Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПИСЬМО МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ ОТ 23.06.2006 N 3252-ВС О "ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ОБЩАЯ ПРАКТИКА": СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ "СЕМЕЙНОЕ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО" ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА), СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
       Освоение   понятийно-категориального  аппарата  и   методологии
   медицинской  профилактики, формирование умений в сфере  медицинской
   профилактики.
       Конкретные цели изучения модуля.
       После изучения модуля "Научные основы медицинской профилактики"
   слушатель
       Должен знать:
       -  содержание  понятий "здоровье", "профилактика", "медицинская
   профилактика", "предболезнь", "болезнь";
       -  социальные,  биологические,  психологические  факторы  риска
   возникновения и распространения заболеваний;
       - дифференциацию групп населения по уровню здоровья;
       -  виды,  формы  и  модели  профилактики;  систему  физического
   воспитания; теоретические основы рационального питания;
       -  возрастные особенности иммунитета, основы иммунопрофилактики
   различных   возрастных   групп,  права  пациента   при   проведении
   иммунопрофилактики;
       Должен уметь:
       -  применять  адекватные  методы медицинской  профилактики  при
   проведении    оздоровительных   и   профилактических    мероприятий
   взрослым, детям, подросткам, лицам пожилого возраста;
       - обучать членов семьи принципам здорового образа жизни;
       -  подготавливать методический материал и проводить мероприятия
   по сохранению и восстановлению здоровья населения;
       -   оценивать   функциональное  состояние  организма,   уровень
   здоровья и физического развития;
       -   готовить   пациентов   к   профилактическим   мероприятиям,
   организовывать   активную   иммунизацию,   выполнять    медицинские
   манипуляции, оказывать первую медицинскую помощь при осложнениях;
       - взаимодействовать со специалистами Роспотребнадзора и ФГУЗ.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Медицинская  профилактика  как  система  профилактических  мер,
   реализуемая  через  систему здравоохранения.  Этические  аспекты  в
   профилактической деятельности сестры общей практики.
       Содержание  понятий  "здоровье",  "профилактика",  "медицинская
   профилактика",      "предболезнь",      "болезнь".      Социальные,
   биологические,   психологические  факторы  риска  возникновения   и
   распространения  заболеваний. Адаптационные возможности  организма.
   Понятие    об    уровнях   здоровья,   понятие    о    компенсации,
   субкомпенсации, декомпенсации.
       Виды  профилактики:  первичная,  вторичная,  третичная.  Модели
   профилактики:     административно-правовая,    социально-психолого-
   педагогическая,   модель  моральных  принципов,  модель   улучшения
   здоровья.  Формы  профилактики:  лекция,  фокус-группа,  дискуссия,
   мозговой штурм, моделирование, тренинг.
       Планирование    и   организация   проведения   профилактических
   обследований   с   целью  раннего  выявления   социально   значимых
   заболеваний.
       Основные  факторы  риска  развития неинфекционных  заболеваний.
   Целевые  программы  предупреждения заболеваний  (государственные  и
   региональные).   Группы  населения,  подверженные  риску   развития
   заболеваний,   методы   формирования  групп   риска:   диспансерные
   осмотры,   диагностические  обследования,   анализ   статистических
   данных.
       Физическое  развитие и функциональное состояние организма,  его
   оценка.   Роль   массовых  медицинских  осмотров   в   профилактике
   заболеваний.
       Диспансеризация   населения,  определение   понятия,   принципы
   диспансеризации населения. Этапы диспансеризации.
       Планирование лечебно-профилактических мероприятий. Динамическое
   наблюдение за группами пациентов, подлежащих диспансеризации.
       Методика   проведения  мероприятий  диспансерного   наблюдения:
   оценка   качества   и   эффективности   диспансеризации;   критерии
   эффективности  диспансеризации: для здоровых; для  лиц,  перенесших
   острое  заболевание;  для  пациентов с хроническими  заболеваниями.
   Учет     лиц,    находящихся    под    диспансерным    наблюдением.
   Документирование диспансерного наблюдения. Особенности  организации
   диспансерного  наблюдения  за  различными  категориями   пациентов:
   инвалидами войн, детским контингентом, подростками.
       Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.05 г.
   N   868   "О   порядке  предоставления  в  2006  году  из   бюджета
   Федерального    фонда   обязательного   медицинского    страхования
   территориальным   фондам  обязательного  медицинского   страхования
   субсидий  на  проведение  дополнительной  диспансеризации  граждан,
   работающих  в  государственных  и муниципальных  учреждениях  сферы
   образования,   здравоохранения,   социальной   защиты,    культуры,
   физической   культуры   и   спорта  и  в   научно-исследовательских
   учреждениях.
       Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.05 г.
   N  869  "О  финансировании  в 2006 году дополнительных  медицинских
   осмотров  работников,  занятых  на  работах  с  вредными  и   (или)
   опасными производственными факторами".
       Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.05 г.
   N  876  "О порядке финансового обеспечения в 2006 году расходов  на
   оплату  услуг по дополнительной диспансеризации работающих  граждан
   и  оказанной им первичной медико-санитарной помощи за счет средств,
   перечисленных   из   бюджета   Федерального   фонда   обязательного
   медицинского  страхования Фонду социального страхования  Российской
   Федерации".
       Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.05 г.
   N  874  "Об утверждении Правил предоставления в 2006 году  субсидий
   на   дополнительную   оплату  амбулаторно-поликлинической   помощи,
   оказанной   неработающим   пенсионерам  в  рамках   территориальной
   программы обязательного медицинского страхования".
       Приказ  Федерального  фонда  ОМС  от  01.02.06  г.  N  13   "Об
   утверждении   порядка  предоставления  в  2006  году  субсидий   на
   дополнительную    оплату    амбулаторно-поликлинической     помощи,
   оказанной   неработающим   пенсионерам  в  рамках   территориальной
   программы обязательного медицинского страхования".
       Положение   о   порядке   направления  территориальным   фондам
   обязательного  медицинского страхования  субсидий  на  обязательное
   медицинское страхование неработающего населения (детей)  и  дотаций
   на   реализацию   социальной   программы   поддержки   неработающих
   пенсионеров,  перечисляемых  из  Федерального  бюджета  (утверждено
   ФФОМС 26.12.05 г. N 8А/06).
       Проект  приказа МЗСР РФ "О порядке финансирования в  2006  году
   дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на  работах
   с вредными и (или) опасными производственными факторами".
       Проект  приказа  МЗСР РФ "О порядке организации  дополнительных
   медицинских  осмотров работников, занятых на работах с  вредными  и
   (или) опасными производственными факторами".
       Проект  приказа  МЗСР РФ "О порядке организации  дополнительной
   диспансеризации работающих граждан".
       По  утвержденным федеральным нормативным правовым документам  и
   проектам  приказов  Минздравсоцразвития  РФ  формируются  4  группы
   граждан,  подлежащих дополнительной диспансеризации (дополнительным
   медицинским осмотрам):
       1) работники бюджетной сферы (возраст 35-55 лет);
       2)   занятые   на   работах  с  вредными   и   (или)   опасными
   производственными факторами;
       3)  остальное работающее население (+ 25% к тарифу  из  средств
   ФСС);
       4) неработающие пенсионеры (+ 25% к тарифу из средств ФФОМС).
       Финансирование  дополнительной  диспансеризации  разных   групп
   осуществляется по различным "механизмам".
       Формирование   здорового  образа  жизни  семьи.   Положительная
   установка  на  сохранение  и укрепление  здоровья.  Режим  труда  и
   отдыха.    Рациональное    питание.   Психогигиена,    аутотренинг.
   Гигиеническое  обучение.  Здоровый  образ  жизни  ребенка.  Гигиена
   детей  и  подростков.  Гигиена  в  пожилом  возрасте.  Профилактика
   инфекционных  заболеваний,  иммунопрофилактика.  Взаимодействие  со
   специалистами Роспотребнадзора и ФГУЗ.
   
                    Содержание практических занятий
   
       Формирование  умений в сфере организации и  проведения  лекции,
   фокус-группы,    дискуссии,   мозгового   штурма,    моделирования.
   Составление памяток и инструкций для пациентов.
       Организация    работы   прививочного   кабинета    поликлиники.
   Характеристика вакцин, оптимальные сроки введения.
       Календарь  прививок. Подготовка пациентов  разного  возраста  к
   прививкам, вакцинации.
       Основные     требования    к    медсестре,    участвующей     в
   иммунопрофилактике.     Тактика     медсестры     при      развитии
   анафилактического шока.
       Документирование  вакцинации. Безопасность  работы  медицинской
   сестры в прививочном кабинете.
       Основные  методы работы и роль медицинской сестры в  проведении
   первого    и    второго    этапа   диспансеризации.    Планирование
   динамического  наблюдения и лечебно-оздоровительных  мероприятий  в
   зависимости    от   уровня   здоровья.   Особенности    организации
   диспансерного  наблюдения  за  детским  контингентом,  подростками,
   инвалидами   войн.  Взаимодействие  со  специалистами  в   процессе
   диспансерного наблюдения. Документирование работы.
   
                            Модуль 5. Семья
   
       Общая цель изучения модуля.
       Изучение  демографических, социально-экономических, культурных,
   религиозных факторов, влияющих на семью.
       Конкретные цели изучения модуля.
       После изучения модуля "Семья" слушатель
       Должен знать:
       -  социальные,  экономические, культурные факторы,  оказывающие
   влияние на формирование и функционирование российской семьи;
       -   основные  демографические,  эпидемиологические,  социально-
   экономические, экологические тенденции в России начала XXI века;
       - понятие "качество жизни" семьи и отдельных ее членов;
       - понятие "образ жизни" семьи, роль образа жизни в сохранении и
   укреплении здоровья;
       Должен уметь:
       -   выявлять  основные  социально-экономические,  культурные  и
   религиозные  проблемы  семьи, влияющие  на  состояние  здоровья  ее
   членов;
       -  оценивать уровень здоровья семьи, планировать мероприятия по
   ее оздоровлению.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Семья в современном мире. Современные демографические тенденции
   в России.
       Экономические  условия  жизни семьи  в  современном  российском
   обществе.
       Социально-экономические  тенденции и  их  влияние  на  здоровье
   семьи. Влияние политических процессов на жизнь семьи.
       Миграционные процессы, их влияние на социальный статус семей.
       Экологические тенденции различных регионов России.
       Эпидемиологическая обстановка в России.
       Особенности   уклада   жизни  российских   семей:   славянского
   населения;  народов  Севера;  народов Северного  Кавказа;  сельских
   жителей; городских жителей; жителей мегаполисов.
       Особенности    семейного    уклада   представителей    основных
   религиозных конфессий России.
       Влияние  уровня  культуры  населения  на  здоровье  современной
   семьи.
       Вредные привычки и их влияние на здоровье современной семьи.
       Государственные  и  региональные  программы  охраны   здоровья,
   профилактики заболеваний, оздоровления среды обитания.
   
       Содержание практических занятий.
       Стратегии  ВОЗ  "Здоровье  для всех в XXI  веке",  региональные
   программы  укрепления здоровья. Методы оценки качества жизни  семьи
   и отдельных ее членов.
       Проблемы  семьи  в связи с появлением больного. Резервные  силы
   семьи.
       Медико-социальная помощь семье, имеющей хронического больного.
   
                Модуль 6. Психология семейных отношений
   
       Общая цель изучения модуля:
       Изучение  основ  психологии  семейных  отношений.  Приобретения
   слушателем  знаний  и  умений по сохранению и  укреплению  здоровья
   семьи    с    учетом    демографических,   социально-экономических,
   культурных, религиозных факторов.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После отработки модуля "Семейная психология" слушатель
       Должен знать:
       -   содержание   понятия   "семья",  "брак",   "психологическая
   совместимость"
       -    типы    взаимоотношений   членов   семьи;   закономерности
   взаимоотношений личности в семье;
       - функции эмоций в межличностных отношениях в семье;
       - понятие "образ жизни" семьи, роль образа жизни в сохранении и
   укреплении здоровья;
       -  особенности  возможных психологических  реакций  пациента  и
   семьи на болезнь и их влияние на течение заболевания;
       Должен уметь:
       -   оказать  первичную  (допсихологическую)  поддержку   семье,
   находящейся в психологически сложной ситуации;
       -  выявлять  основные  проблемы  семьи  на  разных  стадиях  ее
   жизненного цикла, связанных с сохранением и укреплением здоровья;
       -  оказывать консультативную помощь семье на разных стадиях  ее
   развития  по  воспитанию потребности в здоровом  образе  жизни,  по
   сохранению и укреплению здоровья, преодолению кризисных ситуаций;
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Содержание    понятий    "семья",   "брак",    "психологическая
   совместимость".    Функции    семьи:   духовная,    репродуктивная,
   воспитательная, сексуально-эротическая, защитная и др.
       Кризисные  ситуации  в семье: расхождение ожиданий  супругов  и
   действительности;   проблемы  поколений;  болезнь   членов   семьи;
   тяжелые  утраты;  появление нежеланного и  неполноценного  ребенка;
   неудовлетворенность карьерой, потеря работы; факторы риска  распада
   семьи.
       Психологическая  помощь семье в кризисных ситуациях.  Резервные
   силы семьи.
       Типы     взаимоотношений    членов    семьи;     закономерности
   взаимоотношений личности в семье. Гармония и дисгармония  отношений
   в семье.
       Компромиссы   и   конфликты.  Кризисные   ситуации   в   семье:
   расхождение   ожиданий   супругов  и   действительности;   проблемы
   поколений;   болезнь  членов  семьи;  тяжелые   утраты;   появление
   нежеланного    и    неполноценного   ребенка;   неудовлетворенность
   карьерой, потеря работы; факторы риска распада семьи.
       Разводы.  Распад  семьи и их последствия  для  здоровья  членов
   семьи.
       Проблемы  бывших супругов и их детей при вступлении  во  второй
   брак.
       Различия в оценках проблем мужчиной и женщиной. Психологический
   климат   семьи   и  его  роль  в  предупреждении  и   возникновении
   заболеваний.  Жестокость и насилие в семье. Профилактика.  Личность
   и семья. Модели общения в семье.
       Эмоции.  Функции эмоций в межличностных отношениях. Особенности
   психологии  членов  семьи: ребенка; подростка; работающей  женщины;
   женщины,  ведущей  домашнее хозяйство; мужчины -  кормильца  семьи;
   человека,  прекращающего профессиональную деятельность;  стареющего
   человека.
       Семья  и  ее влияние на формирование личности ребенка:  процесс
   социализации  в  семье;  половое воспитание в  семье;  нравственное
   воспитание в семье.
       Образ  жизни  семьи и здоровье. Формирование  здорового  образа
   жизни  семьи:  здоровье и двигательная активность;  режим  труда  и
   отдыха;  отдых  и сон; здоровье и питание; гигиеническая  культура;
   закаливание;  физическая  культура,  занятие  спортом;  психическая
   саморегуляция.
       Реакции   пациента   и   семьи   на  заболевание.   Особенности
   психологических  реакций  на  болезнь в  зависимости  от  возраста.
   Семья   как   член   многодисциплинарной  команды  при   социальной
   реабилитации пациента.
       Позитивная и негативная роль семьи в развитии заболевания.
       Проблемы  семьи  в связи с появлением больного. Резервные  силы
   семьи.
       Оказание  психологической  помощи  пациенту  и  членам   семьи,
   осуществляющим длительный уход за больными.
   
       Содержание практических занятий.
       Освоение   методов  первичного  консультирования  пациента   по
   психологии   семейных   отношений.  Методы   снижения   психической
   напряженности  пациента  в  процессе  консультирования   (смягчение
   интонации,  активное слушание, предложение обсудить  альтернативные
   позиции, встать на место партнера).
   
               Модуль 7. Основы клинической фармакологии
   
       Общая  цель:  приобретение  слушателями  знаний  и  умений  при
   применении   лекарственных  средств,  необходимых  для  последующей
   деятельности медицинской сестры общей практики.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После   изучения   модуля  "Основы  клинической   фармакологии"
   слушатель
       Должен знать:
       - определение клинической фармакологии и ее основные разделы;
       -   нормативные  документы,  регламентирующие  фармацевтический
   порядок получения, хранения и использования лекарственных средств;
       - принципы лекарственной терапии в амбулаторных условиях;
       - методы введения лекарственных средств;
       - побочные эффекты и осложнения лекарственной терапии;
       -  особенности  лекарственной терапии беременных и  лактирующих
   женщин, детей, пациентов пожилого и старческого возраста.
       Должен уметь:
       -  применять  лекарственные средства с учетом их совместимости,
   путей  введения, дозового режима и возраста пациента, в зависимости
   от времени приема пищи;
       -  обучить  пациента правильному применению назначенных  врачом
   лекарственных препаратов с целью профилактики побочных  действий  и
   осложнений лекарственной терапии;
       -   оказать  доврачебную  медицинскую  неотложную  помощь   при
   аллергических реакциях на введение лекарственных средств;
       -   выписать   рецепты  на  лекарственные  средства,   согласно
   современным требованиям.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Клиническая фармакология. Определение. Основные разделы.
       Нормативные документы:
       1. Постановление Правительства РФ от 12.12.04 г. N 769 "О мерах
   по   обеспечению  лекарственными  средствами  отдельных   категорий
   граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в  виде
   набора социальных услуг".
       2.  Распоряжение Правительства РФ от 21.10.04 г.  N  1344-р  об
   утверждении  перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных
   средств.
       3.  Приказ  Минздрава РФ от 23.08.99 г. N 328  "О  рациональном
   назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов  на
   них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)".
       4.  Приказ  Минздрава РФ от 04.03.03 г. N  80  "Об  утверждении
   Отраслевого  стандарта "Правила отпуска (реализации)  лекарственных
   средств   в   аптечных   организациях.   Основные   положения"   (с
   изменениями от 23.09., 17.12.03 г., 30.01., 29.08.04 г.).
       5. Приказ Минздрава и социального развития РФ от 22.11.04 г.  N
   257  "О  внесении дополнений в приказ Минздрава России от  23.08.99
   г.   N   328  "О  рациональном  назначении  лекарственных  средств,
   правилах  выписывания рецептов на них и порядке  отпуска  аптечными
   учреждениями (организациями)".
       6. Приказ Минздрава и социального развития РФ от 02.12.04 г.  N
   296 "Об утверждении перечня лекарственных средств".
       7. Приказ Минздрава и социального развития РФ от 29.04.05 г.  N
   313  "О  внесении  изменений  в  Инструкцию  о  порядке  назначения
   лекарственных  средств и выписывания рецептов на них,  утвержденную
   приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.08.99 г. N 328".
       8. Приказ Минздрава и социального развития РФ от 29.04.05 г.  N
   312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств".
       9.  Сборник  информационно-методических материалов Министерства
   здравоохранения   и   социального  развития  Российской   Федерации
   "Организация  дополнительного  лекарственного  обеспечения  граждан
   Российской Федерации", Москва, 2005 г.
       10.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
   Российской  Федерации от 28.09.05 г. N 601 "Об утверждении  Перечня
   лекарственных средств" (вступает в действие с 01.01.06 г.).
       11.  Приказ  Федерального фонда ОМС от 21.02.05  г.  N  16  "Об
   утверждении  регистров учета средств на реализацию  мер  социальной
   поддержки    отдельных    категорий    граждан    по    обеспечению
   лекарственными средствами".
       Совместимость  лекарственных  средств  и  их  взаимодействие  в
   растворе,   с   пищей.   Лекарственные   формы,   методы   введения
   препаратов.   Значение  этих  факторов  в  эффективности   лечения.
   Побочные     действия    лекарственных    средств:     токсические,
   аллергические,  синдром отмены. Профилактика осложнений  применения
   лекарственных   средств.   Особенности   применения   лекарственных
   средств   беременным  и  лактирующим  женщинам,  детям,   пациентам
   пожилого  и старческого возраста. Принципы лекарственной терапии  в
   амбулаторных условиях.
   
                    Содержание практических занятий
   
       Взаимодействие  лекарственных  средств  в  растворе,  с  пищей.
   Алгоритм  оказания  неотложной помощи при осложнении  лекарственной
   терапии.  Выбор  способа  введения лекарственных  средств,  дозовые
   режимы.   Алгоритм  оказания  неотложной  доврачебной  помощи   при
   осложнении лекарственной терапии.
       Правила  выписывания  рецептов в  соответствии  с  современными
   требованиями.
   
                  Модуль 8. Сестринская помощь детям
   
       Общая цель изучении модуля:
       Приобретение   слушателем  знаний  и  умений  по  осуществлению
   сестринской  помощи семьям, планирующим рождение ребенка,  а  также
   имеющим детей.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После изучения модуля "Сестринская помощь детям" слушатель
       Должен знать:
       - структуру педиатрической службы в России и регионе;
       -   демографические  показатели  рождаемости,   заболеваемости,
   смертности;
       - проблемы профилактической помощи детям разного возраста;
       - периоды детского возраста, характеристику каждого периода;
       -  анатомо-физиологические особенности органов и  систем  детей
   разных возрастных периодов;
       -  основные  принципы  оценки общего  состояния  детей  разного
   возраста;
       -  основные  физиологические потребности в различные возрастные
   периоды и способы их удовлетворения;
       -  особенности сестринского процесса при уходе за  здоровыми  и
   больными детьми разного возраста;
       -  закономерности физического и нервно-психического полового  и
   социального   развития  детей  раннего  возраста  и  в  последующие
   периоды;
       -  особенности сестринского процесса при диспансеризации  детей
   первого года жизни и старше. Группы здоровья. Факторы риска;
       -   особенности  социально-психологической  адаптации  детей  в
   детских дошкольных учреждениях, школе;
       -  вскармливание  детей первого года жизни и  питание  детей  в
   детских дошкольных учреждениях, школе;
       -   особенности   противоэпидемических  мероприятий   в   очаге
   инфекции;
       -  особенности семейной медсестры по планированию и  проведению
   иммунопрофилактики детского населения;
       -  особенности  организации прививочной работы  среди  детского
   населения.
       Должен уметь:
       - консультировать семью, планирующую рождение ребенка:
       - по вопросам антенатальной охраны плода;
       - по психофизиологической подготовке к рождению ребенка;
       - по вопросам вскармливания ребенка;
       -  обучать  будущую  маму  и ее семью  уходу  за  новорожденным
   ребенком;
       - проводить гигиеническое обучение семьи;
       -  осуществлять сестринскую деятельность и сестринский  процесс
   при  работе  с  семьей,  имеющей новорожденного,  ребенка  грудного
   возраста:
       -  проводить оценку удовлетворения потребностей новорожденного,
   ребенка  грудного возраста, планировать и осуществлять  сестринский
   процесс;
       -  проводить  антропометрию, участвовать в оценке гармоничности
   развития;
       -    составлять   индивидуальный   календарь   профилактических
   прививок;
       -   обучать   родителей   подготовке   ребенка   к   проведению
   профилактических прививок;
       -  обучать  маму  и  семью вскармливанию ребенка  первого  года
   жизни;
       -  обучать маму и семью проведению ребенку массажа, гимнастики,
   приемам закаливания;
       -  обучать  маму  и семью подготовке ребенка к  диагностическим
   исследованиям  (сбору  мочи  для  анализа,  сбору  испражнений  для
   исследования, подготовке к взятию соскоба на энтеробиоз);
       -   осуществлять   сестринский   процесс   при   функциональных
   нарушениях   и  заболеваниях  новорожденного  и  ребенка   грудного
   возраста;
       -  консультировать родителей ребенка по вопросам  сохранения  и
   укрепления его здоровья;
       -  проводить  оценку физического развития ребенка  и  принимать
   участие в оценке гармоничности его развития;
       -   консультировать  маму  и  семью  по  медицинским   аспектам
   подготовки  ребенка  к  посещению детского дошкольного  учреждения,
   школы;
       -  осуществлять  сестринский процесс  при  работе  с  детьми  с
   ограниченными     возможностями     (двигательными,     сенсорными,
   умственными);
       - консультировать родителей по вопросам сохранения и укрепления
   здоровья ребенка;
       -  проводить  оценку полового развития ребенка,  участвовать  в
   половом воспитании школьников;
       -  консультировать родителей, имеющих детей школьного возраста,
   по профилактике токсикомании, наркомании, Интернет-зависимости;
       -  консультировать детей старшего школьного возраста и их семью
   по вопросам профориентации с учетом состояния здоровья.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Социально-экономические,  правовые и  медицинские  мероприятия,
   направленные  на  сохранение  репродуктивного  здоровья  населения,
   рождение здоровых детей. Значение гигиенического воспитания семьи.
       Женевская  конвенция  о правах ребенка. Социальная  и  правовая
   защита   семей,  имеющих  детей.  Декларация  ВОЗ/ЮНИСЕФ   "Охрана,
   поощрение   и   поддержка  грудного  вскармливания,   особая   роль
   родовспомогательных служб".
       Деятельность  сестры  общей практики при  работе  с  беременной
   женщиной  и  ее  семьей. Антенатальная охрана  плода:  мотивация  к
   полноценному питанию беременной, соблюдению режима дня,  отказу  от
   вредных  привычек,  освобождению от тяжелого физического  труда  по
   дому  и домашнему хозяйству, созданию благоприятной психологической
   обстановки в семье.
       Антенатальная  охрана  плода: мотивация к полноценному  питанию
   беременной,  соблюдению  режима дня, отказу  от  вредных  привычек,
   освобождению  от  тяжелого физического труда по  дому  и  домашнему
   хозяйству,  созданию  благоприятной  психологической  обстановки  в
   семье.
       Особенности  ухода  за новорожденным (приобретение  необходимых
   для   новорожденного  предметов  обихода,  одежды,  средств  ухода,
   уголок новорожденного).
   
       Мотивация  беременной  и ее окружения на грудное  вскармливание
   будущего ребенка.
       Питание  кормящей  матери.  Особенности  вскармливания  ребенка
   первого года жизни и в старшие возрастные периоды.
       Основные   методы  оздоровления  ребенка.  Приемы  закаливания.
   Особенности  закаливания, массажа, гимнастики в домашних  условиях.
   Режим дня. Значение прогулок.
       Проведение  иммунопрофилактики.  Планирование  профилактических
   прививок,    составление   индивидуального   календаря   проведения
   профилактических  прививок. Мотивация родителей  к  их  проведению,
   профилактика осложнений.
       Оценка   физического,  психо-эмоционального  и  познавательного
   развития ребенка.
       Деятельность  семейной сестры при работе  с  семьями,  имеющими
   детей преддошкольного и дошкольного возраста. Оценка физического  и
   нервно-психического   развития  ребенка.   Подготовка   ребенка   к
   посещению детского дошкольного учреждения.
       Приемы  ухода,  самоухода при работе с детьми  с  ограниченными
   возможностями     (двигательными,     сенсорными,     умственными).
   Психологическая помощь пациенту и его семье.
       Оценка   гармоничности  развития  детей  младшего  и   старшего
   школьного  возраста,  оценка  полового  развития  ребенка.  Половое
   воспитание школьников. Профилактика токсикомании, наркомании.
       Планирование   и   осуществление  сестринского   процесса   при
   функциональных нарушениях, заболеваниях ребенка.
       Роль  сестры  общей  практики в профориентации  детей  старшего
   школьного возраста и их семьи с учетом состояния здоровья.
   
       Содержание практических занятий.
       Деятельность семейной сестры при работе с беременной женщиной и
   ее семьей.
       Обучение  приемам  ухода  за  новорожденным,  консультации   по
   приобретению  необходимых  для  новорожденного  предметов  обихода,
   одежды, средств ухода.
       Мотивация  беременной  и ее окружения на грудное  вскармливание
   будущего ребенка.
       Деятельность сестры общей практики при работе с семьей, имеющей
   новорожденного, ребенка грудного возраста.
       Обучение  и  консультации  по  основным  потребностям   ребенка
   раннего возраста.
       Консультации по вскармливанию ребенка, питанию кормящей матери.
   Обучение  правилам  введения докорма при  смешанном  вскармливании.
   Обучение  правилам  и  технике введения прикорма.  Консультация  по
   приготовлению пищи для ребенка грудного возраста.
       Уход   за   ребенком   в   раннем  неонатальном   периоде   при
   физиологических состояниях новорожденного.
       Обучение приемам закаливания, массажа, гимнастики, режиму  дня,
   прогулкам.
       Гигиеническое обучение родителей мерам поддержания безопасности
   ребенка.
       Проведение  иммунопрофилактики.  Планирование  профилактических
   прививок,    составление   индивидуального   календаря   проведения
   профилактических прививок.
       Обучение  родителей вопросам подготовки ребенка к  лабораторно-
   инструментальным методам исследования.
       Проведение антропометрии, участие в оценке физического,  психо-
   эмоционального  и познавательного развития детей разных  возрастных
   периодов.
       Планирование   и   осуществление  сестринского   процесса   при
   функциональных нарушениях, заболеваниях ребенка.
       Обучение  родителей приемам ухода за больным ребенком. Обучение
   семьи  приемам  ухода, обучению самоуходу при  работе  с  детьми  с
   ограниченными     возможностями     (двигательными,     сенсорными,
   умственными).
       Пропаганда   здорового  образа  жизни.  Проведение   санитарно-
   просветительской работы.
   
                     Модуль 9. Сестринская помощь
                  при заболеваниях внутренних органов
   
       Общая цель изучения модуля:
       Приобретение слушателем знаний и умений в оказании  сестринской
   помощи пациентам и его семье при заболеваниях внутренних органов.
       Конкретные цели изучения модуля:
       После  изучения  модуля  "Сестринская помощь  при  заболеваниях
   внутренних органов" слушатель
       Должен знать:
       - факторы риска в развитии заболеваний внутренних органов;
       - клинические проявления заболеваний;
       -   методы  внебольничной  диагностики  заболеваний  внутренних
   органов;
       -  методы  подготовки  пациентов к лабораторно-инструментальным
   исследованиям;
       -   особенности  течения  заболевания  внутренних   органов   у
   пациентов пожилого и старческого возраста, беременных женщин;
       - принципы лечения заболеваний внутренних органов;
       - особенности фармакотерапии при заболевании внутренних органов
   у   пациентов   пожилого  и  старческого  возраста,  беременных   и
   лактирующих женщин;
       - алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи;
       -  принципы  профилактики заболеваний внутренних органов  и  их
   обострений;
       - принципы диспансеризации, методы оценки ее эффективности;
       - принципы реабилитации;
       - особенности сестринского процесса при заболеваниях внутренних
   органов;
       - организацию сестринского ухода за инкурабельными пациентами в
   семье;
       -    методы   психологической   поддержки   пациентам   и   его
   родственникам.
       Должен уметь:
       -  выявлять  факторы  риска в развитии  заболеваний  внутренних
   органов;
       - выявить проблемы пациента в контексте семьи;
       -  осуществлять сестринский процесс при заболеваниях внутренних
   органов;
       -   планировать   мероприятия   по   профилактике   заболеваний
   внутренних органов и их обострений;
       -  подготовить пациента к лабораторно-инструментальным  методам
   исследования;
       - оказывать доврачебную неотложную помощь;
       -   проводить   диспансеризацию   пациентов   с   заболеваниями
   внутренних органов;
       - принимать участие в реабилитации пациентов;
       -  владеть  навыками консультирования и обучения членов  семьи,
   имеющих  пациента  (подростка,  взрослого,  пожилого  пациента)  по
   вопросам организации режима, адекватного питания, взаимодействия  с
   семьей  при  уходе  за ним и методам реабилитации,  самопомощи  при
   неотложных состояниях;
       -   оказать  доврачебную  сестринскую  неотложную  помощь   при
   заболеваниях внутренних органов;
       -  осуществлять сестринский уход за инкурабельными пациентами в
   семье;
       -   осуществлять  психологическую  поддержку  пациенту  и   его
   родственникам.
   
                     Содержание учебного материала
   
       Содержание теоретических занятий.
       Факторы риска развития заболеваний органов дыхания:
       - ОРВИ;
       - острого и хронического бронхитов;
       - внебольничной пневмонии;
       - бронхиальной астмы.
       Клинические   проявления,  внебольничные  методы   диагностики,
   принципы лечения и профилактики, реабилитации.
       Особенности  сестринского  процесса  при  заболеваниях  органов
   дыхания.
       Методы   подготовки   к  лабораторно-инструментальным   методам
   исследования.
       Особенности  течения  заболеваний органов дыхания  у  пациентов
   пожилого и старческого возраста, беременных женщин.
       Особенности   применения  лекарственных  препаратов   пациентам
   пожилого   и   старческого  возраста,  беременным   и   лактирующим
   женщинам.
       Роль  семейной сестры в работе с пациентами и семьей  в  астма-
   школе.
       Алгоритмы   оказания   доврачебной   неотложной   помощи    при
   заболеваниях органов дыхания.
       Планирование  мероприятий по профилактике  заболеваний  органов
   дыхания, их возникновения и обострения.
       Методы психологической поддержки инкурабельным пациентам и  его
   родственникам.
       Методы   консультирования  и  обучения  членов  семьи,  имеющих
   пациента  (подростка,  взрослого, пожилого  пациента)  по  вопросам
   организации  режима, адекватного питания, взаимодействия  с  семьей
   при  уходе за ним и методам реабилитации, самопомощи при неотложных
   состояниях.
       Факторы риска развития аллергических заболеваний:
       - респираторных аллергозах;
       - пищевой аллергии;
       - лекарственной аллергии;
       - анафилактического шока.
       Клинические   проявления,  внебольничные  методы   диагностики,
   принципы   лечения,   профилактики  и   реабилитации.   Особенности
   сестринского  процесса  при аллергических  заболеваниях.  Алгоритмы
   оказания  доврачебной неотложной помощи при анафилактическом  шоке.
   Перечень    лекарственных   средств,   необходимых   для   оказания
   неотложной   помощи   при   анафилактическом   шоке.   Планирование
   мероприятий   по   профилактике   аллергических   заболеваний,   их
   возникновения и обострений.
       Факторы   риска   в  развитии  заболеваний  сердечно-сосудистой
   системы:
       - гипертонической болезни;
       - ишемической болезни сердца;
       - инфаркта миокарда;
       - атеросклероза;
       - хронической сердечной недостаточности.
       Клинические   проявления,  внебольничные  методы   диагностики,
   принципы лечения и профилактики, реабилитации.
       Особенности  сестринского процесса при  заболеваниях  сердечно-
   сосудистой системы.
       Методы   подготовки   к  лабораторно-инструментальным   методам
   исследования.
       Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой  системы  у
   пациентов  пожилого  и  старческого  возраста,  беременных  женщин,
   подростков.
       Особенности   применения  лекарственных  препаратов   пациентам
   пожилого   и   старческого  возраста,  беременным   и   лактирующим
   женщинам.
       Алгоритмы   оказания   доврачебной   неотложной   помощи    при
   заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
       Планирование мероприятий по профилактике заболеваний  сердечно-
   сосудистой системы, их возникновения и обострений.
       Организация работы школы артериальной гипертонии.
       Методы   консультирования  и  обучения  членов  семьи,  имеющих
   пациента  (подростка,  взрослого, пожилого  пациента)  по  вопросам
   организации  режима, адекватного питания, взаимодействия  с  семьей
   при  уходе за ним и методам реабилитации, самопомощи при неотложных
   состояниях.
       Методы  психологической  поддержки  пациентам  с  заболеваниями
   сердечно-сосудистой системы и его родственникам.
       Факторы  риска  в  развитии заболеваний органов  пищеварения  и
   почек:
       - гастритов;
       - язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;
       - хронических болезнях кишечника;
       - синдроме раздраженного кишечника;
       - дисбактериоза кишечника;
       - хронического холецистита;
       - хронического панкреатита;
       - пиелонефрита;
       - гломерулонефрита;
       - хронической почечной недостаточности.
       Клинические   проявления,  внебольничные  методы   диагностики,
   принципы лечения и профилактики, реабилитации.
       Особенности  сестринского  процесса  при  заболеваниях  органов
   пищеварения и почек.
       Методы   подготовки   к  лабораторно-инструментальным   методам
   исследования.
       Особенности течения заболеваний органов пищеварения и  почек  у
   пациентов  пожилого  и  старческого  возраста,  беременных  женщин,
   подростков.
       Особенности   применения  лекарственных  препаратов   пациентам
   пожилого   и   старческого  возраста,  беременным   и   лактирующим
   женщинам.
       Алгоритмы   оказания   доврачебной   неотложной   помощи    при
   заболеваниях органов пищеварения и почек.
       Планирование  мероприятий по профилактике  заболеваний  органов
   пищеварения и почек, их возникновения и обострений.
       Методы  психологической  поддержки  пациентов  с  заболеваниями
   органов пищеварения и почек и его родственников.
       Методы   консультирования  и  обучения  членов  семьи,  имеющих
   пациента   (больного   ребенка,  подростка,   взрослого,   пожилого
   пациента)  по  вопросам  организации режима,  адекватного  питания,
   взаимодействия  с  семьей при уходе за ним и методам  реабилитации,
   самопомощи при неотложных состояниях.
       Факторы   риска   развития  заболеваний  эндокринной   системы,
   расстройств питания и нарушения обмена веществ:
       - болезней щитовидной железы;
       - сахарного диабета;
       - ожирения;
       - недостаточности питания.
       Клинические   проявления,  внебольничные  методы   диагностики,
   принципы лечения и профилактики, реабилитации.
       Особенности  сестринского процесса при заболеваниях эндокринной
   системы.
       Методы   подготовки   к  лабораторно-инструментальным   методам
   исследования.
       Особенности течения заболеваний эндокринной системы у пациентов
   пожилого и старческого возраста, беременных женщин, подростков.
       Особенности   применения  лекарственных  препаратов   пациентам
   пожилого   и   старческого  возраста,  беременным   и   лактирующим
   женщинам.
       Алгоритмы   оказания   доврачебной   неотложной   помощи    при
   заболеваниях эндокринной системы.
       Планирование    мероприятий    по   профилактике    заболеваний
   эндокринной системы, их возникновения и обострений.
       Методы  психологической  поддержки  пациентам  с  заболеваниями
   эндокринной системы и его родственникам.
       Роль семейной сестры в работе с пациентами в "школе диабета".
       Методы   консультирования  и  обучения  членов  семьи,  имеющих
   пациента   (больного   ребенка,  подростка,   взрослого,   пожилого
   пациента)  по  вопросам  организации режима,  адекватного  питания,
   взаимодействия  с  семьей при уходе за ним и методам  реабилитации,
   самопомощи при неотложных состояниях.
       Факторы риска развития заболеваний крови:
       - лейкозы;
       - анемии;
       - геморрагические диатезы.
       Клинические   проявления,  внебольничные  методы   диагностики,
   принципы лечения и профилактики, реабилитации.
       Особенности сестринского процесса при заболеваниях крови.
       Методы   подготовки   к  лабораторно-инструментальным   методам
   исследования.
       Особенности  течения заболеваний крови у пациентов  пожилого  и
   старческого возраста, беременных женщин, подростков.
       Особенности   применения  лекарственных  препаратов   пациентам
   пожилого   и   старческого  возраста,  беременным   и   лактирующим
   женщинам.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное