Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ (УТВ. МИНСЕЛЬХОЗОМ РФ 29.03.2006)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   государственных    и    муниципальных    чиновников,     владельцев
   индивидуально-семейных хозяйств.
       Эти     и    другие    особенности    современной    российской
   действительности необходимо учитывать в конкретной деятельности  по
   развитию вертикальной кооперации.
       Например,   в   силу  того,  что  сфера  глубокой   переработки
   сельхозпродукции  в  современной  России  почти  полностью   занята
   крупнейшими коммерческими компаниями, которые ускоренно  наращивают
   производственные     мощности,     потребительские      кооперативы
   сельхозтоваропроизводителей  на  первых   порах   будут   вынуждены
   сосредоточиться  на  закупке,  хранении  и  первичной   переработке
   сельхозсырья.  Они  могут  стать  поставщиками  полуфабрикатов  для
   предприятий глубокой переработки.
       Существенная  дифференциация К(Ф)Х по  объемам  производства  и
   доходности  может привести при создании кооперативов  к  частичному
   отступлению   от  классических  форм  кооперативных   экономических
   отношений.  Кооперативы  могут  сформировать  сравнительно  крупные
   фермеры,  а низкотоварные К(Ф)Х и ЛПХ будут сотрудничать с  ними  в
   рамках партнерства или на основании договоров. Возможно также,  что
   крупным    фермерам    в    кооперативе    будут    предоставляться
   дополнительные голоса при принятии стратегических решений.
   
           4. Основные направления государственной поддержки
                 и регулирования сельскохозяйственной
                      потребительской кооперации
   
       4.1.   Совершенствование  законодательной  базы  кооперативного
   движения
       В      целях      стимулирования     развития      вертикальных
   сельскохозяйственных    кооперативов   целесообразно,    во-первых,
   принять  меры  по  укреплению правового статуса и совершенствованию
   регулирования      хозяйственной     деятельности     потенциальных
   кооператоров  -  К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования;  во-
   вторых,  улучшить  правовую  базу формирования  и  функционирования
   самих кооперативов.
       В рамках первого направления целесообразно:
       - внести изменения в Федеральные законы:
       - "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и "О личном подсобном
   хозяйстве"  в  части  уточнения статуса и разграничения  упомянутых
   хозяйств и их государственной поддержки;
       -  "О  садоводческих,  огороднических и  других  некоммерческих
   объединениях  граждан"  в целях упорядочения  их  землепользования,
   хозяйственной деятельности и государственной поддержки;
       -  "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в целях
   усиления защиты прав мелких землевладельцев.
       В рамках второго направления целесообразно:
       - внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации с
   целью  более  полного  отражения в нем специфики  кооперативов  как
   организационно-правовой  формы хозяйственной  деятельности  особого
   рода  ("sui  generis"),  не  подпадающей под  признаки  акционерных
   обществ  и хозяйственных товариществ. В частности, возможен переход
   от  двухчленной  классификации юридических  лиц  к  их  трехчленной
   классификации:   коммерческие,   некоммерческие   и   кооперативные
   организации;
       -  принятие  вместо  Закона  "О кооперации  в  СССР"  рамочного
   Федерального  закона  "О  кооперации",  определяющего  общие  черты
   правового  статуса  всех  разновидностей кооперации  и  особенности
   отдельных ее видов, в том числе сельскохозяйственной;
       -    подготовка   новой   редакции   Федерального   закона   "О
   сельскохозяйственной кооперации" с целью более  дифференцированного
   регулирования      сельскохозяйственных     производственных      и
   потребительских кооперативов;
       -  внесение  изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации,
   касающихся   приравнивания   сельскохозяйственных   потребительских
   кооперативов  к  сельскохозяйственным товаропроизводителям.  Данная
   мера  позволит потребительским кооперативам перейти на  специальный
   режим        налогообложения        для        сельскохозяйственных
   товаропроизводителей "Единый сельскохозяйственный  налог",  который
   предусматривает  замену  уплаты четырех  видов  налога:  налога  на
   добавленную  стоимость,  налога на имущество,  единого  социального
   налога и налога на прибыль;
       -  во  избежание  дополнительного налогообложения  рассмотрение
   вопроса    об    освобождении   от   налога   на    прибыль    всех
   сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов  на  период  их
   становления 10 - 15 лет.
       В  соответствии  с  действующим Законом "О сельскохозяйственной
   кооперации"   решение   многих  важных  вопросов   передано   самим
   кооперативам, которые должны предусмотреть соответствующие нормы  в
   своих  уставах (например, в соответствии с п. 3 ст. 16 и п.  3  ст.
   17  именно  уставом определяется порядок выхода из потребительского
   кооператива  и  исключения из него). Однако было  бы  целесообразно
   дать   в  Законе  хотя  бы  общее  направление  регулирования  этих
   вопросов.
       В  более  детальном урегулировании нуждаются статьи  Закона  по
   распределению  убытков  и  порядка их погашения  в  потребительском
   кооперативе.
       Требует  уточнения  и  ст.  38  Закона  в  части  регулирования
   договорных отношений кооператива со своими членами (п. 1  и  2).  В
   настоящее  время  она  состоит  из неконкретных  формулировок  типа
   "кооператив   и   его  члены  могут  при  необходимости   заключать
   договоры..."  и  "в  договоре могут быть предусмотрены  условия  об
   ответственности сторон...". Вместо них в Законе должно быть  четкое
   указание  на обязательность заключения потребительским кооперативом
   со  своими членами различных видов договоров в зависимости от  вида
   деятельности кооператива;
       -    разработка    Минсельхозом    России    ряда    документов
   рекомендательного характера в целях реализации Федерального  закона
   "О  сельскохозяйственной  кооперации",  в  том  числе  Методических
   рекомендаций  о  порядке  заключения и исполнения  договоров  между
   сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и их  членами,
   примерных    форм    упомянутых   договоров,   примерных    уставов
   сельскохозяйственных  кооперативов  различных  видов,  Методических
   рекомендаций по ведению учета и отчетности в кооперативах и др.
       4.2.    Финансово-кредитная   поддержка    сельскохозяйственной
   потребительской кооперации
       Государственная          финансово-кредитная          поддержка
   сельскохозяйственной потребительской кооперации включает,  с  одной
   стороны,   меры   по  поддержке  малых  форм  хозяйствования,   что
   содействует  расширению  социальной  базы  кооперации,   с   другой
   стороны,  собственно самих кооперативов. При этом речь идет  как  о
   выделении   необходимых   ресурсов,  так  и   о   совершенствовании
   организационно-институционального механизма их  распределения,  что
   включает  меры  по  развитию  на селе сети  кредитных  кооперативов
   (сельскохозяйственных  потребительских  кредитных  кооперативов   и
   кредитных    кооперативов   граждан)   и   других   микрофинансовых
   организаций  (региональных и муниципальных фондов поддержки  малого
   предпринимательства, фондов поддержки сельского развития и др.).
       Финансово-кредитная  поддержка К(Ф)Х, ЛПХ,  других  малых  форм
   хозяйствования  сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов
   включает меры, предусмотренные в рамках:
       -  ежегодных законов о федеральном бюджете в части расходов  по
   отрасли "Сельское хозяйство";
       -   специальных   федеральных,  региональных  и   муниципальных
   программ;
       - Приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
       В   целях  обеспечения  гарантированного  участия  малых   форм
   хозяйствования  в  государственных программах  поддержки  сельского
   хозяйства,   финансируемых  из  федерального  бюджета  и   бюджетов
   субъектов Российской Федерации, создания для них равных с  крупными
   предприятиями  условий хозяйствования, развития конкуренции  в  АПК
   необходима  разработка механизма квотирования средств, направляемых
   на  стимулирование малых форм, в рамках общих расходов на  сельское
   хозяйство.
       В  рамках Приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по
   направлению  "Стимулирование развития малых форм  хозяйствования  в
   агропромышленном   комплексе"   предусматривается   увеличение    и
   удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых К(Ф)Х и ЛПХ.
       Основной   механизм  -  субсидирование  процентной  ставки   по
   кредитам,   полученным  ими  в  коммерческих  банках,   и   займам,
   полученным   в   сельскохозяйственных   потребительских   кредитных
   кооперативах,  в размере 95% ставки рефинансирования Банка  России.
   На  эти цели федеральным бюджетом выделяется 2,9 млрд. руб. в  2006
   г.,  3,67 млрд. руб. - в 2007 г., что позволит привлечь ЛПХ и К(Ф)Х
   кредиты на сумму более 30 млрд. руб. ежегодно.
       Кроме   того,  крестьянские  (фермерские)  и  личные  подсобные
   хозяйства  получат  доступ к долгосрочным (до 8  лет)  кредитам  на
   строительство  и  модернизацию  животноводческих  ферм,   а   также
   средствам,  выдаваемым  ОАО "Росагролизинг" на  закупку  племенного
   скота и оборудования для животноводческих помещений.
       Для    обеспечения   гарантий   этого   доступа   целесообразно
   определение  квоты К(Ф)Х и ЛПХ в рамках общих сумм,  выделяемых  на
   эти цели.
       В  целях  повышения уровня доступности кредитных  ресурсов  для
   сельхозтоваропроизводителей  и,  прежде  всего,  для   крестьянских
   (фермерских)  и личных подсобных хозяйств Приоритетным национальным
   проектом  предполагается развитие кредитования под залог  земельных
   участков.   В   2006  -  2007  гг.  запланировано   принятие   ряда
   федеральных  законов,  необходимых для создания  системы  земельно-
   ипотечного  кредитования.  В 2006 г. ОАО  "Россельхозбанком"  будут
   осуществляться пилотные проекты.
       В  целях улучшения доступа к кредитным ресурсам малых и средних
   К(Ф)Х  и  ЛПХ  при  реализации Приоритетного национального  проекта
   "Развитие АПК" необходимо внести ограничения на получение  кредитов
   со  ставкой субсидирования расходов на выплату процентов на  95%  и
   100%   крупными  К(Ф)Х.  Крестьянские  (фермерские)   хозяйства   с
   численностью  работников свыше 60 человек должны  получать  кредиты
   со  ставкой  субсидирования до 75% (т.е.  как  сельскохозяйственные
   организации).
       Учитывая  слабые  рыночные и конкурентные  позиции,  отсутствие
   достаточного  кредитного опыта и приемлемого залога  у  большинства
   К(Ф)Х  и ЛПХ при одновременной большой потребности в длительных  по
   срокам  кредитов,  главным  образом для  осуществления  капитальных
   затрат,  целесообразно  (в  дополнение к  принятым  в  национальном
   проекте  мерам) выделить для К(Ф)Х и ЛПХ целевые бюджетные  кредиты
   под  6  -  8%  годовых  на  срок  до десяти  лет.  Операторами  при
   реализации  этой  программы могут выступить ОАО "Россельхозбанк"  и
   сельские  кредитные кооперативы, а средства выделяться под гарантии
   субъектов  Российской  Федерации или с использованием  специального
   создаваемого для этого Гарантийного фонда на федеральном уровне.
       Финансово-кредитная        поддержка       сельскохозяйственных
   потребительских кооперативов должна включать:
       -   финансовую   помощь  вновь  создаваемым  кооперативам   при
   осуществлении    организационных    расходов    (аренда     офисов,
   приобретение оргтехники, оплата консультантов и т.п.);
       -  предоставление вновь создаваемым и действующим  кооперативам
   целевых  долгосрочных бюджетных кредитов и субсидий до  50%  затрат
   на  строительство и ремонт производственных и складских  помещений,
   приобретение оборудования, транспортных средств и др.;
       -  выделение кредитов всем кооперативам на пополнение оборотных
   средств.   Приоритетным   национальным  проектом   "Развитие   АПК"
   предусмотрено  финансирование развития  сети  снабженческо-сбытовых
   кооперативов  (в 2006 г. их будет создано 400, в 2007  г.  -  600),
   кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции (в  2006
   г.  их  будет создано 600, в 2007 г. - 400), кредитных кооперативов
   (в  2006 г. их будет создано 600, в 2007 г. - 400). На эти цели  из
   федерального   бюджета   на  пополнение  уставного   капитала   ОАО
   "Россельхозбанком" будет выделено в 2006 г. 3,6 млрд. руб., в  2007
   г.   -   4,5   млрд.   руб.   За   счет  выделенных   средств   ОАО
   "Россельхозбанк" будет оказывать кредитную поддержку создаваемым  и
   действующим   потребительским  кооперативам.  За  счет   выделяемых
   средств ОАО "Россельхозбанк" с участием Минсельхоза России и  АККОР
   следует   создать   Федеральный   фонд   кредитных   гарантий   для
   сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
       Аналогичные фонды целесообразно создать в субъектах  Российской
   Федерации при содействии Минсельхоза России и АККОР.
       Кроме  этого,  Минсельхозу  России совместно  с  АККОР  следует
   создать  реестр сельскохозяйственных потребительских  кооперативов,
   а  также поддерживающих их организаций сельской кредитно-финансовой
   инфраструктуры:    бюро   кредитных   историй,   специализированных
   страховых компаний, служб внешнего аудита.
       Средства   федерального  бюджета  на   поддержку   малых   форм
   хозяйствования  и  сельскохозяйственной потребительской  кооперации
   должны  направляться в виде субсидий субъектам Российской Федерации
   и  распределяться между ними Минсельхозом России с участием АККОР и
   других      общественных      организаций      сельскохозяйственных
   производителей на конкурсной основе в два этапа.
       На  первом  этапе  в регионы направляется 40%  годового  объема
   финансирования   с   учетом   численности   К(Ф)Х,   ЛПХ;    объема
   производимой ими валовой и реализованной продукции.
       На  втором этапе распределяются остальные 60% средств. При этом
   наряду  с вышеизложенными критериями их региональной дифференциации
   учитывается  эффективность использования  ресурсов,  выделенных  на
   первом  этапе.  При  этом  обязательными  условиями  предоставления
   субвенций на втором этапе являются:
       -   софинансирование  развития  малых  форм  хозяйствования   и
   вертикальной  сельскохозяйственной кооперации из бюджета  субъектов
   Российской Федерации;
       -  разработка  проекта региональной целевой программы  развития
   сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
       -    создание    регионального    учебно-методического    и/или
   информационно-консультационного  центра  по  развитию  малых   форм
   хозяйствования   в   АПК  и  сельскохозяйственной   потребительской
   кооперации.
       Внутри     регионов    средства    государственной    поддержки
   распределяются  на  основе  конкурса  бизнес-проектов  с   участием
   региональных отделений АККОР и/или других общественных  организаций
   (союзов) сельскохозяйственных производителей.
       Критериями   отбора   проектов  для  оказания   государственной
   поддержки являются:
       - коммерческий и мультипликативный эффект;
       -   привлечение  собственных  или  дополнительных  внебюджетных
   средств;
       - создание конкурентной среды на потребительском рынке;
       -  социальная значимость, обеспечение самозанятости и  создание
   новых рабочих мест.
       4.3.    Информационное,   консультационное    и    методическое
   обеспечение   деятельности   сельскохозяйственных   потребительских
   кооперативов
       Одной     из    главных    предпосылок    успешного    развития
   сельскохозяйственной потребительской кооперации  являются  меры  по
   обеспечению     доступа     К(Ф)Х,    ЛПХ,     субъектов     малого
   предпринимательства,      сельскохозяйственных      потребительских
   кооперативов  к  рынку  научных, образовательных,  консультационных
   услуг и информации.
       Поскольку потребительские кооперативы представляют собой единую
   систему  с хозяйствами своих членов и другими сельхозпредприятиями,
   постольку  и  консультационное,  и информационное  обслуживание  их
   работников  и  членов  кооперативов целесообразно  осуществлять  из
   единых   учебно-методических  (или  информационно-консультационных)
   центров. Создавать отдельные информационно-консультационные  центры
   только   для  кооператоров  нецелесообразно.  Это  правило  следует
   распространить    на    все   уровни   построения    информационно-
   консультационной системы.
       В   настоящее  время  Минсельхозом  России  формируется  Единая
   система  информационного  обеспечения  АПК  (ЕСИО  АПК),  в  рамках
   которой  члены  кооперативов  и  потенциальные  кооператоры  смогут
   получать  своевременную и качественную информацию о государственной
   аграрной    политике,   условиях   кредитования,   налогообложения,
   субсидирования, объемах торговли, ценах и т.д.
       Предполагается создание специализированных баз данных;  издание
   и  распространение учебной, справочно-информационной и методической
   литературы;   проведение  соответствующих   научных   исследований;
   организация      специализированной     выставочно-демонстрационной
   деятельности.
       Реализация  этих  мероприятий  позволит  значительно   повысить
   информированность  сельского населения, в  том  числе  по  правовым
   вопросам,  подготовить методологическую базу для  развития  целевой
   группы  и  постоянно повышать уровень квалификации  ее  участников,
   создать условия для постоянного обмена передовым опытом.
       Для    осуществления   этой   работы   целесообразно   создание
   информационно-консультационной  службы  развития   кооперации   как
   части   (подразделения)  единой  системы   ИКС   АПК   под   эгидой
   Минсельхоза  России  и  АККОР. Взаимоотношения  между  Минсельхозом
   России   и   АККОР,   другими  заинтересованными   государственными
   органами могут строиться на основе специальных соглашений.
       Предлагается      двухуровневая      модель      информационно-
   консультационной    службы   развития   кооперации,    схематически
   представленная на рис. 1. Звеном первого (высшего) уровня  является
   федеральная  служба  при Минсельхозе России и АККОР.  В  нем  может
   быть  создан  Федеральный  учебно-методический  центр  по  развитию
   малых    форм   хозяйствования   в   АПК   и   сельскохозяйственной
   потребительской    кооперации,   ответственный    за    содержание,
   методическое  обеспечение и стратегию развития  всей  кооперативной
   системы.
   
                            --------------------------------------¬
           ---------------->¦ Федеральная служба при  Минсельхозе +------------------------¬
           ¦                ¦            России АККОР             ¦                        ¦
           ¦                ¦Федеральный учебно-методический центр¦                        ¦
           ¦                L----------T------------------T--------                        ¦
           ¦ Обеспечение информацией,  ¦                  ¦ Методическое обеспечение,      ¦
           ¦ формирование групп для    ¦                  ¦ обучение персонала, проведение ¦
           ¦ обучения, участие в общих ¦     Участие в    ¦ совещаний, показательных       ¦
           ¦ мероприятиях, подготовке  ¦   мероприятиях,  ¦ семинаров, участие в отдельных ¦Консуль-
           ¦ календарных и тематических¦проводимых другими¦ мероприятиях, контроль         ¦тации, ре-
           ¦        планах             ¦  центрами, обмен ¦ деятельности                   ¦гулярное
   Участие ¦                           ¦   информацией и  ¦                                ¦посещение
   в конфе-¦               -------------      опытом      L----------¬                     ¦для изуче-
   ренциях,¦              \/                                         \/                    ¦ния эффек-
   посеще- ¦   ---------------------¬                   ---------------------¬             ¦тивности
   ние выс-¦   ¦Региональная служба ¦                   ¦Региональная служба ¦             ¦службы и
   тавок,  ¦   ¦Региональный учебно-¦<----------------->¦Региональный учебно-¦<¬           ¦внесения
   учеба на¦   ¦методический центр  ¦  Проведение     --+методический центр  ¦ ¦Участие в  ¦соответ-
   курсах  ¦   L---------------------  отдельных      ¦ L--------------------- ¦семинарах, ¦ствующих
           ¦                           мероприятий,   ¦                        ¦выставках, ¦корректив
           ¦                           обучение,      ¦                        ¦влияние на ¦
           ¦                           консультации,  ¦                        ¦содержание ¦
           ¦                           информационное ¦                        ¦и методы   ¦
           ¦                           обеспечение    ¦                        ¦обучения   ¦
           ¦                                          ¦                        ¦           ¦
           ¦       Участие в мероприятиях, проводимых ¦                        ¦           ¦
           ¦       непосредственно в кооперативах     ¦                        ¦           ¦
           ¦       Взаимные посещения и обмен опытом  \/                       ¦           ¦
           ¦ -----------¬                          -----------¬            ----+------¬    ¦
           ¦ ¦Кооператив¦<------------------------>¦Кооператив¦<---------->¦Кооператив¦   \/
             L-----------                          L-----------            L-----------
   
             Рис. 1. Модель информационно-консультационной
                      службы развития кооперации
   
       Среди основных задач Центра:
       -     осуществление    пилотных    проектов     по     развитию
   сельскохозяйственной  потребительской  кооперации  и  обобщение  их
   результатов;
       -  консультирование  сотрудников Минсельхоза  России  и  других
   федеральных   министерств  и  ведомств  по   вопросам   организации
   регулирования  кооперативного движения при реализации Приоритетного
   национального проекта "Развитие АПК";
       -  обучение  и консультирование работников региональных  ИКС  и
   региональных учебно-методических центров;
       -  проведение независимого мониторинга реализации Приоритетного
   национального    проекта    "Развитие    АПК"    по     направлению
   "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК".
       На  втором  (нижнем)  уровне находятся  региональные  службы  и
   региональные     учебно-методические    центры,     непосредственно
   реализующие    программу   образовательного,   информационного    и
   консультативного  содействия  в  развитии  кооперативного  движения
   региона. Региональные службы могут существенно отличаться  друг  от
   друга  по  масштабам, формам и тематике своей работы.  Эти  отличия
   определяются  уровнем развития кооперации, потребностями  населения
   в   кооперативных   формах  организации  решения  своих   жизненных
   проблем,   видами   кооперативов,   уровнем   деятельности   союзов
   кооперативов,   спросом   на   определенные   услуги   со   стороны
   кооперативов  и  населения,  желающего  создать  кооперативы.   Все
   звенья  информационно-консультационной службы развития  кооперации,
   включая  пользователей, функционально связаны друг  с  другом,  что
   обеспечивает  их  единство в достижении конечной цели.  Желательным
   является  создание опорных пунктов региональных служб  в  отдельных
   сельских административных районах.
       Консультационная   и   организаторская   работа   должна   быть
   направлена на:
       - создание новых кооперативов там, где это необходимо;
       - расширение числа членов в уже существующих кооперативах;
       - оказание помощи членам кооперативов более активно участвовать
   в процессе принятия решений и управлении делами кооперативов;
       -  оказание помощи членам и работникам кооперативов в  создании
   хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях  и
   принципах, адекватного современной экономической системе.
       Роль  региональной  ИКС  и  регионального  учебно-методического
   центра может выполняться различными организациями:
       - государственными структурами;
       - учебными и научными заведениями;
       -  специальными  консалтинговыми службами, созданными  на  базе
   органов   крестьянского  самоуправления,  в  том  числе   на   базе
   региональных и районных АККОР;
       -  самими  кооперативами, в особенности, второго и последующего
   уровней.
       Органы   управления   АПК  субъекта  Российской   Федерации   и
   региональная  ассоциация  АККОР должны  решить  вопрос  о  наиболее
   эффективной  организационно-правовой форме ИКС (в  настоящее  время
   многие   из   них  существуют  в  форме  государственных  унитарных
   предприятий  или  филиалов  государственных  учреждений)  с  учетом
   мероприятий,   предусмотренных  в  Федеральной  целевой   программе
   "Социальное  развитие села до 2010 г." и Концепции административной
   реформы   в   Российской  Федерации  в  2006  -  2008   гг.   Можно
   рекомендовать  создание ИКС и учебно-методических центров  в  форме
   единой  консалтинговой коммерческой или некоммерческой  организации
   (например,   фонда),   осуществляющей   весь   спектр   услуг    по
   консультированию  как в области развития малых форм  хозяйствования
   и  сельскохозяйственной потребительской кооперации, так и  в  сфере
   распространения  рыночной информации, юридических  и  экономических
   консультаций и т.п.
       Возможным  вариантом является создание ИКС на базе региональных
   и  районных  АККОР  (в  настоящее время  имеется  опыт  Ростовской,
   Саратовской,     Новосибирской    областей,    Краснодарского     и
   Ставропольского  краев,  Республики  Адыгея).  Преимущества   такой
   службы  -  в  широкой  клиентской базе,  непосредственной  связи  с
   субъектами    малыми    формами   хозяйствования,    дополнительных
   источниках финансирования за счет членских взносов и платных  услуг
   АККОР.
       Одним  из  главных  условий  информационно-консультационного  и
   учебно-методического обеспечения кооперативного  движения  является
   развитие  научных  исследований по проблемам  развития  малых  форм
   хозяйствования   и   сельскохозяйственной  кооперации   в   системе
   Российской   академии  сельскохозяйственных  наук   и   Минсельхоза
   России,   а   также  проведение  научно-практических   конференций,
   симпозиумов и семинаров по данной тематике.
       Необходима  разработка и реализация в ряде регионов  Российской
   Федерации  пилотных  проектов по совершенствованию  деятельности  и
   государственной поддержке К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства  и
   кооперации в сельской местности.
       4.4. Подготовка кадров
       Для  успешного  развития  сельскохозяйственной  потребительской
   кооперации    необходима   постоянная   подготовка   и    повышение
   квалификации  фермеров, владельцев ЛПХ, сельских  предпринимателей;
   специалистов   сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов,
   сельских  кредитных  и  страховых кооперативов,  микрофинансовых  и
   информационно-консультационных организаций; кадров для  организаций
   фермерского  самоуправления  и  других  некоммерческих  организаций
   целевой   группы;   государственных   и   муниципальных   служащих,
   ответственных  за  регулирование деятельности  и  поддержку  К(Ф)Х,
   ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной кооперации.
       В этих целях Минсельхозу России необходимо:
       -     разработать     учебно-методические     материалы     для
   сельскохозяйственных  и кооперативных учебных  заведений,  а  также
   для  созданных  федерального и региональных  кооперативных  учебно-
   методических центров;
       -   предусмотреть  введение  в  сельскохозяйственных  вузах   и
   техникумах в качестве обязательной дисциплины курса по экономике  и
   организации сельскохозяйственной кооперации;
       -  расширить  подготовку  сельскохозяйственных  производителей,
   работников  органов  управления  АПК  и  муниципальной   власти   и
   преподавателей  по  вопросам  сельскохозяйственной  потребительской
   кооперации    через    систему    повышения    квалификации     при
   сельскохозяйственных   учебных  заведениях,  университетах   общего
   назначения и созданных учебно-методических центров.
   
           5. Организационная структура сельскохозяйственной
                      потребительской кооперации
   
       Система сельскохозяйственной потребительской кооперации  должна
   представлять  собой  совокупность кооперативов  различных  видов  и
   уровней,  в  организационно-правовом  и  функциональном  отношениях
   объединенных  на  национальном уровне, с одной  стороны,  в  единый
   союз,   а   с  другой  -  в  хозяйственную  организацию,  способную
   взаимодействовать с зарубежными кооперативными организациями  и  их
   объединениями (союзами).
       Процесс      формирования      системы     сельскохозяйственной
   потребительской кооперации достаточно длителен.
       Система сельскохозяйственной потребительской кооперации  страны
   может    формироваться   по   принципу   многоступенчатой   (трех-,
   четырехступенчатой)      системы.      Базисными      организациями
   (организациями  первого  уровня) в  этом  случае  являются  местные
   сельскохозяйственные  потребительские  кооперативы.   В   начальный
   период  формирования  системы наряду с региональными  кооперативами
   или  без  их  создания первичные кооперативы могут  объединяться  в
   межрайонные  кооперативы (кооперативы второго  уровня).  На  уровне
   субъекта   Федерации  могут  создаваться  региональные  кооперативы
   (кооперативы  третьего уровня). На национальном уровне  может  быть
   создана  организация четвертого уровня, которая оказывает поддержку
   и помощь в работе организациям других ступеней (рис. 2).
   
   -----------------------------¬           ---------------------------------¬
   ¦      Федеральный союз      ¦<--------¬ ¦Федеральный сельскохозяйственный¦
   ¦    сельскохозяйственных    ¦<------¬ ¦ ¦   потребительский кооператив   ¦
   ¦потребительских кооперативов¦<----¬ ¦ ¦ L---------------------------------
   L-----------------------------     ¦ ¦ ¦                   /\
                  /\                  ¦ ¦ ¦                   ¦
   ---------------+----------------¬  ¦ ¦ ¦ ------------------+------------------¬
   ¦  Союзы сельскохозяйственных   ¦  ¦ ¦ L-+Сельскохозяйственные потребительские¦
   ¦потребительских кооперативов на¦<-+-+---+  кооперативы на уровне субъектов   ¦<-¬
   ¦  уровне субъектов Федерации   ¦  ¦ ¦   ¦             Федерации              ¦  ¦
   L--------------------------------  ¦ ¦   L-------------------------------------  ¦
                  /\   /\             ¦ ¦                     /\                    ¦
                  ¦    ¦              ¦ ¦   ------------------+------------------¬  ¦
                  ¦    ¦              ¦ L---+  Межрайонные сельскохозяйственные  ¦  ¦
                  ¦    L--------------+-----+    потребительские кооперативы     ¦  ¦
                  ¦                   ¦     L-------------------------------------  ¦
                  ¦                   ¦                       /\                    ¦
                  ¦                   ¦     ------------------+------------------¬  ¦
                  ¦                   L-----+Сельскохозяйственные потребительские+---
                  L-------------------------+            кооперативы             ¦
                                         -->¦                                    ¦
                                         ¦  L-------------------------------------
                                         ¦                    /\
                                         ¦  ------------------+------------------¬
                                         ¦  ¦       Кооперативные участки        ¦
                                         ¦  L-------------------------------------
                                         ¦                    /\
                                         ¦  ------------------+------------------¬
                                         L--+         Члены кооператива          ¦
                                            L-------------------------------------
   
              Рис. 2. Модель системы сельскохозяйственной
                   потребительской кооперации страны
   
       Параллельно  с  хозяйственным объединением  должна  развиваться
   двухуровневая   организация,  состоящая  из   региональных   союзов
   сельскохозяйственных      потребительских      кооперативов       и
   общероссийского    союза    сельскохозяйственных    потребительских
   кооперативов,  которые  возьмут на себя дополнительные  функции  по
   обеспечению  деятельности  и  по  обслуживанию  кооперативов  и  их
   членов.  Такой  союз  уже создан, однако деятельность  его  в  силу
   отсутствия финансовой поддержки крайне недостаточна.
       В  дальнейшем,  по мере увеличения числа кооперативов,  система
   может  быть трехуровневой, минующей межрайонные кооперативы второго
   уровня.
       Первичные  кооперативы  создаются и действуют  на  ограниченной
   территории.    Их   организационная   структура   может    включать
   кооперативные  участки. Кооперативные участки  -  это  обособленные
   подразделения  юридического  лица,  расположенное  вне  места   его
   нахождения,  которые  представляют  интересы  юридического  лица  и
   осуществляют   их   защиту.  Формирование  кооперативных   участков
   происходит  по  мере расширения членской базы и  видов  оказываемых
   услуг.
       Второй   (третий)   уровень   формируется   кооперативами    на
   добровольной  основе  путем  создания ряда  кооперативных  структур
   (региональных   и   межрайонных  кооперативов,  союза   и   учебно-
   консультационного и информационного центра).
       Кооператив  кооперативов - это кооператив  другого  уровня,  то
   есть  формирование, созданное кооперативами на  основе  членства  и
   добровольности   для   совместного   осуществления    деятельности,
   связанной   с   сельскохозяйственным  производством.   Единственное
   отличие  кооператива другого уровня от кооператива  первого  уровня
   заключается в том, что члены кооператива другого уровня  -  это  не
   производители, а сельскохозяйственные потребительские  кооперативы.
   Кооператив  кооперативов  функционирует  по  тем  же  экономическим
   принципам,  что  и кооператив. Его члены-кооперативы  принимают  на
   себя  обязательства  по ведению деятельности. Финансовый  результат
   деятельности   кооперативов  распределяется  в  виде  кооперативных
   выплат  членам-кооперативам. Эти кооперативные выплаты способствуют
   образованию финансового результата членов-кооперативов, который,  в
   свою  очередь, распределяется между членами - сельскохозяйственными
   производителями в виде кооперативных выплат.
       Кооператив вступает в кооператив другого уровня для совместного
   осуществления деятельности, которая будет более выгодной.
       Параллельно с хозяйственными объединениями кооперативов  должна
   развиваться  система их общественных представительских  объединений
   (союзов, ассоциаций), которые берут на себя дополнительные  функции
   по обслуживанию кооперативов и их членов.
       Союз (Ассоциация) кооперативов - представительская организация,
   ставящая  своей  целью  защиту общих интересов  кооперативов  и  их
   союзов. Союз имеет следующие функции:
       -  представляет  кооперативное движение  перед  исполнительной,
   законодательной   и   судебной  властями,  а   также   партнерскими
   организациями;
       -  предоставляет  кооперативам информацию, помощь  в  обучении,
   консультационные услуги и осуществляет аудиторские проверки;
       -  способствует развитию кооперативной идеи и призывает  членов
   придерживаться кооперативных принципов.
       Союзы   (ассоциации)   кооперативов   могут   создаваться    на
   региональном   и   национальном   уровнях.   Могут    быть    также
   специализированные (отраслевые) союзы.
       Задачами       Общероссийского      (национального)       союза
   сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов  России   могут
   быть:
       -     представление    и    защита    интересов     организаций
   сельскохозяйственной  потребительской  кооперации   в   федеральных
   органах государственной власти;
       -  участие  в разработке государственных программ, направленных
   на   развитие  кооперативного  движения  в  Российской   Федерации,
   обеспечение    финансовой,   материально-технической    и    другой
   государственной    поддержки   организациям    сельскохозяйственной
   потребительской кооперации Российской Федерации;
       -  определение  экономической, социальной и  научно-технической
   политики  развития  своих  членов, содействие  совершенствованию  и
   развитию их деятельности;
       - осуществление сотрудничества с соответствующими организациями
   на территории России и за рубежом на благо своих членов;
       -   представление  интересов  членов  Союза  в  национальном  и
   международном  кооперативном движении, в  том  числе  в  Ассоциации
   кооперативных  организаций  России  и  Международном  Кооперативном
   Альянсе;
       -   пропаганда  идей  кооперативного  движения,   обобщение   и
   распространение опыта его деятельности;
       -   осуществление  иных  видов  деятельности,  не   запрещенных
   законодательством Российской Федерации.
       Союз  кооперативов  должен  защищать  и  представлять  интересы
   кооперативного   движения,   а  не  только   своих   членов.   Союз
   кооперативов может создаваться:
       - на национальном уровне;
       - на региональном уровне;
       -  специализированные союзы кооперативов - например, ассоциация
   зерновых кооперативов по совместному использованию техники.
       Региональные  или  специализированные союзы  кооперативов,  как
   правило,  являются  членами Федерального союза. Союзы  кооперативов
   на     всех     уровнях     формируются    членами,     являющимися
   сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, и,  возможно,
   их союзами и ассоциациями.
       Это  не  значит,  что сначала следует создать региональные  или
   специализированные  союзы  (ассоциации).  Союз  кооперативов  может
   создаваться  только  тогда,  когда имеется  достаточное  количество
   заинтересованных действующих кооперативов.
       Как  только количество кооперативов в определенном регионе (или
   в   определенной  отрасли)  достигает  достаточного   уровня,   эти
   кооперативы  создают  свою  региональную  (или  специализированную)
   ассоциацию,  которая,  конечно, должна стать  членом  национального
   союза.  Решение  о  создании региональной (или  специализированной)
   ассоциации принимают ее члены, а не члены национальной ассоциации.
       Стратегия    развития   сельскохозяйственной    потребительской
   кооперации  предусматривает  поэтапное формирование  многоуровневой
   сети     сельскохозяйственных     потребительских     кооперативов,
   действующих  во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями
   и организациями.
   
            6. Взаимодействие системы сельскохозяйственных
         потребительских кооперативов с другими организациями,
           обслуживающими интересы малых форм хозяйствования
                         в сельской местности
   
       Эффективность      работы      системы     сельскохозяйственных
   потребительских кооперативов в значительной степени будет  зависеть
   от   ее   успешного   взаимодействия   с   другими   организациями,
   обслуживающими   крестьянские  (фермерские)  и   личные   подсобные
   хозяйства   и   другие  малые  формы  хозяйствования   в   сельской
   местности.
       Наиболее      близкое     партнерство      будет      связывать
   сельскохозяйственные   потребительские  кооперативы   с   сельскими
   кредитными  кооперативами,  созданными  как  в  рамках  Закона   "О
   сельскохозяйственной  кооперации", так и  по  Закону  "О  кредитных
   потребительских  кооперативах граждан", так как сельские  кредитные
   кооперативы  - наиболее доступный источник кредитных  ресурсов  для
   членов  сельскохозяйственных потребительских  кооперативов.  Однако
   это  не  означает,  что  необходимо создавать  сельскохозяйственный
   кредитный  кооператив как многофункциональный, так как,  во-первых,
   совмещение   в   одном  кооперативе  нескольких   функций   снижает
   эффективность  его  деятельности, во-вторых, делает  систему  менее
   прозрачной.
       Плодотворное  сотрудничество должно развиваться  и  с  системой
   потребкооперации  во  главе  с  Центросоюзом.  В  настоящее   время
   потребительская  кооперация  системы  Центросоюза  является  важной
   составляющей  частью  инфраструктуры села  и  активно  участвует  в
   развитии  агропромышленного комплекса.  Она  производит  закупки  у
   населения    и   сельхозтоваропроизводителей   сельскохозяйственной
   продукции,    перерабатывает    и   реализует    ее.    Организации
   потребкооперации  системы Центросоюза имеют  развитую  материально-
   техническую   базу   во   всех  регионах   страны,   богатый   опыт
   сотрудничества  с личными подсобными и крестьянскими  (фермерскими)
   хозяйствами,   квалифицированные  и   опытные   кадры   рабочих   и
   специалистов,  и  что  особенно важно - учебные  заведения  для  их
   подготовки. Организации потребкооперации системы Центросоюза  могли
   бы  входить  в  сельскохозяйственные потребительские кооперативы  в
   качестве   их   членов   или  ассоциированных   членов,   а   также
   предоставлять   им   в  аренду  свои  производственные,   складские
   помещения, оборудование.
       Взаимовыгодное сотрудничество возможно также с интегрированными
   агропромышленными  организациями  акционерного  типа  (переработка,
   агросервис     и    т.п.),    которым    в    рамках     соглашений
   сельскохозяйственные потребительские кооперативы  могут  поставлять
   сырье,   готовую  продукцию  и,  наоборот,  заказывать  необходимые
   материалы,   технику,  производить  ремонт  оборудования   и   т.д.
   Сотрудничество   возможно   и   с   другими   сельскохозяйственными
   организациями.
       Особо   важное   значение  имеет  рациональное   взаимодействие
   кооперативов    и   кооперативных   объединений    с    фермерскими
   представительскими   организациями  системы  АККОР   на   районном,
   региональном   и   федеральном  уровнях.  Ассоциация   крестьянских
   (фермерских)  хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов  (АККОР)
   была   учреждена  фермерами  для  представительства  и  защиты   их
   интересов.  В  Программе  -  манифесте Ассоциации  и  в  ее  Уставе
   определено,  что важной задачей этой организации является  создание
   благоприятных условий для эффективной работы К(Ф)Х и  других  малых
   форм  ведения  сельского хозяйства. Одно из  таких  условий  -  это
   формирование  финансово-экономической  инфраструктуры  для   малого
   агробизнеса  на  кооперативной основе. АККОР  является  инициатором
   создания   первых   в   современной   России   сельскохозяйственных
   потребительских  кредитных и снабженческо-сбытовых  кооперативов  в
   Волгоградской,  Ростовской, Саратовской, Ярославской  областях,  их
   союзов  на  национальном уровне, Фонда развития сельской  кредитной
   кооперации.     Возможны     различные     формы     сотрудничества
   представительских     организаций     фермеров     и     фермерских
   потребительских кооперативов.
       На районных уровнях потребительские кооперативы могут входить в
   состав   районных   фермерских  ассоциаций.   Укрепляя   их   своим
   присутствием  организационно и экономически, они  облегчат  решение
   проблем  местного масштаба для улучшения условий работы К(Ф)Х,  ЛПХ
   и малых предприятий, в т.ч. и членов кооперативов.
       На  региональном уровне отдельные кооперативы,  а  также  союзы
   кооперативов   могут  входить  в  состав  региональной   ассоциации
   (союза)  малых сельхозпроизводителей. Возможно взаимодействие  двух
   союзов (ассоциаций) на основе соглашений.
       На федеральном уровне в связи с тем, что номинально уже имеется
   национальный      союз     сельскохозяйственных     потребительских
   кооперативов, он может сотрудничать с АККОР на договорных  началах,
   будучи  ее  ассоциированным  членом. В таком  случае  и  фермерской
   ассоциации целесообразно стать членом Союза кооперативов.  Возможен
   и  другой  вариант  сотрудничества - в рамках  Федерации  союзов  и
   ассоциаций  малого предпринимательства. Форма сотрудничества  будет
   определяться  различными факторами. Важно,  чтобы  у  лидеров  этих
   союзов и ассоциаций не возобладали сепаратистские настроения.
   
       7. Деятельность органов государственной власти и органов
       местного самоуправления по развитию сельскохозяйственных
                     потребительских кооперативов
   
       7.1. Федеральный уровень
       Для реализации мер по стимулированию кооперативного движения  и
   регулирования    деятельности   кооперативов   Минсельхоз    России
   разрабатывает  и  реализует  федеральные  целевые  и  ведомственные
   программы,  планы  реализации Приоритетного  национального  проекта
   "Развитие АПК".
       В  ходе  этой  работы  Министерство обеспечивает  согласованные
   действия   по  подготовке  и  реализации  программных  мероприятий,
   целевому   и   эффективному  использованию   средств   федерального
   бюджета, выполнению соглашений с субъектами Российской Федерации  о
   финансировании  программных мероприятий за  счет  средств  бюджетов
   субъектов   Российской   Федерации   и   внебюджетных   источников,
   составляет и в установленном порядке представляет бюджетную  заявку
   на   ассигнования   из  федерального  бюджета  для   финансирования
   программ    на    очередной    финансовый    год,    подготавливает
   информационные   справки  и  аналитические  доклады   о   ходе   их
   реализации.
       Информация о деятельности Минсельхоза России по развитию  малых
   форм    хозяйствования   и   сельскохозяйственных   потребительских
   кооперативов   отражается   в   докладе   Министерства   о    своей
   деятельности за текущий год.
       В  ходе  выполнения  Программ Министерство сельского  хозяйства
   России   как   государственный  заказчик-координатор,  осуществляет
   взаимодействие   с  федеральными  министерствами   и   ведомствами,
   являющимися  исполнителями и соисполнителями мероприятий  в  рамках
   отдельных разделов программ.
       К   реализации  программы  привлекаются  органы  самоуправления
   сельскохозяйственных  товаропроизводителей   (АККОР),   на   основе
   заключения ежегодных соглашений с Минсельхозом России, в том  числе
   возмездных договоров на выполнение определенных работ.
       Ассоциации  (союзы) и некоммерческие обслуживающие  организации
   (фонды, информационно-консультационные центры) системы АККОР  могут
   принимать   реальное  участие  на  разных  стадиях   подготовки   и
   реализации    программ    и    национальных    проектов    развития
   потребительских   кооперативов,   в   том   числе   в    подготовке
   методических   материалов,   в  информировании   субъектов   малого
   предпринимательства  о программах, проектах и формах  господдержки,
   в  создании  конкретных кооперативов, в осуществлении общественного
   контроля  за  ходом  реализации программ  и  проектов,  а  также  в
   осуществлении мониторинга развития потребительской кооперации.
       Особо важный вклад ассоциации могут внести в работу по созданию
   потребительских  кооперативов.  Непосредственно  взаимодействуя   с
   фермерами,  они  могут формировать инициативные  группы,  вместе  с
   ними   анализировать  проблемы  и  потребности  в  производственно-
   хозяйственных   услугах,   определять   направления    деятельности
   создаваемых кооперативов, помогать кооперативам составлять  бизнес-
   планы, а также готовить документы на получение льготных кредитов  и
   т.п.
       В  целях  формирования и проведения государственной политики  в
   области   развития  сельскохозяйственной  кооперации,  крестьянских
   (фермерских)     и     личных    подсобных     хозяйств,     малого
   предпринимательства,     обеспечения     согласованных     действий
   федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной
   власти   субъектов   Российской  Федерации   и   органов   местного
   самоуправления   по   вопросам  реализации  программ   в   Комиссии
   Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного  и
   рыбохозяйственного     комплекса     создается     межведомственный
   координационный  совет  по  развитию малых  форм  хозяйствования  и
   сельскохозяйственной потребительской кооперации с включением в  его
   состав   руководителей  всех  участвующих  и   заинтересованных   в
   реализации  программ министерств, ведомств, общественных  и  других
   организаций.
       Межведомственный совет осуществляет рассмотрение  и  разработку
   мероприятий    по    реализации   Программ   и    совершенствованию
   законодательных  и  иных  нормативных  актов  в  области   развития
   сельскохозяйственной   кооперации,  крестьянских   (фермерских)   и
   личных    подсобных    хозяйств   и   малого   предпринимательства,
   подготавливает предложения для Правительства Российской  Федерации,
   а  также рекомендации для федеральных органов исполнительной власти
   и  органов  исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации,
   обеспечивающие эффективность выполнения программных мероприятий.
       7.2. Региональный и муниципальный уровни
       Для   реализации   "Концепции"  развития   сельскохозяйственных
   потребительских   кооперативов  на  региональном  и   муниципальном
   уровне  разрабатываются и осуществляются соответствующие программы.
   Их    участниками,   помимо   К(Ф)Х,   ЛПХ,   других   малых   форм
   хозяйствования  и  кооперативов, являются органы  исполнительной  и
   законодательной власти региона (муниципалитета, поселения), научно-
   исследовательские и учебные институты, служба ИКС,  общественные  и
   другие организации, СМИ.
       - Региональная Дума (Законодательное собрание) в пределах своей
   компетенции   рассматривает  и  принимает  нормативные   документы,
   необходимые  для  успешного  развития системы  сельскохозяйственной
   потребительской  кооперации  и  малых  форм  хозяйствования  АПК  и
   финансирования этой работы.
       -  Глава  администрации (губернатор) области  (края)  принимает

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное