Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ (УТВ. МИНКУЛЬТУРЫ СССР 23.05.1979)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   на одном уровне с планшетом.
       III.9.7.6. Механизм рампы должен иметь блокировку, которая  при
   достижении рампой крайних положений автоматически его отключает.
   
                    з 8. Телескопические подъемники
   
       III.9.8.1.   Телескопические   подъемники   для   осветительных
   приборов  постановочного  освещения  должны  устанавливаться   так,
   чтобы  они  не  мешали  работе декорационных  подъемов  или  других
   постановочных устройств.
       III.9.8.2.  В рабочем положении расстояние между осветительными
   приборами,   смонтированными  на  телескопических  подъемниках,   и
   декорациями или одеждой сцены должно быть не менее 0,5 м.
       III.9.8.3.  Телескопические подъемники  должны  иметь  надежную
   фиксацию выдвинутой конструкции в рабочем положении.
       III.9.8.4. При установке телескопических подъемников в трюме их
   конструкция  должна обеспечивать (как в рабочем, так и  в  убранном
   состоянии) закрытие проема в планшете сцены.
       III.9.8.5. Пульт управления телескопического подъемника  должен
   находиться в месте хорошего обзора игровой площадки.
   
           Глава 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
                             СЦЕН, ЭСТРАД
   
                         з 1. Общие требования
   
       III.10.1.1.  Приказом  по  театру, концертному  залу  из  числа
   инженерно-технических   работников   (механики,   электромеханики),
   которому   подчинен   персонал,   должно   быть   назначено   лицо,
   ответственное  за  исправное  состояние механического  оборудования
   сцены, эстрады.
       III.10.1.2.    Ответственность    за    исправное     состояние
   механического  оборудования  сцены, эстрады  может  быть  возложена
   только на одно лицо.
       III.10.1.3.   Лицо,   ответственное  за   исправное   состояние
   механического   оборудования   сцены,   должно   знать   устройство
   сценического  оборудования, настоящие Правила, инструкции  заводов-
   изготовителей сценического оборудования.
       III.10.1.4.   Лицо,   ответственное  за   исправное   состояние
   механического оборудования сцены, эстрады, обязано обеспечить:
       - содержание сценических механизмов в исправном состоянии путем
   проведения  регулярных осмотров и ремонтов в  установленные  сроки,
   систематического   контроля   за   правильным   ведением    журнала
   периодических  осмотров  и  своевременного  устранения   выявленных
   неисправностей,  а  также  регулярного  личного  осмотра   лебедок,
   тормозов, тросов и других ответственных механизмов;
       -  обслуживание и ремонт грузоподъемных механизмов обученным  и
   аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и  достаточные
   навыки  по выполнению работ, а также периодическую проверку  знаний
   обслуживающего   персонала  не  реже  чем  через   12   месяцев   и
   систематический инструктаж его;
       -   обслуживающий  персонал  производственными  инструкциями  и
   выполнение  этим персоналом содержащихся в инструкциях указаний  по
   обслуживанию сценических механизмов;
       -  своевременную  остановку и проведение испытаний  сценических
   механизмов;
       -  хранение паспортов и технической документации на сценические
   механизмы,  а  также  ведение журналов аттестации  и  периодической
   проверки знаний персонала;
       -  обслуживание  сценических механизмов постоянно  закрепленным
   персоналом;
       -  своевременное  расследование аварий  и  несчастных  случаев,
   связанных с работой сценических механизмов.
       III.10.1.5.   При   выявлении  неисправностей   в   сценических
   механизмах  лицо,  ответственное  за  исправное  состояние,  должно
   принять меры к их устранению.
       В   частности,   не   должна  допускаться  работа   сценических
   механизмов до устранения:
       - трещин в металлоконструкциях и механизмах;
       -  ослабления креплений в стыках металлоконструкций или деталей
   механизмов;
       -  неисправности механизмов или недопустимом износе их деталей,
   канатов, стяжек, и т.п.;
       -  неисправности  концевых  выключателей,  сигнальных  приборов
   тормозов и т.п.
       III.10.1.6.  Сценические  механизмы  не  должны  допускаться  к
   эксплуатации без испытаний, предусмотренных настоящими  "Правилами"
   или заводскими инструкциями.
       III.10.1.7.  Приказом  по  театру, концертному  залу  из  числа
   руководящих  работников постановочной части  на  каждый  спектакль,
   концерт  назначается лицо, ответственное за безопасное производство
   работ  на  сцене  по  перемещению декораций  и  людей  сценическими
   механизмами.
       III.10.1.8.  Лицо,  ответственное  за  безопасное  производство
   работ  на  сцене  по  перемещению декораций  и  людей  сценическими
   механизмами,   должно  иметь  понятие  об  устройстве   сценических
   механизмов  и  знать: правила подвески декораций,  грузоподъемность
   сценических    механизмов,    назначение    приборов    управления,
   сигнализацию,  нормы браковки канатов; правильные способы  подвески
   грузов;   порядок  производства  работ  при  проведении  спектакля,
   настоящие "Правила", инструкции для машинистов сцены.
       III.10.1.9.  Лицо,  ответственное  за  безопасное  производство
   работ  по  перемещению декораций и людей сценическими  механизмами,
   выполняет  предписания лица, ответственного за исправное  состояние
   механического оборудования.
       III.10.1.10.  Лицо,  ответственное за  безопасное  производство
   работ  по  перемещению декораций и людей сценическими  механизмами,
   обязано:
       -  организовать  ведение работ в соответствии с  монтировочными
   листами и паспортом спектакля;
       -   постоянно   контролировать  выполнение   машинистами   сцен
   инструкций;
       - не допускать перегрузки сценических механизмов;
       -  непосредственно руководить работой по подъему и  перемещению
   декораций двумя или несколькими сценическими подъемами;
       -   ставить  вопрос  о  наказании  машинистов  сцены  и  других
   работников, виновных в нарушении инструкций по безопасному  ведению
   работ.
       III.10.1.11.   При   авариях   и   несчастных   случаях   лицо,
   ответственное  за  безопасное  производство  работ  по  перемещению
   декораций  и  людей  сценическими  механизмами,  должно  немедленно
   принять   меры  по  оказанию  пострадавшим  медицинской  помощи   и
   поставить в известность администрацию театра, концертного  зала,  а
   также  обеспечить  до  прибытия инспектора сохранность  обстановки,
   если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и  не
   нарушает порядок работы.
   
         з 2. Требования техники безопасности при эксплуатации
                      механического оборудования
   
       III.10.2.1. При загрузке рамы противовеса или стержня отпускать
   груз до фиксации его в пазах нижележащего груза воспрещается.
       III.10.2.2.   При  загрузке  или  разгрузке  рамы   противовеса
   становиться на борта ограждений воспрещается.
       III.10.2.3.    Загрузка   противовесов   должна   производиться
   машинистом  сцены,  под руководством ответственного  за  безопасное
   производство работ на сцене по команде ведущего спектакль.
       III.10.2.4.  Все  механизмы сценических  подъемов  подвергаются
   осмотрам и испытаниям:
       а) после установки перед пуском в работу;
       б) ежегодно перед открытием сезона;
       в)   при   перестановке  на  другое  место,  ремонте  и  замене
   ответственных   деталей  (станины,  креплений,  зубчатых   передач,
   тормозов, каната и других).
       III.10.2.5. Испытания сценических подъемов проводятся:
       а)  статические - путем подвешивания на 15 минут груза,  массой
   превышающего номинальную грузоподъемность сценического  подъема  на
   25%;
       б)  динамические - путем подъема из нижнего положения в верхнее
   груза,    массой    превышающего    номинальную    грузоподъемность
   сценического  подъема  на  10%,  и  проверкой  надежности  действия
   тормозов  при  опускании  груза. При этом запас  торможения  должен
   быть не менее 2,5-кратного.
       III.10.2.6.  Перед  подъемом или спуском  декораций  противовес
   уравновешивается  с  таким расчетом, чтобы вес  загруженной  штанги
   был   несколько   легче   противовеса.   Освобождать   штангу    от
   подвешенного оформления до разгрузки противовеса воспрещается.
       III.10.2.7.  Поднимать  и опускать груз ручными  декорационными
   подъемами разрешается только с рабочей галереи.
       III.10.2.8.  Для  безопасного подъема и спуска крупногабаритных
   декораций  необходимо соседние подъемы отводить с помощью  веревок.
   Отводные веревки должны крепиться к специальным приспособлениям  на
   ограждениях рабочих галерей.
       III.10.2.9.   При  подъеме  и  спуске  декорационных   подъемов
   необходимо   внимательно  следить,  чтобы  штанги  или   декорации,
   висящие  на  них, не раскачивались и не задевали отводную  веревку,
   переходные мостики, софиты, декорации на планшете сцены.
       III.10.2.10. При управлении декорационными подъемами  машинисты
   сцены  должны  следить за равномерным натяжением  всех  канатов.  В
   случае   опускания  штанги  на  планшет  сцены,   когда   произошло
   ослабление   натяжения  канатов,  производить  подъем  штанги   без
   предварительной проверки тросовой системы воспрещается.
       III.10.2.11.   При   подъеме   одной   декорации    несколькими
   индивидуальными  подъемами их количество следует определять  исходя
   из  суммарной грузоподъемности лебедок, с учетом коэффициента:  при
   двух  лебедках  -  0,7; при трех и более - 0,5.  Натяжение  канатов
   должно быть равномерным. При подъеме и спуске перекос декораций  не
   допускается.   Для  этого  включение  и  выключение  электролебедки
   должно  быть  одновременным. При возникновении неисправности,  хотя
   бы  в  одном  индивидуальном подъеме, подъем или спуск груза  нужно
   немедленно остановить.
       III.10.2.12.  При  использовании  индивидуального  подъема  для
   подъема   одной   декорации  на  двух  и  более   подвесах   должны
   применяться  канаты  строго  выверенной  длины  для  каждой   точки
   крепления.
       III.10.2.13.     Изменение    направлений     изгиба     каната
   индивидуального подъема должно осуществляться при помощи  установки
   на колосниках дополнительного блока.
       III.10.2.14.  При  подвеске оформления  спектакля,  концерта  к
   индивидуальным  подъемам  необходимо  присутствие  на  колосниковой
   площадке  машиниста  сцены, который обязан  следить  за  правильной
   укладкой  тросов в ручьи блоков индивидуальных подъемов. Поправлять
   трос  под  нагрузкой при подъеме и спуске декораций и  перекидывать
   веревки и тросы через бруски колосниковой площадки воспрещается.
       III.10.2.15.  Вход  технического персонала на подъемно-опускной
   осветительский   мостик   разрешается  только   с   одного   уровня
   переходных консольных мостиков галерей.
       III.10.2.16.  При обслуживании и производстве  ремонтных  работ
   оставлять   на  софитных  фермах  лампы,  светофильтры,  инструмент
   воспрещается.
       III.10.2.17. Проводить обслуживание и ремонтные работы в период
   репетиций, спектаклей, концертов воспрещается.
       III.10.2.18. Во время движения софит-моста световая  аппаратура
   не должна выступать за габариты конструкции моста.
       III.10.2.19. Доступ на софит-мост разрешается только  обученным
   лицам.  Количество людей, одновременно находящихся на  мостике,  не
   должно превышать более двух человек.
       III.10.2.20.  Перед  рабочим пуском  противопожарного  занавеса
   необходимо  убедиться,  что  на пути  занавеса  нет  декораций  или
   предметов, мешающих движению.
       III.10.2.21.  На  планшете сцены должна быть  четко  обозначена
   краской проекция противопожарного занавеса "красная" линия.
       Размещать   декорации  и  предметы  оформления   спектакля   на
   "красной" линии воспрещается.
       III.10.2.22.  Во  время опускания или подъема  противопожарного
   занавеса находиться под занавесом воспрещается.
       III.10.2.23.   Пуск  противопожарного  занавеса  из   машинного
   помещения, где установлена лебедка, при нормальной эксплуатации  не
   разрешается.
       III.10.2.24.   Пуск   лебедки  противопожарного   занавеса   из
   машинного   помещения  разрешается  только   в   процессе   наладки
   механизмов,   с  обязательным  присутствием  на  сцене   работника,
   поддерживающего связь с помещением лебедки.
       III.10.2.25.  Рабочий  пуск  занавеса  разрешается:   дежурному
   работнику   пожарной   охраны,   начальнику   пожарной   охраны   и
   ответственному за безопасное производство работ на сцене.
       III.10.2.26.   Использовать  противопожарный  занавес   не   по
   назначению воспрещается.
       III.10.2.27.  После окончания монтажных работ, перед  открытием
   театрального   сезона   следует   произвести   опробование   работы
   противопожарного занавеса.
       III.10.2.28.  Обслуживание и ремонт механизмов противопожарного
   занавеса  проводятся  только  под  руководством  ответственного  за
   исправное состояние механического оборудования сцены.
       III.10.2.29. Во время подъема или спуска площадок  с  людьми  в
   трюме  должен  находиться  машинист  сцены,  эстрады,  который  при
   аварийных   ситуациях,  возникших  в  трюме,  немедленно  прекратит
   подъем или спуск площадок.
       III.10.2.30.  Артисты,  которые  будут  находиться  на   сцене,
   эстраде  во  время работы подъемно-опускных устройств, должны  быть
   предварительно проинструктированы. При этом следует  указать  время
   подъема   или   спуска   площадок  по  ходу  спектакля,   концерта;
   обозначить   границы   используемых   площадок;   показать    место
   нахождения   людей.  С  артистами,  которые  будут  непосредственно
   подниматься  или  опускаться, ответственный  за  работу  механизмов
   должен  лично  провести  несколько подъемов и  опусканий.  Артисты,
   прошедшие инструктаж, расписываются в журнале учета инструктажа  по
   технике безопасности.
       III.10.2.31.  Перед началом акта, в котором используются  люки-
   провалы, их границы на планшете отмечаются мелом в четырех  точках.
   Артисты,   занятые   в   этом  акте,  обязательно   предупреждаются
   помощником режиссера о моменте открытия люков машинистом сцены.
       III.10.2.32.  Перед  началом  спектакля  необходимо   проверить
   исправность каждого люка, осмотреть и прочистить его. Перед  актом,
   в  котором  люк  применяется,  необходимо  еще  раз  проверить  его
   работу.
       III.10.2.33.  К  работе  с  люками-провалами  допускаются  лишь
   подготовленные    работники   художественно-постановочной    части,
   прошедшие специальный инструктаж.
       III.10.2.34.  Ответственный  за  работу  на  сцене  практически
   показывает  актеру, как он должен вести себя на  сцене  при  работе
   люка-провала.   Артист,  прошедший  инструктаж,   расписывается   в
   журнале учета инструктажа по технике безопасности.
       III.10.2.35.   Управление  вращением   круга,   кольца   должно
   осуществляться  только  помощником режиссера  или  по  его  команде
   дежурным машинистом сцены.
       III.10.2.36.  Перед  началом спектакля или  во  время  антракта
   круг,  кольцо  необходимо прокрутить. При этом все  находящиеся  на
   сцене в этот момент работники должны быть предупреждены.
       III.10.2.37.  Декорации, устанавливаемые на вращающемся  круге,
   кольце,   подъемно-опускных  площадках,   фурках,   должны   прочно
   прикрепляться  к  настилу;  не должны выступать  за  их  границы  и
   соприкасаться во время движения с подвешенными декорациями.
       III.10.2.38.   Перед   открытием  рампы  необходимо   проверить
   отсутствие  на щитах людей, деталей оформления и других оставленных
   предметов.
       III.10.2.39. Включение привода механизма рампы, находящегося  в
   открытом  положении,  когда  внутри  рампы  установлена  переносная
   светотехническая аппаратура, воспрещается.
       III.10.2.40.  Перед  пуском  антрактного  занавеса   необходимо
   освободить путь движения полотнищ занавеса от декораций,  мебели  и
   т.п.
       III.10.2.41.  В  случае  заедания кареток  или  других  поломок
   электропривод антрактного занавеса, панорам, горизонта должен  быть
   немедленно отключен.
       III.10.2.42.  Использовать полотнище антрактного  занавеса  для
   подвески декоративного оформления воспрещается.
       III.10.2.43.  При движении холста горизонта и панорам  машинист
   сцены  обязан следить, чтобы он не цеплялся за декорации  и  другие
   предметы, находящиеся на сцене.
       III.10.2.44. Работа дымовых люков должна регулярно проверяться.
   В  зимний  период  необходимо следить, чтобы  кромки  по  периметру
   клапанов не смерзались.
       III.10.2.45.  При  работе  на  передвижной  осветительной  раме
   электроосветители должны пользоваться предохранительными поясами.
       III.10.2.46.  Закладные  рейки  щелей  планшета   сцены   перед
   передвижением  портальных  кулис  должны  выниматься,  а  после  их
   установки по марке немедленно закладываться.
       III.10.2.47.  Нормы  и сроки испытания подъемных  механизмов  и
   приспособлений общего применения приводятся в приложении 17.
   
                 з 3. Требования техники безопасности
                  при эксплуатации полетных устройств
   
       III.10.3.1.   Перед   проведением   полета   ответственный   за
   безопасное  производство  работ на  сцене  проверяет:  снабжена  ли
   полетная  люлька  или  пояс  артиста направляющим  шнуром;  наличие
   шнура  на  сцене;  находится  ли на месте  рабочий,  сопровождающий
   полет;  отодвинута  ли  в  конечном пункте  полета  мягкая  кулиса;
   находится  ли  на  месте  работник, отводящий  кулису,  надежно  ли
   прикреплен артист к люльке или поясу.
       III.10.3.2.     Подвесные    декорации,     расположенные     в
   непосредственной   близости   от   дороги   полета,   должны   быть
   освобождены от декораций.
       III.10.3.3. Для предупреждения самопроизвольных поворотов люлек
   полетных  устройств  к  ним предварительно  привязываются  отводные
   шнуры или веревки.
       III.10.3.4. Актеры допускаются к полетам только после получения
   письменного заключения врача, разрешающего участвовать  в  полетах,
   а    также   после   прохождения   предварительных   тренировок   в
   репетиционных  условиях.  Перед  каждым  полетом  ответственный  за
   безопасное  производство работ проводит с  актерами  инструктаж  по
   технике безопасности с соответствующей записью в журнале.
       III.10.3.5.    Проверка   и   испытание   полетных    устройств
   производятся   каждый   раз  до  начала  работы.   После   проверки
   устройства доступ к нему посторонних лиц воспрещается.
       III.10.3.6.  При  смене  канатов, ремонте  механизмов  или  при
   увеличении   рабочих  нагрузок  следует  производить   внеочередные
   испытания полетных устройств.
       III.10.3.7.  Полетные  устройства  подвергаются  испытаниям   в
   статическом положении и динамике:
       при  статическом испытании груз массой на 25% больше расчетного
   подвешивается  к  каретке,  перемещается  на  середину   дороги   и
   удерживается в таком положении не менее 15 минут;
       при динамическом испытании груз массой на 10% больше расчетного
   поднимается  не  менее  5 раз от нижнего до  верхнего  положения  с
   одновременным  горизонтальным перемещением каретки по  всей  дороге
   туда и обратно не менее двух раз.
       III.10.3.8. Все работы по техническому обслуживанию  и  ремонту
   полетного устройства заносятся в его технический паспорт.
       III.10.3.9.  При полетах все места остановки людей и  декораций
   необходимо  отмечать  знаками (марками),  надежно  укрепленными  на
   подъемном  и  ведущем канатах. Марки, обозначающие конечные  пункты
   полета, должны иметь особо отличительные признаки.
       III.10.3.10.  Перед  полетом должна быть проверена  исправность
   световой сигнализации.
       III.10.3.11.  Состав  работников,  производящих  каждый  полет,
   должен быть по возможности одним и тем же.
       III.10.3.12.  Пояса для полетов следует хранить  в  специальном
   шкафу и запирать на замок.
   
                  з 4. Требования к стальным канатам
   
       III.10.4.1.  Стальные канаты, применяемые в качестве  грузовых,
   тяговых  и  несущих  в сценических подъемах и другом  оборудовании,
   должны  соответствовать  действующим государственным  стандартам  и
   иметь   сертификат   (свидетельство)  завода-изготовителя   об   их
   испытании.  В  случае  получения канатов, не  снабженных  указанным
   свидетельством,  они  должны подвергнуться  испытанию.  Паспорта  с
   результатами  испытания  должны  храниться  у  главного   механика.
   Канаты,   не   снабженные  свидетельством  об   их   испытании,   к
   использованию не допускаются.
       Браковка   находившихся  в  работе  стальных  канатов  (тросов)
   производится по числу обрывов проволок на длине одного шага  свивки
   (см. приложение N 18).
       III.10.4.2.  При  заплетке  каната  последняя  пробивка  каждой
   прядью   должна   производиться  половинным  числом   ее   проволок
   (половиной сечения пряди). Число пробивок каната каждой прядью  при
   заплетке должно быть не менее:
   
   -------------------------------------------T---------------------¬
   ¦           Диаметр каната, мм             ¦Число проколов каждой¦
   ¦                                          ¦   прядью, не менее  ¦
   +------------------------------------------+---------------------+
   ¦До 15                                     ¦          4          ¦
   ¦Свыше 15 до 28                            ¦          5          ¦
   ¦Свыше 28 до 60                            ¦          6          ¦
   L------------------------------------------+----------------------
   
       Допускается  последний  прокол  делать  половинным  количеством
   прядей каната.
       Количество зажимов определяется при проектировании,  но  должно
   быть не менее трех.
       Шаг  расположения зажимов и длина свободного  конца  каната  от
   последнего  зажима  должны равняться не менее чем  шести  диаметрам
   каната.
       Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.
       III.10.4.3.   Крепление  каната  к  барабану   лебедок   должно
   производиться  надежным  способом, допускающим  возможность  замены
   каната.  В случае применения прижимных планок количество их  должно
   быть не менее двух.
       Длина  свободного конца каната от последнего зажима на барабане
   должна  быть  не  менее двух диаметров каната.  Изгибать  свободный
   конец каната под прижимной планкой или возле нее не разрешается.
       III.10.4.4. Стальные проволочные канаты, применяемые в качестве
   грузовых,  несущих  и  тяговых, должны быть  при  проектировании  и
   перед установкой на грузоподъемную машину проверены расчетом:
   
                                 P
                                --- >= K,
                                 S
   
       где:  P  -  разрывное  усилие каната в  целом,  принимаемое  по
   сертификату,  а  при  проектировании - по  данным  Государственного
   стандарта, в Н;
       S   -   наибольшее  натяжение  ветви  каната  с  учетом  к.п.д.
   полиспаста (без учета динамических нагрузок), в Н;
       K - коэффициент запаса прочности.
       Если  в  сертификате  или  в свидетельстве  об  испытании  дано
   суммарное  разрывное  усилие, величина  P  должна  быть  определена
   умножением   суммарного   разрывного  усилия   на   0,83   или   на
   соответствующий   коэффициент,  определенный  по   государственному
   стандарту на канат выбранной конструкции.
       III.10.4.5.  Для декорационных и индивидуальных  подъемов,  для
   механизма   антрактного   и   циркулярного   занавесов   и   других
   сценических механизмов применяются только сухие стальные канаты.
   
                  з 5. Требования к пеньковым канатам
   
       III.10.5.1.  Пеньковые канаты, применяемые в ручных сценических
   механизмах, должны соответствовать действующим ГОСТ.
       III.10.5.2.  Пеньковые канаты применяются для  ручных  приводов
   сценических механизмов только после их предварительной вытяжки  при
   помощи системы блоков и ручной монтажной лебедки.
       III.10.5.3. Заплетка петли у пенькового каната должна иметь  не
   менее двух полных и двух половинных пробивок.
       III.10.5.4.  Использовать пеньковые  канаты  в  механизмах  для
   подъема людей воспрещается.
       III.10.5.5. Применять смоляные канаты в сценических  механизмах
   воспрещается.
   
                 з 6. Требования к карабинам и кольцам
   
       III.10.6.1. Карабины и кольца должны изготавливаться из  мягкой
   стали,  на них не должно быть раковин, выбоин, ржавчины,  трещин  и
   других дефектов.
       III.10.6.2. Карабины должны открываться только внутрь  и  иметь
   замки, гарантирующие от случайного раскрытия.
       III.10.6.3.  Кольца  и  карабины  перед  установкой  необходимо
   испытывать двойной нагрузкой не менее 15 минут.
       III.10.6.4.  На  каждом кольце или карабине ставится  клеймо  с
   обозначением допустимой максимальной нагрузки.
       III.10.6.5.   В   процессе  эксплуатации  кольца   и   карабины
   осматриваются  и освидетельствуются одновременно с  осмотром  всего
   механизма.
   
                            Глава 11. ЛИФТЫ
   
       III.11.1. Здания театров, концертных залов с количеством этажей
   более  3-х  должны, как правило, оборудоваться лифтами. В отдельных
   случаях  для  доставки зрителей на верхние этажи могут устраиваться
   эскалаторы.
       III.11.2.  Лифты  пассажирские, грузопассажирские,  грузовые  с
   проводником  должны  применяться  только  стандартного  типа.   Для
   доставки    крупногабаритных   декораций   на   сцену   допускается
   применение специальных грузовых лифтов без сопровождающего.
       III.11.3. Лифты всех типов в театрах и концертных залах  должны
   отвечать  требованиям "Правил устройства и безопасной  эксплуатации
   лифтов", утвержденным Госгортехнадзором.
       III.11.4.   Изготовление  нестандартных   лифтов   может   быть
   разрешено  только  по  согласованию  с  Госгортехнадзором  СССР   и
   поручено   специализированному   заводу,   имеющему   условия   для
   качественного выполнения работ по производству лифтов.
       III.11.5.   Реконструкция  лифта:  перенос  лебедки,  изменение
   конструкции    узлов,    влияющих   на   безопасность,    повышение
   грузоподъемности  или  скорости,  а  также  другие   конструктивные
   изменения, вызывающие повышение нагрузок на рабочие элементы  лифта
   или    изменение   электрической   схемы   управления,   -    может
   производиться  только по проекту, разработанному специализированной
   организацией по лифтам.
       III.11.6.  Лицом, ответственным за исправное состояние  лифтов,
   может   быть  назначен  инженерно-технический  работник,   которому
   подчинен  персонал, обслуживающий лифт, после проверки  его  знаний
   "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" комиссией  под
   председательством инспектора Госгортехнадзора.
       III.11.7.    При   наличии   договора   со   специализированной
   организацией   о   ведении  технического  надзора   ответственность
   театра, концертного зала определяется договором.
       III.11.8. Фамилия, имя, отчество и подпись лица, ответственного
   за  исправное состояние и безопасное действие лифтов,  должны  быть
   занесены в паспорт каждого лифта.
       III.11.9.  Лифтеры, электромеханики, осуществляющие  надзор  за
   лифтами,  должны  быть  обучены  по  соответствующей  программе   и
   аттестованы   в   квалификационной   комиссии.   Лицам,   прошедшим
   аттестацию, должно быть выдано соответствующее удостоверение.
       Лица моложе 18 лет к обслуживанию лифтов не допускаются.
       Эксплуатация  лифтов всех типов производится в  соответствии  с
   "Правилами   устройства   и   безопасной   эксплуатации    лифтов",
   утвержденными Госгортехнадзором.
   
                 Раздел IV. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
   
                 Глава 12. ОСВЕЩЕНИЕ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
   
       IV.12.1. Помещения зрительского комплекса должны иметь  систему
   одного  общего  освещения. Производственные и  служебные  помещения
   оборудуются  как системой одного общего освещения, так  и  системой
   комбинированного   освещения  (совокупность   общего   и   местного
   освещения).  Освещенность в помещениях и на рабочих  местах  должна
   соответствовать   действующим   "Отраслевым   нормам   освещенности
   помещений зрелищных зданий" (приложение 19).
       IV.12.2.    В    помещениях    зрительского    комплекса,     в
   производственных   и   служебных  помещениях   должны   применяться
   следующие виды освещения:
       рабочее освещение во всех помещениях;
       аварийное освещение для продолжения работы - в помещениях касс,
   администратора, охраны, пожарного поста, насосных, ГРЩ,  управления
   освещением      сцены,      телефонной     станции,      аппаратных
   звукокинооборудования, тиристорной ТП, гардеробов.
       IV.12.3.  Аварийное  освещение  для  эвакуации  устраивается  в
   помещениях  для  зрителей (вестибюли, фойе, зрительные  залы)  и  в
   помещениях,  через  которые проходят пути  эвакуации  зрителей,  на
   лестницах,  а  также  в помещениях, где могут находиться  более  50
   человек.
       IV.12.4. Сцена, эстрада должна иметь следующие виды освещения:
       а)  постановочное освещение для светового оформления спектакля,
   концерта;
       б)  рабочее освещение для обеспечения условий видения во  время
   производства работ на планшете, галереях, колосниках, карманах;
       в) аварийное освещение для эвакуации.
       IV.12.5.  Светильники  и люстры должны регулярно  чиститься:  в
   помещениях   зрительского  комплекса  и  художественно-технического
   персонала - не реже 1 раза в 3 месяца; в помещениях сцены,  эстрады
   и  производственных мастерских (столярной, бутафорской и других)  -
   не реже 1 раза в месяц; в помещениях складов декораций - не реже  1
   раза в 6 месяцев.
       IV.12.6.  При  установке светильников или люстр  для  освещения
   зрительных  залов  и  помещений на высоте более  6  м  должна  быть
   обеспечена  возможность  их  обслуживания  на  месте  установки  (с
   ходовых  мостиков)  или опускания светильников,  люстр  на  высоту,
   доступную для обслуживания с пола.
   
                       з 1. Аварийное освещение
   
       IV.12.1.1.     Аварийное    освещение    должно    обеспечивать
   освещенность:
       для продолжения работы - 5% от нормируемой, но не менее 5 лк;
       для  эвакуации - в помещениях на уровне пола, на  лестницах  не
   менее 1,0 лк.
       Выходы  из зрительного зала, со сцены, эстрады из помещения  на
   путях  эвакуации;  из  помещений, где могут  находиться  более  100
   чел.,   а   также   из  трюма,  с  колосников  и   галерей   должны
   оборудоваться   световыми  указателями   аварийного   освещения   с
   надписью  "Выход".  Световые указатели  "Выход"  в  помещениях  без
   естественного  освещения  должны  быть  включены  в  течение  всего
   времени пребывания в них зрителей или обслуживающего персонала.
       IV.12.1.2.  Сети  аварийного и рабочего освещения  должны  быть
   независимы друг от друга.
       Включение  аварийного  освещения  для  эвакуации  должно   быть
   централизованным.
       IV.12.1.3.  При  питании  театра, концертного  зала  от  одного
   независимого   источника  энергии  резервное   питание   аварийного
   освещения  как  для эвакуации, включая световые указатели  "Выход",
   так   и   для   продолжения   работы   должно   осуществляться   от
   аккумуляторной батареи.
       IV.12.1.4. При питании театра, концертного зала от двух и более
   независимых  источников энергии резервное питание от аккумуляторной
   батареи  может осуществляться только для эвакуационного  аварийного
   освещения и световых указателей "Выход".
       IV.12.1.5.  В  нормальном  режиме  работы  аварийное  освещение
   должно  питаться  от внешнего источника энергии.  При  исчезновении
   напряжения на внешнем источнике питания аварийное освещение  должно
   автоматически переключаться на резервный.
       IV.12.1.6.  Емкость аккумуляторной батареи должна  обеспечивать
   питание  аварийного  освещения в течение  одного  часа.  Напряжение
   питания  аварийного  освещения  от аккумуляторной  батареи  следует
   принимать не выше 42 В. В отдельных случаях аккумуляторные  батареи
   допускаются напряжением выше 42 В.
       IV.12.1.7.   Световые   указатели  аварийного   освещения   для
   эвакуации, устанавливаемые над выходами из помещений, должны  иметь
   две параллельно включенные лампы и иметь надпись "Выход".
       IV.12.1.8.  Светильники аварийного освещения должны  отличаться
   от  светильников рабочего освещения типом или размером  или  же  на
   них должны быть нанесены специальные знаки.
       IV.12.1.9.  Для  аварийного освещения и в  световых  указателях
   "Выход"   должны   применяться  лампы  накаливания.   В   аварийном
   освещении    для   продолжения   работы   допускается    применение
   люминесцентных ламп.
       IV.12.1.10.  Работники пожарной охраны, дежурные,  электрики  и
   сантехники,  машинисты  сцены,  электромеханики  должны  снабжаться
   аккумуляторными или батарейными фонарями.
   
                        з 2. Рабочее освещение
   
       IV.12.2.1.  Для  питания  ламп  светильников  общего  освещения
   должно применяться напряжение не выше 220 В.
       IV.12.2.2.  Освещение  зрительных  залов  должно  быть   плавно
   регулируемым.
       IV.12.2.3.  Включение  рабочего  освещения  в  помещениях   для
   зрителей  (фойе,  вестибюли)  должно  осуществляться  со  щитков  с
   запирающимися дверцами.
       Сеть освещения следует выполнять так, чтобы в период пребывания
   зрителей  на  спектакле,  концерте часть линий  рабочего  освещения
   могла  отключаться,  а часть использоваться для  освещения  прохода
   зрителей и персонала. Это же освещение может быть использовано  при
   уборке помещений.
       IV.12.2.4.  Для  питания  светильников  местного  стационарного
   освещения  с  лампами накаливания должны применяться напряжения:  в
   помещениях  без повышенной опасности - не выше 220 В; в  помещениях
   с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 42 В.
       IV.12.2.5.  Рабочее  освещение планшета  сцены,  эстрады  может
   осуществляться  как  светильниками, специально  установленными  для
   рабочего  освещения,  так  и  белым  светом  камерных  светильников
   постановочного   освещения.  При  этом   управление   должно   быть
   независимым   от   постановочного  освещения  и  осуществляться   с
   планшета и щита осветителя в аппаратной управления светом.
       IV.12.2.6.  Светильники рабочего освещения галерей,  колосников
   должны  устанавливаться так, чтобы их световой поток был  направлен
   в сторону проходов и не вызывал засветки сцены, эстрады.
       IV.12.2.7.   Светильники,  устанавливаемые  на   осветительских
   галереях,  колосниках, трюме на высоте менее 2,5  м,  должны  иметь
   конструкцию,   исключающую  возможность   доступа   к   лампе   без
   специальных  приспособлений. На сцене,  эстраде,  галереях,  трюме,
   колосниках   должны   устанавливаться   штепсельные   розетки   для
   подключения  ручных переносных светильников на напряжение  не  выше
   42 В.
       IV.12.2.8.  Конструкция  и вид исполнения  светильников  должны
   соответствовать номинальному напряжению сети и условиям  окружающей
   среды (приложение 17).
       Использование  открытых  ламп без светильников,  люстр,  бра  в
   зданиях театров, концертных залов воспрещается.
       IV.12.2.9.  Искусственное  освещение  в  артистических  уборных
   может  выполняться как лампами накаливания, так и  люминесцентными.
   При  этом  люминесцентные лампы должны быть теплого света  и  иметь
   спектр  излучения, близкий к лампам накаливания. Система  освещения
   должна быть комбинированная (общее + местное).
       Местным освещением оборудуются гримерные столы.
       Для   подключения   светильников  гримерных  столов   помещения
   артистических  уборных должны оборудоваться штепсельными  розетками
   (по числу устанавливаемых столов).
       IV.12.2.10.    Конструкция   светильников   должна    исключать
   возможность  выпадения  ламп. Все части  светильников  должны  быть
   надежно   укреплены.  Стеклянные  колпаки,  плафоны   должны   быть
   снабжены  тонкими  металлическими сетками,  предохраняющими  их  от
   случайного  падения  (сетки не должны нарушать архитектурную  форму
   светильника).    Эксплуатация    светильников    с    поврежденными
   отражателями, патронами и другими частями воспрещается.
       IV.12.2.11. Подъем и спуск люстр, выносных софитов в зрительном
   зале  должны  осуществляться при помощи  ручных  или  электрических
   лебедок.
       IV.12.2.12.    Электролебедки   должны   иметь   самотормозящую
   передачу, а ручные - грузоупорный тормоз.
       Люстры  и  выносные  софиты, висящие на  тросах,  служащих  для
   подъема  и спуска, кроме того, должны иметь дополнительно "мертвое"
   крепление,  связанное  с  несущими конструкциями  здания  (фермами,
   балками).   Количество   этих  креплений   должно   соответствовать
   количеству точек подвеса люстры или софита.
       IV.12.2.13.   Помещение  для  лебедки  подъема  люстры   должно
   запираться на замок.
       IV.12.2.14.   Подвешивать  к  конструкциям   люстр   какие-либо
   элементы оформления не разрешается.
       IV.12.2.15.   Ежегодно  перед  открытием  театрального   сезона
   приспособления  для  подвешивания  светильников  и   люстр   должны
   подвергаться  испытаниям. При испытаниях они должны  выдерживать  в
   течение  1 ч без повреждений и остаточных деформаций приложенную  к
   ним  нагрузку, равную пятикратной массе светильника, а для  сложных
   многоламповых  люстр  с  массой 1 кН и  более  -  нагрузку,  равную
   двукратной массе люстры плюс 0,8 кН.
   
                     з 3. Постановочное освещение
   
       IV.12.3.1.  Постановочное освещение сцены, эстрады должно  быть
   плавнорегулируемым  и  осуществляться стационарными  и  переносными
   театральными осветительными приборами.
       IV.12.3.2. Для постановочного освещения могут применяться лампы
   накаливания,  галогенные  лампы  и  газоразрядные  источники  света
   (ксеноновые, люминесцентные) на напряжение не выше 220 В.
       IV.12.3.3. Стационарное постановочное освещение должно иметь:
       а)   верхнее  освещение,  светильники  и  прожекторы   которого
   устанавливаются  на  софитных  подъемно-опускных   фермах,   софит-
   мостиках;
       б)    боковое   освещение,   осветительные   приборы   которого
   устанавливаются   на  портальных  кулисах,  осветительских   рамах,
   осветительских галереях, телескопических вышках;
       в)   выносное  освещение,  прожекторы  и  проекционные  приборы
   которого  размещаются  за  пределами сцены,  эстрады:  на  выносных
   софитах  или  в помещениях осветительских галерей, в осветительских
   ложах, в светопроекционных, в рампах.
       Постановочное освещение сцен, эстрад должно иметь не менее  4-х
   цветов (включая белый).
       Вертикальная  освещенность,  создаваемая  на  игровой  площадке
   источниками  белого цвета стационарно установленных светильников  и
   прожекторов   верхнего  выносного  освещения  при   совместном   их
   действии, должна быть не менее 250 лк на высоте 1,75 м от  планшета
   при номинальном напряжении.
       IV.12.3.4.  Вместе  с  осветительной  аппаратурой  верхнего   и
   бокового    освещения   сцены,   эстрады   допускается    размещать
   проекционные приборы для статической и динамической проекции.
       IV.12.3.5.  Прожекторы,  размещаемые в труднодоступных  местах,
   должны  иметь  дистанционное управление поворотом в вертикальной  и
   горизонтальной плоскости, сменой светофильтров и фокусировкой.
       IV.12.3.6.  Осветительная аппаратура переносного постановочного
   освещения   должна  подключаться  только  посредством   театральных
   штепсельных соединений.
       IV.12.3.7. Прожекторы следящего света, в том числе ксеноновые и
   дуговые     "световые     пушки",    в    осветительских     ложах,
   светопроекционных должны устанавливаться так, чтобы  был  обеспечен
   свободный   поворот   световой  аппаратуры   в   горизонтальной   и
   вертикальной   плоскости   и  при  этом   исключалась   возможность
   прикосновения   осветителя   к  поверхности   рядом   расположенных
   прожекторов.
       IV.12.3.8.   Стационарная   осветительная   аппаратура   должна
   подключаться через стандартные театральные штепсельные  соединения.
   Допускается  подключение  производить  непосредственно   от   линий
   питания посредством горячей пайки или зажимов.
       IV.12.3.9. При установке прожекторов, проекционных аппаратов их
   угол   наклона   в  вертикальной  плоскости  не  должен   превышать
   пределов,  указанных  в  паспорте  или  допустимых  для  источников
   света.
       IV.12.3.10. Театральные прожекторы должны надежно фиксироваться
   и  сохранять данное положение при установке на них наиболее тяжелых
   съемных   приспособлений  и  приставок.  При  этом  затяжка   ручек
   фиксатора  должна производиться от руки без применения  инструмента
   или приспособления.
       IV.12.3.11.  Температура  корпусов  театральных  прожекторов  и
   светильников не должна превышать 150 град. C, а ручек управления  -
   45 град. С.
       Мощность   источников   света  (ламп)  должна   соответствовать
   номинальной мощности осветительного прибора, указанной в  паспорте.
   Установка ламп большей мощности, чем номинальная мощность  прибора,
   воспрещается.
       IV.12.3.12.   Все   осветительные   приборы   должны    надежно
   заземляться в случаях, когда напряжение их питания выше 42 В.
       Театральные   прожекторы   и   светильники   с   низковольтными
   источниками  света  12  -  42 В должны подключаться  к  сети  через
   трансформаторы,  у  которых нейтраль, средняя  точка  или  один  из
   выводов   обмотки   низкого  напряжения   должен   быть   заземлен.
   Применение  автотрансформаторов для питания театральных прожекторов
   и светильников воспрещается.
       IV.12.3.13.   Выходные  отверстия  прожекторов  и  светильников
   должны быть защищены предохранительными сетками.
       IV.12.3.14.   Переносная   осветительная   аппаратура    должна
   устанавливаться  на  специальных театральных штативах  или  надежно
   крепиться  на специальные конструкции осветительских галерей,  лож,
   кулис.
       При  размещении переносных осветительных приборов  на  планшете
   необходимо  следить, чтобы они не соприкасались  с  одеждой  сцены,
   декорациями и другими предметами.
       IV.12.3.15.  Осветительная  аппаратура  верхнего   и   бокового
   выносного  освещения сцены должна устанавливаться с таким расчетом,
   чтобы    ее    выступающие   части   не   выходили    за    пределы
   предохранительной сетки.
       IV.12.3.16.  Каждый  осветительный прибор, устанавливаемый  над
   местами  для  зрителей  и  над игровой  площадкой,  должен  надежно
   закрепляться  винтовым  соединением и  дополнительно  прикрепляться
   страховым стальным тросом или цепью.
       IV.12.3.17.  Осветительную аппаратуру  стационарного  освещения
   необходимо  устанавливать  на металлических  конструкциях,  которые
   прочно   крепятся  к  полу,  стене  или  потолку  для   обеспечения
   устойчивости   во   время   работы.  При  установке   осветительной
   аппаратуры необходимо обеспечить удобный подход к каждому  аппарату
   для его обслуживания.
       IV.12.3.18.    Переноска   осветительной   аппаратуры    должна
   производиться    в    брезентовых    рукавицах    или    перчатках,
   предохраняющих персонал от ожогов.
       IV.12.3.19.  Замена  перегоревших ламп и  чистка  светильников,
   прожекторов, диапрожекторов и др. должна производиться  только  при
   выключенном напряжении и в холодном состоянии.
       IV.12.3.20. Осветительные приборы и штепсельные соединения  для
   постановочного    освещения   должны   удовлетворять    действующим
   отраслевым стандартам.
       IV.12.3.21.  Стационарно установленные  штепсельные  соединения
   должны монтироваться в специальных штепсельных коробках.
       IV.12.3.22.    Лючки   в   планшете   сцены   для   подключения
   осветительной  аппаратуры  должны иметь  откидные  крышки,  надежно
   закрывающиеся после подключения аппаратуры.
       IV.12.3.23.  Переносная осветительная аппаратура подсоединяется
   только  гибкими  проводами в резиновой оболочке, имеющей  отдельную
   жилу для заземления.
       IV.12.3.24. Гибкие провода в резиновых оболочках прокладываются
   по  планшету  сцены  с  таким расчетом, чтобы не  мешать  артистам,
   техническому персоналу при переноске декораций, мебели, реквизита.
       IV.12.3.25.   Люстры,   бра  и  светильники,   используемые   в
   оформлении  спектакля  как реквизит, перед включением  должны  быть
   проверены    на   отсутствие   короткого   замыкания,   исправность
   соединительных  проводов.  Подключение  должно  проводиться   через
   театральные штепсельные соединения.
       IV.12.3.26.   В   осветительных  приборах  должны   применяться
   стеклянные  и  пленочные  светофильтры на негорючей  (триацетатной)
   основе.
       IV.12.3.27.  Источники ультрафиолетового излучения должны  быть
   защищены  светофильтрами, изготовленными из специального увиолевого
   "черного"  стекла,  не пропускающего лучи короче  320  ммк.  Стекло
   должно иметь марку и заводской паспорт с данными об испытании.
       IV.12.3.28.  Включение  источников ультрафиолетового  излучения
   без  светофильтров  из  увиолевого "черного"  стекла  воспрещается.
   Полоски  увиолевого  "черного" стекла,  составляющие  светофильтры,
   должны укладываться в металлические рамки плотно друг к другу,  без
   щелей.
   
                     з 4. Регулирующая аппаратура

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное