Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПРАВИЛА ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 05.05.1999 N 107 ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ (УТВ. ПРИКАЗОМ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 05.05.1999 N 107)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                           Утверждены
                                                             Приказом
                                             Госкомрыболовства России
                                               от 5 мая 1999 г. N 107
   
                                ПРАВИЛА
                ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ
   
                           1. Общие положения
   
       1.1. Правила  технической  эксплуатации дизелей на судах флота
   федеральной собственности (в дальнейшем - Правила)  регламентируют
   основные  требования  по техническому использованию и обслуживанию
   дизелей всех назначений  (главных,  вспомогательных,  аварийных  и
   других).  Правила могут быть приняты к руководству судовладельцами
   других форм собственности, суда которых зарегистрированы в морских
   рыбных портах Российской Федерации.
       1.2. Требования Правил обязательны:
       - для    специалистов    инженерно    -    технических   служб
   судовладельцев,    осуществляющих     организацию     технического
   обслуживания и ремонта судовых дизелей;
       - для специалистов  судомеханической  службы  экипажей  судов,
   осуществляющих техническую эксплуатацию судовых дизелей.
       1.3. Техническое использование и обслуживание судовых  дизелей
   должно   производиться   в   соответствии  с  инструкциями  по  их
   эксплуатации, разработанными на заводах - изготовителях.
       В послегарантийный  период  в  отдельных  случаях  при наличии
   достаточных  технических  обоснований  допускаются  отклонения  от
   требований заводских инструкций,  если они согласованы с заводом -
   изготовителем дизеля.
       1.4. При   отсутствии  заводских  инструкций  по  эксплуатации
   дизелей  судовладельцы  обязаны  снабдить  суда  инструкциями  или
   руководствами  по эксплуатации,  разработанными с учетом настоящих
   Правил.
       1.5. Ответственность за организацию технической эксплуатации и
   исправное состояние дизелей несет главный (старший) механик  судна
   и   судовые   механики   в   соответствии   с   распределением  по
   заведованиям.
       1.6. К   эксплуатации   судовых   дизелей   допускаются  лица,
   прошедшие  инструктаж  на  рабочем  месте,  имеющие   документ   о
   специальной   подготовке,   удостоверение   о  сдаче  технического
   минимума  по  технике  безопасности  и  медицинское  заключение  о
   состоянии здоровья.
       1.7. Нарушение   Правил   влечет   за   собой    установленную
   действующим  законодательством  ответственность  в  зависимости от
   степени и характера нарушения и вызванных им последствий.
       1.8. Техническая   эксплуатация  судовых  дизелей  состоит  из
   комплекса  мероприятий,  направленных  на  обеспечение  исправного
   технического   состояния   за   счет   эффективного   технического
   использования,   своевременного   и   качественного   технического
   обслуживания  и  ремонта в соответствии с нормативно - технической
   документацией.
       1.9. При  эксплуатации судовых дизелей,  наряду с инструкциями
   по    эксплуатации    и    настоящими    Правилами,     необходимо
   руководствоваться следующими документами:
       1) Уставом службы на судах рыбопромыслового  флота  Российской
   Федерации;
       2) Положением о технической эксплуатации  судов  флота  рыбной
   промышленности;
       3) Правилами технической эксплуатации судовых  гребных  винтов
   регулируемого шага;
       4) Правилами технической эксплуатации судовых  вспомогательных
   механизмов;
       5) Правилами эксплуатации систем и устройств автоматизации;
       6) Правилами эксплуатации судового электрооборудования;
       7) Правилами  техники  безопасности  на  судах  флота   рыбной
   промышленности.
       1.10. В  части   средств   автоматизации   настоящие   Правила
   регламентируют  вопросы  только  их технического использования при
   эксплуатации дизелей,  а также технического обслуживания  приборов
   местного контроля, регуляторов частоты вращения и терморегуляторов
   прямого и непрямого действия.
       Лица, допущенные  к управлению судовыми дизелями,  несут также
   ответственность за правильность технического использования средств
   автоматизации.
       1.11. Средства автоматизации дизелей должны  использоваться  в
   полном    объеме,    предусмотренном   проектом,   в   том   числе
   соответствующем знаку автоматизации А1,  А2 и А3 в символе  класса
   судна и принятой форме обслуживания машинного помещения.
       Отключение средств   автоматизации   и   переход   на   ручное
   управление дизелем допускается:
       1) при   техническом   обслуживании   или   ремонте    средств
   автоматизации, связанном с устранением неисправности;
       2) в технически обоснованных случаях;  при  этом  должен  быть
   оформлен  соответствующий  акт,  сделана  соответствующая запись в
   машинном журнале.
   
                 2. Подготовка и ввод дизеля в действие
   
       2.1. Общие указания
       2.1.1. Подготовка  дизелей  к  действию должна производиться в
   соответствии с требованиями заводской инструкции по эксплуатации и
   настоящих Правил.
       2.1.2. Распоряжение капитана главному  (старшему)  механику  о
   подготовке  дизелей  к  работе  должно быть дано заблаговременно с
   учетом времени на подготовку, установленного заводской инструкцией
   по эксплуатации дизеля, и требований Правил.
       2.1.3. По распоряжению главного (старшего) механика подготовка
   дизелей   к   действию   должна   производиться  под  руководством
   вахтенного механика либо лица,  в заведовании  которого  находится
   данное оборудование.
       Одновременно с  подготовкой  дизеля  к  действию  должны  быть
   подготовлены   механизмы   отбора  мощности,  приводные  агрегаты,
   редукторы,  соединительные муфты,  валопровод,  а  также  средства
   автоматизации, топливная система, системы охлаждения и смазки.
       2.1.4. Дизель перед вводом  в  действие  в  зимнее  время  при
   низкой   температуре   в   машинном   помещении  следует  обогреть
   имеющимися на судне или у судовладельца средствами  и  прогреть  в
   соответствии с требованиями заводской инструкции по эксплуатации и
   настоящих Правил.
       2.1.5. До  подготовки  дизелей к действию необходимо проверить
   исправность противопожарных,  водоотливных и осушительных средств,
   пожарной сигнализации в машинном помещении,  аварийного освещения.
   Кроме того,  при подготовке главных дизелей проверить правильность
   показаний  машинного телеграфа,  исправность действия всех средств
   связи машинного помещения  с  рулевой  рубкой  и  другими  постами
   управления энергетической установкой.
       2.2. Подготовка дизеля к действию
       2.2.1. После непродолжительного перерыва в работе (не более 48
   часов без производства ремонтных работ) необходимо:
       1) произвести наружный осмотр дизеля;
       2) подготовить к действию и проверить исправность механизмов и
   систем, обслуживающих   дизель,   в  соответствии  с  требованиями
   п. п. 2.3 - 2.8;
       3) прокачать и прогреть дизель водой и маслом;
       4) проверить исправность средств автоматизации,  в  том  числе
   аварийно  -  предупредительной  сигнализации  и  защиты,  наружным
   осмотром,  по показаниям контрольно  -  измерительных  приборов  и
   других средств индикации,  а также с помощью устройств встроенного
   контроля (при наличии);
       5) провернуть   коленчатый  вал  (валоповоротным  устройством,
   вручную и др.).
       2.2.2. При подготовке главных  дизелей  к  действию  вахтенный
   механик обязан записывать в вахтенный машинный журнал:
       1) все   команды,  полученные  от  капитана  и  его  вахтенных
   помощников, а также распоряжения главного (старшего) механика;
       2) время выполнения и содержание основных операций, результаты
   проводимых проверок и замеров.
       2.2.3. Об  окончании  подготовки  главных  дизелей  к действию
   вахтенный механик обязан доложить главному (старшему) механику и с
   его разрешения вахтенному помощнику капитана.
       2.2.4. Пуск дизеля разрешается после выполнения всех  операций
   по  его  подготовке.  При  экстренном  пуске,  связанном с угрозой
   человеческой  жизни,  или  в  аварийной  ситуации  допускается  не
   выполнять требования п. 2.2.1.
       2.2.5. Запрещается ввод в действие и работа дизелей в случаях:
       1) несоответствия характеристик топлива и  масла  указанным  в
   инструкции  по  эксплуатации  или  требованиям раздела 7 настоящих
   Правил;
       2) наличия  трещин  в  фундаментной  раме,  коленчатых  валах,
   шатунах,   анкерных   связях   головных,   рамовых   и   мотылевых
   подшипников,  а  также  трещин,  пропускающих  воду или масло,  на
   рабочих поверхностях  блока,  на  цилиндрах,  головках  поршней  и
   крышках цилиндров, неисправных турбокомпрессоров;
       3) раскепов коленчатого вала, превышающих установленные нормы;
       4) неисправного состояния пускового и реверсивного устройства;
   органов  газораспределения  и  подачи  топлива;   всережимного   и
   предельного    регуляторов   частоты   вращения;   валоповоротного
   устройства, валопровода, его подшипников и сальников дейдвуда (для
   главных дизелей с прямой передачей на винт);
       5) давления смазочного масла,  топлива и охлаждающей воды ниже
   установленной нормы;
       6) подплавленных  или  имеющих  выкрашивание  белого   металла
   рамовых, мотылевых и головных подшипников;
       7) неисправности  предохранительных  и   защитных   устройств,
   сигнализации,  редуктора  и  муфт,  системы  предпусковой прокачки
   циркуляционным маслом;
       8) износа   основных   ответственных   деталей,   превышавшего
   предельно допустимые значения,  а также отсутствия  документальных
   данных  о  фактических  размерах  трущихся  деталей  и  зазорах  в
   соединениях;
       9) наличия посторонних стуков и шумов в дизеле;
       10) неисправности  или   отсутствия   штатных   контрольно   -
   измерительных  приборов,  а также наличия приборов,  срок действия
   поверок которых истек,  с поврежденными пломбами, не имеющих пломб
   и клейм поверяющих организаций;
       11) наличия неисправностей в системах трубопроводов дизеля;
       12) неисправности газовыпускных коллекторов.
       2.2.6. При подготовке дизеля к действию после продолжительного
   бездействия  (более  48  часов),  сборки,  ремонта  и  консервации
   необходимо:
       1) произвести   тщательный   наружный    осмотр    дизеля    и
   обслуживающих его механизмов, обратив особое внимание на состояние
   узлов, подвергавшихся ремонту;
       2) через  клапанные  или  форсуночные  отверстия,  отверстия в
   крышках  осмотреть  внутренние  полости  цилиндров,  убедиться   в
   отсутствии  на  головках поршней посторонних предметов,  топлива и
   воды,  осмотреть через специальные лючки выпускные  и  продувочные
   окна,  а  также  поршневые  кольца,  проворачивая  коленчатый  вал
   дизеля;
       3) проверить  затяжку и шплинтовку гаек и болтовых соединений,
   обращая  особое  внимание  на  состояние  наиболее   ответственных
   деталей  и  частей  дизеля  (шатунные  болты,  рамовые подшипники,
   фундаментная рама, маховик и т.п.);
       4) проверить  наличие  и исправность всех штатных контрольно -
   измерительных приборов;
       5) осмотреть  и  при  необходимости  разобрать,  прочистить  и
   промыть все фильтрующие элементы;
       6) проверить  регулировку  всех  элементов газораспределения и
   топливоподачи;
       7) осмотреть отстойные и расходные цистерны топлива, убедиться
   в отсутствии в них воды  и  грязи,  заполнить  цистерны  топливом,
   прокачать  топливо  через всю систему до полного удаления воздуха,
   проверить герметичность топливопроводов;
       8) убедиться   в   поступлении  топлива  к  топливным  насосам
   высокого  давления,  спрессовать  насосы,  проверить  правильность
   установки   нулевой   подачи   топлива,  поставив  рукоятку  поста
   управления в положение "Стоп";
       9) заполнить  систему  смазки,  лубрикаторы и пресс - масленки
   соответствующим маслом и прокачать его к местам смазки;
       10) заполнить  систему  охлаждения  дизеля водой,  убедиться в
   отсутствии пропуска воды в картер через уплотнение втулок  рабочих
   цилиндров,   а   также   проверить   герметичность   всей  системы
   охлаждения;
       11) заполнить  и  прокачать  маслом (водой) систему охлаждения
   поршней и проверить ее герметичность;
       12) проверить  все  опорные  и  упорные  подшипники  дизеля  и
   валопровода,  залить в них масло до необходимого уровня, проверить
   систему охлаждения упорного и опорных подшипников;
       13) отрегулировать  давление  и   качество   распыла   топлива
   форсунками    путем   их   опрессовки   согласно   инструкции   по
   эксплуатации;
       14) убедиться  в  отсутствии  посторонних предметов,  топлива,
   масла,  воды и грязи во внутренних полостях газовыпускного тракта,
   всасывающего коллектора и ресивера продувочного воздуха.
       2.2.7. Подготовка к действию дизелей после их сборки, ремонта,
   продолжительного   бездействия   в  состоянии  консервации  должна
   производиться  под  непосредственным  руководством  и  наблюдением
   главного  (старшего) или второго механиков.  Расконсервация дизеля
   должна производиться в  соответствии  с  заводской  инструкцией  и
   указаниями   по  консервации,  хранению  и  расконсервации  дизеля
   (Приложение 1).
       2.3. Подготовка масляных систем (смазки и охлаждения)
       2.3.1. Проверить уровень  масла  в  сточных  цистернах  или  в
   картерах   дизеля   и  редуктора,  в  маслосборниках  или  сточных
   цистернах турбокомпрессоров наддува,  в масляных  сервомоторах,  в
   корпусе   упорного  и  опорного  подшипников,  в  лубрикаторах,  в
   регуляторе частоты вращения. При необходимости пополнить их маслом
   до  требуемого  уровня.  Пополнить  масленки  ручной  и  фитильной
   смазки,  колпачковые  масленки.  Убедиться  в  отсутствии  воды  в
   циркуляционном масле.
       2.3.2. Убедиться  в  исправности   устройств   автоматического
   пополнения и поддержания уровня масла в цистернах.
       2.3.3. Подготовить    к    работе    масляные    фильтры     и
   маслоохладители,  привести  клапаны  на  трубопроводах  в  рабочее
   положение.
       2.3.4. Перед   проворачиванием   дизеля  подать  масло  в  его
   цилиндры,  цилиндры продувочных (наддувочных) насосов и  в  другие
   места лубрикаторной смазки, приводя лубрикаторы в действие вручную
   либо независимым приводом.  Подать масло  ко  всем  точкам  ручной
   смазки.
       2.3.5. Подготовить  к  работе  и  пустить  автономные масляные
   насосы дизеля,  редуктора,  турбокомпрессоров.  Проверить действие
   дистанционного    автоматизированного   управления   основными   и
   резервными насосами,  удалить из систем воздух.  Прокачать  маслом
   системы   смазки  дизеля  и  турбокомпрессоров  при  одновременном
   проворачивании  дизеля   валоповоротным   устройством   (при   его
   отсутствии  -  вручную).  Убедиться  в наличии требуемого давления
   масла в системе по штатным приборам,  проверить поступление  масла
   ко всем точкам смазки дизеля, а также на охлаждение поршней. После
   окончания прокачивания отключить валоповоротное устройство.
       2.3.6. В  установках  с  отбором   мощности   через   редуктор
   подготовить к работе масляную систему редуктора.
       2.3.7. При  температуре  воздуха  в машинном помещении ниже 15
   град.  C необходимо подогреть масло.  При  отсутствии  специальных
   нагревательных  устройств  масло  нагревают  путем  прокачки через
   систему во время прогрева дизеля паром  или  водой  от  работающих
   дизелей.  Температура  масла при этом не должна превышать 45 град.
   C.
       2.3.8. При   достижении  контролируемыми  параметрами  рабочих
   значений убедиться в  исчезновении  аварийно  -  предупредительных
   световых сигналов.
       2.4. Подготовка системы водяного охлаждения
       2.4.1. Подготовить   к   работе   фильтры,   водоохладители  и
   водоподогреватели,  установить клапаны и краны на трубопроводах  в
   рабочее положение и проверить их исправность в действии.
       2.4.2. Проверить   уровень   воды  в  расширительной  цистерне
   контура пресной воды и в цистернах  автономных  систем  охлаждения
   поршней и форсунок. При необходимости пополнить системы водой.
       2.4.3. Подготовить  к  работе  и  включить  автономные  насосы
   системы пресной охлаждающей воды (цилиндров,  поршней,  форсунок и
   т.д.).  Насосы  должны работать в течение всего времени подготовки
   дизеля.
       Подготовить к   работе  и  включить  насос  системы  забортной
   охлаждающей  воды  для  водо-  и  маслоохладителей.  Насос  должен
   работать  только  в  течение  времени,  достаточного  для проверки
   исправности  системы  и  насоса  (если  он  не  предназначен   для
   обслуживания других потребителей).
       Проверить действие     дистанционного      автоматизированного
   управления основными и резервными насосами.  Довести давление воды
   до рабочего, выпустить из системы воздух.
       2.4.4. При  прокачивании  системы охлаждения цилиндров поршней
   необходимо поддерживать температуру охлаждающей воды от 45  до  55
   град.  C,  а  воды  охлаждения  форсунок  -  от 60 до 80 град.  C.
   Проверить работу приборов контроля и регулирования температуры.
       2.4.5. При  охлаждении  дизеля  забортной водой (одноконтурная
   система) установить клапаны на трубопроводах в рабочее  положение,
   включить  автономный  насос,  прокачать  дизель забортной водой до
   полного вытеснения воздуха из системы. Проверить работу резервного
   насоса.
       2.4.6. При прогреве  дизеля  паром  необходимо  предварительно
   убедиться  в  том,  что  все  полости  охлаждения заполнены водой.
   Давление пара в этом случае не должно  быть  выше  0,25  МПа  (2,5
   кгс/кв.  см),  подача  пара  осуществляется  в нижнюю часть блока.
   Прогрев дизеля  только  паром  при  незаполненных  водой  полостях
   запрещается.
       2.4.7. При   достижении  контролируемыми  параметрами  рабочих
   значений убедиться в  исчезновении  аварийно  -  предупредительных
   световых сигналов.
       2.5. Подготовка топливной системы
       2.5.1. Проверить  наличие  топлива  в   расходных   цистернах,
   удалить   отстой   воды,  проверить  чистоту  фильтров,  заполнить
   трубопровод топливом до полного  вытеснения  воздуха  из  системы.
   Убедиться  в исправности аварийно - предупредительной сигнализации
   при минимальном уровне топлива в расходной цистерне.
       2.5.2. Установить в рабочее положение клапаны на трубопроводах
   от расходной  цистерны  к  дизелю,  возврата  топлива  от  насосов
   дизеля,  охлаждения форсунок топливом и проверить их исправность в
   действии.
       2.5.3. Если температура воздуха в машинном помещении превышает
   температуру застывания топлива менее чем на 15 - 20  град.  C,  то
   топливо в расходных цистернах и трубопроводах необходимо подогреть
   с помощью системы обогрева.
       2.5.4. Подготовить  к  работе  и  пустить  автономные  насосы:
   топливоподкачивающий   и   охлаждения   форсунок   топливом,   при
   необходимости  удалить  из трубопроводов воздух,  довести давление
   топлива до рабочего, убедиться в исправности насосов и систем.
       Проверить действие  дистанционного  управления   основными   и
   резервными насосами. Остановить насосы.
       2.5.5. Если произведена замена топливных насосов, форсунок или
   топливных трубопроводов,  необходимо прокачать  вручную  топливные
   насосы  через  открытые  контрольные  краны  форсунок  до  полного
   вытеснения  воздуха.  После  закрытия  контрольных  кранов   вновь
   прокачать    топливо   до   начала   значительного   сопротивления
   перемещению  рычага  ручной  прокачки.  Сопротивление  перемещению
   рычага свидетельствует об отсутствии воздуха в системе.  Убедиться
   в  отсутствии  заедания  топливной  рейки  с  отключенными  тягами
   регулятора.
       2.5.6. При  работе  дизеля  на  топливе  с повышенной исходной
   вязкостью необходимо:
       1) подогреть  топливо  в трубопроводах и в расходных цистернах
   топливной системы,  при этом максимальная температура  подогретого
   топлива в емкостях,  сообщенных с атмосферой, должна быть не менее
   чем на 10 град.  C ниже температуры вспышки по Мартенс - Пенскому,
   указанной в паспорте топлива;
       2) подготовить  к  работе  устройства  гомогенизации  (при  их
   наличии),  сепарации  и фильтрации топлива,  регуляторы вязкости в
   соответствии с инструкциями;
       3) ввести    в    действие   и   проверить   работоспособность
   вискозиметра;
       4) пуск и прогрев дизеля производить на топливе,  не требующем
   подогрева, если это обусловливает инструкция по эксплуатации.
       2.6. Подготовка систем пуска, продувки, наддува и выпуска
       2.6.1. Удалить из баллонов пускового воздуха конденсат и масло
   путем  продувки,  проверить  давление  в  баллонах.  Подготовить к
   работе и пустить компрессор,  убедиться в его  нормальной  работе.
   Проверить  систему  управления  компрессорами.  Пополнить  баллоны
   воздухом.  Проконтролировать,  чтобы температура  сжатого  воздуха
   перед поступлением в баллоны была не выше 40 град. C.
       2.6.2. Проверить исправность  действия  пускового  устройства,
   установить органы управления пуском в положение "Стоп".
       2.6.3. Плавно  открыть  запорные  клапаны  подачи  воздуха  от
   баллонов к посту управления и главному пусковому клапану.
       2.6.4. Для  дизелей  с  электростартерным   пуском   проверить
   заряженность  аккумуляторных  батарей и при необходимости провести
   их подзарядку.
       2.6.5. Подготовить   к   работе  воздухоохладители  и  фильтры
   наддувочного воздуха.
       2.6.6. При  необходимости  удалить  воду  и  масло из ресивера
   продувочного  воздуха,   впускного   и   выпускного   коллекторов,
   подпоршневых  полостей  продувочных  насосов,  воздушных  полостей
   воздухоохладителей,     газовых     и      воздушных      полостей
   турбокомпрессоров.   Проверить   и   пустить   в   ход  автономные
   продувочные насосы.
       2.6.7. Подготовить   к   работе   турбокомпрессоры.  Проверить
   наличие масла в ваннах подшипников,  исправность фильтров и работу
   масляных насосов.
       Обратить внимание на чистоту и крепление фильтра  -  заборника
   воздуха.  Убедиться,  чтобы при работе турбины никакие посторонние
   предметы не могли попасть внутрь.
       2.6.8. Открыть    все    устройства,   закрывающие   выпускной
   трубопровод. На судах, где выпускной трубопровод расположен вблизи
   или  ниже  ватерлинии,  наружное  запорное  устройство открывается
   одновременно с пуском дизеля.  Порядок пуска в этом случае  должен
   быть     оговорен     специальной    инструкцией,    разработанной
   соответствующей механической службой судовладельца.
       2.6.9. Категорически  запрещается  при  пуске дизеля применять
   кислород или любой горючий газ. При использовании для пуска дизеля
   сжатого  газа,  доставляемого  на  судно  в баллонах,  обязательно
   проверить на берегу с  помощью  тлеющей  лучины,  не  является  ли
   доставленный газ кислородом или горючим газом.
       2.7. Подготовка валопровода
       2.7.1. Произвести  наружный  осмотр  валопровода,  редукторов,
   муфт,  подшипников,  фланцевых  соединений  валов,  дейдвудного  и
   переборочных сальников,  механизмов, расположенных на валопроводе,
   системы прокачки дейдвуда,  смазочного масла редуктора, охлаждения
   подшипников валопровода.
       Убедиться в  исправности  защитных  ограждений,  в  отсутствии
   посторонних предметов на валопроводе.
       2.7.2. Проверить наличие смазочного масла в опорных и  упорном
   (не  встроенном  в дизель) подшипниках,  редукторах и муфтах и при
   необходимости пополнить их до нормы.
       Проверить исправность     маслораспределительных     устройств
   подшипников.
       2.7.3. На судах с баббитовыми подшипниками дейдвуда произвести
   наружный осмотр системы  смазочного  масла  подшипников  дейдвуда,
   проверить  наличие масла в циркуляционных цистернах,  установить в
   рабочее положение клапаны  системы  и  включить  насос  смазочного
   масла.
       2.7.4. Проверить положение тормоза валопровода и  убедиться  в
   его исправности, включая систему дистанционного управления (при ее
   наличии). Установить тормоз в положение "Выключено".
       2.7.5. Проверить  наличие  консистентной  смазки в колпачковых
   масленках дейдвудного и переборочных сальников и при необходимости
   пополнить  их.  Набить  сальники  смазкой  завинчиванием колпачков
   масленок.
       2.7.6. Произвести  внешний  осмотр  контрольно - измерительных
   приборов и средств автоматизации, убедиться в их исправности.
       2.7.7. Отжать   нажимную   втулку   дейдвудного   сальника  до
   появления отдельных капель забортной воды.
       2.7.8. Открыть  клапаны  подачи  забортной  воды  на  прокачку
   дейдвуда и охлаждение подшипников валопровода.
       2.7.9. Подготовка  валопровода  с гребным винтом регулируемого
   шага (ВРШ) осуществляется  в  соответствии  с  разделом  2  Правил
   технической  эксплуатации  судовых  гребных  винтов  регулируемого
   шага.
       2.8. Проворачивание и пробные пуски дизеля
       2.8.1. Перед вводом в действие дизеля необходимо:
       1) провернуть дизель валоповоротным устройством (вручную) на 2
   - 3 оборота при  открытых  индикаторных  кранах  (декомпрессионных
   клапанах);
       2) провернуть дизель сжатым воздухом (стартером) при  открытых
   индикаторных кранах (декомпрессионных клапанах);
       3) произвести пробные пуски на топливе.
       При проворачивании дизеля валоповоротным устройством (вручную)
   или  воздухом  (стартером) должна быть включена система смазки,  а
   при пробных пусках - также и система охлаждения.
       Для дизелей  и  дизель  -  генераторов  с  автоматическим  или
   дистанционным   пуском,   находящихся   в   горячем   резерве,   в
   соответствии  с  периодичностью,  установленной   инструкцией   по
   эксплуатации, проверять автоматический или дистанционный пуск.
       При наличии системы ДАУ или ДУ управление дизельной установкой
   должно  быть  опробовано из машинного помещения или ЦПУ и передано
   вахтенному помощнику капитана для  проверки  действия  системы  из
   рулевой рубки.
       2.8.2. Перед проворачиванием дизеля валоповоротным устройством
   необходимо убедиться в следующем:
       1) рукоятка управления дизелем установлена в положение "Стоп";
       2) клапаны   пускового  воздуха  на  баллонах  и  трубопроводе
   закрыты;
       3) на  постах  управления  вывешены  таблички  "Валоповоротное
   устройство включено. Дизель не пускать";
       4) блокировочный  клапан  валоповоротного устройства действует
   исправно;
       5) индикаторные краны (декомпрессионные клапаны) открыты.
       2.8.3. Проворачивание  и   пробные   пуски   главных   дизелей
   разрешается производить в установках:
       1) с прямой передачей мощности на гребной винт при  отсутствии
   разобщительных  муфт  -  только  после разрешения капитана или его
   вахтенного помощника;
       2) с передачей мощности на винт через разобщительную муфту при
   отключенной  муфте  -  без  специального   разрешения   вахтенного
   помощника капитана.
       2.8.4. Проворачивание и пробные  пуски  дизель  -  генераторов
   необходимо   производить   с   ведома   лица,   ответственного  за
   эксплуатацию электрооборудования.
       2.8.5. При  проворачивании  дизеля  валоповоротным устройством
   необходимо следить за отсутствием пропусков воды,  топлива и масла
   в местах уплотнения деталей и систем трубопроводов дизеля.
       Во время   проворачивания   дизеля   следить   по   показаниям
   амперметра   за   нагрузкой    электродвигателя    валоповоротного
   устройства.   При   значениях   потребляемого   тока,  превышающих
   допустимые,  и резких  колебаниях  стрелки  амперметра  немедленно
   остановить валоповоротное устройство, выяснить причину и устранить
   неисправность.   Категорически   запрещается   проворачивание   до
   устранения  неисправностей.  Убедиться  в  отсутствии  в цилиндрах
   воды,  масла,  топлива.  По  окончании  проворачивания   выключить
   валоповоротное   устройство,   надежно   его   застопорить,  снять
   предупредительные таблички с постов управления.
       2.8.6. В установке  с  дизелями,  работающими  на  винт  через
   разобщительные   муфты   на   линии   валопровода,   по  окончании
   проворачивания дизеля и получения разрешения вахтенного  помощника
   капитана   включить   валоповоротное   устройство   и   провернуть
   валопровод, руководствуясь указаниями п. 2.8.5.
       2.8.7. Проворачивание   дизеля   сжатым   воздухом  необходимо
   производить при  открытых  индикаторных  кранах  (декомпрессионных
   клапанах),   спускных   кранах  ресивера  продувочного  воздуха  и
   выпускного  коллектора.   Убедиться   в   исправности   дизеля   и
   турбокомпрессора.
       2.8.8. Перед  пуском  главного  дизеля,  работающего  на  винт
   регулируемого шага (ВРШ),  необходимо проверить  наличие  масла  в
   установке,  проверить в действии систему управления ВРШ. Убедиться
   в  том,  что  указатели  шага  винта  на  всех  постах  управления
   согласованы и время перекладки лопастей соответствует указанному в
   инструкции по эксплуатации.  После проверки лопасти ВРШ установить
   в  положение  нулевого  упора  (подробно  см.  Правила технической
   эксплуатации судовых гребных винтов регулируемого шага).
       2.8.9. В  дизель  -  электрических  установках,  а   также   в
   установках, работающих на гребной винт через разобщительные муфты,
   после  проворачивания  воздухом  при  выключенных   разобщительных
   муфтах следует произвести пробный пуск дизеля на топливе.
       2.8.10. Пробный пуск дизеля на топливе необходимо  производить
   при  закрытых  индикаторных  и  спускных  кранах (декомпрессионных
   клапанах).  Убедиться в исправности систем пуска и реверса, работе
   всех цилиндров, отсутствии посторонних шумов и стуков.
       2.8.11. У дизелей,  имеющих установки ДАУ и ДУ,  пробные пуски
   необходимо  произвести  (после  опробования  с  постов  управления
   местного  и  ЦПУ)  из  рулевой  рубки.  Убедиться  в  правильности
   действия систем ДАУ и ДУ.
       2.8.12. Если   подготовленный  дизель  не  вводится  в  работу
   длительное время и  должен  находиться  в  постоянной  готовности,
   необходимо  каждый  час,  по  согласованию  с вахтенным помощником
   капитана,  проворачивать  двигатель   валоповоротным   устройством
   (вручную)  с  открытыми  индикаторными  кранами (декомпрессионными
   клапанами).
       2.9. Пуск дизеля
       2.9.1. Пуск    главного   дизеля   должен   осуществляться   в
   соответствии с требованиями заводской инструкции по эксплуатации и
   настоящих Правил.
       2.9.2. В установках с дизелями, работающими на генератор, ВРШ,
   винт   фиксированного   шага  (ВФШ)  через  разобщительную  муфту,
   необходимо пускать дизель без нагрузки.
       2.9.3. Непосредственно после пуска  дизеля  вахтенный  механик
   должен   проверить   показания  всех  контрольно  -  измерительных
   приборов.  В первую очередь проверить и,  в случае  необходимости,
   отрегулировать  давление  масла  в  системе  смазки  и охлаждения,
   давление  топлива  после  подкачивающего   насоса.   Убедиться   в
   отсутствии ненормальных шумов и стуков.
       При обнаружении неполадок в работе дизеля при пуске  вахтенный
   механик  обязан  доложить  о  них  вахтенному помощнику капитана и
   главному  (старшему)  механику,  одновременно  принять  меры   для
   быстрейшего   устранения   неполадок  или,  если  это  необходимо,
   остановить дизель.
       2.9.4. После    пуска    дизеля,   оборудованного   средствами
   автоматизации,  убедиться в правильности  их  функционирования  по
   сигнальным   лампам   исполнительной   сигнализации  и  средствами
   контроля (местного и дистанционного).
       2.9.5. При  пуске  дизеля  с  помощью электростартера включить
   свечи накала (при их наличии) за 30 с до включения электростартера
   и  выключить  немедленно  после  начала  работы дизеля на топливе.
   Общая продолжительность непрерывной работы свечей накала  за  один
   пуск  не  должна  превышать  1,5  мин.  Включить  декомпрессионное
   устройство,  подачу топлива в  цилиндры  и  электростартер.  Когда
   коленчатый    вал    сделает    несколько    оборотов,   выключить
   декомпрессионное   устройство.   Электростартер   можно    держать
   включенным  не более 10 - 15 с.  С момента начала работы дизеля на
   топливе электростартер немедленно выключить. Повторные пуски можно
   осуществлять  с  перерывом  не менее 2 мин.  и только после полной
   остановки дизеля.
       2.9.6. Пуск   дизеля   с  помощью  запального  патрона  должен
   производиться  с  соблюдением  техники   и   мер   противопожарной
   безопасности   в   следующем  порядке:  вынуть  запальный  патрон,
   вставить в него пропитанную селитрой бумагу,  зажечь ее, закрепить
   запальный патрон с тлеющей бумагой в гнезде крышки цилиндра.
       2.9.7. Пуск дизеля  вручную  разрешается  только  при  наличии
   безопасных, автоматически выключающихся ручек в следующем порядке:
   включить декомпрессионное устройство,  установить рычаг управления
   подачей  топлива  в  положение,  соответствующее  холостому  ходу,
   раскрутить коленчатый вал с помощью пусковой  рукоятки,  выключить
   декомпрессионное устройство и продолжить вращение коленчатого вала
   до получения первых вспышек в цилиндрах.
       2.9.8. При пуске дизеля в ход сжатыми отработавшими газами, до
   того как дизель  будет  нагружен,  пополнить  пусковые  баллоны  с
   помощью   специально  предусмотренного  газоотборного  клапана  до
   рекомендуемого инструкцией по эксплуатации давления.  По окончании
   пополнения баллонов газоотборный клапан закрыть.
   
              3. Техническое использование дизеля во время
                 работы и обслуживание при бездействии
   
       3.1. Общие указания
       3.1.1. На судах,  где  предусмотрено  вахтенное  обслуживание,
   механик обязан:
       1) осуществлять  контроль  за  работой дизеля и обслуживающими
   его вспомогательными механизмами,  устройствами  отбора  мощности,
   системами    и   трубопроводами   по   показаниям   контрольно   -
   измерительных  приборов,  сигналам  исполнительной  и  аварийно  -
   предупредительной сигнализации, а также путем осмотра, проверки на
   ощупь доступных узлов и  прослушивания,  руководствуясь  при  этом
   требованиями инструкции завода - изготовителя и настоящих Правил;
       2) обеспечивать  заданные  режимы  работы  главного  дизеля  в
   соответствии с указаниями капитана или его  вахтенного  помощника,
   не допуская отклонений от заводской инструкции по эксплуатации.
       3.1.2. Во время вахты при работающем дизеле вахтенный  механик
   обязан  записывать  в  машинный журнал все команды,  полученные от
   капитана или его  вахтенного  помощника,  показания  контрольно  -
   измерительных    приборов,    все   сведения   о   неисправностях,
   обнаруженных в процессе работы дизеля,  в том числе  системы  ДАУ,
   средств  аварийно  -  предупредительной  сигнализации и защиты,  о
   принятых мерах по их устранению и другие  данные,  предусмотренные
   правилами ведения машинного журнала.
       3.1.3. Периодичность  и   объем   обслуживания   дизелей   без
   постоянной  вахты в машинном помещении устанавливается инструкцией
   по    эксплуатации,    разработанной    соответствующей    службой
   судовладельца и согласованной с инспекцией Регистра.
       3.1.4. При   срабатывании   защиты   и   (или)   аварийно    -
   предупредительной  сигнализации  (АПС) по критическому сигналу <*>
   вахтенный механик обязан принять  немедленные  меры  к  устранению
   неисправности  и  доложить  об этом главному (старшему) механику и
   вахтенному помощнику капитана.
       --------------------------------
       <*> Сигнал  об   отклонении   контролируемого   параметра   до
   предельного   значения,   при   котором   дальнейшая  эксплуатация
   оборудования недопустима.
   
       В случае отказа средств автоматизации дизелей и  обслуживающих
   их  механизмов (исчезновение питания,  ложное срабатывание АПС или
   защиты,  неправильное выполнение или невыполнение команды,  ложное
   показание  средств  отображения информации,  а также при появлении
   сигналов,  причину которых  вахтенный  персонал  определить  не  в
   состоянии)   необходимо  сообщить  главному  (старшему)  механику.
   Одновременно должны  быть  приняты  меры  для  поддержания  режима
   работы  дизелей  путем  ввода  в  действие  резервных  технических
   средств (при необходимости) и перехода  на  ручное  управление,  а
   также необходимо усилить контроль.
       3.1.5. При  обнаружении  неисправностей  изменять режим работы
   главных дизелей и  останавливать  их  можно  только  с  разрешения
   капитана или его вахтенного помощника. При непосредственной угрозе
   аварии дизеля или опасности для жизни людей в машинных помещениях,
   связанной    с    работой   дизеля,   вахтенный   механик   вправе
   самостоятельно изменить режим работы или остановить главный дизель
   и  немедленно  доложить  об  этом  вахтенному помощнику капитана и
   главному (старшему) механику.
       Запрещается останавливать  дизель  без  разрешения  вахтенного
   помощника капитана в районах интенсивного судоходства, мелководья,
   в районе порта,  в условиях ограниченной видимости в узкостях, при
   подходе к берегу и других сложных условиях плавания.
       3.1.6. Обнаруженные   во  время  работы  дизеля  неисправности
   должны,  как правило,  устраняться после его остановки. Устранение
   их  на  работающем  дизеле  допускается  как исключение в случаях,
   когда это не может привести к его вынужденной остановке.
       3.1.7. Во   время   работы  дизеля  необходимо  контролировать
   следующие параметры:
       1) частоту вращения дизеля, турбокомпрессоров;
       2) давление  в  циркуляционной   системе   смазки   дизеля   и
   редуктора, охлаждения поршней, давление масла до и после фильтров;
       3) температуру циркуляционного масла на входе и  выходе  после
   маслоохладителей, а также охлаждающего масла на выходе из поршней;
       4) уровень масла в сточных и  напорных  цистернах,  в  картере
   дизеля, маслосборниках турбокомпрессоров, лубрикаторах;
       5) давление    воды     охлаждения     цилиндров,     поршней,
   турбокомпрессоров, охладителей масла, воды и воздуха;
       6) температуру воды на входе и выходе из  цилиндров,  поршней,
   турбокомпрессоров, охладителей масла, воды и воздуха;
       7) давление охлаждающей среды (воды,  топлива, масла) на входе
   в форсунки и температуру на выходе из них;
       8) уровень воды в расширительной и сточной цистернах;
       9) давление   топлива   после   топливоподкачивающего  насоса,
   температуру или вязкость топлива перед топливными насосами  дизеля
   (при работе на топливе повышенной вязкости);
       10) уровень топлива в расходных цистернах;
       11) давление пускового воздуха перед главным пусковым клапаном
   и в воздушных баллонах;
       12) давление     наддувочного     воздуха     до    и    после
   воздухоохладителей и его температуру после воздухоохладителей;
       13) параметры питания (давление масла или воздуха,  напряжение
   электрического тока) в системе управления дизелем;
       14) температуру выпускных  газов  по  цилиндрам,  в  выпускном
   коллекторе, перед и после турбокомпрессоров;
       15) температуру узлов трения (подшипников  дизеля,  редуктора,
   упорного подшипника и др.);
       16) концентрацию масляного тумана в картере дизеля;
       17) параметры,   характеризующие  условия  смазки  подшипников
   турбокомпрессоров (в  зависимости  от  конструктивного  исполнения
   системы смазки).
       3.1.8. Периодичность      контроля      параметров      дизеля
   устанавливается  инструкцией  по  эксплуатации  в  зависимости  от
   надежности его узлов,  уровня оснащения средствами автоматизации и
   условий эксплуатации.
       3.1.9. Необходимо  периодически  (при вахтенном обслуживании -
   не реже чем  через  4  ч,  а  при  безвахтенном  -  руководствуясь
   требованием п. 3.1.3) сверять показания контрольно - измерительных
   приборов  в  рулевой  рубке,  ЦПУ - с показаниями штатных приборов
   контроля.
       3.2. Прогрев и ввод дизеля в режим эксплуатационной нагрузки
       3.2.1. Время, необходимое для прогрева дизеля до включения его
   под  нагрузку после пуска,  регламентируется заводской инструкцией
   по  эксплуатации  и,  кроме  того,  определяется  типом  дизельной
   установки,  ее техническим состоянием. Запрещается сокращать время
   прогрева и ввода дизеля  в  режим  эксплуатационной  нагрузки,  за
   исключением    случаев,    вызванных    требованиями   обеспечения
   безопасности судна и связанных с угрозой человеческой жизни.
       Продолжительность работы дизеля на холостом ходу и минимальная
   нагрузка при прогреве должны соответствовать требованиям заводской
   инструкции по эксплуатации.
       3.2.2. Если  в инструкции по эксплуатации отсутствуют указания
   по температурному режиму прогрева, то дизель считается прогретым и
   готовым для включения под нагрузку, если при установившемся режиме
   нагрузки и постоянных температурах воды и масла на входе в  дизель
   температуры  воды  и  масла  на  выходе  из  него  остаются  также
   постоянными с незначительными отклонениями от средней величины.
       При низкой температуре забортной воды,  поступающей в  систему
   охлаждения  дизельной установки,  необходимо часть теплой воды,  а
   также  часть   циркуляционного   масла   перепускать   помимо   их
   охладителей.  Следует  иметь  в  виду,  что лучше охлаждать дизель
   большим количеством теплой воды, чем малым количеством холодной.
       Перепуск всего  циркуляционного  масла  помимо  охладителя  не
   допускается,  так  как  оставшееся  в  нем  холодное  масло  после
   включения охладителя полностью в работу может образовать  масляную
   пробку,  затрудняющую проход горячего масла,  что может привести к
   аварии дизеля.
       3.2.3. Для судов с ВРШ при прогреве дизеля  управление  должно
   производиться с поста,  расположенного в машинном помещении. После
   прогрева дизеля управление  передается  в  рулевую  рубку,  о  чем
   должна быть сделана запись в машинном журнале.
       3.2.4. Ввод главного дизеля в режим эксплуатационной нагрузки,
   а  также  переход с одного режима на другой необходимо производить
   постепенно,  увеличивая нагрузку  (подачу  топлива)  на  небольшую
   величину.  На  каждой  ступени  нагрузки дизель должен проработать
   некоторое время.
       Рекомендуемые режимы ввода прогретого дизеля с нагрузки малого
   хода (10 - 15%  номинальной мощности) на эксплуатационную мощность
   приведены в таблице 1.  При вводе в режим со среднего хода или  на
   нагрузку меньше эксплуатационной количество ступеней и общее время
   ввода в режим соответственно уменьшаются.
       Не допускать резкого изменения нагрузки,  так  как  это  может
   привести  к  нарушению  режима  смазки  и возникновению повышенных
   механических и температурных напряжений в деталях.
   
                                                            Таблица 1
   
            РЕЖИМЫ ВВОДА ДИЗЕЛЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННУЮ МОЩНОСТЬ
   
   ----------------------T------------T-------------T---------------¬
   ¦   Толщина донышка   ¦ Количество ¦Время работы ¦  Общее время  ¦
   ¦   головки поршня,   ¦  ступеней  ¦ на каждой   ¦ ввода в режим,¦
   ¦         мм          ¦  нагрузки  ¦ступени, мин.¦      мин.     ¦
   +---------------------+------------+-------------+---------------+
   ¦До 20                ¦    10      ¦    1 - 2    ¦    10 - 20    ¦
   ¦Свыше 20 до 30       ¦  10 - 12   ¦    2 - 3    ¦    20 - 35    ¦
   ¦Свыше 30 до 40       ¦  12 - 13   ¦    3 - 4    ¦    35 - 50    ¦
   ¦Свыше 40 до 50       ¦  13 - 14   ¦    4 - 5    ¦    50 - 70    ¦
   ¦Свыше 50 до 60       ¦  14 - 15   ¦    5 - 6    ¦    70 - 90    ¦
   L---------------------+------------+-------------+----------------
   
       3.2.5. В  многодвигательных  установках,  работающих  на  винт
   через муфты и редуктор,  необходимо следить,  чтобы нагрузка между
   дизелями была распределена  равномерно.  Контроль  за  равномерным
   распределением  нагрузки  между  дизелями должен осуществляться по
   температурам выпускных  газов,  а  также  по  положению  указателя
   нагрузки или управляющих органов топливных насосов.
       3.2.6. При  наличии  системы  ДАУ,  в  которой   предусмотрена
   программа   разогрева  -  охлаждения  дизеля,  ввод  его  в  режим
   эксплуатационной нагрузки должен осуществляться включением системы
   ДАУ на указанную программу.
       3.3. Выбор режимов работы
       3.3.1. Эксплуатационная  частота  вращения  и эксплуатационная
   мощность  главного  дизеля,  при  которых  он   должен   работать,
   устанавливаются  в  соответствии  с  рекомендациями  инструкции по
   эксплуатации или указаниями соответствующих служб судовладельца  в
   зависимости от условий плавания судна (обрастание,  осадка,  ход с
   тралом,  температура и давление окружающего  воздуха,  волнение  и
   т.д.).
       3.3.2. Оценка  теплонапряженности   дизеля   производится   по
   следующим косвенным показателям:
       1) среднему индикаторному давлению или  среднему  давлению  по
   времени;
       2) положению указателя нагрузки (топливной рейки);
       3) температуре    выпускных   газов   за   цилиндрами   (перед
   турбинами);
       4) температуре   охлаждающей   воды   и  масла,  выходящих  из
   цилиндров и поршней;
       5) перепадам температуры охлаждающей воды и масла на дизеле.
       3.3.3. Механическая напряженность дизеля оценивается на основе
   измерений следующих параметров:
       1) крутящего момента или эффективной мощности;
       2) максимального давления сгорания;
       3) среднего индикаторного давления  или  среднего  давления  в
   цилиндрах по времени.
       3.3.4. На режимах внешней характеристики  дизеля  (номинальной
   или  эксплуатационной)  при  снижении  частоты  вращения  возможно
   увеличение его механической и тепловой напряженности.
       Длительная эксплуатация  большинства  форсированных  дизелей с
   нерегулируемым наддувом по внешней  характеристике  при  сниженной
   частоте вращения коленчатого вала не допускается.
       Пределы изменения частоты вращения коленчатого  вала  и  время
   непрерывной   работы  на  режимах  внешней  характеристики,  когда
   возможность такой работы предусматривается, определяются заводской
   инструкцией по эксплуатации.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное