Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (УТВ. ПРИКАЗОМ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ ОТ 05.05.1999 N 107)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
       4.24.4. При  производстве  промысловых  операций  нагрузка  на
   механизмы, их приводы и элементы промыслового устройства не должна
   превышать норм, установленных заводской технической документацией.
       4.24.5. Детали  промысловых  устройств,  служащие для проводки
   движущихся сетей и  канатов,  должны  легко  вращаться.  Износ  их
   рабочих поверхностей не должен превышать установленных норм.
       Необходимость ремонта или замены деталей промысловых устройств
   должна устанавливаться периодическим осмотром и обмером их рабочих
   поверхностей.
       4.24.6. Запрещается эксплуатация промысловых механизмов:
       а) при наличии неисправностей и предельных износов деталей;
       б) при использовании механизмов не по назначению;
       в) при  внесении  конструктивных  изменений   без   разрешения
   технической службы судовладельца;
       г) при    отсутствии    актов     приемки,     испытаний     и
   освидетельствований;
       д) при отсутствии на судне  заводских  инструкций  и  отчетной
   документации на механизмы;
       е) при  отсутствии   согласованных   с   госинспекцией   труда
   промысловых схем и промысловых расписаний.
   
                   4.25. Технологическое оборудование
   
       4.25.1. Эксплуатация   технологического   оборудования  должна
   осуществляться в соответствии  с  инструкцией  по  эксплуатации  и
   обслуживанию  данного  оборудования  и  ОСТ 27-00-216-75 "Машины и
   оборудование продовольственные. Общие требования безопасности".
       4.25.2. Техническое  состояние  технологического  оборудования
   должно  соответствовать  нормам   и   требованиям,   установленным
   заводской  технической  документацией,  и  обеспечивать безопасную
   работу по обработке продуктов промысла.
       4.25.3. Электродвигатели,   поставляемые   для  комплектования
   технологического оборудования и находящиеся в  контакте  с  солью,
   тузлуками  и соленой рыбой,  должны иметь корпуса,  выполненные из
   нержавеющей стали.
       4.25.4. Механизмы  и  оборудование  производственных помещений
   должны  устанавливаться  и  закрепляться  на  прочных  и   жестких
   фундаментах, надежно связанных с набором корпуса судна.
       4.25.5. Машины и аппараты,  работающие под  давлением,  должны
   соответствовать   требованиям   Правил   устройства,  установки  и
   освидетельствования    судов.    Технологическое     оборудование,
   работающее с использованием воды,  должно иметь поддоны со стоками
   воды в сточную систему.
       4.25.6. Санитарное   состояние  технологического  оборудования
   должно соответствовать требованиям санитарных правил  для  морских
   судов   промыслового   флота   и   санитарных   правил   и   норм,
   СанПиН 2.3.4.050-96.
       4.25.7. Технологическое  оборудование  должно   быть   надежно
   защищено   от   коррозии.  Необходимо  периодически  анализировать
   причины,  вызывающие  коррозию  и  выход  из  строя  в  результате
   коррозии   аппаратуры,   коммуникаций,   предусматривать  меры  по
   устранению причин коррозии.
   
        4.26. Дополнительные требования для нефтеналивных судов
   
       4.26.1. Техническая  эксплуатация  нефтеналивных  судов должна
   осуществляться в соответствии с  Правилами  перевозки  нефтегрузов
   морем   наливом   на   танкерах,  Правилами  обеспечения  пожарной
   безопасности  при  перевозке  нефтегрузов  наливом  или  в   таре,
   Правилами  регистрации  операций  с  нефтью  и другими веществами,
   вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, Правилами
   санитарной   охраны   прибрежных   вод   морей,   Наставлением  по
   предотвращению загрязнения моря с судов, определяющими:
       а) транспортные характеристики нефтегрузов;
       б) условия приема,  перевозки и сдачи нефтепродуктов,  порядка
   отбора проб;
       в) основные технологические требования  к  грузовому  процессу
   танкеров;
       г) подготовку судов к погрузке и выгрузке;
       д) меры предосторожности против отравления газами;
       е) меры по пожарной безопасности;
       ж) меры по предупреждению загрязнения моря.
       4.26.2. При эксплуатации нефтеналивных судов необходимо строго
   выполнять  действующие  требования  Международной   конвенции   по
   предотвращению загрязнения моря с судов.
       4.26.3. Техническое состояние грузовых, отстойных и балластных
   танков   нефтеналивных   судов   и   их   оборудование,   а  также
   поддерживаемый при их эксплуатации  режим  вентиляции  и  орошения
   палуб должны обеспечивать:
       а) безопасность  судна  во  всех   условиях   эксплуатации   и
   сохранность перевозимых грузов;
       б) безопасность  людей  при  погрузке,  перевозке  и  выгрузке
   нефтепродуктов и других горючих жидкостей и грузов;
       в) предотвращение обводнения и смешения разносортных грузов;
       г) предотвращение загрязнения моря.
       4.26.4. Особое   внимание   экипаж   судна   должен    уделять
   обеспечению  взрыво-  и  пожаробезопасности  судна,  а также мерам
   против отравления людей.
       4.26.5. На  наливных  судах  запрещается  применение  стальных
   тросов в качестве буксиров и швартовов.
       4.26.6. Осмотр  грузовых  танков,  работа  и  ремонт в танках,
   коффердамах и насосных отделениях могут производиться только после
   полного  освобождения  их от нефтепродуктов,  дегазации и промывки
   этих помещений.
       4.26.7. Освещение   грузовых   танков,  коффердамов,  насосных
   отделений,  помещений для хранения шлангов,  пространств  в  зонах
   горловин  и  открытых  выводов  газоотводных и вентиляционных труб
   должно  производиться  стационарными  или   переносными   фонарями
   взрывобезопасного  исполнения,  имеющими сертификаты с указанием о
   их пригодности для работы во взрывоопасной среде.
       4.26.8. В  помещениях насосных отделений,  а также помещениях,
   непосредственно   граничащих   с   грузовыми   танками,   хранение
   каких-либо судовых запасов запрещается.
       4.26.9. Устройство иллюминации на танкерах запрещается.
       4.26.10. Настольные  каютные  светильники и вентиляторы должны
   быть постоянно закреплены на своих штатных местах.
       4.26.11. Запрещается  погрузка  и  выход  в море нефтеналивных
   судов с грузом нефтепродуктов в следующих случаях:
       а) наличие   нефтепроницаемости  наружной  обшивки  корпуса  в
   районах грузовых танков;
       б) наличие     нефтепроницаемости     внутренних    переборок,
   ограничивающих грузовые танки;
       в) неисправное   состояние   клинкетов   и   труб  газового  и
   зачистного трубопровода;
       г) неисправное  состояние системы приточно-вытяжной вентиляции
   насосного  отделения  и  отделения  электродвигателей  грузовых  и
   зачистных насосов;
       д) неисправное состояние  крепления  внутреннего  оборудования
   грузовых танков и коффердамов;
       е) неисправное состояние или отсутствие  заземления  грузового
   трубопровода;
       ж) неисправность  заземляющего   устройства   для   соединения
   корпуса с береговым металлическим трубопроводом;
       з) неисправное состояние системы обогрева груза;
       и) неисправное  состояние  устройств  и средств предотвращения
   загрязнения моря.
   
                 4.27. Специальные технические средства
   
       4.27.1. Техническая  эксплуатация  специальных  механизмов   и
   устройств,          предназначенных         для         проведения
   научно-исследовательских,  гидрометеорологических и других  работ,
   должна    осуществляться   в   соответствии   с   инструкциями   и
   наставлениями по их  обслуживанию  и  с  учетом  общих  требований
   настоящего Положения.
       4.27.2. Техническая   эксплуатация   корпусных    конструкций,
   механизмов,  устройств,  систем  и оборудования,  установленных по
   дополнительным проектам,  должна осуществляться в  соответствии  с
   заводскими  и  проектными  инструкциями по обслуживанию указанного
   оборудования.
       4.27.3. Обслуживание     специальных    технических    средств
   разрешается только лицам, в ведении которых они находятся.
   
               4.28. Средства предотвращения загрязнения
                         моря судовыми отходами
   
       4.28.1. Судовые    технические     средства     предотвращения
   загрязнения   моря   нефтью,  стопными  водами  и  мусором  должны
   соответствовать требованиям действующих международных конвенций  и
   Правил Регистра.
       4.28.2. Сброс за борт нефтесодержащих,  льяльных и  балластных
   вод   и  мусора  допускается  только  в  случаях,  предусмотренных
   международными   конвенциями,   Наставлением   по   предотвращению
   загрязнения  с  судов,  Правилами  регистрации операций с нефтью и
   другими веществами,  вредными для здоровья  людей  или  для  живых
   ресурсов  моря,  Правилами санитарной охраны прибрежных вод морей,
   Санитарными  правилами  для  морских  судов  промыслового   флота,
   Санитарными правилами для морских, речных и озерных судов.
   
                   5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУДОВ
   
                5.1. Основные положения по техническому
                          использованию судна
   
       5.1.1. Организация  технического  использования  судна  должна
   быть направлена на поддержание судна и судовых технических средств
   в  техническом  состоянии,  соответствующем  требованиям   органов
   надзора,   заводских   инструкций,   специализированных  правил  и
   действующих нормативов.
       5.1.2. Техническое  использование судна осуществляется судовым
   экипажем   путем   несения   вахты   и   проведения   технического
   обслуживания  в  строгом  соответствии  с  Уставом службы на судах
   флота рыбной  промышленности,  заводскими  инструкциями,  а  также
   специализированными   правилами  по  эксплуатации  и  обслуживанию
   технических средств судна.
       Отклонение от  требований  упомянутых  документов  может  быть
   допущено  в  случаях,  связанных  с  угрозой  человеческой  жизни,
   безопасности  судна  либо  с  возможностью  аварий,  с  разрешения
   капитана  или  старшего  механика,  а  при   обстоятельствах,   не
   допускающих   отлагательств,  с  разрешения  вахтенного  помощника
   капитана или вахтенного механика,  о  чем  в  судовом  и  машинном
   журналах должна быть сделана соответствующая запись.
       5.1.3. Ответственность за техническую эксплуатацию судна несет
   капитан.
       Общее руководство  технической  эксплуатацией  судна  в  целом
   осуществляет  старший  механик.  Указания  и распоряжения старшего
   механика по вопросам технической  эксплуатации  судна  обязательны
   для всех членов экипажа.
       5.1.4. У  наиболее  ответственных  СТС  должны  быть  вывешены
   краткие  инструкции по подготовке к действию,  пуску,  контролю за
   режимами работы, остановке и выводу из действия.
       5.1.5. Распределение судовых конструкций и СТС по заведованиям
   производится на основе Устава  службы  и  настоящего  Положения  в
   порядке,  установленном судовладельцем, с закреплением заведований
   за лицами командного состава.
       5.1.6. Лица командного состава,  ответственные за заведования,
   обязаны в совершенстве знать принцип работы, технико-экономические
   характеристики, конструктивные элементы и особенности закрепленных
   за ними  СТС  и  должны  обеспечить  их  постоянную  готовность  к
   действию,    исправное    техническое   состояние,   своевременное
   предъявление органам надзора к  освидетельствованию  и  правильное
   ведение документации по технической эксплуатации.
       5.1.7. Судовой экипаж должен твердо знать свои обязанности  по
   технической   эксплуатации   судовых   конструкций  и  технических
   средств,  инструкции и правила технической  эксплуатации,  правила
   техники безопасности,  расположение судовых помещений, всех входов
   и выходов (в том числе запасных) и безошибочно  ориентироваться  в
   любых условиях эксплуатации, а также в случаях аварий и пожара.
       5.1.8. Лица судового экипажа обязаны осуществлять повседневное
   техническое  обслуживание  закрепленных  за  ними  СТС;  они несут
   ответственность за нарушение  требований  заводских  инструкций  и
   правил по техническому обслуживанию механизмов.
       5.1.9. Лица судового экипажа,  осуществляющие непосредственную
   эксплуатацию   и   обслуживание   СТС   в   период   вахты,  несут
   ответственность  за  нарушение   правил   и   инструкций   по   их
   эксплуатации и обслуживанию, независимо от того, за кем закреплены
   указанные технические средства.
       Более подробно основные должностные обязанности членов экипажа
   по технической эксплуатации конструкций и СТС  определены  Уставом
   службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.
       5.1.10. Для повышения квалификации и уровня технических знаний
   судового экипажа на судне должна регулярно проводиться техническая
   учеба по единому плану (раздельно для командного состава и судовой
   команды),  разработанному судовой администрацией на основе типовых
   программ,  составляемых соответствующими службами судовладельца  и
   содержащими  темы по вопросам технической эксплуатации,  борьбы за
   живучесть  судна,  охраны  труда  и   предотвращения   загрязнения
   окружающей среды.
       5.1.11. При  назначении  на  судно  лица  командного   состава
   обязаны:
       а) осмотреть технические средства  в  работе,  если  в  период
   приемки они могут быть приведены в действие;
       б) проверить по  своему  заведованию  сроки  действия  судовых
   документов;
       в) лично познакомиться с подчиненными;
       г) проверить    наличие    запасных    частей,   инструментов,
   приспособлений,    материалов,    инвентаря,    топлива,    масел,
   документации, в том числе нормативных документов, в соответствии с
   действующим   перечнем   и   оформить   приемку   заведования    в
   установленном порядке;
       д) лица командного состава, кроме старшего помощника капитана,
   старшего   механика   и  начальника  радиостанции,  должны  пройти
   инструктаж у непосредственного начальника.
       5.1.12. При    наличии   на   судне   системы   дистанционного
   автоматизированного управления (ДАУ) главного двигателя капитан  и
   его  помощники,  несущие  ходовую  вахту,  обязаны изучить разделы
   инструкции,  относящиеся  к  использованию  указанной  системы   и
   режимам работы главных двигателей.
       5.1.13. Судоводители   при   производстве   маневров    должны
   руководствоваться требованиями заводских инструкций в части режима
   нагрузки главных двигателей,  продолжительности реверса двигателей
   и времени перекладки лопастей ВРШ.
       Капитан судна и вахтенные помощники капитана должны стремиться
   к  максимальному  сокращению  числа  пусков  главных  двигателей и
   выбору оптимального шага ВРШ,  а также времени работы на  холостом
   ходу.
       5.1.14. При   технической   эксплуатации   судна    необходимо
   неукоснительно выполнять требования Правил техники безопасности на
   судах флота рыбной промышленности и Правил  пожарной  безопасности
   на судах флота рыбной промышленности.
       5.1.15. Для судов рыбной промышленности, работающих на реках и
   "река  -  море",  следует  руководствоваться,  в части сокращенных
   экипажей  (совмещения  профессий),  документами,  действующими  на
   речном  флоте,  с  учетом  особенностей  эксплуатации судов рыбной
   промышленности.
       5.1.16. Состав   и   численность   экипажа   самоходных  судов
   определяются в соответствии с "Положением  о  минимальном  составе
   экипажей  самоходных  транспортных  судов внутреннего и смешанного
   (река - море) плавания,  обеспечивающем безопасность  эксплуатации
   судна",  утвержденным  и  введенным в действие с 01.08.94 Приказом
   Министра транспорта Российской  Федерации  от  24.05.94  N  31  "О
   минимальном   составе   экипажей   самоходных  транспортных  судов
   внутреннего и смешанного (река - море) плавания".
       Установленная судовладельцем  численность  экипажа  не  должна
   быть меньше, чем это предусмотрено:
       а) для  судов  внутреннего  плавания  (самоходных сухогрузных,
   танкеров,  буксиров и толкачей) - нормативами минимального состава
   экипажей   самоходных   транспортных  судов  внутреннего  плавания
   (приложение N  1  к  "Положению  о  минимальном  составе  экипажей
   судов...");
       б) для судов смешанного (река  -  море)  плавания  (самоходных
   сухогрузных  и  нефтеналивных)  - нормативами минимального состава
   экипажей самоходных транспортных судов смешанного  (река  -  море)
   плавания  для  выхода  в  море  (приложение  N  2  к  "Положению о
   минимальном составе экипажей судов...").
       5.1.17. Численность      экипажей      судов     технического,
   служебно-вспомогательного, несамоходного флота, а также самоходных
   транспортных судов,  не учтенных "Положением о минимальном составе
   экипажей  судов...",   определяется   судовладельцем   исходя   из
   назначения  судна,  района  плавания,  состава и сложности судовой
   техники,  интенсивности ее  использования,  степени  автоматизации
   судовой  энергетической установки и возможности эксплуатации судна
   без постоянной  вахты  в  машинных  помещениях,  режима  работы  и
   квалификации    специалистов   плавсостава,   наличия   совмещения
   профессий и других факторов, влияющих на загрузку экипажа судовыми
   работами.
       5.1.18. Расчетная численность экипажа должна быть  достаточной
   для   обеспечения   безопасности  плавания,  поддержания  судна  в
   надлежащем техническом,  санитарном и противопожарном состоянии  и
   надлежащем внешнем виде.
       5.1.19. При  установлении  судовладельцем   штатного   состава
   экипажей  самоходных  судов  необходимо руководствоваться перечнем
   основных требований к формированию минимального и штатного состава
   экипажей  самоходных  транспортных  судов внутреннего и смешанного
   (река-море) плавания (приложение N 5 к  "Положению  о  минимальном
   составе экипажей...").
       Штатное расписание должно быть  утверждено  судовладельцем  на
   календарный  год  и  выдано  на  каждое  судно  до  выхода  его  в
   эксплуатацию.
       5.1.20. Каждое  самоходное  транспортное судно,  плавающее под
   флагом Российской Федерации,  должно иметь на борту  свидетельство
   ("Сертификат")  о  минимальном  составе  экипажа,  обеспечивающего
   безопасность плавания,  которое заполняется по форме приложений  к
   "Положению  о  минимальном  составе экипажей...":  N 3 - для судов
   внутреннего плавания и N 4 - для судов смешанного плавания.
       Свидетельства выдаются   на   срок   до   5   лет   по  заявке
   судовладельца.   Порядок   оформления   и   выдачи   свидетельства
   ("Сертификата")  определяется  разделом 2 "Положения о минимальном
   составе экипажей...".
       5.1.21. Минимальная    технически    необходимая   численность
   судового  экипажа  (МТНЧСЭ)  -  наименьшая  суммарная  численность
   специалистов   командного  и  рядового  состава,  достаточная  для
   несения вахтенной и дежурной службы, выполнения общесудовых работ,
   технического обслуживания, устранения отказов судовой техники, при
   условии предоставления судну системы  обслуживания  флота,  в  том
   числе    силами    БТО,   береговых   производственных   участков,
   определенного объема и номенклатуры услуг.
       5.1.22. МТНЧСЭ  определяется  расчетным  путем  по специальной
   методике.
       Принципиальной основой   методики   расчета   МТНЧСЭ  является
   установление баланса между необходимыми  фондом  рабочего  времени
   на:   несение  ходовой  и  стояночной  вахт;  выполнение  палубных
   (общесудовых) работ;  техническое обслуживание и неотложный ремонт
   судовой   техники,  зависящим  от  состава  и  сложности  судового
   оборудования,  режимов его  использования,  характеристик  системы
   берегового   технического   обслуживания   и   ремонта   флота,  и
   располагаемым экипажем фондом  рабочего  времени,  обуславливаемым
   судовым штатом и принятой организацией службы на судне.
       МТНЧСЭ отличается от нормативов,  приведенных в  "Положении  о
   минимальном   составе   экипажей   самоходных  транспортных  судов
   внутреннего и смешанного (река -  море)  плавания,  обеспечивающем
   безопасность  судна",  так  как  при  этом  учитываются переменные
   эксплуатационные факторы (район плавания судна,  продолжительность
   эксплуатационного  периода,  режим  использования  судна,  наличие
   береговой базы технического обслуживания флота  и  т.п.),  которые
   могут быть совершенно разными для судов одного и того же проекта.
       5.1.23. Квалификация специалистов, входящих в состав экипажа с
   минимальным  штатом,  должна быть достаточной для выполнения работ
   по  обслуживанию  судовой  техники   за   время,   соответствующее
   нормативам трудоемкости этих работ.
       5.1.24. Техническая  эксплуатация  транспортных  и   буксирных
   судов   внутреннего   плавания   может  эффективно  осуществляться
   экипажем  минимальной  технически  необходимой   численности   при
   условиях:
       а) наличие  знака  автоматизации   "А"   Российского   Речного
   Регистра и Морского Регистра судоходства в судовых документах;
       б) безвахтенная   форма    обслуживания    судовой    техники,
   размещенной в машинном отделении;
       в) совмещение профессий командным и рядовым составом;
       г) положительные      результаты      опытной     эксплуатации
   судов-представителей.
       5.1.25. При  наличии  в судовых документах знака автоматизации
   "А" Российского Речного Регистра и Морского  Регистра  судоходства
   допускается  эксплуатация  судовой  энергетической установки (СЭУ)
   без  постоянного  присутствия  вахтенного  персонала  в   машинных
   помещениях  (сокращенно  - ЭБВ).  При этом должны быть обеспечены:
   безопасность   плавания,   охрана   жизни    людей,    сохранность
   перевозимого  груза,  исправное  техническое состояние судна,  его
   механизмов,  систем и устройств,  а также  защита  от  загрязнения
   окружающей среды.
       ЭБВ предусматривает выполнение судовым  экипажем  определенных
   мероприятий   по   подготовке   СЭУ   к   эксплуатации   при  ЭБВ,
   периодический контроль работающей техники -  приборный  в  рулевой
   рубке  и  визуальный при посещении персоналом машинных помещений в
   период приемки и сдачи вахты,  а также в середине вахты  (примерно
   каждые два часа).
       5.1.26. Эксплуатация судов смешанного (река -  море)  плавания
   экипажем   минимальной   технически  необходимой  численности  без
   постоянного присутствия вахтенного персонала в машинных помещениях
   может быть организована:
       - в прибрежном  морском  плавании  -  при  наличии  в  судовых
   документах класса "А" автоматизации Российского Речного Регистра;
       - в малом и дальнем морском плавании - при наличии  в  судовых
   документах  знака  "А1" или "А3" Морского Регистра судоходства или
   другого классификационного общества, признанного Регистром.
       5.1.27. Порядок  эксплуатации  судов  внутреннего и смешанного
   плавания при ЭБВ определяется руководящими  документами  ведомства
   по рыболовству РФ (положениями, инструкциями).
       5.1.28. Перевод  судов  на  эксплуатацию  СЭУ  с  ЭБВ   должен
   осуществляться  на основании приказа (распоряжения) судовладельца,
   в котором должны  быть  указаны  основные  технико-организационные
   мероприятия  по  обеспечению эффективной и безопасной эксплуатации
   судовой техники и судов в целом.
       5.1.29. Основным  видом  совмещения  профессий плавсоставом на
   судах    флота    является    совмещение    судоводительской     и
   судомеханической  специальностей  как  рядовым,  так  и  командным
   составом.
       Для рядового    состава    предусматривается   только   прямое
   совмещение      профессий       (например,       рулевой-моторист,
   матрос-моторист),  для  командного  состава  может применяться как
   прямое,  так   и   косвенное   (непрямое)   совмещение   профессий
   судоводителя и судомеханика.
       Прямое совмещение профессий: капитан-механик, первый штурман -
   первый   помощник  механика,  второй  штурман  -  второй  помощник
   механика,  третий штурман -  третий  помощник  механика;  непрямое
   совмещение профессий:  капитан - первый помощник механика, капитан
   - второй помощник механика и т.п.
       При совмещении  должностей  (профессий) командный состав несет
   вахту  в  часы,   установленные   для   лиц   командного   состава
   судоводительской специальности.
       5.1.30. Рекомендуется    применять    совмещение    должностей
   (профессий)  по судоводительской и радиотехнической специальностям
   (при наличии соответствующего оборудования), по судомеханической и
   электротехнической специальностям (для судов с электродвижением).
       5.1.31. Выбор  того  или  иного  вида   совмещения   профессий
   производится  судовладельцем  с учетом квалификации плавсостава по
   совмещаемым профессиям,  сложности и степени автоматизации судовой
   техники,  состояния  материально-технической  базы  обслуживания и
   ремонта флота.
       5.1.32. Основные  требования  к  составу,  численности судовых
   экипажей  и  квалификации  судовых   специалистов   содержатся   в
   следующих международных,  национальных и ведомственных нормативных
   документах:
       а) Международной   конвенции  о  подготовке  и  дипломировании
   моряков и несения вахты 1978 г.  с поправками 1978  г.  (Резолюция
   ЛЦС 21(59), одобрена 21.05.91):
       резолюция 1.  Инструкция  для  помощников  капитана,   несущих
   ходовую и навигационную вахту;
       резолюция 2.  Инструкция  для   механиков,   несущих   ходовую
   машинную вахту;
       б) Меморандуме  о  взаимопонимании  и  контроле   со   стороны
   государства порта (Парижский меморандум от 26.01.82):
       приложение 1.  Содержание  документов  о  минимальном  составе
   экипажа, обеспечивающем безопасность;
       приложение 2.    Руководство    по    применению     принципов
   комплектования экипажа для обеспечения безопасности судна;
       раздел 3.  Минимальные нормы, касающиеся состава экипажа и его
   дипломирования;
       в) Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации;
       г) Кодексе    внутреннего    водного   транспорта   Российской
   Федерации;
       д) протоколе  по установлению условий плавания в море судов  с
   классом Российского Речного Регистра;
       е) Положении  о   минимальном   составе   экипажа   самоходных
   транспортных   судов   внутреннего  и  смешанного  (река  -  море)
   плавания, обеспечивающем безопасность судна;
       ж) Положении  о  званиях  лиц командного состава морских судов
   (утв. Постановлением Совмина СССР от 25.08.83 N 839);
       з) Положении  о званиях лиц командного состава морских судов в
   прибрежном плавании,  судоводителей и механиков маломерных  судов,
   рефрижераторных механиков и лиц рядового состава;
       и) Положении о дипломировании  лиц  командного  состава  судов
   речного флота;
       к) Положении о проверке знаний лиц  командного  состава  судов
   флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов;
       л) Положении    о    квалификационных    категориях    судовых
   рефрижераторных механиков флота рыбной промышленности;
       м) минимальном   составе   экипажа    судов    флота    рыбной
   промышленности  и  рыболовецких колхозов,  при котором допускается
   выход судна в море;
       н) Положении о контрольных талонах к дипломам (свидетельствам)
   на звание специалистов морского  (речного)  флота  лиц  командного
   состава  судов  флота  рыбной  промышленности  СССР и рыболовецких
   колхозов;
       о) указанные требования к составу,  численности и квалификации
   членов судового экипажа  должны  быть  учтены  судовладельцем  при
   разработке и утверждении штатных расписаний, подготовке документов
   для получения свидетельства ("Сертификата") о минимальном  составе
   экипажа,  обеспечивающем  безопасность плавания,  и в практической
   работе по подготовке и переподготовке лиц  командного  и  рядового
   состава  экипажей  судов  и  при  комплектовании  судовых экипажей
   квалификационными кадрами по  судоводительской,  судомеханической,
   электротехнической и радиотехнической специальностям.
   
                  5.2. Техническое использование судна
   
       5.2.1. Техническое  использование судна - комплекс мероприятий
   и работ,  выполняемый экипажем в период несения вахтенной службы и
   обеспечивающий  работу  судна  и  судовых  технических  средств по
   назначению     с      технико-эксплуатационными      показателями,
   предусмотренными  проектом  и нормативно-технической документацией
   или заданными судовладельцем.
       5.2.2. К техническому использованию относятся:
       а) управление СТС - выполняемая  экипажем  работа  по  выбору,
   установлению,  контролю и поддержанию режимов функционирования СТС
   со значениями показателей, предусмотренными нормативно-технической
   документацией и инструкциями заводов - изготовителей СТС;
       б) использование топлива и масла - совокупность мероприятий  и
   работ  по  приему,  определению  качества,  хранению,  подготовке,
   расходованию,  экономии  и  отчетности  по  топливам   и   маслам,
   применяемым в судовых энергетических установках;
       в) использование   холодильных    агентов    -    совокупность
   мероприятий и работ по приему,  хранению, расходованию, экономии и
   отчетности по хладонам, применяемым в холодильных установках.
       5.2.3. Техническое    использование   осуществляется   судовым
   экипажем  в  строгом  соответствии  с  заводскими  инструкциями  и
   заключается  в  проверке готовности к действию,  вводу и выводу из
   действия,  обеспечении,  изменении и поддержании  режимов  работы,
   сопоставлении  заданных  и  фактических  характеристик,  оценке  и
   регистрации отклонений, контроле и учете технического состояния.
       5.2.4. Запрещается  эксплуатация судовых технических средств с
   нарушением  требований  инструкций  заводов-строителей,  правил  и
   других нормативных документов, за исключением случаев, связанных с
   предотвращением   угрозы    человеческой    жизни,    обеспечением
   безопасности судна или с предотвращением возможности аварии.
       5.2.5. Во  время  несения  вахтенной  службы  непосредственный
   вахтенный   начальник  под  свою  ответственность  может  поручать
   вахтенным выполнение работ по техническому обслуживанию или других
   работ непосредственно на посту или вблизи него. О проведении таких
   работ  должен  быть  поставлен  в  известность  старший   помощник
   капитана  или старший механик соответственно и должна быть сделана
   запись в вахтенном журнале.
       5.2.6. Структуру  и  численность  вахт  на судах устанавливает
   судовладелец  в   соответствии   с   особенностями   и   условиями
   эксплуатации каждого судна.
       На этой основе на судне устанавливается расписание по  вахтам,
   которое   должно   определять  местонахождение,  состав  постов  и
   обязанности всех  лиц  вахтенного  персонала  для  каждого  поста.
   Расписание по вахтам утверждается капитаном судна.
       5.2.7. Управление  главным  двигателем  (двигателями)   обязан
   осуществлять  вахтенный механик,  а при дистанционном управлении с
   ходового мостика - вахтенный помощник капитана.
       5.2.8. Неисправности СТС,  выявленные в процессе эксплуатации,
   должны устраняться  только  после  их  вывода  из  действия.  Если
   обстановка этого не допускает,  вахтенные обязаны принять все меры
   для обеспечения  безопасности  людей  и  предупреждения  возможных
   повреждений СТС.
       5.2.9. Вывод из действия СТС для  обнаружения  неисправностей,
   если  они  не  связаны  с безопасностью людей,  судна или аварией,
   производится с разрешения старшего механика или старшего помощника
   капитана соответственно.
       5.2.10. Зарезервированные судовые  технические  средства,  как
   правило, должны использоваться поочередно таким образом, чтобы они
   работали в течение года примерно одинаковое время.
       5.2.11. Режим  работы  судна,  основных  судовых конструкций и
   технических средств,  условия эксплуатации,  распоряжение  судовой
   администрации,   имевшие   место   недостатки   в  работе  судовых
   конструкций  и  технических  средств  и  меры,  принятые   по   их
   устранению, должны отражаться в судовой документации.
   
                5.3. Техническое обслуживание СТС силами
                            судовых экипажей
   
       5.3.1. Техническое  обслуживание  СТС  должно   осуществляться
   судовым   экипажем   в   рейсе,   во   время   грузовых  операций,
   кратковременных   или   специализированных   стоянок    судна    в
   соответствии с графиками технического обслуживания, разработанными
   судовладельцами.
       Периодичность проведения    технического    обслуживания   СТС
   устанавливается в соответствии  с  рекомендациями  и  инструкциями
   заводов-изготовителей  и  руководящими документами по обслуживанию
   судовой   техники.   Указанные   графики   являются   руководящими
   документами  для  командного  состава  при  составлении  на  судах
   календарных графиков технического обслуживания,  в которых  работы
   должны быть распределены по конкретным исполнителям.
       5.3.2. Судовые  экипажи  могут  привлекаться  к   техническому
   обслуживанию   СТС   на  базах  технического  обслуживания  (БТО),
   судоремонтных предприятиях (СРП), мастерских.
       5.3.3. Календарные  графики  технического  обслуживания  судна
   составляются,  как  правило,  на  межремонтный   период.   Графики
   корректируются   судовладельцем   в  зависимости  от  фактического
   технического   состояния   судовой   техники   и   увязываются   с
   эксплуатационной работой судна.
       При использовании   средств   безразборного   диагностирования
   установленная  периодичность  работ может корректироваться старшим
   механиком   (механиком),   исходя   из   фактического    состояния
   технических средств и судовых конструкций.
       5.3.4. Порядок  и  последовательность  выполнения   работ   по
   техническому   обслуживанию   СТС   определяет   старший   механик
   (механик),  радионавигационного  оборудования  -  второй   штурман
   (второй помощник капитана), судовых конструкций - старший помощник
   капитана.
       5.3.5. В  период  эксплуатации судовой экипаж должен выполнять
   ремонтные работы по устранению отказов  и  неисправностей  судовой
   техники.
       Порядок выполнения ремонтных работ и конкретные исполнители из
   состава экипажа определяются старшим механиком (механиком) судна.
       5.3.6. Техническое  обслуживание  и  ремонтные  работы  должны
   выполняться   при   непосредственном   участии   ответственных  за
   заведование  СТС   лиц   командного   состава,   которые   обязаны
   присутствовать  при  вскрытии  и закрытии механизмов,  производить
   осмотр и дефектацию всех деталей и узлов, участвовать в выполнении
   технического   обслуживания  и  ремонта,  контролировать  качество
   работ, выполняемых привлеченными для этой цели членами экипажа.
       Работы должны  выполняться  в  соответствии с документацией по
   техническому обслуживанию (ремонту) и требованиями Правил  техники
   безопасности на судах.
       Исполнители работ    должны    быть    проинструктированы    в
   соответствии с действующими положениями.
       5.3.7. Обнаруженные  при  выполнении  работ  по   техническому
   обслуживанию  неисправности и дефекты должны быть устранены.  Если
   устранение неисправностей и дефектов  в  данное  время  технически
   невозможно или нецелесообразно, а по своему характеру они не могут
   привести к опасным последствиям,  может быть  разрешена  временная
   эксплуатация    СТС    с   ограничениями.   Степень   и   характер
   эксплуатационных   ограничений   устанавливается   Регистром    по
   ходатайству  судовладельца  лишь в виде исключения на ограниченный
   срок и при наличии достаточных обоснований.
   
                   6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВ
   
                          6.1. Общие положения
   
       6.1.1. Техническое обслуживание - комплекс работ, направленных
   на  поддержание  судна в исправном техническом состоянии в течение
   возможно   большего   периода   эксплуатации,   заключающийся    в
   осуществлении  в  процессе  эксплуатации контроля его технического
   состояния,   выявлении   и   устранении   неисправностей,   замене
   изношенных или вышедших из строя деталей и узлов.
       6.1.2. Техническое обслуживание осуществляется в  соответствии
   с   технической   документацией  по  СНТО,  СНТОР  или  графиками,
   разрабатываемыми судовладельцем на период эксплуатации судна между
   заводскими  ремонтами  или  на весь нормативный срок службы судна.
   Графики  должны  быть  утверждены  главным  инженером  организации
   судовладельца.
       6.1.3. Работы  по  техническому  обслуживанию  судна   и   его
   технических средств должны проводиться в сроки, регламентированные
   технической   документацией   по   СНТО,   СНТОР   или   графиками
   технического обслуживания.
       6.1.4. Рейсовое техническое обслуживание осуществляется силами
   судового  экипажа  и  судовой  ремонтной  группы  в  период  рейса
   согласно рейсовому  заданию  или  графику  работ  по  техническому
   обслуживанию.
       6.1.5. Межрейсовое  техническое   обслуживание   судов   между
   очередными  плановыми  заводскими  ремонтами осуществляется силами
   судовладельца  на  БТО,  а  также  специализированными  береговыми
   ремонтными предприятиями, предприятиями других ведомств независимо
   от форм собственности.
       Базами технического  обслуживания  могут служить принадлежащие
   судовладельцу небольшие СРЗ,  мастерские (в т.ч. плавмастерские) и
   другие судоремонтные мощности.
       6.1.6. Ответственность  за  техническое   обслуживание   несут
   должностные  лица судна по принадлежности.  Эти лица устанавливают
   порядок выполнения работ по техническому обслуживанию и  назначают
   ответственных  лиц,  осуществляющих  непосредственное  руководство
   работами.
       6.1.7. СНТО  и  СНТОР  являются  основой для всех поднадзорных
   Регистру судов флота,  перевод которых на эти системы обслуживания
   экономически целесообразен.
       6.1.8. Документами,  определяющими порядок, условия применения
   СНТО  и  СНТОР,  являются  "Положение  о  межрейсовом  техническом
   обслуживании промысловых судов" и "Положение об эксплуатации судов
   флота  рыбной  промышленности по системе непрерывного технического
   обслуживания и ремонта".
       6.1.9. При  необходимости проведения технического обслуживания
   в иностранных портах необходимо  руководствоваться  "Положением  о
   межрейсовом    техническом   обслуживании   судов   флота   рыбной
   промышленности СССР в иностранных портах". Л., 1986.
   
                      6.2. Подготовка межрейсового
                    технического обслуживания судов
   
       6.2.1. Подготовку   межрейсового   технического   обслуживания
   (МРТО) судов осуществляют:
       - личный состав судов;
       - отделы и службы судовладельца;
       - БТО судовладельца.
       6.2.2. Планирование работ по МРТО на  каждом  отдельном  судне
   осуществляет  судовая администрация совместно со специалистами МСС
   (ИТС) и других отделов и служб  судовладельца  раздельно  по  всем
   заведованиям на основании типовой технической документации по СНТО
   и СНТОР и фактического технического состояния судна.
       6.2.3. В  состав  судовой  технической  документации по СНТО и
   СНТОР входят графики ППО и ППР.  Эти  графики  разрабатываются  на
   весь   период   эксплуатации   судов  между  заводскими  ремонтами
   применительно  к  условиям  их  эксплуатации.  В  графиках   особо
   выделяются  работы,  которые  по  условиям  эксплуатации  судна  и
   техническим причинам могут быть выполнены  только  с  привлечением
   базы  в  период  межрейсовой стоянки судна.  На эти работы судовая
   администрация представляет заказ,  в  котором  указываются  номера
   позиций  по  ремонтно-технологической ведомости (РТВ),  входящей в
   состав  документации  по  СНТО  и  СНТОР,  а  также  перечисляются
   дополнительные работы. Заказ утверждается начальником МСС (ИТС).
       6.2.4. Предварительный  перечень  работ  по предстоящему МРТО,
   состоящий из номеров позиций РТВ и краткого перечня дополнительных
   работ,  судовая  администрация  сообщает в МСС по радио не позднее
   чем за 20 суток до прихода судна в порт.
       МСС в  трехдневный  срок  рассматривает  и согласовывает объем
   работ,  после  чего  передает  перечень   на   БТО   или   другому
   судоремонтному предприятию.
       6.2.5. С момента поступления информации о предстоящих  работах
   начинается  подготовка производства к МРТО судна.  При этом особое
   внимание  должно  уделяться  максимально   возможному   выполнению
   подготовительных работ до прихода судна в порт.
       Для подготовки производства выполняются следующие мероприятия:
       а) назначаются  лица,  ответственные  за  выполнение  работ по
   данному судну;
       б) выполняется предварительный расчет трудоемкости предстоящих
   работ;
       в) составляются  предварительные  заявки  на поставку запасных
   частей, материалов и инструмента, принимаются меры к пополнению их
   неснижаемого запаса, а также механизмов и узлов обменного фонда;
       г) подготавливается     и     прорабатывается      техническая
   документация, необходимая для производства работ;
       д) подготавливается  специальная   технологическая   оснастка,
   инструмент, приспособления и средства механизации ремонтных работ;
       е) выдаются задания цехам  и  участкам  БТО  на  изготовление,
   подготовку и комплектование изделий номенклатуры нулевого этапа;
       ж) уточняется состав подменного экипажа БТО  и  его  ремонтной
   бригады.
       6.2.6. Подготовка судна  к  предстоящему  МРТО  начинается  до
   прихода в порт. При этом выполняются следующие мероприятия:
       а) составляется перечень работ по всем  заведованиям,  краткий
   предварительный перечень работ сообщается МСС и БТО в соответствии
   с п. 4;
       б) оформляются заявки на материально-техническое снабжение для
   предстоящего рейса;
       в) подготавливается  отчетная  техническая   документация   на
   механизмы,   оборудование,   системы   и   устройства,  подлежащие
   обслуживанию,  а  также  заготовляются  имущество,   материалы   и
   инструменты, необходимые подменному экипажу;
       г) освобождается необходимое количество  жилых  помещений  для
   подменного  экипажа,  остальные  с  приходом  в порт закрываются и
   опломбируются;
       д) весь судовой инвентарь, не используемый подменным экипажем,
   убирается в кладовые судна, помещения закрываются и опломбируются;
       е) судовые помещения,  емкости и оборудование подготавливаются
   к производству сварочных и других огневых работ.  Если  БТО  имеет
   зачистную  станцию,  эти  работы  могут  быть  занесены в перечень
   работ,  подлежащих выполнению в период  межрейсового  технического
   обслуживания.   В   отдельных  случаях  при  отсутствии  зачистной
   станции,   по   заранее    согласованному    решению,    зачистные
   подготовительные  работы  могут  выполняться  подменным экипажем в
   период МРТО.
       6.2.7. Перечень  мероприятий,  подлежащий  выполнению основным
   судовым экипажем до прихода  судна  в  порт,  может  быть  уточнен
   судовладельцем  исходя из особенностей типа и назначения судна,  а
   также специфики его эксплуатации.
       Для исключения  взаимных  претензий  при сдаче-приемке судна в
   порту данный перечень должен быть разработан  заранее  по  каждому
   типу  судов в виде инструкции,  согласованной с руководством БТО и
   утвержденной главным инженером судовладельца.
       6.2.8. Готовность  к  МРТО проверяется с приходом судна в порт
   комиссией,  назначаемой приказом судовладельца.  В состав комиссии
   входят ответственные специалисты БТО, МСС, других заинтересованных
   отделов  и  служб  судовладельца.  Функции  этой  комиссии   может
   выполнять постоянно действующая комиссия судовладельца по проверке
   технического состояния судов.
       6.2.9. Если    при   осмотре   судна   комиссией   установлена
   неподготовленность его к началу МРТО,  об этом составляется акт, а
   капитан судна после выполнения требований комиссии обязан вторично
   предъявить судно к осмотру.
       6.2.10. Устанавливается    следующий    порядок   оперативного
   снабжения производственных цехов и участков БТО:
       а) дефектовочная   группа  отдела  главного  технолога  (бюро,
   группы технологии) при  разработке  плана-задания  на  межрейсовое
   техническое  обслуживание судна определяет материалоемкость заказа
   и подготавливает  заявку  на  материально-техническое  обеспечение
   работ;
       б) заявка  согласовывается  с  МСС  и   передается   в   отдел
   материально-технического обеспечения,  копия заявки направляется в
   производственные цехи и участки БТО;
       в) производственные    цехи    и    участки    БТО    получают
   сменно-запасные  части,   материалы   и   инструмент   в   объеме,
   определенном заявкой для данного заказа.
       6.2.11. Порядок  хранения  на  складах  БТО,  а  также  выдачи
   материалов,  инструмента,  запасных  частей и изделий неснижаемого
   запаса,  узлов  и  механизмов  обменного   фонда   устанавливается
   специальным распоряжением начальника БТО.
   
                  6.3. Постановка судна на межрейсовое
                        техническое обслуживание
   
       6.3.1. С момента прихода судна  в  порт  и  до  выхода  его  в
   очередной  рейс все действия его личного состава,  БТО,  отделов и
   служб судовладельца и  порта  по  данному  судну  регламентируются
   графиком межрейсовой обработки судна в порту.
       6.3.2. График межрейсовой обработки  судна  в порту определяет
   номенклатуру  работ   и   сроки   их   выполнения,   ответственных
   исполнителей по каждой работе и лиц,  контролирующих их исполнение
   (Приложение 2).
       6.3.3. График   составляется  отделом  (службой)  эксплуатации
   флота,  согласовывается  с  рыбным  портом,  БТО,  МСС  и  отделом
   материально-технического    обеспечения    и   после   утверждения
   руководством судовладельца имеет силу приказа.  График  передается
   исполнителям не позднее чем за сутки до прихода судна в порт.
       6.3.4. В соответствии с перечнем ремонтных работ и с  графиком
   межрейсовой  обработки  судна в порту службами БТО разрабатывается
   план-задание по межрейсовому обслуживанию судна,  где  все  работы
   распределяются  между  производственными  цехами  и участками БТО,
   устанавливается срок их  исполнения  и  определяется  трудоемкость

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное