Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
08.09.2017
USD
57.14
EUR
68.24
CNY
8.79
JPY
0.52
GBP
74.59
TRY
16.67
PLN
16.1
 

ПРАВИЛА МПС РФ ОТ 26.05.2000 N ЦРБ-756 ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ-756) (РЕД. ОТ 03.07.2001)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
       9.11. Локомотивы   и  вагоны,  не  принадлежащие  организациям
   федерального железнодорожного транспорта и выходящие на пути общей
   сети железных дорог,  должны соответствовать требованиям настоящих
   Правил. Порядок обращения такого подвижного состава на путях общей
   сети  железных дорог устанавливается МПС России,  а порядок выхода
   локомотивов на станцию примыкания - начальником отделения железной
   дороги,  а  при  отсутствии  в  составе  железной дороги отделений
   железной дороги - заместителем начальника железной дороги.
   
                        Глава 10. КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ
   
       10.1. Каждая колесная пара должна  удовлетворять  требованиям,
   установленным     соответствующей    инструкцией    по    осмотру,
   освидетельствованию,   ремонту   и   формированию   колесных   пар
   подвижного состава,  утверждаемой МПС России, и иметь на оси четко
   поставленные знаки  о  времени  и  месте  формирования  и  полного
   освидетельствования колесной пары, а также клейма о приемке ее при
   формировании.
       Знаки и  клейма  ставятся в местах,  предусмотренных правилами
   маркировки.
       Колесные пары  в  установленном  порядке  должны  подвергаться
   осмотру  под   подвижным   составом,   обыкновенному   и   полному
   освидетельствованиям,    а   при   подкатке   регистрироваться   в
   соответствующих журналах или паспортах.
       10.2. Расстояние    между    внутренними   гранями   колес   у
   ненагруженной колесной пары должно быть 1440 мм.  У локомотивов  и
   вагонов,  а  также  специального  самоходного  подвижного состава,
   обращающихся в поездах со скоростью свыше 120 км/ч  до  140  км/ч,
   отклонения  допускаются  в  сторону  увеличения  не более 3 мм и в
   сторону уменьшения не более  1  мм,  при  скоростях  до  120  км/ч
   отклонения  допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более
   3 мм.
       10.3. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в
   поездах подвижной состав и специальный подвижной состав с трещиной
   в  любой  части  оси  колесной пары или трещиной в ободе,  диске и
   ступице  колеса,  при  наличии  остроконечного  наката  на  гребне
   колесной  пары,  а  также  при  следующих  износах  и повреждениях
   колесных  пар,  нарушающих  нормальное   взаимодействие   пути   и
   подвижного состава:
       а) при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч:
       прокат по кругу  катания  у  локомотивов,  мотор  -  вагонного
   подвижного состава, пассажирских вагонов - более 5 мм;
       толщина гребня  более  33 мм или менее 28 мм у локомотивов при
   измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте  гребня
   30  мм,  а  у  подвижного  состава  с  высотой  гребня 28 мм - при
   измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
       б) при скоростях движения до 120 км/ч:
       прокат по  кругу  катания  у  локомотивов,  а  также у мотор -
   вагонного подвижного состава  и  пассажирских  вагонов  в  поездах
   дальнего   сообщения   -  более  7  мм,  у  мотор  -  вагонного  и
   специального самоходного подвижного состава и пассажирских вагонов
   в  поездах  местного  и  пригородного  сообщений  - более 8 мм,  у
   вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов - более 9 мм;
       толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм у  локомотивов  при
   измерении  на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня
   30 мм,  а у подвижного состава  с  высотой  гребня  28  мм  -  при
   измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
       в) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм,  измеряемый
   специальным шаблоном;
       г) ползун  (выбоина)  на  поверхности  катания  у локомотивов,
   мотор - вагонного и специального подвижного  состава,  а  также  у
   тендеров  паровозов  и вагонов с роликовыми буксовыми подшипниками
   более 1 мм, а у тендеров более 2 мм.
       При обнаружении  в  пути следования у вагона,  кроме моторного
   вагона  мотор  -  вагонного  подвижного  состава  или  тендера   с
   роликовыми  буксовыми  подшипниками,  ползуна  (выбоины)  глубиной
   более 1 мм,  но не более 2  мм  разрешается  довести  такой  вагон
   (тендер) без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не свыше
   100 км/ч,  грузовой - не  свыше  70  км/ч)  до  ближайшего  пункта
   технического  обслуживания,  имеющего средства для замены колесных
   пар.
       При величине ползуна у вагонов, кроме моторного вагона мотор -
   вагонного подвижного состава,  от  2  до  6  мм,  у  локомотива  и
   моторного  вагона  мотор  - вагонного подвижного состава,  а также
   специального  самоходного  подвижного  состава  от  1  до   2   мм
   допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью 15
   км/ч,  а при величине ползуна соответственно свыше 6 до  12  мм  и
   свыше  2 до 4 мм - со скоростью 10 км/ч,  где колесная пара должна
   быть заменена. При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4
   мм  у  локомотива  и моторного вагона мотор - вагонного подвижного
   состава разрешается следование со скоростью 10  км/ч  при  условии
   вывешивания  или  исключения  возможности  вращения колесной пары.
   Локомотив при этом  должен  быть  отцеплен  от  поезда,  тормозные
   цилиндры  и  тяговый  электродвигатель  (группа электродвигателей)
   поврежденной колесной пары отключены.
       При включении  грузовых  вагонов  в  пассажирские поезда нормы
   содержания колесных пар должны удовлетворять нормам, установленным
   для пассажирских поездов.
   
       Глава 11. ТОРМОЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И АВТОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
   
       11.1. Подвижной состав и специальный подвижной  состав  должны
   быть оборудованы автоматическими тормозами,  а пассажирские вагоны
   и локомотивы, кроме того, электропневматическими тормозами.
       Автоматические и   электропневматические   тормоза  подвижного
   состава и специального подвижного состава  должны  содержаться  по
   установленным  МПС  России  нормам  и  обладать  управляемостью  и
   надежностью   действия   в   различных   условиях    эксплуатации,
   обеспечивать плавность торможения,  а автоматические тормоза также
   остановку поезда при  разъединении  или  разрыве  воздухопроводной
   магистрали   и  при  открытии  стоп  -  крана  (крана  экстренного
   торможения).
       Автоматические и   электропневматические   тормоза  подвижного
   состава и  специального  подвижного  состава  должны  обеспечивать
   тормозное  нажатие,  гарантирующее остановку поезда при экстренном
   торможении на расстоянии не более тормозного  пути,  определенного
   по расчетным данным, утвержденным МПС России.
       11.2. Автоматические тормоза должны  обеспечивать  возможность
   применения  различных режимов торможения в зависимости от загрузки
   вагонов, длины состава и профиля пути.
       Стоп -  краны  в  пассажирских  вагонах  и  мотор  -  вагонном
   подвижном  составе  устанавливаются  в тамбурах,  внутри вагонов и
   пломбируются.
       В специальном  самоходном  подвижном составе при необходимости
   устанавливаются стоп - краны или другие устройства для экстренного
   торможения.
       11.3. Локомотивы,  пассажирские вагоны,  мотор  -  вагонный  и
   специальный   самоходный   подвижной  состав  оборудуются  ручными
   тормозами.  Часть грузовых вагонов по  нормам  МПС  России  должна
   иметь переходную площадку со стоп - краном и ручным тормозом.
       Допускается эксплуатация   почтовых   и   багажных    вагонов,
   построенных до 1 января 1970 г., без ручных тормозов.
       Ручные тормоза подвижного состава и  специального  самоходного
   подвижного  состава  должны  содержаться по установленным нормам и
   обеспечивать установленное МПС России расчетное тормозное нажатие.
       11.4. Все части рычажной тормозной передачи,  разъединение или
   излом которых может вызвать выход из габарита или падение на путь,
   должны иметь предохранительные устройства.
       11.5. Подвижной состав и специальный подвижной  состав  должны
   быть оборудованы автосцепкой.
       Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна
   быть:
       у локомотивов, пассажирских и грузовых
       порожних вагонов не более                - 1080 мм;
       у локомотивов и пассажирских вагонов
       с людьми не менее                        - 980 мм;
       у грузовых вагонов (груженых) не менее   - 950 мм;
       у специального подвижного состава:
       в порожнем состоянии  не более           - 1080 мм;
       в груженом - не менее                    - 980 мм.
       Для подвижного  состава  и  специального  подвижного  состава,
   выпускаемого из ремонта,  высота оси автосцепки над уровнем  верха
   головок  рельсов  устанавливается МПС России и должна обеспечивать
   соблюдение указанных норм в эксплуатации (при наибольших износах и
   нагрузках).
       Разница по   высоте   между   продольными   осями   автосцепок
   допускается не более:
       в грузовом поезде                        - 100 мм;
       между локомотивом и первым груженым
       вагоном грузового поезда                 - 110 мм;
       в пассажирском поезде, следующем со
       скоростью до 120 км/ч                    - 70 мм;
       то же со скоростью 121 - 140 км/ч        - 50 мм;
       между локомотивом и первым вагоном
       пассажирского поезда                     - 100 мм;
       между локомотивом и
       подвижными единицами специального
       подвижного состава                       - 100 мм.
       Автосцепка пассажирских   вагонов  должна  иметь  ограничители
   вертикальных перемещений.
       Автосцепка специального  подвижного  состава,  работающего  по
   технологии  совместно   в   сцепе,   должна   иметь   ограничитель
   вертикальных перемещений.
       11.6. Ответственным  за  техническое   состояние   автосцепных
   устройств и правильное сцепление вагонов в составе поезда является
   осмотрщик вагонов,  выполнявший техническое  обслуживание  состава
   поезда перед отправлением.
       При прицепке вагонов к поезду на станциях, где нет осмотрщиков
   вагонов, а также при маневровой работе ответственным за правильное
   сцепление вагонов является руководитель маневров.
       За правильное    сцепление    локомотива    или   специального
   самоходного   подвижного   состава,   используемого   в   качестве
   локомотива,  соответственно  с  первым  вагоном  поезда или другим
   специальным подвижным  составом  ответственным  является  машинист
   локомотива   или   специального  самоходного  подвижного  состава,
   используемого в качестве локомотива.  Отцепка поездного локомотива
   от  состава  и  прицепка  к  составу  (в  том  числе разъединение,
   соединение и подвешивание тормозных рукавов,  открытие и  закрытие
   концевых  кранов)  должны  производиться  работниками локомотивной
   бригады.
       Отцепка поездного   локомотива   от   пассажирского   состава,
   оборудованного  электрическим отоплением,  производится работником
   локомотивной  бригады,  а  при   обслуживании   локомотива   одним
   машинистом   -   осмотрщиком  вагонов  только  после  разъединения
   поездным     электромехаником     высоковольтных     междувагонных
   электрических   соединителей.   Разъединение  электрических  цепей
   отопления производится при опущенном токоприемнике.
       Выполнение операций по прицепке поездного локомотива к составу
   и  отцепке  его  от  состава  грузового и пассажирского поезда при
   обслуживании локомотива одним машинистом возлагается на осмотрщика
   вагонов, а на станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и
   на перегонах - в пассажирском поезде - на начальника  (механика  -
   бригадира)   пассажирского  поезда,  в  грузовом  -  на  машиниста
   локомотива.
   
              Глава 12. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
             ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СПЕЦИАЛЬНОГО САМОХОДНОГО
                           ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
   
       12.1. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в
   поездах   подвижной  состав  и  специальный  самоходный  подвижной
   состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения, а
   также  ставить  в  поезда  грузовые  вагоны,  состояние которых не
   обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Не допускается выдача
   под   поезда,   обслуживаемые   одним   машинистом,   локомотивов,
   выработавших установленный срок службы.
       Не допускается включать в поезда пассажирские вагоны,  имеющие
   неисправности    электропневматического    тормоза,     отопления,
   электрооборудования, вентиляции и другие неисправности, нарушающие
   нормальные условия  перевозки  пассажиров,  а  также  пассажирские
   вагоны  с радиокупе (штабные) с неисправной радиосвязью начальника
   (механика  -  бригадира)   пассажирского   поезда   с   машинистом
   локомотива.
       Вагоны, включаемые в пассажирские поезда с  электроотоплением,
   должны   быть   оборудованы  системой  автоматического  управления
   электроотоплением, а электровозы - устройством отбора мощности для
   высоковольтного отопления.
       Требования к  техническому  состоянию  подвижного  состава,  а
   также    порядок   его   технического   обслуживания   и   ремонта
   устанавливаются МПС России.
       12.2. Система  технического  обслуживания и ремонта подвижного
   состава,  нормы межремонтных пробегов и порядок постановки  его  в
   ремонт устанавливаются МПС России.
       Технические указания и  типовые  технологические  процессы  по
   техническому    обслуживанию    и   ремонту   подвижного   состава
   утверждаются соответствующими департаментами МПС России.
       12.3. Ответственными  за  качество  выполненного  технического
   обслуживания и ремонта и безопасность движения подвижного  состава
   и    специального    подвижного    состава   являются   работники,
   непосредственно  осуществляющие  его  техническое  обслуживание  и
   ремонт,  мастера и руководители соответствующих заводов,  депо,  в
   том  числе  депо  для  специального  подвижного  состава,  путевых
   машинных  станций,  дистанций,  мастерских  и пунктов технического
   обслуживания.
   
             Техническое обслуживание и ремонт локомотивов,
              мотор - вагонного и специального самоходного
                           подвижного состава
   
       12.4. Техническое состояние локомотивов,  мотор - вагонного  и
   специального  самоходного подвижного состава должно систематически
   проверяться при техническом обслуживании  локомотивными  бригадами
   или   бригадами   специального   самоходного  подвижного  состава,
   комплексными   и   специализированными   бригадами   на    пунктах
   технического  обслуживания  и  в  основных депо,  путевых машинных
   станциях и депо для специального  подвижного  состава,  оснащенных
   современными  диагностическими  средствами,  а  также периодически
   контролироваться руководством  депо,  отделения  железной  дороги,
   службы  локомотивного  хозяйства  или службы,  которой принадлежит
   специальный самоходный подвижной состав, и ревизорским аппаратом.
       При техническом обслуживании проверяется:
       состояние и  износ  оборудования,  узлов  и   деталей   и   их
   соответствие установленным размерам;
       исправность действия  устройств   безопасности   и   устройств
   радиосвязи,  тормозного  оборудования  и  автосцепного устройства,
   контрольных,  измерительных и сигнальных  приборов,  электрических
   цепей.
       Не допускается  выпускать  локомотивы,  мотор  -  вагонный   и
   специальный самоходный подвижной состав в эксплуатацию,  у которых
   имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
       неисправность прибора для подачи звукового сигнала;
       неисправность пневматического,         электропневматического,
   электрического, ручного тормозов или компрессора;
       неисправность или   отключение   хотя   бы   одного   тягового
   электродвигателя, неисправность привода передвижения;
       неисправность вентилятора   холодильника   дизеля,    тягового
   электродвигателя или выпрямительной установки;
       неисправность автоматической  локомотивной  сигнализации   или
   устройств безопасности;
       неисправность скоростемера и регистрирующего устройства;
       неисправность устройств поездной и маневровой радиосвязи, а на
   мотор - вагонном подвижном составе - неисправность связи "пассажир
   - машинист";
       неисправность автосцепных устройств, в том числе обрыв цепочки
   расцепного рычага или его деформации;
       неисправность системы подачи песка;
       неисправность прожектора,    буферного    фонаря,   освещения,
   контрольного или измерительного прибора;
       трещина в   хомуте,  рессорной  подвеске  или  коренном  листе
   рессоры, излом рессорного листа;
       трещина в корпусе буксы;
       неисправность буксового или моторно - осевого подшипника;
       отсутствие или   неисправность  предусмотренного  конструкцией
   предохранительного устройства от падения деталей на путь;
       трещина или   излом  хотя  бы  одного  зуба  тяговой  зубчатой
   передачи;
       неисправность кожуха  зубчатой передачи,  вызывающая вытекание
   смазки;
       неисправность защитной блокировки высоковольтной камеры;
       неисправность токоприемника;
       неисправность средств пожаротушения;
       неисправность устройств защиты от токов  короткого  замыкания,
   перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля;
       появление стука, постороннего шума в дизеле;
       неисправность питательного     прибора,     предохранительного
   клапана,  водоуказательного  прибора,  течь   контрольной   пробки
   огневой коробки котла паровоза;
       отсутствие защитных кожухов электрооборудования;
       неисправность гидродемпферов, аккумуляторной батареи.
       12.5. Локомотивы и мотор - вагонный подвижной состав,  а также
   специальный   самоходный   подвижной   состав  при  круглогодичной
   эксплуатации,  два раза в год (весной и осенью) должны комиссионно
   осматриваться в соответствии с порядком, установленным МПС России.
       12.6. Локомотивные,  а также установленные на мотор - вагонном
   и специальном самоходном подвижном составе устройства безопасности
   и  поездной  радиосвязи  должны  периодически   осматриваться   на
   контрольном  пункте  с  проверкой  действия  и  регулировкой  этих
   устройств.
       Такие контрольные  пункты должны быть в основных депо,  в депо
   для специального подвижного  состава,  а  при  необходимости  -  в
   пунктах   технического   обслуживания   и  оборота  локомотивов  и
   специального самоходного подвижного состава.
       12.7. Установленные   на   локомотивах   и  мотор  -  вагонном
   подвижном составе,  а также на  специальном  самоходном  подвижном
   составе   манометры   и   предохранительные  клапаны  должны  быть
   запломбированы,  а контрольные пробки на  котлах  паровозов  иметь
   клейма.  На  электровозах  и тепловозах должны быть запломбированы
   также аппараты и приборы,  регистрирующие расход электроэнергии  и
   топлива.
       Устройства электрической   защиты,   средства   пожаротушения,
   пожарная  сигнализация и автоматика на электровозах,  тепловозах и
   мотор - вагонном подвижном составе,  манометры,  предохранительные
   клапаны,  воздушные резервуары на локомотивах,  мотор - вагонном и
   специальном  самоходном  подвижном  составе  и  паровые  котлы  на
   локомотивах  должны подвергаться испытанию и освидетельствованию в
   установленные сроки.
       12.8. Состав  локомотивных  бригад  и порядок обслуживания ими
   локомотивов и мотор - вагонных поездов,  в  том  числе  конкретный
   порядок    при    обслуживании   локомотивов   одним   машинистом,
   устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от  типа
   локомотивов и мотор - вагонных поездов, а также от местных условий
   на основе систем обслуживания,  утвержденных  МПС  России.  Состав
   бригады     специального     самоходного     подвижного    состава
   устанавливается в зависимости от его типа и назначения при условии
   выделения  работников для управления данным специальным самоходным
   подвижным составом и обслуживания в транспортном режиме.
       При электрической   и   тепловозной  тяге  одной  локомотивной
   бригадой могут обслуживаться несколько локомотивов  или  постоянно
   соединенных секций, управляемых из одной кабины.
       Допускается поэтапное введение обслуживания локомотивов  одним
   машинистом  по  мере  обеспечения  и  оборудования их устройствами
   безопасности в соответствии с пунктом 9.9 и другими  требованиями,
   установленными настоящими Правилами.
       Разрешается обслуживание одним машинистом локомотивов, занятых
   на вывозной, передаточной, диспетчерской и хозяйственной работе, в
   подталкивании,  при маневровой  работе,  в  грузовом  движении  на
   малодеятельных участках, не имеющих затяжных спусков и подъемов, а
   также поездных локомотивов в пассажирском движении на локомотивной
   тяге.
       12.9. Не допускается оставлять  на  деповских  путях  и  путях
   предприятий  в  рабочем  состоянии локомотивы,  мотор - вагонный и
   специальный самоходный подвижной состав без наблюдения  работника,
   знающего  правила  их обслуживания и умеющего их остановить,  а на
   остальных станционных путях - без машиниста или его помощника.
       12.10. На  каждом  паровозе,  работающем  на  твердом топливе,
   должны  быть  исправные  искроуловительные  или   искрогасительные
   приборы.
   
               Техническое обслуживание и ремонт вагонов
   
       12.11. Техническое  обслуживание и ремонт вагонов производятся
   в  пунктах  технического  обслуживания  грузовых  и   пассажирских
   вагонов,  дирекциях по обслуживанию пассажиров, вагонных депо и на
   заводах.
       При техническом обслуживании проверяется:
       состояние и  износ  узлов  и   деталей   и   их   соответствие
   установленным размерам;
       исправность действия  тормозного  оборудования,  буферного   и
   автосцепного    устройств,    привода   генератора   и   крепления
   подвагонного оборудования.  При этом обращать особое  внимание  на
   исправность цепочек расцепного рычага, автосцепки, а также отпуска
   автотормозов;
       состояние и исправность ходовых  частей  (тележек).  Суммарный
   зазор  между  скользунами  с  обеих  сторон  тележки  у всех типов
   четырехосных грузовых вагонов,  включая  хоппер  -  дозаторы  типа
   ЦНИИ-ДВЗ,  должен  быть  не  более  20  мм и не менее 4 мм,  кроме
   хопперов для  перевозки  угля,  горячего  агломерата,  апатитов  и
   хоппер  -  дозаторов ЦНИИ-2,  ЦНИИ-3,  думпкаров ВС-50,  у которых
   зазор должен быть не более 12 мм и не менее 6 мм,  а  у  думпкаров
   ВС-80, ВС-82, ВС-85 - не более 20 мм и не менее 12 мм.
       Зазоры между  скользунами  соединительной и шкворневой балок с
   обеих сторон одного конца восьмиосной цистерны в сумме должны быть
   от 4 до 15 мм;
       исправность кузовов   и    котлов    цистерн,    гарантирующая
   сохранность перевозимых грузов;
       исправность переходных  площадок,   специальных   подножек   и
   поручней;
       наличие и исправность устройств,  предохраняющих от падения на
   путь деталей и оборудования подвижного состава.
       Не допускается подача под  погрузку  грузов  и  посадку  людей
   неисправных   вагонов   и   без  предъявления  их  к  техническому
   обслуживанию.  О признании  их  годными  должна  быть  произведена
   запись в специальном журнале.
       Порожние вагоны,  подаваемые под погрузку на станции,  где нет
   пунктов   технического  обслуживания,  а  также  груженые  вагоны,
   которые намечено использовать  на  таких  станциях  под  сдвоенные
   операции,  должны  быть  осмотрены,  а  в  необходимых  случаях  и
   отремонтированы на  ближайшем  пункте  технического  обслуживания,
   расположенном перед станцией погрузки.
       Порядок предъявления вагонов  к  техническому  обслуживанию  и
   уведомления  об  их  годности устанавливается начальником железной
   дороги.
       12.12. На  станциях  формирования  и  расформирования,  в пути
   следования  -  на  станциях,  предусмотренных  графиком   движения
   поездов,   каждый   вагон   поезда   должен   пройти   техническое
   обслуживание,  а при выявлении неисправности - отремонтирован.  На
   этих станциях организуется безотцепочный ремонт вагонов.
       На станциях, где нет пунктов технического обслуживания, каждый
   вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен
   для следования до ближайшей станции,  имеющей  пункт  технического
   обслуживания.
       Порядок предъявления поездов  к  техническому  обслуживанию  и
   уведомления  об  их готовности,  а также порядок осмотра и ремонта
   вагонов перед постановкой в поезд на  станциях,  где  нет  пунктов
   технического  обслуживания,  устанавливаются  начальником железной
   дороги.
       12.13. Работники  пунктов технического обслуживания грузовых и
   пассажирских  вагонов  должны  своевременно  и  в  соответствии  с
   технологическим  процессом и графиком движения поездов производить
   техническое обслуживание и ремонт вагонов.
       Ответственными за   безопасность   движения   и  проследование
   вагонов  в  исправном  состоянии  в  составе  поезда  в   пределах
   гарантийного участка являются работники указанных пунктов.
       Гарантийные участки для грузовых  поездов  устанавливаются:  в
   пределах  одной  дороги - начальником железной дороги;  в пределах
   двух и более дорог - МПС России в  соответствии  с  согласованными
   железными    дорогами   нормативами,   определяемыми   исходя   из
   протяженности  участков   обращения   локомотивов,   необходимости
   проведения   полного   опробования   автотормозов,   качественного
   технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.
       Работники станций формирования составов пассажирских поездов и
   станций  оборота  составов  несут  ответственность  за  безопасное
   проследование  пассажирских  вагонов  в  составе  поезда от пункта
   формирования  до  конечного  пункта  расформирования  (назначения)
   поезда.
   
                 Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
   
                   Глава 13. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
   
       13.1. Основой  организации  движения  поездов  является график
   движения,  который объединяет деятельность  всех  подразделений  и
   выражает  заданный  объем  эксплуатационной работы железных дорог.
   График  движения  поездов  -  непреложный  закон  для   работников
   железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из
   важнейших качественных показателей работы железных  дорог.  График
   движения поездов утверждается Министром путей сообщения Российской
   Федерации или его первым заместителем.
       Соблюдение графика   движения  поездов  и  предупреждение  его
   нарушений должно быть главным для  всех  работников,  связанных  с
   организацией движения поездов.
       Движение поездов   по   графику   обеспечивается   соблюдением
   действующих  нормативов,  правильной  организацией  и  выполнением
   технологического   процесса   работы   станций,   депо,    тяговых
   подстанций,    пунктов    технического   обслуживания   и   других
   подразделений железных дорог, связанных с движением поездов.
       Нарушение графика   движения   поездов   не   допускается.   В
   исключительных случаях, когда из-за отказа технических средств или
   явлений  стихийного бедствия происходит нарушение графика движения
   поездов,  работники всех служб обязаны принимать оперативные  меры
   для  ввода в график опаздывающих пассажирских и грузовых поездов и
   обеспечивать их безопасное проследование.
       13.2. График движения поездов должен обеспечивать:
       удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;
       безопасность движения поездов;
       эффективное использование пропускной и  провозной  способности
   участков и перерабатывающей способности станций;
       рациональное использование подвижного состава;
       соблюдение установленной  продолжительности непрерывной работы
   локомотивных бригад;
       возможность производства   работ   по  текущему  содержанию  и
   ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.
       13.3. Назначение и отмена поездов производятся:
       а) пассажирских дальнего,  местного и пригородного  сообщений,
   почтово - багажных и грузопассажирских,  следующих в пределах двух
   и более железных дорог,  - заместителем Министра  путей  сообщения
   Российской  Федерации,  а  в  пределах  одной  железной  дороги  -
   начальником железной дороги.
       Начальник отделения   железной  дороги,  а  при  отсутствии  в
   составе железной дороги отделений железной  дороги  -  заместитель
   начальника   железной   дороги   вправе   назначать   и   отменять
   дополнительные  пригородные  поезда,   обращающиеся   в   пределах
   отделения железной дороги.  Отмена пригородных поездов постоянного
   обращения,  курсирующих в пределах отделения железной  дороги  или
   железной  дороги,  производится  с  разрешения начальника железной
   дороги;
       б) воинских,  людских, ускоренных грузовых и грузовых поездов,
   следующих в пределах двух  и  более  дорог,  -  в  соответствии  с
   порядком,  установленным  МПС России,  а в пределах одной железной
   дороги - начальником железной дороги;
       в) восстановительных  и  пожарных  поездов,  снегоочистителей,
   локомотивов  без  вагонов,  специального  самоходного   подвижного
   состава,   хозяйственных  и  других  поездов,  не  предусмотренных
   графиком движения, - поездным диспетчером.
       Назначение каждого   поезда,   не   предусмотренного  графиком
   движения,  объявляется поездным диспетчером  с  указанием  порядка
   следования поезда.
       13.4. Каждому  поезду   присваивается   номер,   установленный
   графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные
   номера, а поездам обратного направления - нечетные.
       Кроме номера,   каждому   грузовому   поезду  на  станции  его
   формирования  присваивается  индекс,  который  не  изменяется   до
   станции расформирования.
       Поездам, не   предусмотренным   графиком   движения,    номера
   присваиваются при их назначении.
       13.5. Поезда делятся на:
       А. Внеочередные      -      восстановительные,       пожарные,
   снегоочистители,  локомотивы  без вагонов,  специальный самоходный
   подвижной  состав,  назначаемые  для  восстановления   нормального
   движения и для тушения пожара.
       Б. Очередные - в порядке приоритетности:
       1) пассажирские скоростные;
       2) пассажирские скорые;
       3) пассажирские всех остальных наименований;
       4) почтово - багажные,  воинские, грузопассажирские, людские и
   ускоренные грузовые поезда;
       5) грузовые   (сквозные,   участковые,   сборные,    вывозные,
   передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
       В. Поезда,  назначаемые  по  особым  требованиям,  очередность
   которых устанавливается при назначении.
       13.6. Движение поездов производится  по  московскому  поясному
   времени в 24-часовом исчислении.
       Показание времени на часах должно быть одинаковым на всей сети
   железных дорог.
       В служебных   помещениях,   в   парках   путей   станций,   на
   пассажирских  платформах и в помещениях для пассажиров должны быть
   установлены часы.  Установка,  ремонт  и  содержание  настенных  и
   наружных  электрических  часов,  находящихся  в местах работы лиц,
   связанных  с  движением  поездов   и   обслуживанием   пассажиров,
   возлагаются на работников службы сигнализации и связи.
   
                      Глава 14. РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ
   
       14.1. Движение   поездов   производится  с  разграничением  их
   раздельными пунктами.
       Раздельными пунктами   являются  станции,  разъезды,  обгонные
   пункты и путевые  посты,  проходные  светофоры  автоблокировки,  а
   также  границы  блок  -  участков  при автоматической локомотивной
   сигнализации,    применяемой    как    самостоятельное    средство
   сигнализации и связи.
       14.2. Границами станции являются:
       на однопутных участках - входные светофоры;
       на двухпутных участках по каждому в отдельности главному  пути
   с  одной стороны - входной светофор,  а с другой - сигнальный знак
   "Граница станции",  установленный на расстоянии не менее 50  м  за
   последним выходным стрелочным переводом.
       На двухпутных     участках,     оборудованных     двусторонней
   автоблокировкой,  а  также  где  установлены входные светофоры для
   приема поездов по неправильному пути,  границей станции по каждому
   в отдельности главному пути являются входные светофоры.
       14.3. Каждый  раздельный   пункт,   вспомогательный   пост   и
   пассажирский  остановочный  пункт  должен  иметь  наименование или
   номер.  Наименование должно быть помещено на  пассажирском  здании
   (здании  поста)  с фасада,  с обеих сторон подхода поездов,  а при
   необходимости также на концах пассажирских платформ.
       На пассажирских   остановочных   пунктах,   расположенных   на
   участках с интенсивным движением пригородных поездов, наименование
   пункта,  кроме того,  должно указываться в нескольких местах вдоль
   пассажирской платформы.
       14.4. Железнодорожные  пути  делятся  на главные на перегонах,
   станционные (в том  числе  главные  на  станциях)  и  специального
   назначения.
       Все пути в пределах  станционной  территории,  за  исключением
   переданных  в  ведение  других  служб  и организаций,  находятся в
   распоряжении начальника станции.
       14.5. На станциях каждый путь, стрелочный перевод, станционный
   пост централизации  и  стрелочный  пост,  а  на  перегонах  каждый
   главный путь должен иметь номер.
       Не допускается   устанавливать   одинаковые   номера    путям,
   стрелочным  переводам  и  постам  в  пределах  одной  станции.  На
   станциях,  имеющих отдельные парки,  не допускается  устанавливать
   одинаковые номера путям в пределах одного парка.
       Порядок нумерации путей и стрелочных переводов устанавливается
   МПС России.
   
            Глава 15. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАНЦИИ
   
                            Общие требования
   
       15.1. Порядок   использования   технических   средств  станции
   устанавливается  техническо  -  распорядительным  актом,   которым
   регламентируется безопасный и беспрепятственный прием, отправление
   и проследование поездов по станции, безопасность внутристанционной
   маневровой работы и соблюдение требований охраны труда.
       Порядок, установленный  техническо  -  распорядительным актом,
   является обязательным для работников всех служб.
       15.2. Техническо    -     распорядительный     акт     станции
   разрабатывается   начальником   станции   на  основе  и  в  полном
   соответствии с настоящими Правилами,  Инструкцией по  сигнализации
   на железных дорогах Российской Федерации,  Инструкцией по движению
   поездов  и  маневровой  работе  на  железных  дорогах   Российской
   Федерации    и    Инструкцией    по   составлению   техническо   -
   распорядительных актов железнодорожных станций.
       Техническо -    распорядительный   акт   станции   проверяется
   ревизором движения и утверждается:
       для станций  сортировочных и пассажирских,  а также грузовых и
   участковых в соответствии с перечнем,  устанавливаемым начальником
   железной дороги, - начальником службы перевозок железной дороги и,
   кроме того,  для указанных станций согласовывается  руководителями
   локомотивных  и  вагонных  депо,  дистанций  пути,  сигнализации и
   связи,  электроснабжения и дирекций по обслуживанию пассажиров для
   пассажирских станций;
       для остальных станций - начальником отдела перевозок отделения
   железной  дороги,  а  при  отсутствии  в  составе  железной дороги
   отделений  железной  дороги  -  заместителем   начальника   службы
   перевозок железной дороги.
       К техническо    -    распорядительному    акту     прилагаются
   схематический  план  станции  и  в  зависимости от местных условий
   необходимые инструкции.
       Выписки из   техническо   -   распорядительного  акта,  а  для
   дежурного по станции копии, заверенные начальником станции, должны
   находиться   в   помещениях   дежурного  по  станции,  маневрового
   диспетчера,   дежурных   по   паркам   и   сортировочным   горкам,
   исполнительных постов централизации,  стрелочных постов, дежурного
   по  локомотивному  депо  и  осмотрщиков  вагонов.  Выписки  должны
   содержать данные, необходимые для соответствующих работников.
       Инструкция по составлению техническо - распорядительных  актов
   железнодорожных  станций и формы указанных актов разрабатываются и
   утверждаются МПС России.
   
                   Эксплуатация стрелочных переводов
   
       15.3. Стрелки, расположенные на главных и приемо - отправочных
   путях, а также охранные должны находиться в нормальном положении.
       Нормальным положением для стрелок является:
       входных на   главных   путях   станций   однопутных   линий  -
   направление с каждого конца станции на разные пути;
       входных на   главных   путях   станций   двухпутных   линий  -
   направление по соответствующим главным путям;
       всех остальных  на  главных  путях  перегонов  и  станций,  за
   исключением стрелок,  ведущих в предохранительные  и  улавливающие
   тупики, - направление по соответствующим главным путям;
       ведущих в   предохранительные   и   улавливающие   тупики    -
   направление в эти тупики.
       На станциях  малодеятельных  линий,  где   обслуживание   двух
   стрелочных постов осуществляется одним дежурным стрелочного поста,
   а также где не предусмотрены в штате работники  службы  перевозок,
   нормальное  положение  входных стрелок на главных путях однопутных
   линий устанавливается начальником отделения железной дороги, а при
   отсутствии  в  составе железной дороги отделений железной дороги -
   главным инженером железной дороги.
       Нормальное положение   стрелок   указывается   знаком  плюс  в
   таблицах  взаимозависимости   положения   стрелок   и   сигнальных
   показаний     светофоров    в    маршрутах.    Для    станций    с
   нецентрализованными стрелками нормальное их положение, кроме того,
   указывается   в  техническо  -  распорядительном  акте  станции  и
   выписках  из  него.  В  необходимых  случаях  начальником  станции
   устанавливается  нормальное  положение нецентрализованных стрелок,
   не включенных в зависимость с сигналами и маршрутами,  ведущих  на
   станционные  пути,  выделенные  для  стоянки  восстановительных  и
   пожарных поездов, вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми
   материалами) и т.п.
       Установленное нормальное положение  обозначается  на  станинах
   стрелок и на кожухах приводов стрелок электрической централизации.
       Стрелки в другое положение могут переводиться при:
       приготовлении маршрутов для приема и отправления поездов;
       маневровой работе;
       занятии путей подвижным составом;
       необходимости ограждения мест препятствий и производства работ
   на станционных путях;
       очистке, проверке и ремонте стрелок.
       На станциях с электрической централизацией установка стрелок в
   нормальное  положение  необязательна,  за   исключением   стрелок,
   ведущих  в  предохранительные,  улавливающие тупики,  сбрасывающих
   стрелок,  которые должны устанавливаться  в  нормальное  положение
   устройствами  автоматического  возврата,  а  при  их  отсутствии -
   дежурным по станции.
       15.4. Стрелочный перевод, уложенный на перегоне, приписывается
   к  одной  из  соседних  станций  или  же   у   места   ответвления
   устраивается пост.
       Порядок технического  обслуживания,  освещения,  охраны   этих
   стрелочных  переводов,  а также порядок хранения ключей от стрелок
   устанавливается  начальником  отделения  железной  дороги,  а  при
   отсутствии  в  составе железной дороги отделений железной дороги -
   главным инженером железной дороги.
       15.5. Каждый пост  управления  стрелками  и  сигналами  должен
   находиться   в   ведении   только  одного  работника,  являющегося
   ответственным за перевод управляемых им стрелок и  сигналов  и  за
   безопасность движения:  станционный пост централизации - в ведении
   дежурного по  станции,  исполнительный  -  дежурного  станционного
   поста  централизации,  оператора  поста централизации,  стрелочный
   пост   -   дежурного   стрелочного   поста,   пост   централизации
   механизированной   и   автоматизированной  сортировочной  горки  -
   дежурного  по  сортировочной  горке  или  оператора  сортировочной
   горки.
       Разрешается на станциях обслуживание  двух  стрелочных  постов
   одним  дежурным стрелочного поста,  а отдельных стрелок и постов -
   непосредственно  дежурным  по  станции.  Перечень  таких   станций
   устанавливается  начальником  отделения  железной  дороги,  а  при
   отсутствии в составе железной дороги отделений железной  дороги  -
   главным инженером железной дороги.
       На станциях,  расположенных  на   участках   с   диспетчерской
   централизацией,  ответственным  за  перевод  стрелок  и управление
   сигналами является поездной диспетчер.
       15.6. Для  контроля  за  работой дежурных стрелочного поста на
   станциях в зависимости от путевого развития,  характера  и  объема
   маневровой  работы назначаются старшие дежурные стрелочного поста.
   На  станциях,   перечень   которых   устанавливается   начальником
   отделения  железной  дороги,  а  при отсутствии в составе железной
   дороги  отделений  железной  дороги  -   заместителем   начальника
   железной   дороги,   старшие   дежурные  стрелочного  поста  могут
   назначаться   непосредственно   для   обслуживания    поста    или
   одновременно  для  обслуживания поста и контроля за работой других
   дежурных стрелочных постов,  расположенных в стрелочном районе. На
   центральные  посты диспетчерской централизации и станционные посты
   централизации на станциях, кроме поездных диспетчеров или дежурных
   по станции, могут назначаться операторы поста централизации.
       15.7. Перед приемом и отправлением  поезда  должны  запираться
   стрелки,  непосредственно входящие в маршрут приема и отправления,
   а также охранные.
       Перевод централизованных  стрелок  при  приготовлении маршрута
   для приема и отправления поездов производится дежурным по  станции
   или  по  его  указанию  оператором поста централизации.  Перевод и
   запирание нецентрализованных стрелок  при  приготовлении  маршрута
   для   приема   или   отправления   поездов  производятся  дежурным
   стрелочного поста, старшим дежурным стрелочного поста или дежурным
   по станции при обслуживании им стрелок.
       15.8. Ключи от  запертых  в  маршрутах  приема  и  отправления
   поездов  нецентрализованных  стрелок,  не  оборудованных  ключевой
   зависимостью,  должны храниться  у  дежурного  по  станции  или  у
   старшего   дежурного   стрелочного  поста,  а  оборудованных  -  в
   исполнительном аппарате на стрелочном посту или в распорядительном
   аппарате дежурного по станции.
       Ключи от   запертых   стрелок,   не   оборудованных   ключевой
   зависимостью,  на перегонах, а также на приемо - отправочных путях
   промежуточных  станций  при  занятии  этих  путей  составами  (без
   локомотивов)  или отдельными вагонами должны храниться у дежурного
   по  станции.  Порядок   хранения   ключей   от   других   наиболее
   ответственных  стрелок  (ведущих  на пути,  выделенные для стоянки
   вагонов с опасными грузами  1  класса  (взрывчатыми  материалами),
   восстановительных   и  пожарных  поездов,  стрелок  съездов  между
   главными путями,  улавливающих тупиков и  т.п.)  и  перечень  этих
   стрелок  устанавливаются  в  техническо  -  распорядительном  акте
   станции.
       15.9. Перевод    стрелок    при    маневровых    передвижениях
   производится  сигналистами  или  дежурными  стрелочного  поста  по
   распоряжению лица, руководящего маневрами.
       При маневровых  передвижениях  на  станциях  с   электрической
   централизацией  перевод стрелок осуществляется дежурным по станции
   или оператором поста централизации.  В случае передачи  стрелок  с
   центрального  на  местное  управление,  а  также  при производстве
   маневров  на   нецентрализованных   стрелках,   не   обслуживаемых
   дежурными   стрелочного   поста,   допускается   перевод   стрелок
   работниками составительских или локомотивных бригад, кондукторами,
   дежурными по паркам,  дежурными по станциям,  начальником станции,
   приемосдатчиками  груза  и  багажа,   работниками   локомотивного,
   вагонного  депо  и  другими.  Перечень станций с указанием номеров
   таких стрелок,  а также работников, которым разрешается их перевод
   при    производстве   маневров,   и   порядок   перевода   стрелок
   устанавливаются  начальником  отделения  железной  дороги,  а  при
   отсутствии  в  составе железной дороги отделений железной дороги -
   заместителем начальника железной дороги.
       Перед переводом   централизованной  стрелки  обслуживающий  ее
   работник  должен  в   соответствии   с   порядком,   установленным
   Инструкцией  по  движению  поездов и маневровой работе на железных
   дорогах Российской Федерации,  убедиться  в  том,  что  стрелочный
   перевод не занят подвижным составом.
       15.10. При  необходимости  выполнения  работ  по  ремонту   на
   стрелочном  переводе  сигналист  или  дежурный  стрелочного  поста
   (старший   дежурный   стрелочного   поста)   может   допустить   к
   производству  ремонта  работников  дистанции  пути  или  дистанции
   сигнализации и связи только по разрешению дежурного по станции.
       По окончании  ремонта  сигналист,  дежурный  стрелочного поста
   (старший дежурный стрелочного поста) обязаны убедиться в том,  что
   состояние стрелочного перевода обеспечивает безопасное движение, и
   доложить об этом дежурному по станции.
       15.11. Стрелочные  переводы на станционных путях,  в том числе
   стрелочные переводы примыкающих путей, переданных в ведение других
   служб и организаций, находятся в распоряжении начальника станции.
       Стрелочные переводы  на  путях  других  служб  и   организаций
   находятся в распоряжении начальников соответствующих подразделений
   железных дорог и организаций.
       Начальники станций  и  соответствующих  подразделений  обязаны
   обеспечивать содержание стрелочных  переводов,  находящихся  в  их
   распоряжении,   в   чистоте   и   исправности,  а  также  чистоту,
   исправность действия и хорошее освещение стрелочных указателей.
       15.12. Контроль  технического состояния,  чистка,  смазывание,
   закрепление и замена отдельных болтов осуществляются:
       нецентрализованных стрелочных  переводов  -  обслуживающими их
   дежурными стрелочного поста;
       централизованных стрелочных  переводов - работниками дистанции

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное