Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
25.05.2016
USD
67.05
EUR
75.03
CNY
10.23
JPY
0.61
GBP
97.48
TRY
22.3
PLN
16.84
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 13 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2005 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2007 ГОДА (ПРИНЯТО 21.04.2005)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   повышения его эффективности в целом.
       Реальная  заработная  плата в 2004 г. по оценке  увеличится  на
   17%,   в   2005  г.  -  на  15  -  17%,  что  позволит  в  условиях
   прогнозируемого   уровня   инфляции   обеспечить    повышение    ее
   покупательной  способности. В 2006 - 2007 гг.  прогнозируется  рост
   заработной  платы в соответствии с ростом производительности  труда
   (ВВП  на  одного  занятого). Ежегодный прирост реальной  заработной
   платы должен составить 7 - 8%.
       Начиная   с   ноября  2004  г.  минимальная  заработная   плата
   установлена на уровне бюджета прожиточного минимума.
       Предполагаемый рост номинальной и реальной заработной платы при
   прогнозируемом  уровне  инфляции,  по  оценке,  позволит   повысить
   реальную  заработную  плату по сравнению с  2000  г.  в  2  раза  и
   довести ее уровень к концу 2005 г. в эквиваленте до 250 долл.  США,
   что  соответствует  показателям Программы  социально-экономического
   развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг.
       Одним  из  совместных направлений социальной политики  в  обоих
   государствах  является сокращение малообеспеченности (бедности)  на
   основе   обоснования  ее  критериев  и  механизмов   выявления.   В
   Республике Беларусь бюджет прожиточного минимума является  границей
   малообеспеченности.  Предполагается,  что  с  увеличением  реальных
   денежных  доходов будет происходить снижение доли малообеспеченного
   населения.
       Развитие  пенсионного обеспечения в Союзном  государстве  будет
   осуществляться на основе единых подходов.
       Главными  задачами  обоих  государств в  среднесрочном  периоде
   являются  улучшение пенсионного обеспечения граждан  и  обеспечение
   финансовой   устойчивости  пенсионной   системы   в   условиях   ее
   реформирования.
       В прогнозном периоде основное внимание будет уделено:
       -  обеспечению  наиболее справедливой дифференциации  пенсий  в
   зависимости   от   трудового   (страхового)   вклада   на    основе
   использования  данных персонифицированного учета страховых  взносов
   в системе государственного пенсионного страхования;
       - созданию условий для формирования профессиональных пенсионных
   систем;
       - развитию негосударственного пенсионного обеспечения.
       Повышение  уровня пенсионного обеспечения в обоих  государствах
   будет  осуществляться  с  учетом  экономических  возможностей   при
   одновременной оптимизации условий предоставления пенсий.
       В  Российской  Федерации  в 2004 г. реальный  рост  назначенной
   пенсии  составит,  по  оценке, 5,5% (за  первое  полугодие  прирост
   составил  6,7%  по  отношению к соответствующему  периоду  прошлого
   года).  Однако  увеличение  пенсии  значительно  отстает  от  роста
   заработной    платы.    Масштабы   индексации    пенсий    довольно
   незначительны.
       Рост  среднего размера назначенной месячной пенсии  в  2005  г.
   составит  113,7%,  в 2006 г. - 109,6, в 2007 г.  -  111,8%,  или  в
   реальном исчислении соответственно 103,5, 101,5 и 104,6%. При  этом
   соотношение   среднего  размера  пенсии  и  прожиточного   минимума
   пенсионера увеличится и составит в 2005 г. - 106,1%, в  2006  г.  -
   105,2,  в  2007  г.  - 107,3%. В то же время в условиях  отставания
   темпов  роста  размера пенсии от темпов роста заработной  платы  их
   соотношение в среднесрочной перспективе будет заметно ухудшаться  с
   28% в 2004 г. до 25,6 в 2005 г., 23,6 - 2006 г. и 22,8% - 2007 г.
       В   Республике   Беларусь  реальное  содержание  пенсий   имеет
   устойчивую  тенденцию к росту. Прирост реальной пенсии по  возрасту
   за 2004 г. по оценке составит 16 - 17%, а по отношению к 2000 г.  -
   70%.   Это   обеспечивается  последовательным   повышением   уровня
   пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь.
       Достигнут  один  из  самых  высоких  среди  стран  СНГ  уровень
   пенсионного обеспечения. С 1 августа 2004 г. размер средней  пенсии
   по  возрасту в Беларуси составил 165,7 тыс. руб., или в эквиваленте
   76,6  долл.  США,  в России - 75,7. В ноябре произведен  перерасчет
   всех  видов  трудовых  пенсий,  а также  минимальных  и  социальных
   пенсий.  Пенсии  в  среднем возросли на 9 - 10%.  Планируется,  что
   минимальный  размер  пенсии по возрасту в 2005  г.  достигнет  100%
   бюджета прожиточного минимума пенсионера.
       Соотношение  средней пенсии по возрасту и заработной  платы  по
   народному  хозяйству (коэффициент замещения)  в  2003  г.  составил
   43,1%,  в  первой половине 2004 г. - 43,3%. В 2005 г. его  величина
   составит 43,4%. В 2006 - 2007 гг. динамика реальной средней  пенсии
   по  возрасту будет сопоставима с темпами роста реальной  заработной
   платы, поэтому коэффициент замещения сохранится на уровне 2005 г.
       Перерасчеты  трудовых пенсий будут осуществляться в зависимости
   от  роста  доходов  работников-плательщиков  страховых  взносов  на
   пенсионное обеспечение (до 4 раз в год, но не менее одного  раза  в
   год),  а  минимальных пенсий - ежеквартально в связи с  изменениями
   прожиточного минимума.
       В  целях повышения эффективности совместной работы в прогнозном
   периоде   необходимо   разработать  и  принять   Соглашение   между
   Республикой  Беларусь и Российской Федерацией  о  сотрудничестве  в
   системе пенсионного обеспечения.
   
                                                          Таблица 11.1
                                   
                     Соотношение среднего размера
           пенсий, заработной платы и прожиточного минимума
             в Российской Федерации и республике Беларусь
                                   
                                                        (в процентах)
   -------------------------T-------T-------T-----------------------¬
   ¦                        ¦ Отчет ¦ Оценка¦        Прогноз        ¦
   ¦                        +-------+-------+-------T-------T-------+
   ¦                        ¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦2007 г.¦
   +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Соотношение             ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦среднемесячного размера ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦пенсии и среднемесячной ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦заработной платы        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦Российская Федерация    ¦  29,8 ¦  27,8 ¦  25,6 ¦  23,6 ¦  22,8 ¦
   ¦Республика Беларусь     ¦  43,1 ¦  43   ¦  43,4 ¦  43,4 ¦  43,4 ¦
   ¦Соотношение             ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦среднемесячного размера ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦трудовой пенсии и       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦размера прожиточного    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦минимума пенсионера     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦Российская Федерация    ¦ 102   ¦ 105,7 ¦ 106,1 ¦ 105,2 ¦ 107,3 ¦
   ¦Республика Беларусь     ¦ 120,3 ¦ 131   ¦ 150   ¦ 159,8 ¦ 171   ¦
   ¦Соотношение минимального¦  82   ¦  88,7 ¦ 100   ¦ 101   ¦ 102   ¦
   ¦размера пенсии по       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦возрасту и размера      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦прожиточного минимума   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦пенсионера,             ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦% (Республика Беларусь) ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   L------------------------+-------+-------+-------+-------+--------
   
       Политика  в  области  социальной поддержки  населения  Союзного
   государства будет направлена на улучшение положения и уровня  жизни
   наименее   защищенных  и  остро  нуждающихся  категорий  населения;
   повышение эффективности социальных пособий и предоставление  других
   форм  помощи малообеспеченным гражданам и семьям исходя из принципа
   адресности   предоставления  социальной  помощи  на  основе   учета
   социально-экономических   условий   жизни   и    потребностей    ее
   получателей;  расширение рынка и повышение качества предоставляемых
   социальных услуг.
       Предстоит  осуществить  поэтапную,  согласованную  с  политикой
   доходов  и  развитием экономики замену существующей системы  льгот,
   социальных  пособий,  субсидий и компенсаций  на  адресную  систему
   социальной  защиты  населения.  Реформированию  будут  подвергаться
   социальные льготы, финансируемые из бюджетных средств.
       В  Российской Федерации в ходе реформирования социальных  льгот
   для  ряда категорий населения, начиная с 2005 г., будет осуществлен
   перевод   основной  части  натуральных  льгот  в   денежную   форму
   (компенсации,  надбавки) за счет средств федерального  бюджета  или
   бюджетов субъектов Российской Федерации.
       Для каждой категории льготников устанавливается соответствующий
   размер  денежной  компенсации. При этом  наиболее  значимые  льготы
   предполагается   объединить  в  социальный  пакет  и   предоставить
   получателю  право  выбора предоставления этих льгот  в  натуральной
   или денежной форме.
       Из  федерального бюджета средства на социальные  выплаты  будут
   предоставляться  следующим  категориям  граждан:  Герои  Советского
   Союза,   Герои  России,  Герои  Социалистического  труда,  кавалеры
   ордена  Славы,  участники  ВОВ  и  боевых  действий,  члены   семей
   погибших   военнослужащих,   лица,  награжденные   знаком   "Житель
   блокадного   Ленинграда",  граждане,  пострадавшие  от  воздействия
   радиации,  инвалиды  всех групп, доноры, а также  военнослужащие  и
   приравненные  к  ним  лица и др. федеральные  служащие.  Социальная
   поддержка  указанных категорий граждан в части,  касающейся  оплаты
   жилья   и   коммунальных   услуг,  будет  осуществляться   органами
   государственной   власти   субъектов   Российской    Федерации    с
   предоставлением  на  эти  цели  субвенций  из  Федерального   фонда
   компенсаций.
       В  Республике  Беларусь  продолжится работа  по  реформированию
   системы  социальной  помощи  в  части  повышения  эффективности   и
   адресности  ее предоставления, координации социальных  программ,  а
   также упорядочению социальных льгот и гарантий.
       На  стадии  рассмотрения  в  Национальном  собрании  Республики
   Беларусь   находится  законопроект  "О  государственных  социальных
   льготах, правах, гарантиях для отдельных категорий граждан".
       В  целях совершенствования системы адресной социальной помощи в
   рамках   Плана   совместных   действий   Правительства   Республики
   Беларусь,  Национального банка Республики Беларусь и  Правительства
   Российской  Федерации, Центрального банка Российской  Федерации  по
   введению  единой  денежной единицы Союзного государства  на  период
   2001  -  2005  гг. в Беларуси разработан, принят и реализуется  ряд
   правовых документов.
       Принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6
   августа  2004  г.  N  951  "О государственной  адресной  социальной
   помощи",  которым  предусмотрено расширение  круга  семей,  имеющих
   право  на  государственную помощь, за счет  включения  в  их  число
   семей,   воспитывающих  несовершеннолетних  детей,  а   не   только
   многодетных  и  неполных  семей.  Кроме  того,  установлен   единый
   порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода гражданина  и
   семьи  для  оказания  следующих  видов  государственной  социальной
   помощи:  государственной  адресной  социальной  помощи;  льгот   по
   оплате  за  пользование школьными учебниками; льгот  по  оплате  за
   содержание  детей  в  детских дошкольных  учреждениях;  бесплатного
   обеспечения  продуктами  питания  детей  первых  двух  лет   жизни;
   безналичных жилищных субсидий.
       В  области  социальной  поддержки семей,  воспитывающих  детей,
   основной формой останутся пособия.
       В  Российской  Федерации вопрос о сроках и  размерах  повышения
   ежемесячных   пособий   на   детей   будет   решаться   с    учетом
   законодательства по вопросам разграничения расходных  полномочий  и
   доходных  источников  по  уровням власти.  Вместе  с  тем  проблема
   постепенного повышения размера ежемесячного пособия на  ребенка  не
   может   быть  решена  без  ликвидации  образовавшейся  в  субъектах
   Российской  Федерации  задолженности  по  его  выплате.  По  данным
   Минфина  России,  на 1 мая 2004 г. в целом по Российской  Федерации
   задолженность по пособиям на детей имелась в 27 регионах, при  этом
   общий  объем ее сократился до 4,9 млрд. руб. против 5,7 млрд.  руб.
   на начало года.
       В  Республике Беларусь предусматривается продолжить  работу  по
   реализации     мер,     обеспечивающих     предоставление     семье
   государственных   гарантий,   создание   благоприятных   социально-
   экономических   условий   функционирования   семьи,   оказание   ей
   социальной помощи и услуг. Пособия семьям, воспитывающим  детей,  в
   2005 г. по сравнению с 2004 г. возрастут в 1,2 - 1,3 раза.
       Усилится  государственная  поддержка  многодетных  семей.  С  1
   января  2005  г.  предусмотрено увеличение единовременного  пособия
   при  рождении третьего и последующих детей (его размер составит три
   бюджета  прожиточного минимума). Многодетным семьям  будет  оказана
   помощь  в погашении кредита на жилищное строительство в зависимости
   от  количества  несовершеннолетних детей:  троих  -  30%  от  суммы
   задолженности,  четверых - 50%, пятерых и более -  100%.  Эта  мера
   направлена  на  решение  жилищной проблемы всех  стоящих  на  учете
   нуждающихся многодетных семей.
       Решению   проблем   семьи   будет   способствовать   реализация
   Президентской   программы  "Дети  Беларуси",  Национального   плана
   действий по обеспечению тендерного равенства на 2001 - 2005 гг.,  а
   также создание служб социального обслуживания, развитие новых  форм
   и методов работы с семьей.
       В    2005   г.   завершится   работа   по   внедрению   системы
   государственных социальных стандартов во всех регионах республики.
       Основные  показатели  Прогноза  уровня  жизни  населения  Союза
   Беларуси и России на 2005 год представлены в Приложении 1.
                                   
              11.2 Демографическое развитие и рынок труда
                                   
       Демографическая  ситуация в Беларуси в 2005 -  2007  гг.  будет
   находиться   под   влиянием  сложившихся   тенденций   рождаемости,
   смертности  и  миграции,  которые обусловят  дальнейшее  сокращение
   численности  населения. По прогнозу, она уменьшится с  9,9  млн.  в
   2003  г.  до 9,8 млн. в 2005 г. и 9,7 млн. чел. в 2007 г.,  или  на
   2,0%.   Уровень   рождаемости  населения   за   прогнозный   период
   сократится  с  9,0  до  8,8  промилле, в то  время  как  смертность
   стабилизируется на уровне 14,4 промилле.
       Аналогичные   тенденции  прогнозируются   и   в   России,   где
   численность  населения сократится, соответственно,  со  144,6  млн.
   чел. в 2003 г. до 143,0 млн. чел. в 2005 г. и до 141,9 млн. чел.  в
   2007   г.   В   результате   среднегодовая   численность   Союзного
   государства  к 2008 г. уменьшится на 3,1 млн. человек по  сравнению
   с уровнем 2003 года.
       Целью демографической политики в среднесрочном периоде (2005  -
   2007   гг.)  является  снижение  смертности  населения  и  создание
   предпосылок  для  стабилизации показателей рождаемости.  Для  этого
   необходимо реализовать следующие меры:
       - улучшить качество медицинской помощи, развивать профилактику,
   диагностику и лечение социально значимых заболеваний;
       -   создать  региональные  центры  репродуктивного  здоровья  и
   поведения  для подростков и молодежи, открыть районные и  областные
   кабинеты планирования семьи;
       -  создать  систему медицинского и социального  мониторинга  за
   потенциальными родителями;
       -   стимулировать   развитие   различных   форм   добровольного
   страхования,    особенно   детей   и   молодежи,    для    создания
   дополнительных возможностей поддержки семьи на определенных  этапах
   ее жизненного цикла;
       -   проводить   аттестации  рабочих  мест  с  целью   выявления
   неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье  работников  и
   разработать  механизмы экономического стимулирования  работодателей
   в улучшении условий и охраны труда;
       -  усилить  просветительскую и образовательную деятельность  по
   распространению  знаний  о  профилактике заболеваний  и  укреплении
   здорового образа жизни.
       Основной    целью   политики   занятости   является   повышение
   эффективности  использования рабочей силы и формирование  кадрового
   потенциала  с учетом потребностей экономики, обеспечение социальной
   поддержки временно незанятого населения.
       Важнейшими  приоритетами в области рынка труда двух  государств
   должны  стать  формирование  рациональной  структуры  занятости  на
   основе  преодоления дефицита рабочих мест и улучшения их  качества,
   повышение  конкурентоспособности рабочей силы, снижение  социальной
   напряженности на рынке труда.
       Расширение производства и инвестиций на создание рабочих  мест,
   активизация     процессов     развития     малого     бизнеса     и
   предпринимательства  обеспечат реальные условия  для  роста  уровня
   занятости  населения в России. По прогнозу, численность  занятых  в
   экономике  увеличится с 65,7 млн. чел. в 2003 г. до 66,4 млн.  чел.
   в  2007  г.,  в то время как в Беларуси будет наблюдаться  обратная
   тенденция - сокращение численности занятых в экономике с  4,3  млн.
   до  4,2  млн. чел. за прогнозный период. Снижение уровня  занятости
   будет  обусловлено  оптимизацией  численности  кадрового  персонала
   вследствие дальнейшей реструктуризации производства.
       Динамика отраслевой структуры занятости будет характеризоваться
   перераспределением   рабочей   силы  в   непроизводственную   сферу
   экономики, где доля работающих возрастет в России с 31,2 %  в  2003
   г.  до  32,1%  в  2007 г., в Беларуси - с 30,9% до 32,7%.  Согласно
   прогнозным   оценкам,   прирост   численности   работников    будет
   наблюдаться    в   здравоохранении   и   социальном    обеспечении,
   образовании. В России возрастет занятость в отраслях,  связанных  с
   финансово-кредитной и страховой деятельностью, а  в  Беларуси  рост
   численности    работающих   в   непроизводственной   сфере    будет
   происходить в основном за счет жилищно-коммунального хозяйства.
       Динамика занятости в сфере материального производства в  России
   и  Беларуси  будет иметь разнонаправленный характер.  В  Российской
   Федерации   прогнозируется  увеличение  численности  работающих   в
   отраслях материального производства за счет расширения занятости  в
   строительстве,  на  транспорте и связи, в торговле  и  общественном
   питании  при  уменьшении численности работников в промышленности  и
   сельском  хозяйстве. В Республике Беларусь рост занятости ожидается
   только  в  торговле, в то время как в других отраслях материального
   производства  будет  наблюдаться тенденция  сокращения  численности
   кадров   на   основе   внедрения  трудосберегающих   технологий   и
   высвобождения излишней численности персонала.
       Активизация   процессов  высвобождения  работников   вследствие
   оптимизации  численности  кадрового  персонала,  увеличение   числа
   граждан,  вступающих  в  трудоспособный  возраст,  обусловят   рост
   масштабов  предложения  рабочей силы на рынке  труда  Беларуси  при
   снижении спроса на нее. В то же время расширение спроса на  рабочую
   силу  позволит  обеспечить  снижение уровня  безработицы  до  1%  к
   экономически  активному населению к концу  2007  г.  Безработица  в
   Республике   Беларусь  в  большей  мере  будет  иметь   структурный
   характер.  На российском рынке труда, начиная с 2005 г.,  наметится
   тенденция  снижения  уровня регистрируемой  безработицы  вследствие
   расширения  занятости  в общественном производстве.  Вместе  с  тем
   определенное  влияние  на  сокращение безработицы  будет  оказывать
   абсолютное,  начиная с 2006 г. уменьшение численности  населения  в
   трудоспособном   возрасте,   что   обусловит   снижение   масштабов
   предложения  рабочей  силы  на  российском  рынке  труда.  Согласно
   прогнозным   оценкам,  уровень  зарегистрированной  безработицы   в
   России сократится с 2,4% в 2005 г. до 2,1% в 2007 г.
       В  период 2005 - 2007 гг. основные усилия государства на  рынке
   труда   будут  направлены  на  удержание  безработицы  в   пределах
   социально     допустимого    уровня    на    основе     обеспечения
   сбалансированности    профессионально-квалификационной    структуры
   спроса   и   предложения  рабочей  силы   в   увязке   с   системой
   профессиональной   подготовки  кадров  всех   уровней,   содействия
   отраслевой   и   территориальной  мобильности  трудовых   ресурсов,
   формирования   развитой   инфраструктуры  рынка   труда,   развития
   эффективных    технологий    социальной    защиты    граждан,    не
   конкурентоспособных на рынке труда.
       Для  реализации  согласованной политики на  рынке  труда  Союза
   Беларуси и России в прогнозном периоде необходимо обеспечить:
       -  стимулирование создания новых рабочих мест  в  сфере  услуг,
   экспортоориентированных и наукоемких производствах;
       -   содействие   развитию  малого  бизнеса  и   индивидуального
   предпринимательства,  в  том  числе  поддержка  предпринимательской
   инициативы граждан в сельской местности;
       -  снижение  дисбаланса спроса и предложения  рабочей  силы  на
   рынке  труда на основе формирования непрерывной системы  подготовки
   и  переподготовки кадров в соответствии с потребностями структурной
   перестройки производства;
       -   оптимизация  численности  кадрового  персонала  на   основе
   координации  потребности в работниках с объемами  и  структурой  их
   профессиональной подготовки, увеличение масштабов обучения  рабочим
   профессиям, востребованным на рынке труда, в том числе сельском;
       - выработка механизмов социально ответственной реструктуризации
   производства  и трудоустройства высвобождаемых работников,  включая
   содействие      нанимателям     в     организации      опережающего
   профессионального обучения лиц, подлежащих высвобождению;
       -   расширение   видов   и  масштабов  общественных   работ   и
   совершенствование  механизма их организации с  учетом  региональной
   специфики    и   потребности   регионов   в   развитии   социальной
   инфраструктуры;
       - удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня
   и  смягчение  ее социальных последствий путем создания  действенных
   стимулов к активному поиску работы и формирования адресной  системы
   социальной защиты населения от безработицы;
       -  усиление социальной поддержки безработных на основе создания
   единой  системы обязательного государственного страхования  граждан
   от безработицы;
       -   разработка   совместных  программ   обеспечения   занятости
   населения   и   специальных   программ   занятости   для   граждан,
   неконкурентоспособных на рынке труда;
       - разработка системы мониторинга и раннего предупреждения роста
   социальной  напряженности на региональных рынках труда в населенных
   пунктах, имеющих градообразующие предприятия;
       -  развитие  внешней трудовой миграции рабочей силы  на  основе
   создания   единой   системы  ее  учета  и  регулирования,   включая
   унифицированную с Россией нормативно-правовую базу.
                                   
               11.3. Развитие отраслей социальной сферы
                                   
       Основными направлениями в развитии отраслей социальной сферы  в
   2005  г. предусматривается более полное удовлетворение потребностей
   населения  обоих государств качественными видами услуг. Продолжится
   реформирование  системы  образования,  здравоохранения,   культуры,
   жилищной сферы.
       Деятельность  в  сфере образования в 2005  г.  будет  подчинена
   задачам    структурной   перестройки   экономики,   повышения    ее
   эффективности и конкурентоспособности.
       В   качестве   первоочередных  задач   определены:   дальнейшее
   реформирование  и  качественное обновление содержания  образования,
   методик    обучения;   развитие   информационных    образовательных
   технологий;  компьютеризация школ и создание единой  информационной
   среды    образования;   изыскание   дополнительных,    внебюджетных
   источников  финансирования  для укрепления  материально-технической
   базы отрасли.
       Приоритетное    развитие   получит   государственная    система
   дошкольного  воспитания, при создании условий  для  полного  охвата
   детей дошкольным воспитанием, начиная с 5-летнего возраста.
       В системе общего среднего образования предусматривается в обеих
   странах   перевод  общеобразовательной  школы  на  12-летний   срок
   обучения.   Предстоит  решить  ряд  проблем  по   совершенствованию
   практики   централизованного  тестирования  и   контроля   качества
   обучения.  Будет  повышен коэффициент сменности  занятий  в  первую
   смену.   Количество   обучающихся  в   первую   смену   в   дневных
   общеобразовательных  школах Беларуси  в  2005  г.  составит  85,7%,
   против  83,5% в 2003 г. от общего числа обучающихся. В  среднем  по
   России этот показатель составит около 86,7%.
       Высшее  и  среднее специальное образование будет развиваться  с
   учетом   реально   изменяющихся   перспективных   потребностей    в
   высококвалифицированных  специалистах   для   конкретных   сфер   и
   отраслей экономики.
       Прием  студентов  в  государственные вузы Беларуси  в  2005  г.
   увеличится  на  0,5% по сравнению с ожидаемой оценкой  2004  г.,  в
   средние  специальные учебные заведения сохранится почти  на  уровне
   текущего   года.   Численность  студентов  в  учреждениях   высшего
   образования России возрастет в 2005 г. на 9,4 - 10% к 2003 г.
       В  прогнозном  периоде  продолжится  дальнейшая  интеграционная
   деятельность в сфере образования по следующим направлениям:
       -   межрегиональное  и  межвузовское  сотрудничество  в  рамках
   совместных научных договоров и программ;
       - разработка образовательных стандартов;
       -  создание  нормативной  базы по лицензированию  аттестации  и
   аккредитации учреждений образования;
       -  обеспечение систем образования Беларуси и России  учебной  и
   учебно-методической литературой;
       -  создание  информационного и научно-методического обеспечения
   систем    дистанционного   образования    на    основе    передовых
   информационных и коммуникационных технологий.
       Реализация   указанных   направлений   вызывает   необходимость
   принятия     Союзной    программы    по    формированию     единого
   образовательного пространства.
       Главной    целью    государственной    политики    в    области
   здравоохранения     является     повышение     эффективности      и
   совершенствование   системы   оказания   медицинской   помощи   для
   достижения и реализации максимально возможного потенциала  здоровья
   каждого человека.
       Реализация  этой  цели  предполагает решение  следующих  задач:
   сохранение  и развитие системы здравоохранения в каждом государстве
   и    формирование    единой   системы   здравоохранения    Союзного
   государства;  обеспечение государственных  гарантий  доступности  и
   равных  возможностей получения бесплатной качественной  медицинской
   помощи;  стабилизация и улучшение показателей здоровья населения  в
   обоих государствах.
       Исходя из этого предусматривается:
       -  формирование единых государственных минимальных стандартов в
   области здравоохранения;
       -  создание  условий  и  стимулов  для  максимально  возможного
   предотвращения  заболеваний  и  травматизма,  включая   обеспечение
   профилактики заболеваний;
       - реализация межгосударственных соглашений и целевых программ в
   области     охраны     здоровья    и     обеспечения     санитарно-
   эпидемиологического благополучия населения;
       -  завершение унификации законодательной и нормативной  базы  в
   сфере здравоохранения.
       В   прогнозируемом   периоде   будет   продолжена   работа   по
   формированию  новой  медико-экономической модели  развития  системы
   здравоохранения.
       Особое   внимание  следует  уделить  предоставлению  бесплатной
   медицинской  помощи  в  рамках  Союзного  государства   на   основе
   гарантий,   вытекающих   из   Программы  государственных   гарантий
   оказания   гражданам   бесплатной   медицинской   помощи,   которая
   определяет   по   аналогии  с  российским  законодательством   виды
   медицинской  помощи, предоставляемой населению  бесплатно,  порядок
   формирования  подушевых нормативов финансирования  здравоохранения,
   обеспечивающих  предоставление гарантированных объемов  медицинской
   помощи.
       В  прогнозном периоде продолжится работа по оптимизации объемов
   предоставляемой  населению  медицинской помощи  и  реструктуризации
   сети лечебно-профилактических учреждений.
       Политика  в  сфере культуры Союзного государства  в  прогнозном
   периоде  будет  направлена на сохранение культурного  потенциала  и
   культурного   наследия,   обеспечение   преемственности    развития
   национальных  культур,  наряду с поддержкой  культурных  инноваций,
   создание   условий  обеспечения  единого  культурного  пространства
   Союзного государства.
       Продолжится  работа по поддержке культурных обменов  творческих
   коллективов,  музейной  и  выставочной  деятельности,   организации
   ежегодно проводимого международного фестиваля "Славянского  базара"
   в  г.  Витебске,  проведению  капитального  ремонта  и  реставрации
   мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" и другие.
       Основная задача в развитии физической культуры и спорта состоит
   в  расширении возможностей граждан для занятий физической культурой
   и  спортом, улучшении физической подготовленности и физического  их
   развития.
       Для  эффективного развития спорта высших достижений  необходимо
   обеспечить  гармоничное сочетание государственного и  общественного
   управления.  В  связи  с этим возрастает роль  федераций  по  видам
   спорта и физкультурно-спортивных объединений, как в развитии  видов
   спорта, так и физической культуры и спорта в целом.
       В  решении  вопросов развития физической культуры  и  спорта  в
   формировании   у   населения  потребности  в  занятиях   физической
   культурой и спортом, а также в достижениях спортсменами Беларуси  и
   России   побед  на  Олимпийских  играх,  международных   спортивных
   соревнованиях    спортсменов-инвалидов    и    других    крупнейших
   международных   соревнованиях  большое  значение   имеет   качество
   профессиональной   подготовки  специалистов  и   уровень   развития
   научных исследований.
       Решение  этой  задачи будет осуществляться в рамках  реализации
   соответствующих     совместных    программ,     межгосударственного
   сотрудничества.
       Предусматривается   разработка  мероприятий   по   формированию
   единого туристского пространства Союзного государства.
       Основной  целью развития жилищной сферы Республики  Беларусь  в
   предстоящем  периоде является улучшение жилищных условий  населения
   -  обеспечение  граждан страны жильем и комплексом  услуг  жилищно-
   коммунального  хозяйства  с соблюдением  социальных  стандартов  по
   уровню   обеспеченности,  объемам  и  параметрам  качества   услуг;
   обеспечение доступности жилья для всех групп и слоев населения.
       На  1 января 2004 г. средняя обеспеченность жильем в Республике
   Беларусь  составляла  22,3 кв. м обшей площади  на  1  человека.  К
   концу 2005 г. этот показатель предполагается довести до 22,8  -  23
   кв. м, а к концу 2007 г. - до 23,6 - 23,8 кв. м.
       Ввод жилья в Беларуси в расчете на 1 человека и уровень средней
   обеспеченности   соответствует  величине  аналогичных   показателей
   центральных областей Российской Федерации, но в среднем  по  России
   они  несколько  ниже,  чем  в Беларуси.  Однако  при  относительной
   стабилизации объемов жилищного строительства в Беларуси,  в  России
   они  с 1999 г. имеют устойчивую тенденцию роста на 7 - 9% ежегодно,
   а в предстоящем периоде намечаемый рост составит 10 - 15% в год.
       Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь
   на  2005 г. и на ближайшую перспективу предусматривается дальнейшее
   развитие  жилищного строительства: ввод жилья намечается  в  объеме
   не  менее  3  -  3,5 млн. кв. м общей площади в  год.  При  этом  в
   сельской  местности и малых городских поселениях  предусматривается
   вводить не менее 30% общего ввода жилья.
       Реализация поставленных задач будет осуществляться по следующим
   основным направлениям:
       -  сокращение объемов незавершенного строительства и  доведение
   его объемов до нормативного уровня;
       -   снижение   себестоимости  возводимого  жилья  и  реализация
   комплекса программ по ресурсо- и энергосбережению в строительстве;
       -  повышение  требований к качеству жилых  помещений:  удобство
   планировки;   использование   в  строительстве   энергоэффективных,
   экологически  безопасных  материалов  и  конструкций;  оснащенность
   приборами  и  предметами домоустройства; высокие  теплоизоляционные
   свойства, экономичность в содержании и обслуживании жилья;
       - строительство за счет бюджетных средств социального жилья для
   отдельных  категорий граждан, в том числе для ветеранов и инвалидов
   Великой  Отечественной войны, членов семей погибших при  исполнении
   воинских   (служебных)   обязанностей;  строительство   жилья   для
   отселения   граждан   из   сносимых,   переоборудуемых   ветхих   и
   непригодных для проживания жилых домов;
       -  государственная  поддержка малообеспеченных,  нуждающихся  в
   улучшении жилищных условий граждан в обеспечении их жильем;
       - совершенствование форм организации жилищного строительства на
   основе  использования долгосрочных финансовых накоплений граждан  и
   расширение  способов  кредитования  на  цели  приобретения   жилья;
   активизация  участия  граждан  в решении  своих  жилищных  проблем;
   совершенствование      нормативно-правовой      базы      жилищного
   строительства.
       Инвестирование  строительства жилья все в большей  мере  должно
   ориентироваться  на  использование средств внебюджетных  источников
   финансирования  -  средств  населения, предприятий  и  организаций,
   других внебюджетных источников и фондов.
       Одним   из  направлений  улучшения  жилищных  условий   граждан
   является   эффективное   использование  и  сохранность   имеющегося
   жилищного  фонда - реконструкция, модернизация, капитальный  ремонт
   эксплуатируемых зданий, использование пустующих жилых домов.
       Критерии  постановки на учет нуждающихся в  улучшении  жилищных
   условий  в  Беларуси  и  России имеют  некоторые  расхождения,  что
   обусловливает  направления  работ по  согласованию  соответствующих
   законодательств.
       Развитие  строительства  жилья  и эффективное  функционирование
   жилищной  сферы  напрямую связано с развитием жилищно-коммунального
   хозяйства (ЖКХ), расширением состава и повышением качества услуг  в
   соответствии   с  достижениями  научно-технического   прогресса   и
   изменениями предпочтений в потребностях граждан.
       Основными задачами жилищно-коммунального хозяйства являются:
       -  налаживание  бесперебойной работы отрасли по  предоставлению
   услуг  ЖКХ  при  соблюдении  социальных  стандартов  по  объемам  и
   качеству услуг, особенно при работе в зимних условиях;
       -   надлежащее   содержание  сетей  и   сооружений   инженерно-
   транспортной  инфраструктуры  населенных  пунктов  при   соблюдении
   экологических параметров окружающей среды;
       -  содержание,  обслуживание  и  капитальный  ремонт  жилищного
   фонда,  расширение  ассортимента и  снижение  себестоимости  услуг,
   повышение качества обслуживания;
       -   совершенствование   отношений  с   населением   и   другими
   потребителями услуг ЖКХ.
       Реализация  поставленных задач будет проводиться  по  следующим
   основным направлениям:
       - создание условий для развития конкуренции по оказанию жилищно-
   коммунальных  услуг и переход на формирование договорных  отношений
   в сфере жилищно-коммунального обслуживания;
       -  увеличение объемов работ по капитальному ремонту и  тепловой
   реабилитации  жилищного  фонда, оснащению  его  приборами  учета  и
   регулирования потребления коммунальных услуг;
       -  продолжение  работ по снижению затрат на  оказание  жилищно-
   коммунальных услуг;
       -  формирование условий для создания новых организационных форм
   эксплуатации  жилищного  фонда  и  нормативно-правовое  обеспечение
   этих процессов.
       Объем  капитального  ремонта  жилищного  фонда  и  объемы   его
   финансового     обеспечения     ежегодно     устанавливаются      в
   правительственных  заданиях.  Особое внимание  уделяется  повышению
   теплозащитных   свойств  жилых  домов,  уровню  благоустройства   и
   оснащенности    жилых    помещений    контрольно-измерительной    и
   регулирующей аппаратурой.
       Повышение  уровня  обеспеченности населения  услугами  жилищно-
   коммунального  хозяйства  напрямую связано  с  развитием  мощностей
   объектов  ЖКХ,  увеличением протяженности сетей, что  отражается  в
   годовом   прогнозе.   Здесь,  как  и  в   жилищном   строительстве,
   существуют   проблемы  финансирования,  где  наряду  с   бюджетными
   средствами   целесообразно   привлекать   внебюджетные    источники
   финансирования.
       Предусматривается  переход  на  самоокупаемость  услуг  в  ЖКХ.
   Уровень возмещения населением затрат на услуги будет повышаться  по
   мере  роста  его  доходов и при обеспечении мер  социальной  защиты
   малообеспеченных граждан по оплате этих услуг.
       Будут   осуществляться  взаимодействие  и  обмен  положительным
   опытом   России  и  Беларуси  в  вопросах  реформирования  жилищно-
   коммунального  хозяйства, координация работ двух стран  в  областях
   унификации   жилищного   законодательства,  технической   политики,
   научных  исследований  по внедрению достижений  научно-технического
   прогресса.
                                   
             11.4. Охрана окружающей среды и рациональное
                   использование природных ресурсов
                                   
       В  последние годы в Республике Беларусь и Российской  Федерации
   экологическая  ситуация  складывается по-разному,  что  обусловлено
   различными   подходами  к  государственному  регулированию   охраны
   окружающей  среды  и  рационального  природопользования,  а   также
   неоднозначной   ролью  государства  в  формировании   экологической
   политики на этапе перехода к рыночным отношениям.
       В  Беларуси  отмечается  положительная  тенденция  по  снижению
   выбросов     и    сбросов    загрязняющих    веществ,    проводится
   благоустройство   территорий  населенных  пунктов,   активизируется
   процесс формирования новой экологической политики, направленной  на
   решение  проблем  в  сфере природопользования и  охраны  окружающей
   среды  и  реализацию целей устойчивого развития.  Совершенствование
   экономического  механизма природопользования и  укрепление  функций
   государственных  природоохранных органов  обеспечивает  в  основном
   экономное    использование   природных   ресурсов   и    сохранение
   благоприятной  для  человека окружающей природной  среды,  а  также
   стимулирует  осуществление природоохранной деятельности  на  уровне
   регионов и субъектов хозяйствования.
       В России продолжается экологический кризис. По вредным выбросам
   она  занимает третье место в мире, а по экологической чистоте - 74-
   е.   В   связи   с   отсутствием  баланса  интересов   собственника
   (пользователя),  отдельных  территорий  и  государства  сохраняется
   опасность  потерь  и  расхищения природных ресурсов.  Вышло  из-под
   контроля     государственных    природоохранных    и     санитарно-
   эпидемиологических  организаций  загрязнение  окружающей  среды   в
   местах проживания, отдыха и работы населения.
       Общими  экологическими проблемами для обоих государств является
   наличие  зон  экологического  бедствия  (в  Беларуси  -  свыше  20%
   территории  страны,  в  России - 40%)  и  городов,  где  отмечается
   постоянное  или  периодическое  превышение  в  атмосфере  предельно
   допустимых   концентраций  вредных  веществ;   неудовлетворительное
   состояние   водохозяйственных  объектов  в  связи   с   недостатком
   финансовых  ресурсов на их реконструкцию; рост образования  отходов
   производства и потребления.
       В  прогнозном  периоде в обоих государствах сохранятся  высокие
   темпы  роста  промышленности,  агропромышленного,  строительного  и
   транспортного    комплексов,   что   предопределяет   необходимость
   принятия    согласованных   мер   по   стабилизации   экологической
   обстановки  в  Республике  Беларусь и  Российской  Федерации  и  ее
   существенного   улучшения   в  наиболее  неблагополучных   регионах
   (городах).  Рост производства потенциально предполагает  увеличение
   объемов  выбросов  и  сбросов  загрязняющих  веществ  и  негативное
   воздействие   на  окружающую  среду.  В  то  же  время  наращивание
   производства   будет   сопровождаться  модернизацией   материально-
   технического  потенциала, внедрением энерго-  и  ресурсосберегающих
   технологий   -   фактора,   влияющего   на   снижение   негативного
   воздействия  реального  сектора экономики на  окружающую  среду  за
   счет  сокращения  удельного потребления первичных  производственных
   ресурсов.
       На   территорий  Российской  Федерации  и  Республики  Беларусь
   основными  источниками  загрязнения атмосферного  воздуха  являются
   автотранспорт,     предприятия    промышленности     и     особенно
   нефтехимической  и  энергетики.  В последние  годы  объем  выбросов
   загрязняющих веществ в Беларуси стабилизировался на уровне  1,37  -
   1,39 млн. т в год. В России объем вредных веществ, выбрасываемых  в
   атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения,  составил
   в  2004  году 15,9 млн. тонн. Свыше 70% всех выбросов продуцируется
   автомобильным транспортом.
       В  прогнозном  периоде  в обеих странах приоритетными  задачами
   будет   дальнейшее  снижение  выбросов  загрязняющих   веществ   от
   стационарных  и  передвижных источников, проведение мероприятий  по
   снижению    выбросов   парниковых   газов,   а   также   сокращению
   использования озоноразрушающих веществ в промышленности и  сельском
   хозяйстве.  Для решения этих задач в 2005 - 2007 гг. прогнозируется
   дальнейший   ввод   в   действие   современного   пылегазоочистного
   оборудования,   совершенствование   структуры   топливопотребления,
   модернизация  технологических  процессов,  разработка  и  внедрение
   экономических   методов   стимулирования   снижения   выбросов   от
   автомобильного транспорта, увеличение использования газа  и  других
   альтернативных видов топлива.
       Реализация  этих мероприятий позволит сохранить существующую  в
   Республике    Беларусь    тенденцию   по   стабилизации    выбросов
   загрязняющих  веществ  в  атмосферу.  Предусматривается,  что   при
   ежегодном  росте ВВП на 7 - 10%, рост объема выбросов  загрязняющих
   веществ  составит  2  - 3%. В Российской Федерации  объем  выбросов
   загрязняющих   веществ   от  стационарных  источников   загрязнения
   составит  в  2005  г.  99,4%  от уровня 2004  года.  Ввод  очистных
   сооружений   частично   компенсирует  рост   объема   выбросов   от
   наращивания производства.
       Совместно  с  Российской Федерацией разработана  и  реализуется
   Программа   "Совершенствование   и   развитие   единой   технологии
   получения,  сбора,  анализа и прогноза, хранения и  распространения
   гидрометеорологической информации и данных о загрязнении  природной
   среды на 2003 - 2006 гг.".
       По   обеспеченности   водными  ресурсами  Республика   Беларусь
   находится  в  сравнительно  благоприятных  условиях.  Общий   объем
   речного  стока в средний по водности год составляет 57,9  куб.  км,
   запасы  воды  в  крупных водохранилищах - 3,14 куб.  км.  Имеющиеся
   запасы  природных  вод  вполне достаточны  для  удовлетворения  как
   современных, так и перспективных потребностей в воде.  В  последние
   годы  ограничений  водопользования  вследствие  дефицитов  воды  не
   зарегистрировано.
       Суммарное влияние всех видов хозяйственной деятельности в  2005
   -  2007  гг. практически не скажется на объеме располагаемых водных
   ресурсов, формирующихся в пределах страны и не превысит 2%.
       Экономия  воды  в результате внедрения в промышленности  систем
   оборотного  и  повторно-последовательного  водоснабжения  в   целом
   достаточно  высок  (92%)  и  тенденция  увеличения  общего   объема
   использования  воды  в этих системах сохранится  (предусматривается
   увеличения мощностей на Березовской ГРЭС).
       Результаты   наблюдений   за   состоянием   рек   и    водоемов
   свидетельствуют о том, что качество поверхностных вод  в  последние
   годы  остается стабильным. В связи с вводом в эксплуатацию новых  и
   реконструкцией  действующих  очистных  сооружений  в  ряде  городов
   республики (Ляховичи, Светлогорск, Ивье, Лиозно, Лельчицы,  Жлобин,
   Островец,  Воложин,  Мядель, Старые Дороги и Минск)  прогнозируется
   дальнейшее  снижение  сброса  загрязненных  сточных  вод  в  водные
   объекты   на  7  -  8%.  Однако  продолжает  оставаться  актуальной
   проблема качества питьевой воды.
       В  целях  эффективного использования водного фонда в прогнозном
   периоде   необходимо:   продолжить  комплексную   водохозяйственную
   деятельность   по  рациональному  использованию  и  охране   водных
   ресурсов;  предусмотреть  развитие систем питьевого  водоснабжения,
   повышение качества питьевой воды для населения; разработать  методы
   оценки    социально-экономических   и   экологических   последствий
   изменения  климата для водных ресурсов (изменение  гидрологического
   режима, баланса вод, качества воды и др.).
       В Российской Федерации среднемноголетний объем речного стока по
   бассейнам   крупнейших   рек   составляют   4,3   тыс.   куб.   км,
   среднемноголетние запасы воды в крупнейших озерах и  водохранилищах
   -  более  23,0  тыс.  куб.  км. Важнейшей  проблемой  в  Российской
   Федерации       является       неудовлетворительное       состояние
   водохозяйственных  объектов.  Сброс  загрязненных  сточных  вод   в
   водоемы  в 2005 г. составит около 1,9 млрд. куб. м и уменьшится  по
   сравнению   с   уровнем  2003  г.  на  1,7%.  В   2005   г.   будут
   осуществляться    мероприятия    по    обеспечению     безопасности
   функционирования  гидротехнических сооружений, защите  населения  и
   производственных объектов от затопления.
       В    соответствии    с    подписанными    Межправительственными
   соглашениями  с  Российской Федерацией о сотрудничестве  в  области
   охраны   и   рационального  использования   трансграничных   водных
   объектов   (Днепр,  Западная  Двина,  Неман)  следует   разработать
   согласованную процедуру мониторинга трансграничных водных  объектов
   и  внедрение  автоматизированных станций контроля за количеством  и
   качеством   трансграничных  вод;  организовать   межгосударственный
   автоматизированный   обмен   кадастровой   информацией;   завершить
   формирование  межгосударственного комитета  по  управлению  водными
   ресурсами реки Днепр.
       В  прогнозном  периоде в России и Беларуси  серьезное  внимание
   будет  уделяться  внедрению  экологобезопасных  систем  земледелия;
   проведению  мероприятий, предотвращающих эрозию и закисление  почв,
   снижение   плодородия   и  накопление  загрязнителей;   оптимизации
   структуры земельного фонда.
       Нормы,   установленные  новым  Земельным  кодексом   Российской
   Федерации  частично  ослабили механизм государственного  управления
   землями,  что  привело к негативным экологическим  последствиям.  В
   связи  с  этим в прогнозируемом периоде предусматривается  усиление
   административного механизма в этой сфере.
       В Республике Беларусь борьба с деградацией земель, прежде всего
   осушенных     мелкозалежных    торфяников,    является    важнейшим
   направлением   рационального  землепользования.  Будут   продолжены
   работы  по  рекультивации земель, улучшению  санитарного  состояния
   территорий.   В   прогнозном   периоде   в   Республике    Беларусь
   предусматривается   совершенствование   нормативно-правовой   базы,
   регулирующей складывающиеся земельные отношения.
       Основными  направлениями  государственной  политики  в  области
   охраны  биологических  ресурсов  в  Республике  Беларусь  являются:
   разработка  и  реализация  мероприятий  и  программ  по  сохранению
   уникальных экосистем и ландшафтов; редких и исчезающих видов  живых
   организмов;     проведение    научных    исследований;     развитие
   сотрудничества  между  Беларусью и  Россией  в  области  сохранения
   биоразнообразия; разработка и принятие нормативных  правовых  актов
   по  охране  биологических ресурсов, развитие сети особо  охраняемых
   природных территорий.
       В прогнозируемом периоде в Республике Беларусь будет продолжена
   работа   по   приданию   охранного  статуса  уникальным   природным
   территориям. Площадь особо охраняемых природных территорий  к  2007
   г.  прогнозируется увеличить до 9,6%. В Российской Федерации  также
   будут  проводиться работы по приданию охранного статуса  уникальным
   природным территориям.
       Республика Беларусь достаточно обеспечена лесными ресурсами.  В
   последние   годы  прослеживается  тенденция  увеличения   расчетной
   лесосеки  и  рост  объемов заготовки древесины. Накопление  запасов
   спелой  древесины  и  внедрение передовых технологий  лесозаготовок
   создадут    предпосылки    для   увеличения    ежегодных    объемов
   лесопользования     на     базе     технического     перевооружения

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное