Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИКО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ (ПРОЕКТОВ) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. МДС 11-4.99 (УТВ. ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗОЙ ПРИ ГОССТРОЕ РФ 15.01.1997)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   предназначенных для расчета в зимний период.
       Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и
   сооружения по взаимной договоренности могут производиться  или  по
   установленной   норме   Сборника   сметных   норм   и   затрат  на
   строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91), или за
   фактически построенные  временные  здания  и  сооружения   (письмо
   Главценообразования Минстроя России от 07.06.96 N 12-194).
       При определении сметной стоимости строительства  расход  воды,
   необходимой  для промывки водопровода,  рекомендуется определять с
   использованием нормативных показателей расхода материалов: сборник
   22,  часть  2  "Водопровод - наружные сети",  введенный в действие
   письмом    Минстроя   России   от  15.12.94  N  ВБ-12-263  (письмо
   Главценообразования Минстроя России от 10.06.96 N 12-204).
       В соответствии  с  Постановлением   Правительства   Российской
   Федерации  от  01.07.95 N 661 "О внесении изменений и дополнений в
   Положение о составе затрат по производству и реализации  продукции
   (работ,  услуг),  включаемых  в  себестоимость  продукции  (работ,
   услуг),  и  о   порядке   формирования   финансовых   результатов,
   учитываемых  при  налогообложении  прибыли",  с 1 января 1997 года
   разрешено организациям создавать  страховые  фонды  (резервы)  для
   финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий
   аварий,  пожаров,  стихийных бедствий,  экологических катастроф  и
   других  чрезвычайных  ситуаций,  а также для страхования имущества
   строительной   организации,   жизни   работников   и   гражданской
   ответственности   за   причинение  вреда  имущественным  интересам
   третьих лиц.  Размер отчислений на указанные  цели,  включаемых  в
   себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  не  может превышать 1%
   объема реализуемой продукции (работ, услуг).
       В связи  с указанным Минстрой России сообщил,  что средства на
   покрытие затрат строительных  организаций  по  созданию  страховых
   фондов     (резервов)     в    пределах    нормы,    установленной
   законодательством  Российской  Федерации,  включаются  в  главу  9
   "Прочие  работы  и  затраты"  Сводного  сметного расчета стоимости
   строительства.
       Порядок включения    этих    средств    в    договор   подряда
   осуществляется в соответствии со статьей 742 Гражданского  кодекса
   Российской   Федерации   (письмо   Минстроя   России  от  16.04.96
   N ВБ-29/12-131 и от 12.05.96 N 29/12-163).
       2.10.4. Перечень   действующих   нормативных   документов,  на
   основании   которых    определяется    стоимость    строительства,
   прилагается.






                                                           Приложение
                                                       к разделу 2.10

                                ПЕРЕЧЕНЬ
                ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ МИНСТРОЯ
        (ГОССТРОЯ) РОССИИ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ
            ПРИ РАССМОТРЕНИИ РАЗДЕЛА "СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ"

       1. Методические  рекомендации  по определению величины сметной
   прибыли при формировании свободных цен на  строительную  продукцию
   (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12).
       2. Методические рекомендации  по  расчету  величины  накладных
   расходов  при определении стоимости строительной продукции (письмо
   Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12).
       3. Методические   рекомендации   по   определению   затрат  на
   строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат
   при  производстве  строительно  -  монтажных работ в зимнее время,
   затрат  на  содержание  заказчика  -  застройщика  и  технического
   надзора,   прочих   работ   и  затрат  при  определении  стоимости
   строительной  продукции  (письмо  Минстроя  России   от   03.11.92
   N БФ-925/12).
       4. Методические рекомендации по составлению  сметных  расчетов
   (смет)  на  строительные  и  монтажные  работы  ресурсным  методом
   (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12).
       5. Методические   рекомендации   по  использованию  текущих  и
   прогнозных   индексов   стоимости    при    составлении    сметной
   документации,    определении   свободных   (договорных)   цен   на
   строительную  продукцию  и  расчетах за выполненные работы (письмо
   Госстроя России от 31.05.93 N 12-133).
       6. Методические  рекомендации по определению сметной стоимости
   строительства на базе показателей на отдельные  виды  работ  (ПВР)
   (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146).
       7. Методические  рекомендации  о порядке применения нормативов
   накладных расходов в  строительстве  (письмо  Госстроя  России  от
   18.10.93 N 12-248).
       8. Основные положения (концепция) ценообразования  и  сметного
   нормирования   в   строительстве   в  условиях  развития  рыночных
   отношений (письмо Госстроя России от 22.10.93 N БЕ-19-21/12).
       9. Методические   рекомендации   по  формированию  укрупненных
   показателей  базовой  стоимости  на  виды  работ  и   порядку   их
   применения   для   составления  инвесторских  смет  и  предложений
   подрядчика   (УПБС  ВР)   (письмо   Госстроя  России  от  05.11.93
   N 12-275).
       10. Методические  рекомендации по формированию и использованию
   укрупненных показателей базисной  стоимости  (УПБС)  для  объектов
   жилищно  -  гражданского  назначения  (письмо  Госстроя  России от
   29.12.93 N 12-346).
       11. Методические  рекомендации по формированию и использованию
   укрупненных показателей базисной  стоимости  (УПБС)  строительства
   зданий  и сооружений производственного назначения (письмо Госстроя
   России от 29.12.93 N 12-347).
       12. СП 81-01-94.   Свод  правил   по   определению   стоимости
   строительства   в  составе  предпроектной  и  проектно  -  сметной
   документации.
       13. Порядок  определения  стоимости  строительства и свободных
   (договорных) цен на строительную  продукцию  в  условиях  развития
   рыночных отношений (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349).
       14. Сборник методических рекомендаций по определению стоимости
   строительства   и   свободных  (договорных)  цен  на  строительную
   продукцию в условиях развития рыночных отношений.
       15. СНиП 82-01-95.  Разработка и применение норм и  нормативов
   расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения.
       16. Пособие  по  учету  налогов  в  сметной  документации   на
   строительство.
       17. Порядок     определения      стоимости      строительства,
   осуществляемого  в  Российской  Федерации  с  участием иностранных
   фирм.
       18. Порядок  определения  расчетной  стоимости строительства и
   расчетных затрат в составе технико - экономических  обоснований  и
   технико  -  экономических предложений по строительству объектов за
   границей при  участии  организаций  Российской  Федерации  (письмо
   Госстроя России и МВЭС России от 23.02.94 N 12-28).
       19. Порядок  составления  сметной  документации  по  объектам,
   строящимся за границей.
       20. Сборник документов и методических рекомендаций по вопросам
   сметной стоимости в строительстве. Вып. 1.
       То же.  Вып.  2 (Сборник содержит  нормативно  -  методические
   документы  за 1993 - 1994 гг.,  рекомендуемые Главценообразованием
   Минстроя  России  к  практическому  использованию  при  разработке
   сметной документации и взаиморасчетах).
       21. Вестник Главценообразования "Консультации и разъяснения по
   вопросам сметного ценообразования в строительстве":
       - выпуски 1 - 4 за 1995 г.;
       - выпуски 5 - 8 за 1996 г.
       22. Методические рекомендации о порядке применения  нормативов
   накладных расходов в строительстве.
       23. Справочное   пособие    по    условиям    ценообразования,
   действовавшим по состоянию на 1991 год.
       24. Пособие по расчету затрат на содержание службы заказчика -
   застройщика.  (Пособие окажет помощь составителям расчетов.  В нем
   будут представлены:
       - примеры  расчетов  затрат,  отражающих   различные   условия
   деятельности заказчиков - застройщиков;
       - методические пояснения к расчетам;
       - рекомендуемые    к   применению   правовые   и   нормативные
   документы.)






       2.11. Эффективность инвестиций

       2.11.1. Целью экспертизы этого  раздела  является  определение
   обоснованности   принятых   в  проекте  показателей  эффективности
   инвестиций в строительство объекта,  реальности намеченных условий
   финансирования,   обоснованности  предложений  по  государственной
   поддержке осуществления проекта,  а также объемов  производства  и
   номенклатуры продукции.
       При экспертизе указанного раздела должны быть:
       - определены  полнота  и  правильность применения Методических
   рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и  их
   отбору   для   финансирования,   утвержденных   Госстроем  России,
   Минэкономики России,  Минфином России  и  Госкомпромом  России  от
   31.03.94  N  7-12/47  <*>,  достаточность и достоверность принятых
   исходных данных,  правильность применения экономических нормативов
   и расчетов, соблюдение федеральных законов;
       - проверено соответствие  данных  и  показателей,  принятых  в
   проекте,  заданию  на  проектирование  и  ранее  разработанному  и
   утвержденному  (одобренному)  обоснованию  инвестиций.  При   этом
   следует  иметь  в виду,  что отдельные показатели,  определенные в
   проекте, могут существенно изменяться по сравнению с полученными в
   обоснованиях  инвестиций.  В  этом  случае  необходимо  установить
   влияние изменений на общие выводы об  эффективности  инвестиций  в
   строительство объекта и дать оценку их обоснованности.
       --------------------------------
       <*> Далее - Методические рекомендации.

       Экспертизу этого  раздела  рекомендуется проводить совместно с
   технологическим и другими разделами проекта и учитывать результаты
   совместного  рассмотрения  при подготовке выводов и предложений по
   оценке целесообразности и эффективности осуществления проекта.
       2.11.2. Общие вопросы определения эффективности инвестиций.
       При расчетах   эффективности   инвестиций   в    строительство
   предприятий  могут использоваться различные программные пакеты,  в
   которых соблюдаются основные положения Методических рекомендаций.
       Основными расчетно  -  аналитическими  таблицами,  отражающими
   финансовое   состояние   предприятия   в   течение   периода   его
   проектирования,  строительства  и  эксплуатации,  должны  являться
   следующие базовые формы:  отчет о  прибылях  и  убытках,  отчет  о
   движении  денежных  средств  и  проектно  -  балансовая  ведомость
   (баланс).  На  основании  этих   форм   определяются   показатели,
   характеризующие эффективность инвестиций (коммерческая,  бюджетная
   и экономическая).
       В проекте    на   строительство   предприятий   с   поддержкой
   государства на  уровне  Российской  Федерации  и  (или)  субъектов
   Федерации  наряду  с оценкой коммерческой эффективности инвестиций
   должна быть выполнена оценка бюджетной  эффективности,  отражающая
   влияние осуществления проекта на бюджеты различного уровня. Состав
   расходов  и  доходов  бюджета,  связанных  с  проектом,  указан  в
   разделе 4 Методических рекомендаций.
       Период, для которого выполняются расчеты затрат и результатов,
   включает проектирование, строительство и эксплуатацию предприятия.
   Продолжительность эксплуатации принимается с  учетом  особенностей
   проектируемого   предприятия.   Обычно   ее   принимают  не  менее
   нормативного срока службы основного оборудования  (или  срока  его
   амортизации).  При  коротких  сроках  строительства  и  возмещения
   затрат (до двух лет) может приниматься и меньшая продолжительность
   периода  эксплуатации.  В  некоторых  случаях в качестве расчетной
   принимают  полную   продолжительность   эксплуатации   предприятия
   (например,  для  предприятий  добывающей  промышленности  - период
   отработки месторождения или его части).
       Расчеты затрат    и    результатов    осуществления   проектов
   производятся с применением базисных цен, не изменяющихся в течение
   расчетного периода,  и (или) прогнозных цен,  принимаемых с учетом
   возможных их изменений в течение этого периода.
       Степень достоверности  прогноза в значительной степени зависит
   от полноты анализа изменений уровня цен. При выполнении расчетов в
   прогнозных  ценах  следует  отличать изменения,  связанные с общей
   инфляцией  и  вызванные  неинфляционными  факторами:   тенденциями
   рыночной  конъюнктуры  на  отдельные  виды продукции,  изменениями
   уровня зарплаты и т.д.
       Темпы общей  инфляции могут оцениваться в этих расчетах исходя
   из  анализа  их  изменения  в  предшествующий  период,   а   также
   прогнозов,   выполняемых   директивными   органами   и  достаточно
   авторитетными экономическими организациями.
       При разработке проектов иногда выполняют расчеты эффективности
   инвестиций в мировых ценах,  независимо от того,  связан  или  нет
   проект  с  внешнеэкономической  деятельностью.  При  этом  цены на
   продукцию и потребляемые ресурсы принимают на уровне цен  мирового
   рынка,  а зарплату персонала - с той или иной степенью приближения
   к уровню экономически развитых зарубежных стран.
       Такие расчеты    можно    использовать    лишь    в   качестве
   иллюстративного  материала   для   сравнительной   оценки   уровня
   показателей,  которые  он  мог  бы  иметь  при  тех  же  проектных
   решениях, но при структуре цен, сложившейся за рубежом.
       Следует учитывать,  что  эта  структура  цен может существенно
   изменяться, в связи с чем значимость сопоставления снижается.
       Неправомерным является  также определение капитальных затрат в
   мировых ценах с пересчетом их рублевой  стоимости  в  инвалюту  по
   курсу,  а  не  путем оценки объемов работ в ценах,  действующих за
   рубежом.
       Эффективность инвестиций   в   расширение   или  реконструкцию
   действующих предприятий  должна  устанавливаться  по  отношению  к
   существующему  (исходному)  их  состоянию.  При  этом  в  расчетах
   определяется изменение всех составляющих по сравнению с данными  о
   работе действующего предприятия в условиях его функционирования.
       Так, в данных по исходному выпуску продукции следует принимать
   объемы   производства,  соответствующие  техническим  возможностям
   существующего предприятия и условиям реализации продукции. Следует
   учитывать,  что предусмотренные в проекте изменения номенклатуры и
   качества  продукции  по  сравнению  с  исходным  состоянием  могут
   расширить возможности ее реализации на рынке.
       2.11.3. Оценка исходных данных для  определения  эффективности
   инвестиций.
       При рассмотрении проектов  необходимо  проверять  правильность
   определения  данных,  принятых в основных расчетно - аналитических
   таблицах, в том числе:
       - Объемов производства и реализации продукции и ее стоимости.
       При этом проверяется обоснованность:
       - принятых объемов производства (в течение расчетного периода)
   с  учетом  потребностей  рынка  сбыта,  сроков  освоения  вводимых
   мощностей,  этапности  их  ввода,  условий эксплуатации (например,
   календарных планов разработки месторождений  полезных  ископаемых,
   основанных на горно - геологических условиях);
       - цен на продукцию.  Часто в  проектах  принимают  фактические
   цены на продукцию,  сложившиеся на отдельных предприятиях в период
   разработки проекта, а иногда - расчетные цены, определяемые исходя
   из  заданного  уровня  рентабельности.  Такие  цены нельзя считать
   достаточно обоснованными.  Уровень цен,  принимаемых  в  расчетах,
   должен обеспечивать конкурентоспособность продукции проектируемого
   предприятия  на  внутреннем  и  мировом  рынках  по  сравнению   с
   продукцией других отечественных и зарубежных предприятий.  В связи
   с этим цены необходимо определять с учетом сопоставления с  ценами
   на    аналогичную    продукцию,    выпускаемую   предприятиями   -
   конкурентами,  и с мировыми ценами.  При  этом  следует  учитывать
   динамику    изменения   рыночных   цен,   а   также   качественные
   характеристики  продукции  проектируемого   предприятия,   эффект,
   обеспечиваемый    при    использовании    потребителем   продукции
   повышенного качества.  Все указанные данные должны основываться на
   материалах изучения рынка сбыта продукции.
       - Производственных (текущих) издержек (затрат).
       Проводится проверка    правильности    определения   элементов
   производственных издержек.  При этом необходимо  руководствоваться
   утвержденным  Правительством  Российской  Федерации  "Положением о
   составе затрат по  производству  и  реализации  продукции  (работ,
   услуг),  включаемых в себестоимость продукции (работ,  услуг), и о
   порядке  формирования  финансовых  результатов,  учитываемых   при
   налогообложении прибыли" (Положение).
       В методических материалах по проектированию и в проектах часто
   приводятся различные структуры производственных издержек.  Следует
   особое внимание обращать на полноту учета всех видов  издержек,  а
   также  на  допущенные  включения  в  их состав затрат,  которые не
   предусмотрены указанным Положением.
       Проверяются изменения   величин  производственных  издержек  в
   течение рассматриваемого периода эксплуатации  и  их  соответствие
   данным по изменениям объемов производства.
       С учетом  результатов   рассмотрения   технологической   части
   проекта выполняется анализ калькуляций себестоимости продукции,  в
   том числе:
       - расхода сырья,  материалов, полуфабрикатов, энергоресурсов и
   цен на них с учетом источников и условий их  получения;  при  этом
   следует   оценивать   возможность   изменения  цен,  проводить  их
   сопоставление с мировым уровнем;
       - расходов на оплату труда,  уровня зарплаты,  возможностей ее
   изменений;
       - правильность    учета    стоимости    используемых   отходов
   производства и вторичных  энергоресурсов  (ВЭР),  образующихся  на
   проектируемом   предприятии;  во  многих  проектах  эта  стоимость
   вычитается из производственных издержек; более правильно стоимость
   отходов и ВЭР,  реализуемых вне предприятия, учитывать в стоимости
   его продукции,  а в производственные издержки включать расходы  по
   их подготовке к использованию.
       Проверяется также      правильность      следующих      статей
   производственных издержек:
       - амортизационных отчислений с учетом  установленной  величины
   процента  от  стоимости  основных  фондов  различного  характера и
   обоснованности   применения   порядка   ускоренной    амортизации;
   изменение    величины   амортизационных   отчислений   в   течение
   рассматриваемого   периода   должно   соответствовать   изменениям
   стоимости основных фондов;
       - платежей за воздействие на окружающую среду (выбросы вредных
   веществ в атмосферу,  сброс сточных вод, накопление неиспользуемых
   отходов в отвалах и накопителях и др.),  которые должны включаться
   в    производственные   издержки   в   размерах,   соответствующих
   установленным предельно допустимым  нормативам  этих  воздействий;
   платежи  за  сверхнормативное  воздействие  производятся  за  счет
   прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
       - прочих  издержек  (на  обслуживание  и  ремонт оборудования,
   зданий и сооружений,  накладных расходов и др.);  часто в проектах
   эти  издержки  принимают  по  укрупненной  оценке с использованием
   данных действующих предприятий.  Следует проверять  обоснованность
   такой   оценки   с  учетом  отличий  рассматриваемого  проекта  от
   принятого аналога;
       - издержек по сбыту продукции,  включающих затраты на изучение
   рынка, организацию сбыта, рекламу и т.д.
       Проводится анализ    проектной    себестоимости    и    уровня
   рентабельности  производства  продукции  (отношение   прибыли   до
   выплаты  налогов  к  производственным издержкам) и сопоставление с
   данными     по     аналогичным     предприятиям     для     оценки
   конкурентоспособности  проектируемого  предприятия.  В  результате
   этого может быть также проанализировано влияние различных факторов
   на    уровень    рентабельности   (например,   изменение   объемов
   производства,  повышение качества продукции,  снижение материало-,
   энерго- и трудоемкости производства и т.д.).
       - Инвестиционных  издержек,  включающих   капиталовложения   в
   основные  фонды,  затраты  на  пуск и наладку,  прирост оборотного
   капитала.  При анализе должны  учитываться  результаты  экспертизы
   сметной документации.
       Проводится оценка уровня инвестиционных издержек по  сравнению
   с    объектами,    аналогичными    проектируемому;   анализируется
   технологическая структура  инвестиций  с  учетом  влияния  на  нее
   уровня цен на строительно - монтажные работы и оборудование.
       Проверяется правильность    пересчета    базисной    стоимости
   строительства  в текущие и прогнозные цены,  а также распределение
   инвестиционных издержек по годам рассматриваемого периода с учетом
   условий финансирования.
       В стоимости инвестиционных издержек должен учитываться НДС.
       Проверяется правильность    определения   стоимости   вводимых
   основных фондов,  на основе которых рассчитываются амортизационные
   отчисления  и  налог  на  имущество,  а  также  затрат  на прирост
   оборотного капитала,  которые  должны  соответствовать  изменениям
   объемов производства в течение рассматриваемого периода.
       - Налогов  и  платежей,  которые  могут  быть   разделены   на
   следующие группы:
       - налоги, рассчитываемые на основе заработной платы;
       - налоги,  зависящие  от  объема  реализации продукции (работ,
   услуг);
       - налоги на прибыль;
       - местные налоги;
       - прочие налоги.
       Проводится проверка  расчета  чистой  прибыли  и   налога   на
   прибыль, выполняемого для каждого года рассматриваемого периода.
       В этом расчете  приводятся  валовая  прибыль  (разность  между
   притоком  средств  от  реализации  продукции  и  производственными
   издержками,  включая налоги и  платежи,  входящие  в  их  состав),
   экспортные и импортные пошлины,  налоги, выплачиваемые из прибыли,
   и чистая прибыль после их выплаты.
       НДС, выплачиваемый   предприятиями  в  бюджет  (разница  между
   суммами   НДС,   полученными   при    реализации    продукции    и
   израсходованными   при  закупке  ресурсов  для  ее  производства),
   непосредственно не влияет на величину других налогов и платежей  и
   чистой прибыли,  а следовательно - и на коммерческую эффективность
   инвестиций.  Однако НДС может вызвать увеличение затрат на прирост
   оборотных  средств,  а также на конкурентоспособность производства
   некоторых  товаров  по  сравнению   с   импортируемыми   товарами,
   реализация  которых  в  соответствии  с  существующим  порядком не
   облагается НДС.
       При определении  бюджетной  эффективности  в  доходах  бюджета
   должны учитываться все налоги и платежи, поступающие в федеральный
   и местные бюджеты.
       При проверке  правильности  определения  налогов  и   платежей
   следует руководствоваться действующими законами.
       Необходимо постоянно   следить   за   изменениями   налогового
   законодательства.
       2.11.4. Определение  источников   и   условий   финансирования
   инвестиций.
       Данные об источниках и условиях  финансирования  инвестиций  в
   строительстве  объекта  и  создание  оборотного  капитала являются
   исходными для расчетов эффективности инвестиций и в  то  же  время
   должны   уточняться   в   результате   ее  вариантных  расчетов  с
   определением  условий  финансирования,  приемлемых  для  всех  его
   участников.  Обычно  они  определяются  в обоснованиях инвестиций,
   однако значительные изменения показателей при  разработке  проекта
   могут потребовать пересмотра условий финансирования.
       Источниками финансирования инвестиций могут являться:
       - собственные   финансовые   средства   инвесторов   (прибыль,
   накопления, амортизационные отчисления и пр.);
       - ассигнования  из  федерального  бюджета,  бюджетов субъектов
   Федерации и местного бюджета,  а  также  из  внебюджетных  фондов,
   выделяемые на безвозмездной основе;
       - заемные  средства  (долгосрочные  и  краткосрочные,  кредиты
   банков,   бюджетные   кредиты);   могут  быть  привлечены  кредиты
   нескольких кредиторов с различными условиями кредита;
       - привлеченные  средства,  получаемые  от  продажи  инвестором
   акций;
       - иностранные  инвестиции,  представляемые в форме финансового
   или иного участия в уставном капитале совместных предприятий;
       - финансовые     средства,     централизуемые    объединениями
   предприятий;
       - взносы  членов  трудовых коллективов,  граждан и юридических
   лиц;
       - прочие.
       При экспертизе следует:
       - проанализировать   размер  собственных  средств,  выделяемых
   инвестором,  наличие у него прибыли и амортизационных  отчислений,
   их долю,  выделяемую на строительство объекта с учетом намечаемого
   инвестором выполнения других работ;  следует учитывать, что низкая
   доля  собственных  средств  в  инвестициях может уменьшить доверие
   других участников финансирования к проекту;
       - проверить  обоснованность  принятых  условий  предоставления
   кредитов,   их   соответствие   заключенным   или   предварительно
   согласованным договорам, срокам погашения и процентам, принимаемым
   обычно для кредитов  инвестиций  аналогичного  характера;  следует
   учитывать,  что при выполнении расчетов эффективности инвестиций в
   постоянных ценах должна приниматься величина процентной ставки, не
   учитывающая   влияние   инфляции  (реальная  ставка).  В  расчетах
   эффективности  может   также   применяться   номинальная   ставка,
   определяемая с учетом инфляции.
       Особое внимание   следует   уделить   анализу   обоснованности
   привлечения  средств  бюджета  различного  уровня на безвозвратной
   основе.   Безвозвратное   выделение   бюджетных   средств    может
   осуществляться только для наиболее приоритетных объектов,  имеющих
   большое государственное или региональное значение,  при  детальном
   обосновании  недостаточности  средств  у  предприятия и трудностей
   привлечения средств из других источников.  Государственные кредиты
   предоставляются  в основном на конкурсной основе для осуществления
   наиболее эффективных инвестиций при  большой  доле  собственных  и
   привлекаемых   инвестором   из  других  источников  средств  (Указ
   Президента РФ от 17.09.94 N 1928).
       2.11.5. Оценка показателей эффективности инвестиций.
       Основные расчетно  -  аналитические   таблицы   и   показатели
   эффективности инвестиций в строительство предприятий оцениваются с
   учетом результатов рассмотрения исходных данных в  соответствии  с
   п. 2.11.3.
       Таблица движения потоков наличности (реальных денег,  денежных
   средств)  в  методических  материалах и расчетных программах имеет
   различный вид. Так, в Методических рекомендациях выделены три вида
   деятельности  -  операционной,  инвестиционной  и  финансовой  - и
   приводятся приток и отток денежных  средств  по  каждому  из  этих
   видов,  в  других  - такого разделения нет,  приток наличности при
   всех видах деятельности так же, как и отток, объединены.
       В методических  материалах  и  ряде программ в составе притока
   наличности   приводятся   ассигнования    из    всех    источников
   финансирования инвестиций,  включая собственные средства (капитал)
   непосредственных участников реализации проекта.  При  этом  сальдо
   потока  наличности  (разница  между притоком и оттоком) по каждому
   шагу расчета не должно  быть  отрицательным.  При  определении  же
   чистого  дохода  собственные  средства  в  притоке  наличности  не
   учитываются  и   в   отдельные   периоды   (например,   в   период
   строительства,  когда  производство  и  реализация  продукции  еще
   отсутствуют) величина чистого дохода может быть отрицательной.
       По этим  методикам  и  программам  определяют  два вида чистых
   доходов:  а) с включением в отток наличности  всех  инвестиционных
   затрат   и  б)  с  включением  в  отток  наличности  только  части
   инвестиционных затрат, осуществляемых за счет собственных средств,
   и   без   включения   в   приток  источников  финансирования  (для
   определения эффективности использования собственных средств).
       В некоторых  программах в таблице движения наличности в состав
   притока не включаются собственные  денежные  средства,  выделяемые
   для  финансирования  инвестиций.  При этом чистый доход получают в
   качестве итога непосредственно в этой таблице,  и он  может  иметь
   как положительную, так и отрицательную величину.
       В результате суммирования чистого дохода  по  отдельным  шагам
   расчета определяют чистый доход, накопленный за весь период, а при
   суммировании дисконтированных величин чистых доходов -  показатель
   чистого дисконтированного дохода (ЧДД) за этот период.
       При правильном  заполнении  таблицы  и   выполнении   расчетов
   результаты, получаемые при использовании различных методик, должны
   быть, в основном, одинаковые.
       Амортизационные отчисления  входят в состав чистого дохода.  В
   связи с этим они  не  учитываются  в  производственных  издержках,
   включаемых в отток наличности.
       При расширении  или  реконструкции  действующего   предприятия
   должен   определяться   прирост  чистого  дохода  по  отношению  к
   исходному  состоянию  и  все   экономические   показатели   должны
   рассчитываться исходя из этого прироста.
       В соответствии  со   СНиП  11-01-95   для оценки эффективности
   инвестиций  в  создание  предприятия  с  точки  зрения   интересов
   предпринимателя должны использоваться две группы показателей:  для
   определенного   расчетного    года    (чистый    доход,    годовая
   рентабельность  капиталовложений  -  отношение  чистого  дохода  к
   капиталовложениям) и  интегральные  показатели  (срок  окупаемости
   капиталовложений,  их  среднегодовая рентабельность,  интегральный
   эффект - чистый дисконтированный доход - ЧДД за расчетный  период,
   внутренняя   норма  рентабельности  -  доходности  -  ВНД,  индекс
   доходности).
       Показатели первой   группы   определяют   для  года,  наиболее
   характерного для периода эксплуатации предприятия после завершения
   его  строительства и (желательно) после погашения задолженности по
   кредитам.
       В Методических   рекомендациях   указаны  только  интегральные
   показатели,   которые   наиболее   полно   характеризуют   эффект,
   достигаемый в результате осуществления проекта.
       Показатели эффективности  инвестиций  определяются  на  основе
   данных   таблицы  движения  потоков  наличности.  Для  обеспечения
   сопоставимости   показателей   таблицы,   используемые   для    их
   определения,  должны составляться в постоянных расчетных ценах без
   учета  общей  инфляции  (п.  3.9.1  и   п.   11.5.3   Методических
   рекомендаций).
       При оценке  дисконтированных  показателей  следует   оценивать
   обоснованность   принятой  в  расчетах  нормы  дисконта  с  учетом
   соображений, приведенных в п. п. 5.2.2, 5.2.3 и 5.2.4 Методических
   рекомендаций.  Обычно эта норма принимается исходя из существующей
   реальной процентной ставки по кредитам (при постоянных  ценах  без
   учета   влияния   инфляции).  При  этом  следует  учитывать  риск,
   связанный с конкретным  рассматриваемым  проектом.  При  повышении
   степени риска норма дисконта увеличивается.
       ВНД является  одним  из  основных  показателей,  по   величине
   которого инвестор может принять решение о целесообразности участия
   в осуществлении проекта.  Этот показатель должен  быть  не  меньше
   максимального  процента (при постоянных ценах),  под который могут
   быть предоставлены кредиты, с учетом степени риска.
       Срок окупаемости   (продолжительность   периода,   в   течение
   которого затраты,  связанные с осуществлением проекта, возмещаются
   полученными   суммарными   результатами).   Его   определяют   без
   дисконтирования затрат и результатов (по продолжительности периода
   достижения    положительной    величины    накопленного    чистого
   недисконтированного дохода) и с дисконтированием. Срок окупаемости
   может  определяться  с  начала  осуществления  проекта и с момента
   ввода предприятия в эксплуатацию.
       При анализе  показателей эффективности инвестиционных проектов
   следует  проверять  наличие  в  проекте  вариантов,   использовать
   фактические  и  проектные  данные  по аналогичным предприятиям,  а
   также отечественной и зарубежной практики осуществления  проектов;
   оценивать факторы, повлиявшие на уровень показателей.
       Проектно - балансовый расчет, выполняемый в форме укрупненного
   бухгалтерского   баланса,   предназначен  для  оценки  финансового
   состояния предприятия в  течение  всего  расчетного  периода.  При
   расширении  и  реконструкции  действующих  предприятий оценивается
   также их  исходное  финансовое  состояние,  определяющее  реальные
   возможности выделения собственных средств на осуществление проекта
   и надежность предприятия в качестве заемщика.
       При составлении проектно - балансового расчета используются те
   же данные, что и в других сводных расчетно - аналитических таблиц.
       На основе  этого  расчета  определяются показатели финансового
   состояния  -  ликвидности,  оборачиваемости,  рентабельности.  Для
   оценки  полученных  значений  некоторых  из этих показателей могут
   быть использованы критерии,  установленные в "Положениях по оценке
   финансового      состояния      предприятий     и     установлению
   неудовлетворительной     структуры     баланса",      утвержденных
   распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности
   от 12.08.94 N 31р.
       2.11.6. Анализ    влияния    неопределенности   и   риска   на
   эффективность инвестиций (анализ чувствительности, устойчивости).
       Этот анализ   проводится  с  целью  оценки  влияния  возможных
   изменений   условий   осуществления    проекта    на    показатели
   эффективности инвестиций.
       Основные факторы,  изменение   которых   рассматривается   при
   выполнении анализа, следующие:
       - объемы реализации продукции;
       - цены на продукцию;
       - производственные издержки,  в т.ч.  влияющие на них цены  на
   материальные и энергетические ресурсы;
       - уровень зарплаты;
       - инвестиционные затраты;
       - сроки строительства;
       - условия финансирования инвестиций.
       При анализе проводят  расчеты  показателей  эффективности  при
   изменениях одного из указанных факторов или их сочетании.  Следует
   учитывать, что изменения некоторых из этих факторов взаимосвязаны,
   например,  изменения объемов реализации продукции и цен на нее под
   влиянием  рыночной  конъюнктуры,  цен  на  продукцию   и   на   те
   материальные ресурсы,  рынок сбыта которых определяется спросом на
   получаемую из них продукцию.
       Большое значение    имеет   принимаемый   диапазон   изменения
   рассматриваемых факторов.  Этот диапазон  должен  быть  достаточно
   широким и определяться исходя из практических данных об изменениях
   в данной сфере экономики,  а также с учетом степени  достоверности
   принятых проектных данных.
       Показатели эффективности  инвестиций   могут   быть   признаны
   устойчивыми,  если  они сохраняют достаточно высокое положительное
   значение при изменениях факторов в принятом диапазоне.
       В Методических  рекомендациях указано и на другие методы учета
   неопределенности  и  риска.  В   связи   с   большой   сложностью,
   необходимостью   проведения  специальных  исследований  они  могут
   применяться при оценке проектов,  требующих больших  инвестиций  и
   имеющих особое значение для страны.
       2.11.7. Выводы и предложения.
       Формулируется общий     вывод     о    целесообразности    или
   нецелесообразности осуществления проекта исходя из  оценки  уровня
   показателей    эффективности    инвестиций,    их   надежности   и
   устойчивости.  При  этом  должны  учитываться   также   результаты
   рассмотрения  других  разделов  проекта,  в  том  числе оценка его
   экологического и социального эффекта.
       Даются предложения  по  внесению изменений в исходные данные и
   расчеты  экономических  показателей  с  целью  более   полного   и
   правильного  определения интегрального эффекта и учета предложений
   экспертизы по другим разделам проекта.
       2.11.8. Перечень     основных     нормативных    (директивных)
   документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении
   раздела "Эффективность инвестиций", приведен в Приложении.






                                                           Приложение
                                                       к разделу 2.11

                                ПЕРЕЧЕНЬ
             ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ (ДИРЕКТИВНЫХ) ДОКУМЕНТОВ,
         КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ
                   РАЗДЕЛА "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ"

       1. N 7-12/47 от 31 марта 1994 г.  Методические рекомендации по
   оценке эффективности  инвестиционных  проектов  и  их  отбору  для
   финансирования.
       2. ЕЯ-77 от 20  марта  1996  г.  Методические  рекомендации  о
   порядке   организации   и   проведения   конкурсов  по  размещению
   централизованных инвестиционных ресурсов.
       3. СП 81-01-94.   Свод   правил   по   определению   стоимости
   строительства   в  составе  предпроектной  и  проектно  -  сметной
   документации.
       4. СНиП 11-01-95.    Инструкция    о    порядке    разработки,
   согласования,  утверждения  и  составе  проектной  документации на
   строительство предприятий, зданий и сооружений.
       5. Об утверждении Положения о составе затрат по производству и
   реализации продукции (работ,  услуг),  включаемых в  себестоимость
   продукции  (работ,  услуг),  и  о  порядке формирования финансовых
   результатов,  учитываемых при налогообложении прибыли  (утверждено
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  05.08.92
   N 552).
       6. О  внесении  изменений  и  дополнений в Положение о составе
   затрат по производству  и  реализации  продукции  (работ,  услуг),
   включаемых в себестоимость продукции (работ,  услуг),  и о порядке
   формирования финансовых результатов.  Постановление  Правительства
   РФ от 01.07.95 N 661.
       7. О внесении дополнений  в  Положение  о  составе  затрат  по
   производству и реализации продукции (работ,  услуг),  включаемых в
   себестоимость продукции (работ,  услуг),  и о порядке формирования
   финансовых  результатов,  учитываемых при налогообложении прибыли.
   Постановление Правительства РФ от 20.11.95 N 1133.
       8. Положение  по  оценке  финансового  состояния предприятий и
   установлению неудовлетворительной структуры баланса  (от  12.08.94
   N 31р).
       9. О   проверке    правильности    исчисления    организациями
   налогооблагаемой  базы  (письмо  Госналогслужбы России от 05.01.96
   N ПВ-4-13/311).
       10. Учетная  политика  предприятия  (Приказ  Минфина России от
   28.07.94 N 100).
       11. Инструкция  о  составе  фонда  заработной  платы  и выплат
   социального  характера  (Постановление   Госкомстата   России   от
   10.07.95).
       12. Инструкция  о  порядке  заполнения  типовых  форм  годовой
   бухгалтерской   отчетности  (Приказ  Минфина  России  от  19.10.95
   N 115).
       13. Положение  о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (Приказ
   Минфина России от 26.12.94 N 170).
       14. О  дополнительном  стимулировании частных инвестиций в РФ.
   Постановление Правительства РФ от 01.05.96 N 534.
       15. О   порядке   исчисления   и  уплаты  акцизов.  Инструкция
   Государственной налоговой службы РФ от 17.07.95 N 36.
       16. Об   использовании   механизма  ускоренной  амортизации  и
   переоценке основных  фондов.  Постановление  Правительства  РФ  от
   19.08.94 N 967.
       17. Методические рекомендации по оценке финансового  состояния
   предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса.
   Распоряжение Федерального управления по делам о  несостоятельности
   от 12.08.94 N 31р.






               3. Результаты анализа и выводы экспертизы

       3.1. Критерием оценки качества проектов строительства является
   эффективность инвестиций в создание (развитие) предприятий, зданий
   и  сооружений,  а также рациональность технологических,  объемно -
   планировочных,  конструктивных и прочих решений и соответствие  их
   современным      техническим,     природоохранным,     социальным,
   эстетическим, градостроительным и другим требованиям.
       При этом  производится оценка качества каждого раздела проекта
   и на ее основе формируется общая экспертная оценка,  указываемая в
   выводах и предложениях по проекту в целом.
       3.2. Оценка качества формируется с учетом:
       - анализа технико - экономических показателей,  состав которых
   определяется  в  зависимости   от   отраслевой   специфики   видов
   строительства,  их  сопоставления с показателями,  определенными в
   составе обоснования инвестиций в строительство данного объекта,  а
   также установленными заданием на проектирование;
       - соответствия проектных решений заданию на проектирование;
       - комплектности    представленной   документации   и   глубины
   проектных проработок, включая качество оформления документации;
       - отмеченных нарушений и отступлений от требований действующих
   директивных и нормативных документов и пр.
       3.3. При формировании выводов и предложений должно быть учтено
   влияние проведенной экспертизы на технико - экономический  уровень
   проектируемого   объекта   с   оценкой   изменений   эффективности
   инвестиций,  технико - экономических показателей,  расхода  сырья,
   материалов,  топливно  -  энергетических ресурсов в производстве и
   строительстве,  уровня воздействия на  окружающую  среду,  сметной
   стоимости строительства и т.д.
       3.4. На основе проведенного анализа и оценок проектных решений
   может быть сделан один из следующих выводов:
       - проект   рекомендуется   к   утверждению   (при   отсутствии
   замечаний,  ведущих  к существенным изменениям проектных решений и
   основных технико - экономических показателей);
       - проект  возвращается на доработку (при серьезных замечаниях,
   вызывающих  изменения  проектных  решений  и  основных  технико  -
   экономических    показателей    или    необходимость    проработки
   дополнительных вариантов проектных решений).
       Может быть    также    сделан   вывод   о   нецелесообразности
   осуществления  проекта  исходя  из   оценки   уровня   показателей
   эффективности  инвестиций,  их  надежности,  устойчивости и других
   условий реализации проектных решений.
       При наличии   незначительных   замечаний   в  ходе  экспертизы
   допускается корректировка проектной организацией документации, что
   должно быть оговорено в экспертном заключении.






Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное