Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

РУКОВОДСТВО ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА. КРИТЕРИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА. РУКОВОДСТВО. Р 2.2.2006-05 (УТВ. ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ РФ 29.07.2005)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 11
 
       Место  рабочее  временное  - место (или  помещение)  пребывания
   персонала  для  выполнения  производственных  функций  в   условиях
   воздействия  ионизирующего  излучения  в  течение  менее   половины
   рабочего времени или менее двух часов непрерывно.
       Место  рабочее  постоянное - место (или  помещение)  пребывания
   персонала  для  выполнения  производственных  функций  в   условиях
   воздействия  ионизирующего излучения в течение  не  менее  половины
   рабочего  времени  или  двух  часов непрерывно.  Если  обслуживание
   процессов   производства  осуществляется   в   различных   участках
   помещения, то постоянным рабочим местом считается все помещение.
       Мощность  дозы  -  доза излучения за единицу времени  (секунду,
   минуту,  час)  (п.  38  раздела "Термины и  определения"  НРБ-99  и
   ОСПОРБ-99).
       Мощность    потенциальной   дозы   излучения   -   максимальная
   потенциальная   эффективная  (эквивалентная)  доза  излучения   при
   стандартной  продолжительности работы в  течение  года.  (В  рамках
   данного документа.)
       Облучение  производственное  -  облучение  работников  от  всех
   техногенных  и  природных  источников  ионизирующего  излучения   в
   процессе  производственной деятельности (п. 45 раздела  "Термины  и
   определения" НРБ-99 и ОСПОРБ-99).
       Объект радиационный - организация, где осуществляется обращение
   с  техногенными источниками ионизирующего излучения (п. 49  раздела
   "Термины и определения" НРБ-99 и ОСПОРБ-99).
       Персонал   -   лица,  работающие  с  техногенными   источниками
   излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере  их
   воздействия (группа Б) (п. 55 раздела "Термины и определения"  НРБ-
   99 и ОСПОРБ-99).
       Радиационная    авария    -   потеря   управления    источником
   ионизирующего  излучения,  вызванная  неисправностью  оборудования,
   неправильными   действиями   работников   (персонала),   стихийными
   бедствиями или иными причинами, которая могла привести или  привела
   к  облучению  людей  выше  установленных  норм  или  радиоактивному
   загрязнению   окружающей   среды  (п.   58   раздела   "Термины   и
   определения" НРБ-99 и ОСПОРБ-99).
       Работа   с  источником  ионизирующего  излучения  -  все   виды
   обращения   с  источником  излучения  на  рабочем  месте,   включая
   радиационный  контроль (п. 60 раздела "Термины и определения"  НРБ-
   99 и ОСПОРБ-99).
       Работа  с  радиоактивными веществами -  все  виды  обращения  с
   радиоактивными  веществами на рабочем месте,  включая  радиационный
   контроль  (п. 61 раздела "Термины и определения" НРБ-99  и  ОСПОРБ-
   99).
       Риск  радиационный - вероятность возникновения у  человека  или
   его  потомства какого-либо вредного эффекта в результате  облучения
   (п. 62 раздела "Термины и определения" НРБ-99 и ОСПОРБ-99).
       Эквивалент  дозы амбиентный (амбиентная доза) H(d) - эквивалент
   дозы,  который был создан в шаровом фантоме МКРЕ на глубине d  (мм)
   от поверхности по диаметру, параллельному направлению излучения,  в
   поле  излучения, идентичном рассматриваемому по составу, флюенсу  и
   энергетическому  распределению, но мононаправленном  и  однородном.
   Эквивалент  амбиентной  дозы используется для  характеристики  поля
   излучения в точке, совпадающей с центром шарового фантома.
       Словарь  основных  терминов: учебное  пособие,  под  ред.  В.А.
   Кутькова.
       Эффекты  излучения  детерминированные -  клинически  выявляемые
   вредные  биологические эффекты, вызванные ионизирующим  излучением,
   в  отношении  которых  предполагается  существование  порога,  ниже
   которого  эффект отсутствует, а выше - тяжесть эффекта  зависит  от
   дозы (п. 70 раздела "Термины и определения" НРБ-99 и ОСПОРБ-99).
       Эффекты   излучения  стохастические  -  вредные   биологические
   эффекты,  вызванные  ионизирующим излучением, не  имеющие  дозового
   порога    возникновения,    вероятность    возникновения    которых
   пропорциональна  дозе и для которых тяжесть проявления  не  зависит
   от  дозы  (п. 71 раздела "Термины и определения" НРБ-99  и  ОСПОРБ-
   99).
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 15
                                                        (обязательное)
   
                               МЕТОДИКА
                   ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
   
       Тяжесть  трудового  процесса  оценивают  по  ряду  показателей,
   выраженных  в  эргометрических величинах, характеризующих  трудовой
   процесс,   независимо  от  индивидуальных  особенностей   человека,
   участвующего  в  этом  процессе.  Основными  показателями   тяжести
   трудового процесса являются:
       - физическая динамическая нагрузка;
       - масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
       - стереотипные рабочие движения;
       - статическая нагрузка;
       - рабочая поза;
       - наклоны корпуса;
       - перемещение в пространстве.
       Каждый  из  перечисленных показателей может быть  количественно
   измерен и оценен в соответствии с методикой, разделом 5.10 и  табл.
   17 настоящего Руководства.
       При  выполнении  работ, связанных с неравномерными  физическими
   нагрузками  в  разные смены, оценку показателей  тяжести  трудового
   процесса  (за исключением массы поднимаемого и перемещаемого  груза
   и  наклонов корпуса), следует проводить по средним показателям за 2
   -  3  смены.  Массу поднимаемого и перемещаемого  вручную  груза  и
   наклоны корпуса следует оценивать по максимальным значениям.
   
                  1. Физическая динамическая нагрузка
              (выражается в единицах внешней механической
                       работы за смену - кг х м)
   
       Для   подсчета   физической  динамической   нагрузки   (внешней
   механической  работы) определяется масса груза  (деталей,  изделий,
   инструментов  и т.д.), перемещаемого вручную в каждой  операции,  и
   путь  его  перемещения  в метрах. Подсчитывается  общее  количество
   операций по переносу груза за смену и суммируется величина  внешней
   механической работы (кг х м) за смену в целом. По величине  внешней
   механической  работы  за  смену, в  зависимости  от  вида  нагрузки
   (региональная   или   общая)   и  расстояния   перемещения   груза,
   определяют, к какому классу условий труда относится данная работа.
       Пример  1.  Рабочий (мужчина) поворачивается, берет с конвейера
   деталь  (масса  2,5  кг),  перемещает  ее  на  свой  рабочий   стол
   (расстояние  0,8  м),  выполняет необходимые  операции,  перемещает
   деталь  обратно  на  конвейер и берет  следующую.  Всего  за  смену
   рабочий    обрабатывает   1200   деталей.   Для   расчета   внешней
   механической работы вес деталей умножаем на расстояние  перемещения
   и  еще  на  2, так как каждую деталь рабочий перемещает дважды  (на
   стол  и  обратно), а затем на количество деталей за  смену.  Итого:
   2,5  кг  х  0,8  м  х  2  х  1200 = 4800 кгм. Работа  региональная,
   расстояние  перемещения груза до 1 м, следовательно, по  показателю
   1.1 работа относится ко 2 классу.
       При  работах,  обусловленных как региональными,  так  и  общими
   физическими   нагрузками   в  течение   смены   и   совместимых   с
   перемещением  груза  на различные расстояния, определяют  суммарную
   механическую  работу  за  смену,  которую  сопоставляют  со  шкалой
   соответственно   среднему   расстоянию   перемещения   (табл.    17
   Руководства).
       Пример 2. Рабочий (мужчина) переносит ящик с деталями (в  ящике
   8  деталей по 2,5 кг каждая, вес самого ящика 1 кг) со стеллажа  на
   стол  (6 м), затем берет детали по одной (масса 2,5 кг), перемещает
   ее  на  станок (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые  операции,
   перемещает  деталь  обратно на стол и берет  следующую.  Когда  все
   детали  в  ящике  обработаны, работник относит ящик  на  стеллаж  и
   приносит  следующий  ящик.  Всего  за  смену  он  обрабатывает  600
   деталей.
       Для расчета внешней механической работы при перемещении деталей
   на  расстояние 0,8 м вес деталей умножаем на расстояние перемещения
   и  еще  на  2, так как каждую деталь рабочий перемещает дважды  (на
   стол и обратно), а затем на количество деталей за смену (0,8 м х  2
   х  600  =  960  м). Итого: 2,5 кг х 960 м = 2400 кгм.  Для  расчета
   внешней  механической работы при перемещении ящиков с деталями  (21
   кг)  на расстояние 6 м вес ящика умножаем на 2 (так как каждый ящик
   переносили 2 раза), на количество ящиков (75) и на расстояние 6  м.
   Итого:  2  х  6 м х 75 = 900 м. Далее 21 кг умножаем  на  900  м  и
   получаем  18900 кгм. Итого за смену суммарная внешняя  механическая
   работа   составила   21300   кгм.  Общее   расстояние   перемещения
   составляет  1860  м  (900  м  + 960 м).  Для  определения  среднего
   расстояния  перемещения  1800  м : 1350  раз  и  получаем  1,37  м.
   Следовательно,  полученную  внешнюю  механическую  работу   следует
   сопоставлять  с  показателем перемещения от 1  до  5  м.  В  данном
   примере внешняя механическая работа относится ко 2 классу.
   
       2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг)
   
       Для  определения  массы  груза (поднимаемого  или  переносимого
   работником  на  протяжении смены, постоянно или при  чередовании  с
   другой  работой)  его взвешивают на товарных весах.  Регистрируется
   только  максимальная величина. Массу груза можно  также  определить
   по документам.
       Пример  1.  Рассмотрим  предыдущий пример  2  пункта  1.  Масса
   поднимаемого груза - 21 кг, груз поднимали 150 раз за  смену,  т.е.
   это  часто  поднимаемый груз (более 16 раз за  смену)  (75  ящиков,
   каждый  поднимался  2  раза), следовательно,  по  этому  показателю
   работу следует отнести к классу 3.2.
       Для  определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение
   каждого   часа   смены,  вес  всех  грузов  за  смену  суммируется.
   Независимо от фактической длительности смены суммарную массу  груза
   за смену делят на 8, исходя из 8-часовой рабочей смены.
       В  случаях,  когда перемещения груза вручную происходят  как  с
   рабочей  поверхности, так и с пола, показатели следует суммировать.
   Если  с  рабочей поверхности перемещался больший груз, чем с  пола,
   то   полученную  величину  следует  сопоставлять  именно   с   этим
   показателем,  а если наибольшее перемещение производилось  с  пола,
   то  -  с показателем суммарной массы груза в час при перемещении  с
   пола.  Если  с  рабочей  поверхности и с пола  перемещается  равный
   груз,   то   суммарную  массу  груза  сопоставляют  с   показателем
   перемещения с пола (примеры 2 и 3).
       Пример  2.  Рассмотрим пример 1 пункта 1. Масса груза  2,5  кг,
   следовательно,  в  соответствии с табл.  17  Руководства  (п.  2.2)
   тяжесть труда по данному показателю относится к 1 классу. За  смену
   рабочий  поднимает  1200  деталей, по  2  раза  каждую.  В  час  он
   перемещает  150  деталей (1200 деталей : 8  часов).  Каждую  деталь
   рабочий берет в руки 2 раза, следовательно, суммарная масса  груза,
   перемещаемая в течение каждого часа смены, составляет 750  кг  (150
   х  2,5  кг  х 2). Груз перемещается с рабочей поверхности,  поэтому
   эту работу по п. 2.3 можно отнести ко 2 классу.
       Пример 3. Рассмотрим пример 2 пункта 1. При перемещении деталей
   со  стола на станок и обратно масса груза 2,5 кг умножается на  600
   и  на  2, получаем 3000 кг за смену. При переносе ящиков с деталями
   вес  каждого  ящика  умножается на  число  ящиков  (75)  и  на  25,
   получаем  3150  кг  за  смену.  Общий  вес  за  смену  =  6150  кг,
   следовательно,  в  час - 769 кг. Ящики рабочий  брал  со  стеллажа.
   Половина  ящиков стояла на нижней полке (высота над полом  10  см),
   половина  -  на высоте рабочего стола. Следовательно, больший  груз
   перемещался с рабочей поверхности и именно с этим показателем  надо
   сопоставлять  полученную  величину. По показателю  суммарной  массы
   груза в час работу можно отнести ко 2 классу.
   
             3. Стереотипные рабочие движения (количество
                    за смену, суммарно на две руки)
   
       Понятие   "рабочее  движение"  в  данном  случае  подразумевает
   движение элементарное, т.е. однократное перемещение рук (или  руки)
   из  одного  положения  в другое. Стереотипные  рабочие  движения  в
   зависимости  от  амплитуды  движений  и  участвующей  в  выполнении
   движения  мышечной  массы  делятся  на  локальные  и  региональные.
   Работы,  для  которых характерны локальные движения,  как  правило,
   выполняются  в  быстром темпе (60 - 250 движений в  минуту),  и  за
   смену  количество  движений  может  достигать  нескольких  десятков
   тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений  в
   единицу   времени,  практически  не  меняется,  то,   подсчитав   с
   применением какого-либо автоматического счетчика число движений  за
   10  -  15  мин.,  рассчитываем число движений в  1  мин.,  а  затем
   умножаем на число минут, в течение которых выполняется эта  работа.
   Время  выполнения работы определяем путем хронометражных наблюдений
   или  по  фотографии рабочего дня. Число движений  можно  определить
   также   по   числу   знаков,  напечатанных  (вводимых)   за   смену
   (подсчитываем  число знаков на одной странице и умножаем  на  число
   страниц, напечатанных за день).
       Пример  1.  Оператор  ввода  данных  в  персональный  компьютер
   печатает за смену 20 листов. Количество знаков на 1 листе  -  2720.
   Общее  число  вводимых знаков за смену - 54400, т.е.  54400  мелких
   локальных  движений. Следовательно, по данному показателю  (п.  3.1
   Руководства) его работу относят к классу 3.1.
       Региональные рабочие движения выполняются, как правило, в более
   медленном  темпе и легко подсчитать их количество за 10 -  15  мин.
   или  за  1 - 2 повторяемые операции, несколько раз за смену.  После
   этого,  зная общее количество операций или время выполнения работы,
   подсчитываем общее количество региональных движений за смену.
       Пример 2. Маляр выполняет около 80 движений большой амплитуды в
   минуту.  Всего основная работа занимает 65% рабочего времени,  т.е.
   312  минут  за смену. Количество движений за смену = 24960  (312  х
   80), что в соответствии с п. 3.2 Руководства позволяет отнести  его
   работу к классу 3.1.
   
                        4. Статическая нагрузка
                (величина статической нагрузки за смену
           при удержании груза, приложении усилий, кгс х с)
   
       Статическая   нагрузка,  связанная  с  удержанием   груза   или
   приложением   усилия,   рассчитывается  путем   перемножения   двух
   параметров:  величины удерживаемого усилия (веса груза)  и  времени
   его удерживания.
       В  процессе  работы статические усилия встречаются в  различных
   видах:  удержание  обрабатываемого  изделия  (инструмента),  прижим
   обрабатываемого  инструмента (изделия)  к  обрабатываемому  изделию
   (инструменту),   усилия   для   перемещения   органов    управления
   (рукоятки,  маховики,  штурвалы)  или  тележек.  В  первом   случае
   величина   статического  усилия  определяется  весом  удерживаемого
   изделия  (инструмента). Вес изделия определяется путем  взвешивания
   на  весах.  Во  втором случае величина усилия  прижима  может  быть
   определена  с  помощью  тензометрических, пьезокристаллических  или
   других  датчиков, которые необходимо закрепить на  инструменте  или
   изделии.  В  третьем  случае  усилие на  органах  управления  можно
   определить   с   помощью  динамометра  или  по  документам.   Время
   удерживания   статического   усилия   определяется   на   основании
   хронометражных измерений (или по фотографии рабочего  дня).  Оценка
   класса  условий  труда по этому показателю должна осуществляться  с
   учетом  преимущественной нагрузки: на одну, две руки или с участием
   мышц корпуса и ног. Если при выполнении работы встречается 2 или  3
   указанных  выше нагрузки (нагрузки на одну, две руки и  с  участием
   мышц  корпуса  и  ног),  то  их  следует  суммировать  и  суммарную
   величину    статической   нагрузки   соотносить    с    показателем
   преимущественной нагрузки (п. п. 4.1 - 4.3 Руководства).
       Пример  1.  Маляр  (женщина) промышленных изделий  при  окраске
   удерживает в руке краскопульт весом 1,8 кгс, в течение 80%  времени
   смены,   т.е.   23040  с.  Величина  статической   нагрузки   будет
   составлять  41427  кгс х с (1,8 кгс х 23040 с). Работа  по  данному
   показателю относится к классу 3.1.
   
                            5. Рабочая поза
   
       Характер  рабочей  позы  (свободная, неудобная,  фиксированная,
   вынужденная)  определяется  визуально. К  свободным  позам  относят
   удобные  позы  сидя,  которые дают возможность  изменения  рабочего
   положения  тела  или  его  частей  (откинуться  на  спинку   стула,
   изменить  положение  ног,  рук).  Фиксированная  рабочая   поза   -
   невозможность изменения взаимного положения различных  частей  тела
   относительно  друг друга. Подобные позы встречаются при  выполнении
   работ,   связанных   с   необходимостью  в  процессе   деятельности
   различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие  позы
   у  представителей тех профессий, которым приходится выполнять  свои
   основные  производственные  операции  с  использованием  оптических
   увеличительных  приборов - луп и микроскопов. К  неудобным  рабочим
   позам  относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища,  с
   поднятыми  выше уровня плеч руками, с неудобным размещением  нижних
   конечностей.  К вынужденным позам относятся рабочие позы  лежа,  на
   коленях,  на  корточках и т.д. Абсолютное время (в минутах,  часах)
   пребывания   в   той  или  иной  позе  определяется  на   основании
   хронометражных  данных  за смену, после чего  рассчитывается  время
   пребывания в относительных величинах, т.е. в процентах к  8-часовой
   смене  (независимо  от  фактической длительности  смены).  Если  по
   характеру  работы рабочие позы разные, то оценку следует  проводить
   по наиболее типичной позе для данной работы.
       Пример  1.  Врач-лаборант  около  40%  рабочего  времени  смены
   проводит  в фиксированной позе - работает с микроскопом.  По  этому
   показателю работу можно отнести к классу 3.1.
       Работа  в положении стоя - необходимость длительного пребывания
   работающего   человека   в  ортостатическом   положении   (либо   в
   малоподвижной  позе, либо с передвижениями между объектами  труда).
   Следовательно,   время   пребывания   в   положении   стоя    будет
   складываться  из  времени  работы в положении  стоя  и  из  времени
   перемещения в пространстве.
       Пример  2.  Дежурный  электромонтер (длительность  смены  -  12
   часов)  при вызове на объект выполняет работу в положении стоя.  На
   эту работу и на перемещение к месту работы у него уходит 4 часа  за
   смену.  Следовательно,  исходя  из 8-часовой  смены,  50%  рабочего
   времени он проводит в положении стоя - класс 2.
   
               6. Наклоны корпуса (количество за смену)
   
       Число  наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета
   в  единицу  времени (несколько раз за смену), затем  рассчитывается
   число  наклонов  за все время выполнения работы, либо  определением
   их  количества за одну операцию и умножением на число  операций  за
   смену.  Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с  помощью
   любого  простого  приспособления  для  измерения  углов  (например,
   транспортира).  При определении угла наклона можно не  пользоваться
   приспособлениями  для  измерения  углов,  т.к.  известно,   что   у
   человека  со  средними антропометрическими данными наклоны  корпуса
   более   30-   встречаются,  если  он  берет  какие-либо   предметы,
   поднимает груз или выполняет действия руками на высоте не более  50
   см от пола.
       Пример. Для того чтобы взять детали из контейнера, стоящего  на
   полу,  работница совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более
   30-). По этому показателю труд относят к классу 3.1.
   
                     7. Перемещение в пространстве
               (переходы, обусловленные технологическим
               процессом, в течение смены по горизонтали
                     или вертикали - по лестницам,
                          пандусам и др., км)
   
       Самый  простой  способ определения этой величины  -  с  помощью
   шагомера,   который  можно  поместить  в  карман  работающего   или
   закрепить  на его поясе, определить количество шагов за  смену  (во
   время  регламентированных перерывов и обеденного  перерыва  шагомер
   снимать).  Количество  шагов  за  смену  умножить  на  длину   шага
   (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется  0,6
   м,  а  женский  -  0,5  м), и полученную величину  выразить  в  км.
   Перемещением  по вертикали можно считать перемещения  по  лестницам
   или  наклонным  поверхностям, угол наклона  которых  более  30-  от
   горизонтали.  Для  профессий,  связанных  с  перемещением  как   по
   горизонтали,  так и по вертикали, эти расстояния можно  суммировать
   и сопоставлять с тем показателем, величина которого была больше.
       Пример.  По  показателям  шагомера работница  при  обслуживании
   станков делает около 12000 шагов за смену. Расстояние, которое  она
   проходит  за смену составляет 6000 м или 6 км (12000 х 0,5  м).  По
   этому показателю тяжесть труда относится ко второму классу.
   
              8. Общая оценка тяжести трудового процесса
   
       Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе
   всех    приведенных    выше   показателей.   При    этом    вначале
   устанавливается класс по каждому измеренному показателю и  вносится
   в  протокол,  а  окончательная оценка тяжести труда устанавливается
   по  показателю, отнесенному к наибольшему классу. При наличии  двух
   и  более  показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается
   на одну степень выше.
       Пример оценки тяжести труда
       Описание  работы.  Укладчица хлеба вручную  в  позе  стоя  (75%
   времени  смены)  укладывает  готовый хлеб  с  укладочного  стола  в
   лотки.  Одновременно  берет 2 батона (в  каждой  руке  по  батону),
   весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг)  и
   переносит  на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает
   550  лотков,  в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно,  за
   смену  она укладывает 11000 батонов. При переносе со стола в  лоток
   работница  удерживает  батоны  в  течение  трех  секунд.  Лотки,  в
   которые  укладывают  хлеб,  стоят в контейнерах  и  при  укладке  в
   нижние  ряды  работница вынуждена совершать  глубокие  (более  30-)
   наклоны, число которых достигает 200 за смену.
       Проведем расчеты:
       п.  1.1  - физическая динамическая нагрузка: 0,8 кг х 0,8  м  х
   5500  (т.к. за один раз работница поднимает 2 батона) = 3520 кгм  -
   класс 3.1;
       п. 2.2 - масса одноразового подъема груза: 0,8 кг - класс 1;
       п.  2.3 - суммарная масса груза в течение каждого часа смены  -
   0,8 кг х 5500 = 4400 кг и разделить на 8 ч работы в смену = 550  кг
   - класс 3.1;
       п.  3.2 - стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы
   рук  и  плечевого пояса): количество движений при укладке хлеба  за
   смену достигает 21000 - класс 3.1;
       п. п. 4.1 - 4.2 - статическая нагрузка одной рукой: 0,4 кг х  3
   с  =  1,2  кгс, т.к. батон удерживается в течение 3 с.  Статическая
   нагрузка  за  смену одной рукой 1,2 кгс х 5500 =  6600  кгс,  двумя
   руками - 13200 кгс (класс 1);
       п.  5  -  рабочая поза: поза стоя до 80% времени смены -  класс
   3.1;
       п. 6 - наклоны корпуса за смену - класс 3.1;
       п.  7  - перемещение в пространстве: работница в основном стоит
   на  месте,  перемещения незначительные, до 1,5 км за смену.  Вносим
   показатели в протокол.
   
                                Протокол
                  оценки условий труда по показателям
                       тяжести трудового процесса
                            (рекомендуемый)
   
                         Иванова В.Д.               пол ж
   Ф.И.О. ___________________________________________________________
   
                                 укладчица хлеба
   Профессия: _______________________________________________________
   
                                     Хлебзавод
   Предприятие: _____________________________________________________
   
                                        Укладчица хлеба вручную
   Краткое описание выполняемой работы: _____________________________
   
   укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки.
   __________________________________________________________________
   
   ----T---------------------------------------------T--------T-----¬
   ¦ N ¦                 Показатели                  ¦ Факт.  ¦Класс¦
   ¦   ¦                                             ¦значения¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦ 1 ¦                      2                      ¦   3    ¦  4  ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦1  ¦Физическая динамическая нагрузка (кг х м):   ¦3520    ¦3.1  ¦
   ¦   ¦региональная - перемещение груза до 1 м      ¦        ¦     ¦
   ¦   ¦общая нагрузка: перемещение груза            ¦        ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦1.1¦от 1 до 5 м                                  ¦-       ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦1.2¦более 5 м                                    ¦-       ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦2  ¦Масса поднимаемого и перемещаемого вручную   ¦        ¦     ¦
   ¦   ¦груза (кг):                                  ¦        ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦2.1¦при чередовании с другой работой             ¦-       ¦1    ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦2.2¦постоянно в течение смены                    ¦0,8     ¦1    ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦2.3¦суммарная масса за каждый час смены:         ¦        ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦   ¦с рабочей поверхности                        ¦550     ¦3.1  ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦   ¦с пола                                       ¦        ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦3  ¦Стереотипные рабочие движения (кол-во):      ¦        ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦3.1¦локальная нагрузка                           ¦-       ¦1    ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦3.2¦региональная нагрузка                        ¦21000   ¦3.1  ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦4  ¦Статическая нагрузка (кгс х с)               ¦        ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦4.1¦одной рукой                                  ¦-       ¦1    ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦4.2¦двумя руками                                 ¦13200   ¦1    ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦4.3¦с участием корпуса и ног                     ¦-       ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦5  ¦Рабочая поза                                 ¦стоя 75%¦3.1  ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦6  ¦Наклоны корпуса (количество за смену)        ¦200     ¦3.1  ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦7  ¦Перемещение в пространстве (км):             ¦        ¦     ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦7.1¦по горизонтали                               ¦1,5     ¦1    ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦7.2¦по вертикали                                 ¦-       ¦1    ¦
   +---+---------------------------------------------+--------+-----+
   ¦Окончательная оценка тяжести труда                        ¦3.2  ¦
   L----------------------------------------------------------+------
   
       Итак,  из  9  показателей,  характеризующих  тяжесть  труда,  5
   относятся  к классу 3.1. Учитывая пояснения раздела 8 (при  наличии
   2-х  и более показателей класса 3.1 общая оценка повышается на одну
   степень),   окончательная   оценка   тяжести   трудового   процесса
   укладчицы хлеба - класс 3.2.
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 16
                                                        (обязательное)
   
                               МЕТОДИКА
                ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
   
       Напряженность  трудового процесса оценивают  в  соответствии  с
   настоящими  "Гигиеническими  критериями  оценки  условий  труда  по
   показателям вредности и опасности факторов производственной  среды,
   тяжести и напряженности трудового процесса".
       Оценка  напряженности труда профессиональной группы  работников
   основана  на анализе трудовой деятельности и ее структуры,  которые
   изучаются   путем  хронометражных  наблюдений  в   динамике   всего
   рабочего  дня, в течение не менее одной недели. Анализ  основан  на
   учете   всего   комплекса  производственных   факторов   (стимулов,
   раздражителей),    создающих    предпосылки    для    возникновения
   неблагоприятных  нервно-эмоциональных  состояний  (перенапряжения).
   Все  факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или
   количественную  выраженность  и сгруппированы  по  видам  нагрузок:
   интеллектуальные,  сенсорные, эмоциональные,  монотонные,  режимные
   нагрузки.
   
                1. Нагрузки интеллектуального характера
   
       1.1.   "Содержание  работы"  указывает  на  степень   сложности
   выполнения   задания:  от  решения  простых  задач  до   творческой
   (эвристической)  деятельности  с  решением  сложных   заданий   при
   отсутствии алгоритма.
       Различия  между  классами 2 и 3.1 практически сводятся  к  двум
   пунктам:  "решение простых" (класс 2) или "сложных задач с  выбором
   по   известным  алгоритмам"  (класс  3.1)  и  "решение   задач   по
   инструкции"  (класс  2)  или "работа по  серии  инструкций"  (класс
   3.1).
       В  случае  применения оценочного критерия "простота - сложность
   решаемых  задач"  можно  воспользоваться  таблицей,  где  приведены
   некоторые характерные признаки простых и сложных задач.
   
              НЕКОТОРЫЕ ПРИЗНАКИ СЛОЖНОСТИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ
   
   ---------------------------------T-------------------------------¬
   ¦         Простые задачи         ¦         Сложные задачи        ¦
   +--------------------------------+-------------------------------+
   ¦1. Не требуют рассуждений       ¦1. Требуют рассуждений         ¦
   +--------------------------------+-------------------------------+
   ¦2. Имеют ясно сформулированную  ¦2. Цель сформулирована только в¦
   ¦цель                            ¦общем (например, руководство   ¦
   ¦                                ¦работой бригады)               ¦
   +--------------------------------+-------------------------------+
   ¦3. Отсутствует необходимость    ¦3. Необходимо построение       ¦
   ¦построения внутренних           ¦внутренних представлений о     ¦
   ¦представлений о внешних событиях¦внешних событиях               ¦
   +--------------------------------+-------------------------------+
   ¦4. План решения всей задачи     ¦4. Решение всей задачи         ¦
   ¦содержится в инструкции         ¦необходимо планировать         ¦
   ¦(инструкциях)                   ¦                               ¦
   +--------------------------------+-------------------------------+
   ¦5. Задача может включать        ¦5. Задача всегда включает      ¦
   ¦несколько подзадач, не связанных¦решение связанных логически    ¦
   ¦между собой или связанных только¦подзадач, а информация,        ¦
   ¦последовательностью действий.   ¦полученная при решении каждой  ¦
   ¦Информация, полученная при реше-¦подзадачи, анализируется и     ¦
   ¦нии подзадачи, не анализируется ¦учитывается при решении        ¦
   ¦и не используется при решении   ¦следующей подзадачи            ¦
   ¦другой подзадачи                ¦                               ¦
   +--------------------------------+-------------------------------+
   ¦6. Последовательность действий  ¦6. Последовательность действий ¦
   ¦известна либо она не имеет      ¦выбирается исполнителем и имеет¦
   ¦значения                        ¦значение для решения задачи    ¦
   L--------------------------------+--------------------------------
   
       Например,   в  задачу  лаборанта  химического  анализа   входят
   подзадачи  (операции):  отбор  проб  (как  правило),  приготовление
   реактивов,  обработка  проб  (с помощью химрастворов,  сжигания)  и
   количественная  оценка содержания анализируемых  веществ  в  пробе.
   Каждая  подзадача  имеет четкие инструкции,  ясно  сформулированные
   цели    и   предопределенный   конечный   результат   с   известной
   последовательностью действий, т.е. по указанным выше  признакам  он
   решает  простые задачи (класс 2). Работа инженера-химика, например,
   носит  совершенно  иной  характер.  Вначале  он  должен  определить
   качественный   состав  пробы,  используя  иногда   сложные   методы
   качественного      анализа     (планирование     задачи,      выбор
   последовательности действий и анализ результатов подзадачи),  затем
   разработать  модель  выполнения  работ  для  лаборантов,  используя
   информацию, полученную при решении предыдущей подзадачи. Затем,  на
   основе  всей  полученной информации, инженер проводит окончательную
   оценку  результатов, т.е. задача может быть решена только с помощью
   алгоритма как логической совокупности правил (класс 3.1).
       Применяя  оценочный критерий "работа по инструкции - работа  по
   серии  инструкций", следует обратить внимание  на  то,  что  иногда
   число  инструкций, характеризующих содержание работы,  не  является
   достаточно надежной характеристикой интеллектуальных нагрузок.
       Например,  лаборант  химического  анализа  может  работать   по
   нескольким   инструкциям,  тогда  как  заведующий   химлабораторией
   работает  по  одной должностной инструкции. Поэтому  здесь  следует
   обращать  внимание  на те случаи, когда общая  инструкция,  являясь
   формально единственной, содержит множество отдельных инструкций,  и
   в   этом   случае  оценивать  деятельность  как  работу  по   серии
   инструкций.
       Различия  между  классами 3.1 и 3.2 по  показателю  "содержание
   работы"  (интеллектуальные  нагрузки)  заключаются  лишь  в   одной
   характеристике  -  используются  ли  решения  задач  по   известным
   алгоритмам (класс 3.1) либо эвристические приемы (класс  3.2).  Они
   отличаются   друг  от  друга  наличием  или  отсутствием   гарантии
   получения   правильного  результата.  Алгоритм  -  это   логическая
   совокупность правил, которая, если ей следовать, всегда приводит  к
   верному  решению  задачи.  Эвристические  приемы  -  это  некоторые
   эмпирические   правила   (процедуры  или   описания),   пользование
   которыми    не    гарантирует    успешного    выполнения    задачи.
   Следовательно,  классом 3.2 должна оцениваться  такая  работа,  при
   которой способы решения задачи заранее не известны.
       Дополнительным  признаком  класса  3.2  является   "единоличное
   руководство  в  сложных ситуациях". Здесь необходимо  рассматривать
   лишь  те  ситуации, которые могут возникнуть внезапно (как правило,
   это  предаварийные  или аварийные ситуации)  и  имеют  чрезвычайный
   характер    (например,   возможность   остановки   технологического
   процесса,   поломки   сложного   и   дорогостоящего   оборудования,
   возникновение  опасности  для  жизни),  а  также  если  руководство
   действиями  других  лиц  в таких ситуациях обусловлено  должностной
   инструкцией, действующей на аттестуемом рабочем месте.
       Таким  образом, классом 3.1 необходимо оценивать такие  работы,
   где   принятие   решений   происходит  на  основе   необходимой   и
   достаточной  информации по известному алгоритму (как  правило,  это
   задачи  диагностики  или выбора), а классом 3.2  оценивать  работу,
   когда   решения  необходимо  принимать  в  условиях  неполной   или
   недостаточной  информации  (как правило,  это  решения  в  условиях
   неопределенности), а алгоритм решения отсутствует.  Имеет  значение
   и постоянство решения таких задач.
       Например,   диспетчер  энергосистемы  решает   обычно   задачи,
   оцениваемые классом 3.1, а при возникновении аварийных  ситуаций  -
   и  задачи класса 3.1, если задача является типичной и встречавшейся
   ранее,  и  класса  3.2,  если такая ситуация  встречается  впервые.
   Поскольку  задачи  класса  3.2  встречаются  намного  реже,  работу
   диспетчера следует оценить по критерию "содержание работы"  классом
   3.1.
       Примеры. Наиболее простые задачи решают лаборанты <*> (1  класс
   условий  труда  <**>),  а деятельность, требующая  решения  простых
   задач,   но   уже   с  выбором  (по  инструкции),  характерна   для
   медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п.  (2  класс).
   Сложные  задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по  серии
   инструкций),   имеют   место  в  работе   руководителей,   мастеров
   промышленных    предприятий,   водителей   транспортных    средств,
   авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная  по  содержанию
   работа,   требующая   в   той   или  иной   степени   эвристической
   (творческой)   деятельности,  установлена  у  научных   работников,
   конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2).
   --------------------------------
       <*>  В  качестве примеров приведены результаты оценки некоторых
   профессиональных     групп    исполнительского,    управленческого,
   операторского и творческого видов труда.
       <**>  В  скобках указаны классы условий труда в соответствии  с
   настоящим Руководством.
   
       1.2.   "Восприятие   сигналов  (информации)   и   их   оценка".
   Критериальным  с точки зрения различий между классами напряженности
   трудового   процесса  является  установочная  цель  (или  эталонная
   норма),  которая  принимается  для  сопоставления  поступающей  при
   работе  информации  с  номинальными  значениями,  необходимыми  для
   успешного хода рабочего процесса.
       К  классу  2 относится работа, при которой восприятие  сигналов
   предполагает последующую коррекцию действий или операций. При  этом
   под  действием  следует понимать элемент деятельности,  в  процессе
   которого  достигается конкретная, не разлагаемая на более  простые,
   осознанная цель, а под операцией - законченное действие (или  сумма
   действий),   в   результате   которого   достигается   элементарная
   технологическая цель.
       Например,   у   токаря  обработка  простой  детали  выполняется
   посредством  ряда операций (закрепление детали, обработка  наружной
   и  внутренней  поверхностей, обрезание уступов и т.д.),  каждая  из
   которых  включает  ряд  элементарных  действий,  иногда  называемых
   приемами.  Коррекция  действий  и  операций  здесь  заключается   в
   сравнении  с  определенными несложными и не связанными между  собой
   "эталонами",    операции   являются   отдельными   и   законченными
   элементарными  составными  частями  технологического  процесса,   а
   воспринимаемая   информация  и  соответствующая   коррекция   носит
   характер  "правильно - неправильно" по типу процесса идентификации,
   для   которой  характерно  оперирование  целостными  эталонами.   К
   типичным  примерам  можно  отнести работу  контролера,  станочника,
   электрогазосварщика и большинства представителей  массовых  рабочих
   профессий, основой которых является предметная деятельность.
       "Эталоном" при работах, характеризующихся по данному показателю
   напряженностью   класса  3.1,  является  совокупность   информации,
   характеризующей  наличное  состояние  объекта  труда  при  работах,
   основой  которых является интеллектуальная деятельность.  Коррекция
   (сравнение   с  эталоном)  производится  здесь  по  типу   процесса
   опознавания,   включая   процессы  декодирования,   информационного
   поиска  и  информационной подготовки решения на основе  мышления  с
   обязательным    использованием    интеллекта,    т.е.    умственных
   способностей  исполнителя.  К таким работам  относится  большинство
   профессий   операторского  и  диспетчерского  типа,  труд   научных
   работников.   Восприятие  сигналов  с  последующим   сопоставлением
   фактических  значений  параметров (информации)  с  их  номинальными
   требуемыми  уровнями  отмечается  в  работе  медсестер,   мастеров,
   телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1).
       Классом   3.2   оценивается  работа,  связанная  с  восприятием
   сигналов  с  последующей комплексной оценкой всей  производственной
   деятельности.  В  этом случае, когда трудовая деятельность  требует
   восприятия   сигналов  с  последующей  комплексной   оценкой   всех
   производственных  параметров  (информации),  соответственно   такой
   труд   по   напряженности  относится  к  классу  3.2  (руководители
   промышленных    предприятий,   водители    транспортных    средств,
   авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.).
       1.3.  "Распределение  функций  по степени  сложности  задания".
   Любая  трудовая деятельность характеризуется распределением функций
   между    работниками.   Соответственно,   чем   больше    возложено
   функциональных  обязанностей на работника, тем  выше  напряженность
   его труда.
       По   данному  показателю  класс  2  (допустимый)  и   класс   3
   (напряженный  труд) различаются по двум характеристикам  -  наличию
   или  отсутствию функции контроля и работы по распределению  заданий
   другим  лицам.  Классом  3.1 характеризуется  работа,  обязательным
   элементом  которой  является  контроль  выполнения  задания.  Здесь
   имеется   в  виду  контроль  выполнения  задания  другими   лицами,
   поскольку  контроль  выполнения своих  заданий  должен  оцениваться
   классом  2 (обработка, выполнение задания и его проверка,  которая,
   по сути, и является контролем).
       Примером  работ, включающих контроль выполнения заданий,  может
   являться работа инженера по охране труда, инженера производственно-
   технического отдела и др.
       Классом  3.2  оценивается по данному показателю  такая  работа,
   которая  включает  не только контроль, но и предварительную  работу
   по распределению заданий другим лицам.
       Так,   трудовая   деятельность,  содержащая  простые   функции,
   направленные  на  обработку и выполнение  конкретного  задания,  не
   приводит   к  значительной  напряженности  труда.  Примером   такой
   деятельности  является  работа лаборанта (класс  1).  Напряженность
   возрастает,   когда   осуществляется   обработка,   выполнение    с
   последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что  характерно
   для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п.
       Обработка,  проверка  и,  кроме того, контроль  за  выполнением
   задания  указывает на большую степень сложности выполняемых функций
   работником,   и,  соответственно,  в  большей  степени  проявляется
   напряженность    труда    (мастера    промышленных     предприятий,
   телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств  -  класс
   3.1).
       Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная
   работа  с  последующим распределением заданий другим  лицам  (класс
   3.2),  которая  характерна  для таких профессий,  как  руководители
   промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники,  врачи
   и т.п.
       1.4. "Характер выполняемой работы" - в том случае, когда работа
   выполняется  по  индивидуальному плану,  то  уровень  напряженности
   труда  невысок  (1  класс - лаборанты). Если  работа  протекает  по
   строго  установленному графику с возможной его коррекцией  по  мере
   необходимости,  то напряженность повышается (2 класс  -  медсестры,
   телефонисты,  телеграфисты и др.). Еще большая напряженность  труда
   характерна,  когда работа выполняется в условиях  дефицита  времени
   (класс  3.1  - мастера промышленных предприятий, научные работники,
   конструкторы).     Наибольшая     напряженность     (класс     3.2)
   характеризуется работой в условиях дефицита времени  и  информации.
   При  этом  отмечается высокая ответственность за конечный результат
   работы  (врачи,  руководители  промышленных  предприятий,  водители
   транспортных средств, авиадиспетчеры).
       Таким  образом,  критериями  для  отнесения  работ  по  данному
   показателю  к  классу  3.1 (напряженный труд  1  степени)  является
   работа   в  условиях  дефицита  времени.  В  практике  работы   под
   дефицитом  времени  понимают,  как правило,  большую  загруженность
   работой,  на  основании чего практически любую работу оценивают  по
   данному  показателю классом 3.1. Здесь необходимо руководствоваться
   требованием   настоящего  Руководства,  согласно  которому   оценку
   условий  труда  должны  выполнять  при  проведении  технологических
   процессов  в  соответствии с технологическим  регламентом.  Поэтому
   классом  3.1  по  показателю "характер выполняемой  работы"  должна
   оцениваться   лишь  такая  работа,  при  которой  дефицит   времени
   является  ее постоянной и неотъемлемой характеристикой, и при  этом
   успешное   выполнение  задания  возможно  только   при   правильных
   действиях в условиях такого дефицита.
       Напряженный  труд  2  степени (класс 3.2)  характеризует  такую
   работу,   которая   происходит  в  условиях  дефицита   времени   и
   информации  с повышенной ответственностью за конечный результат.  В
   отношении  дефицита  времени следует руководствоваться  изложенными
   выше  соображениями, а что касается повышенной  ответственности  за
   конечный результат, то такая ответственность должна быть не  только
   субъективно   осознаваемой,  поскольку  на  любом   рабочем   месте
   исполнитель   такую  ответственность  осознает  и   несет,   но   и
   возлагаемой   на   исполнителя  должностной  инструкцией.   Степень
   ответственности  должна  быть  высокой  -  это  ответственность  за
   нормальный  ход  технологического  процесса  (например,  диспетчер,
   машинист   котлов,  турбин  и  блоков  на  энергопредприятии),   за
   сохранность  уникального, сложного и дорогостоящего оборудования  и
   за жизнь других людей (мастера, бригадиры).
       В  качестве  примера  степени ответственности  приведем  работу
   врачей.  Работа  далеко  не всех врачей характеризуется  одинаковым
   уровнем напряженности по характеру работы: например, работа  врачей
   скорой     помощи,     хирургов    (оперирующих),    травматологов,
   анестезиологов, реаниматоров, без сомнения, может быть  оценена  по
   рассматриваемому   показателю   классом   3.2   (дефицит   времени,
   информации  и  повышенная ответственность за  конечный  результат),
   тогда  как  работа,  например,  врачей  поликлиники  -  терапевтов,
   окулистов и других - таким критериям не соответствует, так  же  как
   работа, например, врачей-гигиенистов.
   
                         2. Сенсорные нагрузки
   
       2.1.  "Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени
   смены)"  - чем больше процент времени отводится в течение смены  на
   сосредоточенное  наблюдение, тем выше  напряженность.  Общее  время
   рабочей смены принимается за 100%.
       Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения  за
   ходом   технологического   процесса   отмечается   у   операторских
   профессий:  телефонисты,  телеграфисты,  авиадиспетчеры,   водители
   транспортных  средств(более 75% смены - класс 3.2). Несколько  ниже
   значение  этого  параметра (51 - 75%) установлено у  врачей  (класс

Новости
Счетчики
 
Реклама
Правовые новости
Разное