Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МЧС РФ ОТ 31.12.2002 N 630 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ (ПОТРО-01-2002) (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 03.02.2003 N 4176)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
       от автомобиля до грани колонны - не менее 1 м;
       от автомобиля до передней или задней стены:
       в гаражах на 1 - 3 пожарных автомобиля - не менее 2 м;
       в гаражах на 4 и более пожарных автомобилей - не менее 3 м.
       180.  В  пожарных  частях,  где находятся специальные пожарные
   автомобили,  расстояние  от  автомобиля до выступающих конструкций
   зданий должно быть не менее 1 м.
       181.   Ширину   ворот  в помещении  пожарной  техники  следует
   принимать  на  1 м  больше ширины состоящих на вооружении пожарных
   автомобилей.   Каждые   ворота   должны  оборудоваться  ручными  и
   автоматическими  запорами,  а также фиксаторами,  предотвращающими
   самопроизвольное  их закрывание.  Верхняя часть ворот должна иметь
   остекление  площадью  не  менее  30%  от  всей  площади  ворот.  В
   полотнище    первых    (от    пункта   связи)   ворот   необходимо
   предусматривать калитку размерами не менее 0,7 х 2 м.
       182.  Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать
   воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.
       183.  Техническое обслуживание следует выполнять на осмотровых
   канавах.   Ширина   прямоточной   осмотровой  канавы  узкого  типа
   определяется  колеей  автомобиля,  и  в зависимости от конструкции
   реборд она достигает 1,0 - 1,1 м.  Глубина канавы может быть 1,2 -
   1,4 м от уровня  пола помещения. Канавы должны иметь ступеньки для
   схода в канаву в торцовой части и скобы,  вмонтированные в стену с
   противоположной стороны.
       184.   Для  предотвращения  падения  автомобилей  в осмотровую
   канаву,  а  также  для более точного направления их движения вдоль
   осмотровой  канавы  устанавливают железобетонные или металлические
   реборды.
       185.  Для  предотвращения  падения  людей  в осмотровую канаву
   необходимо закрывать ее съемными решетками или щитами.
       186.   Обогрев   канав   (в   холодное   время   года)  должен
   осуществляться теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным
   в стенах канав.
       187.  В  помещении пожарной техники необходимо предусматривать
   газоотводы  от  выхлопных  труб  для  удаления газов от работающих
   двигателей  автомобилей.  Система газоотвода должна быть постоянно
   подключена  к выхлопной  системе  автомобилей  и саморазмыкаться в
   начале его движения.
       188.   Помещения  гаража  должны  соответствовать  требованиям
   технической эстетики.
       Правильная    окраска    помещения    способствует    снижению
   психофизиологических   нагрузок,   улучшает   условия   зрительных
   восприятий,   уменьшает   вероятность   травматизма.   Разрешается
   настилать полы в гаражах железобетонной плиткой.
       189.  Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми линиями
   шириной  0,1  м,  предусматриваются  также  упоры для задних колес
   автомобилей.   В   помещении  гаража  оборудуется  табло  погодных
   условий. На передней стенке у каждых ворот устанавливаются зеркала
   заднего обзора размерами не менее 1 x 0,4 м.
       190.    Запрещается   стоянка   в  гараже   автомобилей,    не
   предусмотренных   штатами  подразделения  ГПС,   а  также  зарядка
   аккумуляторных батарей,  применение открытого огня,  отдых личного
   состава   подразделений   ГПС  в пожарных  автомобилях,   заправка
   автомобилей ГСМ, а также их хранение.
       191.  Для  обеспечения  постоянной  боевой готовности пожарных
   автомобилей они должны находиться в закрытом,  отапливаемом гараже
   с  расчетной  температурой  воздуха  не  ниже +16 град.  С.  После
   каждого  выезда  на  пожар или учебное занятие пожарные автомобили
   должны быть очищены, протерты.
       192. Боевая одежда и снаряжение каждого пожарного укладываются
   отдельно  на  специально оборудованные стеллажи с фиксирующимися в
   открытом  положении  дверцами или тумбочки.  Стеллажи (тумбочки) с
   боевой  одеждой  личного  состава  караула  должны располагаться у
   стены за пожарными автомобилями.
       Допускается  размещать  их  сбоку  пожарных автомобилей,  если
   расстояние  от  стеллажа  (тумбочки)  до  автомобиля составляет не
   менее 1,5 м.
       193. На посту ТО необходимо иметь:
       инструкции   по   охране  труда  при  работе  на  каждом  виде
   оборудования;
       защитные  очки,   резиновые  перчатки,   фартуки,  брезентовые
   рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;
       первичные средства пожаротушения;
       стенд  с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц
   для  работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и
   список лиц,  допущенных к работе на станках,  инструкцию по охране
   труда и пожарной безопасности;
       аптечку первой помощи.
       194. На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:
       загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным
   водоисточникам,   местам   расположения   пожарного   инвентаря  и
   оборудования;
       держать   открытыми   заливные   горловины   топливных   баков
   автомобиля;
       мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
       держать    легковоспламеняющиеся    и   горючие   вещества   в
   количествах, превышающих сменную потребность;
       хранить    легковоспламеняющиеся    и   горючие   вещества   в
   неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
       заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать
   пожарные   автомобили   при   просачивании  топлива  из  бака  без
   предварительного его слива.
   
                            Аккумуляторная
   
       195.  Щелочь,  кислота,  дистиллированная вода, используемые в
   аккумуляторной,  должны  храниться  раздельно  в стеклянной плотно
   закрытой посуде.
       На  всех  сосудах  с электролитом,  дистиллированной  водой  и
   нейтрализующими  растворами  должны  быть  сделаны соответствующие
   надписи (указаны наименования).
       196.   При   работе   с кислотными  аккумуляторными  батареями
   необходимо:
       использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур
   лампы должен быть заключен в шланг;
       производить    переливание    кислоты    только    посредством
   специального сифона;
       осуществлять приготовление электролита в специально отведенном
   помещении в свинцовой,  фаянсовой или эбонитовой ваннах,  при этом
   серную   кислоту   необходимо   вливать  в дистиллированную  воду,
   помешивая раствор;
       производить  перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и
   электролитом в корзинах или деревянных клетях.
       197.   Транспортировку   аккумуляторных   батарей  разрешается
   производить  только на специальных тележках.  По окончании работ в
   аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
       198. Запрещается:
       приготавливать    электролит   в  стеклянной   посуде,    лить
   дистиллированную  воду  в серную кислоту,  работать с кислотой без
   предохранительных  очков,  резиновых перчаток,  сапог и резинового
   передника;
       входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;
       устанавливать  в аккумуляторной выключатели,  предохранители и
   штепсельные   розетки,    а   также   выпрямительные   устройства,
   мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;
       пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами
   (электрическими плитками и т.д.);
       проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;
       хранить   и  принимать   пищу   и  питьевую  воду  в помещении
   аккумуляторной.
   
                         Рукавная база (пост)
   
       199.  Рукавная база (пост) размещается на территории пожарного
   депо  в отдельно  стоящем  здании  и предназначена  для  хранения,
   технического обслуживания и ремонта пожарных рукавов.
       200.  Подготовленные  к использованию рукава с соединительными
   головками  хранятся  в свернутом  виде  на  складе,  уложенными на
   стеллажи, соединительными головками наружу.
       201. При ремонте и обслуживании пожарных рукавов необходимо:
       избегать     соприкосновения     с    нагретой    поверхностью
   вулканизационного аппарата;
       проветривать  помещения  периодически  (через  каждые 1,5 часа
   работы) при работе с клеем.
       202.     Электрооборудование    в   помещениях    технического
   обслуживания,   ремонта   и мойки  пожарных  рукавов  должно  быть
   выполнено во влагозащищенном исполнении.
       203.  Запрещается  держать клей в непосредственной близости от
   нагревательных  приборов.  При  работе  на стеллажах рукавной базы
   следует    пользоваться   лестницей-стремянкой   или   передвижной
   площадкой.
   
                     Учебно-тренировочный комплекс
   
       204.  Учебно-тренировочный  комплекс  <1>  - система  отдельно
   стоящих  объектов,  предназначенных  для совершенствования навыков
   работы  личного  состава  подразделений  ГПС  в сложных условиях и
   психологической подготовки к действиям по тушению пожаров.
       --------------------------------
       <1> Далее - "УТК".
   
       205.   В  состав  УТК  входят:   спортивный  зал  с подсобными
   помещениями,  площадка  для  100-метровой  полосы с препятствиями,
   подземный  резервуар емкостью 50 м3 и пожарный гидрант с площадкой
   для  стоянки  пожарных  автомобилей,  площадка  с учебной  башней,
   баскетбольная площадка, волейбольная площадка.
   
                  Пожарные полигоны и огневые полосы
                  психологической подготовки пожарных
   
       206.  Психологическая подготовка личного состава подразделений
   ГПС   на  пожарных  полигонах  и огневых  полосах  психологической
   подготовки    пожарных    проводится   в  условиях,    максимально
   приближенных к реальным, возникающих при тушении пожаров.
       207.  К  занятиям  на  полигоне  пожарном  или  огневой полосе
   допускаются   лица,   прошедшие   обучение  в объеме  специального
   первоначального обучения и сдавшие зачет,  о чем делается запись в
   Журнале инструктажей.
       208.   Все   виды   тренировок   выполняются  личным  составом
   подразделений ГПС в боевой одежде и снаряжении (в пожарной каске с
   защитным стеклом,  брезентовых рукавицах), а в отдельных случаях -
   теплоотражательных костюмах и СИЗОД.
       209. При проведении занятий рекомендуется учитывать требования
   Рекомендаций  по  методике  проведения  занятий  на огневой полосе
   психологической    подготовки    пожарных    и  ее   оборудованию,
   разработанных ГУГПС.
       210. Руководитель занятий перед началом занятий обязан:
       проинструктировать  личный  состав подразделений ГПС о порядке
   выполнения упражнений на снаряде;
       установить единый сигнал оповещения людей об опасности;
       опросить обучаемых о состоянии здоровья;
       проверить исправность технологического оборудования полигона и
   снарядов огневой полосы.
       211.  Для  имитации  пламени разрешается применять нетоксичные
   огнеопасные  жидкости,  использовать  в качестве средств горения и
   задымления  тряпки,  ветошь  и т.п.  отходы,  пропитанные горючими
   жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.
       Необходимо  не допускать растекания горючих жидкостей на путях
   движения личного состава подразделения ГПС.
       212.   Наполнение   оборудования   и  лотков   нефтепродуктами
   разрешается производить только после их охлаждения. Розжиг горючих
   жидкостей   на   технологическом   оборудовании   полигона  должен
   производиться  с  помощью   дистанционной   системы  разового  или
   многоразового  действия;  на  снарядах  огневой полосы - с помощью
   специальных факелов длиной не менее 1 м.
       213.   Зоны   огня   и  высокой   температуры   личный  состав
   подразделений ГПС должен преодолевать быстро,  не теряя друг друга
   из  вида,  не производя глубоких вдохов.  Замыкает группу командир
   отделения или звена.
       214.  При проведении занятий около снарядов и препятствий,  на
   которых    применяется   открытый   огонь,    выставляются   посты
   безопасности  в составе  отделения  на  пожарной автоцистерне.  От
   автоцистерны  прокладываются рукавные линии со стволами по одной к
   каждому снаряду и препятствию, при этом рукавные линии заполняются
   водой,  двигатель и насос автоцистерны должны работать на холостом
   ходу.
       215. Запрещается:
       проведение  занятий  на  полигонах  и огневых полосах в ночное
   время;
       допуск посторонних лиц без сопровождения сотрудников ГПС.
   
                             Учебная башня
   
       216. Учебная башня устанавливается на специально оборудованной
   площадке  на дворовой территории или пристраивается (встраивается)
   к  зданию пожарного депо.  Пристроенная (встроенная) учебная башня
   должна   соответствовать   степени  огнестойкости  здания  и иметь
   отдельный  вход.  При  наличии  входа  в здание  дверь должна быть
   противопожарной.
       217.  Отдельно  стоящая учебная башня может быть любой степени
   огнестойкости.
       Учебные башни должны отвечать следующим требованиям:
       вертикальная   фасадная   сторона   учебной  башни  обшивается
   строгаными досками, является рабочей и на ней предусматривается:
       по  два  и более оконных проема в каждом этаже (кроме первого)
   размером 1,1 м х 1,87 м;
       расстояние от окна до обреза стены не менее 65 см;
       ширина простенка не менее 60 см;
       ширина подоконника 38 - 40 см;
       высота подоконника от уровня пола 80 см (+/- 5 см);
       высота  подоконника второго этажа от поверхности земли 4,25 м,
   расстояние между подоконниками 2, 3, 4 этажей - 3,3 м;
       на  рабочей  стороне  учебной  башни  не  должно  быть никаких
   отверстий (кроме оконных проемов) и выступающих частей, под окнами
   второго этажа на 5 см ниже уровня 3 ступеньки штурмовой лестницы с
   фасадной  стороны  башни набивается брусок сечением 6 x 6 см;  под
   окнами  второго  этажа  до  земли разрешается набивать на фасадную
   часть листовое железо, резину, пластик или фанеру;
       в каждом этаже башни должны быть площадки глубиной (от рабочей
   стороны)  не менее 1 м 50 см,  причем каждая площадка должна иметь
   выход на стационарную лестницу, имеющую ограждение и установленную
   внутри башни на одной из ее нерабочих сторон;
       учебная  башня  должна  быть оборудована надежными страхующими
   приспособлениями;
       перед    рабочей   стороной   башни   в  грунте   устраивается
   предохранительная  подушка  толщиной  не  менее  1 м,  шириной  от
   фасадной  стороны 4 м,  выступающая за габариты башни не менее чем
   на 1 м;
       предохранительная   подушка   указанной  толщины  делается  из
   засыпки,  состоящей  на  50%  из опилок,  которая насыпается слоем
   толщиной  50  см на пружинистое основание,  толщина основания - 50
   см,  между пружинистым основанием и засыпкой делается прокладка из
   рогож,  для  отвода  воды  из  приямка  делается дренаж или другое
   устройство,   обеспечивающее  сток  воды,   яма  предохранительной
   подушки   может   быть  оборудована  устройством  для  отогревания
   материалов подушки в холодное время года (паропровод).
       218. Перед проведением занятий (соревнований) на учебной башне
   верхний  слой  предохранительной  подушки  должен  быть  взрыхлен.
   Обновление  предохранительной  подушки  проводится  не реже одного
   раза в 24 месяца и оформляется актом.
       219.  Перед  учебной  башней  устраивается  площадка длиной не
   менее 50 м, шириной (при учебной башне на 4 ряда окон) не менее 10
   м.
       220. Учебная башня должна быть оборудована ставнями с запорами
   для  закрывания окон,  а также щитами для предохранения подушки от
   попадания снега.
       221.  Страхующие устройства учебных башен перед использованием
   необходимо  подвергать  проверке.  Замок  должен прочно удерживать
   веревку, и после снятия нагрузки на нем не должно быть повреждений
   и заметной остаточной деформации.
       222.  Учебная башня обеспечивается страхующими устройствами из
   расчета  одно  устройство  на один ряд окон по вертикали,  которое
   ежегодно испытывается в установленном порядке.
       223.   При  использовании  учебной  башни  для  сушки  и мойки
   пожарных  рукавов шахта для сушки и помещение для мойки отделяются
   от  помещений  учебной  башни  сплошной  стеной.  Выход на верхнюю
   рабочую  площадку  шахты  и в  помещение мойки рукавов допускается
   через   помещение   учебной   башни.   Верхняя   рабочая  площадка
   оборудуется  лебедкой  для  подъема рукавов высотой 1,25 м.  Шахта
   оборудуется  пусковой аппаратурой,  которая размещается внизу и на
   верхней  площадке.  Башенная  сушилка  должна  иметь калорифер или
   другие приборы для подогрева воздуха. Развешивать рукава для сушки
   нужно равномерно по всему сечению шахты.
       224. Крепление рукавов должно обеспечиваться приспособлениями,
   позволяющими  простое  и быстрое их закрепление и освобождение,  а
   также исключающими самопроизвольное падение рукавов вниз.
       225.  Запрещается  использовать  учебные  башни  для  хранения
   оборудования   и различных  предметов,   кроме  пожарных  рукавов,
   подвешенных для сушки.
   
                            Теплодымокамера
   
       226.   Теплодымокамера   <1>   -  отдельно   стоящее   здание,
   предназначенное  для  проведения занятий по подготовке и адаптации
   личного  состава  подразделения  ГПС  для работы в непригодной для
   дыхания среде.
       --------------------------------
       <1> Далее - "ТДК".
   
       227.  ТДК  строятся  по  проекту.  Инженерное оборудование ТДК
   должно    отвечать   предъявляемым   требованиям   и  обеспечивать
   безопасность  газодымозащитников  при  проведении тренировок.  ТДК
   может включать в себя отдельные дымокамеру и теплокамеру.
       228. Требования к системе электрооборудования.
       Система   электрооборудования   ТДК   должна   выполняться   в
   соответствии  с Правилами устройства электроустановок и включать в
   себя следующие виды освещения:
       рабочее (общее и местное) - 220 В;
       аварийное - 220 В;
       эвакуационное - 220 В;
       ремонтное - 36 В.
       Для  подключения имитаторов обстановки на пожаре в задымляемых
   тренировочных  помещениях  устанавливаются  штепсельные  розетки с
   напряжением питания 36 В.
       Необходимо  предусматривать  аварийное  освещение  задымляемых
   помещений,   включая   лестничные  клетки,   для  чего  на  стенах
   устанавливаются   светильники   с  зеркальными  лампами,   которые
   улучшают  видимость  в задымленных  помещениях в случае экстренной
   эвакуации  газодымозащитников.  Аварийное освещение подключается к
   двум независимым источникам питания.
       229. Требования к системам задымления и вентиляции.
       Задымление    должно   создаваться   только   в  тренировочных
   помещениях.   В   качестве   дымообразующих  средств  используются
   имитаторы  и составы,  не  вызывающие  отравления и ожоги в случае
   нахождения газодымозащитников в задымленных помещениях без СИЗОД.
       В   теплодымокамерах   запрещается   применять  нефтепродукты,
   горючие пленки и полимерные материалы.
       Шумовые эффекты не должны превышать допустимых норм.
       Для  удаления  дыма  из  тренировочных  помещений  должны быть
   предусмотрены три обособленные системы дымоудаления,  состоящие из
   вытяжной,     приточной     и    аварийной    установок    каждая.
   Производительность     каждой    системы    должна    обеспечивать
   десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.
       Аварийная принудительная вентиляция подключается к основному и
   независимому  резервному  источникам питания и должна обеспечивать
   снижение  в помещении  дымокамер <1> углекислого газа менее 5%,  а
   оксида   углерода   -  менее  0,024%  в  течение  2 мин. с момента
   включения системы.
       --------------------------------
       <1> Далее - "ДК".
   
       230. Дополнительные требования к ДК.
       Помещение   для   тренировок  должно  оборудоваться  системами
   контроля за местонахождением газодымозащитников.
       Площадь  помещения  для  тренировок  должна быть рассчитана на
   одновременную  тренировку  двух  звеньев  (не  менее 10 м  кв.  на
   одного газодымозащитника). Высота помещений ДК - не менее 2,5 м.
       Помещение  для  тренировок должно иметь не менее двух выходов.
   Над   выходами   с  внутренней  стороны  устанавливаются  световые
   указатели с надписью "ВЫХОД", включаемые с пульта управления.
       Перед  помещениями,  предназначенными для задымления,  следует
   устраивать незадымляемые тамбуры для исключения проникновения дыма
   в другие помещения здания.
       Пол  в ДК должен быть ровным,  нескользким  (бетон,  асфальт и
   т.п.)  с уклоном  в сторону  трапов  для стока воды в канализацию.
   Стены  и потолок  выполняются из материалов,  допускающих их мойку
   водой.
       231. Дополнительные требования к теплокамерам <1>.
       --------------------------------
       <1> Далее - "ТК".
   
       ТК должна состоять из предкамеры и камеры, соединяющихся между
   собой тамбуром. В стене между ними необходимо устраивать смотровое
   окно. Предкамера может быть общей для дымовой и тепловой камер.
       В  зависимости  от условий тренировки температура воздуха в ТК
   должна поддерживаться в пределах 30 - 60 град. С.
       Подогрев  воздуха  в камере,  как  правило,  осуществляется от
   электронагревательных печей или тепловентиляторов.
       Относительная  влажность воздуха в камере должна составлять 25
   - 30% и контролироваться с помощью психометра.
       Стены,   потолок   и  полотнища  дверей  камеры  должны  иметь
   необходимую    теплоизоляцию.    Полы   целесообразнее   выполнять
   бетонными.
   
                Склады горючих и смазочных материалов,
                      пенообразователя и порошка
   
       232.    Склады    горючих    и   смазочных   материалов   <1>,
   пенообразователя   и порошка  - это  отдельно  стоящие  помещения,
   предназначенные  для  хранения  ГСМ и огнетушащих веществ.  Склады
   должны  быть  размещены и оборудованы с учетом требований пожарной
   безопасности и производственной санитарии.
       --------------------------------
       <1> Далее - "ГСМ".
   
       233.   Приказом  руководителя  подразделения  ГПС  назначаются
   ответственные  лица за состояние,  хранение,  учет и использование
   ГСМ,  пенообразователя  и порошка.  Работающие  на  складах должны
   получить   инструктаж   по   правилам   охраны   труда  и пожарной
   безопасности с соответствующей записью в Журнале инструктажей.
       234.  Заправка  пожарных  автомобилей ГСМ должна производиться
   только  при  помощи  шлангов  от бензоколонок или автозаправщиков.
   Заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается.
       Во   время   заправки   пожарных   автомобилей  личный  состав
   подразделений  ГПС  должен находиться вне кабины машины.  Заправка
   должна  производиться  при  помощи  насосов  или  мерной емкости в
   специально   оборудованных  для  этого  местах,   избегая  пролива
   нефтепродуктов  или  их  подтекания.  Все  пролитые  нефтепродукты
   должны быть засыпаны песком (опилками) и немедленно убраны.
       235.  Площадка  для заправки пожарных автомобилей должна иметь
   твердое  покрытие  из  противостоящих воздействию нефтепродуктов и
   масел материалов.  Уклон площадки должен быть не менее 0,02 м,  но
   не более 0,04 м.
       236.  Особую  осторожность  необходимо  проявлять при работе с
   этилированным  бензином,  способным  вызывать  тяжелые отравления.
   Запрещается  использовать  его  для  мойки  рук,  деталей,  чистки
   одежды,   всасывать   бензин  и продувать  трубопроводы  и приборы
   системы  питания  ртом.   Перевозить  и хранить  бензин  только  в
   закрытой  таре  с надписью  "этилированный бензин - яд".  Пролитый
   бензин  удалять с применением песка,  опилок,  хлорной извести или
   теплой   воды.   Участки   кожного   покрова,   на  которые  попал
   этилированный бензин,  промываются керосином, а затем теплой водой
   с  мылом.  Запрещается  оставлять  порожнюю  тару из-под топлива и
   смазочных материалов в помещениях для обслуживания автомобилей.
       237. ГСМ в таре должны храниться в крытых складских помещениях
   в   один   ярус   на  деревянных  подкладках  (поддонах),   пробки
   металлической  тары  должны  завинчиваться  специальными  ключами,
   исключающими  возможность  искрообразования.  Укладка бочек должна
   производиться  осторожно,  пробками  вверх,  без ударов их одной о
   другую.  Не  допускается хранение в помещении складов пустой тары,
   спецодежды, обтирочного материала.
       238.   При  заправке  пожарного  автомобиля  пенообразователем
   личный  состав  подразделения  ГПС должен быть обеспечен защитными
   очками  (щитками  для  защиты  глаз).  Для  защиты кожных покровов
   используются рукавицы и непромокаемая одежда.  С кожных покровов и
   слизистой  оболочки  глаз  пенообразователь смывается чистой водой
   или  физиологическим  раствором  (2%-ный  раствор борной кислоты).
   Заправка  пожарных автомобилей порошком и пенообразователем должна
   быть механизирована.  При невозможности механизированной заправки,
   в  исключительных случаях,  может осуществляться заправка пожарных
   автомобилей  вручную.   В  случае  заправки  пожарных  автомобилей
   вручную  необходимо  применять мерные емкости,  навесные (съемные)
   лестницы  или  специальные передвижные площадки.  Порядок заправки
   автомобиля   порошком   и загрузка  цистерны  с помощью  вакуумной
   установки и вручную определен соответствующими инструкциями.
       239.   Вакуумная   установка,   предназначенная  для  заправки
   пожарных   автомобилей   порошком,   должна  быть  смонтирована  в
   проветриваемом помещении.
       240.  При  ее  использовании для заправки пожарного автомобиля
   порошком необходимо:
       проверить   крепление   электродвигателя,   электропроводов  и
   вакуум-насоса, состояние полумуфты;
       включать вакуумную установку только после подсоединения шланга
   загрузки порошка к крышке люка цистерны.
       241.  При  загрузке  порошка в цистерну вручную  личный состав
   подразделений ГПС должен работать в респираторах и защитных очках.
       242.   Доставка   пенообразователя   и  порошков   на   склады
   подразделений  ГПС  должна  осуществляться  наиболее безопасными и
   удобными   для   погрузки   и разгрузки  способами,   исключающими
   опасность   травматизма,   загрязнения  тела,   дыхательных  путей
   человека   и  окружающей   территории.    Емкости   для   хранения
   пенообразователя должны быть выполнены с антикоррозийной защитой и
   оборудованы  удобной  и безопасной  сливо-наливной аппаратурой.  В
   помещениях  складов  вывешивается  инструкция  по охране труда при
   работе с порошками. Заправка порошком должна быть механизирована.
       243. Запрещается:
       заправка  пожарных автомобилей порошком в помещении гаража при
   работающем    двигателе,    соединение   вакуумной   установки   с
   коммуникациями  пожарного  автомобиля,  металлическими трубами или
   шлангами с металлической спиралью,  так как при нарушении изоляции
   проводов работающие могут быть поражены электрическим током;
       открывать пробки металлической тары при помощи молотков, зубил
   и других инструментов, не предназначенных для этого;
       использование  промежуточных  емкостей  для  заправки пожарных
   автомобилей пенообразователем;
       применение  вблизи  места заправки открытого огня и курение во
   время заправки.
   
               V. Требования безопасности, предъявляемые
               к пожарной технике и пожарно-техническому
                       вооружению и оборудованию
   
       244.   Пожарная   техника,   пожарные   защитные   костюмы   и
   индивидуальное  снаряжение,  состоящие на вооружении подразделений
   ГПС,    должны    обеспечивать    безопасность   личного   состава
   подразделений ГПС при несении службы,  тушении пожаров,  занятий и
   т.п. Эксплуатация их в неисправном состоянии запрещается.
       245.   На  все  виды  вновь  поступающих  в подразделение  ГПС
   пожарной  техники,   ПТВ,  огнетушащих  веществ  и других  изделий
   пожарно-технического  назначения  руководитель  подразделения  ГПС
   обязан   потребовать   от  поставщика  сертификат  соответствия  и
   сертификат  пожарной  безопасности,   без  которых  их  применение
   запрещается.
       246.   Испытание   ПТВ,   иного   оборудования   и  снаряжения
   производится  перед  постановкой  в боевой расчет и периодически в
   процессе эксплуатации.
       Порядок и сроки испытания ПТВ, иного оборудования, аппаратов и
   приборов  изложены  в приложении  3 настоящих  Правил.  Результаты
   испытаний   заносятся   в  Журнал  испытаний  пожарно-технического
   вооружения (приложение 4).
       247.    Основные   требования   по   безопасной   эксплуатации
   электроустановок   пожарных  автомобилей  и прицепов  определяются
   Правилами  безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных
   автомобилей  и прицепов.  Меры  безопасности  при работе сосудов и
   гидросистем   под   давлением   должны   соответствовать  Правилам
   устройства  и безопасной  эксплуатации  сосудов,   работающих  под
   давлением.
       248.  Все  ПТВ,  иное оборудование,  СИЗОД,  приборы,  аптечки
   первой медицинской помощи и индивидуальное снаряжение с момента их
   поступления в подразделение ГПС подлежат учету.  Они маркируются с
   указанием  инвентарного  номера,  который  не  меняется в процессе
   эксплуатации на весь период нахождения в подразделении ГПС.
       249.   ПТВ,   оборудование,  СИЗОД,  приборы  и индивидуальное
   снаряжение,  не  имеющие  инвентарного  номера  и даты  испытания,
   считаются неисправными и снимаются с боевого расчета.
   
                     Эксплуатация пожарной техники
   
       250.   Техническое   состояние   пожарных  автомобилей  должно
   отвечать     требованиям     инструкций     заводов-изготовителей.
   Безаварийная  и безопасная  работа  обеспечивается своевременным и
   квалифицированным   их   обслуживанием  водителями  и мотористами,
   которые  несут ответственность за исправное состояние закрепленных
   за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.
       251.  Двери кабины водителя и боевого расчета,  а также дверцы
   отсеков   кузова   пожарных   автомобилей   должны  быть  снабжены
   автоматически   запирающимися  замками,   надежно  удерживаться  в
   закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть
   оборудованы  устройством,  подающим сигнал на щит приборов  кабины
   водителя  об их открывании.  Дверцы,  открывающиеся вверх,  должны
   фиксироваться  на  высоте,  обеспечивающей удобство и безопасность
   обслуживания.
       252.  Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления,
   размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен
   быть безопасным.  Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь
   настил   с поверхностью,   препятствующей  скольжению,   и  высоту
   бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
       253.    С    целью    постоянного    содержания    автолестниц
   (автоподъемников)   в  исправном   состоянии  приказом  начальника
   подразделения  ГПС  назначается  ответственный  для  осуществления
   контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.
       Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними
   водителями при заступлении на боевое дежурство.
       254.   На  автолестницах  с лифтами  не  реже  1 раза  в месяц
   проверяется  работоспособность  ловителей  кабины  лифтов.  Осмотр
   грузозахватных    приспособлений   должен   производиться   лицом,
   ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным
   регламентом  по  обслуживанию  данных  узлов.  Результаты проверки
   ловителей  кабины  лифта  и осмотра вспомогательных грузозахватных
   приспособлений оформляются в установленном порядке.
       255.  Результаты  технического освидетельствования автолестниц
   (автоподъемников)  записываются  в формуляр  пожарного  автомобиля
   лицом, произведшим освидетельствование.
       При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается,
   что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии и
   произведено техническое обслуживание.
       256.   К   управлению   пожарными   автомобилями  и работе  со
   спецагрегатами   допускаются   водители,   прошедшие   специальную
   подготовку,     обучение     безопасным    методам    работы    на
   электроустановках,  имеющие  группу допуска по электробезопасности
   не ниже третьей и получившие свидетельство установленного образца,
   выданное   квалификационной   комиссией   территориального  органа
   управления    ГПС.    К   работе   на   пожарных   автомобилях   с
   электроэнергетическими  агрегатами  допускаются  лица,   прошедшие
   обучение  безопасным методам работы на электроустановках,  имеющие
   группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.
       257.  К  работе  на  мотопомпах  допускаются  лица,  прошедшие
   подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство
   установленного образца.
       258.  Электронная  защита  электросиловой  установки пожарного
   автомобиля  газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное
   отключение  (не  более  0,05  с) силового питания в случаях пробоя
   изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.
       В случае неисправности генератора электросиловой установки или
   появления   признаков,   указывающих   на   выход  его  из  строя,
   подключается    распределительный    щит   автомобиля   к  внешней
   электросети.  Расстояние  от  места  подключения  до автомобиля не
   должно   превышать   50   м.   Параметры   токоприемников   должны
   соответствовать параметрам электросети:  напряжение - 220 - 230 В,
   частота тока - 50 Гц.
   
               Техническое обслуживание пожарной техники
   
       259.    Ответственность   за   своевременное   и  качественное
   техническое  обслуживание  и испытание пожарных автомобилей,  ПТВ,
   оборудования    и   снаряжения    возлагается   на   руководителей
   подразделений   ГПС,   которые   обязаны   обеспечить   проведение
   технического  обслуживания  <1> и  испытаний  согласно техническим
   условиям,  ГОСТ,  а  также  Наставлению по технической службе ГПС,
   принятому в установленном порядке.
       --------------------------------
       <1> Далее - "ТО".
   
       260. При ТО пожарных автомобилей на пожаре водитель обязан:
       устанавливать пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от
   воздействия огня (теплового  излучения) и не  ближе 1,5 - 2,5 м от
   задней оси до водоисточника;
       не допускать резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом
   всасывающая   сетка  должна  быть  полностью  погружена  в воду  и
   находиться ниже уровня воды (не ниже 200 мм);
       смазывать  при работе насоса через каждый час его подшипники и
   сальники  (поворотом  на 2 - 3 оборота крышек колпачковых масленок
   при открытых краниках);
       проверять,  не  подтекает  ли вода через соединения и сальники
   насоса,  выкидные вентили, а также из системы охлаждения двигателя
   (основной  и дополнительной),  а  также масло из двигателя коробки
   передач  и коробки  отбора  мощности  и жидкость из узлов и систем
   гидравлических приводов;
       следить, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя
   была 80 - 95 град.  С, а также за давлением масла в двигателе. При
   средних  оборотах  последнего  давление  должно  быть не менее 2,0
   кг/см2;
       промывать  чистой  водой  в случае  подачи пены все внутренние
   полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;
       открыть  краники  и выпустить  воду из рабочей полости насоса,
   после чего краники закрыть.
       261.   ТО   по   возвращении   с  пожара  (учения)  проводится
   закрепленным  за  автомобилем  водителем и личным составом караула
   под  руководством  начальника  караула,  в  малочисленных частях -
   командиром    отделения   на   посту   технического   обслуживания
   подразделения ГПС.
       С  наступлением  холодов  напорные  патрубки и сливные краники
   насоса  держать открытыми,  закрывая их только при работе насоса и
   проверке его на "сухой" вакуум.
       262.  Общая  система  мероприятий  по  безопасности  труда при
   ремонте  пожарных  автомобилей должна соответствовать требованиям,
   изложенным   в Наставлении  по  технической  службе,   принятом  в
   установленном порядке.
       263. ТО пожарной техники производится в помещениях или постах,
   обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.
       264.   При   проведении   ТО   должны   выполняться  следующие
   требования:
       все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в
   последовательности, указанной в технологических картах;
       последовательность   выполнения   обязательного  объема  работ
   должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у
   того или иного узла (агрегата) автомобиля;
       после  установки  пожарного  автомобиля на смотровой канаве на
   рулевом  колесе  укрепляют  табличку  "Двигатель  не  запускать  -
   работают  люди".  Перед  съездом  с канавы,  эстакады,  напольного
   подъемника  необходимо  убедиться в отсутствии предметов или людей
   на пути движения автомобиля;
       при  установке  автомобиля  на  пост технического обслуживания
   следует затормозить его стояночным тормозом,  выключить зажигание,
   включить низшую передачу в коробке передач, под колеса положить не
   менее двух упоров (башмаков);
       при   поднятии  (вывешивании)  одного  колеса  (оси)  рядом  с
   домкратом  ставится  упор,  а  под  колеса  другого моста ставятся
   "башмаки".  Перед  началом  обслуживания  на  механизме управления
   подъемником  вывешивают  табличку  "Не  трогать  - под автомобилем
   работают  люди".  Запрещается  поднимать  или  вывешивать пожарный
   автомобиль за буксирные крюки.
       Во   избежание   самопроизвольного  опускания  гидравлического
   подъемника  его  плунжер  в рабочем  (поднятом)  положении  должен
   надежно фиксироваться упором (штангой).
       265.  Для определения необходимости в обслуживании или ремонте
   пожарного  автомобиля,  агрегата,  механизма или прибора применяют
   нормативные значения диагностических параметров.
       266.  К работе на диагностических стендах с приспособлениями и
   приборами  допускаются  операторы,  имеющие соответствующий допуск
   для  работы  на  них,  прошедшие  специальный инструктаж по охране
   труда    и   изучившие   правила   эксплуатации   диагностического
   оборудования.
       267.  Пульты  управления,  аппаратные шкафы,  блоки барабанов,
   роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики
   должны быть надежно заземлены.
       268.  Перед  ремонтом,  техническим обслуживанием или монтажом
   узлов   с  электрооборудованием   со  стендов  необходимо  снимать
   (отключать) напряжение.
       269.  При  подготовке  к работе необходимо проверить крепление
   всех  узлов и деталей;  наличие,  исправность и крепление защитных
   ограждений   и  заземляющих   проводов;    исправность   подъемных
   механизмов   и  других  приспособлений;   достаточность  освещения
   рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.
       270.  Во время работы стендов запрещается:
       работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;
       открывать пульт управления, доводить частоту оборотов вращения
   ротора электрической машины выше допустимого значения.
       271.    Пожарные   автомобили   при   проведении   диагностики
   устанавливаются   и  закрепляются  на  стенде  только  оператором.
   Закрепление   пожарного   автомобиля   на   стенде  осуществляется
   фиксирующим устройством и "башмаками",  которые подкладываются под
   оба  передних  или  оба  задних колеса.  Во время работы пожарного
   автомобиля  на  стенде  отработанные  газы из глушителя  пожарного
   автомобиля  должны  принудительно отводиться через местный отсос с
   помощью накидного шланга через газоотвод или бесшланговым отсосом.
   Выезд  пожарного  автомобиля  со стендов осуществляет оператор при
   опущенном  пневмоподъемнике или застопоренных барабанах,  при этом
   датчики   приборов  должны  быть  отключены  и сняты  с агрегатов.
   Заборник отработанных газов должен быть отведен в сторону.
       272.  Один  раз  в месяц  необходимо  открывать  люки,  крышки
   электрических машин и продувать сжатым воздухом контактные кольца,
   щетки и щеткодержатели для удаления меднографитовой пыли.  В конце
   смены        следует        обесточить       стенд       рукояткой
   блок-предохранитель-рубильник,   закрыть  краны  топливных  баков,
   топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.
       При  длительных перерывах в работе необходимо слить топливо из
   стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов.
       273. При стендовом диагностировании запрещается:
       находиться   в смотровой  канаве  и стоять  на  пути  движения
   пожарного  автомобиля  в момент  заезда  его  на стенд и съезда со
   стенда;
       работать на стенде без полной фиксации пожарного автомобиля;
       находиться  посторонним  лицам  в смотровой  канаве  во  время
   диагностирования пожарного автомобиля, стоять на беговых барабанах
   (роликах);
       касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и
   тормозной установки во время работы стендов;
       вскрывать  задние  стенки  пультов  управления  и регулировать
   устройства    и   приборы   стенда   при   включенном   рубильнике
   электроснабжения;
       производить    диагностирование   пожарных   автомобилей   при
   неисправном электрооборудовании стенда;
       производить  диагностирование на ходу пожарного автомобиля при
   неподключенном   заборнике   отработанных   газов   и  выключенной
   приточно-вытяжной вентиляции;
       включать   различного  рода  соединительные  муфты  до  полной
   остановки электротормозного стенда и беговых барабанов и разливать
   или  разбрызгивать  бензин  при  подключении  прибора  для  замера
   расхода топлива;
       производить  контроль диагностических параметров,  связанных с
   раскруткой  проверяемого  пожарного  автомобиля  на  стенде,   без
   нахождения оператора за рулем пожарного автомобиля.
       274.  Помещения диагностики (пост) оборудуются огнетушителями,
   аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.
       На  постах  диагностирования  вывешиваются  правила  по охране
   труда, а также плакаты по безопасным приемам работы.
       275. Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри
   помещения.  Для  их  испытания  необходима  специально  выделенная
   площадка или стенд, на котором:
       работа   двигателя   проверяется   при  включенном  тормозе  и
   нейтральном   положении  рычага  переключения  передач  (при  этом
   включается вентиляция и используются газоотводы);
       операцию  по  регулировке  сцепления на пожарных автомобилях с
   карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих,  один
   из  которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой
   рукоятки;
       труднодоступные точки на пожарном автомобиле следует смазывать
   с   помощью   наконечников,   соединенных   с пистолетами  гибкими
   шлангами, или наконечников с шарнирами.
       276.  При  проверке  уровня  масла  в агрегатах  для освещения
   следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели
   открытый огонь запрещается.
       277.  При  ТО  разрешается  пользоваться  только  исправным  и
   соответствующим своему назначению инструментом.
       278. При проведении ТО запрещается:
       наращивать  ключи  другими ключами или трубками,  использовать
   прокладки  между  зевом ключа и гранями болтов и гаек,  ударять по
   ключу при отвертывании или завертывании;
       применять  рычаги  или  надставки для увеличения плеча гаечных
   ключей;
       выбивать  диски  кувалдой,  производить  демонтаж колеса путем
   наезда на него автомобилей и т.п.;
       обслуживать трансмиссию при работающем двигателе;
       работать на станках и оборудовании без их заземления;
       пользоваться   электроинструментом   с  неисправной  изоляцией
   токоведущих   частей   или   при   отсутствии  у них  заземляющего
   устройства;
       выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном
   только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);
       подкладывать  под  вывешенный пожарный автомобиль диски колес,
   кирпичи, камни и другие посторонние предметы;
       производить    работу   без   специальных   упоров   (козлов),
   предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля
   или  его  отдельных  частей,   при  работах,   требующих  поднятия
   пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных
   механизмов;
       выполнять  техническое  обслуживание  пожарного автомобиля при
   работающем двигателе,  за исключением случаев проверки регулировки
   двигателя и тормозов.
       279.    При    крепежных    операциях   следует   пользоваться
   преимущественно    накидными   или   торцевыми   ключами,    а   в
   труднодоступных    местах    при    ограниченном   угле   поворота
   целесообразно   использование   ключей   с  трещетками   (храповым
   механизмом).  Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны
   их срывы.
       280.   Шиномонтажные  работы  производить  только  специальным
   съемником   в  предназначенном   для   этого  месте.   Накачивание
   смонтированной   шины   разрешается   производить   в  специальном
   ограждении  или  с применением  других  устройств,  предохраняющих
   выскакивание  замочного  кольца и не допускающих разрывы покрышки,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное