Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ПИСЬМО МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ ОТ 23.06.2006 N 3252-ВС О "ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ОБЩАЯ ПРАКТИКА": СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ "СЕМЕЙНОЕ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО" ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА), СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
       -  обучать  беременную  и ее семью основным  приемам  ухода  за
   новорожденным;
       -  консультировать  беременную и ее семью по  подготовке  всего
   необходимого для новорожденного;
       - обучать женщин пользованию влагалищными контрацептивами;
       -  обучать женщин проведению влагалищных процедур по назначению
   врача (ванночки, спринцевание);
       -   подготовить  и  обучить  женщину  подготовке  к  проведению
   гинекологических исследований;
       - обучать женщин самообследованию молочных желез;
       -  проконсультировать женщину об изменениях в  ее  организме  в
   связи с менопаузой;
       -    осуществлять   сестринский   процесс    при    работе    с
   гинекологическими пациентками.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Факторы,  влияющие на репродуктивное здоровье  женщин.  Медико-
   биологические и социальные факторы, влияющие на рождаемость.
       Значение фертильных дней и дней физиологической стерильности по
   менструальному календарю.
       Деятельность   семейной  сестры  по  улучшению   и   сохранению
   репродуктивного здоровья.
       Современные методы диагностики беременности.
       Наблюдение  семейной  мед. сестрой за беременными  с  нормально
   протекающей беременностью.
       Методы  определения  срока беременности и  предполагаемой  даты
   родов с учетом даты последней менструации.
       Особенности сестринского процесса при работе с беременными.
       Признаки   патологического   течения   беременности.   Алгоритм
   действий  семейной сестры при обнаружении отклонений  в  нормальном
   течении беременности.
       Методы психопрофилактической подготовки беременной и ее семьи к
   родам (обзор).
       Принципы взаимодействия с женскими консультациями при работе  с
   беременными.
       Психологическая   поддержка   женщины   и    ее    семьи    при
   незапланированном    прерывании   беременности,    гибели    плода,
   новорожденного.
       Сестринский  процесс  при  работе с  женщинами  в  послеродовом
   периоде.
       Сестринский процесс при гинекологических заболеваниях.
       Значение  проведения  обследования  и  методы  самообследования
   молочных желез.
       Изменения  в  организме женщины при менопаузе, консультирование
   женщины по медико-психологическим аспектам качества жизни.
       Принципы  диагностики, лечения, особенности оказания неотложной
   помощи  и  профилактики воспалительных заболеваний женских  половых
   органов,  бесплодия, нарушений менструального  цикла.  Роль  сестры
   общей  практики  в распознавании и оказании экстренной  помощи  при
   неотложных состояниях.
       Принципы реабилитации и диспансерного наблюдения за пациентками
   с   воспалительными  заболеваниями  женских  половых  органов,   за
   женщинами,  страдающими  бесплодием  и  нарушениями  менструального
   цикла.
   
       Содержание практических занятий.
       Деятельность   семейной  сестры  по  улучшению   и   сохранению
   репродуктивного  здоровья  женщины. Консультирование  населения  по
   предупреждению  воздействия  факторов,  отрицательно  влияющих   на
   репродуктивное здоровье.
       Определение фертильных дней и дней физиологической стерильности
   по менструальному календарю.
       Составление  памятки, плана и проведение беседы со  слушателями
   разного возраста о безопасном сексе, об осложнениях аборта.
       Консультирование   семьи  по  планированию  рождения   ребенка.
   Планирование    семьи.   Основные   направления    работы    службы
   планирования семьи.
       Медицинские последствия искусственного прерывания беременности.
   Роль  медицинского работника в профилактике абортов. Задачи центров
   планирования   семьи.   Методы   предохранения   от   нежелательной
   беременности.   Преимущества   и   недостатки   различных   методов
   контрацепции.
       Современные методы диагностики беременности. Определение  срока
   беременности  и  предполагаемой даты родов с учетом даты  последней
   менструации.
       Деятельность  семейной сестры по наблюдению  за  беременными  с
   нормально протекающей беременностью.
       Измерение  температуры тела, подсчет частоты пульса и  дыхания,
   измерение артериального давления на обеих руках, измерение роста  и
   массы  тела беременной, размеров таза, окружности живота  и  высоты
   стояния  дна  матки, оценка расположения плода в  матке  с  помощью
   приемов     наружного    акушерского    исследования,    проведение
   аускультации и определение частоты сердцебиения плода.
       Взятие мазков для бактериологического исследования.
       Сестринский   процесс   при  работе  с  беременными   (обучение
   адекватному   питанию,  водному  режиму,  адекватной   двигательной
   активности,  выбору одежды, проведению личной гигиены,  обеспечению
   безопасности, сексуальной активности).
       Признаки   патологического   течения   беременности.   Действия
   семейной  сестры  при обнаружении отклонений в  нормальном  течении
   беременности.
       Оказание первой медицинской помощи при маточном кровотечении  и
   эклампсии.
       Психопрофилактическая подготовка беременной и ее семьи к родам.
       Взаимодействие со специалистами при работе с беременными.
       Сестринский  процесс  при  работе с  женщинами  в  послеродовом
   периоде.
       Мотивация  беременной  и  ее  семьи  к  грудному  вскармливанию
   будущего  ребенка.  Обучение уходу за новорожденным,  прикладыванию
   ребенка к груди.
       Консультирование  беременной и ее  семьи  по  подготовке  всего
   необходимого для новорожденного.
       Сестринский    процесс   при   гинекологических   заболеваниях.
   Организация консультации гинеколога и организация госпитализации.
       Обучение женщин пользованию влагалищными лекарственными формами
   по согласованию с врачом.
       Проведение  влагалищных процедур по назначению врача,  обучение
   этому женщин (ванночки, спринцевание).
       Подготовка к проведению гинекологических исследований.
       Проведение   обследования  молочных  желез.   Обучение   женщин
   самообследованию молочных желез.
       Консультирование женщин по вопросам профилактики воспалительных
   заболеваний женской половой сферы. Этические аспекты при  работе  с
   женщинами.
   
          Модуль 15. Сестринская помощь при заболеваниях кожи
              и заболеваниях, передающихся половым путем
   
       Общая цель изучения модуля:
       Приобретение слушателями знаний и умений по сестринской  помощи
   при заболеваниях кожи и заболеваниях, передающихся половым путем.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После изучения модуля "Сестринская помощь при заболеваниях кожи
   и заболеваниях, передающихся половым путем" слушатель
       Должен знать:
       - причины заболеваний кожной;
       - пути заражения;
       -  морфологические элементы кожных сыпей, элементы первичные  и
   вторичные;
       -  клинические проявления; методы диагностики; методы лечения в
   амбулаторных условиях; причины диспансеризации и профилактики;  при
   гнойничковых,   грибковых,  паразитарных,  аллергических   болезнях
   кожи;
       - гигиенический режим в семье;
       - причины заболеваний, передающихся половым путем;
       - клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения,
   диспансеризации   и  профилактики  при  трихомониазе,   хламидиозе,
   сифилисе, гонорее;
       -  этические  аспекты  работы  с  пациентами,  имеющими  кожные
   заболевания и заболевания, передающиеся половым путем;
       -   организацию   направления  пациентов  на   консультацию   к
   дерматовенерологу.
       Должен уметь:
       -  осуществлять  сестринский процесс при  заболеваниях  кожи  и
   заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП);
       -   консультировать  население  по  профилактике  пиодермии   и
   микозов;
       -   осуществлять   сестринский  процесс  при   дерматозоонозах,
   инфекционных эритемах, заболеваниях, передающихся половым путем;
       -    осуществлять   противоэпидемические   и   профилактические
   мероприятия при педикулезе и чесотке;
       -   применять   местные  методы  лечения   кожных   заболеваний
   (примочки, влажновысыхающие повязки, порошки, взбалтываемые  смеси,
   пасты, мази);
       -    консультировать   население   по   вопросам   профилактики
   заболеваний, передающихся половым путем.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Причины    кожных    болезней.   Методы   изучения    пациента.
   Морфологические  элементы  кожных  сыпей,  элементы   первичные   и
   вторичные.   Особенности  сестринского  процесса  при  заболеваниях
   кожи.  Фармакотерапия  пациентов  с  кожными  болезнями:  общие   и
   местные  методы  лечения.  Аллергические дерматиты,  токсикодермии.
   Клинические   проявления,   особенности   сестринского    процесса,
   принципы   питания  при  аллергических  поражениях  кожи.   Ведение
   пищевого  дневника. Атопический дерматит. Особенности  сестринского
   процесса у детей.
       Пиодермии.  Клинические  проявления,  особенности  сестринского
   процесса,    профилактика.    Микозы.    Клинические    проявления,
   особенности сестринского процесса, профилактика.
       Влияние инсоляции на течение дерматологических заболеваний.
       Этические   аспекты  работы  с  пациентами,   имеющими   кожные
   заболевания. Психологическая поддержка пациентов и семьи.
       Дерматозоонозы   (педикулез,  чесотка):  причины,   клинические
   проявления,   принципы   диагностики,   лечения   и   профилактики,
   противоэпидемические   мероприятия,  сестринская   деятельность   и
   сестринский процесс.
       Вирусные дерматозы. Клинические проявления, диагностика, методы
   лечения,  профилактика.  Взаимодействие  с  кожно-венерологическими
   службами.
       Заболевания, передающиеся половым путем (трихомониаз и  мочевой
   хламидиоз,  сифилис,  гонорея): причины возникновения,  клинические
   проявления,    принципы   профилактики.   Организация   направления
   пациентов на консультацию и лечение у специалиста.
       Этические  проблемы  семьи пациента с ЗППП.  Взаимодействие  со
   специалистами Роспотребнадзора и ФГУЗ.
   
       Содержание практических занятий.
       Методика  применения местных лекарственных  средств:  примочек,
   влажновысыхающих  повязок,  порошков, взбалтываемых  смесей,  паст,
   мазей.
       Консультирование   по   питанию  пациентов   с   аллергическими
   дерматитами.
       Обучение  безопасному поведению при поражениях кожи (исключение
   повышенной   инсоляции,   профилактика   инфицирования   пораженных
   участков кожи и т.п.).
       Особенности ухода за стопами при микозах.
       Сестринский процесс при дерматозоонозах, инфекционных эритемах,
   заболеваниях,   передающихся  половым   путем.   Методы   обработки
   волосистых участков кожи при педикулезе. Методы обработки кожи  при
   чесотке.  Консультирование пациентов и членов семьи  по  проведению
   дезинсекций и профилактике рецидивов педикулеза и чесотки.
       Обучение населения методам профилактики ЗППП.
       Методика  применения  местных методов  лечения  и  профилактики
   (ванночки, спринцевания).
       Тактика  сестры  при  подозрении на  заболевание,  передающееся
   половым  путем. Взаимодействие с дерматовенерологическими службами.
   ]rhweqjhe аспекты с пациентами, страдающими ЗППП.
   
            Модуль 16. Сестринская помощь при заболеваниях
                           уха, горла, носа
   
       Общая цель изучения модуля:
       Приобретение слушателями знаний и умений по сестринской  помощи
   при оториноларингологических заболеваниях в семье.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После изучения модуля "Сестринская помощь при заболеваниях уха,
   горла, носа" слушатель
       Должен знать:
       -  факторы  риска  в развитии заболеваний уха,  горла  и  носа,
   клинические  проявления,  методы диагностики,  принципы  лечения  и
   профилактики:
       -  заболеваний  носа, околоносовых пазух: острый и  хронический
   ринит, вазомоторный ринит, синуситы;
       -  заболеваний глотки и гортани: ангина, хронический тонзиллит,
   острый катаральный ларингит;
       - заболеваний уха: острый и хронический отит;
       - алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи при:
       - травме носа;
       - носовых кровотечениях;
       - инородном теле носа;
       - ожоге носа;
       - инородном теле глотки;
       - травме уха, инородном теле наружного слухового прохода;
       -  сестринский  процесс при заболеваниях болезней  уха,  горла,
   носа.
       Должен уметь:
       -  осуществлять  забор  биологического материала  со  слизистой
   оболочки носа и глотки для бактериологического исследования;
       - обучать пациента и его семью закапыванию капель в нос, в ухо;
       -  вводить  мазь в полость носа, научить этому пациента  и  его
   семью;
       - проводить переднюю риноскопию;
       - проводить мезофарингоскопию;
       - обучать пациента и его семью полосканию горла;
       - определять слух шепотной и разговорной речью;
       - проводить туалет наружного слухового прохода;
       -  обучать пациента и его семью постановке компресса на  ухо  в
   домашних условиях;
       -  осуществлять  сестринский процесс при  заболеваниях  носа  и
   придаточных пазух, уха, глотки;
       - обучать пациента с трахеостомой самоуходу;
       - обучать уходу за трахеостомой в домашних условиях;
       - проводить ультразвуковые и паровые ингаляции;
       -  оказать  неотложную доврачебную помощь  при  заболеваниях  и
   травмах  ЛОР  органов (носовых кровотечениях, инородных  телах  ЛОР
   органов,   ожогах   ЛОР   органов,  травмах   глотки   и   гортани,
   подслизистых ларингитах - ложном крупе, стенозах гортани);
       - оказать психологическую поддержку пациенту с резким снижением
   слуха и его семье.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Причины,  клинические проявления, методы диагностики,  принципы
   лечения  и  профилактики  заболеваний носа  и  околоносовых  пазух.
   Острый   и   хронический  ринит.  Вазомоторный  ринит.  Особенности
   сестринского процесса.
       Заболевания  околоносовых  пазух.  Острое  воспаление   лобной,
   верхнечелюстной,  клиновидной  пазух.  Факторы  риска,  клинические
   проявления,  фармакотерапия, профилактика. Особенности сестринского
   процесса.
       Травмы   носа,  носовые  кровотечения.  Неотложная  доврачебная
   помощь   при   травмах   и   носовых   кровотечениях.   Особенности
   сестринского процесса.
       Заболевания   глотки.   Ангина.  Факторы   риска,   клинические
   проявления,   фармакотерапия,  профилактика.   Осложнения   ангины.
   Профилактика   ангины   и   хронического  тонзиллита.   Особенности
   сестринского процесса.
       Инородные  тела  глотки.  Ожоги глотки и  пищевода.  Неотложная
   доврачебная  помощь при инородных телах глотки и  ожогах  глотки  и
   пищевода. Особенности сестринского процесса.
       Заболевания  наружного  уха:  фурункулез  наружного   слухового
   прохода,  серная пробка. Клинические проявления, принципы  лечения.
   Особенности сестринского процесса.
       Заболевания  среднего  уха,  острый средний  отит.  Клинические
   проявления, факторы риска, фармакотерапия, сестринская  помощь  при
   отитах. Особенности сестринского процесса.
       Травмы   уха,  инородные  тела  наружного  слухового   прохода.
   Неотложная  помощь  при  травмах  уха,  инородных  телах  наружного
   слухового прохода. Особенности сестринского процесса.
       Заболевания  гортани.  Острый  катаральный  ларингит.   Факторы
   риска,   клинические   проявления,  фармакотерапия,   профилактика.
   Особенности сестринского процесса.
   
       Содержание практических занятий.
       Сестринская деятельность и сестринский процесс при заболеваниях
   уха, горла, носа.
       Обучение   населения  методам  профилактики  ЛОР   заболеваний.
   Обучение  пациентов и семьи выполнению назначений врача в  домашних
   условиях.
       Роль  сестры  общей  практики  в диагностике  нарушений  слуха.
   Исследование  функции слухового анализатора. Исследование  шепотной
   и    разговорной   речью.   Исследование   функции   вестибулярного
   анализатора. Методы исследования носа и околоносовых пазух.  Методы
   исследования  глотки,  гортани. Методы исследования  уха.  Методика
   промывания   наружного  слухового  прохода.   Алгоритм   применения
   согревающего компресса на ухо.
       Методы проведения паровых и ультразвуковых ингаляций в домашних
   условиях.   Метод   проведения  полосканий.  Забор   биологического
   материала    со    слизистой   оболочки   носа   и    глотки    для
   бактериологического исследования. Метод ухода за трахеостомой.
       Оказание доврачебной медицинской неотложной помощи при  носовых
   кровотечениях, передняя тампонада.
       Оказание доврачебной медицинской неотложной помощи при  травмах
   и инородных телах глотки, гортани.
       Клинические  проявления  ложного  крупа,  осложнения,  оказание
   доврачебной помощи. Обучение семьи оказанию неотложной  помощи  при
   ложном крупе.
       Оказание  доврачебной медицинской неотложной помощи при  острых
   стенозах гортани.
       Обучение  пациента  и его семьи выполнению назначений  врача  в
   домашних условиях.
       Консультирование  по  вопросам  ухода  и  организации   лечения
   пациентов на дому.
       Организация консультации и лечения у специалиста.
   
            Модуль 17. Сестринская помощь в профилактике и
                       лечении заболеваний глаз
   
       Общая цель изучения модуля:
       Приобретение слушателями знаний и умений по сестринской  помощи
   в  профилактике  патологии  зрения, выявлению  нарушений  зрения  и
   проведению сестринского процесса при заболеваниях органа зрения.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После  изучения  модуля "Сестринская помощь  в  профилактике  и
   лечении заболеваний глаз" слушатель
       Должен знать:
       - факторы риска в развитии заболеваний органов зрения;
       -  клинические  проявления,  диагностику,  принципы  лечения  и
   профилактики:
       - заболеваний век, слезных органов и конъюнктивита;
       - глаукомы;
       - катаракте;
       - миопии;
       - гиперметропии.
       -  особенности сестринского ухода в послеоперационном периоде и
   при глаукоме и катаракте;
       -  алгоритм  оказания неотложной доврачебной помощи при  остром
   приступе  глаукомы,  повреждении  глазного  яблока,  ранении   век,
   инородных телах конъюнктивы, ожогах органов зрения;
       -  организацию  направления беременных женщин  с  заболеваниями
   глаз к окулисту;
       -  принципы  санитарно-просветительной работы  по  профилактике
   патологии органов зрения;
       - влияние длительной работы на компьютере на снижение зрения.
       Должен уметь:
       - обучать население профилактике патологии органов зрения;
       -  осуществлять сестринский процесс при заболеваниях глаз и при
   работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению;
       - определять остроту зрения с помощью таблицы Головина-Сивцева;
       - проводить ориентировочную оценку цветоощущения;
       -  проводить  измерение глазного давления при помощи  тонометра
   Маклакова;
       -  проводить закапывание глазных капель и закладывание  глазной
   мази в конъюнктивальный мешок, промывание конъюнктивального мешка;
       -  проводить  осмотр  конъюнктивы  и  удаление  свободнолежащих
   инородных тел;
       - накладывать ватно-марлевые повязки на один и оба глаза;
       -  оказать  доврачебную неотложную помощь  при  заболеваниях  и
   травмах органа зрения;
       - взаимодействовать со службой социальной защиты;
       -   проводить   беседы,  составлять  памятки  по   профилактике
   заболеваний органов зрения;
       -    осуществлять    сестринский   уход   за    пациентами    в
   послеоперационном периоде;
       - оказывать психологическую поддержку семье, имеющей пациента с
   резким ограничением возможности зрения.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Особенности  сестринской помощи пациентам с  патологией  органа
   зрения.   Методы   обследования  органа   зрения.   Факторы   риска
   заболеваний   защитного   и   вспомогательного   аппарата    глаза.
   Заболевания   век,   слезных   органов,  конъюнктивы.   Клинические
   проявления,   фармакотерапия,  самоуход.  Факторы  риска   развития
   глаукомы.    Профилактика,   клинические    проявления    глаукомы,
   фармакотерапия.   Острый   приступ  глаукомы.   Алгоритм   оказания
   доврачебной    медицинской   неотложной   помощи   при    глаукоме.
   Особенности  сестринского процесса при глаукоме. Взаимодействие  со
   специалистами.
       Заболевания  хрусталика. Катаракта. Факторы риска, профилактика
   развития     катаракты.    Клинические    проявления     катаракты,
   фармакотерапия, консультирование пациента по выполнению  назначений
   врача.  Особенности сестринского ухода в послеоперационном  периоде
   и  при  глаукоме  и катаракте. Повреждение глазного  яблока  и  его
   придаточного  аппарата.  Ранения век, инородные  тела  конъюнктивы,
   ожоги  органа  зрения.  Клинические проявления,  алгоритм  оказания
   доврачебной медицинской неотложной помощи.
   
       Содержание практического занятия.
       Методика  осмотра органа зрения. Определение остроты  зрения  с
   помощью    таблицы    Головина-Сивцева.   Ориентировочная    оценка
   цветоощущения,  светоощущения.  Измерение  внутриглазного  давления
   при   помощи  тонометра  Маклакова.  Методика  закапываний  глазных
   капель  и  закладывания мазей в конъюнктивальный мешок.  Промывание
   конъюнктивального   мешка   антисептическим   раствором.    Выворот
   верхнего  века  с  осмотром конъюнктивы и удаление  свободнолежащих
   инородных  тел.  Обработка  краев век антисептическими  средствами.
   Наложение   ватно-марлевых   повязок   на   один   и   оба   глаза.
   Консультирование  семьи  по  вопросам сохранения  зрения  у  детей,
   подростков,  пожилых  лиц.  Особенности сестринского  процесса  при
   заболеваниях  органа зрения и при работе с лицами  с  ограниченными
   возможностями по зрению.
       Консультирование  пациента  по  выполнению  предписаний  врача,
   диете, двигательному режиму, гигиене органов зрения.
       Оказание   доврачебной   медицинской  неотложной   помощи   при
   заболеваниях органов зрения.
   
           Модуль 18. Сестринская помощь при неврологической
                               патологии
   
       Общая цель изучения модуля:
       Приобретение слушателями знаний и умений по сестринской  помощи
   при неврологических заболеваниях в семье.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После  изучения  модуля "Сестринская помощь при неврологических
   заболеваниях" слушатель
       Должен знать:
       - факторы риска в развитии нарушений мозгового кровообращения;
       -  клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения
   и профилактики при ОНМК;
       - алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи при ОНМК;
       -  особенности сестринского ухода за пациентами с  инсультом  и
   профилактики осложнений;
       -   особенности  общения  с  больными  с  нарушением   речи   и
   двигательными расстройствами;
       - особенности ухода за пациентами с нарушением сознания;
       - психологическая помощь пациенту и его родственникам;
       - принципы диспансеризации;
       - принципы реабилитации пациентов с ОНМК;
       - значение контроля АД у пациентов с артериальной гипертонией;
       - профилактика повторного инсульта;
       -  факторы риска в развитии заболеваний периферической  нервной
   системы;
       - клинические проявления, основные методы диагностики, принципы
   лечения,   профилактики  и  реабилитации  при  неврите,  невралгии,
   дорсопатии поясничной, грудного и шейного отделов позвоночника;
       -  особенности  течения  заболеваний  у  пациентов  пожилого  и
   старческого возраста;
       -    особенности   сестринского   процесса   при   заболеваниях
   периферической нервной системы;
       -  факторы  риска  в развитии инфекционных заболеваний  нервной
   системы;
       -  клинические  проявления,  диагностика,  принципы  лечения  и
   профилактики при менингите;
       - противоэпидемиологические мероприятия в очаге менингококковой
   инфекции;
       - особенности сестринского процесса;
       -  факторы  риска  в развитии заболеваний вегетативной  нервной
   системы;
       - факторы риска в развитии детского церебрального паралича;
       -  клинические  проявления, диагностику, принципы  лечения  при
   детском церебральном параличе;
       - методы реабилитации, диспансеризации;
       -   особенности   сестринского  процесса  при   неврологических
   заболеваниях.
       Должен уметь:
       -   проводить  исследования  рефлекторно-двигательных  функций,
   координации движений, чувствительности;
       - подготовить пациента к дополнительным методам исследования;
       -   обучать   семью   уходу  за  ребенком  с   неврологическими
   нарушениями;
       -   обучать   самоуходу  пациентов  по   мере   их   возрастных
   возможностей и в соответствии с состоянием их здоровья;
       - осуществлять контроль функции тазовых органов;
       -  проводить мероприятия по профилактике контрактур и  развитию
   пролежней;
       -    осуществлять   сестринский   процесс    при    работе    с
   неврологическими пациентами различных возрастных групп;
       -     оказать    психологическую    поддержку    пациентам    с
   неврологическими заболеваниями и его семье;
       -   обучать   уходу  в  домашних  условиях  и   самоуходу   при
   неврологических заболеваниях.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятии.
       Особенности    сестринского   процесса   при    неврологических
   заболеваниях.   Факторы   риска   развития   нарушения    мозгового
   кровообращения.   Клинические   проявления   нарушений    мозгового
   кровообращения.   Инсульт,  клинические   проявления,   доврачебная
   помощь.
       Сестринский  процесс  при нарушениях мозгового  кровообращения.
   Особенности  фармакотерапии. Этические аспекты помощи сестры  общей
   практики  пациентам с нарушениями мозгового кровообращения.  Методы
   психологической   поддержки   пациента   и   членов   его    семьи,
   осуществляющих  уход  за  ним.  Особенности  ухода  за  пациентами,
   перенесшими инсульт.
       Травмы   центральной  нервной  системы.  Сотрясения   и   ушибы
   головного   мозга.  Клинические  проявления,  доврачебная   помощь.
   Особенности   сестринского  процесса,  фармакотерапия.  Организация
   консультации специалиста.
       Факторы   риска  развития  заболеваний  периферической  нервной
   системы.  Невриты  и  невралгии. Плекситы. Клинические  проявления.
   Особенности сестринского процесса, фармакотерапия, реабилитация.
       Дорсопатии,  факторы  риска  развития  дорсопатий.  Клинические
   проявления   дорсопатии   поясничного,  грудного   шейного   отдела
   позвоночника.
       Грыжи    межпозвонковых    дисков,   клинические    проявления.
   Сестринский  процесс  при дорсопатиях, фармакотерапия.  Помощь  при
   болевом   синдроме.  Помощь  семье  в  устройстве   эргономического
   положения тела пациента.
       Инфекционные  заболевания нервной системы.  Менингиты.  Факторы
   риска  заболевания. Профилактика. Клинические проявления менингитов
   противоэпидемиологические   мероприятия   в   очаге,    организация
   госпитализации.
       Заболевания  вегетативной  нервной  системы.  Мигрень,  вегето-
   сосудистая  дистония. Клинические проявления,  сестринский  процесс
   при заболеваниях вегетативной нервной системы. Фармакотерапия.
       Детский    церебральный    паралич,   этиология,    клинические
   проявления,   принципы   лечения.  Организация   ухода   на   дому.
   Подготовка  ребенка,  в  зависимости  от  тяжести  заболевания,   к
   самостоятельной жизни в социуме.
       Содержание практического обучения.
       Основные   принципы  обследования  неврологических   пациентов.
   Исследование функций черепных нервов, вегетативной нервной  системы
   Исследование    рефлекторно-двигательных    функций,    координации
   движений, чувствительности.
       Основные  принципы сестринской помощи неврологическим пациентам
   и семье по организации ухода.
       Организация   ухода  на  дому  за  пациентами  с  двигательными
   нарушениями, за пациентами с нарушениями речи.
       Консультирование  семьи  по вопросам  ухода,  питания,  гигиены
   реабилитации.
       Консультирование  семьи  по вопросам профилактики,  организации
   ухода,   гигиене   и  питанию  пациентов  с  нарушением   мозгового
   кровообращения.
       Консультирование  семьи  по  уходу  за  пациентом  и  вторичной
   профилактике.
       Консультирование пациентов по уходу и профилактике.
       Консультирование  семьи  по  вопросам  организации   ухода   за
   пациентом с заболеваниями периферической нервной системы.
       Консультирование   семьи   по   организации   общегигиенических
   мероприятий   и  кормления  пациентов  с  нарушением   двигательных
   функций  Профилактика  контрактур, пролежней,  пневмоний.  Контроль
   функции тазовых органов.
       Консультирование семьи по созданию безопасной среды  и  методам
   простейшей реабилитации.
   
             Модуль 19. Сестринская помощь в сохранении и
                 восстановлении психического здоровья
   
       Общая цель изучения модуля:
       Приобретение   слушателем  знаний  и  умений  по  осуществлению
   сестринской помощи при психических расстройствах в семье.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После  изучения  модуля  "Сестринская  помощь  в  сохранении  и
   восстановлении психического здоровья" слушатель
       Должен знать:
       - структуру психиатрической службы;
       - основные клинические проявления психических расстройств;
       -  особенности  общения  и ухода за пациентами  с  психическими
   нарушениями;
       -   особенности   психологической  поддержки   семьи,   имеющей
   родственников с психическими расстройствами;
       -    значения    реабилитационных   мероприятий   для    психо-
   эмоционального состояния пациентов с психическими нарушениями;
       -    особенности    профилактики   алкоголизма,   токсикомании,
   наркомании;
       -  основные  симптомы  алкогольной интоксикации,  передозировки
   лекарственными препаратами, отравлений токсическими веществами;
       -   принципы   взаимодействия  службы   социальной   защиты   и
   психиатрической помощи;
       - нормативно-правовые документы в психиатрической службе;
       -  командное  взаимодействие в социальной  реабилитации  лиц  с
   психическими расстройствами.
       Должен уметь:
       - обучать семью уходу за пациентом с психическими нарушениями и
   заболеваниями в домашних условиях;
       -  оказать психологическую поддержку семье, имеющей пациента  с
   психическими расстройствами;
       -  участвовать  в процессе реабилитации, осуществлять  связь  с
   психиатрической службой;
       -   консультировать  население  по  профилактике   токсикомании
   (алкоголизма, наркомании, токсикомании);
       -  проводить  беседы  по профилактике алкоголизма,  наркомании,
   токсикомании и Интернет-зависимости с людьми различного возраста;
       -  оказать  неотложную  доврачебную  помощь  при  передозировке
   наркотического вещества, отравлении этиловым спиртом и  суррогатами
   алкоголя;
       -  взаимодействовать  в  команде специалистов  по  реабилитации
   пациентов с психическими расстройствами.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Проблемы психических заболеваний в современном обществе.
       Этические  и  правовые  аспекты  оказания  помощи  пациентам  с
   психическими нарушениями и заболеваниями.
       Сестринский  процесс при психических заболеваниях и нарушениях.
   Особенности  общения с пациентами с психическими  расстройствами  и
   членами  их  семей.  Основные  принципы  медикаментозного  лечения,
   оценка   его   эффективности  и  побочных   эффектов.   Психические
   нарушения  при инфекционных и соматических заболеваниях. Неврозы  и
   реактивные  психозы.  Маниакально-депрессивный психоз.  Шизофрения.
   Психические     болезни     старческого    возраста.     Эпилепсия.
   Эпилептические   припадки.  Неотложная  помощь  при  эпилептических
   припадках.  Психологическая поддержка семей и лиц,  ухаживающих  за
   пациентом с психическими нарушениями и заболеваниями.
       Психологическая поддержка пациента с психическими  нарушениями.
   Предотвращение  суицидных попыток и опасных  действий.  Агрессивное
   поведение пациентов с психическими заболеваниями.
       Психические    и    поведенческие    расстройства    вследствие
   употребления   алкоголя   и  наркотиков.   Клинические   проявления
   отравлений  этиловым  спиртом  и суррогатами  алкоголя.  Неотложная
   помощь.  Алкогольные психозы, клинические проявления,  установление
   связи  с  психиатрической  службой.  Наркомания,  взаимодействие  с
   наркологической  службой. Психические и поведенческие  расстройства
   вследствие   употребления   летучих  растворителей.   Токсикомания.
   Интернет-зависимость.   Особенности   оказания   помощи   лицам   с
   различными  зависимостями. Медико-социальные  проблемы  семьи  лиц,
   страдающих алкоголизмом и наркоманией. Взаимодействие сестры  общей
   практики с психиатрической службой и службой социальной защиты.
   
       Содержание практических занятий.
       Обучение   членов  семьи  уходу  за  пациентом  с  психическими
   нарушениями   и   заболеваниями  в  домашних  условиях.   Кормление
   пациента   при   отказе  от  еды,  осуществление  общегигиенических
   мероприятий.  Обучение  членов  семьи  действиям  при   агрессивном
   поведении пациентов с психическими заболеваниями.
       Методика  оказания  психологической  поддержки  семье,  имеющей
   пациента с психическими расстройствами и заболеваниями.
       Роль  сестры  общей  практики  в социальной  и  психологической
   реабилитации пациента, взаимодействие с психиатрической службой.
       Деятельность  сестры общей практики в формировании потребностей
   в  здоровом  образе  жизни:  сознательном  отказе  от  алкоголизма,
   наркомании,  токсикомании  и Интернет-зависимости,  планирование  и
   проведение бесед с людьми разного возраста.
       Консультативная  работа сестры общей практики  по  профилактике
   алкоголизма,   наркомании,  токсикомании  и   Интернет-зависимости.
   Мотивация семьи и пациента на лечение алкоголизма, наркомании.
       Выявление   неотложных  состояний,  связанных  с  употреблением
   наркотических  веществ и алкоголя, оказание доврачебной  неотложной
   помощи. Взаимодействие с наркологической службой.
       Тренинг командного взаимодействия.
   
          Модуль 20. Особенности оказании сестринской помощи
                 лицам пожилого и старческого возраста
   
       Общая цель изучении модуля.
       Приобретение   слушателями  знаний  и  умений  по  профилактике
   преждевременного  старения,  выявлению основных  проблем  пациента,
   связанных  с  сохранением и укреплением физического и  психического
   здоровья.
       Конкретные цели изучения модуля.
       После  изучения модуля "Особенности оказания сестринской помощи
   лицам пожилого и старческого возраста" слушатель
       Должен знать:
       - содержание понятий "геронтология" и "гериатрия";
       - функциональные изменения в организме стареющего человека;
       - адаптационные возможности организма при старении;
       -  социально-гигиенические факторы, используемые в профилактике
   преждевременного старения;
       - особенности гериатрической фармакотерапии;
       - структуру заболеваемости в пожилом и старческом возрасте;
       -    особенности    клинических   проявлений   распространенных
   заболеваний у лиц пожилого возраста;
       -  особенности  общения  и  сбора  информации  у  лиц  пожилого
   возраста;
       - основные медико-социальные проблемы стареющего человека;
       -   демографические   и   социальные  проблемы,   связанные   с
   постарением населения;
       - психологию общения с пожилыми;
       -   особенности   питания  пациентов  пожилого  и   старческого
   возраста.
       Должен уметь:
       -   применять  знания  закономерностей  старения,  особенностей
   клинических  проявлений, профилактики распространенных  заболеваний
   у   лиц   пожилого  возраста  при  оказании  им  первичной  медико-
   санитарной помощи;
       -    осуществлять   сестринский   процесс   при    заболеваниях
   гериатрических пациентов;
       -  общаться  с гериатрическим пациентом, оценивать адекватность
   реакций на ситуацию;
       - диагностировать способность пациента к самоуходу;
       -  консультировать семью по проблемам ухода за  гериатрическими
   пациентами в домашних условиях;
       - взаимодействовать со службой социальной защиты;
       -   провести  учет  граждан,  нуждающихся  в  медико-социальной
   помощи;
       - найти психологический контакт с пациентом;
       - дать совет по питанию и образу жизни.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Старость   и   старение.  Физиологическое,  преждевременное   и
   патологическое старение.
       Процессы антистарения. Адаптационные возможности лиц пожилого и
   старческого возраста.
       Физиологические   особенности  лиц   пожилого   и   старческого
   возраста.  Факторы  риска  развития  заболеваний  у  гериатрических
   пациентов.
       Принципы  и  особенности фармакотерапии в пожилом и  старческом
   возрасте.  Психологические особенности лиц пожилого  и  старческого
   возраста.
       Преимущества  и уязвимость старости. Критические периоды  жизни
   пожилого человека.
       Старческое одиночество.
       Психологическая помощь семейной сестры семьям  лиц  пожилого  и
   старческого возраста в удовлетворении их потребностей в  сохранении
   чувства   собственного  достоинства;  в  стремлении  к   сохранению
   независимости;   потребности   в  заинтересованном   слушателе;   в
   сохранении своей роли в семье.
       Питание  пожилых  и  старых  людей. Помощь  семейной  сестры  в
   организации  рационального питания пожилых и  стариков  в  домашних
   условиях.
       Двигательный   режим   в   пожилом   и   старческом   возрасте.
   Закаливание.  Контроль  семейной  сестры  за  состоянием   здоровья
   пожилых пациентов, занимающихся физическими упражнениями.
       Модели  внебольничных  форм медицинского  обслуживания  пожилых
   пациентов.
       Течение  острых  и  хронических заболеваний у  лиц  пожилого  и
   старческого  возраста.  Полиморбидность.  Особенности  сестринского
   процесса в семьях пожилых и старых пациентов.
       Заболевания     сердечно-сосудистой    системы,     особенности
   клинических  проявлений, основные проблемы  пациентов,  осложнения,
   профилактика,  диспансерное наблюдение, осуществление  сестринского
   процесса.
       Заболевания   органов   пищеварительной   и   мочевыделительной
   системы,  особенности  клинических  проявлений,  основные  проблемы
   пациентов,   осложнения,  профилактика,  диспансерное   наблюдение,
   осуществление сестринского процесса.
       Заболевания    опорно-двигательного    аппарата,    особенности
   клинических  проявлений, основные проблемы  пациентов,  осложнения,
   профилактика,  диспансерное наблюдение, осуществление  сестринского
   процесса.
       Остеопороз.   Причины   развития.   Факторы   риска    развития
   остеопороза,   профилактика  остеопороза,   сестринский   уход   за
   пациентами при остеопорозе.
       Психические  расстройства  в  пожилом  и  старческом  возрасте.
   Принципы ухода за пациентом с психическими расстройствами.
       Основные синдромы геронтологической психиатрии.
       Характеристика  деменций,  основные  клинические  проявления  и
   степени  тяжести  деменций, болезни Альцгеймера, Паркинсона,  Пика.
   Особенности  обследования у лиц пожилого  возраста  с  психическими
   расстройствами. Взаимодействовие со службой социальной защиты.
   
       Содержание практических занятий.
       Особенности  сестринского  процесса за  пациентами  пожилого  и
   старческого  возраста. Сестринское обследование,  сбор  информации.
   Подготовка  пациента  к  лабораторным  и  инструментальным  методам
   исследования.
       Консультативная   помощь   семейной  сестры   в   осуществлении
   лекарственной  терапии  лицам  с  нарушениями  зрения,   слуха,   с
   психическими расстройствами.
       Осуществление     сестринского    процесса     при     наиболее
   распространенных    заболеваниях   гериатрических    пациентов    в
   амбулаторных  условиях,  на  дому, в  интернатах  ветеранов  труда,
   дневных стационарах.
       Консультативная  помощь семейной сестры в  создании  безопасной
   среды  и специальных приспособлений для пожилых и старых пациентов,
   страдающих  нарушениями опорно-двигательного аппарата, с  различной
   степенью снижения зрения и слуха, расстройствами памяти.
       Методика  обучения пациентов пожилого и старческого возраста  и
   членов их семей самоуходу/уходу, организация питания пожилых  людей
   при различной патологии в домашних условиях.
       Консультативная помощь семейной сестры родственникам пациента в
   обеспечении   гигиенических  процедур,  подборе   удобной   одежды,
   способах  кормления  ослабленных пациентов  и  лиц  с  психическими
   расстройствами.   Помощь  семье  в  организации   и   осуществлении
   мероприятий  простейшей  реабилитации  и  закаливания  в   домашних
   условиях.
       Особенности  организации  отдыха  лиц  пожилого  и  старческого
   возраста, проживающих в городе и сельской местности.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное