Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ (УТВ. МИНСЕЛЬХОЗОМ РФ 29.03.2006)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                           Министр сельского хозяйства
                                                           А.В.ГОРДЕЕВ
                                                    29 марта 2006 года
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
      РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
   
                                Резюме
   
       "Концепция    развития   сельскохозяйственных   потребительских
   кооперативов  (далее - "Концепция") разработана  в  соответствии  с
   сетевым  графиком  реализации Приоритетного  национального  проекта
   "Развитие     агропромышленного    комплекса"    по     направлению
   "Стимулирование    развития    малых    форм    хозяйствования    в
   агропромышленном комплексе".
       "Концепция" является рамочным документом, определяющим основные
   направления     и     механизмы    развития    сельскохозяйственной
   потребительской    кооперации;    используется    при    реализации
   Приоритетного  национального  проекта  "Развитие  АПК",  разработке
   комплексных  целевых федеральных и региональных  программ  развития
   сельскохозяйственных         потребительских          кооперативов,
   совершенствовании федерального и регионального законодательства  по
   стимулированию кооперативного движения и т.п.
       "Концепция"  содержит положения, характеризующие  экономическую
   сущность,   принципы   деятельности  и   функциональную   структуру
   сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме  кредитных
   <*>);  оценку  уровня  их  развития в  России  (масштабы,  основные
   препятствия   и   риски);  рекомендации  по  формированию   системы
   сельскохозяйственной  потребительской кооперации,  государственному
   регулированию     и     поддержке    кооперативной     деятельности
   (совершенствование  правовой  базы, финансово-кредитная  поддержка,
   информационно-консультационное    и    методическое    обеспечение,
   подготовка кадров, взаимодействие кооперативной системы с  органами
   государственной   власти   и  органами  местного   самоуправления);
   методические подходы к мониторингу развития кооперативов.
   --------------------------------
       <*>  В соответствии с Сетевым графиком реализации Приоритетного
   национального    проекта    для    кредитных    кооперативов    ОАО
   "Россельхозбанк" разработана специальная Концепция развития.
   
       "Концепция"   разработана  творческим  коллективом  сотрудников
   Всероссийского  института аграрных проблем и информатики  им.  А.А.
   Никонова  Россельхозакадемии, Института государства  и  права  РАН,
   Московского  университета  потребительской  кооперации,  Ассоциации
   крестьянских    (фермерских)   хозяйств   и    сельскохозяйственных
   кооперативов      России      (АККОР),     представителей      ряда
   сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
       "Концепция"    предназначена   для    представителей    органов
   исполнительной  и  законодательной власти  Российской  Федерации  и
   субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления  (и
   прежде  всего  органов  управления АПК); ОАО "Россельхозбанк";  ОАО
   "Росагролизинг";    специалистов   АККОР;    членов    крестьянских
   (фермерских)  и  личных  подсобных хозяйств, представителей  других
   малых   форм   хозяйствования;  специалистов   сельскохозяйственных
   потребительских  кооперативов; преподавателей  сельскохозяйственных
   вузов;    научных    сотрудников;    специалистов    информационно-
   консультационной   службы  АПК;  представителей  средств   массовой
   информации.
   
      1. Народнохозяйственное значение малых форм хозяйствования
             и необходимость развития сельскохозяйственной
                      потребительской кооперации
   
       За   годы  рыночных  преобразований  крестьянские  (фермерские)
   хозяйства  (К(Ф)Х), личные подсобные хозяйства (ЛПХ),  составляющие
   т.н.  индивидуально-семейный сектор сельского  хозяйства,  а  также
   малые  сельскохозяйственные организации стали  неотъемлемой  частью
   многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.
       В  стране  функционирует 261,4 тыс. К(Ф)Х (общая площадь  земли
   19200,4  тыс.  га,  в среднем на хозяйство 73 га);  16,0  млн.  ЛПХ
   (7014  тыс.  га; 0,44 га); 14,5 млн. семей занимаются  садоводством
   (1259  тыс.  га,  0,09  га), 4,3 млн. семей - огородничеством  (408
   тыс.   га,   0,10   га),   19,3  тыс.  малых   сельскохозяйственных
   организаций (в них занято 203 тыс. работников) <*>.
   --------------------------------
       <*>  Следует  подчеркнуть, что объектами прямой государственной
   поддержки в рамках Приоритетного национального проекта стали  К(Ф)Х
   и  ЛПХ,  получающие  субсидируемые  кредиты;  другим  малым  формам
   хозяйствования  проектом  будет  оказываться  косвенная   поддержка
   через     сельскохозяйственные     потребительские     кооперативы,
   естественно в том случае, если они будут их пайщиками.
   
       Крестьянские  (фермерские) и личные подсобные хозяйства,  малые
   предприятия выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций.
       1.  Крестьянские  (фермерские)  и  личные  подсобные  хозяйства
   играют   значительную   роль  в  производстве  сельскохозяйственной
   продукции,    продовольственном   обеспечении    сельских    семей,
   формировании    предложения    на    региональных    и    локальных
   продовольственных  рынках.  Их  удельный  вес  в  валовом   выпуске
   отрасли возрос с 26,3% в 1990 г. до 56,9% в 2004 г. Причиной  этого
   стал,  с  одной стороны, рост объемов производства в индивидуально-
   семейном  секторе,  с  другой, - их снижение в сельскохозяйственных
   организациях.  К(Ф)Х  и  ЛПХ  оказывают  существенное  влияние   на
   продовольственную  ситуацию в стране, производя  в  2004  г.  57,4%
   продукции   растениеводства  (К(Ф)Х  -   8,4%),   56,7%   продукции
   животноводства (К(Ф)Х - 2,6%).
       В  2004  г. в индивидуально-семейном секторе произведено  93,8%
   картофеля  (в  т.ч. в К(Ф)Х - 2,0%), 85,1% овощей (К(Ф)Х  -  4,9%);
   18,8%  зерна  (К(Ф)Х  -  17,4%); 11,4%  сахарной  свеклы  (К(Ф)Х  -
   10,3%);  54,9% скота и птицы (К(Ф)Х - 2,4); 55,0% молока  (К(Ф)Х  -
   2,8%);  27,2% яиц (К(Ф)Х - 0,5%); 68,2% шерсти <**> (К(Ф)Х - 10,9%)
   <***>.
   --------------------------------
       <**> Данные за 2003 год.
       <***>   При   оценке   доли  К(Ф)Х  в  производстве   продукции
   животноводства    следует   учитывать,    что    часть    поголовья
   продуктивного скота, принадлежащего К(Ф)Х, учитывается  статистикой
   как  поголовье хозяйств населения, поскольку владельцы К(Ф)Х ведут,
   как правило, личные подсобные хозяйства.
   
       Следует  подчеркнуть,  что  начиная  с  1998  г.  темпы   роста
   производства   валовой   продукции  в   крестьянских   (фермерских)
   хозяйствах     устойчиво    опережают    рост    производства     в
   сельскохозяйственных  организациях  и  хозяйствах   населения.   По
   оценкам  ВИАПИ им. А.А. Никонова, объем реализации продукции  К(Ф)Х
   сопоставим  с  объемом  товарной  продукции,  получаемой  11   тыс.
   сельскохозяйственных  предприятий, замыкающих  список  предприятий,
   ранжированный по объему продаж.
       Удельный  вес  хозяйств  населения и крестьянских  (фермерских)
   хозяйств увеличивался с начала 90-х годов во всех регионах  России,
   но  в  разной степени. Как следствие, аграрная структура  субъектов
   Российской  Федерации значительно различается. Можно  выделить  три
   типа    аграрной    структуры   регионов:    корпоративный    (доля
   сельскохозяйственных организаций в валовой продукции отрасли  свыше
   50%);  смешанный  (указанная доля от 30%  до  50%);  индивидуально-
   семейный  (доля до 30%). К первому типу относится 10  регионов,  ко
   второму  -  42 региона, к третьему - 25 регионов, из них  в  восьми
   регионах   (Республика  Дагестан,  Республика  Северная  Осетия   -
   Алания,  Республика Бурятия, Республика Тыва, Астраханская область,
   Республика  Саха  (Якутия),  Читинская область,  Республика  Алтай)
   доля  некорпоративных  хозяйств  превышала  80%;  в  двух  регионах
   (Республика   Ингушетия,  Еврейская  автономная  область)   -   90%
   (Приложение 1, табл. 1.1, 1.2).
       2.  Важную  роль  играют  крестьянские  (фермерские)  и  личные
   подсобные   хозяйства,  малые  предприятия  в  решении   социальных
   проблем    села,   налаживании   устойчивого   развития    сельских
   территорий,  обеспечении занятости и поддержании доходов  сельского
   населения. Из крупных и средних сельскохозяйственных предприятий  в
   период  с  1990  г. по 2003 г. уволилось 5 млн. человек,  и  сектор
   К(Ф)Х,  ЛПХ,  малого  предпринимательства сыграл  роль  социального
   амортизатора,   особенно  на  территориях   с   низкой   плотностью
   населения,    где    сельскохозяйственные    предприятия    понесли
   значительные  потери  и высок удельный вес хронически  убыточных  и
   обанкротившихся предприятий.
       В  сельских  административных районах  с  плотностью  сельского
   населения  до  5  человек на 1 кв. км (691  район,  37%  их  общего
   числа)       количество      и      производственный      потенциал
   сельскохозяйственных организаций (численность  работников,  площадь
   сельскохозяйственных   угодий,  поголовье  скота)   сократились   в
   наибольшей  степени (Приложение 1, табл. 1.3).  Они  уже  не  могут
   выполнять  селообразующие  функции,  как  это  было  при  советской
   власти.  Аналогичная  участь может постигнуть  сельскохозяйственные
   организации  в  административных  районах  с  плотностью  сельского
   населения  от  5  до 10 человек на 1 кв. км (506  районов,  27%  их
   общего  числа).  Таким  образом, на  половине  сельской  территории
   необходимо  создать условия для альтернативной занятости  населения
   (в  том  числе в К(Ф)Х, ЛПХ, несельскохозяйственном бизнесе),  если
   общество  заинтересовано  в  сохранении  социального  контроля  над
   этими районами.
       3. К(Ф)Х, ЛПХ, сельские предприниматели способствуют сохранению
   сельского  расселения и сельского образа жизни, народных  традиций,
   культурного  разнообразия страны. Значительна их  роль  в  трудовом
   воспитании  молодежи,  сохранении и  передаче  производственного  и
   социального опыта от старших поколений младшим.
       4. В силу того, что преобладающая часть К(Ф)Х и ЛПХ ведет менее
   специализированное,   по   сравнению  с   крупными   предприятиями,
   аграрное  производство  и  выращивает  относительно  более  широкий
   набор  сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный
   вклад  в  сохранение  биоразнообразия агроценозов,  обеспечение  их
   устойчивости,   улучшение   экологической   ситуации   в   сельской
   местности.
       В   перспективе   социально-экономическая  роль  индивидуально-
   семейного   сектора   (прежде   всего,  крестьянских   (фермерских)
   хозяйств  и  высокотоварных  личных подсобных  хозяйств)  усилится,
   особенно  в наполнении местных и региональных агропродовольственных
   рынков,   в   производстве   продукции  "экологического   сельского
   хозяйства", предоставлении общественных благ (сохранении  сельского
   расселения,  сельского  образа  жизни  и  культуры;  удовлетворение
   рекреационных  потребностей; обеспечение социального  контроля  над
   территорией).   В   результате  реформирования   неплатежеспособных
   крупных  и  средних  сельскохозяйственных предприятий  значительная
   часть  их  земельных, материально-технических и  трудовых  ресурсов
   переместится  в  малые предприятия, в крестьянские  (фермерские)  и
   высокотоварные личные подсобные хозяйства.
       Особенно  возрастет  роль  индивидуально-семейных  хозяйств   в
   сельских  административных районах с низкой  плотностью  населения;
   часть  крупных крестьянских (фермерских) хозяйств станет  выполнять
   селообразующие функции.
       В  настоящее  время  производственный  и  социальный  потенциал
   К(Ф)Х,   ЛПХ,   других   малых  форм  хозяйствования   используется
   недостаточно     эффективно.    Владельцы    хозяйств,     сельские
   предприниматели     испытывают    ряд    существенных     правовых,
   экономических и социальных проблем.
       Во-первых,  не  сформирована достаточная  правовая  основа  для
   развития        индивидуально-семейного       сельскохозяйственного
   производства  и  сельскохозяйственной  потребительской  кооперации,
   должным  образом  не  прописаны  правовые  условия  государственной
   поддержки   малого   аграрного   предпринимательства.   Отсутствует
   эффективная защита земельных прав граждан.
       Во-вторых,  фермеры,  владельцы ЛПХ,  сельские  предприниматели
   испытывают  острый  дефицит  финансово-кредитных  ресурсов  в  силу
   недостаточной  государственной поддержки этого  сектора  экономики,
   слабой  доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита,
   недостаточного   развития  (несмотря  на  положительную   динамику)
   сельской кредитной кооперации.
       В-третьих,  не  налажена эффективная система  сбыта  продукции,
   материально-технического  и производственного  обслуживания  К(Ф)Х,
   ЛПХ, других малых форм хозяйствования.
       В      большинстве      семейных     хозяйств      используются
   низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда.
       В-четвертых,   сельское   население   испытывает   существенные
   трудности  в получении рыночной информации, консультационных  услуг
   правового,   экономического   и   технологического   характера,   в
   повышении квалификации.
       В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия  между
   органами  государственной и муниципальной власти, с одной  стороны,
   и   союзами,  ассоциациями  крестьянских  (фермерских)   и   личных
   подсобных  хозяйств,  сельских  предпринимателей,  с  другой.   Это
   приводит  к  недостаточно  полному учету интересов  и  потребностей
   субъектов   малого  предпринимательства  и  сельских  жителей   при
   разработке   мер   аграрной  и  сельской   политики,   снижает   ее
   эффективность.
       Способы  и  механизмы решения вышеуказанных проблем  составляют
   содержание   приоритетного  национального  проекта  по  направлению
   "Стимулирование   малых  форм  хозяйствования  в   АПК".   Ключевое
   значение    при    этом    имеет   развитие    сельскохозяйственных
   потребительских    кооперативов.   Это    обусловлено    серьезными
   объективными причинами.
       Как  уже  подчеркивалось, крестьянские  (фермерские)  и  личные
   подсобные  хозяйства, другие малые формы хозяйствования  испытывают
   в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
       -  недостаточное  снабжение качественным  семенным  материалом,
   элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;
       -  дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг,
   консультаций   по   бухучету,   аудиту,   эффективной   организации
   производства;
       - недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;
       - поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;
       -   трудности  ведения  производства  в  случае  болезни  и/или
   временной  нетрудоспособности членов К(Ф)Х и ЛПХ, их  отсутствия  в
   хозяйстве в период отпуска и т.п.;
       -  проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о
   рыночной  конъюнктуре,  о  потенциальных  партнерах,  невозможность
   влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);
       -  недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки,
   доработки,  переработки  и фасовки продукции,  что  приводит  к  ее
   реализации по низким ценам.
       Самостоятельно решить вышеуказанные проблемы могут лишь крупные
   (фермерские)   хозяйства   и   часть   малых   сельскохозяйственных
   предприятий.
       Снабженческо-сбытовые,   агросервисные    и    перерабатывающие
   предприятия,    создаваемые   для   этих   целей    представителями
   агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на  невыгодных
   условиях,  монополизируют  рынок, усиливают  диспаритет  цен  между
   сельским хозяйством и промышленностью.
       Как   показывает   мировой  и  отечественный   опыт,   наиболее
   приемлемым  способом  решения  проблем обслуживания  индивидуально-
   семейных   хозяйств   и   малых  сельскохозяйственных   предприятий
   является     создание    сельхозпроизводителями     потребительских
   кооперативов.
   
        2. Цель, специфика, принципы и социально-экономическая
            эффективность деятельности сельскохозяйственных
                     потребительских кооперативов
   
       Сельскохозяйственные  потребительские кооперативы,  создаваемые
   К(Ф)Х,    ЛПХ,   другими   малыми   формами   хозяйствования    для
   удовлетворения  своих  потребностей, являются частью  разветвленной
   системы кооперативных организаций.
       Кооператив    как   специфическая   экономическая   организация
   представляет   собой   одну   из  форм  добровольного   объединения
   производителей   для   достижения   общих   хозяйственных    целей.
   Характерными    признаками    (принципами)    кооперативных    форм
   деятельности являются:
       -   добровольность   членства,  основанного  на   экономическом
   интересе,  осознании  хозяйствующими  субъектами  необходимости   и
   выгодности объединения;
       -    самоуправляемость,   экономическая   и    административная
   независимость предприятия, предполагающая функционирование на  свой
   страх и риск в интересах своих членов (пайщиков);
       -  равноправие членов кооператива между собой по принципу "один
   член - один голос";
       -  подконтрольность выборных органов кооператива своим членам и
   построение  организационной системы кооперации по  принципу  "снизу
   вверх";
       -   объединение  членами  кооператива  на  добровольной  основе
   финансовых    и    материальных    ресурсов,    необходимых     для
   функционирования   совместного   предприятия   путем   участия    в
   формировании    паевого    капитала,   создании    общих    фондов,
   самофинансировании, материальной ответственности;
       -  непосредственное участие членов кооператива в его операциях,
   распределения полученного дохода пропорционально этому  участию,  а
   не размеру паевого капитала.
       Главная   цель  деятельности  кооперативного  предприятия   или
   организации    -   не   максимизация   прибыли,   а    обслуживание
   экономических    интересов   объединившихся   товаропроизводителей,
   достижения  определенных  выгод  для  своих  членов  (в  том  числе
   повышение прибыльности хозяйств).
       В  мировой  практике  сложились два  типа  сельскохозяйственных
   кооперативов:   потребительские  кооперативы   и   производственные
   кооперативы.
       Сельскохозяйственные     производственные     кооперативы     -
   коммерческие  организации, объединяющие  граждан  для  производства
   сельскохозяйственной   продукции  в  рамках  единого   предприятия.
   Участники   кооператива  объединяют  часть  своего  имущества   или
   денежные  средства  и формируют паевой фонд кооператива.  Имущество
   является  собственностью кооператива. Кооператив может обрабатывать
   землю, которая внесена его членами в паевой фонд, или передана  ему
   в   аренду   (в   т.ч.  и  членами  кооператива),   или   выкуплена
   кооперативом.   В   первом  и  третьем  случаях  земля   становится
   собственностью  кооператива.  В  производственных  кооперативах  их
   члены  обязаны принимать личное трудовое участие в производственном
   процессе. Доходы кооператива делятся с учетом трудового вклада  его
   членов.
       Сельскохозяйственные     потребительские     кооперативы      -
   некоммерческие  организации  граждан  -  владельцев   ЛПХ,   К(Ф)Х,
   юридических  лиц  -  производителей сельскохозяйственной  продукции
   для  снижения  затрат  или получения дополнительных  доходов  путем
   передачи  кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке
   продукции  и  иной  деятельности по  обслуживанию  участников.  Для
   реализации  переданных  кооперативу  функций  его  члены  формируют
   паевой  фонд за счет денежных и иных взносов. Имущество кооператива
   является    его    собственностью.    Члены    кооператива    ведут
   самостоятельную  деятельность по производству  сельскохозяйственной
   продукции  в рамках своих хозяйств, пользуясь услугами кооператива.
   Деятельность кооператива ведется в интересах его членов, доходы  от
   деятельности  кооператива распределяются  между  его  членами.  Для
   осуществления  содержания штата наемных работников, укрепления  его
   материально-технической  базы  члены кооператива  вносят  ежегодные
   членские   взносы.  Потребительский  кооператив  может  обслуживать
   также  любые  хозяйства,  владельцы  которых  не  являются  членами
   кооператива.   Прибыль,  полученная  от  этого  вида  деятельности,
   является  собственностью кооператива и подлежит  налогообложению  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации <*>.
   --------------------------------
       <*>  В экономической литературе, после работ крупного теоретика
   крестьянского  хозяйства  и  сельскохозяйственной  кооперации  А.В.
   Чаянова  (1888  -  1937),  сложилась устойчивая  традиция  относить
   производственные      кооперативы     к      горизонтальным,      а
   сельскохозяйственные  потребительские кооперативы  к  вертикальным.
   Это  обусловлено тем, что участники первых вступают в кооперативные
   связи   по  горизонтали,  т.е.  в  пределах  одной  стадии   единой
   агропродовольственной  цепочки,  а  именно  -  стадии  производства
   сельскохозяйственной продукции, объединяя для этого землю и  другое
   имущество.  Участники вторых кооперируются по вертикали,  объединяя
   в    рамках    кооперативного    предприятия    различные    стадии
   агропромышленного   производства  -   снабжение,   производственное
   обслуживание,  переработку. Следует также  отметить,  что  часто  в
   экономической        литературе        (особенно        зарубежной)
   сельскохозяйственные    потребительские   кооперативы    называются
   обслуживающими  в  силу  того,  что  они  создаются  для   оказания
   сельхозтоваропроизводителям различного рода услуг.
       В     данной    "Концепции"    термины    "сельскохозяйственные
   потребительские     кооперативы",    "вертикальные     кооперативы"
   используются   как  синонимы.  Термин  "обслуживающие  кооперативы"
   применяется  в большинстве случаев для обозначения кооперативов  по
   производственному         обслуживанию         сельскохозяйственных
   производителей,  а  также  (в некоторых  случаях,  что  следует  из
   контекста)    для    характеристики    всех    сельскохозяйственных
   потребительских кооперативов.
   
       Основные   отличия   сельскохозяйственных  производственных   и
   потребительских   кооперативов,   зафиксированные   в    российском
   законодательстве, представлены в табл. 1.
   
              1. Основные признаки сельскохозяйственного
           производственного и потребительского кооперативов
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦                          Вид кооператива                       ¦
   +------------------------------T---------------------------------+
   ¦       производственный       ¦         потребительский         ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦1. Производственный кооператив¦1. Потребительский кооператив    ¦
   ¦создан гражданами для         ¦создан сельскохозяйственными     ¦
   ¦совместной деятельности       ¦товаропроизводителями (гражданами¦
   ¦                              ¦и (или) юридическими лицами)     ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦2. Совместная деятельность    ¦2. Обязательное участие членов   ¦
   ¦членов производственного      ¦потребительского кооператива в   ¦
   ¦кооператива основана на их    ¦его хозяйственной деятельности   ¦
   ¦личном трудовом участии       ¦                                 ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦3. Производственный кооператив¦3. Потребительский кооператив    ¦
   ¦является коммерческой         ¦является некоммерческой          ¦
   ¦организацией                  ¦организацией                     ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦4. Число членов               ¦4. В составе потребительского    ¦
   ¦производственного кооператива ¦кооператива должно быть не менее ¦
   ¦должно быть не менее пяти     ¦двух юридических лиц или пяти    ¦
   ¦граждан                       ¦граждан <*>                      ¦
   +------------------------------+---------------------------------+
   ¦5. Не менее 50% объема работ в¦5. Не менее 50% объема работ     ¦
   ¦производственном кооперативе  ¦(услуг), выполняемых потреби-    ¦
   ¦должно выполняться его членами¦тельскими кооперативами, должно  ¦
   ¦                              ¦выполняться для своих членов     ¦
   L------------------------------+----------------------------------
   
   --------------------------------
       <*> Кроме кредитных кооперативов.
   
       Сущность   сельскохозяйственных  потребительских   кооперативов
   четко    проявляется   при   их   сопоставлении   с   коммерческими
   организациями такого же производственного направления,  основанными
   на  уставном  капитале.  Капитал, вложенный  в  такие  организации,
   направляется  на получение максимальной прибыли. В  кооперативе  же
   капитал,   вложенный  в  создание  базы  кооператива,  нацелен   на
   обслуживание    членов.    Его    использование    будет    выгодно
   сельхозтоваропроизводителям за счет получения  большей  выручки  от
   своевременной    реализации   продукции,    приобретения    средств
   производства  по  более  выгодным  ценам,  и  как  итог,  повышения
   эффективности  их  деятельности.  Интересы  получения  прибыли   на
   вложенный  в  кооператив  капитал  стоят  на  втором  месте   после
   удовлетворения  нужд  сельхозтоваропроизводителей,  создавших  этот
   кооператив.  Перенесение  центра тяжести  с  интереса  капитала  на
   интересы   сельхозтоваропроизводителей,  которые   объединились   в
   кооператив,    является   самым   важным   в   сельскохозяйственной
   потребительской кооперации. А.В. Чаянов по этому поводу  писал:  "В
   кооперации   капитал   -  слуга,  а  не  хозяин".   В   кооперативе
   руководящей  силой  являются хозяйства,  для  обслуживания  которых
   возник  кооператив,  а  не  владельцы  капитала,  внесшие  его   на
   создание кооперативной базы.
       В  соответствии  с  Федеральным законом "О сельскохозяйственной
   кооперации"    сельскохозяйственный   кооператив   -   организация,
   созданная  сельскохозяйственными  товаропроизводителями  на  основе
   добровольного  членства  для совместной производственной  или  иной
   хозяйственной   деятельности,   основанной   на   объединении    их
   имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных  и
   иных    потребностей   членов   кооператива.   Сельскохозяйственный
   кооператив  (далее  -  кооператив)  может  быть  создан   в   форме
   производственного      или      потребительского       кооператива.
   Сельскохозяйственные товаропроизводители могут создавать  следующие
   виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
       -  перерабатывающие  -  кооперативы, занимающиеся  переработкой
   сельскохозяйственной  продукции  (производством   мясных,   рыбных,
   молочных  продуктов,  хлебобулочных  изделий,  овощных  и  плодово-
   ягодных продуктов и др.);
       -  сбытовые  (торговые)  - кооперативы, осуществляющие  продажу
   (распространение)  продукции,  а  также  ее  хранение,  сортировку,
   сушку,  мойку,  расфасовку,  упаковку и транспортировку  (заключают
   сделки, проводят изучение рынка и др.);
       -  обслуживающие  - кооперативы, осуществляющие  мелиоративные,
   транспортные,   ремонтные,  строительные  эколого-восстановительные
   работы,  ветеринарное  обслуживание животных  и  племенную  работу,
   работу   по   внесению   удобрений  и  средств   защиты   растений,
   консультационную и аудиторскую деятельность и др.;
       -  снабженческие  -  кооперативы, образуемые  в  целях  закупки
   средств  производства, удобрений, кормов, нефтепродуктов,  запасных
   частей,    других    товаров,    необходимых    для    производства
   сельхозпродукции и сырья;
       -  страховые  -  кооперативы,  осуществляющие  различного  рода
   услуги  по личному и медицинскому страхованию, страхованию посевов,
   имущества и земли;
       -  кредитные  -  кооперативы, осуществляющие  выдачу  займов  и
   сбережение денежных средств своих членов.
       Члены   кооператива  несут  ответственность  по  обязательствам
   кооператива   в   пределах   своих   паенакоплений   и    внесенных
   дополнительных  взносов,  по  решению  общего  собрания,  в  случае
   необходимости направляемых на покрытие образовавшихся убытков.
       Кооператив  не  несет  ответственности по обязательствам  своих
   членов.
       Вся  производственная,  хозяйственная  и  иная  деятельность  в
   потребительских кооперативах осуществляется наемным персоналом.
       Сельскохозяйственные     кооперативы     являются     открытыми
   экономическими  обществами:  в  них  не  фиксируется  точное  число
   членов  и  размер  уставного капитала как  в  закрытых  акционерных
   обществах   и   товариществах   различного   типа,   что   является
   обязательным  условием  регистрации тех и  других.  Демократические
   принципы  деятельности  кооперативных организаций  предполагают  их
   открытость для принятия в любое время новых членов и выхода  из  их
   состава,   что   предопределяет  и  переменную   величину   паевого
   капитала, в формировании которого каждый член принимает участие  не
   по  своему  желанию или поровну, а в зависимости от  объема  своего
   участия   в   хозяйственной   деятельности   кооператива,   что   в
   существенной степени определяется размером хозяйства.
       Пропорционально  объему  деловых  операций,  а  не  по  паевому
   капиталу   распределяется  и  полученная  по  итогам   деятельности
   кооперативного предприятия прибыль.
       С  принципами  распределения полученного дохода  тесно  связаны
   формы   налоговых   льгот,  которые  во   всем   мире   государство
   предоставляет  потребительским  кооперативам.  Так   как   передача
   продукции  от членов кооператива кооперативным структурам  является
   не    реальной    продажей,   а   передачей   для   реализации    и
   сельскохозяйственный  производитель  при  этом  не   теряет   права
   собственности  на  свой  продукт, то доход от  этой  реализации  не
   должен  облагаться  налогом дважды. Поэтому  обычно  часть  прибыли
   сельскохозяйственных    кооперативов,   распределяемая    в    виде
   дополнительных  доплат  пропорционально  объему  деловых   операций
   каждого  члена, налогом не облагается. Полученные же каждым  членом
   кооператива  доплаты  являются  частью  его  дохода  и   облагаются
   налогом   в   общем   порядке.   Аналогично   считается,   что   на
   сельскохозяйственную кооперацию, являющуюся формой  защиты  мелкого
   сельскохозяйственного   производства   от   монополизма    крупного
   частного     капитала,    не    распространяется    антитрестовское
   законодательство.
       В  потребительских кооперативах обязательным  является  принцип
   разделения    выборных   и   исполнительных   органов   управления.
   Избираемые из числа членов кооператива общим собранием правление  и
   его  председатель,  работая  на  общественных  началах,  определяют
   общие  направления развития деятельности кооператива и осуществляют
   контрольные  функции.  Для повседневного руководства  и  управления
   кооперативным  предприятием правлением нанимается  профессиональный
   менеджер,   исполнительный  директор,  который,  в  свою   очередь,
   нанимает  необходимый персонал. Исполнительным директором не  может
   быть ни председатель кооператива, ни другие его члены.
       Демократические   принципы   организации   сельскохозяйственной
   кооперации,   ее   направленность  на  защиту  сельскохозяйственных
   производителей   от   эксплуатации  со  стороны   монополистических
   структур,  несомненно, открывает перспективы развития кооперативных
   форм деятельности в области сельского хозяйства.
   
         3. Состояние и проблемы развития сельскохозяйственных
                 потребительских кооперативов в России
   
       Несмотря   на   то,  что  сельскохозяйственная  потребительская
   кооперация  играет исключительную роль в укреплении  экономического
   потенциала,    конкурентоспособности    и    социального    статуса
   сельскохозяйственных     производителей,     улучшении      условий
   хозяйствования  и  создании стимулов для роста товарной  продукции,
   ее  развитие  в  России находится на начальном этапе.  Этот  вывод,
   несмотря  на  отсутствие  официальной статистической  информации  о
   развитии    сельскохозяйственных    потребительских    кооперативов
   (последние  до  сих  пор не выделены Росстатом в  качестве  объекта
   государственного  статистического наблюдения  <*>),  можно  сделать
   исходя  из данных Росстата на базе ОК ВЭД, ведомственной информации
   Минсельхоза  России  и органов управления АПК субъектов  Российской
   Федерации,     сведений     общественных    организаций     (АККОР,
   Общероссийский     союз    сельскохозяйственных     потребительских
   кооперативов), данных научных исследований.
   --------------------------------
       <*>   В  1998  г.  Госкомстат  России  предпринял  попытку  (по
   инициативе   Комитета  по  агропродовольственной  политике   Совета
   Федерации     Федерального    Собрания    Российской     Федерации)
   единовременного    учета    сельскохозяйственных    потребительских
   кооперативов,   однако,  в  силу  методологических  трудностей   их
   идентификации, она признана неудачной.
   
       По  данным  Росстата  (ОК  ВЭД)  на  01.01.2005,  в  Российской
   Федерации  насчитывалось  702 сельскохозяйственных  потребительских
   кооператива,  в  том числе 455 перерабатывающих, 156 обслуживающих,
   91  -  сбытового  профиля деятельности. Статистика  по  федеральным
   округам  (табл. 2) и субъектам Российской Федерации (Приложение  2)
   свидетельствует    о   малочисленности   системы    кооперации    и
   инерционности процесса ее становления и развития.
   
         2. Распределение сельскохозяйственных потребительских
           кооперативов по федеральным округам на 01.01.2005
   
   ---------------------------------T-----T-------------------------¬
   ¦                                ¦Всего¦Сельскохозяйственные пот-¦
   ¦                                ¦     ¦ребительские кооперативы ¦
   ¦                                ¦     +---------T--------T------+
   ¦                                ¦     ¦перераба-¦обслужи-¦сбыто-¦
   ¦                                ¦     ¦тывающие ¦вающие  ¦вые   ¦
   +--------------------------------+-----+---------+--------+------+
   ¦Российская Федерация            ¦ 702 ¦   455   ¦  156   ¦  91  ¦
   +--------------------------------+-----+---------+--------+------+
   ¦Центральный федеральный округ   ¦ 155 ¦   104   ¦   32   ¦  19  ¦
   +--------------------------------+-----+---------+--------+------+
   ¦Северо-Западный федеральный     ¦  27 ¦    16   ¦   10   ¦   1  ¦
   ¦округ                           ¦     ¦         ¦        ¦      ¦
   +--------------------------------+-----+---------+--------+------+
   ¦Южный федеральный округ         ¦  51 ¦    41   ¦    3   ¦   7  ¦
   +--------------------------------+-----+---------+--------+------+
   ¦Приволжский федеральный округ   ¦ 230 ¦   117   ¦   84   ¦  29  ¦
   +--------------------------------+-----+---------+--------+------+
   ¦Уральский федеральный округ     ¦  67 ¦    40   ¦   16   ¦  11  ¦
   +--------------------------------+-----+---------+--------+------+
   ¦Сибирский федеральный округ     ¦ 124 ¦    95   ¦    9   ¦  20  ¦
   +--------------------------------+-----+---------+--------+------+
   ¦Дальневосточный федеральный     ¦  48 ¦    42   ¦    2   ¦   4  ¦
   ¦округ                           ¦     ¦         ¦        ¦      ¦
   L--------------------------------+-----+---------+--------+-------
   
       На    начало    2005   г.   не   было   создано    ни    одного
   сельскохозяйственного потребительского кооператива  в  21  субъекте
   Российской Федерации, ни одного перерабатывающего кооператива в  24
   субъектах    Российской   Федерации,   ни   одного   обслуживающего
   кооператива  в  47  субъектах  Российской  Федерации,   ни   одного
   сбытового кооператива в 48 субъектах Российской Федерации.
       Анализ      динамики      численности      сельскохозяйственных
   потребительских  кооперативов свидетельствует,  что  если  создание
   перерабатывающих кооперативов, хотя и медленно, но растет (с 403  в
   2003  г.  до 455 на начало 2005 г.), то число сбытовых кооперативов
   сокращается.    Зачастую   это   происходит    вследствие    выхода
   деятельности  сбытовых  кооперативов  за  пределы  отрасли  -   для
   поддержания  прибыльности торговых операций (в  2003  г.  было  413
   сбытовых  кооперативов, в 2005 г. - 91 кооператив).  По  уточненным
   данным   Росстата   на  01.01.2006  в  России   насчитывалось   141
   перерабатывающий,    94    обслуживающих,    108    сбытовых,    53
   снабженческих,   501  кредитных  и  14  страховых   потребительских
   сельскохозяйственных кооперативов. Уточнение  данных  о  количестве
   перерабатывающих  и  обслуживающих  кооперативов  по  сравнению   с
   данными  на  01.01.2005 связано с введением в программный  комплекс
   Статрегистра   дополнительного  признака  для  сельскохозяйственных
   потребительских кооперативов (обязательное наличие  в  наименовании
   объектов  слова  "сельскохозяйственный"), а  также  исключением  из
   состава  потребительских кооперативов садоводческих, огороднических
   и  животноводческих кооперативов. По новой системе учета Росстата в
   России   насчитывается   255,   а   не   455   сельскохозяйственных
   потребительских   кооперативов,   что   в   который   раз    вносит
   неопределенность   в  идентификацию  количества   и   специализации
   существующих кооперативов.
       По  данным  органов  управления  АПК  85  субъектов  Российской
   Федерации,   обобщенным  Минсельхозом  России  в  ходе   реализации
   Приоритетного  национального проекта "Развитие АПК",  по  состоянию
   на  декабрь  2005 г., в Российской Федерации зарегистрировано  1256
   сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в том числе  441
   кредитный кооператив) (см. Приложение 3).
       О  низком  уровне развития сельскохозяйственной потребительской
   кооперации   свидетельствуют  данные  пробной  сельскохозяйственной
   переписи,  проведенной Росстатом в июле 2004 г. в четырех  развитых
   в   аграрном   отношении   регионах   России   (Саратовская   обл.,
   Краснодарский  край, Пензенская обл., Красноярский  край).  В  ходе
   переписи,  например, выяснилось, что основными поставщиками  услуг,
   необходимых   для  ведения  личных  подсобных  хозяйств,   являются
   индивидуальные    предприниматели   (28,7%),   сельскохозяйственные
   организации   (26%),  родственники  и  соседи  (25,8%).   На   долю
   организаций системы Центросоюза приходится 3,1% оказываемых  услуг,
   на   несельскохозяйственные  организации   (среди   которых   могли
   оказаться  и  вертикальные кооперативы, не выделенные  Росстатом  в
   качестве  отдельного  объекта статистического  наблюдения)  -  7,4%
   (см. Приложение 4).
       Сельскохозяйственные   потребительские   кооперативы   получили
   распространение в основном в крупных сельскохозяйственных  регионах
   -   пионерах   фермерского  движения:  Саратовской,  Волгоградской,
   Тюменской,  Ростовской,  Астраханской областях,  либо  в  регионах,
   администрация  которых  уделяла повышенное внимание  стимулированию
   развития  малого бизнеса и социально-экономическому развитию  села:
   Республики Татарстан, Башкортостан, Бурятия. Также они появились  в
   регионах,  где  реализовывались проекты  международной  технической
   помощи:   например,  в  Саратовской,  Челябинской   и   Ярославской
   областях  они  были  созданы в рамках проекта  ТАСИС  FD  RUS  9701
   "Поддержка кооперативных предприятий независимых фермеров".
       Наряду  с  сельскохозяйственными потребительскими кооперативами
   функции  по  обслуживанию  и  рыночной  интеграции  К(Ф)Х   и   ЛПХ
   выполняет  сохранившаяся с советских времен система потребительской
   кооперации   во  главе  с  Центросоюзом  Российской  Федерации.   В
   настоящее   время   потребительская  кооперация   является   важной
   составляющей  частью  инфраструктуры села  и  активно  участвует  в
   развитии  агропромышленного комплекса.  Она  производит  закупки  у
   населения    и   сельхозтоваропроизводителей   сельскохозяйственной
   продукции, перерабатывает и реализует ее.
       Говоря        о        малочисленности       зарегистрированных
   сельскохозяйственных потребительских кооперативов, необходимо в  то
   же   время   отметить  широкое  распространение   различного   рода
   неформальных  объединений, имеющих сходные с  кооперативами  черты,
   которые  в  целом  можно  отнести к стихийным  незарегистрированным
   кооперативам.    Они    возникают    между    сельскохозяйственными
   производителями всех форм собственности, но особенно часто -  между
   коллективными  сельскохозяйственными  предприятиями  и  владельцами
   личных   подсобных  хозяйств,  между  ЛПХ  в  форме   соседской   и
   родственной взаимопомощи, а также между крестьянскими хозяйствами.
       Широкое  распространение неформальной кооперации объясняется  в
   основном    двумя   причинами:   во-первых,   тем,    что    мелкие
   сельскохозяйственные    предприниматели    часто     вступают     в
   кооперативные  отношения  не столько для  развития  крупнотоварного
   производства,   сколько  для  того,  чтобы   обеспечить   выживание
   (простое   воспроизводство);  во-вторых,  неформальные  объединения
   избегают  хлопот,  связанных  с регистрацией,  а  также  с  уплатой
   налогов  (их  членам  гораздо выгоднее платить  налоги  в  качестве
   владельцев    своих    хозяйств,    чем    подвергаться    двойному
   налогообложению - в кооперативе и индивидуально). Основные  причины
   недостаточного       уровня      развития      сельскохозяйственной
   потребительской кооперации заключаются в следующем:
       -  общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства
   (слабая   защита   внутреннего  рынка  от  субсидируемого   импорта
   продовольствия   и  сельскохозяйственного  сырья,  низкий   уровень
   государственной  поддержки сельского хозяйства, большой  диспаритет
   цен  на сельскохозяйственную продукцию и средства производства  для
   сельского  хозяйства,  неразвитость  материально-технической   базы
   рыночной инфраструктуры АПК и др.);
       -   недооценка  в  процессе  экономических  реформ  и  политики
   приватизации    90-х    гг.   кооперативных   форм    хозяйственной
   деятельности и, напротив, неоправданное предпочтительное  отношение
   к   развитию   акционерного  капитала,   что   обусловило   переход
   предприятий   III   сферы  АПК  (перерабатывающих,   снабженческих,
   торговых,  обслуживающих)  в руки частных  акционерных  компаний  и
   слабое    участие    в    их    приватизации   сельскохозяйственных
   товаропроизводителей,  что практически  исключило  создание  на  их
   базе потребительских кооперативов;
       -   ускоренное  развитие  за  счет  иностранных  инвестиций  (в
   результате  резкой  либерализации  внешней  торговали)  акционерных
   компаний,  специализирующихся на перевозках, хранении,  переработке
   и  продаже  импортной сельхозпродукции, ныне подминающих  под  себя
   российских  сельхозпроизводителей.  Они  относятся  к  ним  как   к
   сырьевому  придатку и противодействуют формированию государственной
   политики поддержки потребительской кооперации;
       -   незрелость   социальной   базы   кооперативного   движения,
   выражающаяся   в  значительной  территориальной  рассредоточенности
   К(Ф)Х  (отсутствие  достаточной (критической) массы  К(Ф)Х  близкой
   специализации    в    границах    сельских    муниципалитетов     и
   административных  районов), их дифференциации, снижении  товарности
   ЛПХ,  психологическая  неготовность крестьян к  кооперированию,  их
   опасение  очередной коллективизации, завышенная уверенность  многих
   фермеров  в самостоятельном успешном выходе на рынки продовольствия
   и  ресурсов.  Особенно сильно действие этих факторов сказывалось  в
   первой   половине  90-х  годов,  в  последующем,  по   мере   роста
   производственного  и социального потенциала и хозяйственного  опыта
   индивидуально-семейных хозяйств, стало ослабевать;
       -   слабый   уровень  государственной  поддержки   малых   форм
   хозяйствования   в   АПК  и  сельскохозяйственных   потребительских
   кооперативов.  Крестьянские (фермерские) хозяйства (за  исключением
   периода 1990 - 1994 гг.) поддерживались из федерального бюджета  по
   остаточному   принципу.  Федеральная  целевая  программа   развития
   крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на  1996  -  2000
   годы  (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1996  N  1499)
   была   выполнена  всего  на  12,1%;  процент  исполнения  бюджетных
   обязательств  перед фермерами в этот период ниже, чем  в  целом  по
   отрасли.   Личные   подсобные  хозяйства   и   сельскохозяйственные
   потребительские  кооперативы  не  поддерживались  из   федерального
   бюджета  до  2005  г. За все годы рыночных преобразований  не  было
   принято  ни  одной  специальной федеральной  целевой  программы  по
   поддержке   сельскохозяйственной  кооперации  <*>.  Основная   доля
   поддержки  К(Ф)Х,  ЛПХ, вертикальных кооперативов  сосредоточена  в
   регионах.  Анализ  опыта 43 субъектов РФ по  поддержке  малых  форм
   хозяйствования  и вертикальной кооперации (за период  2002  -  2005
   гг.)  показал,  что  К(Ф)Х в той или иной мере  (как  правило,  без
   выделения  квот  в рамках региональных бюджетов) поддерживаются  во
   всех    проанализированных   регионах,    ЛПХ    только    в    14,
   сельскохозяйственная   кооперация  только   в   семи;   специальные
   программы  по развитию К(Ф)Х и их кооперированию имеются  только  в
   восьми  регионах, еще в пяти регионах в бюджетах отдельной  строкой
   выделялись средства для ЛПХ;
   --------------------------------
       <*>  Разработанная Минсельхозпродом России в 1997 г.  Программа
   развития  сельскохозяйственной кооперации на период  до  2000  года
   получила     статус    ведомственной    (Постановление     Коллегии
   Минсельхозпрода России от 07.07.1997 N 5-5). В 2002  г.  Минсельхоз
   России   совместно  с  АККОР  и  ВИАПИ  им.  А.А.  Никонова   РАСХН
   разработал  проект ФЦП по развитию сельскохозяйственной кооперации,
   крестьянских  (фермерских) хозяйств, малого предпринимательства  на
   2003  -  2010 гг., но он не был одобрен Минэкономразвития России  и
   Минфином России.
   
       -  несовершенство  законодательной и  нормативно-правовой  базы
   развития  малых  форм  хозяйствования  и  кооперативного  движения.
   Требуют   совершенствования  Федеральные  законы:  "О  крестьянском
   (фермерском)  хозяйстве", "О личном подсобном  хозяйстве"  в  части
   уточнения  статуса этих хозяйств, "О садоводческих,  огороднических
   и  других некоммерческих объединениях граждан" в части упорядочения
   землепользования,  хозяйственной  деятельности  и   государственной
   поддержки    этих   объединений.   Неполнота   и   противоречивость
   Земельного  кодекса  Российской Федерации, Федерального  закона  "О
   государственном    земельном    кадастре",    "О    государственной
   регистрации   прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок   с   ним"
   обусловливают   существенные   институциональные   ограничения    и
   трансакционные издержки при оформлении земельных участков  К(Ф)Х  и
   ЛПХ в собственность.
       В  недостаточной  степени  отражена  специфика  кооперативов  в
   Гражданском   кодексе  Российской  Федерации,   Налоговом   кодексе
   Российской  Федерации. Требует корректировки рамочные  Федерального
   закона    "О   кооперации   в   СССР",   Федеральный    закон    "О
   сельскохозяйственной  кооперации", а также  разработка  нормативно-
   правовых актов по его более эффективной реализации;
       -  отсутствие  в  России  системы  кооперативного  образования,
   разветвленной  сети информационно-консультационных  служб,  дефицит
   квалифицированных   кадров,   способных   содействовать    развитию
   сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов  и  работать  в
   них;
       -   недостаточный   уровень  знаний   сельского   населения   о
   кооперации,    дефицит   навыков   хозяйственного   самоуправления,
   психологическая  неготовность к самостоятельному  кооперированию  и
   налаживанию партнерских отношений;
       - конкуренция и противодействие созданию кооперативных структур
   со    стороны   акционерных   предприятий   агробизнеса,    частных
   предпринимателей и посредников.
       В ходе реализации Приоритетного национального проекта "Развитие
   АПК"  появляется  реальная  возможность устранения  большинства  из
   названных  причин.  Но  автоматически это не произойдет,  предстоит
   серьезная  работа по их преодолению. Но даже при  этом  ряд  причин
   будут  негативно  влиять  на  кооперативное  движение.  Кооперативы
   будут    испытывать   большое   давление   со    стороны    крупных
   агропромышленных    компаний    акционерного    типа.    Сохранится
   дифференциация  в  развитии  крестьянских  (фермерских)   хозяйств.
   Медленно   будут  расти  товарность  большинства  личных  подсобных
   хозяйств.   Не   сразу   удастся   преодолеть   инертность    части
   государственных    и    муниципальных    чиновников,     владельцев

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное