Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИКО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ (ПРОЕКТОВ) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. МДС 11-4.99 (УТВ. ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗОЙ ПРИ ГОССТРОЕ РФ 15.01.1997)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   функционированию  в  условиях  военного времени и при чрезвычайных
   ситуациях  мирного  времени,  а  также   мероприятия   по   защите
   медицинского персонала и нетранспортабельных больных.
       В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению  световой
   маскировки    на    объектах,    проектирование   которых   должно
   осуществляться  в  соответствии  со  СНиП   2.01.53-84   "Световая
   маскировка  населенных пунктов и объектов народного хозяйства",  а
   для    объектов    железнодорожного,     воздушного,     морского,
   автомобильного   и   речного   транспорта   -   в  соответствии  с
   ведомственными инструкциями, согласованными с МЧС России.
       При экспертизе   проектных   решений  объектов  коммунально  -
   бытового назначения проверяются мероприятия по их приспособлению в
   военное  время  или  при  чрезвычайных ситуациях в соответствии со
   СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов  коммунально  -  бытового
   назначения  для санитарной обработки людей,  специальной обработки
   одежды и подвижного состава автотранспорта".
       2.9.4. Содержание    и    объем    проектных   материалов   по
   предупреждению   чрезвычайных    ситуаций,    представленных    на
   экспертизу,   должны   формироваться   в  зависимости  от  степени
   опасности производственного объекта для населения и территорий,  а
   также для предприятий,  зданий и сооружений,  расположенных вокруг
   этого  объекта,  с  учетом  возникновения  возможных  чрезвычайных
   ситуаций.   При   этом  проверяется  как  возможность  воздействия
   природных и  техногенных  факторов  на  объект,  так  и  возможные
   воздействия  на население и окружающую среду аварий или катастроф,
   произошедших на объекте.
       При оценке   природных  воздействий  на  проектируемый  объект
   проверяются:
       - правильность   оценки  вероятности  возникновения  в  районе
   размещения объекта чрезвычайных ситуаций природного характера;
       - правильность  оценки  характеристик интенсивности проявления
   неблагоприятных природных воздействий на объект;
       - достаточность    проектных   решений   и   рекомендаций   по
   предотвращению  чрезвычайных  ситуаций  или  снижению   негативных
   последствий возможных аварий и катастроф до минимальных уровней.
       При оценке техногенных  воздействий  на  проектируемый  объект
   проверяются:
       - правильность оценки вероятности  возникновения  чрезвычайных
   ситуаций  на других функционирующих в регионе потенциально опасных
   объектах;
       - правильность определения зон возможных разрушений и действия
   вторичных поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях на других
   объектах;
       - достаточность  принимаемых  мер  по   снижению   последствий
   техногенного воздействия на объект.
       При экспертной оценке опасности объекта проверяются:
       - полнота  перечня возможных чрезвычайных ситуаций и причин их
   возникновения;
       - оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
       - общий эффект негативного  воздействия  поражающих  факторов,
   характерных для данного объекта;
       - специфика  вызываемых  поражений  (прямое   или   косвенное,
   химическое, радиационное, механическое и т.д.);
       - характеристика ущерба населению, окружающей среде и объектам
   производственной   и   социальной   инфраструктуры   в  результате
   возможных аварий;
       - сравнительная   оценка  снижения  вероятности  возникновения
   аварийных ситуаций при предусмотренных проектом  инженерных  мерах
   по их предупреждению;
       - оценка развития аварий при вводе в действие  предусмотренных
   проектом  инженерных  мер  по  локализации  аварийных  ситуаций по
   сравнению с развитием и масштабами аварии при их отсутствии.
       Оценка безопасности   объекта   для   населения  и  территорий
   проверяется для следующих основных ситуаций:
       - эксплуатация  объекта по утвержденной установленным порядком
   технологической документации;
       - возможная проектная авария при штатной эксплуатации объекта;
       - авария или повреждение  (разрушение)  объекта  в  результате
   террористического акта, военных действий или природных катастроф.
       При оценке    проектных    мероприятий    по    предупреждению
   чрезвычайных ситуаций проверяются также:
       - правильность определения и нанесения на ситуационном плане и
   генплане  объекта  зон поражения при авариях и катастрофах на АЭС,
   химических,  взрывоопасных и  других  опасных  производствах,  зон
   затопления  паводковыми  водами  и  волной  прорыва при авариях на
   гидротехнических сооружениях;
       - наличие  системы  контроля за безопасностью технологического
   процесса промышленного производства;
       - наличие  и  технические характеристики защитных сооружений и
   защищенных пунктов управления  противоаварийными  действиями  (для
   радиационно опасных объектов);
       - объем   и   содержание   мероприятий    по    предупреждению
   чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
       - решения  по  созданию   локальной   системы   оповещения   в
   соответствии  с  Постановлением Правительства Российской Федерации
   от 1 апреля 1993 г. N 178;
       - наличие   и   качество   сооружений   и   системы  охраны  и
   контрольно - пропускного режима на потенциально опасных объектах и
   производствах;
       - противопожарные мероприятия;
       - обеспечение  проезда  аварийно  -  спасательных  и  пожарных
   команд,  наличие  и  пропускная   способность   путей   эвакуации,
   транспортные   возможности  объекта  по  выполнению  эвакуационных
   мероприятий;
       - устройство  пунктов санитарной обработки при авариях на АЭС,
   радиационно опасных и химически опасных производствах;
       - проектные мероприятия по безаварийной остановке или снятию с
   эксплуатации  (консервации)  объекта  и  реабилитации   окружающих
   территорий.
       В проекте строительства объекта должна быть  проведена  оценка
   стоимости   предусмотренных  мероприятий  по  защите  населения  и
   территорий,  а также дана  сравнительная  оценка  ущерба,  который
   может  быть  нанесен  при  возникновении чрезвычайных ситуаций без
   проведения на объекте защитных мероприятий.
       2.9.5. Критериями  оценки  качества  проектных решений раздела
   "Инженерно  -   технические   мероприятия   гражданской   обороны.
   Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций"
   являются сохранение  жизни  и  здоровья  населения  и  работающего
   персонала,   снижение   размеров   материальных  потерь  и  ущерба
   окружающей среде,  обеспечение функционирования объекта в условиях
   воздействия  аварий,  катастроф,  стихийных бедствий и современных
   средств поражения.
       2.9.6. Ниже   приводится   перечень   основных  нормативных  и
   методических документов, которыми необходимо руководствоваться при
   рассмотрении   раздела   "Инженерно   -   технические  мероприятия
   гражданской обороны.  Мероприятия по  предупреждению  чрезвычайных
   ситуаций".






                                                           Приложение
                                                        к разделу 2.9

                                ПЕРЕЧЕНЬ
                  ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
           ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ
           ПРИ РАССМОТРЕНИИ РАЗДЕЛА "ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ
              МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. МЕРОПРИЯТИЯ
                ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"

       1. СНиП 11-01-95.    Инструкция    о    порядке    разработки,
   согласования,  утверждения  и  составе  проектной  документации на
   строительство предприятий, зданий и сооружений.
       2. СП II-101-95. Порядок разработки, согласования, утверждения
   и  состав  обоснований  инвестиций  в  строительство  предприятий,
   зданий и сооружений.
       3. РДС   II-201-95.   Инструкция    о    порядке    проведения
   государственной экспертизы проектов строительства.
       4. РДС 30-201-93.  Инструкция о составе,  порядке  разработки,
   согласовании и утверждении градостроительной документации.
       5. СНиП  2.01.51-90.  Инженерно  -   технические   мероприятия
   гражданской обороны.
       6. СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны.
       7. ВСН   ИТМ   ГО  АС-90.  Нормы  проектирования  инженерно  -
   технических мероприятий гражданской обороны на атомных станциях.
       8. СН  148-76.  Инструкция  по проектированию приспособления и
   использования метрополитенов для защиты и  перевозки  населения  в
   военное время.
       9. ВСН  ВК4-90.  Инструкция  по  подготовке  и  работе  систем
   хозяйственно - питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях.
       10. СНиП 2.01.53-84.  Световая маскировка населенных пунктов и
   объектов народного хозяйства.
       11. СНиП 2.01.54-84. Защитные сооружения гражданской обороны в
   подземных горных выработках.
       12. СНиП 2.01.57-85.  Приспособление  объектов  коммунально  -
   бытового  назначения  для санитарной обработки людей,  специальной
   обработки одежды и подвижного состава автотранспорта.
       13. СНиП 2.01.28-85.  Полигоны по обезвреживанию и захоронению
   токсичных   промышленных   отходов.    Основные    положения    по
   проектированию.
       14. ПНГАЗ Г-03-33-93.  Размещение  атомных  станций.  Основные
   критерии и требования по обеспечению безопасности.
       15. СНиП 2.01.02-85*. Противопожарные нормы.
       16. СНиП 2.09.02-85. Сооружение промышленных предприятий.
       17. СНиП   2.06.15-85.   Инженерная   защита   территорий   от
   затопления и подтопления.
       18. СНиП 2.01.15-90.  Инженерная защита территорий,  зданий  и
   сооружений от опасных геологических процессов.  Основные положения
   проектирования.
       19. СНиП   2.07.01-89*.   Градостроительство.   Планировка   и
   застройка городских и сельских поселений.
       20. СНиП II-11-81*. Строительство в сейсмических районах.
       21. СНиП 2.01.09-91.  Здания и сооружения  на  подрабатываемых
   территориях и просадочных грунтах.
       22. СНиП   2.11.03-93.   Склады   нефти   и    нефтепродуктов.
   Противопожарные нормы.
       23. СНиП 2.11.04-85. Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов
   и сжиженных газов.
       24. Справочник  по  внутреннему   инженерно   -   техническому
   оборудованию, приборам и инвентарю защитных сооружений гражданской
   обороны. - Госстрой России от 29.07.93, N 06-54.
       25. ГОСТ Р 22.0.02-94.  Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
   Термины и определения основных понятий.
       26. ГОСТ Р 22.0.05-94.  Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
   Техногенные и чрезвычайные ситуации.
       27. ГОСТ  12.1.033-81 ССБТ.  Пожарная безопасность.  Термины и
   определения.
       28. ГОСТ 26883-86.  Внешние воздействующие факторы.  Термины и
   определения.
       29. ОНТП  24-86  МВД  СССР.  Определение категорий помещений и
   зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.
       30. Методика    прогнозирования   инженерной   обстановки   на
   территории  городов  и  регионов  при  чрезвычайных  ситуациях.  -
   В/ч 52609, 1991.
       31. Методическое   пособие   по   прогнозированию   и   оценке
   химической обстановки в чрезвычайных ситуациях.  - М.:  ВНИИ ГОЧС,
   1993.
       32. Методика      прогнозирования      масштабов     заражения
   сильнодействующими   и   ядовитыми    веществами    при    авариях
   (разрушениях)  на  химически  опасных объектах и на транспорте.  -
   В/ч 52609, 1992.
       33. Методика  прогнозирования и оценки медицинских последствий
   при авариях,  связанных с выбросом диоксинов в окружающую среду. -
   В/ч 52609, 1992.
       34. Временная методика прогнозирования радиационной обстановки
   в   случае   запроектных   аварий,  сопровождающихся  выбросами  в
   атмосферу и сбросами  в  водную  среду  радиоактивных  веществ  на
   объектах атомной энергетики. - В/ч 52609, 1991.
       35. Сборник  методик  по  прогнозированию  возможных   аварий,
   катастроф,  стихийных бедствий в РСЧС (книги 1-я и 2-я). - М.: МЧС
   России. 1994.






       2.10. Сметная документация

       2.10.1. Одной  из  основных  задач  экспертизы  этого  раздела
   является    установление    правильности   определения   стоимости
   строительства предприятий, зданий и сооружений.
       При рассмотрении      сметной      документации     необходимо
   руководствоваться законодательными  актами  Российской  Федерации,
   положениями  и  формами,  приведенными в нормативно - методических
   документах Минстроя России.
       Экспертиза сметной  документации  должна начинаться с проверки
   исходных  данных  и  других  положений,  использованных   при   ее
   разработке.  В  связи  с  этим  одновременно с проектно - сметными
   материалами должны представляться  документы,  на  основе  которых
   были составлены те или иные сметные расчеты.
       Следует также  проверить  наличие  документов,  обосновывающих
   включение средств в сводку затрат,  материалов по долевому участию
   в строительстве других ведомств или предприятий.
       Необходимо установить: имеется ли документация, обосновывающая
   затраты  по  сносу  -  переносу  зданий  и  сооружений,  различным
   компенсациям   и   возмещениям  убытков,  а  также  материалы  для
   определения затрат по 9-й главе сводных сметных расчетов (ССР).
       В составе  документации  должны  быть данные об использованных
   сметах к объектам - аналогам с техническими характеристиками  этих
   объектов.
       Должна быть представлена документация по определению стоимости
   нестандартизированного   оборудования,   а  также  оборудования  и
   материалов, приобретенных по импорту.
       2.10.2. Следует иметь в виду, что:
       Порядок определения  стоимости   строительства   и   свободных
   (договорных)  цен  на  строительную  продукцию в условиях развития
   рыночных отношений введен в  действие  01.04.94  письмом  Госстроя
   России от 29.12.93 N 12-349 <*>.
       --------------------------------
       <*> Термины  системы ценообразования и сметного нормирования в
   строительстве  и  их  определения  приведены  в  СП 81-01-94 "Свод
   правил  по   определению   стоимости   строительства   в   составе
   предпроектной и проектно - сметной документации".

       Стоимость строительства предприятий,  зданий и сооружений (или
   их очередей) определяется в соответствии с положениями и  формами,
   приведенными  в  нормативно  -  методических  документах  Минстроя
   России, и рекомендуется исчислять ее в двух уровнях цен:
       - в    базисном    (постоянном)   уровне   -   сметные   цены,
   зафиксированные на 01.01.1991;
       - в  текущем,  определяемом  на  основе  цен,  сложившихся  ко
   времени составления смет.
       Состав документации,  разработанной на стадии "проект", должен
   содержать:
       - сводные   сметные  расчеты  стоимости  строительства  и  при
   необходимости сводку затрат <*>;
       - объектные и локальные сметные расчеты;
       - сметные  расчеты  на  отдельные  виды  затрат  (в  т.ч.   на
   проектные и изыскательские работы).
       --------------------------------
       <*> Составляются   в   том   случае,   когда  капиталовложения
   предусматриваются из разных источников финансирования.

       В состав рабочей документации включаются:
       - объектные и локальные сметы <*>.
       --------------------------------
       <*> Составляются,   если   это   предусмотрено   договором  на
   выполнение рабочей документации.

       В состав   сметной   документации    проектов    строительства
   включается  также  пояснительная  записка,  в  которой  приводятся
   данные,   характеризующие   примененную   сметно   -   нормативную
   (нормативно - информационную) базу, уровень цен и другие сведения,
   отличающие условия данной стройки.
       Сводные сметные   расчеты   составляются   на  каждый  объект,
   включенный  в  сводку  затрат.  При   отсутствии   сводки   затрат
   составляется один ССР на строительство проектируемого предприятия,
   здания или сооружения.
       Нельзя допускать   включения   в  ССР  итогов  других  ССР  по
   объектам, входящим в состав проекта (например, по железнодорожному
   узлу,  ТЭЦ  и  т.п.),  поскольку  ряд ценообразующих положений при
   составлении других ССР может приниматься по  исходным  данным  для
   основного предприятия, здания или сооружения.
       Состав объектов,    включенных    в    ССР,    должен    точно
   соответствовать проекту,  причем в проекте должно быть обоснование
   необходимости их строительства.
       Решение министерства   или  ведомства  о  включении  стоимости
   строительства какого-либо объекта в ССР должно быть  обосновано  в
   соответствующем томе проекта (или в дополнении к проекту).
       В случаях экспертизы проектов  на  техническое  перевооружение
   или  реконструкцию  необходимо  изучение материалов обследования и
   обмеров зданий и сооружений,  подлежащих реконструкции  (разборка,
   пристройки, перепланировки и др.).
       При наличии  на  стройке  двух  или   нескольких   генеральных
   подрядчиков   разных   направлений  специализации  в  составе  ССР
   выделяются затраты этих генеральных подрядчиков.  В этих случаях в
   отдельных   локальных  расчетах  могут  применяться  расценки  или
   коэффициенты,  утвержденные   для   указанных   строительных   или
   монтажных   подразделений.   При   строительстве   части   объекта
   хозяйственным способом в ССР также необходимо выделение затрат  по
   каждому участнику строительства.
       При рассмотрении затрат, учтенных в ССР, необходимо проверить,
   требуя документального обоснования,  затраты по освоению площадок,
   сносу и переносу зданий и  сооружений,  компенсации  и  возмещению
   потерь сельскохозяйственного производства, а также согласованные с
   заинтересованными организациями размеры средств на долевое участие
   в строительстве общих объектов.
       При экспертизе сметной стоимости  строительства  прежде  всего
   проводится   анализ   структуры  капитальных  вложений  по  главам
   сводного сметного расчета.
       Зачастую анализ    этих   данных   указывает   на   явную   их
   диспропорцию,  что видно из приведенного ниже  условного  примера.
   Так,  затраты  по  главе  2 "Основные объекты строительства" всего
   лишь на 3,6%  превышают затраты по главе 1 "Подготовка  территории
   строительства"  (от  общей стоимости строительства),  а затраты по
   главам 6,  7  и  9  даже  превышают  стоимость  основных  объектов
   строительства, причем по главе 6 "Наружные сети и сооружения, ВиК,
   Т/С,  газоснабжение" даже в два раза.  Все это говорит  как  не  о
   вполне  правильном  распределении  затрат  по  главам,  так  и  об
   экономически нецелесообразном проектном решении (выборе  площадки,
   нерациональном размещении объектов на ней и т.п.).

                     СТРУКТУРА КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
                      ПО СВОДНОМУ СМЕТНОМУ РАСЧЕТУ

   -----T-------------------------------T-------T-------------------¬
   ¦N   ¦         Наименование          ¦ Сумма ¦ Сметная стоимость ¦
   ¦гла-¦                               ¦       +-------------------+
   ¦вы  ¦                               ¦       ¦          %        ¦
   ¦    ¦                               ¦       +-------T-----------+
   ¦    ¦                               ¦       ¦  по   ¦по аналогу ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦проекту¦           ¦
   +----+-------------------------------+-------+-------+-----------+
   ¦ 1  ¦               2               ¦   3   ¦   4   ¦     5     ¦
   +----+-------------------------------+-------+-------+-----------+
   ¦ 1  ¦Подготовка территории          ¦ 179,0 ¦ 10,0  ¦     3,0   ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 2  ¦Основные объекты строительства ¦ 244,3 ¦ 13,6  ¦    45,0   ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 3  ¦Объекты подсобного назначения  ¦   3,9 ¦  0,2  ¦    10,0   ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 4  ¦Объекты энергетического        ¦  36,6 ¦  2,0  ¦     3,5   ¦
   ¦    ¦хозяйства                      ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 5  ¦Объекты транспорта и связи     ¦   7,9 ¦  0,4  ¦     5,0   ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 6  ¦Наружные сети и сооружения ВиК,¦ 493,7 ¦ 27,6  ¦    10,0   ¦
   ¦    ¦т/с, газоснабжение             ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 7  ¦Благоустройство и озеленение   ¦ 345,5 ¦ 19,3  ¦     5,0   ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 8  ¦Временные здания               ¦  39,2 ¦  2,2  ¦     1,0   ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 9  ¦Прочие работы и затраты        ¦ 269,3 ¦ 15,0  ¦    10,0   ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 10 ¦Содержание дирекции            ¦  23,1 ¦  1,3  ¦     0,5   ¦
   ¦    ¦(технадзор), авторский надзор  ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 11 ¦Подготовка эксплуатационных    ¦  -    ¦       ¦    -      ¦
   ¦    ¦кадров                         ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦ 12 ¦Проектно - изыскательские      ¦  98,3 ¦  5,5  ¦     5,0   ¦
   ¦    ¦работы                         ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦    +-------------------------------+-------+-------+-----------+
   ¦    ¦Итого по главам 1 - 12         ¦1740,8 ¦ 97,10 ¦    98,0   ¦
   ¦    ¦                               ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦    ¦Непредвиденные затраты         ¦  52,0 ¦  2,90 ¦     2,0   ¦
   ¦    +-------------------------------+-------+-------+-----------+
   ¦    ¦Итого...                       ¦1792,8 ¦100    ¦   100     ¦
   ¦    ¦в том числе:                   ¦       ¦       ¦           ¦
   ¦    ¦СМР                            ¦1288,4 ¦ 71,9  ¦    60,0   ¦
   ¦    ¦оборудование                   ¦  47,1 ¦  2,6  ¦    25,0   ¦
   ¦    ¦прочие затраты                 ¦ 457,30¦ 25,5  ¦    15,0   ¦
   L----+-------------------------------+-------+-------+------------

       2.10.3. При составлении объектных и локальных смет  и  сметных
   расчетов  могут  применяться  различные  методы  и,  в  частности,
   ресурсный,  ресурсно - индексный,  базисно - индексный,  базисно -
   компенсационный.
       Выбор метода  составления  смет  (расчетов)  осуществляется  в
   каждом  конкретном  случае  в  зависимости  от условий контракта и
   общей экономической ситуации.
       Ресурсный метод  -  это  калькулирование  в  текущих  ценах  и
   тарифах ресурсов (элементы  затрат),  необходимых  для  реализации
   проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженных в
   натуральных  измерителях  потребности  в   материалах,   изделиях,
   конструкциях, данных о расстояниях и способов их доставки на место
   строительства,  расхода энергоносителей на  технологические  цели,
   времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда
   рабочих.
       Базисно -  индексный метод - это использование системы текущих
   индексов цен по отношению к  стоимости,  определенной  в  базисном
   уровне цен.
       Ресурсно - индексный метод - это сочетание ресурсного метода с
   системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.
       Базисно - компенсационный метод - это суммирование  стоимости,
   исчисленной   в   базисном  уровне  сметных  цен,  и  определяемых
   расчетами дополнительных затрат,  связанных с ростом цен и тарифов
   на   потребляемые  в  строительстве  ресурсы,  с  уточнением  этих
   ресурсов в процессе строительства в зависимости от реальных цен  и
   тарифов.
       При определении   сметной   стоимости   строительства    может
   использоваться  сметно - нормативная база,  введенная в действие с
   1 января 1991 г.,  а также введенная в действие с 1 января 1984 г.
   с  ранее установленными повышающими коэффициентами по согласованию
   сторон,   заключающих   договор    (контракт)    на    капитальное
   строительство.
       В случае применения сметно -  нормативной  базы  1984  г.  при
   определении   сметной   стоимости  строительных  работ  базисно  -
   компенсационным (базисно -  индексным)  методом  предельные  нормы
   накладных  расходов  в  базисной стоимости принимаются в размерах,
   установленных ранее для республиканских министерств и ведомств.
       При определении  сметной  стоимости  строительства  базисно  -
   индексным  методом  предельную  стоимость  работ,  исчисленную  на
   основе  сметных  норм  и  цен  1984 г.,  рекомендуется принимать в
   размерах,  установленных строительно  -  монтажным  и  ремонтно  -
   строительным   организациям  для  применения  с  01.01.84  Советом
   Министров РСФСР или соответствующими министерствами и  ведомствами
   (по ведомственному признаку).
       В частности предельная норма накладных расходов для ремонтно -
   строительных  организаций  Минжилкомхоза  РСФСР  была  установлена
   Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.10.84 N 445 в  размере
   14,2% к сметным прямым затратам, а плановые накопления - в размере
   6% - для нового строительства и 2,5% - для капитального ремонта.
       Сметные расчеты  по  строительной  части в большинстве случаев
   составляются в соответствии с требованиями нормативных документов:
       - с применением стоимостных показателей объектов - аналогов;
       - с применением  смет  к  типовым  и  повторно  -  применяемым
   экономичным, индивидуальным проектам;
       - по укрупненным сметным нормативам;
       - по единичным расценкам.
       Следует иметь в виду,  что сметы к типовым проектам составлены
   по  базисному  району  (Московская область) и без учета конкретных
   условий строительства.  Следовательно,  при экспертизе  необходимо
   проверить правильность примененного территориального коэффициента,
   а также учета проектных решений по привязке проекта.
       Наиболее тщательной  проверки  требуют  расчеты  с применением
   смет к объектам -  аналогам.  Здесь,  прежде  всего,  должны  быть
   представлены   в  виде  сопоставления  технические  характеристики
   проектируемых объектов и объектов - аналогов  с  тем,  чтобы  были
   обоснованы  все  изменения  и  дополнения,  внесенные  в  сметы  к
   объектам - аналогам.
       По крупным зданиям,  составляющим значительную часть стоимости
   всего  предприятия,  целесообразно  составить   таблицу   примерно
   следующего вида:

   ----------T------T-----T------T------T------T-------T-----T------¬
   ¦Наимено- ¦Фунда-¦Ко-  ¦Фермы ¦Стены ¦Пере- ¦Кровля ¦ Пол ¦Проемы¦
   ¦вание    ¦менты ¦лонны¦      ¦      ¦крытия¦       ¦     ¦      ¦
   +---------+------+-----+------+------+------+-------+-----+------+
   ¦Корпус А ¦ж.б. с¦ж.б. ¦метал-¦панели¦ж.б.  ¦метал- ¦ж.б. ¦метал-¦
   ¦         ¦ранд- ¦     ¦личес-¦трех- ¦сбор- ¦личес- ¦     ¦личес-¦
   ¦         ¦балка-¦     ¦кий   ¦слой- ¦ные   ¦кая с  ¦     ¦кие с ¦
   ¦         ¦ми    ¦     ¦пролет¦ные   ¦      ¦утепли-¦     ¦двой- ¦
   ¦         ¦      ¦     ¦18 м  ¦      ¦      ¦телем  ¦     ¦ным   ¦
   ¦         ¦      ¦     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦     ¦остек-¦
   ¦         ¦      ¦     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦     ¦лением¦
   ¦         ¦      ¦     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦     ¦      ¦
   ¦Корпус по¦-"-   ¦-"-  ¦ж.б.  ¦панели¦-"-   ¦-"-    ¦-"-  ¦-"-   ¦
   ¦проекту -¦      ¦     ¦пролет¦керам-¦      ¦       ¦     ¦      ¦
   ¦аналогу  ¦      ¦     ¦18 м  ¦зито -¦      ¦       ¦     ¦      ¦
   ¦         ¦      ¦     ¦      ¦бетон-¦      ¦       ¦     ¦      ¦
   ¦         ¦      ¦     ¦      ¦ные   ¦      ¦       ¦     ¦      ¦
   L---------+------+-----+------+------+------+-------+-----+-------

       В эту  таблицу  могут   вноситься   более   подробные   данные
   примененных  конструкций  и  деталей.  Она  дает возможность более
   тщательно установить правильность  определения  затрат  в  сметных
   расчетах.
       Кроме этого,  следует  проверить  правильность  применения   и
   величину    коэффициентов,    учитывающих    разницу   в   объемах
   проектируемого здания и объекта - аналога.  Некоторыми  проектными
   организациями  для  соответствующих  отраслей  такие  коэффициенты
   разработаны.
       Сметные расчеты   по   единичным   расценкам   составляются  в
   большинстве  случаев   при   крупных   объемах   земляных   работ,
   берегоукреплений,  дорог  и т.п.  Необходимо сопоставление объемов
   работ, принятых в сметах с аналогичными объемами работ, указанными
   на   чертежах   и  в  ПОС,  а  также  принятых  в  сметах  методов
   производства работ с указанными  в  ПОС.  В  этом  случае  следует
   учитывать заключение эксперта по ПОС.  Особое внимание должно быть
   уделено вопросу перевозок грунта.  Расстояние до свалок,  а  также
   расстояние  от  карьеров должны иметь документальное подтверждение
   городских или  областных  органов.  Необходима  проверка  принятых
   характеристик   грунтов   по   трудности  разработки  с  изучением
   материалов изысканий.  Зачастую в  сметных  расчетах  используются
   единичные  расценки  по разработке грунтов экскаваторами с ковшами
   малой емкости (до 0,5 куб. м) при значительных объемах работ, чего
   нельзя допускать.
       При рассмотрении   сметных   расчетов,   в   которых    учтены
   значительные объемы водоотлива или водопонижения,  следует иметь в
   виду, что эти объемы должны быть определены по данным ПОС.
       В составе  стоимости  оборудования  <*>,  включаемой в сметную
   документацию  на  строительство,  учитываются   затраты   по   его
   приобретению,  транспортные,  заготовительно  - складские и другие
   расходы.  Стоимость импортного оборудования определяется исходя из
   его  фактурной  стоимости,  указанной в счете поставщика (с учетом
   всех расходов по закупке и доставке до границы),  и переводится на
   рубли   по   коммерческому   курсу  Центрального  Банка  России  с
   добавлением таможенных пошлин и налога на импорт.
       --------------------------------
       <*> Классификация оборудования,  применяемая  при  составлении
   сметной документации на строительство, приведена в СП-81-01-94.

       При определении  базисной  стоимости  импортного  оборудования
   используется  существовавший  в данный период валютный курс рубля.
   Так, например, для определения стоимости импортного оборудования в
   ценах  1991  года  применяется  соотношение:  100  долларов США за
   167,13 рубля, приведенное в п. 5.4.1 Порядка определения стоимости
   строительства,  осуществляемого  в Российской Федерации с участием
   иностранных  фирм,  введенного  в  действие  с  01.04.94   письмом
   Госстроя России и МВЭС России от 23.02.94 N 12-28.
       Определенная таким  образом  рублевая   стоимость   импортного
   оборудования  включается  в  базисную  стоимость строительства и в
   дальнейшем для перевода в текущие  цены  индексации  не  подлежит,
   поскольку  известна валютная цена оборудования и,  соответственно,
   текущая рублевая стоимость.
       Заготовительно -  складские  расходы в размере 2%  принимаются
   для определения базисного уровня стоимости строительства  объектов
   в ценах 1984 года.
       В текущем  уровне  цен  заготовительно  -  складские   расходы
   определяются  расчетом  и  включаются  в  договорные  цены,  а для
   объектов,  строящихся за счет госбюджета,  не должны превышать  2%
   стоимости материалов.
       Надбавка на расходы,  связанные с  комплектацией  и  поставкой
   оборудования  и  материалов,  рассчитана с применением предельного
   размера снабженческо - сбытовой наценки (25%).
       В указанной  наценке  были учтены транспортные расходы,  налог
   НДС, заготовительно - складские и другие расходы посредника.
       Постановлением Правительства  Российской Федерации от 07.03.96
   N 239 предельный размер снабженческо - сбытовой наценки отменен, в
   связи  с  чем заказчику и подрядчику дано право в каждом отдельном
   случае устанавливать конкретную  стоимость  посреднических  услуг.
   При  этом  стоимость  транспортных расходов должна определяться на
   основе фактических данных о расстоянии перевозки,  стоимости  часа
   эксплуатации транспортных средств и т.п.
       В соответствии    с    "Порядком     определения     стоимости
   строительства",  введенным  в действие с 01.01.94 письмом Госстроя
   России от 29.12.93 N 12-349,  затраты на  приобретение  первичного
   комплекта   оснастки  и  "ноу  -  хау"  включаются  в  контрактную
   стоимость оборудования.
       В случае    финансирования    строительства,   осуществляемого
   частично  за  счет  средств  льготного  государственного  кредита,
   допускается включение указанных затрат в контрактную стоимость при
   условии,  если техдокументация  не  может  быть  использована  при
   строительстве  других  аналогичных  объектов,  в  противном случае
   затраты  на  их  приобретение  оплачиваются   за   счет   основной
   деятельности предприятия.
       В соответствии с "Положением о составе затрат по  производству
   и реализации продукции (работ,  услуг), включаемых в себестоимость
   продукции",  утвержденным Постановлением Правительства  Российской
   Федерации  от  05.08.92  N  552  с  изменениями  и дополнениями от
   01.07.95 N 661,  пусконаладочные работы в полном объеме  относятся
   на  себестоимость  продукции и финансируются,  соответственно,  за
   счет основной деятельности.
       За счет  средств,  выделяемых  на  капитальное  строительство,
   финансируются работы по  индивидуальному  испытанию  оборудования,
   проводимые  в  соответствии  со  СНиП  3.05.05-84 "Технологическое
   оборудование и технологические трубопроводы (раздел 5)".  При этом
   следует  учитывать,  что в процессе индивидуальных испытаний могут
   проводиться    пусконаладочные    работы.    Такая     возможность
   предусмотрена  в "Приложении 1" к упомянутому СНиП.  В этом случае
   работы по индивидуальному испытанию оборудования финансируются  за
   счет сметы на капитальное строительство, а пусконаладочные работы,
   обеспечивающие проведение  индивидуальных  испытаний,  -  за  счет
   средств основной деятельности.
       Дополнительные затраты  подрядной  организации,  связанные   с
   усложняющими  условиями  производства  работ  в  ходе технического
   перевооружения  и  реконструкции  зданий,  могут   возмещаться   в
   соответствии   с   п.   3.1.1.9   "Порядка  определения  стоимости
   строительства  и  свободных  (договорных)  цен   на   строительную
   продукцию  в условиях развития рыночных отношений (письмо Госстроя
   России от 29.12.93  N  12-349)  путем  применения  соответствующих
   коэффициентов,  предусмотренных  в "Общих положениях по применению
   соответствующих   норм   и   расценок".   При   этом    повышающие
   коэффициенты, утвержденные Постановлением Госстроя СССР и Госплана
   СССР от 10.04.86 N 43/62, не применяются.
       Согласно Постановлению Правительства Москвы от 05.92 N 261  "О
   долевом  участии  потребителей  в  строительстве  и  реконструкции
   систем инженерного обеспечения  г.  Москвы"  от  долевого  участия
   освобождаются только организации,  осуществляющие строительство за
   счет городского бюджета или общественных фондов.
       В соответствии   с  письмом  Главценообразования  от  01.03.94
   N 12-34 налоги  и  платежи,  относимые  на  себестоимость,  но  не
   учтенные нормой накладных расходов (транспортный налог, отчисления
   на   образование   дорожных   фондов,   налог   на   пользователей
   автомобильных  дорог,  плата  за  воду,  за загрязнение окружающей
   природной среды),  включаются по расчету в гл. 9 сводного сметного
   расчета стоимости строительства.
       Расходы предприятий  и  организаций  по  уплате   налогов   на
   имущество,  содержание милиции,  образование, содержание жилищного
   фонда  и  объектов  социально  -  культурной  сферы  относятся  на
   финансовые результаты их деятельности.
       Нуждаются в  серьезной   проверке   затраты,   учитываемые   в
   I-1 главе     ССР     на     возмещение    убытков,    причиненных
   землепользователям  изъятием  земельных  участков,  на  возмещение
   потерь  сельскохозяйственного  производства,  а  также  по сносу и
   переносу зданий и сооружений на отведенной площадке.
       При строительстве  жилых  домов  для  переселяемого населения,
   затраты на которые учитываются в I  главе  ССР,  следует  иметь  в
   виду,  что  объем этого строительства должен точно соответствовать
   необходимой площади для переселяемых, исчисленной по действующим в
   республике нормативам.
       Затраты на компенсацию за изъятие земель на  с/х  производство
   определяются  по  всем землям,  занятым под с/х культуры,  включая
   огороды,  сады и т.п.,  принадлежащие отдельным  гражданам  как  в
   сельской местности, так и в городах и поселках.
       Плата за землю при изъятии  (выкупе)  земельного  участка  для
   строительства  -  единовременные  затраты  заказчика при выделении
   земельного   участка.   Эти   затраты    согласно    Постановлению
   Правительства  Российской  Федерации от 03.11.94 N 1204 "О порядке
   определения  нормативной  цены  земли"   установлены   в   размере
   200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного
   участка.  В сводном сметном  расчете  эти  затраты  учитываются  в
   1-й главе.
       Затраты, связанные   с   выплатой   заказчиком   строительства
   ежегодного  земельного налога в течение всего срока строительства,
   включаются в себестоимость строительной продукции и  отражаются  в
   9-й главе Сводного сметного расчета вместе со всеми налогами.
       Расходы подрядной организации, связанные с выплатой земельного
   налога  за  участки,  занимаемые зданиями,  сооружениями и другими
   основными  фондами  этой  организации,   учитываются   в   составе
   накладных расходов.
       Затраты, связанные  с   оплатой   услуг   эксплуатационных   и
   коммунальных   организаций,   относятся  к  затратам  заказчика  и
   включаются в I главу Сводного сметного расчета.
       В случае  оплаты  этих  услуг  подрядной  организацией затраты
   подлежат возмещению  за  итогом  акта  на  выполненные  работы  на
   основании представленных бухгалтерских документов.
       Затраты, связанные   с   развитием   производственной    базы,
   принимаются  заказчиком  исходя  из экономической целесообразности
   строительства этих объектов  на  основе  расчета,  представляемого
   подрядчиком.
       Порядок возмещения этих затрат  подрядчику,  а  также  условия
   эксплуатации  объектов  производственной  базы  устанавливаются  в
   договоре подряда.
       Для кооперативов  и  других  предприятий и организаций частной
   формы  собственности  создание  мощностей  производственной   базы
   формируется за счет собственных доходов.
       Затраты подрядчиков,   связанные   с    отчислениями    НИОКР,
   включаются в главу 9 "Прочие работы и затраты" ССР соответствующей
   стройки в размере 1,5% от себестоимости строительной продукции.
       По объектам  строительства,  финансируемым  за  счет бюджетных
   ассигнований, указанные отчисления не производятся.
       Затраты на  дополнительные  отпуска  и выслугу лет относятся к
   фонду оплаты труда (ФОТ) и в  текущем  уровне  цен  учитываются  в
   локальных  сметных  расчетах и дополнительному включению в сводный
   сметный расчет не подлежат.  В актах  за  выполненные  работы  эти
   затраты   учтены   при   расчете  индексов  или  стоимости  одного
   человеко-часа исходя из ФОТ.
       Данный порядок  касается  всех  предприятий независимо от форм
   собственности  (письмо  Главценообразования  Минстроя  России   от
   25.01.96 N 12-31).
       Согласно Постановлению  Минтруда  России  от  29.06.94  N 51 в
   строительных организациях  выплачивается  надбавка  за  разъездной
   характер  работы  в  размере  до 15%  месячной тарифной ставки или
   должностного оклада без учета коэффициентов и доплат,  если  время
   проезда   в  нерабочее  время  от  места  нахождения  строительной
   организации или от сборного пункта до места  работы  и  обратно  в
   день  составляет  не  менее  двух  часов.  Применение  разъездного
   характера работ должно быть оговорено в договоре подряда.
       В связи  с  поступающими запросами о порядке расчета затрат на
   содержание  службы  заказчиков  -  застройщиков  Минстрой   России
   разъяснил,    что    согласно    Порядку   определения   стоимости
   строительства  и  свободных  (договорных)  цен   на   строительную
   продукцию  в  условиях  развития рыночных отношений,  введенного в
   действие письмом Минстроя России от 29.12.93 N 12-349, средства на
   содержание  службы  заказчиков  -  застройщиков  по строительству,
   осуществляемому  за  счет   федерального   бюджета,   определяются
   расчетом и согласовываются с Минстроем России.
       При годовом объеме  финансирования  строительства  свыше  двух
   млн. рублей в ценах 1984 г. указанные расчеты должны выполняться в
   соответствии с письмом Минстроя России от 07.04.94  N  ВБ-12-64  и
   Методическим пособием,  введенным в  действие   письмом   Минстроя
   России от 13.12.95 N ВБ-29/12-347.
       При годовом  объеме  финансирования строительства до двух млн.
   рублей  (включительно)  в  ценах  1984  г.  служба   заказчика   -
   застройщика не образовывается и расчеты затрат на ее содержание не
   составляются.  В этом случае для возмещения расходов,  связанных с
   осуществлением  функций  заказчика  -  застройщика,  рекомендуется
   применять  в  1996  году  норматив  равный   0,8%   от   стоимости
   капитальных   вложений   в   текущих   ценах  без  дополнительного
   согласования с Минстроем России.
       "Положение об   авторском  надзоре  проектных  организаций  за
   строительством предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 1.06.05.85)
   в  настоящее  время  не действует.  В связи с тем,  что лимитность
   объектов,  не  требующих   обязательного   проведения   авторского
   надзора,  определена в ценах 1984 г., для определения лимитности в
   текущем уровне цен следует применять действующие на данный  момент
   индексы удорожания. Необходимость проведения авторского надзора по
   этим  объектам  определяется  заказчиком.  Стоимость   затрат   на
   проведение  авторского надзора определяется расчетом по договорным
   ценам.   При   необходимости   возможно   применение    повышающих
   коэффициентов.
       Средний уровень  базовых   цен   на   проектные   работы   для
   строительства  периодически корректируется.  Так,  по состоянию на
   1 апреля 1996 года он увеличился в 3,24 раза,  а по  состоянию  на
   1 июля  1996  года  -  в  3,41  раза  по  отношению к принятому по
   состоянию на 1 января 1995 года уровню базовых цен, определяемых с
   учетом положений,  изложенных в письме Минстроя России от 04.07.95
   N 9-4/116.
       При расчете базовой цены на проектные работы,  определяемой по
   справочникам базовых цен, в которых цены установлены в зависимости
   от стоимости строительства, инфляционный индекс не применяется.
       Согласно п.    3.5.9.1    "Порядка    определения    стоимости
   строительства   и   свободных  (договорных)  цен  на  строительную
   продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя
   России  от  29.12.93  N  12-349)  часть  резерва на непредвиденные
   работы и затраты передается заказчиком подрядчику только в  случае
   твердой   договорной   цены.   При   производстве  расчетов  между
   заказчиком и подрядчиком за  фактически  выполненные  работы  весь
   резерв остается в распоряжении заказчика. При этом следует иметь в
   виду,  что в  связи  с  выходом  "Порядка..."  письмо  Минархстроя
   Российской Федерации от 17.01.92 N ВФ-39/12 утратило силу.
       НДС учитывается при расчетах в текущем  уровне  цен,  так  как
   полная  стоимость строительной продукции учитывает все налоги,  то
   расчет общего индекса производится с учетом всех затрат.
       Федеральным законом  от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений
   и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную
   стоимость"   (статья   5   "Перечень   товаров   (работ,   услуг),
   освобождаемых от  налога")  от  налога  на  добавленную  стоимость
   освобождается   стоимость  работ  по  строительству  жилых  домов,
   производимых  с  привлечением  средств  бюджетов  всех  уровней  и
   целевых   внебюджетных  фондов,  при  условии,  что  эти  средства
   составляют не менее 40% от стоимости этих работ.
       Работы по    строительству   жилых   домов,   производимые   с
   привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых  внебюджетных
   фондов,  при условии,  что эти средства составляют не менее 40% от
   стоимости этих работ,  включены в перечень товаров (работ, услуг),
   освобожденных  от уплаты НДС.  Поэтому по данному строительству за
   итогом сводного  сметного  расчета  в  качестве  лимита  отдельной
   строкой  включаются  только  средства,  необходимые для возмещения
   затрат подрядных строительно - монтажных организаций по уплате ими
   НДС  поставщикам  материальных  ресурсов  и другим организациям за
   оказание услуг (в т.ч.  по  проектно  -  изыскательским  работам).
   Размер   этих  средств  определяется  расчетом  в  зависимости  от
   структуры строительно - монтажных работ (письмо Минстроя России от
   25.04.96 N ВБ-29/12-148).
       Порядком определения  стоимости  строительства   и   свободных
   (договорных)  цен  на  строительную  продукцию в условиях развития
   рыночных отношений,  введенным в действие письмом Госстроя  России
   от 29.12.93 N 12-349,  предусмотрено определение сметной стоимости
   СМР и,  в частности,  стоимости эксплуатации строительных машин  и
   автотранспорта,  различными методами, в т.ч. ресурсным и базисно -
   индексным.
       При использовании  ресурсного  метода номенклатура применяемых
   строительных машин и автотранспорта должна подтверждаться ПОС  или
   ППР,  а  машинное  время  может  определяться  на основе сборников
   ресурсных сметных норм,  введенных в действие Минстроем  России  в
   1994 - 1995 гг.
       При использовании  базисно  -  индексного  метода  допускается
   применение  нормативной  базы 1984 г.  без права ее корректировки.
   При этом номенклатура фактически используемого парка  строительных
   машин  и  автотранспорта,  согласованная с заказчиком,  может быть
   учтена при разработке индекса удорожания стоимости  строительства,
   применяемого при определении текущей  сметной  стоимости   (письмо
   Главценообразования Минстроя России от 07.06.96 N 12-189).
       Согласно "Своду  правил по определению стоимости строительства
   в  составе  предпроектной  и  проектно  -  сметной   документации"
   (СП 81-01-94)  при  расчетах  между  заказчиком и генподрядчиком в
   текущем  уровне  цен  применяются  нормы  сборника  дополнительных
   затрат  при  производстве  строительно  - монтажных работ в зимнее
   время по видам  строительства  (СНиП  4.07-91),  рассчитанные  для
   круглогодичного   применения.   Однако  при  заключении  договоров
   подряда заказчик и подрядная организация вправе  установить  форму
   расчета   на   основе   норм   по   конструкциям  и  видам  работ,
   предназначенных для расчета в зимний период.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное