Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРИНЯТ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 16.11.2006 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 27-15 НА 27-ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   порядку использования;
       - популяризацию туризма и содействие его развитию;
       -  разработку собственных стандартов туристского, гостиничного,
   экскурсионного   и   другого   обслуживания,   одобрение   кодексов
   устоявшейся практики и правил профессиональной этики;
       -  разработку  и внедрение собственных систем контроля качества
   туристских услуг и услуг предприятий туристской индустрии;
       -     совершенствование     образовательных     программ     по
   профессиональному  обучению  в  отрасли  туризма,  повышение уровня
   профессиональной  подготовки  работников  и  специалистов в отрасли
   туризма;
       -  проведение научных исследований в сфере туризма и туристской
   индустрии, маркетинговых и консалтинговых работ;
       -  ведение  юридической  защиты  граждан  и разрешение споров в
   сфере туризма (третейский суд);
       -    образование   фондов   поддержки   и   развития   туризма,
   благотворительных   фондов,   консолидацию   финансовых  средств  и
   направление  их  на  решение  задач развития и поддержки туризма, в
   том  числе  на  поддержку  социального  туризма,  а также на защиту
   финансовой ответственности их членов.
       6.   Общественные   организации   функционируют   на  принципах
   саморегулируемых  организаций в отрасли туризма и взаимодействуют с
   государственными   структурами   и  уполномоченным  государственным
   органом по туризму.
   
       Статья   53.  Общественный  совет  по  туризму,  его  статус  и
   правовое положение
   
       1.  Общественный  совет  по  туризму учреждается высшим органом
   законодательной   власти   государства   и   является   независимой
   общественной  организацией, главная цель которой - консультативное,
   методическое,    научно-методическое    обеспечение   регулирования
   туристской    деятельности    и    активное    содействие   органам
   государственного   регулирования   туризма  и  туристской  отрасли,
   органам   государственного   регулирования   туризма  и  туристской
   индустрии  административно-территориальных  образований  дестинаций
   (туристской  индустрии  и  смежных отраслей, участвующих в создании
   национального, регионального и местного туристского продукта):
       -  в  достижении  гармоничного  развития туристского комплекса,
   действующего на цивилизованных основах;
       -   рациональном   и  эффективном  использовании  национального
   достояния    -    уникальных   туристских   ресурсов   страны   для
   удовлетворения потребностей и прав граждан на путешествия и отдых;
       -  повышении  доходности  туристского  комплекса  и  туристской
   деятельности  для  бюджетов  всех  уровней  и участников туристской
   деятельности;
       -  защите  прав  и  законных  интересов  граждан  (туристов)  в
   условиях  чрезвычайных  ситуаций, природных и техногенных катастроф
   за пределами территории государства;
       -   борьбе   с   криминалом   и  коррупцией  в  сфере  туризма,
   противоправным использованием туризма и его методов;
       -   гармоничном   продвижении   национального  и  регионального
   туристского  продукта  на  отечественный  и мировой рынки, создании
   устойчивого   имиджа   государства   как  зоны,  благоприятной  для
   туризма.
       2.  В  своей  деятельности общественный совет взаимодействует с
   профильными  комитетами  законодательного органа и посредством их с
   правительством  и  органами исполнительной власти, министерствами и
   ведомствами,  другими  органами  исполнительной  и  законодательной
   власти   в  регионах  и  на  местах,  производственными,  учебными,
   общественными    организациями   по   принадлежности   к   предмету
   деятельности.  Решения  общественного совета носят рекомендательный
   характер.
       3.   Правовую   основу  деятельности  общественного  совета  по
   туризму   составляют   конституция,  действующее  законодательство,
   указы   и   распоряжения   президента,   распоряжения   и   приказы
   уполномоченного  государственного  органа  по туризму, региональное
   законодательство,   международные   акты,   конвенции,  соглашения,
   участником  которых  является  государство,  а  также  положение об
   общественном совете по туризму.
       4. Основными функциями общественного совета являются:
       1) функции общественного контроля:
       а)  деятельности  органов исполнительной власти всех уровней, в
   том        числе        органов        исполнительной        власти
   административно-территориальных образований дестинаций;
       б)  соблюдения международного, национального законодательства и
   региональных программ в сфере туризма и туристской индустрии;
       в)   расходования   государственных  бюджетных  и  внебюджетных
   средств, выделяемых на развитие туризма и туристской индустрии;
       2)    функции    координации    деятельности   законодательных,
   исполнительных,   производственных  и  общественных  организаций  в
   сфере туризма и туристской индустрии;
       3)   развитие   и  совершенствование  методологии  выявления  и
   оценки,  прогнозирования угроз экономической безопасности личности,
   общества  и  государства,  а также оценка проводимых мероприятий по
   обеспечению  безопасности  государства  в  сфере туризма и смежных,
   сопровождающих и вытекающих из туристской деятельности областях;
       4)   аналитические   и   рекомендательные   функции   в   сфере
   государственного  регулирования  деятельности  в  области туризма и
   смежных  областях, создания правового пространства для установления
   эффективных    отношений    участников   туристской   деятельности,
   обеспечивающих  гарантии  соблюдения  прав  человека при совершении
   путешествий  и  ином  проведении  времени  отдыха,  предоставляемые
   конституцией;
       5)   защита  прав  потребителей  и  производителей  туристского
   продукта, третейское разрешение возникающих споров;
       6)    выявление    и   предупреждение   случаев   коррупции   и
   злоупотребления служебным положением государственных чиновников.
       5.    Основными    методами   достижения   поставленных   целей
   общественного совета по туризму являются:
       -     разработка    рекомендаций    по    формированию    основ
   государственной  и  региональной  политики  в сфере национального и
   международного туризма;
       -  проведение  сравнительного анализа теоретических положений и
   практических  мероприятий  по реализации государственной политики в
   развитии  туризма  и  туристской  индустрии в аспектах национальной
   безопасности высокоразвитых зарубежных стран;
       -  участие  в  рассмотрении  и  оценке  информации  о состоянии
   развития  туризма  и  туристской индустрии в государстве в аспектах
   национальной    экономической    безопасности,   об   использовании
   ресурсной  базы  (туристских  ресурсов - национального достояния) и
   об угрожающих факторах;
       -    проведение   комплексной   научной   экспертизы   проектов
   концепций,   аналитических   документов,  формирования  туристского
   комплекса,  государственной  политики  в  сфере  туризма и развития
   туристской    индустрии,    включая    вопросы   визового   режима,
   приграничных  отношений  и  туристской  деятельности, экспертизы по
   научно-организационным,        экономическим,        экологическим,
   международным  и  правовым вопросам в связи с туризмом и туристской
   деятельностью в аспектах экономической безопасности государства;
       -   научная   проработка   вопросов   обеспечения  национальной
   безопасности  государства  и  экспертиза  предложений  по важнейшим
   направлениям   государственной   политики   в   отношении  развития
   внутреннего  и  международного  туризма, в сфере обеспечения прав и
   свобод   граждан  и  личности,  общества  и  государства,  развития
   информационной   инфраструктуры,   разработки  мер  по  обеспечению
   независимости и государственной целостности;
       -  разработка рекомендаций и предложений, проведение экспертизы
   и  выдача  заключений  по  проектам  законодательных  и нормативных
   актов всех уровней, как национальных, так и региональных;
       -  разработка рекомендаций и предложений, проведение экспертизы
   и  выдача  заключений  по  проектам  адресных  и  целевых  (и иных)
   национальных  и региональных программ развития туризма и туристской
   индустрии;
       -  проведение научного анализа и экспертизы разрабатываемых мер
   и  оперативных  решений  по  предотвращению чрезвычайных ситуаций в
   связи     с     туристской     деятельностью     с    существенными
   социально-политическими, экономическими и иными последствиями;
       -  консультационная  деятельность  и выработка рекомендаций для
   органов  исполнительной  и законодательной власти всех уровней, для
   общественных   организаций,   предприятий   туристской   отрасли  и
   отраслей  гостеприимства  и  аттракций,  торговли и иных, прямо или
   опосредованно  участвующих  в создании национального, регионального
   и местного туристского продукта;
       -  содействие  органам  наркоконтроля,  таможни  и  пограничных
   служб  в  предупреждении,  выявлении  и  пресечении  противоправных
   действий участников туристской деятельности;
       -  контроль  за законностью осуществления туристскими фирмами и
   предприятиями сферы туризма своей деятельности;
       -   участие   в   подготовке   аналитических  и  информационных
   материалов   для   руководителя   уполномоченного  государственного
   органа   по   туризму,   а   также   информационных   материалов  о
   деятельности общественного совета по туризму;
       -   подготовка   ежегодного   доклада  о  состоянии  туризма  и
   туристской индустрии.
       6.    Финансирование    деятельности    общественного    совета
   предусматривается из средств специального фонда по туризму.
       7.  Численность  состава  общественного  совета  по  туризму  и
   регламент    его    работы    определяются    учредителем.   Состав
   общественного  совета  формируется  из  представителей общественных
   организаций   туризма   и  туристской  индустрии  -  50  процентов,
   представителей  туристской  отрасли - 25 процентов и представителей
   региональной туристской администрации.
   
             Глава 12. ФОНДЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И
                          ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
   
       Статья 54. Фонды поддержки и развития туризма
   
       В  целях  эффективного  развития  отрасли,  освоения туристских
   ресурсов,  развития  туристских центров и формирования сети средств
   размещения    могут    создаваться    бюджетные    и   внебюджетные
   межгосударственные,  общегосударственные  (а  также региональные) и
   частные фонды поддержки туризма и туристской индустрии.
   
       Статья  55.  Специальный  фонд  развития  туризма  и туристской
   индустрии
   
       1.   В   целях  реализации  государственных  программ  развития
   туризма   и   туристской   индустрии   правительством   государства
   учреждается   специальный   фонд   поддержки  и  развития  туризма.
   Управление   специальным   фондом   поддержки  и  развития  туризма
   осуществляется  уполномоченным  государственным  органом по туризму
   при участии общественного совета.
       2. Специальный фонд поддержки и развития туризма формируется:
       -  из  бюджетных  ассигнований  в  соответствии  с  программами
   развития туризма, утвержденными правительством;
       -  добровольных взносов хозяйствующих субъектов, осуществляющих
   туристскую деятельность;
       -   25  процентов  средств  от  выдачи  туристских  лицензий  и
   патентов, обязательной туристской экспертизы объектов;
       -  10  процентов  средств  от грантов на научные исследования и
   разработки в сфере туризма;
       - пожертвований частных лиц и спонсорских поступлений;
       - поступлений от туристских лотерей и облигационных займов;
       - внебюджетных средств на поддержку и развитие туризма;
       - других средств в соответствии с законодательством.
       3.  Из  средств специального фонда поддержки и развития туризма
   и  туристской  индустрии  финансируются  программы  и  мероприятия,
   включенные   в   программы   развития   туризма,   в  том  числе  в
   первоочередном порядке:
       -  программы и деятельность по созданию, развитию и продвижению
   национального туристского продукта;
       -         пропагандистская,         представительская         и
   рекламно-информационная  деятельность  в сфере туризма, в том числе
   за рубежом;
       -  научная деятельность в сфере туризма, в том числе мониторинг
   туристских      ресурсов,      изучение      туристского     рынка,
   информационно-справочная деятельность в сфере туризма;
       -   программы   охраны   и   сохранения   окружающей   среды  и
   историко-культурных объектов природного и культурного наследия;
       -   образовательная  деятельность  по  подготовке  и  повышению
   квалификации   кадров   в   сфере   туризма   (именные   стипендии,
   образовательные   гранты,  а  также  гранты  аспирантам  и  научным
   работникам на научные исследования и для написания диссертаций);
       - проекты и деятельность в сфере социального туризма;
       - кредитование инвестиционных проектов;
       - деятельность общественного совета по туризму.
       4.   Средства   специального  фонда  могут  использоваться  для
   оказания   помощи   туристам,   находящимся   в  районах  бедствия,
   чрезвычайных  ситуаций, экстренного возвращения туриста на родину в
   форс-мажорных    обстоятельствах,    а   также   для   оперативного
   финансирования    покрытия    (возмещения)    рисков    банкротства
   организаторов  туризма,  имеющих  установленные финансовые гарантии
   обеспечения  своей  деятельности (банковскую гарантию или страховой
   полис).
       5.  Выбор  подрядчиков и финансирование работ осуществляются на
   конкурсной основе в условиях гласности.
       6.  Уполномоченный  государственный  орган  по туризму ежегодно
   представляет   правительству   отчет   об   использовании   средств
   специального  фонда поддержки и развития туризма. Отчет публикуется
   в средствах массовой информации.
   
                     Глава 13. БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА
   
       Статья 56. Обеспечение безопасности туризма
   
       1.  Безопасность  туризма  включает  в  себя комплекс правовых,
   организационных,     социально-экономических    и    других    мер,
   направленных  на  обеспечение  личной безопасности граждан в случае
   наличия    вредных   факторов   (факторов   риска,   а   именно   -
   травмоопасности,  пожароопасности,  воздействия  окружающей  среды,
   биологического  воздействия,  психофизических  нагрузок,  опасности
   вредных   излучений,   повышенной  запыленности  и  загазованности,
   других   специфических   факторов   риска)  при  занятии  туризмом,
   сохранности  их  имущества, чести и достоинства, ненанесение ущерба
   окружающей  природной  среде,  а  также систему мер противодействия
   использованию  туризма  в  целях  терроризма,  незаконной миграции,
   контрабанды,  перевозки  наркотиков,  сексуальной,  трудовой и иной
   эксплуатации граждан.
       2.  Безопасность туризма на территории дестинации гарантируется
   государством.     Государственные    власти    дестинации    должны
   обеспечивать  защиту  туристов и посетителей, а также их имущества;
   они   должны   уделять  особое  внимание  безопасности  иностранных
   туристов,    учитывая    их    особую   потенциальную   уязвимость;
   содействовать  принятию  конкретных  мер по информированию, защите,
   страхованию   и   помощи,   отвечающих   потребностям   иностранных
   туристов.   Необходимо   строго   преследовать   в  соответствии  с
   национальным  законодательством  покушения, нападения, ограбления и
   угрозы,  касающиеся  туристов  и работников туристской индустрии, а
   также   преднамеренное   нанесение  ущерба  туристским  объектам  и
   объектам культурного и природного наследия.
       3.  Государство  гарантирует  своим  гражданам,  пребывающим за
   рубежом  в  целях  туризма,  в  необходимых  случаях  достаточную и
   эффективную  защиту и покровительство, а также эффективную помощь в
   случаях чрезвычайных ситуаций и бедствий.
       4.  При  разработке  туристских маршрутов должны отрабатываться
   эффективные   правовые,   организационные,   технические   и   иные
   мероприятия  по  снижению  до  приемлемого  уровня факторов риска и
   предусматриваться  необходимые  меры  для  обеспечения безопасности
   граждан  и  других  участников  туристской  деятельности.  В  целях
   обеспечения  безопасности туризма территории дестинации, по которым
   проходят   туристские   маршруты   и   туристские   тропы,   должны
   оборудоваться  надлежащими  информационными  знаками,  графическими
   символами и обозначениями единой системы.
       5.   До   начала   тура   организаторы  туризма  и  исполнители
   туристских  услуг  обязаны обеспечивать туристов напрямую или через
   туроператоров  (турагентов)  необходимой и достаточной информацией,
   инструкциями  и  правилами  по обеспечению безопасности туристов на
   всех  этапах  тура,  об  особенностях  и  потенциальных  опасностях
   данного  региона,  составленными  на  государственном  языке  и,  в
   случае    обслуживания    иностранных    граждан,    на   доступном
   (общепринятом)  языке,  а  также  информировать  туристов о порядке
   расследования   и   оформления  акта  о  непредвиденных  ситуациях,
   несчастных случаях и т.д.
       6.  В договор на оказание туристских услуг, осуществление тура,
   реализацию   туристского  продукта  должно  быть  включено  условие
   возможности  мотивированного  одностороннего  отказа  гражданина от
   исполнения  такого  договора  в  связи  с  наступлением  после  его
   заключения  обстоятельств,  свидетельствующих  о  возникновении или
   возможности    возникновения   в   планируемом   месте   пребывания
   (дестинации)  туристов  угрозы  безопасности  их  жизни и здоровья,
   опасности   причинения  вреда  их  имуществу,  при  этом  возникает
   обязанность   возмещения  гражданам  оплаченных,  но  не  оказанных
   услуг.  В  первую  очередь такими условиями является информирование
   граждан  и  иных  участников туристской деятельности уполномоченным
   государственным  органом  по  туризму или иным компетентным органом
   государственной  власти  о  нежелательности  въезда  в  иностранное
   государство, в котором возникла чрезвычайная ситуация.
       7.  Уполномоченный государственный орган по туризму информирует
   участников  туристской деятельности об угрозе безопасности туристов
   в   месте   пребывания   (природных  или  техногенных  катастрофах,
   террористической    угрозе,    неблагоприятной    социальной    или
   политической   обстановке).   Информация   должна   соответствовать
   серьезности  ситуаций и ограничиваться теми географическими зонами,
   в  которых  подтверждены  проблемы с безопасностью. Данные сведения
   не   должны   наносить  неоправданного  или  несоразмерного  ущерба
   туристской индустрии места временного пребывания.
       8.  Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)
   которых   являются   государственные   органы,   незамедлительно  и
   безвозмездно  предоставляют  государственным органам исполнительной
   власти  в  сфере  туризма  возможность  публиковать  информацию  об
   угрозе   безопасности   туристов   и   возникновении  обстоятельств
   природных, техногенных катастроф и случаев терроризма.
       9.  Субъекты  туристской индустрии самостоятельно разрабатывают
   конкретные   мероприятия   по  обеспечению  безопасности  туристов,
   экскурсантов,   в   том   числе  по  предотвращению  травматизма  и
   несчастных  случаев,  в  соответствии  со  стандартами безопасности
   туристских услуг и несут ответственность за их выполнение.
       10.   С   целью   обеспечения  безопасности  туристов  субъекты
   туристской индустрии обязаны:
       -  осуществлять  подготовку  безопасных  условий для пребывания
   туристов,  обустройство  трасс  походов,  прогулок, экскурсий, мест
   проведения    соревнований,    обеспечение    туристов    исправным
   снаряжением и инвентарем;
       -  проводить  обучение  туристов  и  экскурсантов использованию
   средств  профилактики  и  защиты  от  травм  и  несчастных случаев,
   инструктаж по предоставлению первой медицинской помощи;
       -  предоставлять  туристам исчерпывающие и достаточные сведения
   об  особенностях  тура,  а  также  об опасностях, которым они могут
   подвергнуться     при     занятии    туризмом,    и    осуществлять
   предупредительные    меры,    направленные    на   обеспечение   их
   безопасности;
       -  осуществлять  контроль  за  подготовкой  и профилактикой мер
   безопасности туристов и экскурсантов.
       11.  Субъекты туристской индустрии, осуществляющие деятельность
   по   организации   активного   передвижения   туристов,   а   также
   организации  массового  отдыха туристов в горных и спелеологических
   районах     должны     пользоваться     услугами    профессионально
   подготовленных  инструкторов  по  туризму,  имеющих соответствующую
   квалификацию  и опыт прохождения туристских маршрутов и обеспечения
   безопасности туристов при их прохождении.
       12.   Субъекты  туристской  индустрии  обязаны  незамедлительно
   информировать  органы  исполнительной власти и заинтересованных лиц
   о  чрезвычайных происшествиях с туристами во время поездки, а также
   о невозвратившихся туристах.
       13.   Туристы,   предполагающие   совершить  тур  (путешествие,
   туристскую  поездку)  в  государство  (место) пребывания, в котором
   они    могут    подвергнуться    повышенному   риску   инфекционных
   заболеваний,   обязаны  проходить  профилактику  в  соответствии  с
   международными   медицинскими  требованиями  Всемирной  организации
   здравоохранения.
       14.  Органы местного самоуправления места временного пребывания
   обязаны    обеспечивать    туристам    (экскурсантам)   возможность
   беспрепятственного  получения  медицинской,  правовой  и иных видов
   неотложной  помощи,  а  в  необходимых случаях - доступ к средствам
   связи.
       15.  Оказание  необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в
   пределах        территории        государства,       осуществляется
   специализированными    службами,    определяемыми   правительством.
   Перечень   специализированных   служб  определяется  постановлением
   правительства.
       16.  Власти  государств, направляющих и принимающих туристов, в
   контакте  с заинтересованными участниками туристской деятельности и
   их   ассоциациями   должны   обеспечивать   принятие  и  соблюдение
   туристскими   компаниями   правил  и  обязательств  по  репатриации
   туристов  в  случае  несостоятельности  компаний, организовавших их
   поездки.  В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство
   принимает  меры  по  защите интересов туристов (экскурсантов и иных
   лиц)  за пределами государства, в том числе меры по их эвакуации из
   страны временного пребывания.
       17.  Координацию  деятельности  и взаимодействия между органами
   государственной    власти,    органами    государственной    власти
   административно-территориальных  образований,  а  также субъектами,
   осуществляющими     туристскую     деятельность,     перевозчиками,
   дипломатическими  представительствами  иностранных  государств,  на
   территории  которых  произошли  чрезвычайные ситуации, осуществляет
   орган,     назначенный     правительством,    или    уполномоченный
   государственный орган по туризму.
       18.   Президент   государства,   а   также   по  его  поручению
   правительство   разрабатывают   и  организуют  выполнение  программ
   обеспечения защиты и безопасности туристов.
   
       Статья 57. Страхование туристов
   
       1.  Организаторы  туризма,  одновременно с заключением договора
   продажи  туристского  продукта,  тура,  оказания  услуг туристского
   обслуживания,     обязаны     застраховать    риск    возникновения
   непредвиденных   расходов   туриста   в  период  его  пребывания  в
   туристской  поездке,  в  том числе за рубежом. В общем случае - это
   обязательное  медицинское  страхование  (от внезапного заболевания,
   несчастного  случая  с  покрытием медицинских расходов, страхование
   жизни).
       2.    Организатор    туризма   должен   предлагать   заказчикам
   страхование  депозитов,  иных  сумм  по предварительным договорам и
   расходам   на  подготовку  туристского  обслуживания  (путешествия,
   поездки)  на  случай отказа в выезде, в выдаче визы или невыезда по
   другим  определенным  причинам,  не  зависящим  от заказчика. Отказ
   заказчика  от  данного  вида  страхования  обусловливает  отнесение
   расходов по такому случаю на его риск и за его счет.
       3.   Минимальный   размер  страхового  возмещения  по  договору
   страхования    определяется    в    соответствии   с   требованиями
   законодательства  государства (дестинации) временного пребывания, в
   том   числе   законодательства  иностранного  государства  -  места
   временного  пребывания  туристов,  но  в любом случае не может быть
   менее суммы, эквивалентной 25 тысячам американских долларов.
       4.  Страхование  туристов выполняется страховыми организациями,
   имеющими лицензию на право осуществления данного вида страхования.
       5.   Обязательное   страхование   на   этапах  любой  перевозки
   осуществляется  по  правилам  страхования данного вида услуг (услуг
   перевозки).    При   осуществлении   программ   выездного   туризма
   обязательным  является  страхование  рисков, связанных с ситуациями
   природного и техногенного характера, а также терроризма.
       6.  Страховой  полис  должен  быть  оформлен на государственном
   языке   и   общепринятом  языке  туристского  региона  (страны)  по
   принадлежности направления туристской поездки за рубеж.
       7.  Правительство  вправе  установить к туристам, въезжающим на
   территорию   государства,  требование  о  наличии  свидетельства  о
   страховании жизни и здоровья.
   
       Статья  58.  Финансовая ответственность организаторов туризма и
   исполнителей туристских услуг
   
       1.   Организаторы  туризма  (туроператоры),  а  также  основные
   исполнители  туристских  услуг  (перевозчики  и предприятия средств
   размещения)   обязаны   предоставить  субсидиарно  (пропорционально
   стоимости   услуг  от  общей  стоимости  оплачиваемого  туристского
   продукта)  финансовые гарантии (или страхование) своей деятельности
   и  состоятельности,  а также на случай банкротства или невыполнения
   обязательств,  вытекающих  из  договора между ними и заказчиком или
   потребителем.
       Такими событиями признаются нарушения обязательств в части:
       -  выезда  в  туристскую  поездку или возвращения потребителя в
   исходный  пункт  поездки,  если  договор  предусматривает  оказание
   услуг по перевозке пассажиров;
       -  оказания  потребителю  услуг  по его размещению, в том числе
   при   возвращении   в   исходный   пункт   поездки,   если  договор
   предусматривает оказание таких услуг;
       -    возврата   потребителю   суммы   предоплаты   (возвратного
   депозита),  в  случае  если  поездка  не  состоялась,  либо выплаты
   компенсации за несостоявшуюся часть поездки.
       2.  Для целей настоящей статьи Закона туристская деятельность в
   дестинации  в  связи  с  приемом  туристов  (въездной  и внутренний
   туризм)    по    договорам   агентирования,   а   также   поручения
   приравнивается к туроператорской.
       3.  Наличие  финансовых  гарантий,  предусмотренных  пунктом  1
   настоящей    статьи,    при    оказании    туристских    и    (или)
   туристско-экскурсионных     услуг     в     пределах    государства
   подтверждается  договором страхования ответственности или гарантией
   кредитного  либо  иного  финансового  учреждения.  Для  внутреннего
   туризма  размер  консолидированной  финансовой гарантии (страхового
   возмещения)  должен  составлять  1% от объема планируемого оборота,
   но не менее 10 тысяч американских долларов.
       4.  Наличие  финансовых  гарантий,  предусмотренных  пунктом  1
   настоящей    статьи,    при    оказании    туристских    и    (или)
   туристско-экскурсионных  услуг международного туризма (въездной или
   выездной     туризм)     подтверждается    договором    страхования
   ответственности  или  гарантией  кредитного  либо иного финансового
   учреждения.   При  оказании  услуг  международного  туризма  размер
   консолидированной  финансовой  гарантии  должен  составлять  1%  от
   объема  планируемого  оборота,  но  не менее 100 тысяч американских
   долларов.
       5.  При  заключении  договора  страхования  и  выдаче  гарантии
   кредитного  или  небанковского  финансового  учреждения учитываются
   имеющиеся  договоры  страхования  или  гарантии. Перечень страховых
   случаев  и предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи событий (ряда
   событий)  для  обеспечения финансовой ответственности организаторов
   туризма,   а   также   основных   исполнителей   туристских   услуг
   согласовывается уполномоченным государственным органом по туризму.
       6.  Планируемый  туристский  оборот  на  текущий  год  и размер
   финансовой   гарантии  заявляются  уведомлением  (с  подтверждающей
   документацией)     туроператором     в     установленном    порядке
   уполномоченному  государственному  органу  по  туризму  не  позднее
   ноября  года, предшествующего отчетному. При превышении заявленного
   туристского    оборота    туроператор   платит   штрафные   санкции
   уполномоченному  государственному органу по туризму в размере 1% от
   суммы   превышения   туристского  оборота.  Контроль  и  надзор  за
   правильностью  обеспечения  финансовой  ответственности возлагаются
   на уполномоченный государственный орган по туризму.
       7.  По  гарантии  кредитного  или  иного финансового учреждения
   либо  по  договору страхования ответственности организатора туризма
   (туроператора    или    турагента)   гарант   или   страховщик   за
   обусловленную   гарантией  либо  договором  плату  при  наступлении
   предусмотренного  пунктом 1 настоящей статьи события (ряда событий)
   обязан  возместить  физическому  или  юридическому  лицу понесенные
   убытки,  причиненные  вследствие  наступления  этого  события (ряда
   событий).
       8.    Гарантия    финансовой    ответственности    туроператора
   (турагента)  выдается  или договор страхования заключается в пользу
   неопределенного   круга   лиц,   за   исключением   уполномоченного
   государственного органа по туризму и его представительств.
       9.  Основанием для возмещения убытков и выплат, предусмотренных
   пунктом  7  настоящей  статьи,  является решение суда, вступившее в
   законную силу.
       10.    Саморегулируемые    организации   субъектов   туристской
   индустрии    могут    предоставлять    консолидированную   гарантию
   финансовой  ответственности  своих  членов из расчета 1/50 от общей
   суммы  гарантии  в  размере не менее 1 тысячи американских долларов
   на каждые 50 членов этой организации.
   
           Глава 14. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
                      И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИЗМА
   
       Статья   59.   Профессиональные   требования   и   квалификация
   работников в сфере туризма
   
       1.  К  деятельности  в  сфере туризма и туристской индустрии, в
   том   числе  к  формированию,  продвижению,  продаже  и  исполнению
   (оказанию)    туристских    услуг    (бронирования,    гостиничных,
   транспортных,  экскурсоводческих  и  др.), допускаются только лица,
   имеющие   надлежащее  профессиональное  образование,  подготовку  и
   переподготовку,    подтверждаемые    соответствующими    дипломами,
   аттестатами, сертификатами и т.д. (образовательный ценз).
       2.    Руководителем   организации,   а   также   индивидуальным
   предпринимателем,  осуществляющим  деятельность  в  сфере туризма и
   туристской  индустрии,  может  быть только гражданин государства по
   принадлежности   территории,   имеющий  высшее  или  послевузовское
   профессиональное  образование и стаж работы в туризме не менее трех
   лет.   Порядок  исчисления  стажа  работы  в  туризме  определяется
   законодательством государства.
       3.   Экскурсоводы   (гиды,  гиды-переводчики),  инструкторы  по
   туризму,  индивидуальные предприниматели и руководители юридических
   лиц,   осуществляющих   туристскую,   экскурсионную  и  гостиничную
   деятельность,    обязаны    проходить    обучение   по   программам
   дополнительного   профессионального  образования  в  сфере  туризма
   (переподготовку)   не   реже   одного  раза  в  три  года.  Порядок
   прохождения      обучения     по     программам     дополнительного
   профессионального  образования  в  сфере  туризма,  а также сроки и
   виды программ определяются законодательством государства.
       4.   Физическое   лицо,   имеющее  намерение  оказывать  услуги
   экскурсовода  (гида,  гида-переводчика),  инструктора  по  туризму,
   обязано  пройти проверку квалификации - аттестацию и аккредитацию в
   органе  исполнительной власти дестинации. Аттестация осуществляется
   в   форме   квалификационного   экзамена.  Лицам,  успешно  сдавшим
   квалификационный  экзамен,  выдается  квалификационный  аттестат на
   занятие   соответствующим   видом   деятельности.  Квалификационный
   аттестат  выдается  без  ограничения  срока  его действия. Владелец
   аттестата  вносится  в  реестр субъектов туристской индустрии. Срок
   аккредитации не должен превышать пяти лет.
   
       Статья 60. Профессиональная подготовка специалистов для туризма
   
       1.  Профессиональное образование в сфере туризма осуществляется
   образовательными     организациями,     имеющими     лицензии    на
   образовательную деятельность.
       2.       Профессиональная      подготовка,      переподготовка,
   послеуниверситетское  образование,  а  также повышение квалификации
   кадров  в  отрасли туризма и туристской индустрии осуществляются на
   основе   единых   образовательных   стандартов  государственными  и
   негосударственными   средними   и   высшими  учебными  заведениями,
   аттестованными   и   аккредитованными   в   порядке,   определенном
   законодательством.
       3.      Подготовка     отдельных     категорий     специалистов
   (гидов-переводчиков,    экскурсоводов,   спортивных   инструкторов,
   проводников   и  т.п.),  а  также  переподготовка  профессиональных
   кадров   по   определенному  образовательному  и  квалификационному
   уровню   могут   осуществляться   в   порядке,   установленном  для
   специализированных образовательных учреждений.
       4.  Уполномоченный  государственный  орган по туризму принимает
   участие   в   подготовке   учебных   планов   и  программ  обучения
   специалистов  в  отрасли  туризма,  их профессиональной подготовке,
   переподготовке   и   повышении  квалификации,  утверждает  перечень
   должностей       специалистов       туристского      сопровождения,
   квалификационные    требования    к    ним,    порядок   аттестации
   экскурсоводов и гидов-переводчиков.
       5.   Направления  и  специальности  программ  профессионального
   образования,   а   также   виды   документов   о   профессиональном
   образовании   в   сфере   туризма   определяются  законодательством
   государства об образовании.
   
       Статья   61.   Взаимное   признание  образовательных  дипломов,
   аттестатов и сертификатов туристского образования и переподготовки
   
       Государства-участники  СНГ  осуществляют  подготовку кадров для
   сферы  туризма  по  единым  методикам, программам и образовательным
   стандартам.  В связи с этим они взаимно признают для целей туризма,
   в   том   числе   целей   лицензионных   условий   при  определении
   образовательного   ценза,   дипломы,   аттестаты,   сертификаты   и
   свидетельства  аккредитации  работников  сферы туризма, выданные на
   основании   прохождения   обучения   в   средних,   высших  учебных
   заведениях,  а  также  иных  образовательных учреждениях государств
   Содружества,  имеющих  государственную  аттестацию и аккредитацию в
   соответствии с действующим национальным законодательством.
   
       Статья 62. Научные исследования в сфере туризма
   
       1.    Научные   исследования   в   сфере   туризма   проводятся
   государственными  и  негосударственными, в том числе общественными,
   научными  учреждениями,  академиями,  институтами,  лабораториями и
   иными научными организациями в целях:
       -  формирования  унифицированных,  системно  упорядоченных  баз
   знаний,  понятий  и терминологии, фундаментальных основ знаний наук
   о туризме;
       -  научного  обеспечения  государственной  политики  в  отрасли
   туризма,  формирования  национальных  и  региональных  концепций  и
   программ    развития   туризма,   прогнозирования   и   определения
   перспектив  его развития, стратегического планирования деятельности
   по    формированию    национального,   регионального   и   местного
   туристского  продукта  и  его  продвижению  на внутренних и внешних
   рынках;
       -   формирования   и  совершенствования  правового  обеспечения
   государственной  политики  в  сфере  туризма, правового обеспечения
   деятельности в сфере туризма и туристской индустрии;
       -  разработки  методик классификации, учета и оценки туристских
   ресурсов,  методологии  создания  и  ведения баз знаний о туризме и
   туристских   ресурсах,   создания  и  ведения  реестров  туристских
   ресурсов  и  объектов,  субъектов  хозяйствования в сфере туризма и
   туристской    индустрии    и   кадастров   туристских   территорий,
   формирования   режима   их  охраны,  сохранения  и  восстановления,
   порядка использования;
       -  разработки  системы  стандартов  туристской  деятельности  и
   деятельности  в  индустрии  туризма,  систем  сертификации,  систем
   управления    качеством   и   классификации   объектов   туристской
   индустрии;
       -   разработки   единых   (генеральных)  правил  предоставления
   населению   комплексных   и  отдельных  туристских  услуг  и  услуг
   предприятий индустрии туризма;
       -  разработки  систем  и  методов  обеспечения  безопасности  в
   туризме;
       -  расчета и обоснования учета предельно допустимых нагрузок на
   объекты природного и культурного наследия и окружающей среды;
       -  разработки  методологии  и  проведения туристской экспертизы
   градостроительных,  дорожных  и  иных  проектов,  программ развития
   туризма;
       -  разработки  предложений  к проектам государственных целевых,
   региональных  и  местных  программ  развития  туризма,  а  также по
   определению  лицензионных условий и перечня должностей специалистов
   туристского   сопровождения,  квалификационных  требований  к  ним,
   совершенствованию   образовательных   стандартов   профессиональной
   подготовки специалистов в сфере туристской деятельности и т.п.
       2.  Определение приоритетных направлений, научное руководство и
   координация  научных  исследований  в  отрасли  туризма относятся к
   компетенции   Международной   туристской  академии  и  национальных
   академий туризма.
       3.   Финансирование   научных  исследований  осуществляется  из
   средств  целевых  государственных  и региональных программ развития
   туризма  бюджетов всех уровней и внебюджетных средств, привлеченных
   средств,  источников  финансирования  и  средств специального фонда
   развития туризма.
       4.  Для  проведения  научных  исследований  в  сфере  туризма и
   туристской  индустрии  привлекаются  научные  организации,  научные
   отделы  высших  и  средних  учебных заведений, общественные научные
   центры,   академии,   отраслевые   лаборатории   и   т.д.,  имеющие
   необходимые  научные квалифицированные кадры, опыт и знания в сфере
   туризма  и  туристской индустрии, а также имеющие в своей структуре
   научный или ученый совет.
   
                    Глава 15. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
      ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТУРИЗМЕ И ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОРЫ
       МЕЖДУ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ТУРИСТСКУЮ
                        ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ТУРИСТАМИ
   
       Статья  63.  Контроль за соблюдением законодательства о туризме
   и туристской деятельности
   
       1.  Нарушение  положений  настоящего  Закона  влечет  за  собой
   юридическую  ответственность  в  соответствии  с  законодательством
   государства.
       2. Нарушениями признаются:
       -  осуществление  видов  туристской  деятельности без лицензии,
   аккредитации, если таковая установлена законом;
       -   продолжение   осуществления   различных   видов  туристской
   деятельности   после  приостановления  действия  или  аннулирования
   лицензии субъекта туристской индустрии;
       -  осуществление  различных видов туристской деятельности через
   филиалы и по юридическим адресам, не указанным в лицензии;
       -  руководство  предприятием  в сфере туризма лицом, не имеющим
   надлежащего    профессионального    образования,    подтвержденного
   соответствующим дипломом, сертификатом, аттестатом;
       -  подделка  лицензии  или  ваучера,  а также пользование этими
   поддельными документами;
       -  торговля  туристским  продуктом  и (или) услугами, получение
   оплаты  за  таковые  при  условии  их  намеренного непредоставления
   потребителю в последующем;
       -  намеренное  введение в заблуждение потребителя о количестве,
   качестве,  составе,  времени и месте предоставления, программе тура
   и (или) услуг;
       -  осуществление  деятельности  на  принципах  недобросовестной
   конкуренции,  смешения  торговых  марок  и  знаков, эмблем и знаков
   обслуживания, обозначений, фирменных наименований.
       3.  Уполномоченный  государственный  орган  по туризму обладает
   правом  контроля  за  деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере
   туризма.
       4.   Контроль   деятельности   в  сфере  туризма  и  туристской
   индустрии  на местах осуществляется представителями уполномоченного
   государственного  органа по туризму при содействии органов местного
   управления.
       5.   Контроль   в   сфере  деятельности  туризма  и  туристской
   деятельности  вправе  осуществлять  специализированные общественные
   организации на местах.
   
       Статья 64. Разрешение споров
   
       1.   Споры  между  хозяйствующими  субъектами,  осуществляющими
   туристскую  деятельность,  и  туристами  разрешаются  по  взаимному
   согласию   в   соответствии   с  условиями  договора,  а  в  случае
   невозможности   прийти  к  мировому  соглашению  рассматриваются  в
   компетентной судебной инстанции общей юрисдикции.
       2.   По   соглашению   сторон   споры   могут  передаваться  на
   рассмотрение   в   третейские   суды   некоммерческих  общественных
   организаций  и  торгово-промышленных  палат  по  месту расположения
   ответчика.
   
                 Глава 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
   
       Статья 65. Международные договоры в сфере туризма
   
       Правовую  основу  международного сотрудничества в сфере туризма
   составляют международные договоры, конвенции, соглашения.
   
       Статья  66.  Национальные  представительства в сфере туризма за
   рубежом
   
       1.   В   целях   анализа   ситуации  и  содействия  продвижению
   национального  туристского  продукта  на  мировом  туристском рынке
   государства   и   отдельные   субъекты  государств  с  федеративным
   устройством   в   рамках   действующего   законодательства   вправе
   создавать представительства в сфере туризма за рубежом.
       2.  Порядок  создания,  организации  деятельности,  источники и
   порядок     финансирования,     имущественного,     кадрового     и
   информационного  обеспечения,  а также порядок ликвидации указанных
   представительств   определяются   правительством   государства   по
   принадлежности  в  соответствии  с международными договорами в этой
   сфере.
   
                   Глава 17. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья  67.  Ответственность  за  нарушение  законодательства о
   туристской деятельности
   
       1.   Нарушение   законодательства   о   туризме   и  туристской
   деятельности  влечет  за  собой  ответственность  в  соответствии с
   действующим законодательством государства.
       2.   Субъекты   хозяйствования  в  сфере  туризма  отвечают  за
   безопасность  обслуживаемых  ими  граждан  в пределах компетенции и
   договорных  обязательств,  а  также за причинение ущерба туристским
   ресурсам в результате их освоения и использования.
       3.  Государство,  обеспечивая  защиту  и сохранность окружающей
   природной  и  историко-культурной  среды,  объектов  культурного  и
   природного  наследия,  через  уполномоченные государственные органы
   по    туризму   приостанавливает,   ограничивает   или   прекращает
   деятельность  в  сфере  туристской  индустрии,  оказывающую вредное
   воздействие  на  окружающую  среду,  определяет  иные  меры  по  ее
   защите.
       4.  Граждане,  занимающиеся туризмом на территории государства,
   несут  ответственность  за  нанесение ущерба туристским ресурсам, а
   также окружающей природной среде.
       5.   Участники   туристской  деятельности  в  сфере  туризма  и
   туристской  индустрии  несут  ответственность  за непредоставление,
   нарушение  сроков  обязательной  статистической  отчетности  или за
   предоставление  искаженных  сведений  о  предпринимательской и иной
   экономической деятельности в сфере туристской индустрии.
   
   


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное