Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 13 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2005 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2007 ГОДА (ПРИНЯТО 21.04.2005)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                 СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                                   
                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 13
         О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
      ГОСУДАРСТВА НА 2005 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2007 ГОДА
                                   
                         (21 апреля 2005 года)
   
       Совет Министров Союзного государства постановляет:
       1.  Одобрить Прогноз социально-экономического развития Союзного
   государства на 2005 год и параметры Прогноза до 2007 года.
       2.  Постоянному Комитету Союзного государства направить Прогноз
   социально-экономического развития Союзного государства на 2005  год
   и  параметры Прогноза до 2007 года заинтересованным министерствам и
   ведомствам   Российской   Федерации  и  Республики   Беларусь   для
   использования в совместной работе по выполнению положений  Договора
   о  создании  Союзного государства, решений Высшего Государственного
   Совета   и   Совета  Министров  Союзного  государства  по  вопросам
   формирования единого экономического пространства.
       3.  Министерству экономического развития и торговли  Российской
   Федерации  и Министерству экономики Республики Беларусь  внести  на
   рассмотрение  Совета Министров Союзного государства в  IV  квартале
   2005  г.  согласованный  Прогноз социально-экономического  развития
   Союзного  государства  на  2006 год и параметры  Прогноза  до  2008
   года.
       4.   Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
   подписания.
   
                                                          Председатель
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                             М.ФРАДКОВ
   
   
   
   
   
                                                               Одобрен
                                                        Постановлением
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                21 апреля 2005 г. N 13
                                   
                                ПРОГНОЗ
        СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
             НА 2005 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2007 ГОДА
                                   
                               Введение
                                   
       Проект   Прогноза  социально-экономического  развития  Союзного
   государства  на  2005  год  и  параметров  Прогноза  до  2007  года
   разработан   в   соответствии  с  Программой  действий   Республики
   Беларусь  и Российской Федерации и Перечнем первоочередных  мер  по
   реализации  положений  Договора  о создании  Союзного  государства,
   Методическими  рекомендациями  по разработке  прогнозов  социально-
   экономического   развития   Союзного   государства,   методическими
   разработками  и  нормативными  материалами  по  сближению   уровней
   социально-экономического  развития  Беларуси  и  России.  В  основе
   проекта  Прогноза отражена реализация основных положений  важнейших
   межгосударственных и межведомственных соглашений, Плана  совместных
   действий   по  введению  единой  денежной  единицы  и  формированию
   единого эмиссионного центра Союзного государства.
       Проект  Прогноза  подготовлен  на  основе  Прогноза  социально-
   экономического развития Республики Беларусь на 2005  г.,  Программы
   социально-экономического развития Республики  Беларусь  на  2001  -
   2005  гг.,  Программы социально-экономического развития  Российской
   Федерации  на  2003  -  2005 гг., Прогноза социально-экономического
   развития  Российской  Федерации на 2005 г.  и  основных  параметров
   Прогноза  до  2007  г., Прогноза социально-экономического  развития
   Союзного  государства  на  2004 г. и параметров  Прогноза  до  2006
   года.
       В   процессе   формирования  проекта  Прогноза   первостепенное
   внимание  уделялось  обоснованию возможных путей  решения  ключевых
   проблем,   определяющих   повышение  эффективности   интеграционных
   процессов   и  обеспечивающих  максимальную  отдачу  от  реализации
   совместных мероприятий.
   
                1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И УСЛОВИЯ
        СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                                   
       В  Республике Беларусь и Российской Федерации 2004  г.  отмечен
   динамичным   экономическим  ростом,  достигнутым  при   опережающем
   расширении     внутреннего    спроса,    позволяющим     наращивать
   экономический  потенциал  через увеличение  инвестиций  в  основной
   капитал  и  повысить его социальную отдачу в виде  реального  роста
   денежных  доходов населения, заработной платы, пенсий и  стипендий,
   пособий и других социальных выплат.
       Положительные   темпы   сложились  по   большинству   важнейших
   макроэкономических  показателей  в  обеих  странах.  Рост   ВВП   в
   Республике  Беларусь за январь - ноябрь составил к соответствующему
   периоду  предыдущего года 111,1% (при прогнозе 109 -  110%)  против
   106,5%  в  прошлом году. В Российской Федерации этот  показатель  в
   первом  полугодии составил 107,4% против 107,7% за  соответствующий
   период 2003 года. В целом рост ВВП в Республике Беларусь в 2004  г.
   составил 111%, а в Российской Федерации 107,1 процента.
       В   условиях  сохраняющейся  благоприятной  внешнеэкономической
   конъюнктуры рост российской экономики в первом полугодии 2004  года
   более  чем  наполовину  определялся  опережающим  ростом  экспорта.
   Высокий  уровень  мировых  цен на нефть,  расширение  покупательной
   способности    в    России   стимулировал   и   инвестиционный    и
   потребительский  спрос,  высокие  темпы  наращивания   производства
   инвестиционных   и  потребительских  товаров  предприятиями   обоих
   государств.   Производство   промышленной   продукции    Республики
   Беларусь  по  итогам  января  -  ноября  2004  года  увеличилось  к
   соответствующему периоду прошлого года на 15,8%, а в целом за  2004
   год  на  15,6 процента. Прирост российской промышленности по итогам
   первого полугодия составил 7,4%, а в целом за год 6,1 процента.
       Инвестиционную    деятельность    активизировали    предприятия
   реального   сектора  экономики  обеих  стран-участниц  создаваемого
   Союзного государства. Индекс роста инвестиций в основной капитал  в
   Республике  Беларусь  в январе - ноябре к соответствующему  периоду
   предыдущего  года составил 118,3% против 117,3% в прошлом  году.  В
   Российской Федерации рост инвестиций в основной капитал составил  в
   первом  полугодии 112,6% против 111,8% за первое полугодие прошлого
   года. За 2004 год прирост инвестиций в основной капитал составил  в
   Республике Беларусь 20,2%, а в Российской Федерации 10,9 процента.
       Активизация  инвестиционной деятельности позволяет  ускоренными
   темпами  модернизировать  и  обновлять производство,  повышать  его
   технический   и   технологический  уровень,   конкурентоспособность
   предприятий на внешнем и внутренних рынках обоих государств.
       Опережающий рост розничной торговли (112,1% в целом за 2004  г.
   в  Беларуси  и  111,1% в первом полугодии в России) был  обусловлен
   опережающим  ростом  реальной заработной платы и  денежных  доходов
   населения.
       В   России  основным  источником  увеличения  денежных  доходов
   населения  была  реальная  заработная  плата,  выросшая  в   первом
   полугодии  по сравнению с этим же периодом прошлого года на  14,1%,
   а  в целом за 2004 г. на 10,8%. В результате реальные располагаемые
   денежные доходы населения увеличились на 9,8% и на 7,8% за 2004  г.
   в  целом. К маю 2004 г. начисленная среднемесячная заработная плата
   составила   225,5  долларов  США  в  эквиваленте  по   официальному
   обменному курсу.
       В  Беларуси  реальная заработная плата и реальные располагаемые
   денежные  доходы  приближаются к российскому  уровню.  В  январе  -
   ноябре  их  увеличение  к соответствующему  периоду  прошлого  года
   составило  15,9%  и  12,7%. К 1 декабря начисленная  среднемесячная
   заработная  плата  достигла  в  Беларуси  свыше  170  долл.  США  в
   эквиваленте  в расчете по официальному обменному курсу.  Намеченное
   с  ноября 2004 г. повышение уровня оплаты труда ускорит преодоление
   имеющейся  дифференциации  по  данному  показателю  между  союзными
   странами.
       Значимый вклад в рост заработной платы в долларовом эквиваленте
   вносит    в    Союзном    государстве   финансовая    стабилизация,
   проявляющаяся  в снижении уровня инфляции и в укреплении  реального
   курса   белорусской   и   российской  валют.   Этому   способствует
   сдержанная   бюджетная  и  денежно-кредитная  политика,  проводимая
   правительствами  и  центральными  банками  Беларуси  и  России.   В
   результате  показатели инфляции сблизились, составив в Беларуси  за
   январь  -  ноябрь  и в России за январь - август 1%  в  среднем  за
   месяц.
       Во  взаимной  торговле  основное  внимание  правительств  обоих
   государств    на    современном    этапе    уделяется     повышению
   конкурентоспособности,   удовлетворению    растущего    внутреннего
   спроса.
       Благоприятная    ценовая   конъюнктура   на   мировых    рынках
   способствовала  достижению  весьма высокого  темпа  роста  экспорта
   российских  товаров,  составившего в первом полугодии  2004  г.  по
   оценкам 123,7% к уровню первого полугодия 2003 г. и 133,9% за  2004
   г.  в  целом.  В  Беларуси  экспорт  товаров  за  январь  -  ноябрь
   увеличился  на  38,1%.  Экспорт  белорусских  товаров  в  Россию  в
   долларах  США  вырос на 31,4% при росте его физического  объема  на
   14,4%.  Импорт  товаров  в  Российской  Федерации  вырос  в  первом
   полугодии  по оценкам на 24,5% (на 24,6% за 2004 г.), в  Республике
   Беларусь  за  11  месяцев - на 37%. При этом  импорт  из  России  в
   долларах  США  возрос  на  40,9% при росте физического  его  объема
   всего на 15,2%.
       Опережающий  рост  стоимостного объема импорта  из  России  над
   экспортом связан, прежде всего, со значительным повышением  цен  на
   поставляемую  в  Беларусь российскую нефть, природный  газ,  черные
   металлы  и  другие промежуточные товары. Средние  цены  импорта  из
   Российской Федерации выросли в январе - ноябре т.г. по сравнению  с
   соответствующим  периодом прошлого года на 22,4%,  тогда  как  цены
   экспорта  - всего на 14,8%. В результате в торговле между  союзными
   странами  сложились  неэквивалентные условия: на  российский  рынок
   Беларусью  поставлено  продукции меньше,  чем  приобретено  (индекс
   валовых    условий   торговли   составил   99,3%),    хотя    из-за
   неэквивалентных ценовых условий (индекс ценовых условий торговли  -
   93,8%) Беларусь заплатила гораздо больше за импорт из России.
       Наметилась  также неблагоприятная для Союзного государства  еще
   одна  тенденция.  Несмотря  на  сохранение  доли  товарооборота   с
   Россией  в  общем товарообороте Беларуси снижается доля экспорта  в
   Российскую  Федерацию в общем объеме экспорта Республики  Беларусь.
   Если  в  январе  -  октябре  2001 г. доля товарооборота  составляла
   59,7%,  то  в январе - октябре 2002 г. - 57,8%, в январе -  октябре
   2003  г.  -  58,1% и в январе - октябре 2004 г. - 57,9%.  В  то  же
   время  доля экспорта Беларуси в Российскую Федерацию в этот  период
   постепенно сокращалась с 51,7% в 2001 г. до 48,9% в 2002 г.,  48,7%
   - в 2003 г. и 46,7% - в 2004 г.
       Таким образом, ухудшение условий эквивалентности торговли между
   союзными  странами,  все  большее приобретение  взаимной  торговлей
   однонаправленного  характера  является  тревожным   симптомом   для
   союзных отношений.
       Важнейшая   роль   в   укреплении   экономического   потенциала
   создаваемого  Союзного государства Беларуси  и  России  принадлежит
   ускорению  процесса белорусско-российской интеграции  и  углублению
   сотрудничества двух стран в расширении взаимной торговли на  основе
   эффективного  использования  объективно  существующих   для   этого
   предпосылок.  Должна быть существенно повышена отдача  от  реальных
   взаимных  выгод, которые создаются в связи с формированием  единого
   таможенного,     научно-технологического,     инвестиционного     и
   информационного  пространства. Усилия двух стран и союзных  органов
   в   прогнозном  периоде  должны  быть  также  сконцентрированы   на
   преодолении  сохраняющихся  в  обеих странах  отдельных  негативных
   процессов   и   решении   назревших  неотложных   общеэкономических
   проблем.
       Для  поддержания  устойчивых темпов роста в  2005  -  2007  гг.
   предусматривается  реализовать  комплекс  мер,   согласованных   на
   межгосударственном   уровне  и  в  рамках   Союзного   государства,
   закрепления   сложившихся   в  2004  г.   положительных   тенденций
   социально-экономического развития в двух странах.  Особое  внимание
   будет  уделяться  конструктивным мерам упреждающего  характера  для
   решения  наиболее острых для двух стран ключевых проблем,  в  числе
   которых  особое  место отводится социальным сторонам  общественного
   развития. К важнейшим из них относятся:
       - улучшение демографической ситуации;
       - обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения;
       - сокращение масштабов бедности;
       -  обеспечение  минимальных государственных  социально-трудовых
   гарантий и стандартов;
       -  усиление  адресности  в государственной  системе  социальной
   поддержки малоимущих слоев населения;
       -  поэтапное  решение главной стратегической цели  -  повышения
   уровня   и   качества   жизни  населения  и  снижения   социального
   неравенства;
       -  сохранение  доступности и обеспечение возможностей  широкого
   выбора   населением  предоставляемых  социальных   благ   и   услуг
   надлежащего  качества на основе развития социальной  инфраструктуры
   и ее воздействия на человеческий фактор.
       Решению  этих  важнейших социальных задач будет  способствовать
   экономическая  политика  органов управления  Беларуси  и  России  и
   Союзного   государства,  направленная  на  обеспечение  устойчивого
   экономического      роста,      повышение      эффективности      и
   конкурентоспособности  реального  сектора  экономики,  качественных
   параметров   его   развития   на  основе  интенсивного   обновления
   производственно-технологического потенциала, сокращения  совокупных
   издержек и себестоимости материальных факторов производства.
       Конкретные    направления   макроэкономической    политики    в
   среднесрочном   периоде   содержатся  в  соответствующих   разделах
   Совместного прогноза.
   
           2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
              ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
                                   
       Важнейшие   цели  и  основные  направления  развития   Союзного
   государства  Беларуси  и  России  в  социально-экономической  сфере
   определены в концептуальных положениях Договора о Союзе Беларуси  и
   России  от 2 апреля 1997 г., Устава Союза Беларуси и России  от  23
   мая 1997 г., Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России  от
   25  декабря  1998  г.,  Соглашения между  Российской  Федерацией  и
   Республикой   Беларусь   о   создании  равных   условий   субъектам
   хозяйствования,  Договора о создании Союзного государства  Беларуси
   и России от 8 декабря 1999 г.
       В   условиях   сложившейся  более  благоприятной  экономической
   конъюнктуры    в   последние   годы   предпочтение   было    отдано
   прагматичному     курсу,    направленному    на     конструктивное,
   полномасштабное  сотрудничество по всем направлениям  строительства
   Союзного   государства.  В  результате  практические  действия   по
   закреплению  наметившейся  тенденции  экономической  и   финансовой
   стабилизации,   усилению  мотивационных  механизмов  сопровождались
   развитием  и  расширением региональной производственной кооперации,
   углублением межгосударственной специализации и получением  взаимных
   выгод   от   объединения   и   более   эффективного   использования
   экономических,  научно-технических и  интеллектуальных  потенциалов
   двух   стран.   Как   следствие,  существенно   повысился   уровень
   конкурентоспособности    продукции   белорусских    и    российских
   предприятий,  качественные показатели их производственно-финансовой
   деятельности,   что  способствовало  консолидации   государственных
   средств для решения неотложных социальных проблем.
       Стратегической    целью    социально-экономического    развития
   Республики  Беларусь  и Российской Федерации  с  учетом  реализации
   принятых  соглашений  по  созданию  Союзного  государства  является
   достижение  устойчивого  роста уровня  и  улучшения  условий  жизни
   народов   обеих  стран,  сокращение  масштабов  бедности,  снижение
   социального  неравенства  на основе ускорения  темпов  и  повышения
   качества  экономического роста за счет рационального  использования
   объединенных  потенциалов  и  ресурсных  возможностей,  структурной
   перестройки  национальных экономик Беларуси и России, повышения  их
   эффективности  и  конкурентоспособности. Важнейшей целью  останется
   поддержание   и   укрепление   сложившейся   тенденции   финансовой
   стабилизации  и повышения качественных показателей производственно-
   финансовой  деятельности отраслей реального сектора  экономики  при
   снижении  темпов  инфляции,  обеспечении  предсказуемости  динамики
   валютных курсов российского и белорусского рубля.
       Приоритетными  проблемами, подлежащими  неотложному  решению  в
   прогнозном   периоде,   являются   внедрение   высоких   наукоемких
   технологий,  усиление инновационной направленности в  экономическом
   развитии   за   счет  более  полного  использования  и   укрепления
   имеющегося  в обеих странах научно-технического и производственного
   потенциалов,   максимальное  снижение  материало-  и  энергоемкости
   производства, опережающее развитие секторов, способных  производить
   конкурентоспособную продукцию, в первую очередь,  с  более  высокой
   долей  добавленной  стоимости,  особенно  сферы  услуг.  Эти   меры
   обеспечат  ускорение  динамики  роста  ВВП,  продолжат  начатое   в
   текущем   пятилетии   одновременное  повышение   уровня   жизни   и
   проведение   модернизации  экономики.  Сохранение  высоких   темпов
   инвестирования  экономик  Беларуси и  России  будет  способствовать
   развитию  производства  взаимодополняющих отраслей  промышленности,
   ориентированных  на  экспорт  и  взаимные  поставки   товаров   для
   потребления    на    внутреннем   рынке,   расширению    финансовых
   возможностей увеличения союзного бюджета для реализации  совместных
   проектов и программ.
       Будет    продолжена    работа   по   созданию    благоприятного
   инвестиционного  климата  и повышению имиджа  обоих  государств  на
   основе  снижения  инвестиционных  рисков,  соблюдения  стабильности
   законодательной   базы,  поддержания  устойчивой  экономической   и
   политической  обстановки,  предоставления государственных  гарантий
   защиты   собственности  и  капитала  иностранных   инвесторов   для
   привлечения  внешнего капитала. При этом будут и далее  приниматься
   меры   по  устранению  барьеров  на  пути  свободного  передвижения
   товаров,   услуг   и  рабочей  силы  как  на  территории   Союзного
   государства, так и на территориях стран-инвесторов.
       Для  достижения  этих  важнейших  целей  в  прогнозном  периоде
   развитие   и   углубление   экономического   сотрудничества   между
   Республикой  Беларусь  и Российской Федерацией  в  рамках  Союзного
   государства    будет    осуществляться   по   следующим    основным
   направлениям:
       -   ускорение   экономических  и  структурных   преобразований,
   расширение   торгово-экономических  отношений  и   межрегионального
   сотрудничества;
       -  гармонизация  законодательной базы,  формирование  правового
   механизма, отвечающего принципам современного международного  права
   в   целях   завершения   основных  структурных   преобразований   и
   устойчивого, сбалансированного развития Союзного государства;
       - проведение согласованной бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-
   кредитной,   структурной,  инвестиционной,   научно-технической   и
   инновационной,  промышленной, внешнеэкономической, демографической,
   социальной политики;
       -  дальнейшее  сохранение и поддержание  высоких  темпов  роста
   инвестиций  в  основной капитал как решающего  фактора  устойчивого
   экономического  роста за счет расширения внутренних  инвестиционных
   ресурсов   и   эффективных   мер  стимулирования   притока   прямых
   иностранных инвестиций и кредитов;
       -   обеспечение   сбалансированности   национальных   бюджетов,
   возрастающего  финансового наполнения Союзного  бюджета,  повышение
   эффективности расходования бюджетных средств;
       -  дальнейшее  снижение инфляции и сближение  существующего  ее
   уровня   в  Беларуси  с  российским  за  счет  сокращения  издержек
   производства  и  налогового  давления  на  экономику,   обеспечения
   устойчивости  обменных  курсов национальных валют,  привязка  курса
   белорусского рубля к российскому, а в последующем, введение  единой
   денежной единицы Союзного государства;
       -  углубление  специализации  и производственной  кооперации  в
   промышленном,    агропромышленном    и    оборонном     комплексах,
   формирование   эффективных   высокотехнологичных   производств   по
   выпуску  конкурентоспособной продукции, техническое  перевооружение
   ведущих  отраслей  и  предприятий реального  сектора  экономики  на
   основе преимущественного развития машиностроительного комплекса;
       -  объединение  и создание единой транспортной, энергетической,
   телекоммуникационной, информационных систем и  современных  средств
   связи   для   удовлетворения  потребностей  Союзного   государства,
   создание    равных   условий   хозяйствования   во   всех    сферах
   экономической деятельности двух стран;
       - разработка совместных межгосударственных и союзных проектов и
   программ и финансовое обеспечение их реализации;
       -  завершение формирования единого экономического и таможенного
   пространства,  развитие  товарных, сырьевых,  финансовых  рынков  и
   рынка   труда,  их  интеграция  и  укрепление  инфраструктуры   для
   обеспечения   свободного   передвижения  на   территории   Союзного
   государства товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
       Углубление  экономической интеграции двух  стран  в  прогнозном
   периоде   будет  определяться  не  только  продвижением   по   всем
   вышеперечисленным направлениям, но и успешностью  решения  наиболее
   ключевых вопросов экономического взаимодействия двух стран.  Прежде
   всего,   это   касается  создания  равных  условий   хозяйствования
   субъектам  двух  стран, урегулирования условий  оплаты  и  поставок
   природного  газа в Республику Беларусь, ратификации  и  введения  с
   01.01.2005   г.   Российской  Федерацией  Соглашения   о   взимании
   косвенных   налогов   по   принципу   страны   назначения,   отмены
   таможенного  контроля и оформления в отношении товаров  из  третьих
   стран на белорусско-российской границе.
       Вместе   с   тем   продвижение  в  решении   ключевых   проблем
   экономической  интеграции двух стран создают возможности  с  учетом
   тесных  кооперационных  связей  между  белорусскими  и  российскими
   товаропроизводителями  для  экономического  роста  с  одновременным
   расширением экспорта в третьи страны.
       Реализация  вышеуказанных  основных  направлений  строительства
   Союзного  государства  потребует  значительных  усилий  в   области
   гармонизации   национальных  интересов  Беларуси  и   России.   Это
   позволит  продвинуться на пути решения проблем, которые возникли  в
   текущем   периоде   при   формировании   единого   таможенного    и
   экономического     пространства,    создания     равных     условий
   хозяйствования субъектам двух стран.
       Основные  направления,  механизмы и мероприятия  по  углублению
   интеграции   и   формированию  общего  экономического  пространства
   заложены  в  Программе  действий Республики Беларусь  и  Российской
   Федерации  по  реализации положений Договора  о  создании  Союзного
   государства.
                                   
             3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
                    ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
                                   
       Формирование единого экономического пространства в соответствии
   с  Программой  действий Российской Федерации и Республики  Беларусь
   по  реализации  положений Договора о создании Союзного  государства
   будет     осуществляться    на    основе     сближения     основных
   макроэкономических   показателей  и   решения   вопросов   валютной
   интеграции.
       Для   создания  макроэкономических  предпосылок  по  углублению
   экономической интеграции Беларуси и России в прогнозном  периоде  в
   качестве основных управляющих параметров будут использоваться:
       - ВВП на душу населения;
       - темпы инфляции,
       -  темпы девальвации официальных обменных курсов российского  и
   белорусского рубля;
       - ставки рефинансирования центральных банков, процентные ставки
   по срочным депозитам и кредитам;
       - резервные требования центральных банков;
       - налоговая нагрузка на экономику;
       -   дефицит  государственного  бюджета,  государственный   долг
   (внешний и внутренний);
       - сальдо торгового баланса.
       Одним  из  важнейших  макроэкономических показателей  сближения
   экономик Беларуси и России является среднегодовое производство  ВВП
   на  душу  населения.  В  2003 г. отношение  данного  показателя  по
   Беларуси  к  российскому составляло 59%, в 2004 г. ожидается  также
   на  уровне 59%, в 2005 г. - 60 - 61%, в 2006 г. - 61 - 64% и в 2007
   г.  -  60  -  65%.  На  динамику данного соотношения  в  прогнозном
   периоде  окажут  влияние такие факторы, как темпы  роста  реального
   ВВП,  изменение численности населения двух стран, курс белорусского
   рубля к российскому.
       ВВП  на душу населения по ППС составлял в Беларуси по отношению
   к  российскому  в  2002 г., по последним расчетам ПРООН,  67%,  что
   оказалось  значительно ниже проводившихся до  этого  сопоставлений.
   Вместе  с  тем с учетом более высоких темпов роста ВВП в прогнозном
   периоде   в   Беларуси   ожидается  тенденция   сближения   данного
   показателя с российским уровнем.
       Что  касается реальных располагаемых доходов населения,  то  их
   прирост  в  2004  г. оценивается в Российской Федерации  на  уровне
   7,8%,  в Республике Беларусь - 14,0%. В прогнозном периоде (в  2005
   -  2007  гг.)  в  Беларуси и Российской Федерации предусматриваются
   достаточно  высокие темпы роста данного показателя  (соответственно
   130  -  132%  и  140,6%), что будет способствовать их увеличению  и
   некоторому сближению.
       Денежно-кредитная и валютная политика в Республике  Беларусь  в
   2001  -  2004  гг.  проводилась исходя из  необходимости  сближения
   основных  монетарных параметров Беларуси и России в соответствии  с
   принятым   "Соглашением  о  введении  единой  денежной  единицы   и
   формировании  единого  эмиссионного центра  Союзного  государства".
   Хотя  объединение денежных систем двух стран было  перенесено  с  1
   января  2005  г.  на  более  поздние сроки,  в  прогнозном  периоде
   стратегический курс на тесную интеграцию сохранится.
       В   денежно-кредитной  сфере  Республики   Беларусь   сложились
   позитивные сдвиги в финансовой стабилизации, укреплении  доверия  к
   белорусскому рублю в качестве финансового инструмента.  Постепенный
   переход   к   более   жесткой  монетарной  политике   способствовал
   существенному  снижению  темпов  инфляции  и  девальвации.  Прирост
   индекса  потребительских цен (ИПЦ) за 11 месяцев 2004  г.  составил
   12,1%  к  уровню декабря предыдущего года и к концу  года  составил
   14,4%.   По  этому  важнейшему  параметру  предусмотренная   задача
   создания  единых макроэкономических условий решается. В  прогнозном
   периоде  целевые значения инфляции центральными банками двух  стран
   установлены  почти  на  идентичном уровне, а имеющиеся  расхождения
   находятся в допустимом диапазоне (табл. 3.1).
                                                                      
                                                           Таблица 3.1
                                                                      
               Фактические и прогнозные значения индекса
       потребительских цен в России и Беларуси в 2001 - 2007 гг.
               (в %, декабрь к декабрю предыдущего года)
   
   ----------T------T------T------T------T--------T--------T--------¬
   ¦         ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦  2005  ¦  2006  ¦  2007  ¦
   +---------+------+------+------+------+--------+--------+--------+
   ¦Россия   ¦118,6 ¦115,1 ¦112   ¦111,7 ¦107,5 - ¦106 -   ¦105 -   ¦
   ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦108,5   ¦107,5   ¦106,5   ¦
   +---------+------+------+------+------+--------+--------+--------+
   ¦Беларусь ¦146,3 ¦134,8 ¦125,4 ¦114   ¦108 -   ¦107 -   ¦106 -   ¦
   ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦110     ¦109     ¦108     ¦
   L---------+------+------+------+------+--------+--------+---------
   
       В  области  денежно-кредитной политики в 2004  г.  Национальным
   банком    Республики    Беларусь   выполнены   следующие    пункты,
   предусмотренные Планом совместных действий и другими соглашениями:
       - отменены эмиссионное финансирование дефицита государственного
   бюджета  и  покупка государственных ценных бумаг при  их  первичном
   размещении;
       -  прекращено  предоставление банкам  централизованных  целевых
   ресурсов на кредитование экономики;
       -  Палатой  Представителей  Национального  собрания  Республики
   Беларусь  принят в первом чтении проект Закона о внесении изменений
   в   Банковский   кодекс   Республики  Беларусь,   предусматривающий
   унификацию банковского законодательства двух стран.
       На  валютном  рынке  в  январе  - ноябре  2004  г.  сохранялась
   стабильная ситуация. Превышение предложения иностранной валюты  над
   спросом  обусловило  самые  низкие темпы  девальвации  белорусского
   рубля  к  иностранным  валютам  за  период  после  1995  года.  Его
   обменный  курс к доллару США снизился на 0,83% (в январе  -  ноябре
   2003   г.   -  на  11,5%),  а  к  российскому  рублю  -   на   5,2%
   (соответственно,  на  19,2%). Таким образом,  сложившаяся  курсовая
   динамика  в двух странах также свидетельствует о приемлемом  уровне
   гармонизации,   учитывая   отсутствие   существенных   различий   в
   законодательстве  в  области валютного  регулирования  и  валютного
   контроля.
       Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь
   в  2005 - 2007 гг. и деятельности Национального банка, как и ранее,
   будут  являться  защита и обеспечение устойчивости  используемой  в
   Республике   Беларусь   валюты,  в  том  числе   ее   покупательной
   способности и курса по отношению к иностранным валютам,  содействие
   на   этой   основе  ускорению  социально-экономического   развития.
   Стратегическим  направлением денежно-кредитной  политики  в  рамках
   единой   экономической  политики  государства  станет   ограничение
   параметров  роста  цен  и  девальвации  используемой  в  Республике
   Беларусь  валюты и доведение их до уровней динамично  развивающихся
   европейских стран.
       По   мере   либерализации  ценообразования,   совершенствования
   регулирования цен на продукцию предприятий естественных  монополий,
   ликвидации  перекрестного субсидирования, формирования полноценного
   фондового рынка, стабилизации торгового и платежного баланса  будет
   повышаться   эффективность   мер   денежно-кредитной   политики   в
   обеспечении  внутренней  и  внешней  устойчивости  используемой   в
   Республике Беларусь валюты.
       Вместе  с  тем  следует отметить, что в 2005 -  2007  гг.  роль
   обменного   курса  в  области  регулирования  конкурентоспособности
   белорусских производителей будет постепенно уменьшаться в  связи  с
   перемещением  акцента на некурсовые факторы (повышение качественных
   характеристик   продукции,   снижение  себестоимости,   эффективная
   маркетинговая политика и т.д.). Ориентация на укрепление  реального
   курса  белорусского  рубля  обусловлена  необходимостью  увеличения
   уровня  средней заработной платы в стране в долларовом эквиваленте,
   а  также  стимулирования процесса трансформации валютных сбережений
   населения  и  хозяйствующих  объектов  (включая  наличную   валюту,
   которая  хранится вне банковской системы) в рублевые  вклады  и  их
   вовлечения  в  хозяйственный  оборот.  Реализация  такой  стратегии
   потребует  усиления комплексного использования мер государственного
   регулирования в части повышения конкурентоспособности  белорусского
   экспорта:    снижения   налоговой   нагрузки,    энергоемкости    и
   материалоемкости производимой продукции, развития  сферы  малого  и
   среднего  предпринимательства, сокращения избыточной  занятости  на
   крупных   государственных  предприятиях  и  т.д.  Эти  меры   будут
   способствовать  расширению  импорта  инвестиционных  товаров,   для
   модернизации  основных производственных фондов  и  внедрения  новых
   технологий.
       В  номинальном выражении снижение обменного курса к российскому
   рублю  в  прогнозном периоде предполагается выдерживать на  уровне,
   не  превышающем  2  -  3% ежегодно. Ключевым  фактором  обеспечения
   устойчивости  национальной  валюты  является  состояние  платежного
   баланса,   которое  будет  определяться  главным  образом  объемами
   привлечения прямых иностранных инвестиций.
       Значительная   роль   в   обеспечении  внутренней   и   внешней
   стабильности используемой в Республике Беларусь валюты будет  также
   принадлежать  увеличению золотовалютных резервов страны  на  основе
   устойчивого развития ее внешнеэкономического роста.
       Каналами   наращивания   денежного   предложения   со   стороны
   Национального  банка  будут  преимущественно  покупка   иностранной
   валюты,  операции  на  открытом  рынке  и  кредитование  банков  на
   рыночных   принципах.   В   инструментах  рефинансирования   банков
   предпочтение  будет  отдаваться операциям  Национального  банка  на
   аукционной основе.
       Процентная политика будет ориентирована на снижение  ставок  по
   кредитам  и депозитам при обеспечении их положительного в  реальном
   выражении  уровня,  способствующего росту сбережений  и  расширению
   доступности  кредитов для реального сектора экономики и  населения.
   Процентная   политика   станет  одним  из  важнейших   инструментов
   регулирования денежного предложения.
       Наиболее  сложными  вопросами, по которым существуют  серьезные
   разногласия Сторон, являются:
       -   различное  видение  органа,  выполняющего  функции  единого
   эмиссионного    центра   Союзного   государства,    его    статуса,
   организационной    структуры,   выполняемых   задач    и    порядка
   осуществления денежной эмиссии;
       -  различные подходы к формированию компенсационного механизма,
   предназначенного    для    предотвращения   возможных    негативных
   последствий   в   белорусской  экономике,   связанных   с   утратой
   самостоятельной денежно-кредитной и валютной политики.
       В 2005 - 2007 гг. продолжится процесс сближения денежных систем
   и  банковских  секторов Республики Беларусь  и  других  стран  СНГ,
   прежде   всего  Российской  Федерации,  в  рамках  функционирования
   Союзного  государства  Российской Федерации и Республики  Беларусь,
   Единого  экономического  пространства, Евразийского  экономического
   сообщества.   В  основе  данных  процессов  будет  лежать   строгое
   соблюдение социально-экономических интересов Беларуси.
       Основными направлениями государственной ценовой политики в 2005
   -  2007  годах  в  рамках  Совместного  прогноза  будут  дальнейшее
   сближение  ценовых параметров и условий ценообразования, унификация
   законодательной  базы,  совершенствование механизмов  регулирования
   цен,  ограничивающих рост издержек производителей. Выработка единых
   подходов   к   формированию   цен  и  тарифов   в   рамках   общего
   экономического    пространства   создаст   равные    условия    для
   производителей   обеих  стран,  обеспечит  синхронизацию   темповых
   параметров    инфляции,    что   позволит   стабилизировать    рост
   потребительских цен в обеих странах.
       Намечаемые    темпы    роста    цен   потребительского    рынка
   свидетельствуют  о том, что к концу прогнозного периода  они  будут
   сопоставимы.  В  2007  году ИПЦ предполагается  стабилизировать  на
   уровне 5,0 - 6,5% в России и 6 - 8% в Беларуси.
       Траектория движения цен во многом будет определяться  динамикой
   цен   на   продукцию   нефтяной  и  газовой   отраслей   добывающей
   промышленности  Российской Федерации. В нефтяном комплексе  прогноз
   динамики внутренних цен связан с прогнозом мировых цен на нефть.  В
   этой  связи на российском рынке прогнозируется постепенное снижение
   цен  на  нефть  и  нефтепродукты в 2005 - 2006 годах,  что  создает
   предпосылки  снижения цен на этот вид сырья  и  в  рамках  Союзного
   государства.  По  прогнозам Российской Федерации, предельные  темпы
   прироста    средних   оптовых   цен   на   газ   для   потребителей
   предусматриваются:  на 2005 год - 23% и на 2006  год  -  11%.  Цена
   приобретения газа для промышленности может составить  в  2005  году
   35,4  -  34,9 доллара за тыс. куб. м., а в 2006 году - 37,1 -  38,6
   доллара.
       В   отраслях   естественных  монополий  на  прогнозный   период
   предстоит  решить задачу нахождения компромисса между потребностями
   субъектов  естественных монополий с одной  стороны  и  экономики  в
   целом,   а   также   населения  -  с   другой.   Рост   тарифов   в
   электроэнергетике  оказывает  наибольшее  воздействие  на  издержки
   потребителей,   инфляцию  и  темпы  экономического   роста.   Чтобы
   обеспечить  снижение  уровня  инфляции  в  2005  -  2007  годах   в
   намеченных   пределах,   темпы   прироста   тарифов   в    отраслях
   естественных   монополий  для  конечных  потребителей   не   должны
   превышать прогнозируемого уровня инфляции на соответствующий год.
       Государственное  регулирование  цен  (тарифов)   на   продукцию
   (услуги)  субъектов  естественных монополий  в  прогнозном  периоде
   должно  быть  подчинено  достижению согласованной  сбалансированной
   тарифной  политики,  обеспечивающей, с  одной  стороны,  выполнение
   целевых  параметров инфляции и снижение негативного  влияния  роста
   цен  (тарифов)  на  продукцию (услуги)  естественных  монополий  на
   темпы  экономического  роста, с другой  -  поддержанию  уровня  цен
   (тарифов),  необходимого для эффективной работы самих  естественных
   монополий.
       Параметры   повышения  цен  (тарифов)  на  продукцию   (услуги)
   естественных  монополий должны обеспечивать выполнение поставленных
   задач   по   темпам   экономического  развития  и   соответствовать
   возможностям экономики.
       При  этом  в  условиях предусматриваемого  роста  цен  на  газ,
   тарифов   на   электроэнергию,  перевозки  грузов   железнодорожным
   транспортом для обеспечения поставленной задачи по снижению  уровня
   инфляции  самое  пристальное внимание должно быть  уделено  вопросу
   снижения издержек, как у производителей, так и у потребителей.
       Централизация  государством финансовых  ресурсов  в  Республике
   Беларусь в Прогнозе на 2005 г. предусмотрена на уровне 45%  к  ВВП.
   Соотношение доходов консолидированного бюджета Республики  Беларусь
   с ВВП в 2005 году прогнозируется в размере 31%.
       Доходы  бюджета Российской Федерации, запланированные  на  2005
   год,  составят около 34% ВВП и сократятся до 31,6%  к  ВВП  в  2007
   году.  Доходы федерального бюджета в 2005 году составят 28,8%  и  в
   2007  году - 26,6%, в основном за счет снижения максимальной ставки
   единого  социального  налога  до 26%  и  сокращения  поступлений  в
   бюджет по этому виду налога.
       Дефицит   бюджета  Республики  Беларусь  в  2005  -  2007   гг.
   прогнозируется  на уровне не более 1,5% к ВВП, а при  благоприятной
   внутренней  и внешней конъюнктуре бюджет должен быть бездефицитным.
   Безинфляционное  финансирование дефицита бюджета  за  счет  выпуска
   государственных ценных бумаг осуществляется с 2004  г.  Кредиты  со
   стороны  Национального Банка привлекаются только на  финансирование
   жилищного строительства.
       Бюджет  Российской  Федерации в 2005 - 2007 гг.  предполагается
   формировать на бездефицитной основе.
       В   рамках  создания  Союзного  государства  важнейшей  задачей
   прогнозного периода является минимизация внешнего долга  Российской
   Федерации   и  снижение  уровня  внутреннего  долга  в   Республике
   Беларусь    в    условиях   ограниченности    внешних    источников
   финансирования  дефицита  госбюджета. Кроме  того,  для  Республики
   Беларусь  важным является оптимизация структуры долга, значительную
   часть   которого  на  настоящий  момент  составляют   краткосрочные
   обязательства.
       В  отличие от Российской Федерации, которая имеет на протяжении
   ряда   лет  значительное  положительное  сальдо  торгового  баланса
   (текущего  счета  платежного  баланса  по  товарам  и  услугам),  в
   Республике  Беларусь сложилась обратная ситуация -  чистый  экспорт
   товаров  и  услуг  отрицательный.  При  этом  основное  влияние  на
   состояние  сальдо  по  товарам  и  услугам  оказывает  дисбаланс  в
   торговле с Российской Федерацией.
       В  отношении сальдо торгового баланса, как и в предыдущие годы,
   продолжает      сохраняться     действие     факторов,      носящих
   разнонаправленный    характер.    Если    сложившаяся    достаточно
   благоприятная  для Российской Федерации цена на  нефть  на  мировом
   рынке  способствует ее экономическому росту и в том числе активному
   сальдо  торгового баланса, то для Республики Беларусь отрицательное
   сальдо  внешней  торговли в значительной мере обусловлено  импортом
   минеральных  продуктов,  прежде  всего  нефти  и  природного  газа.
   Наблюдается   асимметричная   ситуация   -   положительное   сальдо
   торгового   баланса  в  Российской  Федерации  и  отрицательное   в
   Беларуси    (в    рамках   торговли   с   Российской   Федерацией).
   Следовательно Российская Федерация выступает как чистый  экспортер,
   в   то   время   как  Беларусь  является  чистым  импортером,   что
   соответствующим   образом   отражается   на   динамике    важнейших
   макропоказателей.
                                   
                    4. ГАРМОНИЗАЦИЯ И СИНХРОНИЗАЦИЯ
                   ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
                                   
       Основой  углубления экономической интеграции Беларуси и  России
   является    гармонизация    и    синхронизация    институциональных
   преобразований   с   учетом  особенностей  социально-экономического
   развития   двух  стран  и  позитивных  сторон  зарубежного   опыта.
   Развитие  рыночных  отношений и институтов  рынка  в  среднесрочной
   перспективе  будет  направлено на продолжение формирования  единого
   правового  пространства  в рамках Союзного  государства  на  основе
   сближения   законодательно-нормативной  базы,  их  согласования   с
   международными  нормами.  Это потребует,  в  частности,  обновления
   Бюджетного,  Налогового, Инвестиционного, Трудового, Экологического
   кодексов,  разработки  и принятия Кодекса о страховании,  Аграрного
   кодекса  Республики Беларусь и соответствующих кодексов  и  законов
   Российской  Федерации.  Должны быть сформированы  своды  законов  в
   обеих   странах,   отвечающие  требованиям  и   принципам   полного
   взаимодействия с международным законодательством и правом.
       Институциональные преобразования должны послужить  основой  для
   формирования  хозяйственного механизма  структурной  перестройки  и
   модернизации  экономик  Беларуси, России  и  Союзного  государства,
   повышения их эффективности и конкурентоспособности.
       В  прогнозном  периоде будет продолжено реформирование  органов
   исполнительной  власти  и хозяйственного управления,  разграничение
   их   функций   и   полномочий   в  целях  повышения   эффективности
   государственного  управления принадлежащим  государству  имуществом
   через   проведение  административной  и  судебной  реформ,  реформы
   правоприменения,    повышения    эффективности    и    прозрачности
   пользования  природными  ресурсами, реформирование  государственной
   собственности.
       В  Российской  Федерации  приватизация  федерального  имущества
   будет  направлена  на сокращение избыточной части  государственного
   сектора,   что   будет   способствовать   повышению   эффективности
   функционирования  экономических агентов и экономической  системы  в
   целом.  К 2007 году в федеральной собственности намечается оставить
   имущество,  запрещенное  к  приватизации,  а  также  стратегические
   предприятия   и   акционерные   общества,   обеспечивающие   выпуск
   продукции  стратегического назначения для обеспечения  национальной
   безопасности.  Неприватизированными могут  также  остаться  объекты
   инфраструктуры  федерального значения, действующие в неконкурентном
   секторе экономики.
       В   Российской   Федерации  при  достаточно   высокой   степени
   разгосударствления   будет   проводиться   и   далее    активизация
   приватизационного      процесса.     Предусматривается      продажа
   принадлежащих государству пакетов акций в акционерных обществах,  в
   которых   государственная  доля  составляет  менее  25%   уставного
   капитала и формирование на этой базе корпоративных структур.
       В    Республике    Беларусь   реформирование   госсобственности
   осуществляется  на принципах избирательного подхода в  соответствии
   с действующим законодательством.
       К  настоящему времени в Республике Беларусь реформировано около
   четырех   тысяч   предприятий   -   около   трети   общего   числа,
   первоначально     предполагавшегося    к     реформированию.     На
   реформированных   предприятиях  работает  около   одного   миллиона
   человек   (почти  22%  от  общей  численности  занятых  в  народном
   хозяйстве).  На их базе создано свыше 1800 акционерных обществ.  По
   конкурсу  и  на  аукционах продано около 1400  объектов.  Остальные
   предприятия   выкупались  трудовыми  коллективами,  преимущественно
   арендными.   Акционирование  проводилось   в   основном   за   счет
   предприятий    республиканской   собственности,   аукционная    или
   конкурсная    продажа    -    небольших    объектов    коммунальной
   собственности.
       Отказ     от    поточно-массовой    приватизации    в    пользу
   индивидуализированного подхода к продаже госсобственности  на  фоне
   имевших   место   в  отдельных  постсоциалистических   государствах
   обвальных  темпов, которые обошлись высокой ценой таких мер,  имеет
   определенные  и  несомненные  преимущества.  Они  основываются   на
   проведении  тщательного  экономически обоснованного  предпродажного
   цикла  мероприятий (от диагностики экономического состояния объекта
   до  поиска  потенциальных стратегических инвесторов),  возможностью
   учета    экономических,   социальных,   экологических   и    других
   последствий   приватизации,  интересов   обеспечения   национальной
   безопасности.
       Правительством  Беларуси  утвержден  на  ближайшие   два   года
   Перечень   предприятий  республиканской  собственности,  подлежащих
   реформированию.   В  2005  году  предусмотрено   реформировать   45
   предприятий,  в том числе шесть с численностью работающих  свыше  1
   тыс.  человек (РУП "Витязь", "Березастройматериалы", минский  завод
   "Термопласт",  "Полесьеэлектромаш",  агропромышленное   предприятие
   "Особино",   Витебский   завод   радиодеталей).   В   собственности
   государства  предусмотрено зарезервировать пакеты акций  в  размере
   50%  плюс  одна акция семи ОАО (птицефабрики, сельхозпредприятия  и
   предприятия   торговли).   В   сфере   коммунальной   собственности
   прогнозируется   реформировать  146  объектов.  Общая   численность
   работающих  на  реформируемых  в 2005  году  предприятиях  составит
   свыше 41 тыс. человек.
       В  рамках гармонизации и унификации законодательства Российской
   Федерации  и  Республики Беларусь в сфере реформирования  отношений
   собственности  Правительством  Республики  Беларусь  разработан   и
   принят   в   первом  чтении  Палатой  представителей  Национального
   собрания   Республики   Беларусь  проект  новой   редакции   Закона
   Республики  Беларусь  "О внесении изменений и  дополнений  в  Закон
   Республики   Беларусь  "Об  акционерных  обществах,   обществах   с
   ограниченной   ответственностью  и   обществах   с   дополнительной
   ответственностью",     гармонизированный     с      соответствующим
   законодательством Российской Федерации об акционерных обществах,  в
   том   числе   с  учетом  предложений  Минэкономразвития  Российской
   Федерации  и  Рекомендаций  одобренного  Правительством  Российской
   Федерации Кодекса корпоративного поведения Российской Федерации.
       Намечаемые меры будут подчинены главной задаче - обеспечению  в
   обеих   странах   формирования   максимально   прозрачной   системы
   управления  и  распоряжения государственным имуществом,  начиная  с
   принятия решений и заканчивая их реализацией.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное