Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНТРАНСА РФ ОТ 14.04.2003 N ОС-338-Р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ МЕТОДОМ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ" И "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   вызываемых   правилами   эксплуатации   машины,   технологией    и
   организацией механизированного процесса.
       Часовая эксплуатационная производительность подразделяется  на
   расчетную и нормативную.
       Величина часовой расчетной эксплуатационной производительности
   определяется   на  основе  формул  технической  производительности
   машины с учетом неизбежных перерывов в течение смены.
       В реальных     производственных     условиях    на    величину
   производительности машины оказывают влияние не только  перерывы  в
   ее работе,  но и организационно-технологические условия выполнения
   механизированного процесса,  мастерство машинистов  и  техническое
   состояние  машины.  Величина  эксплуатационной производительности,
   определяемая с учетом влияния перечисленных  факторов,  называется
   нормативной эксплуатационной производительностью.
       Для проектирования   норм    расчетно-аналитическим    методом
   используется   величина   часовой   нормативной   эксплуатационной
   производительности машин.
       На механизированные   процессы   предусматривается  разработка
   норм:
       - машинного времени;
       - затрат труда рабочих, управляющих машиной;
       - затрат труда рабочих, работающих при машине.
       В зависимости  от  характера  участия  машин   и   рабочих   в
   механизированном    процессе   принята   следующая   классификация
   строительных и дорожных машин:
       I группа  - машины,  непосредственно производящие строительную
   продукцию под  управлением  машинистов  (экскаваторы,  бульдозеры,
   катки, скреперы и т.п.);
       II группа  -  машины,  занятые  в  производстве   строительной
   продукции   под  управлением  машинистов  с  участием  звена  (или
   бригады)    рабочих,     работающих     вручную     при     машине
   (асфальтоукладчики, растворосмесители, краны и т.п.).
       При проектировании   производственных   норм   руководствуются
   следующими основными методическими положениями:
       - на процессы,  выполняемые машинами I группы, устанавливаются
   нормы  машинного  времени  и  нормы  затрат  труда для машинистов,
   управляющих машиной.  Нормы  проектируются  расчетно-аналитическим
   методом  на  основе  применения  формул  производительности машин.
   Количественный   состав   рабочих    регламентируется    правилами
   эксплуатации   машин.  При  управлении  машиной  одним  машинистом
   численные значения норм машинного времени  и  затрат  труда  будут
   совпадать;
       - на  процессы,  выполняемые  при  помощи  машин  II   группы,
   устанавливаются  нормы  машинного времени,  нормы затрат труда для
   машинистов,  управляющих машиной,  и  звена  рабочих,  выполняющих
   работу вручную при машине.  Нормы машинного времени и нормы затрат
   труда   для   машинистов,   управляющих   машиной,   проектируются
   расчетно-аналитическим   методом   на   основе  применения  формул
   производительности машин.  Нормы затрат труда для  звена  рабочих,
   выполняющих    работу   вручную   при   машине,   устанавливаются:
   расчетно-аналитическим методом - если  время  выполнения  процесса
   определяется  только продолжительностью работы машины;  сочетанием
   расчетно-исследовательского и  расчетно-аналитического  методов  -
   если  время  выполнения  процесса  определяется продолжительностью
   работы как машины,  так и звена рабочих,  работающих  вручную  при
   машине.   В  этом  случае  элементы  процессов,  продолжительность
   которых    зависит     только     от     машины,     проектируются
   расчетно-аналитическим   методом   на   основе  применения  формул
   производительности   машины.    Остальные    элементы    процесса,
   продолжительность  которых  зависит от звена рабочих,  выполняющих
   работу  вручную  при  машине,  должны  проектироваться  на  основе
   имеющихся   нормативных   данных   или  данных,  получаемых  путем
   проведения нормативных наблюдений.
       Нормаль строительно-монтажного   процесса  при  проектировании
   норм  расчетно-аналитическим  методом  устанавливается  на  основе
   изучения   технической  литературы  и  соответствующих  справочных
   пособий. Особое значение для механизированного процесса имеет учет
   факторов влияния, вызываемых:
       а) правилами эксплуатации машины;
       б) технологией механизированного процесса;
       в) организацией выполнения механизированного процесса;
       г) мастерством машинистов;
       д) техническим состоянием машин.
       Первые три   фактора   вызывают   перерывы  в  работе  машины,
   обоснованную холостую  (для  машин  непрерывного  действия)  и  не
   цикличную   (для   машин   цикличного  действия)  работу.  Влияние
   остальных факторов отражается на продолжительности  работы  машины
   под   полной   нагрузкой.  Влияние  организационно-технологических
   условий выполнения процесса  сказывается  не  только  на  величине
   перерывов, но и на времени работы машины под полной нагрузкой.
       При проектировании норм расчетно-аналитическим методом влияние
   указанных факторов учитывается соответствующими коэффициентами.
       Определение величины   норм   машинного    времени    (Нвр.м.)
   расчетно-аналитическим методом производится по следующей формуле:
   
                                       1
                             Нвр.м. = ---,                        (1)
                                      Пн.
   
       где:
       Пн. - часовая нормативная эксплуатационная  производительность
   машины, которая рассчитывается по формуле:
   
                       Пн. = Пт. x Ки. x Кприв.,                  (2)
   
       где:
       Пт. -    часовая    техническая   производительность   машины,
   определяемая   на  основе  положений,  приведенных  в   разделе  2
   настоящих Методических рекомендаций;
       Ки. -  коэффициент использования машины по времени;  учитывает
   долю  регламентированных  перерывов,  обоснованной  холостой  (для
   машин  непрерывного  действия) и нецикличной (для машин цикличного
   действия) работы в  нормируемых  затратах  времени.  Величина  Ки.
   определяется  на  основе  положений,  приведенных  в   разделе   3
   настоящих Методических рекомендаций;
       Кприв. -    коэффициент    приведения    часовой     расчетной
   эксплуатационной   производительности   машины  к  нормативной.  С
   помощью    коэффициента     приведения     усредняется     влияние
   организационно-технологических    условий   выполнения   процесса,
   мастерство машинистов и техническое состояние машины  на  величину
   расчетной     эксплуатационной     производительности.    Значение
   коэффициента приведения определяется в соответствии с  положениями
   раздела 4 настоящих Методических рекомендаций.
       Произведение часовой  технической производительности машины на
   коэффициент использования машины по времени дает величину  часовой
   расчетной эксплуатационной производительности машины (Пэ.):
   
                            Пэ. = Пт. x Ки.                       (3)
   
                   Раздел 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ
                       ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИНЫ
   
       Для расчета величины технической производительности  машины  в
   специальной  литературе  по  проектированию  машин  и  механизации
   строительно-монтажных работ приводятся соответствующие формулы для
   каждого  вида  машин.  Учитывая  наличие  расхождений  в указанных
   формулах для одного и того же вида машин с целью их  использования
   в   техническом  нормировании  на  основные  виды  строительных  и
   дорожных машин,  в настоящих Методических рекомендациях приводятся
   обобщенные формулы (см.   Приложение 1).   Составление  обобщенных
   формул   производилось  на  основе  отбора  и  анализа  формул  из
   различных технических и литературных  источников.  Для  машин,  не
   указанных в Приложении 1,  получение обобщенных формул технической
   производительности рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
       1) изучаются   организационно-технические  условия  выполнения
   нормируемого процесса и проектируется его нормаль;
       2) производятся  подбор  и изучение справочной,  технической и
   другой литературы по  механизации  данного  вида  работ,  а  также
   изучение   технической   документации   по   данному   виду  машин
   (инструкции, паспорта и т.п.);
       3) определяется  номенклатура  наиболее  существенных факторов
   влияния на величину производительности машины.
       При выборе   этих   факторов   следует   исходить  из  условий
   производства процесса,  предусмотренных нормалью,  и сопоставления
   их  с  условиями,  для  которых  приводится  значение  паспортного
   показателя, характеризующего производительность машины;
       4) осуществляется    отбор    формул    часовой    технической
   производительности данного вида  машин  из  различных  технических
   источников по форме, приведенной в Приложении 2; проводится анализ
   их  составляющих.  При  этом  отбор  формул должен производиться в
   первую очередь из официальных нормативных документов, инструкций и
   справочников,  утвержденных пособий для инженеров-проектировщиков,
   учебников для вузов и т.п.;
       5) производится  сопоставление отобранных формул между собой и
   оценка каждой с точки зрения полноты учета факторов  влияния.  Для
   этой  цели все формулы должны быть приведены к сопоставимому виду:
   иметь  один  и  тот  же  измеритель  и  в  общем  виде   содержать
   обозначения  параметров,  паспортных  показателей  работы машины и
   коэффициентов,   учитывающих   влияние   различных   факторов   на
   продолжительность процесса.
       Путем сопоставления  набора  коэффициентов   с   номенклатурой
   факторов  влияния выбирается основная формула - наиболее полная по
   составу;
       6) проектируется      обобщенная      формула      технической
   производительности машины  путем  добавления  в  основную  формулу
   недостающих коэффициентов из других формул;
       7) определяются  значения  входящих   в   обобщенную   формулу
   параметров   и   коэффициентов.   При  этом  оптимальные  значения
   коэффициентов  принимаются  на  основе  сопоставления,  анализа  и
   экспертной оценки их значений из различных технических источников;
       8) производится расчет величины технической производительности
   машины по запроектированной обобщенной формуле.
   
               Раздел 3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА
                    ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИНЫ ПО ВРЕМЕНИ
   
       Коэффициент использования  машины  по  времени   есть   число,
   показывающее,    какую   часть   нормируемых   затрат   составляет
   оперативная работа.
       При проектировании   коэффициента   использования   машины  по
   времени учитывают только нормируемые затраты  времени,  к  которым
   относят:
       1. Работу по заданию:
       - время работы под полной нагрузкой;
       - время работы под обоснованно неполной нагрузкой;
       - время обоснованной работы вхолостую.
       2. Регламентированные перерывы:
       - время перерывов, связанных с техническим уходом за машиной;
       - время перерывов, связанных с процессом работы;
       - время перерывов,  связанных с отдыхом и личными надобностями
   рабочих.
       Коэффициент использования  машины  по времени определяется при
   проектировании норм машинного времени  для  пересчета  технической
   производительности  машины на эксплуатационную,  а также для учета
   характера работы машин, в зависимости от принципа их действия.
       По принципу  действия различают строительные и дорожные машины
   цикличного и непрерывного (нецикличного) действия.
       Формулой технической  производительности  машины  определяется
   количество  продукции  за  1  час  цикличной  работы   для   машин
   цикличного  действия  и  за  1  час  непрерывной  работы для машин
   нецикличного действия при максимально возможной их  загрузке.  При
   этом  для  машин цикличного действия учитывается работа под полной
   нагрузкой,  под  обоснованно  неполной   нагрузкой   и   цикличная
   обоснованная работа машины вхолостую;  нецикличная работа машины и
   регламентированные   перерывы   не   учитываются.    Для    машины
   нецикличного  действия  учитывается  работа под полной нагрузкой и
   обоснованно неполной нагрузкой.  Обоснованная работа  вхолостую  и
   регламентированные перерывы не учитываются.
       Время нецикличной  работы  (для  машин  цикличного  действия),
   обоснованной  работы вхолостую (для машин нецикличного действия) и
   регламентированные перерывы (для машин обоих  принципов  действия)
   учитывается при проектировании эксплуатационной производительности
   машины  коэффициентом  использования  машины  по  времени   (Ки.).
   Результаты  многолетних  нормативных  наблюдений  показывают,  что
   числовая величина этого коэффициента для различных машин устойчиво
   сохраняется   на   уровне  0,7  -  0,8.  Поэтому  для  определения
   эксплуатационной производительности машины при проектировании норм
   расчетно-аналитическим  методом  рекомендуется  принимать числовую
   величину Ки. в пределах 0,7 - 0,8 по усмотрению разработчика норм.
       В исключительных случаях, когда наличие нормативных материалов
   на аналогичные  механизированные  процессы  показывает  устойчивый
   обоснованный  показатель  Ки.  меньше  0,7,  его  размеры  следует
   принимать по этим данным,  но не менее 0,6.  Пониженный показатель
   Ки.  может иметь место для машин несерийного производства, а также
   для  механизированных  процессов,  даже  оптимальная   организация
   которых требует перерывов, связанных с процессом работы, более 20%
   нормируемых затрат труда.  Использование при  проектировании  норм
   значения  Ки.  менее  0,7  должно быть обосновано соответствующими
   материалами.
       При необходимости  значение коэффициента Ки.  может уточняться
   на основе нормативных материалов,  имеющихся для аналогичного вида
   машин, по следующей формуле:
   
                            100 - (Прп. + Прнх.)
                      Ки. = --------------------,                 (4)
                                    100
   
       где:
       Прп. - величина времени регламентированных перерывов в  работе
   машины в процентах от баланса нормируемых затрат;
       Прнх. - величина времени нецикличной работы машины (для машины
   цикличного  действия  -  Прн.)  или  времени  обоснованной  работы
   вхолостую (для машины нецикличного действия - Прх.) в процентах от
   нормируемых затрат.
       При этом учитываются следующие положения:
       а) время регламентированных перерывов, связанных с техническим
   уходом  за   машиной,   проектируется   с   учетом   периодичности
   соответствующих операций,  установленной правилами или инструкцией
   по эксплуатации машины.  Продолжительность  операций,  выполняемых
   один  раз в несколько смен,  учитывается в части,  приходящейся на
   одну смену;
       б) перерывы,  связанные  с  процессом  работы,  можно  считать
   обоснованными только в тех случаях,  когда использование машины на
   другой  работе  или  в другом месте невозможно или нецелесообразно
   из-за незначительной продолжительности перерыва;
       в) величину   перерывов,   связанных   с   отдыхом  и  личными
   надобностями рабочих (отдых машинистов;  отдых рабочих, работающих
   вручную  при  машине;  личные  надобности  всех рабочих),  следует
   определять раздельно по группам работающих и причинам перерыва.
       Основой проектирования   величины   этих   перерывов  является
   нормативная величина затрат времени на отдых и  личные  надобности
   всех  рабочих,  участвующих  в  выполнении  нормируемого процесса,
   определяемая в соответствии с общепринятой методикой  технического
   нормирования.  При  этом величина перерывов в работе машины должна
   быть меньше суммы длительности отдыха звена рабочих  и  машинистов
   за  счет  полного  или  частичного  совмещения времени их отдыха и
   совмещения его с моментами перерывов в  работе  машины  по  другим
   причинам.
       При определении проектной величины перерывов в работе машины в
   связи с отдыхом машинистов возможны следующие варианты:
       - для машины, управляемой одним машинистом, проектная величина
   перерыва  в  ее  работе  точно  соответствует  величине  норматива
   времени на отдых машиниста;
       - для   машины,  управляемой  звеном  машинистов  (машинист  и
   помощник машиниста),  -  при  их  одновременном  отдыхе  проектная
   величина  перерыва  принимается  равной нормативу времени на отдых
   машиниста;  при отдыхе в разное время проектная величина перерывов
   в  работе  машины  принимается  в  размере  5%  нормируемых затрат
   времени.
       Проектирование величины  перерывов  в  работе машины в связи с
   отдыхом звена рабочих, работающих при машине, должно производиться
   с учетом возможности совмещения отдыха рабочих звена и машинистов.
   При этом если величины нормативов на отдых звена рабочих  и  звена
   машинистов  равны,  то проектная величина перерыва в работе машины
   принимается равной этой величине. Если величина норматива на отдых
   звена рабочих больше соответствующего норматива для машинистов, то
   проектная величина перерыва в работе  машины,  вызванного  отдыхом
   рабочих,  принимается  равной  величине  норматива  на отдых этого
   звена рабочих;
       г) при  определении  общей  величины  перерывов,  связанных  с
   процессом работы и отдыхом рабочих,  необходимо предусматривать их
   возможное  совмещение.  В  этом  случае,  если  норматив  на отдых
   машинистов равен или меньше величины перерыва в связи с  процессом
   работы,  проектная  величина перерыва в связи с отдыхом машинистов
   принимается в размере 5%.  Если норматив на отдых больше  величины
   перерыва в связи с процессом работы,  проектная величина перерыва,
   связанного с отдыхом машинистов,  равна их разнице  (но  не  менее
   5%).
   
             Раздел 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ
   
       При проектировании    обобщенных     норм     влияние     ряда
   производственных   факторов,   заложенных   в   нормали  процесса,
   учитывается  усредненно.  Для  механизированных  процессов   такие
   факторы   связаны   с   организационно-технологическими  условиями
   выполнения   процесса,   мастерством   машиниста   и   техническим
   состоянием  машин.  Учет  этих факторов при проектировании норм на
   механизированные    процессы    расчетно-аналитическим     методом
   осуществляется с помощью коэффициента приведения.
       Назначение этого   коэффициента   заключается   в   приведении
   величины     расчетной     эксплуатационной    производительности,
   учитывающей только использование машины по времени, к нормативной,
   учитывающей  влияние  всех производственных факторов.  Коэффициент
   приведения устанавливается исходя из следующих основных положений:
       а) уровень усредненного влияния организационно-технологических
   условий выполнения процесса,  мастерства машинистов и технического
   состояния машин одинаков для аналогичных машин.
       Под аналогичными  (сравнимыми  с  точки  зрения   нормирования
   трудовых  процессов)  машинами  следует  понимать  различные марки
   машин одного вида (назначения), одинакового типоразмера. Для новых
   моделей  машин,  отличающихся  от  уже применяемых в строительстве
   коренными  усовершенствованиями  или   более   обширной   областью
   применения,   аналоги   среди   существующих   машин   с   позиции
   нормирования механизированных процессов отсутствуют;
       б) уровень    усреднения    влияния    факторов,   учитываемых
   коэффициентом  приведения,   для   применяемой   в   строительстве
   машины-аналога  может  быть перенесен и на новую модель машины при
   проектировании норм на новый процесс;
       в) машина-аналог  для  новой  модели машины устанавливается на
   основании  имеющихся  норм  на  аналогичные  процессы  в   единых,
   ведомственных или типовых.
       Величина коэффициента приведения определяется по формуле:
   
                                     Пн.а.
                            Кприв. = -----,                       (5)
                                     Пэ.а.
   
       где:
       Пн.а. -       часовая       нормативная       эксплуатационная
   производительность машины-аналога, найденная по формуле:
   
                                      1
                           Пн.а. = --------,                      (6)
                                   Нвр.м.а.
   
       где:
       Нвр.м.а. -   норма  машинного  времени  для  машины-аналога  в
   единых, ведомственных и типовых нормах времени;
       Пэ.а. -  часовая расчетная эксплуатационная производительность
   машины-аналога, определяемая по формуле:
   
                        Пэ.а. = Пт.а. x Ки.а.,                    (7)
   
       где:
       Пт.а. -    техническая    производительность    машины-аналога
   (значение  устанавливается  в соответствии с положениями раздела 2
   настоящих Методических рекомендаций);
       Ки.а. -  коэффициент  использования  по времени машины-аналога
   (значение  устанавливается в соответствии с положениями  раздела 3
   настоящих Методических рекомендаций).
       Подставляя в формулу (5) значения  ее  составляющих,  получаем
   общий вид формулы определения коэффициента приведения:
   
                                       1
                   Кприв. = ------------------------.             (8)
                            Нвр.м.а. x Пт.а. x Ки.а.
   
       Иногда в сборниках  производственных  норм  приводят  значения
   показателей  работы машины,  характеризующих ее производительность
   (продолжительность цикла или число  циклов  в  единицу  времени  и
   т.п.).
       В этом   случае   значение   коэффициента   приведения   можно
   определить по формулам:
   
                               Нп.
                      Кприв. = --- (при Нп. < Пп.)               (9а)
                               Пп.
   
       или
   
                              Пп.
                     Кприв. = --- (при Нп. > Пп.),               (9б)
                              Нп.
   
       где:
       Пп. -   величина   паспортного   показателя,  характеризующего
   производительность машины, указывается в ее техническом паспорте;
       Нп. -    величина    аналогичного   нормативного   показателя,
   предусмотренная действующими нормами.
       Числовая величина   коэффициента   приведения,   полученная  в
   результате расчета по формулам (8,  9а,  9б),  должна находиться в
   пределах 1 >= Кприв. >= 0,48.
       При определении   числовой  величины  коэффициента  приведения
   необходимо учитывать следующее:
       1. Величина  коэффициента  приведения  может  быть  меньше или
   равна 1, что вытекает из формул (5, 9а, 9б).
       При получении коэффициента приведения,  равного 1, нормативная
   производительность  машины  достигает  оптимальной величины,  т.е.
   Пн.а.  = Пэ.а.  и Нп. = Пп. Это становится возможным при наилучшем
   состоянии машины,  высоком мастерстве машинистов,  полном освоении
   машины на  производстве  и  высоком  уровне  организации  труда  и
   производства.
       2. При  получении  величины  коэффициента  приведения   меньше
   минимально  допускаемого  (Кприв.  <=  0,48)  в расчет принимается
   Кприв. = 0,48.
       3. Величина  коэффициента приведения может быть использована в
   качестве  одного  из  показателей  уровня  организации   труда   и
   производства    при   выполнении   конкретного   механизированного
   процесса,  а   также   показателя   производительности   машин   в
   производственных условиях.
       Примеры определения   коэффициента   приведения   изложены   в
   Приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
       4. В  случае отсутствия в сборниках единых,  ведомственных или
   типовых норм времени машины-аналога или  трудностей  в  нахождении
   паспортных  данных машины-аналога для новой модели машины величина
   коэффициента приведения принимается равной 0,48.
   
                     Раздел 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОРМ
   
       Проектирование норм    на    основе    использования    формул
   производительности машин осуществляется по 12 этапам:
       1. Ознакомление   со  справочной,  технической  литературой  и
   технической документацией.
       2. Проектирование нормали процесса.
       3. Расчленение процесса на составные элементы и выбор главного
   измерителя процесса.
       4. Определение технической производительности машины.
       5. Определение коэффициента использования машины по времени.
       6. Определение коэффициента приведения.
       7. Расчет норм машинного времени.
       8. Проектирование состава исполнителей.
       9. Расчет норм затрат труда для рабочих,  управляющих машиной,
   и звена рабочих, работающих вручную при машине.
       10. Проектирование проекта параграфа норм.
       11. Проверка  проекта  параграфа   норм   в   производственных
   условиях путем проведения нормативных наблюдений.
       12. Оформление пояснительной записки с параграфом норм.
       Этапы 1 -  3,  10  - 11 выполняются в соответствии с методикой
   технического нормирования так же,  как и при  проектировании  норм
   расчетно-исследовательским методом.
       Этапы 4    -  6  выполняются  в  соответствии  с  положениями,
   изложенными  в   разделах  2,  3   и   4   настоящих  Методических
   рекомендаций.
       Этап 7.  Нормы  машинного  времени  (Нвр.м.)  рассчитывают  по
   следующей формуле:
   
                             1            1
                   Нвр.м. = --- = ------------------.            (10)
                            Пн.   Пт. x Пи. x Кприв.
   
       Этап 8.   Количество   рабочих,   необходимых  для  управления
   машиной,  указывается в инструкции по эксплуатации данной машины и
   обуславливается  дополнительными  требованиями  соблюдения  правил
   техники безопасности.
       Установление квалификационных        разрядов       машинистам
   осуществляется      в       соответствии       с       действующим
   тарифно-квалификационным справочником.
       Состав звена рабочих,  работающих вручную при  машине,  должен
   обеспечивать:
       - достижение     машиной     нормативной      эксплуатационной
   производительности;
       - рациональное  число  исполнителей  с  учетом  требований   к
   технологии, качеству продукции и охране труда.
       Проектирование звена рабочих,  работающих вручную при  машине,
   производят  на  основе  имеющихся  материалов по составу звеньев в
   сборниках производственных норм для аналогичного механизированного
   процесса   с   учетом   требований   инструкции   по   технической
   эксплуатации новой модели машины.
       При этом   состав   звена   анализируется,   проверяется   его
   соответствие требованиям новой технологии и организации  труда  и,
   при необходимости, вносятся соответствующие изменения.
       Квалификационная корректировка    звена     производится     в
   соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочником.
       Этап 9.  Расчет  норм  затрат   труда   для   звена   рабочих,
   управляющих машиной (Нзт.м.),  и звена рабочих, работающих вручную
   при машине (Нзт.), осуществляется по формулам:
   
                         Нзт.м. = Нвр.м. x Nм.,                  (11)
   
                          Нзт. = Нвр.м. x Nр.,                   (12)
   
       где Nм.,  Nр.  -  соответственно количество машинистов и звена
   рабочих, работающих вручную при машине.
       Этап 12.  Все расчеты и обоснования к проекту  параграфа  норм
   приводятся  в  пояснительной  записке  с  приложением  необходимых
   материалов.
       Пояснительная записка состоит из десяти разделов:
       1. Вводная часть.
       2. Проектирование нормали процесса.
       3. Определение технической производительности машины.
       4. Определение коэффициента использования машины по времени.
       5. Определение коэффициента приведения.
       6. Расчет норм машинного времени.
       7. Проектирование состава исполнителей.
       8. Расчет норм затрат труда рабочих.
       9. Проектирование проекта параграфа норм.
       10. Заключение   (указываются   результаты   проверки  проекта
   параграфа  норм  в  производственных  условиях  путем   проведения
   нормативных наблюдений).
       Примеры проектирования норм расчетно-аналитическим методом  на
   механизированные процессы  приведены  в   Приложениях  3   -  5  к
   настоящим Методическим рекомендациям.
   
                  Раздел 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА
                      ПРИВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НОРМ
   
       Коэффициент приведения,    применяемый    для   проектирования
   производственных     норм     на     механизированные     процессы
   расчетно-аналитическим  методом,  может быть использован также для
   проверки норм,  запроектированных ранее расчетно-исследовательским
   методом.
       Проверка норм с помощью коэффициента приведения осуществляется
   в следующем порядке.
       По формуле (3)   и в соответствии с положениями разделов 2 и 3
   определяют расчетную  эксплуатационную  производительность  машины
   (Пэ.).
       На основе  имеющихся  норм  машинного   времени   рассчитывают
   нормативную   эксплуатационную  производительность  машины  (Пн.),
   используя формулу (1):
   
                                     1
                             Пн. = ------.
                                   Нвр.м.
   
       По формуле (5) находят значение коэффициента приведения.
       Полученные значения   коэффициента   приведения  сравнивают  с
   минимально и максимально допустимыми значениями Кприв., указанными
   в разделе 4; рассчитанный коэффициент приведения должен находиться
   в пределах допустимых значений, то есть:
   
                          1 >= Кприв. >= 0,48.
   
       Если значение  Кприв.  получилось  менее  0,48,  режим  работы
   запроектирован неоправданно заниженным.  Если же  значение  Кприв.
   более   1,   режим   работы   машины  запроектирован  неоправданно
   завышенным.
       В том и другом случаях  нормы  следует  пересмотреть,  обратив
   внимание   на   достоверность   нормативных   данных   и  значения
   коэффициента использования машины по времени.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
   
                ФОРМУЛЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ
          ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
   
       1. Одноковшовые экскаваторы:
   
                          3600 x Q x Кн.
             Пт. = -----------------------------, куб. м/ч,       (1)
                   tц. x Кр. x Крз. x Кп. x Кгр.
   
       где:
       Q -  геометрическая  емкость  ковша,  куб.  м  (принимается по
   паспорту машин);
       tц. - продолжительность цикла (в сек.),  указанная в паспорте,
   для условий <*>, предусмотренных паспортом:
       --------------------------------
       <*> Если в паспорте  продолжительность  цикла  приводится  для
   других     условий,    следует    путем    пересчета    определять
   продолжительность  цикла  для  указанных  условий.   Например,   в
   паспорте   написано:   продолжительность  при  работе  в  отвал  с
   поворотом на 90- в грунтах IV группы - 15  сек.  Пересчитываем  на
   продолжительность  цикла  при  работе  с  погрузкой в транспортные
   средства tц.  = (15 :  0,8) = 19 сек.  (0,8  -  коэффициент  Крз.,
   учитывающий  влияние  способа  разработки грунта).  Для расчета по
   формуле (1)  следует принять tц. = 19 сек. При разработке грунта в
   траншеях и котлованах объемом до 300 куб. м или до 3000 куб. м при
   совмещении со строительно-монтажными работами,  а для экскаваторов
   -  обратная  лопата  также   при   разработке   в   траншеях   под
   многонитиевые  трубопроводы  с  полками  в  разных  горизонтах и с
   разными   уклонами   продолжительность    цикла    умножить    для
   экскаваторов-драглайнов на 1,2; для экскаваторов - обратная лопата
   - на 1,1.
   
       - для прямой лопаты - грунт IV группы, с погрузкой в транспорт
   при угле поворота, равном 90-;
       - для обратной лопаты - грунт IV группы при работе в  отвал  с
   поворотом на 90-;
       - для драглайна - грунт  III  группы  при  работе  в  отвал  с
   поворотом на 135-;
       Кн. -  коэффициент  наполнения  ковша   разрыхленным   грунтом
   (определяется по табл. 1);
       Кр. -  коэффициент  разрыхления  грунта (определяется по табл.
   1);
       Крз. -   коэффициент  влияния  способа  разработки  грунта  на
   продолжительность цикла:
       - для  прямой  лопаты - при работе в транспорт Крз.  = 1;  при
   работе в отвал Крз. = 0,8;
       - для обратной лопаты и драглайна - при работе в отвал Крз.  =
   1; в транспорт Крз. = 1,25;
       Кп. -   коэффициент   влияния  угла  поворота  экскаватора  на
   продолжительность цикла:
       - для  прямой  и  обратной лопаты - при угле поворота,  равном
   90-,  паспортные условия,  Кп. = 1; для углов поворота 110-, 135-,
   150- и 180- значения коэффициента соответственно равны 1,1;  1,3 и
   1,5;
       - для драглайна - при угле поворота,  равном 135-,  паспортные
   условия,  Кп.  = 1;  для углов поворота 90-,  110-,  150-  и  180-
   значения Кп. соответственно равны 0,8; 0,9; 1,1 и 1,25;
       Кгр. -   коэффициент   учета   влияния    рода    грунта    на
   продолжительность цикла (определяется по табл. 1).
   
                                                            Таблица 1
   
                 ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ Кн., Кр., Кгр.
                     В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГРУППЫ ГРУНТА
   
   ---------------------------T-------------------------------------¬
   ¦ Обозначение коэффициента ¦            Группы грунта            ¦
   ¦                          +-----T------T-----T------T-----T-----+
   ¦                          ¦  I  ¦  II  ¦ III ¦  IV  ¦  V  ¦ VI  ¦
   +--------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+
   ¦Кн.                       ¦ 1   ¦ 0,97 ¦0,95 ¦ 0,9  ¦0,85 ¦ 0,8 ¦
   +--------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+
   ¦Кр.                       ¦ 1,1 ¦ 1,2  ¦1,25 ¦ 1,35 ¦1,45 ¦ 1,5 ¦
   +--------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+
   ¦Кгр. (для лопаты)         ¦ 0,5 ¦ 0,6  ¦0,75 ¦ 1    ¦1,2  ¦ 1,5 ¦
   +--------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+
   ¦Кгр. (для драглайна)      ¦ 0,7 ¦ 0,8  ¦1    ¦ 1,3  ¦1,6  ¦ 2   ¦
   L--------------------------+-----+------+-----+------+-----+------
   
       2. Многоковшовые экскаваторы:
       а) цепные:
   
                 3,6 x Q x Vк. x Кн.
           Пт. = ------------------- x Кгр. x Крз., куб. м/ч,     (2)
                       t x Кр.
   
       где:
       Q - емкость ковша, л (принимается по паспорту);
       t - шаг ковшей, м (принимается по паспорту);
       Vк. - скорость движения ковшовой цепи,  м/сек. (принимается по
   паспорту);
       Кн. -   коэффициент   наполнения  ковша  разрыхленным  грунтом
   (определяется по табл. 1);
       Кр. - коэффициент разрыхления грунта  (определяется  по  табл.
   1);
       Кгр. - коэффициент учета влияния рода грунта - для  грунтов  I
   гр. - 1, II гр. - 0,87, III гр. - 0,67, IV гр. - 0,5;
       Крз. -  коэффициент  влияния  способа  разработки  грунта  при
   работе в отвал Крз. = 1, при работе в транспорт Крз. = 0,8;
       б) с бесковшовым (скребковым) рабочим органом:
   
                                    Кн.
       Пт. = 3600 x Bс x hс x Vк. x --- x Кгр. x Крз., куб. м/ч,  (3)
                                    Кр.
   
       где:
       Bс - ширина скребка, м (принимается по паспорту);
       hс - высота скребка, м (принимается по паспорту);
       Vк. - скорость движения ковшовой цепи,  м/сек. (принимается по
   паспорту);
       Кн. -  коэффициент  наполнения,  определяется в зависимости от
   угла наклона рабочей цепи к горизонту - 25- - 0,74;  38-  -  0,58;
   55- - 0,32;
       Кр. -  коэффициент   разрыхления   грунта   (определяется   по
   табл. 1);
       Кгр. и Крз. - аналогично цепному экскаватору;
       в) роторные:
   
                                    Кн.
        Пт. = 0,06 x Q x nоб x nк x --- x Кп. x Кгр., куб. м/ч,   (4)
                                    Кр.
   
       где:
       Q - емкость ковша, л (принимается по паспорту);
       nоб -  число оборотов роторного колеса в мин.  (принимается по
   паспорту);
       nк -   число   ковшей   на  роторном  колесе  (принимается  по
   паспорту);
       Кн. -   коэффициент   наполнения  ковша  разрыхленным  грунтом
   (определяется по табл. 1);
       Кр. - коэффициент разрыхления грунта  (определяется  по  табл.
   1);
       Кп. - коэффициент,  учитывающий потери грунта при переходе его
   с ковшей ротора на транспортирующую ленту, Кп. = 0,96;
       Кгр. - аналогично цепному экскаватору.
       Формулой (4) предусмотрена разработка грунта  на  максимальную
   глубину,  указанную  в  паспорте роторного экскаватора.  На каждое
   уменьшение  глубины  траншеи  до   0,4   м   предыдущую   величину
   производительности экскаватора умножать на 0,94.
       3. Бульдозеры:
       а) копание и перемещение грунта:
   
                                2
                    1800 x L x h  x Кп. x Кукл.
              Пт. = ---------------------------, куб. м/ч,        (5)
                         tg фи x tц. x Кр.
   
       где:
       L - длина отвала, м (принимается по паспорту);
       h - высота отвала, м (принимается по паспорту);
       Кп. - коэффициент,  учитывающий потери грунта, определяется по
   формуле: Кп. = 1 - 0,005l, где l - расстояние перемещения грунта в
   м;   значение   Кп.  принимается  в  пределах  0,75  -  0,95  (при
   перемещении грунта на первые 10 м Кп. = 1);
       Кукл. -  коэффициент,  учитывающий  влияние  уклона  местности
   (средние значения величины Кукл.:  при уклоне до 3% - 1,0; до 6% -
   1,2;  до 10% - 1,5; до 15% - 2,0; при подъеме до 2% - 1,0; до 6% -
   0,85; до 10% - 0,7; до 15% - 0,6);
       Кр. - коэффициент разрыхления грунта для I гр. - 1,1; II гр. -
   1,2; III гр. - 1,25; IV гр. - 1,35;
       фи - угол естественного откоса (принимается по табл. 2).
   
                                                            Таблица 2
   
           ЗНАЧЕНИЯ УГЛОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТКОСА И ИХ ТАНГЕНСОВ
   
   --------------------------T--------------------------------------¬
   ¦  Наименование грунтов   ¦           Влажность грунта           ¦
   ¦                         +------------T------------T------------+
   ¦                         ¦   сухой    ¦  влажный   ¦   мокрый   ¦
   ¦                         +-----T------+-----T------+-----T------+
   ¦                         ¦град.¦tg фи ¦град.¦tg фи ¦град.¦tg фи ¦
   ¦                         ¦ фи  ¦      ¦ фи  ¦      ¦ фи  ¦      ¦
   +-------------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
   ¦            1            ¦  2  ¦  3   ¦  4  ¦  5   ¦  6  ¦  7   ¦
   +-------------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
   ¦Галька                   ¦ 35  ¦ 0,70 ¦ 45  ¦ 1,00 ¦ 25  ¦ 0,47 ¦
   +-------------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
   ¦Глина                    ¦ 45  ¦ 1,00 ¦ 35  ¦ 0,70 ¦ 15  ¦ 0,27 ¦
   +-------------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
   ¦Гравий                   ¦ 40  ¦ 0,84 ¦ 40  ¦ 0,84 ¦ 35  ¦ 0,70 ¦
   +-------------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
   ¦Насыпной грунт           ¦ 35  ¦ 0,70 ¦ 45  ¦ 1,00 ¦ 27  ¦ 0,51 ¦
   +-------------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
   ¦Песок:                   ¦     ¦      ¦     ¦      ¦     ¦      ¦
   ¦- мелкозернистый         ¦ 25  ¦ 0,47 ¦ 30  ¦ 0,58 ¦ 20  ¦ 0,36 ¦
   ¦- среднезернистый        ¦ 27  ¦ 0,51 ¦ 35  ¦ 0,70 ¦ 25  ¦ 0,47 ¦
   ¦- крупнозернистый        ¦ 30  ¦ 0,58 ¦ 32  ¦ 0,63 ¦ 27  ¦ 0,51 ¦
   +-------------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
   ¦Растительный грунт       ¦ 40  ¦ 0,84 ¦ 35  ¦ 0,70 ¦ 25  ¦ 0,47 ¦
   +-------------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
   ¦Суглинок:                ¦     ¦      ¦     ¦      ¦     ¦      ¦
   ¦- средний                ¦ 50  ¦ 1,19 ¦ 40  ¦ 0,84 ¦ 20  ¦ 0,58 ¦
   ¦- легкий                 ¦ 40  ¦ 0,84 ¦ 30  ¦ 0,58 ¦ 30  ¦ 0,36 ¦
   L-------------------------+-----+------+-----+------+-----+-------
   
       tц. -  продолжительность  рабочего  цикла,   определяемая   по
   формуле:
   
                    lк.   lп.   lо.
              tц. = --- + --- + --- + tо. + tп. + 2tпов.,         (6)
                    Vк.   Vп.   Vо.
   
       где:
       lк., lп., lо. - соответственно длина пути копания, перемещения
   грунта и обратного хода бульдозера,  м (в среднем lк.  - 5 - 10 м;
   при  расчете  lп.  длина  участка  пути  с  подъемом  от 10 до 20%
   принимается с коэффициентом 1,2,  а при подъемах более 20%  - 1,4;
   lо. = lк. + lп.);
       Vк., Vп.,  Vо. - соответственно скорости трактора при копании,
   перемещении грунта и обратном ходе (принимается по паспорту машины
   равной скорости на I, II, III передачах);
       tо. - время на опускание отвала (1,5 - 2,5 сек.);
       tп. - время на переключение передач (5 - 10 сек.);
       tпов. - время на поворот трактора (10 - 15 сек.);
       б) при планировочных работах:
   
                     3600 x L x (l sin фи - b)
               Пт. = -------------------------, кв. м/ч,          (7)
                      n x [(L : Vк.) + tпов.]
   
       где:
       L - длина планируемого участка, м (10 - 15 м);
       l - длина отвала, м (принимается по паспорту);
       фи - угол установки поворотного отвала в плане (60 - 65-,  sin
   60- = 0,866, sin 65- = 0,906);
       b -   часть   ширины   пройденной  полосы,  перекрываемой  при
   последующем смежном проходе (0,3 - 0,5 м);
       n - число проходов по одному месту (1 - 2 прохода);
       Vк. и tпов. - смотри формулу (6).
       4. Скреперы:
   
                          3600 x Q x Кн.
                    Пт. = --------------, куб. м/ч,               (8)

Счетчики
 
Реклама
Разное