Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
22.09.2017
USD
58.22
EUR
69.26
CNY
8.83
JPY
0.52
GBP
78.63
TRY
16.58
PLN
16.17
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 15.12.2004 N 29 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


         ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 15 декабря 2004 г. N 29
                                   
               О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
        ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
   
       В  связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях
   обеспечения   единообразного  подхода  к  применению   Федерального
   закона  от  26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
   (далее  -  Закон о банкротстве, Закон) Пленум Высшего  Арбитражного
   Суда  Российской  Федерации  на основании  статьи  13  Федерального
   конституционного   закона  "Об  арбитражных  судах   в   Российской
   Федерации"   постановляет   дать   арбитражным   судам    следующие
   разъяснения.
   
                            Общие положения
                            (статьи 1 - 29)
                                   
       1.  По  смыслу  пункта  2  статьи 4 Закона  о  банкротстве  для
   определения   наличия   признаков   банкротства   должника    могут
   учитываться   соответствующие  суммы,   взысканные   судом   вместо
   причитавшегося   кредитору  исполнения   обязательства   в   натуре
   (стоимость  не  переданной кредитору оплаченной им вещи,  стоимость
   оплаченных,  но не выполненных должником работ или  услуг  и  др.).
   Такие  требования кредиторов подлежат включению в реестр требований
   кредиторов   в   качестве   требований  конкурсных   кредиторов   и
   удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом  о  банкротстве.
   Такой  же  правовой режим распространяется и на суммы, присужденные
   кредитору  в  связи  с  изменением способа или  порядка  исполнения
   судебного   акта  или  постановления  иного  органа   (статья   324
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее  -
   АПК   РФ),   статья   434   Гражданского  процессуального   кодекса
   Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).
       2.  В  соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона  о  банкротстве
   требования  кредиторов по обязательствам, не являющимся  денежными,
   могут  быть  предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным
   судом  в  порядке,  установленном процессуальным законодательством.
   При    рассмотрении   указанных   споров   обеспечительные    меры,
   предусмотренные    процессуальным   законодательством    в    части
   ограничения  распоряжения ответчиком принадлежащим ему  имуществом,
   не  применяются,  если  в отношении должника (ответчика  в  исковом
   производстве) введены процедуры финансового оздоровления  (пункт  1
   статьи  81 Закона), внешнего управления (пункт 1 статьи 94 Закона),
   конкурсного производства (пункт 1 статьи 126 Закона).
       Арест  имущества должника, а также иные ограничения должника  в
   части   распоряжения  принадлежащим  ему  имуществом   могут   быть
   применены  лишь  по определению арбитражного суда, рассматривающего
   дело о банкротстве должника.
       3.  Согласно  пунктам  1  и 2 статьи  5  Закона  о  банкротстве
   текущими  платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства
   являются  денежные обязательства и обязательные платежи,  возникшие
   после  принятия заявления о признании должника банкротом,  а  также
   денежные  обязательства  и  обязательные платежи,  срок  исполнения
   которых   наступил   после   введения   соответствующей   процедуры
   банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не  подлежат
   включению  в  реестр  требований кредиторов. Кредиторы  по  текущим
   платежам  при  проведении соответствующих процедур  банкротства  не
   признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
       После  введения  следующей  процедуры  банкротства  платежи  по
   исполнению   обязательств,  возникших  до  принятия   заявления   о
   признании  должника банкротом, срок исполнения которых наступил  до
   даты  введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.
   При  этом  платежи  по  обязательствам,  возникшим  после  принятия
   заявления  о  признании  должника банкротом,  независимо  от  смены
   процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
       Проценты,  начисляемые в соответствии с пунктом 2 статьи  81  и
   пунктом  2  статьи  95 Закона о банкротстве, не  являются  текущими
   платежами   и   в  силу  прямого  указания  Закона  удовлетворяются
   согласно пункту 3 статьи 137.
       4.  Требования  налоговых, таможенных и  иных  органов,  в  чью
   компетенцию  в  силу законодательства входит взимание  и  взыскание
   соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам,  возникшим
   после  принятия  заявления  о признании  должника  банкротом  и  до
   открытия   конкурсного  производства,  а  также   по   обязательным
   платежам,   срок   исполнения  которых  наступил   после   введения
   соответствующей    процедуры   банкротства    (текущие    платежи),
   удовлетворяются  в  установленном  законодательством  порядке  (вне
   рамок дела о банкротстве).
       5.  При  рассмотрении вопроса о применении статьи  9  Закона  о
   банкротстве, когда удовлетворение требований одного или  нескольких
   кредиторов    приводит   к   невозможности   исполнения    денежных
   обязательств  должника в полном объеме перед  другими  кредиторами,
   заявление  руководителя должника принимается  арбитражным  судом  к
   рассмотрению  независимо от наличия решения органа, уполномоченного
   в  соответствии с учредительными документами должника  на  принятие
   решения    о    ликвидации   должника,   либо    решения    органа,
   уполномоченного  собственником  имущества  должника  -   унитарного
   предприятия.
       6.   При  оценке  арбитражными  судами  соблюдения  обязанности
   ликвидируемого  должника  по  обращению  в  суд  с   заявлением   о
   признании   его  банкротом  (пункт  2  статьи  9  Закона)   следует
   учитывать,  что  в  силу  пунктов  1  -  2  статьи  224  Закона   о
   банкротстве  такая обязанность возникает независимо  от  соблюдения
   условий, установленных пунктом 2 статьи 6 Закона.
       7.   Согласно   пункту  4  статьи  10  Закона   о   банкротстве
   субсидиарная  ответственность  указанных  в  данной  норме  лиц  по
   обязательствам   должника  может  быть   возложена   на   них   при
   недостаточности имущества должника и ее размер определяется  исходя
   из  разницы  между  размером требований  кредиторов,  включенных  в
   реестр  требований кредиторов, и денежными средствами,  вырученными
   от  продажи  имущества должника или замещения  активов  организации
   должника (пункт 5 статьи 129 Закона).
       Иски   конкурсных  управляющих  о  привлечении   этих   лиц   к
   ответственности    рассматриваются    судами    по    установленной
   процессуальным  законодательством подведомственности.  Предъявление
   такого  иска  может  служить основанием для отложения  рассмотрения
   вопроса  о  завершении конкурсного производства  (статьи  147,  149
   Закона).  В тех случаях, когда указанные лица не были привлечены  к
   субсидиарной   ответственности  в  таком  порядке,  соответствующие
   исковые  требования могут быть предъявлены к ним каждым  кредитором
   или  уполномоченным органом (пункт 3 статьи 56 Гражданского кодекса
   Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
       8.  При  рассмотрении арбитражными судами заявлений  конкурсных
   кредиторов  об  исключении  их собственных  требований  из  реестра
   требований  кредиторов  следует учитывать, что  согласно  пункту  1
   статьи  9  ГК  РФ граждане и юридические лица по своему  усмотрению
   осуществляют   принадлежащие   им  гражданские   права.   Поскольку
   реализация  требования к должнику представляет собой одну  из  форм
   осуществления  гражданского права, кредитор  вправе  отказаться  от
   его  реализации. В этом случае арбитражный суд выносит  определение
   об    исключении   требований   такого   кредитора   из    реестра.
   Законодательство  не  допускает повторного  обращения  кредитора  с
   требованием   к   должнику,  так  как  его  требование   уже   было
   рассмотрено  в  рамках  дела о банкротстве и  по  этому  требованию
   принят соответствующий судебный акт.
       По   смыслу   пункта  1  статьи  23  Федерального  закона   "Об
   исполнительном производстве" лица, требования которых исключены  по
   их  заявлению  из  реестра требований кредиторов,  при  последующем
   прекращении производства по делу о банкротстве должника  не  вправе
   повторно  обратиться за принудительным исполнением соответствующего
   судебного акта.
       9.   Требования  кредиторов,  включенные  в  реестр  требований
   кредиторов  на основании Федерального закона от 08.01.1998  N  6-ФЗ
   "О   несостоятельности  (банкротстве)",  не   подлежат   повторному
   рассмотрению арбитражным судом для целей их включения в реестр  при
   переходе  к процедурам, осуществляемым в соответствии с  Законом  о
   банкротстве.   Разногласия,   возникающие   между   кредиторами   и
   арбитражным   управляющим  по  таким  требованиям,  рассматриваются
   судом  в  соответствии с пунктами 10 - 11 статьи 16  и  статьей  60
   Закона.
       10.  В  силу  пункта  1 статьи 18 Закона о банкротстве  комитет
   кредиторов  состоит  из  физических  лиц,  которые  избираются   по
   предложению   конкурсных   кредиторов  и  уполномоченных   органов.
   Государственные  и муниципальные служащие могут избираться  членами
   комитета  кредиторов  по  предложению  уполномоченных  органов.   В
   законодательстве  не  содержится  требований  о  том,   что   члены
   комитета  кредиторов  должны  состоять  в  трудовых  отношениях   с
   конкурсным  кредитором  или  уполномоченным  органом.   Между   тем
   законодательство не запрещает избранному члену комитета  кредиторов
   состоять  в  трудовых  отношениях с  предлагавшим  его  к  избранию
   кредитором  или  уполномоченным органом или  в  гражданско-правовых
   отношениях   (например,  на  основании  агентского   договора   или
   договора поручения).
       Представителем работников должника может быть лицо,  являющееся
   работником  должника,  а  также лицо,  состоящее  в  иных  правовых
   отношениях  с  работниками должника, которые  уполномочивают  таких
   лиц действовать в качестве своего представителя.
       11. Поскольку согласно абзацу второму пункта 5 статьи 17 Закона
   о  банкротстве  передача  права голоса членом  комитета  кредиторов
   иному  лицу  не  допускается, член комитета  кредиторов  не  вправе
   выдавать  доверенность представителю для голосования на  заседаниях
   комитета  кредиторов  и  для  принятия  иных  решений,  входящих  в
   компетенцию комитета кредиторов.
       12.  Согласно  статье  29  Закона о  банкротстве  регулирующему
   органу  предоставлено  право обращаться в установленном  порядке  в
   арбитражный   суд  с  заявлением  о  дисквалификации   арбитражного
   управляющего.  В  соответствии  с пунктом  2  статьи  22  Закона  и
   статьей  28.1  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных
   правонарушениях   (далее   -   КоАП   РФ)   проверка   деятельности
   арбитражных   управляющих  входит  в  обязанности  саморегулируемых
   организаций  арбитражных управляющих, а к компетенции регулирующего
   органа  относится проведение проверок деятельности саморегулируемых
   организаций и арбитражных управляющих.
       Должностное  лицо регулирующего органа составляет  протокол  об
   административном     правонарушении,    совершенном     арбитражным
   управляющим, либо выносит определение об отказе в возбуждении  дела
   об административном правонарушении.
       Дела  о  привлечении арбитражных управляющих к административной
   ответственности  рассматриваются в  соответствии  с  КоАП  РФ  и  в
   порядке, предусмотренном АПК РФ.
       13.  Предъявление  не подтвержденных судебным актом  требований
   кредиторов,  вступающих в дело о банкротстве, -  один  из  способов
   судебной  защиты  гражданских прав  (пункт  1  статьи  11  ГК  РФ).
   Поэтому  предъявление должнику требования в деле  о  банкротстве  в
   установленном  Законом  порядке  служит  основанием  для   перерыва
   течения срока исковой давности (статья 203 ГК РФ).
       14.  Возражения на требования конкурсных кредиторов, основанные
   на  пропуске  сроков  исковой давности, являются  средством  защиты
   заинтересованных лиц и могут заявляться: до введения  наблюдения  -
   должником;   в   период  наблюдения  -  должником,  представителями
   учредителей   (участников)  должника  или  собственника   имущества
   должника   -   унитарного   предприятия;  в   течение   финансового
   оздоровления  - должником, представителями учредителей (участников)
   должника   или   собственника  имущества  должника   -   унитарного
   предприятия;  в  ходе  внешнего управления -  внешним  управляющим,
   представителями учредителей (участников) должника или  собственника
   имущества  должника - унитарного предприятия; в период  конкурсного
   производства - конкурсным управляющим, представителями  учредителей
   (участников)  должника  или  собственника  имущества   должника   -
   унитарного предприятия.
       Если  обстоятельства,  на  которые  ссылаются  указанные  лица,
   подтверждаются  в  судебном  заседании,  арбитражный  суд   выносит
   определение  об отказе во включении требования данного кредитора  в
   реестр  требований  кредиторов в связи с  пропуском  срока  исковой
   давности (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
       15.  В  связи  с тем, что Закон о банкротстве изменил  правовое
   положение  залоговых  кредиторов  при  несостоятельности  должника,
   арбитражным судам необходимо принимать во внимание следующее.
       Возбуждение  производства  по  делу  о  банкротстве  не  влечет
   прекращения  залоговых  правоотношений и  трансформации  требований
   залогового   кредитора  в  необеспеченное  денежное  обязательство.
   Сделки  с  заложенным имуществом в ходе финансового оздоровления  и
   внешнего   управления  могут  быть  совершены   лишь   с   согласия
   залогового  кредитора в порядке, предусмотренном пунктом  6  статьи
   82  и  пунктом  5  статьи 101 Закона о банкротстве. При  реализации
   предмета  залога  в  указанных  процедурах  с  согласия  залогового
   кредитора   его   требования  удовлетворяются  за   счет   средств,
   вырученных   от  реализации  предмета  залога,  и  на   эту   сумму
   уменьшается  требование  такого  кредитора  в  реестре   требований
   кредиторов.
       16.  Если  заложенное  имущество не  было  реализовано  в  ходе
   финансового  оздоровления  или внешнего  управления,  в  том  числе
   когда   оно   не  выставлялось  на  продажу,  и  денежных   средств
   достаточно   для   расчетов   со  всеми   кредиторами,   требования
   залогодержателя  удовлетворяются в общем  порядке,  предусмотренном
   для   кредиторов   третьей   очереди.  С   момента   удовлетворения
   требования  залогового  кредитора залог  прекращается  (подпункт  1
   пункта 1 статьи 352 ГК РФ).
       17. В случае необходимости в процедурах внешнего управления или
   конкурсного   производства,  введенных   в   отношении   унитарного
   предприятия  -  должника, может быть проведено  замещение  активов,
   заключающееся  в  создании на базе имущества  должника  одного  или
   нескольких  акционерных обществ с включением выпущенных акций  этих
   обществ  в  состав  имущества должника и  их  последующей  продажей
   (статьи 115 и 141 Закона о банкротстве).
   
         Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
                           (статьи 32 - 61)
                                   
       18.  При  рассмотрении арбитражными судами  дел  о  банкротстве
   следует  учитывать, что органы исполнительной власти и организации,
   наделенные в соответствии с законодательством Российской  Федерации
   правом  взыскания  задолженности по  обязательным  платежам,  могут
   участвовать  в  судебном  заседании по рассмотрению  обоснованности
   требований  по  этим  платежам и наличию  оснований  для  включения
   таких требований в реестр требований кредиторов (пункт 2 статьи  11
   Закона о банкротстве).
       Заявленная  саморегулируемая организация  вправе  обратиться  в
   арбитражный суд с ходатайством об отстранении от участия в  деле  о
   банкротстве   своих  членов,  в  действиях  (бездействии)   которых
   установлены    нарушения   законодательства   о   несостоятельности
   (банкротстве)  (пункт 1 статьи 22 Закона), в  том  числе  в  случае
   исключения    арбитражного   управляющего    из    саморегулируемой
   организации  (пункт  2  статьи 25 Закона), а  также  знакомиться  с
   материалами  дела  о банкротстве, делать выписки  из  них,  снимать
   копии (пункт 3 статьи 42 Закона).
       Поскольку  данные  лица  не отнесены Законом  о  банкротстве  к
   лицам,  участвующим в деле о банкротстве (статья 34  Закона),  и  к
   лицам,  участвующим  в арбитражной процессе по делу  о  банкротстве
   (статья  35  Закона),  они  вправе  совершать  иные  процессуальные
   действия  в  арбитражном процессе по делу о банкротстве,  если  это
   предусмотрено законом.
       19.  Согласно  пункту  2 статьи 42 Закона о  банкротстве  судья
   арбитражного  суда  выносит  определение  о  принятии  заявления  о
   признании   должника   банкротом.  Поскольку   данное   определение
   соответствует  условиям,  предусмотренным  пунктом  3   статьи   61
   Закона,  оно  может  быть  обжаловано в  апелляционном  порядке  не
   позднее 14 дней со дня его принятия.
       20.   В   силу   пункта  4  статьи  45  Закона  о   банкротстве
   представитель   собрания   кредиторов  вправе   отвести   одну   из
   кандидатур  арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур.
   Представитель   собрания  кредиторов  самостоятельно   в   судебном
   заседании  определяет такую кандидатуру, если собранием  кредиторов
   не  принято  соответствующее решение. При наличии решения  собрания
   кредиторов,  которым  определена  кандидатура,  подлежащая   отводу
   представителем  этого  собрания (либо которым  принято  решение  не
   заявлять  отвода  ни  одной из кандидатур), действия  представителя
   собрания  кредиторов по отводу арбитражного управляющего в судебном
   заседании должны соответствовать названному решению.
       21.  По  смыслу  пункта 4 статьи 45 Закона  о  банкротстве  при
   рассмотрении  дела о несостоятельности должника,  возбужденного  по
   заявлению  должника, последний обладает правом отвода только  одной
   кандидатуры  арбитражного управляющего. Если вопрос об  утверждении
   арбитражного управляющего разрешается арбитражным судом  в  случае,
   когда   представитель  собрания  кредиторов  не  был  избран,   суд
   утверждает  одну  из  кандидатур арбитражных  управляющих,  которой
   должником  не  заявлен отвод, исходя из предписаний абзаца  второго
   пункта  4  статьи  45  Закона. Арбитражный управляющий  может  быть
   утвержден  арбитражным  судом,  за  исключением  случаев  выявления
   нарушений    процедуры   отбора   или   несоответствия   отобранной
   кандидатуры требованиям статьи 20 Закона.
       При   наличии   у   арбитражного  суда   данных   об   избрании
   представителя  собрания кредиторов суд до рассмотрения  вопроса  об
   утверждении   арбитражного  управляющего  уведомляет  представителя
   собрания кредиторов и должника о назначении указанного заседания  с
   целью реализации ими прав на соответствующий отвод.
       22.  При  отмене определения арбитражного суда первой инстанции
   об    утверждении   арбитражного   управляющего   арбитражный   суд
   апелляционной  инстанции согласно пункту 3 части 4 статьи  272  АПК
   РФ  вправе утвердить нового арбитражного управляющего с соблюдением
   порядка   утверждения   арбитражных   управляющих,   установленного
   статьей 45 Закона о банкротстве.
       23.   Руководитель  должника,  чьи  полномочия   прекращены   в
   соответствии  с Законом о банкротстве при введении, непосредственно
   после  завершения наблюдения или финансового оздоровления, процедур
   внешнего   управления   (пункт  1  статьи   94)   или   конкурсного
   производства    (пункт   2   статьи   126),    вправе    обжаловать
   соответствующие судебные акты.
   
                              Наблюдение
                           (статьи 62 - 75)
                                   
       24.  Арбитражный суд вправе отстранить временного  управляющего
   по  основаниям,  предусмотренным  пунктом  3  статьи  65  Закона  о
   банкротстве.  О  назначении заседания по  рассмотрению  вопроса  об
   отстранении   временного  управляющего  суд  уведомляет   должника,
   временного   управляющего,  заявителя,  обратившегося   в   суд   с
   заявлением  о  признании должника банкротом. При  этом  арбитражный
   суд  обращается  в саморегулируемую организацию,  из  числа  членов
   которой   был  утвержден  временный  управляющий.  Эта  организация
   применительно  к пункту 5 статьи 45 Закона обязана в  течение  семи
   дней  с  даты  получения  обращения суда  обеспечить  представление
   списка   кандидатур  временного  управляющего.   Если   возможность
   обращения  в саморегулируемую организацию (в том числе в случае  ее
   исключения  из  реестра саморегулируемых организаций)  отсутствует,
   арбитражный  суд  в  соответствии с пунктом 5 статьи  45  Закона  о
   банкротстве  обращается  в регулирующий  орган,  который  обязан  в
   течение   семи   дней   с   даты  получения  обращения   обеспечить
   представление списка кандидатур саморегулируемыми организациями  из
   числа  включенных  в единый государственный реестр саморегулируемых
   организаций арбитражных управляющих.
       В  таком  же  порядке производится отстранение иных арбитражных
   управляющих.
       25. Поскольку в соответствии со статьей 72 Закона о банкротстве
   работники  должника не участвуют в первом собрании кредиторов,  они
   вправе  предъявить  свои требования к должнику  в  любой  момент  в
   течение   процедуры   наблюдения  независимо  от   их   уведомления
   руководителем должника в порядке, предусмотренном пунктом 3  статьи
   68  Закона, и независимо от истечения срока, установленного пунктом
   1  статьи  71  Закона. При этом арбитражным судам следует  иметь  в
   виду,  что  согласно  специальному правилу, установленному  абзацем
   вторым  пункта  6  статьи 16 Закона, требования о выплате  выходных
   пособий  и  об оплате труда лиц, работающих по трудовому  договору,
   включаются   в   реестр  требований  кредиторов  не  на   основании
   определения   арбитражного  суда,  а  непосредственно   арбитражным
   управляющим    или    по   его   представлению   реестродержателем.
   Разногласия,  возникающие между представителем работников  должника
   и  арбитражным  управляющим, связанные с очередностью,  составом  и
   размером  требований о выплате выходных пособий и об  оплате  труда
   лиц,  работающих по трудовым договорам, рассматриваются арбитражным
   судом  в  порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (пункт  11
   статьи  16  Закона). Порядок предъявления и рассмотрения требований
   кредиторов и возражений должника, установленный статьей 71  Закона,
   к указанным требованиям работников не применяется.
       26.  При  рассмотрении арбитражными судами  дел  о  банкротстве
   должника, возбужденных по заявлению должника, в случае если  первым
   собранием  кредиторов  не  принято  решения  о  введении  одной  из
   процедур  банкротства, в том числе в связи с тем, что кредиторы  не
   предъявили  свои требования в порядке, предусмотренном  статьей  71
   Закона  о  банкротстве, или собрание кредиторов не состоялось,  суд
   откладывает  рассмотрение  дела  в пределах  срока,  установленного
   статьей  51  Закона. В случае невозможности отложения  рассмотрения
   дела в пределах названного срока арбитражный суд принимает один  из
   судебных  актов,  указанных в абзацах  третьем  -  пятом  пункта  2
   статьи 75 Закона.
       27.   Требования   кредиторов,   предъявленные   по   истечении
   предусмотренного  пунктом 1 статьи 71 Закона о  банкротстве  срока,
   рассматриваются арбитражным судом не позднее чем через месяц  после
   введения  процедуры,  следующей за процедурой наблюдения  (пункт  7
   статьи  71  Закона). При поступлении таких требований  суд  выносит
   определение  о принятии требований к рассмотрению и указывает,  что
   они  будут  рассмотрены в течение месяца после введения  процедуры,
   следующей    за   процедурой   наблюдения.   Указанные   требования
   рассматриваются  по  правилам,  установленным  для  соответствующей
   процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
       Кредитор,   должник,  арбитражный  управляющий,   представитель
   учредителей  (участников)  должника  и  представитель  собственника
   имущества должника - унитарного предприятия подлежат уведомлению  о
   назначении    заседания   арбитражного   суда    по    рассмотрению
   соответствующих требований по существу при вынесении определения  о
   рассмотрении требований кредиторов.
       28. Как следует из смысла нормы, содержащейся в пункте 2 статьи
   49  Закона  о  банкротстве,  в  определении  арбитражного  суда   о
   введении  наблюдения  должны содержаться в том  числе  указания  на
   признание    требований   заявителя   обоснованными,    очередность
   удовлетворения   этих  требований  и  их  размер.   В   последующем
   кредиторы  не  обязаны  предъявлять  такие  требования  в  порядке,
   предусмотренном   статьей   71  Закона.   Кредиторы,   предъявившие
   требования    к    должнику,   должник,   временный    управляющий,
   представители  учредителей  (участников)  должника  и  собственника
   имущества  должника  -  унитарного  предприятия  вправе  обжаловать
   определение   о   введении  наблюдения  в   части   обоснованности,
   очередности и размера требований.
       29. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 64 Закона о
   банкротстве  после  введения наблюдения органы управления  должника
   не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника.
       По  смыслу  указанной нормы применительно к  государственным  и
   муниципальным  предприятиям запрет распространяется на  тот  орган,
   который   в  соответствии  с  подпунктом  5  пункта  1  статьи   20
   Федерального    закона   "О   государственных    и    муниципальных
   предприятиях"  вправе  от имени собственника  имущества  унитарного
   предприятия  принимать  решение  о  реорганизации  или   ликвидации
   унитарного предприятия.
       30.  Арбитражный  суд,  установив при  рассмотрении  вопроса  о
   принятии  требования  к  должнику,  что  оно  подано  с  нарушением
   положений,   установленных  статьей  71   Закона   о   банкротстве,
   применительно  к части 1 статьи 128 АПК РФ выносит  определение  об
   оставлении  соответствующего заявления без движения. В  определении
   суд  указывает  основания для оставления заявления без  движения  и
   срок,  в течение которого кредитор должен устранить обстоятельства,
   послужившие основанием для оставления заявления без движения.  Срок
   для  устранения обстоятельств устанавливается арбитражным  судом  с
   учетом  необходимости своевременного рассмотрения  требований  всех
   кредиторов в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона.
       В  случае  если  после введения наблюдения, но до опубликования
   сообщения   о  его  введении  на  рассмотрение  арбитражного   суда
   поступают   указанные  требования,  суд  выносит   определение   об
   оставлении  заявления  без рассмотрения применительно  к  пункту  2
   статьи 148 АПК РФ.
       Арбитражным  судам  следует  иметь  в  виду,  что   Законом   о
   банкротстве  установлен специальный порядок рассмотрения  заявлений
   о  признании  должника банкротом, поступивших после принятия  судом
   первого  заявления  о признании должника банкротом.  Обоснованность
   требований  таких кредиторов рассматривается арбитражным  судом  по
   правилам,  установленным  пунктом  8  статьи  42  Закона  в  случае
   признания   необоснованными  требований  первого  заявителя.   Если
   требования   первого   заявителя   признаны   обоснованными,    суд
   рассматривает  обоснованность требований последующих  заявителей  в
   порядке,   предусмотренном  статьей  71  Закона,  однако  повторное
   предъявление  требований таких кредиторов не  требуется,  поскольку
   указанные  кредиторы  являются  лицами,  вступившими   в   дело   о
   банкротстве.
       31.  По  результатам  рассмотрения  требований  кредиторов,  по
   которым  не поступили возражения в соответствии с пунктом 5  статьи
   71  Закона  о  банкротстве, арбитражный суд выносит  определение  о
   включении   или  об  отказе  во  включении  требований   в   реестр
   требований   кредиторов.  Одним  определением  суда   о   включении
   требований в реестр требований кредиторов может разрешаться  вопрос
   о включении в реестр требований нескольких кредиторов.
       32.  Поскольку определение о включении и об отказе во включении
   требований  кредиторов в реестр требований кредиторов не  относится
   к  числу судебных актов, которым заканчивается рассмотрение дела по
   существу  (статья 52 Закона), порядок рассмотрения  соответствующих
   заявлений  определяется  статьей 60 Закона о  банкротстве.  Поэтому
   согласно  абзацу второму пункта 1 статьи 60 Закона такие  заявления
   рассматриваются судьей единолично.
   
                        Финансовое оздоровление
                           (статьи 76 - 92)
   
       33. По смыслу положений главы V Закона о банкротстве по решению
   собрания  кредиторов  финансовое оздоровление  может  быть  введено
   арбитражным  судом и без предоставления обеспечения по  ходатайству
   учредителей   (участников)  должника  или  собственника   имущества
   должника - унитарного предприятия.
       34.  Рассматривая  вопрос о введении финансового  оздоровления,
   арбитражным  судам следует учитывать, что пропуск установленного  в
   пункте  2  статьи  76  Закона о банкротстве 15-дневного  срока  для
   представления  ходатайства  о  введении  финансового   оздоровления
   первому  собранию  кредиторов сам по себе не является  препятствием
   для   принятия  первым  собранием  кредиторов  решения  о  введении
   финансового оздоровления.
       35.  Согласно  пункту  1  статьи  53  ГК  РФ  юридическое  лицо
   приобретает  гражданские  права  и принимает  на  себя  гражданские
   обязанности  через  свои  органы,  действующие  в  соответствии   с
   законом,  иными  правовыми  актами  и  учредительными  документами.
   Поэтому  арбитражным судам при рассмотрении соответствующих  споров
   следует  учитывать,  что  если иное не установлено  законом,  иными
   правовыми  актами  и  учредительными документами,  то  согласование
   третьим   лицом   с   должником  подачи  ходатайства   о   введении
   финансового  оздоровления (пункт 1 статьи 78 Закона) осуществляется
   с руководителем организации должника.
       36.  При  рассмотрении арбитражными судами вопроса  о  введении
   финансового  оздоровления  следует учитывать,  что  предусмотренное
   Законом о банкротстве обеспечение может быть предоставлено  как  до
   введения  финансового  оздоровления, так и после,  в  установленный
   пунктом  3  статьи  79 Закона 15-дневный срок. В  случаях  введения
   финансового  оздоровления  в порядке, определенном  пунктами  2,  3
   статьи  75  Закона,  предусмотренное  данными  нормами  обеспечение
   должно быть предоставлено до введения финансового оздоровления.
   
                          Внешнее управление
                           (статьи 93 - 123)
   
       37.  В  соответствии  с абзацем четвертым пункта  1  статьи  94
   Закона   о   банкротстве  с  даты  введения   внешнего   управления
   прекращаются  полномочия органов управления должника и собственника
   имущества    должника   -   унитарного   предприятия,    полномочия
   руководителя должника и иных органов управления должника  переходят
   к   внешнему   управляющему,  за  исключением  полномочий   органов
   управления должника, определенных пунктом 2 статьи 94 Закона.
       Согласно  пункту  4 статьи 113 ГК РФ и статье  21  Федерального
   закона  "О  государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
   единственным  органом государственного и муниципального  унитарного
   предприятия    является    руководитель   унитарного    предприятия
   (единоличный исполнительный орган).
       В   период   проведения   процедур  банкротства   в   отношении
   государственных  и муниципальных унитарных предприятий  собственник
   их  имущества обладает лишь полномочиями, приведенными в  Законе  о
   банкротстве. Поэтому полномочия собственника имущества  должника  -
   унитарного предприятия по реализации прав, предусмотренных  статьей
   20   Федерального   закона  "О  государственных   и   муниципальных
   унитарных  предприятиях", на период проведения процедур банкротства
   прекращаются.
       Функции    по   управлению   имуществом   государственного    и
   муниципального   унитарного  предприятия  от   имени   собственника
   осуществляют  соответствующие  органы  государственной   власти   и
   органы  местного самоуправления. Поэтому указанные органы в  рамках
   их  компетенции имеют право в соответствии с пунктом  2  статьи  94
   Закона   о  банкротстве  принимать  в  период  внешнего  управления
   следующие  решения:  о  внесении изменений  и  дополнений  в  устав
   должника  -  унитарного  предприятия в части  увеличения  уставного
   фонда;  об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о продаже
   предприятия должника - унитарного предприятия; о замещении  активов
   должника  -  унитарного предприятия; о заключении соглашения  между
   третьим  лицом или третьими лицами и органами управления  должника,
   уполномоченными   в   соответствии  с  учредительными   документами
   принимать   решение  о  заключении  крупных  сделок;  об   условиях
   предоставления   денежных   средств  для  исполнения   обязательств
   должника.
       38. Поскольку на требования кредиторов первой и второй очередей
   действие  моратория  не  распространяется,  а  также  принимая   во
   внимание специальные предписания абзаца второго пункта 2 статьи  95
   Закона  о  банкротстве, в процессе применения статей 94, 95  Закона
   арбитражным   судам   следует  учитывать,   что   вынесение   судом
   определения  о введении внешнего управления не является  основанием
   для  снятия  арестов  с  имущества  должника  и  не  отменяет  иных
   ограничений   в  части  распоряжения  имуществом  должника,   ранее
   наложенных  в  ходе исполнительного производства по  исполнительным
   документам,  выданным на основании вступивших в  законную  силу  до
   введения   внешнего   управления   судебных   актов   о   взыскании
   задолженности  по  заработной  плате,  выплате  вознаграждения   по
   авторским   договорам,   об  истребовании   имущества   из   чужого
   незаконного  владения, о возмещении вреда, причиненного  жизни  или
   здоровью,  о возмещении морального вреда, о взыскании задолженности
   по текущим платежам.
       Исполнение  исполнительных документов по указанным  требованиям
   производится  в  общем порядке, установленном законодательством  об
   исполнительном  производстве,  с учетом  абзаца  шестого  пункта  1
   статьи 94 Закона.
       Требования  кредиторов первой и второй очередей, подтвержденные
   исполнительными  документами, взыскание по которым  производится  в
   бесспорном  порядке,  выданными  на  основании  судебных   решений,
   вступивших  в  законную силу, в том числе после  введения  внешнего
   управления, а также требования других кредиторов второй очереди  по
   выплате  выходных  пособий и оплате труда  удовлетворяются  внешним
   управляющим  в общем порядке. При этом вынесение судом  определения
   о  начале  расчетов с кредиторами первой и второй очередей  (статья
   122 Закона о банкротстве) не требуется.
       Принятые арбитражным судом в соответствии со статьей 46  Закона
   о  банкротстве меры по обеспечению требований конкурсных кредиторов
   и  уполномоченных органов, а также меры по обеспечению  сохранности
   имущества  должника с даты введения внешнего управления  отменяются
   в  силу  Закона, о чем может быть указано в определении о  введении
   внешнего управления.
       39.  При  рассмотрении требований, предъявленных кредиторами  в
   ходе  внешнего  управления, арбитражным судам  необходимо  иметь  в
   виду, что по смыслу пункта 1 статьи 5, абзаца третьего пункта  2  и
   пункта  4  статьи  95  Закона  о  банкротстве  для  целей  внешнего
   управления  текущими являются денежные обязательства и обязательные
   платежи,  возникшие  после  принятия судом  заявления  о  признании
   должника   банкротом  (независимо  от  того,   наступил   срок   их
   исполнения  до или во время внешнего управления), а также  денежные
   обязательства  и  обязательные  платежи,  срок  исполнения  которых
   наступил после введения внешнего управления (независимо от даты  их
   возникновения).
       Если  при  рассмотрении требования кредитора в  рамках  дела  о
   банкротстве  будет  установлено,  что  оно  относится  к  категории
   текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1  статьи
   150  АПК  РФ  выносит  определение о  прекращении  производства  по
   рассмотрению  данного требования. До окончания внешнего  управления
   такое   требование   подлежит   рассмотрению   в   общем   порядке,
   установленном процессуальным законодательством.
       40.  Изложенное в абзаце четвертом пункта 2 статьи 95 Закона  о
   банкротстве  правило  о начислении процентов  на  сумму  требований
   кредиторов,  включенных  в  реестр требований  кредиторов  на  дату
   введения  внешнего управления, а также на требования, предъявленные
   в  ходе  внешнего управления, срок исполнения которых  наступил  до
   введения   внешнего   управления,  не   является   основанием   для
   увеличения сумм требований заявителя за счет указанных процентов  и
   сумм  требований иных кредиторов, установленных в ходе  наблюдения,
   финансового оздоровления либо конкурсного производства (статья  146
   Закона).
       41.  Поскольку  статьей 100 Закона о банкротстве не  установлен
   срок,  в  течение которого арбитражный суд рассматривает требования
   кредиторов,  судам  в соответствии с частью  6  статьи  13  АПК  РФ
   следует  руководствоваться пунктом 1 статьи 60  Закона,  исходя  из
   того,  что требования кредиторов должны быть рассмотрены в  течение
   месяца  с даты истечения срока на предъявление возражений (пункт  3
   статьи 100 Закона).
       Применительно  к  статье  127 АПК  РФ  арбитражный  суд  должен
   направить  копию  определения о принятии к рассмотрению  требования
   кредитора   к   должнику  не  только  заявителю,  но   и   внешнему
   (конкурсному)  управляющему,  а  также  представителю   учредителей
   (участников)  должника  или  представителю  собственника  имущества
   должника - унитарного предприятия.
       42.  Иск  о  признании сделок недействительными по  основаниям,
   указанным  в  пунктах 2 и 3 статьи 103 Закона о банкротстве,  может
   быть  предъявлен  внешним  управляющим или  кредитором  должника  в
   течение  годичного срока исковой давности (пункт 2  статьи  181  ГК
   РФ).  Если  в  соответствии с абзацем вторым пункта  7  статьи  103
   Закона  требование  о  признании оспоримой сделки  недействительной
   предъявляется   внешним   управляющим,   срок   исковой    давности
   исчисляется  со  дня, когда о совершенной сделке узнал  или  должен
   был  узнать  первоначально утвержденный внешний управляющий,  а  не
   должник.  Срок  исковой давности, пропущенный внешним  управляющим,
   не восстанавливается (статья 205 ГК РФ).
       Иски  о  признании  недействительными  сделок,  предусмотренных
   пунктом  1, а также пунктами 2 - 5 статьи 103 Закона о банкротстве,
   и  о  применении последствий их недействительности предъявляются  в
   суд или арбитражный суд в соответствии с правилами ГПК РФ и АПК  РФ
   о подведомственности и подсудности.
       43.  При  рассмотрении арбитражными судами споров, связанных  с
   продажей    имущества   должника,   необходимо    руководствоваться
   следующим.  Согласно абзацу первому пункта 4 и пункту 6 статьи  111
   Закона  о  банкротстве  в  плане  внешнего  управления  может  быть
   определен  порядок продажи имущества должника, балансовая стоимость
   которого  на  последнюю  отчетную дату до  даты  утверждения  плана
   внешнего  управления  составляет менее  чем  100  000  рублей.  Под
   балансовой  стоимостью  имущества  должника,  которое  может   быть
   продано  без  проведения  торгов, в данном  случае  подразумевается
   стоимость  объекта  по отдельной сделке, а не совокупная  стоимость
   имущества,  подлежащего продаже в соответствии  с  планом  внешнего
   управления.
       Если    сделки   по   продаже   имущества   должника   являются
   взаимосвязанными  и  общая  балансовая  стоимость  продаваемого  по
   таким  сделкам  имущества, определенная на последнюю отчетную  дату
   до  даты утверждения плана внешнего управления, составляет 100  000
   рублей  и  более,  применяется  общий  порядок  продажи  имущества,
   предусмотренный статьями 110, 111 Закона о банкротстве.
       44. При рассмотрении арбитражными судами вопросов, связанных  с
   замещением  активов должника, следует учитывать, что в соответствии
   со  статьей  115  Закона  о банкротстве оплата  уставного  капитала
   создаваемого  одного  или нескольких открытых  акционерных  обществ
   при  замещении  активов осуществляется за счет имущества  должника,
   поэтому  у таких акционерных обществ при их учреждении единственным
   акционером  является  должник.  Создание  акционерных  обществ  при
   замещении   активов   должника   совместно   с   третьими    лицами
   (соучредителями) в данном случае не допускается.
   
                        Конкурсное производство
                          (статьи 124 - 149)
   
       45.  При  разрешении споров на стадии конкурсного  производства
   следует  учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1  статьи
   134  Закона  о банкротстве) погашаются за счет конкурсной  массы  в
   порядке,  установленном статьей 855 ГК РФ. Исковые,  а  также  иные
   требования   по  таким  обязательствам  рассматриваются   в   общем
   порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
       46.  Согласно  статье  135 Закона о банкротстве  до  достижения
   гражданином возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять  лет
   осуществляется  капитализация соответствующих повременных  платежей
   путем  перечисления  конкурсным управляющим  при  наличии  согласия
   гражданина  со счета должника денежных сумм органу, уполномоченному
   Правительством  Российской  Федерации.  Поэтому  при   рассмотрении
   соответствующих  вопросов арбитражным судам  необходимо  учитывать,
   что  без  согласия  гражданина  конкурсный  управляющий  не  вправе
   вносить    сумму    капитализированных   платежей   непосредственно
   указанному органу и отказывать гражданину в ее выплате.
       47.  При  рассмотрении  вопросов, связанных  с  удовлетворением
   требований,  возникших  после  открытия  конкурсного  производства,
   арбитражным   судам   следует  учитывать,  что   такие   требования
   удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона),  однако  в
   силу  специального  указания пункта 4 статьи 142 Закона  требования
   уполномоченных   органов,  возникшие  после  открытия   конкурсного
   производства,  независимо от срока их предъявления  удовлетворяются
   за  счет  оставшегося  после удовлетворения требований  кредиторов,
   включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
       48.   Арбитражный  суд  рассматривает  разногласия,  заявления,
   ходатайства  и  жалобы в деле о банкротстве до  внесения  записи  о
   ликвидации  должника  в Единый государственный  реестр  юридических
   лиц.
       С  момента  внесения  записи  о ликвидации  должника  в  Единый
   государственный  реестр юридических лиц на основании  доказательств
   о  ликвидации  должника,  поступивших от  конкурсного  управляющего
   либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение  о
   прекращении   производства   по  рассмотрению   всех   разногласий,
   заявлений, ходатайств и жалоб.
       Кредиторы  и иные лица вправе обратиться с иском к арбитражному
   управляющему,  если  его  неправомерными  действиями  им  причинены
   убытки.
   
                          Мировое соглашение
                            (ст. 150 - 167)
                                   
       49.   При   рассмотрении   вопросов  об  утверждении   мирового
   соглашения  следует учитывать, что по смыслу пункта  1  статьи  158
   Закона  о  банкротстве  до утверждения мирового  соглашения  должны
   быть  погашены требования граждан, которые указаны в статьях 135  и
   136  Закона, в том числе по текущим обязательствам (пункт 1  статьи
   134 Закона).
       50.  Исходя из смысла Закона о банкротстве (пункты 2 и 3 статьи
   150,  абзац  второй  пункта 1 статьи 156,  абзац  второй  пункта  2
   статьи  156, статья 157 и др.) к числу иных документов,  подлежащих
   представлению  в  арбитражный  суд  одновременно  с  заявлением  об
   утверждении  мирового  соглашения  на  основании  абзаца   девятого
   пункта  3  статьи 158 Закона, могут относиться документы,  которыми
   подтверждается согласие отдельного лица на соответствующие  условия
   мирового  соглашения,  в  частности бюллетени  для  голосования  на
   собрании кредиторов.
       В  случае  неприложения  к  заявлению об  утверждении  мирового
   соглашения необходимых документов применяются правила статей 128  и
   129 АПК РФ.
       51. Если до утверждения мирового соглашения в отношении решения
   собрания   кредиторов  о  заключении  мирового  соглашения   подано
   заявление  на  основании пункта 4 статьи 15 Закона  о  банкротстве,
   суд  может  отложить  рассмотрение вопроса об утверждении  мирового
   соглашения с учетом времени, необходимого для назначения  судебного
   заседания по указанному заявлению.
       Арбитражный    суд   вправе   рассмотреть   данное    заявление
   одновременно   с   решением   вопроса   об   утверждении   мирового
   соглашения.  О  времени  и месте судебного  заседания  уведомляются
   лица, участвующие в деле, и лица, участвующие в процессе по делу  о
   банкротстве.
       Признание  арбитражным судом недействительным решения  собрания
   кредиторов  является  основанием для отказа в утверждении  мирового
   соглашения.
       52.    Определение   об   утверждении   мирового    соглашения,
   предусмотренное  пунктом 1 статьи 162 Закона о  банкротстве,  может
   быть   обжаловано  в  арбитражный  суд  кассационной  инстанции   в
   порядке, установленном частью 8 статьи 141 АПК РФ.
       Определение   об  отказе  в  утверждении  мирового  соглашения,
   предусмотренное пунктом 3 статьи 160 Закона, может быть  обжаловано
   в порядке, установленном статьей 223 АПК РФ.
       53.  Положение  абзаца третьего пункта 1 статьи  163  Закона  о
   банкротстве  подлежит  применению с учетом особенностей  конкретной
   процедуры  банкротства,  которая вводится в  отношении  должника  в
   связи  с  возобновлением  производства по  делу  о  банкротстве.  В
   частности,  если такой процедурой является конкурсное производство,
   то  собрание  кредиторов правомочно принимать только такие  решения
   из  числа  перечисленных в пункте 1 статьи 73  Закона,  которые  не
   противоречат существу конкурсного производства.
       54.   При   рассмотрении   заявления  о  расторжении   мирового
   соглашения следует иметь в виду, что мировое соглашение может  быть
   расторгнуто  только  в  отношении всех его участников.  Расторжение
   мирового   соглашения   в   отношении   отдельного   кредитора   не
   допускается (пункт 1 статьи 164 Закона).
       55.  На  основании абзаца второго пункта 3 статьи 166 Закона  о
   банкротстве  требования  соответствующих  конкурсных  кредиторов  и
   уполномоченных  органов  восстанавливаются  в  реестре   требований
   кредиторов   лишь   после  того,  как  произойдет   возврат   всего
   полученного ими в ходе исполнения мирового соглашения.
       56.   Положение  пункта  4  статьи  166  Закона  о  банкротстве
   означает,  что в случае расторжения мирового соглашения  требования
   конкурсных кредиторов и уполномоченных органов восстанавливаются  в
   размере,   в  котором  они  существовали  до  заключения   мирового
   соглашения,  за  вычетом  исполненного  по  мировому  соглашению  в
   соответствии с требованиями Закона.
       57.  В  случае возобновления производства по делу о банкротстве
   вследствие  отмены  определения об утверждении мирового  соглашения
   или  в  результате  расторжения  мирового  соглашения  сведения  об
   определении арбитражного суда о возобновлении производства по  делу
   применительно   к   статье   54  Закона  о   банкротстве   подлежат
   опубликованию  в  порядке,  предусмотренном  статьей   28   Закона.
   Арбитражный  суд на основании заявления арбитражного  управляющего,
   а   также   лиц,  участвующих  в  деле,  рассматривает  вопрос   об
   исключении   из  реестра  требований  кредиторов  тех   требований,
   которые  были удовлетворены в ходе исполнения мирового  соглашения,
   в  судебном  заседании, о котором уведомляются лица, участвующие  в
   деле,  и лица, участвующие в процессе по делу о банкротстве  (пункт
   2   статьи   166   Закона).  В  определении  суда   об   исключении
   соответствующих   требований  из  реестра   требований   кредиторов
   указывается  на  изменение  очередности  удовлетворения  требований
   кредиторов   в  случае  возобновления  производства   по   делу   о
   банкротстве, по которому мировое соглашение было утверждено в  ходе
   процедуры  банкротства,  введенной  в  соответствии  с  Федеральным
   законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
       58.  При  возобновлении  производства  по  делу  о  банкротстве
   вследствие  отмены  определения об утверждении мирового  соглашения
   или  в  результате  расторжения мирового  соглашения  требования  к
   должнику,  возникшие  после  прекращения  производства  по  делу  о
   банкротстве   в  связи  с  утверждением  мирового  соглашения,   не
   признаются  текущими по смыслу статьи 5 Закона  о  банкротстве,  за
   исключением тех требований, срок исполнения которых не  наступил  к
   моменту возобновления производства по делу.
   
                        Банкротство гражданина
                          (статьи 202 - 223)
   
       59.  Арбитражные суды не вправе возбуждать дела  о  банкротстве
   граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями,  так  как
   они   не   могут   быть  признаны  несостоятельными   (банкротами),
   поскольку  согласно  пункту  2  статьи  231  Закона  о  банкротстве
   предусмотренные  им положения о банкротстве таких граждан  вступают
   в  силу  со  дня вступления в силу федерального закона  о  внесении
   соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.
       60.  Поскольку  параграф  2 главы X  Закона  о  банкротстве  не
   устанавливает  специальных правил, исключающих  действие  пункта  1
   статьи   207   Закона  при  рассмотрении  дел  о  несостоятельности
   индивидуальных  предпринимателей,  арбитражные  суды  на  основании
   пункта  2  статьи  202  Закона в таких случаях применяют  процедуру
   наблюдения.
   
                   Упрощенные процедуры банкротства
                          (статьи 224 - 230)
   
       61.  В  случаях установления в судебном заседании  по  проверке
   обоснованности   требований  конкурсного   кредитора   к   должнику
   признаков  отсутствующего должника арбитражным судом по письменному
   ходатайству  конкурсного кредитора или с его  письменного  согласия
   применяется   процедура  банкротства  отсутствующего   должника   в
   порядке,   предусмотренном  параграфом  2   главы   XI   Закона   о
   банкротстве.   При   наличии   такого  ходатайства   или   согласия
   конкурсного  кредитора  судья назначает заседание  по  рассмотрению
   вопроса  о  признании  отсутствующего  должника  банкротом   и   об
   открытии   конкурсного   производства  (статья   228   Закона).   В
   отсутствие  ходатайства  конкурсного  кредитора  или  его  согласия
   судья  выносит  определение об отказе во введении  наблюдения  и  о
   прекращении  производства по делу применительно к пункту  3  статьи
   48  Закона. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле
   о  банкротстве,  возбужденном по заявлению уполномоченного  органа,
   то  при  отсутствии доказательств наличия финансирования  (пункт  2
   статьи 227 Закона) производство по делу подлежит прекращению.
       62.  Если  решением арбитражного суда о ликвидации юридического
   лица  на  его  учредителей  (участников)  либо  уполномоченные  его
   учредительными   документами  органы   возложена   обязанность   по
   осуществлению  ликвидации  (пункт  3  статьи  61  ГК  РФ),   однако
   ликвидационная комиссия не образована, в отношении такого  должника
   при  наличии признаков, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 ГК  РФ,
   правила   об   упрощенных  процедурах  банкротства   ликвидируемого
   должника  не  применяются, а производство  по  делу  о  банкротстве
   возбуждается   в   общем   порядке,   предусмотренном   Законом   о
   банкротстве.
       Если  в  заседании арбитражного суда по проверке обоснованности
   требований  заявителя  к должнику установлено,  что  во  исполнение
   решения  суда  учредителями (участниками) либо органом юридического
   лица,  уполномоченным на то учредительными документами,  образована
   ликвидационная    комиссия   и   стоимость    имущества    должника
   недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к  такому
   должнику  судом  применяется  процедура банкротства  ликвидируемого
   должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона  о
   банкротстве.
       63.  В  случае отсутствия у ликвидируемого должника достаточных
   средств  для  оплаты  судебных расходов, в том  числе  расходов  на
   опубликование  соответствующих сведений, а также на  вознаграждение
   арбитражного   управляющего  и  оплату  услуг  лицам,  привлекаемым
   арбитражным   управляющим   для   обеспечения   исполнения    своей
   деятельности,   обязанность   по   уплате   соответствующих    сумм
   возлагается    арбитражным   судом   по   заявлению    арбитражного
   управляющего  на  заявителя  (пункт 3 статьи  59  Закона),  а  если
   заявителем  является ликвидационная комиссия  -  на  создавших  эту
   комиссию  собственника имущества должника - унитарного  предприятия
   или учредителей (участников) должника.
       64.  Правила  о  банкротстве отсутствующего  должника  являются
   специальными  по отношению к общим правилам Закона  о  банкротстве,
   касающимся возбуждения производства по делу о несостоятельности,  в
   частности   в   отношении  заявления  конкурсного   кредитора   или
   уполномоченного   органа.   При  принятии   заявления   конкурсного
   кредитора  или  уполномоченного органа о банкротстве отсутствующего
   должника правила пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 2 статьи 7,  пункта
   2 статьи 41 Закона не применяются.
       65.  В соответствии с пунктом 2 статьи 228 Закона о банкротстве
   на  конкурсного управляющего возлагается обязанность уведомить всех
   известных  ему  кредиторов  отсутствующего  должника.  Специальными
   правилами  о  банкротстве  отсутствующего должника  не  исключается
   необходимость  опубликования сведений  о  признании  отсутствующего
   должника банкротом (пункт 3 статьи 28 Закона).
       Поскольку  специальный месячный срок на предъявление требований
   установлен  в пункте 2 статьи 228 Закона о банкротстве  только  для
   кредиторов,   получивших   уведомление  конкурсного   управляющего,
   требования  кредиторов, не получивших указанное уведомление,  могут
   быть   заявлены  в  арбитражный  суд  вплоть  до  закрытия  реестра
   требований кредиторов в срок, установленный абзацем третьим  пункта
   1   статьи   142  Закона.  Правило  пункта  4  статьи  142   Закона
   распространяется  на  случаи пропуска любого из  названных  сроков.
   Требования  таких  кредиторов  включаются  в  реестр  на  основании
   определения арбитражного суда.
       66.   Согласно  пункту  3  статьи  228  Закона  о   банкротстве
   конкурсный  управляющий вправе заявить ходатайство о переходе  лишь
   к  процедуре  конкурсного  производства,  регулируемой  главой  VII
   Закона  о  банкротстве. Иные процедуры впоследствии могут вводиться
   лишь  в  том  случае,  если это предусмотрено Законом  (статья  146
   предусматривает   такую   возможность  применительно   к   внешнему
   управлению,   в   пункте   1  статьи  150  закреплена   аналогичная
   возможность в отношении мирового соглашения).
       При    вынесении   определения   о   переходе   к   конкурсному
   производству, осуществляемому по общим правилам главы VII Закона  о
   банкротстве,  не  вводится новой процедуры банкротства,  поэтому  в
   соответствии   с   пунктом  3  статьи  28   Закона   не   требуется
   опубликования сведений об этом.
       67.  В  силу  статьи  230  Закона  о  банкротстве  при  наличии
   признаков,  указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного
   органа  может  быть  принято  решение  о  признании  отсутствующего
   должника  банкротом и в отсутствие у такого должника  задолженности
   перед кредиторами или по обязательным платежам.
   
                                                          Председатель
                                             Высшего Арбитражного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Ф.ЯКОВЛЕВ
                                                                      
                                                    Секретарь Пленума,
                                       судья Высшего Арбитражного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           А.С.КОЗЛОВА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
22.09.2017
USD
58.22
EUR
69.26
CNY
8.83
JPY
0.52
GBP
78.63
TRY
16.58
PLN
16.17
Разное
Rambler's Top100