Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

РУКОВОДСТВО ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА. КРИТЕРИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА. РУКОВОДСТВО. Р 2.2.2006-05 (УТВ. ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ РФ 29.07.2005)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 12
 
   значение  этого  параметра (51 - 75%) установлено у  врачей  (класс
   3.1).  От  26  до  50%  значения  этого  показателя  колебалось   у
   медицинских  сестер, мастеров промышленных предприятий  (2  класс).
   Самый  низкий  уровень этого показателя наблюдается у руководителей
   предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс  -  до  25%
   от общего времени смены).
       В  основе этого процесса, характеризующего напряженность труда,
   лежит   сосредоточение  или  концентрация  внимания  на  каком-либо
   реальном  (водитель)  или идеальном (переводчик)  объекте,  поэтому
   данный   показатель  следует  трактовать  шире,  как  "длительность
   сосредоточения  внимания", которое проявляется  в  углубленности  в
   деятельность.  Определяющей характеристикой здесь  является  именно
   сосредоточение   внимания   в  отличие  от   пассивного   характера
   наблюдения  за  ходом технологического процесса, когда  исполнитель
   периодически,  время от времени контролирует состояние  какого-либо
   объекта.
       Различия     здесь    определяются    следующим.     Длительное
   сосредоточенное   наблюдение  необходимо  в  тех  профессиях,   где
   состояние  наблюдаемого объекта все время изменяется и деятельность
   исполнителя   заключается  в  периодическом  решении  ряда   задач,
   непрерывно  следующих  друг  за  другом,  на  основе  получаемой  и
   постоянно   меняющейся   информации   (врачи-хирурги   в   процессе
   операции,   корректоры,   переводчики,  авиадиспетчеры,   водители,
   операторы радиолокационных станций и т.д.).
       Наиболее  часто  по  данному критерию встречаются  две  ошибки.
   Первая заключается в том, что данным показателем оцениваются  такие
   работы,   когда   наблюдение   не   является   сосредоточенным,   а
   осуществляется  в дискретном режиме, как, например,  у  диспетчеров
   на  щитах  управления технологическими процессами, когда они  время
   от   времени  отмечают  показания  приборов  при  нормальном   ходе
   процесса.  Вторая ошибка состоит в том, что высокие  показатели  по
   длительности  сосредоточенного наблюдения  присваиваются  априорно,
   только  из-за  того,  что  в профессиональной  деятельности  данная
   характеристика ярко выражена, как, например, у водителей.
       Так,    у    водителей   транспортных   средств    длительность
   сосредоточенного  наблюдения  в  процессе  управления  транспортным
   средством  в  среднем более 75% времени смены;  на  этом  основании
   работа  всех  водителей оценивается по данному  показателю  классом
   3.2. Однако это справедливо далеко не для всех водителей.
       Например, этот показатель существенно ниже у водителей вахтовых
   и   пожарных   автомобилей,   а  также  автомобилей,   на   которых
   смонтировано    специальное   оборудование   (бурильные,    паровые
   установки,  краны  и  др.).  Поэтому данный  показатель  необходимо
   оценивать  в каждом конкретном случае по его фактическому значению,
   получаемому либо с помощью хронометража, либо иным способом.
       Например,  у сварщиков длительность сосредоточенного наблюдения
   достаточно  точно можно определить, измерив время  сгорания  одного
   электрода  и  подсчитав  число  использованных  за  рабочую   смену
   электродов.  У  водителей  автомобилей  его  легко  определить   по
   показателю  сменного пробега (в км), деленному на среднюю  скорость
   движения  автомобиля  (км  в  час) на данном  участке,  сведения  о
   которой  можно  получить  в  соответствующем  отделении  Российской
   транспортной инспекции. На практике достаточно часто такие  расчеты
   показывают,   что   суммарное   время   вождения   автомобиля    и,
   соответственно,   длительность   сосредоточенного   наблюдения   не
   превышают  2  -  4 часов за рабочую смену. Хорошие результаты  дает
   также  использование  технологической документации,  например  карт
   технологического процесса, паспортов рабочих мест и др.
       2.2.  "Плотность сигналов (световых, звуковых)  и  сообщений  в
   среднем   за   1   час   работы"  -  количество  воспринимаемых   и
   передаваемых    сигналов   (сообщений,   распоряжений)    позволяет
   оценивать  занятость, специфику деятельности работника. Чем  больше
   число  поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем  выше
   информационная  нагрузка,  приводящая к возрастанию  напряженности.
   По  форме  (или  способу)  предъявления  информации  сигналы  могут
   подаваться  со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные
   устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы,  символы,
   текст,  формулы  и  т.д.) и при речевом сообщении  (по  телефону  и
   радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).
       Пример. Наибольшее число связей и сигналов с наземными службами
   и  с  экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - более  300
   (класс  3.2).  Производственная  деятельность  водителя  во   время
   управления  транспортными средствами несколько  ниже  -  в  среднем
   около  200  сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же  классу
   относится  труд  телеграфистов. В диапазоне от 75 до  175  сигналов
   поступает   в   течение  часа  у  телефонистов  (число  обслуженных
   абонентов  в  час  от  25 до 150). У медицинских  сестер  и  врачей
   реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация  с
   мониторов  о  состоянии  больного)  -  2  класс.  Наименьшее  число
   сигналов   и   сообщений  характерно  для  таких   профессий,   как
   лаборанты,  руководители, мастера, научные работники,  конструкторы
   - 1 класс.
       Существенных ошибок можно избежать, если не присваивать высоких
   значений  данного  показателя во всех случаях и  только  вследствие
   того,  что  восприятие  сигналов и сообщений  является  характерной
   особенностью  работы.  Например,  водитель  городского   транспорта
   воспринимает  в  час  около 200 сигналов.  Однако  этот  показатель
   может  быть  существенно ниже у водителей, например,  междугородных
   автобусов,    водителей   "дальнобойщиков",   водителей    вахтовых
   автомобилей  или  в  случаях, когда плотность транспортного  потока
   невелика,  что  характерно для сельской  местности.  Точно  так  же
   телеграфисты  и  телефонисты  узла  связи  крупного  города   будут
   существенно отличаться по данному показателю от коллег,  работающих
   в небольшом узле связи.
       2.3.    "Число    производственных   объектов    одновременного
   наблюдения"   -   указывает,  что  с  увеличением  числа   объектов
   одновременного  наблюдения  возрастает  напряженность  труда.   Эта
   характеристика труда предъявляет требования к объему  внимания  (от
   4  до  8 не связанных объектов) и его распределению как способности
   одновременно  сосредотачивать внимание на нескольких  объектах  или
   действиях.
       Необходимым условием для того, чтобы работа оценивалась  данным
   показателем, является время, затрачиваемое от получения  информации
   от  объектов одновременного наблюдения до действий: если это  время
   существенно  мало и действия необходимо выполнять  сразу  же  после
   приема  информации одновременно от всех необходимых объектов (иначе
   нарушится  нормальный ход технологического процесса  или  возникнет
   существенная  ошибка), то работу необходимо характеризовать  числом
   производственных   объектов  одновременного   наблюдения   (пилоты,
   водители,   машинисты   других  транспортных  средств,   операторы,
   управляющие  роботами и манипуляторами и др.). Если  же  информация
   может  быть получена путем последовательного переключения  внимания
   с  объекта  на  объект  и имеется достаточно  времени  до  принятия
   решения  и/или выполнения действий, а человек обычно  переходит  от
   распределения к переключению внимания, то такую работу  не  следует
   оценивать  по показателю "число объектов одновременного наблюдения"
   (дежурный     электрослесарь    по    КИПиА,    контролер-обходчик,
   комплектовщик).
       Пример.   Для   операторского   вида   деятельности   объектами
   одновременного  наблюдения  служат различные  индикаторы,  дисплеи,
   органы  управления,  клавиатура и т.п.  Наибольшее  число  объектов
   одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров -  13,  что
   соответствует  классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов
   -  8  -  9  телетайпов,  у  водителей автотранспортных  средств  (2
   класс).  До  5  объектов  одновременного  наблюдения  отмечается  у
   телефонистов,    мастеров,   руководителей,   медсестер,    врачей,
   конструкторов и других (1 класс).
       2.4.    "Размер    объекта    различения    при    длительности
   сосредоточенного внимания (% от времени смены)". Чем меньше  размер
   рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или  буквенной
   информации  и  т.п.)  и чем продолжительнее время  наблюдения,  тем
   выше  нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно  возрастает
   класс напряженности труда.
       В  качестве основы размеров объекта различения взяты  категории
   зрительных  работ  из СНиП 23-05-95 "Естественное  и  искусственное
   освещение".  При этом необходимо рассматривать лишь  такой  объект,
   который  несет  смысловую  информацию, необходимую  для  выполнения
   данной  работы. Так, у контролеров это минимальный размер  дефекта,
   который  необходимо выявить, у операторов ПЭВМ - размер  буквы  или
   цифры,   у   оператора  -  размер  шкалы  прибора  и  т.д.   (Часто
   учитывается  только эта характеристика и не учитывается  другая,  в
   той  же степени необходимая, - длительность сосредоточения внимания
   на данном объекте, которая является равноценной и обязательной.)
       В  ряде случаев, когда размеры объекта малы, прибегают к помощи
   оптических  приборов, увеличивающих эти размеры. Если к  оптическим
   приборам  прибегают  время  от времени, для  уточнения  информации,
   объектом  различения является непосредственный носитель информации.
   Например,   врачи-рентгенологи  при   просмотре   флюорографических
   снимков  должны  дифференцировать  затемнения  диаметром  до  1  мм
   (класс  3.1) и время от времени для уточнения информации пользуются
   лупой,  что увеличивает размер объекта и переводит его в  класс  2,
   однако   основная  работа  по  просмотру  снимков  проводится   без
   оптических  приборов,  поэтому такая работа должна  оцениваться  по
   данному критерию классом 3.1.
       В  случае, если размер объекта настолько мал, что он неразличим
   без  применения  оптических приборов, и они  применяются  постоянно
   (например, при подсчете форменных элементов крови, размеры  которых
   находятся  в  пределах  0,006  -  0,015  мм,  врач-лаборант  всегда
   использует  микроскоп), должен регистрироваться размер увеличенного
   объекта.
       2.5.  "Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и  т.п.)
   при   длительности  сосредоточенного  наблюдения  (%   от   времени
   смены)".  На  основе  хронометражных наблюдений определяется  время
   (часы,  минуты)  работы  за оптическим прибором.  Продолжительность
   рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда  с
   использованием  микроскопа,  лупы  переводится  в  проценты  -  чем
   больше  процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию
   напряжения зрительного анализатора.
       К   оптическим   приборам  относятся  те  устройства,   которые
   применяются  для  увеличения  размеров рассматриваемого  объекта  -
   лупы,  микроскопы,  дефектоскопы либо  используемые  для  повышения
   разрешающей способности прибора или улучшения видимости  (бинокли),
   что  также  связано  с увеличением размеров объекта.  К  оптическим
   приборам   не   относятся  различные  устройства  для   отображения
   информации (дисплеи), в которых оптика не используется -  различные
   индикаторы    и   шкалы,   покрытые   стеклянной   или   прозрачной
   пластмассовой крышкой.
       2.6.  "Наблюдение  за  экраном  видеотерминала  (ч  в  смену)".
   Согласно    этому   показателю   фиксируется   время   (ч,    мин.)
   непосредственной  работы  пользователя  ВДТ  с  экраном  дисплея  в
   течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании  текста
   или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической  с
   экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя  ВДТ,
   тем   больше   нагрузка  на  зрительный  анализатор  и   тем   выше
   напряженность труда.
       Критерий  "наблюдение  за  экранами  видеотерминалов"   следует
   применять  для характеристики напряженности трудового  процесса  на
   всех  рабочих  местах,  которые оборудованы средствами  отображения
   информации   как  на  электронно-лучевых,  так  и   на   дискретных
   (матричных)    экранах   (дисплеи,   видеомодули,    видеомониторы,
   видеотерминалы).
       2.7.  "Нагрузка  на  слуховой анализатор".  Степень  напряжения
   слухового  анализатора  определяется по  зависимости  разборчивости
   слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи  и
   "белого" шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100%  -  1
   класс.  Ко  2-му  классу  относятся  случаи,  когда  уровень   речи
   превышает  шум  на 10 - 15 дБА и соответствует разборчивости  слов,
   равной 90 - 70% или на расстоянии до 3,5 м и т.п.
       Наиболее  часто  встречаемой ошибкой при  оценке  напряженности
   трудового   процесса   является  та,   когда   данным   показателем
   характеризуется  любая работа, проводящаяся в условиях  повышенного
   уровня   шума.   Показателем  "нагрузка  на  слуховой   анализатор"
   необходимо характеризовать такие работы, при которых исполнитель  в
   условиях  повышенного  уровня  шума  должен  воспринимать  на  слух
   речевую  информацию  или  другие  звуковые  сигналы,  которыми   он
   руководствуется  в  процессе работы. Примером  работ,  связанных  с
   нагрузкой   на  слуховой  анализатор,  является  труд   телефониста
   производственной  связи,  звукооператора  ТВ,  радио,   музыкальных
   студий.
       2.8. "Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов
   наговариваемых  в неделю)". Степень напряжения голосового  аппарата
   зависит   от  продолжительности  речевых  нагрузок.  Перенапряжение
   голоса   наблюдается   при   длительной,   без   отдыха   голосовой
   деятельности.
       Пример.  Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2)  отмечаются  у
   лиц   голосоречевых   профессий  (педагоги,   воспитатели   детских
   учреждений,  вокалисты,  чтецы,  актеры,  дикторы,  экскурсоводы  и
   т.д.).  В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для  других
   профессиональных  групп (авиадиспетчеры, телефонисты,  руководители
   и  т.д. - 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в
   работе   других  профессий,  таких,  как  лаборанты,  конструкторы,
   водители автотранспорта (1 класс).
   
                       3. Эмоциональные нагрузки
   
       3.1.   "Степень   ответственности  за   результат   собственной
   деятельности.  Значимость  ошибки"  -  указывает,  в   какой   мере
   работник   может  влиять  на  результат  собственного   труда   при
   различных   уровнях   сложности  осуществляемой   деятельности.   С
   возрастанием    сложности   повышается   степень   ответственности,
   поскольку  ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям  со
   стороны   работника  или  целого  коллектива,  что   соответственно
   приводит к увеличению эмоционального напряжения.
       Для  таких  профессий, как руководители и мастера  промышленных
   предприятий,  авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных  средств
   и   т.п.,  характерна  самая  высокая  степень  ответственности  за
   окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут  привести
   к   остановке  технологического  процесса,  возникновению   опасных
   ситуаций для жизни людей (класс 3.2).
       Если работник несет ответственность за основной вид задания,  а
   ошибки   приводят  к  дополнительным  усилиям  со  стороны   целого
   коллектива,   то  эмоциональная  нагрузка  в  данном   случае   уже
   несколько   ниже   (класс  3.1):  медсестры,   научные   работники,
   конструкторы.  В том случае, когда степень ответственности  связана
   с   качеством  вспомогательного  задания,  а  ошибки   приводят   к
   дополнительным  усилиям  со  стороны  вышестоящего  руководства  (в
   частности,  бригадира, начальника смены и т.п.), то такой  труд  по
   данному   показателю   характеризуется  еще   меньшим   проявлением
   эмоционального  напряжения  (2 класс):  телефонисты,  телеграфисты.
   Наименьшая  значимость критерия отмечается в работе лаборанта,  где
   работник  несет  ответственность  только  за  выполнение  отдельных
   элементов  продукции,  а в случае допущенной ошибки  дополнительные
   усилия только со стороны самого работника (1 класс).
       Таким    образом,    по    данному    показателю    оценивается
   ответственность    работника   за   качество   элементов    заданий
   вспомогательных  работ,  основной работы  или  конечной  продукции.
   Например, для токаря конечной продукцией являются изготовленные  им
   детали,  для  мастера токарного участка - все детали, изготовленные
   на  этом  участке,  а для начальника механического  цеха  -  работа
   всего  цеха.  Поэтому при использовании данного  критерия  возможен
   следующий подход.
       Класс  1  -  ответственность за качество действий или операций,
   являющихся  элементом  трудового  процесса  по  отношению   к   его
   конечной  цели,  а ошибка исправляется самим работающим  на  основе
   самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу  "правильно
   -  неправильно"  (все  виды подсобных работ,  санитарки,  уборщицы,
   грузчики и т.д.).
       Класс  2 - ответственность за качество деятельности, являющейся
   технологическим  циклом  или  крупным  элементом   техпроцесса   по
   отношению  к  его конечной цели, а ошибка исправляется  вышестоящим
   руководителем  по типу указаний "как необходимо сделать  правильно"
   (рабочие строительных специальностей, ремонтный персонал).
       Класс 3.1 - ответственность за весь технологический процесс или
   деятельность,  а  ошибка  исправляется всем  коллективом,  группой,
   бригадой  (диспетчерский персонал, мастера,  бригадиры,  начальники
   цехов   основного  производства),  за  исключением  случаев,  когда
   ошибка может привести к перечисленным ниже последствиям.
       Класс 3.2 - ответственность за качество продукции, производимой
   всем структурным подразделением, или повышенная ответственность  за
   результат  собственной ошибки, если она может привести к  остановке
   технологического процесса, поломке дорогостоящего  или  уникального
   оборудования либо к возникновению опасности для жизни других  людей
   (водители, перевозящие пассажиров автотранспортных средств,  пилоты
   пассажирских  самолетов,  машинисты  локомотивов,  капитаны  судов,
   руководители предприятий и организаций).
       3.2.   "Степень  риска  для  собственной  жизни".  Мерой  риска
   является вероятность наступления нежелательного события, которую  с
   достаточной  точностью  можно  выявить  из  статистических   данных
   производственного травматизма на данном предприятии  и  аналогичных
   предприятиях отрасли.
       Поэтому   на   данном   рабочем   месте   анализируют   наличие
   травмоопасных  факторов, которые могут представлять  опасность  для
   жизни   работающих,  и  определяют  возможную  зону   их   влияния.
   Рекомендуется  использовать материалы аттестации  рабочих  мест  по
   условиям  труда,  которые предписывают составление такого  перечня.
   Например,  во  временной  методике проведения  в  электроэнергетике
   (сосуды    и    трубопроводы   с   давлением   выше   5   атмосфер,
   маслонаполненные вводы высоковольтного оборудования  на  напряжение
   выше  1000  В,  сосуды,  трубопроводы  и  арматура  с  температурой
   носителя выше 60 -С и др.).
       Показателем "степень риска для собственной жизни" характеризуют
   лишь  те  рабочие  места,  где существует  прямая  опасность,  т.е.
   рабочая   среда  таит  угрозу  непосредственно  поражающей  реакции
   (взрыв,  удар,  самовозгорание), в отличие от косвенной  опасности,
   когда   рабочая   среда  становится  опасной  при  неправильном   и
   непредусмотрительном поведении работающего.
       Наиболее часто встречающимися видами происшествий, приводящих к
   несчастным  случаям  со  смертельным  исходом,  являются:  дорожно-
   транспортные происшествия, падение с высоты, падение,  обрушение  и
   обвалы   предметов   и   материалов,   воздействие   движущихся   и
   вращающихся  частей,  разлетающихся предметов и  деталей.  Наиболее
   частыми     источниками     травматизма    являются     автомобили,
   энергетическое оборудование, тракторы, металлорежущие станки.
       Примеры  профессий, работа в которых характеризуется повышенной
   степенью риска для собственной жизни:
       - строительные специальности, в основном связанные с работой на
   высоте  (плотники, монтажники лесов, монтажники металлоконструкций,
   машинисты  кранов,  каменщики и ряд других); основным  травмирующим
   фактором в этих профессиях является падение с высоты;
       -   водители   всех   видов  транспортных   средств:   основной
   травмирующий   фактор   -  нарушение  правил  дорожного   движения,
   неисправность транспортного средства;
       -   профессии,   связанные   с  обслуживанием   энергетического
   оборудования  и  систем  (электромонтеры,  электрослесари  и  др.):
   травмирующий фактор - поражение электрическим током;
       -    основные    профессии    горнодобывающей    промышленности
   (проходчики,  взрывники,  скреперисты, рабочие  очистного  забоя  и
   др.):  травмирующий  фактор - взрывы, разрушения,  обвалы,  выбросы
   газа и т.п.;
       -  профессии металлургии и химического производства (литейщики,
   плавильщики, конверторщики и др.): травмирующий фактор -  взрывы  и
   выбросы    расплавов,   воспламенения   в   результате    нарушения
   технологического процесса.
       Риск для собственной жизни связан не только с травмоопасностью,
   но   может  определяться  и  спецификой  трудовой  деятельности   в
   определенных   социально-экономических  условиях  в  стране.   Так,
   высокий  риск  для  собственной  жизни  характерен  для  работников
   прокуратуры   (прокуроры,  помощники  прокуроров,  следователи)   и
   других сотрудников правоохранительных органов.
       3.3.  "Ответственность за безопасность других лиц". При  оценке
   напряженности   необходимо   учитывать   лишь    прямую,    а    не
   опосредованную  ответственность (последняя распределяется  на  всех
   руководителей),  то  есть  такую,  которая  вменяется   должностной
   инструкцией.
       Как правило, это руководители первичных трудовых коллективов  -
   мастера,  бригадиры, отвечающие за правильную организацию работы  в
   потенциально опасных условиях и следящие за выполнением  инструкций
   по   охране   труда   и   технике  безопасности;   работники,   чья
   ответственность  исходит  из  самого  характера  работы,  -   врачи
   некоторых  специальностей  (хирурги,  реаниматологи,  травматологи,
   воспитатели детских дошкольных учреждений, авиадиспетчеры) и  лица,
   управляющие потенциально опасными машинами и механизмами,  например
   водители   транспортных  средств,  пилоты  пассажирских  самолетов,
   машинисты локомотивов.
       3.4.  "Количество  конфликтных  производственных  ситуаций   за
   смену".    Наличие    конфликтных   ситуаций   в   производственной
   деятельности  ряда профессий (сотрудники всех звеньев  прокуратуры,
   системы   МВД,   преподаватели  и  др.)   существенно   увеличивает
   эмоциональную   нагрузку   и   подлежит   количественной    оценке.
   Количество   конфликтных   ситуаций   учитывается   на    основании
   хронометражных наблюдений.
       Конфликтные   ситуации   у   педагогов   встречаются   в   виде
   непосредственного взаимоотношения между педагогом  и  учащимися,  а
   также   участия   в   разрешении  конфликтов,   возникающих   между
   учениками.   Кроме   того,   могут   возникать   конфликты   внутри
   педагогического  коллектива  с коллегами,  руководством  и  в  ряде
   случаев с родителями учащихся.
       У  прокуроров и работников правоохранительных органов конфликты
   встречаются с клиентами в виде словесных угроз, угроз по  телефону,
   письменно  и  при  личном  общении,  а  также  оскорбления,  угрозы
   физического насилия, физической атаки.
       Пример.  Наибольшее  число конфликтных ситуаций  в  среднем  за
   рабочую  смену  отмечено  у работников правоохранительных  органов:
   более 8 (класс 3.2), меньшее количество у преподавателей - от 4  до
   8  (класс  3.1), у помощников следователей прокуратуры от  1  до  3
   (класс  2), у работников канцелярии прокуратуры отсутствуют  (класс
   1).
   
                       4. Монотонность нагрузок
   
       4.1   и  4.2.  "Число  элементов  (приемов),  необходимых   для
   реализации   простого   задания   или   многократно   повторяющихся
   операций"    и    "Продолжительность   (с)    выполнения    простых
   производственных заданий или повторяющихся операций" -  чем  меньше
   число  выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно,
   выше монотонность нагрузок.
       Данные  показатели  наиболее  выражены  при  конвейерном  труде
   (класс  3.1  -  3.2). Эти показатели характеризуют  так  называемую
   "моторную" монотонию.
       Необходимым  условием  для  отнесения  операций  и  действий  к
   монотонным  является  не  только их частая  повторяемость  и  малое
   количество приемов, что может наблюдаться и при других работах,  но
   и  их  однообразие  и,  самое  главное,  их  низкая  информационная
   содержательность,   когда   действия   и   операции    производятся
   автоматически  и  практически  не  требуют  пристального  внимания,
   переработки  информации  и принятия решений,  т.е.  практически  не
   задействуют "интеллектуальные" функции.
       К  таким  работам относятся практически все профессии  поточно-
   конвейерного    производства   -   монтажники,    слесари-сборщики,
   регулировщики радиоаппаратуры и другие работы того же  характера  -
   штамповка,  упаковка,  наклейка  ярлыков,  нанесение  маркировочных
   знаков.  В  отличие от этих существуют работы, которые  по  внешним
   признакам  относятся  к  монотонным,  но,  по  сути,  таковыми   не
   являются,   например  работа  оператора-программиста  ПЭВМ,   когда
   короткие,   однообразные  и  часто  повторяющиеся  действия   имеют
   значительный  информационный  компонент  и  вызывают  состояние  не
   монотонии, а нервно-эмоционального напряжения.
       4.3. "Время активных действий (в % к продолжительности смены)".
   Наблюдение  за  ходом  технологического  процесса  не  относится  к
   "активным   действиям".  Чем  меньше  время   выполнения   активных
   действий  и  больше  время  наблюдения за  ходом  производственного
   процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.
       Наиболее  высокая  монотонность по этому показателю  характерна
   для  операторов  пультов управления химических  производств  (класс
   3.1 - 3.2).
       4.4.    "Монотонность   производственной   обстановки    (время
   пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени  смены)"
   -  чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического
   процесса, тем более монотонной является работа.
       Данный показатель, так же как и предыдущий, наиболее выражен  у
   операторских  видов труда, работающих в режиме ожидания  (операторы
   пультов  управления химических производств, электростанций и  др.),
   - класс 3.2.
   
                            5. Режим работы
   
       5.1.  "Фактическая продолжительность рабочего дня" - выделен  в
   самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен  и  ритма
   работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется  от  6
   -  8  ч  (телефонисты,  телеграфисты  и  т.п.)  до  12  ч  и  более
   (руководители  промышленных предприятий). У целого  ряда  профессий
   продолжительность  смены составляет 12 ч и более (врачи,  медсестры
   и   т.п.).  Чем  продолжительнее  работа  по  времени,  тем  больше
   суммарная  за  смену нагрузка и, соответственно, выше напряженность
   труда.
       5.2.    "Сменность    работы"   определяется    на    основании
   внутрипроизводственных   документов,  регламентирующих   распорядок
   труда  на данном предприятии, организации. Самый высокий класс  3.2
   характеризуется нерегулярной сменностью с работой  в  ночное  время
   (медсестры, врачи и др.).
       5.3.    "Наличие    регламентированных    перерывов    и     их
   продолжительность    (без    учета   обеденного    перерыва)".    К
   регламентированным перерывам следует относить только  те  перерывы,
   которые   введены  в  регламент  рабочего  времени   на   основании
   официальных   внутрипроизводственных   документов,    таких,    как
   коллективный    договор,   приказ   директора    предприятия    или
   организации,   либо  на  основании  государственных  документов   -
   санитарных  норм  и  правил, отраслевых правил по  охране  труда  и
   других.
       Недостаточная       продолжительность      или       отсутствие
   регламентированных   перерывов  усугубляет   напряженность   труда,
   поскольку  отсутствует элемент кратковременной защиты  временем  от
   воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.
       Существующие режимы работ авиадиспетчеров, врачей,  медицинских
   сестер   и   т.д.  характеризуются  отсутствием  регламентированных
   перерывов  (класс  3.2),  в  отличие от  мастеров  и  руководителей
   промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы  и
   непродолжительны (класс 3.1). В то же время перерывы  имеют  место,
   но  они  недостаточной продолжительности, у конструкторов,  научных
   работников, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).
   
           6. Общая оценка напряженности трудового процесса
   
       6.1.  Независимо от профессиональной принадлежности (профессии)
   учитываются  все  23  показателя,  перечисленные  в  табл.  18.  Не
   допускается  выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей
   для общей оценки напряженности труда.
       6.2.  По  каждому из 23 показателей в отдельности  определяется
   свой  класс  условий  труда. В том случае, если  по  характеру  или
   особенностям  профессиональной деятельности  какой-либо  показатель
   не    представлен   (например,   отсутствует   работа   с   экраном
   видеотерминала   или   оптическими  приборами),   то   по   данному
   показателю  ставится  1 класс (оптимальный) -  напряженность  труда
   легкой степени.
       6.3. При окончательной оценке напряженности труда:
       6.3.1. "Оптимальный" (1 класс) устанавливается в случаях, когда
   17   и  более  показателей  имеют  оценку  1  класса,  а  остальные
   относятся   ко   2   классу.   При  этом  отсутствуют   показатели,
   относящиеся к 3 (вредному) классу.
       6.3.2.  "Допустимый"  (2  класс)  устанавливается  в  следующих
   случаях:
       - когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные
   - к 1 классу;
       - когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням
   вредности,  а  остальные показатели имеют оценку  1-го  и/или  2-го
   классов.
       6.3.3.  "Вредный" (3) класс устанавливается в случаях, когда  6
   или  более  показателей  отнесены к третьему  классу  (обязательное
   условие).
       При  соблюдении  этого  условия труд  напряженный  1-й  степени
   (3.1):
       -  когда  6  показателей  имеют оценку  только  класса  3.1,  а
   оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
       - когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до
   3 показателей отнесены к классу 3.2.
       Труд напряженный 2-й степени (3.2):
       - когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
       - когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;
       -  когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до
   5 показателей - к классу 3.2;
       - когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5
   показателей класса 3.2.
       6.4. В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2,
   напряженность трудового процесса оценивается на одну  степень  выше
   - класс 3.3.
   
            Пример расчета напряженности трудового процесса
   
                                Протокол
                  оценки условий труда по показателям
                       тяжести трудового процесса
                            (рекомендуемый)
   
                        Сидоров В.Г.               пол м
   Ф.И.О. ___________________________________________________________
   
                                      мастер
   Профессия: _______________________________________________________
   
                             Машиностроительный завод
   Предприятие: _____________________________________________________
   
                                        Осуществляет контроль
   Краткое описание выполняемой работы: _____________________________
   
   за работой бригады, контролирует качество работы, обеспечивает
   __________________________________________________________________
   
   наличие материалов и контролирует эффективность использования
   __________________________________________________________________
   
   оборудования, осуществляет работу на станках и с измерительными
   __________________________________________________________________
   
   приборами, проводит работу с технической документацией, составляет
   __________________________________________________________________
   
   отчеты и т.п.
   __________________________________________________________________
   
   -----------------------------------------T-----------------------¬
   ¦              Показатели                ¦  Класс условий труда  ¦
   +----------------------------------------+----T----T----T----T---+
   ¦                   1                    ¦ 2  ¦ 3  ¦ 4  ¦ 5  ¦ 6 ¦
   +----------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦                                        ¦ 1  ¦ 2  ¦3.1 ¦3.2 ¦3.3¦
   +----------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦                 1. Интеллектуальные нагрузки                   ¦
   +---T------------------------------------T----T----T----T----T---+
   ¦1.1¦Содержание работы                   ¦    ¦    ¦+   ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦1.2¦Восприятие сигналов и их оценка     ¦    ¦    ¦+   ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦1.3¦Распределение функции по степени    ¦    ¦    ¦+   ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦сложности задания                   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦1.4¦Характер выполняемой работы         ¦    ¦    ¦+   ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦                     2. Сенсорные нагрузки                      ¦
   +---T------------------------------------T----T----T----T----T---+
   ¦2.1¦Длительность сосредоточенного       ¦    ¦+   ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦наблюдения                          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦2.2¦Плотность сигналов за 1 час работы  ¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦2.3¦Число объектов одновременного       ¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦наблюдения                          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦2.4¦Размер объекта различения при дли-  ¦    ¦+   ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦тельности сосредоточенного внимания ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦2.5¦Работа с оптическими приборами при  ¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦длительности сосредоточенного       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦наблюдения                          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦2.6¦Наблюдение за экраном видеотерминала¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦2.7¦Нагрузка на слуховой анализатор     ¦    ¦    ¦+   ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦2.8¦Нагрузка на голосовой аппарат       ¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦                  3. Эмоциональные нагрузки                     ¦
   +---T------------------------------------T----T----T----T----T---+
   ¦3.1¦Степень ответственности за результат¦    ¦    ¦    ¦+   ¦   ¦
   ¦   ¦собственной деятельности. Значимость¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦ошибки                              ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦3.2¦Степень риска для собственной жизни ¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦3.3¦Ответственность за безопасность     ¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦других лиц                          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦3.4¦Количество конфликтных              ¦    ¦    ¦+   ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦производственных ситуаций за смену  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦                   4. Монотонность нагрузок                     ¦
   +---T------------------------------------T----T----T----T----T---+
   ¦4.1¦Число элементов, необходимых для    ¦    ¦+   ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦реализации простого задания или     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦многократно повторяющихся операций  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦4.2¦Продолжительность выполнения простых¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦заданий или повторяющихся операций  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦4.3¦Время активных действий             ¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦4.4¦Монотонность производственной       ¦+   ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦обстановки                          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦                         5. Режим работы                        ¦
   +---T------------------------------------T----T----T----T----T---+
   ¦5.1¦Фактическая продолжительность       ¦    ¦+   ¦    ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦рабочего дня                        ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦5.2¦Сменность работы                    ¦    ¦    ¦+   ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦5.3¦Наличие регламентированных перерывов¦    ¦    ¦+   ¦    ¦   ¦
   ¦   ¦и их продолжительность              ¦    ¦    ¦    ¦    ¦   ¦
   +---+------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦Количество показателей в каждом классе  ¦10  ¦4   ¦8   ¦1   ¦   ¦
   +----------------------------------------+----+----+----+----+---+
   ¦Общая оценка напряженности труда        ¦    ¦    ¦    ¦+   ¦   ¦
   L----------------------------------------+----+----+----+----+----
   
       Примечание: более 6 показателей относятся к классу 3.1, поэтому
   общая  оценка напряженности труда мастера соответствует классу  3.2
   (см. п. 6.3.3).
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 17
   
                                ПРИМЕРЫ
           ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ МИКРОКЛИМАТА
   
         1. Оценка микроклимата при работе в нагревающей среде
                       (рабочее место сталевара)
   
       На  основе  ознакомления с технологическим процессом  выявлено,
   что  в  течение  рабочей смены сталевар находится у  печи  как  при
   открытых  заслонках,  так  и при закрытых  (условно  рабочее  место
   обозначается соответственно 1 и 2).
       Замеряются параметры микроклимата на разном уровне от  пола  на
   рабочем  месте  1  в  начале рабочей смены,  ее  середине  и  перед
   окончанием смены и вносят в протокол (табл. П.17.1).
       На  основании полученных данных делается вывод, что микроклимат
   на  рабочем  месте  1  является нагревающим, поскольку  температура
   воздуха  и  тепловое излучение превышают верхнюю границу допустимых
   значений  применительно  к среднесменной величине  категории  работ
   IIа.
       Следовательно,  класс  условий  труда  в  этом  случае  следует
   оценивать  как  по  интегральному показателю  термической  нагрузки
   (ТНС-индекс), так и по интенсивности теплового облучения.
       Для   этого   измеряется   температура  смоченного   термометра
   (аспирационным термометром) и температура внутри зачерненного  шара
   на  высоте  0,1  и  1,5 м от пола перед началом  рабочей  смены,  в
   середине и перед ее окончанием.
       Рассчитываются среднесменные величины t   и t  (23,5 -С и 46,0
                                              см    ш
   -С) и определяется среднесменное значение ТНС-индекса:
   
               ТНС = 0,7 х 23,5 + 0,3 х 46,0 = 30,25 -С.
   
       Фиксируется продолжительность пребывания на рабочем месте  1  в
   течение рабочей смены. В данном конкретном случае она составляет  2
   ч.
       Измеряются параметры микроклимата на рабочем месте  2  (у  печи
   при  закрытых  заслонках)  (см. протокол).  Данные  указывают,  что
   среднесменная  температура  воздуха  (24,8  -С)  превышает  верхнюю
   границу   допустимой   для  холодного  периода   года   (24,0   -С)
   применительно   к   категории  работ  IIа.   Нормативную   величину
   превышает  и  интенсивность теплового облучения,  составляющая  350
   Вт/кв.  м  (нормативная величина при отсутствии видимого  излучения
   составляет 100 Вт/кв. м согласно СанПиН 2.2.4.548-96).
       Следовательно, и в этом случае для оценки класса условий  труда
   по  микроклимату следует использовать интегральный показатель (ТНС-
   индекс).   Согласно  расчету  (аналогично  описанному   выше)   его
   величина  составляет  25,66  -С  (см. протокол).  Продолжительность
   пребывания на рабочем месте составляет 4 ч.
       При  расчете  среднесменных значений ТНС-индекса учитывается  и
   его   величина   в   местах   отдыха.  При   этом   фиксируется   и
   продолжительность  отдыха. В данном случае она составляет  1  ч  за
   рабочую смену, ТНС-индекс равен 20,8 -С.
       Рассчитывается   среднесменная   величина   ТНС-индекса    (см.
   протокол).  По  вычисленному  значению определяется  класс  условий
   труда    по    показателям   микроклимата   (табл.   5   настоящего
   Руководства), он соответствует классу 3.3.
       Поскольку  на  рабочем  месте сталевара  имеет  место  тепловое
   облучение,   поэтому  следует  установить  класс   и   по   данному
   показателю.
       Для   этого  рассчитывается  среднесменная  величина  теплового
   облучения (ТО):
   
       ТО = (1500 Вт/кв. м х 2 ч + 350 Вт/кв. м х 4 ч + 0,0 х 1 ч) / 7
   = 628 Вт/кв. м.
   
       В   соответствии  с  табл.  6  Руководства  эта   интенсивность
   теплового облучения характеризует класс условий труда 3.1.
       Общая оценка условий труда сталевара по параметрам микроклимата
   выносится  по  наибольшему показателю, т.е.  соответствует  степени
   3.3.
   
                                                        Таблица П.17.1
   
                               ПРОТОКОЛ
       ОЦЕНКИ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ РАБОТЕ СТАЛЕВАРА
   
   --------T-----------------------------------------------------------------¬
   ¦Пара-  ¦     Рабочее место/суммарная продолжительность пребывания, ч     ¦
   ¦метры  +---------------------T---------------------T---------------------+
   ¦микро- ¦        N 1/2        ¦        N 2/4        ¦        N 3/1        ¦
   ¦климата+----T----T-----T-----+----T----T-----T-----+----T----T-----T-----+
   ¦       ¦в   ¦в   ¦перед¦сред-¦в   ¦в   ¦перед¦сред-¦в   ¦в   ¦перед¦сред-¦
   ¦       ¦на- ¦се- ¦окон-¦не-  ¦на- ¦се- ¦окон-¦не-  ¦на- ¦се- ¦окон-¦не-  ¦
   ¦       ¦чале¦ре- ¦ча-  ¦смен-¦чале¦ре- ¦ча-  ¦смен-¦чале¦ре- ¦ча-  ¦смен-¦
   ¦       ¦ра- ¦дине¦нием ¦ная  ¦ра- ¦дине¦нием ¦ная  ¦ра- ¦дине¦нием ¦ная  ¦
   ¦       ¦бо- ¦ра- ¦рабо-¦вели-¦бо- ¦ра- ¦рабо-¦вели-¦бо- ¦ра- ¦рабо-¦вели-¦
   ¦       ¦чей ¦бо- ¦чей  ¦чина ¦чей ¦бо- ¦чей  ¦чина ¦чей ¦бо- ¦чей  ¦чина ¦
   ¦       ¦сме-¦чей ¦смены¦     ¦сме-¦чей ¦смены¦     ¦сме-¦чей ¦смены¦     ¦
   ¦       ¦ны  ¦сме-¦     ¦     ¦ны  ¦сме-¦     ¦     ¦ны  ¦сме-¦     ¦     ¦
   ¦       ¦    ¦ны  ¦     ¦     ¦    ¦ны  ¦     ¦     ¦    ¦ны  ¦     ¦     ¦
   +-------+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+
   ¦Темпе- ¦32,0¦33,0¦34,0 ¦33,0 ¦24,0¦25,0¦25,5 ¦24,8 ¦23,0 +/- 1           ¦
   ¦ратура ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦возду- ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦ха, -С ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦<*>    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   +-------+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+---------------------+
   ¦Темпе- ¦23,0¦23,5¦24,0 ¦23,5 ¦21,0¦21,5¦21,5 ¦21,3 ¦19,0 +/- 0,5         ¦
   ¦ратура ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦смочен-¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦ного   ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦термо- ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦метра, ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦-С     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   +-------+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+---------------------+
   ¦Влаж-  ¦50  ¦54  ¦55   ¦53   ¦52  ¦55  ¦50   ¦52,0 ¦55 +/- 5,0           ¦
   ¦ность  ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦возду- ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦ха, %  ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   +-------+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+---------------------+
   ¦Ско-   ¦0,20¦0,15¦0,20 ¦0,18 ¦0,15¦0,30¦0,25 ¦0,23 ¦                     ¦
   ¦рость  ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦дви-   ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦жения  ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦возду- ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦ха, м/с¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦<*>    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   +-------+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+---------------------+
   ¦Тепло- ¦1500¦1500¦1500 ¦1500 ¦350 ¦350 ¦350  ¦350  ¦                     ¦
   ¦вое    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦облу-  ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦чение, ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦Вт/кв. ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦м <*>  ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   +-------+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+---------------------+
   ¦Темпе- ¦45  ¦46  ¦47   ¦46   ¦35  ¦36  ¦36,5 ¦35,8 ¦25 +/- 0,5           ¦
   ¦ратура ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦внутри ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦черного¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦шара,  ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   ¦-С <*> ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦                     ¦
   +-------+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+----T----T-----T-----+
   ¦ТНС-   ¦    ¦    ¦     ¦30,25¦    ¦    ¦     ¦25,66¦    ¦    ¦     ¦20,8 ¦
   ¦индекс,¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦
   ¦-С <*> ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦     ¦     ¦
   +-------+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+----+----+-----+-----+
   ¦ТНС (среднесменный) = (30,25 х 2 + 25,66 х 4 + 20,8 х 1) / 7 = 26,3 -С   ¦
   +-------------------------------------------------------------------------+
   ¦    --------------------------                                           ¦
   ¦    <*> Средняя  из  величин,  измеренных  на  разном  уровне   от   пола¦
   ¦(СанПиН 2.2.4.548-96).                                                   ¦
   L--------------------------------------------------------------------------
   
             2. Оценка микроклимата и установление класса
         условий труда по показателям микроклимата при работе
       в производственном помещении с охлаждающим микроклиматом
   
       Учет скорости движения воздуха

Новости
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное