4) производить в сроки  согласно  инструкции  по  эксплуатации
   разборку регулятора для осмотра и очистки от загрязнений.
       6.3.3. При обслуживании  терморегуляторов  непрямого  действия
   необходимо:
       1) обеспечить  герметичность  соединения  магистралей  рабочей
   среды (воздух, масло);
       2) обеспечить  надлежащее  качество  воздуха   в   регуляторах
   пневматического      типа     путем     своевременной     продувки
   масловодоотделителей и очистки воздушных фильтров;
       3) обеспечить исправность дросселей и шайб.
       6.3.4. Необходимо  ежегодно  проводить  контрольное  испытание
   терморегуляторов согласно инструкции по эксплуатации.
       6.4. Регуляторы частоты вращения
       6.4.1. Необходимо    контролировать    уровень    масла    при
   обслуживании регуляторов частоты вращения  с  автономной  масляной
   системой.  Следует  применять только рекомендованные инструкции по
   эксплуатации марки масла.  Смену масла производить своевременно, а
   в  случаях  его  загрязнения  -  немедленно.  При  заправке маслом
   регулятора необходимо обеспечить удаление воздуха из его системы.
       6.4.2. Не допускается во время эксплуатации изменять положение
   упоров  максимальной  подачи  топлива   и   максимальной   частоты
   вращения.  Проверка  установки  упоров  и  их  регулировка  должны
   производиться во время испытаний дизеля.
       6.4.3. Во  время  работы  дизеля   необходимо   контролировать
   появление колебаний частоты вращения вала, превышающих нормативное
   значение, связанных с повышенным трением и увеличенными зазорами в
   элементах  регулятора,  в передачах к рейкам топливных насосов.  В
   дизелях, в которых предусматривается периодическая смазка шарниров
   передач  к  органу  задания  регулятора  и  от регулятора к рейкам
   топливных насосов, необходимо своевременно производить смазку.
       6.4.4. Характеристики  регуляторов  частоты  вращения   должны
   соответствовать приведенным в заводской технической документации и
   отвечать следующим основным требованиям ГОСТ 10511-83:
       1) настройка    однорежимного    регулятора    должна   давать
   возможность устанавливать частоту вращения 95 - 105%  номинальной,
   всережимного  и  двухрежимного  -  минимально  устойчивая  частота
   вращения - 105%;
       2) запрос    частоты   вращения   после   мгновенного   сброса
   номинальной  нагрузки  не  должен  превышать   15%.   Длительность
   переходного процесса при этом не должна превышать 10 секунд;
       3) нестабильность частоты вращения при работе по  регуляторным
   характеристикам  не  должна  превышать для всережимных регуляторов
   класса точности  В1  2%  -  при  частоте  вращения  менее  50%  от
   номинальной  и  1%  - при частоте вращения более 50%  и для класса
   точности В2 соответственно - 4% и 2%.
       6.4.5. Работа   дизеля   с   неисправным  регулятором  частоты
   вращения запрещается.
       В исключительных  случаях  допускается  работа  только главных
   дизелей с неисправным регулятором.  При  этом  необходимо  снизить
   частоту  вращения  на 10 - 20%  от номинальной и перейти на ручное
   управление дизелем.
   
             7. Топливо, смазочное масло и охлаждающая вода
   
       7.1. Общие указания
       7.1.1. Для  судовых дизелей должны применяться только те сорта
   топлива и масла,  характеристики которых соответствуют требованиям
   заводских инструкций по эксплуатации.
       Эксплуатация дизелей на сортах  топлива  и  масла,  заменяющих
   рекомендуемые заводской инструкцией, может быть допущена только по
   распоряжению  судовладельца  на  базе  положительных   результатов
   эксплуатационных испытаний.
       7.1.2. Суда с мощностью главной силовой  установки  более  370
   кВт   должны   иметь   переносную   экспресс   -  лабораторию  для
   производства анализов  топлива  и  масел.  Остальные  суда  должны
   снабжаться соответствующими быстродействующими индикаторами.
       7.1.3. Приемка   топлива    и    масла    без    сертификатов,
   характеризующих   их  качество,  категорически  запрещается.  Срок
   давности лабораторного  анализа  на  топливо  и  масло  не  должен
   превышать 6 месяцев.
       7.1.4. При  приемке  топлива  и  масла  должны  быть   приняты
   необходимые  меры по предотвращению загрязнения окружающей среды в
   соответствии   с   требованиями   Международной    конвенции    по
   предотвращению   загрязнения  моря  нефтью  и  других  нормативных
   документов, действующих в данной области.
       7.2. Топливо
       7.2.1. В зависимости от типа дизеля,  наличия  соответствующей
   системы   топливоподготовки   и   результатов   испытаний   дизеля
   рекомендуется применять следующие виды топлива:
       1) для  малооборотных  дизелей  (до 200 об./мин.) - маловязкие
   топлива типа дизельных дистиллятных  (ГОСТ  305-82),  средневязкие
   топлива  типа  ДТ  и  высоковязкие топлива типа ДМ (ГОСТ 1667-68),
   мазут флотский Ф-5 и Ф-12 (ГОСТ 10585-75);
       2) для  среднеоборотных дизелей (до 500 об./мин.) - маловязкие
   топлива типа дизельных дистиллятных (ГОСТ 305-82)  и  средневязкие
   топлива типа ДТ (ГОСТ 1667-68);
       3) для высокооборотных дизелей (свыше 500 об./мин.)  -  только
   маловязкие топлива типа дизельных дистиллятных (ГОСТ 305-82);
       4) для всех дизелей - газотурбинное топливо (ГОСТ 10433-75).
       7.2.2. Для   малооборотных  дизелей  допускается  использовать
   высокосернистые  топлива  с  повышенной  исходной  вязкостью   как
   отечественных,  так и иностранных сортов, соответствующие по своим
   свойствам  мазутам,  а  также  моторные   топлива   с   повышенным
   содержанием серы. В этом случае суда должны иметь:
       1) специальные   системы   подготовки   топлива,    включающие
   подогрев, отстой, сепарацию, гомогенизацию;
       2) системы легкого (дизельного) топлива для пуска дизеля;
       3) специальную топливную аппаратуру;
       4) специальные сорта цилиндровых масел.
       7.2.3. Для  решения  задач  топливо  подготовки,  а  также для
   приготовления смесей топлива,  из отечественных и зарубежных марок
   можно использовать номограммы I - III (Приложение 8).
       7.2.4. Указанные в п. 7.2.1 сорта топлива должны удовлетворять
   требованиям стандартов (Приложение 9).
       7.2.5. При работе дизеля  на  топливе  иностранных  фирм  и  в
   случае  отсутствия  соответствующих  рекомендаций  в инструкции по
   эксплуатации  необходимо   использовать   данные   Приложения   10
   настоящих Правил.
       При этом необходимо  помнить,  что  топливо  иностранных  фирм
   имеет  более  низкую температуру вспышки и температуру застывания,
   не соответствующую отечественным стандартам.
       7.2.6. Запрещается использование в судовых дизелях топлив,  не
   прошедших очистку от механических примесей и воды  имеющимися  для
   этого на судне средствами.
       7.2.7. К  дизельному  топливу  рекомендуются  следующие  марки
   присадок:
       1) антикоррозионная, антиизносная НГ-203А в концентрации 0,05%
   или  НГ-203Б в концентрации 0,05%  и 0,1%  для сернистых дизельных
   топлив (по массе);
       2) обкаточная нефтегаз 101 (ТУ 38-101410-73);
       3) ВНИИНП-102 для котельных сернистых  топлив.  Первоначальная
   дозировка  составляет 0,3 - 0,4%,  последующая - 0,2%  (по массе).
   Улучшает процесс горения,  замедляет  коррозию  стальных  деталей,
   уменьшает нагарообразование.
       7.2.8. Введение присадок в топливо  должно  осуществляться  на
   нефтеперерабатывающих заводах, а также непосредственно на судах. В
   этом случае на судне необходимо иметь отдельную тару или  цистерну
   для присадок.
       7.3. Смазочное масло
       7.3.1. Марка  смазочного  масла  для  дизеля  оговаривается  в
   технических условиях или в заводской инструкции по эксплуатации.
       7.3.2. Для смазки судовых тронковых и крейцкопфных дизелей,  в
   зависимости от их типа и  теплонапряженности,  а  также  от  марки
   топлива, на котором они работают, рекомендуется применять моторные
   масла с присадками в соответствии с РД 15-137-90  (Приложения  11,
   13) и картой смазок. В дизелях зарубежной постройки, находящихся в
   гарантийном  периоде  эксплуатации,  применяются  моторные  масла,
   указанные картой смазки или в инструкции по эксплуатации.
       Основные физико - химические показатели моторных  и  турбинных
   масел,  применяемых в системах смазки судовых дизелей, приведены в
   Приложении 12.
       7.3.3. Для смазки подшипников турбокомпрессоров, в зависимости
   от вязкости,  применяются турбинные масла:  Т22, Т30, Т46, а также
   масла турбинные с присадками:  ТП-22,  ТП-30,  ТП-46. Эти присадки
   улучшают антиокислительные, деэмульгирующие, противокоррозионные и
   антипенные   свойства.   Турбинное   масло  марки  ТП-30  содержит
   противоизносную присадку.
       7.3.4. При  использовании импортных масел следует пользоваться
   таблицей  взаимозаменяемости  отечественных  и  зарубежных  сортов
   (Приложение 14).
       При отсутствии    для    долива   штатного   моторного   масла
   эксплуатация судовых дизелей допускается на смесях моторных масел.
   Варианты смешивания масел, допущенных к применению, определяются в
   соответствии  с  Приложением 15.  Показатели предельного состояния
   моторных масел и методы их определения приведены в Приложении 16.
       7.4. Приемка и хранение топлива и масел
       7.4.1. Контроль  за  приемкой  топлива  и  масел  и оформление
   документации возлагается лично на  главного  (старшего)  механика.
   Приемкой  топлива  и  масла от береговой нефтебазы (или от судна -
   бункеровщика) должен руководить механик,  в чье заведование входит
   эта  система,  или  по  поручению  главного  (старшего) механика -
   вахтенный механик.
       Персонал, производящий  приемку  топлива  и  масла должен быть
   ознакомлен с системой топливных и масляных трубопроводов,  включая
   расположение  переливных воздушных и мерительных труб и указателей
   уровня заполненных танков.
       7.4.2. Основным документом для учета принятого топлива и масла
   является  накладная  нефтебазы  (судна  -  бункеровщика),  которая
   должна  быть  оформлена подписями представителя нефтебазы (судна -
   бункеровщика) и  принимавшего  топливо  и  масло  механика.  Копия
   накладной  и  паспорт  (сертификат)  на  принятое  топливо и масло
   должны представляться  главным  (старшим)  механиком  в  МСС  (или
   аналогичные службы, специалисту) судовладельца.
       Основным отчетным  документом  об   использовании   горюче   -
   смазочных  материалов  является  форма 2ГСМ,  введенная в действие
   Приказом Минрыбхоза СССР N 225 от 20 июля 1970 г.
       7.4.3. Во  время приемки топлива и масла необходимо следить за
   наполнением танков и цистерн,  производя  периодические  замеры  и
   руководствуясь  показаниями  соответствующих  приборов.  На каждом
   судне в документации,  выдаваемой  заводом  -  строителем,  должны
   иметься  сведения  о  пропускной  способности топливных и масляных
   трубопроводов. Бункеровка должна вестись с производительностью, не
   превышающей   установленную   документацией,   при  давлении  ниже
   допускаемого рабочего давления для  шлангов.  К  концу  заполнения
   танков  и  цистерн  должна быть снижена производительность насосов
   бункеровочной станции.  Приемка топлива и масла в танки и цистерны
   должна  осуществляться  с  учетом  расширения  нефтепродуктов  при
   плавании в более теплых водах.
       7.4.4. Во  время  бункеровки  должна  быть обеспечена надежная
   связь между персоналом,  ответственным  за  бункеровку,  вахтенным
   помощником  капитана и персоналом бункеровочного стационарного или
   плавучего средства для передачи указаний об изменении режима или о
   прекращении подачи топлива и масла.
       7.4.5. Перед приемкой следует получить сертификат на топливо и
   масло  и  проверить  соответствие  его  характеристик  указанным в
   заводской инструкции по эксплуатации дизеля.
       При обнаружении   несоответствия   характеристик   выдаваемого
   топлива и масла требованиям заводской инструкции  по  эксплуатации
   дизеля,   а   также  в  случае  его  значительного  загрязнения  и
   обводнения приемка топлива и масла на судно не допускается.
       7.4.6. В процессе приемки топлива и масла на судно принимающий
   обязан  осуществлять  систематический  визуальный  и   с   помощью
   экспресс - лаборатории контроль за его качеством.
       При обнаружении  несоответствия  качества  топлива  или  масла
   предъявляемым  к  ним  требованиям  прием  должен  быть прекращен,
   составлен соответствующий акт и отобраны  пробы  обеими  сторонами
   (выдающей и принимающей) для последующего анализа.
       7.4.7. Чистка топливных и масляных  танков  и  цистерн  должна
   производиться  не  реже  одного  раза  в год.  При этом необходимо
   принимать меры пожарной безопасности и по защите лиц, работающих в
   танках и цистернах, от отравления газами, руководствуясь Правилами
   техники безопасности на судах флота рыбной промышленности.
       7.4.8. Внутренние  поверхности  топливных  и масляных танков и
   цистерн  окрашиваются  только  специальной  краской,   стойкой   к
   разрушению нефтепродуктами.
       Запрещается окрашивать  внутренние  поверхности  металлических
   топливных  и  масляных танков и цистерн красками,  разведенными на
   олифе.
       7.4.9. Приемку  масла  необходимо  производить через фильтры с
   мелкой сеткой.  Запрещается  заливка  масла  в  палубные  приемные
   отверстия  во  время погрузки угля,  соли,  а также приемка масла,
   доставленного на судно в  грязной  или  ржавой  таре.  Запрещается
   смешивать различные сорта масел (кроме указанных в Приложении 15).
       7.4.10. Не  реже  одного  раза  в три месяца главный (старший)
   механик обязан направлять пробу хранящегося на судне свежего масла
   на лабораторный анализ.
       7.5. Учет расхода и запасы топлива и масел
       7.5.1. Учет расхода топлива, проверка наличия масла на судне и
   учет расхода масла должны контролироваться  ответственным  за  это
   механиком.
       Наличие топлива и масла на  судне  регистрируется  в  машинном
   журнале каждые сутки.  Главный (старший) механик по представляемым
   сведениям должен сравнить фактический расход  топлива  и  масла  с
   существующими нормами.
       7.5.2. Ежемесячно главный (старший) механик обязан составлять,
   а   по   прибытии   из  рейса  представлять  в  МСС  судовладельца
   теплотехнический отчет и отчеты по топливу и маслу, которые служат
   основными  документами для учета выполнения норм расхода топлива и
   масла.  К топливному и масляному  отчетам  должны  быть  приложены
   накладные и сертификаты на полученное топливо и масло.
       7.5.3. Запас топлива на судне состоит  из  основного,  который
   должен  быть достаточным для выполнения перехода судна из порта до
   района промысла (или из района промысла до порта)  или  из  района
   промысла  до  ближайшего  пункта  заправки,  и  аварийного запаса,
   составляющего 20%  основного.  Расходование  аварийного  запаса  в
   обычных эксплуатационных условиях не допускается.
       7.5.4. При использовании на  судне  различных  сортов  топлива
   запас  его исчисляется по каждому сорту в количестве,  необходимом
   для выполнения перехода судна из порта до района промысла (или  из
   района  промысла  до  порта)  или из района промысла до ближайшего
   пункта заправки с учетом 20%  по каждому сорту топлива  аварийного
   запаса.
       7.6. Очистка топлива и масел
       7.6.1. Перед   использованием  топлива  в  дизелях  необходимо
   очистить  его  от  механических  примесей   и   воды.   Содержание
   механических    примесей    и   воды   определяется   требованиями
   соответствующих стандартов (см.  Приложение  9).  Очистка  топлива
   выполняется    с    помощью    специальной   системы,   включающей
   подогреватели, отстойные цистерны, фильтры и сепараторы.
       Подача к  дизелям топлива,  содержащего механические примеси и
   воду в количествах,  больших  чем  обеспечивают  судовые  средства
   очистки,   категорически   запрещается.   В  случае  значительного
   обводнения  необходимо  производить  отстой  и  двойную  сепарацию
   топлива.
       7.6.2. Основным режимом при сепарации маловязких топлив должен
   быть   режим   пурификации   (отделение   воды),   при   сепарации
   средневязких  топлив  -  последовательно   режим   пурификации   и
   кларификации (отделение механических примесей).
       Маловязкие сорта топлива сепарируют без подогрева при 100%-ной
   производительности сепаратора, средневязкие - с подогревом до 75 -
   85 град. C при производительности 30% номинальной.
       7.6.3. Для увеличения срока службы  масло  при  работе  дизеля
   необходимо подвергать очистке путем сепарации.
       Основным режимом  сепарации  моторных  масел  является   режим
   кларификации.
       При обнаружении содержания воды  в  масле  свыше  0,3  -  0,5%
   сепаратор   необходимо   собрать   и   отрегулировать   на   режим
   пурификации.  Выяснив и по возможности устранив причины  появления
   воды,  масло  следует  сепарировать  до содержания воды в нем ниже
   0,3%,  после  чего  сепаратор  собрать  на   режим   кларификации.
   Производительность сепаратора как на режиме кларификации, так и на
   режиме пурификации должна составлять:  20 -  30%  номинальной  для
   масел группы Г2 и Д и 30 - 50% - для масел группы В2.
       Температура масла  при  сепарации  на  обоих  режимах   должна
   составлять 80 - 85 град. C, если его давление на входе в двигатель
   не снижается до минимально допустимого предела.  Если сепарируемое
   масло   имеет   склонность   эмульгировать,   то  путем  повышения
   температуры до 90 град.  C,  максимально  до  95  град.  C,  можно
   "разбить"  эмульсию и отсепарировать воду при работе сепаратора на
   режиме пурификации.
       7.6.4. Рекомендуемые  режимы  работы сепаратора представлены в
   таблице 2.
   
                                                            Таблица 2
   
                        РЕЖИМ РАБОТЫ СЕПАРАТОРА
   
   ----------------------------T---------------------T--------------¬
   ¦       Сепарируемый        ¦Температура подогрева¦Производитель-¦
   ¦       нефтепродукт        ¦ перед сепаратором,  ¦ность сепара- ¦
   ¦                           ¦       град. C       ¦тора, % номи- ¦
   ¦                           ¦                     ¦нальной       ¦
   +---------------------------+---------------------+--------------+
   ¦Топливо:                   ¦                     ¦              ¦
   ¦маловязкое (до 2 град. ВУ) ¦    Без подогрева    ¦     100      ¦
   ¦средневязкое (от 2 до      ¦       75 - 85       ¦      30      ¦
   ¦20 град. ВУ)               ¦                     ¦              ¦
   ¦                           ¦                     ¦              ¦
   ¦Масла моторные на режиме:  ¦                     ¦              ¦
   ¦кларификации               ¦       80 - 85       ¦   20 - 30    ¦
   ¦пурификации                ¦       85 - 90       ¦   20 - 30    ¦
   L---------------------------+---------------------+---------------
   
       7.6.5. При сепарации моторного масла  периодичность  включения
   сепаратора  и  продолжительность его работы на режиме кларификации
   устанавливается  в  зависимости  от  общего  уровня   и   скорости
   загрязнения  масла,  а  также  эффективности очистки сепаратора на
   выбранном  режиме.  При   содержании   нерастворимых   в   бензине
   механических  примесей  до  3%  и  выше  сепарацию  масла  следует
   продолжать в течение нескольких часов и после остановки дизеля.
       Продолжительность сепарации масла на режиме пурификации должна
   выбираться из условия,  что содержание воды в масле на  выходе  из
   сепаратора будет ниже 0,3%.
       Сепарацию моторных   масел   тронковых   дизелей   в    случае
   интенсивного  поступления  загрязнений  лучше производить с первых
   часов  работы  после  смены  масла.  У   крейцкопфных   двигателей
   сепарацию  масла  следует  начинать  после  300  -  400  ч  работы
   двигателя на свежем масле.
       При замене  масла  одной  марки  на  другую  с  более высокими
   эксплуатационными   свойствами   сепарацию   следует   производить
   непрерывно  с  первых  часов  работы,  так  как  идет  интенсивное
   смывание отложений продуктов окисления масла и топлива.
       Критерием для  окончания непрерывной сепарации является резкое
   снижение   интенсивности   образования   отложений   в    барабане
   сепаратора,   после   чего   можно   переходить  на  периодическую
   сепарацию.
       7.6.6. При  сепарации масел на режиме пурификации для создания
   гидравлического затвора необходимо применять  только  пресную  или
   дистиллированную  воду  в  количестве,  оговоренном инструкцией по
   эксплуатации сепаратора.  Температура воды должна  соответствовать
   температуре масла или превышать ее, но не более чем на 5 град. C.
       7.6.7. Промывка  масел  с  присадками  водой  или   паром   не
   допускается.
       7.6.8. Для  контроля  за  изменением   физико   -   химических
   показателей  циркуляционных масел в процессе эксплуатации дизеля и
   сопоставления их с  браковочными  показателями  должны  отбираться
   пробы из масляной системы для анализа.
       7.6.9. Контроль  за  качеством масла,  находящегося в системе,
   осуществляет  второй  механик  с  помощью   судовой   экспресс   -
   лаборатории с интервалами:
       1) через 1 - 5 часов работы масла после его полной смены;
       2) через каждые 200 часов работы и перед полной сменой  -  для
   масел со средней продолжительностью работы менее 2000 ч;
       3) через каждые 500 часов работы и перед полной сменой  -  для
   масел со средней продолжительностью работы от 2000 до 5000 ч;
       4) через каждые 2000 часов работы и перед полной сменой -  для
   масел со средней продолжительностью работы свыше 5000 ч;
       5) за 1 - 2 суток до прихода в порт.
       Отбор проб  производится перед каждой полной заменой масла для
   анализа в береговой лаборатории.
       7.6.10. О  качестве  работающего  масла  судят  по   изменению
   вязкости,  температуры  вспышки,  щелочного числа,  диспергирующей
   способности,  по  содержанию  водорастворимых  кислот,  воды,   не
   растворимых   в   бензине   продуктов   загрязнений  (механических
   примесей).
       Для полного анализа  качества  циркуляционного  масла  главный
   (старший)  механик  обязан  после каждого рейса направлять пробы в
   лабораторию.
       7.6.11. Пробы  масла  для  лабораторного анализа отбираются на
   работающем дизеле непосредственно из циркуляционного  трубопровода
   до  применения средств очистки в чистую сухую плотно закрывающуюся
   посуду вместимостью 0,5 л.  Перед отбором проб необходимо обтереть
   пробный  кран,  слить из него вдвое большее количество масла,  чем
   застоялось в кране и в подводящей к нему трубе.  Тара с отобранной
   пробой  (для  передачи  на  анализ в теплотехническую лабораторию)
   закупоривается пробкой <*> и снабжается  информационной  картой  с
   указанием  наименования  судна,  марки и номера двигателя,  даты и
   места отбора пробы,  марки масла и топлива, содержания серы в нем,
   времени  работы масла с момента заливки его в систему,  количества
   долитого свежего масла с  момента  заливки  в  систему  на  момент
   отбора пробы, периодичности и продолжительности сепарации, фамилии
   и должности отобравшего пробу.
       --------------------------------
       <*> Не следует применять резиновые пробки.
   
       7.6.12. Сроки замены масла определяются инструкцией  завода  -
   изготовителя  или  положением,  разработанным  судовладельцем  для
   каждого   конкретного   типа   дизеля   в   соответствии   с   его
   особенностями.
       Отбор проб  свежих  моторных  масел  из  цистерн,  танков  при
   бункеровке производится в соответствии с ГОСТ 2517-80.
       При отсутствии   инструкций   и   положений,   а    также    в
   послегарантийный   период   эксплуатации  дизелей  масло  подлежит
   замене,  если  один  из  показателей  имеет  предельные  значения,
   указанные в Приложении 16.
       7.6.13. Непригодное для дальнейшей работы  масло  по  указанию
   МСС  (или  аналогичной  службы,  специалиста)  должно сдаваться на
   регенерацию.
       При замене   масла   необходимо  очистить  и  промыть  сточные
   цистерны и картер дизеля.  Запрещается  заливать  свежее  масло  в
   неочищенные и непромытые сточные цистерны и картер.
       7.7. Охлаждающая вода
       7.7.1. Качество  охлаждающей  воды,  определяемое  содержанием
   солей и общей жесткостью,  оказывает непосредственное  влияние  на
   процессы  коррозии  и  образования  шлама.  Для охлаждения дизелей
   может  использоваться  береговая  пресная  вода   или   дистиллят,
   получаемый в испарителях.  Предотвращение охлаждаемых поверхностей
   блоков и втулок от коррозионно - кавитационных  разрушений  должно
   осуществляться   с   помощью   применяемых   в   настоящее   время
   эмульсионных масляных и других  типов  присадок  отечественного  и
   иностранного  производства (ФРГ).  При их применении пресная вода,
   предназначенная для заполнения систем охлаждения  дизелей,  должна
   удовлетворять требованиям, приведенным в таблице 3.
   
                                                            Таблица 3
   
                      НОРМЫ КАЧЕСТВА ПРЕСНОЙ ВОДЫ
   
   -----------------------T------------------T----------------------¬
   ¦      Тип дизеля      ¦     Хлориды,     ¦   Жесткость общая,   ¦
   ¦                      ¦       мг/л       ¦       мг-экв/л       ¦
   +----------------------+------------------+----------------------+
   ¦6Д50М                 ¦       15,0       ¦         0,15         ¦
   ¦Все остальные         ¦       50,0       ¦         0,5          ¦
   L----------------------+------------------+-----------------------
   
       7.7.2. В  процессе эксплуатации предельные показатели качества
   охлаждающей воды должны  удовлетворять  требованиям,  указанным  в
   таблице 4 (по типам дизелей).
   
                                                            Таблица 4
   
            ПРЕДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ВОДЫ
   
   ------------------T-------------T---------------T----------------¬
   ¦   Тип дизеля    ¦   Хлориды,  ¦  Жесткость,   ¦   Содержание   ¦
   ¦                 ¦    мг/л,    ¦   мг-экв/л,   ¦   присадки,    ¦
   ¦                 ¦  не более   ¦   не более    ¦       %        ¦
   +-----------------+-------------+---------------+----------------+
   ¦6Д50; 650-VBF-90;¦             ¦               ¦                ¦
   ¦8TD-48           ¦     100     ¦      1,5      ¦  0,5 +/- 0,2   ¦
   ¦8NVD-48A2U       ¦     150     ¦      1,5      ¦  0,5 +/- 0,2   ¦
   ¦8NVD-48AU        ¦             ¦               ¦                ¦
   ¦Все остальные    ¦     200     ¦      3,0      ¦  0,5 +/- 0,2   ¦
   L-----------------+-------------+---------------+-----------------
   
       При достижении   указанных   предельных  значений  показателей
   охлаждающая вода подлежит замене.
       7.7.3. Средствами  улучшения  качества циркуляционной воды при
   замкнутой системе являются предварительная  обработка,  добавление
   антикоррозионных присадок и применение антифризов.
       7.7.4. Предварительная обработка воды производится:
       1) дистилляцией,    когда   практически   достигается   полное
   обессоливание;
       2) кипячением - с целью устранения карбонатной жесткости;
       3) химической  обработкой  кислотами  и  щелочами  -  с  целью
   полного умягчения воды.
       7.7.5. Первоначальное       применение       антикоррозионного
   эмульсионного масла в  качестве  присадки  к  охлаждающей  воде  в
   дизелях,   находящихся  в  эксплуатации,  допускается  только  при
   условии тщательной очистки  охлаждаемых  поверхностей  цилиндровых
   втулок  и  блоков от накипи,  шлама,  продуктов коррозии,  масла и
   других загрязнений.
       Перед вводом  антикоррозионного  эмульсионного  масла  систему
   охлаждения  необходимо  тщательно промывать горячей (50 - 60 град.
   C) пресной водой до тех пор,  пока сливаемая из  системы  вода  не
   будет чистой по визуальной оценке.
       7.7.6. При   загрязнении   системы   охлаждения   в   процессе
   эксплуатации отложениями масла,  окислами железа,  шламом, а также
   при переходе с одной марки присадки на другую,  даже если присадки
   относятся  к  одному  типу,  необходимо произвести очистку системы
   охлаждения в соответствии  с  инструкцией  по  химической  очистке
   замкнутых систем охлаждения дизелей (Приложение 17).
       7.7.7. Решение  о  необходимости  очистки  системы   принимает
   главный  (старший) механик в зависимости от количества и характера
   отложений. Как правило, очищать систему охлаждения следует не реже
   одного раза в 8 месяцев.
       7.7.8. В  случае  отсутствия  антикоррозионного  эмульсионного
   масла или других  эффективных  типов  присадок  следует  применять
   присадки   на  хроматной  основе.  Основным  компонентом  присадок
   является  хромпик  (двухромовокислый  калий  по  ГОСТ   2652-78Е),
   который   применяется  в  сочетании  с  нитритом  натрия  по  ГОСТ
   19906-74Е или кальцинированной  содой  по  ГОСТ  10689-75.  Лучшие
   результаты  дает присадка из трех компонентов:  хромпика,  нитрита
   натрия и кальцинированной соды.  Применяя  присадки  на  хроматной
   основе  для  обработки охлаждающей воды дизеля,  необходимо строго
   соблюдать их рекомендованные защитные концентрации.
       7.7.9. При  низкой  температуре  окружающей  среды,  в  случае
   возможного   замерзания   воды  в  замкнутой  системе  охлаждения,
   необходимо вместо воды заливать специальные жидкости (антифризы) с
   низкой температурой замерзания (Приложение 18).
       7.7.10. Контроль  качества  воды,  охлаждающей дизели,  должен
   осуществляться с помощью судовой комплектной лаборатории  не  реже
   двух  раз  в  месяц  вторым  механиком с соответствующей записью в
   судовом журнале контроля качества горюче - смазочных материалов  и
   охлаждающей воды.
   
                   8. Техническое обслуживание дизеля
   
       8.1. Общие указания
       8.1.1. Техническое     обслуживание     дизелей     необходимо
   производить,   руководствуясь   требованиями,    регламентирующими
   организацию   технического   обслуживания   судов,  изложенными  в
   Положении о технической эксплуатации флота рыбной  промышленности,
   и  в соответствии с принятой для определенного типа судна системой
   его технического обслуживания и ремонта.
       8.1.2. Состав  работ  по  техническому  обслуживанию  дизелей,
   периодичность их выполнения и другие данные  (трудоемкость  работ,
   состав исполнителей,  материально - техническое снабжение и т.д.),
   необходимые    для    обеспечения    технического    обслуживания,
   устанавливаются  на  основе  требований  заводской  инструкции  по
   эксплуатации с учетом технического состояния дизелей и условий  их
   эксплуатации.
       При отсутствии    инструкции    по   эксплуатации   необходимо
   использовать рекомендации, приведенные в Приложении 19.
       8.1.3. Непосредственное   руководство   и  ответственность  за
   организацию   технического   обслуживания   и   ремонта    дизелей
   возлагается   на  главного  (старшего)  механика,  который  обязан
   подготовить   необходимую   документацию   (ремонтные   ведомости,
   эскизы),  проконтролировать выполнение работ судовым экипажем (СЭ)
   или судовой ремонтной бригадой (СРБ) в соответствии с указанной  в
   графиках периодичностью и объемом.
       8.1.4. Для    проверки    технического    состояния    дизели,
   обслуживающие  их  механизмы  и  системы не реже одного раза в год
   должны подвергаться инспекторскому осмотру специальной  комиссией,
   назначаемой  приказом  руководителя  организации  судовладельца  в
   соответствии с Положением о технической эксплуатации  судов  флота
   рыбной промышленности.
       8.1.5. Работы  по  техническому  обслуживанию,   связанные   с
   вскрытием  дизелей,  которые могут быть выполнены за время стоянки
   судна в  порту,  производятся  с  разрешения  главного  (старшего)
   механика.
       Если продолжительность  стоянки  недостаточна  для  проведения
   технического обслуживания, а также если судно находится в плавании
   (на промысле),  для проведения работ по  разборке  дизелей,  кроме
   того, должно быть получено разрешение капитана.
       8.1.6. При    проведении    ремонтных     работ     необходимо
   руководствоваться   нормами   износов   и   межремонтных  периодов
   двигателей (Гипрорыбфлот, 1983 г., 024-141.305), регламентирующими
   последовательность  проведения  ремонтов  и  межремонтные  периоды
   дизелей,  предельные и послеремонтные  размеры  (зазоры)  основных
   деталей,  сопряжений дизелей и обслуживающих их механизмов, расход
   запасных частей,  укрупненную  номенклатуру  работ  по  категориям
   ремонтов.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное